Как учиться легко и с удовольствием – Как получать удовольствие от учебы: мои 6 основных правил

Как получать удовольствие от учебы: мои 6 основных правил

Может ли учеба приносить удовольствие? Многие из нас воспринимают этот процесс как нечто вынужденное, что нужно просто выдержать и пережить. Более того, с годами заставить себя «нырнуть» в новые знания становится все сложнее. Но только не для меня. Я безумно люблю учиться. И знаю, как этот процесс можно превратить в приятное времяпрепровождение и достичь результата.

В этом посте вы не найдете универсальное правило «как выучить китайский язык и ничего не делать», я лишь хочу поделиться основными моментами из собственного опыта, которые помогут организовать процесс самообразования более комфортно.

 «Идеальный мир»

Если обстановка не располагает к концентрации внимания или чем-то «напрягает», потраченное время на учебу будет именно потраченным. Неуютная комната, недостаток света, свежего воздуха или свободного пространства – лично на меня эти факторы оказывают огромное воздействие. Поэтому, перед началом каких-либо занятий, я берусь за организацию своего «идеального мира», создавая ту обстановку, в которой мне комфортно заниматься любимыми делами, включая удобную одежду, определенное место и предметы в комнате, подушку, особенную кружку с водой или чаем и парой свежих фруктов. В теплое время года могу перебраться на балкон или в сад на даче у родителей. Здесь границ нет. Когда «мой мир» готов, можно приступать к учебе.

Свой темп

Не зря кто-то предпочитает спринтерский бег, а кто-то с удовольствием участвует в марафонах. Эти подходы работают не только в спорте, но и в процессе обучения. В самом начале очень важно определить формат, в котором вам лучше всего трудиться, и выработать собственный темп.

  1. Предпочитаете делать все быстро, но недолгое время? Отлично! В таком случае вам подойдет формат коротких занятий, во время которых вы будете активно продвигаться по своему плану и делать небольшие перерывы между. Принцип простой – 15-20 минут занятий, 5-10 минут перерыва. В перерывы можно отвлечься на что-то другое, например, сделать зарядку, полить цветы, перекусить или выйти на улицу.
  2. Тем же, кто предпочитает «нырнуть» в тему и «покопаться» в деталях, придутся по душе более продолжительные занятия.

Лично я время от времени чередую эти подходы, хотя в большинстве случаев увлекаюсь темой и могу просидеть без перерывов несколько часов подряд, потеряв счет времени.

Старт и финиш – самые важные

В большинстве случаев, лучше всего мы помним факты, которые имели место в самом начале и в конце какого-либо события, лишь потом воссоздавая в памяти информацию из середины. Согласитесь, что легче вспомнить, как все началось или чем закончилось, чем сам процесс происходящего. Этот принцип работы нашего мозга следует использовать и во время учебы — начинать занятие с самого важного, а затем заканчивать так же самым важным.

Я предпочитаю в конце подводить итог всего выученного, чтобы закрепить его в памяти. Тезисно и по сути. Могу даже повторить несколько раз по дороге в магазин.

Наполеоновские планы

С таких планов хорошо начинать какую-либо затею, но в ходе реализации очень важно разбить общий план на промежуточные шаги со своими промежуточными целями. Для чего это нужно:

  1. Чтобы сформулировать главную цель. Часто общая цель получается достаточно абстрактной, а работа над детальным планом помогает ее конкретизировать.
  2. Чтобы исправить ошибки. Регулярный «апгрейд» помогает корректировать намеченный план, включая новые составляющие или, наоборот, убирая то, что не нужно.
  3. Чтобы не забросить процесс на полпути. Для меня достижение результата, хоть и промежуточного, – жизненно необходимая мотивация двигаться дальше. Без него со временем все намерения сходят на нет.
  4. Чтобы придумать что-то новое. Когда разбиваешь процесс на небольшие отрезки, сами собой появляются идеи по тому, чем можно его дополнить. Это могут быть как вспомогательные ресурсы, так и методы для изучения чего-либо. К примеру, расклеить названия предметов в квартире на изучаемом сейчас языке, всегда иметь небольшой блокнот в сумке для заметок или придумать варианты поощрений себя любимого за свои же результаты.

Нет — спискам, да – картам

Mind maps (или ассоциативные карты) – то, что вам нужно для самообразования. Они имеют большое преимущество перед списками, которые мы все привыкли составлять, — возможность визуально выделить информацию. Карты помогают не только структурировать все данные, но и выстроить их приоритетность и взаимосвязь между собой. Простой пример: размещаете главное слово, фразу или тему в центре карты, связываете его с меньшими категориями (важные термины, идеи, задачи и т.п.), на более мелких ветвях располагаете подкатегории. С помощью таких карт намного легче запомнить большие массивы информации, не утруждая себя постоянной зубрежкой.

Have fun and dream

И последнее – принимайте любую задачу (выучить иностранный язык, пройти курсы повышения квалификации, сдать на права и т. п.) как веселую и интересную затею, а не как нечто обязательное и сложное. Кроме того, почаще мечтайте о том, какие перспективы для вас откроют новые знания. Учите язык? Возможно, в результате уедете в другую страну или выиграете в иностранной лотерее. Не ограничивайте себя, мечтайте по полной. Для вас это лишь очередное приключение, которое вы в силах сами создать для своего же удовольствия. Ведь окончательное решение принимаете только вы.

Лично мне эти простые правила помогают в любом процессе, связанном с изучением чего-то нового. А чем пользуетесь и как организовываете свой процесс вы?

lifehacker.ru

Как учиться с удовольствием? — skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого) — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)
skeptimist

skeptimist.livejournal.com

Читать книгу Научись учиться. Как учиться легко и с удовольствием Анастасии Михайловны Меньшиковой : онлайн чтение

Научись учиться
Как учиться легко и с удовольствием
Анастасия Михайловна Меньшикова

© Анастасия Михайловна Меньшикова, 2017

ISBN 978-5-4490-1721-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Ко мне часто обращаются родители, дети которых сталкиваются с разными трудностями в школе.

Имея большой педагогический опыт, я знаю, что все трудности и проблемы в обучении возникают от неумения учиться.

Лучшее использование данной книги – это учет и создание описанных условий обучения в своей жизни и в жизни Ваших детей/Ваших учеников.

Зная про эти условия обучения, Вы сможете понять, почему обучающийся не всегда достигает желаемых результатов.

Соблюдение перечисленных в книге рекомендаций позволит учиться осознанно и познать счастье и радость быть учеником.

Мой путь жизни – ОБРАЗОВАНИЕ

Я проработала 26 лет учителем химии в средней общеобразовательной школе и 6 лет в профессиональном образовании, имею высшую квалификационную категорию.

Последняя аттестация пройдена в ноябре 2015 года (распоряжение №940 – мр Министерства образования Иркутской области от 20.11.2015 г.).

Моя мама, бабушка, дядя, тёти тоже были учителями.

Стаж педагогической династии 200 лет, включая 32 года моего педагогического стажа.

С детства я помню, как обсуждались вопросы, которые в своё время пришлось решать и мне:

«Как научить ребёнка любить школу,

преодолевать свои страхи,

взаимодействовать с учителями и одноклассниками,

чтобы получать желаемый учебный результат?

Как помочь ребёнку понять себя и свои возможности,

Как помочь не ошибиться в выборе профессии,

Как научить справляться со стрессами?»

Проблемы в образовании стары как мир.

Любые трудности в обучении можно преодолеть, любые проблемы в обучении можно решить.

Сейчас я это знаю и могу в этом помочь.

В течение 20 лет я помогаю своим воспитанникам получать высокие результаты не только по химии, но и по другим учебным дисциплинам, не только в учёбе, но и в жизни.

Сталкиваясь постоянно и повсеместно с недоучками и дилетантами в жизни, я понимаю, что корень зла под названием «непрофессионализм» лежит и в сфере обучения.

Качество обучения интересует нас, прежде всего потому, что оно влияет на качество нашей жизни.

Мы все ищем быстрого и лёгкого решения наших проблем.

Мы все хотим, чтобы нам помогали профессионалы.

Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, – учиться нужно всю жизнь, так как знания и условия их получения в современном мире стремительно меняются.

И если Вы в школе не научились учиться, то во взрослой жизни Вы будете не востребованы работодателем.

Вы можете стать лёгкой добычей разных шарлатанов онлайн-обучения, дающих фантастические обещания из-за своей некомпетентности.

Если Вы не помогли своему ребёнку на школьном этапе стать успешным, то его ожидают дополнительные трудности на жизненном пути.

Как нужно правильно учиться?

Чтобы получать удовольствие от процесса и гордость от результатов?

Многие этого не знают. Кто-то об этом спрашивает, а кто-то пытается найти ответ самостоятельно.

И дети, и взрослые – все учатся по-разному.

На результат обучения влияет много факторов.

Но есть такие принципы обучения, учет которых гарантирует положительный результат в развитии любого человека.

Удивительно, но решить 80% проблем в обучении каждого, кто учится и учит, поможет знание и соблюдение 5 необходимых условий обучения, описанных в этой книге.

Для меня это означает возможность продолжить дело педагогической династии, к которой я отношусь.

Возможность помочь конкретным людям.

Возможность внести посильный вклад в развитие российского образования и видеть результаты дела, которому посвящена моя жизнь и жизнь моей семьи, поддерживают меня в создании этой книги.

Лучшее использование данной книги – это учет и создание описанных условий обучения в своей жизни и в жизни Ваших детей/Ваших учеников.

Зная про эти условия обучения, Вы сможете понять, почему обучающийся не всегда достигает желаемых результатов.

Соблюдение перечисленных в книге рекомендаций позволит учиться осознанно и познать счастье и радость быть учеником.

«Все радости быстротечны,

и только одна доступна нам постоянно,

если мы познаем её, – радость ученичества»

С. Л. Соловейчик

Моя история

Меня всегда занимал вопрос, почему одни школьники учатся легко и охотно, с радостью принимая мою помощь и поддержку, а другие оказывают явное или неявное сопротивление, отказываясь выполнять мои рекомендации, даже если понимают их необходимость.

Есть такая поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Понять состояние многих моих обучающихся, которые не справляются с учебными заданиями и не умеют выбрать из предложенного мной разнообразия учебной деятельности то, что им по силам, мне помогла трудная жизненная ситуация.

Во всех трудных жизненных ситуациях я «включаюсь» в обучение.

Я обожаю это «состояние ученика», когда останавливается время, а душа становится лёгкой и радостной, и ты счастлив.

Я купила себе дорогой курс онлайн – обучения, в котором обещали «полёт в космос».

Но «космонавта» из меня не получилось. Из 9 занятий я прошла только 3.

Данный онлайн-курс оказался «пустышкой», «фантиком без конфеты».

АУ, ПРОФЕССИОНАЛЫ ОНЛАЙН – ОБУЧЕНИЯ, ГДЕ ВЫ?

В моей жизни возникла впервые такая ситуация, что я сама не достигла в обучении запланированных результатов.

Я чувствовала себя «двоечницей», обманутой мошенниками, жалела потраченные деньги и время.

Я решила, что я разберусь с ЭТИМ, во что бы то ни стало!

Полученный опыт ученичества позволил мне по-новому взглянуть на образовательный процесс, проанализировать собственные подходы к его организации, ответить на «вечные» вопросы образования с учетом современных возможностей и условий.

Я провела анализ влияния условий в образовательном процессе на качество обучения за последние 16 лет своей работы в средней общеобразовательной школе и учреждении среднего профессионального образования.

Учла ожидания Министра образования Иркутской области от участников Областного конкурса «Преподаватель ПОО – 2016», в котором я участвовала, прозвучавшие на встрече за Круглым столом.

Проработала материалы трёхдневной III Международной конференции по образовательным технологиям EdCrunch – 2016, в которой я была видео участником.

Изучила 200-летний опыт педагогической династии, к которой я отношусь, «ноу-хау» трёх учительских поколений, включая 32 года собственного педагогического стажа.


Мной выделены 5 необходимых условий для формирования потребности в учении и освоения навыков самообразования:

– Основа процесса обучения – доверие

– Обучение индивидуально

– Обучение – это работа

– Обучение тесно связано с практикой

– В современном мире обучение необходимо.

Если нарушено хотя бы одно условие, то обучение будет неэффективным, желаемый результат не будет достигнут.

Сегодня я готова ответить на вопрос: «Как помочь нашим детям и Российскому образованию».

Современные родители как налогоплательщики считают, что школа им должна предоставить набор образовательных услуг, и государство их в этом поддерживает.

А понимаете ли Вы, уважаемые родители, насколько Ваш ребёнок подготовлен к жизни в средней школе? Умеет ли он соблюдать правила поведения на уроках, на переменах, выполнять обоснованные требования работников образовательного учреждения, самостоятельно работать на уроках?

Если семья склонна к гиперопеке, может ли ребёнок что-то делать самостоятельно?

Если учебными делами ребёнка в семье не интересуются, может ли он учитывать интересы других участников учебного процесса?

Ребёнок воспитывается личным примером родителей и учителей!

Не всегда в школе учат управлять своим состоянием, пользоваться своим интеллектом, выстраивать отношения с учителями и одноклассниками.

Если в семье допускаются негативные высказывания в адрес учителей, школы, одноклассников, результат обучения будет ниже ожидаемого.

Если получить нужный результат самому не удаётся, ищите Наставника, опыту которого можно доверять, который знает, как довести Ученика до результата.

Для освоения универсальных учебных действий (УУД) у школьников, общих компетенций (ОК) у студентов в профессиональном образовании, мной разработаны онлайн-курсы: «Умение учиться: 5 шагов к результату», «Создай прорыв в учёбе», проводятся онлайн-конкурсы, индивидуальные консультации, осуществляется репетиторство, наставничество.

Далее реальная история из моей педагогической практики.

Имена обучающихся изменены.


История о двух учениках

Антон и Сергей получали образование. Учитель помогал им осваивать Науку. Всякий раз, когда встречались все они на уроке, оба подростка звали Учителя к себе и о чем-то просили.

Антон всегда требовал разное. То капризно просил: «Дайте самое лёгкое задание!», то «Не заставляйте писать», то «Дайте самый маленький параграф», то «Дайте информационный лист с цветными картинками», то «Дайте текст с крупным шрифтом», то «Откройте окно, мне жарко» и т. д. и т. п.

А Сергей всегда спокойно повторял одну и ту же просьбу: «Помогите мне выполнить все задания и получить хорошую оценку».

Учитель был доброжелателен к обоим. Внимательно и терпеливо выслушивал просьбы подростков. Он делал всё, что требовали ученики: и тот, и другой. Иначе говоря, для привередливого Антона делал всё, чего бы он ни потребовал, а для исполнительного Сергея – только то, что считал нужным, имея конечную цель, помочь ему выполнить все задания и получить хорошую оценку, освоив Науку.

И что же потом случилось?

Антон стал привередливым, грубым, ленивым. Он уже не хотел ни читать, ни писать на уроках, речь его становилась всё беднее, а манеры – грубее. Он привлекал внимание уже всех участников образовательного процесса своей эгоистичностью и неисполнительностью.

iknigi.net

Дневник Солнечной Феи » Как учиться легко и с удовольствием?

Июль3

Не за горами вступительные экзамены в институты и начало нового учебного года. И не только у школьников и студентов. Может, вы давно хотели выучить иностранный язык, научиться рисовать или составлять букеты, но все почему-то не решаетесь. Негативные установки из детства всплывают то и дело, и вы по-прежнему верите в свою необучаемость, в то, что в вашем возрасте уже как-то странно садиться за парту… Все это ерунда!

Эта техника поможет быстро и легко, с удовольствием обучаться. Эта способность есть у каждого, она заложена генетически и передается из поколения в поколение. Если у мамы или папы есть какие-то способности, навыки, ребенок потом очень быстро этому учиться. Наверняка вы замечали такую особенность. Не зря существуют династии. Когда мы говорим: «Я не умею этого, У меня плохая память. Я не способен к языкам/математике/музыке» — это сигнал о том, что мы свою способность к обучению заблокировали.

Данную практику можно делать как взрослым, так и детям. Детям можно рекомендовать перед сном. Неважно, если они не поймут всех слов, всех значений. Интуитивно они все сделают правильно. Тут главное —  посыл,  намерение и их согласие. Не заставляйте учиться просто так, ради отметок, всегда проводите параллель с жизнью, объясняйте, как эти знания применять на практике, где они пригодятся. Способности к обучению блокируются в детстве, чаще всего установками «У тебя ничего не получится», «Ты необучаемый, ничего не умеешь, не можешь понять». Важно не бояться «разгребать» эти блоки и программы.  Эта техника позволит это сделать и загрузить новые программы про обучение.

Если у вас есть Рейки, войдите в поток. Если нет, сядьте прямо, не скрещивая руки и ноги, расслабьтесь, закройте глаза и войдите в поток света. Дышите животом, с той глубиной и частотой, которой комфортно. Мысленно от ног к центру земли проведите энергетический канал. От головы в небо – космический энергетический канал. Выдыхайте напряжение из рук, из ног, из позвоночника. Позвоночник распрямляется и вы становитесь более гибкими. Выдыхайте напряжение из головы, выдыхайте из нее все установки, убеждения о том, что  вы не можете учиться, про возраст, про ум, про способности. Всех людей, которые создали эти ситуации, эти программы – выдыхайте через макушку и отпускайте. Скажите: «Отпускаю вас с миром!» Возможно, эти люди, эти ситуации когда-то были нужны в вашей жизни для того, чтобы вас чему-то научить. Может быть, любви к себе, может быть, умению строить отношения, добиваться целей. Если это так, то поблагодарите их за уроки и отпустите  из своего пространства. Вы пришли в этот мир, чтобы учиться новому, чтобы познавать этот мир, для этого у вас есть все способности и все возможности. Вы легко учитесь и быстро усваиваете нужный материал и с удовольствием применяете его на практике. У вас самые лучшие для этого способности, память, внимание, способности к анализу ситуации. Вы находитесь в информационном поле, где есть вся информация, которая вам необходима, где есть все ответы на все ваши вопросы. Вам надо лишь задать их и принять ответ. Вы сами выбираете, где учиться, чему учиться, с кем и у кого. Там, где ваш ум не может обучиться, помогает подсознание и интуиция. Вы способны научиться всему, чему захотите. Внутри себя вы говорите: «Я учусь легко и с удовольствием. Сейчас я выбираю научиться (произносите, чему именно) самым лучшим для меня образом».  Вы манифестируете свой выбор: «Сейчас я выбираю. Сейчас я готов научиться (говорите, чему именно)». Можно произносить это вслух, громко и уверенно.

Откройте ладони. Вы находитесь в потоке света и принимаете чувство смелости, чувство уверенности в себе, чувство ответственности за свою жизнь и свое обучение, чувство радости и легкости от обучения. Вам не терпится узнавать новое и обязательно применять это на практике. Вы принимаете чувство безопасности от обучения.

Вы кладете ладони на сердечный центр и загружаете все эти чувства. Вы ощущаете, как это – быть смелым в обучении, уверенным, нести ответственность за свою жизнь и обучение. Как это – чувствовать радость и легкость от обучения, чувство нетерпения от получения новых знаний и желания поскорее осуществить это на практике. Как это – чувствовать, что обучаться безопасно, легко и радостно.

Вы находитесь в потоке света, и происходит встраивание новых программ. Увидьте, как они опускаются вам в макушку и встраиваются в тело. Вы можете повторять вслух или про себя: «Учиться легко, радостно, весело. Я выбираю учиться и развиваться. Учиться безопасно и я беру ответственность за свое обучение и применение знаний на практике. Я в потоке знаний, я легко принимаю все знания, которые мне необходимы. Я знаю, для чего мне учиться, как учиться. Я знаю, что я учусь для себя, я знаю, чему мне учиться. Я знаю, как учиться без напряжения, как учиться безопасно. Я знаю, как быть настойчивым в обучении. Я знаю, как демонстрировать наилучшим образом свои знания другим, быть принятым и услышанным. Я знаю, как быть неуязвимым для беспокойства в обучении, чувствовать себя легко и спокойно. Я знаю, как это – чувствовать себя способным и знающим. Я знаю, какие перспективы открывает для меня обучение, как быть мудрым. Я отпускаю все обиды, которые связаны с обучением, все отвержения, все сожаления и неуверенность и я чувствую огромную силу и готов принять ее, силу развития, обучения. Я принимаю в свою жизнь обучение легкое, радостное, полезное. Принимаю. Принимаю. Принимаю». Все эти убеждения вы загружаете себе в макушку. Вы чувствуете себя в потоке света, способными обучаться всему, чему захотите.

Сложите ладони вместе  и поблагодарите Вселенную за то, что дает возможность развиваться, обучаться, совершенствоваться. За то, что обучаться весело и легко. Поблагодарите себя за то, что есть возможность обучаться. Поблагодарите ваших учителей, людей, которые вас обучали как через приятные уроки, так и через не очень приятные. Поблагодарите учителей, которые в будущем будут вас обучать.

Если есть желание научиться, представьте свое будущее и пригласите учителей, которые вас этому научили бы. Может быть, это будут не конкретные люди. Попросите Вселенную дать вам возможность получить этот навык самым лучшим, самым благоприятным для вас образом.

Постепенно вы возвращаетесь в ваше настоящее, чтобы обучаться новому, чтобы делать вашу жизнь гармоничной и счастливой.

 

 

www.blog.magicwish.ru

Глава 8 Как получать удовольствие от учебы

Глава 8 Как получать удовольствие от учебы

8.1. Вступление

Скажем прямо, для многих учеба – труд тяжелый и малоприятный. Они с этим смирились и тянут лямку просто по необходимости. Обидно, ведь на такую тягомотину уходит немало лет жизни.

Я убежден, что любое дело, которым приходится заниматься, надо превращать в источник радости. Как давно уже поняли мудрецы, мало чего есть изначально приятного или неприятного, все зависит от отношения человека к своему делу. Без сомнения, есть смысл сформировать у себя положительное отношение к учебе, поверить, что это необходимое занятие можно сделать и приятным.

Создавая такой позитивный настрой, мы действуем в согласии с природой человека. Обучение – естественный процесс, присущий всему живому, а человеку в особенности. Именно учеба как передача знаний и умений и сделала человека человеком. Поэтому в глубине души каждого из нас живет инстинкт учения. Нередко желание учиться находится в полусонном состоянии, и его надо будить.

Вспомните, как охотно и радостно учатся маленькие дети. Им все интересно, они все хотят попробовать и узнать. К сожалению, школа мало что делает для развития инстинкта обучения, а порой просто глушит его.

Итак, природа за то, чтобы человек учился с удовольствием. Очевидно, не стоит противиться природе, тем более что учеба с радостью и любовью более эффективна. Ведь нелюбимая работа редко делается толково и споро.

За что же можно полюбить учебу? Удовольствие от учебы связано с двумя нашими чувствами. Первое – чувство удовлетворения, которое возникает в результате успехов в учебе, достижения поставленных целей, осознания собственного роста в процессе образования. Второе чувство – интерес к тому, что изучаешь. Поговорим об этом подробнее.

8.2. Радость движения к цели

Перенесемся на несколько минут из последней главы в первую. Она была посвящена мотивации и целям учебы. Цели эти я разложил по четырем отдельным полочкам, хотя, конечно, все они связаны между собой. Первая – учиться, чтобы быть счастливым; вторая – чтобы стать личностью; третья – чтобы вырасти в хорошего специалиста, четвертая – чтобы запастись интеллектуальным капиталом.

Ясно – движение к таким замечательным целям, ощущение, что они становятся ближе, не может не вызывать чувства удовлетворения. Хотите почаще испытывать подобные чувства – тогда регулярно напоминайте себе, зачем вы учитесь. Не забывайте, что каждая контрольная, курсовая, каждый зачет и экзамен – все это необходимые этапы пути к важным целям. Любой пройденный этап – веская причина для радости. Разве это не так?

Теперь еще об одной стороне проблемы. Хорошо, когда радость движения к целям не омрачается сомнениями, а правильно ли выбраны жизненные цели. Здесь я имею в виду выбор профессии и работы, то, что во многом определяет место человека в мире.

Очевидно, чтобы найти именно свое место в мире, требуется знать себя и знать мир. Чем полнее эти знания, тем больше вероятность попадания в подходящее место.

Обучаясь, мы расширяем свои знания не только о мире, но и о себе. Учеба выявляет наши способности, сильные и слабые стороны, она определяет, к какой деятельности мы склонны, а к какой – нет, где могут быть востребованы наши таланты.

По сути дела вопрос ставится так: какую работу мы сможем полюбить? Если вам удастся верно определить свои способности и призвание, значит, вы получили шанс попасть в число счастливчиков, которые зарабатывают на жизнь любимым делом. К сожалению, таких людей не так уж много.

Каждый из нас награжден теми или иными талантами. В книге выдающегося генетика Владимира Эфроимсона «Педагогическая генетика» дан длинный перечень возможных способностей человека. Среди них – математические, лингвистические, литературные, музыкальные, художественные, аналитические, дар речи, «золотые руки», физическая сила и ловкость, быстрота реакции, зрительная или слуховая память, психическая устойчивость, умение «держать удар».

Я бы добавил еще такие способности и дарования, как организаторские способности, технические, педагогические, дизайнерские, дар изобретательства, коммуникабельность, деловая хватка, усидчивость, аккуратность, наконец, дар естественной и щедрой доброты. Наверняка, эти списки далеко не полностью охватывают все человеческие способности и дарования.

Как пишет Эфроимсон: «Каждый человек должен знать свой талант. Притом чем раньше – тем лучше». Это позволит более осознанно искать свое дело и место в жизни.

В настоящее время востребованными являются более 40 тысяч профессий. Следовательно, есть возможность выбрать из них ту, для которой просто необходимо уникальное сочетание ваших дарований.

Самопознание – нелегкий труд. Приходится не только учить предмет, но при этом изучать и самого себя, всматриваясь в собственную личность, осмысливая поражения и победы. Такой процесс не имеет предела: человек всегда будет больше того, что он о себе знает. Я думаю: это хорошо, ведь в результате мы не теряем интереса к самим себе.

8.3. Радость становления личности

Наверное, каждый нормальный человек чем-то в себе недоволен и хотел бы измениться к лучшему. Естественно, любой успех на пути самосовершенствования должен радовать человека. Пока мы учимся, такие успехи обязательно будут: это непременные спутники образования. Надо только научиться примечать те достижения, которые свидетельствуют о росте вашей личности, и в полной мере радоваться им.

К примеру, удалось понять материал, ранее никак не дававшийся, удачно ответить на вопросы преподавателя, складно выступить на семинаре. А еще сумели преодолеть себя и отказаться от заманчивой тусовки, чтобы лучше подготовиться к экзамену. А еще доказали в споре свою правоту. А еще подтвердили это делом. А еще. вспомните что-нибудь сами.

Все достигнутые успехи повышают вашу самооценку, а это помогает и жить, и учиться. Ученые доказали, что собственное представление о себе во многом определяют успехи человека в учебе. Чаще находят эффективные приемы учебы такие студенты, которые высоко себя оценивают. Они не отчаиваются при неудачах, а собираются с новыми силами и, в конце концов, добиваются успеха.

Современные психологи уделяют много вниманию вопросу, как повысить самооценку. К их советам стоит прислушаться.

Прежде всего необходимо находить время, чтобы подумать о себе (см. 7.3). Оценивать себя надо трезво, но непременно с любовью. Наверное, каждый человек желает, чтобы его любили со всеми его достоинствами и недостатками. Но, если вы сами себя не любите, это будет нелегко сделать и другим.

Размышляя о том, каков вы есть, выдвигайте на первый план свои достоинства. Прочувствуйте их, закрепите перечень достоинств в сознании. Затем переходите к недостаткам.

Известно, что недостатки – продолжение наших достоинств. По-видимому, нередко справедливо и обратное утверждение, т. е. достоинства могут вытекать из недостатков. К примеру, медлительность порождает основательность, несдержанность – искренность или непосредственность, скромность – дитя робости. Такой подход к своим недостаткам помогает повысить самооценку.

Для высокой самооценки не обязательно обладать выдающимися способностями. Пусть ваши способности самые обыкновенные, но ведь никто не мешает, во-первых, развивать их, а во-вторых, использовать более эффективно. Книга, которую вы сейчас читаете, содержит немало советов на этот счет.

Самооценку рождает личный опыт побед и поражений. При этом действуют сильные обратные связи. Достижения повышают самооценку, отсюда новые успехи и дальнейший ее рост. К сожалению, работает и другая обратная связь: неудача самооценку снижает, что способствует дальнейшим неудачам, а следовательно, падению самооценки.

Как прервать этот порочный круг? Главный способ – разумное отношение к неудачам.

Запомните: неудача – это не только неприятность и испытание, но одновременно и урок, который дарит вам жизнь. Если вы вдумчиво отнеслись к неудаче и нашли ее причины, значит, урок извлечен. В итоге вы стали опытнее и мудрее, а следовательно, нет оснований снижать самооценку.

Правильно воспринимать неудачу учит русская пословица: «Нет худа без добра». Действительно, почти в любой неприятности можно найти и что-то хорошее. Немецкий литератор XIX в. Людвиг Берне писал: «Нет удовольствия более утонченного, чем извлечь выгоду из приключившейся с нами неприятности. Лучше натянуть нос дьяволу невозможно».

Если вы осознали положительные последствия неудачи, ее будет легче перенести. Важно не зацикливаться на своих бедах, не застревать в них, а идти дальше. Действовать, а не страдать!

В трудной ситуации самое время показать, чего ты стоишь, проявить упорство и мужество. Здесь хочу вспомнить стихи Бориса Слуцкого.

Итак, есть стена.

И есть лоб, чтобы ее прошибить.

Есть лоб и стена.

И ежели вы не боитесь свой лоб ушибить,

То рухнет она.

Бетона надежнее лбы

И крепче они кирпича.

И вы не страшитесь судьбы.

И вы разбегайтесь, крича.

Добавлю: хорошо бы, конечно, знать, что вы атакуете ту стену, которую необходимо разрушить.

Таким образом, и неудачи можно использовать для становления личности, поэтому не стоит так уж сильно их бояться. Страх крайне мешает и жить, и учиться.

Страх и пессимистическая самооценка студента тесно связаны между собой. На самом деле нет ничего особо страшного ни в предметах, ни в преподавателях, ни в экзаменах. Путь, которым вы идете, уже миллионы успешно прошли, а вы, поверьте, далеко не худший из них.

Побороть страх помогает чувство юмора, Не преувеличивайте серьезность того, что с вами происходит. Чересчур серьезное отношение к процессу обучения может сделать его просто мучительным.

Сбросьте внутреннее напряжение, взгляните на мир с улыбкой. Вокруг вас много смешного, да и на себя полезно порой посмотреть с иронией. Как писал поэт Валентин Берестов:

Чтобы сделаться смелей,

Надо быть повеселей.

Чтобы быть повеселей,

Надо сделаться смелей.

Расставшись со страхами, вы избавитесь от многих трудностей в учебе. Повторю: подмечайте свои успехи и радуйтесь им. Чувства радости и торжества закрепляются на подсознательном уровне, возникает желание снова испытать подобные чувства. Таким образом формируются смелость и уверенность в себе. Вживайтесь в имидж уверенного в себе человека, которому все удается.

И последнее: о неудачах. Мой друг Игорь советует переживать неприятности так: представить, как вы будете относиться к случившемуся спустя неделю, месяц, год. Чем больше этот срок, тем менее серьезной покажется вам неприятность.

При наблюдении за собственной личностью соблюдайте важное правило: сравнивайте себя не с кем-то, а только с самим собой: каким вы были вчера и каким стали сегодня. Тщательно ищите и фиксируйте все, в чем удалось превзойти прежний уровень.

Соревнование с другими людьми может принести не пользу, а вред. Причина проста: вы не можете полностью сосредоточиться на задаче, которую надо решить, потому что отвлекаетесь на процесс состязания. Это влечет за собой лишние, совершенно не нужные вам волнения.

8.4. Радость интересной учебы

Удовольствие можно получать не только от результатов обучения, но и от самого процесса. В идеале учение должно быть приятным и веселым занятием. Такое утверждение относится не только к учебе. Великий изобретатель Томас Эдисон говорил: «Я не работал в своей жизни ни одного дня. Все, чем я занимался, было сплошным развлечением».

Процесс учебы может стать источником удовольствия при одном условии – если обучение будет интересным. Интерес рождает удовольствие, равнодушие – скуку. Чтобы учиться было интересно, надо, во-первых, подходить к процессу творчески, а во-вторых, – уметь делать интересным каждый изучаемый предмет. Об этом и поговорим.

8.4.1. Как сделать учебу творческой

Что означает творческий подход к учебе? Творчество всегда лично. Учиться творчески – это значит привносить в процесс учебы что-то от себя. Не просто глотать готовый учебный материал, а найти к нему свой ключ, самому что-то сотворить.

Приведу примеры того, как включаются в учебу элементы творчества.

Творческий подход к учебному тексту начинается с чтения, которое сопровождается пометами, подчеркиванием, вопросительными и восклицательными знаками, выписками и заметками (подробнее об этом в 5.3.3).

Следующим творческим шагом могут стать размышления о том, как лучше всего организовать содержание текста, сделать его наиболее удобоваримым. Другими словами, как расположить материал, чтобы легче было понять и запомнить его.

Далее хорошо бы выработать свое мнение о тексте, спросив себя: «Что я сам об этом думаю? Что кажется мне важным, интересным? Чего не понимаю? С чем не согласен?»

Полезно подумать самому о том, как текст связан с иными частями курса и какое отношение он имеет к другим учебным дисциплинам.

Попробуйте сами поискать, где можно использовать этот материал – факты, законы, уравнения. Какие мостики удается перекинуть от информации, содержащейся в тексте, к вашей профессиональной деятельности и частной жизни.

Следующие примеры творческого подхода к учебе.

Преподаватель ознакомил вас со способом, которым решают задачи данного типа. Оцените этот способ критически: всем ли он хорошо. А не попытаться ли придумать иной способ решения таких задач, более простой или удобный. Если замах на новый способ для вас слишком крут, попробуйте усовершенствовать тот, что предложил педагог.

В учебниках, а особенно в лекциях, материал излагается довольно кратко. Места и времени на подробности, как правило, не хватает. А ведь подробности и детали предмета часто очень интересны и поучительны. Поэтому не поискать ли вам дополнительный материал в книгах и журналах? Искать всегда интересно, а находки могут заставить вас по-новому взглянуть на учебную дисциплину. В итоге предмет наверняка станет вам ближе и интереснее. Кроме того, разве вас не тешит сознание: то, что я знаю, неизвестно большей части студентов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Научись учиться. Как учиться легко и с удовольствием

© Анастасия Михайловна Меньшикова, 2017

ISBN 978-5-4490-1721-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Ко мне часто обращаются родители, дети которых сталкиваются с разными трудностями в школе.

Имея большой педагогический опыт, я знаю, что все трудности и проблемы в обучении возникают от неумения учиться.

Лучшее использование данной книги – это учет и создание описанных условий обучения в своей жизни и в жизни Ваших детей/Ваших учеников.

Зная про эти условия обучения, Вы сможете понять, почему обучающийся не всегда достигает желаемых результатов.

Соблюдение перечисленных в книге рекомендаций позволит учиться осознанно и познать счастье и радость быть учеником.

Мой путь жизни – ОБРАЗОВАНИЕ

Я проработала 26 лет учителем химии в средней общеобразовательной школе и 6 лет в профессиональном образовании, имею высшую квалификационную категорию.

Последняя аттестация пройдена в ноябре 2015 года (распоряжение №940 – мр Министерства образования Иркутской области от 20.11.2015 г.).

Моя мама, бабушка, дядя, тёти тоже были учителями.

Стаж педагогической династии 200 лет, включая 32 года моего педагогического стажа.

С детства я помню, как обсуждались вопросы, которые в своё время пришлось решать и мне:

«Как научить ребёнка любить школу,

преодолевать свои страхи,

взаимодействовать с учителями и одноклассниками,

чтобы получать желаемый учебный результат?

Как помочь ребёнку понять себя и свои возможности,

Как помочь не ошибиться в выборе профессии,

Как научить справляться со стрессами?»

Проблемы в образовании стары как мир.

Любые трудности в обучении можно преодолеть, любые проблемы в обучении можно решить.

Сейчас я это знаю и могу в этом помочь.

В течение 20 лет я помогаю своим воспитанникам получать высокие результаты не только по химии, но и по другим учебным дисциплинам, не только в учёбе, но и в жизни.

Сталкиваясь постоянно и повсеместно с недоучками и дилетантами в жизни, я понимаю, что корень зла под названием «непрофессионализм» лежит и в сфере обучения.

Качество обучения интересует нас, прежде всего потому, что оно влияет на качество нашей жизни.

Мы все ищем быстрого и лёгкого решения наших проблем.

Мы все хотим, чтобы нам помогали профессионалы.

Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, – учиться нужно всю жизнь, так как знания и условия их получения в современном мире стремительно меняются.

И если Вы в школе не научились учиться, то во взрослой жизни Вы будете не востребованы работодателем.

Вы можете стать лёгкой добычей разных шарлатанов онлайн-обучения, дающих фантастические обещания из-за своей некомпетентности.

Если Вы не помогли своему ребёнку на школьном этапе стать успешным, то его ожидают дополнительные трудности на жизненном пути.

Как нужно правильно учиться?

Чтобы получать удовольствие от процесса и гордость от результатов?

Многие этого не знают. Кто-то об этом спрашивает, а кто-то пытается найти ответ самостоятельно.

И дети, и взрослые – все учатся по-разному.

На результат обучения влияет много факторов.

Но есть такие принципы обучения, учет которых гарантирует положительный результат в развитии любого человека.

Удивительно, но решить 80% проблем в обучении каждого, кто учится и учит, поможет знание и соблюдение 5 необходимых условий обучения, описанных в этой книге.

Для меня это означает возможность продолжить дело педагогической династии, к которой я отношусь.

Возможность помочь конкретным людям.

Возможность внести посильный вклад в развитие российского образования и видеть результаты дела, которому посвящена моя жизнь и жизнь моей семьи, поддерживают меня в создании этой книги.

Лучшее использование данной книги – это учет и создание описанных условий обучения в своей жизни и в жизни Ваших детей/Ваших учеников.

Зная про эти условия обучения, Вы сможете понять, почему обучающийся не всегда достигает желаемых результатов.

Соблюдение перечисленных в книге рекомендаций позволит учиться осознанно и познать счастье и радость быть учеником.

mybook.ru

Как учиться с удовольствием?

Наверное, в мире не так много людей, которые любят учиться. Причина достаточно проста: обучение – это труд, требующий дисциплинированности, терпения и усердия. Поэтому большинство людей, оканчивая школу и университет, перестают учиться. Это неправильно. Ведь мы сами ограничиваем свой кругозор, не развиваем свои способности и потенциал. Но давайте подумаем вместе, что нам дает обучение?

Плюсы обучения:

  1. Многообразие выбора работы

    Человеку, который много знает и умеет, легче найти работу. Для карьерного роста или смены работы будет полезно знание иностранного языка или профессиональные курсы. Также разностороннему человеку легче заниматься фрилансом.

  2. Самореализация и личностный рост

    Чтобы чувствовать себя самодостаточной личностью, надо много учиться. Курсы актерского мастерства, например, повысят самооценку и придадут уверенности в себе. Ведь уметь контролировать свои эмоции – очень полезный навык.

  3. Возможность зарабатывать на хобби

    Прекрасно, когда работа является хобби. Но если это не так? Можно сделать хобби работой. Но для этого нужно много учиться. Освоить фотографию, вязание, шитье, кулинарию не сложно. Но чтобы стать настоящим профессионалом, потребуется много времени, сил и специальной литературы.

Осваивать новые навыки можно самостоятельно по книгам, на онлайн-курсах или под присмотром опытных преподавателей. Каждый выбирает тот метод, который подходит ему. Но ведь от обучения хочется получать только положительные эмоции.

Как получать удовольствие от учебы?

  1. Вы должны этого хотеть

    Поход на курсы за компанию – это не лучший вариант. Проанализируйте, чего хочется именно вам, чего вам не хватает.

  2. Попробуйте реализовать давнюю мечту

    Вспомните, о чем вы когда-то мечтали. Может, играть в театре, научиться рисовать или заниматься боксом. Попробуйте воплотить свои мечты в реальность.

  3. Проанализируйте перспективы

    Чтобы получить стажировку в Италии, необходимо знать итальянский язык? Это сильная мотивация. Или вы решили сменить работу, а там надо хорошо владеть компьютером? В этих случаях вы прекрасно мотивированны и готовы учиться.

  4. Не перетруждайтесь

    В погоне за идеалом тоже нужно знать меру. Лучше учиться каждый день понемногу, чем раз в неделю, но долго. Так вы меньше устанете и получите больше знаний.

Новые знания и умения открывают новые горизонты, перспективы и возможности. Проанализируйте свои желания и потребности, это поможет легче овладеть необходимыми знаниями.

 

Понравилась статья? Поделитесь, пожалуйста, в соцсетях!

samrazvit.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *