Как делают дымковскую игрушку: Технология изготовления Дымковской игрушки | «Слобода Дымково»

Технология изготовления Дымковской игрушки | «Слобода Дымково»

Дымковская игрушка — глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком — рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде — полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус — готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают — вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями — кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной — светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке — окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание — это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса — роспись.

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:

Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски — очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали — это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали — смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Дымковская игрушка — история и описание игрушки

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки. 

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Дымковскую игрушку делают из ярко-красная глины, которую перемешивают с с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и долепливают. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров. Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины. Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции. Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Как сделать дымковскую игрушку: барыня, барышня, лошадка

Автор Teddy На чтение 4 мин. Просмотров 5.9k. Обновлено

18.05.2018


Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Лепим дома. Какого персонажа выбрать

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке. Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

Как слепить оборку

Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.

В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Барыня или барышня?

Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке. Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка. В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.

Лепим лошадку

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

Все детали соединяются в единое целое и склеиваются. Игрушка отправляется на просушку, за которой также последуют обжиг в духовке плиты, побелка и роспись.


фотографии, история игрушки, мастерицы, музеи и выставки.

«Не свисти — денег не будет». Эта примета точно не работает в Дымковской слободке. Вот уже 400 лет здесь делают глиняные свистульки — дымковскую игрушку.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках.

Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году. Главный атрибут «Свистуньи» впечатлил столичного генерал-майора Николая Хитрова, сосланного в Вятку. Генерал так красочно описал игрушки и сам праздник, что с тех пор при упоминании Дымково вспоминаются яркие фигурки.


Секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Сначала изображали животных, как повелось с язычества. Но символом «дымки» стала барышня.

Мастерица Анна Мезрина

Анна Афанасьевна Мезрина. Мастерица, которая в 20-х годах ХХ века спасла промысел от вымирания. Ремесло перестало кормить, и лишь она в то время в Дымкове лепила и расписывала игрушки. Товарки перешли на более выгодную работу — с гипсовыми изделиями.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

В годы Великой Отечественной войны ремесло почти забросили. Но яркие фигурки с радостью покупали эвакуированные, и в 1942 году мастерицы снова взялись за работу. А спустя два года Всесоюзное товарищество «Художник» определило статус «дымки» как экспортный.


Дымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты — бытовые, например спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья или с претензией на историю — к примеру, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка


Праздник Преображения в дымковском стиле. Работа Людмилы Верещагиной. В основу легли реальные исторические факты и описания Вятского женского Преображенского монастыря. В композиции — храмы, крестный ход, сценки из городской жизни. Всего 120 фигурок.

Дымковская игрушка — среди музейных экспонатов Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга. Выставляется «дымка» по всему миру: от США до Японии. А полвека назад расписные глиняные фигурки пополнили фонд Международной академии керамики в Женеве.

Нынешний Киров (бывшая Вятка) — город дымковский. Скульптура «Семья» выполнена по канонам «дымки», в местном театре — балет «Дымковская игрушка». К 640-летию раскрасили город в узнаваемые цвета. Даже снеговики зимой здесь дымковские. Дети — они что видят, то и рисуют.

Скульптурная композиция «Семья» в Кирове

Балет «Дымковская игрушка»

Стелу с надписью «Киров» раскрасили под «Дымку»

Старейший промысел России. Узнаем как своими руками сделать игрушку на дистанционном занятии

Вместе с клубом«Оптимист» мы отправимся на мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки от преподавателя Веры Каргалинской. На самом деле, такой вид ремесла можно без особых усилий освоить в домашних условиях.

«Родиной Дымковской игрушки и впервые она возникла в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне город Киров). По легенде, давным-давно в этих местах в сумерках столкнулись два русских войска, которые приняли друг друга за противника и вступили в битву. Каждый год, в память павших воинов, местные жители справляли по ним тризну, используя яркие шары из глины и свистульки, позднее траурная подоплека забылась, а праздник Свистопляска остался. Особенной популярностью пользовались свистульки в виде животных и птиц. Залежи глины, пригодной для лепки, способствовали развитию промысла, игрушки видоизменялись с годами, так, Дымковская игрушка, какой мы привыкли видеть ее сейчас, отражает быт и нравы 19 века.

Вот и сегодня мы с вами поговорим о том, как своими силами изготовить куклу — барышню. Для этого нам понадобятся всего лишь: пластилин или глина и стеклянная бутылка». Видео-урок можете целиком посмотреть в Ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=kSWfuLoYRUM&feature=youtu.be.


Участники занятия поделились с кореспондентом «НЗМ» своими впечатлениями: «Мне очень понравилось делать дымковскую игрушку. Я уже создала несколько изделий сама дома и у меня ещё масса идей. Очень приятно ощущать связь с историей через творчество, — отмечает 15-ти летняя Женя Шакун.

В мастер-классе участвовали ребята разного возраста, даже совсем юные.

«Моя кукла получилась очень нарядной и красивой. Я делала ее сама и подарила бабушке на день рождения. Ей было очень приятно!» — рассказывает 5 — ти летняя Алиса Ронжина.

«А я был очень заинтересован историей возникновения такого промысла, как дымковская игрушка и попробовать самому создать ее. Даже для мальчиков будет прикольно. Это оказалось гораздо интереснее, чем компьютерные игры! Каждый мастер-класс помогает всегда по-новому раскрыть человека. Мне нравится что можно придумывать и творить», — рассказал по телефону Арсений Кузнецов 9 лет.

— Милана Тоцкая

Дымковская игрушка – основы изготовления – Всё самое интересное!

Ранее, в разделе “Рукоделие” и подразделе “Глина” мы публиковали статью “Лепка из глины“, где описывали некоторые основы, которые касаются этого процесса. И в одном из комментариев появилась просьба рассказать подробнее про одну из разновидностей способов лепки из глины – про дымковскую игрушку. Ответный комментарий в виду большого количества данных превратился в эту статью – “Дымковская игрушка – основы изготовления“. О чём, соответственно, мы и поведём дальше речь.

Сразу стоит сказать, что по-настоящему создание дымковской игрушки может быть освоено у потомственных мастеров из села Дымково Кировской области, где эти традиции передавались из поколения в поколение и так далее. Так что каких-то особых интересных тайн в статье вы не найдёте. Зато мы постарались определить самые основные основы – чтобы любой человек смог взять их и сделать игрушку. Соответственно, если нам это удалось / не удалось, пишите, пожалуйста, отзывы – чтобы можно было провести коррекцию материала при необходимости. Ну а теперь приступим.

Дымковская игрушка – основы изготовления на самом деле очень просты. Если говорить вкратце, то все древние игрушки этого направления отличались одной общей деталью: они могли издавать шум: свист, грохот, треск и так далее. И отнюдь не потому, что наши древние предки любили пошуметь (хотя и это тоже 🙂 ) Так, считается, что злые духи очень не любят шум. Естественно, при наступлении весны, когда приходит пора сельхозработ, злые духи совершенно не нужны на полях и огородах. Тогда как за зиму на земле накопилось порядочно нечисти (зима вообще, как говорят, пора тёмных сил). И наши предки старались как могли справиться с этими злыми духами. В частности, организуя праздники, где необходимо было очень громко шуметь, свистеть, стучать и так далее. Духи пугались шума – и исчезали. Миссия была выполнена.

Дымковская игрушка – это одна из разновидностей этих шумовых инструментов. Так, у вятичей (славянского племени из этих мест) была традиция праздника “Свистопляска”. Как видно из названия, праздник явно шумовой и противо-нечистный. Соответственно,

Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, к которому и приурочивали их изготовление и продажу. К древнейшим видам дымковской игрушки, вероятно, нужно отнести шары, или “шарыши” Сравнительно небольшого диаметра (6-10 см), полые, с катающимися внутри горошинами, они издают звук погремушки, красивы по цветовым сочетаниям: по черному фону нанесены ряды белых, красных и сиреневых или белых, голубых и коричневых пятен – горошин.

Помимо шумовых функций, катание глиняных шаров на Свистопляску было поздней модификацией древнего обряда: заклинания плодородия — катания яиц. Древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют и свистульки, в первую очередь, исполненные в виде животных. Это небольшие по размеру фигурки с характерными признаками животного спереди и коническим завершением в виде свистка сзади.

То есть, изначальная особенность дымковской игрушки – это способность издавать шум, свист. На сегодня “шумливость” – это не обязательный атрибут дымковской игрушки. Но цвета и формы современных игрушек сохранены достаточно точно.

Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Постепенно забывался смысл отдельных деталей: золотое шитье на платьях, золото эполет и орденов становились непонятными пятнами, делавшими фигуру красочной и выразительной. Они даже переходили туда, где уже не имели никакого смысла — на козлов, оленей, индюков, придавая им своеобразную наивную красоту, веселую и жизнерадостную. Постепенно эта декоративная сторона дымковской игрушки выступала все сильнее и, наконец, превратила ее в то, что мы имеем сейчас, — чисто декоративную скульптуру.

Соответственно, отличительные черты дымковской игрушки:

  • специфические стилизованные формы
  • белый фон
  • яркая раскраска.
  • по-возможности – способность издавать шум, свист.

Конечно же, знатоки и специалисты могут назвать нам ещё сотню (а, может, и не одну) отличий дымковской игрушки от других. Но для нашей цели – основ изготовления дымковской игрушки – эти отличия не пригодятся. Ну а мы, собственно, переходим к основному разделу:

Основы изготовления дымковской (вятской) игрушки

Как, наверное, вы уже поняли, процесс изготовления дымковской игрушки проходит в 2 больших этапа:

  1. Создание собственно формы.
  2. Раскраска этой формы.

Начнём с первого шага. Традиционно для создания формы дымковской игрушки использовалась местная глина и речной песок. Естественно, глина из реки Вятка не всем доступна, поэтому люди пользуются заменителями. Если ваша цель – точное воспроизведение традиции дымковской игрушки, то нужны красная глина и песок, а также обжиг изделия в муфельной печи. Подобные способы обработки глины не всем доступны, поэтому мы ещё больше отклонимся от заветов предков 🙂

Итак, материалы для создания дымковской игрушки.

В принципе, можно использовать любые доступные вам материалы:

  1. Если вам доступна художественная глина – то можно использовать её – только учитывать, что готовые изделия боятся воды. Также нужно учесть, что глина достаточно долго сохнет (а её нужно высушить перед раскраской).
  2. Если вам доступен пластилин – это также нормальный материал. Но ввиду его водооталкивающих свойств это не самый хороший вариант, так как покраска пластилина – это то ещё удовольствие.
  3. В современных условиях лучше всего, если вам доступна самозатвердевающая полимерная глина. В художественных магазинах продаются такие брикеты разных цветов, с которыми работаешь как с обычной глиной – но не нужно обжигать, эта глина полимеризуется и не боится воды. Также при работе с такой глиной руки должны быть влажными.
  4. Кроме того, более экономичный способ – это дымковская игрушка из солёного теста. Подробнее про солёное тесто можно прочесть в нашей статье “Солёное тесто – рецепты и способы лепки“. Если вам не нужна мега-точность и утончённость художественных форм готового изделия, то это отличный материал. Хотя также достаточно долго сохнет.

Поскольку все четыре типа материалов сходны по пластичности, особо останавливаться на их отличиях не будем. Каждый, кто возьмёт в руки материал и сделает несколько пробных игрушек, самостоятельно определит недостающие моменты. Мы остановимся на общем процессе лепки дымковской игрушки.

Процесс лепки дымковской игрушки.

Этот процесс можно подразделить на несколько шагов.

Нулевой шаг – это выбор образца, готового изделия, которое вы хотите скопировать. Если вам не нравится копирование – можно импровизировать сразу. Но более логично сначала скопировать несколько готовых и наиболее понравившихся изделий. Выбранный образец нужно мысленно расчленить на составляющие. Выделить основу, оценить её форму. Выделить “придатки” – хвосты, крылья, копыта, ноги, юбки, коромысла, головы – всё, что крепится к основе.

Первый шаг – это создание основы. Каждая дымковская игрушка, если вы присмотритесь, состоит из основы – туловища. На которое впоследствии “надевается” всё остальное (перья, хвосты, головы, юбки и так далее). Основа создаётся из комка глины шарообразной формы. То есть, сначала нужно скатать шарик нужного вам размера. Затем деформировать этот шарик (вытянуть, сплюснуть, стянуть) в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки. Чем плавнее происходит деформация, тем более хорошей получится форма, она не будет иметь выемок, сколов и прочих дефектов быстрого растяжения.

Второй шаг – это изготовление придатков. Вы не поверите, но основа придатков – это также шарики из глины, только меньшего, чем основа размера. То есть, нужно скатать шарик и постепенно деформировать его в сторону нужной формы. Кстати, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: первые несколько игрушек – это учебные игрушки. Так что особых требований к качеству при их изготовлении у вас быть не должно. Требования к точности форм, утончённости и гармоничности должны появляться лишь при наличии небольшого навыка работы с глиной.

Третий шаг – соединение придатков с туловищем. Для этого “конечности” прижимаются к туловищу. А потом с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создаётся плавный переход между придатками и туловищем.

Теперь можно добавить всяких украшений – колечек, шариков, колбасок, канавок. И оставить заготовку игрушки высыхать. А пока она сохнет, воспользоваться паузой и подобрать себе цвета, которыми вы собираетесь раскрашивать дымковскую игрушку.

Про подбор красок и цветов для дымковской игрушки.

Цвета в дымковской игрушке в основном яркие, баночные – не смешиваемые. Если вы хотите подробнее узнать про смешивание цветов (например, про то, как получить красивейший фиолетовый цвет вместо грязи) – то вы можете прочесть статью “Как получить нужный цвет?“. Но если вам не жалко купить обычные краски по керамике на основе акрила в художественном магазине, то это будет более простой путь. Вам понадобятся любые нравящиеся вам яркие цвета – жёлтый, красный, чёрный, оранжевый, синий, зелёный, фиолетовый.

Естественно, традиционно для раскраски дымковской игрушки использовали натуральные красители на яйце, молоке. Затем – темперу. Но поскольку мы не соблюдали исконную технологию при создании заготовки, то зачем соблюдать её сейчас?

Итак, акриловые краски – отличный вариант для дымковской игрушки. Кстати, при особом старании ими можно справиться даже с пластилином. Плюс их важный плюс по сравнению с, например, гуашью – краски быстро сохнут и становятся очень прочными. Так что когда вы будете рисовать по белому фону, он не будет смешиваться с новыми цветами. Ну а если вы выбрали гуашь – будьте готовы к тому, что белый цвет фона будет взаимодействовать с другими красками. Особенно если вы будете водить кисточкой в одном месте дольше одного мазка.

Следующий этап – раскраска дымковской игрушки.

Который, в свою очередь, делится на

  • нанесение белого фона
  • окончательную разрисовку.

Нанесение белого фона – важный процесс. Если его не нанести хотя бы в один слой, то все ваши цвета, которыми вы будете раскрашивать эту игрушку, окажутся намного более блеклыми, чем если бы под ними был белый фон. Поэтому покрыть заготовку белым в 2-3 слоя – это не прихоть, это суровая необходимость 🙂

Соответственно, после высыхания фона начинаем раскрашивать игрушку. Если вы не уверены, то для начала теми же цветами, какие будут использоваться в игрушке, можно раскрасить несколько фигурок на бумаге. Это даст возможность

  • а) немножко потренироваться
  • б) в большей степени определиться с желаемым сочетанием цветов.

Итак, в раскраске традиционно нуждаются: глаза, волосы (если это человек), предметы одежды или естественных покровов (перья, шкура). Также можно раскрасить декоративные элементы типа бугорков, валиков, канавок, если вы их делали. Если нет – то можно  их нарисовать прямо поверх заготовки.

Кстати, в разукрашивании игрушки, вполне возможно, вам понадобятся наши советы из цикла статей Как научиться рисовать? Легко! И в особенности раздел про силовые линии в рисунке.

Вот и всё! Дымковская игрушка вылеплена и раскрашена! Осталось высушить, при желании покрыть экологичным лаком на водной основе -и радоваться!

Дымковская игрушка – от простого к сложному.

Если говорить методически, то наиболее правильно начинать лепку игрушек с самых простых форм. То есть, вероятность получить полную ерунду в том случае, если вы выбрали для первой лепки, например, всадника, намного больше, чем если бы вы выбрали, скажем, свинку.

Принцип выбора игрушек, более простых в изготовлении: у них много туловища и мало “придатков”. То есть, чем больше в игрушке туловища и чем меньше ножки, ручки, хвостики (а в идеале, если они вообще прилегают к телу и обозначаются только на рисунке), тем легче будет эту игрушку по первах делать.

И, наоборот, принцип выбора более сложных игрушек – появление длинных конечностей, шей, огромных хвостов и прочих “придаткообразных” выступов.

Соотвественно, наши рекомендации дымковских игрушек для изготовления по принципу постепенности, от простой к сложной:

Дымковский колокольчик:

Свинки – отличный начальный этап, состоят из туловища и очень коротких лапок-пяточков-ушек.

Свинки из 1950-х годов:

Оригинальная игрушка 30-х годов прошлого века (как видите, примитивизм и стилизация – основа дымковской игрушки):

Современный вариант этой игрушки (намного меньше примитивизма и стилизации):

Более сложная модификация этой игрушки (конёк-мутантик):

Ещё более сложная модификация этой игрушки (конь-горыныч):

Следующий этап усложнения (вообще неизвестное животное 🙂 ) из 1900-х годов:

Эта же игрушка – но в современном исполнении:

И так далее.

Удачного творчества!!!

Итак, как вы, наверное, заметили, процесс изготовления дымковской игрушки прост и логичен.

И, естественно, ведь созданием этой игрушки издревле занимались не профессиональные художники, а исключительно любители. Так что дымковская игрушка по плечу каждому!

Статья написана по материалам http://shtrih-33.ucoz.ru/publ/2-1-0-13 и с использованием иллюстраций http://dymka.teploruk.ru/

Известный русский промысел — создание Дымковской игрушки

Дымковская игрушка представляет собой небольшую статуэтку, изображающую человека, животное или сказочное существо. Форма и элементы росписи статуэтки – стилизованные, символически передающие черты «оригинала».

Русский народный промысел – создание особой Дымковской игрушки – зародился еще в 16 веке. Первыми стали делать симпатичные игрушки из глины мастера слободы Дымково (на территории современной Кировской области). Языческий праздник Свистунья первоначально был поводом производства фигурок, со временем их стали делать постоянно. Просуществовав до советских времен, дымковский промысел перешел в разряд производства. Традиции старины бережно хранились мастерицами. Как и сотни лет назад, фигурки делают исключительно вручную.

Изначально материалом для игрушки были красная глина и речной песок. Красители делали из яиц и природных материалов. Перед нанесением красок готовые фигурки покрывают белилами.

Сюжетов для создания статуэток много – традиционно они изображали людей или животных. Одним из наиболее популярных направлений создания дымковской игрушки является лепка «баб». «Женщины» непременно имеют широкие юбки, рукава с оборками, кокошники на головах.

В наши дни как для профессионального, так и для любительского, домашнего изготовления Дымковской игрушки вместо глины часто применяют гипс. Этот материал прочен, пластичен, позволяет передать нужные детали статуэток, а также недорог и доступен, более удобен в применении. По свойствам гипсовые фигурки не слишком отличаются от тех, что сделаны из глины. «Бабы» из гипса пользуются большим спросом в магазинах.

Особое значение при создании настоящей Дымковской игрушки имеет ее правильная роспись. Традиции диктуют каноны, определяющие набор цветов, элементов орнаментов и пр. Так, расцветки у хорошей игрушки должны быть натуральными, неяркими, приглушенными. Элементы росписи – линии, волны, круги, зигзаги, ромбы и пр. – символизируют те или иные вещи (солнце, воду и пр.). Их располагают, как правило, в определенных местах игрушки.

Многие современные люди увлекаются самостоятельным изготовлением или росписью уже готовых Дымковских фигурок. Такое занятие – отличное творческое хобби, многие родители приобщают к ним своих детей. Чтобы провести роспись фигурки, нужно:

покрыть ее белилами – смесью молока и мела либо готовыми красками.
расписать с помощью красок и тонких кистей. Сейчас для игрушек применяют гуашь, акриловые краски и пр. Дымковская игрушка, раскрасить правильно которую сможет даже ребенок, всегда получается уникальной, неповторимой.
покрыть высохшую краску на поверхности игрушки лаком (можно – яичным белком).

Русские игрушки — Дымково

г традиция изготовления глиняных игрушек лучше сохранилась в 20 века, чем традиции других рукотворных русских игрушки. Поселок Дымково близ города Кирова (бывш. известный как Вятка) — самый известный центр фаянса производство игрушек. Поселок основан в 15 веке. века горожанами Северный город Великий Устюг которые восстали против господства Москвы и установили царем Иваном III в глухие края.Некоторые из них в том числе многие квалифицированные мастера и производители игрушек переехали в место, которое в то время было известно как город Хлынов.


Л.Фалалыева. «Репа». 1966

Изготовление игрушек торговля в первую очередь продвигалась на нужды местного фестиваля известный как «праздник свиста».Там было большой спрос во время фестиваля на различные свистки изготовлены местными мастерами в виде фигурок птиц, лошадей и ягнят. Фестиваль уходит корнями в языческое поклонение Ярило, славянскому солнечному божеству. Другой древний местный фестиваль стимулировал спрос на игрушки, в том числе всевозможные популярные развлечения, такие как общественные конкурсы для кулачных бойцов и лепки снеговиков.В 19 веке такие сельские праздники были довольно большим делом, они совпадали с ярмарками и другими торговыми мероприятиями и продолжалась в течение нескольких дней.
Дымковские игрушки были сформированы из местная красная глина, смешанная с мелким речным песком, чтобы предотвратить растрескивание кольца стрельбы. Сначала была изготовлена ​​массивная основа игрушки. сформированный, а затем к нему прикреплялись более мелкие фрагменты (сундук, руки, голова, бахрома на платье, косы для волос или платья хесад).


З.Пенкина. «Емеля на плите». 1989

Готовые игрушки сушили несколько дней, обжигали три — четыре часа, загрунтован мелом, растворенным в пахте, и раскрашен темпера рисует на белом фоне.(Это только Дымковские производители игрушек, которые «отбелили» свою продукцию погрузив их в суспензию порошка мела в молоке.) При сушке загрунтованной игрушки на сквозняке казеиновая пленка появилась поверхность и закрепил меловой налет.
Древнейшие дымковские мотивы игрушки животные и птицы. Однако дымковская игрушка торговля известна прежде всего красочными статуэтками гордые знатные дамы, толстые купчихи, элегантные господа, доблестные гусары и группы фигурок, изображающие сюжеты от цирковой жизни и открытых рынков.Очаровательно живые и часто забавные персонажи игрушек графически представляют повседневную жизнь маленького русского городка в 19 век.
В состав игрушки входят в основном юбка в форме колокола и туловище с прикрепленными небольшими шаровидными голова, согнутые руки и миниатюрные детские фигурки. Дымковские игрушки раскрашены в десяток цветов, а не два-три, характерных для другой русской фаянса игрушки.Они украшены характерным орнаментом из квадратов, полосы, круги, петли или точки. В заключение игрушка украшен бриллиантами из сусального золота, которые придают ему вид чрезвычайно праздничный.


З.Пенкина. «Чаепитие». 1995

Современное Дымковские игрушки включают старинные мотивы, а также вторая половина 19 века, такие как барыни (или хозяйки), нянки (или няни), водоноски (или женщины-водоносцы) и другие.В 1930-х годах на дымковских игрушках стали изображать сказки и современный образ жизни. Были также многосимвольные композиции на стендах, фигуры людей выше 30 см и др. Массивный, отвлеченный и несколько гротескные формы дымковских игрушек подчеркнуты рюшами, пышные воротники и другие особенности. Импровизированная яркая картина игрушки представляет собой геометрический орнамент из кругов, клеток, и точки разных цветов и размеров.Дымковские игрушки призыв нашим современникам своей артистичностью, четкостью характеров, остроумный юмор и оптимизм. Это черты, которые делают это оригинальное искусство превосходит время.


З.Пенкина. «Емеля на санях».1996



Дымковские игрушки

Дымковские игрушки , уникальное явление в Русское народное искусство , входят в число самых популярных произведений народных мастеров из Россия и все более мир .На протяжении многих десятилетий народного искусства выставки неизменно включали фигурки из цветной глины и фигурные композиции.

Происхождение Дымково игрушки восходит к древним временам и связано с местным фестивалем Вятской губернии Свистопляска (« танец со свистком », танцы со свистом и под свисток ). Фестиваль включал в себя поминовение предков, катание глиняных мячей по крутому склону реки , игровые бои , прогулки, а также богатые базары, где продаются сладости, орехи, но в основном глиняные игрушки и свистки на сумму тысячи долларов Дымково специально по случаю.

Главными производителями игрушек были женщины и дети, которые работали сезон союзник сначала , а затем на протяжении всего года . Всего было , три вида глины, игрушки, мячи, свистульки и куклы. Первые два имеют древнее происхождение и связаны с языческими символами плодородия, что также должно объяснить преобладание женщин с детьми, домашних животных и птиц среди мотивов фигурок.
С течением времени языческие символы уступили место бытовым темам, а глиняные шары и свистульки были заменены фигурками и группами, украшавшими подоконники, шкафы, , как модный фарфор.
Однако все еще уходящие корнями в древние традиции , Дымково игрушки не были имитацией фарфора , а превратились в оригинальное искусство, живое и всегда актуальное. игрушки процветали на новых темах и предметах, взятых из , жизни и, в то же время, модифицированных человеческим воображением.
Таким образом, был сформирован новый мир Дымково игрушек , со своими традициями и образами; Были установлены новые художественные медиа и стандарты, которые были характерными нового искусства на протяжении всего его развития .
Дымково игрушки привлекают наших современников артистичностью, четкими характерами, остроумным юмором и оптимизмом. Это те черты, которые делают это оригинальное искусство превосходящим время.

Народные глиняные игрушки из России

Один из самых симпатичных сувениров, которые можно привезти из России, — это керамическая народная игрушка. Их очень много, но самые живые и самые игрушки из тополя — вятские. Их называют дымковскими игрушками, потому что изначально они производились в селе Дымковская Слобода.Дымковской игрушке почти пятьсот лет. Фигурки традиционно изготавливались женщинами и детьми, работающими вместе в семейных единицах, которые делили работу в соответствии с навыками, необходимыми для каждого шага. Каждый человек специализировался на определенной части тела или принадлежностях. Все части соединяли, швы протирали влажной тряпкой или мокрым пальцем, а затем фигурки оставляли сушиться на несколько дней.




После умирания фигурки обжигались на открытом огне, а затем помещались в раствор молока и измельченного мела, чтобы получился ровный белый грунт для краски.Краски были шести цветов: синего, желтого, зеленого, оранжевого, малинового и черного. Иногда также включались оттенки и смеси голубого, розового и коричневого. Живопись представляла собой геометрический орнамент из кругов, клеток и точек разного цвета и размера.
Большинство фигурок женщин, мужчин, детей и животных отражали деревенскую жизнь. Массивные, абстрактные и несколько гротескные формы игрушек подчеркивали рюши, пышные воротники и другие детали. Сначала они были игрушками, но позже превратились в забавные коллекционные предметы и давали возможность крестьянам, которые их производили, получить дополнительный доход.


В конце 19 века ремесло пришло в упадок, потому что дымковские игрушки были вытеснены с рынка лепными гипсовыми статуэтками фабричного изготовления, имитировавшими фарфоровые изделия. Однако в советское время дымковское ремесло возродилось. Тогда на игрушках, помимо привычных мотивов, стали изображаться и сказочные персонажи. Современные дымковские игрушки соответствуют традиционному стилю, но каждая отражает индивидуальный стиль мастера.

Менее известны, но не менее интересны Филимоновские игрушки. Игрушки получили свое название от деревни своего происхождения, Филимоново, и вылеплены вручную из синевато-серой местной глины, которая превращается в чистую белую керамику. Стиль игрушек Филимоново совершенно другой. Фигурки — женщины, всадники, разные животные, такие как медведи, крупный рогатый скот и петухи — имеют удлиненную форму и раскрашены узорами из ярких полос и пятен, часто в чередующихся зеленых и красных тонах.

Итак, когда вы находитесь в России и задаетесь вопросом, что купить в качестве сувенира, подумайте об этих красочных и симпатичных игрушках, они не только украсят любую комнату в вашем доме, но и будут вызывать улыбку на вашем лице каждый раз, когда вы их видите.

Желтые страницы путешественника для Санкт-Петербурга. Дымковские игрушки

ДЫМКОВО ИГРУШКИ

Дымковские игрушки — одно из древнейших ремесел и практически единственный вид народного творчества, дающий нам уникальный шанс проследить его развитие на протяжении почти полутора веков.

Первое упоминание о дымковских игрушках относится к 1811 году, но очевидно, что речь идет о развитом, действующем производстве, а не о его начальной стадии.

Этнографы считают, что самобытный стиль дымковских игрушек обозначился впервые в XV-XVI веках, а ремесло зародилось в поселке Дымково на другом берегу реки у города Вятка. Хотя в русское средневековье зародилось несколько необычных стилей художественной керамики, некоторые из которых не забыты и по сей день, глиняные игрушки из поселка Дымково затмили другие своей популярностью в качестве русского сувенира.

Многие исследователи считают, что создание дымковской глиняной игрушки связано с ритуальным весенним праздником Свистуня (свистунья, напоминающим русское слово свистопляска, имеющее современное значение массового столпотворения), который был посвящен солнцу, и для которого женщины а девочки (эта работа считалась исключительно женской) всю зиму задолго до праздника лепили из глины игрушки: лошадей, овец, коз, медведей, оленей и уток. По сути, все эти незамысловатые игрушки были довольно простыми, поскольку их основная функция была волшебной, а не декоративной.Несмотря на ритуальное значение глиняных свистков, в их изготовлении прослеживается определенная ирония.

Магический смысл праздника был утерян в 19 веке, и праздник превратился в оживленную ярмарку свистунов с непрерывным свистом. Свистки, без которых когда-то было невозможно участвовать в празднике и делались просто для игры, сохранились, но приобрели все более гротескные, декоративные формы. Древнее ремесло не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие: в игрушку добавились новые бытовые и сказочные предметы.Разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний. Дымковская глиняная игрушка стала отчетливо приобретать характер малой народной скульптуры, становясь с одной стороны более декоративной, а с другой — обогащаясь новыми сюжетами и сюжетами, взятыми из реальной жизни и переделанными народной фантазией. Тотемные и мифологические персонажи (женщина-птица Сирин, двуглавые кони и др.) Теперь были лишь частью сюжета дымковских игрушек.

