Детям о микробах: Рассказываем детям о микробах | Презентация к уроку (младшая группа):

Рассказываем детям о микробах | Презентация к уроку (младшая группа):

Слайд 1

Микробы Твои первые уроки здоровья .

Слайд 2

Там, где грязь, живут микробы. Мелкие — не увидать. Их, микробов, очень много, Невозможно сосчитать. Среди микробов есть наши друзья и враги. С теми и другими мы должны научиться правильно себя вести, чтобы оставаться здоровыми. Микробы – друзья и враги человека, поэтому следует быть крайне осторожными.

Слайд 3

Вот капля воды, посмотри, сколько на ней микробов! Ты ничего не видишь? Правильно, потому что микробы очень маленькие, меньше капельки, их так просто не разглядеть.

Слайд 4

Маленькие, да удаленькие микробы – друзья и враги человека. Размер микробов – друзей и врагов человека составляет от тысячных до миллионных долей миллиметра, рассмотреть их можно только под микроскопом.

Слайд 5

Мельче комаров и мошек В много-много тысяч раз. Тьма невидимых зверушек Жить предпочитает в нас. Микрофлора организма человека «весит» до 1,5 кг. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников. «Вредные» микробы – также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе «распоясываются », провоцируя различные заболевания.

Слайд 6

Частое мытье рук для современного человека не просто признак хорошего воспитания и аккуратности. Эта несложная процедура способна защитить от опасных заболеваний, ведь именно через грязные руки микробы-возбудители попадают в наш организм.

Слайд 7

Мытье рук с соблюдением определенных правил — один из лучших способов профилактики, который требует только мыла и теплой воды.

Слайд 8

Если мы будем коротко стричь ногти, под ними не будет черной каемки грязи и, конечно, бактерии содержащиеся в ней, не попадут к нам внутрь, и мы не будем болеть Тоже самое можно сказать о носовом платочке. Он необходим при кашле и чихании. Надо отворачиваться и прикрываться им, чтобы микробы не летели на товарищей.

Слайд 9

Всем известно, что при царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом: спиртом, перекисью водорода или йодом, чтобы не оставить микробам шансов.

Слайд 10

Если грязными руками Кушать или трогать рот, Непременно от микробов Сильно заболит живот.

Слайд 11

Хорошей питательной средой для микробов являются продукты , содержащие много воды (молоко, бульоны), а также мясо, рыба и т. д.

Слайд 12

В местах скопления людей (метро, общественный транспорт, супермаркеты, концертные и кинозалы) количество микробов доходит до 300 тысяч на один кубический метр.

Слайд 13

На открытом воздухе микробов значительно меньше, поэтому очень полезно гулять на свежем воздухе в лесу, в парке.

Слайд 14

Большинство людей уверены, что от микробов — один вред и их нужно стремиться уничтожать всеми доступными средствами: начиная с мытья рук и заканчивая обработкой каждого квадратного сантиметра квартиры . Но это не так есть много полезных микробов.

Слайд 15

Запахи лука и чеснока полезны. Они уничтожают микробы разных болезней. Поэтому чаще нужно употреблять лук и чеснок в пище, для организма они очень полезны. Пенящийся квас, мягкий ноздреватый хлеб — мы бы не попробовали их, если бы не наши друзья — микроорганизмы.

Слайд 16

Полезные микроорганизмы, которые обитают в организме человека помогают бороться с болезнями, участвуют в пищеварении.

Слайд 17

Мельчайшие живые существа играют на Земле свою неоценимую роль. Бактерии преобразовывают органические вещества в неорганические, очищая нашу планету от мусора.

5 коротких мультиков про бактерии, микробы, вирусы и клетки

Если шумиха вокруг коронавируса пробудила в вашем дошкольнике интерес к микробам, направьте его энергию в нужное русло. Про бактерии и клетки сегодня детям рассказывают не только книжки, но и мультфильмы. Мы выбрали те, где ребят учат мыть руки, понимать, что такое антибактериальные средства, и узнавать основы микробиологии.

Главное и полезное за неделю в рассылке «Мела»

1. «Наука для детей. Бактерии»

Одна из серий «Смешариков», всенародно любимого проекта, рассказывает об антибиотиках, бактериях и микромире, но, как обычно, на примерах из жизни Лосяша, Каркарыча и Кроша. Фантастические создания эти бактерии — в серии даже рассказывают про их разновидности: как полезные используют для уборки нефти, создания йогуртов, а вредные вызывают болезни и даже эпидемии. Но с болезнетворными бактериями может бороться… плесень!

В серии появляются Александр Флеминг и Нобелевская премия. Осторожно: пробуждает интерес к науке и разведению бактерий на подоконнике.


2. «Микробы»

«Фиксики» великолепны, как всегда. Дим Димыч оплошал, не помыл руки, забыл про мыло, а потом перемывал и снова перемывал — пока не помыл с антибактериальным. Под микроскопом нашлись тысячи микроскопических животных — очень актуальная серия. Попутно можно узнать много полезных правил гигиены — о мыле, уборке, о том, как мыть овощи и фрукты.

Но «Фиксики», как проект научно-популярный, учит и образовывает — узнать можно не только о бактериях, но и как их найти, а также что не стоит огульно с ними бороться, ведь бактерии бывают и полезными.


3. «Вирусы: виды, устройство и способы заражения клетки»

Анимационный фильм «ПостНауки» рассказывает о разновидностях вирусов, их строении, механизмах распространения в организме, сообщая о размерах этих мельчайших оккупантов и их способах атаки живых организмов. Можно узнать о видах вирусов, о том, каких хозяев они выбирают и как именно разные вирусы атакуют живые организмы, а также о том, зачем вирусам липидная оболочка, как клетки становятся вирусными заводами и к чему стремятся вирусы. Мультфильм из проекта «Краткая история всего».


4. «Антибиотики и бактерии: как формируется устойчивость»

Антибиотики — наше главное оружие в мировой войне с бактериями, в которой столетиями побеждали именно микроорганизмы. Как так вышло, что после изобретения оружия оно перестало работать? Что такое резистентность? Почему использование антибиотиков в сельском хозяйстве, недопитый курс лекарств или неправильно выбранный препарат могут навредить всему человечеству? Экономические проблемы — как они могут помочь или помешать производству новых лекарств? В общем, вопросов много, а ответов на три минуты.


5. «Что умеют бактерии?»

Наверное, всё, кроме пения, танцев и производства мультфильмов о самих себе. В общем, смотрите короткий фильм о многообразии микроорганизмов и их роли в природе. Способы питания, производства энергии бактерий делают их основой основ жизни. Серьёзно — они-то и и есть настоящее разнообразие жизни, которое мы не видим.

Коровы, горох, черные курильщики, кальмары, которые светятся в темноте, — это все бактерии, и не забывайте: внутри каждого человека живет несколько килограммов таких существ. Много шокирующих фактов, пробуждающих интерес к микробиологии.

Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о микробах», «Золотые правила питания», «Любите своих детей»

Как рассказать ребёнку о микробах?

Уже в 4 года дети понимают, что такое микроб. Если у вас есть энциклопедия с иллюстрациями, на которых изображены простейшие микроорганизмы, необходимо показать их малышу. Расскажите, что это самые маленькие живые существа, настолько маленькие, что на кончике иглы помещается столько микробов, сколько иголок на новогодней ёлке. Видны микробы только под микроскопом. По ходу такого действия, расскажите ребёнку о других оптических приборах: линзы, очки, лупы.

Микробы бывают добрыми и злыми. Из-за добрых микробов молоко превращается в кефир или йогурт. Такие бактерии живут в кишечнике и желудке, помогая переваривать пищу.

Но злые микробы размножаются очень быстро. Объяснить, как размножаются микробы, можно с помощью пластилина: возьмите небольшое количество, скатайте его в шарик. Теперь разделите его на 2 маленьких шарика: это уже 2 микроба. Увеличьте их по размеру (микробы покушали и выросли). Опять разделите их пополам: уже получилось 4 микроба и т. д.

Микробы съедают почти всё — даже краску. И, конечно, злые микробы питаются самим человеком. Если злых микробов в организме мало, то человек может их победить. Если много – начинает болеть.

Передвигаются микробы при помощи усиков, которыми цепляются за любой предмет. Больше всего микробов в грязи. Теперь ребёнок сам может сделать выводы, почему перед едой надо мыть руки или яблоко, поднятое с земли.

