Как делают елочные игрушки из стекла: Из стекла, огня и воздуха. Как мастера-стеклодувы делают ёлочные игрушки | Новый год

Фабрика счастья: как делают елочные игрушки.: alexcheban — LiveJournal

Вот вы уже выросли, но наверняка помните тот детский восторг, когда родители доставали коробку с елочными игрушками, как вы разматывали запутавшиеся провода новогодней гирлянды, как искали перегоревшую лампочку в ней… А запах свежей ели или сосны, ведь елка обязательно должна быть настоящей, никаких искусственных поделок! Это маленькое детское чудо, быть причастным к созданию праздника — украшению новогодней елки! В Советском Союзе было всего несколько фабрик елочных игрушек, одна из них — в поселке Клавдиево Киевской области.

Но самое интересное, что спустя двадцать лет после распада СССР процесс производства елочных игрушек остается все таким же ручным и винтажным! Вручную разогревают стекло, выдувают шары, раскрашивают их. Абсолютно удивительный флешбек — на других предприятиях компьютеры-конвееры-стерильная чистота, а здесь очень уютный совок. В позитивном понимании этого термина! У меня сегодня отличное продолжение серии праздничных новогодних репортажей! 🙂

1.


Фабрика основана в 1949 году, пережила кризис 90х, но все же восстановила свое функционирование и работает до сих пор, постепенно наращивая объемы производства, стремясь достичь советских показателей.

2.

На самой территории, несмотря на довольно ветхое состояние, все очень ярко и живо, ведь ежедневно сюда приезжают огромное количество детей:

3.

4.

Печки работают на настоящих дровах?! Винтаж и естественность даже в этом 🙂

5.

Перейдем к самому производству, первый этап — это стеклодувный цех:

6.

7.

8.

Исходный материал — это 50см стеклянные трубки, которые производятся в Беларуси.

9.

Трубку разогревают при температуре выше 1000 градусов, из одной трубки получается до 20 шариков или 5-10 «сосулек» или верхушек на елку.

10.

А затем вручную выдувают шары раздичного диаметра, максимальный размер — 150мм. Легкие работников этого цеха выдувают строго дозированный объем воздуха, погрешность не более 5% при кол-ве шаров за смену — 150-200! На выходе получаем прозрачный стеклянный шарик, которому нужно еще 5 минут, чтобы остыть.

11.

Фишай 15мм дает очень прикольный эффект 🙂

Сергей aquatek_filips

12.

Ира siv2203

13.

Следующий этап — серебрение. Вот это как раз самый зрелищный и интересный момент. Все очень просто с точки зрения химии, но очень эффектно воочию. Дети в восторге, экскурсионные группы сменяются каждые 5-7 минут, людей оооочень много!

14.

Вначале в каждую заготовку шарика впрыскивают раствор, состоящий из оксида серебра, аммиака и дистиллированной воды:

15.

Затем окунают в горячую воду (50 градусов) на несколько секунд и встряхивают раствор внутри шарика, внутри шарика происходит т.н. «реакция серебрянного зеркала», когда серебро осаждается на стенках.

Вот здесь еще шарик прозрачный:

16.

А спустя секунду уже серебряный:

17.

18.

Затем шары красят в один фоновый цвет и сушат:

19.

Как же не сделать свой silver-look?! 🙂

20.

21.

22.

На последнем этапе происходит художественно оформление игрушек. Здесь почему-то нельзя снимать, но на деле это никто не контролирует:

23.

24.

25.

Высокие технологии производства здесь не используются, поэтому «голубого экрана смерти» вполне достаточно:

26.

27.

28.

Вот такая «золотая» крошка наносится на игрушку, предварительно обработанную клеем.

29.

Шарик может выдуть каждый, а вы попробуйте выдуть паровозик?! Для этого у работников фабрики есть 3D-принтеры 3D-легкие — 100500 поддувов под определенным углом и интенсивностью потока и паровозик готов!

30.

31.

Каждый работник цеха по художественному оформлению за одну смену делает от 3-4 до 50 игрушек в зависимости от сложности.

32.

Вот таких вот шариков за смену производится 4-6:

33.

34.

35.

36.

37.

38.

Популярное развлечение больших компаний — это игрушки с нанесением логотипа:

39.

40.

Что мне очень понравилось — каждый уголок цеха, который выглядит не очень репрезентативно, закрыт каким-то баннером или растяжкой. Визуально — все скромно, но уютно:

41.

Ну и последний зал, где срезают «шейки» и одевают застежки, а затем и упаковывают шарики. Станок, который производит обрезку, оборудован алмазным кругом:

42.

43.

44.

Для школьников тут проводят мастер-классы и праздники, но людей очень много.

45.

Сколько это стоит?
Стоимость шариков в магазине — от 15гр (2$) c термопечатью до 15-30$ за шарики ручной работы:

46.

47.

Еще есть небольшое помещение — музей, где экспонируются елочные игрушки разных эпох и стран. Но это стоит показать в отдельном репортаже, который я сделаю в ближайшие дни.

Оф. сайт фабрики елочных игрушек: http://www.klavdievo.com
Завод работает обычно начиная с весны и до января в зависимости от заказов, здесь всегла рады гостям. Если у вас дети школьного возраста — очень рекомендую! А вот с малышами делать особо нечего, слишком много людей и это при том, что я был в будний день, в выходной наверное вообще не пройти.

48.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Другие мои репортажи из серии «Как это делается»



Оставайтесь на связи! | Добавить в ЖЖ | Facebook | Twitter | ВКонтакте | Google+ | RSS-лента | Instagram |

© Alexandr Cheban | alexcheban.livejournal.com — «Ярко о путешествиях!» — бюджетно и необычно по всему миру!

Как делают стеклянные новогодние игрушки | Блогер Belochkina на сайте SPLETNIK.RU 23 декабря 2014

К сожалению, сейчас на рынке ёлочных игрушек — сплошная китайская штамповка из пластика. Но ведь в России есть отличные фабрики настоящих стеклянных ёлочных игрушек! Да, другая ценовая категория, но такая красота стОит того…

Фабрики елочных игрушек ручной работы действуют в Сокольниках, Карачеве Брянской области, Красноярске, п. Селижарово Тверской области, дер. Данилово Павлово-Посадского р-она, наверное есть и другие…. Обо всех фабриках просто нереально рассказать в одном посте, поэтому рассказ о двух фабриках, для представления процесса.

Фабрика елочных украшений «Ариель» (г. Нижний Новгород) занимается производством уже 20 лет. Здесь круглый год – и весной, и летом, и осенью, и зимой – делают елочные шарики и забавные стеклянные фигурки, которые потом украшают елки в разных странах мира.

Какая красота!

Можно сделать спецзаказ и на шары нанесут изображения по вашему заказу. Например серия по заказу метрополитена: 

А еще в коллекции нижегородских мастеров имеются шары с изображением Барака Обамы. Мастера рассказывают, что специальный заказ на их изготовление им сделала администрация президента США в 2009 году. Согласование шло долго и не просто: сначала художники нарисовали на шаре изображение Обамы с широкой улыбкой, потому что знали, что эта обаятельная улыбка – его визитная карточка. Но американцы сказали, что президент на изображении «слишком веселый», и попросили изобразить его построже. В итоге, за основу был принят вариант со сдержанной улыбкой. А широко улыбающийся Обама остался нижегородцам на память!

На производстве работают только женщины, мужчина у них единственный – директор. Ему же принадлежит идея сделать стропила под крышу в виде ёлочки: 

Здесь же можно и купить их игрушки.

Каждый день фабрика принимает по 16 экскурсионных групп! Около 300 ребятишек самого разного возраста – от учеников младших классов до выпускников школ и студентов техникумов – приезжают на фабрику, чтобы познакомиться с процессом создания елочной игрушки.

Итак, сам процесс…

Главный художник фабрики разрабатывает эскизы и придумывает сюжеты, которые потом будут наносить на украшения.

На производство поступают вот такие длинные стеклянные заготовки:

Палку нагревают и делят на несколько небольших заготовок. 

Нагрели, потянули: 

Разделили:

Далее заготовку нагревают и выдувают изделие необходимой формы (имеются специальные формы): 

Этот цех занимает один небольшой кабинет и работает здесь всего 4 человека.

Далее игрушки попадают к художникам. 

