Мир микробов для детей: Проект «Путешествие в мир микробов»

Проект «Путешествие в мир микробов»

Актуальность: с каждым годом возрастает количество детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается непрерывный рост общего уровня заболеваний среди школьников.

Проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни становится в современном обществе актуальной.

Проблема: я часто слышу: “Мойте руки, а то микробы попадут в организм”, или “Там много микробов”.

Человека окружает множество микроорганизмов, невидимых невооруженным глазом.

Цель  проекта: выяснить, что такое — микробы, какие бывают микробы, какова их роль в жизни человека.

Задачи:

1. Собрать информацию и изучить жизнь микроорганизмов; расширить словарный запас.

2. Учиться работать с микроскопом, изучить его устройство и провести исследование.

3. Развивать интерес к окружающему миру, к здоровому образу жизни.

Методы исследования:

• теоретические: изучение источников информации.
  • практические: опыты, наблюдение, практический анализ

Вид проекта:

• исследовательский
  • информационный
  • краткосрочный

Этапы исследования:

1.“Открытие” значения слов: микроб, микроорганизм, бактерии.

2. Изучение истории открытия микроорганизмов и виды микробов.

3. Социологический опрос школьников.

4. Изучение устройства микроскопа и проведение наблюдения.

5. Как избежать инфекционных болезней.

Значение слов

В Толковом словаре С.И. Ожегова я нашла значение слов.

• Микроб – тоже, что и микроорганизм.
  • Микроорганизм — мельчайший, преимущественно одноклеточный животный или растительный организм, различимый лишь в микроскоп.
  • Бактерии – микроорганизм, преимущественно одноклеточный.

Из истории

Первые жители Земли – микробы — появились около 4 миллиардов лет назад. Два миллиарда лет они оставались единственными обитателями Земли. Микробы изловчились создавать колонии внутри крупных организмов, процветая и размножаясь в этой богатой питательными веществами среде.

Только после изобретения микроскопа биологи обнаружили микроскопические клетки. Однако до 17 века никто не подозревал, что совсем рядом обитают чудесные создания природы. А изобрёл этот удивительный прибор голландец по фамилии Левенгук. Левенгук не был учёным, он имел свою лавку (маленький магазин) и  занимался продажей сукна и других тканей. В своей работе он часто использовал увеличительное стекло для определения качества ткани. Однажды он рассматривал капельку дождевой воды под увеличительной линзой и вдруг испугался – торговец увидел в капле скопище каких-то неведомых мелких “зверушек”. Это были бактерии. Он стал наблюдать за ними и  для удобства сконструировал микроскоп. Описание своих “зверушек” Левенгук послал в Лондонское Королевское Общество. Учёные мужи с удивлением ознакомились  и подтвердили исследования дотоле никому не известного лавочника. И даже избрали его членом своего Общества. Так изменилась жизнь простого торговца, а его открытие сыграло большую роль в развитии науки.   В течение 20 лет он ходил к оптикам и обучался у них искусству обтачивать и шлифовать стекла. Он посещал алхимиков и аптекарей, совал свой нос в их тайные способы выплавлять металлы из руд и понемногу научился обращаться с золотом и серебром. Это был чрезвычайно настойчивый и упорный человек. Он изготовил самые лучшие линзы того времени и вставил их в небольшие оправы из меди. Он смотрел через линзы на все, что попадалось ему под руку. Он часами изучал строение собственной кожи, глаз животных, различных волосков. Левенгук был искатель, и кому бы еще, кроме этого человека, могла прийти в голову мысль направить свою линзу на каплю чистой воды, только что упавшей из облаков? И он увидел в дождевой воде маленьких животных.

Левенгук открыл неведомый мир живых существ - микроорганизмов, которые играют огромную роль в природе и в жизни.

С того времени прошло более трех столетий.

За это время ученые многое узнали о жизни бактерий. Наука ушла далеко вперед. Современный микроскоп – довольно внушительный прибор со сложной системой линз.

Работая над проектом, я провела социологический опрос одноклассников, побывала с мамой в лаборатории и изучила устройство микроскопа.

Кто микроскопа не видал
И не смотрел в него ни разу,
Тот, очень много потерял,
Ему, мы честно скажем сразу.
Ведь в микроскоп, ведь в микроскоп,
Видны мельчайшие создания.

И рядом с ними даже клоп,
Гигантом будет мироздания.

Слово “микроскоп” — это комбинация двух греческих слов: “микрос” (маленький) и “скопос” (наблюдатель). Таким образом, “микроскоп” означает “наблюдатель маленького”. С помощью микроскопа были сделаны важные открытия. Микроскопы есть электронные и световые. Для меня стало открытием их устройство. В микроскопе есть объектив, зеркало, окуляр, штатив, предметный столик.

Мои наблюдения

Когда я попыталась рассмотреть под микроскопом листики деревьев, комнатных растений, то очень удивилась! Все было увеличено во много раз!

Интересно наблюдать в микроскоп и изучать все то, что невидимо простым глазом.

Работая в лаборатории с микроскопом, я разглядела огромное количество микроорганизмов и бактерий.

Мельче комаров и мошек
В много-много тысяч раз.
Тьма невидимых зверушек
Жить предпочитает в нас.

Какие бывают бактерии

Некоторые бактерии полезны нам, людям: они помогают перерабатывать пищу, попавшую в кишечник. Другие же вечно досаждают нам.

В каждом доме хранится целый арсенал оружия против микробов – домашняя аптечка. Но микробы не хотят уступать. В середине 20 века, после появления антибиотиков, многие инфекционные болезни были побеждены.

Но микробы оказались живучей, чем представляли ученые.

С помощью лазерного микроскопа ученые убедились, что микробы действуют сообща. Возможно, в этом – залог их непобедимости.

Бактерии – одноклеточные микроскопические организмы.

Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество

Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных источниках.

Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость с температурой выше 90 градусов; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море.

Американские исследователи обнаружили в пробах льда, взятых в Гренландии на глубине 3000 метров, — там, где лед частично смешался с вечной мерзлотой, — многочисленные колонии микробов: всего 40 видов, а возраст – не менее 120 тысяч лет. Некоторые из них, попав в лабораторию, стали размножаться; только делали это медленнее.

Существует две тысячи видов бактерий, и живут они повсюду.

Одним словом, бактерии вездесущи!

Бактерии бывают:

цилиндрической формы – палочки;

шарообразной формы – кокки (от греческого “кокос” — “зерно”)

Микробов огромное количество и обо всех не рассказать, я расскажу о тех, которые меня больше всего заинтересовали.

Светящиеся бактерии

Еще в 1960-е годы ученые выяснили, что микробы могут обмениваться информацией. К этому выводу пришли, исследуя поведение морских светящихся бактерий. Эти микробы паразитируют в органе свечения каракатицы и излучают свет. Благодаря “фонарику”, вросшему в тело, каракатица находит пищу и высматривает врагов.

В толще океана, куда не доходит солнечный свет, обитают загадочные глубоководные рыбы. Многие из них приспособились жить в кромешной темноте и сами освещают себе дорогу особыми выростами тела. Но светятся не сами рыбы, а живущие в их выростах бактерии. Среди бактерий встречаются такие, которые обладают особенностью светиться.

Светящиеся бактерии излучают зеленый или голубоватый свет, хорошо заметны в темноте.

Вредные и полезные

Микрофлора организма человека “весит” до 1,5 кг. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников.

Мельче комаров и мошек
В много-много тысяч раз.
Тьма невидимых зверушек
Жить предпочитает в нас.

“Вредные” микробы – также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе “распоясываются”, провоцируя различные заболевания. Поэтому от человека к человеку они передаются с зараженной пищей или питьевой водой, с вдыхаемыми капельками влаги, попавшими в воздух при чихании, кашле или просто при разговоре больного. Бактерии способны вызывать огромное количество инфекционных заболеваний.

Как можно обезопасить себя от вредных микробов?

• Знать правила личной гигиены.
  • Мыть руки с мылом.
  • Не пить сырую воду.
  • Чистить зубы и регулярно посещать стоматолога.
  • Надо гулять на свежем воздухе.

Большинство людей уверены, что от микробов — один вред. Но это не так есть много полезных микробов. Пенящийся квас, мягкий ноздреватый хлеб — мы бы не попробовали их, если бы не наши друзья-микроорганизмы.

Молочнокислые бактерии

Давайте вспомним кефир, прокисшее молоко, кумыс, простоквашу, сметану, творог, сыр. Этих полезных молочных продуктов не было бы, если бы не молочнокислые бактерии. Попадая в молоко, эти организмы начинают бродить и превращать молочный сахар в молочную кислоту.

Мельчайшие живые существа играют на Земле свою неоценимую роль. Бактерии преобразовывают органические вещества в неорганические, очищая нашу планету от мусора.

Заключение

Прочитав книги о микробах, проведя наблюдение в лаборатории, я узнала:

Микробы — это очень маленькие микроорганизмы, которые можно увидеть только с помощью микроскопа.

Да! Микроскоп такая штука,
Что удивила и меня.
С ним открывается наука
Мне микробиология.

На земле огромное количество микроорганизмов. Микробы встречаются везде: в пустыне и в океане, в горах и в поле, и даже у нас в организме. Они очень живучи и вездесущи.

Каждый должен помнить:

• Залог здоровья – чистота!

Приложение.

Информационно-методическое обеспечение:

1. Новая детская энциклопедия. М., “РОСМЭН”, 2012
  2. Отчего и почему? М. “Махаон”, 2011
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное. Москва. 2010.

Интернет-ресурсы

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. http://www.microbium.ru/

Путешествие в страну Микробию | Опыты и эксперименты (старшая группа) на тему:

Занятие по окружающему миру:

старшая группа: Путешествие в страну Микробию

Цели: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.

Задачи: формирование понимания важности заботы о собственном здоровье; развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности ребенка; познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.

Ход занятия

1. Организационный момент

На столе лежат картинки микробов, рядом расставлена кукольная посуда, корзинка с игрушечными овощами.

2. Беседа с детьми

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно, вам не кажется, что здесь что-то не так? (Ответы детей)

Воспитатель. А как вы думаете, что это такое рядом с игрушками? (Ответы детей)

Воспитатель. А как это можно убрать? (Ответы детей)

Воспитатель. Ребята, а что вы знаете о микробах? (Ответы детей)

Воспитатель. А хотите вы их увидеть и посмотреть какие они? (Ответы детей)

Воспитатель. Ребята, чтобы узнать больше о микробах – вредителях нашего здоровья, мы должны вначале их увидеть. С помощью чего можно это сделать? Как вы думаете? (Ответы детей)

3. Познавательный рассказ

Бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.

По форме клеток бактерии подразделяют на шаровидные, палочковидные и извитые (иллюстрации). Некоторые бактерии полезны. С помощью особых пищевых бактерий получают кефир и сметану (иллюстрации). А также с помощью некоторых бактерий производят лекарства, например, пробиотики – живые микроорганизмы – бифидо- и лактобактерии, которые способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых (иллюстрации) .

Бактерии живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже. Если бактерии проникают в организм вместе с едой, грязной водой и воздухом, тогда они вызывают различные заболевания. Такие бактерии называются болезнетворными микробами (иллюстрации) .

У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов.

Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо.

Чаще всего у нас грязнятся руки. Вместе с грязью, пылью на руках скапливается много заразных микробов. С рук они переносятся на лицо, глаза, губы, попадают в рот, вызывая различные заболевания.

Воспитатель. Ребята, когда я шла к вам сегодня то встретила мальчика, который не любит мыться, и он рассказал мне такое стихотворение:

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо…

Это глупое занятье не приводит

Ни к чему.

Вновь испачкаются руки

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы?

Время попусту терять.

Воспитатель. Ребята, а вы как думаете, мальчик всё правильно делает? Вы согласитесь с его советом? (Ответы детей) .

Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как попадают микробы к вам на руки?

Воспитатель демонстрирует видео «Уроки тетушки Совы» — Урок осторожности

4. Проведение опытов(проводит приглашенный папа-врач)

Опыт 1: сюрпризный момент: микроскоп.

Папа – врач подходит к столу, на котором стоит накрытый микроскоп и предлагает детям по очереди заглянуть в него.

Воспитатель: Что вы видите в нем?(ответы детей). Как вы думаете что это? Откуда?(ответы детей)

Врач: это все микробы, которые есть повсюду. Они есть даже в воздухе, есть на одежде. Когда мы снимаем одежду и встряхиваем её на ней так же есть микробы, которые попадает к нам на руки и кожу. Также они есть и на постельном белье, поэтому расстилая или застилая постель не стоит трясти ей, чтобы не  провоцировать распространение микробов пыли в воздухе, ведь воздухом мы дышим. А разве мы хотим вдыхать кучу пыльных микробов? (ответы детей)

Воспитатель: Ну вот мы и познакомились с чудесным аппаратом, который называется…ответы детей. Кто нас с ним познакомил? (ответы детей)

Опыт 2: показать, как передаются микробы от человека к человеку.

(Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь тени с блёстками, папа – врач одевает стерильные перчатки). Детки сидят по кругу, воспитатель начинает здороваться с детьми с одной стороны, врач – с другой. Воспитатель здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого воспитатель «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Тоже самое делает врач. После того как воспитатель и врач поздоровались со всеми детьми, дети, которые здоровались с воспитателем видят на руках следы блёсток.

Совместно с детьми сделать вывод о том, как точно так же при контакте с другим человеком (или с предметом) передаются невидимые микробы.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, какое количество микробов мы можем обнаружить на различных предметах.

Опыт 3: показать, что микробы боятся мыла.

Воспитатель предлагает детям пройти в ванную комнату и тщательно вымыть руки с мылом (дети моют руки с мылом) .

Воспитатель: ребята, а теперь проверьте, остались ли блёстки — «микробы» на ладошках? (ответы детей). Если остались, то меньше их стало или нет?

(Тех ребят, у кого «микробы» остались, попросить снова тщательно вымыть руки).

Ребята, а давайте, мы с вами помоем наши тарелочки и карзинку с овощами и фруктами, и тогда мы сможем ими играть?

Совместно с детьми помыть посудку с мылом, овощи и фрукты (как итог деятельности) сделать вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены, которые помогут в борьбе с микробами и грязью.

По окончанию деятельности предложить детям поиграть в игру «Обед у Капитошки».

Презентация — Исследовательская работа «Микробы»

Текст этой презентации

Слайд 1

Раздел: медицина  Тема:«Путешествие в мир микробов»Автор проекта:Голубев Николай4 «Б» классГУ с/ш №6
Руководитель проекта: Подзюбан Светлана Викторовна учитель начальных классов

Слайд 2

проблема
Я часто слышу: «Мойте руки, а то микробы попадут в организм», или «Там много микробов». Человека окружает множество микроорганизмов, невидимых невооруженным глазом. И мне стало интересно. Какие они микробы, где живут, чем питаются, и неужели они все такие вредные и опасные?!

Слайд 3

Цель моего проекта

Слайд 4

Толковый словарь С. И. Ожегова
Микроб – тоже, что и микроорганизм. Микроорганизм — мельчайший, преимущественно одноклеточный животный или растительный организм, различимый лишь в микроскоп. Бактерии – микроорганизм, преимущественно одноклеточный

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Антони ван Левенгук  (Leeuwenhoek) (1632-1723) — нидерландский натуралист, один из осново- положников научной микроскопии.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Цель: проанализировать знания учащихся о бактериях
Знаете ли вы о существовании бактерий?
Какими вы их представляете?

Слайд 11

Где живут бактерии?
Могут ли бактерии быть полезными?

Слайд 12

Цель: проанализировать знания учащихся о бактериях
Соблюдаете ли вы правила гигиены?
Вывод: 91% опрошенных знают о существовании бактерий, но 44% опрошенных считают, что бактерии не приносят пользу.100% знают правила гигиены, но 73% детей всегда их соблюдают.

Слайд 13

Кто микроскопа не видал И не смотрел в него ни разу, Тот, очень много потерял, Ему, мы честно скажем сразу. Ведь в микроскоп, ведь в микроскоп, Видны мельчайшие создания. И рядом с ними даже клоп, Гигантом будет мироздания

Слайд 14

Слайд 15

Бактерии – одноклеточные микроскопические организмы.

Слайд 16

Цилиндрической формы – палочки.

Слайд 17

Шарообразной формы – кокки .

Слайд 18

Светящиеся бактерии .

Слайд 19

Вредные бактерии .

Слайд 20

Полезные бактерии .
Пенящийся квас, мягкий ноздреватый хлеб — мы бы не попробо- вали их, если бы не наши друзья-микроорганиз-мы

Слайд 21

Вывод
Микробы бывают полезные и вредные для человека. С вредными бактериями человек может бороться, только соблюдая правила личной гигиены. Каждый должен помнить: Залог здоровья – чистота!

Экспериментальная деятельность «Лаборатория профессора Знайкина, или Все о микробах»

В конспекте представлены опыты, которые можно провести с детьми формируя у ни знания о правилах личной гигиены и навыков заботы о собственном здоровье.

Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

Задачи:

Развивающие

• Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.

Обучающие

• Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
  • Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология

Воспитательные

• Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
  • Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки

Предварительная работа:

• Чтение произведения Г. Остера «Петька микроб»
  • Знакомство с микроскопом
  • Разучивание стихов
  • Разучивание подвижной игры «Микробы полезные и вредные»
  • Опробование и постановка на опыт чашки с молоком, кусочков хлеба на плесень, дрожжевой закваски, яйца в уксусе.

Оборудование: Свое оборудование на каждый опыт, Незнайка, белый халат, микроскоп, запись песни, запись мелодии для игры, магнитофон, мультимедийный аппарат, ноутбук, презентация «Как выглядят микробы»

Содержание:

Организационный момент: «Ужасно интересно» из мультфильма из «38 попугаев». Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.

Сюрпризный момент: Незнайка

Стихи о микробах: http://zanimatika.narod.ru/ZOJ_gigiena.htm

Презентация «Как выглядят микробы»

1. Опыт «Путешествие микроба»
  2. Опыт «Микроб в ладошке»
  3. Опыт «Чужие микробы»
  4. Опыт «Ловим микроба»
  5. Опыт «Как спастись от микробов»
  6. Физкультурная пауза «Микробы полезные и злые»
  7. Опыт «Йог и вода грязная и чистая»
  8. Опыт «Как растут разные микробы»
  9. Опыт «Почему зубы крепкие и здоровые»

Рефлексия.

Домашнее задание: Журналистское расследование «Все о микробах»

Ход мероприятия

Организационный момент

Дети собираются вокруг воспитателя под песню «Ужасно интересно» из мультфильма из «38 попугаев». Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.

Сюрпризный момент

Незнайка, переодетый в профессора сидит около микроскопа, как будто в него смотрит и бубнит: «Ужасно, прелестно, огорчительно, замечательно».
Воспитатель: Незнайка, что ты делаешь? (Желательно чтобы дети спросили «Что вы делаете?»).

Незнайка: Вы хотите знать, что я делаю. Вот все говорят «Микробы, микробы». Какие такие микробы ничего я не вижу и ничего не знаю. Значит, их нет.

Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы?

Пусть нам расскажут об этом дети

Стихи о микробах

И. Обыдённый «Вирусы вреднилусы»

Г. Кружков «Микроб — ужасно вредное животное»

Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу

Воспитатель: И я предлагаю тебе и всем детям отправиться в страну знаний. Я переодеваюсь в профессора Знайкина и в путь.

Избыточная информация: Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят, я предлагаю вам посмотреть.

Презентация «Как выглядят микробы»

Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?

1 Опыт

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту.

Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)

2 Опыт

Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой.

Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.

Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)

3 Опыт

Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.

Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.

Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

4 Опыт

Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.

Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.

Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. 2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится, если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.

Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.

5 Опыт

И как же от них спастись?

Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.

Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые.

Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.

Стих Бредихин В. «Поселился раз микроб и ещё один микроб»

Физкультурная пауза «Микробы полезные и злые»

Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная.

Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.

6 Опыт (опыт – хитрость, небольшой обман)

Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?

Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.

Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.

Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?

7 Опыт

Оборудование: кефир, сыр, сметана как продукт жизнедеятельности молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска, сдобные булочки, хлебные кусочки на тарелочке, завернутые в пищевую пленку, прокисшее молоко.

Мы с вами уже говорили о том что, микробы бывают полезные и вредные. Мы читали о том, как Петька микроб делал кефир. А что же получилось у нас? Сейчас мы это не только проговорим, но и увидим. Позавчера мы с вами, для чистоты эксперимента, спрятали ото всех кусочки сырого хлеба и кружку молоко. Сегодня утром мы поставили на батарею микроорганизмы «дрожжи». Спрятали, крепко закрыли, чтобы никто нам чего-нибудь лишнего не подложил. Теперь открываем? Проверяем, выросли наши микробы или нет. Сначала полезные микробы или вредные посмотрим? (на выбор детей). Рассматривание плесени, дрожжевого теста, прокисшего молока.

Вывод: Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.

— Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.

— Как поднялось наше тесто. Это выросли микробы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.

8 Опыт

Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта, высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.

О том, что молочные продукты любые очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице. Чем же полезно молоко? В нем тоже есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и мы сейчас снова поставим длительный эксперимент. Перед вами два яйца. Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но кислота, которая находится в нашем организме, может разрушить кальций, и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы капнуть уксусную кислоту. Зубы растворяться). Сейчас мне будут помогать те, кто чистит дома зубы Он намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим наши яйца в чашу с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы. Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе, я предлагаю вам теперь очень полезный полдник, который подарили нам наши друзья, полезные микробы: кефир и булочка. Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше одно яйцо подготовить заранее, продержав его дня два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.

Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягкое. А яйцо, которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить.

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене!

Что нового и интересного вы сегодня. Какие решения вы для себя приняли. О каком опыте вы расскажете дома маме и папе. Чтобы еще хотели узнать о микробах? Для того чтобы информация, полученная сегодня у вас сохранилась, и мы могли ею поделиться с другими ребятами я предлагаю вам сделать журнал «Микробы и что я о них знаю». Дома с мамой и папой оформить страничку, мы соберем их и будем рассматривать. И я думаю, что узнаем еще много интересного. И…..

Стих Л. Авдеева «Не забудь о гигиене!»

«Тайная война микробов»: В Казани состоялась презентация детской книги французских авторов о микроорганизмах

Издание презентовали автор книги, французская журналистка Флоранс Пино и иллюстратор — художник Стефан Кьель.

В прошлом году книга «Тайная война микробов» получила премию под названием «Вкус к науке» как лучшая литература для подростков. Недавно книгу перевели на китайский и русский язык, сейчас Флоренс и Стефан ожидают ответа из Германии, чтобы дать возможность и немцам ознакомиться с содержанием научно-популярной литературы. В России первый тираж книги был уже раскуплен, второй ожидается в ближайшее время.

Корреспондент ИА «Татар-информ» посетил презентацию книги и узнал, как долго журналистка собирала информацию для своего материала, и чем Стефан вдохновлялся, когда рисовал микробов. Также на встрече гости из Франции рассказали об особенностях разных микробов и забавные истории, связанные с ними.

Как появилась идея написать о микробах

Идея написать книгу для детей о микробах, бактериях и других микроорганизмов пришла к журналистке очень спонтанно. В Амстердаме Флоранс посетила первый в мире зоопарк микробов и при помощи микроскопа детально рассмотрела микроорганизмы, которые окружают человека 24 часа в сутки на протяжении всей его жизни. Через прибор журналистка увидела, как живут микробы, чем они питаются и как двигаются.

До этого женщина никогда не задумывалась о том, что микробы живут почти как люди, что каждый из них предназначен для чего-то конкретного и что у каждого микроба или бактерии своя жизненная цель. Если говорить о цифрах, на человеке живет около полтора килограмма микроорганизмов, которых невозможно рассмотреть без специальных приборов.

«Если провести одну линию вдоль ладони, то, как вы думаете, сколько на этой прямой линии будет микробов? Примерно около 70 тысяч. Но если брать в расчет и бактерий, которые в разы меньше микробов, то речь будет идти о семи миллионах», — рассказала на лекции Флоранс Пино.

Личные открытия в области биологии вдохновили журналистку написать научно-популярную книгу для детей. Флоранс решила доступно и интересно рассказать им о мире, который скрыт от обычного взгляда человека. Посыл был описать не только плохих бактерий, которые вызывают болезни, но и также рассказать про тех, которые благоприятно влияют на организм человека. Эта информация разместилась на 86 страницах книги.

Сбор информации

Расследования журналистки заключалось в следующем: на протяжении нескольких месяцев она общалась со специалистами в сфере микробиологии — с учеными-биологами и другими представителями из этой области, — чтобы понять, кто такие микробы и что они из себя представляют.

Сначала Флоренс Пино больше всего заинтересовалась микробами, которые вызывают расстройства кишечника, пищеварения, а также являются возбудителями инфекций и других болезней. Но ее вопросы, касательно этих организмов, вводили ученых в состояние непонимания. Многие из специалистов микробиологии очень часто спорили с журналисткой, говоря ей прекратить писать только о вредных микробах, которые вызывают болезни. Именно после этого Флоренс решила расширить круг расследования.

«Я узнала, что существуют микробы, которые питаются нефтью и они нужны для того, чтобы отчищать какие-то пространства от загрязнений нефтью. Обнаружила даже бактерии, которые кушают пластик. Эта бактерия была открыта японцами», — поделилась со слушателями журналистка.

«Я пыталась найти что-то интересное и в то же время познавательное, чтобы заинтересовать своих маленьких читателей. Я узнала, что любой микроб, как и люди, после еды естественным образом освобождаются от съеденной пищи. Также бактерии источают определенные запахи, вроде запаха после дождя. Некоторые из микробов даже пахнут жасмином. Но самые замечательные бактерии это те, с помощью которых производят сыр. У каждого сорта сыра есть свой запах, так вот — это бактерии наделяют его им. Некоторые бактерии пахнут как кроссовки, после того, как в них долго ходишь или как подростки», — улыбаясь, рассказывала Флоренс.

Также она искала информацию и о тех бактериях и микробах, после которых мы начинаем болеть. Так, примеру, существует микроб, который может обитать только в носовой полости человека, поскольку именно там для него самая комфортная температура. После того, как микроб попадает в нос, мы ощущаем забитость и из нашего носа начинает капать. А все из-за того, что лимфоциты, которые являются нашими защитными клетками, начинают активно работать, чтобы нас защитить. У людей начинает течь из носа, поскольку в этот момент выделяется очень много воды, чтобы «вымыть» микроб из организма.

Об иллюстрациях

Когда Флоренс работала над своей книгой, она поняла, что ей необходим художник, который мог бы наглядно изобразить на листе бумаги то, что ученые видят только под микроскопами. Для многих иллюстраторов идея рисовать микробов была не очень привлекательна, но Стефан согласился принять участие в создании книги. И, как читает журналистка, они очень хорошо сработались.

Как рассказал Стефан, рисовать микробов ему было очень интересно, хотя он забыл абсолютно все, что помнил из курса биологии в школе.

«Единственное, что осталось у меня в памяти после уроков биологии, это куртка моего преподавателя. А еще в школьном кабинете был аквариум с пираньями, и на занятиях я обычно рассматривал, как они плавают», — смеясь, сообщил художник.

Но после того, как Флоренс рассказала ему главную идею своей книги, иллюстратор стал читать литературу на тему биологии, работать с документацией, рассматривать микробов через микроскопы в научных лабораториях. Через какое-то время Стефан начал практиковаться на листах бумаги, смешивая мыло, масло и черные китайские краски. И когда с помощью подтеков у художника получалось добиваться того, что он видел своими глазами через приборы, он фотографировал свои наброски и перерисовывал их на иллюстрации.

«Когда впервые я увидел картинку микробов через микроскоп, меня поразило то, что они напоминают некую живопись — они были похожи на произведения искусства. К примеру, страничка, которая идет сразу за обложкой книги, выглядит очень необычно и напоминает картину, поскольку, когда я смотрел в микроскоп, то видел там пятна от краски. С помощью чернил, воды и разных техник я попытался восстановить на бумаги то, что видел через микроскоп. Все, что есть в книге — это мое видение этого мира. Моя главная миссия была передать основную мысль текста через изображения, и я с этим справился», — рассказал художник.

Поскольку Стефан рисовал для детей, он постарался включить свою фантазию и позволил себе нарисовать у бактерий глазки. Как считает художник, этот прием позволил микробам стать более живыми и интересными.

«Иногда можно прибегать к таким уловкам, чтобы оживить картинку и еще более точно передать какую-то информацию», — прокомментировал свои действия иллюстратор.

По мнению авторов книги «Тайная война микробов» с ее помощью дети с самого маленького возраста научатся разбираться в микробах, поймут, как те или иные бактерии влияют на их организм, а также что происходит с человеком во время болезни. Литература рассчитана для детей и подростков, но также будет интересна и родителям.

Справка:

Книга «Тайная война микробов» была написана за 4 месяца, иллюстрации к ней были нарисованы за полгода. Но, как рассказали французы, они не постоянно работали над ее созданием. Были и дни отдыха, и дни, когда он занимались другими проектами.

Сейчас Флоренс Пино работает над созданием других произведений. Недавно написала книгу об умственных способностях человека, а также в ее библиотеке есть книга о математике, космосе и эволюции человека. Свои произведения журналистка продолжает создавать совместно со Стефаном.

Оставляйте реакции

Почему это важно?

Расскажите друзьям

Путешествие в мир бактерий

Конспект занятия в старшей группе

Путешествие в мир бактерий

Локтионова Евгения Александровна

Самое дорогое для человека — это здоровье. Человек в течение жизни сталкивается со многими инфекциями, вирусами,  которые приводят к различным заболеваниям.
      Попадая в организм через грязные руки, воду или дыхание бактерии могут вызывать опасные болезни.
      Бактерии живут всюду: в воздухе, на земле, в почве и воде, в растениях и животных. Невидимые простым глазом, они очень сильно влияют на нашу жизнь.
      И чтобы сохранить свое здоровье от этих вредителей, дети должны с малых лет знать как его сохранять, как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм, соблюдать правила личной гигиены, употреблять в пищу только мытые овощи и фрукты, укреплять иммунитет, закаляться и делать прививки.
ЦЕЛЬ:

• сформировать элементарные представления детей старшего дошкольного возраста о микробах, оказывающее вредное и полезное влияние на здоровье человека.
ЗАДАЧИ:
  • развивать познавательный интерес, творческую деятельность,обогатить практический опыт детей ( исследования и эксперименты ), знакомство с оптическим прибором — микроскопом и лабораторным оборудованием.
  • Дать детям представление о микроорганизмах, об их образе жизни, познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями. Развивать способность внимательно слушать, рассуждать, выражать собственное мнение, эмоции, воображение, мышление, память, крупную и мелкую моторику.
  • Воспитывать и укреплять дружеские отношения между детьми, умение коллективно выполнять работу, дать понимание важности заботы о собственном здоровье, его сохранении, бережном отношении к себе.
Совместная деятельность с родителями:
-помощь в организации экспериментов. Пополнение развивающей предметно- пространственной среды.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-Микроскоп, пробирки, чашка Петри, ватные палочки,пинцет, лупа, песочные часы, пакетик агар-агара, кусочек хлеба с плесенью, стакан с водой и чайной ложкой-это для проведения экспериментов.
  • рулон обоев, краски акварельные, клей ПВА, кисточки разного размера, карандаши, фломастеры, гелевые ручки, пластилин, бумажные салфетки, трубочки.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
«Война микробов и бактерий» — кляксография ( коллективная работа ) — развивает фантазию, творческое мышление, моторику.
Фото
Разучивание стишков о микробах:
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Вот какие вирусы,
Вирусы — вредилусы.
( И. Обыденный )
ЧИСТЫЕ ЗУБЫ
Кто чистит зубы по утрам,
Тот поступает мудро!
Кто чистит их по вечерам,
Тот поступает мудро!
А захотелось пожевать
Зефир иль бутерброд,
Кто мудр, тот будет полоскать
После еды свой рот!
Гони подальше тётку Лень,
И помни о зубах весь день!
( Р. Куликова )
ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
« ЛАБОРАТОРИЯ «  В ходе занятия дети познакомились с лабораторным оборудованием, осваивали прибор-микроскоп. Это вызвало неподдельный интерес у ребят и было обсуждено много вопросов: где живут микробы?, что едят микробы ?, откуда появляются микробы и бактерии? , вредные или полезные микробы ?.
 ЭКСПЕРИМЕНТ 1: Налить в стакан воды и положить туда ложку. Если смотреть сбоку, то будет казаться, что ложка сломана и увеличилась в размерах. Это происходит потому, что вода преломляет свет.
 Используя эффект преломления, учёные сделали из линз и зеркал МИКРОСКОП.
ЭКСПЕРИМЕНТ 2:
 Для определения видов бактерий делают посев. Посев — это когда что-то сеют, а оно потом растёт. Например. Семена укропа сеют в почву. А бактерии сеют на специальное питательное желе в чашку Петри. Это плоская стеклянная баночка, заполненная питательным желе. В нее помещают немного бактерий и закрывают крышку. Бактерии едят питательное желе и размножаются. Через некоторое время колония бактерий так разрастается, что её становится видно без микроскопа. По виду колонии можно определить из каких бактерий она состоит.  Подготовить три чашки Петри и сделать питательную среду для бактерий.     После того как раствор остынет, можно делать посев.
Ватной палочкой провести по ладони и окунуть кончик палочки в чашку №1. Заклеить её скотчем и подписать «Рука».
  Другой ватной палочкой провести по телефону и сделать посев в чашку №2. Тоже заклеить и подписать «Телефон».
  Третьей ватной палочкой провести по колесам машинки игрушечной и макнуть в чашку №3 . Назвать «Машинка».
   Баночки с посевом поместить в тёплом месте на пять — семь дней. И наблюдать за тем, как растут колонии. Каждый день делать фотографии. Давать описание колонии: какие из них похожи, какие отличаются. Сделать вывод из эксперимента.
 Вывод: на руке и на телефоне живут плохие бактерии, в основном кожные, на колёсах машинки живут другие бактерии, в основном те, которые обитают на ковре, на полу.   Посев — это анализ,который делают в медицинской лаборатории.
Посев бактерий помогает докторам определить, не заболел ли человек ангиной, туберкулёзом, дифтерией, коклюшем и другими болезнями,причиной которой становятся бактерии.
ПЛЕСЕНЬ
Плесень появляется на старом хлебе, который долго лежал в пакете. Маленькие частички плесени всегда летают в воздухе в поисках вкусненького. Как только они находят чем поживиться, сразу же начинают размножаться,превращаться в грибницу, которая выглядит как белые, зеленые или тёмные пятна на продуктах.
Изучили строение клетки бактерий,, и с удовольствием приступили к лепке        «Гигантских микробов».   Не каждый день твоей игрушкой может быть микроб. Очень понравилось детям играть в «войну» микробов, придумывать им свои суперсвойства, внешний вид и среду обитания.
ЭКСПЕРИМЕНТ:
 Используя эффект преломления, учёные сделали из линз и зеркал МИКРОСКОП.
ПРОСМОТР документальных фильмов ВВС, фрагменты фильма о бактериях и антибиотиках «Война миров. Бактерии», «Невидимая жизнь»,  обучающие мультфильмы «Зачем чистить зубы», « Микрополис 01 Микроистория», « Фиксики. Микробы», «Митя и микробус»…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
« Две лягушки на болоте»
На болоте две лягушки,
Две веселые подружки:
Рано утром умывались
Полотенцем растирались.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Повернулись влево,
Повернулись вправо.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкультпривет!
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
К.И. Чуковский « Федорино горе », « Мойдодыр»,
Г.Б. Остер «Петька — микроб»,
Янины сказки « Лимончик и микроб, или зачем мыть руки».
Рассматривание и анализирование иллюстраций, журналов, энциклопедий, презентации.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: в актовом зале на большом экране  —  фотографии.
Дидактические игры:  Систематизировать представление детей о здоровье, чистоте и гигиене:
« Хорошо или плохо», «Правила гигиены», « Вредные или полезные», « Чих»,
« Чистые руки».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Большая энциклопедия для любознательных.-М: Эксмо, 2013
  1. Ликум В.О. «Всё обо всем» детская энциклопедия
  2. М.Косовская, А.Тяхт, Д.Алексеев, С. Тяхт « Приключения Тима в мире бактерий»
  3. В.Фролов « Война с микробами, интегрирующие подробности открытия

Мечникова».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
 В процессе занятий , исследований, было выяснено, что микробы бывают вредные и приносящие пользу, изучили многообразный мир бактерий, их среду обитания, образ существования,размножении, питании, их суперсвойства и воздействие на организм человека.
  Дети усвоили культурно — гигиенические навыки, помогающие сохранить здоровье ребёнка.
  Улучшили дружеские отношения, выполняя коллективные работы.
Развили память, внимание при разучивание стихотворений. Привили интерес к здоровому образу жизни.

You have no rights to post comments

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ВАКЦИНАЦИИ И РИСКАХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПРИ ОТКАЗАХ ОТ НЕЕ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ВАКЦИНАЦИИ

И РИСКАХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПРИ ОТКАЗАХ ОТ НЕЕ

Что такое вакцинация и зачем нужны прививки

До изобретения прививок инфекции и вирусы являлись главной причиной высокой смертности среди населения Земли и малой продолжительности жизни. Но вот уже 200 с лишним лет в мире существует эффективный способ защиты человека и животных от целого ряда инфекционных и некоторых вирусных заболеваний. Первую прививку от оспы сделал в начале XIX века английский доктор Э. Дженнер. С тех пор вакцинация (иммунизация) стала для человека самым эффективным способом профилактики опасных болезней.

Вакцинация (от лат. vaccus — корова) — это введение медикамента с целью предотвратить заражение или ослабить его проявления и негативные последствия. В качестве материала (антигена) могут использовать:

•                     живые, но ослабленные штаммы микробов;

•                     убитые (инактивированные) микробы;

•                     части микробов, например, белки;

•                     синтетические компоненты.

При введении вакцины происходит выработка иммунитета на её компоненты, в результате образуются антитела, которые живут в организме. Они строго индивидуальны для каждого возбудителя, при встрече с ним очень быстро подавляют его и не дают болезни развиться. Справившись с задачей, защитники не исчезают: они еще долго — несколько лет, а то и всю жизнь готовы противостоять вредителям. Это и называется иммунитетом к конкретной болезни. Таким образом, удается успешно бороться с вирусами кори, краснухи, полиомиелита, ветряной оспы, паротита, гепатита В, ротавирусами и бактериями возбудителями туберкулеза, коклюша, дифтерии, пневмококка, гемофильной инфекции, столбняка и других болезней.

Важно: Когда привито достаточное число людей, переход вирусов от одного носителя к другому затрудняется и их распространение приостанавливается. В результате чего болезни обходят стороной и тех, кто не вакцинирован, и тех, в ком прививка не произвела желаемого эффекта. Таким образом, вакцинация эффективна особенно в том случае, если ее прошло подавляющее большинство членов сообщества, будь то страна, город или отдельно взятый детский сад. Ученые установили, что для эффективного функционирования вакцины необходимо, чтобы против болезни было привито более 95% населения.

Факты о прививках

По статистике, за последнее столетие продолжительность жизни человека увеличилась, в том числе, благодаря вакцинации. Ее целью является формирование специфического иммунитета посредством искусственного создания инфекционного процесса, в большинстве случаев протекающего бессимптомно или в легкой форме.

Инфекционные болезни, от которых, собственно, и защищает прививка, всегда сопутствуют человеку. Они протекают по-разному: в легкой форме, тяжелой, с осложнениями, приводят к инвалидизации, до сих пор занимая лидирующее место среди причин смерти.

Так в чем же плюсы прививок?

Отрицать эффективность вакцинации нелепо факты говорят сами за себя: если бы не прививки против оспы и полиомиелита, мы бы сейчас все, наверное, вымерли. Если ребенку не сделана вакцина от столбняка, и он вдруг получит банальную ссадину, то, что можно будет сделать, если смертность от столбняка составляет 90%? Единственная мера, позволяющая избежать это опасное заболевание профилактическая иммунизация. Однако, несмотря на эти более чем убедительные данные, многие отказываются от прививок, более того отказываются прививать своих детей, тем самым, подвергая их большому риску.

Если бы не было прививок, нам бы угрожали: корь: вероятность смертельного исхода 1 случай из 100, инвалидности 5 случаев из 100;

•                     коклюш: очень высок риск осложнений со стороны дыхательной и нервной систем;

•                     дифтерия: вероятность смертельного исхода 10 случаев из 100;

•                     полиомиелит: риск тяжелой инвалидности;

•                     туберкулез: длительное лечение, тяжелые осложнения;

•                     эпидемический паротит: возможно развитие бесплодия;

•                     краснуха: у не болевших в детстве или непривитых женщин, заболевших во время беременности, может родиться ребенок-инвалид или нежизнеспособный ребенок;

•                     гепатит В: высокий риск возникновения тяжелого поражения печени (включая рак).

Когда сделать вакцинацию максимально безопасной

Многие дети получают временный отвод от прививок на основе относительных противопоказаний, например: острое заболевание (ОРЗ, грипп, бронхит), обострение хронической патологии (аллергия, дерматит, почечная недостаточность) и предстоящее путешествие. В каждом из названных случаев процедуру переносят до подходящего момента выздоровления, снятия обострения или возвращения из поездки. Все прочие поводы отказа от прививки, включая дисбактериоз, недоношенность, эпилепсию и прочие состояния, считаются ложными.

Важно помнить, что к каждому ребёнку применяется индивидуальный подход. Перед любой прививкой врач осматривает ребёнка и решает вопрос о возможности её проведения. Прививки назначаются в соответствии с календарём прививок. Однако, некоторые дети, например, недоношенные или с определёнными отклонениями в состоянии здоровья, к данной вакцине могут иметь медицинские противопоказания. Прививки не проводят в период острого или обострения хронического заболевания, их откладывают до выздоровления или ремиссии. Однако, если риск инфекции велик (например, после контакта с больным), то некоторые вакцины можно ввести на фоне незначительных симптомов острого или хронического заболевания.

Проведение в один день нескольких вакцин не опасно, если эти вакцины сочетаются между собой, и их назначение совпадает с календарём прививок, в результате вырабатывается иммунитет сразу к нескольким заболеваниям.

Важно: По статистике, до 60% родителей, не прививающих своих детей, ссылаются не на болезни или обострения, а на собственные умозаключения, советы родных, религиозные аспекты и прочие сомнительные обстоятельства.

Последствия отказа от прививок

Если родители все же решили не вакцинировать ребенка, то они должны понимать, что означает для него статус непривитого. Когда в мир, заполненный микробами и вирусами, выходит совершенно незащищенный кроха, его мама и папа обязаны предпринять дополнительные меры для укрепления иммунной системы и жестко следовать санитарно-гигиеническим правилам, так как любое нарушение может привести к заражению.

Итак:

• Если в детском коллективе карантин по поводу любой инфекции, то непривитый малыш не имеет права посещать его до конца инкубационного периода При неблагоприятных обстоятельствах, когда один карантин сменяется другим, третьим, кроха может на много месяцев оказаться в изоляции. А его родителям придется изменить рабочий график.

® В окружении непривитого ребенка — в группе развития, детском садике, бассейне, музыкальной школе в течение 60 дней нельзя находиться малышам, получившим дозу оральной полиомиелитной вакцины. Если прививку от полиомиелита делали в дошкольном или школьном учреждении, то невакцинированные дети отправляются на двухмесячный карантин. Иначе они могут заразиться этой опасной болезнью.

•                     Малышу могут запретить выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок.

“ Кроха не должен брать в руки чужие игрушки, не отмытые предварительно самым тщательным образом, обзаводиться не проверенными на предмет инфекции друзьями, а также обязан строго соблюдать все правила гигиены. Неудивительно, если все эти запреты и ограничения плохо скажутся на его психике и характере.

*                    Помимо этого, высок риск инфицирования гепатитом В тяжелым заболеванием печени. Люди думают, что заразиться их дети не смогут, ведь они воспитываются во вполне благополучной семье, не употребляют наркотики, и с кровью нигде не пересекаются. Это опасное заблуждение. В детском саду ребенок может удариться, подраться, кто-то укусит или поцарапает малыша вот и контакт с кровью. Дети, заразившиеся гепатитом, практически всегда становятся хроническими больными, что приводит к серьезным отдаленным осложнениям в виде цирроза и рака печени. Все это ведет к инвалидности и ранней смертности.

Важно: В будущем непривитому ребенку может быть отказано в приеме на работу, связанную с высоким риском заболевания инфекционными болезнями- Если это произойдет, то для осуществления своей мечты человеку придется сделать сразу все прививки, от которых его уберегали родители.

Все чаще встречаются случаи отказа от вакцинации или отсрочки вакцинации у детей. Вызвано это, прежде всего, главным «недостатком» вакцинации — отсутствием болезни в настоящее время. Когда ребенок болеет, когда ему плохо вот туг родители готовы на все, они ищут лекарство, понимают, что оно необходимо. Но когда ребенок здоров…

Родители должны взвесить риски, часто надуманные, и реальные последствия отказа от прививок, лучше предупредить, чем пытаться лечить.

Согласно действующим в России с 1998-1999 годов Федеральным законам «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» защита себя и своих детей от инфекционных заболеваний — не только право, но и обязанность каждого человека. Национальный календарь профилактических прививок это нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения прививок.

Тем не менее, ответственности за отказ от прививок нет, вакцинация остается делом сугубо добровольным. Но, если взрослый отвечает только за себя, то родитель, отказывающийся прививать детей, всерьез рискует здоровьем своего ребенка. Именно так. Правом ребенка, как любого гражданина, является право быть защищенным от болезни. Защищая своего ребенка, мы также защищаем своих близких, других детей. Есть такое явление как популяционный эффект. Мы живем в сообществе, мы не изолированы, интенсивность контактов, скорость перемещений, плотность населения в городах растут. И чем лучше мы будем защищены сами, тем лучше мы защитам тех, кто рядом с нами.

Инфекции всегда рядом — это важно помнить. Они нас «любят», они будут использовать любой шанс проявить эту «любовь». И единственный путь проявить нашу любовь к своим детям вовремя вакцинироваться.

микробов и мир | Безграничная микробиология

Типы микроорганизмов

Микроорганизмы составляют большую часть живого материала планеты и играют важную роль в поддержании экосистемы Земли.

Цели обучения

Определите различия между микробными организмами.

Ключевые моменты
  • Микроорганизмы делятся на семь типов: бактерии, археи, простейшие, водоросли, грибы, вирусы и многоклеточные паразиты животных (гельминты).
  • Каждый тип имеет характерный клеточный состав, морфологию, способ передвижения и размножение.
  • Микроорганизмы полезны для производства кислорода, разложения органического материала, обеспечения растений питательными веществами и поддержания здоровья человека, но некоторые из них могут быть патогенными и вызывать заболевания у растений и людей.
Основные термины
  • Окраска по Граму : Метод дифференциации видов бактерий на две большие группы (грамположительные и грамотрицательные).
  • пептидогликан : полимер гликана и пептидов, обнаруженный в бактериальных клеточных стенках.

Микроорганизмы или микробы представляют собой микроскопические организмы, которые существуют в виде одноклеточных, многоклеточных или скоплений клеток. Микроорганизмы широко распространены в природе и полезны для жизни, но некоторые могут причинить серьезный вред. Их можно разделить на шесть основных типов: бактерии, археи, грибы, простейшие, водоросли и вирусы.

Бактерии

Бактерии — одноклеточные организмы.Клетки описываются как прокариотические, потому что у них нет ядра. Они существуют в четырех основных формах: бацилла (стержневая форма), кокк (сферическая форма), спирилла (спиральная форма) и вибрион (изогнутая форма). Большинство бактерий имеют пептидогликановую клеточную стенку; они делятся бинарным делением; и они могут иметь жгутики для подвижности. Различие в структуре их клеточной стенки является основным признаком, используемым при классификации этих организмов.

В зависимости от того, как окрашивается структура их клеточной стенки, бактерии можно классифицировать как грамположительные или грамотрицательные при использовании окрашивания по Граму.В зависимости от реакции на газообразный кислород бактерии можно разделить на следующие группы: аэробные (живущие в присутствии кислорода), анаэробные (живущие без кислорода) и факультативные анаэробы (могут жить в обеих средах).

По способу получения энергии бактерии классифицируются как гетеротрофы или автотрофы. Автотрофы производят себе пищу, используя энергию солнечного света или химические реакции, и в этом случае их называют хемоавтотрофами. Гетеротрофы получают энергию, потребляя другие организмы.Бактерии, которые используют разлагающиеся формы жизни в качестве источника энергии, называются сапрофитами.

Археи

Археи или архебактерии отличаются от настоящих бактерий структурой клеточной стенки и отсутствием пептидогликанов. Это прокариотические клетки, устойчивые к экстремальным условиям окружающей среды. В зависимости от среды обитания всех архей можно разделить на следующие группы: метаногены (организмы, производящие метан), галофилы (археи, живущие в соленой среде), термофилы (археи, живущие при экстремально высоких температурах) и психрофилы (холоднотемпературные организмы). археи).Археи используют различные источники энергии, такие как газообразный водород, углекислый газ и сера. Некоторые из них используют солнечный свет для производства энергии, но не так, как это делают растения. Они поглощают солнечный свет, используя пигмент своей мембраны, бактериородопсин. Это реагирует со светом, что приводит к образованию энергетической молекулы аденозинтрифосфата (АТФ).

Грибы

Грибы (грибы, плесени и дрожжи) — это эукариотические клетки (с истинным ядром). Большинство грибов многоклеточные, а их клеточная стенка состоит из хитина.Они получают питательные вещества, поглощая органический материал из окружающей среды (редуценты), через симбиотические отношения с растениями (симбионты) или вредные отношения с хозяином (паразиты). Они образуют характерные нитевидные трубки, называемые гифами, которые помогают поглощать материал. Совокупность гиф называется мицелием. Грибы размножаются, выделяя споры.

Простейшие

Простейшие — одноклеточные аэробные эукариоты. У них есть ядро, сложные органеллы, и они получают питание путем всасывания или проглатывания через специализированные структуры.Они составляют самую большую группу организмов в мире с точки зрения численности, биомассы и разнообразия. Их клеточные стенки состоят из целлюлозы. Простейшие традиционно подразделяются в зависимости от их способа передвижения: жгутиковые производят свою собственную пищу и используют свою хлыстообразную структуру для продвижения вперед, инфузории имеют крошечные волосы, которые бьются, чтобы производить движение, амебоиды имеют ложные ноги или псевдоподии, используемые для питания и передвижения. а споровики неподвижны. У них также есть разные способы питания, которые группируют их как автотрофов или гетеротрофов.

Водоросли

Водоросли, также называемые цианобактериями или сине-зелеными водорослями, представляют собой одноклеточные или многоклеточные эукариоты, получающие питание за счет фотосинтеза. Они живут в воде, влажной почве и камнях и производят кислород и углеводы, используемые другими организмами. Считается, что цианобактерии являются прародителями зеленых растений.

Вирусы

Вирусы представляют собой неклеточные объекты, состоящие из ядра нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), окруженного белковой оболочкой. Хотя вирусы классифицируются как микроорганизмы, они не считаются живыми организмами.Вирусы не могут воспроизводиться вне клетки-хозяина и не могут метаболизироваться самостоятельно. Вирусы часто поражают прокариотические и эукариотические клетки, вызывая заболевания.

Многоклеточные паразиты животных

Группа эукариотических организмов, состоящая из плоских и круглых червей, которые в совокупности называются гельминтами. Хотя они не являются микроорганизмами по определению, поскольку они достаточно велики, чтобы их можно было легко увидеть невооруженным глазом, часть своего жизненного цикла они проживают в микроскопической форме.Поскольку паразитические гельминты имеют клиническое значение, их часто обсуждают наравне с другими группами микробов.

Окраска по Граму : Это микроскопическое изображение окраски по Граму смешанных грамположительных кокков (золотистый стафилококк, фиолетовый) и грамотрицательных бацилл (кишечная палочка, красный).

Типы микроорганизмов : На этом дереве жизни показаны различные типы микроорганизмов.

Классификация микроорганизмов

Микроорганизмы классифицируются по таксономическим категориям для облегчения исследований и коммуникации.

Цели обучения

Оцените, как ранняя жизнь изменила землю

Ключевые моменты
  • Система классификации постоянно меняется с развитием технологий.
  • Самая последняя система классификации включает пять царств, которые далее подразделяются на тип, класс, отряд, семейство, род и вид.
  • Микроорганизмам присваивается научное название с использованием биномиальной номенклатуры.
Основные термины
  • ДНК-фингерпринтинг : Метод выделения и картирования последовательностей клеточной ДНК для ее идентификации.

Жизнь на Земле славится своим разнообразием. Во всем мире мы можем найти многие миллионы различных форм жизни. Биологическая классификация помогает идентифицировать каждую форму в соответствии с общими свойствами (сходствами), используя набор правил и оценку того, насколько тесно она связана с общим предком (эволюционные отношения) для создания порядка. Научившись распознавать определенные закономерности и классифицировать их по определенным группам, биологи смогут лучше понять отношения, существующие между разнообразными живыми формами, населяющими планету.

Классификация E. coli : Домен: Бактерии, Царство: Eubacteria, Тип: Proteobacteria, Класс: Gammaproteobacteria, Порядок: Enterobacteriales, Семейство: Enterobacteriaceae, Род: Escherichia, Виды: E. coli.

Первая, самая большая и самая обширная группа, в которую классифицируются организмы, называется доменом и состоит из трех подгрупп: бактерии, археи и эукариоты. Эта первая группа определяет, является ли организм прокариотом или эукариотом. Домен был предложен микробиологом и физиком Карлом Вёзе в 1978 году и основан на выявлении сходства последовательностей рибосомной РНК микроорганизмов.

Вторая по величине группа называется королевством. Было описано пять основных царств, которые включают прокариоты (например, археи и бактерии), протокисты (например, простейшие и водоросли), грибы, растения и животные. Царство далее делится на тип или отдел, класс, порядок, семейство, род и вид, который является наименьшей группой.

Наука о классификации организмов называется таксономией, а группы, составляющие классификационную иерархию, называются таксонами. Таксономия состоит из классификации новых организмов или переклассификации существующих.Микроорганизмы научно признаны с использованием биномиальной номенклатуры с использованием двух слов, которые относятся к роду и виду. Названия, присвоенные микроорганизмам, даны на латыни. Первая буква названия рода всегда заглавная. Классификации микроорганизмов в значительной степени способствовали исследования окаменелостей, а в последнее время — секвенирование ДНК. Методы классификации постоянно меняются. Наиболее широко используемыми методами классификации микробов являются морфологические характеристики, дифференциальное окрашивание, биохимическое тестирование, снятие отпечатков пальцев ДНК или состава ДНК, полимеразная цепная реакция и ДНК-чипы.

Микробы и происхождение жизни на Земле

Считается, что жизнь на Земле произошла от древнейших одноклеточных архей и бактерий.

Цели обучения

Оцените характеристики земли до начала жизни и какие адаптации позволили процветать ранней микробной жизни.

Ключевые моменты
  • Предлагаемые механизмы возникновения жизни на Земле включают эндосимбиоз и панспермию. Обе теории спорные.
  • В этих двух теориях считается, что бактерии и экстремофильные археи инициировали насыщенную кислородом атмосферу, создавая новые формы жизни.
  • Эволюционные процессы на протяжении миллиардов лет породили биоразнообразие жизни на Земле.
Основные термины
  • эндосимбиоз : Состояние жизни в теле или клетках другого организма.
  • панспермия : Гипотеза о том, что микроорганизмы могут передавать жизнь из космоса в обитаемые тела; или процесс такой передачи.

Научные данные свидетельствуют о том, что жизнь на Земле зародилась около 3,5 миллиардов лет назад. С тех пор жизнь превратилась в самые разнообразные формы, которые биологи классифицировали в иерархию таксонов. Некоторые из самых старых клеток на Земле — это одноклеточные организмы, называемые археями и бактериями. Ископаемые записи указывают на то, что холмы бактерий когда-то покрывали молодую Землю. Некоторые начали готовить себе еду, используя углекислый газ из атмосферы и энергию, которую они получали от солнца. Этот процесс (называемый фотосинтезом) произвел достаточно кислорода, чтобы изменить атмосферу Земли.

Вскоре после этого на сцену вышли новые формы жизни, дышащие кислородом. Популяция все более разнообразной бактериальной жизни была готова к формированию новой жизни. Имеются убедительные доказательства того, что митохондрии и хлоропласты когда-то были примитивными бактериальными клетками. Это свидетельство описано в эндосимбиотической теории. Симбиоз возникает, когда два разных вида получают выгоду от совместной жизни и совместной работы. Когда один организм на самом деле живет внутри другого, это называется эндосимбиозом.Эндосимбиотическая теория описывает, как большая клетка-хозяин и проглоченные бактерии могут легко стать зависимыми друг от друга для выживания, что приводит к постоянным отношениям.

За миллионы лет эволюции митохондрии и хлоропласты стали более специализированными и сегодня не могут жить вне клетки. Митохондрии и хлоропласты имеют поразительное сходство с клетками бактерий. У них есть собственная ДНК, которая отделена от ДНК, находящейся в ядре клетки. И обе органеллы используют свою ДНК для производства многих белков и ферментов, необходимых для их функционирования.Двойная мембрана, окружающая как митохондрии, так и хлоропласты, является еще одним доказательством того, что каждый из них был проглочен примитивным хозяином. Две органеллы также размножаются подобно бактериям, копируя свою собственную ДНК и направляя собственное деление.

Митохондриальная ДНК (мтДНК) имеет уникальный тип наследования. Он передается непосредственно от матери к ребенку и накапливает изменения гораздо медленнее, чем другие типы ДНК. Благодаря своим уникальным характеристикам мтДНК дала важные сведения об истории эволюции.Например, различия в мтДНК исследуются, чтобы оценить, насколько близко один вид связан с другим.

Extremophiles : Фотосинтетические окаменелые цианобактерии в горной породе возрастом миллиард лет в Национальном парке Глейшер, Монтана, США.

Условия на Земле 4 миллиарда лет назад сильно отличались от сегодняшних. В атмосфере не хватало кислорода, а озоновый слой еще не защищал Землю от вредных излучений. Проливные дожди, молнии и вулканическая активность были обычным явлением.Тем не менее, самые ранние клетки возникли в этих экстремальных условиях. Археи-экстремофилы до сих пор процветают в экстремальных средах обитания. В настоящее время астробиологи используют архей для изучения происхождения жизни на Земле и других планетах. Поскольку археи населяют места, ранее считавшиеся несовместимыми с жизнью, они могут дать подсказки, которые улучшат нашу способность обнаруживать внеземную жизнь. Интересно, что текущие исследования показывают, что археи могут путешествовать в космос на метеорите. Такое событие, называемое панспермией, могло зародить жизнь на Земле или где-либо еще.

Присутствие архей и бактерий кардинально изменило Землю. Они помогли создать стабильную атмосферу и производили кислород в таких количествах, что в конечном итоге могли развиться формы жизни, нуждающиеся в кислороде. Новые атмосферные условия успокоили погоду, так что экстремальные явления стали менее суровыми. Жизнь создала условия для формирования новой жизни. Этот процесс является одним из величайших чудес природы.

Экологическое разнообразие микробов

Микробы повсеместно распространены на Земле, и их разнообразие и численность определяются биогеографической средой обитания, которую они занимают.

Цели обучения

Обобщите, каким образом микробное разнообразие способствует занятию микробами различных географических ниш.

Ключевые моменты
  • Различные виды микробов процветают в различных условиях окружающей среды.
  • Сообщества микробов занимают водную и наземную среду обитания и составляют большую часть биоразнообразия на Земле.
  • Разнообразие микробов поддерживает экосистему, в которой они растут.
Основные термины
  • биоразнообразие : Разнообразие (количество и разнообразие видов) растений и животных в регионе.
  • биомасса : Общая масса всех живых существ в определенной области или среде обитания.

Мир микробов охватывает большую часть филогенетического разнообразия на Земле, поскольку все бактерии, все археи и большинство линий эукариот являются микроорганизмами. Микробы живут в любой среде обитания (на земле, в воде, в атмосфере или в живом хозяине), и их присутствие неизменно влияет на среду, в которой они растут.Их разнообразие позволяет им процветать в очень холодных или очень жарких условиях. Их разнообразие также делает их устойчивыми ко многим другим условиям, таким как ограниченная доступность воды, высокое содержание соли и низкий уровень кислорода.

Микроорганизмы в холодных условиях : Ледяные водоросли в Антарктиде.

Микроорганизмы в горячей среде : Водоросли, растущие в горячем бассейне в Новой Зеландии.

Однако не каждый микроб может выжить во всех средах обитания.Каждый тип микроба эволюционировал, чтобы жить в узком диапазоне условий. Хотя подавляющее большинство видов микробного разнообразия остается неустановленным, во всем мире признано, что воздействие микроорганизмов на окружающую их среду может быть полезным. Благоприятное воздействие микробов обусловлено их метаболической активностью в окружающей среде, их связью с растениями и животными, а также их использованием в производстве продуктов питания и в биотехнологических процессах.

В свою очередь, окружающая среда и недавние температурные аномалии играют решающую роль в изменении микробных сообществ.Например, считается, что совокупность микробов, существующих на поверхности морской воды, претерпела огромные изменения в отношении состава, численности, разнообразия и вирулентности в результате климатического потепления поверхности моря.

Для микробиологов крайне важно изучить адаптацию микробов к различным средам и их функции в этих средах, чтобы понять глобальное микробное разнообразие, экологию и эволюцию. Они полагаются на конкретные физические и химические факторы, такие как измерение температуры, pH и солености в пределах определенной географии, чтобы сформулировать сравнение между микробными сообществами и окружающей средой, которую могут выдержать разные виды.Исследователи собирают образцы из географических районов с различными условиями окружающей среды и между сезонами, чтобы определить, как модели расселения формируют микробные сообщества, и понять, почему организмы живут там, где они живут. Таким образом, можно тестировать микробные сообщества прибрежных и открытых океанов, полярных регионов, рек, озер, почв, атмосферы и человеческого тела. Эти образцы создают отправную точку для понимания того, как обилие и состав микробных сообществ коррелируют с климатическими возмущениями, взаимодействуют, воздействуя на экосистемные процессы и влияют на здоровье человека.Вмешательство в естественную микробную биомассу нарушает баланс природы и экосистемы и приводит к утрате биоразнообразия.

Новый журнал раскрывает удивительный мир микробов

Иллюстрация с титульного листа книги «Удивительный мир микробов».

The Arboretum с радостью выпускает The Wonderful World of Microbes — увлекательный и прекрасно иллюстрированный журнал о широко распространенном влиянии крошечных организмов, которые мы обычно не видим.Цифровой журнал (небольшой самоиздаваемый журнал) написан Шарлоттой Франкер, аспиранткой пятого курса микробиологии в Университете Вашингтона в Мэдисоне, а искусство иллюстратора Линдси Ли.

Журнал освещает микробы в областях здравоохранения и окружающей среды: от антибиотиков до симбиотических отношений в природе, сточных вод и роли микробов в экологических сообществах, таких как водно-болотные угодья, прерии и леса. Книга «Удивительный мир микробов », написанная как увлекательное и дружелюбное повествование с восхитительными иллюстрациями, предлагает читателям понять и оценить миры и отношения, которые мы редко видим, но которые являются неотъемлемой частью жизни.

Иллюстрация и текст о муравьях-листорезах из книги «Удивительный мир микробов».

Шарлотта заинтересовалась микробами, особенно бактериями, в старшей школе, когда узнала, насколько сильно микробы влияют на все внутри и вокруг нас. С тех пор она полностью осознала, что мы живем в микробном мире: все на Земле поддерживается микробами! Она написала журнал, чтобы поделиться историями, раскрывающими наш мир через призму микробов. Она надеется, что после того, как вы прочитаете журнал, вы увидите все — от воды в туалете до деревьев в лесу — по-другому!

Узнайте больше о микробах, когда Шарлотта выступит на Зимнем обогащении 25 февраля.Зарегистрируйтесь до 21 февраля.

Иллюстрация и текст о микробах и водно-болотных угодьях из «Удивительного мира микробов».

Вы можете скачать Удивительный мир микробов со страницы мультимедийных ресурсов. Он доступен в двух различных форматах PDF: последовательные страницы или макет буклета.

Публикация является результатом сотрудничества в рамках программы WISCIENCE Public Service Fellows. Эта программа частично финансируется Университетом Висконсин-Мэдисон и грантом Национального научного фонда «Инновации в последипломном образовании» № 1806908.

— Сьюзан Дэй, координатор по связям с общественностью

Пневмония

Пневмония — это форма острой респираторной инфекции, поражающая легкие. Легкие состоят из небольших мешочков, называемых альвеолами, которые наполняются воздухом при дыхании здорового человека. Когда у человека пневмония, альвеолы ​​заполняются гноем и жидкостью, что делает дыхание болезненным и ограничивает потребление кислорода.

Пневмония является самой крупной инфекционной причиной смерти детей во всем мире.В 2019 году от пневмонии погибло 740 180 детей в возрасте до 5 лет, что составляет 14% всех смертей детей в возрасте до пяти лет, но 22% всех смертей детей в возрасте от 1 до 5 лет. Пневмония поражает детей и семьи повсюду, но смертность самая высокая. в Южной Азии и странах Африки к югу от Сахары. Детей можно защитить от пневмонии, ее можно предотвратить с помощью простых мер и лечить с помощью недорогих, низкотехнологичных лекарств и ухода.

Причины

Пневмония вызывается рядом инфекционных агентов, включая вирусы, бактерии и грибки.Наиболее распространенными являются:

• Streptococcus pneumoniae – наиболее частая причина бактериальной пневмонии у детей;
  • Haemophilus influenzae тип b (Hib) – вторая по частоте причина бактериальной пневмонии;
  • Респираторно-синцитиальный вирус является наиболее частой вирусной причиной пневмонии;
  • у младенцев, инфицированных ВИЧ, Pneumocystis jiroveci — одна из наиболее распространенных причин пневмонии, на которую приходится не менее четверти всех смертей от пневмонии у ВИЧ-инфицированных младенцев.

Пути передачи

Пневмония может передаваться несколькими путями. Вирусы и бактерии, которые обычно находятся в носу или горле ребенка, могут инфицировать легкие при вдыхании. Они также могут распространяться воздушно-капельным путем при кашле или чихании. Кроме того, пневмония может распространяться через кровь, особенно во время и вскоре после рождения. Необходимо провести дополнительные исследования различных патогенов, вызывающих пневмонию, и путей их передачи, поскольку это имеет решающее значение для лечения и профилактики.

Проявления

Проявления вирусной и бактериальной пневмонии схожи. Однако симптомы вирусной пневмонии могут быть более многочисленными, чем симптомы бактериальной пневмонии. У детей в возрасте до 5 лет с кашлем и/или затрудненным дыханием, с лихорадкой или без нее, пневмонию диагностируют по наличию либо учащенного дыхания, либо втяжения нижней части грудной клетки, когда их грудная клетка втягивается или втягивается во время вдоха (у здорового человек, грудная клетка расширяется при вдохе).Свистящее дыхание чаще встречается при вирусных инфекциях.

Очень тяжелобольные младенцы могут быть не в состоянии есть или пить, а также могут испытывать потерю сознания, гипотермию и судороги.

Факторы риска

В то время как большинство здоровых детей могут бороться с инфекцией с помощью своих естественных защитных сил, дети с ослабленной иммунной системой подвергаются более высокому риску развития пневмонии. Иммунная система ребенка может быть ослаблена недоеданием или недоеданием, особенно у младенцев, которых не кормят исключительно грудью.

Ранее существовавшие заболевания, такие как симптоматическая ВИЧ-инфекция и корь, также повышают риск заражения ребенка пневмонией.

Следующие факторы окружающей среды также повышают восприимчивость ребенка к пневмонии:

• загрязнение воздуха внутри помещений, вызванное приготовлением пищи и отоплением с использованием топлива из биомассы (например, дров или навоза)
  • проживание в многолюдных домах
  • родительское курение.

Лечение

Пневмонию следует лечить антибиотиками.Антибиотик выбора для лечения первой линии – это диспергируемые таблетки амоксициллина. В большинстве случаев пневмонии требуются пероральные антибиотики, которые часто назначают в медицинском центре. Эти случаи также могут быть диагностированы и вылечены с помощью недорогих пероральных антибиотиков на уровне сообщества обученными работниками здравоохранения. Госпитализация рекомендуется только в тяжелых случаях пневмонии.

Профилактика

Профилактика пневмонии у детей является важным компонентом стратегии снижения детской смертности.Иммунизация против Hib, пневмококка, кори и коклюша является наиболее эффективным способом профилактики пневмонии.

Надлежащее питание является ключом к улучшению естественной защиты детей, начиная с исключительно грудного вскармливания в течение первых 6 месяцев жизни. Помимо того, что он эффективен для предотвращения пневмонии, он также помогает сократить продолжительность болезни, если ребенок заболел.

Борьба с экологическими факторами, такими как загрязнение воздуха внутри помещений (например, путем предоставления доступных чистых бытовых печей) и поощрение соблюдения правил гигиены в многолюдных домах, также снижает число детей, заболевших пневмонией.

Детям, инфицированным ВИЧ, ежедневно назначают антибиотик котримоксазол для снижения риска заражения пневмонией.

Экономические затраты

Стоимость лечения антибиотиками всех детей с пневмонией в 66 странах обратного отсчета до 2015 года для обеспечения выживания матерей, новорожденных и детей оценивается примерно в 109 миллионов долларов США в год. В стоимость входят антибиотики и диагностика для лечения пневмонии.

Ответные меры ВОЗ

Интегрированный Глобальный план действий ВОЗ и ЮНИСЕФ по борьбе с пневмонией и диареей (GAPPD) направлен на ускорение борьбы с пневмонией путем сочетания вмешательств по защите, профилактике и лечению пневмонии у детей с действиями по:

• защите детей от пневмонии, включая пропаганду исключительно грудного вскармливания и адекватного прикорма;
  • профилактика пневмонии с помощью прививок, мытье рук с мылом, снижение загрязнения воздуха в жилых помещениях, профилактика ВИЧ и профилактика котримоксазолом для ВИЧ-инфицированных и подвергшихся воздействию детей;
  • лечить пневмонию , уделяя особое внимание тому, чтобы каждый больной ребенок имел доступ к надлежащему уходу — либо у медицинского работника по месту жительства, либо в медицинском учреждении, если болезнь тяжелая, — и мог получать антибиотики и кислород им нужен, чтобы выздороветь;

Ряд стран, включая Бангладеш, Индию, Кению, Уганду и Замбию, разработали районные, государственные и национальные планы по активизации действий по борьбе с пневмонией и диареей.Многие другие страны включили конкретные меры по борьбе с диареей и пневмонией в свои национальные стратегии охраны здоровья детей и выживания детей.

Эффективная диагностика и лечение пневмонии имеют решающее значение для повышения выживаемости детей. Для достижения Целей в области устойчивого развития для ЦУР 3.2.1 (сокращение детской смертности) прекращение предотвратимой диареи и смертности, связанной с пневмонией, является неотложным приоритетом.

Открытие разнообразного мира микроорганизмов

Недавние технологические достижения ускорили открытие и описание микробов, поражающих самых разных носителей.Ученые используют эти новые методы, чтобы лучше понять, какие, где и когда микробы связаны с сообществами животных.

Кристина Фауст

В мире существуют разнообразные микробы. Изображение предоставлено: https://scienceexchange.caltech.edu/topics/covid-19-coronavirus-sars-cov-2/what-is-a-virus

В конце 1800-х годов Роберт Кох и Фредрих Леффлер изложили рекомендации по определение того, какой микроб был возбудителем конкретного заболевания.Из этого следует, что диагностика нацелена на конкретные известные патогены и часто разрабатывается для идентификации конкретного вида патогена или паразита.

Но как изучаются инфекционные агенты, когда мы не знаем, что они из себя представляют? Для многих нечеловеческих хозяев нам не хватает понимания микробов, вызывающих болезни. Новая технология секвенирования, позволяющая получить генетическую характеристику БЕЗ предварительных знаний о том, что там есть, привела к резкому расширению нашего понимания разнообразия и эволюции микробов.

Мы сосредоточимся на недавнем исследовании, в котором метагеномика используется для изучения целых сообществ микробов, обнаруженных в образцах фекалий водоплавающих птиц. Характеристика генетики всего сообщества микробов возможна только потому, что технология секвенирования позволяет получить беспристрастную характеристику (то есть нецелевую), а цены резко падают.

Национальный парк Доньяна (один из объектов исследования). Изображение предоставлено: ЮНЕСКО, Натали Валаншон

Дизайн исследования

Ученые стремились количественно определить и охарактеризовать эукариотические и микроэукариотические организмы в образцах фекалий, собранных у различных мигрирующих водоплавающих птиц (уток, гусей, чаек, куликов).Их интересовали организмы, которые могут заражать самих птиц, а также какие организмы могут распространяться перелетными птицами.

В общей сложности они собрали образцы фекалий у 27 человек в двух национальных парках на юго-западе Испании. Девять различных видов птиц представили образцы, в том числе чернозобик, свиязь и большой баклан. Они представляли различные виды птиц, которые имели схожие . ДНК была извлечена из каждого образца — часть извлеченной ДНК была секвенирована напрямую, а другая часть была дополнительно обработана для амплификации и нацеливания на конкретный ген.Преимущество второго метода заключается в том, что вы можете увеличить обнаружение бактерий, но это приводит к необъективной оценке разнообразия микробов. Помимо определения того, что находится в каждом образце, метагеномика позволяет ученым определить, насколько близко родственны организмы, сравнивая генетические последовательности.

Выводы

• Обнаружена ДНК множества разнообразных микроорганизмов, в том числе: нематод, дигенеев и цестод.
  • Большинство идентифицированных организмов отражают диету (т.е. последовательности хромодоровых нематод у рыбоядных видов, водорослей и растений у уток)
  • Микроспоридии были обнаружены только у чернозобиков и уток, но довольно часто
  • Данные секвенирования с праймерами выявили больше и новое разнообразие в конкретной группе, но исказили набор данных
  • У разных видов птиц было много похожих микробов, но были и уникальные. Общие микробы, вероятно, могут отражать общую среду и схожие диеты.

Что дальше?

Новая технология секвенирования произвела революцию в том, как мы изучаем разнообразные микробные сообщества в диких популяциях.Это исследование демонстрирует, что метагеномика и образцы фекалий могут использоваться для характеристики разнообразия диких птиц, и будущие исследования могут основываться на этом, чтобы понять, как это меняется с течением времени и в различных средах.

микробов открывают невидимый мир

отзывов

Научные книги и фильмы Список лучших книг 2016 года
++: Настоятельно рекомендуется
дома (или в классе) для студентов любого происхождения.

Совет Пьюджет-Саунд по обзору детских СМИ
Настоятельно рекомендуется — Превосходная книга, которую должен купить каждый.
«Это идеальная книга для студентов, которые хотят узнать о микробах больше, чем они изучают в классе. Наполовину учебник, наполовину проектная книга, красочная, веселая и анимированная «Микробы» легко читается и углубляется в различные области науки: ученых, стоящих за открытиями микробов, болезней и болезней, а также лекарств и антител.В каждой главе есть важный вопрос, который написан как в начале, так и в конце. Студентам предлагается размышлять о том, что они узнали, ведя научные журналы (также разъясняется научный метод). В конце каждой главы приведены три разных эксперимента, которые дети могут провести самостоятельно (если существует потенциальная опасность, автор отмечает, что рекомендуется помощь родителей). Доступно несколько QR-кодов, чтобы читатель мог более подробно рассмотреть микроб, патоген и т. д.Оглавление, индекс, ресурсы, использованные для написания этой книги, рекомендуемые веб-сайты и книги, метрическая эквивалентная таблица и индекс QR-кода (на случай, если сканер не работает) — все это дополняет удивительную научную книгу!»

Booklist
«Сделать микробы увлекательной темой для юных читателей — непростая задача, но благодаря упорядоченным иллюстрациям в стиле комиксов и большому количеству подходящих примеров эта книга станет привлекательным выбором для научного класса и библиотеки. полка .. . Эта серия забавных экспериментов в динамичной схеме, которая также остается верной основным принципам научных исследований, обязательно привлечет молодых биологов».

Подробное описание книги

Если бы наше зрение улучшилось в 1 миллион раз, мы смогли бы видеть микробы в воздухе, на нашей коже, в грязи, в воде и на еде! В «Микробы: Откройте для себя невидимый мир » читатели путешествуют по нескольким различным микробным мирам, чтобы столкнуться с бактериями, вирусами, грибками, протистами и популяциями архей.В этой книге детям предоставляется доступ к всеобъемлющему представлению о микробных мирах, которые ежедневно сталкиваются с нашим миром.

Практические эксперименты, такие как создание мини-инкубатора, изготовление пластин для роста бактерий и выращивание грибов, позволяют детям безопасно исследовать свое микробиологическое окружение, используя научный метод, чтобы узнать подробности об этой странной и увлекательной теме.

Доступен в:
Твердый переплет, 22 доллара.95
9781619303065
Мягкая обложка, $17,95
9781619303102

Включает: Содержание | Хронология | Графики | Глоссарий | Ресурсы | Индекс | Таблица преобразования метрических единиц

Характеристики: Размер 8 x 10 | 4-цветный интерьер | 128 страниц

СОДЕРЖАНИЕ

Хронология

Введение
Микробы повсюду!

Глава 1
Мир микробов

Глава 2
Микробы в вашем теле

Глава 3
Микробы в воде

Глава 4
Микробы на земле и в воздухе

Глава 5
Патогены: Микробы на темной стороне

Глава 6
Наша борьба с патогенами

Глоссарий
Метрические преобразования
Ресурсы
Основные вопросы
Алфавитный указатель

Ученые обнаружили, что бактерии могут «видеть»

Бактерии интерпретируют свет точно так же, как объектив камеры или человеческий глаз.

Ученые раскрыли тайну того, как бактерии способны воспринимать свет — все их тело действует как мини-глазное яблоко!

Профессор Конрад Маллино и его группа из Лондонского университета королевы Марии изучили одноклеточных прудовых слизней , известных как цианобактерии , чтобы выяснить, как они реагируют на свет.

Ученым давно известно, что бактерии могут чувствовать свет, но только сейчас они поняли, как они это делают.

Команда наблюдала, как бактерии реагируют на лазер, чтобы определить, насколько они чувствительны к свету. Они заметили, что когда один край клетки подвергается воздействию света, их округлая форма фокусирует свет на противоположной стороне клетки.

Смотрите, как бактерии движутся к лазерному лучу!

Затем микроскопические существа медленно перемещались в направлении, противоположном этому месту, направляясь к  свету — круто !

Это привело ученых к выводу, что крошечные бактерии, которых всего 0.003 мм в ширину — «видят» очень похоже на то, как это делаем мы, используя все свое «я» для фокусировки света — как крошечный человеческий глаз или объектив мини-камеры.

Когда нашим глазам предъявляется изображение, они фокусируют перевернутую версию на сетчатку (слой в задней части глаза). Это исследование показало, что бактерии работают таким же образом, создавая гораздо более размытую версию. Затем они тянутся к свету, используя пили (крошечные волоски снаружи клетки).

«Идея о том, что бактерии могут видеть свой мир в основном так же, как и мы, довольно захватывающая», сказал профессор Конрад Маллино. «Сферические цианобактерии, вероятно, являются самым маленьким и самым старым примером глаза-камеры в мире», — сказал он.

Сферические цианобактерии существуют уже колоссальные 2,7 миллиарда лет, и ученые изучают бактерии под микроскопом более 340 лет, но только сейчас им удалось решить загадку того, как они видят свет.

Знаете ли вы, что у нас есть БЕСПЛАТНО загружаемый основной ресурс о бактериях? Отлично подходит для учителей, школьников и родителей. Узнайте интересные факты о бактериях, живущих на поверхности и внутри нашего тела…

Что вы думаете об этом новом открытии? Дайте нам знать в комментарии ниже!

Нравится

Наши тела в основном состоят из бактерий.Новая книга раскрывает этот важный невидимый мир.

Когда Энтони ван Левенгук, портьерный мастер конца XVII века, ставший ученым-любителем, впервые описал микробы, люди подумали, что он сумасшедший.

Он сфокусировал свои самодельные микроскопы на воде из пруда возле своего дома и на зубном налете у своих соседей в Делфте, Нидерланды. И он стал самым первым человеком, увидевшим кишащий жизнью мир, ранее недоступный человеческому глазу.

Позже мы узнали, что эта обширная система бактерий, грибов, архей и других микробов жизненно важна для жизни на Земле, и что мы на самом деле произошли от этих организмов и вместе с ними.Но люди в то время не знали, что делать с дикими описаниями Левенгука — «маленькими животными», которые «плавали проворнее, чем те, кого я когда-либо видел», — которые в конечном итоге заложили основу для микробиологии.

Спустя три с половиной столетия научный журналист Эд Йонг рассказывает об изумлении Левенгука микроорганизмам в своей прекрасной и содержательной новой книге  I Contain Multitudes .

Йонг показывает, как этот обильный невидимый мир сформировал нас и других животных в животном мире.С ростом науки о микробиоме, сосредоточенной на экосистеме микробов, которая живет в нас и на нас, он отмечает, что мы начали преодолевать войну с бактериями.

Но мы только-только начинаем учиться с ними жить.

Я поговорил с Йонгом об эволюции понимания, о том, как микробиом превратился из второстепенной науки в центр внимания, и как он отделяет реальные научные перспективы в этой области от шумихи.

Мы произошли от микробов

Юлия Беллуз

Каким образом микробы способствуют не только человеческой эволюции, но и нашему дальнейшему существованию? В чем мы их не ценим?

Эд Йонг

Если мы посмотрим на царство животных в целом, то увидим, что микробы открыли для животных самые поразительные эволюционные возможности.Во многом они являются основой нашего успеха.

Таким образом, насекомые, сосущие сок, которых насчитывается более 80 000 видов, могут пить сок растений, потому что в их клетках есть микробы, которые дополняют питательные вещества, отсутствующие в этой пище.

Животные, такие как коровы и овцы, а также большинство травоядных млекопитающих полагаются на микробы для переваривания пищи, которую они едят. Многие другие существа, от некоторых жуков до крыс и коал, полагаются на микробы для детоксикации ядов в еде, которую они едят.

Когда я бываю в зоопарках, когда смотрю документальные фильмы о природе, когда читаю книги, которые очаровали меня в детстве, я вижу этот скрытый слой во всей той биологии, которую мы можем видеть невооруженным глазом — знаете, ею движут все эти организмы что мы не можем видеть.

[Что касается людей,] мы знаем, что микробы играют очень важную роль в нашей жизни. Мы знаем, что они тренируют и укрепляют нашу иммунную систему. Мы знаем, что они формируют некоторые из наших органов и что разные части нашего тела не растут правильно, если внутри нас нет процветающего сообщества микробов.Мы знаем, что, возможно, они влияют на наше поведение, что они создают сообщества, которые блокируют организмы, которые могут вызывать болезни.

То, что мы считаем прерогативой индивидуумов, на самом деле возникает благодаря партнерству между нами и многими другими организмами. Традиционный взгляд на иммунную систему, например, состоит в том, что это защитная сила, которая блокирует все, что не является «я», находит микробы и уничтожает их.

На самом деле мы видим, что микробы влияют в первую очередь на развитие иммунной системы и что иммунная система переносит многие микробы.Он нужен для того, чтобы держать их в нужных местах и ​​гарантировать, что в нас живут нужные виды.

Юлия Беллуз

Мы открыли микробы всего около 350 лет назад, но они существуют гораздо дольше.

Эд Йонг

Земле около 4,5 миллиардов лет, и большую часть времени существования жизни, в течение нескольких миллиардов лет, она была в основном микробной.

Итак, если мы объединим всю историю Земли в один календарный год, то жизнь зародилась где-то в марте, а многоклеточная жизнь, все организмы, с которыми мы знакомы, на самом деле возникла только в октябре или около того.И люди действительно появились очень, очень недавно.

Итак, мы всего лишь своего рода вишенка на торте жизни, и на протяжении большей части своей истории ею правили и доминировали микробы. И в значительной степени так и осталось.

Юлия Беллуз

У вас есть прекрасная строчка: «…микробы не враги животных, а основа, на которой построено наше животное царство». Это делает эту совместную эволюцию настолько ясной, а также показывает, насколько мы так долго неправильно воспринимали микробы.

Эд Йонг

Верно. Таким образом, наше представление о микробах восходит к временам таких людей, как [первопроходцы-микробиологи] Роберт Кох и [Луи] Пастер — люди, которые показали, что микробы, эти микробы, могут вызывать болезни. И именно так мы думали о них на протяжении многих, многих десятилетий. Мы думали о них как о причинах мора и признаках нечистоты. Мы хотели уничтожить их и дать отпор.

Так что я думаю, что мы долгое время пренебрегали ими, а потом очень долго боялись их.И я думаю, что теперь мы начинаем их ценить.

Микробное ядерное оружие: антибиотики

Ралвел/Шаттерсток

Юлия Беллуз

Теперь мы лучше осознаем важность микробной жизни, что это не то, что мы должны стремиться уничтожить. Но мы также должны признать тот факт, что мы злоупотребляем антибиотиками, и бороться с ростом числа супербактерий.

Эд Йонг

Нельзя отрицать, что антибиотики были огромным благом для здоровья, возможно, одним из величайших благ для здоровья всех времен.Они побороли столько инфекционных заболеваний и спасли столько жизней.

Но также ясно, что они негативно влияют на наш микробиом. Так что это оружие неизбирательного действия. Они убивают микробы, от которых мы зависим и которые полезны для нас, а также те, которые вызывают болезни и причиняют нам вред. Они больше похожи на ядерное оружие, чем на высокоточное оружие.

Итак, сейчас мы находимся в сложной ситуации, когда, с одной стороны, у нас заканчиваются антибиотики, а рост устойчивых к антибиотикам бактерий представляет собой огромную угрозу для общественного здравоохранения.Но в то же время мы осознаем необходимость сохранения микробиома.

Многие заявления об антибиотиках и микробиоме сильно преувеличены. Мы видим, что [антибиотики] действительно имеют эффект, но, безусловно, у взрослых и даже в некоторой степени у детей мы видим, что антибиотики изменяют микробиом, а затем микробиом приходит в норму. Так что они устойчивы.

Итак, в какой степени антибиотики негативно влияют на микробиом, остается открытым вопросом. Много говорят о том, что [антибиотики] увеличивают ожирение, аллергию или астму, потому что они меняют микробиомы детей.Но некоторые из этих заявлений основаны на исследованиях на животных, где эффекты довольно малы. Если вы посмотрите на людей, эпидемиология довольно неоднозначна.

Юлия Беллуз

В свете этого, как мы должны относиться к антибиотикам?

Эд Йонг

Уже было ясно, что нам нужно сократить неизбирательное и ненужное использование антибиотиков. Понятно, что людям прописывают антибиотики при заболеваниях, от которых эти лекарства не принесут никакой пользы, вирусных заболеваниях или даже бактериальных заболеваниях, к которым микробы уже устойчивы.И что дети получают гораздо больше доз антибиотиков, чем они обязательно должны получать.

Если мы будем использовать их более разумно, мы предотвратим появление устойчивых к антибиотикам бактерий. И мы будем помогать микробам, от которых мы зависим. Но нам также нужно не демонизировать антибиотики. Мы не должны говорить: «О, вы никогда не должны их брать». Я думаю, что это риск накрутки, чтобы родители думали, что если их ребенок будет принимать антибиотики, произойдет что-то очень плохое.

Как изменения в нашем микробиоме могут сделать нас более больными или здоровыми

Юлия Беллуз

В своей книге вы указываете на этот абсурдно длинный список болезней, которые теперь связаны с проблемами микробиома (коллекции микробов, которые живут в нас и на нас). К ним относятся болезнь Крона, диабет 1 типа, инсульт и даже псориаз.

Эд Йонг

Микробиом был связан со столькими различными заболеваниями и расстройствами, что это почти пародийно.И многие из них, я думаю, просто окажутся корреляциями.

Юлия Беллуз

Верно — вы замечаете, что даже когда доказательства намекают на причинно-следственную связь, скажем, между аллергией и изменениями в микробиоме, в конечном счете все равно остается больше вопросов, чем ответов.

Эд Йонг

Я думаю, что есть доказательства того, что микробиом оказывает сильное влияние на наше здоровье. Конечно, есть исследования на животных, показывающие, что если вы пересадите микробиом от больного к здоровому, то некоторые черты расстройств пройдут вместе с ним.И это включает в себя такие вещи, как болезни сердца и колоректальный рак, ожирение и недоедание, а также воспалительные заболевания кишечника.

Но я думаю, что это оставляет вопрос о том, даже если микробы влияют на эти состояния, вызывают ли они их или только усугубляют? И если они имеют влияние, то насколько оно велико? Насколько силен эффект и как он соотносится со всеми другими вещами, которые увеличивают риск этих заболеваний?

Юлия Беллуз

Какие, по вашему мнению, наиболее многообещающие возможности изменить микробиом для здоровья?

Эд Йонг

Я в восторге от работы по недоеданию.Есть действительно хорошие исследователи, такие как Джефф Гордон и Дэвид Миллс, которые наблюдают за детьми в таких местах, как Малави и Бангладеш, и показывают, что их микробиомы не созревают должным образом, с обычной скоростью, когда они очень маленькие. Таким образом, их микробиологический возраст отстает от их биологического возраста и, по-видимому, коррелирует с признаками недоедания.

И это может помочь объяснить, почему [недоедание] очень трудно лечить с помощью, казалось бы, очевидных средств.Просто давать им богатую пищу, кажется, не совсем работает, и, возможно, это потому, что они попали в этот порочный круг, где у них есть проблемы с иммунитетом, проблемы с микробиомом, проблемы с кишечником, которые все подпитывают друг друга.

Юлия Беллуз

Одной из областей, которая была предметом такой шумихи, является связь между ожирением и нашим микробиомом. Ожирение — это такая масштабная, сокрушительная проблема, и кажется, что более десяти лет назад мы начали понимать, что в этом могут быть замешаны наши микробы.Но с тех пор прорывов в этой науке не было. Что вы об этом думаете?

Эд Йонг

Вероятно, было проведено больше исследований по этой проблеме со здоровьем и по микробиому, чем по любой другой.

Около 10 лет назад вышли исследования, показавшие, что микробиомы тучных и худых людей и грызунов различаются. Они показали, что если вы возьмете микробы, скажем, тучной мыши и поместите их в стерильную мышь, этот грызун наберет больше веса, чем если бы вы нагрузили его худым микробиомом.Таким образом, это говорит о том, что существует по крайней мере некоторая степень причинно-следственной связи.

Но со временем более крупные исследования и метаанализы показали, что некоторые из этих ранних результатов не воспроизводимы. Таким образом, сейчас мы находимся в действительно странном положении, когда в любом исследовании можно обнаружить четкую разницу между тучными и худыми людьми, но эти различия не дублируются достоверно в разных исследованиях.

Вполне логично, что микробы в нашем кишечнике могут влиять на то, как мы перерабатываем энергию и как мы обращаемся с питательными веществами, которые мы приносим.Но я думаю, что это все еще открытый вопрос о том, что это значит и как мы можем использовать это для улучшения здоровья людей.

Почему микробиом внезапно приобрел известность в науке — и научная шумиха

Юлия Беллуз

В книге вы отмечаете, что изучение микробиома когда-то было очень второстепенной областью науки, которая на самом деле была довольно маргинализированной, а совсем недавно она стала очень горячей темой и областью внимания.Что объясняет появление микробиома в науке?

Эд Йонг

Думаю, к этому привел симбиоз исследователей. Это люди, которые работают в этих очень разных карманах, внезапно осознают, что наблюдают схожие тенденции.

А еще у вас есть технологические достижения: подходы к секвенированию, которые позволяют нам характеризовать и изучать микробы, которые показывают истинное разнообразие микробиома.

А потом несколько действительно важных экспериментов, показывающих влияние на наше здоровье около 10 лет назад — на ожирение и воспалительные заболевания кишечника.

Юлия Беллуз

Потребители теперь получают много сообщений о «дружественных бактериях» в таких вещах, как йогурты или пробиотики. Но, конечно, многие из этих утверждений далеко опередили науку.

Эд Йонг

Пробиотики очень разрекламированы. Есть так много заявлений о том, что они могут или не могут делать, но многие доказательства не впечатляют. Кажется, что они хороши при инфекционной диарее и некоторых других болезнях, но они связаны со многими вещами, и их преимущества так сильно преувеличены.

Юлия Беллуз

Что вы делаете для своего микробиома? Я думаю, вы не принимаете пробиотики.

Эд Йонг

У меня нет. Я действительно не сильно изменил свой образ жизни, если вообще изменился из-за всего, что я читал о микробиоме. Я все еще думаю, что [эта область] находится на такой ранней стадии. Есть сильные результаты. Например, мы знаем, что клетчатка — отличный способ питать самые разные микробы.

Одна вещь, которую я нашел действительно интересной, — это идея о том, что ваш микробиом растет и ослабевает, и некоторые виды более распространены в одно время дня, чем другие.Джетлаг по какой-то причине сбивает этот цикл, потому что, когда мы летим в разные места, мы начинаем есть в случайное время.

Это одно из немногих исследований микробиома, которое я действительно принял близко к сердцу с точки зрения собственного поведения. Так что теперь, если я вернусь из округа Колумбия в Лондон, я постараюсь начать есть так, как если бы я был в то время в Лондоне. Я не знаю, действительно ли это повлияло на то, насколько я страдаю от смены часовых поясов.

Грудное молоко питает не только младенцев, но и микробы младенцев

Юлия Беллуз

Одним из самых впечатляющих свидетельств нашей совместной эволюции с микробами, которое вы обнаружили, было дикое исследование грудного молока.

Эд Йонг

Около 10 процентов грудного молока состоит из этих сахаров, которые дети не могут переваривать. Они нужны для питания микробов в кишечнике ребенка. Поэтому, когда мать кормит грудью, она питает не только своего ребенка, но и первые микробы своего ребенка. И она специально кормит некоторые штаммы, [которые] эволюционировали, чтобы переваривать эти конкретные сахара.

Таким образом, молоко не только питает микробы, но и отбирает нужные — те, которые эволюционировали вместе с этими младенцами, те, которые защитят здоровье ребенка и создадут экосистему, устойчивую к другим, более опасным видам.

Юлия Беллуз

Что это означает для того, нужно ли женщинам кормить грудью?

Эд Йонг

Очевидное сообщение состоит в том, что грудное молоко полезно. У него есть преимущества, и эти преимущества распространяются на микробиом, а также на младенцев и матерей. Но если вы не кормите грудью, вы не портите микробиом своего ребенка.

Когда я изучал книгу, я заметил, что эти пути очень устойчивы. Развитие микробиома может идти разными путями, и они могут поглощать определенные удары, сохраняя при этом способность восстанавливаться.А может быть, это просто множество стуков; может быть, требуется много нарушений в микробиоме, чтобы действительно сбить его с пути.

И я думаю, что мы до сих пор не совсем понимаем: что на самом деле нужно, чтобы нарушить нормальное развитие микробиома ребенка?

Юлия Беллуз

Я думаю, что сейчас много опасений по поводу того, что это значит для вашего микробиома, если вы не были на грудном вскармливании, или если вы родились через кесарево сечение, или если вам дали много антибиотиков.Так что ваше сообщение об устойчивости микробиома утешительно.

Эд Йонг

Думаю, что да, а в чем-то и нет. Я думаю, что есть более серьезные вопросы о том, какие последствия они имеют в долгосрочной перспективе и усугубляют ли они друг друга.

Мы знаем, что все эти вещи влияют на микробиом, но я думаю, что мы не понимаем, имеют ли они значение.