Религиоведение в школе: С 1 сентября в школах России появятся «Основы религиозных культур» — Российская газета

С 1 сентября в школах России появятся «Основы религиозных культур» — Российская газета

С 1 сентября 2012 года предмет включен в обязательную часть образовательной программы 4 класса, объем — 34 часа. Об этом на коллегии Министерства образования и науки РФ во вторник сообщила глава Департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко. Напомним, в начале февраля Правительство утвердило план мероприятий, согласно которому с января по март включительно школьники и родители должны были определиться с выбором учебного модуля. Их в новом предмете шесть: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Апробация, которая велась в течение двух лет в 21 регионе России, показала: школы и родители готовы к введению «Основ религиозных культур и светской этики» в штатном режиме.

По словам Елены Низиенко, на сегодняшний день полностью завершен выбор учебных модулей в 77 субъектах. Причем сюрпризов здесь нет. Еще на этапе апробации большинство учащихся выбирали основы светской этики, потом по популярности шли основы православия и на третьем месте — основы мировых религий. Дальше по убывающей — ислам, буддизм и иудаизм. Сейчас ситуация такая же: светская этика — около 41 процента, православие — почти треть, мировые религиозные культуры — чуть больше 20 процентов, ислам — 5,6 процента, буддизм — 1,2 процента. Иудаизм не набирает и того: желающих его изучать набралось всего на одну десятую процента от общего количества школьников 4-5 классов (их сегодня полтора с лишним миллиона).

До сих пор не определились с выбором, что учить в рамках курса, в 6 субъектах. Например, в Дагестане только-только начали выбирать, Чечня определилась пока лишь на 4 процента, а в Ямало-Ненецком автономном округе точно знают, какую программу будут слушать, и вовсе 2 процента школьников. А до конца установленных на выбор сроков, тем временем, осталось 10 дней.

— Большинство родителей признали, что новый предмет полезен, — представляет Елена Низиенко результаты мониторинга, который в течение двух лет вело министерство. — Более 60 процентов взрослых уверенно говорят, что стали ближе общаться с детьми, что дети стали охотнее обсуждать с родителями то, что происходит в школе.

Несмотря на то, что по задумке авторов курса он должен воспитывать толерантность к другим культурам и направлен на то, чтобы дети одной веры могли узнать о традициях других религий, большинство все-таки выбрали модуль именно своей «родной» религии. Об этом с тревогой говорили на недавнем заседании члены Общественного совета при Минобрнауки. К мнению прислушались, и теперь в программе нового предмета прописано, что в начале и в конце изучения любого модуля обязателен совместный урок для всего класса, чтобы дети могли обменяться мнениями.

Также по рекомендациям Общественного совета курс полностью перенесен в 4 класс, хотя изначально планировалось его изучение в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. «Неудобно», — констатировали тогда эксперты совета и были правы: ведь в пятом классе к детям приходят новые, незнакомые учителя, у ребят стресс, да и летние каникулы — слишком большой перерыв в изучении.

Курсы повышения квалификации уже прошли более половины педагогов — 38 с лишним тысяч. А всего их, готовых вести уроки по разным модулям нового курса, будет почти 70 тысяч.

Будут или нет ставить оценки за изучение нового предмета — вопрос до конца не решенный.

— Отметки — это прерогатива школы, — уточнила Елена Низиенко. — Но мы рекомендуем их не выставлять. Новый предмет, на наш взгляд, не столько, так скажем, знаниевый, сколько воспитывающий, социализирующий.

С введением нового предмета в обязательную школьную программу работа над ним не закончится. Будут обсуждаться варианты того, как преподавать его в более старших классах. Сомнений в том, что это делать нужно, нет, по крайней мере, в министерстве. Другое дело — в каком виде предмет появится в основной и старшей школе: может быть, в рамках курса «Мировая художественная культура», может быть, в рамках курса литературы или истории. Точка здесь еще не поставлена.

Ну и конечно, один из основных вопросов, над которым тоже будут работать — нехватка учителей, особенно — в небольших сельских школах. Ведь в идеале в каждой школе должны появиться шесть разных педагогов, чтобы даже пара человек, решивших изучать, допустим, буддизм, не осталась «за кормой».

— Там где мало учителей — будем использовать возможности дистанционного образования, — уточнила Низиенко. Так же в планах министерства — разработка отдельных программ бакалавриата для педвузов, чтобы готовить учителей нового предмета, что называется, капитально. «Повышение квалификации — это хорошо, но мало», — считает Елена Низиенко.

Религиоведение в школах поможет уберечь детей от вербовщиков

24 Сентября 2015 17:20

АСТАНА. КАЗИНФОРМ — Очень часто мы, садясь за уроки со своими детьми, понимаем, что в свое время мы изучали тот или иной материал гораздо позднее. И это не просто сравнение, с ностальгическими нотками и полузабытыми фактами. Это действительно так. Современная учебная программа сложнее, интенсивнее и интереснее, чем была раньше. И это сделано отнюдь не для того, чтобы загрузить нынешнее поколение. Современные реалии таковы, что для жизни нам становятся необходимы гораздо более обширные знания, чем раньше. Поэтому увеличилась скорость подачи материала, изменились методы преподавания, чаще применяется инклюзивный подход к обучению. Но многие до сих пор не понимают зачем вводят новые предметы. Например, религиоведение. Пока этот предмет преподается в школах в качестве факультативного. Но согласно приказу Министерства образования и науки, уже со следующего учебного года он войдет в учебную программу для девятых классов.

Предложение ввести этот предмет было сделано еще в 2009 году, но до сих пор не утихают споры между родителями о том — нужно это или нет. Как показывают последние события, этот предмет не просто нужен — он необходим нашим детям. И дело здесь вовсе не в том, что они будут знать обо всех мировых и традиционных религиях, а в том, что они будут защищены от вербовщиков экстремистских и террористических группировок и запрещенных сект. Думаете, что нас это не касается? И напрасно, потому что по официальным данным КНБ РК в Сирии и Ираке воюют более 150 казахстанцев. И их туда вывезли не насильно. Их просто завербовали. И стало это возможным потому что наши граждане мало знают о религии, они не могут понять — в каком случае вербовщик просто играет на религиозных чувствах, приплетая нужные ему, но совсем недостоверные, данные.

Подростки, нынешние школьники, а завтра уже выпускники, находятся в особой зоне риска, потому что не умеют еще все подвергать сомнению, тем более, если это говорит им уверенный состоявшийся взрослый человек. Плюс к этому юношеский максимализм также добавляет «масла в огонь». И единственная возможность избежать этого — это знания. Знания, которые наши дети теперь могут получить не на улице, не в интернете, где также есть большая доля вероятности наткнуться на недостоверную информацию, а в школе. Здесь они с одноклассниками смогут обсудить все аспекты преподавателю, который прошел специальное обучение, которому можно верить. Здесь ответят на все их вопросы и направят к правильным выводам, дадут оружие, против которого бессильны любые ухищрения, — знания. Понимая, что только так возможно избежать трагических последствий и уберечь наших детей, антитеррористический центр СНГ разработал методические рекомендации для ВУЗов и школ, в которых они раскрыли способы деструктивного воздействия вербовщиков на детей и молодежь.

В современном ритме жизни нам далеко не всегда удается уделять достаточно внимания своим детям, из-за чего очень часто мы упускаем из вида их заботы, переживания и действия. И, к сожалению, переносим всю ответственность за них на педагогов. Почему же тогда мы сопротивляемся тому, что государство в стремлении защитить молодое поколение казахстанцев использует самый верный способ? Религиоведение — это не попытка навязать какую-либо религию, и совсем уж точно не агитация стать ближе к высшему началу, это желание защитить от тех, кто не гнушается использовать религию и наших детей в своих темных целях. Так давайте поддержим это начинание и будем учиться вместе с детьми.

Алина Сокол

Зачем школьникам уроки православия: за и против

Минпросвещения решило вернуть в начальные школы изучение основ религии. Предыдущий проект предлагал на выбор предметы основы религиозных культур народов России и основы светской этики. Нужны ли нашим детям подобные уроки и что об этом думают родители?

9 лет с «Основами»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» был введен в школах в 2010 году в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Сперва курс экспериментально запустили в 19 регионах, а с 2012 года по всей стране.

Для изучения могла быть выбрана любая религия, в частности, ОПК — основы православной культуры, учебник для которого написал православный диакон Андрей Кураев. Этот предмет стал особенно распространен в школах, а с 2008 года начала проводиться Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры».

Интересно при этом, что основы православия преподавались в ряде школ еще с 2006 года, но решение о введении предмета в школьную программу принималось на местном уровне, и изучение было скорее факультативным.

Куда без созидательных ориентиров?

Автор учебника по основам православия, диакон Андрей Кураев в пояснительной записке к программе объясняет ее необходимость тем, что в наше время происходит смена ценностных ориентиров.

«В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизации российского общества», — пишет он.

Глава Министерства образования и науки России Ольга Васильева тогда же пообещала, что таких уроков должно стать больше, а чтобы детям было не так тяжело учиться, убрать из программ второй иностранный язык.

«Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали… Второй язык и третий можно и нужно изучать факультативно», — объяснила она.

«Задай Богу вопрос, на который тебе не сумела ответить мать»

Ярче всего позицию родителей, пожалуй, в 2013 году выразил Дмитрий Бондарь. Мужчина обратился в суд с заявлением, что уроки религиозной культуры нарушает его право на нравственное воспитание дочери.

Верховный суд (ВС) РФ отказался отменить преподавание религиозной культуры и светской этики. Юрист Минобразования отметила, что «курс носит общий, обзорный, общеразвивающий характер и никакого культа не содержит».

Заявление Бондаря осталось без удовлетворения.

Тогда же в Челябинской области родители учеников средней школы №15 Миасса подали коллективный иск с требованием предоставить их детям выбор изучать светскую этику, иудаизм, ислам или буддизм. Выяснилось, что из всего обширного курса детям преподавались только основы православия.

Группа родителей за несколько месяцев до похода детей в первый класс с бантами и букетами решили познакомиться с будущей классной руководительницей и посетить школу. Педагог объяснила, что директор школы очень набожная женщина и это отражается на детях. После этого родители оказались на школьном концерте, и пришли в ужас.

Школьный хор исполнил около десяти религиозных песнопений, после чего директор завершила концерт фразой: «Задай Богу вопрос, на который тебе не сумела ответить мать: почему мир такой жестокий?».

«Дети в вашей школе имеют право на радость? Песню «В траве сидел кузнечик» они знают? Почему на стенах только изображения храмов, а в фойе висят иконы? », — спросили родители после окончания концерта, но ответа так и не получили.

Позднее они узнали, что вместо колокольчика в стенах школы звучит колокольный звон, приходящим священникам дети целуют руки, в школе проводятся молебны, а те самые основы православной культуры изучаются с первого класса, хотя программа предусматривает с четвертого.

Процесс тянулся несколько месяцев, но затем городской суд прекратил производство по иску. Родители отказались от своих заявлений, объяснив это тем, что в школе ввели альтернативные занятия. Основы православия в школе остались в тех же объемах, что и прежде.

«Зачем забивать школьникам мозги»

Пользователь Facebook Анастасия Иобидзе поделилась с подписчиками забавным случаем. Ее дочь поинтересовалась, что такое религия, о которой ей сегодня будут рассказывать в школе. И, когда бабушка объяснила, что религия — это то, во что человек верит, девочка пришла в восторг, решив, что речь идет о драконах.

Не все пользователи нашли новость веселой. Многие родители, которые делятся своими переживаниями в соцсетях, уверены, что дети слишком малы для таких уроков, и они точно не обязательны.

«Прошлое человечества изучает наука история. Не все понимают, что религиоведение — раздел истории. Историю в школе изучают. Всё, что можно узнать о религии, изучает история. Зачем придумывать дополнительные предметы, забивая школьникам мозги, и так до предела загруженные?» — недоумевает Лев Раскин.

«Политикам (государству) нужен контроль над человеком от рождения и до смерти. А чтобы человек был политикам (государству) подконтролен, у него должны быть мозги забиты определённой хреновиной. Это ясно просматривается при любом режиме», — отвечает ему на это Александр Кашкавал.

Антирелигиозный саботаж, как способ выжить

Наш источник, отец троих детей, пожелавший сохранить анонимность, признался, что не просто осуждает подобные уроки, но и намерен их всячески саботировать.

Он планирует постоянно напоминать детям, что бога нет, а религию придумали слабые люди, не желающие брать ответственность за свою жизнь.

«Во-первых, никакого выбора они не дают. Ислам, православие, буддизм, иудаизм. А как же летающий макаронный монстр? Они скажут, что это не религия, но, серьезно, а что такое религия? Никаких научных доказательств у нее нет, это пшик. Смешно всерьез обсуждать такие вещи в наше время», — считает он.

«Учить уважению и терпимости нужно с ранних лет»

Многие родители, тем не менее, считают эти уроки полезными и важными для воспитания их детей.

«Детей не учат любви. Вы скажете, что заниматься этим нужно в семье? Конечно, нужно. Но многие ли занимаются?

В результате наши прекрасные, умные, «упакованные» дети больше всего ценят себя самих и горстку своих друзей, часто виртуальных, из Интернета.

Люди, отличные по своим взглядам, верованиям, традициям, уже и за людей порой не считаются.

Учить толерантности, уважению, терпимости нужно с ранних лет. И не стоит уповать в этом только на семью. Тогда есть шанс, что нынешние школьники через пять — десять лет не выйдут с ножами и битами на улицы, стремясь уничтожить тех, кто на них по тем или иным причинам не похож», — рассказала Елена Кривякина «Комсомольской правде».

Другой наш источник, мама двоих детей с большой разницей возрасте, уверена, что родители, настаивающие на светском воспитании детей, делают ровно то же самое, в чем обвиняют религиозных родителей.

«Я как считаю: вот мы учим детей, что бог есть и настаиваем на этом. Другие учат детей тому, что бога нет. И что? Мы оба лишаем ребенка выбора, по сути. Говорить, что так поступают только верующие родители, значит не видеть бревна в своем глазу.

Родители учат ребенка тому, что считают нужным. Я учу, что надо помогать младшим, почитать старших, не класть локти на стол и молиться богу. Может быть дети вырастут и решат по другому, но пока решаю я», — заявила она.

В целом пока что ситуация складывается таким образом, что довольны родители или нет, отказаться от подобных уроков ребенок не сможет, как не может отказаться от уроков, скажем, физкультуры. Хотя от нее еще можно получить освобождение.

Истории знакомо обращение в религию целых народов, пусть это не всегда получалось сделать мирно.

Как знать, может быть, у нас вырастет целое поколение глубоко верующих людей, чтящих религию (одну из) своей страны.

А может быть это поколение, окончив школу, до конца жизни будет обходить церкви и всё, что с этим связано по кривой дуге.

Религия и правда учит любви, но любить по принуждению невозможно.

Навязывание религии в школах

Вот как на деле выглядел «выбор» курса по основам религии в нашей мытищинской школе.

Внимательно изучив официальное учебное пособие «Основы православной культуры», написанное хорошо известным священнослужителем РПЦ А.В. Кураевым, мы убедились, что в нем общекультурные рассуждения и общепринятые этические нормы смешаны с навязыванием религиозной идеологии в миссионерском ключе (концепция первородного греха, бог как творец всего сущего, религия как основа этики и т.п.). Сам Кураев называет подобную тактику «агрессивным миссионерством»: «Агрессивное миссионерство — это просто впечатывание в чужой текст нужных мне смыслов».

Вне зависимости от личности преподавателя и его личного отношения к предмету, стилистика учебного пособия позволяет однозначно трактовать модуль «Основы православной культуры» как религиозную проповедь.

На родительском собрании нам сказали, что якобы «выбор» модуля ОПК решен не в школе, а выше, и «ничего сделать нельзя». Мы так не считали и не согласились с предложением «просто не ходить на занятия, раз вас это так задевает». Мы написали довольно жесткое письмо (ниже есть ссылка на оригинал), и с ним отправились поначалу к директору — чтобы дать школе шанс самой навести порядок, не обращаясь с жалобами в Минобр и прокуратуру.

Параллельно мы разместили свое письмо в сети, поскольку полагали, что подобные нарушения закона могут быть массовыми. Результат превзошел все ожидания, мы получили массу откликов и перепостов, звонки из СМИ, ссылки от популярных блогеров и т.п. Понятно, что представители СМИ сразу дозвонились в школу и там поднялся форменный переполох.

К чести руководства школы, они сразу же принялись деятельно исправлять ситуацию. Родителям уже выданы новые листки, где предложено выбрать один из трех модулей: ОПК, «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур». В ближайшую неделю, как можно надеяться, ситуация нормализуется и законные права детей и их родителей будут восстановлены.

В процессе изучения поступивших откликов выявилась тревожная ситуация. Есть все основания полагать, что инициатива навязывать модуль ОПК «по умолчанию» исходит не от руководства школы, а навязывается свыше (об этом тоже можно почитать по ссылке), хотя прямо об этом в самой школе говорить явно опасаются.

Поскольку во многих откликах звучала благодарность за составленное письмо, которое можно теперь использовать как образец для собственных заявлений, мы дополнительно написали еще некоторые советы родителям.

Не соглашайтесь на противозаконные компромиссы, наиболее очевидным из которых является попытка кулуарно договориться в стиле «ваш ребенок может просто не ходить на эти занятия».

  1. Ваша реальная сила — следование законам нашего, пока еще светского, государства. Ступив на тропу беззакония, вы становитесь соучастником преступления, и вами уже можно манипулировать.
  2. Ваш ребенок непременно почувствует враждебность одноклассников, вынужденных «париться» на богословских занятиях, пока их товарищ «отдыхает».
  3. Нельзя забывать, что страдает не только ваш ребенок, которого вы можете защитить лично, но и дети родителей, у которых недостаточно опыта для осознания проблемы или сил для сопротивления административному давлению.
  4. В школе всегда очень сильна инерционность — выбор этого года наверняка будет транслирован на последующие годы, а для новых недовольных задача существенно усложнится — появится аргумент «уже не первый год так работаем и все довольны, ради вас одного мы не можем перевернуть весь учебный процесс».
  5. Подковерные договоренности остаются вне официальной статистики и тем самым дают церковникам желанные возможности для манипуляций, которыми они всегда охотно пользуются.
  6. Публичное пресечение противоправных действий дает нам важные прецеденты, помогающие преодолеть беззаконие в других аналогичных ситуациях. Нарушающие закон не боятся частных исключений, но очень не любят публичности.

В одной из московских школ модуль ОПК якобы выбран «большинством голосов родителей». Эта завуалированная форма принуждения так же незаконна, как и наша, откровенная. Никто не в праве принуждать вашего ребенка к изучению религии. Аргументы школы в стиле «у нас нет денег, учителей и вообще возможности обеспечить разнообразие модулей» опираются на реальную проблему, и поэтому не следует отвергать их с порога. Разумным компромиссом является назначение единым для всех модуля «Основы светской этики» — против него обычно не возражает никто из родителей, и он не нарушает конституционных прав граждан, поскольку не содержит ни религиозной, ни атеистической пропаганды. Модуль «Основы мировых религиозных культур» кажется нам даже более интересным и полезным, но может встретить возражения со стороны верующих родителей, опасающихся «бесовских сказок» своих религиозных конкурентов. Если на «светский» компромисс школа не соглашается и навязывает модуль религиозный — требуйте законного права на выбор модуля индивидуально для вашего ребенка.

Одной из важнейших проблем остается качество учебных пособий (ну и уровень подготовки учителей). В нашей школе выбор «Основ православной культуры» объяснили еще и тем, что этот учебник «понятно написан», в отличие от «мутного» учебника по «Основам светской этики». Не следует забывать, что образованные церковнослужители часто владеют русским языком и методами доступного изложения куда лучше, чем светские методисты. Понятно, что из двух зол — «методическая невнятность» и «религиозная пропаганда» приходится выбирать первое. Но еще лучше — организовать кампанию в поддержку написания действительно сильных учебников по «Основам светской этики» и «Основам мировых религиозных культур». Очевидно, что по-настоящему полезное учебное пособие по этике и истории религий может быть адресовано только старшеклассникам, а пропаганда церковников обращена на младшие классы именно потому, что целью ставится промывка мозгов, а не понимание. Но поскольку объективная ситуация сейчас именно такова, нужно найти методы увлекательного научного изложения вопросов этики и религиоведения для нужд 4–5 классов.

Претензии родителей касаются предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая была введена в обязательную часть программы 5-9-х классов 1 сентября 2015 год, пишет газета «Коммерсантъ». В прошлом году столичный департамент образования запустил в 40 школах эксперимент по обязательному изучению предмета в объеме одного часа в неделю. Родителям пятиклассников было рекомендовано выбрать между двумя учебниками: пособием «Православная культура» и курсом «Истоки».

Против эксперимента выступили родители детей, которые учатся в московской школе N2065. Мама ученика школы Инна Герасимова рассказывает: «В сентябре на родительском собрании нам сообщили про эксперимент департамента образования. Никакого выбора не было — сказали, что все пятиклассники раз в неделю будут ходить на урок «Истоки», отказаться нельзя». Однако Инна Герасимова категорические не согласна с материалами, которые содержатся в учебнике по новому предмету: «Там постоянно говорится про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей, совершенно серьезно рассказывается про чудеса, которые творят иконы». По ее словам, против навязывания религиозных представлений выступили и православные родители, и иудеи, и католики, и мусульмане, и адвентисты, и атеисты.

В школе с пониманием отнеслись к жалобам родителей, но сказали, что отказаться от предмета не имеют права, так как это инициатива департамента. На родительском собрании все 24 присутствующих родителя подписались под обращением в столичную прокуратуру. В их жалобе говорится, что «поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием», родители будут вынуждены регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя. Это, по их мнению, разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом. Заодно родители просят проверить, не было ли коррупционной составляющей при выборе московскими чиновниками «Истоков» в качестве пособия.

В департаменте образования Москвы, в свою очередь, сообщили изданию, что «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не являются «приобщением к религиозной практике, изучением ритуалов какой-либо религиозной конфессии». Чиновники утверждают, что учебные пособия «Истоки» и «Православная культура» были выбраны «коллективами педагогов по итогам заседаний педагогических советов и изучения мнения родителей». При этом, кроме этих пособий, родители имеют право потребовать «включить темы, связанные с духовно-нравственной культурой народов России в программы по истории, обществознанию, литературе, музыке, изобразительному искусству». Либо вообще ограничиться «посещением экскурсий в исторических музеях и концертов российских музыкантов».

Курсы «Истоки» и «Социокультурные истоки» разработаны в начале 2000-х под эгидой РАЕН (Российская академия естественных наук — общественная организация, которая не имеет отношения к Российской академии наук).

Есть у меня очень хороший друг и как часто водится – его проблемы и все то, с чем он сталкивается в жизни, он обсуждает со мной за посиделками в бане с мужиками.

В конце статьи – пруфы.

Я бы хотел попросить дать правовую оценку таким текстам, опубликованным на сайтах школ.

Комменты для минусов прилагаются.

Дальше публикую с его слов.

«Живут над нами соседи, почти друзья семьи. И наши дети очень плотно общаются и иногда даже ужинают вместе то у них, то у меня. Руслан, мой сосед – очень религиозный человек, но при этом он очень лоялен к другим религиям и атеистам. И когда мой ребенок проводит вместе с их сыном время, никакого навязывания нет. Молитва перед едой – не в счет, в чужой храм, как говорится, со своим уставом не ходят, я все понимаю. И ребенок мой понимает, что это свод некоторых действий, ценных для семьи наших соседей. Но когда встал вопрос о том, что же изучать в школе по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», он мне дал распечатку, которую распространяют среди верующих. Так называемая «экспертная оценка» предметов по курсу. А в ней – критика светской этики и краткого курса других религий. А если не эти два предмета, то многие выберут православие, даже не разбираясь. Мол, родители верили, мы верим, и дети пусть изучают, а то всякую ересь хотят преподавать нашим чадам.»

По прочтению этой распечатки моя жопа прожгла стул.

С официального сайта «ОТДЕЛА РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

Вот пару цитат для ЛЛ:

«Эти модули имеют четкую структуру, хорошо продуманы методически. Они опираются на традиции вероисповедания, однако носят не вероучительный характер, а культурологический»

Конечно, давайте учить вере, а не культуре.

«Модуль «Основы мировых религиозных культур» информационно перегружен. . На незрелый мозг ребенка, не имеющего достаточной базы для понимания сути явлений, планируется немыслимый объем содержания, например, такого урока «Возникновение религий. Религии мира и их основатели». Урок 23 «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» является духовно небезопасным, поскольку, не имея духовной защиты, ребенок может духовно и психически повредиться, изучая религиозные ритуалы и обряды чуждых религиозных культур.

Фактически навязывается крайне опасная для школьников этого возраста религиозно-мировоззренческая эклектическая смесь из фрагментов множества религий. «

Духовно повредится, блеать. Да я от этих строк я понес духовное повреждение виде психических ожогов на пальцах, когда пытался потушить пламя.

«. в пособии по светской этике формируется недопустимо упрощенное, примитивное, ценностно выхолощенное по содержанию понимание понятий «добро» и «зло», «духовный мир», «доброе поведение», «добродетель». «Основы светской этики» формируют у детей установки «разумного эгоизма», растлевающие сознание гедонистические установки, ошибочные представления о важнейших нравственных категориях, идеалах. Родители, которые по незнанию выбрали этот модуль для изучения их ребенком, могут столкнуться с серьезными проблемами своих детей в подростковом возрасте, поскольку заложенные в курсе светской этики понятия являются вредными для нравственного развития и здоровья детей.»

И эта «экспертная» оценка мало того, что распространяется среди людей, так ее еще постят на сайтах школ. И я не удивлюсь, если ему ее дали в школе.

Почему я так думаю? Вот пруфы, которые я понадергал с первых страниц гугла, а там их еще очень много:

(пикабушечка не пускает ссылки на u c o z и народ.ру , сорян, заменяйте)

Ищем в документе заглавие раздела «Информация о модулях курса ОРКСЭ.» Информация! По факту – копия оценки с сайта СПб епархии.

sch51.ru Сайт средней общеобразовательной школы № 41

sch51.ru/docs/ORKCE_modul.doc – сам документ. Все то же.

Но не смотря на все старания, атеистический лагерь еще держится. 21 человек выбрали светскую этику в 15-16 годах. http://sch51.ru/docs/ORKCE_inform.jpg

Опубликовано в августе 16 года, Урагубская школа. Опять же «поскольку заложенные в курсе светской этики понятия являются вредными для нравственного развития и здоровья детей.» Тьфу.

Обращение еще одно, уже Питер:

kovdorschool3.юкоз.ru МБОУ основная общеобразовательная школа №3 г. Ковдора Мурманской области

Управление образования Ковдорского района:

п.с. К религиям отношусь спокойно, покуда мне и моим близким их не навязывают обманом или манипуляциями. Спасибо тебе, человек, осиливший многобуков.

Вера должна оставаться в сердцах людей и должно быть право выбора, без манипуляций, какой веры или мировоззрения человек может придерживаться.

Религиозное образование в Республике Узбекистан

Краткий обзор системы религиозного образования в зарегистрированных религиозных учреждениях и образования по религии в государственных школах и институтах в Республике Узбекистан

Можно ли утверждать, что государственная система образования в Вашей стране стремится представлять религию и религиозные вопросы в положительном свете и в качестве источника толерантности?

Религиозная политика в Республике Узбекистан основывается на принципах светского характера государства и его толерантности, т.е. веротерпимое и равноправное отношение ко всем религиям, стремление государства к развитию здорового и конструктивного сотрудничества с религией. Базовым является то, что в Узбекистане существует и развивается поликонфессиональное общество.

Позитивные изменения, произошедшие в государственной политике за годы независимого развития страны в сфере религии, обусловили также коренные перемены в образовательной сфере, позволившие решение широкого спектра вопросов, связанных с совершенствованием системы религиозного образования в Узбекистане.

Наиболее важным шагом в этом направлении стало принятие Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» (новая редакция была принята парламентом страны 1 мая 1998 г.). В частности, согласно его статьям:

  • Не допускается какое-либо принуждение …в получении религиозного образования… вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а также обучение их религии, вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих (Статья 3).
  • Система образования в Республике Узбекистан отделена от религии. Не допускается включение религиозных дисциплин в учебные программы системы образования.
  • Право на светское образование обеспечивается гражданам Республики Узбекистан независимо от их отношения к религии (Статья 7. Система образования и религия).

Основываясь на вышеизложенном, в то же время следует отметить, что государственная система образования включает в учебные программы преподавания таких дисциплин как «История религий мира» в 9 классе средней школы, «Основы религиоведения» и «Духовно-просветительские основы борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом» в форме специальных курсов – для академических лицеев и колледжей. Учебные программы первых курсов вузов содержит учебный предмет «Основы духовности: религиоведение».

При этом предпочтение не отдается ни одной из религий, исключается, пусть даже косвенная, пропаганда какой-либо из них, преследуется цель – предоставить сведения общего, исторического плана о возникновении и развитии той или иной религии. При этом особое внимание уделяется на воспитание каждого учащегося и студента в духе религиозной толерантности, уважительного отношения к представителям другой конфессии.

Такая целенаправленная деятельность позволяет в целом создать условия для воспитания молодого поколения с твердыми убеждениями и устойчивыми взглядами, формирования у него правильного и сознательного представления о религии, способными противостоять влиянию религиозного экстремизма и терроризма.

Существует ли проблемы с квалификацией кадров в государственной системе образования?

В государственной системе образования существует целый цикл курсов повышения квалификации для преподавателей средних школ, академических лицеев и колледжей, вузов в целом, и учителей, занимающимся преподаванием указанных выше предметов, которые охватывают и «религиозную тему». В зависимости от стажа работы и специальности они в течение длительного времени, периодами проходят многоступенчатую систему переподготовки и повышения квалификации: на областном, ведомственном и республиканском уровнях.

В системе подготовки соответствующих кадров для системы образования, в том числе духовной сферы, а также формирования у молодежи адекватного отношения к религиозному фактору особое место занимает Ташкентский исламский университет, образованный в 1999 году по инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова.

Одним из наиболее важных звеньев повышения квалификации является факультет повышения квалификации и переподготовки кадров этого вуза, в том числе преподавателей по учебному курсу «Религиоведение и основы духовности», специалистов, занимающихся религиозной проблематикой. В программу обучения включены и вопросы борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. С 2000 года по настоящее время на данных курсах подготовку прошли 49 236 представителей общественных организаций, специалистов сферы образования и педагогические кадры, для 37 163 из которых курсы были организованы на местах. Из этого числа более 4000 слушателей относятся к категории профессоров и преподавателей высших — светских учебных заведений, преподающих учебные дисциплины религиозной направленности, учителей религиозных учебных заведений и экспертов.

Имеются ли качественные учебные и пособные материалы?

Серьезные проблемы с учебными и пособными материалами в зарегистрированных религиозных учреждениях отсутствуют, поскольку процесс модернизации за годы независимости затронул и религиозную систему образования. За прошедшие годы в основном преподавателями этих учреждений и религиозными деятелями республики создано более 20 учебников и учебных пособий, предназначенных для этой категории студентов и учащихся. В их числе цикл сборников муфтия Узбекистана У.Алимова под общим названием «Вы спрашивали», охватывающий 2007-2013 гг. и содержащий ответы на широкий круг вопросов по Фетву и современным аспектам фикха (исламского права), «Перевод Значений смыслов Корана», автор шейх А.Мансуров, зампредседателя Духовном управлении мусульман Узбекистана (ДУМУ), «Ислам и фундаменталистские течения», учебное пособие, 2013 г., принадлежащее перу зампредседателя ДУМУ А.Тулепова, а также книга “История общественно-политических и религиозных течение народов Центральной Азии”, 2011г., коллектив авторов.

Указанные материалы используются в учебном процессе студентов Ташкентского исламского института при ДУМУ. В то же время, согласно установленным правилам, при преподавании общественно-гуманитарных дисциплин (так называемого «первого блока») используются учебники и другие учебные материалы, предназначенные для светских учебных заведений. Осуществляемая с 1999 года практика внедрения в зарегистрированных религиозных учреждениях (Ташкентский исламский институт при ДУМУ и 9 средне — специальные духовные исламские учебные заведения) новых учебных планов и программ, приближенных к «Государственным стандартам образования», способствовала расширению диапазона знаний у обучающихся и установлению ими диалога со светской наукой и духовной сферой.

Особо стоит отметить Научно-исследовательский центр исламоведения Ташкентского исламского университета, в рамках фундаментальных и прикладных направлений исследований занимающийся изданием учебников, учебных программ и пособий (только лишь за 2011-2013 гг. подготовлено более 20 учебных и пособных материалов) по религиоведению – исламоведению, философии ислама для учреждений светской образовательной системы и широкой общественности, основная часть которых включены и в учебные программы религиозных учебных заведений.

Можно ли утверждать, что эксперты, отвечающие за подготовку и выпуск этих материалов, имеют достаточный уровень образования и профессиональной подготовки? Если да, то какую подготовку они проходят?

Эксперты, осуществляющие деятельность в этой сфере, в целом отвечают требованиям, предъявляемым к такой категории госслужащих, как с точки зрения профессиональной подготовки, так и их уровня образования, которые, как правило, прежде всего, имеют соответствующую теоретическую и практическую базу для проведения такой деятельности. В обязанности экспертов, в том числе вменяется работа по осуществлению мониторинга книг и других печатных изданий религиозной направленности.

Хорошим подспорьем в данной сфере является Положение о порядке осуществления деятельности по изготовлению, ввозу и распространению материалов религиозного содержания на территории республики, утвержденное Правительством Узбекистана в январе 2014 года. Теперь данная деятельность допускается только после проведения государственной религиоведческой экспертизы. Для ее проведения контрольный экземпляр и необходимая информация о материалах, предназначенных для изготовления, предварительно представляются в Комитет по делам религий при Кабинете Министров. Этот орган будет проводить экспертизу религиозной литературы, он же ведет Единый реестр заключений государственной религиоведческой экспертизы.

Каковы отношения между зарегистрированными религиозными учреждениями и процессом подготовки учебных и пособных материалов?

Согласно законодательства Республики Узбекистан, нельзя включать в учебные программы системы образования религиозные дисциплины, это не касается предметов, которые дают информацию о религии. В процессе преподавания таких предметов представляются сведения энциклопедического характера о мировых и национальных религиях, связанными с ними обрядах и ритуалах. Этим дисциплинам не свойственен «религиозный дух».

Зарегистрированные религиозные учреждения осуществляют преподавание по всем дисциплинам в основном по своим учебным материалам, за исключением общегуманитарных предметов, а также иностранным языкам. Учебники и другие учебные пособия готовятся самим преподавательским составом этих учреждений, имеющим большой опыт работы в системе религиозного образования.

В то же время нужно отметить, что в учебниках «Религиоведение», «История религий мира» даются сведения практически об основных религиях и религиозных обрядах и традициях, в предметы «Религиоведение», «Этика», «Основы духовности», «Литература» включен ряд тем, содержащие ояты из Корана, хадисы и ривояты (предания, сказания), призывающие к гуманности, патриотизму, уважению к родителям и добрым взаимоотношениям между людьми.

Каковы отношения между зарегистрированными религиозными учреждениями и образовательными процессами в государственных школах?

По «Закону об образовании» Республики Узбекистан не установлен предельный возраст для получения высшего образования, в то же время имеют место возрастные ограничения в некоторых религиозных учебных учреждениях для поступления в них, которые составляют от 35 до 40 лет.

Согласно 4-статье 9-раздела «Закона о свободе совести и религиозных организациях» запрещается преподавание религиозного образования в частном порядке.

Представители зарегистрированных религиозных учреждений принимают участие в духовно-просветительских мероприятиях, проводимых в государственных образовательных организациях, способствуя пропаганде общечеловеческих ценностей, места и роли религии в жизни общества.

Дополнительно также можно отметить несколько моментов:

  • принимаются целенаправленные меры по поднятию уровня общей подготовки служителей культа, в чем существенную роль играет Международный центр Имама Бухари в Самаркандской области, созданный 23 мая 2008 года на базе Центра изучения хадисов. Одно из основных направлений деятельности Центра — организация курсов повышения квалификации для имамов действующих мечетей Республики. Занятия проводятся видными государственными и общественными деятелями, учеными экономистами, правоведами, историками, политологами, а также известными религиозными деятелями.
  • ярким выражением изменений в сфере религиозного образования является внимание подготовке компетентных религиозных кадров в достаточном количестве. В этом плане особое место занимает Постановление N 364 Кабинета Министров Республики Узбекистан, принятое 22 августа 2003 года. Согласно этому Постановлению, дипломы, выдаваемые выпускникам Ташкентского исламского института и средних специальных религиозных учебных заведений, где даются параллельно и религиозные и светские предметы, были приравнены к государственным документам об образовании. Это позволило выпускникам активно интегрироваться в общественно-политическую жизнь общества, продолжить учебу в системе государственного высшего образования.

Данный материал подготовлен для международной конференции «Религия и общество», 24-25 февраля, Бишкек, Кыргызская Республика.

В школе надо преподавать основы православной культуры, а не религиоведение, убежден Патриарх


Архив NEWSru.com Предмет «Основы православной культуры» является не религиозной, а культурологической дисциплиной, убежден Патриарх
Архив NEWSru.com

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II убежден, что курс по «Истории мировых религий» или «Религиоведение» не сможет стать альтернативой предмету «Основы православной культуры», на введение которого в российских школах настаивает Русская православная церковь (РПЦ). «Иногда слышатся призывы ввести в школьную программу «Историю мировых религий», «Религиоведение» или иные подобные предметы, предлагаемые в качестве альтернативы православной культуре. Речь идет о сугубо информативных знаниях, которые не смогут посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений», — сказал Алексий II, открывая накануне в Москве XIII Международные рождественские образовательные чтения, сообщает РИА «Новости».

«Убежден, что такой набор информации не разрешит главной проблемы: острой нужды в нравственной мотивации поступков», — пояснил Патриарх.

По его словам, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину — мало знать сухие исторические факты. «Для этого нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетеле», — сказал Алексий II.

«Выступая за введение школьного предмета «Основы православной культуры», который, не устану повторять, является не религиозной, а культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации», — заявил Патриарх.

Церковь должна протянуть руку помощи педагогам и людям творчества

Церковь должна помочь педагогам и людям творчества в решении их социальных проблем и в воспитании подрастающего поколения, заявил также Патриарх. По его словам, творческая интеллигенция, особенно в глубинке, оказалась в крайне стеснительном материальном положении. «Их труд стал цениться неоправданно низко. И Церковь обязана протянуть им руку помощи — ведь именно они, несмотря ни на что, остаются хранителями нашего культурного богатства и наших нравственных ценностей» — сказал Алексий II.

«Правящие архипастыри должны стать ходатаями перед региональными властями за свою интеллигенцию, способствовать проведению научных конференций, художественных выставок, концертов, литературных вечеров, тем самым участвуя в формировании культурной политики России», — подчеркнул Патриарх.

«Судьба России, ее будущее — в руках пастырей, педагогов, воспитателей, учителей, журналистов, людей творчества», заявил он.

Патриарх выразил твердое намерение поддержать «тех, кто, несмотря на сохраняющиеся экономические и социальные тяготы, находит силы отдавать свое сердце подрастающему поколению». «Именно на этих людей, с их опытом и знаниями, духовенство может опереться при осуществлении церковных инициатив», — отметил предстоятель РПЦ.

Нравственный потенциал Церкви поможет преодолеть демографический кризис

«Для того, чтобы Россия и другие славянские страны СНГ вышли из демографического кризиса, необходимы не только усилия государства, но и опора на нравственный потенциал Церкви», — сказал в своем выступлении Алексий II.

«Катастрофическое падение численности населения не может быть объяснено лишь экономическими факторами. Наше Отечество переживало и более трудные в экономическом отношении периоды, но такого вымирания народа в мирное время не было никогда», — отметил Патриарх.

По его убеждению, формирование идеала крепкой семьи должно стать одной из главный задач СМИ, а люди, усыновившие ребенка, должны получать мощную государственную и общественную поддержку. В своем выступлении Патриарх затронул также проблему нарастающего притока мигрантов из-за рубежа. «Очевидно, что далеко не все люди, желающие стать нашими согражданами, принадлежат к православной традиции. Это, однако, не означает, что они должны быть чужды нашей исторической памяти и нашему духовному наследию», — сказал Алексий II.

«Надеюсь, что государственная власть с вниманием отнесется к вопросу инкультурации своих потенциальных граждан», — подчеркнул Патриарх. По его словам, не последнее место в этой работе может занять обучение основам православной культуры.

Тернистый путь к сердцам учеников – Коммерсантъ Санкт-Петербург

Еще в 2016 году министр образования и науки РФ Ольга Васильева обещала, что изучению основ религиозных культур и светской этики будет отведено больше времени и преподавание предмета будет развиваться. Однако далеко не все родители и учителя считают, что предмет необходим в школьной программе.

Напомним, курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) введен в школьную программу в 2012 году. Он преподается в четвертом (иногда пятом) классе и на его изучение отводится 34 часа — один урок в неделю.

«Это обязательный предмет в школьной программе, который представлен шестью модулями на выбор. Отдельно основы четырех мировых религиозных культур (христианство — точнее, православие, как самая распространенная религия в России; ислам; иудаизм; буддизм), основы мировых религиозных культур в совокупности (история религий) и основы светской этики (морально-нравственное и патриотическое воспитание без религиозного подтекста). Таким образом, каждая семья может выбрать тот модуль, который считает нужным для развития школьника»,— рассказывает Олег Иванов, конфликтолог.

Благие цели, ради которых этот курс был введен в школьную программу, понятны и близки практически каждому человеку. «Необходимость в данном предмете возникла из мультикультурной и мультирелигиозной специфики нашей страны. Думаю, что задумывался предмет составителями как некая совокупность знаний, позволяющая еще в детском возрасте привить базовые нравственные ценности. Кроме того, курс, вероятно, задумывался как дающий представление о том, что рядом живут представители разных религиозных культур и что это нормально и естественно»,— считает Алексей Филиппов, предприниматель.

Поэтому научить людей жить вместе — одна из задач курса. «По замыслу это предмет, который через культуру знакомит ребенка с этическими и эстетическими ценностями той или иной религиозной традиции: через поэзию, живопись, архитектуру, музыку, созданную на базе, скажем, христианства или ислама. И если он (человек), идя по городу, будет узнавать, что вот это — мечеть, это — дацан, а это — православный храм,— у него будет больше шансов научиться уважать чужую веру, без чего невозможно ценить и уважать свою»,— считает Маргарита Шилкина, кандидат философских наук. Кроме того, эксперт отмечает, что невозможно всерьез узнать характер русского народа, его историю, ничего не зная о православии.

Такие цели курса вызвали в обществе в целом позитивный отклик. Как показал опрос ФОМ, проведенный в конце первого учебного года, когда преподавался предмет ОРКСЭ, положительно отнеслись к новому предмету 50% россиян, резко отрицательно — всего 14%.

Благими намерениями…

Но, как известно, высокие цели и задачи не являются гарантом получения ожидаемого результата, так как серьезно искажаются на этапе практической реализации идеи. В преподавании «Основ религиозной культуры и светской этики» в российских школах зачастую встречаются две крайности. «Первая — попытка превратить этот предмет в катехизацию школьника (то есть не знакомство с культурой, а собственно введение в традицию веры), а это принципиальная ошибка. Ведь учитель — не миссионер и не катехизатор, даже если он человек верующий и укоренен в своей традиции. Одно дело — самому быть верующим, совершенно другое — передавать веру другому человеку»,— отмечает Маргарита Шилкина.

Другая крайность, которая уже заложена в программу государством, по мнению эксперта,— это попытка превратить этот курс в преподавание патриотизма. «Но, понимаете, патриотизм нельзя преподавать. В нормальном случае патриотизм — это любовь, а любовь — это то, что передается через семью, общение с соседями, через возможность узнать свою историю, культуру, своих предков, как они жили, как собирали эту землю. Об этом нужно рассказывать на предметах гуманитарного цикла в школе и вузе, но для этого не надо десять раз произносить слово «патриотизм»»,— отмечает госпожа Шилкина. И эти две крайности вызывают протест и у многих родителей, учителей и общественности в целом.

Кроме того, в преподавании любого предмета, задачей которого является формирование неких нравственных ценностей, значительно возрастает роль личности педагога. «При всех учебниках и методических пособиях, роль преподавателя здесь больше, чем в любом другом предмете. Личные взгляды математика или географа в минимальной степени влияют на качество преподаваемого предмета. Когда речь заходит о религии, тем более в столь многонациональной стране, как Россия, предмет приобретает сугубую деликатность»,— считает предприниматель Николай Буканев. Отношение учителя к вере вообще, к отдельным религиям и их представителям в частности может активно проявляться и сеять в учениках убеждения, с которыми они выйдут на перемену, придут в свой двор, выйдут в интернет. В одном классе могут за партами сидеть дети из семей атеистических взглядов, христианских, мусульманских, буддистских и других. «Рассказав им с большим вдохновением об одной религии, нечаянно подчеркнув ее правильность, можно посеять ненужное разделение между детьми, а также сформировать отношение к школе вообще. Как может человек любить школу, где он услышал, что про веру его семьи говорят не столь почтительно, как он мог бы себе представить»,— отмечает эксперт.

Таким образом, цели и задачи курса одобряются обществом. В то время как процесс преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики» вызывает больше всего споров среди родителей, педагогов и общественности, деля их на две противоборствующие стороны.

Одни предлагают сохранить предмет в школьной программе, всерьез изменив подход к преподаванию курса.

По мнению Маргариты Шилкиной, с детьми можно и нужно говорить именно о культуре, о различении добра и зла, о красоте и безобразии, о произведениях искусства, о моделях, ценностях поведения на примере притч или каких-то сюжетов. И если бы это так и преподавалось, то этот предмет, с одной стороны, вводил бы детей в эту базовую область культуры, а с другой — он бы не сталкивал друг с другом верующих детей из разных семей (христианских, иудейских, исламских), а, наоборот, показывал бы им, что основы различения добра и зла в этих религиях очень близки. И тогда его бы поддержали все — и верующие, и неверующие родители и учителя.

Кроме того, многие родители и педагоги, как отметил Алексей Филиппов, считают, что этот курс введен в программу слишком рано и что более целесообразно было бы давать эти знания детям в более старшем возрасте, когда уже усвоены хотя бы базовые основы истории, географии и литературы.

Сторонники другого лагеря считают, что в школьных стенах преподавание такого курса нецелесообразно и бесполезно. «Заниматься воспитанием детей должна не только школа, но и семья. Вернее, в первую очередь семья. Как гласит известная пословица: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!» Если же духовно-нравственные уроки, которые дает школа, не соответствуют тому, что дети видят дома, то любые подобные программы и уроки будут бесполезны»,— считает Олег Иванов.

Вопросы религии затрагиваются на уроках истории, географии, культурологии, но в контексте темы, и фокусировка не происходит на тонкостях вероучений. По мнению Николая Буканева, этого вполне достаточно для того, чтобы человек понял, что существуют различные конфессии, что у них есть отличия. Остальное необходимо отдать семье. От школы требуется воспитание людей в уважении друг к другу вне зависимости от религиозных, национальных, культурных и иных особенностей. Поэтому важно продвигать эту идею в рамках всей школьной программы, а не отдавая на откуп факультативным предметам.

Светлана Попова

Майор религиоведения, B.A. Степень

Почему выбирают Назарет для изучения религии?

Понимание силы религии в истории и культуре человечества. Сравнение религий, чтобы оценить их сходства и различия. Достижение собственной разумной, сострадательной духовности. Это лишь некоторые из тем, которые мы изучаем в программе получения степени по религиоведению.

На этой специальности вы присоединитесь к сообществу ученых, увлеченных связями между академическим изучением религии и тем, что значит решать проблемы и возможности жизни в 21 веке.Наш подход является междисциплинарным по своей природе и на практике, создавая условия для того, чтобы вы могли опираться на перспективы истории, литературы и философии, здравоохранения и управления бизнесом, теологии, естественных и социальных наук и изобразительного искусства, чтобы назвать несколько .

Вы будете исследовать вопросы смысла и цели, которые задает человечество в каждой культуре и каждом периоде времени, открывая общие темы религий и понимая их живительные различия. И в рамках этого интеллектуально сложного путешествия вы можете участвовать со студентами из разных религиозных традиций в национальных программах лидерства.

Как могут подтвердить наши студенты и выпускники, нет предела тому, каким образом академическое изучение религии может внести существенный вклад в вашу профессиональную жизнь — от образования и физиотерапии до бизнеса и права, государственного управления и пастырского служения, среди многих других .

Основные моменты программы

  • Выпускники выбирают самые разные профессии, включая юриспруденцию, образование, социальную работу, бизнес, служение и консультирование.
  • Наш отдел сотрудничает с Центром межконфессиональных исследований и диалога Хики, Центром международного образования, второстепенными азиатскими исследованиями и Кафедрой католических исследований Шеннона.
  • Сплоченное сообщество ученых; маленькие классы; возможности для краткосрочных программ обучения за рубежом с преподавателями кафедры.
  • Мультикультурный и межконфессиональный контекст для изучения религии в рамках программы первого года обучения в Назарете, партнерства в области служения и обучения, общественных работ и гражданской активности.
  • Профессиональное развитие в контексте гуманитарных наук посредством индивидуально разработанных стажировок для подготовки к обучению в аспирантуре и/или профессиональной карьере.
  • Специалисты по религиоведению могут выбрать двойную специальность или дополнительную специальность в смежных областях обучения и профессиональных знаний.
  • Варианты обучения за границей: выберите один из многих вариантов обучения за границей, предлагаемых Центром международного образования.
Варианты программы, требования и описания курсов

Связанные специальности и истории

Узнайте о степенях. Посмотреть опыт студентов, преподавателей и выпускников:

Религиоведение — Св.Андреевская школа

ПРИЕМ СТУДЕНТОВ V И VI КЛАССА
ПОЛУКРЕДИТНЫЙ КУРС ДЛИТЕЛЬНЫМ СЕМЕСТРОМ

Так как Сент-Эндрюс является школой-интернатом, вы уже начали свой собственный индивидуальный путь — или, как назвал бы его Джозеф Кэмпбелл, «путь героя», просто приняв решение покинуть свои семьи, друзей и дом, чтобы прийти в центр Делавэра в погоне за знаниями. Подобно главному герою многих эпосов, религиозных текстов и мифов, в рамках своего путешествия вы будете бороться с идеями свободы воли, судьбы и рока, поскольку начнете развивать свою собственную философию, основанную на собственном личном опыте.Таким образом, путешествие героя служит подходящей метафорой индивидуального путешествия, которое вам предстоит совершить в своей жизни.

В то время как герой будет часто получать подарки, сверхъестественную помощь или совет от мудрого старого отшельника, в конце концов герою придется найти ресурсы изнутри, чтобы преодолеть препятствия, стоящие на его пути. В жизни монстры и драконы, с которыми вам приходится сталкиваться, часто представляют собой внутренний конфликт между нашими иррациональными желаниями и потребностями общества.Только убив этих внутренних драконов, можно перейти к следующему этапу жизни и в конечном итоге достичь самореализации.

В этом классе вы также изучите универсальные шаблоны, которые поддерживали путешествие героя; в частности, архетипы, символы и ориентиры, которые служат дорожной картой для человеческого развития и помогают интеграции человека в общество. Эти модели (архетипы) встречаются в древних мифах о Геракле, короле Артуре, Торе и даже в современных диснеевских фильмах, комиксах и книгах о Гарри Поттере.Короче говоря, эти мифы (истории) помогают нам понять, кто мы и каково наше место в этом мире, продолжая вдохновлять, утешать и давать надежду в мире, который часто чувствует себя в опасности.

Чтения в классе, включая выдержки из:

  • Джозеф Кэмпбелл, Сила мифа;
  • Красная книга , Карл Юнг;
  • Рамаяна, древнеиндийская эпическая поэма;
  • Эпос о Гильгамеше
  • Королевские идиллии (Легенда об Артуре), Лорд Теннисон;
  • Гарри Поттер и философский камень , Дж.К. Роулинг; и
  • Гимн , Айн Рэнд

Фильмы:

  • Звездные войны: Новая надежда
  • Наездник на ките
  • Дисней Король Лев

добро пожаловать | Религиоведение

Добро пожаловать на кафедру религиоведения!

Религия является главной силой человеческого опыта. Он сформировал мировую историю, литературу, искусство, культуру, политику, этику и экономику.Департамент религиоведения Калифорнийского университета в Дэвисе предлагает курсы по основным мировым религиозным традициям (иудаизм, буддизм, христианство, ислам, индуизм, джайнизм, китайская и японская религии), а также межкультурные курсы, посвященные религиозным символам, мифам и ритуалы в письменных текстах, искусстве, театре, кино и Интернете. Мы также предлагаем тематические курсы, посвященные таким темам, как религия и тело, фундаментализм, религия и наука, мистицизм, смысл и идентичность, теории религии, а также религия и насилие.

Основные и дополнительные предметы по религиоведению знакомят учащихся с углубленным академическим изучением религии. Студенты могут выбирать из широкого спектра курсов, предлагаемых Религиоведением, а также курсами, предлагаемыми на многих других факультетах, включая историю, философию, социологию, антропологию, американистику и классику. В дополнение к изучению религиозной мысли и практики как таковых, студенты специальности могут также изучать то, как религия формировала человеческое поведение в таких вопросах, как семейная жизнь, гендерные роли, этика, художественная жизнь, концепции индивидуальной свободы, занятия наукой, и экономика.Мы призываем специалистов по специальностям выполнить старший дипломный проект  на последнем курсе, чтобы иметь возможность работать один на один с преподавателем над исследовательским проектом, отвечающим интересам и любопытству студента.

Для многих студентов религиоведение является гибким и привлекательным вторым специальностью, которое хорошо сочетается с чем угодно, от философии до международного сельскохозяйственного развития, политологии и физических наук. Студентам, поступающим в юридические, медицинские или бизнес-школы, вторая степень в области религиоведения может помочь выделить их среди конкурентов.

Религиоведение | The Queen’s School Chester

Религиоведение преподается в школе специалистами. В настоящее время кафедра состоит из одного штатного и двух внештатных преподавателей религиоведения.

Целями отдела являются:

  • Чтобы понять вклад религии в человеческую культуру, особенно через христианское наследие этой страны, признавая вклад мировых религий в наше общество;
  • Способствовать развитию способности делать обоснованные суждения о религиозных убеждениях и альтернативах таким системам убеждений;
  • Рассмотрение религиозных, этических, философских и культурных ответов на современные проблемы;
  • Выявлять, исследовать и отвечать на фундаментальные вопросы жизни, возникающие в связи с религией и обычным человеческим опытом.

В программе Королевской школы приоритет отдается «изучению религии» и «обучению религии», но упор в изучении религии делается на ключевые концепции и мировоззрения, а не на внешние символы и повседневную практику религии. Например, вместо того, чтобы концентрироваться на таких темах, как изучение особенностей мечети, учащиеся анализируют и оценивают ключевые особенности шариатского права и исламских обществ.

Там, где это уместно, подчеркиваются связи между философией, религией, этикой и более широкой культурой, и ожидается, что учащиеся признают и оценивают взаимосвязь между религией, философией, этикой и культурой.Религиоведение является обязательным в 7-9 классах. Предмет предлагается как вариант GCSE в 10 и 11 классах, а также доступен для изучения на A-level. У нас отличные результаты, и ученики продолжают поступать в университеты для изучения таких предметов, как медицина, биологические науки, философия, теология, английская литература и математика.

Год 7: Введение в религию; Жизнь Иисуса; Конкурс духовного творчества.

Год 8: Изучение буддизма; Изучение ислама; Изучение иудаизма.

Год 9: Предрассудки и дискриминация; аргументы в пользу существования Бога; Конкурс духовного творчества.

GCSE
На уровне GCSE ученики сдают экзамены по вопросам морали, философии, христианства и ислама в конце 11-го класса.

Продвинутый уровень
Воля и детерминизм и этика добродетели; философия религии, включая религию и психологию, религиозный опыт, религиозный язык; Христианство, включая доказательства непорочного зачатия и воскресения, феминистское богословие, предопределение.
 

Что наши ученики говорят о RS:

«РС не похож на другие предметы, где вы должны знать ответ; вместо этого вы должны задать вопрос. Это заставляет вас гораздо больше думать о мире»

«РС помогает нам развивать нашу собственную веру, а также узнавать о том, во что верят другие. Мой любимый предмет»

«RS уникален тем, что помогает вам сформулировать собственное мнение и учит быть терпимым к другим.»

«Наконец-то! Тема, которую мы действительно можем с нетерпением ждать! Курс A-level одновременно информативен и доставляет удовольствие»

«RS действительно интересен, а учителя очень помогают и вдохновляют.»
 

Бакалавр религиоведения | Религиоведение

Бакалавр гуманитарных наук в области религиоведения в Колледже гуманитарных, гуманитарных и социальных наук (CHASS) Университета Воплощенного Слова готовит студентов к пониманию значения и выражения веры и применению этого понимания в нескольких вариантах карьеры.

Почему религиоведение?

Степень религиоведения идеальна как для студентов, интересующихся религиозным образованием и/или церковным служением, так и для тех, кто хочет добавить религиоведение к своему академическому образованию, чтобы поддержать работу по выбранным профессиям (например.г., юриспруденция, медицина, бизнес). Программа UIW Religious Studies расширяет католическую веру и исследует религию на глобальном уровне, чтобы лучше понять других и разнообразие между различными религиями. Это понимание в сочетании с более широким религиозным и глобальным контекстом развивает понимание и перспективу, которые поддерживают их работу в этой области.


Учебная программа по религиоведению

Бакалавр искусств в области религиоведения — это 120-часовая программа, которая ставит перед студентами задачу понять, как вера формирует мысли, жизнь и этику отдельных лиц и сообществ.

Курсы охватывают различные подходы к изучению религии. Они исследуют ритуальные и текстовые традиции, рассматривают раннее формирование религий и исследуют взаимодействие религиозных верований и практик через различные социальные аспекты. Области обучения включают теологию, библейские исследования, духовность, мировые религии, этику, религию и культуру. Студенты знакомятся с несколькими основными религиозными традициями в мире в дополнение к римскому католицизму. Студенты исследуют вечные вопросы, касающиеся реальности Бога, смысла человеческого существования, значения Библии, достоинства и освобождения человека, а также способов этичной жизни в глобальном мире.С этой целью учащиеся учатся ценить религиозное разнообразие и роль религий и религиозной веры в формировании человеческой жизни, примером чего является, в частности, римско-католическая традиция.

Полевой опыт

На последнем году обучения студенты могут пройти курс «Полевой опыт». Полевой опыт — это практический опыт, предназначенный для студентов, которые хотят получить религиозное образование или церковное служение.Опыт, предназначенный для тех, кто занимается религиозным образованием, — это опыт, в котором учащиеся изучают ориентированную на практику теорию и методы обучения, оценки, исследований и творческого самовыражения в условиях общего или религиозного образования. Опыт, предназначенный для тех, кто занимается церковным служением, включает работу в этой области. Полевые опыты контролируются факультетом религиоведения UIW.

Карьера в области религиоведения

Выпускники религиоведения могут продолжить карьеру в различных секторах, включая религиозные учреждения, некоммерческие организации, социальные службы, правительство, высшее образование, общественные организации, юриспруденцию и другие.Программа на получение степени также готовит студентов к аспирантуре в области религии, преподавания, служения, литературоведения, истории и психологии, а также к поступлению в юридическую школу, медицинскую школу и бизнес-школу.

Религиоведение — Университет Хьюстона

Программа религиоведения предлагает курсы, которые способствуют пониманию мировых религий и их влияния на поведение людей и мировые дела. Знание верований, обычаев и истории мировых религий необходимо для воспитания мыслящих граждан в нашем глобальном обществе.

Курсы религиоведения обеспечивают арену для уважительного диалога между основными мировыми религиями и способствуют пониманию современных конфликтов, связанных с религиозной идентичностью. Курсы основаны на текстовом анализе, истории, антропологии, психологии, истории искусства, социологическом и культурном анализе и политической философии с целью приблизиться и проанализировать центральную область человеческого опыта. Таким образом, студенты приобретают необходимые навыки для понимания политики и культур в глобальном масштабе.Программа предлагает основные и несовершеннолетние в области религиоведения.


В новостях

RELS Лектор доктор Боркатаки-Варма в Гарвардском университете!

Программа религиоведения с гордостью сообщает, что один из ее уважаемых лекторов, доктор Шравана Боркатаки-Варма, был выбран на должность в Гарвардском университете. Доктор Боркатаки-Варма — историк, педагог и социальный предприниматель; она имеет докторскую степень. на факультете религии Университета Райса. Она изучает и исследует индийские религии, уделяя особое внимание эзотерическим ритуалам и гендеру, особенно в индуизме ( Шакта  Тантра).Она преподает в программе религиоведения в UH, где читает такие курсы, как RELS 2340 Введение в индуизм или RELS 2396 Избранные темы — История йоги . Тем не менее, на 2020-21 учебный год она была выбрана на один год в Гарвардском университете, где будет приглашенным лектором по индуистским традициям. Поздравляю, Шравана!

Доктор Линн Митчелл, 15 августа 1940 г. – 20 июля 2019 г.

С глубокой грустью сотрудники Программы религиоведения Университета Хьюстона восприняли известие о кончине доктора Дж.Линн Э. Митчелл-младший, его дальновидный основатель и преданный научный руководитель с 29-летним стажем (1985–2014). Мы хотим выразить наши искренние соболезнования – R.I.P.

Линн Митчелл получила степень доктора религиоведения в Университете Райса (1979 г.) в Хьюстоне, штат Техас. Его избранные публикации включают «Хождение в свете: как христиане сталкиваются с этическими проблемами» и «Две книги Бога: наука и Библия» . В знак признания его достижений и самоотверженного служения Программе религиоведения Хьюстонского университета фонд под названием The Lynn E.Заслуженный профессор Митчелла. Сторонники религиоведения был создан в 2010 году.

Дополнительная информация

Курсы осеннего семестра: RELS 2380 Религия и кино

Хьюстонская конференция: 19-22 ноября 2019 г.: Berit, Diatheke, Foedus, Covenant, Bund

Новости программы: Программа религиоведения отмечает щедрые пожертвования

Преподаватели в центре внимания: д-р Кэрин Тамбер-Розенау дала интервью для подкаста «Библейские уроки, которые важны»

Студенческое внимание: путешествие ученицы из Колумбии в CLASS позволяет ей преследовать множество интересов Католический университет Америки должен служить в Соединенных Штатах как интеллектуальный центр высочайшего качества, где каждое измерение истины, естественной и явленной, может быть исследовано компетентным экспертом.Университет стремится, в частности, сохранить передовые позиции в области исторического и систематического богословия, библейских и литургических исследований, церковной истории, религии и культуры, религиозного образования, нравственного богословия и этики, а также духовности. Университет отдает приоритет богословию и религиоведению, а также программам, изучающим римско-католическую традицию гуманистического обучения и ее актуальность для нужд общества и церкви.

\r\n

     Чтобы помочь в реализации миссии университета, Школа теологии и религиоведения ставит перед собой две цели, а именно: способствовать совершенствованию преподавания, исследований и публикаций в области теологии и религиоведения, а также обеспечить профессиональную подготовку мирян и священнослужителей, которые будут служить римско-католической общине в Соединенных Штатах и ​​во всем мире.

\r\n

 

\r\n

 

\r\n\r\n

 

\r\n

История школы

\r\n

 

\r\n

     С момента основания Католический университет Америки отдает академический приоритет теологии, религиоведению и смежным дисциплинам. Первоначально академические программы по этим направлениям предлагались в Школе священных наук (1889 г.). Со временем возникла Школа канонического права (1923 г.), за ней последовала Программа семинарии (1931 г.) и, в рамках Школы искусств и наук, Программа религии (1932 г.).Первоначальная Школа священных наук позже была разделена на Школу священного богословия и Школу философии (1937 г.). В 1970 году была учреждена Программа литургических исследований.

\r\n

     После тщательного рассмотрения программ и структур Попечительский совет утвердил рекомендацию Академического сената о создании новой Школы религиоведения в сентябре 1973 года. Школа состояла из пяти отделений: библейских исследований, канонического Право, история церкви, религия и религиозное образование, богословие.В 2002 году Попечительский совет по рекомендации Академического сената проголосовал за воссоздание канонического права в качестве Школы канонического права и за то, чтобы оставшиеся академические подразделения Школы стали программами Школы теологии и религиоведения.

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.