Если в древности главной темой были животные и младенец (символы женского плодородия), то в 19 веке стали появляться женщины в народных костюмах, с младенцами, птицами, корзинами с пирогами и балансирующими стержнями, на скамейках и лодках.Начали появляться многофигурные композиции с названиями «Путешествие на санях», «За чаем», «Прогулка с детьми», «Ночью» и т. Д.

Позже мастера дымковской игрушки обратились к городской тематике, изображая ее с использованием вкусов простых людей, далеких от вкусов высшего общества. Все персонажи — крестьяне мужского пола, горожане, купчихи, прекрасные дамы, модницы, модники, офицеры и скоморохи (этакий клоун-менестрель), изображенные в керамической игрушке в обобщенном виде, как тип или сословие (крестьяне) , солдат, горожан) или функции (няня, музыкант, танцовщица, дровосек и т. д.).). Отличия только в цветах и ​​разновидностях одежды, лица изображены с помощью нескольких цветовых пятен: черные дуги и точки образуют брови и глаза, а красные круги — румяные щеки и рот.

Фигурки и композиции служили украшением подоконников и посудных шкафов, заменив дорогие фарфоровые статуэтки. Но их создатели не были подражателями, просто создавая бледные имитации фарфора. Это было новое, самобытное и неповторимое искусство, рожденное маститой глиняной игрушкой.

Так постепенно сформировался неповторимый мир дымковских образов игрушек и их своеобразной художественной композиции.

Признаками глиняной игрушки как вида народного творчества являются ее лаконичность и общность, отображение фигур в лоб или в профиль, состояние движения в неподвижности, наличие собирательных типов образов, в которых живые наблюдения сочетаются с поэтической фантазией. . Все это приобрело конкретную форму выражения в дымковской игрушке в сугубо местных приемах лепки, раскраски и орнаментальной росписи, а также в особенностях композиции.

Весь процесс, от подготовки глины до окончательной росписи обожженной и побеленной фигуры, состоит из строго очерченных, последовательных операций и приемов. Изготовление дымковской игрушки предполагает своеобразное знание законов ее условного языка. Строгая заданность предметов и форм — это не только ограничение, накладываемое сувенирной стилистикой, но и гарантия сохранения старинных традиций в практически неизменном виде.

Сырье для производства дымковских игрушек — местное: красная глина, смешанная с просеянным речным песком.Процесс изготовления игрушек из глины очень прост. Сначала из глиняного теста вылепливается туловище фигурок вручную, затем из жидкой глины к нему прикрепляются глиняные шарики (голова и руки). Швы заглаживаются мокрой тряпкой. Свистки тоже лепят вручную, а отверстия протыкают палкой. Готовые фигурки сушат и обжигают в печи, отбеливают мелом, растворенным в молоке, и раскрашивают темперой (до 1953 года использовались анилиновые красители).

Обычно игрушку расписывают простыми геометрическими орнаментами: яркими пятнами, кругами, зигзагами, полосами, точками, ромбами, клетчатым узором в различных сочетаниях.Между тем контрастирующие радостные цвета (от 4 до 10): синий, красный, голубой, желтый, желтовато-оранжевый, малиновый, зеленый, иногда дополненные бриллиантами из медных листьев, создают неповторимый праздничный колорит, который делает Дымковские игрушки самобытны. Одно время для украшения изделий использовалось даже сусальное золото. Хотя геометрические узоры всегда были неприхотливыми, они несут в себе определенную информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, пересекающиеся полосы указывают на рамку колодца, а круги со звездой в центре обозначают солнце и другие небесные тела.

Каждый мастер делает игрушку целиком, от лепки из глины до последних мазков краски. Несмотря на строгие стилистические рамки, которые во многом продиктованы статусом дымковских игрушек как сувениров, все авторы привносят в свои творения собственный творческий почерк и предпочтительную цветовую схему.

Каждая фигурка сделана вручную, единственной ей нравится. И по сей день это ремесло не производится на массовых конвейерах, что отличает его от других народных промыслов.

: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

Разноцветные дымковские фигурки, в том числе свистульки, представляют собой одно из самых известных и старейших изделий из глины в России.

Название этих своеобразных игрушек происходит из села Дымково, ныне район города Вятка (Киров). Он появился из-за любви к гончарным традициям на вятских землях еще в древности. По мнению многих исследователей, создание дымковской глиняной игрушки связано с ритуальным весенним праздником Свистопляска (т.е. свисток) празднование Солнца. Чтобы принять участие в празднике, требовались глиняный свисток, которым можно было издавать звуки, и раскрашенный глиняный шар, чтобы бросать друг другу.

Свистки были сделаны в виде различных тотемных животных, таких как медведь, коза, овца, олень, но на самом деле были довольно простыми, их функция была скорее магической, чем декоративной. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистков, заметна определенная ирония, с которой мастера их создавали. Так, медведь-свисток мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а козел — в забавных штанах.Такие глиняные свистульки изготавливали исключительно женщины и девушки, заранее готовившиеся к празднику.

В 19 веке праздник превратился в шумную ярмарку, обязательно со свистом. Магический смысл праздника был утерян. Свистки остались и приобрели более причудливые декоративные элементы. В то время как раньше главным объектом внимания были животные, в 19 веке появились игрушки, на которых изображались одетые женщины с младенцами, корзины с пирогами или коромысла, сидящие на скамейках или в лодках.Позже мастера дымковской игрушки обратились к городским сюжетам, со стильными дамами, горожанами, офицерами, торговцами скоморохами и (странствующими менестрелями-клоунами).

Что бы ни изображала дымковская игрушка, она всегда выделяется своей неповторимой витиеватой расцветкой. На белом фоне очень весело смотрятся темно-голубой, зеленый, желтый, оранжевый и малиновый цвета. Вместе может быть до десяти цветов. Орнамент всегда довольно простой, с клетками, полосками, кругами, точками, ромбами и зигзагами в различных сочетаниях.Однако эти простые геометрические узоры несут определенную информацию. Так, например, волнистая синяя линия обозначает воду, скрещенные полосы обозначают бордюр, а круг со звездой посередине символизирует Солнце или другие небесные тела.

