Сложно ли сдавать информатику: Как готовиться к ОГЭ по информатике: план подготовки | Фоксфорд.Медиа

Как готовиться к ОГЭ по информатике: план подготовки | Фоксфорд.Медиа

Статья написана при участии Тимофея Хирьянова — преподавателя программирования и информатики в МФТИ и онлайн-школе «Фоксфорд».

ОГЭ по информатике и ИКТ — несложный экзамен, особенно в сравнении с ЕГЭ, но охват тем в нём большой. Школьнику потребуется подготовка по разным направлениям: алгоритмы, алгебра логики, модели и основы программирования. Этот предмет лучше выбирать тем, кто планирует связать своё будущее с информационными технологиями.

Чтобы хорошо сдать ОГЭ по информатике, ученику обычной школы достаточно 2–3 месяцев подготовки. Если же школьник хочет не просто сдать экзамен, но и знать предмет, лучше посвятить ему весь учебный год.

Экзамен длится 2,5 часа. Работа состоит из двух частей:

  • первая — в форме теста. В ней 18 задач, за каждую можно получить 1 балл вне зависимости от сложности;
  • вторая — 2 задания, которые выполняются на компьютере и оцениваются максимум в 2 балла. К ним допускают после того, как школьник выполнит первую часть экзамена.

Задания усложняются от первого к последнему, поэтому лучше решать их по порядку. В контрольно-измерительных материалах (КИМ) есть место для решения, которое можно использовать как черновик: написать, зачеркнуть и исправить. После чего окончательный ответ нужно переписать в бланк.

Во второй части в последнем задании № 20 дают два варианта задачи на выбор. Можно решить обе задачи: эксперты засчитают тот ответ, за который школьник набрал больше баллов. Обе задачи среднего уровня сложности, но вариант 20.1 легче — нужно составить программу для робота на русском алгоритмическом языке «КуМир». Времени на ОГЭ достаточно, так что в качестве запасного варианта советуем решить и задачу 20.2.

Демонстрационный вариант задания 20.1Демонстрационный вариант задания 20.1Демонстрационный вариант задания 20.1Демонстрационный вариант задания 20.2

Во второй части ОГЭ можно не только решать, но и проверять своё решение на компьютере — этим нужно непременно пользоваться. После каждых двух строчек кода стоит «прогнать» программу и посмотреть, куда двигается робот.

Полчаса из общего времени на экзамене нужно заложить на перепроверку и запись ответов из черновика в бланк.

Процедура сдачи ОГЭ называется ГИА — государственная итоговая аттестация. Вся информация о ней содержится в документах на сайте ФИПИ: в спецификации, кодификаторе и демоверсии. Документы написаны канцелярским языком, но школьникам и родителям нужно их посмотреть, чтобы иметь полное представление об экзамене.

Демовариант содержит примеры заданий, которые будут на реальном экзамене, ответы, решения и критерии оценивания. Обычно ученики изучают демоверсию КИМа до середины и заглядывают в ответы, а критерии не читают — и зря! Эксперты проверяют работы именно по критериям. Например, в задаче № 19 верный ответ засчитают, даже если его записать не в ту ячейку, и способ решения этой задачи не играет роли.

В спецификации говорится о назначении экзамена. Например, что ОГЭ по информатике — ступенька подготовки к ЕГЭ. Из спецификации также можно узнать, что определения понятий на экзамене не спрашивают — у экзаменаторов такой задачи нет.

В кодификаторе

перечислены знания и умения, которыми следует владеть выпускнику для решения задач по информатике.

Чтобы выработать общую стратегию подготовки, нужно понимать свою цель. Если ученик выбрал ОГЭ как один из несложных предметов — это один план действий. Если школьник хочет глубже изучить информационные технологии — стратегия будет другой.

Подготовиться и сдать ОГЭ по информатике можно без лишних усилий, если ученик не планирует сдавать ЕГЭ по этому предмету или учится в физмат школе. Таким ребятам достаточно прорешать демоверсии КИМов на сайте ФИПИ за последние пять лет и посмотреть видеоразборы заданий, которые выложены в открытом доступе.

Тем, кто увлечён компьютерами и программированием, советуем не просто готовиться к экзамену, а изучать информационные технологии с преподавателем. Расскажем о достоинствах полноценного обучения на примере курса «Фоксфорда».

Информатика включает разные разделы: программирование, алгоритмы, алгебру логики, системы счисления и графы (в школе их называют моделями). Курс подготовки к ОГЭ по информатике в «Фоксфорде» построен так, чтобы ребятам не надоели однотипные задачи экзамена. Мы не повторяем школьный учебник и не скованы федеральной программой, поэтому можем на занятиях писать игры на «КуМире», а для создания анимации падающего тела использовать знания по геометрии и физике. При работе же на языке Python мы не всегда используем готовые библиотеки, а пишем их своими руками. Ученики могут сами испытать удивительное чувство, когда картинки вращаются и шарики летают по их собственному замыслу.

Постепенно мы осваиваем все необходимые темы и подготавливаем почву для отработки заданий ОГЭ. В результате наши ученики знают предмет и умеют решать задачи, которые входят в экзамен.

Школьник не знает, что ему понадобится в вузе и затем на работе, но преподаватель должен его подготовить. На ОГЭ нужно далеко не всё, но немного позже ученики смогут оценить важность знаний и навыков из курса информатики.

Готовиться только к ОГЭ — значит получить разорванное представление о предмете.

Не готовиться к экзамену, а изучать информатику тоже неправильно: будет обидно знать, но не добрать баллов, потому что не набил руку на заданиях.

Увлечённым и самостоятельным школьникам рекомендуем пособия Константина Полякова. Он доктор технических наук, преподаватель из Санкт-Петербурга и разработчик методических материалов по информатике. Его учебники составляют полный пятилетний курс информатики для 7–11 классов. Помимо основных учебников, К. Ю. Поляков написал ещё 4 методички для факультатива по программированию на языке Python.

В дополнение к базовому курсу полезно и интересно заняться программированием компьютерных игр или олимпиадным программированием. Опыт разработки игр и приложений пригодится и после сдачи экзаменов — умелые программисты востребованы во всём мире.

Задачи на ОГЭ по информатике даются на 5 языках: Basic, Pascal, C/C++, Python, «КуМир». На экзамене нужно суметь прочитать задачу хотя бы на одном из них.

Basic — устаревший язык и сегодня редко используется для разработки приложений.

«КуМир» — школьный алгоритмический язык академика А. П. Ершова. К этому языку порой относятся с презрением, но для обучения он очень неплох: команды пишутся на русском, что выделяет его из ряда остальных языков и делает более понятным для начинающих. Далёкий от информатики человек поймёт «КуМир» сразу, а первую программу на этом языке напишет уже через неделю.

Pascal разработал швейцарский преподаватель Никлаус Вирт. Если «КуМир» создавался и остаётся обучающим, то Pascal попытались превратить в профессиональный язык. Разработчики двигаются в двух направлениях: язык Delphy и язык Pascal ABC, но сегодня они не популярны. Чтобы легче находить обучающие материалы и единомышленников, лучше выбирать удобный, практичный и популярный язык программирования.

Python — популярный и зрелый язык, который появился в 1991 году. Он умеренно сложен для начального обучения и при этом даёт богатые возможности профессиональным разработчикам.

