Игры в дороге с детьми: 15 классных игр, которые ни за что не дадут скучать в дороге (смартфон не пригодится)

Игры в дороге с детьми.

Лето — время поездок. Многие родители задумываются, чем же занять своих непосед в пути? Я собрала для себя идеи в один пост, если что-то еще придет вам в голову, то делитесь! Пост о том, чем занять ребенка в автомобиле, поезде, самолете или просто, что прихватить с собой туда, где ребенку будет скучно просто так сидеть! Игры в дороге с детьми позволять провести время в дороге весело и интересно для всей семьи! Все картинки в посте кликабельны)

Речевые игры.
Для них совершенно ничего не требуется, необходимо присутствие хотя бы двух человек.

1. «Города». Всем знакомая игра из детства. С совсем малышами можно называть совершенно любые слова. Потом слова из определенной группы, например, животные, транспорт!

2. «Противоположности». У нас просто хит последнего месяца! Детям после трех лет нравится говорить все наперекор взрослым. Нашего сына очень забавляет такая игра! День-ночь, большой-маленький, грустный-веселый. Отлично пополняет словарный запас ребенка любого возраста!

3. «Цепочка». Составлять предложения, в которых слова на одну и ту же букву. Например, сильный слон съел сливу.

4. Игра из моего детства (не помню названия точного). В общем: «Я знаю пять предметов…» Например, я знаю пять динозавров: тирранозавр, стегозавр, диплодок, трицератопс, анкилозавр, кто знает еще? Мы пока играли с Алешей в три, до пяти он еще не может, притом в любой группе предметов, сложно удержать мысль!

5. «Обобщения». Малышу предлагается сгруппировать предметы. Например, скрипка, гитара, фотрепиано — музыкальные инструменты, малина, клюква, брусника — ягоды и пр…

6. «Рифмы». Самая любимая наша игра уже давно. Придумывать рифмы можно сначала к словам, потом к словосочетаниям, а потом уже перейти к предложениям. Мы играем просто так, а вот мне на глаза попался набор с карточками в помощь родителям!

7. «Сказки». Можно вместе с ребенком придумать свою сказку. Под катом последняя из наших сказок. На любимую тему — про транспорт!
[Прочитать Лешкину сказку…]

Мы с Лешкой часто придумываем перед сном. Напишу наш пример (Только не смеяться, придумали вместе, мне просто очень запомнилась сказка). Жил был маленький автобус. Жил он в тайге среди оленей и медведей и никогда не видел другого транспорта, кроме машин и автобусов. И вот однажды он доехал до конца длинной-предлинной дороги, а дальше река… Стоит и думает: «Что делать?» Вдруг приплыл большой паром. Маленький автобус отправился на пароме на другой берег реки. Когда он съехал с мостика, то увидел огромную дорогу, таких не было у него в тайге. Это была настоящая автострада с шестью полосами для движения и множеством светофоров! И тут автобус увидел чудо! Мимо проехал другой автобус, только с рогами. «С рогами бывают лишь олени! — подумал маленький автобус. Что за странный олень?» Он хорошенько протер стекла дворниками, а потом решил догнать необычного «оленя». Так автобус узнал о существовании троллейбусов. Поскольку наш автобус был еще маленький, то он многого не знал и многому удивлялся.

8. «Что из чего сделано?». Например, стол — из дерева, стакан — из стекла, стекло-из песка. И в обратном порядке можно подумать, что делают из дерева, стекла, резины?

9. Камень, ножницы, бумага. Всем знакомая с детства игра!

10. «Кто лишний?» Называть цепочку слов для ребенка, а он пусть ищет лишнее слово. А потом называть может потренироваться и малыш!

11. Английская игра «Я вижу…» Мы взяли из Пеппы Пиг, там она называется «I see…» Так и играем на английском языке. К примеру, я вижу что-то большое, зеленое, длинное и пр. Это дерево. Как вариант можно играть, что у меня в руке?

12. Еще одна из детства игра: «Вы поедете на бал?»
Вы поедете на бал?
Черный с белым не берите,
Да и нет не говорите,
Вы поедете на бал?
Необходимо задавать вопросы, которые будут подталкивать к неправильным ответам.
-Вы поедете на бал?
-Да (проиграли, да и нет не говорите))) Надо сказать поеду…
-Вы хотите повстречать принца?
-Хочу.
-Какого цвета будут зубы принца?
-Белого (проиграли, черный с белым не берите)))

13. «Чепуха».
Берется листочек бумаги. Первый человек пишет вопрос, заворачивает, а второй человек пишет ответ на вопрос, почему? Лист передается всем, а потом весело читается…

14. «Банка». Помню, как во дворе постоянно играли, еще выносили разные банки и проверяли, можно ли наволочку сложить в литровую банку?))) Суть в том, что, к примеру, задается объем банки 1, 2, можно три литра, чтобы все ясно представляли себе ее. Потом каждый по очереди называет, что можно положить в эту банку. Мы играли, к примеру, представляя наполнится банка или нет, либо придумать один предмет, который бы влез и занял все пространство. Можно просто перечислять что влезет, а что нет) Например, мыло влезет, а подушка — нет.

15. «Называлки». Для тех, кто учит языки. Мы называем то, что видим, только на английском. Forest, lake, tree, grass… В общем, вариантов множество, главное, не повторяться.

16. Петь песенки и учить их. Учиться петь одному, повторять, петь хором, петь разными голосами, как мышка, как медведь, как Буратино и как Мальвина…

17. Изучать правила дорожного движения, показывать малышу знаки, а потом искать вместе определенный знак и отгадывать, что он означает. Можно спрашивать малыша, как следует поступить, останавливаться или нет сейчас нашей машине и почему?

18. Для совсем малышей можно что-то изображать. Как едет машинка, как гудит паровозик, как высоко рога у троллейбуса и пр. Сопровождать это определенными движениями.

19. Скороговорки. Тренироваться говорить скороговорки, особенно смешные. Придумывать свои скороговорки.

20. Пантомима. Игра для всех-всех. Изображать кого-то, а остальные должны угадать, кто это?)

21. К сожалению или к счастью? Придумывать по очереди рассказы таким методом:
-К счастью, мы взяли с собой заводного попугая.
-К сожалению, он сломался.
-К счастью, теперь будет тихо, и можно будет поспать.
-К сожалению, от дневного сна бывает бессонница.
-К счастью, ночью можно погулять на свежем воздухе и посмотреть на звезды… и т.д.

22. Загадывать числа и угадывать их.

23. Снежный ком.
Первый начинает и говорит любое слово. Например, стол. Следующий (по часовой стрелке), слово предыдущего и свое. Например, стол, каша. Третий говорит эти два слова и еще свое. Например, стол, каша, колесо… И так по кругу несколько раз. Количество слов нарастает, как снежный ком, кто-то путается, сбивается, бывает смешно… И тренировка памяти заодно.

24. «Угадай животное». Один загадывает животное, а другие его угадывают с помощью наводящих вопросов.

25. Утверждения. Один говорит:» Ты — стол», другой отвечает: «Я не стол, потому что у меня не 4 ноги.» Потом меняются-ответивший говорит: «Ты — шарик.» Другой отвечает: «Я не шарик, потому, что меня не надувают.»

Игры.

1. Пальчиковый театр. Все малыши просто обожают спонтанные театральные постановки. Если надоели сюжеты взятых с собой сказок, то можно придумать новые, либо просто играть с одним из героев, пытаясь, например, поймать его) Вместе с такими пальчиковыми куклами у нас хорошо получается учить стишки, повторять пальчиковую гимнастику или отрабатывать произношение звуков. Малыш очень охотно повторяет все за тигренком на пальчике!

2. Различные игры на бумаге: «Крестики-нолики», «Виселица», «Морской бой»
.

3. Аудиокниги, слушать музыку, танцевать. Танцевать можно и сидя, в автомобиле. Главное, закончить раньше, чем ребенку надоест!

4. Фотографировать. Можно фотографировать и угадывать, что сфотографировал ребенок. Пусть учится давать вам подсказки, а потом и фото покажет) Фотографировать что-то определенное, например, 7 светофоров.

5. Компас. Удивительная вещь. Можно научить ребенка ориентироваться с помощью компаса, он сможет отслеживать, куда вы движетесь?

6. Также можно взять с собой карту и маркером отмечать на ней ваш путь. Лучше распечатать подробную карту, чтобы было нагляднее. На машине очень увлекательно отмечать те населенные пункты, которые уже проехали!

7. Смотреть мультфильмы. Если это возможно.

8. «Съедобное — несъедобное». Всегда можно взять с собой небольшой надувной мячик. В игру играть можно как на русском, так и на английском языке. В поезде очень удобно играть.

 9. Дорожный набор с шашками и шахматами на магнитах. Если вы еще не играете с детьми в эти игры, возможно, уже пора?) Ведь это интересно всем, даже взрослым!

10. Читать книги.
Понятно, что много книжек с собой не взять. Даже две-три привычных книжки можно читать по-новому.
-Читать по ролям.
-Рассматривать картинки, что-то на них искать! Например, задавать вопросы, что на этой картинке можно скушать? А что желтого цвета? Где спрятался зайка? Что сделано из дерева?
-Читать голосом мышки или динозавра.
-Читать книги на планшете. Можно скачать книги и просто читать что-то новое и интересное всю поездку, если ваш ребенок любит читать.

 11. Рисовать.
Конечно, для тех детей, кто любит рисовать.

-Можно взять с собой набор художника в чемоданчике, сейчас множество таких продается! У ребенка все всегда будет в одном месте и не потеряется. Можно сшить такой набор, либо купить обычный пенал формата А5 и вложить в него блокнот.

-Краски акварельные с аппликатором.

-Дорисовывать какой-то сюжет, используя наклейки. Клеим наклейку и что-то дорисовываем.

-Раскраски и книжки с различными заданиями отлично подойдут для детишек. Я писала о некоторых в посте «Ты рисуешь закорючки?»

-Магнитный экран для рисования.

-Необычная магнитная игра, в которой надо рисовать прически. «Магнитный парикмахер».

-Письменные игры с цифрами и буквами. Например, прятать часть цифры или буквы за тучку, листик, а малыш пусть догадывается и дорисовывает.

-Рисуем водой! Мне очень понравились такие раскраски! Нереально. Они удивительные, в них мало страничек, маркер заполняется обычной водой, рисунок проявляется очень яркий! Потом высыхает и можно опять раскрашивать, сколько угодно. Такие раскраски подойдут даже для самых маленьких!
[Смотреть странички…]
Фото взяты из ВК.



12. Наклейки.
 -Наклеивать и рисовать. Придумывать задания с наклейками. Например, наклеить много наклеек, а потом соединять линиями одинаковые, рисовать лабиринты для героев и пр. Идеи можно посмотреть в посте про игры с наклейками.

-Играть в книжках с многоразовыми наклейками. Могу порекомендовать такие пособия. Подробно о них писала тоже в играх с наклейками.

-Для малышей можно взять просто липкие бумажки для записей, помню, раньше наш сын очень любил расклеивать их по всей машине и по себе. Это занимало его надолго. Главное, следить, чтобы не ел!

-Различные наборы тематических наклеек по интересам малыша. С помощью этих наборов ребенок придумает множество новых историй и игр!

-Книжки с наклейками. Очень хороша серия «Супернаклейки». У нас есть книга «Спортсмены», мне очень нравится, а Алеша к наклейкам равнодушен!

13. Оригами и поделки из бумаги.
Детки старшего возраста могут делать фигурки оригами из бумаги с помощью различных книг.

Малышам можно предложить вместе с родителями что-то построить из бумаги. Думаю, для них это будет новый опыт. Необходимо иметь несколько листов цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш. Поделкой потом можно долго играть! Примерно вот такой.

14. Бусы, шнуровки.
Бусы могут стать многофункциональной игрушкой. Один набор бус в дороге может заменить и игрушки для театра, и служить счетным материалом, притом занимает немного места! Из фигурок можно строить башни и последовательности, играть ими в ролевые игры. Подробно про бусы с видео можно посмотреть здесь.

15. Настольные игры.
Сейчас для детишек огромное количество разнообразных игр. Расскажу о тех, которыми пользуемся мы! Подробнее о наших играх можно почитать в моей группе ВК.

Игры от Бондибон. Самые различные. Самая удачная — дорожная серия магнитных игр! Маленькие, компактные, простые игры, в которые детки могут играть, начиная с двух с половиной лет!

И другие наши любимчики — это «Лабиринт», «Курочки-наседки» и Час пик «Rushour». У всех игр удобная упаковка. Берем с собой обычно что-то одно, что выберет наш сын.

Это уже не магнитные. Грузовички. Послужат и логической игрой, и игрушкой. Машинки, для мальчиков особенно, лишними не бывают!

И еще настольные игры. У нас их нет, по отзывам очень хорошие. Настольная игра «Сет» и «UNO», «Я вижу», «Смотри в оба», «Скажи иначе для малышей», «Нарисуй и угадай».

Магнитные игры магнетикус, в чемоданчике. Очень удобная и компактная игра небольшого размера! Можно составлять рассказы и сказки из фигурок, придумывать различные истории и просто строить что-то, фантазируя! Можно докупить набор из магнитных сказок. (Репка, Курочка Ряба, Колобок). Сама такую буду заказывать Алеше в дорогу, все время отхожу от нее в магазине)

Фото крупнее)

Остальные без чемоданчика!

Другие магнитные чемоданчики. Я их даже не видела, но многие хвалят. Хотя мне из них понравился только с цифрами и буквами.

Пособия от «Умницы» 100 игр в дорогу. У нас один синий комплект, мы часто им играем! Множество интересных задания, которые выполняются на многоразовых карточках маркером на водной основе. Потом маркер стирается и карточки можно использовать снова и снова!

16. Пазлы.
Любые пазлы по возрасту ребенка, но не все дети их любят. Очень удобны пазлы в маленьких коробочках и занимают всех надолго!


17 Лепка.
Тоже на любителя. Если малыш любит лепить, то достаточно взять одну тоненькую книжечку и несколько цветов пластилина!

18. Мемо. Игры мемо идеальны для дороги в поезде или самолете. Отлично тренируют память! У нас такая серия игр. Если брать без коробки, то совсем мало места занимают! Подробный отзыв можно прочитать в моей группе ВК.

19. Наперстки. Сделать эту игру очень просто, а играть в  нее любят все! Нужно 2-3 пластиковых стаканчика и какой-то предмет, маленький, любой! И игра начинается, необходимо угадать, в какой стаканчике предмет. С совсем малышами лучше начинать с игры, в какой руке?

20. Что пропало? Выложить несколько предметов перед ребенком, пусть отвернется, что-то убрать и спросить, что же пропало?

21. В поезде – строить домик (полку простыней закрыть и пусть там играет).

22. Кубик-рубик. Всякие змейки, из которых можно что-то строить тоже многофункциональны!

23. Кубики историй. Их можно сделать и самим. Суть игры — на гранях кубика различные картинки, кубиков до 8ми штук. по-моему, кидаем кубики и по выпавшим картинкам сочиняем историю!

24. Конструкторы. Конструкторы можно брать самые различные, главное, чтобы места мало занимали!

25. Игры-коврики. Занимают мало места и многофункциональны! А, главное, их легко сделать самостоятельно.

Вот и все, что пока пришло мне в голову и что удалось собрать в инете!
Конечно, подбирать что-то в дорогу надо учитывая интересы собственного ребенка!

Игры в дороге — развлечения и игры без компьютера для детей!

Не знаете, чем занять детей в машине, в поезде, в самолёте? Попробуйте эти спокойные игры и окружающие будут благодарны вам. Ведь ваши дети не будут капризничать и баловаться в дороге. А может быть, кто-то из взрослых присоединится к вашим интересным играм?

Сохраните для себя, поделитесь с друзьями:
Подробнее про игру Данетки

Оценка: 3.3 (голосов 384), комментариев: 8

Весёлые игры с одинаковым названием, развивающие реакцию. От игроков требуется максимально сосредоточиться и отличить воробья от вороны. Думаете, это так просто?!

Подробнее про игру Воробьи-Вороны

Оценка: 3.7 (голосов 351), комментариев: 34

В городе действует Мафия! Каждую ночь она убивает честных граждан. Все жители города сплотились на борьбу с ней! Непримиримый борец, Комиссар Каттани с риском для жизни выходит на улицы ночного города для того, чтобы найти и обезвредить зарвавшихся мафиози…

Подробнее про игру Мафия

Оценка: 3.4 (голосов 361), комментариев: 37

Азартный и совершенно несложный способ занять компанию детей в поездке на автомобиле.

Подробнее про игру Собака!

Оценка: 3.3 (голосов 636), комментариев: 42

Весёлая и шумная игра-соревнование в стиле «вопрос-ответ». Это отличный шанс для игроков проявить свою эрудицию, сообразительность и находчивость, а также весело провести время в дороге или дома.

Подробнее про игру Кто я? (Тарантинки)

Оценка: 3.9 (голосов 511), комментариев: 86

Подробнее про игру Танки

Оценка

: 3.3 (голосов 371), комментариев: 24

Подробнее про игру Контакт

Оценка: 3.3 (голосов 781), комментариев: 36

После шумных и весёлых игр иногда хочется тишины. Ещё одна игра, название которой произошло от слова «молчать» и быстро стало поговоркой. «Ну что, так и будем в молчанку играть?» — ставшая классической фраза следователей из многих детективов.

Подробнее про игру Молчанка

Оценка: 3.5 (голосов 331), комментариев: 42

Отличная игра для дороги или дома во время дождливой погоды. Очень понравится любителям кроссвордов и головоломок. Это одна из немногих игр, в которую с большим удовольствием играют и дети, и 

мамы с папами, и бабушки с дедушками!

Подробнее про игру Диагонали

Оценка: 4.3 (голосов 217), комментариев: 29

Ещё одна школьная игра. Двое игроков, листок бумаги, ручка… Отгадываем загаданное слово, называя буквы. Только, чур, не ошибаться!

Подробнее про игру Виселица

Оценка: 3.8 (голосов 339), комментариев: 52

Страницы

Чем занять детей в дороге: 4 веселые игры

Путешествие с детьми на машине, автобусе, поезде или самолете может обернуться кошмаром, полным ссор, скуки и постоянных вопросов: «Ну сколько еще осталось?» Но спланировав все заранее и подойдя к процессу творчески, вы можете превратить поездку в увлекательное приключение для всей семьи. Рассказываем, чем занять детей в дороге.

06 мая

229 просмотров

Сезон путешествий можно считать открытым, а значит, вопрос о том, чем развлечь в дороге младших членов семьи, вновь актуален. Предлагаем вам несколько увлекательных игр из бестселлера Триш Кафнер «Чем занять ребенка. Иры без планшета и компьютера для детей от 6 до 10 лет».

Все четыре игры просты, интересны, для них не нужно много места. Некоторые из них могут стать вашей палочкой-выручалочкой не только в транспорте, но и в зале ожидания или в номере отеля, когда из-за плохой погоды придется отложить развлечения на свежем воздухе. Для игр требуется не менее двух участников. А если с вами целая компания ребятишек, это просто идеально — играть будет еще веселей!

Совместная история

Один игрок придумывает начало истории. Например, он может сказать: «Однажды маленькая девочка шла по улице, как вдруг»… Игрок обрывает повествование на волнующем или тревожном моменте, а следующий участник продолжает таким же образом. Играющие по очереди сочиняют историю, в которой наверняка будет много веселых поворотов сюжета. Когда все устанут, закончите историю.

 

Помаши, если..

Эта озорная игра не относится к числу интеллектуальных, но детям очень нравится наблюдать разные реакции людей. Ярким широким маркером напишите на куске картона предложение:«Помаши, если ты не верблюд!» или «Помаши, если у тебя день рождения!» Можете сами придумать, что-нибудь забавное. Когда вы будете ехать на машине, пусть дети по очереди показывают в окно эту надпись.

Темы публикации

чем заняться во время долгой дороги — Блог OneTwoTrip

Вы подготовились к дорожному путешествию: собрали всё необходимое, загрузили карту, и навигатор показал вам, что до пункта назначения ехать 2 или более часов. Можно всё это время слушать музыку и развлекаться разговорами, а можно во что-нибудь поиграть. Мы выбрали восемь игр, которые помогут скоротать время и, главное, не отвлекут водителя от дороги — а в некоторых случаях даже помогут ему быть более внимательным.

Забронировать автомобиль

Замечаем предметы вокруг

Старая детская игра, которая, тем не менее, популярна и у взрослых тоже. Договоритесь, что будете замечать: например, железнодорожные переезды, ворон, собак или ёлки. Можно немного усложнить игру: считать бородатых мужчин, чёрных собак или зелёные грузовики. Кто первым увидел и назвал нужный предмет, получает один балл. Игра продолжается, пока кто-то не наберёт оговорённое количество баллов.

Слова из букв номерных знаков

В эту игру, конечно, проще играть в России, но и за границей можно — заодно потренируете свой английский. Задача проста: нужно составить слово из букв номерных знаков встреченных машин. Можно взять один номер и придумывать максимально длинное слово, а можно усложнить игру, добавив ещё номеров – но тогда составлять фразу. Первый, кто придумает что-то осмысленное, выиграл.

Например, вы видите номер «о123ор». Отбрасываем цифры и пытаемся придумать слово, содержащее буквы «о», «о» и «р», причём именно в таком порядке. Среди предложенных вариантов выигрывает самое длинное слово: то есть «разговор» круче «топора».

Цифры на номерных знаках

В этой игре участвуют уже не буквы номерных знаков, а цифры. Каждый участник выбирает цифру от 0 до 9 и должен найти пять (или десять, как договоритесь) машин с номерами, в которых есть эта цифра. Кто первый нашёл все машины, тот и выиграл.

21

Правила такие же, как в карточной игре, только вместо карт номера машин. Правила такие: игрок берёт одну «карту» (номер машины) и складывает цифры. В итоге должно получиться 21 или максимально близкое число, больше — нельзя. Например, номер 316 добавит к общей сумме 3+1+6=10, а 986 добавит 23, что уже перебор. Первый игрок может взять ещё одну «карту», а второй уже проиграл.

