Писатели о себе внеклассное чтение 4 класс – Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Урок внеклассного чтения в 4 классе

Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Урок внеклассного чтения в 4 классе

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Тема: «Писатели о себе (автобиографические книги).

Цель: ввести в круг детского чтения произведения автобиографического характера.

Задачи:

  1. Образовательные:

  -познакомить с биографией писателей и кратким содержанием их произведений,

—  формировать умение учащихся анализировать художественные произведения.

      2. Развивающие:

   -способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся (умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям),

 -развивать связную монологическую речь учащихся,

  -развивать умение работать в коллективе.

       3.Воспитательные:

   -способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи,

  -убедить учащихся на примере произведений писателей классиков, что детство – ответственный возраст человеческой жизни.

   Основные характеристики урока:

Тип урока: урок обобщения изученного.

Форма проведения: урок- отчет по итогам исследовательской работы о писателе и  самостоятельного чтения его произведения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы обучения:

  1. Организации и осуществления учебно — познавательной деятельности учащихся:

 а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),

б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации),

2. Стимулирования и мотивации учащихся:

а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка),

б) познавательные (знакомство с новым произведением),

в) волевые (предъявление учебных требований),

г) социальные (демонстрация работы учащихся).

3. Контроля и самоконтроля:

а) самооценивание,

б) рефлексия

Ключевые компетенции младших школьников:

Личностные УУД

-эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений,

-представление об оценке литературного героя по его поступкам,

-первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Регулятивные УУД

-принимать алгоритм выполнения учебной задачи,

— работать с книгой,

-воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения,

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

— осознавать роль названия произведения.

Коммуникативные УУД

-слушать чтение,

-фиксировать тему и ключевые слова произведения,

-отвечать на вопросы по содержанию текста.

Предметные УУД

-находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, формулировать несложные выводы,

-сравнивать иллюстрации и содержание произведений,

-пользоваться понятиями: портрет героя.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку учителя, детские презентации о  писателе и его творчестве, выставка книг, рисунки отдельных эпизодов из книг, смайлики для самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент

Занимаем свои места. Садитесь поудобнее, правильно.

Начинаем урок внеклассного чтения.

2.Актуализация знаний.

-Что дают нам уроки внеклассного чтения и почему для нас эти уроки важны?

(Мы знакомимся с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями, учимся общаться друг с другом и другими людьми, развиваем речь, повышаем словарный запас, узнаем новые слова).

3.Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы совершим новые читательские открытия. (Слайд).

-Давайте вспомним, что такое эпиграф?

(Цитата, строки из произведения, созвучные теме урока).

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд).

И детства милые виденья

В усталом, томном вдохновении,

Волнуясь лёгкою толпой,

Несутся над моей главой!…

            А.С.Пушкин.

О чём говорит нам эпиграф?

(А.С.Пушкин вспоминает эпизоды из своего детства, ему нравятся воспоминания, ему приятно вспоминать о детстве).

-Значит, на уроке мы будем говорить о воспоминаниях.

4. Работа с выставкой книг.

-Посмотрите на выставку книг к уроку.

-Произведения каких писателей вы видите? Назовите фамилии.

(А.Н.Толстой, Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков, Н.Г.Гарин-Михайловский).

-Что объединяет всех этих писателей?

(Они все писали о детстве).

-Из чего мы делаем такой вывод?

(Из названий, во всех названиях есть слово «детство»).

5. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Писатели о себе (автобиографические книги)». (Слайд).

6. Словарная работа.

Объясните значение слов.

Биография- описание чьей-то жизни.

Библиография- перечень книг по какому-то вопросу.

Автобиография- описание своей жизни.

Автобиографические книги- художественные произведения, в которых кроме достоверных фактов из жизни писателя есть вымысел, чувства, мысли, переживания автора.

7.Определяем главную задачу урока.

(Больше узнать о самих писателях, о их детстве, о их внутреннем мире, как они росли, как формировался их характер, какие поступки совершали, что им нравилось в детстве).

8.Отчёт групп.

Итак, тема известна, задача поставлена, начинаем работу. Нас 4 группы. Каждая группа к уроку провела небольшое исследование о жизни писателя и его творчестве, и сегодня вы сами будете знакомить нас с интересными открытиями.

-Угадайте, о каком из писателей пойдет речь.

Николай Александрович с Игорем и Олей побывали у него в усадьбе, когда совершали второй полёт во времени, будущему писателю тогда было 7 лет. Нас интересовала детская литература того времени.

Сергей Тимофеевич Аксаков. (Детская презентация).

Группа «Сердечко»

1.Харитонов М.- презентация, биография

2.Измайлова Ал.- библиография

3.Канунникова Н.- о писателе

4.Рубин В.- история написания книги

5.Рябцева Н.- краткое содержание повести «Детские годы Багрова- внука»

Итак, мы узнали о писателе… , о главном герое повести…

Оцените свою работу и степень участия в работе группы.

А в усадьбе этого писателя мы сами недавно побывали в гостях.

Лев Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Звёздочка»

1.Ерохина В.- презентация, биография

2.Шульгач К.- библиография

3.Соколова Алина- краткое содержание повести «Детство»

4.Пивоварова Д.- о книге

Итак, мы узнали…

Самооценка.

-С этим писателем мы тоже немного знакомы, он написал для детей очень хорошую сказку.

Алексей Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Солнышко»

1.Матвеев Д.- презентация, биография

2.Дерябина Ел.- библиография

3.Тимошина Ел.- история написания книги

4.Снегур Ан.- краткое содержание повести «Детство Никиты»

Итак, мы узнали…

Самооценка.

-А с творчеством этого писателя мы ещё не знакомились на страницах учебника.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Детская презентация»

Группа «Улыбка»

1.Ткаченко Юл.- презентация, биография

2.Васёха С.- библиография

3.Радина С.- краткое содержание повести «Детство Тёмы»

4.Шарыпина Т.- об отце

5.Тутов С.- пересказ «Старый колодец»

Итак, мы узнали…

Самооценка

-Что общего во всех этих произведениях?

(Это автобиографические повести, в них есть правда и есть вымысел)

9.Физминутка. (Слайд)

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Всем улыбки подарили.

10.Анализ произведений.

-Вы заметили, что все герои произведений очень любили читать? Книги для них имели большое значение.

Дети нашего времени тоже любят читать. Для многих детей, особенно маленьких, книга начинается с картинок, которые непременно заинтересуют, и захочется прочитать книгу. Мне хочется, чтобы у вас тоже возникло такое желание. Перед вами рисунки к книгам, с которыми мы сегодня познакомились. Узнайте, что за эпизод изображён и из какой книги. (Слайд – картинки к книгам)

1.Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Страшно ли было Тёме? (ДА, но он поборол свой страх, он –смелый мальчик)

2.С.Т.Аксаков. Семейный вечер

3.Л.Н.Толстой. Николенька обиделся на учителя. Анализ своих поступков.

4.А.Н.Толстой. Скворчонок Желтухин. Любовь к животным.

Посмотрите, какая природа окружала в детстве будущих писателей.(Слайд- фото пейзажей)

Как можно не любить такую красоту! Ведь любить природу, значит- любить Родину.

11.Работа с пословицами.

-Можем ли мы сказать, что писатели делятся с нами самыми сокровенными переживаниями? (ДА)

-А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (С мамой.)

-Для каждого из нас мама- самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что: (Слайд- пословицы о маме)

При солнышке тепло, а при матери добро.

Нет друга лучше, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец матери.

Мне хочется, чтобы вы любили своих мам также,  как и герои наших произведений, и как можно меньше расстраивали их своими проступками.

-На протяжении многих лет произведения этих писателей с удовольствием читают и взрослые и дети.

Что на ваш взгляд помогло им стать такими интересными, талантливыми людьми?

(Семья, добрые, заботливые отношения, мама, любовь к близким и окружавшим их людей, природа, животные, друзья, книги, учёба. Всё это повлияло на воспитание мальчиков, на формирование положительных черт их характеров.

12.Вывод.

Чтобы вырасти хорошим человеком нужно:

— много читать

-быть добрым внимательным, чутким, отзывчивым человеком

-любить природу

-стремиться стать ещё  лучше, для этого обдумывать свои поступки

Детство- ответственная пора в жизни каждого человека.

Всегда можно исправиться, если этого захочешь.

13.Записная книжка.

У многих читателей есть хорошая привычка: из прочитанной книги выписывать понравившиеся фразы. Перед вами страница из записной книжки. Что выписали бы вы? У вас на столе цитаты из прочитанных книг, выберете то, что вам больше понравилось.

 14. Итог.

Наш урок подходит к концу. Выполнили мы поставленные перед собой задачи? ( Да, мы узнали о писателях и их детстве из книг и рассказов детей).

Был ли полезен нам урок? Где и как пригодятся эти знания?

(На уроках чтения, истории, географии, рисования, в жизни расскажем тем, кто этого не знает).

  15.Домашнее задание.

Многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. Список автобиографических книг можно продолжить: М. Горький «Детство», А. Гайдар «Школа», И. Бунин «Детство».

Дома вы продолжите чтение автобиографических произведений.

Можно написать небольшое сочинение-эссе, начните его так: «Прочитав автобиографическую повесть писателя, я понял, что …»

Или придумать рассказ о своем детстве.

16.Рефлексия.

Мне очень хотелось бы узнать, с какими впечатлениями вы уйдете с урока. Выберите ту строку, которая созвучна вашему настроению и продолжите предложение:

На уроке я узнал…

После урока мне хотелось бы…

Спасибо всем, кто принимал участие в нашей творческой работе. Оценки за урок вы поставили себе сами.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами писателя Михаила Шолохова: «Любите книгу всей душой, она не только ваш лучший друг, но и верный спутник.»

17.Урок закончен.

nsportal.ru

«Писатели о себе (автобиографические книги).»

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Тема: «Писатели о себе (автобиографические книги).

Цель: ввести в круг детского чтения произведения автобиографического характера.

Задачи:

  1. Образовательные:

-познакомить с биографией писателей и кратким содержанием их произведений,

— формировать умение учащихся анализировать художественные произведения.

2. Развивающие:

-способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся (умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям),

-развивать связную монологическую речь учащихся,

-развивать умение работать в коллективе.

3.Воспитательные:

-способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи,

-убедить учащихся на примере произведений писателей классиков, что детство – ответственный возраст человеческой жизни.

Основные характеристики урока:

Тип урока: урок обобщения изученного.

Форма проведения: урок- отчет по итогам исследовательской работы о писателе и самостоятельного чтения его произведения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы обучения:

  1. Организации и осуществления учебно — познавательной деятельности учащихся:

а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),

б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации),

2. Стимулирования и мотивации учащихся:

а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка),

б) познавательные (знакомство с новым произведением),

в) волевые (предъявление учебных требований),

г) социальные (демонстрация работы учащихся).

3. Контроля и самоконтроля:

а) самооценивание,

б) рефлексия

Ключевые компетенции младших школьников:

Личностные УУД

-эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений,

-представление об оценке литературного героя по его поступкам,

-первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Регулятивные УУД

-принимать алгоритм выполнения учебной задачи,

— работать с книгой,

-воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения,

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

— осознавать роль названия произведения.

Коммуникативные УУД

-слушать чтение,

-фиксировать тему и ключевые слова произведения,

-отвечать на вопросы по содержанию текста.

Предметные УУД

-находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, формулировать несложные выводы,

-сравнивать иллюстрации и содержание произведений,

-пользоваться понятиями: портрет героя.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку учителя, детские презентации о писателе и его творчестве, выставка книг, рисунки отдельных эпизодов из книг, смайлики для самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент

Занимаем свои места. Садитесь поудобнее, правильно.

Начинаем урок внеклассного чтения. Наш урок пройдёт в сельской библиотеке.(Слайд 1)

2.Актуализация знаний.

-Что дают нам уроки внеклассного чтения и почему для нас эти уроки важны?

(Мы знакомимся с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями, учимся общаться друг с другом и другими людьми, развиваем речь, повышаем словарный запас, узнаем новые слова).

3.Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы совершим новые читательские открытия.

Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других

-Давайте вспомним, что такое эпиграф?

(Цитата, строки из произведения, созвучные теме урока).

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд 2).

И детства милые виденья

В усталом, томном вдохновении,

Волнуясь лёгкою толпой,

Несутся над моей главой!…

А.С.Пушкин.

-О чём говорит нам эпиграф?

(А.С.Пушкин вспоминает эпизоды из своего детства, ему нравятся воспоминания, ему приятно вспоминать о детстве).

-Значит, на уроке мы будем говорить о воспоминаниях.

4. Работа с выставкой книг.

-Посмотрите на выставку книг к уроку.

-Произведения каких писателей вы видите? Назовите фамилии.

(А.Н.Толстой, Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков, Н.Г.Гарин-Михайловский).

-Что объединяет всех этих писателей?

(Они все писали о детстве).

-Из чего мы делаем такой вывод?

(Из названий, во всех названиях есть слово «детство»).

5. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Писатели о себе (автобиографические книги)». (Слайд 3).

6. Словарная работа.(Слайд 4)

-Объясните значение слов.

Биография- описание чьей-то жизни.

Библиография- перечень книг по какому-то вопросу.

Автобиография- описание своей жизни.

Автобиографические книги- художественные произведения, в которых кроме достоверных фактов из жизни писателя есть вымысел, чувства, мысли, переживания автора.

7.Определяем главную задачу урока.

(Больше узнать о самих писателях, о их детстве, о их внутреннем мире, как они росли, как формировался их характер, какие поступки совершали, что им нравилось в детстве).

8.Отчёт групп.

-Итак, тема известна, задача поставлена, начинаем работу. Нас 4 группы. Каждая группа к уроку провела небольшое исследование о жизни писателя и его творчестве, и сегодня вы сами будете знакомить нас с интересными открытиями.

-Угадайте, о каком из писателей пойдет речь.

Николай Александрович с Игорем и Олей побывали у него в усадьбе, когда совершали второй полёт во времени, будущему писателю тогда было 7 лет. Нас интересовала детская литература того времени.

Сергей Тимофеевич Аксаков. (Детская презентация).

Группа «Сердечко»

1.Гунко Сергей.- презентация, биография (презентация)

2.Ялаев Сергей.- история написания повести «Детские годы Багрова- внука»

3.Понамарёва Елена.- краткое содержание повести «Детские годы Багрова- внука»

4.Камловва Кристина.- библиография (работа с выставкой книг)

— Итак, мы узнали о писателе…(о Сергее Тимофеевиче Аксакове) , о главном герое повести…(«Детские годы Багрова- внука» Сергее)

-Оцените свою работу и степень участия в работе группы.(смайлики)

-А в усадьбе этого писателя мы с вами тоже бывали в гостях, называется она «Ясная…(поляна

Лев Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Звёздочка»

1.Камалов Аскар.- презентация, биография

2.Галиуллина Наталья.- история написания повести «Детство»

3.Габидова Нинель- краткое содержание повести «Детство»

4.Мухадиева Кристина.- библиография (работа с выставкой книг)

-Итак, мы узнали о писателе …( Льве Николаевиче Толстом), о главном герое повести…(«Детство» Николеньке)

Самооценка.

-С этим писателем мы тоже немного знакомы, он написал для детей очень хорошую сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Алексей Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Солнышко»

1.Хамидуллин Марсель.- презентация, биография

2.Садыкова Виолетта.- история написания повести «Детство Никиты»

3.Чтение по ролям отрывка из повести «Детство Никиты»-« Последний вечер»

3.Набиев Влад.- библиография(работа с выставкой книг)

Итак, мы узнали о писателе…( Алексее Николаевиче Толстом) , о главном герое повести… (« Детство Никиты» Никите)

Самооценка.

-А с творчеством этого писателя мы ещё не знакомились на страницах учебника.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Детская презентация»

Группа «Улыбка»

1.Узкова Арина, Кременец Евгения, Шураков Евгений, Давлетшина Алина, Кочкин Алексей- презентация.

2. Ускова Арина.- краткое содержание повести «Детство Тёмы»

3. Кочкин Алексей.- об отце

4. Сантимиров Данил.- библиография

5.Шураков Евгений, Кременец Евгения, Кочкин Алексей, Ускова Арина, Давлетшина Алина- пересказ рассказа «Тёма и Жучка»

6.Обсуждение рассказа «Тёма и Жучка» по вопросам:

-В какое время суток происходит действие рассказа?(ночью. на рассвете)

-Какие чувства испытал Тема после сообщения няни?(ужас)

-Почему так спешил к колодцу?(Жучка уже сутки сидела в колодце и могла погибнуть)

-Почему план Темы «потерпел непредвиденное фиаско»? Что ему пришлось предпринять?(Увидев спасательную петлю, Жучка сделала попытку схватиться за неё лапами. Этого прикосновения было достаточно, чтобы петля бесполезно соскочила, а Жучка, потеряв равновесие, свалилась в грязь.)

-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?(Она погибла бы.)

-Как вы считаете, смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх? Можно ли Тему назвать смелым?( Смелый – это тот, кто может побороть свой страх)

  • ( -«с ужасом вслушивался в слова няни»

  • -«опять вздрогнул»

  • -«содрогнулся»

  • -«в его душу закрадывается страх»

  • -«сердце его сжимается тоской»

  • -«страх охватывает его»)

-Можно ли Тему назвать героем?(Да)

-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

-О чем тебе хотелось бы спросить Тему, когда он поправится?

Выводы из прочитанного рассказа: Животным трудно выбираться из опасной ситуации – они надеятся на доброту и отзывчивость своих хозяев.

Итак, мы узнали о писателе …( Николае Георгиевич Гарин-Михайловской), о главном герое повести(«Детство Тёмы» Тёме)

Самооценка

-Что общего во всех этих произведениях?

(Это автобиографические повести, в них есть правда и есть вымысел)

9.Физминутка. (Слайд)

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Всем улыбки подарили.

10.Анализ произведений.

-Вы заметили, что все герои произведений очень любили читать? Книги для них имели большое значение.

Дети нашего времени тоже любят читать. Для многих детей, особенно маленьких, книга начинается с картинок, которые непременно заинтересуют, и захочется прочитать книгу. Мне хочется, чтобы у вас тоже возникло такое желание.

-Перед вами рисунки к книгам, с которыми мы сегодня познакомились. Узнайте, что за эпизод изображён и из какой книги. (Слайд – картинки к книгам)

1.Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Страшно ли было Тёме? (ДА, но он поборол свой страх, он –смелый мальчик)

2.С.Т.Аксаков. Семейный вечер

3.Л.Н.Толстой. Николенька обиделся на учителя. Анализ своих поступков.

4.А.Н.Толстой. Скворчонок Желтухин. Любовь к животным.

-Посмотрите, какая природа окружала в детстве будущих писателей.(Слайд- 9-17фото пейзажей)

Как можно не любить такую красоту! Ведь любить природу, значит- любить Родину.(Слайд 18)

11.Работа с пословицами.

-Можем ли мы сказать, что писатели делятся с нами самыми сокровенными переживаниями? (ДА)

-А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (С мамой.)

-Для каждого из нас мама- самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что: (Слайд- 19 пословицы о маме)

При солнышке тепло, а при матери …добро.

Нет друга лучше, чем …родная матушка.

Птица рада весне, а младенец …матери.

-Мне хочется, чтобы вы любили своих мам также, как и герои наших произведений, и как можно меньше расстраивали их своими проступками.

-На протяжении многих лет произведения этих писателей с удовольствием читают и взрослые и дети.

-Что на ваш взгляд помогло им стать такими интересными, талантливыми людьми?

(Семья, добрые, заботливые отношения, мама, любовь к близким и окружавшим их людей, природа, животные, друзья, книги, учёба. Всё это повлияло на воспитание мальчиков, на формирование положительных черт их характеров.)

12.Вывод.

Чтобы вырасти хорошим человеком нужно:

— много читать

-быть добрым внимательным, чутким, отзывчивым человеком

-любить природу

-стремиться стать ещё лучше, для этого обдумывать свои поступки

Детство- ответственная пора в жизни каждого человека.

Всегда можно исправиться, если этого захочешь.

13. Итог.

-Наш урок подходит к концу. Выполнили мы поставленные перед собой задачи? ( Да, мы узнали о писателях и их детстве из книг и рассказов детей).

-Был ли полезен нам урок? Где и как пригодятся эти знания?

(На уроках чтения, истории, географии, рисования, в жизни расскажем тем, кто этого не знает).

14.Домашнее задание.(Слайд 20)

-Многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. Список автобиографических книг можно продолжить: М. Горький «Детство», А. Гайдар «Школа», И. Бунин «Детство».

Дома вы продолжите чтение автобиографических произведений.

15.Рефлексия.(Слайд 21)

-Мне очень хотелось бы узнать, с какими впечатлениями вы уйдете с урока. Выберите ту строку, которая созвучна вашему настроению и продолжите предложение:

На уроке я узнал…

После урока мне хотелось бы…

-Спасибо всем, кто принимал участие в нашей творческой работе. Оценки за урок вы поставили себе сами.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами писателя Михаила Шолохова(Слайд 22): «Любите книгу всей душой, она не только ваш лучший друг, но и верный спутник.»

16.Урок закончен.(Слайд 23)

multiurok.ru

«Писатели о себе (автобиографические книги).»

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Тема: «Писатели о себе (автобиографические книги).

Цель: ввести в круг детского чтения произведения автобиографического характера.

Задачи:

  1. Образовательные:

-познакомить с биографией писателей и кратким содержанием их произведений,

— формировать умение учащихся анализировать художественные произведения.

2. Развивающие:

-способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся (умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям),

-развивать связную монологическую речь учащихся,

-развивать умение работать в коллективе.

3.Воспитательные:

-способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи,

-убедить учащихся на примере произведений писателей классиков, что детство – ответственный возраст человеческой жизни.

Основные характеристики урока:

Тип урока: урок обобщения изученного.

Форма проведения: урок- отчет по итогам исследовательской работы о писателе и самостоятельного чтения его произведения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы обучения:

  1. Организации и осуществления учебно — познавательной деятельности учащихся:

а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),

б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации),

2. Стимулирования и мотивации учащихся:

а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка),

б) познавательные (знакомство с новым произведением),

в) волевые (предъявление учебных требований),

г) социальные (демонстрация работы учащихся).

3. Контроля и самоконтроля:

а) самооценивание,

б) рефлексия

Ключевые компетенции младших школьников:

Личностные УУД

-эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений,

-представление об оценке литературного героя по его поступкам,

-первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Регулятивные УУД

-принимать алгоритм выполнения учебной задачи,

— работать с книгой,

-воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения,

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

— осознавать роль названия произведения.

Коммуникативные УУД

-слушать чтение,

-фиксировать тему и ключевые слова произведения,

-отвечать на вопросы по содержанию текста.

Предметные УУД

-находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, формулировать несложные выводы,

-сравнивать иллюстрации и содержание произведений,

-пользоваться понятиями: портрет героя.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку учителя, детские презентации о писателе и его творчестве, выставка книг, рисунки отдельных эпизодов из книг, смайлики для самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент

Занимаем свои места. Садитесь поудобнее, правильно.

Начинаем урок внеклассного чтения. Наш урок пройдёт в сельской библиотеке.(Слайд 1)

2.Актуализация знаний.

-Что дают нам уроки внеклассного чтения и почему для нас эти уроки важны?

(Мы знакомимся с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями, учимся общаться друг с другом и другими людьми, развиваем речь, повышаем словарный запас, узнаем новые слова).

3.Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы совершим новые читательские открытия.

Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других

-Давайте вспомним, что такое эпиграф?

(Цитата, строки из произведения, созвучные теме урока).

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд 2).

И детства милые виденья

В усталом, томном вдохновении,

Волнуясь лёгкою толпой,

Несутся над моей главой!…

А.С.Пушкин.

-О чём говорит нам эпиграф?

(А.С.Пушкин вспоминает эпизоды из своего детства, ему нравятся воспоминания, ему приятно вспоминать о детстве).

-Значит, на уроке мы будем говорить о воспоминаниях.

4. Работа с выставкой книг.

-Посмотрите на выставку книг к уроку.

-Произведения каких писателей вы видите? Назовите фамилии.

(А.Н.Толстой, Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков, Н.Г.Гарин-Михайловский).

-Что объединяет всех этих писателей?

(Они все писали о детстве).

-Из чего мы делаем такой вывод?

(Из названий, во всех названиях есть слово «детство»).

5. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Писатели о себе (автобиографические книги)». (Слайд 3).

6. Словарная работа.(Слайд 4)

-Объясните значение слов.

Биография- описание чьей-то жизни.

Библиография- перечень книг по какому-то вопросу.

Автобиография- описание своей жизни.

Автобиографические книги- художественные произведения, в которых кроме достоверных фактов из жизни писателя есть вымысел, чувства, мысли, переживания автора.

7.Определяем главную задачу урока.

(Больше узнать о самих писателях, о их детстве, о их внутреннем мире, как они росли, как формировался их характер, какие поступки совершали, что им нравилось в детстве).

8.Отчёт групп.

-Итак, тема известна, задача поставлена, начинаем работу. Нас 4 группы. Каждая группа к уроку провела небольшое исследование о жизни писателя и его творчестве, и сегодня вы сами будете знакомить нас с интересными открытиями.

-Угадайте, о каком из писателей пойдет речь.

Николай Александрович с Игорем и Олей побывали у него в усадьбе, когда совершали второй полёт во времени, будущему писателю тогда было 7 лет. Нас интересовала детская литература того времени.

Сергей Тимофеевич Аксаков. (Детская презентация).

Группа «Сердечко»

1.Гунко Сергей.- презентация, биография (презентация)

2.Ялаев Сергей.- история написания повести «Детские годы Багрова- внука»

3.Понамарёва Елена.- краткое содержание повести «Детские годы Багрова- внука»

4.Камловва Кристина.- библиография (работа с выставкой книг)

— Итак, мы узнали о писателе…(о Сергее Тимофеевиче Аксакове) , о главном герое повести…(«Детские годы Багрова- внука» Сергее)

-Оцените свою работу и степень участия в работе группы.(смайлики)

-А в усадьбе этого писателя мы с вами тоже бывали в гостях, называется она «Ясная…(поляна

Лев Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Звёздочка»

1.Камалов Аскар.- презентация, биография

2.Галиуллина Наталья.- история написания повести «Детство»

3.Габидова Нинель- краткое содержание повести «Детство»

4.Мухадиева Кристина.- библиография (работа с выставкой книг)

-Итак, мы узнали о писателе …( Льве Николаевиче Толстом), о главном герое повести…(«Детство» Николеньке)

Самооценка.

-С этим писателем мы тоже немного знакомы, он написал для детей очень хорошую сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Алексей Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Солнышко»

1.Хамидуллин Марсель.- презентация, биография

2.Садыкова Виолетта.- история написания повести «Детство Никиты»

3.Чтение по ролям отрывка из повести «Детство Никиты»-« Последний вечер»

3.Набиев Влад.- библиография(работа с выставкой книг)

Итак, мы узнали о писателе…( Алексее Николаевиче Толстом) , о главном герое повести… (« Детство Никиты» Никите)

Самооценка.

-А с творчеством этого писателя мы ещё не знакомились на страницах учебника.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Детская презентация»

Группа «Улыбка»

1.Узкова Арина, Кременец Евгения, Шураков Евгений, Давлетшина Алина, Кочкин Алексей- презентация.

2. Ускова Арина.- краткое содержание повести «Детство Тёмы»

3. Кочкин Алексей.- об отце

4. Сантимиров Данил.- библиография

5.Шураков Евгений, Кременец Евгения, Кочкин Алексей, Ускова Арина, Давлетшина Алина- пересказ рассказа «Тёма и Жучка»

6.Обсуждение рассказа «Тёма и Жучка» по вопросам:

-В какое время суток происходит действие рассказа?(ночью. на рассвете)

-Какие чувства испытал Тема после сообщения няни?(ужас)

-Почему так спешил к колодцу?(Жучка уже сутки сидела в колодце и могла погибнуть)

-Почему план Темы «потерпел непредвиденное фиаско»? Что ему пришлось предпринять?(Увидев спасательную петлю, Жучка сделала попытку схватиться за неё лапами. Этого прикосновения было достаточно, чтобы петля бесполезно соскочила, а Жучка, потеряв равновесие, свалилась в грязь.)

-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?(Она погибла бы.)

-Как вы считаете, смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх? Можно ли Тему назвать смелым?( Смелый – это тот, кто может побороть свой страх)

  • ( -«с ужасом вслушивался в слова няни»

  • -«опять вздрогнул»

  • -«содрогнулся»

  • -«в его душу закрадывается страх»

  • -«сердце его сжимается тоской»

  • -«страх охватывает его»)

-Можно ли Тему назвать героем?(Да)

-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

-О чем тебе хотелось бы спросить Тему, когда он поправится?

Выводы из прочитанного рассказа: Животным трудно выбираться из опасной ситуации – они надеятся на доброту и отзывчивость своих хозяев.

Итак, мы узнали о писателе …( Николае Георгиевич Гарин-Михайловской), о главном герое повести(«Детство Тёмы» Тёме)

Самооценка

-Что общего во всех этих произведениях?

(Это автобиографические повести, в них есть правда и есть вымысел)

9.Физминутка. (Слайд)

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Всем улыбки подарили.

10.Анализ произведений.

-Вы заметили, что все герои произведений очень любили читать? Книги для них имели большое значение.

Дети нашего времени тоже любят читать. Для многих детей, особенно маленьких, книга начинается с картинок, которые непременно заинтересуют, и захочется прочитать книгу. Мне хочется, чтобы у вас тоже возникло такое желание.

-Перед вами рисунки к книгам, с которыми мы сегодня познакомились. Узнайте, что за эпизод изображён и из какой книги. (Слайд – картинки к книгам)

1.Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Страшно ли было Тёме? (ДА, но он поборол свой страх, он –смелый мальчик)

2.С.Т.Аксаков. Семейный вечер

3.Л.Н.Толстой. Николенька обиделся на учителя. Анализ своих поступков.

4.А.Н.Толстой. Скворчонок Желтухин. Любовь к животным.

-Посмотрите, какая природа окружала в детстве будущих писателей.(Слайд- 9-17фото пейзажей)

Как можно не любить такую красоту! Ведь любить природу, значит- любить Родину.(Слайд 18)

11.Работа с пословицами.

-Можем ли мы сказать, что писатели делятся с нами самыми сокровенными переживаниями? (ДА)

-А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (С мамой.)

-Для каждого из нас мама- самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что: (Слайд- 19 пословицы о маме)

При солнышке тепло, а при матери …добро.

Нет друга лучше, чем …родная матушка.

Птица рада весне, а младенец …матери.

-Мне хочется, чтобы вы любили своих мам также, как и герои наших произведений, и как можно меньше расстраивали их своими проступками.

-На протяжении многих лет произведения этих писателей с удовольствием читают и взрослые и дети.

-Что на ваш взгляд помогло им стать такими интересными, талантливыми людьми?

(Семья, добрые, заботливые отношения, мама, любовь к близким и окружавшим их людей, природа, животные, друзья, книги, учёба. Всё это повлияло на воспитание мальчиков, на формирование положительных черт их характеров.)

12.Вывод.

Чтобы вырасти хорошим человеком нужно:

— много читать

-быть добрым внимательным, чутким, отзывчивым человеком

-любить природу

-стремиться стать ещё лучше, для этого обдумывать свои поступки

Детство- ответственная пора в жизни каждого человека.

Всегда можно исправиться, если этого захочешь.

13. Итог.

-Наш урок подходит к концу. Выполнили мы поставленные перед собой задачи? ( Да, мы узнали о писателях и их детстве из книг и рассказов детей).

-Был ли полезен нам урок? Где и как пригодятся эти знания?

(На уроках чтения, истории, географии, рисования, в жизни расскажем тем, кто этого не знает).

14.Домашнее задание.(Слайд 20)

-Многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. Список автобиографических книг можно продолжить: М. Горький «Детство», А. Гайдар «Школа», И. Бунин «Детство».

Дома вы продолжите чтение автобиографических произведений.

15.Рефлексия.(Слайд 21)

-Мне очень хотелось бы узнать, с какими впечатлениями вы уйдете с урока. Выберите ту строку, которая созвучна вашему настроению и продолжите предложение:

На уроке я узнал…

После урока мне хотелось бы…

-Спасибо всем, кто принимал участие в нашей творческой работе. Оценки за урок вы поставили себе сами.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами писателя Михаила Шолохова(Слайд 22): «Любите книгу всей душой, она не только ваш лучший друг, но и верный спутник.»

16.Урок закончен.(Слайд 23)

multiurok.ru

Урок внеклассного чтения «О книге, о чтении» (4 класс)

Урок внеклассного чтения

Тема: «О книгах о чтении»

Цели и задачи урока:

  • формирование представления о книге как о средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций народа;

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • расширение читательского кругозора, повышение престижа чтения;

  • развитие умения пользоваться библиотекой, ориентироваться в мире печатной продукции;

  • воспитание любви к книге и потребности в чтении, формирование индивидуальных читательских интересов;

  • воспитание гражданственности и патриотизма.