Художников в 3 раза больше, чем стеклодувов: 

Каждый художник наносит определенный сюжет. Все это делается вручную, но рисунки на шарах практически не отличить друг от друга: 

Рисунок наносится в несколько этапов: берётся игрушка и наносится один слой краски, пока на нем краска подсыхает, художник наносит основной цвет на вторую игрушку и т.д. Затем художник возвращается к первой и рисует часть сюжета и опять подвешивает игрушку и т.д. 

А далее игрушки пакуются и отправляются в магазин.

Производство относительно небольшое. Находится фабрика в этом симпатичном домике: 

Фабрика «Елочка» (г. Клин) уже более 50-ти лет занимается изготовлением елочных украшений. 

Первые мастерские по производству елочных игрушек открылись на территории Клинского уезда в середине XIX века. Случилось это после того, как в 1848 году князь Александр Меншиков построил здесь небольшой стеклодувный заводик. Местные крестьяне, поработав на производстве, оборудовали домашние мастерские, откуда и вышли первые российские елочные игрушки из стекла.

За полтора века процесс изготовления игрушек почти не претерпел изменений. Разве что работников, раздувавших огонь при помощь кожаных мехов, сменили работающие на сжатом газе горелки…

Работа со стеклом требует предельной концентрации и опыта. Дрон (стеклянная заготовка) сначала разогревается до нужной температуры, а после из него выдувается шар или фигурная игрушка. Для мастера главное — поймать нужный момент, когда дрон уже достаточно пластичный, но еще не слишком мягкий. Упустил секунду — и ничего не получится.

Из-за своей формы «Лебедь» считается одной из самых сложных в производстве елочных игрушек.

В стеклодувном цехе стоит очень сильный шум. Некоторые работники пользуются наушниками, однако большинство давно к нему привыкли.

Работают на производстве, в основном, женщины — мужчинам для этого ремесла не хватает терпения. Обычно в стеклодувном цехе трудится 17-20 человек. Большинство пришли сюда сразу после окончания школы.

Следующий этап производства — металлизация. В специальных вакуумных камерах игрушки покрывают тонким слоем алюминия, что делает их поверхность зеркальной.

После металлизации игрушки красят. Разумеется, тоже вручную.

Шар просто окунают в емкость с краской, а затем оставляют сохнуть на несколько часов.

В отличие от шаров, игрушки сложной формы невозможно равномерно прокрасить без использования пульверизатора.

Декабрь — пиковый сезон на предприятии. В преддверии Нового года «Елочка» работает в усиленном режиме.

После окраски игрушки отправляются в цех росписи, где на них по заранее подготовленным образцам наносятся рисунки.

Сверяясь с китайским календарем, на предприятии ежегодно выпускают игрушки с изображением символа наступающего года.

Помимо интересной работы, многих на «Елочке» удерживает хорошая, по местным меркам, зарплата.

Периодически на предприятие поступают и корпоративные заказы. Обычно просят изобразить на игрушках логотип компании или какой-то предмет, связанный с ее деятельностью.

После росписи у игрушек отпиливают «хвостики» — они больше не пригодятся.

Отпиливание — один из немногих процессов на производстве, который автоматизирован.

Часть игрушек лишается «хвостиков» вручную. В образовавшиеся отверстия вставляют держатель. 

Готовые игрушки упаковывают в коробки и отправляют на прилавки магазинов, к нам с вами.

Елочные игрушки ручной работы напоминают наши игрушки из детства. Глядя на них, понимаешь, что именно такие елочные игрушки, или очень на них похожие, вешали на елку наши родители. А до них – их родители. Перебирая в картонной коробке подобные елочные игрушки, испытываешь непередаваемую ностальгию и единство с прошлым и будущим. Это не объяснить словами. Надо просто начать украшать елку игрушками с ручной росписью!

Как делают елочные игрушки

Главная » Как делают елочные игрушки  

Огромное количество пластиковых китайских украшений наводнило рынки и магазины. Конечно, они удобны, особенно для владельцев домашних животных и молодых родителей. Даже если изделие случайно упадет, оно останется целым. Но такие варианты выглядят дешево, не имеют отличительных признаков и часто плохо пахнут. В общем, совсем не то новогоднее настроение, которое было в нашем детстве. Весь процесс украшения елки был волшебным: елочные игрушки бережно вынимались из бумаги, протирались от пыли и развешивались по зеленым колючим веткам. Даже цветные осколки шли в дело — их можно было измельчить и использовать для оформления стенгазет, статуэток, прочих дизайнерских задумок. Мы предлагаем вернуть дух Нового года! Откажитесь от заменителей! И сейчас можно купить настоящие стеклянные шары, сосульки, выполненные вручную.

Современный процесс изготовления елочных игрушек

Что интересно, основные этапы производства практически не меняются десятилетиями. Стеклянные трубки-заготовки разогреваются, мастер выдувает фигурку, простой круглый шар или сложный паровозик, а потом расписывает вручную. Видимо, проверенная методика оказалась настолько удачной, что не требует усовершенствований.

Чтобы получить один шарик, нужно:

  • Раскалить стеклянную трубку до температуры 1000 градусов. Одной заготовки хватает примерно на 10–20 елочных игрушек.
  • Выдуть фигурку, тщательно дозируя объем воздуха. Для сложных форм мастер делает несколько выдохов, поворачивая заготовку.
  • Посеребрить готовое украшение с помощью раствора оксида серебра и горячей воды.
  • Сделать фон (одного цвета).
  • Закончить работу: изделия расписывают красками, наносят золотую или снежную крошку, используют различные узоры.

В среднем за одну смену мастер может сделать до 50 елочных игрушек. Если он расписывает большие сувенирные шары, наносит на них зимние пейзажи и пасторальные картинки, то одной смены хватит всего на 3-4 игрушки. Вам все еще кажется, что цены на них завышены?

Готовые высушенные и украшенные изделия поступают в последний цех, где к ним прикрепляют застежки, упаковывают в коробки.

В Москве можно приобрести фирменные елочные игрушки от фабрик «Елочка» (Высоковск, работает с 19 века), «Ариель» и других отечественных производителей. Если вы не нашли нужный товар на новогодних ярмарках, воспользуйтесь услугами интернет-магазина.

Популярные товары



формовые новогодние елочные украшения из жидкого стекла, красивые сосульки и домик на елку

Стеклянные игрушки на елку – это своеобразная классика. С советских времен именно фигурки из стекла были традиционными символами Нового года. Однако история этих игрушек и особенности их производства оставались малоизвестными. Позднее, когда хрупкие стеклянные шары сменили пластиковые игрушки, это и вовсе стало никому не интересно. Сейчас стеклянные елочные украшения переживают второе рождение, и многие хотят знать историю возникновения этих чудесных игрушек.

История появления

Стеклянные елочные игрушки впервые появились в Германии, в городке Лауша, в XIX веке. Стеклянное яблоко, прародитель всех следующих поколений новогодних игрушек из стекла, было создано в тысяча восемьсот сорок восьмом году. Такая форма игрушки была выбрана не случайно: год выдался неурожайным, и сметливые ремесленники выдули партию стеклянных фруктов, которые были мгновенно раскуплены. Это и положило начало серийному производству.

В том же самом 1848 году было открыто производство стеклянных елочных украшений в Российской империи. Завод был расположен в городе Клин Московской области. Предприятие просуществовало довольно длительное время, производя эксклюзивные новогодние игрушки, пока во время Великой Отечественной войны не оказалось практически полностью разрушенным. Восстановить его удалось только в пятидесятых годах благодаря местным жителям.

Как делают?

Эти хрупкие произведения искусства – стеклянные игрушки на елку – производят вручную. Это придает им особенную ценность и прелесть, сохраняя человеческое тепло мастера, изготовившего такую красоту.

Изготовление подразделяется на четыре основных этапа:

  • собственно выдувание игрушки;
  • её серебрение;
  • покраска и роспись;
  • обрезание «хвостика».

На первом этапе стеклодув выдувает игрушку из разогретой до тысячи градусов заготовки. Заготовка – это стеклянная трубочка около полуметра длиной. Выдуваются украшения силой легких мастера, никакая специальная техника здесь не используется. Проще всего изготовить простой шар, сложнее – формовые или фигурные украшения.

Полученное на первом этапе изделие еще не является новогодней игрушкой в полном смысле этого слова. Это всего лишь прозрачная фигурка, которой необходимо остыть, чтобы пройти остальные этапы, следующим из которых является серебрение. Его суть заключается в том, что в «полуфабрикат» игрушки вливают особый раствор, в состав которого входят серебро, аммиак и простая дистиллированная вода. Далее заготовку обмакивают в кипяток и аккуратно встряхивают, чтобы серебро равномерно покрыло стенки фигурки. После этого изделие покрывают слоем однотонной краски и оставляют сушиться.

Третьим этапом является роспись игрушки. Конечно, все операции, и эту в том числе, делают вручную. Фигурки простой формы при покраске можно просто обмакнуть в ёмкость с краской. Более сложные изделия, например, Щелкунчика, домик, сосульки различной формы, игрушки в виде животных (зайчик, сова, ежик) окрашивают с помощью распылителя.

Что касается нанесения рисунка, узора, то здесь допускается только ручная роспись. В этом случае, несмотря на все мастерство художника, сложно найти две полностью одинаковые фигурки. Именно эта уникальность и придает стеклянным игрушкам такую ценность.

Финальный четвертый этап изготовления состоит из одной несложной операции. Это обрезание «хвостика» игрушки – остатка трубочки, из которой и было выполнено изделие. Потом к готовым фигуркам крепят петельку, упаковывают и отправляют в магазины, где эти красивые «кусочки праздника» ждут своего покупателя.

Производители

Конечно, фабрик по производству стеклянных новогодних украшений не так уж и мало. Перечислять все нет никакой необходимости, достаточно упомянуть о двух, история которых насчитывает не один десяток лет.

  • Старейшей в России считается фабрика, расположенная в городе Клин. Именно там впервые в середине XIX века были произведены елочные украшения из стекла. Произошло это по инициативе князя Александра Меншикова, который и открыл в городе маленькое производство. Научившиеся на заводе местные жители впоследствии стали работать на себя, открыв небольшие мастерские при своих домах.

Сейчас это фабрика «Ёлочка», работа на которой считается в городе престижной. Продукция фабрики отличается высоким качеством и соответствием всем международным стандартам. Ее можно встретить на рождественских ярмарках многих стран мира. Недаром история этого производства насчитывает почти два века, за это время вся технология изготовления была доведена до совершенства, что признают покупатели не только в России, но и за рубежом.

  • Еще один «ветеран» стеклодувного дела – фабрика «Ариель». Создана она была позднее «Ёлочки», но качеством своей продукции ей не уступает. Кроме того, это предприятие – одно из любимых мест проведения экскурсий. За день по заводу проходит не меньше шестнадцати групп, что говорит о неподдельном интересе к этому давнему искусству.

Продукция этого предприятия также обладает прекрасными декоративными свойствами, покрытие качественное, оно долго держится и не осыпается. Краски яркие, сочные, стойкие. Недаром в свое время именно эта фабрика получала спецзаказ на производство игрушек из Соединенных Штатов Америки. Необходимо было изобразить на шарах президента Барака Обаму.

Художники решили, что визитная карточка президента (широкая улыбка) будет как нельзя более кстати, и изобразили его именно таким, широко улыбающимся. Однако заказчики посчитали, что Обама слишком весел и нужно придать ему немного строгости. В результате в США улетели шары со сдержанно улыбающимся Обамой, а нашим мастерам на память остался тот, что сиял открытой улыбкой.

Подробный рассказ о производстве елочных украшений – в видео ниже.

Как делают елочные игрушки? Описание, фото и видео

Автор Анималов В.С. На чтение 4 мин Опубликовано Обновлено

Елочные игрушки представлены на современном рынке исключительно широким ассортиментом, большинство из них создается методом штамповки из пластмассы, изделия поставляются из разных стран, в основном из Китая. Однако существуют традиционные технологии производства новогодних украшений – более того, они активно практикуются, позволяя создавать индивидуальные предметы ручной работы.

Фабрики работают круглый год, создавая уникальные праздничные изделия из стекла. Но как происходит работа на подобных производствах, каким образом людям удается создавать такую красоту?

Из чего делают елочные игрушки?

Стеклянная заготовка

Большинство производств охотно принимают туристов, предлагают проведение экскурсий, так что узнать секреты производства не сложно. Для изготовления традиционных игрушек для новогодней елки используется стекло, на фабрики поставляются специальные заготовки, из которых затем выдуваются как шары, так и изделия более сложных форм. Также в огромном количестве используются краски, различные блестки, дополнительные материалы для украшения. Ручной труд специалистов, стеклодувов и художников – тоже важное слагаемое успешного производства. Трудятся на таких производствах практически одни только женщины – считается, что у мужчин просто не хватит терпения для ручной обработки каждого шарика.

Елочные игрушки – производственный процесс

Изображение под заказ

Первым этапом создания любой игрушки для елки служит разработка художественного эскиза. Изображения на шарах, форма игрушек и другие объекты могут быть придуманы художником по собственному усмотрению, также заказ на партию изделий с определенными изображениями может прийти извне. Игрушки для елок иногда заказываются оптом – различными предприятиями, частными лицами, ведь они могут быть даже бизнес – подарками.

Стеклодув за работой

После того, как эскиз будет уже разработан, за дело возьмутся стеклодувы. Они получат стеклянные трубочки – заготовки, которые нужно будет разделить на несколько фрагментов и выдуть шарики или другие формы. После данного этапа стеклянные шарики нужно остудить и передать художникам. Их работа – исключительно ручная, однако шарики в рамках одной серии выходят одинаковые, разницы между ними фактически не видно. Но разрисовывание изделия – не одномоментный процесс, он выполняется за несколько этапов, и пока одни игрушки сохнут, мастер занимается другими. В первую очередь необходимо нанести на стеклянный шарик основной цвет, который служит фоном, затем по частям появляется само изображение.

Металлизация

На многих фабриках игрушки металлизируют, прежде чем отправить их на рабочие места художников – тонкий слой алюминия наносится при использовании специального оборудования, он делает поверхность непрозрачной, однородной, блестящей. Процедура требуется не всегда, но порой практикуется. Кроме того, покраска изделий тоже порой осуществляется при использовании автоматики, но только на первом этапе. Сложные по форме заготовки удается полностью прокрасить с нанесением ровного слоя только при условии использования пульверизатора.

Роспись игрушек

После того, как все слои краски нанесены, все детали прорисованы, игрушки просушивают окончательно, упаковывают в коробки и отправляют на реализацию. Иногда перед упаковкой приходится выполнять еще один дополнительный этап – обрезать “хвостики”, которые являются краем изначальной стеклянной заготовки, и вставлять в образовавшееся отверстие крепежи для подвешивания украшения. Отпиливание ненужных частей может быть автоматизированным или ручным, в последнее время наиболее распространен именно первый вариант. После того, как хвостик удален, а держатель поставлен, игрушка точно может быть упакована для дальнейшей продажи!

Особенности работы на игрушечной фабрике

Окрашивание однотонным слоем – создание заготовки к сезону

Работы осуществляются круглогодично, но многие из игрушечных фабрик стремятся выпускать дополнительные категории продукции, продажа которых позволила бы продержаться на плаву весь год, а не только зимний сезон. Может производиться стеклянная посуда, украшения другого типа. Пик производства елочных игрушек начинается с осени, а в декабре производства вовсе переходят на авральный режим работы, чтобы создать новогоднюю красоту для всех желающих. Стоит отметить, что на подобных предприятиях зарплаты бывают вполне достойными. Это закономерно – ручной труд художников и мастеров необходимо оплачивать соответствующим образом.

Создание елочных украшений – трудоемкий, но исключительно интересный процесс. Результатом становится шар или фигурка, очень похожие на те, что многим из нас приходилось видеть в детстве. Да, стеклянные изделия легко бьются, их нужно хранить и использовать с осторожностью, но они смотрятся совершенно по-другому, нежели китайские штампованные аналоги.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

как делают новогодние игрушки и что гласит кодекс Деда Мороза – Москва 24, 16.12.2014

Где рождаются елочные игрушки? Не так далеко от Москвы. В Клинском районе есть фабрика «Елочка», которая считается одной из самых старых в России. Она находится в городе Высоковске, а в самом Клину работает фабричный музей «Клинское подворье», в котором можно узнать об истории елочной игрушки и посмотреть, как делаются украшения.

Корреспондент M24.ru побывал в музее елочной игрушки и узнал, как делаются игрушки ручной работы, как долго учиться на стеклодува и сколько щелкунчиков в день может раскрасить художник.

Как рождаются шарики

Рождение нарядного шарика, шишки или домика из простого куска стекла происходит в шесть этапов. По словам Валентины Трынниковой, технолога фабрики «Елочка», первый и самый главный процесс — выдувание. Стекло принимает нужную форму, после чего его отправляют на металлизацию и окраску. На окраске шарик окунают в тот или иной цветной раствор. Если в нем есть матирующие компоненты, цвет после высыхания будет матовым, если нет — глянцевым.

Высохшие игрушки вручную раскрашивают художники, после чего изделия упаковывают и отправляют на склад. Всех мастеров фабрика выращивает у себя. На обучение стеклодува уходит полгода, а художником при наличии таланта и любви к рисованию можно стать за месяц.

Несколько стеклодувов и художников с фабрики работают в музее, чтобы демонстрировать посетителям тайны ремесла. Выдувает шарики семья — мама и дочь, Светлана и Татьяна Чируновы. Условия работы отличаются от фабричных — здесь больше света и постоянное внимание публики.

Тонкую стеклянную трубку вертят над газовой горелкой и в нужный момент, когда стекло стало мягким, дуют в нее. Получается ровный шарик. Рядом с мастером — рамка для проверки размера, но ею практически не пользуются — опытный стеклодув может делать работу с закрытыми глазами.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Формовые игрушки делать сложнее, чем шарики. У колокольчика, например, нужно вовремя подцепить края формы и вывернуть. По этому же принципу делается клинская матрешка. Она получается не просто в сарафане, а в юбочке-колокольчиком. Объясняется это просто. “Хоть многие считают, что летом здесь затишье, основная часть игрушек делается именно весной и летом. И поэтому матрешка у нас — в весенней юбочке-колокольчиком”, — объясняет главный экскурсовод «Клинского подворья» Светлана Фролова.

Кто придумывает рисунки

Рисунки для шариков и целые фигурные коллекции придумывают художники-игрушечники фабрики. Но до того, как рисунок нанесут на шарик, он проходит длинный путь. Сначала идеи выдвигаются на худсовет «Елочки». Потом их отправляют на утверждение в Министерство культуры Московской области и в Министерство промышленности и торговли. Только после этого макеты передаются разрисовщицам. Отступать от схем нельзя ни на мазок кисточки.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

По словам Валентины Трынниковой, художники “Елочки” постоянно ездят на международную выставку игрушек во Франкфурт-на-Майне, чтобы быть в курсе мировых трендов. Однако, как показывает практика, самыми популярными у россиян остаются яркие, немного ярмарочные цвета: красный, золотой, синий, зеленый, белый, лиловый. “В прошлые годы были модны геометрические узоры, матовая поверхность, оранжевый цвет. В этом году больше спрос на пейзажные шарики с елочками, домиками, сугробами”, — добавляет Светлана Фролова.

Мнение эксперта

Придумать новый рисунок для шарика гораздо проще, чем фигурные украшения. Фигурки новых персонажей делают сначала из пластилина, потом из гипса, потом из металла. На них наносят изображение. И порой оказывается, что задумка на макете смотрится некрасиво, от нее отказываются и поиск начинается заново. Но при этом самые покупаемые игрушки — именно формовые, они никогда не залеживаются на складе.

Валентина Трынникова

Технолог фабрики «Елочка»


У каждой рисовальщицы — своя история попадания в профессию. Для Светланы Казачковой дело создания игрушек — семейное. Мама работает стеклодувом. Сейчас Светлана заканчивает раскрашивать серию щелкунчиков. Наносит на нужные места желтую акриловую краску с клеем и поверх нее кладет золотые блестки. Мастеру установлена норма — 70 щелкунчиков в день.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Рядом сидит художница Наталья Ремизова, ее выработка на сегодня — 80 шаров. Она наносит на очередную партию надписи “С Новым годом!” специальной ручкой, в которую набирают немного краски и пишут.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Ирина Абашина когда-то работала художником по росписи фарфора, но потом, переехав в Клин, научилась расписывать шарики. На шариках рисовать оказалось сложнее за счет формы. Сейчас у нее в руках — шарики самого большого, шестого размера, на них нет плана по количеству: сколько успеет, столько и сделает.

Какие бывают елки


В последние годы модно было украшать новогоднее дерево шарами одного или двух цветов. На самом же деле елку можно нарядить разнообразно. В музее, например, показывают елку-снегурочку. елку-француженку, елку-апельсинку и дерево, олицетворяющее бразильский карнавал.

А в самом последнем зале представлена огромная нарядная восьмиметровая ель, вокруг которой группы экскурсантов встречают Дедушку Мороза и загадывают желания.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

“Когда шесть лет назад меня позвали сюда работать и пригласили посмотреть музей, который только-только готовился к открытию, я дошла до этой последней комнаты буквально со слезами детской радости на глазах. Я поняла, что точно буду здесь работать”, — рассказывает Светлана Фролова.

По ее словам, больше всего новых кадров приходят именно на должность экскурсовода. “В штатном режиме работают три гида, зимой — 24. И три Деда Мороза, все они — актеры по образованию или в душе. У нас есть свой кодекс Деда Мороза, главный пункт в котором — не отказывать. Нельзя недослушать ребенка, не ответить на его вопрос, каким бы он ни был”, — рассказывает Светлана.

Детские группы идут одна за другой, дедушка водит с ними хороводы и поздравляет с праздниками. На наш вопрос, сильно ли он устает на работе, Мороз скромно улыбается и бежит встречать новых гостей.

Как менялась елочная мода

В музее можно узнать не только о последних новогодних трендах, но и изучить историю елочной игрушки. Хотя каждая игрушка сама — как учебник истории, лучше всего расскажет о вкусах поколений. Например, стоило появиться в жизни людей чему-то новому, так это тут же попадало на елку. Например, в первой половине XX века ее стали украшать предметами быта: люстрами, торшерами, игрушками в виде магазинных счетов и даже велосипедами.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Некоторым игрушкам история дарила новые прозвища. Например, игрушка “Охотник держит с ружье”, которая выпускалась задолго до 1940-х годов, во время войны стала называться “Дед Мороз пошел на войну”. В фигурках девочек в зимних белых шапках в военное время видели летчиц, санинструкторов и партизанов. Так их и называли.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

После полета в космос на елках появились игрушки-космонавты “Гагарин” и “Терешкова”. А когда вышел фильм “Карнавальная ночь”, новым трендом стало украшать вершину елки не шпилем, а часами, показывающими 23:55.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Как все начиналось?

Клин можно назвать столицей елочных игрушек. В 1848 году в имении Александра Сергеевича Меньшикова был создан стекольный завод. Именно здесь местные крестьяне научились выдувать из стекла аптечные сосуды, бутылки и подобные предметы, а когда завод закрылся, началась эпоха кустарного производства. Технические возможности дома были хуже, чем на заводе, поэтому крестьяне делали не бутылочки и склянки, а выдували круглые бусины и шарики. На керосиновой горелке размягчали стекло и выдували в простую железную форму. Когда использовали растительные красители, — шарик получался цветным, а если брали раствор свинца и ртути — блестящим. Потом научились делать посеребрение.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

По словам старшего экскурсовода “Клинского подворья” Светланы Фроловой, к 1940-м годам в Клину выдуванием игрушек и украшений занималась каждая вторая изба, было много артелей и свое училище. Но после Великой Отечественной войны многие стеклодувы и художники погибли, а часть вернулись инвалидами. Отчасти поэтому в Клину начали делать каркасные игрушки на проволоке, более простые в производстве. В этих игрушках воплотились послевоенные фантазии о спутниках, самолетах и космических кораблях.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Кроме того, появились ватные, бумажные и деревянные игрушки. Они были дешевле, чем стеклянные. Для детей особой радостью было то, что в них можно играть, не боясь разбить. Была, например, очень популярна игрушка, которую сегодня ласково называют “деревянный киндер-сюрприз”. В красивую коробочку клали подарочек, игрушку или сладость вешали на елку, а утром дети бежали искать на елке украшение, в котором спрятан подарок.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Спустя несколько десятилетий после войны появилось объединение “Елочка”, включавшее ряд местных производств. Техника совершенствовалась, и мастера могли воплощать в стекле самые разные художественные фантазии. Так, например, появились игрушки и гирлянды на прищепках. Причем гирлянды делали со сменными фигурками-фонариками, что было очень удобно.

Мнение эксперта

Еще одной нашей гордостью стала технология создания игрушек с просветом. Берется шарик, слегка приплюснутый с одной стороны, на нем рисуется, например, белочка, после чего эта половина шарика покрывается краской, а противоположная остается прозрачной. В итоге возникает ощущение, будто белочка нарисована изнутри, будто она сидит в самом шарике.

Когда мы повезли такие игрушки на комиссию в Москву, члены комиссии поначалу не поняли, как мы добились этого эффекта. Пытались засунуть в шарик кисточку и проверить, можно ли нарисовать белочку изнутри.