С++ категорически не подходит для начального обучения. Это популярный, универсальный, современный, развивающийся язык (есть стандарты 2011, 2014, 2017 года), но весьма сложный для школьников.

Так какой язык выбрать

Basic и Pascal — уже непопулярны, С++ сложен для новичка. Остаются Python и «КуМир». Python можно выучить с расчётом на использование в будущем. При этом «КуМир» проще других для изучения и его возможностей достаточно, чтобы сдать ОГЭ.

Поэтому советуем изучать «КуМир» или Python. Если же школьник уже знает Basic, и кроме сдачи ОГЭ у него цели нет, другой язык можно не учить.

  • Чтобы иметь полное представление о формате экзамена, стоит прочитать не только демоверсии, но и кодификатор со спецификацией на сайте ФИПИ.
  • ОГЭ по информатике — довольно простой экзамен. Его стоит выбрать, если времени на подготовку мало. Также он подходит будущим инженерам и разработчикам программного обеспечения в качестве ступени для подготовки к ЕГЭ.
  • От цели подготовки зависит стратегия: прорешивать ли только варианты заданий или взять полноценный курс информатики.
  • Если предстоит изучать язык программирования «с нуля», для сдачи ОГЭ подойдёт «КуМир», с прицелом на будущее лучше освоить Python.
  • В первой части экзамена лучше решать всё по порядку и записывать ответы прямо в КИМ. Перед тем как сдавать работу, нужно всё перепроверить и перенести правильные ответы в бланк.
  • Во второй части экзамена стоит решить все три задачи, потому что засчитают более высокие баллы за две из них. Решения практических задач лучше сразу проверять на компьютере.

Как сдать ЕГЭ по информатике на 100 баллов — Учёба.ру

Елизавета Беримская,

преподаватель Московской школы программистов,

ведущий эксперт ЕГЭ по информатике,

заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по информатике МО

В 2021 году ЕГЭ по информатике впервые будет проводиться в компьютерной форме. По вашему мнению, экзамен в результате этого стал сложнее или проще?

Могу сказать, что перехода на компьютерную форму все очень ждали и дети в том числе. Конечно же для школьников, которые выбрали ЕГЭ по информатике и собираются поступать в вузы на специальности «Программирование», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы», удобнее сдавать экзамен за компьютером, потому что это для них привычный инструмент. Многие ребята уже пишут собственные программы и им очень тяжело готовиться к письменному экзамену, где код программы нужно было записывать и проверять на бумаге.

Учащиеся, которые хорошо умеют программировать, получают преимущество на «компьютерном» ЕГЭ, по сравнению с «бумажным», потому что им не нужно тратить время на перепроверку программ, написанных на листочке. Они могут запустить их на компьютере и проверить на работоспособность, а освободившееся время потратить на перепроверку тестовой части.

Но здесь есть и опасность. Ребятам, которые хорошо владеют компьютером на уровне пользователя, будет казаться, что все это очень просто. В прошлые годы на ЕГЭ по информатике около 10% детей не могли преодолеть минимальный порог, то есть получали «двойку». Особые затруднения вызывали теоретические вопросы, хотя многие из этих школьников отлично знают компьютер, заядлые геймеры и даже ведут школьные сайты. Материал для ЕГЭ крайне обширный, в работе затрагивается большой круг тем. Этот экзамен нельзя сдать даже на минимальный результат, если ты просто умеешь пользоваться компьютером. Нужно готовиться долго и основательно, знать специфику и формат каждого вопроса.

Как сейчас обстоит дело с информатикой в общеобразовательных школах? Насколько хорошо школьники знают этот предмет?

В школьных учебниках по информатике есть темы, которые рассматриваются на ЕГЭ, но конечно не все. Если говорить об уроках информатики в районной школе, то там дают минимальный уровень, которого достаточно, чтобы просто сдать экзамен и преодолеть порог в 42 балла из 100. В спецшколах с углубленным изучением информатики, где на занятия по предмету отведено значительное количество часов, уже можно рассчитывать на 60-70 баллов — это уровень увлеченных предметом детей.

Но, когда речь идет о поступлении на IT-направления в топовые вузы, результат требуется совсем другой. Так, например, в 2020 году для зачисления на факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ необходимо было продемонстрировать 303 балла (3 ЕГЭ + индивидуальные достижения), в Физтех-школу прикладной математики и информатики МФТИ — 301 балл, на программу «Программная инженерия» в МГТУ им. Баумана — 289 баллов.

Чтобы получить высокобалльный результат на ЕГЭ по информатике (от 85 баллов и выше), нужна дополнительная работа с преподавателем на курсах или индивидуально. Логично, что абитуриент IT-специальностей должен знать больше, чем школьный уровень информатики, ведь это его будущая профессия. Когда нужно начинать готовиться, чтобы получить хороший результат? По информатике за год можно подготовиться точно, но только в том случае, если к сентябрю — моменту начала подготовки — у школьника имеется хорошая база и есть навыки программирования. Если базы нет, готовиться следует начинать заранее. В 11-м классе необходимо сфокусироваться на отработке типов экзаменационных заданий, а всю теорию нужно выучить до этого. Минимум четыре академических часа в неделю на дополнительные занятия плюс школьные уроки — эффективная нагрузка, гарантирующая результат.

По вашему опыту преподавания, какие разделы информатики самые сложные для школьников? И какие темы самые простые?

Традиционно самые сложные задания связаны с алгеброй логики, в школе ей уделяется не так много внимания. К этой теме относятся высказывания, логические операции, истинность логического выражения. Суперсложная задача прошлого года (№ 23) была на логические уравнения. В Московской области ее не сделал ни один выпускник, а в Москве всего несколько человек справились с ней, в целом же процент выполнения этого задания был ничтожным. Именно поэтому впервые на ЕГЭ по информатике шкала перевода первичных баллов в тестовые была составлена таким образом, что можно было не решить одну задачу и все-равно получить 100 баллов. Только благодаря этому в 2020 году у нас были 100-балльники по информатике. В этом году эту задачу из экзамена убрали. Но по теме алгебры логики в работе все же остались две задачи, правда они более простые.

Также для школьников очень сложна задача на анализ рекурсивных алгоритмов. В прошлые годы ребенок должен был проанализировать программу, найти в ней ошибки, исправить их, определить, какой результат дает программа, — и все это на бумаге. Теперь благодаря использованию компьютера все должно стать гораздо проще. Выпускникам нужно будет не проанализировать предложенную программу, а написать свою. Процент выполнения этого задания должен стать больше. Потому что школьники учатся программировать, а не анализировать чужие программы.

Самым сложным на ЕГЭ по информатике по-прежнему остается последнее задание № 27. Это творческая задача на анализ алгоритмов. Школьник должен самостоятельно придумать свой алгоритм. В прошлые годы проверять это задание экспертам было непросто. Способы ее решения были настолько разные, что трудно было сразу понять: правильно ли составлен алгоритм, это неверный ход решения или просто изюминка в коде? Приходилось проверять на тестах. В этом году справиться с этой задачей выпускникам будет гораздо легче. Они пишут программу на компьютере, запускают ее и сразу видят — получился результат или нет. Если нет, школьник может еще раз просмотреть код, найти и тут же исправить ошибки. И так до получения результата.