Способ изготовления дымковских игрушек тоже кажется довольно простым: игрушка вылеплена вручную из местной красной глины, смешанной с речным песком. Свистки протыкаются специальной палкой. Фигурка изготовлена ​​частями. Отдельные детали скрепляются жидкой глиной, стыки разглаживаются влажной тряпкой.Игрушку сушат и запекают, а затем белят мелом, разведенным в молоке. Потом красится.

Каждая дымковская игрушка — ручная работа и уникальна, существует как единственный экземпляр. Каждый мастер вносит свою манеру и колорит. Дымковское игрушечное ремесло до сих пор не выпускается серийно, что отличает его от других народных промыслов.

В настоящее время русская культура переживает тенденции, аналогичные западным, этнические мотивы становятся неотъемлемой частью творчества скульпторов, художников, дизайнеров и модельеров.Есть надежда, что дымковская игрушка не будет забыта, а наоборот, будет развиваться, переосмысляться и интерпретироваться на новом уровне. Укоренившись в древнем языческом мировоззрении, он может служить неиссякаемым источником вдохновения для творческой личности.

Сегодня любой желающий, будь то ребенок или взрослый, может попробовать сделать дымковскую игрушку. Главное, что вам понадобится — это глина и фантазия. В противном случае яркий свисток, привезенный из России, может стать отличным сувениром и подарком.

руслинк100070

русссылка100029

Источники :
традиции.ru
ruschudo.ru
samoffar.ru

Киров, музей «Дымковская игрушка: история и современность». История, особенности и интересные факты

В Кирове в 2011 году открылся Музей дымковой игрушки. Это событие многие годы ждали местных жителей и гостей города, ведь яркие, расписные, забавные изделия местных мастериц давно стали визитной карточкой Вятки, а за рубежом — России.

Необычный поселок Дымково

Считается, что дымковская игрушка зародилась в XV-XVI веках в поселке Дымково, которое находилось недалеко от города Вятка (Хлынова, Киров).Практически в каждой семье этого уникального поселения жила мастерица, которая лепила из местной красной глины забавные фигурки людей и животных, передавая свое мастерство дочери и внучке. Игрушки каждой семьи имели свои особенности: они отличались формой, цветом, орнаментом и позволяли точно определить руку мастера. Так зародились традиции народного промысла дымковской игрушки.

Тогда они были востребованы на городских ярмарках.Чаще всего в них играли дети — родители несли в подарок разноцветные свистульки. Но их купили для украшения дома.

От 30 до 50 семей в Дымкове копали глину, размягчали ее, натирали мелом и красителями, а после завершения работы в полях лепили, сушили и обжигали фигуры до весны. Начали рисовать ближе к ярмарке, особенно спешили на праздник Свистка.

Свисток или Вятский свисток

В Вятском крае есть легенда, рассказывающая о появлении дымковской игрушки.В XIV-XV веках иностранцы напали на город Хлынов и хотели его взять штурмом. Горожане обратились за помощью к соседям из Великого Устюга. Те откликнулись и бросились на помощь. Но они пришли в город ночью и на другую сторону, неожиданно для Вятичей. Приняв их за врага, осажденные бросились в бой. Произошла ужасная братоубийственная резня.

Хотя документальных подтверждений этому факту нет, местные жители посчитали событие достоверным и отметили день поминовения погибших в ту ночь.Утром все собрались в мемориальной часовне на торжественный панихиду, а затем устроили народные гуляния в знак победы жизни над смертью. На Свистопляском празднике проходили кулачные бои, с высокого берега Вятки катали глиняные шары, пели, танцевали. Конечно, было много угощений и вкусностей. Но главными на празднике были глиняные игрушки. Женские фигуры символизировали вдов, оплакивающих умерших мужей. Разнообразными свистками запасались все, от мала до велика, и весь день ходили по улицам, устраивая челку.Описание праздника путешественниками появилось только в 19 веке, но корни его явно языческие.

Со временем традиции свиста изменились, исчезли кулачные бои и воздушные шары. Остались веселые гуляния и озорные свистки по городу. Мероприятие стало больше похоже на веселую ярмарку. Последний праздник прошел в конце 20-х годов прошлого века. Потом традиция полностью исчезла.

Первые игрушки

Те же путешественники назвали глиняные игрушки, которые торговцы привозили на продажу, удивительными и неповторимыми.Трудно было догадаться, что за животное изображено на рисунке: медведь или коза, или даже что-то фантастическое. В Дымковском музее им. Кирова хранятся изделия древнейших кустарных промыслов, произведенные в конце XIX века. До этого никому и в голову не приходило, что дешевые глиняные свистульки имеют какую-то ценность. Когда в столице появилась мода украшать дом фарфоровыми статуэтками, провинциальные вятичи стали ставить глиняные дымковские фигурки на подоконники и на шкафы. Был спрос на элегантных барышень, разрисованных кавалеров и забавных животных.

Наряды хозяйок расписывались в строгом соответствии с последней модой, что увеличивало их стоимость. Пышные юбки и воланы, шапки с лентами и капюшоны с кружевом, зонтики и ридикюли — эти тщательно выполненные детали присутствуют на фигурах тех лет.

Не игрушка, а сувенир

В 1882 году дымковские игрушки были представлены на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Посетители проявили неподдельный интерес к необычным, забавным фигурам.

Изделия вятских мастеров стали покупать в других городах России. И вот спустя восемь лет экспозиция заняла не маленький уголок, а целый отдел. В 1890 году художник А. Бенуа организовал Первую выставку игрушек, ведущей которой стала Вятка. Именно тогда появились коллекционеры, благодаря которым первые свистки и фигурки можно увидеть в Вятском музее глиняных игрушек.

Игрушки начала ХХ века

Дымковский сувенир того времени делали мастера так же, как их мамы и бабушки — первые игрушки.Местную глину готовили для работы, мяли, делали эластичной. Руки теперь лепили сложные композиции, применяя для украшения различные элементы декора. Затем сушили изделие несколько дней. Потом надо было топить русскую печь. Фигурку подготовили к росписи. Для этого ее отбелили раствором мела на молоке. И только потом рисовали красками, смешанными с яичным белком. Кисти, конечно же, самодельные. А для особой красоты были применены кусочки сусального золота.