Регионы и страны на номерах

Ещё один вариант игры с номерными знаками — искать разные страны (в эту игру интереснее играть в Европе), штаты (если едете в США) или регионы страны (в России). Главное, чтобы под рукой был интернет, потому что не каждый вспомнит, к какому региону относится, к примеру, число 44.

Соседние и встречные машины

Игра с некоторой долей творчества. Хороша тем, что в ней нет победителей и проигравших. Попробуйте придумать историю о людях, которые едут в соседних машинах. Как их зовут? Куда они едут? Кем приходятся друг другу? Что везут с собой в машине? Что ели сегодня на завтрак?
Игру можно усложнить, если придумывать истории о людях во встречных машинах: у вас будет всего пара секунд, чтобы их заметить и рассмотреть.

Поиск слов

Включите радио, лучше какую-нибудь разговорную программу, но необязательно. Выберите определённое слово, например, «слушаете» или «новости», и ищите эти слова в речи диджеев и в песнях. Когда слово произносят, громко кричите что-нибудь («Есть!» или какую-нибудь бессмыслицу). Кто набрал заранее оговоренное количество слов, тот и выиграл.

Слова можно не только слушать, но и искать на дорожных указателях или вывесках.

Собираем алфавит

Тоже детская игра, которая вполне подойдёт и взрослым. Задача — собрать полный алфавит из букв на вывесках и дорожных указателях (можно и номера машин использовать, но там нет многих букв). Найдёте «ъ»? А «q»?

Если в вашем арсенале есть другие интересные игры, в которые можно играть в дороге (при этом, желательно, не слишком сильно отвлекая водителя), делитесь в комментариях.

 

Фото на превью: Shutterstock.com

Игры в дороге — Азбука воспитания

Путе­ше­ствие в авто­мо­биле или на само­лете огра­ни­чи­вает малень­кому непо­седе воз­мож­ность дви­гаться; и поскольку «дей­ство­вать» — есте­ствен­ное состо­я­ние малыша, то ему бывает так трудно уси­деть в огра­ни­чен­ном про­стран­стве, да еще «смирно». Взрос­лым при­хо­дится быть осо­бенно изоб­ре­та­тель­ными, зани­мая ум ребенка, когда его тело при­стег­нуто рем­нями безопасности.

Поэтому для того, чтобы раз­влечь малыша, возь­мите с собой в дорогу сумку, поло­жите в нее несколько малень­ких игру­шек, куклу, оде­ва­ю­щу­юся на пальцы, игру­шеч­ный само­лет, стек­лян­ную призму (кото­рая пред­на­зна­чена для детей постарше) и плейер с запи­сями несколь­ких ска­зок или песен. Чтобы содер­жи­мое сумки вызвало инте­рес ребенка, поло­жите в нее и необыч­ную игрушку — «вол­шеб­ную» гри­фель­ную доску, малень­кую доску для мела или несколько игру­шеч­ных пер­со­на­жей из ска­зок. А для детей постарше при­ду­майте про­стые «вол­шеб­ные» фокусы. Дети часто испы­ты­вают голод во время дли­тель­ных поез­док в авто­ма­шине. Чтобы они пере­стали хны­кать и каприз­ни­чать, пред­ло­жите им еду, кото­рая есть под рукой. Правда, лучше будет, если вме­сто при­выч­ных леден­цов вы возь­мете с собой паке­тики изюма, сыра, кре­ке­ров и сухих завтраков.

Путе­ше­ствие в авто­мо­биле (в авто­бусе, на корабле, в поезде, на само­лете) пред­став­ляет собой пре­крас­ную воз­мож­ность для наблю­де­ния за окру­жа­ю­щим миром. Пред­ло­жите детям опи­сать поде­тально все, что они видят, осо­бенно то, что легко можно про­пу­стить: цвет обла­ков, птиц, сидя­щих на стол­бах, длину тени в зим­ний день. При­ду­мы­вайте исто­рии о людях, еду­щих в дру­гих маши­нах, или о пеше­хо­дах. Если вам стало неин­те­ресно наблю­дать за тем, что про­ис­хо­дит сна­ружи, зай­мите ребенка играми. Советы, пред­ло­жен­ные здесь, — это то, с чего можно начать. Поста­рай­тесь при­ду­мать и дру­гие заня­тия, и, если ребенку будет инте­ресно, дорога пока­жется более короткой.

Запиши рас­сказ «на пленку»

Возь­мите с собой в машину дик­то­фон (также подой­дет и мобиль­ный теле­фон с соот­вет­ству­ю­щей функ­цией), тогда в пути ваш ребе­нок смо­жет запи­сать свой «ради­о­рас­сказ». А чтобы обес­пе­чить твор­че­ский про­цесс, сна­чала под­ска­жите место, где может про­ис­хо­дить дей­ствие, — лес или берег моря. Потом помо­гите выбрать героев рас­сказа. Можно начать так: «Одна­жды, гуляя в лесу, я уви­дела огром­ного, боль­шого и пуши­стого…», а дальше пусть ребе­нок про­дол­жит сам. При этом не забудьте вовремя вклю­чить запись. Когда малыш закон­чит свою исто­рию, выклю­чите запись и задайте ему вопросы к тому, о чем он уже рас­ска­зал. Если в машине несколько детей, они могут созда­вать одну общую сказку по оче­реди. Каж­дому из них надо выде­лить для рас­сказа опре­де­лен­ное время, но так, чтобы ожи­да­ние не стало утомительным.

Про­дол­жайте рас­сказ в тече­ние несколь­ких путе­ше­ствий, или каж­дый раз можно при­ду­мы­вать новый. Неко­то­рым детям нра­вится сам про­цесс — запи­сы­вать исто­рии на дик­то­фон, но потом они теряют к ним инте­рес. Дру­гие с удо­воль­ствием не раз слу­шают свои сказки перед сном или в какое-нибудь дру­гое под­хо­дя­щее время.

Эта затея семьи Шлес­син­гер может понра­виться всем, неза­ви­симо от воз­раста. Вам удастся рас­сме­шить своих пас­са­жи­ров всего лишь одной про­стой над­пи­сью «Пома­шите рукой, если вы зна­ме­ниты». Лучше ее напи­сать огром­ными бук­вами на кар­тонке или на боль­шом листе бумаги. Пусть дети дер­жат пла­кат в окне и забав­ля­ются тем, как реа­ги­руют на него окружающие.

Пер­вая Буква

Во время дол­гой поездки можно поиг­рать в «первую букву». Пред­ло­жите вашему ребенку при­ду­мать слова, кото­рые начи­на­ются с той же буквы, что и его имя. Под­ска­жите ему несколько при­ме­ров. Если вашего ребенка зовут Мария, то можете спро­сить ее: «Как ты дума­ешь, кто такой папа? Он не жен­щина, а…» Или: «Под капо­том авто­мо­биля есть пред­мет на букву „М”, кото­рый застав­ляет машину дви­гаться. Это…». Спро­сите ее: «Кто управ­ляет поез­дом? Что ты добав­ля­ешь в сухие завтраки?»

Когда иссяк­нет запас слов на «М», можно перейти к любой дру­гой букве.

Слож­ные слова

Слова — это щед­рый дар детям. Чем богаче их сло­вар­ный запас, тем ско­рее они научатся вос­при­ни­мать слож­ные мысли и чув­ства. Огра­ни­чен­ное про­стран­ство машины может быть удоб­ным местом для игры в слова. Одна из игр, помо­га­ю­щих попол­нить сло­вар­ный запас ребенка, заклю­ча­ется в поиске слож­ных слов. По пути сле­до­ва­ния вы непре­менно встре­тите бен­зо­ко­лонку, авто­ма­шину, моло­ко­за­вод. Может быть, вы уви­дите вер­то­лет, само­лет, спорт­пло­щадку, паро­ход, само­свал, водо­пад, авто­вок­зал, аэро­порт. При этом можно пого­во­рить о том, как из двух слов обра­зу­ется одно слож­ное. Может быть, вы про­едете мимо авто­сто­янки, теле­башни, небо­скреба. Выгля­нув из окна, обра­тите вни­ма­ние детей на теле­фон­ную будку, на гру­зо­вой фур­гон, а на пере­крестке, при­тор­мо­зив, на вере­ницу машин. Затем вме­сте с детьми назо­вите их слож­ными сло­вами: теле­фон-авто­мат, гру­зо­вик, автоколонна.

Кроме слож­ных слов суще­ствуют устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, когда два слова обо­зна­чают один пред­мет. Напри­мер, теле­фон­ная будка, мно­го­квар­тир­ный дом, пеше­ход­ная дорожка, мили­цей­ский пост, реклам­ная тумба. Поста­рай­тесь объ­яс­нить ребенку, что для обо­зна­че­ния этих поня­тий необ­хо­димо именно одно­вре­мен­ное упо­треб­ле­ние двух слов; нельзя, к при­меру, ска­зать только «теле­фон­ная», потому что это может быть и стан­ция, и трубка, и служба; если же оста­вить только слово «будка», то можно поду­мать и о соба­чьей. Пусть ребе­нок сам поста­ра­ется поиг­рать сло­вами, допол­няя по оче­реди первую и вто­рую части под­хо­дя­щими значениями.

Для млад­ших детей упраж­не­ние может быть попроще: попро­буйте про­из­но­сить слова по сло­гам. При этом делайте уда­ре­ние на каж­дом слоге. Пусть ребе­нок повто­ряет за вами, а затем вме­сте посчи­тайте коли­че­ство сло­гов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше сло­гов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.

Вспомни какой-нибудь случай

Вспом­ните какое-нибудь недав­нее собы­тие, в кото­ром вы участ­во­вали вме­сте с ребен­ком: как вы наве­щали люби­мую тетю, как празд­но­вали день рож­де­ния или как ходили в мага­зин за покуп­ками. По оче­реди рас­ска­зы­вайте, что вы видели и что делали. Ваш ребе­нок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Джейн, я играл вме­сте с Крей­гом и Тод­дом в поезд». Вы добав­ля­ете: «А тетя Джейн при­го­то­вила фран­цуз­ские тосты», и еще ваш сын вспом­нит: «А ты про­лила сироп на свою блузку».

При­по­ми­найте по оче­реди как можно больше дета­лей до тех пор, пока уж совсем нечего будет доба­вить. После этого выбе­рите дру­гое событие.

Уга­дай мою песню

Напойте первую строчку песни, кото­рая навер­няка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет сле­ду­ю­щую. Если не узнает, про­дол­жайте свое заня­тие вока­лом, пока он не вспом­нит. Ребе­нок под­дер­жит вас, как только пой­мет, какую песню вы выбрали. Затем насту­пает его оче­редь про­ве­рить ваш музы­каль­ный слух.

Что я вижу?

Обра­тите вни­ма­ние ребенка на то, мимо чего вы про­ез­жа­ете. Пусть он помо­жет вам опи­сать город­ские и заго­род­ные пей­зажи, про­плы­ва­ю­щие за окном. Каким-либо воз­гла­сом отме­чайте появ­ле­ние необыч­ных пред­ме­тов, таких, как креп­ле­ние на теле­фон­ных стол­бах, машину с вмя­ти­ной, сто­я­щую на обо­чине, спор­тив­ные тапочки, вися­щие на про­во­локе, и при этом зада­вайте вопросы. Напри­мер: Давай посчи­таем, сколько детей в группе? Здесь больше ста­рых или моло­дых людей? Посмотри на дере­вья: они оди­на­ко­вые? Чем раз­ли­ча­ются? Сколько церк­вей (кафе, коров, пожар­ных стан­ций, биб­лио­тек или аптек) ты можешь насчитать?

Стар­шим детям можно задать вопросы, ответы на кото­рые тре­буют ана­лиза: «Как ты дума­ешь, почему машины нано­сят вред окру­жа­ю­щей среде?», «Почему высо­кие дома стро­ить выгод­нее?», «Чем отли­ча­ются дома в цен­тре города от домов на окраине?»

Быст­рая зарисовка

Пред­ло­жите вашему ребенку стать худож­ни­ком: пусть он нари­сует несколько кар­ти­нок, изоб­ра­жа­ю­щих то, что он видит из машины. Дайте ему бумагу и каран­даш. Если пред­стоит дол­гая поездка, при­го­товьте несколько цвет­ных каран­да­шей, фло­ма­сте­ров или мел­ков. Неплохо было бы дер­жать в багаж­нике не только запас­ное колесо, но и блок­нот с короб­кой цвет­ных каран­да­шей, если, конечно, вашего ребенка не тош­нит в машине.

Совет путе­ше­ствен­ника

Неплохо было бы дер­жать в багаж­нике еще и пласт­мас­со­вый под­нос. Он может при­го­диться в том слу­чае, если вашего ребенка осе­нит что-нибудь напи­сать или нари­со­вать — под­нос может послу­жить хоро­шим сто­лом для рисования.

Если ваш ребе­нок усид­чив и любит ста­ра­тельно выво­дить детали на своем рисунке, рас­спро­сите его о каж­дой из них. Есть ли там дере­вья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изоб­ра­жены на кар­тинке? Однако, когда у вашего ребенка иссяк­нет тер­пе­ние или он попро­сту непо­седа, посо­ве­туйте ему во время путе­ше­ствия делать неболь­шие зари­совки уви­ден­ного: пусть на одном рисунке будут дома, на дру­гом — машины, на тре­тьем — люди, на чет­вер­том — дере­вья и небо и т. д. Если же ваш ребе­нок фан­та­зер, предо­ставьте ему воз­мож­ность поло­житься на соб­ствен­ные впе­чат­ле­ния и отра­зить их в рисунках.

Не забудьте

Даже если дорога в путе­ше­ствии была нелег­кой и вы при­е­дете поздно, не забудьте найти время, чтобы взгля­нуть на рисунки, а затем бережно отло­жите, ска­зав ребенку, что потом, дома, вы подробно рас­смот­рите их.

Хор в автомобиле

Поскольку вы едете в соб­ствен­ной «колес­нице», вы можете петь, рас­ка­чи­ва­ясь в такт мело­дии. Каж­дый выби­рает попу­ляр­ную песню, кото­рую могли бы петь все вме­сте. Если в машине несколько чело­век, то «хор» можно раз­де­лить на две или три группы. Авто­мо­биль — пре­крас­ное место, где можно научить детей пес­ням сво­его дет­ства или роди­те­лям позна­ко­миться с пес­нями, кото­рые поют в школе. Если вам нра­вятся песни из музы­каль­ных филь­мов, про­слу­ши­вайте их записи и вме­сте учите слова. Напе­вайте мело­дии из люби­мых теле­пе­ре­дач. Учите вашего ребенка пес­ням, кото­рые любите вы, и в свою оче­редь запо­ми­найте его люби­мые песни.

Совет мело­ма­нам

Если у вас в машине есть маг­ни­то­фон, поставьте записи дет­ских песен или ваших люби­мых песен и под­пе­вайте им. Конечно, можно обой­тись и сво­ими силами, а еще инте­рес­нее будет, если вы запи­шете ваше хоро­вое семей­ное исполнение.

Говори, как я

Пора­зи­тельно, какого эффекта можно достиг­нуть, про­из­нося одно и то же в раз­ной манере. Ребе­нок, изме­няя свой голос, легче усва­и­вает раз­ли­чие зву­ков. Попро­буйте так. Повто­рите алфа­вит или про­чи­тайте дет­ские стихи обыч­ным голо­сом. Затем изме­ните манеру речи: гово­рите очень быстро или очень мед­ленно, высо­ким тон­ким голо­сом или глу­бо­ким басом, посто­янно оста­нав­ли­ва­ясь на раз­ных сло­гах или делая уда­ре­ние на каж­дом тре­тьем слове и т. д. Пусть ребе­нок под­ра­жает вам, точно повто­ряя то, что слы­шит. Боль­шин­ству детей нра­вится играть в слова, изме­няя голос. Так они познают мир слов и язык. Напри­мер, про­стым изме­не­нием инто­на­ции можно дет­ский сти­шок «Мой весе­лый звон­кий мяч, ты куда помчался вскачь» читать как лири­че­ское сти­хо­тво­ре­ние, или как страш­ную исто­рию, или как поли­ти­че­ское воз­зва­ние. Попро­буйте декла­ми­ро­вать с фран­цуз­ским про­нон­сом, или грас­си­ро­вать по-немецки, или отры­воч­ными сло­гами подобно китай­цам, или же, меняя «е» на «э», как южане.

Под­бери мелодию

Попро­буйте исполь­зо­вать люби­мые мело­дии для ваших семей­ных песен. Если вы, напри­мер, едете к тете Бонни, у кото­рой есть тол­стая, пуши­стая кошка по кличке Далила, можно поза­им­ство­вать мело­дию из песни «В лесу роди­лась елочка» со словами:

А у Далилы-кошечки
Полоски хороши,
Живут в полос­ках блошечки.
Чеши ее, чеши!

Возь­мите любую песню и меняйте слова, как хотите, так, чтобы полу­чи­лась ваша соб­ствен­ная песня. Навер­ное, неко­то­рые из них вам пока­жутся забав­ными и ста­нут люби­мыми в вашей семье. Наи­бо­лее удач­ные запи­шите на дик­то­фон, чтобы не забыть их.

Печаль­ный вид

Выгля­ните в окно и посмот­рите на окру­жа­ю­щий мир кри­ти­че­ским взгля­дом. Каж­дый раз, когда кто-нибудь из вас заме­тит нечто, пор­тя­щее кра­соту пей­зажа, или вред­ное для здо­ро­вья, объ­яв­ляйте: «Загряз­не­ние» — и объ­яс­няйте, что именно. Это может быть заму­со­рен­ная улица, уду­ша­ю­щие выхлоп­ные газы гру­зо­вика, дымя­щая фаб­рика. Обсу­дите при­чину загряз­не­ния. Срав­ните сте­пень загряз­нен­но­сти в рай­о­нах, через кото­рые вы проезжаете.

Если вы горите жела­нием помочь при­роде, неплохо было бы, путе­ше­ствуя на машине, время от вре­мени делать неболь­шие оста­новки, чтобы очи­стить от мусора хотя бы те места, кото­рые пока­за­лись вам осо­бенно привлекательными.

Систе­ма­тика

Пред­ло­жите всем сидя­щим в машине наблю­дать из окна за объ­ек­тами одного вида. Это могут быть собаки, дере­вья, цветы, дорож­ные знаки, гру­зо­вики, учре­жде­ния и т.д.

Вся­кий раз, когда кто-нибудь из вас заме­чает объ­ект этого вида, он назы­вает и пока­зы­вает его. Каж­дый пыта­ется опре­де­лить его отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти. Если вы выбрали собак, необ­хо­димо уста­но­вить, какой она породы — пудель, колли или двор­няжка. Если это зда­ния, то назо­вите их назна­че­ние — биб­лио­тека, почта, боль­ница или школа.

Лучше всего в эту игру играть с детьми стар­шего воз­раста, но не менее инте­ресна она и для взрос­лых. Осо­бенно удобно в нее играть, когда машина дви­жется мед­ленно. Конечно, вам не очень-то захо­чется раз­би­раться в поро­дах собак или читать над­писи на зда­ниях, если иду­щая впе­реди машина посто­янно тор­мо­зит перед вами.

Чтобы вне­сти раз­но­об­ра­зие, можно напи­сать назва­ние выбран­ного объ­екта на бумаге в верх­ней части листка, и пусть ваш ребе­нок нари­сует внизу кар­тинку. Пред­ло­жите ему делать отметки о каж­дом виде объ­екта, кото­рый вы уви­дите. Потом можно выбрать дру­гие пред­меты для наблю­де­ния и нари­со­вать новую кар­тинку. К концу поездки вы будете знать не только коли­че­ство, но и мно­гое дру­гое о том, что вам встре­ти­лось в пути.

И все эти путе­ше­ствия оста­нутся в семей­ной памяти как «поездка с коро­вами» или «путе­ше­ствие по школам».

Эхо

Повто­рите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка посту­чать по стеклу, пощел­кать язы­ком, повто­рить один слог (ла-ла-ла), пото­пать ногой и т.д. Пусть ребе­нок вни­ма­тельно слу­шает и счи­тает, сколько раз вы это про­де­лали. Затем он дол­жен повто­рить звук, под­ра­жая вам. Потом его оче­редь изда­вать звуки, а вам нужно сосчи­тать и повто­рить их. Набе­ри­тесь тер­пе­ния, если ребе­нок делает что-то непра­вильно. Помните, что это не экза­мен на его спо­соб­но­сти, а всего лишь игра, и чем больше вы упраж­ня­е­тесь, тем лучше он ста­нет раз­ли­чать звуки.

Бабуш­кин сундук

Эта весе­лая игра укреп­ляет память и помо­гает сосре­до­то­читься. Кто-то начи­нает гово­рить нарас­пев: «Я пошел на чер­дак и нашел…» — и назы­вает любой пред­мет, какой захо­чет. Это может быть реаль­ная вещь, а может быть и выду­ман­ная. Напри­мер: «Я пошел на чер­дак и нашел фио­ле­то­вую собаку в жел­тую полоску (или под­вод­ную лодку, пла­ва­ю­щую вверх дном, золо­тые кар­ман­ные часы, трех мар­сиан, одно­ру­кую куклу)».

Вто­рой повто­ряет: «Я пошел на чер­дак и нашел…» При этом он дол­жен назвать пред­мет, кото­рый выбрал пер­вый участ­ник игры и доба­вить свой, про­дол­жая рас­сказ. И дальше каж­дый сле­ду­ю­щий игрок повто­ряет все, что было ска­зано преды­ду­щим, и при­бав­ляет свое. Посчи­тайте, сколько пред­ме­тов вы можете запом­нить в после­до­ва­тель­но­сти к моменту завер­ше­ния игры.

Раз­но­вид­ность этой игры — «дедуш­кин рас­сказ». Здесь тоже надо назы­вать пред­меты, но только по алфа­виту. Напри­мер: «Когда Джейн пошла на чер­дак, она нашла анти­лопу, а я нашел бабочку». Затем сле­ду­ю­щий игрок повто­ряет слова на «а» и «б» и добав­ляет слово на «в».

Совет путе­ше­ствен­ника

При­ду­майте сами упраж­не­ние для тре­ни­ровки памяти, где после­до­ва­тельно пере­чис­ля­ются пред­меты и при каж­дом повто­ре­нии добав­ля­ется новый. При­зо­вите на помощь свою фан­та­зию. Напри­мер, «я попал в стран­ный зоо­парк, где уви­дел кро­шеч­ного крас­ного слона, змею, оде­тую в ноч­ные шле­панцы, коро­тышку-жирафа и т.д.».

«Т»-слова

По оче­реди выби­райте любую букву и, выгля­ды­вая из окна машины, ищите объ­екты, начи­на­ю­щи­еся на нее. Если ребе­нок еще только учит буквы, помо­гите ему.

Когда в машине есть ребе­нок постарше, он может запи­сы­вать назван­ные слова, а дети помладше — рисо­вать пред­меты, кото­рые они видели.

Попро­буйте начать игру с буквы «Т» и вни­ма­тельно сле­дите из окна за транс­пор­том, такси, трак­то­рами, теле­фо­ном, тру­бами, трас­сами, трол­лей­бу­сами, трам­ва­ями. Школь­ник может заме­тить также: трей­лер, товар­ный поезд, театр, таксу, талон, толпу. Если иссякли все «Т», встре­ча­ю­щи­еся вам на пути, то можно назы­вать любые дру­гие слова на эту букву: танец, тапочки, тарелка, тво­рог, теле­ви­де­ние, телега, теле­нок, теле­скоп, тело, темп, тем­пе­ра­тура, тен­нис, тень, теп­лота, тер­мо­метр, тер­ри­то­рия, тесто, тет­радь, тигр, товар, тема, тем­нота, тина, тол­чок, тор­моз, тол­стяк, тре­щина, томат, топор и т.д.

Нач­ните с поиска десяти слов на букву «Т» и попы­тай­тесь побить свой рекорд. Затем попро­буйте сде­лать то же с дру­гими буквами.

Сочини сти­шок

Нач­ните с про­стого одно­слож­ного слова, такого, как, напри­мер, «кот» и по оче­реди добав­ляйте суще­стви­тель­ные в рифму: год, рот, крот, мед, лед, свод. Затем попы­тай­тесь сочи­нить чет­ве­ро­сти­шие, при­бли­зи­тельно такое:

Не кусай меня пчела,
Рас­скажи мне, как дела.
На про­ща­нье сде­лай круг
И лети на пест­рый луг.

Затем посмот­рите, что полу­чится с вашим сти­хо­тво­ре­нием, если ском­би­ни­ро­вать те же слова в дру­гом порядке:

Про­жуж­жала мне пчела:
«Хороши мои дела:
Я кусаться не хочу,
Лучше к лугу полечу».

Если даже вы не уве­рены в поэ­ти­че­ском даре вашего ребенка, все равно надо дать ему шанс. Ведь и взрос­лые с их боль­шим запа­сом слов пишут ино­гда такие глупости.

Уга­дай, что это

Может быть, и вы играли в эту про­стую игру со сво­ими роди­те­лями, а они со сво­ими. Заду­майте какой-нибудь пред­мет и попро­сите ребенка уга­дать, что это такое. Пред­ло­жите ему одну под­сказку. Если он не отга­дает, под­ска­жите еще раз. Про­дол­жайте помо­гать ему до тех пор, пока он не назо­вет вещь пра­вильно. Чтобы облег­чить задачу, можно опи­сы­вать при­знаки пред­мета и то, как его исполь­зуют. Напри­мер, если вы выбрали для загадки руль авто­мо­биля, пер­вой под­сказ­кой может быть: «Это что-то круг­лое». Затем: «Оно помо­гает напра­вить машину в нуж­ном направ­ле­нии». Тре­тья под­сказка: «К нему при­ка­са­ется води­тель». Затем: «Мне нужно дер­жать его, когда я веду машину». Сна­чала ваши опи­са­ния должны быть про­стыми и кон­крет­ными для того, чтобы ребе­нок мог легко уга­дать пред­мет. Когда он при­об­ре­тет опыт в этой игре, пред­мет можно опи­сы­вать более заву­а­ли­ро­ванно и давать деталь­ные опи­са­ния только по необ­хо­ди­мо­сти. Зада­вайте такие загадки друг другу по очереди.

Счет в дороге

Если вашему ребенку не тер­пится поско­рее дое­хать, пусть он счи­тает какие-нибудь пред­меты по пути сле­до­ва­ния. Можно под­счи­тать, сколько встре­тится све­то­фо­ров с крас­ным све­том, сколько пере­крест­ков нахо­дится на рас­сто­я­нии от дома до пово­рота на шоссе или от школы до уни­вер­сама. Пред­ло­жите ему такую игру: кто досчи­тает до боль­шего числа пока вы про­едете от одного све­то­фора до дру­гого или сколько песен вы смо­жете про­петь до сле­ду­ю­щего поста ГИБДД.

Я зна­ме­нит

Это вари­ант хорошо извест­ной ста­рой игры «Два­дцать вопро­сов»; раз­ница лишь в том, что все вопросы отно­сятся к выда­ю­щейся лич­но­сти. Кто-то гово­рит: «Я зна­ме­ни­тый чело­век. Уга­дай, кто». Дру­гие участ­ники игры задают наво­дя­щие вопросы, чтобы опре­де­лить «кто он», при­чем отве­тами могут быть только «да» и «нет».

Напри­мер, вы не можете спро­сить: «В каком кино­фильме вас пока­зы­вали в про­шлом году?» По пра­ви­лам только так: «Вас пока­зы­вали по теле­ви­де­нию в про­шлом году?», «Это было смешно?», «Это было серьезно?» и т.д.

По тра­ди­ции можно задать только два­дцать вопро­сов, чтобы уга­дать, о ком идет речь, но можно про­дол­жить игру. Для этого «извест­ная лич­ность» должна дать вам три под­сказки, и вы зада­ете еще два­дцать вопро­сов. Можно при­ду­мать и любые дру­гие правила.

Номер­ной знак

В любой стране дети играют с над­пи­сями на номер­ных зна­ках авто­мо­би­лей. Вот вари­анты этих игр:

‑‑ дуп­леты и три­плеты — ищите буквы и цифры, кото­рые повто­ря­ются на знаке;
‑‑ реги­оны — посмот­рите, сколько номер­ных зна­ков раз­лич­ных реги­о­нов вы смо­жете обнаружить;
‑‑ необыч­ные номер­ные знаки — ищите знаки с инте­рес­ным соче­та­нием букв, выбе­рите из них самые забав­ные и попы­тай­тесь понять, что они означают;
‑‑ 21 — ищите номера, сумма цифр кото­рых равна два­дцати одному или любому дру­гому числу, кото­рое вы придумаете;
‑‑ алфа­вит — находя буквы на номер­ных зна­ках, назы­вайте их в алфа­вит­ном порядке.

Как мы слы­шим буквы

Пока млад­шие дети играют в номер­ные знаки, вы можете с помо­щью дру­гого упраж­не­ния раз­ви­вать у стар­ших спо­соб­ность раз­ли­чать буквы на слух. Для этого кто-то из вас назы­вает слово, а дру­гой дол­жен назвать слово, кото­рое начи­на­ется с послед­ней буквы преды­ду­щего. Напри­мер; слон, носо­рог, гиена, аист. Играйте по кругу про­тив часо­вой стрелки. Пред­ло­жите детям назвать 5 слов за 60 секунд или 10 слов за 2 минуты. Затем про­верьте себя — полу­чится ли это у вас быстрее.

Путе­ше­ствие «куда-нибудь»

Вооб­ра­зите, что вме­сто работы или мага­зина вы вме­сте с ребен­ком отправ­ля­е­тесь «куда-нибудь». Решите, куда бы вы хотели отпра­виться, что вам нужно взять с собой и что вы будете там делать. Упа­куйте вооб­ра­жа­е­мый багаж для путе­ше­ствия «куда-нибудь» и пред­ставьте, какие раз­вле­че­ния вас там ждут. Вме­сте при­ду­майте подроб­но­сти путе­ше­ствия и что вы там увидите.

Совет путе­ше­ствен­нику

Ино­гда вам при­хо­дится ехать по ожив­лен­ной авто­ма­ги­страли, что тре­бует спо­кой­ствия и пол­ной кон­цен­тра­ции вашего вни­ма­ния. Чтобы занять на это время ребенка, возь­мите с собой песоч­ные часы на 2—3 минуты. Если дви­же­ние на дороге интен­сив­ное или вы утом­лены, дайте ребенку эти часы и попро­сите его сидеть тихо, пока песок пере­сы­па­ется вниз. Если необ­хо­димо, пусть он пере­вер­нет их и подо­ждет, пока песок пере­сып­лется снова.

Пицца в машине

Если вы соби­ра­е­тесь, при­е­хав домой, пообе­дать или поужи­нать, а дол­гая дорога уто­мила вас, лишив аппе­тита, то, еще нахо­дясь в машине, можно его воз­бу­дить. Поду­майте, что бы вы хотели съесть; ска­жем, ваш ребе­нок выби­рает пиццу. Начи­найте «гото­вить» вооб­ра­жа­е­мую пиццу прямо в машине. Спро­сите его, что для этого надо. Если он ска­жет, что нужно взять тесто, то поин­те­ре­суй­тесь, как он соби­ра­ется при­го­то­вить его. Пого­во­рите о том, из чего делают томат­ную пасту, как тереть сыр и как полу­чить суше­ные приправы.

Забота о меню

Побе­ре­гите ваши вку­со­вые рецеп­торы. Не готовьте в вооб­ра­же­нии пиццу в тот день, когда вы соби­ра­е­тесь подать на обед рыбу с пюре.

Если ребенку понра­ви­лось гото­вить в машине, дове­дите дело до конца, и при­го­товьте насто­я­щую пиццу дома, и конечно, с уча­стием вашего малень­кого помощ­ника, при этом вспо­ми­ная с ним о том, что вы обсуж­дали в машине.

Слова по алфавиту

Если ваш ребе­нок начи­нает читать, то есть уже хорошо знает алфа­вит, он готов для этой игры. В нее с удо­воль­ствием играют и взрос­лые, и охотно вклю­ча­ются стар­шие дети, помо­гая малень­ким. Эта игра пред­на­зна­чена для целой команды.

Выбе­рите какой-либо вид пред­ме­тов, оду­шев­лен­ных или неоду­шев­лен­ных, — это могут быть живот­ные, зна­ко­мые люди, пред­меты одежды или места, куда можно пойти. Затем назо­вите слова из выбран­ной кате­го­рии в алфа­вит­ном порядке, напри­мер: анти­лопа, баран, волк, гиена… Малень­ким детям можно под­ска­зать. Смысл игры заклю­ча­ется не только в том, чтобы раз­влечься, но и выучить буквы, звуки, слова. Если в машине есть дети постарше, вы можете играть в эту игру двумя коман­дами. Вна­чале млад­ший назы­вает анти­лопу, затем стар­ший назо­вет дру­гих живот­ных на «А», напри­мер, акула или алли­га­тор. Взрос­лый тоже может играть или помочь каж­дому из детей. Если не уда­ется быстро найти слово, не задер­жи­вай­тесь, про­дол­жайте дальше, не застав­ляя детей скучать.

Домаш­нее задание

Когда вы вер­не­тесь домой, выбе­рите какой-нибудь пред­мет или живот­ное, о кото­ром не знает ваш малыш, и почи­тайте о нем в книжке. Вам тоже будет интересно.

Направ­ле­ния

Если ваш ребе­нок пыта­ется выучить, где право, а где лево, помо­гите ему, посвя­тив пять минут игре в «Направ­ле­ния». Зани­маться этим можно только на спо­кой­ных участ­ках дороги и, конечно, не на сере­дине шоссе. Пусть он управ­ляет дви­же­нием вашей машины, пода­вая команды «вправо» и «влево». Если он, под­няв левую руку, ска­жет вам повер­нуть влево, вы так и дела­ете. При­няв команду, вы тоже можете под­нять левую руку и ска­зать: «Есть, машина пово­ра­чи­вает влево». Если он велит пово­ра­чи­вать направо, а в этом месте нет пра­вого пово­рота, то подъ­ез­жайте к тро­туару, оста­нав­ли­вайте машину и гово­рите: «Команда невер­ная, машина не может дви­гаться в этом направ­ле­нии». Про­де­лав несколько упраж­не­ний, про­верьте, может ли ребе­нок, мыс­ленно повто­рив эту ситу­а­цию, дать вер­ную команду.

Про­стран­ствен­ные отношения

Когда ваш ребе­нок ста­нет чуть старше и уже будет знать, где пра­вая, а где левая сто­рона, вы можете исполь­зо­вать машину, чтобы помочь ему раз­вить чув­ство дистан­ции. Для этого вы про­ез­жа­ете чет­верть кило­метра, пол­ки­ло­метра, кило­метр, а затем назы­ва­ете рас­сто­я­ние — 250м, 500м и 1000м, то есть то, кото­рое вы проехали.

Кто уви­дит первым

Пусть дети при­ду­мают свои дорож­ные пра­вила. Напри­мер, если вы видите кафе, надо ска­зать «кофе». Если вы пере­се­ка­ете желез­ную дорогу — под­нять обе ноги, а если уви­дите собаку — зала­ять. Смысл в том, что каж­дый раз надо пер­вым верно выпол­нить пра­вило. Тот, кто раньше всех набе­рет десять очков, выиг­ры­вает игру. В слу­чае, если все реа­ги­руют одно­вре­менно, каж­дый полу­чает очко.

Пальцы-куклы

В часы пик вы с ребен­ком можете ока­заться в потоке быстро дви­жу­щихся машин и вам необ­хо­димо вни­ма­тельно сле­дить за доро­гой. Это одна из игр, кото­рая пред­на­зна­чена для той нети­пич­ной ситу­а­ции, когда ребе­нок хочет пого­во­рить с вами, а вы не можете. Отправ­ля­ясь в путь, возь­мите фло­ма­стер, а лучше два, раз­ных цве­тов, и нари­суйте на паль­цах вашего ребенка рожицы — улы­ба­ю­щу­юся, недо­воль­ную и удив­лен­ную с откры­тым ртом — три на одной руке и две на другой.

Пусть ваш ребе­нок даст имя каж­дой «кукле» и позна­ко­мит их между собой. Спро­сите его, может ли он рас­ска­зать им сказку, спеть песенку и как-то раз­влечь их, пока вы будете ехать по ожив­лен­ному участку дороги.

Печа­та­ется по книге Ш. Фельд­чера и С. Либер­мана “400 спо­со­бов занять ребенка от 2 до 8 лет”.

Игры по дороге в детский сад

2020-08-27 12:29:55   0