Если посмотреть на статистику сдачи экзамена, можно увидеть, что часто у детей возникают ошибки на пустом месте, например, в таком задании, как технология обработки графической информации. Как кодируется графическая информация, как рассчитывается объем графического файла, какое количество цветов можно использовать при кодировании — это теоретические вопросы, на которые школьник мало обращает внимание при подготовке, это не так интересно. Когда выпускник решил на ЕГЭ все сложные задачи правильно, а на такие элементарные вопросы не ответил, получается очень обидный результат — 96, 97, 98, 99 баллов — почти 100, но не 100.

Что касается самых простых заданий, то это, например, задача на системы счисления, где требуется найти диапазон чисел, которые попадают в интервал. Также не вызывает сложностей задача, связанная с графами, когда есть таблица, есть граф, и нужно найти соответствие таблицы и графа, кратчайший путь по графу. Школьники решают эти задачи очень хорошо.

Какие языки программирования надо знать, чтобы сдать ЕГЭ по информатике?

Я являюсь экспертом ЕГЭ по информатике уже 11 лет и вижу, как меняется тенденция в использовании языков. Составители ЕГЭ не ограничивают школьника каким-то одним языком программирования, а разрешают ему использовать в задачах тот язык, которым он владеет лучше всего. В начале самым популярным был бейсик, потом его почти не осталось, и лидерскую позицию занял Паскаль. Сейчас в Москве процент школьников, которые выбирают на ЕГЭ Паскаль — очень маленький (здесь в школе проходят Python), в МО и других регионах Паскаль еще применяется, потому что на нем программируют в школе. В целом же тенденция такова, что все больше ребят пишут программы на самых современных языках — Python и С++. Хотя Паскаль очень хороший как учебный язык. Но в связи с глобальным развитием сферы IT-разработки, дети уже в школе хотят изучать то, что им в будущем пригодится на практике, чем они будут заниматься и в университете, и на работе в будущем. Таким образом большинство школьников выбирают на ЕГЭ Python и C++, последний еще и универсальный язык, на котором решаются все олимпиадные задачи.

В работу включены 9 новых заданий, для выполнение которых требуется программное обеспечение. Расскажите подробнее об этих заданиях.

Задание № 9

Что требуется

Предлагается файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа — результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев. Нужно найти разность между максимальным значением температуры и ее средним арифметическим значением.

Особенности

Это задание на электронные таблицы, и оно очень перекликается со всеми задачами, которые были у детей в школе на информатике с 7-8 класса. Школьнику нужно здесь продемонстрировать совершенно стандартные навыки работы с таблицей. Я уверена, что это задание будет одним из самых простых для решения, с высоким процентом выполнения.

Советы

Нужно знать электронные таблицы, функции в электронных таблицах и порешать задачи на использования этих функций — нахождение сумм в диапазоне, среднее значение в диапазоне, округление.

Задание № 10

Что требуется

С помощью текстового редактора необходимо определить, сколько раз, не считая сносок, встречается слово «долг» или «Долг» в тексте романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Другие формы слова «долг», такие как «долги», «долгами» и т.д., учитывать не следует. В ответе нужно указать только число.

Особенности

Это простое задание, в редакторе Word надо с помощью функции «Найти» подсчитать, сколько раз встречается слово в тексте. Дети знакомы с текстовым редактором со средней школы. Они учатся не только печатать и форматировать текст, но и изучают различные функции, что поможет им при выполнении этого задания.

Советы

При работе с текстовыми редакторами обратите внимание на функции подсчета статистики в тексте.

Задание № 16

Что требуется

Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n — натуральное число, задан следующими соотношениями:

F(n) = 1 при n = 1;

F(n) = n + F(n − 1), если n — чётно,

F(n) = 2 × F(n − 2), если n > 1 и при этом n — нечетно.

Чему равно значение функции F(26)?

Особенности

Это задача на рекурсивные алгоритмы. В общеобразовательной школе такие алгоритмы не изучают. В курсе информатики есть о них упоминание, но нет отработки навыков. Все прошлые годы на ЕГЭ по информатике это задание (№ 11) организаторами считалось несложным, базовым. Тем не менее с ним справлялись очень мало детей. В этом году в задании необходимо самостоятельно написать/запрограммировать алгоритм в среде Паскаль, Python или С++ .

Советы

Даже в тех случаях, когда дети изучают эту тему отдельно с преподавателем, она сложная. Написать рекурсию не так просто. Чтобы подготовиться к этому заданию, нужно изучать рекурсивные функции, понимать, зачем они нужны, иметь навык написания рекурсии.

Задание № 17

Что требуется

Рассматривается множество целых чисел, принадлежащих числовому отрезку, которые делятся, например, на 3 и не делятся на 7, 17, 19, 27. Нужно найти количество таких чисел и максимальное из них.

Особенности

В этой задаче рассматриваются стандартные алгоритмы для работы с целыми числами, с которыми дети знакомятся в школе. Подросток, который занимается программированием, хорошо их знает. Поэтому задача несложная, она проще, чем № 16.

Советы

В вопросе задан числовой промежуток, нам нужно систематично проверить/проанализировать каждое число — на что оно делится или не делится. Здесь необходимо знать признаки делимости, что такое остаток, деление нацело, подсчет количества, подсчет суммы, подсчет минимума и максимума в диапазоне. Вот эти первичные стандартные алгоритмы для работы с целыми числами в этой задаче и проверяются.

Задание № 24

Что требуется

Текстовый файл состоит не более чем из 10 в 6-ой степени символов X, Y и Z. Необходимо определить максимальное количество идущих подряд символов, среди которых каждые два соседних различны. Для выполнения этого задания следует написать программу.

Особенности

Задача на работу с символьными данными — текстами, это отдельный раздел в программировании. Есть специальные алгоритмы для работы с таким типом данных — это алгоритмы правильного считывания, анализа (какой символ считан), подсчета количества и различных признаков.

Советы

В задаче мы должны по очереди проверить каждые два символа — предыдущий и следующий. Если эти символы различны, мы подсчитываем их количество, как только следующий символ совпадает с предыдущим, мы должны остановить счетчик, запомнить количество, которое было на предыдущем этапе, сравнить его с максимумом и начать новый подсчет.

Для тех, кто занимается программированием — это один из основных алгоритмов. Он не самый простой, поскольку здесь не просто счетчик, а еще и анализ внутри цикла. Тем не менее подготовленным школьникам вполне реально выполнить это задание.

Задание № 25

Что требуется

Требуется написать программу, которая ищет среди целых чисел, принадлежащих числовому отрезку [174457; 174505], числа, имеющие ровно два различных натуральных делителя, не считая единицы и самого числа. Для каждого найденного числа нужно записать эти два делителя в таблицу на экране с новой строки в порядке возрастания произведения этих двух делителей. Делители в строке таблицы также должны следовать в порядке возрастания.

Особенности

Это первая в работе задача на два балла, задания № 1-24 оцениваются в один балл. Задача сложная, здесь проверяется умение самостоятельно писать программу. Она связана с математикой, с понятием делителей числа. Здесь уже используются как алгоритм вложенные циклы — когда внутри одного цикла есть еще циклы, структура более сложная.

Советы

Для успешного выполнения этого задания необходимо углубленно изучать алгоритмы работы с целыми числами, все функции и алгоритмы, которые есть в математике, в том числе нахождение наибольшего общего делителя, наименьшего общего кратного.

Задание № 26

Что требуется

В этой задаче требуется применить алгоритм сортировки массива данных.

Особенности

В задании используется понятие массива данных — объединение одного типа данных в общую структуру. Есть определенные алгоритмы работы с массивами, один из основных — это алгоритм сортировки, с которым мы сталкиваемся постоянно в реальной жизни. Например, требуется отсортировать названия книг в алфавитном порядке или выстроить график среднемесячной температуры воздуха в порядке возрастания.

Советы

Задание проверяет знание алгоритмов сортировки. Их существует несколько, в том числе «пузырек», алгоритм вставками, бинарный поиск. Чтобы решить задачу, школьник должен уметь использовать как минимум один из них.

Задание № 27

Что требуется

Предлагается набор данных, состоящий из пар положительных целых чисел. Необходимо выбрать из каждой пары ровно одно число так, чтобы сумма всех выбранных чисел не делилась на 3 и при этом была максимально возможной. Гарантируется, что искомую сумму получить можно. Программа должна напечатать одно число — максимально возможную сумму, соответствующую условиям задачи.

Особенности

Последняя задача экзамена перекочевала из ЕГЭ прошлых лет, только теперь ее нужно выполнить с помощью программного обеспечения. Здесь требуется написать объемную программу. Если в предыдущих заданиях были программы, которые укладывались в 10 строк, то эта задача в своем эталонном варианте занимает от 20 до 40 строчек кода.

Задача непредсказуемая и всегда разная, здесь может понадобиться знание комбинаторики, анализа данных. Процент выполнения этой задачи крайне низок. В прошлом году она максимально оценивалась в 4 балла (в этом году — в 2 балла) и такой результат за нее получили всего 5% школьников, а 53% участников экзамена получили за нее 0 баллов.

Советы

В ответе необходимо указать два числа: значение искомой суммы для файла А и для файла B. В формулировке задания есть предупреждение: «Для обработки файла B не следует использовать переборный алгоритм, вычисляющий сумму для всех возможных вариантов, поскольку написанная по такому алгоритму программа будет выполняться слишком долго». Если школьник напишет эффективный алгоритм, он получит ответ и для файла A, и файла B (2 балла). Если он напишет неэффективный (переборный) алгоритм, то он получит значение только для файла A (1 балл), поскольку программа будет долго выполняться и времени экзамена не хватит на получение результата.

Что нужно делать школьнику, чтобы получить 100 баллов? Реально ли это?

Такие результаты всегда есть, но ничего не бывает просто так, эти ребята работали очень много. Случайно 100 баллов на ЕГЭ не получишь никогда. Это огромный труд. В информатике нет ни одной пустой задачи, например, воспроизвести определение или объяснить понятие. Здесь надо решать задачи и писать программы. Если вы решили связать свое будущее с программированием, начинайте готовиться заранее, пусть ЕГЭ по информатике станет для вас базой в вашей будущей профессии. Учите теорию, разбирайтесь с сетями, масками сетей, работайте с текстовыми редакторами и таблицами, тренируйтесь в написании алгоритмов. Если напряженно работать и построить грамотную траекторию подготовки по всем темам, то возможно все, и 100 баллов — это только начало.

Михаил Кормановский,

выпускник Московской школы программистов,

студент Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана,

сдал ЕГЭ по информатике на 100 баллов

В каком отделении Школы программистов ты учился?

Первый год я учился на отделении Онлайн. После этого я понял, что мне ближе очное обучение и мы с другом решили перевестись на очное отделение в Яндексе. Мы сдали экзамен, прошли собеседование с директором школы, и после успешного прохождения всех этапов нас зачислили на отделение в Яндексе, где я отучился два года.

Чем тебе помогла Школа программистов при подготовке к ЕГЭ?

Школа дает очень хорошую базу для будущего экзамена и работы. Я поступил в школу в 8 классе. Первые два года подготовки — это те предметы, которые может быть кому-то покажутся ненужными, некоторые будут сомневаться, пригодится ли мне дискретная математика или система счисления. Но без базовой подготовки, которая здесь дается, ничего не получится. На первых двух курсах вы получите очень много знаний, которые помогают — дискретная математика, система счисления, алгебра логики — это основы основ, без которых на ЕГЭ делать нечего. Программирование, алгоритмы, связанные с обработкой чисел и последовательностей — это то, что любят составители ЕГЭ. И конечно же, курсы алгоритмов и курс компьютерных сетей — все, что связанно с IP адресами, как работает интернет, как оценивать эффективность, как оценивать сложность — это все изучается в первые два года в ШП и это очень хорошая база для подготовки.

Какова доля удачи и везения при сдаче ЕГЭ по информатике?

Есть люди, которые уверены в том, что они смогут угадать, что попадется на ЕГЭ. Но на самом деле на экзамене по любому предмету может быть абсолютно все, даже то, что вы никогда не видели ни в одном «пробнике». Здесь решает не столько удача, сколько подготовленность и даже не столько умение и количество решенных задач (1000, 2000), а навыки, знание методов решения и умение выбрать правильный путь к решению конкретной задачи, также важна еще психологическая составляющая. Если ты обладаешь всеми навыками, то на экзамен приходишь как к себе домой.

Можешь дать совет выпускникам, которые будут сдавать информатику? Как им достичь таких же успехов?

Приходите в Школу программистов и детально изучайте все дисциплины. Поверьте, это все вам когда-нибудь точно пригодится, например, на экзаменах или в дальнейшей работе. Нужно постараться с должным внимание относиться к каждой теме и не думать, что вы это где-то сможете найти, списать, у друга спросить. Нужно в первую очередь думать о том, какие знания и какие навыки останутся в вашей голове. Здесь нет второстепенных предметов. Школа программистов — не общеобразовательная школа, здесь дают углубленное, целенаправленное, дополнительное профессиональное образование.

В Школе программистов с 2001 года учат школьников 3-11 классов программированию и информационным технологиям. Здесь готовят победителей олимпиад всероссийского и международного уровня. Выпускники школы поступают в лучшие технические вузы России и работают в ведущих IT-компаниях мира.

ЕГЭ по информатике или страдания длиною в года / Хабр

Почему я решил написать на эту тему

Изначально эту статью я не планировал писать, т.к. думал что вряд ли подобная информация может быть кому-нибудь интересна. И как же я удивился, когда узнал, что многим любопытно вникнуть в эту сферу. Например, как сейчас проходит обучение программированию. Или может ли преподаватель помочь ученику выучить другой язык, помимо стандартного для школьной программы Pascal ABC, при условии, что это не специализированный лицей, где

ЯП

обучают с начальной школы

(а ведь такие учебные заведения присутствуют практически в каждом городе, но не у каждого учащегося существует возможность туда попасть).

Итог начала

Я вижу эту статью примерным отражением уроков информатики в обычной общеобразовательной школе, и того, с чем сталкивается обычный школьник, если он сдаёт единый гос.экзамен по этому предмету. И недавно появилась ещё одна причина. Все мои экзамены перенесли на месяц, так что нарастающие напряжение я предпочёл снять при помощи … аммм творчества, наверное, если можно так назвать эту мазню из букв, что я сейчас вижу. И заранее прошу прощения за косноязычие и прочую хрень, которая может затруднить чтение (уверен, найдутся пунктуационные, орфографические или фактические ошибки) и очень надеюсь, что вам понравится.