Как видно из экспозиции музея, особенностью истории дымковской игрушки является трансформация самих изделий, а не технология их изготовления.Мастерство женщин села Дымково постепенно возрастало от простых забавных свистков до сложных и замысловатых композиций. Теперь это были не просто хозяйки и господа, утки и коровы. Мастерицы лепили все, что видели вокруг.

Ценность дымковских игрушек в том, что посмотрев на них, можно буквально изучить детали загородной, провинциальной жизни, настолько точно они воспроизведены в изделиях. Вот стадо идет с пастбища, а женщины в капюшонах ждут коров.Няня гуляет с детьми, а усатый военный ухаживает за кокетливой дамой.

Первая книга о дымковской игрушке вышла накануне революционных событий в России, в 1917 году. Благодаря Алексею Деншину это ремесло не исчезло в тяжелые годы жизни страны, а было восстановлено с возрождением лучших. традиции.

Советские мастера — золотые руки дымки

Внимание государства и общественности к дымковской промышленности либо исчезло в тяжелые годы, либо благодаря энтузиазму и целеустремленности вновь возродилось.Помимо А. Деншина, пейзажиста, подвижника и знатока дымковского промысла, много трудившегося над сохранением производства игрушек, называются имена мастериц, которые никогда не оставляли работы в промысле и передавали свое мастерство дочерям и внучкам. известен.

В музее дымковской глиняной игрушки представлены коллекции, созданные целыми династиями известных мастериц. Это семьи Мезриных, Кошкиных, Безналичных, Пенкиных. Изменилась жизнь поселка Дымково, расширилась тематика композиций.Например, возник колхозный мотив с его хозяйством, полевыми работами, птичником. А кто-то развивал тему сказок и прошлого.

Даже в годы Великой Отечественной войны производство игрушек возобновилось уже в 1942 году. Позитивную, оптимистичную работу сравнивали с бодрой, воинственной песней. После войны средства были направлены на улучшение условий труда и обучение мастериц. Дымковская игрушка снова стала участником выставок разного уровня. Так это было признано за рубежом.

Работа В.Г. Харламова

Кировский музей дымковских игрушек встречает посетителей неожиданной работой. На стене под названием «Дымковское ремесло» изображено поселение, в котором зародилось ремесло, его природа и исторический ландшафт. Кроме того, на холсте собраны портреты старейших мастериц и юных учениц, женщин, стараниями которых много столетий использовалась дымковская игрушка.

Местный художник В.Г. Харламов написал свою картину в 1982 году, к открытию музея отреставрировал ее и добавил новые лица и события.

Современный музей Дымковской игрушки Кирова

Открытие состоялось в марте 2011 года на средства, выделенные городской администрацией в виде гранта на развитие рыболовства. В настоящее время музей владеет коллекцией, содержащей более 700 экспонатов. Он хранитель традиций ремесел и способствует повышению интереса к работе мастеров, развитию туризма в Вятском крае.

Адрес музея Дымковской Той Кирова: ул.Свободы, 67. Находится в том же здании, что и Кировское отделение Союза художников России. Практически все мастера, работающие сегодня в ремесле, являются членами Союза. Созданный музей, помимо постоянной экспозиции, имеет возможность устраивать персональные выставки своих мастеров. В музее можно посмотреть документальные фильмы об истории развития народных промыслов.

Особенность создания игрушки в том, что за прошедшее столетие технология не претерпела никаких изменений.Использована та же местная красная глина, изделие вылеплено вручную, что придает ему уникальность. Обжиг, который раньше проводился в русской печи, теперь ведется в электрическом при температуре 900 градусов. Раскрашиваем игрушки темперными красками.

1965 Русская Дымковская художественная глиняная игрушка Книга Л. Дьяконова

Доставка

Ознакомьтесь с полной политикой доставки и часто задаваемыми вопросами.

Примечание: товары, сделанные на заказ, обычно включают время выполнения заказа или индивидуальное окно доставки, которое подробно описано в описание продукта.

Сведения о доставке всех остальных товаров см. Ниже:

Бесплатная доставка
Для некоторых объявлений может быть предложена бесплатная доставка.
Небольшие предметы обычно доставляются в течение 2 недель с даты покупки, а более крупные предметы и мебель могут Доставка занимает до 6 недель.
При возврате товара с бесплатной доставкой стоимость обратной доставки будет взиматься с покупателя.
Бесплатная местная подвозка
Самовывоз на месте позволяет клиентам осмотреть товар во время получения и избежать затрат на доставку.
После покупки на адрес электронной почты, связанный с заказом, отправляется электронное письмо с подтверждением, которое включает: Проверка получения и контактная информация продавца
Пожалуйста, свяжитесь с продавцом в течение 5 дней, чтобы согласовать получение
Доставка посылок
Доставка осуществляется через признанных перевозчиков, таких как UPS, FedEx и DHL.
Посылкой можно отправлять только те предметы, которые можно безопасно упаковать в коробку или конверт.
Стоимость доставки начинается от 9 долларов и зависит от размера, веса, упаковки и стоимости товара.
Товары обычно доставляются в течение 2 недель с момента покупки.
Доставка по месту жительства
Товар доставляется в ваш дом и размещается в выбранной вами комнате (установка и подключение не включены).
Местные тарифы доступны для большинства товаров, место доставки которых находится в пределах 50 миль.
Стоимость доставки начинается от 149 долларов США, в зависимости от типа продукта, размера, местонахождения покупателя и продавца и стоимости. товара.
Местная доставка обычно занимает до 3 недель.
Доставка на дом
Товар доставляется в ваш дом и размещается в выбранной вами комнате (установка и подключение не включены).
Доставка может занять до 6 недель и до 8 недель, если покупатель или продавец находятся за пределами стандартные маршруты доставки.
Стоимость доставки начинается от 299 долларов США, в зависимости от типа продукта, размера, местонахождения покупателя и продавца и стоимости товара.
Тип доставки Менее 2000 долларов США Более 2000 долларов США
Доставка на дом в кресле 299 долларов США 399 долларов США
Большая обработка > 35 куб. футов <52 куб. футов 399 долларов 449 долларов
Хрупкое и / или негабаритное обращение Цена может отличаться. В зависимости от материала, расположения и размера. Цена может отличаться.В зависимости от материала, расположения и размера.
Доставка, управляемая продавцом
Доставка осуществляется продавцом через грузоотправителя по выбору продавца.
Доступно для позиций на усмотрение продавца.
Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *