Миф о музыкальном инструменте – Мифы и легенды о музыке

Мифы и легенды о музыке

С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды о музыке донесли до нас из глубины веков много интересного.

Мифы о музыке имеют довольно широкое распространение у древних греков, но поведаем вам из их мифологии только одну историю, историю про появление на Земле флейты.

Миф о Пане и его флейте

Однажды козлоногий бог лесов и полей  Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний  весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал  стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель. И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой  флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.

Есть еще одна легенда о флейте и любви, эта история была частью традиции индейского народа племени Лакота, а теперь стала достоянием всего индийского фольклора.

Индийская легенда о флейте и любви

Индейские парни, даже если были бесстрашными воинами, могли стесняться подойти к девушке, чтобы признаться ей в своих чувствах, и вдобавок ко всему, на ухаживания не было времени и места: в типе с девушкой жила вся семья, а за поселением, влюбленных могли съесть животные или убить белые люди. Поэтому у юноши был в распоряжении только рассветный час, когда девушка шла по воду. В это время юноша мог выйти и заиграть на флейте-пимак, а его избранница  в знак согласия могла только бросить смущенный взгляд и кивнуть. Потом в селении девушка имела возможность определить юношу по технике игры и выбрать своим мужем, поэтому этот инструмент еще называют флейтой любви.

Есть сказание, которое гласит, что однажды дятел научил охотника делать флейту-пимак, а ветер показал какие прекрасные мелодии можно извлекать из неё. Есть и другие легенды о музыке, которые рассказывают нам о передаче чувств без слов, например, казахское сказание о домбре.

Казахская легенда о музыке

Жил злой и жестокий хан, которого боялись все. Этот тиран любил только своего сына и всячески его оберегал. А юноша очень любил охотиться, не смотря на все увещевания отца о том, что это очень опасное занятие. И однажды, отправившись на охоту без слуг, парень не возвратился. Опечаленный и расстроенный правитель послал своих слуг на поиски сына со словами о том, что зальет глотку расплавленным свинцом тому, кто принесет печальную весть. И ушли слуги в ужасе искать сына, и нашли его растерзанного диким вепрем под деревом. Но благодаря совету конюха, слуги взяли с собой мудрого пастуха, который сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану печальную мелодию, в которой было понятно без слов о смерти сына. А правителю ничего не оставалось сделать, как залить расплавленным свинцом в отверстие деки этого инструмента.

Кто знает, быть может, некоторые мифы о музыке основаны на реальных событиях? Ведь стоит вспомнить  легенды про арфистов, которые исцеляли своей музыкой смертельно больных правителей и нынешнее время, когда появилась такая отрасль в нетрадиционной медицине, как арфотерапия, благотворное действие которой подтверждено наукой. В любом случае – музыка одно из чудес человеческого бытия, которое достойно легенд.

Автор – Артур Витер

music-education.ru

Мифы о музыкальных инструментах

Мифология породила множество незабываемых героев и чудесных легенд, связанных с музыкой.Почему? Да потому, что человек любит окружать ореолом таинственности и магии все то, чему он не может дать рациональное объяснение.Так повелось в древности, так происходит и сейчас!

­ ­

­ ­

Аполлон, бог света, был также покровителем музыки и других искусств; от звуков его кифары во всей природе разливалась гармония.

Музыкальные способности проявлял и Пан, бог пастухов и стад, которого всегда изображали с козлиными ногами и маленькими рожками;его любимым развлечением было играть на свирели и ухаживать за нимфами.

На горе Олимп, величественном обиталище бессмертных богов, жили также и девять муз, которые все свое время посвящали пению, танцам и игре на различных инструментах; услышав их, люди забывали о своих бедах и горестях.

Здесь мы будем рассказывать вам некоторые замечательные истории из античной мифологии, и вы станете лучше понимать, что имеют в виду люди, когда говорят о древней магии музыки.

ЛЕГЕНДА О ДУДУКЕ

Как-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде не встречал. Он был очарован. Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг. Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность. Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти. Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы. И тогда Владыка Ветров ответил ему: «Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать! » Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его: «Нет, это слишком легко. Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь. Но как только сделаешь это, дерево погибнет».

Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он — при дереве. Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску. Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев. Наполняя горы победным воем, они словно приглашали его в свой хоровод. И однажды, не выдержав, он присоединился к ним. В то же мгновение дерево погибло, сталась только веточка, в которой запуталась частица ветра.

Через какое-то время мальчик, собиравший хворост, нашел ее и смастерил дудочку, которая, стоило поднести ее к губам, словно сама играла грустную мелодию расставания. Потому что главное в любви — это не готовность навсегда отказаться от чего-то, потеряв возможность получить желаемое, а способность не делать чего-то, имея такую возможность.

Название инструмента — дудук. В древности носившее название циранапох.

ЛЕГЕНДА О ЛИРЕ

У каждого народа есть свои легенды о появлении этого музыкального инструмента. Греки приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу, то самому покровителю искусств солнцеликому Аполлону.

Бог Гермес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Аполлона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Аполлон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Аполлону, что он сменил гнев на милость, и вскоре она стала его любимым музыкальным инструментом.

Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.

У каждого народа – свои легенды о музыке и музыкантах. Устные предания донесли до нас миф об Орфее, усмиряющем диких зверей, о прекрасной Лорелее, увлекавшей своими песнями на дно Рейна легковерных рыбаков, о торговом госте и гусляре Садко…

Легенда о скрипке

  • По одной очень старой легенде, первую скрипку сотворил дьявол. Он сотворил ее для влюбленной девушки, отчаявшейся искать взаимности избранника. Дьявол использовал в качестве материала для создания скрипки ее родных. Из матери девушки был сделан короб скрипки, из ее отца смычок, а из четырех братьев струны. Благодаря дьявольскому инструменту, способному останавливать время, завораживать сердца слушателей, возлюбленный девушки ответил ей взаимностью…
  • Легенда о происхождении домбры. В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.
  • Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.


    Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Источники: musicabout.beon.ru, otvet.mail.ru, gra-migracia.ru, forum.amdm.ru, tales-game.net

Это интересно

Легенды церкви Преображения Господня

Россия славится своими восхитительными храмами. Есть даже такой, в строительстве которого, по легенде, не использовались гвозди – Преображенская церковь на …


Царица Савская и Соломон

История царицы Савской в Библии тесно связана с израильским царём Соломоном. Согласно библейскому повествованию, царица Савская, узнав о …


Троянский конь

После смерти Гек­тора на помощь Трое прибыли ама­зонки, во главе с царицей Пенфесилеей, а также отряд …


Фейри – волшебный народ

Фольклор  кельтских и германских народов повествует о таинственных существах, называемых фейри. Это волшебный народ, который включает в себя …


Бюджетные модели ноутбуков

Современные переносные компьютеры, или как еще их принято называть – ноутбуки или лаптопы могут выполнять такие же …


Интернет-галереи — преимущества

Во все времена интерес к живописи был на высоком уровне. Людям всегда привлекали произведения искусства, коллекционеры даже …


Поход Суворова через Альпы

История Российской Империи полна различных испытаний и переломных моментов. Множество истинных героев и настоящих мужчин готовы …


objective-news.ru

Мифы и легенды

Легенда о скрипичном мастере

Link

Флейта Пана

Link

Легенда о флейте и любви

Link

Легенда о происхождении музыки

Link

Дьявольская трель

Link

Легенда о дудочке

Link

Казахская легенда о музыке

Link

Легенда об Орфее и Эвридике

Link

Миф о появлении флейты

Link

Легенда о волынщике из Кейла

Link

Легенда о создании чаранго

Link

Неоспоримо большое значение, которое имеет музыка для человека, еще с древних времен она была обязательным атрибутом обрядов и ритуалов, с помощью нее кавалеры признавались в чувствах своим дамам, наконец, даже на битву войско выступало под звуки музыкального инструмента. Неудивительно, что практически у каждого народа можно встретить свои сказания о великих музыкантах, композиторах и даже произведениях. Благодаря древним мифам и легендам можно узнать много нового и интересного об этом удивительном виде искусства. Мы собрали для вас наиболее интересные легенды и мифы, благодаря которым вы не только познакомитесь с культурой различных народов мира, от древних греков, до индейцев из племени Лакота, но и узнаете много необычного о, казалось бы, давно известных вещах. Согласитесь, что музыка – это настоящее чудо, достойное прекрасных легенд.

soundtimes.ru

Музыкальный тайник «В мире музыкальных инструментов»

Разделы:
Музыка, Внеклассная работа


Для проведения мероприятия необходимо:


1. рисунки с изображением музыкальных
инструментов, портреты Страдивари и Андреева;


2. стихотворения о музыкальных инструментах;


3. музыкальные произведения, видео со звучанием
отгаданных инструментов.


Ведущий. С незапамятных времен и до
сегодняшних дней человека сопровождает музыка,
песня, а значит, и музыкальные инструменты. В
древности музыкальное искусство глубоко
почиталось. В Шумере и Вавилоне в честь
музыкальных инструментов совершались
жертвоприношения. В Древней Греции богов, как
правило, изображали с музыкальными
инструментами в руках.


Волшебная сила музыки воспевалась в преданиях
и мифах. Так, древние греки сложили миф о певце
Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не
помогали сила и мужество, песня Орфея делала
чудеса. Когда он брал в руки кифару и пел под
мелодичный звон ее струн, ветер переставал
колыхать листву, далекие скалы двигались
навстречу песне, море замирало, дикие звери
выбирались из своих логовищ и смиренно шли за
удивительным певцом, замороженные чудом из чудес
– музыкой.


Люди древности видели в музыке волшебную,
магическую силу и потому приписывали создание
музыкальных инструментов богам.


Ученик. Однажды, как повествует древняя
легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную
деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда.
Пан, голова которого была увенчана рожками, а
ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И
она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и
почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга
обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от
козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и
превратила ее в тростник. Печальный Пан вырезал
из тростника певучую свирель и с тех пор не
расставался с ней…


Ведущий. Из панциря черепахи сконструировал
лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства,
покровитель пастухов…


Флейту изобрела воинственная богиня Афина…


Так рассказывают о возникновении музыки и
музыкальных инструментов древнегреческие мифы.


Ученик.


Это было не помню когда.

Человек пас на поле стада,

Зверя дикого, птицу бил,

Сеял хлеб и рыбу ловил.

Он поблизости жил от воды,

Собирал лесные плоды

И одежду из шкур носил,

Свой костер ни на миг не гасил,

И когда сидел у огня

После долгого трудного дня,

То всегда напевал одно:

“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”

Шел однажды он вдоль реки,

У которой росли тростники,

И прямой тростниковый побег

В руки бережно взял человек.

Он тростинку держал в руках –

Вольный ветер свистел в тростниках,

Он поймал ветра свист на лету

И тростинку поднес ко рту…

А потом сидел у огня

После долгого трудного дня

И играл на тростинке одно:

“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”

Шел он как-то за зверем на луг,

Нес в руке крутосогнутый лук,

И направлена в зверя была

Остроточенная стрела.

Отпустил человек тетиву-

Мертвый зверь упал на траву,

Было слышно, как пела едва,

Чуть звенела в тиши тетива.

А потом сидел у огня

После долгого трудного дня

И звенел тетивою одно:

“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”

Шел он лесом сквозь бурелом.

В ствол поваленный с круглым дуплом

Человек застучал что есть сил-

Гул рокочущий тьму огласил.

И тогда человек у бревна

Середину прожег до дна,

И прикрыл пустоту ствола

Он упругою кожей вола,

А потом сидел у огня

После долгого трудного дня

И стучал в барабан свой одно:

“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”

Проходил за веком век,

И могучим стал человек:

Он построил себе города,

Ему небо, земля и вода

Покорились, он к солнцу взлетел,-

Но всегда, среди всех трудных дел

Слышал пение струнных своих,

И ударных своих, и своих духовых,-

Песню ветра, воды и огня,

Песню ночи и песню дня,-

Эй, все вместе споем заодно:

“Онна-но! Онна-но! Онна-но!»


Ведущий. У каждого народа есть свои легенды о
появлении этого музыкального инструмента. Греки
приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу,
то самому покровителю искусств солнцеликому
Аполлону.


Ученик. Бог Гермес, когда был еще младенцем,
похитил у своего старшего брата Аполлона коров.
Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав
черепаху, натянул струны на черепаший панцирь.
Аполлон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы
помириться с братом, подарил ему этот
удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее
так понравился Аполлону, что он сменил гнев на
милость, и вскоре она стала его любимым
музыкальным инструментом.


Вопрос: О каком музыкальном инструменте
говорится в легенде?


ЛИРА


(Рисунок с изображением инструмента)


Ведущий. Если вы внимательно слушали легенду,
то, наверное, заметили, что струны лиры натянуты.
Натянутую струну можно заставить звучать, а вот
панцирь черепахи зачем? Дело в том, что струны
сами по себе звучат слабо, а панцирь усиливает их
звучание.


Черепаший панцирь – это корпус лиры. По-другому
он называется — резонансный ящик, ему передаются
колебания струн. Он усиливает звуки и делает их
красивее.


Ученик. А вот легенда о поэте и певце Арионе.
На состязании кифаристов Арион одержал победу и
был награжден драгоценным призом. Но морские
разбойники задумали отобрать его у певца. Выйдя в
море, они хотели убить Ариона, чтобы завладеть
ценной добычей.


Неизбежная гибель Ариона. Но он просит
напоследок у разбойников, чтобы они разрешили
ему спеть. И так замечательно пел Арион, что
смягчились даже сердца жестоких разбойников.
Закончил песню Арион и бросился в морскую пучину.
Но не успел он погрузиться в воду, как его
подхватили очарованные его музыкой дельфины.


Они не дали утонуть великому певцу. Посадив
Ариона к себе на спины, дельфины доставили его на
берег.


Вопрос: Каким драгоценным призом был
награжден Арион?


АРФА

(Рисунок инструмента, можно использовать
видео, со звучанием арфы
)


Ученик. Арфа – древнеегипетский
инструмент. В Древнем Египте на арфе играли и в
убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных
храмах. В храмах арфы были такие большие, что
жрецы могли играть на них только стоя. Струны
древних арф делали из жилок или волокон
пальмового листа. В некоторых восточных странах
на арфах разрешалось играть только мужчинам, а в
некоторых она, как в наши дни, считалась
исключительно женским инструментом.


Особыми законами устанавливалось, сколько
струн должно быть у арфы бедняка, а сколько у
господина. Арфа простолюдина не могла быть
больше арфы вельможи.


В Ирландии, например, за повреждение руки
арфиста виновный должен был заплатить штраф в
четыре раза больший, чем за повреждение руки
любого другого человека.


Когда из голубого шарфа

Вечерних, медленных теней,

Твоя мечтательная арфа

Вдруг запоет о вихре дней.

О бурях неги, взлетах страсти,

О пламенеющих сердцах,

Я весь в ее волшебной власти,

В ее ласкающих струях.

Мне кажется, что эти звуки

На волю выведут меня.

Из праздной скуки,, душной муки

Ушедшего бесплодья дня.


С. Городецкий


Ведущий. Давние предки этого инструмента
появились на свет в далеких восточных странах.
Один из ее древнейших предшественников –
раванастр, который можно услышать и в наши дни. На
нем играют народные музыканты Индии и острова
Шри-Ланка (Цейлон). Маленький барабанчик в роли
резонатора, длинная деревянная шейка, к которой
прижимаются одна или две струны из шелка или
жилки, лукообразный смычок – вот вам и раванастр,
изобретение десятиглавого бога-дракона Раваны,
как гласит древняя легенда.


Этот инструмент титулован за высокие
музыкальные совершенства: прежде всего
удивительно живой, трепетный звук, не уступающий
в гибкости и выразительности человеческому
пению. Только у нее пение может быть бесконечным,
беспрерывным. Она не уступит роялю в
виртуозности, а в разнообразном “произношении”
звуков ей попросту нет равных. Это самый
“говорящий”, самый выразительный по звучанию
инструмент.


Вопрос: Как называется этот инструмент?


СКРИПКА

(Звучит скрипка)


Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив.

Я называюсь скрипка.


В ее голосе слышится и человеческая радость, и
человеческая боль. За искренность скрипку поняли
и полюбили тысячи людей.


Ученик. Было это давным-давно, более трехсот
лет назад. Знаменитый скрипичный мастер Николо
Амати подобрал на одной из улиц итальянского
города Кремона мальчишку, который не знал, куда
ему деваться. Свирепая болезнь чума, от которой
когда-то вымирали целые деревни и города,
погубила родных бездомного мальчишки. Амати
привел паренька Антонио к себе в мастерскую и
сделал одним из своих помощников.


Ведущий. Антонио оказался очень
старательным. В его руках дерево словно оживало,
деревянные чурки как будто сами собой
превращались в заготовки для будущих скрипок.


В 13 лет Антонио сделал скрипку самостоятельно.
А последний свой, более чем тысячный инструмент
великий Антонио сделал, когда ему перевалило за
девяносто.


Вопрос: Назовите фамилию знаменитого
скрипичного мастера.


СТРАДИВАРИ

(Портрет мастера)


Ведущий. Шестьдесят лет было великому
мастеру, когда зазвучали его самые лучшие, новые
скрипки. Звук у них был мощный, глубокий, и пели
скрипки человеческим голосом, отзываясь на
легчайшее движение смычка новыми красками.


Ведущий. Этот инструмент – принадлежность
всех богатых домов. На его изготовление шли,
привозившиеся из заморских стран драгоценные
сорта дерева – черного, красного, розового,
лимонного. Инструмент отделывали слоновой
костью, бронзой, золотом, драгоценными каменьями,
на его стенках и крыловидных крышках знатные
живописцы писали замечательные картины.


А клавиши!


Что там пластиночки из слоновой кости!
Случалось, клавиши покрывали пластинками из
самоцветов – слоистым агатом – ониксом,
золотистым янтарем и даже драгоценным
темно-синим лазуристом.


Вопрос: Как называется этот музыкальный
инструмент?


КЛАВЕСИН

(Рисунок клавесина)


Ученик. Слава мастерам, художникам и
ювелирам, которые превратили клавесин в
неописуемого красавца!


Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был
такой дорогой, такой почитаемой и ценимой…
мебелью.


Увы, улучшение внешнего вида приводило к
ухудшению звука. Голос у клавесина был чуть
суховатый, стеклянный. Но главная беда в том, что
сила звука у него всегда оставалась одинаковой,
одной и той же громкости. С какой бы силой ни
ударял музыкант по клавише, громкость звука от
этого не менялась.


Ведущий. На смену пришел другой музыкальный
инструмент. Кто знает, как он называется?


 


Фортепиано. Слово “форте” означает “громко”,
а слово “пиано” — “тихо”. Музыкантам важно это
свойство нового инструмента издавать звуки
разной громкости в прямой зависимости от силы
удара по клавише.


Ученик. Произошло это около ста лет назад в
Петербурге. К известному скрипичному мастеру
Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев.
Он сказал, что хотел бы заказать музыкальный
инструмент. Но когда мастер посмотрел чертежи,
которые принес ему скрипач Андреев, он страшно
рассердился.


Как так, ему, уважаемому мастеру, предложили
сделать шутовской, скомороший инструмент! Да он
не стоит дерева, на него затраченного! И при этом
еще молодой человек настаивает, чтобы инструмент
был изготовлен из лучших сортов дерева, которое
мастер годами выдерживал, чтобы делать из него
благородные скрипки и виолончели! Это же
недоразумение какое – то, а не инструмент!


И рассердившийся мастер сказал, что если
господину Андрееву угодно, он может приобрести
сей мужицкий инструмент в любой мелочной лавке,
где тот продается вместе со спичками и солью.


Вопрос: Какой же инструмент предложил
Иванову сделать Андреев?


БАЛАЛАЙКА

(Звучит балалайка, рисунок)


Ведущий. Василий Андреев заметил, что ему,
скрипачу, совсем не зазорно играть на балалайке,
и показал мастеру свое искусство.


И тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось,
как молодой музыкант горячо говорит о том, что
хочет наладить русские народные инструменты.


Что-то вас давно не слышно,

Три заливистых струны?

Говорят: из моды вышли

Песни русской старины!

Словно птиц залетных стайка,

Мода мчит за ветром вскачь.

Не печалься, балалайка,

И не плачь, не плачь, не плачь!

Вспомни, как в избе сосновой

Разливался голос твой,

Как с Наташею Ростовой

Тебя слушал граф Толстой.

Ты и нынче зря робеешь!

Ты одна на всю страну.

Ты задиристо умеешь

Тронуть русскую струну!

С удалым народным сердцем

Ты сроднилась неспроста!

В золотых руках умельцев

Ты не смолкнешь никогда!

Ну, кленовая, наддай-ка!

Растревожь меня вконец.

Баловная балалайка,

Деревянный бубенец!


Игорь Кобзев

11.01.2005

urok.1sept.ru

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Невероятное эмоциональное воздействие, оказываемое музыкой, издревле заставляло задуматься о мистических источниках её происхождения. Интерес публики к избранным, отмеченным талантом сочинительства, порождал бесчисленные мифы о музыкантах.

С давних пор и до наших дней музыкальные мифы также рождались в борьбе политических и экономических интересов людей, вовлеченных в музыкальную индустрию.

Божественный дар или дьявольское искушение

В 1841 году малоизвестный композитор Джузеппе Верди, морально раздавленный провалом своих первых опер и трагической гибелью жены и двух детей, в отчаянии швыряет на пол рабочее либретто. Мистическим образом оно открывается на странице с хором иудейских пленных, и, потрясенный строками «О прекрасная утраченная родина! Дорогие, роковые воспоминания!», Верди начинает исступленно писать музыку…

Вмешательство Провидения разом изменило судьбу композитора: опера «Набукко» имела огромный успех и подарила ему встречу со второй женой, сопрано Джузеппиной Стреппони. А хор рабов настолько полюбился итальянцам, что стал вторым национальным гимном. И другие не только хоры, но и арии из опер Верди позже стали распеваться народом как родные итальянские песни.

 ************************************************************************

Хтоническое начало в музыке нередко наводило на мысли о происках дьявола. Современники демонизировали гений Никколо Паганини, который ошеломлял слушателей безграничным талантом к импровизации и страстностью исполнения. Фигуру выдающегося скрипача окружали мрачные легенды: поговаривали, что он продал душу за волшебную скрипку и что в его инструменте заключена душа убитой им возлюбленной.

Когда Паганини умер в 1840 году, мифы о музыканте сыграли с ним злую шутку. Католические власти Италии запретили погребение на родине, и останки скрипача лишь через 56 лет обрели покой в Парме.

************************************************************************

Роковая нумерология, или Проклятье девятой симфонии…

Запредельная мощь и героический пафос предсмертной Девятой симфонии Людвига ван Бетховена породили священный трепет в сердцах слушателей. Суеверный страх усилился после того, как Франц Шуберт, простудившийся на похоронах Бетховена, скончался, оставив после себя девять симфоний. А дальше «проклятие девятой», подкрепляемое нестрогими подсчетами, стало набирать обороты. «Жертвами» были объявлены Антон Брукнер, Антонин Дворжак, Густав Малер, Александр Глазунов и Альфред Шнитке.

************************************************************************

Нумерологические изыскания привели к возникновению ещё одного фатального мифа о музыкантах, которых якобы подстерегает ранняя смерть в 27 лет. Суеверие распространилось после смерти Курта Кобейна, и сегодня в так называемый «Клуб-27» зачислены Брайан Джонс, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Эми Уайнхаус и еще около 40 человек.

************************************************************************

Поможет ли Моцарт поумнеть?

Среди многочисленных легенд вокруг австрийского гения особый коммерческий успех имеет миф о музыке Вольфганга Амадея Моцарта как средстве увеличения IQ. Ажиотаж начался в 1993 году с выходом статьи психолога Фрэнсиса Раушера, утверждавшего, что прослушивание Моцарта ускоряет детское развитии. На волне сенсации записи стали расходиться миллионными тиражами по всему миру, и до сих пор, вероятно, в надежде на «эффект Моцарта», его мелодии звучат в магазинах, самолетах, на мобильных телефонах и телефонных линиях ожидания.

Последующие исследования Раушера, которые показали, что нейрофизиологические показатели у детей улучшают на самом деле занятия музыкой, уже никто так не популяризировал.

************************************************************************

Музыкальные мифы как политическое орудие

О причинах смерти Моцарта не перестают спорить историки и музыковеды, однако версия, что его убил из зависти Антонио Сальери, — очередной миф. Официально историческую справедливость в отношении итальянца, который на самом деле был гораздо успешнее своих собратьев по музыкальному цеху, восстановил миланский суд в 1997 году.

Считается, что Сальери оклеветали музыканты австрийской школы, чтобы подорвать сильные позиции итальянских соперников при венском дворе. Однако в массовой культуре, благодаря трагедии А.С. Пушкина и фильму Милоша Формана, прочно закрепился стереотип о «гении и злодействе».

************************************************************************

В XX веке конъюнктурные соображения не раз давали пищу для мифотворчества в музыкальной индустрии. Шлейф слухов и разоблачений, сопутствующий музыке, служит показателем интереса к этой сфере общественной жизни и потому имеет право на существование.

Автор – Татьяна Исаева

music-education.ru

Легенда о происхождении музыки

Легенда о происхождении музыки

 

Из глубины далеких веков пришла к нам казахская народная легенда о происхождении музыки.

 Когда-то давным-давно, в незапамятные времена, ни один из народов, заселяющих нашу голубую планету, не знал, что такое стих и музыка. А что за жизнь без складной речи и льющихся звуков? Скучная и однообразная, без улыбок, смеха и радости. А потому, не знал род людской, что такое праздники, игры и веселые застолья. Люди ходили мрачнее тучи, тяготила их сердце злая тревога и немая тоска, ибо не могли они спеть песню, чтобы рассеять все печали и невзгоды. Если в дом человека стучалась беда, он всю жизнь оставался несчастным и умирал в смертной тоске, потому что в те далекие времена песня была далеко от земли. Она ютилась где-то высоко в белых и пушистых облаках, и услаждала слух бескрайнего синего неба.

 А тем временем на земле не пели птицы, не звенели ручьи, стремительно несущиеся с высоких гор, и сколько бы ни играл резвый ветер с пушистыми кронами деревьев – они не издавали ни звука. Нависшую над выжженной палящим солнцем степью тишину лишь изредка нарушал вой бури, поднимающий столбы пыли до самого горизонта, ибо в те года земная природа тоже не знала, что такое песня.

 Но однажды прекрасная, чарующая, таинственная и могущественная песня решила покинуть свой небесный дом и отправиться в путь. Что побудило ее познакомиться поближе с вселенной – до сих пор неизвестно, но песня отправилась в свой первый полет над землей. Может быть, ей наскучило пребывание на такой недосягаемой высоте? Или, возможно, она просто захотела взмыть над широкой степью под отчим небом? А может, ей стало жаль несчастных людей, не знающих радости и искусства, и она решила помочь им? Сегодня точно никто не скажет, но песня уже летела над полями, лугами, морями и океанами. Иногда она летела очень низко над землей, так, что чувствовала ароматы полевых трав, а иногда взмывала к небесам, ласково заигрывая с нежными порывами ветра, а то и совсем терялась в синих высотах, утопая в кудрявых облаках. В тех местах, где песня летела низко, люди слышали ее, запоминали незнакомые, но такие близкие сердцу напевы, и повторяли их, чтобы сохранить в своей памяти навечно. Там, где она пролетала повыше, народы смогли запомнить лишь малую часть ее богатого наследия. А люди, над которыми песня промчалась совсем высоко, так и не узнали, что такое песня и музыка. Повезло народу казахскому, долго кружила над ним песня, задевая крылом его цветущие степи…

soundtimes.ru

РУССКИЕ ГУСЛИ: ЛЕГЕНДА О СОТВОРЕНИИ «ГЛАВНОГО» МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА СЛАВЯН

У многих народов сохранились предания о сотворении самого «главного» своего инструмента. Чаще всего такие повествования мы находим у первобытных племён или у народов на ранней стадии исторического развития. Да и само повествование о появлении такого инструмента миф всегда относит к начальным временам, когда мир создавался и обустраивался.

Как правило, не все музыкальные инструменты удостаиваются такой чести. Только самые важные, самые любимые, самые «волшебные» из них попадают в эпос о творении и происхождении всего и вся. Действительно, легенда о сотворении инструмента встаёт в один ряд с такими важнейшими преданиями народа, как создание Вселенной, возникновение земли и появление человека.

Это говорит нам о том, что такой музыкальный инструмент — не просто звукоизвлекающее устройство, а ещё некий очень важный мифологический символ, сохраняющий в своём образе целую систему понятий и архаичных представлений. У славян таким инструментом с древних времен считаются традиционные русские гусли.

В народном эпосе сохранилось много сказаний о гуслях, как чудодейственном инструменте и его сотворении. Так, существует у славян и древняя песня, рассказывающая о сотворении особым сословием князей гуслей из чудесного священного древа, растущего посреди чистого поля. Фактически посреди мира, на «пупе земли».

Это необыкновенное древо описывает старинная русская песня так: тонкое, высокое, с глубоким корнем и с широкими листьями. Древо это находится далеко, за горами, за долами, до него нелегко добраться. В назначенный день к древу собираются посвященные князья. Они думают и гадают, как сделать из него гусли.

После чего появляется на свет удивительный инструмент, звуки которого не оставляют равнодушным никого и способны влиять на земной миропорядок. После чего исполняется дивная песнь о призывании «батюшки родного», которого забавляют игрой на только что сделанных чудотворных гуслях.

В других преданиях говорится о чудодейственном происхождении гуслей из древа добра в далекой Гиперборее, которая по праву считается Праматерью славянской цивилизации. Не только у славян существуют исторические сведения о древнем чудотворном инструменте. Множество преданий у других народов повествуют об уникальном происхождении и важном значении того или иного «народного» музыкального инструмента.

У таджиков, например, есть предание о «дудке орла», сделанной из кости орла. Под музыку этого инструмента исполняется «танец орла», видимо, восходящий к древним тотемическим представлениям.

К подобным преданиям, вероятно, восходит и легенда о тувинском двухструнном смычковым инструменте «игиле». По легенде первый игиль был сделан по инструкциям, данным мастеру во сне священной лошадью. Пара-тройка старинных инструментов действительно изготовлены из конского черепа, что перекликается с преданием. К тому же игиль может издавать звуки, подобные конскому ржанию.

У греков считали, что священная кифара была сделана богом Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону.

Ирландская арфа часто появляется на страницах кельтских мифов и легенд. Согласно преданию, ирландская арфа появилась чудесным и необычным путем. Некая женщина задремала на берегу моря и под плеск волн услышала сквозь сон, как ветер гудит сухожилиями в скелете кита, грузно валявшемся неподалеку от нее. Услышав её рассказ, муж женщины тотчас изготовил деревянную раму и натянул на ней китовые жилы, сделав первую арфу.

Есть также исторические сведения, что одним из первых музыкальных инструментов был именно лук. После этого люди научились делать струнные инструменты!

Кирилл Богомилов  — этно-мастерская Кантелеон

eleasar.livejournal.com

Советы родителю

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Семейный блог Ирины Поляковой Semyablog.ru® 2019. При использовании материалов сайта укажите, пожалуйста, прямую ссылку на источник.Карта сайта