Светлана Фролова

Главный экскурсовод музея»Клинское подворье»


Особое место в истории игрушки занимают авторские серии. Чего только ни придумывали художники! Например, популярными сериями были герои “Мурзилки” и персонажи сказок Пушкина: Царевна-лебедь, Кот ученый или Черномор. «Такие вещи хранили уже не просто как украшения, но как настоящую коллекцию, — говорит Светлана Фролова, — и когда мы собирали фонд музея, жители Клина дарили нам интересные экспонаты из собственных домов. Именно так у нас появилась витрина со всевозможными дедами-морозами и многое другое. Так что каждая игрушка может в какой-то степени выступать частью истории семьи».

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий


Светлана Кондратьева

Как создаются елочные игрушки и новогодние украшения

Технологический процесс производства стеклянных елочных
украшений основан на применении творческого ручного труда.

Дутье изделий

Стадии подготовки стекла к дутью производятся вручную и ;подразделяются на калибровку стекло дрота, его промывку, сушку и протирку. Мастерство стеклодувов самобытно. Уникальные приемы этой творческой профессии требуют больших навыков и способности чувствовать стекло.

Изготовление изделий свободной выдувки

Изготовление декоративных, геометрических, сюжетных фигур производится вручную одно–, двух–, трех– и многоступенчатым способом. Разогрев стеклотрубки стеклодув осуществляет на стеклоплавильной горелке. Отрегулировав размер пламени горелки для создания нужной температуры стеклотрубки (стеклодрота), стеклодув равномерно вращает стеклодрот, разогревает его до состояния полного размягчения, что определяется по цвету и текучести, затем вдувает воздух до полного формирования изделия. 

Подбор оптимального огневого режима, размера стеклянной трубки, определение моментавдувания воздуха, соблюдение равномерности вращения производится визуально и интуитивно ― «на глазок». Способность стекла быстро остывать создает внутреннее напряжение, поэтому для получения прочного тонкостенного стеклянного изделия требуется определенное умение.

Рабочий стол стеклодува:

  • 1 — газовая магистраль;
  • 2 — бортики стола;
  • 3 — подставка для заготовок;
  • 4 — крышка стола из негорючего материала;
  • 5 — ящики для инструмента;
  • 6 — горелка;
  • 7 — стул;
  • 8 — магистраль с горючим газом;
  • 9 — воздушная магистраль;
  • 10 — ящик для отходов.

Во время изготовления изделия ручным способом стеклодув использует от 6 до 23 приемов. Изделия дуются в один ус, в два уса, изготавливаются с припоем, могут иметь конусную поверхность, правильные грани, витые грани ― все это достигается многоразовым помещением уже выдутой заготовки повторно в пламя горелки для размягчения стекла, поддувом воздуха изо рта после каждого размягчения. Стеклодув придает изделию индивидуальную пластическую форму (применяет метод творческого варьирования). Чтобы создать елочное украшение в виде «традиционного прожектора», стеклодув пользуется деревянным карандашом или штампом, на котором отображен задуманный художником рисунок. Стеклодув разогревает определенную зону на елочном шаре и вдавливает штамп или карандаш в размягченную зону шара, одновременно через «ус» втягивая воздух в себя.

Изготовление елочных украшений формовой выдувки

Фигурные изделия, получают свою жизнь сначала на эскизах художников, которые затем лепят их образцы из пластилина, изготавливают гипсовые модели, а затем гипсовые формы. После апробации этих форм и прохождения художественно–технического Совета на их основе изготавливается оснастка ― металлические формы для изготовления изделий формовой выдувки.

Для получения изделий формовой выдувки разогретая «пулька» помещается в форму и раздувается воздухом, затем форма, состоящая из двух половинок, раскрывается, и игрушка обжигается на пламени стеклоплавильной горелки для снятия напряжения.

Использование форм позволяет иметь широкий ассортимент изделий не только свободной выдувки, но и более сложной конфигурации.

Лакирование стеклянных елочных украшений

Окраска елочных украшений осуществляется нитролаками, нитроэмалями и другими материалами. При составлении красок и лакировании широко используется метод творческого варьирования.

Используются следующие покрытия:

  • — цветное лакирование (лачение «голья» в цветные нитролаки)
  • — цветное матированное;
  • — зеркальное цветное лакированное;
  • — зеркальное цветное матированное.

Лачение производят в кабинах, где под вытяжкой находится емкость с лакокрасочным материалом. Лакирующее изделие погружают в краску вручную. Погружать изделие надо постепенно и одновременно вращая его, чтобы при погружении оно не увлекло за собой воздух, который в виде пузырьков может остаться под пленкой и испортить покрытие. Быстрота вынимания изделия из емкости также отрицательно сказывается на качестве лакирующего слоя. В этом случае возможно неравномерное лакирующее покрытие в виде затеков.

После лакирования изделие устанавливается строго вертикально, чтоб не было затёков в лотки сушильной камеры, заполненные песком или опилками. После просушки декоративного лакирующего слоя с «усиков» вручную ветошью удаляются остатки песка или опилок и изделие складывается в лотки. Художественную направленность наших мастеров отличает богатство фантазий, многообразие создаваемых форм изделий (шары, колокола, шишки, подвески, сосульки и предметы сложной формовки разных размеров), высокое художественное исполнение, творческое варьирование рисунков, расширение тематики (планируется создание коллекции пасхальных яиц) и многообразие колористики и декора.

стеклянных рождественских украшений — от прошлого до настоящего

От Хануки до Кванзы, Дня подарков, Рождества и многих других, декабрь месяц наполнен обширными традициями для семей по всему миру. Одна из самых старых традиций — это рождественская елка, украшенная стеклянными орнаментами и шарами, она одна из самых современных и в то же время самых традиционных. Эти стеклянные украшения варьируются от замысловатых и раскрашенных фигурок до простых стеклянных шаров и даже звезд на вершинах деревьев.

История стеклянных рождественских украшений

Вернемся назад и начнем с самого начала. Вечнозеленые деревья были символами задолго до того, как стали ассоциироваться с Рождеством. Обрезки часто вешали над окнами и дверными проемами, чтобы отразить зло долгими ночами и холодными днями. Они рассматривались как символы вечной жизни или победы жизни над смертью и означали, что есть надежда на более теплые дни. Таким образом, языческая традиция была принята христианами в 16 9000 — веках в Германии, которые начали украшать деревья яблоками, символизирующими Эдемский сад.

Говорят, что первые стеклянные рождественские украшения были сделаны Гансом Грейнером и Кристофом Мюллером в немецком городке Лауша. Этот город был расположен в районе, превосходном для производства стекла, с большим количеством древесины и песка поблизости. История гласит, что примерно в 1600 году у Ганса не было достаточно денег, чтобы купить яблоки, чтобы украсить рождественскую елку своей семьи. Поэтому он использовал материалы, которые были у него под рукой, и выдувал стеклянные украшения, чтобы украсить дерево.

Как делают стеклянные рождественские украшения?

Только спустя почти 250 лет, в 1847 году, Ханс Грайнер (потомок Ганса Грайнера) создал стеклянные украшения, которые точно так же напоминают то, чем мы украшаем наши деревья сегодня.Он производил то, что называют ртутным стеклом или посеребренным стеклом. Ртутное стекло начинается с того, что ремесленники выдувают стекло в форму, которая позволяет им создавать детализированные объекты. После того, как стекло остынет и вынут из формы, можно начинать процесс серебрения. Обычно смесь ртути и олова затем вставлялась через небольшое отверстие в орнаменте, чтобы покрыть внутреннюю часть. Затем отверстие будет закрыто.

Очевидно, что использование ртути было не самой лучшей идеей.Как только его токсичность была обнаружена, соединение сахара, воды и нитрата серебра было использовано для воспроизведения эффекта посеребрения. Ранние стеклянные украшения обычно имели форму фруктов и орехов, настоящая версия которых обычно использовалась как украшения для деревьев. Вскоре ремесленники начали создавать фигуры, такие как животные, птицы, ангелы и фигурки Санта-Клауса. Эти стеклянные украшения часто расписывались вручную. Еще одним популярным украшением ранней елки была мишура, имитирующая сосульки. Вскоре их начали копировать и стеклодувы.Также были популярны нитки стеклянных бус, которыми нанизывали рождественские елки.

Другое применение стекла на рождественских елках

Стекло использовалось и на рождественских елках и в других целях, но только в 1900-х годах. До этого момента деревья зажигали свечами. Вы можете себе представить опасность пожара, которую может создать открытый огонь на мертвом, засохшем дереве. Итак, в 1882 году Эдвард Х. Джонсон, партнер Томаса Эдисона в компании Edison’s Illumination Company, натянул на рождественскую елку первую электрическую лампочку.К сожалению, общественность не была готова доверять современной концепции электричества, и прошло почти 20 лет, прежде чем популярность выросла. Тем не менее, электрические рождественские елки могли позволить себе только богатые из-за затрат на производство и сборку. Сегодня елочные светильники стали дешевле и надежнее, чем когда-либо. Дерево в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке украшено 50 000 огней.

Современные елочные украшения

Современные елочные украшения изготавливаются из множества материалов, но стеклянные украшения по-прежнему видны.От глобусов до форм и сосулек — эти стеклянные украшения, возможно, прошли долгий путь, но основные идеи, лежащие в их основе, остались прежними. Даже глядя на стеклянные елочные украшения от таких производителей, как Steuben, их модельный ряд включает в себя звезду, желудь, ангела, пингвина, Санта-Клауса, медведя и сову.

Дорогие стеклянные рождественские украшения

Говоря о елочных украшениях высокого класса, есть некоторые красоты. Многие из них начинаются со стеклянных безделушек или стеклянных фигурок, которые затем раскрашиваются.Другие, такие как Swarovski, демонстрируют красоту самого натурального стекла. Эти украшения стоят около 50 долларов. Это делает украшение дерева дорогим занятием! Эти новые украшения могут выглядеть красиво, а некоторые дополнительные специальные украшения даже продаются за тысячи, но, хотите верьте, хотите нет, некоторые старинные украшения из выдувного стекла могут продаваться за столько же!

Есть ли у вас на дереве какие-нибудь особенные украшения из стекла? Мы хотели бы услышать о них и даже увидеть их! Оставьте комментарий ниже и отправьте свои фотографии орнаментов по электронной почте на адрес hello @ glass.com.

Glass.com пытается предоставить точную информацию, но не несет ответственности за любую предоставленную или пропущенную информацию. Вы всегда должны работать с лицензированным, застрахованным и авторитетным стекольным магазином, который может оценить ваши конкретные потребности и местные строительные нормы и правила и предложить профессиональные услуги. Никогда не пытайтесь резать, устанавливать или иным образом работать со стеклом самостоятельно. Весь контент предоставляется только для ознакомления.

Copyright © Glass.com Inc. Все права защищены.Воспроизведение без письменного разрешения запрещено. Вопросов? Свяжитесь с [email protected]


Дэниел Сноу

Дэниел Сноу является вице-президентом по операциям в Glass.com, а также одним из редакторов. Он получил степень бакалавра в области управления бизнесом в Университете Джорджа Мейсона и имеет опыт работы в сфере недвижимости. После школы Дэниел даже некоторое время работал в семейном стекольном магазине и является сертифицированным установщиком Совета по безопасности автомобильных стекол.

В свободное время Дэниел любит проводить время на открытом воздухе, особенно у воды, где он занимается серфингом, рыбалкой и катанием на лодках. Он страстно любит возвращать к жизни старые автомобили и любит работать руками над реставрацией автомобилей, лодок и мотоциклов.


Как делают елочные украшения?

У всех есть любимое рождественское украшение. Вы знаете, тот, который только что привлек ваше внимание, и у вас было , чтобы его иметь.Или это особое украшение, имеющее такую ​​сентиментальную ценность. Как бы то ни было, в какой-то момент вы, вероятно, спросили себя: «Из чего сделаны рождественские украшения?» или «как делают стеклянные рождественские украшения?» Если да, то сегодня ваш удачный день, чтобы узнать это!

Интересно, что стеклянные рождественские украшения сегодня изготавливаются почти так же, как когда они были изобретены в 1847 году в Лауше, Германия.

Давайте совершим путешествие во времени, ладно?

В конце XVI века, задолго до того, как появились стеклянные рождественские украшения, Лауша была известна своими изделиями из стекла ручной работы, в том числе посудой, фляжками, мисками, бусинами и стеклянными глазами.Лесной ландшафт Лауши обеспечил множество ресурсов для производства стекла из древесины, мелкого песка и местного известняка.

В это время немецкая Европа отметила Рождество, срубив Tannenbaum (рождественскую елку), выставив ее внутри и украсив орехами, фруктами и мишурой (верно, вы можете поблагодарить немецкую Европу за традиционную рождественскую елку и мишуру. , тоже!).

Одним из самых известных производителей стекла Лауши (и прямым потомком одного из первых производителей стекла в Лауше) был Ганс Грайнер.Грайнер решил рискнуть и более постоянно демонстрировать знаменитую немецкую традицию украшать елку орехами и фруктами. Используя свои навыки изготовления стекла, Грайнер создал сенсационную рождественскую традицию, которую мы знаем и любим сегодня.

Итак, как он это сделал?

Из расплавленных стеклянных трубок выдували формы для орехов и фруктов из глины. После охлаждения кугели (украшения), , были заполнены серебряной жидкостью, обычно ртутью или свинцом (позже замененными нитратом серебра), чтобы придать им серебряный вид.

Перенесемся в наши дни. Стеклянные украшения изготавливаются путем медленного нагревания прозрачного стеклянного цилиндра с длинной выдувной трубкой на конце и его медленного нагрева над пламенем. Стеклянную трубку постоянно поворачивают, равномерно нагревая стекло, пока оно не станет достаточно мягким (когда начнет светиться), чтобы расшириться. Когда весь пузырчатый конец засветится и станет горячим, пора придать ему форму! Стеклодув дует в длинную трубку, воздух заполняет конец стеклянного пузыря и расширяет его в любую форму, в которую он был помещен.

Создание форм — это самостоятельный процесс. Формы начинаются с эскиза, затем формируются из гипса и отливаются в металлическую форму, состоящую из двух частей.

Чтобы не разрушить орнамент, стеклодув постепенно понижает температуру с помощью менее интенсивного пламени. Стекло новой формы затем помещается в печь для отжига (печь для украшения), чтобы стекло охладилось.

Затем стеклодув наливает раствор для серебрения на ножку орнамента и окунает украшение в теплую воду.Окунание орнамента в воду активирует химические вещества для серебрения и придает орнаменту зеркальную отделку изнутри — приятный дополнительный штрих, сделанный самим Грейнером в 1847 году.

А теперь самое интересное!

Орнаменты окунаются в лак для некоторого цвета, при этом зеркальный раствор просвечивает сквозь лак. Отсюда украшения оживают и расписываются вручную, чтобы подчеркнуть форму орнамента. Клей можно добавить в те места, где стеклодув хочет добавить блеск для дополнительной яркости.

На ножке делают надрез и отламывают ножку. Сверху прикреплен колпачок в том месте, где был отломан шток. Теперь украшение готово к тому, что новый владелец добавит его в свою рождественскую коллекцию!

Идея Грейнера превратить давнюю немецкую традицию в визуальное удовольствие из выдувных вручную ореховых и фруктовых украшений навсегда изменила рождественскую традицию, которую сегодня отмечают миллионы людей во всем мире.

The U.С. впервые познакомился со стеклянными рождественскими украшениями в 1880 году, когда странствующий немецкий продавец посетил магазин в Ланкастере, штат Пенсильвания, и предложил владельцу магазина Фрэнку Вулворту украшения Лауша для продажи в его магазине.

Вулворт нерешительно купил ящик с украшениями, полагая, что они потерпят неудачу, поскольку они ничего не «сделали». Вопреки его мнению, американцы любили украшения, и они быстро раскупались. В следующем году Woolworth продал вдвое больше, а затем откроет международный магазин в Ливерпуле, Англия, со стеклянными рождественскими украшениями, выставленными спереди и в центре.


На Рождество в Старом Свете вы можете быть уверены, что любое украшение, которое вы найдете, будь то замысловатое украшение птицы, украшение собаки или украшение кошки, представляет собой тонко обработанное, выдувное и расписанное вручную стеклянное украшение, сделанное во многом тем же так же, как когда они были изобретены в 1847 году.

Итак, в следующий раз вас спросят: «Из чего сделаны рождественские украшения?» или «как делают рождественские украшения?» Вы можете рассказать им об этой 173-летней немецкой традиции и о том, как нам повезло, что мы с ними познакомились!


Если вы жаждете большего, ознакомьтесь с нашей статьей об истории того, почему на рождественских елках есть украшения, и дайте нам знать, какое ваше любимое рождественское украшение в комментариях ниже!