Введение

Наверное, стоит начать с того, кем я являюсь, чтобы писать что-то на эту тему. Я учащийся средней образовательной школы 11-го класса, в которой работают два учителя информатики, как ожидаемо, с абсолютно разным подходом. Так вот, именно из-за таких двух разных методов, которые я испытал на себе за всё время обучения, у меня и сложилось определённое мнение, которым хочется поделиться.

Моё мнение об уроках информатики в

МБОУ СОШ

Прежде всего: большинство учителей заинтересованы в преподавании строго в рамках школьной программы. Оно и понятно, им за это платят. Так что если у ученика возникает желание узнать что-то новое, то ему всегда стоит сказать об этом. Но не факт, что преподаватель поддержит подобного рода стремления, или даже даст совет. Но иногда бывает и такое, что педагог сам изъявляет желание научить учеников чему-то выходящему за рамки учебного процесса, но, к сожалению, такое происходит нечасто. Такая практика не проводится и в моей школе.

Что представляет собой ЕГЭ по информатике

Сейчас этот экзамен представляет собой смесь из математики, алгебры, логики и программирования. Разумеется, в школе дают базу для сдачи этого экзамена. Но только первой части, которая составляет 72 балла, что катастрофически мало, и не хватает для поступления в хороший вуз, особенно если ты не набираешь желанные 100 баллов по другим предметам (и это если в вузе нет определённой планки по количеству баллов по каждому предмету, что зачастую присутствует). И то, для получения этих же 72-х баллов необходимо обладать пониманием рекурсивных алгоритмов, одномерных массивов и ещё других умных вещей, которые могут быть пройдены вскользь на уроке, или не пройдены вовсе. Конечно это не все 72 балла, но как минимум половину из них именно так сдающие и получают.

Вторая же часть составляет собой 3 задания по программированию и одно по теории чисел. И в итоге получается, что для решения больше половины заданий просто необходимо знать программирование. Но и знания по остальным темам тоже необходимы.

Образец заданий

Ну и вот примеры номеров, которые аналогичны с теми, что включены в варианты:

№ 1)

№ 2)

№ 3)

№ 4)

В конце статьи будут ответы, можете проверить себя и написать сколько и какие из номеров вы решили правильно

Программирование на уроках, или история о том, как вместо информатиков гуманитарии Пентагон взламывали


9й класс или день сурка

Для начала, надо описать уроки до 9-го класса, а только затем написать про основное действо. Я не помню, чтобы нам в подробностях рассказывали что такое массивы, как с ними работать, или как программа в принципе выполняет итерации. Вместо этого мы решали много примеров по переводу чисел из одной системы счисления в другую или задач по передаче информации по каналу связи разными методами. В общем, иногда было интересно, иногда это были очередные уроки информатики, которые мы высиживали. Безусловно, любой урок полезен, но явно не несколько лет подряд переливание воды «ни о чем».

Но в итоге наступает 9й класс, и согласно программе обучения нас стали «натаскивать» на решение тестов. Это значит, что на обычных уроках, которые проходили раз в неделю, изменился формат занятия только для сдающих. Теперь это было однообразное прорешивание тех же номеров, с которых мы начинали ещё пару лет назад, без возможности хоть как-то вырваться из этой круговой поруки, в то время как остальные ученики учились работать с компьютерами, так как только с 9го класса их нам доверили.

Но учебный год всё шёл и шёл, а мы, сдающие, решали всё те же задания из первой части, даже не притрагиваясь ко второй, где таились столь желанные номера с программированием или командами для робота. В итоге, за неделю до экзамена я самостоятельно узнал, как решать один номер из второй части. И это было не программирование, хотя каждый из выпускников читал как минимум на одном ЯП. Но должен сказать, что кто-то всё-таки знакомился со столь недоступной дисциплиной. Это были ученики, которые даже близко не думали об информатике, как и об экзамене. В то время как сдающие усердно высчитывали, сколько мегабайт в секунду в канале связи, и за сколько времени передастся файл с таким-то весом, наши одноклассники писали простенькие программки с формулами, или же переписывали в компиляторы «трояны» из Интернета. Но всё же это было программирование, хоть и не ахти какое. То есть можно сказать, что Pascal нами, как классом, был изучен. Но каждый сдающий ОГЭ в 9 классе не мог и строчки написать без ошибки, над чем многие шутили.

Время шло, и экзамены были сданы. Кто-то поступил в другие учебные заведения, но часть всё же осталось и дальше грызть школьный гранит науки. И вот тут стоит указать, что в некоторых школах моего города, после 9-го класса, нет даже такого предмета как информатика. Таким образом, чтобы что-то узнать о простом строение программы, или о том, как лучше объявлять переменные, или о том, где и какие условные операторы могут пригодиться, необходимо было выцеплять учителей из школьной рутины (или попросту бегать за ними с вопросами) и практически допрашивать, но есть большая вероятность, что сам учитель может ничего не знать на тему вопросов, что ему были заданы.

Ну здравствуй, старшая школа

Так или иначе, для меня наступил десятый класс, в течение которого нами были изучены задачи о звуке, картинке и тексте. Можно сказать, что на плюс-минус достойном уровне программирование каждый из сдающих ЕГЭ изучил только в 11-м. И то, с репетиторами или самостоятельно. Но даже обладая элементарными знаниями, мы не приступали ко второй части. В последний раз, когда я был на уроке (это было как раз за день до объявления карантина) мы решали простые задачки на логику и разбирали не столь простые рекурсивные алгоритмы. Но всё же, эти номера находятся в первой части, в то время как во второй я иногда разбирался и с 2х мерными массивами (например, во второй части 2 номера отведены на решение задач при помощи кода, один номер с ошибками в коде, где их и надо исправить).

Итого

Наверное, если бы не случилось пандемии так «вовремя», наш педагог однажды бы сказал: «Хэй, ребят, а может сегодня разберём задание №24. Не знаете, что это? Это тот самый номер с ошибками, о котором вы так много слышали». Но, имеем что имеем, тут уж ничего не поделаешь. Удалёнка также никак не способствовала продвижению в изучении материала, скорее наоборот. Теперь вместо еженедельных занятий у нас только обещания, что скоро начнём заниматься. Как-то так всё и обстоит сейчас с обучением программированию в обычной школе. Если ты не проявляешь инициативы, постоянно не спрашиваешь тебе непонятные вещи, и не изучаешь мануалы сам или с репетитором (или любым человеком, который хочет и может тебе помочь), то скорее всего писать программы ты начнёшь в универе. Если, конечно, туда попадешь!

Благодарности

Большое спасибо за ознакомление с данной статьёй и за терпение к моему стилю изложения. Надеюсь, я немного удовлетворил ваш интерес по отношению к этой теме. Если нет, то можете написать мне в комментариях любые вопросы, буду рад ответить. А также можете поделиться своим опытом изучения основ программирования или советами для начинающих. Ещё я хочу поблагодарить за помощь и поддержку: Таифа Алимова, Анну Кангур, Эльзу Степаненко, Татьяну Никифорову, Эллину Кастуеву, Александру Мызину и Юлию Хольнову.

Ну и наконец ответы:

№ 1) 2288; № 2) 44; № 3) 4; № 4) 17;

Сложно ли сдавать ОГЭ ЕГЭ по информатике и ИКТ? Личный опыт?

Сложно ли сдавать экзамен по информатике и ИКТ?