Оборудование: презентация; плакаты о книге, о чтении; выставка книг; дидактический материал «О книге, о чтении» для работы индивидуально, в парах, группах; музыкальный видеоролик «Гимн читателей».

Форма проведения «Устный журнал»

I. Организационный момент. Мотивация. (Слайд 1.)

1.Приветствие. Название презентации «О книгах, о чтении».

— Как понимаете? Что предполагаете узнать?

2.Работа с эпиграфом. Определение темы и задач урока. (Слайд 2)

«Книга – это великое чудо изо всех чудес

на свете  сотворённое человеком».

Максим Горький

Диалог «Учитель – дети»

Учитель:

– Что значит для нас книга?

Дети:

– Книга – это одно из чудес, созданных человечеством. Из книги мы узнаём о прошлом и настоящем, она ведёт нас в интересное путешествие по стране знаний, рассказывает об окружающем мире, о родном крае…

–Да, книга – чудо!

Потому, что с ней повсюду

Путешествовать, возможно,

С ней спокойно и надежно.

Книга — это клад бесценный,

Уникальный, современный.

Пообщаешься лишь с ней –

Умнее станешь и взрослей.

Учитель: Мы узнаем на уроке ещё много интересного о книге, о чтении; создади вместе с вами устный журнал «Читай, Умей! Живи ярко!»

II. Основная часть. Работа по теме урока.

Страница 1. «Народная мудрость»

  1. Как понимаете пословицы? (обсуждение в группах)

Испокон века книга растит человека.

Книга – окошко в мир.

Книгу читаешь – на крыльях летаешь.

Вывод. Чтение книг не только полезное занятие, но ещё и очень интересное!

  1. Игра «Продолжи пословицу»

С книгой поведёшься –… (ума наберёшься) Золото добывают из земли, – … (а знания из книг)

Кто много читает, – … (тот много знает)

Хорошая книга – … (лучший друг)

  1. Вывод. (Слайд 3)

Всё, что создано умом,

Всё, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится. (Ю. Ванас)

Страница 2.«Историческая»

  1. Блиц-викторина «О книге, о чтении» (Слайд 4)

— Из чего были сделаны первые книги?  (камень, глина, шёлк, пергамент)

— Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

— Кто писал первые древнерусские книги? (Летописцы. Самый известный Нестор — Летописец).

— Как называлась первая печатная книга на Руси? («Апостол»)

— Кто является создателем первой печатной книги на Руси? (Иван Фёдоров)

— Кто основатель первой древнерусской библиотеки? (Ярослав Мудрый)

Страница 3. «Афоризмы о книге, о чтении»

Задание «Читаем. Думаем. Рассуждаем» (Работа в парах, используя материалы «О книге, о чтении»)

  • Определите главную мысль высказывания А.И. Герцена.

  • Кто назвал чтение лучшим учением?

  • Почему Л.Н. Толстой считает общение с мудрейшими людьми мира

  • драгоценным?

  • Что означают слова «подняться над самим собой» в высказывании А.Моруа?

  • Какое настроение у автора афоризма о пребывании его в библиотеке?

Раздаточный материал для работы:

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

А.И. Герцен

Вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник.

П.А. Павленко

«Чтение – вот лучшее учение!»

А.С.Пушкин

Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира.

Л.Н. Толстой

Книга даёт человеку возможность подняться над самим собой.

Андре Моруа

Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – уже счастье. Чарльз Лэм

Страница 4. «Библиотека»

  1. Загадка.

Стоит снаружи дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

Там книги интересные

Стоят рядами тесными.  (Библиотека.) (Слайд 5)

  1. Игра «Ассоциация» (на слайде портреты писателей и поэтов. Назвать их и произведения, которые они написали) (Слайд 6.)

  2. Игровой момент «Письмо от Мудрой Совы» (Слайд 7)

4.Поэтическая минутка

Книга всё тебе расскажет,

Книга всё тебе покажет!

Почему садится солнце,

Где прибой о берег бьётся,

Где тепло, а где мороз

Листья все смахнул с берёз.

Если книгу прочитаешь,

Знаний множество получишь,

Лучше Родину узнаешь

И сильней её полюбишь. (В.Силс)

Страница 5. «Наши любимые книжки» (Слайд 8)

1.Выставка детских книг.

2. Презентация некоторых из них по алгоритму-пирамиде. (Приложение)

III. Заключительная часть. Итог урока.

1.Технология «Синквейн»

Книга
Интересная, познавательная.
Учит, развивает, воспитывает.
Книга — источник знаний, друг взрослых и детей.
Мудрость (информация, друг, радость…)

Учитель: Все странички нашего устного журнала мы объединяем и у нас получается настоящий журнал!

  1. Звучит песня «Гимн читателей» (видеоролик)

Приложение

1. Алгоритм-пирамида для презентации книги

1. Имя героя истории (человек, животное, растение, предмет).

2. Два слова, описывающие героя.

3. Три слова, описывающие место события.

4. Четыре слова с описанием проблемы (что произошло).

5. Пять слов о первом событии.

6. Шесть слов о втором событии.

7. Семь слов о развязке.

infourok.ru

Список литературы по внеклассному чтению в 4 классе

в 4 классе.

Автор

Произведения

1.

Осетров Е.

Ян В.

Паль В.

У истоков русской детской литературы. Книги о книгах.

Сказ о друкаре Иване и его книгах.

Никита и Микитка.

Человек придумал книгу.

2.

Толстой Л.Н.

Толстой А.Н.

Гарин-Михайловский Н.

Аксаков С.

Писатели о себе

Детство.

Детство Никиты.

Детство Тёмы.

Детские годы Багрова-внука.

3.

Алексеев С.

Кончаловская Н.

Голицин С.

Шторм Г.

Становление Руси.

История крепостного мальчика. Суровый век. Грозный век.

Наша древняя столица.

Бел-горюч камень.

На поле Куликовом.

4.

Алексеев С.

Гордин Я.

Асанов А.

Дорофеев А.

Пушкарёва Н.

Тихомиров О.

Прохватилов В.

Надеждина Н.

Полководцы России. Сборники «Защитники земли русской», С.Радонежский, Д.Донской.

Рассказы о Суворове.

Полтавская битва.

Чесма.

Ключи от моря. Корабельная роща.

Евпраксия Рязанская.

Александр Невский.

Гангутский бой.

Недаром помнит вся Россия.

5.

Одоевский В.

Пушкин А.

Жуковский В.

Лермонтов М.

Литературные сказки писателей.

Городок в табакерке.

Сказка о попе и работнике его Балде.

Сказка о царе Берендее.

Ашик-Кериб.

6.

Думин С.

Черненко Г.

Матвеева Е.

Творцы России.

Волшебные часы.

На пользу и славу Отечеству. Творцы наук Российских.

Фарфоровых дел мастера.

7.

Мамин-Сибиряк Д.

Григорович Д.

Короленко В.

Андреев Л.

Чехов А.

Гарин-Михайловский Н.

Мир детства на страницах книг писателей

XIXXX вв.

Богач и Ерёмка.

Гуттаперчивый мальчик.

В дурном обществе.

Петька на даче.

Детвора.

Гимназисты.

8.

Велтистов Е.

Электроник – мальчик из чемодана. Миллион и один день каникул.

9.

Линдгрен А.

Пеппи Длинный чулок.

Три повести о Малыше и Карлсоне.

Мадикен и Пимс.

Рони – дочь разбойника.

10.

Сотник Ю.

Медведев В.

Архимед Вовки Грушина. Невиданная птица.

Баранкин, будь человеком.

11.

Булычев К.

Повести

12.

Книги-путешествия В.Арсеньева, А.Чумаченко, И.Папанина, Г.Снегирёва, Н.Сладкова.

13.

Некрасов А.

Распе Э.

Свифт Д.

Приключения капитана Врунгеля.

Приключения барона Мюнхаузена.

Путешествия Гулливера.

14.

Треверс П.

Барри Дж.

Мери Поппинс.

Питер Пэн.

15.

Верн Ж.

Кервуд Дж.

Пятнадцатилетний капитан. Дети капитана Гранта.

Бродяги Севера

refdb.ru

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Тема:  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Цели: расширить знакомство с классической литературой; увлечь чтением литературных сказок; обобщить знания детей по изученному разделу; учить работать сообща; развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся; формировать и развивать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к близким людям.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, карточки с заданиями.

Предварительная подготовка: учащиеся читают сказки любимых писателей; класс делится, например, на 5 групп по читательским интересам; каждая группа выбирает писателя, творчество которого она будет представлять на уроке; учитель готовит к уроку загадки, вопросы литературной викторины.

Ход урока 1

I. Организационный момент

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий

В мир жизни реальной,

Мир науки и знаний.

Книги учат детей

Всем премудростям жизни —

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

Сегодня мы отправимся в путешествие «По дорогам сказки». Вы покажете и расскажете, чему научились за это время. Итак, в путь, друзья! Нашей обычной выставки книг к уроку нет, мы будем ее составлять в ходе путешествия.

II. Работа по теме урока

1. Отчеты команд

(Каждая команда рассказывает классу о прочитанных книгах и их авторах, знакомит с избранной сказкой и загадывает загадки по прочитанному. Учащиеся могут сопроводить свое выступление электронной презентацией. Во время выступления на доску вывешивают иллюстрации к сказкам, на полочки ставят книги. К концу урока оформляется выставка книг.)

Пример выступления команды

Ученики. Мы выбрали сказку про Ивана и его приключения: «как в сусеки он попал, как перо свое проспал, как хитро поймал Жар-птицу, как похитил Царь-девицу, как он ездил за кольцом, как был на небе послом, как он в солнцевом селенье киту выпросил прощенье, как, к числу других затей, спас он тридцать кораблей, как в котлах он не сварился, как красавцем учинился, словом: наша речь о том, как он сделался царем».

—  Какая это сказка? (Сказка «Конек-Горбунок». Написал ее Петр Павлович Ершов.)

Вот портрет этого писателя. Он жил очень давно. Его знал А.С. Пушкин, которому очень нравилась сказка «Конек-Горбунок».

—  Сейчас мы вам прочитаем отрывок из этой сказки. Только внимательно посмотрите на эту картинку. (Учащиеся показывают рисунок, изображающий встречу Ивана с Месяцем Месяцовичем, затем в лицах читают соответствующий отрывок из сказки.)

—  Ответьте на наши вопросы: как звали царицу, про которую рассказывает Иванушка? (Царь-девица.)

—  В какой сказке Пушкина герой тоже разговаривает с месяцем? (Королевич Елисей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».)

А вот три разных издания сказки Ершова «Конек-Горбунок», которые мы нашли, и карточки для классной картотеки.

2. Литературная викторина «Красная, синяя, черная»

Учитель. Дополните названия произведений.

1. Сказка Ш. Перро «Красная…». (Шапочка.)

2. Сказка Ш. Перро «Синяя…». (Борода.)

3. Сказка М. Метерлинка «Синяя…». (Птица.)

4. Рассказ В. Осеевой «Синие…». (Листья.)

5. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная…». (Курица.)

6. Рассказ А. Куприна «Белый…». (Пудель.)

7. Сказочная повесть А. Волкова «Желтый…». (Туман.)

8. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая…». (Шейка.)

9. Рассказ В. Бианки «Оранжевое…». (Горлышко.)

3. Конкурс «Так все начиналось»

—  Перед вами начальные строчки известнейших сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

1. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие». (И. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».)

2. «Жил-был в норе под землей хоббит». (Док. P.P. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».)

3. «В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки Костылькова. Волька чихнул и проснулся». (Л. Лагин. «Старик Хоттабыч».)

4. «В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду — мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого». (С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».)

5. «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

6. «Жил-был… «Король!» — немедленно воскликнут мои маленькие читатели. Нет, дети, вы не угадали. Жил-был кусок дерева». (К. Коллоди. «Приключения Пиноккио».)

7. «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха, почесался, зевнул и расправил онемевшие лапы одну за другой, прогоняя сон». (Р. Киплинг. «Маугли».)

—  А сейчас ответьте на вопросы.

1. Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)

2. Как звали трех былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

3. Что было нарисовано на холсте в каморке у папы Карло? (Очаг.)

4. Хитрющий слуга Маркиза Карабаса. (Кот.)

5. Кому приходилось изображать «привидение с мотором, ужасное, но симпатичное»? (Карлсону.)

6. Главный герой этой сказки был хорошим другом Вишенки и Редисочки. Вспомните, как его зовут. (Чиполлино.)

7. Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (Щука.)

8. Как называется русская народная сказка, главный герой которой — хлебобулочное изделие? («Колобок».)

9. Где сидел наказанный Буратино до тех пор, пока не совершил побег в Страну дураков, поддавшись на уговоры летучей мыши? (В чулане.)

10. В чем медведь тащил Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)

11. Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не может? («Морозко».)

12. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка.)

13. От кого звонил слон Корнею Чуковскому ?(От верблюда.)

14. «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, — не знают ли кого?..» Откуда эти строки? (Сказ П. Бажова «Серебряное копытце».)

15. Какое «удобрение» в десять раз увеличивает урожайность на Поле чудес в Стране дураков? (Соль.)  ?

4. Конкурс «Изобразим героя»

—  И последнее задание. Каждой команде нужно нарисовать по одному выдуманному герою. В этом герое должно быть собрано как можно больше элементов известных сказочных героев. Например, хвост Русалочки, гребень Петуха, меч богатыря и т. д. И обязательно назовите его.

(Ученики рисуют, затем представляют собой работы на выставке, называя «сборные» элементы.)

III. Подведение итогов урока

(Награждение победителей.)

nsportal.ru

Книга по чтению (4 класс) на тему: Внеклассное чтение на 4 класс

Урок 8.

Тема раздела: Любимые книги 

Тема: Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения)

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

 

Рекомендуем учителю обратиться на этом уроке к текстам, ранее включённым в 1-й раздел учебника «В океане света», например, Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко» и др.

Кроме того, можно обратиться к книгам, прочитанным летом, или посвятить урок повести Е. Велтистова «Приключения Электроника», если большинство детей выразили желание прочесть эту книгу целиком.

Если проводится урок по итогам самостоятельного домашнего чтения, возможны следующие этапы:

Урок 19.

Тема раздела: У истоков русской детской литературы.

Тема: Книги о книгах.

Цель этого урока внеклассного чтения – помочь учащимся совершить экскурс в историю появления книг, в мир книги, в историю мирового книгопечатания.

Для внеклассного чтения рекомендуется использовать книги:

1. Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах».

2. Е. Осетров «Золотой ключ. Этюды о книгах и книжниках».

3. Р. Паль «Человек придумал книгу».

4. В. Ян «Никита и Микитка».

5. П. Утевская «Слов драгоценные клады».

6. А. Глухов «Из глубин веков: очерки о древних библиотеках».

7. А. Глухов «Книги, пронизывающие века».

8. С. Львов «Книга о книгах».

9. Н. Внуков «Путешествие не кончается».

Урок 28.

Тема раздела: У истоков русской детской литературы.

Внеклассное чтение.

Тема: Писатели о себе (автобиографические книги) 

Цели:

• расширить представление учащихся об автобиографической литературе;

• показать место книги в детстве писателей, её роль в становлении личности.

Для внеклассного чтения рекомендуются книги:

1. Л.Н. Толстой «Детство».

2. А.Н. Толстой «Детство Никиты».

3. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

4. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

5. М. Горький «Детство»

Урок 43.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается…

Тема: Внеклассное чтение.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Урок 50.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается…

Внеклассное чтение.

Тема: На выбор учителя предлагаются две темы урока внеклассного чтения:

1. Литературные сказки писателей XIX века.

2. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем.

Цели:

• расширить представление учащихся об автобиографической литературе;

• показать место книги в детстве писателей, её роль в становлении личности.

В случае выбора первой темы рекомендуем учащимся найти и прочитать одну из следующих книг:

а) В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»;

б) М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»;

в) С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»;

г) А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»;

д) В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее»;

е) В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе»;

ё) В.И. Даль «Сказка о Иване молодом сержанте».

Литературное чтение

Урок 71–72.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается…

Тема: Внеклассное чтение.

Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

Чеховские мальчики

Структуру урока внеклассного чтения, посвящённого чтению и обсуждению одного текста, см. в материалах к уроку 43.

Урок 79.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики XIX–XX веков.

Рекомендованный список литературы:

1. Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник».

2. Л. Андреев «Петька на даче».

3. А. Куприн «Белый пудель».

4. Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».

5. А. Чехов «Детвора», «Каштанка».

6. К. Станюкович «Максимка».

7. В. Короленко «В дурном обществе».

8. Д. Гарин-Михайловский «Гимназисты».

Домашнее задание.

Прочитать книги Г. Остера, Э. Успенского, Л. Петрушевской, Е. Чеповецкого (по выбору учащихся).

Урок 85.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Внеклассное чтение.

Тема: Современные чудаки

Список рекомендованных к уроку книг:

Э. Успенский. «Про Веру и Анфису», «Страшные истории: Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы» и др.

Г. Остер. Рассказы («Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета» и др.), «Вредные советы» и др.

Л. Петрушевская. «Все непонятливые» и др.

Е. Чеповецкий. «Непоседа, Мякиш и Нетак» и др.

Домашнее задание.

Подготовить рассказ об одном из современных детских журналов (план рассказа – см. урок 23 в тетради).

Урок 98.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах).

Материалом для урока могут быть рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах.

Кроме чтения дополнительных глав из книг Б. Галанова и С. Сивоконя, могут быть рекомендованы отрывки из повести К. Паустовского «Золотая роза» (глава об Андерсене «Ночной дилижанс», фрагменты главы «Давно задуманная книга», «Маленькая роза в петлице» (Юрий Олеша), «Михаил Пришвин», начало главы «Как будто пустяки» – о том, как работал Гайдар) и др. Интересной будет и работа, посвящённая иллюстраторам книг: Ив. Билибину, В. Конашевичу, Т. Мавриной.

Это художники, которых давно уже называют соавторами книг.

Домашнее задание.

К следующему уроку внеклассного чтения читать юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Сотника.

В. Драгунский «Денискины рассказы».

Ю. Сотник «»Архимед» Вовки Грушина» («Маска», «Как я был самостоятельным» и др. рассказы).

Н. Носов «Рассказы».

Урок 114.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Внеклассное чтение.

Тема: «Не про меня ли это?» Весёлые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой, О. Кургузова и др.

Начать урок можно с чтения наизусть сатирических портретов, созданных А. Барто.

На уроке читаются и обсуждаются стихи и рассказы современных авторов В. Голявкина («Никакой я горчицы не ел» и другие рассказы), О. Кургузова («День рожденье вверх ногами» и другие рассказы), И. Пивоваровой (стихи, «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса» и другие).

Книги для этого урока внеклассного чтения должны быть написаны современными авторами и быть в первую очередь весёлыми, наполненными юмором.

Урок 121.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Внеклассное чтение.

           Любимые стихи

При подготовке к уроку ребята не ограничиваются определённым списком, тематикой стихов, временной соотнесённостью автора и пр.

На выбор им предлагается всё разнообразие поэтов, с которыми они познакомились на уроках литературного чтения в 1–4-м классах и во время самостоятельного чтения.

Главное на уроке – читать не просто стихи, а любимые стихи, иметь представление об их авторе, уметь читать стихи.

Домашнее задание к итоговому уроку-отчёту: самостоятельная работа ребят по плану (под руководством учителя).

1. Подумай, что и о чём ты любишь читать. (Сказки, стихи, рассказы о природе, рассказы о детях и т.д.)

2. Найди товарищей по интересам. Сформулируйте тему (например, стихи о природе).

3. Вместе составьте список прочитанных вами за 4 года книг на выбранную тему.

4. Оформите свой список рисунками.

5. Подготовьте инсценировку (ролевое чтение, хоровое чтение, пантомиму и т.д.) по одному из произведений.

К следующему уроку: задание I.1–6 в тетради (урок 122).

nsportal.ru

Советы родителю

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о