Советы логопедов по развитию речи – Консультация на тему: Советы логопеда по развитию речи

Консультация на тему: Советы логопеда по развитию речи

Подготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР — детский сад «Светлячок» М.А. Мирошниченко

Советы логопеда по развитию речи

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки  и слова произносите чётко и  ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3.  Не подделывайтесь под детскую  речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорить тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша.»

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

6. Как можно больше читайте своему ребёнку произведения художественной литературы! Характеры героев необходимо рисовать мимикой, голосом, пластикой.

7. При обучении грамоте необходимо требовать от ребёнка  соблюдения следующих правил:

  • Правильно читай (кратко называй) согласные буквы:

С (но не ЭС и не СЭ), Б (но не БЭ) и т.д.

  • При чтении поставь указательный палец под той буквой, которую ты читаешь, медленно передвигай палец к следующей букве и тяни первую букву до тех пор, пока палец не достигнет следующей.
  • Можно сосчитать слоги по количеству гласных в слове.
  • Слова на слоги можно разделить хлопками.
  • Читай слоги слитно и протяжно.

nsportal.ru

Статья по логопедии (подготовительная группа) по теме: Советы учителя-логопеда по развитию речи

Вербальные и невербальные средства коммуникации.

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. «Говорите с ребёнком как можно больше и чаще», — такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного дела. В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической. В традиционной системе воспитания взрослые частенько забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогичными «ярлыки»: неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец. Один из современных педагогов сравнил ребёнка с многооконным домом: какое качество выкликаем, то и отзывается-открывается. Значит «ярлык» становится установкой, прогнозом на будущее. Где бы табличку повесить: «Осторожно — слово. Словом можно покалечить душу»? Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге «Когда одной любви недостаточно» просит взрослых, особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз-заявлений детям: «Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя». (Ребёнок воспринимает это так: «Такой, какой я есть, я неприемлем»). «Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей.» («Я наверное плохой»). «Ну разве можно быть таким глупым?» («Должно быть я не умён»). «Ты никогда ничего не понимаешь.» («Я тупой, неспособный!»). Мария Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмётся, и, как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов?! Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность. Американский психолог Арнольд Гезелл: «Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста».

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают. Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы. Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей. Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания. Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница «молчаливой педагогики», что ребёнок — существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова. Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, за понимание речи. А ребёнок — правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики. Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что «личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма — это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная — это её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста». Доказано, что существуют два языка общения: один язык — это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз; второй язык — это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача — язык эмоций, переживаний. Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу «считывать» информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции. Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.

Информация для размышления. Как ребёнок начинает учиться речевому общению? Малыш сначала учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других людей (мамой, папой, близкими) с помощью невербальных средств и лишь значительно позже справляется со своим собственным поведением. Опыт общения со сверстниками начинает формироваться на третьем году жизни, а интенсивно развивается на четвёртом. Контакты трёхлетних диктуются часто предметной средой. Активные, содержательные и эмоциональные контакты зависят от многих причин и от внутренних возможностей ребёнка. Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребёнок хочет быть независимым и защищённым одновременно, он хочет от взрослого понимания. И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, тёплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов. Монтессори-педагоги очень хорошо понимают силу и воздействие взгляда. Прямым требовательным взглядом мы словно проникаем в душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд ещё и не добрый? Бессловесная коммуникация — самая честная. С детства мы всё определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо тоньше, сильнее. Переживания остаются в глубинах эмоциональной памяти и обнаруживаются через многие годы. Какими мы, взрослые, останемся в памяти ребёнка? Какими видит нас ребёнок? Как изображает в игре? Как рисует? Итак, как обучать, не забывая завета монтессорианцев: «Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не вербализовать, тем более всякие замечания словесно не оформлять». Причину предпочтения невербального обучения в Монтессори-технологии можно сформулировать ещё и так: «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я учусь». Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.

ЛЁГКОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности. Она лёгкая — у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки. Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно. В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст — только крупный, фразы — чёткие и лаконичные. Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне. Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке) Ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ.

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой» — все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, — приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события. Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР.

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением. Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще. Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции. Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень сплачивает.

Советы логопеда по развитию речи

1.     Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2.     При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки  и слова произносите чётко и  ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3.     Не подделывайтесь под детскую  речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

4.     Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорить тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша.»

5.     Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

6.     Как можно больше читайте своему ребёнку произведения художественной литературы! Характеры героев необходимо рисовать мимикой, голосом, пластикой.

7.     При обучении грамоте необходимо требовать от ребёнка  соблюдения следующих правил:

  1. Правильно читай (кратко называй) согласные буквы: С (но не ЭС и не СЭ), Б (но не БЭ) и т.д.
  2. При чтении поставь указательный палец под той буквой, которую ты читаешь, медленно передвигай палец к следующей букве и тяни первую букву до тех пор, пока палец не достигнет следующей.
  3. Можно сосчитать слоги по количеству гласных в слове.
  4. Слова на слоги можно разделить хлопками.
  5. Читай слоги слитно и протяжно.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

— Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками — пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим рубим,

Мы капустку солим солим,

Мы капустку трем трем,

Мы капустку жмём жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

nsportal.ru

Статья по теме: Советы учителя-логопеда

Артикуляционная гимнастика.

      Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
      Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
      Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
      Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
      Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
      Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

       Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Упражнения для губ и щек

1. Массаж щек.

Описание: Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.

Лучше всего выполнять во время купания или умывания.

2. Сытый хомячок.
Описание: губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» — надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).

3. Голодный хомячок.
Описание: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.

4. Шарик лопнул.

Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

Упражнения для губ

1. Улыбка. 

Описание: зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.

2. Трубочка.
Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.

3. Заборчик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).
Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «По

nsportal.ru

«Советы логопеда по развитию речи детей дошкльного возраста»

Логопедический буклет «Советы логопеда по развитию речи детей дошкольного возраста»

Буклет логопеда — верхняя сторона

Примерный перечень заданий по развитию лексики и грамматики для выполнения дома.

1. Занимаясь с ребенком лепкой, рисованием, конструированием и другими видами деятельности, нужно задавать вопросы уточняющего характера. Например, игра конструктором. Посчитать детали (1 кирпичик, 2 кирпичика…5 кирпичиков), акцентируя внимание на окончаниях слов. Спросить, какие кирпичики на ощупь (гладкие, шершавые, шероховатые и т.д.), из какого материала изготовлены (пластмассовые, железные и т.д.). Таким образом наполняем словарь ребенка прилагательными: качественными, относительными, притяжательными (детский конструктор). Кроме того, в игре можно и нужно развивать умение оречевлять свои мысли.

Например: ребенок предлагает построить город. Чтобы второму игроку (родителю) было понятнее, рассказывает сколько каких деталей нужно взять для возведения домов (высоких и низких). Описывает расположение построек, способы поставки строительного материала (конструирование можно расширить сюжетно-ролевой игрой — грузовые машины осуществляют доставку, подъемный кран разгружает). В игре ребенок чувствует себя непринужденно, свободно, испытывает массу положительных эмоций, поэтому ему легче подбирать нужные слова и модели предложений для передачи своих мыслей.

2. Порой родителям сложно выделить время для занятий с ребенком дома в отведенном для этого месте по ряду причин. Но с ребенком все равно нужно заниматься. Предложенные задания можно выполнять и на улице, и дома в обиходно-бытовой ситуации. Детям очень нравится совместная деятельность с родителями. Поэтому можно устроить какое-нибудь интересное занятие и для взрослых, и для детей. Например, приготовить интересные кормушки для зимующих птиц.

Для этого замачивается: пшеница, овес, греча, горох, ячмень и т.д. Параллельно с ребенком нужно повторить название используемого материала, обратить внимание на словарь глаголов. Выбирается форма, куда помещаются замоченные горох, пшеница, овес и т.д., заливаются водой и в морозилку до состояния льда. До того, как все застынет, в зерновые кормушки нужно поместить нитяные петельки, чтобы повесить полученное на ветки деревьев. Таким образом, в процеесе выполнения кормушек ребенок припоминает не только название зерен, но и птиц, деревьев, на которых будут красоваться кормушки. После завершения работы по изготовлению ребенку легче вспомнить последовательность действий с предметами, что благоприятно отразится на качестве изложения мысли.
Желаю успеха, внимания и терпения!

Буклет логопеда — внутренняя сторона

Зачем ребенку нужен логопед???

Логопед — специалист, занимающийся развитием и коррекцией речи (устной и письменной).
Логопед проводит диагностику уровня речевого развития ребенка, исправляет дефекты произношения, помогает обогатить словарный запас, развивает грамматику и умение составлять связный рассказ.



Когда же стоит обратиться к логопеду?

Речь — одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребенка.

  1. Родителям стоит задуматься, если ребенок в 2.5-3 года не говорит или мало говорит.

  2. Если речь ребенка 3-6 (7) лет мало понятна окружающим.

  3. Искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками.

  4. Количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребенка. Низкий темп наращивания активного словарного запаса (то, что ребенок самостоятельно называет). В речи ребенка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.

  5. Слова в самостоятельной речи ребенка не связаны грамматически между собой. Например: «Много коробков стит на полу» и т.п.

  6. Ребенок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребенка.

  7. При прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, а также ответить на вопросы содержательного характера.

  8. В старшем возрасте — трудности с определением последовательности слогов, звуков в слове, запоминанием букв, в результате чего ребенок испытывает трудности при обучении грамоте.

Итак, самое главное — вовремя обратиться на прием к логопеду, чтобы выяснить основные направления по развитию и коррекции речевого развития ребенка. В настоящее время логопед начинает заниматься с детьми 2-3х лет.

Советы логопеда при выполнении рекомендаций дома:

  1. Выполнять задания, рекомендованные логопедом, нужно регулярно, систематически. Обычно, логопед советует повторить то, чем с ребенком занимались на занятиях по развитию речи в детском саду. Регулярность в выполнении приведет к наилучшим результатам в коррекции и развитии речи.

  2. Занятиям необходимо уделять 10-20 минут в день, все зависит от возраста и возможностей ребенка.

  3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому желательно наличие рабочего места. Мебель должна быть подобрана по возрасту. Световой режим также нужно соблюдать.

  4. Артикуляционная гимнастика выполняется ребенком перед зеркалом в течение 10 минут. Ее необходимость заключается в активизации мышц артикуляционного аппарата, что важно при работе над звукопроизношением.

  5. На занятиях по развитию речи логопед использует иллюстративный материал, отображающий лексическое наполнение темы. Поэтому, если возможно, можно подобный дидактический материал приобрести в книжном магазине для домашнего пользования. В дальнейшем данные пособия помогут при выполнении заданий по развитию речи, рекомендованные логопедом.

  6. Кроме того, можно в книжном магазине приобрести тетради, содержание которых направлено на закрепление правильного навыка произношения того или иного звука. В них представлен речевой и иллюстративный материал.

Самые главные помощники для логопеда — заботливые и внимательные родители.

infourok.ru

Консультация по теме: Советы логопеда родителям дошкольников

Советы логопеда родителям дошкольников

Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия – нарушение звукопроизношения — замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определенными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.

Логопед советует:

  • Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережевывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щек, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • Разговаривать с ребенком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык».
  • Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • Говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • Не перегружать ребенка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  • При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребенка на положительный результат, чаще хвалить его.

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим малышом из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести

косички из разноцветных шнурков.

  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
  • И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия.

Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.

При работе родителей с детьми дома следует помнить пункты, написанные в памятке для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА.

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дадут наилучший результат,если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.

2. За одно занятие не следует давать больше трех — четырех упражнений.

3. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.

4. Все упражнения надо выполнять естественно без напряжения.

  1. Всю работу по воспитанию у детей правильного произношения, родители должны согласовывать с логопедом. Обращаться к нему при всех затруднениях.

Предупреждение недостатков речи

Что же способствует правильному речевому развитию?

1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С ребенком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не все успеет услышать и понять.

2. Если ребенок затрудняется выразить свою мысль, представляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребенок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребенка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.

3. Не следует раздражаться детской «болтовней», ребенок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.

4. Не рекомендуется перегружать ребенка — учить буквы, обучать чтению в трех — четырехлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому. Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее

благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребенка.

5. При раннем речевом развитии не следует принуждать ребенка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями — это может привести к заиканию.

6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребенком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.

7. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребенка частными и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.

8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.

nsportal.ru

Советы учителя-логопеда по развитию речи

Вербальные и невербальные средства коммуникации.

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. “Говорите с ребёнком как можно больше и чаще”, – такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного дела. В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической. В традиционной системе воспитания взрослые частенько забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогичными “ярлыки”: неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец. Один из современных педагогов сравнил ребёнка с многооконным домом: какое качество выкликаем, то и отзывается-открывается. Значит “ярлык” становится установкой, прогнозом на будущее. Где бы табличку повесить: “Осторожно – слово. Словом можно покалечить душу”? Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге “Когда одной любви недостаточно” просит взрослых, особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз-заявлений детям: “Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя”. (Ребёнок воспринимает это так: “Такой, какой я есть, я неприемлем”). “Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей.” (“Я наверное плохой”). “Ну разве можно быть таким глупым?” (“Должно быть я не умён”). “Ты никогда ничего не понимаешь.” (“Я тупой, неспособный!”). Мария Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмётся, и, как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов?! Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность. Американский психолог Арнольд Гезелл: “Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста”.

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают. Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы. Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей. Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания. Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница “молчаливой педагогики”, что ребёнок – существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова. Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, за понимание речи. А ребёнок – правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики. Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что “личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма – это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная – это её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста”. Доказано, что существуют два языка общения: один язык – это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз; второй язык – это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача – язык эмоций, переживаний. Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу “считывать” информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции. Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.

Информация для размышления. Как ребёнок начинает учиться речевому общению? Малыш сначала учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других людей (мамой, папой, близкими) с помощью невербальных средств и лишь значительно позже справляется со своим собственным поведением. Опыт общения со сверстниками начинает формироваться на третьем году жизни, а интенсивно развивается на четвёртом. Контакты трёхлетних диктуются часто предметной средой. Активные, содержательные и эмоциональные контакты зависят от многих причин и от внутренних возможностей ребёнка. Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребёнок хочет быть независимым и защищённым одновременно, он хочет от взрослого понимания. И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, тёплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов. Монтессори-педагоги очень хорошо понимают силу и воздействие взгляда. Прямым требовательным взглядом мы словно проникаем в душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд ещё и не добрый? Бессловесная коммуникация – самая честная. С детства мы всё определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо тоньше, сильнее. Переживания остаются в глубинах эмоциональной памяти и обнаруживаются через многие годы. Какими мы, взрослые, останемся в памяти ребёнка? Какими видит нас ребёнок? Как изображает в игре? Как рисует? Итак, как обучать, не забывая завета монтессорианцев: “Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не вербализовать, тем более всякие замечания словесно не оформлять”. Причину предпочтения невербального обучения в Монтессори-технологии можно сформулировать ещё и так: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я учусь”. Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.

ЛЁГКОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности. Она лёгкая – у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки. Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность “играть” с ней самостоятельно. В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст – только крупный, фразы – чёткие и лаконичные. Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне. Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке) Ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ.

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой “игрушкой” – все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, – приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события. Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего, предназначены для чтения – это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР.

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением. Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще. Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции. Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.

Советы логопеда по развитию речи

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорить тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша.»

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

6. Как можно больше читайте своему ребёнку произведения художественной литературы! Характеры героев необходимо рисовать мимикой, голосом, пластикой.

7. При обучении грамоте необходимо требовать от ребёнка соблюдения следующих правил:

Правильно читай (кратко называй) согласные буквы: С (но не ЭС и не СЭ), Б (но не БЭ) и т.д.

При чтении поставь указательный палец под той буквой, которую ты читаешь, медленно передвигай палец к следующей букве и тяни первую букву до тех пор, пока палец не достигнет следующей.

Можно сосчитать слоги по количеству гласных в слове.

Слова на слоги можно разделить хлопками.

Читай слоги слитно и протяжно.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры”. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. “Пальчиковые игры” – это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д. Дети от года до двух хорошо воспринимают “пальчиковые игры”, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

— Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками – пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим рубим,

Мы капустку солим солим,

Мы капустку трем трем,

Мы капустку жмём жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.


sundekor.ru

Консультация (младшая группа): Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников

Советы учителя-логопеда

по развитию речи младших дошкольников

Когда начинается развитие детской речи?

Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, а его артикуляционный аппарат приобретает гибкость и подвижность.

Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая и недостаточно отчётливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, несовершенство детской речи – возрастное явление, проходящее само со временем. Конечно, если трёхлетний малыш не всегда правильно строит предложения, не может последовательно и логично передать содержание прочитанной ему сказки, допускает лексико-грамматические ошибки или неправильно произносит некоторые звуки, то ничего страшного в этом нет. Здесь, в первую очередь, стоит обратить внимание на то, понимают ли речь вашего ребёнка окружающие его посторонние люди, педагоги и воспитатели, а также понимает ли ребёнок их речь. Тревогу вызывают дети, которые на третьем году жизни говорят совсем мало, или вообще не говорят.

 Проконсультируйтесь у врача-логопеда в городской поликлинике о развитии речи вашего ребёнка, тем более такая консультация будет необходима не только для вас, но и для специалистов ДОУ, сопровождающих вашего ребёнка в развитии.

Помните! Чем раньше выявлена причина недостаточного речевого развития, тем быстрее и эффективнее будут ваши действия для её устранения.

Не забывайте! Чем дольше длится отставание в развитии речи у ребёнка, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия.

У ребёнка третьего года жизни проверьте:

— Какими частями речи он пользуется (употребляет ли в своей речи прилагательные, числительные, местоимения, наречия), как часто применяет обобщающие слова (например, огурец, помидор, морковь называет одним словом овощи)?

— Какие виды предложений использует ребёнок: простые, распространённые, сложноподчинённые; из какого количества слов составляет их?

— Как часто задаёт вопросы, как передаёт содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом интонационные средства выразительности?

— Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие совсем не произносит? 

На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребёнка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить информацию он может, только овладев речью. Это и является главным стимулом к её усвоению. Быстро пополняется словарный запас ребёнка: к трём годам он достигает примерно 1000 – 1200 слов. Кроме существительных и глаголов ребёнок всё чаще употребляет прилагательные, наречия, местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного языка. Ребёнок свободно связывает несколько слов в целые предложения, согласуя в роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении речь его не всегда правильна. В разговоре малыш в основном пользуется простыми предложениями. Он настолько уже овладел речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать то, что он видел, он легко общается с малознакомыми людьми и сверстниками.

Что делать, чтобы речь у ребёнка развивалась правильно?

1.Мотив.

Ни в коем случае нельзя предупреждать желания ребёнка! Надо дать ему возможность выразить свою просьбу словами. Например, мальчик подошёл к столу и тянется к вазе с яблоками. Мать вместо того, чтобы спросить ребёнка: «Что тебе дать?», молча даёт ему яблоко. Малыш также молча берёт его и отходит. Желание ребёнка выполнено — необходимости к общению нет.

2.Любознательность.

Не оставлять без внимания эти бесконечные вопросы: «Что это? Почему? Зачем? и т.д». Причём однозначные ответы не будут стимулировать речь малыша, поэтому необходимо не только называть предметы, но и указывать их назначение, некоторые свойства и качества.

3.Сопровождайте любую совместную деятельность речью, постоянно задавайте ребёнку вопросы.

«Я ходила в магазин. Давай посмотрим, что я купила». Вынув из сумки помидор, спросите малыша: «Что это?» — «Помидор», — ответит он. «Какого цвета помидор?». Таким образом, можно сравнивать помидор с другими предметами по форме, величине, качеству, цвету. Расширению словарного запаса, уточнению значений слов очень помогают совместные игры взрослого и ребёнка.

4.Избегайте постоянных «нельзя», «не смей», «не трогай».

Новые и незнакомые предметы ребёнку хочется потрогать, хорошенько рассмотреть, что с ними делать. Так, если на улице внимание малыша привлекла кошка, то подойдите к ней, рассмотрите её как следует: скажите какая кошка красивая, какая у неё полосатая спинка, белые лапки, длинные усы и хвост, как кошка умеет «разговаривать» — мяукать, назовите её детёнышей — котята, и т.д.

5.Исправляйте грамматически неверную речь ребёнка.

Часто в этом возрасте ребёнок допускает ошибки в согласовании слов с существительными во множественном числе (один карандаш — много карандашей), а также в употреблении предлогов (на, под, в). Посадите куклу на стол и спросите: «Где кукла?» (На столе). Затем поставьте машину под стол: «Где машина?» (Под столом). Потом положите куклу в коробку и спросите: «Где кукла?» (В коробке). Если ребёнок затрудняется или даёт неправильные ответы, поправьте его.

6.Развивайте слуховое восприятие у ребёнка.

Очень важно учить ребёнка прислушиваться к окружающим его звукам (тиканье часов, шум проезжающего автомобиля, и т.д.), а также отличать на слух разные звучания (барабана, дудки, погремушки, и т.д.) и звукоподражания («мяу» — мяуканье кошки, «з-з-з» — звон комарика, «ж-ж-ж» — жужжанье жука, и т.д.).

7.Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

У большинства детей в этом возрасте движения языка, губ, нижней челюсти вялые, замедленные и неточные. Здесь необходимо выполнять специальные упражнения в игровой форме, можно перед зеркалом (ребёнок сможет рассмотреть, как эти движения получаются у вас и сравнить со своими движениями).

8.Следите за темпом речи и интонацией.

Если малыш торопится высказать свои мысли, говорит очень быстро, то необходимо вместе с ним произносить уже сказанную фразу медленней, а также следить за своим темпом речи. Ребёнок этого возраста может уже пользоваться интонационными средствами выразительности речи (изменять голос по высоте и силе, правильно делать паузы, менять темп речи в зависимости от характера высказывания). Поэтому, рассказывая ребёнку сказку, не забывайте о выразительности своей речи.

9.При заучивании стихов используйте отражённую речь.

Помните, что ребёнку всегда легче повторить уже произнесённую фразу за вами, уяснив её смысл, поэтому любое заучивание начинается с речевого образца. Заучивайте по одной строчке: «Сначала я (послушай), потом ты (повтори)». Например: мама произносит — «Наша Таня громко плачет» — ребёнок повторяет — «Наша Таня громко плачет» и т.д.

Регулярные речевые игры с ребёнком помогут ему своевременно усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы, говорить ясно и понятно для окружающих.

Составила: учитель-логопед Е.А. Елисейкина

nsportal.ru

Советы родителю

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о