Даже если сначала в организм попало мало микробов, но если человек замёрз ест много сладкого (это самая любимая еда злых микробов, живущие во рту, не пьёт лекарства, не хочет делать укол, то они быстро размножаются, их становится много, тогда человек начинает болеть.

Болит тот орган, в котором больше всего микробов.

Подышите с ребёнком на зеркало – оно запотеет. Оказывается, при дыхании выделяются капельки воды. Если человек болеет, то на этих капельках перемещаются микробы, которые могут попасть на руки или в рот другого человека, и он тоже заболеет. Подышите на зеркало через марлевую повязку, зеркало не запотеет. Теперь пусть малыш сам догадается, почему люди носят марлевые повязки, и зачем нужен карантин.

Когда организм начинает болеть, у нас поднимается температура. Так организм пытается победить болезнь, ведь большинство микробов погибает при высокой температуре.

Нужно носить шапки зимой, не бегать раздетым по улице, не гулять в мокрой одежде, так как наше тело начинает мёрзнуть и тратит много сил, чтобы само себя согреть. Пока оно греется, оно меньше борется с микробами, и им легче размножаться.

Почему нужно делать прививки? В прививке содержится небольшое количество микробов, и организм учится бороться с ними. Теперь ему не страшны болезни: организм знает, как с ними бороться.

Задайте ребёнку такие вопросы:

Почему мы болеем? (Потому что в нашем организме много злых микробов).

Когда мы выздоравливаем? (Когда человек победил злых микробов).

Вот, оказывается, почему надо соблюдать правила личной гигиены. Оказывается, в нашем мире только 10 % «добрых» для человека бактерий и 10 % — «злых». Остальные бактерии в зависимости от того, какие микробы их окружают, могут выбирать свой путь.

 

Консультация для родителей

«Любите детей такими, какие они есть».

Родители — самые главные воспитатели для своих детей. Для ребенка взрослые являются образцом во всем, примером для подражания. От родителей требуется много внимания, любви, тепла, заботы. В жизни каждого маленького человека должны встречать доброта и ласка. Ощущение ребенка себя счастливым складывается из множества обстоятельств: отношения к нему сверстников, взрослых, успехов во всех его начинаниях. Задача родителей — помочь ребенку справиться с жизненными трудностями, умело разрешить или сгладить, те противоречия, с которыми неизбежно сталкивается ребенок. Семья – главная ценность в жизни каждого ребенка. Она оказывает большое влияние на становление личности ребенка, на формирование его мировоззрения. Только искренняя родительская любовь, терпение, помогут в правильном воспитании детей дошкольного возраста.

Но не все родители принимают своих детей такими, какие они есть. Часто бывает так, что родители упрекают своих детей за то, что они ведут себя так, а не иначе, поступают так, как хочется им, а не как этого хотят родители. Мамы и папы не учитывают тот факт, что каждый ребенок уникален, индивидуален, что у него есть свои интересы, потребности, достоинства и недостатки. Не могут все дети быть одинаковыми. И задача родителей — любить своих детей просто так, бескорыстно, не требуя ничего взамен.

Каждый ребенок нуждается в родительской любви. А родители должы осознавать, что ребенок, в каком бы он возрасте ни находился, — это личность со своими интересами, потребностями, обязанностями и правами. Ни в коем случае нельзя лишать ребенка самостоятельности в принятии решений.

Различают несколько видов родительского воспитания. Демократичные родители — это те, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с заботой и уважением. Они воспитывают, независимых детей, активных, коммуникативных, готовых к сотрудничеству с другими детьми.

Авторитарные родители требуют беспрекословного подчинения, соблюдения порядка. У детей, которых воспитывают в условиях подчинения, появляется стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность, создаются трудности в адаптации к новым условиям. У родителей, которые относятся с любовью к свои детям, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, замкнутые дети. Иногда же безграничная любовь мам и пап вместо нежности, радости, поддержки формирует в ребенке чувства неудовлетворенности, агрессии.

Дети должны быть уверены в том, что их любят, понимают, что им помогут и поддержат их. Только чувство защищенности от всего враждебного, что есть в окружающем ребенка мире, делает его психику устойчивой к негативным жизненным различным явлениям.

Родители должны любить своих детей, принимать их такими, какими они есть! Любить – это значит признавать индивидуальность ребёнка! Не может быть детей идеальных. Каждый ребенок отличается от других, и так и должно быть. Не стоит пытаться переделать своего ребенка, нужно принять его таким, какой он есть. Любить ребенка– это значит применять правильные методы воспитания.

Существует много методик воспитания ребенка, но главная заключается в том, чтобы отдать детям всю свою любовь и окружить их теплотой и вниманием. Одно из лучших средств воспитания ребёнка — это добрый, уравновешенный взрослый с любовью и терпимостью в сердце.

Любите детей такими, какими они есть!

Как рассказать ребёнку о микробах?

Уже в 4 года дети понимают, что такое микроб. Если у вас есть энциклопедия с иллюстрациями, на которых изображены простейшие микроорганизмы, необходимо показать их малышу. Расскажите, что это самые маленькие живые существа, настолько маленькие, что на кончике иглы помещается столько микробов, сколько иголок на новогодней ёлке. Видны микробы только под микроскопом. По ходу такого действия, расскажите ребёнку о других оптических приборах: линзы, очки, лупы.

Микробы бывают добрыми и злыми. Из-за добрых микробов молоко превращается в кефир или йогурт. Такие бактерии живут в кишечнике и желудке, помогая переваривать пищу.

Но злые микробы размножаются очень быстро. Объяснить, как размножаются микробы, можно с помощью пластилина: возьмите небольшое количество, скатайте его в шарик. Теперь разделите его на 2 маленьких шарика: это уже 2 микроба. Увеличьте их по размеру (микробы покушали и выросли). Опять разделите их пополам: уже получилось 4 микроба и т. д.

Микробы съедают почти всё — даже краску. И, конечно, злые микробы питаются самим человеком. Если злых микробов в организме мало, то человек может их победить. Если много – начинает болеть.

Передвигаются микробы при помощи усиков, которыми цепляются за любой предмет. Больше всего микробов в грязи. Теперь ребёнок сам может сделать выводы, почему перед едой надо мыть руки или яблоко, поднятое с земли.

Даже если сначала в организм попало мало микробов, но если человек замёрз ест много сладкого (это самая любимая еда злых микробов, живущие во рту, не пьёт лекарства, не хочет делать укол, то они быстро размножаются, их становится много, тогда человек начинает болеть.

Болит тот орган, в котором больше всего микробов.

Подышите с ребёнком на зеркало – оно запотеет. Оказывается, при дыхании выделяются капельки воды. Если человек болеет, то на этих капельках перемещаются микробы, которые могут попасть на руки или в рот другого человека, и он тоже заболеет. Подышите на зеркало через марлевую повязку, зеркало не запотеет. Теперь пусть малыш сам догадается, почему люди носят марлевые повязки, и зачем нужен карантин.

Когда организм начинает болеть, у нас поднимается температура. Так организм пытается победить болезнь, ведь большинство микробов погибает при высокой температуре.

Нужно носить шапки зимой, не бегать раздетым по улице, не гулять в мокрой одежде, так как наше тело начинает мёрзнуть и тратит много сил, чтобы само себя согреть. Пока оно греется, оно меньше борется с микробами, и им легче размножаться.

Почему нужно делать прививки? В прививке содержится небольшое количество микробов, и организм учится бороться с ними. Теперь ему не страшны болезни: организм знает, как с ними бороться.

Задайте ребёнку такие вопросы:

Почему мы болеем? (Потому что в нашем организме много злых микробов).

Когда мы выздоравливаем? (Когда человек победил злых микробов).

Вот, оказывается, почему надо соблюдать правила личной гигиены. Оказывается, в нашем мире только 10 % «добрых» для человека бактерий и 10 % — «злых». Остальные бактерии в зависимости от того, какие микробы их окружают, могут выбирать свой путь.

 

Консультация для родителей

«Любите детей такими, какие они есть».

Родители — самые главные воспитатели для своих детей. Для ребенка взрослые являются образцом во всем, примером для подражания. От родителей требуется много внимания, любви, тепла, заботы. В жизни каждого маленького человека должны встречать доброта и ласка. Ощущение ребенка себя счастливым складывается из множества обстоятельств: отношения к нему сверстников, взрослых, успехов во всех его начинаниях. Задача родителей — помочь ребенку справиться с жизненными трудностями, умело разрешить или сгладить, те противоречия, с которыми неизбежно сталкивается ребенок. Семья – главная ценность в жизни каждого ребенка. Она оказывает большое влияние на становление личности ребенка, на формирование его мировоззрения. Только искренняя родительская любовь, терпение, помогут в правильном воспитании детей дошкольного возраста.

Но не все родители принимают своих детей такими, какие они есть. Часто бывает так, что родители упрекают своих детей за то, что они ведут себя так, а не иначе, поступают так, как хочется им, а не как этого хотят родители. Мамы и папы не учитывают тот факт, что каждый ребенок уникален, индивидуален, что у него есть свои интересы, потребности, достоинства и недостатки. Не могут все дети быть одинаковыми. И задача родителей — любить своих детей просто так, бескорыстно, не требуя ничего взамен.

Каждый ребенок нуждается в родительской любви. А родители должы осознавать, что ребенок, в каком бы он возрасте ни находился, — это личность со своими интересами, потребностями, обязанностями и правами. Ни в коем случае нельзя лишать ребенка самостоятельности в принятии решений.

Различают несколько видов родительского воспитания. Демократичные родители — это те, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с заботой и уважением. Они воспитывают, независимых детей, активных, коммуникативных, готовых к сотрудничеству с другими детьми.

Авторитарные родители требуют беспрекословного подчинения, соблюдения порядка. У детей, которых воспитывают в условиях подчинения, появляется стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность, создаются трудности в адаптации к новым условиям. У родителей, которые относятся с любовью к свои детям, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, замкнутые дети. Иногда же безграничная любовь мам и пап вместо нежности, радости, поддержки формирует в ребенке чувства неудовлетворенности, агрессии.

Дети должны быть уверены в том, что их любят, понимают, что им помогут и поддержат их. Только чувство защищенности от всего враждебного, что есть в окружающем ребенка мире, делает его психику устойчивой к негативным жизненным различным явлениям.

Родители должны любить своих детей, принимать их такими, какими они есть! Любить – это значит признавать индивидуальность ребёнка! Не может быть детей идеальных. Каждый ребенок отличается от других, и так и должно быть. Не стоит пытаться переделать своего ребенка, нужно принять его таким, какой он есть. Любить ребенка– это значит применять правильные методы воспитания.

Существует много методик воспитания ребенка, но главная заключается в том, чтобы отдать детям всю свою любовь и окружить их теплотой и вниманием. Одно из лучших средств воспитания ребёнка — это добрый, уравновешенный взрослый с любовью и терпимостью в сердце.

Любите детей такими, какими они есть!

Как рассказать ребенку о вирусах и о том, как с ними бороться?

Обзоры, 23 Марта 2020

Елена Ульева — педагог и автор детских книг, издающихся миллионными тиражами. С помощью добрых сказок они учат детей справляться с эмоциями, побеждать страхи, лучше понимать себя и жить в обществе. Мы спросили у Елены Ульевой, как объяснить ребенку правила личной гигиены:

Для чего нужна гигиена?

Взрослые это хорошо понимают. В окружающем мире огромное количество вредоносных вирусов и бактерий, способных вызвать различные заболевания. Но дети-то этого не знают. Они не видят микробов, а значит, их не существует.

Бесполезно ругать малыша, запугивать, заставлять мыть руки, не есть грязные фрукты, не брать в рот что попало. Это может вызвать агрессию, недоверие, желание сопротивляться. Лучше всего спокойно объяснить ребенку что, почему и зачем. Сделать это правильно можно, зная психологические особенности малыша. Мышление у ребенка наглядно-образное, поэтому показываем, рассказываем, объясняем доступным языком с помощью сказок и картинок.

Разные чудовища и злодеи, такие как Кощей Бессмертный и Змей Горыныч, живут не только в сказке, но и в жизни. Только в реальности они очень маленькие. Больше всего на свете они хотят пробраться вовнутрь и стать большими. Лучшее оружие против них — мыло, зубная паста, гигиенические салфетки. А еще прививки и многое другое.


Что нужно сделать?

Объяснить малышу, как победить микробов:

1. Мыть руки перед едой.

2. Мыть овощи и фрукты.

3. Не есть из грязной посуды.

4. Не пользоваться чужими вещами.

5. Не общаться с больными людьми.

6. Чистить зубы 2 раза в день.

7. Делать нужные прививки.

8. Есть полезную еду и заниматься спортом.

9. Не переохлаждаться.

Лучшие способы этого добиться:


1. Показать на примере. Видя, как вы соблюдаете правила гигиены, малыш будет действовать так же.

2. Соблюдать правила вместе. Вместе чистить зубы, мыть руки, следить за чистотой гораздо интереснее, чем одному.

3. Устраивать веселые игры. Сейчас мы победим вредных микробов! Выгоним из зубов, из комнаты, с наших ручек. У нас есть оружие! Мыло, веник, зубная щетка! Берегитесь, вредные микробы! Сейчас мы вас победим!

4. Давать малышам жизненный опыт. Лучше всего в этом вопросе помогают детские книги, в которых на примере веселых зверят ребенок узнает, как победить разные болезни.

«Хорошие манеры»


Помогите малышам стать вежливыми, воспитанными, внимательными, прочитав им три поучительные сказки, вошедшие в книгу. Примеры героев помогут детям посмотреть на свое поведение со стороны.

«Поросенок Грязнуля»


Книга поможет вашему ребенку приобрести хорошие манеры. Их знание приведет детей к вдумчивому поведению во взрослой жизни и станет прочной основой будущих побед и успехов.

В этой доброй книге вы познакомитесь с поросенком Грязнулей, который расскажет, почему важно соблюдать основные правила гигиены.

«Однажды в мире вирусов и бактерий»


Как понятно и интересно рассказать детям о вирусах и микробах? С помощью захватывающей истории! «Жил да был на свете самый главный вирус-вредилус. Царь всех вирусов. И армия у него была, и корона, и трон…» В сказке про маленьких завоевателей ребенок узнает много нового, а яркие иллюстрации и красочный текст помогут усвоить знания.

Поучительная история порой может быть действеннее тысячи слов и замечаний! Эти и другие книги Елены Ульевой мы можете полистать здесь.

День чистых рук или как рассказать детям о микробах?

Данная работа участвует в областном конкурсе публикаций «Детский сад: день за днем». Орфография и пунктуация автора сохранены!

Осень и зима – время сезонных простуд, которые могут передаваться не только воздушно-капельным путем, но и через грязные руки. Как объяснить ребенку основные правила гигиены и рассказать об опасности микробов так, чтобы он запомнил это раз и навсегда? Дети детского сада №172 города Тюмени отправились в путешествие в удивительный мир микробиологии, знакомиться с различными типами микробов, с которыми нам приходится вступать в контакт каждый день, и почему правильное мытье рук так важно.

Микробы — это микроскопические  живые организмы, которые могут проникать в наши тела и заставлять нас болеть, когда мы не выполняем надлежащую гигиену. Их мы не можем разглядеть глазами, а только через специальный прибор-микроскоп. Так же мы узнали, что не все микробы вредны для человеческого организма, полезны и важны для развития здоровой иммунной системы, и мы даже употребляем продукты, в которых живут полезные бактерии — кисломолочные и ферментированные продукты. Болезнетворные микробы могут распространяться через слюну, когда мы чихаем или кашляем, не закрывая нос и рот или когда  не моем тщательно руки.  Они могут вызывать легкие болезни, такие как кашель и простуда, а также более серьезные инфекции.

Мы рассмотрели макет правильного мытья рук, повторили алгоритм гигиены и воочию увидели, как вода и мыло избавляют нас от вредных микроорганизмов.

Мы узнали о разных типах микроорганизмов: грибах, бактериях и вирусах и попытались изобразить их на обведенной своей ладошке. Дети обратили внимание, что для развития микроорганизмов нужна благоприятная среда, угрожающая здоровью человека, поэтому наша цель соблюдать чистоту, не употреблять много сахара, правильно питаться и много двигаться на свежем воздухе.

  

  

Знакомство с микробами позволило нам еще раз обратить внимание  на важность и частоту мытья рук в течение дня. Правильная гигиена рук — единственный наиболее эффективный способ предотвращения распространения инфекций и отравлений. 

Мойте руки с мылом правильно и будьте здоровы!

 Автор:

Арисова Нафиса Талифовна,

воспитатель МАДОУ центр развития ребёнка-детский сад № 172 города Тюмени

Диплом участника областного конкурса публикаций скачать >>>> 

Детский сад № 172 г.Тюмени

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Перейти к форме заказа >>>

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2022/2023 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Проект «Осторожно, микробы» для детей разновозрастной группы от 1,5 до 5 лет.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Лондоко-завод»

Проект «Осторожно, микробы»

Воспитатель: Борисова С.А.

Январь 2021 год.

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА«Осторожномикробы

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети разновозрастной группы от 1,5 до 5 лет, родители, воспитатели.

ТИП ПРОЕКТА: Информационно –познавательный

ВИД ПРОЕКТАгрупповой

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный с 18.01 по 22.01.2021 год.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Охрана жизни и укрепление здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда дети не знакомы с понятием «Здоровый образ жизни», когда у детей наблюдается значительное увеличение количества заболеваемости. В связи с этим возникает необходимость использования современных инновационных подходов к оздоровительному процессу.

Родителям и воспитателям необходимо уделять особое внимание укреплению здоровья ребенка и формированию привычки здорового образа жизни. А также создавать для детей условия для сохранения и укрепления здоровья детей и привития культурно-гигиенических навыков.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей  дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1. Дать представление о здоровом образе жизни.

2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.

3. Дать представление о микробах.

Развивающие:

1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.

2. Закрепить представления о правилах личной гигиены. Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

Воспитательные:

1. Вызвать желание заботиться о своем здоровье.

2. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.

3. Способствовать укреплению связи между дошкольным учреждением и семьей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Подготовительный – постановка цели и задач, выработка мотивации по реализации проекта.

2. Основной этап – создание условий для формирования у детей представлений о вреде микробов и правилах соблюдения личной гигиены.

3. Заключительный – обобщение знаний о соблюдении личной гигиены. Компьютерная презентация «Осторожно – микробы

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей через систему оздоровительной работы и привития культурно-гигиенических навыков.

2. Заинтересованность детей совместно с родителями заботиться о здоровье, соблюдать личную гигиену.

3. Дети имеют элементарные представления о ценности здоровья, родители и воспитатели создают условия для сохранения здоровья.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

  • Познавательное развитие: выращивание плесени на хлебе в уголке опытно-экспериментированой деятельности

Просмотр мультфильмов:

«Скорая помощь и микробы» https://youtu.be/qtwWxApelyY

«Фиксики. Микробы» https://youtu.be/-EpH6MzMHsc

«Уроки осторожности тетушки СовыМикробы» https://youtu.be/47U8Yt7AkbY

Беседы: «Что микробу хорошо, что микробу плохо»

«Чистота – залог здоровья»

Речевое развитие:

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

Разучивание потешки «Водичка-водичка»

Разучивание стихов о микробах, о гигиене.

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование – раскраска изображений микробов.

Лепка – Лепим микробов.

Физическое развитие:

Физминутки«Водичка – вода»«Чистая водица»

Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки»

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры:

«Что лишнее?»«Чудесный мешочек»

  • Работа с родителями: участие в выставке:  совместное творчество детей и родителей выставка рисунков « Какие разные микробы»;

ПРИЛОЖЕНИЕ

Познавательное развитие:

Просмотр мультфильмов:

«Скорая помощь и микробы» https://youtu.be/qtwWxApelyY

«Фиксики. Микробы» https://youtu.be/-EpH6MzMHsc

«Уроки осторожности тетушки СовыМикробы» https://youtu.be/47U8Yt7AkbY

Беседы: «Что микробу хорошо, что микробу плохо»

Цель: формировать знания детей о сохранении и укреплении здоровья.
Задачи:
— расширять представления детей о микробах; о способах распространения болезней, о том, что полезно для здоровья и что не очень полезно для здоровья;
— воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Воспитатель: Вокруг нас в воздухе, в воде, на земле, на растениях, на всем, что нас окружает очень много микробов. Вы что-нибудь слышали о них? Расскажите, что вы о них знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение, оно называется «Микроб».
Там, где грязь, живут микробы
Мелкие – не увидать.
Их микробов, очень много,
Невозможно сосчитать.
Если грязными руками
Кушать или трогать рот,
Непременно от микробов
Сильно заболит живот.
Воспитатель: Да, действительно, микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом.
Как вы думаете, когда они находятся вне организма человека, они могут причинить вред человеку?
Дети: Нет!
Воспитатель: А когда могут вредить?
Дети: Стоит им только попасть внутрь человека, тут они начинают «вредничать» — заражать нас.
Воспитатель: А внутри человека живут полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами, у них как бы происходит внутри нас война.
Воспитатель: Если побеждают полезные бактерии, то что с нами произойдёт?
Дети: Мы выздоравливаем быстро.
Воспитатель: А если побеждают вредные микробы?
Дети: То мы начинаем болеть.
Воспитатель: Как мы узнаём, что мы заболели?
Дети: У нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость.
Воспитатель: И что нужно делать?
Дети: И тут уже мы должны помочь своему организму выздороветь – принять необходимые лекарства.
Воспитатель: Как вы думаете, пить лекарство можно любое? Кто назначает лекарство, какие таблетки можно принимать и сколько их раз нужно пить?
(Ответы детей)
Воспитатель: Каким же путем микробы проникают в наш организм? Давайте посмотрим вот на эти картинки.
Найдите те, где микробы легко могут попасть в наш организм, и объясните, почему вы так думаете.
(Рассуждения детей)
Картинки:
Ребенок — пальцы в рот;
Ребенок грызет ногти;
У ребенка грязные руки;
Ребенок и собака;
Берёт в рот игрушку;
Облизывает пальцы;
Грязные овощи.
Воспитатель: Давайте вспомним главные правила здоровья:
(Дети формулируют правила)
— мыть руки перед едой;
— мыть руки с мылом после улицы;
— мыть руки по мере загрязнения;
— мыть руки после посещения туалета;
— не грызть ногти;
— проветривать комнату;
— заниматься физкультурой;
— закаливаться;
— кушать витамины и т. д.
Физ. минутка с элементами самомассажа «Неболейка»
Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой с тобой будем заниматься.
Чтобы горло не болело –
Мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать –
Будем носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем –
Ладошку, сделав козырьком.
Вилку пальчиками сделай –
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем да, да, да –
Нам простуда не страшна!

«Чистота – залог здоровья»

Задачи:

Образовательные:

— Формировать представления о гигиенических основах безопасной жизнедеятельности,

Развивающие:

— Развивать умение самостоятельно определять необходимость мытья рук;

— Развивать речевую активность детей.

Воспитательные:

— Воспитывать бережно относиться к своему здоровью,

Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского «Мойдодыр»,В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

План-конспект беседы на тему:

«Чистота – залог здоровья» в младшей группе

Воспитатель вносит в группу игрушку – зайчика. Дети приглашают зайчика поиграть. Зайчик сообщает ребятам, что съел морковку и у него заболел живот, поэтому ему грустно и не хочется играть.

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, почему у зайчика заболел живот? (съел немытую морковку).

— Давайте расскажем зайчику почему необходимо мыть овощи и фрукты перед едой. (высказывания детей).

— Правильно, ребята, на них живет множество микробов. Кто же они такие эти микробы? (ответы детей).

— Микробы содержаться на руках и на всех окружающих нас предметах. А как они попадают в рот? (ответы детей).-Посмотрите внимательно на свои руки. Вы видите микробов? (нет).А как вы думаете почему? (предположения детей).

— Правильно. Микробы очень маленькие, их нельзя увидеть без специального увеличительного прибора- микроскопа, но попадая в организм, они наносят большой вред здоровью:

«Опасное животное микроб

Мечтает, чтоб попасть к ребятам в рот,

Чтоб горло заболело и живот,

А он себе спокойненько живет».

-Ребята, давайте научим зайчика, как можно уберечься от микробов.

-Ребятаа давайте мы с вами поиграем в игру. Вы должны отбирать карточки с изображениями, что полезно и вредно для здоровья.

Физкультминутка:

На болоте две лягушки

Две зеленые подружки

Рано утром просыпались,

Дружно умывались.

Полотенцем растирались. (Выполняют движения

Влево вправо наклонялись по тексту).

И обратно возвращались

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям Физкульт- привет.

— Все болезни у ребят от микробов, говорят,

Чтоб всегда здоровым быть- надо руки с мылом мыть.

Давайте напомним зайчику когда необходимо мыть руки. (перед едой, после прогулки, после общения с животными, после игр, после туалета).

Зайчик благодарит детей и предлагает поиграть с ними.

Проводится игра «Чудесный мешочек» с предметами личной гигиены.

-Ребятки и в заключении нашей беседы я хочу рассказать отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр».

Речевое развитие:

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

Разучивание потешки «Водичка-водичка»

Разучивание стихов о микробах, о гигиене.

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование – раскраска изображений микробов.

Цель: познакомить детей с понятием микробы; дать представление о том, что они собой представляют, об их пользе и вреде и о том как защитить себя от болезнетворных микробах. Научить рисовать микробов.

Задачи:

— развитие познавательного интереса;

— формирование понимания важности заботы о собственном здоровье;

— развивать память, мышление, внимание;

— познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными микробами;

— вызвать у детей положительные эмоции;

Лепка – Лепим микробов.

Обучающая:

• продолжать формировать умение лепить из целого куска путем вытягивания.

• дать детям простейшее понятие о микроорганизмах;

Развивающая:

• развивать творчество, умение работать самостоятельно.

Воспитательная:

• воспитывать аккуратность в работе.

• воспитывать желание быть здоровым; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;

Физическое развитие:

Физминутки«Водичка – вода»«Чистая водица»

Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки»

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры:

«Что лишнее?»«Чудесный мешочек»

  • Работа с родителями: участие в выставке:  совместное творчество детей и родителей « Какие разные микробы»;

Путешествие в мир бактерий | Дошкольное образование

Путешествие в мир бактерий

Автор: Локтионова Евгения Александровна

Организация: ГБДОУ детский сад № 15

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург, г. Петергоф

Цель: формировать представления детей о микроорганизмах, об их образе жизни посредством познавательно-исследовательской деятельностью.

Задачи:

Образовательные: сформировать элементарные представления детей старшего дошкольного возраста о микробах, оказывающее вредное и полезное влияние на здоровье человека.

 

Развивающие: развивать познавательный интерес, творческую деятельность, обогатить практический опыт детей ( исследования и эксперименты ), знакомство с оптическим прибором — микроскопом и лабораторным оборудованием. Развивать способность внимательно слушать, рассуждать, выражать собственное мнение, эмоции, воображение, мышление, память, крупную и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать и укреплять дружеские отношения между детьми, умение коллективно выполнять работу, дать понимание важности заботы о собственном здоровье, его сохранении, бережном отношении к себе.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Чтение Г.Б. Остер «Петька — микроб», Янины сказки «Лимончик и микроб, или зачем мыть руки». Рассматривание иллюстраций, журналов, энциклопедий, презентации о микробах.

 

Материал и оборудование:

Микроскоп, пробирки, чашка Петри, ватные палочки, пинцет, лупа, лимон, уксус, стакан молока, волшебная палочка, маленькие зеркала по количеству детей.

Ход НОД:

Вводная часть.

Дети сидят полукругом

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Стук в дверь, почтальон принес письмо.

-Ребята, давайте его прочитаем. (воспитатель достает фотографии и волшебную палочку). На этих фотографиях наш друг крокодил-Тоша, только вот он тут чумазый весь, посмотрите.

— «Дорогие ребята, здравствуйте! Крокодил – Тоша в своей лаборатории перепутал вредные и полезные микробы, перестал умываться, мыть лапки, чистить зубы, ходит весь чумазый и неопрятный и не забывает повторять, что ни бактерии, ни один микроб ему не страшен. Ребята, нужна ваша помощь. Нужно избавить его от вирусов-вреднилусов и микробов — микробусов».

— А что вы знаете о микробах, вирусах? Какие бывают микробы, вирусы? Хотите узнать больше о бактериях и микробах и помочь Тоше?

Тогда мы с вами отправимся в сказочную лабораторию знаний, рассмотрим микробов в микроскоп и проведем опыты. Поможет нам в этом волшебная палочка: взмах волшебной палочки и чудо – заклинание вмиг перенесет нас.

Если дружно встать на ножки

Топать, прыгать — не упасть,

То в страну веселых знаний

Можно сразу же попасть

-Вот мы и оказались в стране знаний.

Тоша сидит и смотрит в микроскоп: «Прелестно, замечательно! Ребята, вы хотите знать, что я делаю? Вот все говорят микробы, вирусы, бактерии! Какие такие микробы, ничего я не вижу, ничего я не знаю, их и вовсе нет!

-Тоша говорит детям:

Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.

— Тоша, ты не прав, ведь самое дорогое для человека — это здоровье. Человек в течение жизни сталкивается со многими инфекциями, вирусами, которые приводят к различным заболеваниям. Попадая в организм через грязные руки, воду или дыхание бактерии могут вызывать опасные болезни. Бактерии живут всюду: в воздухе, на земле, в почве и воде, в растениях и животных. Невидимые простым глазом, они очень сильно влияют на нашу жизнь. И чтобы сохранить свое здоровье от этих вредителей, дети должны с малых лет знать как его сохранять, как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм, соблюдать правила личной гигиены, употреблять в пищу только мытые овощи и фрукты, укреплять иммунитет, закаляться и делать прививки.

-Микробы -мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете очень много. Они есть и в нашей комнате, на наших руках, в воздухе, они живут кругом. На одном отрезке нашей кожи размером с один квадратный миллиметр их миллион. Если бы он не был таким маленьким и шустрым, мы бы его непременно увидели. Микробов изучают разные науки – микробтология, зоология и как они выглядят предлагаю вам посмотреть (Презентация «Микробы, вирусы, бактерии и как они выглядят). Вредные микробы везде, но больше их во влажной среде (во рту). Когда мы чихаем и кашляем, и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?

Опыт № 1

Оборудование: зеркало с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно? Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту. Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)

 

Опыт № 2

Оборудование: Поднос с конфетти.

Ход: Ребята, одним из ваших ответов было можно воспользоваться руками (прикрыть рот). Я предлагаю провести рукой по подносу с конфетти (конфетти будут выполнять роль микробов, вирусов), которые будут выполнять роль микробов, вирусов и бактерий, перемешайте, посмотрите на свои ручки. А теперь пожмите руку своему соседу, а сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждой руки в конфетти. Конфетти с наших -это микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими. Так как же нам, все таки, спастись от микробов?

(Дети с Тошей делают вывод) Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать.
Физкультурная минутка:

Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок
Прыгать с пятки на носок
На болоте две подружки
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали
Ручками хлопали
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкультпривет!


-Ребята, а вы знали ,что бактерии бывают не только на руках, но и на окружающих нас предметах, сейчас мы с вами это и проверим.

Опыт № 3

Для определения видов бактерий сделаем посев. Посев — это когда что-то сеют, а оно потом растёт, например: семена укропа сеют в почву, а бактерии сеют на специальное питательное желе в чашку Петри. Это плоская стеклянная баночка, заполненная питательным желе. В нее помещают немного бактерий и закрывают крышку. Бактерии едят питательное желе и размножаются. Через некоторое время колония бактерий так разрастается, что её становится видно без микроскопа. По виду колонии можно определить из каких бактерий она состоит.

  • предложено три чашки Петри с готовой питательной средой для бактерий. После того как раствор остынет, можно делать посев.

Ватной палочкой провести по ладони и окунуть кончик палочки в чашку №1. Заклеить её скотчем и подписать «Рука».

Другой ватной палочкой провести по телефону и сделать посев в чашку №2. Тоже заклеить и подписать «Телефон».

Третьей ватной палочкой провести по колесам машинки игрушечной и макнуть в чашку №3 . Назвать «Машинка».

(Баночки с посевом поместить в тёплом месте на пять — семь дней. И наблюдать за тем, как растут колонии. Каждый день делать фотографии. Давать описание колонии: какие из них похожи, какие отличаются)

Дать детям заранее подготовленный выращенный посев.

Дети делают вывод: на руке и на телефоне живут плохие бактерии, в основном кожные, на колёсах машинки живут другие бактерии, в основном те, которые обитают на ковре, на полу.

-Ребята чтобы мы могли успешно бороться с микробами, нам нужны помощники. Предлагаю вам поиграть в игру.

 

Игра «Чудесный мешочек»

(дети на ощупь называют предметы, которые находятся в мешочке: мыло, зубная щетка, зубная паста, полотенце)

 

Тоша: Ребята, теперь я все понял, буду соблюдать правило личной гигиены, буду умываться, чистить зубы, следить за своим здоровьем.


— А вы знаете, что не все микробы и бактерии вредные? Первым, кто увидел микрофлору кисломолочных продуктов, был знаменитый французский ученый Луи Пастер. Он, заинтересовавшись процессом брожения, стал изучать его причины. Исследуя под микроскопом кислое молоко, Пастер обнаружил в нем микроорганизмы, наблюдая за ними, Пастер убедился в том, что бактерии в кислом молоке растут и количество их быстро увеличивается, следовательно, они размножаются»

 

Опыт № 4

 

«Скисшее молоко»

1 стакан молока, уксус (лимон)

Ход: в стакан с молоком добавить уксус

Вывод: бактерии молочнокислого брожения превратили его в простоквашу, которую можно употреблять в пищу.

 

-Наше путешествие подошло к концу, нам нужно возвращаться:

Если дружно встать на ножки

Топать, прыгать — не упасть,

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть

 

Заключительная часть.

— Ребята, что больше всего вам запомнилось? Было ли что-то трудное?

-Узнали, что бактерии и микробы могут быть не только вредными, но и полезными, помогли Тотоше найти перепутанные микробы, нам нужно возвращаться к нам в детский сад.

Если вам было легко, то разукрасьте микроба-микробуса в желтый цвет, а если были трудности, то разукрасьте микроба-микробуса в синий цвет.

 

Список используемой литературы:

  1. «Большая энциклопедия для любознательных» -М: Эксмо, 2013

2. «Всё обо всем» детская энциклопедия -Ликум В.О

3. «Война с микробами, интегрирующие подробности открытия Мечникова» — В. Фролов.

4. «Приключения Тима в мире бактерий» М. Косовская, А. Тяхт, Д. Алексеев, С. Тяхт.

Приложения:

  1. file0.docx.. 25,8 КБ
  2. file1.pptx.zip.. 10,0 МБ
Опубликовано: 07.12.2019

Важно подвергать детей воздействию разнообразных бактерий

Запутаться!

Для молодых родителей мысль о том, что их младенец окажется в новой, незнакомой обстановке, может быть пугающей. Нас всю жизнь учат постоянно мыть руки, все дезинфицировать и любой ценой избегать микробов.

Однако жизнь без микробов, как оказалось, может принести гораздо больше вреда, чем пользы. Особенно, когда речь идет о младенцах с молодым, развивающимся микробиомом.С момента нашего рождения наше тело немедленно заселяется триллионами крошечных микробов, первые из которых происходят из родовых путей, кишечника, кожи и грудного молока матери. Типы микробов, которые вы получаете, зависят от того, где вы родились, как вы родились и, по сути, от каждой поверхности, к которой вы прикасаетесь в первые 24 часа жизни. Удивительно, но эти факторы могут повлиять на ваше здоровье в будущем.

Здоровый микробиом кожи, по-видимому, начинается во время и вскоре после рождения с всплеска иммунной активности.Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско обнаружили, что в первые дни после рождения наблюдается высокая активность Т-клеток, которая создает толерантность иммунной системы к бактериям на коже. Это критический фактор в иммунной системе, которая не атакует нормальные и здоровые бактерии на коже.

Новорожденные и дети раннего возраста начинают с ограниченным числом микробных видов:

По мере того, как младенцы вступают в контакт с большим количеством людей и новой средой, они приобретают дополнительные виды, и состав их микробиоты начинает меняться и становиться более отчетливым.Например, микробы на коже начинают выглядеть иначе, чем в кишечнике. Поскольку младенцы используют свои руки, чтобы тянуться к игрушкам и другим предметам, микробы могут даже начать различаться между каждой из их рук!

От младенчества до дошкольного возраста:

Детские микробы продолжают меняться и даже напоминают микробы членов их семей. К 3 годам микробиом ребенка стабилизируется и становится более похожим на взрослый.

Такие события, как лихорадка, курс антибиотиков или введение новых продуктов, могут изменить микробиом.Кроме того, исследования показали, что детям действительно может быть полезно контактировать с микробами, обеспечивая лучшую защиту от болезней, аллергии и других аутоиммунных заболеваний в более позднем возрасте. На самом деле, некоторые исследования показывают, что дети, которые растут на фермах, посещают детские сады или имеют домашних животных, реже страдают заболеваниями, связанными с иммунитетом.

Современный дом может быть не таким стерильным, как больница, однако крайне маловероятно, что в вашем доме есть место, зараженное смертельными патогенами, которые могут нанести вред вашему ребенку.Фактически, это отсутствие стерильности позволяет микробиому вашего ребенка расти и разнообразиться. Чем большему количеству видов бактерий подвергается развивающийся человек, тем сильнее будет его иммунная система. Очевидно, что к таким вещам, как сырое мясо, следует относиться с осторожностью, однако в среднестатистическом канадском доме мало что еще может серьезно навредить ребенку, при условии, что в настоящее время никто не болен. Благодаря прививкам даже ванные комнаты практически безвредны для бродячего малыша (если, конечно, чистящие средства находятся в недоступном для них месте).

Так пусть играют на улице. По увековеченным словам миссис Фриззл, рискуй, ошибайся и запутывайся!

Исследование показало, что микроорганизмы

постельной пыли могут улучшить здоровье детей — ScienceDaily

В ходе самого обширного исследования такого рода исследователи из Копенгагенского университета в сотрудничестве с Датским центром детской астмы в больнице Херлев и Гентофте обнаружили связь между микроорганизмами, обитающими в пыли детских кроватей, и собственными детскими бактериями.Корреляция предполагает, что микроорганизмы могут снизить риск развития у ребенка астмы, аллергии и аутоиммунных заболеваний в более позднем возрасте. Невидимые человеческому глазу, наши кровати кишат микробной жизнью. Именно жизнь, особенно в раннем детстве, может влиять на то, как развиваются микроорганизмы в нашем организме, и тем самым на то, насколько мы устойчивы к различным заболеваниям.

Чтобы лучше понять эту взаимосвязь, исследователи с кафедры биологии Копенгагенского университета и Датского центра детской астмы проанализировали образцы постельной пыли с кроватей 577 младенцев, а затем сравнили их с образцами из дыхательных путей 542 детей.Это крупнейшее исследование такого рода, целью которого было определить, какие факторы окружающей среды влияют на состав микроорганизмов в постельной пыли и существует ли корреляция между микроорганизмами постельной пыли и бактериями в дыхательных путях детей.

«Мы видим корреляцию между бактериями, которые мы находим в постельной пыли, и бактериями, которые мы находим у детей. Хотя это разные бактерии, это интересное открытие предполагает, что эти бактерии влияют друг на друга. влияние на снижение риска астмы и аллергии в последующие годы», — объясняет профессор Сорен Дж.Соренсен из отдела биологии UCPH.

Постоянная смена листов может не потребоваться

Науке уже было ясно – большое разнообразие микроорганизмов в доме способствует развитию у ребенка устойчивости к целому ряду болезней и аллергий. Грядки могут быть центральным сборщиком бактерий, микроскопических грибков и других микроорганизмов.

«Мы хорошо понимаем, что микроорганизмы, живущие внутри нас, важны для нашего здоровья, например, в отношении астмы и аллергии, а также для таких заболеваний человека, как диабет II и ожирение.Но чтобы лучше справляться с этими заболеваниями, нам нужно понять процессы, посредством которых микроорганизмы появляются на самых ранних стадиях нашей жизни. И кажется, что кровать играет свою роль», — говорит Сорен Дж. Соренсен, добавляя:

«Микроорганизмы в постели подвержены влиянию окружающей среды в жилище, где выгодно высокое разнообразие бактерий. Простое сообщение состоит в том, что постоянно менять простыни, возможно, не нужно, но нам нужно изучить это более тщательно, прежде чем мы сможем сказать это для Конечно.»

Преимущества сельской жизни, домашние животные и старшие братья и сестры

Всего в пыли, собранной с кроваток шестимесячных детей, было обнаружено 930 различных видов бактерий и грибков. Богатство бактериями во многом зависело от типа жилища, из которого был взят образец.

Исследователи изучали как сельские, так и городские жилища. В сельских домах уровень бактерий был значительно выше, чем в городских квартирах.

«Предыдущие исследования сообщают нам, что у городских жителей менее разнообразная кишечная флора, чем у людей, живущих в сельской местности. Обычно это связано с тем, что они проводят больше времени на открытом воздухе и больше контактируют с природой. флора в постельной пыли также может быть важной причиной этой разницы», — говорит Сорен Дж. Соренсен

.

Из предыдущих исследований исследователи также знают, что домашние животные, старшие братья и сестры и жизнь в сельской местности также способствуют снижению риска развития аутоиммунных заболеваний.

Следующим шагом исследователей является изучение того, могут ли различия в бактериальной флоре в постельной пыли быть напрямую связаны с развитием таких заболеваний, как аллергия и астма.

Источник истории:

Материалы предоставлены Научным факультетом Копенгагенского университета . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

Исследователи говорят, что микробы матери могут быть признаком будущего здоровья ее ребенка

К Майкл Эйзенштейн

/ Опубликовано 19 авг. 2019 г.

Первоначально эта статья была опубликована в журнале Hopkins Bloomberg Public Health Magazine .

Возможно, вы родились с глазами вашей матери, но вы также получили много ее микроорганизмов. И это может быть хорошо, по словам Ноэля Мюллера, доцента кафедры эпидемиологии Школы общественного здравоохранения Блумберга при Джоне Хопкинсе.

«Вы практически свободны от микробов во внутриутробной среде, а затем ваше первое микробное воздействие происходит при рождении», — объясняет Мюллер. «Эти микробы учат вашу иммунную систему и тело тому, что друг, а что враг, и участвуют в обмене веществ и выработке питательных веществ.»

Эти микробы образуют живое кишечное сообщество, известное как кишечный микробиом. Мюллер считает, что ранний дисбаланс в составе этой экосистемы может иметь серьезные последствия для здоровья по мере старения.

В декабрьском исследовании, опубликованном в Nutrients , Мюллер и его коллеги обнаружили, что менее разнообразный кишечный микробиом связан с ожирением и гипертонией у взрослых. Они связали этот риск с плохим усвоением короткоцепочечных жирных кислот — полезных побочных продуктов микробного переваривания клетчатки, которую мы потребляем.Пациенты с нездоровым микробиомом, как правило, выделяют эти молекулы со стулом, а не сохраняют их.

В настоящее время Мюллер изучает, как влияние кишечного микробиома на здоровье формируется при рождении. «Мы провели многочисленные обсервационные исследования, в которых изучали детей, родившихся естественным путем, и детей, родившихся с помощью кесарева сечения, и обнаружили устойчивые различия в определенных видах бактерий… и их метаболической функции», — говорит он. Его команда также обнаружила, что дети, рожденные с помощью кесарева сечения и, следовательно, не подвергавшиеся воздействию микробов в родовых путях, сталкиваются примерно на 50% с повышенным риском детского ожирения.

Хотя эти наблюдения интригуют, они не доказывают причинно-следственной связи. Поэтому Мюллер приступает к рандомизированному контролируемому исследованию женщин, родивших с помощью кесарева сечения, чтобы выяснить, приносит ли пользу этим младенцам постнатальное воздействие микробов их матерей. «Мы заинтересованы в том, чтобы определить, могут ли бактерии, которыми они в противном случае делились бы со своими детьми, помочь уменьшить избыточный вес», — говорит он.

Наносит ли пребывание дома вред иммунной системе вашего ребенка?

«Идея состоит в том, что, если вы подвергаетесь воздействию чего-то снова и снова, вы становитесь терпимее к этому, а не проявляете гиперактивную реакцию», — говорит доктор.— сказал Пермар. (Раньше педиатры говорили родителям обратное: им следует подождать, пока их дети подрастут, чтобы вводить аллергенные продукты. Но клинические испытания, проведенные в 2015 и 2016 годах, показали, что более раннее воздействие на самом деле лучше, и Американская академия педиатрии изменила рекомендации.)

Другие исследования показывают, что чем больше контакт с «хорошими» жуками, тем лучше. Младенцы, которые получают антибиотики, которые убивают микробы в их микробиоме, подвергаются более высокому риску развития астмы, экземы и аллергии, в то время как дети, которые растут на фермах и, среди прочего, окружены животными, укрывающими всевозможные микробы, имеют более высокий риск развития астмы, экземы и аллергии. меньший риск развития этих же состояний.

В одном неопубликованном эксперименте 2019 года сообщалось, что у младенцев, которые растут на фермах, больше кишечных бактерий, которые, как известно, уменьшают воспаление. Теория, известная как гипотеза «старых друзей», разработанная в 2003 году британским микробиологом Грэмом Руком в качестве замены гипотезы о гигиене, предполагает, что частое воздействие безвредных микробов, эволюционировавших совместно с людьми, помогает тренировать развивающуюся иммунную систему.

«Вам нужно это микробное воздействие, чтобы действительно полностью развить вашу иммунную систему», — сказал Б.Бретт Финли, доктор философии, микробиолог из Университета Британской Колумбии и соавтор книги «Пусть едят грязь: спасение вашего ребенка от чрезмерно продезинфицированного мира».

«Наша иммунная система устроена таким образом, чтобы подвергаться воздействию различных факторов в раннем возрасте, поэтому мы можем быть готовы к ней всю оставшуюся жизнь», — добавил он.

Значит ли это, что если ваши дети останутся дома весь год, их иммунная система будет обречена? Нет. Потому что, когда дело доходит до развития иммунной системы, «есть так много вещей, которые нужно учитывать», — сказал Ручи Сингла, М.Д., детский аллерголог и иммунолог Чикагского медицинского университета. «Как сложна иммунная система, так сложны и все факторы, влияющие на нее». Например, иммунитет в значительной степени определяется генетикой, а это означает, что то, что ваши дети делают или не делают в этом году, будет формировать только определенные аспекты их иммунитета.

«Не универсальный вариант»

Вот почему, когда исследователи пытаются выяснить, как конкретное поведение и выбор формируют иммунный ответ, они не всегда получают четкие ответы.Десятки исследований пытались понять влияние посещения детских садов на здоровье путем сравнения детей, которые ходят в детские сады, с теми, кто остается дома, в надежде выявить различия в частоте аллергии, астмы и других заболеваний, связанных с иммунитетом. Тем не менее, исследования во многом противоречат друг другу — если одно исследование приходит к одному выводу, другое часто ему противоречит. По словам доктора Пермара, учитывая, что иммунитет формируется под воздействием множества факторов, если изоляция наших детей на год или два и даст какой-то эффект, «вероятно, он будет незаметным.

детей с аутизмом и их нормально развивающихся братьев и сестер различаются вариантами последовательности ампликонов и предполагаемыми функциями микробов, ассоциированных со стулом

Существование связи между кишечным микробиомом и расстройством аутистического спектра (РАС) хорошо известно на мышах, но в популяциях людей усилия по идентификации микробных биомаркеров были ограничены из-за отсутствия должным образом подобранных контролей, стратификации участников в пределах аутизма. спектр и размер выборки.Чтобы преодолеть эти ограничения, мы привлекли семьи с парами братьев и сестер соответствующего возраста в возрасте от 2 до 7 лет (в пределах 2 лет друг от друга), где у одного ребенка был диагностирован РАС, а у другого — нет. Родители собирали образцы стула, предоставляли домашнее видео о естественном социальном поведении своего ребенка с РАС и отвечали онлайн на анкеты о диете и поведении. Секвенирование ампликона 16S рРНК V4 117 образцов (60 ASD и 57 контрольных) выявило 21 вариант последовательности ампликона (ASV), которые значительно различались между двумя когортами: 11 были обнаружены у нейротипичных детей (шесть ASV, принадлежащих к семейству Lachnospiraceae ). ), в то время как 10 были обогащены у детей с РАС (включая семейств Ruminococcaceae и Bacteroidaceae ).Обобщая ожидаемые ортологи KEGG каждого предсказанного генома, таксономические биомаркеры, связанные с детьми с РАС, могут использовать аминокислоты в качестве предшественников масляных путей, потенциально изменяя доступность нейротрансмиттеров, таких как глутамат и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК). ВАЖНОСТЬ Известно, что расстройство аутистического спектра (РАС), которым в настоящее время страдает 1 из 54 детей в Соединенных Штатах, сочетается с кишечными расстройствами различных типов; однако связь с микробиомом остается плохо охарактеризованной.Недавняя работа предоставила убедительные доказательства связи микробиома кишечника с фенотипом аутизма на моделях мышей, но идентификация конкретных таксонов, связанных с аутизмом, столкнулась с проблемами воспроизводимости у людей. Частично это было связано с размером выборки, которая в достаточной степени покрывает спектр фенотипов, известных для аутизма (которые варьируются от малозаметных до тяжелых), и отсутствием должным образом подобранных контролей. Наше оригинальное исследование предлагает преодолеть эти ограничения путем сбора микробиома, связанного со стулом, у 60 пар братьев и сестер детей, один с аутизмом и один с нейротипическим развитием, в возрасте от 2 до 7 лет и с разницей в возрасте не более 2 лет.Мы используем точный анализ вариантов последовательности, а также процедуры перестановки и дифференциальной численности, чтобы идентифицировать 21 таксон со значительным обогащением или истощением в когорте аутизма по сравнению с их соответствующими контрольными братьями и сестрами. Некоторые из этих 21 биомаркеров были идентифицированы в предыдущих небольших исследованиях; однако некоторые из них являются новыми для аутизма и, как известно, важны для взаимодействия кишечника с мозгом и/или связаны со специфическими путями биосинтеза жирных кислот.

Ключевые слова: секвенирование 16S V4; секвенирование гена 16S рРНК; клостридии; лахноспировые; расстройство аутистического спектра; масляная кислота; краудсорсинг; микробиом.

Чему нас учат детские площадки в лесу о детях и микробах

В холодный майский день 2016 года, когда на финский город Лахти опустились сумерки, бригада рабочих зашла во двор пустующего детского сада. Под качелями и джунглями укладывали квадраты лесной подстилки — неряшливых кустарников, ягодных кустарников высотой по щиколотку, тонких луговых трав и бархатистых насыпей мха — собранных в лесу где-то в менее развитой части страны. По краям насыпают мягкий зеленый дерн.Утром, когда дети приехали, они обнаружили, что их игровая площадка — прежде унылое лоскутное одеяло из асфальта, гравия и песка — за ночь превратилась в микрооазисы дикой природы.

Этот сценарий повторялся еще трижды в этом месяце в детских садах в Лахти и в 500 милях к западу, в городе Тампере. Это была не работа каких-то любящих природу художников-партизан, а начало амбициозного научного эксперимента, направленного на выяснение того, может ли отсутствие микробов в городских условиях настроить против них иммунную систему людей.«Существует такая «гипотеза биоразнообразия», что в отсутствие разнообразной микробиоты окружающей среды люди с большей вероятностью заболевают иммуноопосредованными заболеваниями», — говорит Аки Синкконен, эколог-эволюционист из Института природных ресурсов Финляндии. «Но никто не проверял это на детях».

Возможно, вам больше знакома «гигиеническая гипотеза». Впервые описанный британским эпидемиологом Дэвидом Страчаном в начале 1990-х годов, он утверждает, что рост хронических заболеваний, связанных с чрезмерной реактивностью иммунной системы, таких как астма, диабет и аллергии, обусловлен тем, что дети растут во все более стерильных пузырях.Иммунные системы, по сути, являются классификаторами объектов. Их работа состоит в том, чтобы распознавать, что такое «я» и что такое «другой». Микробы, с которыми мы сталкиваемся в раннем возрасте, являются первыми наставниками в этом процессе, помогая развивающейся иммунной системе расшифровывать, что опасно, а что нет. Чем больше семей пользовались антибактериальным мылом и гелями, запирались в многоэтажных квартирах и ездили на машинах по бетонным джунглям, тем меньше была среда обитания для бактерий, простейших, грибков и вирусов, и тем меньше вероятность того, что детская развивающаяся иммунная система, чтобы столкнуться с ними.А меньшее воздействие означает меньше возможностей для обучения. Плохо обученная иммунная система может дать сбой, когда придет время отличить собственные клетки организма от пищевых аллергенов, кишечных микробов или пыльцы в воздухе.

Лабораторные эксперименты на грызунах в начале 2000-х подтвердили эту идею: у диких крыс иммунная система была хорошо настроена на борьбу с опасными патогенами, но не с незначительными раздражителями, тогда как их выращенные в лаборатории собратья впадали в перегрузку при малейшем раздражителе. Эпидемиологические исследования на людях также предоставили косвенные доказательства того, что показатели аллергии и астмы, как правило, выше в более промышленно развитых районах, чем в сельских.Чтобы противодействовать этим предполагаемым негативным последствиям современного городского образа жизни, возникли десятки компаний, которые продают иммуностимулирующие пробиотики — таблетки, напитки и кремы, наполненные коктейлями из живых бактериальных культур. В эпоху Covid-19 каждую неделю в Instagram появляются тысячи постов с тегом #immuneboost, рекламирующих эти и другие домашние средства. Пока мало доказательств того, что что-то из этого сработало.

Вот почему в последние годы такие ученые, как Синкконен, продвинули эту идею еще на один шаг вперед.Они заметили, что люди все чаще живут в пустынях с микробиоразнообразием, упуская возможность подвергаться воздействию множества безвредных насекомых. «Иммунная система распознает микробы не по видам, а по их типу», — говорит Синкконен. «Пробиотики обычно содержат только один или два типа бактерий, поэтому вряд ли они активируют всю иммунную систему. Мы хотели посмотреть, что произойдет, если мы создадим разнообразную микробную среду». Следовательно, лесные подстилки на детских площадках — первое рандомизированное контролируемое исследование для проверки гипотезы биоразнообразия у детей.Биохакинг, но сделать это мило.

Команда Синкконена набрала 75 детей в возрасте от 3 до 5 лет, каждый из которых посещал один из семи детских садов с одинаковыми удручающими игровыми площадками с почтовыми марками, и все они сообщили, что у них одинаковое количество братьев и сестер, домашних животных, время, проведенное на свежем воздухе, и потребление фруктов и овощей. . (Цель здесь состояла в том, чтобы свести к минимуму любые возможные смешанные переменные.) Чтобы еще больше обеспечить единообразие, в течение одного месяца всем детям давали три одинаковых приема пищи в день — завтрак, обед и полдник.Перед вмешательством медсестра брала мазки с предплечий детей и брала образцы крови, способ отслеживания белков и других сигнальных молекул, которые дают представление о функционировании иммунной системы.

Дети и собаки в домашнем хозяйстве имеют общие кишечные микробы, и эти микробы модифицируются собачьим пробиотиком

От давних домашних животных до «пандемических щенков» владение собаками, по-видимому, более популярно, чем когда-либо. В семьях с детьми ученые обнаружили, что домашняя собака является одним из факторов окружающей среды, влияющих на микробиоту кишечника в раннем возрасте, но можно ли изменить микробы, общие для детей и собак?

Новое исследование президента ISAPP проф.Сеппо Салминен (Университет Турку, Финляндия) и его коллеги недавно исследовали влияние домашних собак на микробиоту кишечника детей до и после того, как собакам давали собачий пробиотик. Мало того, что кишечная микробиота собак и детей в одном и том же домашнем хозяйстве имела общие черты, но и кишечные микробы обоих животных изменились после того, как собаки получили пробиотик.

В исследовании, которое было частью более крупного исследования, рассматривались семьи, в которых хотя бы один член страдал аллергическим заболеванием.В 31 из семей в текущем исследовании были собаки, а в 18 семьях (контрольная группа) их не было. Из каждого домохозяйства была протестирована фекальная микробиота одного ребенка (в возрасте 5 лет и младше). Исследовали фекальную микробиоту собак, после чего они получали либо пробиотик, содержащий 3 штамма собачьего происхождения, либо плацебо.

Данные подтвердили предыдущие наблюдения о том, что собаки и дети имеют общие кишечные микробы: дети, живущие с собаками, имели разный состав фекальной микробиоты.Наиболее яркими отличиями микробиоты были более высокая численность Bacteroides и бактерий, продуцирующих короткоцепочечные жирные кислоты.

Более того, когда домашним собакам давали пробиотик, как у собак, так и у детей, живущих с ними, наблюдался сдвиг микробиоты кишечника с уменьшением количества Bacteroides. (Точные штаммы пробиотиков в фекалиях собак и детей не обнаружены.)

Были ли изменения полезными? Это не точно, так как последствия для здоровья детей не были частью исследования.

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.