В 2018 году я сдал основной государственный экзамен по информатике (ОГЭ) на максимальный балл, написав работу менее чем за 40 минут (всего на выполнение давалось 2 часа 30 минут, если я не ошибаюсь). Было ли сложно? Нет, так как я рационально тратил время в течении учебного года, целенаправленно выполняя аналогичные задания. В 2020 мне предстоит написать единый государственный экзамен по информатике (ЕГЭ), к которому я заранее, также как и к ОГЭ, буду готов на все 100%.

Много ли учеников выбирают этот предмет?

Я учился в президентском училище, где примерно каждый 3 ученик выбирал информатику/физику, как свой профиль (для сдачи на ОГЭ). Ситуация с течением времени особо не изменилась, частота выбора данных двух предметов не поменялась.

Какая статистика по сдаче экзамена Информатика и ИКТ?

Более чем из 40 сдавших экзамен кадет, оценку «отлично» получили 38 человек, только два заслужили «хорошо». На ЕГЭ я предполагаю, что количество ребят, которые сдадут на 80+ баллов, будет подавляющим.

Личный опыт. Сдавали ли вы или ваши дети, близкие, знакомые. Как сдали?

Ранее уже говорил, повторюсь еще раз. ОГЭ сдал на максимальный балл, написав работу за треть отведенного на нее времени, а ЕГЭ пишу пробные работы на 80-90 баллов. Если повезет с заданиями, то при написании в июне осилю 100 баллов (максимум).

Советы. Впечатления. Плюсы и минусы за выбор ОГЭ ЕГЭ по информатике?

Советую готовиться в течении года, не откладывать все на последний месяц. Да, к ОГЭ можно подготовиться за пару недель, но с ЕГЭ уже такой трюк «не прокатит». Там задания гораздо сложней. Плюсы и минусы за выбор ОГЭ/ЕГЭ по информатике? Простота сдачи, перспективы в будущем, так как IT сфера только начинает развиваться и грамотные специалисты сейчас в приоритете. Минусов нет, на мой взгляд.

10 секретов подготовки к ОГЭ по информатике

Хотите узнать 10 главных секретов подготовки к ОГЭ по информатике?

Среди них – и секреты подготовки к экзамену, и полезные лайфхаки по заданиями второй части варианта ОГЭ. Самый интересный – в конце статьи.

Секрет №1. Чем раньше, тем лучше. Освоить всю программу информатики с 5-го по 9-ый класс «за ночь до экзамена» не получится. Многие ребята начина-ют изучать основы программирования на кружке робототехники уже в 1-ом классе. Кто-то годами ходит на курсы и к репетиторам по информатике. Поэтому ребятам, начавшим подготовку слишком поздно, будет тяжело составить конкуренцию ученика, более продвинутым в сфере IT. Тем более, что экзамен каждый год усложняется, а значит, времени на подготовку приходится тратить еще больше.

Секрет №2. Регулярность. Многие ребята начинают готовиться к ОГЭ в начале 9-го класса. Но вскоре им это надоедает. И вспоминают они об экзамене лишь к концу учебного года. Это плохой путь. Кто-то думает, что если занимался программированием в какой-то период своей жизни, то сдаст ОГЭ по информатике без подготовки. Это не так. Ведь, во-первых, сфера программирования очень широка, и умение, к примеру, писать сайты никак не поможет в решении задач на программирование в ОГЭ и ЕГЭ по информатике. А, во-вторых, ОГЭ состоит не только из программирования. Если вам удастся решить верно задачи только на программирование, а остальное вы пропустите, даже тройки за экзамен получить не удастся. Поэтому, обязательно уделяйте по не-сколько часов в неделю прочтению учебника по информатике и решению тес-тов.

Секрет №3. Самонадеянность может вас подвести. Кроме ребят, знакомых лишь с программированием и уверенных в своей стопроцентной сдачи ОГЭ по информатике на максимальный балл, встречаются и такие, чьи знания информатики ограничиваются лишь умением переустановить Windows. Но и они по-чему-то уверены, что пятерка на экзамене им гарантирована. Прежде чем делать какие-то выводы, ознакомьтесь хотя бы с Демоверсией ОГЭ по информатике.

Секрет №4. Анализ. После выполнения любого теста проверяйте, в каких заданиях были сделаны ошибки. Уделяйте разбору этих номеров особое внима-ние. Делайте работу над ошибками.

Секрет №5. Внимательность. Обязательно читайте задания по два раза перед их выполнением. Также будьте внимательны, решая задания. К примеру, в задании №10 на «Системы счисления» необходимо производить много вычислений. Это приводит к вычислительным ошибкам. В задании №9 на поиск коли-чества дорог, соединяющих разные города, многие делают ошибки из-за невнимательности. В задании №3 на «Алгебру логики» ребята, часто торопятся, а потому делают глупые ошибки. И это можно сказать о каждом задании! Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны.

Секрет №6. Программируйте. Если вы еще не умеете «кодить», самое время начать. Почитайте книги об азах программирования, посмотрите уроки на YouTube. Сначала попытайтесь написать простую программу. Потом усложняйте себе задачу. Ну а если вы уже знатный «кодер» и задачи №6 и №15 из ОГЭ по информатике решаете «на ура», не останавливайтесь на достигнутом. Программируйте для души! Постарайтесь придумать что-то новое или начните решать задачи из ЕГЭ по информатике. В любом случае, уделяйте программированию какое-то время в вашей подготовке.

Это были секреты подготовки к экзамену. А теперь раскроем секреты решения заданий из второй части ОГЭ.

Секрет №7. Задача №11. Здесь требуется найти слово в тексте. Чтобы не тра-тить время на прочтение всего текста, воспользуйтесь «горячими клавишами» CTRL+F. В правом верхнем углу появится окно ввода. Напишите туда необходимое слово. Теперь оно выделено в тексте, а значит, поиск значительно упрощается.

Секрет №8. Задача №12. В этом задании нужно найти количество файлов в каталоге определенного расширения. Чтобы не делать это вручную, наберите в строе поиска «*.doc» или «*.txt» (в зависимости от расширения). Вы увидите только файлы нужного вам типа. Подсчет их не составит труда.

Секрет №9. Задача №15. Это задание на алгоритмизацию и программирование. Школьникам предоставляется выбор между написанием алгоритма для робота и полноценной программой. Я всегда советую писать программу, так как задание про робота на языке КуМир считаю слишком детским и несерьезным для 9-го класса. Ребята, давно занимающиеся программированием, со мной согласятся.

Секрет №9. Неочевидный. Бывает, что умение программировать не помогает, а наоборот, мешает сдать ЕГЭ по информатике! Знания многих ребят не ограничиваются Паскалем и Бэйсиком. Они вовсю пишут на Питоне и изучают Котлин. Конечно, эти языки программирования очень хороши. Ведь в некоторых случаях пять строчек, на-писанных на языке Pascal можно заменить всего одной строчкой на языке Python. Но члены экспертной комиссии не всегда владеют этими языками! В связи с этим, вы рискуете не досчитаться баллов за задание! Поэтому не по-ленитесь и напишите свой код на языке Pascal, BASIC или С. Их эксперты точно знают!

Применяйте эти советы — и вы обязательно сдадите ОГЭ по информатике на высокий балл. Всем продуктивной подготовки и великолепных результатов!

Автор статьи Анна Полякова, репетитор по информатике

ГИА по информатике

Итоговая аттестация по информатике проводится для учащихся после окончания 9-го класса (ОГЭ) и 11-го класса (ЕГЭ). В обоих случаях информатика является выборочным предметом. Те, кто выбирает этот предмет для сдачи ЕГЭ, планируют получить специальность из сферы IT.

Как и любой другой экзамен, информатику сдавать довольно сложно. Школьной программы может оказаться недостаточно, да и готовиться предстоит не один месяц. В нашей статье вы узнаете об особенностях прохождения и структуры экзамена в 2021 году, а также ценных рекомендациях касательно подготовки. 

Организационные моменты ГИА по информатике 9 класс

Все желающие сдавать информатику после 9 класса могут облегченно выдохнуть. В связи с карантинными ограничениями девятиклассники не будут сдавать предметы по выбору. Экзамены по выборочным предметам заменили на контрольные работы. Причем выпускник 9-го класса может написать только одну контрольную, заранее выбрав предмет. Выпускные экзамены для девятиклассников значительно упростили. 

В то же время, чтобы успешно сдать ЕГЭ по информатике, начинать готовиться нужно с 9-го класса. Так что расслабляться не стоит. Попробуйте справиться с заданиями основного государственного экзамена за предыдущие годы. Здесь вы можете найти всю необходимую информацию, касающуюся ГИА (ОГЭ) по информатике, в частности разбор экзаменационных заданий. 

Как будет проводиться ГИА по информатике 11 класс? Какие изменения ожидают выпускников в 2021 году?

Главной особенностью единого государственного экзамена по информатике будет компьютерный формат сдачи. Поэтому выпускникам стоит заранее ознакомиться с техническими моментами, касающимися регистрации и самого экзамена. Для проведения компьютерного формата ЕГЭ было создано специальное программное обеспечение. Вот ссылка на демонстрационную версию ГИА по информатике онлайн: http://kege.rustest.ru.

На решение ГИА по информатике в формате ЕГЭ дается 3 часа 55 минут. На протяжении сдачи экзамена доступ к сети Интернет будет запрещён. Абитуриент сможет пользоваться только текстовым редактором, редактором электронных таблиц и системой программирования.

Когда будет проводиться ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2021 году?

Основной период ЕГЭ

31 мая – 2 июля

информатика и ИКТ (К-ЕГЭ)

24 июня (четверг)

25 июня (пятница)

Резервный день

29 июня (вторник)

Дополнительный период

14 июля (среда)

Резервный день

17 июля (суббота)

 

Структура КИМа по информатике 2021. Формат и оценивание заданий за 11 класс

Перед началом подготовки к экзамену важно ознакомиться с содержанием КИМов 2021 года, в которых вы найдете требования к уровню знаний, практических умений и навыков.

Итак, структура ЕГЭ будет содержать 27 разноуровневых заданий. Из-за проведения экзамена на компьютере изменилась типология заданий. В 2021 году экзаменуемого ожидают:

  • 9 заданий, посвященных практическому программированию. Добавились задания на выполнение информационного поиска, составление алгоритма, динамическое программирование в таблицах, работу с программами обработки строк и поиска делителей, создание электронных таблиц, обработку массива. Для их выполнения участникам экзамена можно использовать языки: С++, Java, C#, Pascal, Python, Школьный алгоритмический язык.

  • 18 вопросов, которые ничем не отличаются от формата ЕГЭ за предыдущие годы. Однако эти задания также адаптированы к компьютерным условиям.

      За всю работу экзаменуемый может набрать 30 баллов. Эти первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале c помощью специальной формулы. 

Как же сдать ГИА по информатике на высокий балл?

Подготовка к ГИА по информатике

По впечатлениям выпускников, сдававших ЕГЭ в 2020 году, наиболее сложными являются задания на практическое программирование. Особенно трудным является задача № 27 на составление собственной программы и обработку числовых последовательностей. К ней практически невозможно подготовиться, потому что условие меняется каждый год. Вот что сказал один из экзаменуемых в прошлом году: «ЕГЭ по информатике представляет собой смесь из математики, алгебры, логики и программирования».

  • Научитесь продуманно распределять время и выбирать правильную стратегию решения. Приступайте к компьютерной демоверсии, используйте билеты по информатике прошлых лет и засекайте, за сколько времени вы решаете задачи примерно одинакового типа и уровня сложности. Натаскивайте себя на скорость мышления. В результате за определенный отрезок времени количество решенных задач должно увеличиться. 

  • Просматривайте разборы решения задач от разных преподавателей. Знакомясь с разными способами решения, вы сможете расширить свой кругозор и выбрать наиболее понятный для вас способ.

  • Всегда дочитывайте условие задания до конца и пробуйте переформулировать его. Вам важно убедиться, правильно ли вы поняли суть задания. Это уже половина успеха. Поэтому стоит быть внимательным и не спешить во время экзамена. 

  • Тренируйтесь читать ошибки компилятора и подсказки среды программирования при написании программы, а также пользоваться сочетанием клавиш при работе с офисными приложениями и электронными таблицами.

  • Запомните основные алгоритмы – перевод из одной системы счисления в другую, выделение цифр из числа, алгоритм Евклида. Эти знания помогут вам решать основные задачи на анализ кода.

  • Выучите степени числа 2 до 12-й включительно. Это поможет сэкономить время и не распыляться на арифметические расчеты.

  • Начните программировать, выбрав определенный язык. Чтобы хорошо натренироваться, вам достаточно решать одну задачу в день.

  • Создавайте опорные конспекты с формулами, логическими операциями и их свойствами, таблицами триад и тетрад. Просматривайте эти записи каждый день, что позволит включить зрительную память и при надобности воспроизвести их на экзамене.

Невзирая на приведенные выше советы, подготовка к ЕГЭ по информатике практически невозможна без помощи хорошего репетитора. Педагог может ответить на все интересующие вас вопросы, помочь быстро и эффективно разобраться в сложных разделах и задачах. 

Главный и решающий этап ГИА – ЕГЭ по информатике. Подготовка с репетитором поможет сэкономить время, заниматься последовательно и получить качественные знания, которые вам пригодятся в университете. 

 

 

МЦКО

С каждым годом число выпускников, сдающих информатику, растет. Насколько сложен экзамен по этому предмету? Какие самые распространенные ошибки допускают школьники и как их избежать? Рассказывает председатель предметной комиссии по информатике и ИКТ города Москвы Вячеслав Лещинер.

В чем особенности ЕГЭ по информатике в этом году?

Модель ЕГЭ по информатике в течение последних лет остается неизменной. Не будет исключением и экзамен 2020 года. Структура экзаменационной работы, количество заданий и первичных баллов, тематика заданий — такие же, как в минувшие годы. Технология проверки работ тоже не изменилась: все участники пишут ответы на специальных бланках, развернутые ответы проверяются экспертами. На этапе выполнения заданий и записи ответов компьютеры не используются.

В этом году из-за переноса экзаменов у абитуриентов появился дополнительный месяц на углубленную подготовку к ЕГЭ. Последний звонок прозвучал, оценки в аттестат выставлены, можно спокойно заниматься. Тем более что в этом году появилось много дополнительных ресурсов: программа Московского образовательного телеканала «Я сдам ЕГЭ!», специальный раздел «В помощь выпускнику — 2020» на портале «Школа большого города», вебинары и онлайн-диагностики Московского центра качества образования и другие многочисленные тренировочные материалы в открытом доступе на разных специализированных сайтах, а также онлайн-консультации для выпускников в школах.

Как эффективнее всего готовиться к экзамену и получить высокий балл?

Залог успешной сдачи экзамена на высокий балл — правильная подготовка и хорошее знание структуры экзаменационной работы.

В контрольных измерительных материалах по информатике 27 заданий, из них 23 — с кратким ответом и четыре — с развернутым. Каждое задание с кратким ответом приносит участникам экзамена один первичный балл. Задание с развернутым ответом — от 2 до 4 баллов. Всего за все задания второй части можно получить до 12 баллов. А за всю работу — максимум 35 первичных баллов. Из этого следует два вывода: без выполнения заданий второй части высокого балла за всю работу не получить, но и задания базового уровня сложности тоже нужно выполнить.

В первой части заданий базового уровня 12, они дают в сумме 12 баллов — столько же, сколько задания с развернутым ответом. Кстати, у одного задания с кратким ответом — № 23 — высокий уровень сложности, оно объективно сложнее отдельных заданий второй части.

Одновременно важно понимать, что первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале не линейно, а по специальной формуле. Сначала тестовые баллы растут очень быстро (шесть первичных баллов превращаются в 40 тестовых), а потом их рост резко замедляется. Ближе к заветной отметке в 100 баллов ценность каждого первичного балла снова возрастает. То есть, чтобы получить высокий балл, следует минимизировать потери, максимально выполняя задания всех типов из обеих частей.

К сожалению, нередко встречаются работы, где выпускник правильно решает сложные задания, но делает ошибки в элементарных задачах

Надо хорошо знать структуру работы и быть уверенным в правильности своих решений во всех заданиях. Это возможно только в том случае, если готовиться к экзамену правильно.

Нужно обратить внимание на два документа. Один из них всем выпускникам хорошо известен: демонстрационный вариант ЕГЭ текущего года. Но важен и второй, опубликованный на сайте ФИПИ, — спецификация экзаменационной работы. В ней очень подробно раскрываются все параметры — содержание отдельных заданий, их сложность, необходимое, по мнению авторов, время на выполнение. Важно понимать, что в конкретном варианте, который достанется вам на экзамене, задача по сюжету может отличаться от приведенной в демоверсии, а по тематике, сложности и новизне будет точно соответствовать спецификации. Открытый банк заданий и различные справочники могут дать представление о том, какого типа задания были в предыдущие годы.

Какие ошибки чаще всего допускают на ЕГЭ по информатике?

Ошибки часто бывают по невнимательности, оттого что участник экзамена не дочитал задание до конца или перепутал что-то при решении. Каждый год комиссия проверяет задание № 26, где нужно обосновать стратегию игры, и видит абсолютно правильные решения, но для другой системы ходов (например, в задании допустимые ходы — «прибавить 2» или «умножить на 3», а решение написано для ходов «прибавить 3», «умножить на 2»). Иногда на апелляциях выпускники даже просят конфликтную комиссию показать им их персональный вариант, чтобы убедиться, действительно ли они прочли задание неправильно.

Случается, что в самом простом первом задании участники допускают ошибки: подсчитывают количество нулей вместо количества единиц в двоичной записи, делают арифметические ошибки при вычитании и так далее. Иногда эти ошибки связаны с тем, что формулу выпускник помнит, а при подстановке значений ошибается: 34 равно 81, а 43 равно 64, числа разные. Это происходит от того, что смысл формулы не усвоен, просто заучил выражение и понадеялся на память.

В 25-м задании в критериях оценивания четко написано, что инициализация значений переменных для подсчета ответа обязательна, за её отсутствие снимается один первичный балл — и каждый год несколько участников экзамена пытаются доказать на апелляции, что в некоторых версиях систем программирования происходит автоматическая инициализация и можно обойтись без записи оператора присваивания. Если бы при подготовке выпускники обратили внимание на это требование, если бы послушали учителя, который наверняка говорил про него, не было бы потери такого (критически нужного зачастую) балла.

В 26-м задании точно написано, что именно требуется записать в решении каждой из трёх задач, из которых оно состоит. И каждый год теряется определенное число баллов из-за пропущенного элемента ответа.

Еще одна тактическая ошибка сдающих экзамен — неверный выбор языка программирования для 27-го задания

Оно не требует знания каких-то особых «приемчиков» программирования на экзотических языках и может быть решено самыми простыми средствами. Несколько лет назад в критериях оценивания в демоверсии комиссия разработчиков специально писала все решения на школьном алгоритмическом языке, чтобы показать, что никаких специальных средств или библиотечных функций профессиональных языков программирования для решения этих задач не требуется.

Но всё равно часть выпускников каждый год пытается написать решение с использованием профессиональных языков, созданных для решения совсем другого типа задач. Это возможно, но зачастую более трудоемко, чем предполагалось.

Нестандартный язык программирования, скорее всего, выпускник изучал самостоятельно, из-за чего вероятность ошибки гораздо выше. При этом формально задание № 27 допускает использование любого языка программирования и любых возможностей или стандартных функций выбранной версии языка. Предметная комиссия имеет ресурсы для проверки любого решения на любом языке программирования.

Что вы можете посоветовать родителям выпускников, сдающих информатику?

Любой родитель может дать ребенку необходимую психологическую и эмоциональную поддержку, окружить заботой, вниманием, сформировать правильную мотивацию. А родителям, знакомым с информатикой, я бы посоветовал встать на позицию выпускника и хорошенечко разобраться, что ребенку необходимо делать на ЕГЭ. Для этого и спецификация, и демоверсия будут очень полезны.

Родители могут сориентировать ребенка, посоветовать что-то, разъяснить трудные или непонятные места. С другой стороны, экзамен сдают выпускники, которые должны пройти это испытание самостоятельно. Окончание школы — важный рубеж взросления.

А какие рекомендации на будущее можете дать учителям?

Очень важно, во-первых, понять, какой класс заданий учащийся решает уверенно, какие знания усвоены, какие умения сформированы. После этого надо сосредоточиться на заданиях, где у него есть пробелы, где нет стабильности результатов.

Важно проверить, сформированы ли у школьника базовые знания и умения. Например, насколько легко он может записать натуральное число в двоичной системе

Понимает ли, как по двоичной записи определить, число четное или нечетное. Знает ли таблицу истинности конъюнкции и дизъюнкции двух переменных и так далее. Причиной ошибок в выполнении заданий могут быть именно пробелы в подготовке.

И еще — я бы не стал злоупотреблять решением тренировочных вариантов. В каждом из них есть задания разного уровня трудности. Учащийся среднего уровня подготовки одни задания выполняет с легкостью, а за другие просто не берется. Надо стараться работать в зоне ближайшего развития школьника, давая ему определенные задачи, которые он еще не освоил, но должен освоить в результате конкретного занятия.

https://mel.fm/ekzameny/3904751-ege_computer_science

Трудно ли компьютерные науки? Советы и ресурсы

Сложна ли информатика? Да, информатика может быть трудной для изучения. Эта область требует глубокого понимания сложных тем, таких как компьютерные технологии, программное обеспечение и статистические алгоритмы. Однако при наличии достаточного количества времени и мотивации любой может добиться успеха в такой сложной области, как информатика.

Найдите свой учебный лагерь Match