Химия рождественских украшений — MEL Chemistry

Часто нам не приходит в голову задаться вопросом, откуда берутся простые вещи, и рождественские украшения не исключение.Процесс изготовления хрупких елочных игрушек включает в себя целую производственную историю: постепенное превращение кусочка стекла в крошечный шедевр.

via GIPHY

Процесс начинается с резки стекла, которое поставляется на завод в виде длинных тонких трубок. Такая трубка разрезается на более мелкие части, известные как заготовки. Затем стекло нагревается примерно до 1000 ° С (1832 ° F), и оно становится мягким и пластичным — чем-то похожим на тесто.

Стекло — аморфное вещество, что означает, что оно не имеет регулярной кристаллической структуры. Поэтому при нагревании стекло становится менее плотным, что облегчает его формование.

via GIPHY

Затем стеклодув формирует заготовки. Елочные украшения относительно простой формы, такие как шары и конусы, изготавливает только стеклодув, выдыхающий воздух в стеклянные заготовки.

Более сложные формы изготавливаются с помощью пресс-форм.После нагрева стеклянной заготовки стеклодув опускает ее в форму и изо всех сил выдыхает воздух.

Любопытно, что во время этого производственного процесса стекло истончается до доли миллиметра, становясь хрупким, как яичная скорлупа.

via GIPHY

Из-за своей аморфной структуры стекло не обладает высокой теплопроводностью. Стеклянная заготовка не обжигает рот и руки мастеру, даже если другая ее сторона нагрета до 700 ° С! Но все же более сложные новогодние украшения делают в пресс-формах.Сюда входят такие фигуры, как Санта-Клаус, снеговики, различные автомобили, звезды и так далее.

Далее нужно остудить орнамент. Чтобы обеспечить равномерное охлаждение, украшение подносят к пламени горелки, а затем температуру пламени постепенно понижают.

После охлаждения орнамент подвергается процессу серебрения.

Процесс серебрения происходит внутри орнамента. Сначала на фигурку заливается раствор для серебряного покрытия.Обычно это раствор, содержащий ионы серебра и восстановитель, такой как тетрагидрат тартрата калия-натрия и глюкоза.

Другой метод — осаждение алюминия. Орнаменты помещаются в специальную вакуумную камеру, а алюминиевая фольга навешивается на вольфрамовую проволоку. Затем через вольфрамовую проволоку пропускают электрический ток, в результате чего алюминий испаряется и осаждается на поверхности украшений.

Во время процесса серебрения стеклянную заготовку погружают в воду, нагретую до примерно 50 ° С (122 ° F), где ее постоянно встряхивают, чтобы ускорить химическую реакцию.Ионы серебра взаимодействуют с молекулами восстановителя, в результате чего серебро покрывает поверхность стекла тонким глянцевым слоем.

Оставшийся раствор утилизируется и подвергается соответствующей обработке. Изделие с орнаментом стирают и отправляют на следующий этап.

Завершающий штрих краски может сделать украшение поистине праздничным. Чтобы «раскрасить» серебряное покрытие в определенные «цвета», орнамент погружается в цветное покрытие.Его цвет и состав могут варьироваться — например, он может включать смолу, растворитель и анилиновый краситель.

Зеркальное покрытие внутри орнамента просматривается сквозь его стенки. Излишки полироли удаляются, после чего орнамент сушится и передается мастеру для дополнительного украшения вручную или готовится к отправке прямо в магазины.

через GIPHY

Последний шаг — бритье. Заготовка «ножка» предварительно вырезается и покрывается металлом и петлей, а орнамент упаковывается для продажи.Эта хрупкая красавица наконец-то готова украсить вашу елку!

Сегодня стеклянные рождественские украшения постепенно заменяются пластиковыми альтернативами, которые дешевле как в сырье, так и в стоимости производства.

Однако мы можем найти фабрики, которые производят рождественские украшения, используя старые добрые методы. Такие фабрики до сих пор существуют в Германии, Польше и России.

Производство елочных игрушек из выдувных стеклянных бус вручную — нематериальное наследие — Сектор культуры

Чехия

Ваш браузер не поддерживается этим приложением.Пожалуйста, используйте последние версии браузеров, такие как Google Chrome, Firefox, Edge или Safari, для доступа к интерфейсам «Dive».

Внесено в 2020 (15.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества

© Матей Кубик, 2016

Изготовление елочных игрушек из выдувных стеклянных бусин вручную относится к елочным украшениям ручной работы, которые изготавливаются путем выдувания нагретой стеклянной трубки, вставленной в латунную форму в форме бусинок, называемых клаустчатой, посеребренных, окрашенных и украшенных вручную.Затем нить бус разрезают на более короткие или отдельные бусинки, которые нанизывают на проволоку, образуя украшения самых разных форм. Это традиционное ремесло, считающееся ключевым культурным элементом регионов Гигантских и Йизерских гор в Северной Чехии, где с конца восемнадцатого века производят выдувные стеклянные бусины, является специализированным и сложным с технической точки зрения. Этот элемент передавался из поколения в поколение из поколения в поколение. Мелкие производственные мастерские также были носителями стихии, но только одна из них пережила эпоху трансформации социалистической экономики.Семейная мастерская Кульхавы сумела спасти знания и продолжает работать с отечественными мастерами по изготовлению бус, чтобы сохранить традицию. Культурные образовательные учреждения, особенно музеи, также помогают передавать связанные знания, организуя семинары. Создание подобных рождественских украшений фигурирует в народных сказках о Краконоше, легендарном правителе гор.

© Томаш Брабец, 2018
© Томаш Брабец, 2018
© Томаш Брабец, 2018
© Томаш Брабец, 2018
© Томаш Брабец, 2018
© Томаш Брабец, 2018
© Томаш Брабец, 2018
© Томаш Брабец, 2018
© Томаш Брабец, 2018
© Томаш Брабец, 2018

Сколько стоят старые стеклянные рождественские украшения?

Для некоторых людей ценность рождественских украшений заключается в том, насколько красиво они смотрятся на их праздничной елке или как долго они находятся в их семье.Однако для коллекционеров ценность рождественских украшений — совсем другое. Если вы цепляетесь за винтажные праздничные украшения, они могут иметь больше, чем просто сентиментальную ценность.

Определение значения

Когда дело доходит до стеклянных рождественских украшений, которые можно повесить на праздничную елку, наибольшую ценность обычно представляют фигурки. Это хитроумные украшения в форме людей или вещей, а не просто старые стеклянные шары.

Один аспект, который следует иметь в виду с этими украшениями, как и с большинством предметов коллекционирования, — это состояние.Те, у кого почти нет потери краски, все оригинальные компоненты и стекло во всех нужных местах всегда будут иметь более высокие значения, чем менее звездные образцы. Поскольку украшения использовались ежегодно в праздничных деревьях примерно с начала 20-го века до 1920-х годов, поэтому сейчас они редко попадают на рынок в первозданном виде. Когда они это сделают, они принесут коллекционерам приличную сумму денег.

Некоторые из этих красот тоже воспроизведены. Всегда разумно сомневаться в подлинности, если состояние украшения, которое вы рассматриваете для коллекции, слишком хорошее, чтобы быть правдой.Опять же, у большинства из них будет какая-то одежда, даже если они в отличной форме для своего возраста.

Если вы настроены на торги, покупайте такие украшения в межсезонье. Как и в случае с современными рождественскими украшениями, лучшие предложения по винтажным украшениям можно найти, когда они не пользуются пиковым спросом на праздничные украшения.

Дорогие фигурки

Королем фигурного рождественского украшения является «кугель», что в переводе с немецкого означает «мяч». Согласно статье Карен Кнапштайн в статье Antique Trader , впервые они были изготовлены в Германии мастерами по стеклу в период бидермейера около 1830 года.Эти старые версии были слишком тяжелыми, чтобы их можно было повесить на рождественские елки, поэтому их подвешивали к потолку и выставляли круглый год. После 1855 года были изготовлены более тонкие версии, которые можно было использовать в качестве праздничных украшений на семейном дереве.

Коллекционеры обычно называют кугелем любой орнамент из толстого выдувного стекла с закрепленным декоративным колпачком. Говорят, что они были впервые проданы в Америке в разнообразных магазинах Woolworth в 1880-х годах. Фигурные образцы в форме гроздей винограда редких цветов, таких как красный или янтарный, могут стоить более 1000 долларов за штуку.Кугели в форме яйца могут продаваться от 500 до 800 долларов каждый, в то время как круглые шары обычных цветов можно найти гораздо дешевле. Однако будьте осторожны при их покупке, потому что некоторые примеры были воспроизведены.

Многие из других популярных коллекционеров фигурок имеют форму известных личностей или персонажей прошлых лет. Например, украшение Эдди Кантора (популярного в первой половине 20 века певца и актера) с руками из синели может стоить 500 долларов или больше для нужного человека.Один в форме Джона Булла (олицетворение Великобритании, зародившийся в мультипликационной форме) на подходящем рынке может стоить 300 долларов. Образец, напоминающий голову президента Уильяма Говарда Тафта, также иногда описываемый как украшение «Лицо Эйнштейна» из-за его сходства с ученым, можно найти за 100–150 долларов.

Животные тоже приносят неплохие суммы. Редкое украшение из стекла Puss ‘n Boots с конечностями из синели может стоить от 800 до 1000 долларов. Украшение на клипсу в виде головы кошки может стоить от 300 до 400 долларов, а котенок в чулочном орнаменте с яркой цветовой гаммой — от 200 до 300 долларов.

Другие фигурки в виде птиц, вождей индейцев и самолеты с металлическими колесами можно продать по цене от 100 до 250 долларов за штуку, а также множество других интересных форм.

Доступные украшения из стеклянных шаров

Ель

Если вы хотите украсить дерево в винтажном стиле, не тратя при этом целое состояние, есть несколько альтернатив. Украшения из стеклянных шариков, которые не датируются почти кугелями, будут наименее дорогими, а также их легче всего найти. Например, целая коробка украшений Shiny Brite с трафаретом, датируемых 1940-ми — 60-ми годами в отличном состоянии, может быть продана за 50-60 долларов.Если вы будете искать их по одному, вы, вероятно, заплатите от 5 до 10 долларов или немного больше за редкие или особые экземпляры.

Даже более старые сферы кугеля обычно не достигают такой высоты, как фигурки, хотя они имеют тот же тип фиксированной декоративной крышки, окружающей вешалку. Этот настоящий антиквариат обычно продается по цене от 30 до 100 долларов, в зависимости от цвета и состояния.

Примеры орнаментов

Морфи Аукционы

Этот лот из 30 старинных стеклянных украшений был продан на аукционе Morphy Auctions за 270 долларов США (не включая премию покупателя) в сентябре 2011 года.Большинство из них представляют собой фигурки в виде винограда, машин, рыб и лягушек, с одной необычной лягушкой, поднимающейся по лестнице. При чистой аукционной цене 9 долларов за штуку их можно считать очень хорошей покупкой. Продаваемые по отдельности в антикварном магазине или на антикварной выставке, они, вероятно, принесут от 20 до 50 долларов каждый или, возможно, больше за более редкие экземпляры в лоте.

Некоторые коллекционеры будут платить за такую ​​целую партию, чтобы получить одно редкое украшение. Затем они продают или обменивают оставшуюся часть лота, чтобы получить образцы, которые им так нужны.

Краткая история рождественского орнамента

Это простой символ праздничного настроения, но рождественская безделушка имеет малоизвестную историю. Считается, что первые украшения возникли в Германии XVI века, поэтому они не имели ничего общего с тем, что мы знаем сегодня.

Мы называем их «рождественскими» елками, но декоративное вечнозеленое растение задолго до празднования Рождества. Данные свидетельствуют о том, что практика украшения дома вечнозелеными ветками во время зимнего солнцестояния восходит к древним египтянам.Утешительное присутствие вечнозеленой жизни давало надежду в холодные зимние дни и долгие ночи, служа той же цели в различных языческих ритуалах зимнего солнцестояния друидов, римлян и викингов.

Считается, что «современная» традиция рождественских елок зародилась в Германии 16 века, где маленькие вечнозеленые деревья украшали свечами, яблоками, орехами и ягодами, как «райские деревья» в церковных пьесах. Со временем набожные христиане встроили эти украшенные деревья в свои дома во время курортного сезона.Традиция, ставшая христианским ритуалом, начала распространяться по Европе.

Glade jul (Счастливого Рождества). Автор Вигго Йохансен (1851-1935) | © WikiCommons

Немецкие иммигранты принесли эту практику в Америку в XVIII и XIX веках, где она была немедленно отвергнута пуританскими религиозными группами из-за ее исторически языческого подтекста. Хотя потребовалось время, чтобы прижиться, небольшие общины немецких поселенцев задокументировали продолжение этой практики еще в середине 1700-х годов.

Слева: Рождественская елка королевы в Виндзорском замке, опубликованная в The Illustrated London News, 1848 г. | © WikiCommons. Справа: рождественская открытка президента Джонсона к Белому дому 1967 года | © Роберт Лессиг / WikiCommons

В конце 1840-х годов опубликованное изображение благоприятной королевы Виктории, празднующей Рождество со своим мужем, родившимся в Германии, принцем Альбертом, и их семьей вокруг украшенного вечнозеленого дерева, превратило эту практику в модную, что и у богатых американцев. вскоре поспешили усыновлять.Вскоре местные предприятия осознали коммерческий потенциал украшения.

К 1890-м годам универмаг Woolworth в США продавал импортированные из Германии украшения из свинца и выдувного стекла на 25 миллионов долларов. Со временем украшения для деревьев становились все более искусными, с использованием новых материалов, таких как мишура, шелк и шерсть.

Когда-то ведущий производитель украшений ручной работы, Германия внезапно стала конкурировать с японским и восточноевропейским массовым производством, поскольку рождественские украшения превратились в глобальное коммерческое предприятие.К середине 1930-х годов в Соединенные Штаты было импортировано более 250 000 украшений.

В 1973 году компания Hallmark представила свои украшения на память, которые сделали эти украшения коллекционной ценностью. Первая коллекция состояла из стеклянных безделушек и фигурок из пряжи, и каждая последующая линия украшений, выпущенных ограниченным тиражом, была уникальной для года.

Сегодня рождественская елка потеряла большую часть своего религиозного значения. Став полностью интегрированной межкультурной зимней традицией, семьи всех конфессий по всему миру ждут того любимого времени года, когда они смогут снова стереть пыль со своих украшений.

Информация о нашем рождественском украшении из стекла

Очень скоро новые продукты стали намного более важными, потому что они вышли за пределы семейного круга и стали очень популярными как предметы, которые можно продавать в больших количествах. В архивах музея Зоннеберг находится цветной каталог фирмы Ernst & Carl Dressel за 1860 год. В этом каталоге представлен большой ассортимент стеклянной посуды Lauscha, а в том же каталоге с полыми бусинами представлены изображения более крупных круглых орнаменты и орнаменты оливковой формы с зеркальным покрытием из раннего свинца и олова, окрашенные тонкими слоями цветного воска.

Благодаря этому каталогу мы знаем, что с 1860 года стеклянные рождественские украшения Лауши уже были в каталогах крупных производителей игрушек в соседней столице региона Зоннеберге.

Благодаря новым технологиям и изменениям в рабочем процессе производство значительно увеличилось. В 1867 году в Лауше был построен городской газовый завод, а масляные лампы были обменены на новые газовые горелки. Затем появилась замечательная новая техника облицовки орнаментов чистым серебром, разработанная Юстусом фон Либихом.

Производство рождественских украшений 1930

Примерно в 1870 году первые изделия, полученные выдуванием из пресс-форм, все еще выдувались в деревянные формы. В это время были разработаны керамические формы, которые затем начали покрывать графитом, чтобы обеспечить более длительное время работы и более тонкую поверхность. Многие из ранних форм были сохранены и используются сегодня как для проектирования, так и для производства.

После того, как отдельные стеклодувы выяснили, какую прибыль получают большие предприятия от продажи украшений, стеклодувы начали работать независимо и начали путешествовать, чтобы установить контакт с самими покупателями.

В отчетах Торговой палаты Зоннеберга за 1878-1882 гг. Содержится отчет об экспоненциальном росте и положительном общественном интересе к новым украшениям, производимым в Лауше, и похвалы за новые стили и цвета, которые появляются каждый год, т.е. продается повсюду.

Примерно в 1880 году американский бизнесмен Ф. В. Вулворт впервые узнал об украшениях из Лауши и продал первый набор за 25,00 долларов США в одном из своих магазинов в Пенсильвании. Десять лет спустя стеклянные украшения Lauscha имели оглушительный экспортный успех, и на рубеже веков Woolworth заказывал 200 000 сияющих украшений в год.

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *