Иллюстрация книги – Искусство книги. О роли иллюстрации в книге

Искусство книги. О роли иллюстрации в книге

   

О роли иллюстрации в книге, особенностях работы иллюстратора и его взаимодействии с автором

   

   

Вначале я хотел ограничиться темой автора и художника, но по мере погружения в удивительный мир книгоиздания, появилось желание рассказать об этом единственным в своём роде искусстве – Искусстве Книги.

Книга – это не просто текст и изображения. Книга, которую вы берёте в руки – произведение искусства книжной графики. А иллюстрация не только картинка в тексте, а и важный элемент художественного оформления, подчиняющийся общей идее книги. Даже самые простые издания имеют художественное оформление. Ведь размер и вид шрифта, нумерация страниц, поля и заголовки, межстрочные интервалы – это всё элементы оформления книги. Иллюстрация играет не последнюю роль в этом непростом виде искусства, а художники-иллюстраторы – народ совершенно особенный.

    

  

Глава I

  

У истоков книгоиздания. Элементы книги

  

С чего же все началось? Путь к созданию книги в привычном нам виде был долог. С появлением письменности потребовался материал для письма. У разных народов мира основой для письма служили, как правило, подручные материалы, их брали из того что видели и чем пользовались изо дня в день: пальмовые листья, глиняные и костяные пластинки, металл и камень, береста и шёлк – далеко не полный их перечень.     

В III тысячелетии до.н.э. в Египте изобрели папирус – то-то радость была для египтян! Папирус удобно сворачивать в трубку, поперек он не гнулся в силу особенности изготовления. Это и определило вид древней книги на многие века – свиток. Египетские книги писались очень тщательно и изобиловали иллюстрациями. Писцы и создатели книг пользовались высочайшим авторитетом, а сами книги считались хранилищем тайны. Египтяне верили, что книги пишет сам бог Тот, покровитель письма. В папирусных свитках содержались рецепты зелий, заговоры, заупокойные тексты и древние магические ритуалы, которые тщательно переписывались и сохранялись из века в век. Только представьте – веками! 

Папирус использовали в древнем Риме и древней Греции. Он привозился уже готовым, в свитках – своего материала для письма у римлян и греков не было. В Греции и Риме книги носили светский характер, они были, скорее, записями с устной речи, чем письмом. Потому были бедны в оформлении и редко с иллюстрациями.

В эпоху эллинизма (332г. до н.э. – 30г до н.э.) книга получила новый статус. Она стала объектом исследований, сделалась популярной, приобрела изящество и ценность. Рукописи переписывали, дарили, собирали, продавали. Примерно в эти века Египет запретил вывоз папируса за пределы страны, видимо спрос превзошел производство. И тогда был изобретён новый материал для изготовления книг – пергамент (недублёная кожа животных). Изобрели пергамент при пергамском царе Эвмене II (197—159 до н. э.). Пергамент не ломался на сгибах, писать на нём можно было с двух сторон. Может, поэтому пергамент быстро вытеснил папирус как материал для письма, хоть был недёшев. С изобретением пергамента появился прототип современной модели книги – кодекс. Это были небольшие раскрашенные подарочные книжки-игрушки. С них, видимо, и началось настоящее иллюстрирование книг. Ведь до появления кодекса иллюстрировали только научные книги и иногда пьесы.

    

   

Распространение эллинской культуры принесло книги в Европу, где кодекс вытеснил свитки как вид. Это было обусловлено заинтересованностью церкви – пользоваться кодексом удобнее во время богослужений. Книги из пергамента стоили дорого, изготовлялись долго и на тот момент позволить себе такую роскошь могла только церковь. Естественно, тематика книг была религиозной.

   

Во IIв н.э. в Китае изобрели бумагу, что стало сенсацией в книгоиздании. Ведь это изобретение значительно удешевило и ускорило написание книг. Старые тряпки, используемые как сырьё, намного дешевле шкур животных. Долгое время изготовление бумаги держали в строжайшей тайне, но всё тайное рано или поздно становится явным. С развитием науки, литературы, новых технологий создавались учебники, трактаты, велись исторические записи, писались научные труды и справочники. Потребность в книге многократно увеличилась.

И вот, наконец, долгожданный прорыв! Возникновение книгопечатания. Принцип был изобретён в Китае в 1045г неким Пи Шеном, но поскольку в китайском языке тысячи иероглифов, книжная печать оказывалась дороже рукописи и не получила распространения на родине. Спустя некоторое время в Корее переняли технологию, и в 1409г. вышла первая корейская печатная книга.

Заново печать была открыта Иоанном Гуттенбергом, сделавшим к 1440г. первый печатный станок. В Чехии первая печатная книга вышла в 1468 г. и в 1517 г. в Праге  приступил к печатанию библии на белорусском языке знаменитый Георгий-Франциск Скорина. В России печатниками, выпустившими первую датированную книгу «Апостол» (1564), стали Иван Фёдоров и Пётр Мстиславцев. Первые печатные книги России были, естественно, религиозного содержания, и, поскольку потеснили бизнес переписчиков и стали угрожать влиянию бояр и духовенства, первые книгопечатники были обвинены в ереси и в 1568 году бежали в Заблудов, где снова организовали типографию! И снова начались трудности – на сей раз материального толка. Книгопечатание в те времена продолжало оставаться крайне затратным, и магнат Ходкевич больше не мог поддерживать типографию Фёдорова. И тогда Фёдоров снова переезжает, на сей раз во Львов, где продолжает дело жизни. Мстиславцев же чуть раньше перебирается в Вильно (Вильнюс), где тоже организовывает типографию.

Вот он, образец того, как упорные и влюблённые в дело люди творят историю – и действительно наступает новая эпоха. И вот как невыразимо ценна книга, которую вы держите в руках.

    

Книга приобрела привычный нам вид ещё в I в н.э. С тех времён основные элементы книги практически не изменились. Представьте, насколько продумано строение книги, что и по прошествии веков что-либо менять нет смысла!

Различают внешние и внутренние элементы книги.

Внешние элементы:

  

   

Книжный блок – непосредственно информационное наполнение книги, состоящее из листов бумаги, скреплённых определённым образом (текст, иллюстрации, другие составляющие)

Переплётная крышка. Служит для защиты блока от повреждений, верхняя несёт элементы художественного оформления(обложка), зависящие от назначения книги.

Корешок скрывает внутреннее устройство блока и предотвращает его разрушение, так же часто имеет художественные элементы.

Каптал – соединительная тесьма, дополнительно закрепляющая листы блока.

Кант – края переплёта, выступающие за пределы блока.

Закладка (ляссе)

Форзац – двойной лист плотной бумаги, одной стороной приклеенный к переплёту, свободный с другой. Бывает белым или с художественным оформлением.

Авантикул – страница перед титульным листом с частично вынесенной информацией с титульного листа.

Титульный лист – первый лист непосредственно книги, содержащий название, имя автора, издательство, год издания, дополнительные сведения по изданию. Бывает одинарный и двойной.

    

Внутренние элементы:

Текст

Иллюстрации (схемы, графики, рисунки, фотографии, гравюры и многое другое)

Декоративные элементы (буквицы, виньетки, орнаменты, рамки)

    

   

Книга – это совокупность внешних и внутренних элементов, которые объединены общей идеей оформления. Оформление же зависит от формата, объёма, жанра и других факторов.

   

«Простота, выразительность, гармония, соответствие облика книги её содержанию и внутренней структуре, удобочитаемость – такими критериями должна обладать любая книга». Ян Чихольд «Облик книги»

«Цель настоящего книжного искусства заключается в том, чтобы оформление идеально соответствовало содержанию книги, а к новизне и неожиданности должна стремиться рекламная графика». Ян Чихольд «Облик книги»

   

   

Глава II

  

Виды и функции иллюстраций, их расположение в тексте

  

«…В принципе, книга самодостаточна, так что прекрасно может существовать без иллюстраций, как и без прочих элементов оформления». (Ясон)

  

Если вашу книгу решило выпустить издательство, совсем обойтись без оформления не удастся. Цель издательства – продажа вашей книги не без выгоды для себя, а для удачных продаж оформление играет решающую роль, особенно при издании новых авторов. Если вы решили издать своё произведение самостоятельно, тем более поинтересуйтесь хорошим оформлением.

Иллюстрация – это изобразительное толкование литературного (или научного) произведения. Иллюстрации – самостоятельный вид изобразительного искусства, оно своеобразно, специфично и требует тонкого профессионального подхода.

  

«Я думаю, что иллюстрации – обязательный элемент оформления книги. Это же книга, а не кирпич, инструмент и продукт культуры, так сказать.

У книги должна быть обложка, заголовок, номера страниц, прочие элементы, ну и художественное оформление, конечно! Если не иллюстрациями, то хотя бы вставками-виньетками, буквицей и прочими элементами художества». (Thinnad)

  

«Мне кажется, книге нужны иллюстрации, будь то карта или портрет персонажа. После прочтения интересно посмотреть на визуальное воплощение идеи. Если, конечно, исполнение хорошее». (Dead December)

  

Главное назначение иллюстрации – визуальное воплощение идеи автора литературного произведения. Это самое воплощение будет полным, если присутствуют три основных функции иллюстрации:

— информативность;

— эмоционально-психологическая нагрузка;

— эстетичность.

   

Информационный эффект иллюстрации зависит от того, как полно, точно и быстро читатель сможет понять, что изображено. Иллюстрация должна быть понятна и удобна для восприятия. Сложность восприятия мешает читателю и попусту тратит его время. Иллюстрация способна не просто пояснять текст, а расширять и дополнять его. Художественная иллюстрация включает в себя не только композиционное построение, но и множество деталей, характеризующих героев, антураж, время и место действия. Всё вместе это даёт читателю представление о сюжете, героях, раскрывает более полно замысел автора.

  

«…иллюстрации, причём хорошие, тесно связанные с текстом – один из важнейших признаков культуры издания. (Natasha)

  

«Мне кажется, что иллюстрации лишними уж точно не будут. Но наличие иллюстрации возможно скажется на восприятии читателями текста. Визуализация определенных моментов, места действия или внешности героев, возможно, поможет читателю представить. Это тонкий момент, и зависит от индивидуальных предпочтений читателей». (Alizeskis)

  

«Мне кажется, что книге совершенно необходимы иллюстрации. Причем они нужны, как читателям, так и самим писателям. Читателям, чтоб лучше представлять героев, а автору… да в общем, с той же целью. Мне грустно, что сейчас во «взрослых» книгах почти нет иллюстраций».  (Литта)

  

ficwriter.info

Иллюстрации для книги. Три способа иллюстрировать Вашу книгу.

Иллюстрации в книге – важный эмоциональный фактор воздействия на читателя художественной литературы, который оказывает эстетическое и смысловое влияние. Иллюстрации способствуют лучшему восприятию текстов любого уровня сложности, помогая делать выбор в пользу конкретного издания!

В этой статье мы познакомим вас с основными моментами иллюстрирования и расскажем о способах как это сделать. Вам останется только выбрать подходящий способ оформления своей книги иллюстрациями.

Величина, формат и расположение каждой иллюстрации в книге имеет свое назначение. Вам необходимо познакомиться с тем, как обычно размещаются иллюстрации и техниками их рисования, чтобы общаться с художниками-иллюстраторами на «одном языке».

Выделяют следующие типы иллюстраций:

  • Фронтиспис. Такая иллюстрация для книги печатается на отдельном плотном листе бумаги и приклеивается к левой стороне первого книжного блока, разворота титульного листа перед первой страницей текстового материала. Как правило, на этом листе отображается главная идея, действие повествования. В некоторых случаях здесь располагают портрет писателя или главного героя сюжета произведения.
  • Заставка. Используется для украшения начала главы или раздела, и воспроизводит тематическую расшифровку содержания всей рубрикационной части издания, это, своего рода, графическое вступление. Заставка подготавливает читателя к развитию сюжета, эмоциональному восприятию произведения. Помимо тематических картинок, в начале разделов нередко используют орнаментальную, символическую, предметно-декоративную тематическую композицию, называемую линейкой.
  • Полосная. Рисунок, который занимает всю страницу книжки.
  • Полуполосная. Картинка, которая располагается в любом месте страницы: сверху, снизу, справа или слева.
  • На развороте. Изображение, занимающее разворот издания.
  • Оборонная. Тематическое изображение, обрамленное текстом.
  • Рисунки на полях. Небольшие изображения, распределенные по краю текстовой полосы.
  • Фоновая. Часто используется в цветных подарочных изданиях. Текст располагается поверх изображения.
  • Концовка или виньетка. Рисунок или графический элемент располагают в конце текста. Его выполняют в одном сюжетно-тематическом исполнении с заставкой.

Ниже перечислены основные техники рисования:

  • карандаш или уголь;
  • акварель или масло;
  • штриховой рисунок в стиле книг из славного времени СССР;
  • компьютерная графика, в том числе и 3D;
  • фотоколлаж – иллюстрация, составленная из нескольких фотографий;
  • фотореалистическое рисование.

Познакомьтесь с иллюстрациями, выполненными в разных техниках, и подоберите для себя подходящий вариант.

УгольАкварельКарандашФотореалистическое рисованиеШтриховой рисунокФотоколлаж

 

Привлекательность обложки издания, эстетичный и запоминающийся внешний вид, тематически правильно подобранные иллюстрации – гарантия будущего успеха книги. И здесь автору важно решить, какой способ иллюстрирования выбрать.

Способ 1: Заказать иллюстрации художнику-иллюстратору

Привлечение профессионального иллюстратора, художника-оформителя – один из лучших вариантов обеспечения своего письменного творения высококачественными изображениями в полном соответствии с изложением. Все иллюстрации для книги выполняются в единой технике рисования, поддерживается единый стиль, согласованный с автором.

Привлечение к работе иллюстратора не самый дешевый метод, но самый выигрышный в плане качества и точной передачи замысла автора.

Способ 2: Подобрать готовые иллюстрации для существующего сюжета

Данный способ хорошо подходит для стихов или рассказов, где все иллюстрации не связаны общей темой.

В Интернете можно найти множество готовых изображений по теме произведения. Но использовать их для оформления своей книги необходимо только с разрешения художника или фотографа, так как в этом случае существуют авторские права на изображение. Несоблюдение этого требования может привести к непредсказуемым последствиям: судебные разбирательства, денежные штрафы.

Поэтому лучше обратиться к услугам сайтов-фотобанков, где все фотографии, репродукции, рисунки предоставляются за небольшую плату, а иногда и бесплатно. Широкий выбор, высококачественное исполнение изображений позволяют оформить литературное произведение, не нарушая чужих авторских прав. Наше издательство пользуется услугами фотобанка www.lori.ru, где можно быстро найти подходящее изображение по ключевым словам.

Способ 3: Найти художника среди своих родственников или знакомых

Если Вы поинтересуетесь, то удивитесь, сколько знакомых Вам людей умеют рисовать. Пусть не очень профессионально, зато очень мило и душевно. Эти люди будут рады возможности иллюстрировать Вашу книгу бесплатно, за небольшое вознаграждение или ответную услугу. Пусть рисуют на бумаге. А затем в издательстве иллюстрации профессионально отсканируют и вставят в макет книги.

Услуги художников-иллюстраторов издательства ТРИУМФ

Наши специалисты создают иллюстрации в любой технике. Заказывая издание произведения в нашем издательстве, автор получает возможность работать с иллюстратором напрямую, что позволяет ему не только обсудить технику выполнения работ, количество рисунков, но и договориться о стоимости. Оплата также производится художнику напрямую.

www.triumph.ru

Самые необычные иллюстрации к культовым книгам

Книга – сама по себе вещь занимательная и интересная. Однако, для того, чтобы читателю было легче переносить триста страниц сплошного текста, великие люди придумали такую вещь как иллюстрации к ним. Согласитесь, моральная нагрузка на мозг – это замечательно. Но чтобы не впадать в скучную монотонность, нам порой не помешает капля визуального наслаждения на страницах любимой книги.

Сразу же в памяти всплывают пестрые картинки из детских книг, однако чем значительнее книга в мировой культуре, тем серьезнее и глубже художники подходят к делу создания изображения. И тут уже никакие рисунки “Айболита” не  станут рядом с тем, что создают люди под впечатлением культовых книг. Сегодня я хочу продемонстрировать вам 7 разных взглядов иллюстраторов на книги, созданные в разную эпоху, но одинаково оставившие след в мировой литературе. Расположены они в хронологической последовательности. Наслаждайтесь!

И раз уж я решила следовать хронологической последовательности, то первыми в списке станут иллюстрации к знаменитейшей трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”. Сава Бродский – советский художник и книжный иллюстратор, чьи работы для трагедии не могли не привлечь внимания. Каждая из них буквально пронизана духом печальных событий: темные цвета, бледные лица и оттенок готического стиля – все это придает образам привкус горечи, а картинам – атмосферу действительно “печальнейшей повести на свете”.

Сальвадор Дали – неугомонный гений, который создал целых четыре разноплановых цикла иллюстраций к известнейшей после Библии книге – «Дону Кихоту». Но, пожалуй, я продемонстрирую вам фрагменты к самому первому циклу романа Сервантеса, так как именно его Дали любил больше всего и любовался им в одиночестве. Эти иллюстрации, к сожалению, мало известны в мире, однако доставляют эстетическое наслаждение не хуже других знаменитых произведений великого художника.

Сами произведения По явно не славились своей позитивностью и радужностью. А если вспоминать его “Черного кота” и “Ворона”, то в общем-то от хорошего настроения останется кошачий хвост, а тело покроется дрожью от щекотания нервов черным пером “Nevermore”. Именно эту атмосферу удалось передать молодой художнице Анастасии Черной (Ero Nel) в так называемой “Азбуке По”. Каждая картина – отдельный рассказ писателя. Каждая заглавная буква – часть алфавита Аллана По.

Б – “Береника”

У – “Убийство на улице Морг”

Ч – “Черный Кот”

Дабы создать контраст, после мрачного и пугающего По познакомлю вас с “теплыми” сёстрами Бальбюссо. Само произведение Шарлотты Бронте хоть и содержит местами пугающие события, но, несмотря на это, является трогательным и душевным романом, где на темном фоне преобладают яркие краски любви. На иллюстрациях художниц  большую роль играют именно теплые оттенки, которые пронзают душевностью даже самые пугающие моменты книги.

Eda Akaltun – современный иллюстратор, который создал серию изображений для небезызвестной повести Франца Кафки «Превращение». Рисунки, исполненные всего тремя цветами, должны были скорее охватить и обличить черный юмор и атмосферу клаустрофобии самой истории, нежели её повествование.

 

Чеканить шаг. Ходить строем. Нет, это не армия, это Оруэлл. Мало сказать о том, что знаменитейшая антиутопия “1984” повлияла на одно лишь искусство. Нет, она повлияла на видение целого мира. А как изобразить его понятнее и “безопаснее”, кроме как в изображении? Именно это и попытался сделать современный российский иллюстратор Андрей Замура. Строгие линии, абстрактные фигуры и максималистское видение – идеальный рецепт изображения под  впечатлением “1984” Джорджа Оруэлла.

Студентка Харьковской академии дизайна и искусств Слава Шульц создала впечатляющую серию иллюстраций к повести Э. Хемингуэя “Старик и море”, мимо которой пройти, не восхитившись, было затруднительно. Техника рисования маслом по фотобумаге, добавить к этому книжную графику и, конечно же, холодные цвета, от которых кровь в жилах стынет, – вот околоидеальный рецепт блестящего труда, тепло принятый общественностью.

Ну и напоследок я все-таки разбавлю уже создавшуюся мрачную атмосферу сказочными иллюстрациями братьев Хильдебрант по роману Толкина “Властелин колец”. Более ярких и впечатляющих иллюстраций, сложно найти. Они так и пестрят красками, жизнью и эмоциями. И кажется, глядя на них, любой взрослый человек на какой-то миг окунается в сказку и ощущает это дикое желание, взяв книгу и фонарик, забраться под одеяло и утонуть в огромнейшем мире, созданном гениальнейшим писателем Джоном Толкином.

Левиза Никулина

Читайте также:

Художественный андеграунд: 10 иллюстраторов, изменяющих сознание

30 шикарнейших примеров визуального безумия в музыке

Завораживающие цифровые обложки книг о Гарри Поттере

say-hi.me

Иллюстрации к вашей книге

Обсуждаем один из самых занимательных жанров изобразительного искусства


Что может быть увлекательнее, чем разглядывать яркие картинки на страницах интересной книги. Любовь к этому занятию не проходит с годами, порой наоборот, лишь растет. С возрастом мы начинаем не просто рассматривать иллюстрации для развлечения, но также можем оценить их художественную ценность.



Иллюстрация — неотъемлемая часть книги как феномена. Некоторые произведения мы запоминаем исключительно по картинкам на страницах. У каждого человека во время чтения формируются образы героев, обстановки и мест, описанных в книге, а изображения дают уникальную возможность сравнить свое восприятие с восприятием художника. Таким образом, мир, с которым мы знакомимся, становится ярче и полнее.


Визуальное сопровождение текста делает опыт чтения многогранным, потому что иллюстративные образы подстегивают воображение, мы начинаем глубже погружаться в повествование, дорисовываем картины в уме, становимся частью истории, о которой читаем. Звучит довольно пафосно, но тем не менее именно иллюстрация помогает по-настоящему привязать читателя к книге, потому что изобразительные элементы привлекают и удерживают внимание лучше, чем просто текст. И это относится в равной степени и к детям, и к взрослым. Поэтому если вы колеблетесь, добавлять ли в свою книгу иллюстрации, долой сомнения!

В начале был рисунок


Книжная иллюстрация появилась вместе с первыми письменными источниками. Если точнее, то картинки появились первыми — ведь рассказывать истории с помощью изображений стали задолго до изобретения письменности.


Гутенберг иллюстрировал первые печатные книги рисунками, которые переводились на бумагу с помощью деревянных досок. С развитием гравюры и литографии копирование изображений стало еще проще и приобрело массовый характер. Естественно, книги украшались иллюстрациями и до изобретения печатного станка, тогда это было настоящим искусством, так как каждый рисунок в каждом экземпляре создавался вручную. Сегодня же цифровые технологии позволяют распространить информацию в любом количестве, поэтому иллюстрированные книги перестали быть роскошью и доступны всем.


Когда речь идет о книжной иллюстрации, в голову приходит именно художественная литература, преимущественно детская. Но non-fiction также нуждается в визуальном сопровождении. Если это научно-популярные книги, оно делает текст понятнее и проще, особенно когда в игровой манере обыгрываются сложные схемы и ситуации. Научные иллюстрации — это тема отдельной статьи. В будущем мы обязательно уделим этому внимание.

Лучшие из лучших


Некоторые иллюстрации стали известны и любимы как самостоятельные объекты художественного творчества. Рисунки Джона Тенниела к «Алисам» Кэрролла, иллюстрации Бибилина и Васнецова к народным сказкам, работы Гюстава Доре к книгам Данте и Рабле — настоящие произведения искусства. Список можно продолжать очень долго, наверняка у каждого есть такие образцы, которые сразу приходят на ум, не правда ли?


Мир книжной иллюстрации необычайно богат. И, как это часто бывает со многими феноменами, мы не видим всей его глубины и разнообразия. Одни иллюстраторы стали известны на весь мир, другие, не менее достойные, остались в тени. Стоит отметить, что сам Льюис Кэрролл был очень талантливым художником и его сопровождение «Алис» не менее чудесно, чем традиционные рисунки Тенниела. Эти сказки очень занимали художников. Алису изображал даже сам великий Дали, и это подлинные шедевры живописи. Иллюстрации к приключениям Алисы заслуживают отдельного исследования. И оно существует: им посвящена целая книга.


Современная книжная иллюстрация не менее прекрасна, чем классические образцы этого жанра, и сегодня, с прогрессом технических возможностей, он процветает как никогда. Назовем Владислава Ерко, Игоря Олейникова, Ольгу и Андрея Дугиных, Роберта Ингпена, Скотта Густафсона и многих-многих других.

Иллюстрации к детским книгам


Особенно важна иллюстрация для детской книги. Внимание ребенка гораздо проще привлечь яркой и красивой картинкой, к тому же она позволяет глубже погрузиться в сказочный мир и почувствовать себя его героем. Очень часто можно услышать, что дети неохотно берут в руки книжку, в которой одни лишь буквы. (Помните, как возмущалась всё та же Кэрролловская Алиса, когда в книге не было «ни картинок, ни разговоров»?) Согласитесь, что многие истории в детстве мы любили не только потому, что они интересны, но и из-за захватывающих рисунков.


Иллюстрация всегда идет рука об руку с текстом, сопровождает повествование, а иногда и вовсе выходит на первый план. Примеров очень много, как обычно, в детской литературе, где визуальная составляющая для маленьких читателей гораздо важнее текстовой. Шведский писатель Свен Нурдквист прославился своими иллюстрациями, которыми он украшает свои истории. Они настолько красочны и детальны, что каждую из них можно рассматривать часами. И даже взрослым это совсем не скучно. Беатрис Поттер создала удивительный мир своими произведениями, но все-таки в первую очередь мы вспоминаем нежные и такие добрые иллюстрации к ее историям о приключениях кролика Питера и других зверей.

Авторская иллюстрация


Если помимо писательства вы увлекаетесь рисованием, то попробуйте проиллюстрировать свои произведения! Чудесных Муми-троллей Туве Янссон нарисовала сама, а трогательный образ Маленького принца принадлежит руке Экзюпери. Если взглянуть на то, какие зарисовки делал Толкин для «Хоббита» и «Властелина колец», то сразу станет понятно, где черпали свое вдохновение создатели экранизаций. Многие авторы иллюстрировали свои произведения, и это чудесно, потому что мы можем лучше понять их замысел, как именно они представляли себе миры, которые описывали, и населяющих их героев. Если есть возможность, обязательно попробуйте сделать несколько набросков к своим работам, ведь лучше вас никто не знает, как должны выглядеть ваши персонажи! Даже если в будущем не станете их использовать в книге, то всегда можно дать их художнику как образцы, на основе которых будут сделаны профессиональные рисунки для вашей книги.


Если вы всё же взялись за самостоятельное оформление своего произведения и создавали иллюстрации на бумаге, отсканируйте их. После этого, при необходимости, обработайте их в Photoshop или любом другом графическом редакторе. Сохраните рисунки в формате jpeg — он самый распространенный. И проверьте размер и качество изображений, если картинка будет плохого качества или слишком маленькая, результат при печати может вас разочаровать. При загрузке на Bookscriptor советуем не вставлять картинки в текстовый файл с рукописью, а разместить их в книге при работе в редакторе. 

Технологии и техники


Если взглянуть хотя бы на вышеупомянутых авторов, то становится очевидно, что иллюстрация может быть выполнена в различных техниках и с помощью самых разных материалов. Например, работы Билибина и Васнецова — это традиционная живопись, «холст, масло». А Доре — гравюра, причем виртуозно выполненная. Материал и способ исполнения влияет на настроение и восприятие. Яркие цветные картины создают живые образы, подходящие для сказок и приключенческих историй. Гравюра же делает образ готичным. Экзюпери рисовал акварелью, пером и карандашом, что придает его работам наивность, доброту, «легкость» и «прозрачность». Сегодня к традиционным живописным, графическим и гравюрным иллюстрациям присоединились компьютерные. Они позволяют создавать впечатляющие визуальные эффекты несколькими движениями, а результат получается такой, какого сложно добиться традиционными способами.

Обложка


На эту тему мы еще поговорим подробно, но нельзя не вспомнить об обложке книги в рамках этого разговора. Ведь она — самая главная иллюстрация! Поэтому ей стоит уделить особое внимание. Как быть? Ограничиться сдержанным орнаментом? Или наоборот, пусть яркие краски так и манят читателя! Какой бы вариант вы не выбрали, он должен гармонировать с содержанием и настроением произведения, чтобы не вводить публику в заблуждение. Ведь встречают все-таки по одежке или, извините за каламбур, по обложке. Сегодня в редакторе Bookscriptor вы можете сконструировать обложку вашей книги и сделать ее именно такой, как вы задумывали. Используйте шаблоны или загрузите свое изображение, кадрируйте его, меняйте цвет и размер надписей. Пусть ваша книга будет отражением вашей индивидуальности!

Уважайте труд художника


Сегодня парой кликов можно найти тысячи самых разных изображений на любую тему. Но как бы ни хотелось, использовать их без спроса нельзя. Нужно согласовать с художником или фотографом условия их использования. Если картинки находятся в свободном доступе — или с лицензией на использование и изменение, то в книге нужно сделать ссылку на источник изображения.


Но лучший вариант — это заказать иллюстрации у художника. Тогда ваша книга станет поистине уникальна! С сегодняшними технологиями сделать это очень просто. Найдите автора, чей стиль вам по душе, и свяжитесь с ним лично. Если творческие условия сотрудничества согласованы, обязательно обговорите все правовые тонкости, чтобы в будущем не возникло проблем. Не забудьте обсудить степень передачи прав на использование и распространение иллюстраций — можете ли вы пользоваться ими где-либо еще, помимо книги, например, для сувенирной продукции.


Прежде чем заказать художнику работу, продумайте в деталях, в какой технике должны быть выполнены иллюстрации, черно-белые или цветные. Решите, сколько картинок вы хотите и как они расположатся на странице — горизонтально или вертикально, на полстраницы, на всю страницу или мелкие картинки будут в обрамлении текста. Ниже представлены некоторые варианты.

Покажите публике свой мир


Мир книжной иллюстрации — это бескрайний океан. Чем больше в него погружаешься, тем яснее становится, что объять его невозможно. Украшайте свои произведения самостоятельно или с помощью художников, главное, чтобы изображения тонко передавали ваш замысел и гармонично дополняли текст произведения. Если вы хотите проиллюстрировать свою книгу, то вы также можете обратиться к нам, будем рады внести свою лепту в оформление вашего творения. Ждем ваши заказы по адресу: [email protected]


Оставайтесь с нами!


В оформлении статьи использован рисунок Галины Зинько


Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге! 

bookscriptor.ru

Как должны выглядеть иллюстрации в детских книжках

Книги, которые мы прочли в детстве, так сильно повлияли на нас благодаря запоминающимся картинкам с любимыми героями. Образы Незнайки или Дюймовочки мы легко можем воспроизвести в памяти спустя десятилетия. Но теперь хорошую книгу с картинками выбрать сложнее. Заходя в магазин, мы просто теряемся и в итоге берём книжку с самой ядовитой обложкой, от которой ребёнку делается дурно. В чём секрет удачной иллюстрации и как выбрать для ребёнка хорошую книжку с картинками, Ангелине Грин и Илье Маркину рассказала Александра Балашова, иллюстратор и преподаватель Школы рисования Вероники Калачевой.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

3 правила для создания хороших детских рисунков

Универсального рецепта идеальной иллюстрации не существует. Но существуют три правила, которые позволяют художникам создавать привлекательные рисунки для детских книг.

1. Детская иллюстрация должна быть контрастной. В противном случае ребёнку сложно сфокусировать на чём-то взгляд. У детей умение сосредотачиваться не очень развито. Они воспринимают цвета и формы, поэтому для детской иллюстрации это особенно важно.

2. Композиция должна быть чёткой, хорошо продуманной. Взгляд не должен уходить за пределы иллюстрации. Всё внимание должно концентрироваться в пределах картинки.

3. Читатели должны узнавать в героях себя. Хорошо, например, если персонажи соответствуют возрасту детей, пропорциям тела.

Что касается выбора книги родителями, я советую с детства прививать детям хороший вкус. Нужно взять на себя смелость и избавиться от всех книг с пластмассовыми трясущимися глазками и ядерными цветами. Выбирайте те иллюстрации, которые нравятся вам самим. Так вы шаг за шагом будете знакомить своего ребёнка с миром прекрасного. Мы же все ограничиваем своих детей в потреблении сладкого и прививаем любовь к овощам? Так же нужно поступать и с книжными иллюстрациями.

Важно помнить, что внимание ребёнка удержать сложнее, чем внимание взрослого. Чтобы проверить, достаточно ли контрастна иллюстрация, проведите простой тест: сфотографируйте иллюстрацию в режиме чёрно-белой съёмки. Она должна получиться разнообразной по тону, не выглядеть как слипшаяся серая масса.

Многие взрослые, особенно бабушки, считают, что в детских книгах животные должны быть нарисованы реалистично. Иначе у ребёнка будет неправильное представление о том, как выглядит, например, кошка. Как показывает практика, совсем маленькие дети лучше реагируют как раз на более символичное изображение животного. Они сразу узнают его. Кроме того, этот символизм развивает фантазию. Не бойтесь упрощённых форм. Оставьте реалистичные иллюстрации (например, авторства Ингпена) для детей постарше.

Если не знаете, как выбрать из многообразия книг что-то стоящее, и теряетесь среди ассортимента книжных магазинов — обратите внимание на небольшие издательства («Поляндрия», «Самокат», «Розовый жираф»). Маленькие издательства часто более тщательно подходят к выбору книг и качеству иллюстраций.

Какими бывают детские иллюстрации

Единой классификации иллюстраций нет, всё индивидуально и зависит от автора. Для родителей, которые всё-таки хотят разобраться в ассортименте детских книг с картинками, мы подготовили небольшой гид по техникам, подходам и стилям рисования иллюстраций.

Начать стоит с того, что есть разные материалы. Кто-то рисует красками, кто-то карандашами, кто-то совмещает техники или использует коллажи, кто-то режет из бумаги. Некоторые иллюстраторы рисуют сразу в чистовик из головы, а кто-то рисует множество скетчей и подбирает референсы.

Главное в иллюстрации — объединяющий принцип для серии картинок. Чаще всего это будет сюжет, он разбивается на ключевые сцены, к каждой из которых художником создаются иллюстрации. На рисунках изображаются герои повествования.

В качестве примера объединённых сюжетом иллюстраций можно привести рисунки Фредерика Пийо в книгах «Лулу и рассеянный Аист» или «Лулу и праздник влюблённых». На рисунках мы видим как раз те ситуации, которые описываются в тексте.

Иллюстрация Фредерика ПийоИллюстрация Фредерика Пийо

Некоторые художники объединяют серии картинок по принципу места действия: например, иллюстрации сцен из деревенской жизни. По такому принципу оформлены многие виммельбухи — развивающие книги для рассматривания, тренирующие внимание и память. Это издания большого формата, в которых каждый разворот — детализированная картинка, которую дети могут разглядывать бесконечно.

Виммельбухи — идеальный вариант для читателей помладше: дети учатся, играя и читая. Яркий пример — книга «В цирке» Доро Гебель и Петера Кнорра. Несколько сюжетов, каждый из которых разворачивается на территории цирка.

Иллюстрация Доро Гебель и Петера Кнорра

Картинки иногда объединяются и по стилистическому принципу. Иллюстратор рисует уже знакомые образы, адаптируя их под свой уникальный стиль. Например, перерисовывает персонажей книги, серии книг, серии фильмов или мультиков так, чтобы они, оставаясь узнаваемыми героями, отражали видение художника. На рисунках финского графического дизайнера Йирки Ваатайнена можно узнать диснеевских принцесс, хотя они и выглядят непривычно. Детям, которые любят «Холодное сердце» и «Белоснежку и семь гномов», книжка с подобными иллюстрациями очень понравится.

Иллюстрации Jirka Väätäinen

Особенность техники тоже может быть объединяющим принципом. Например, если автор использует только геометрические фигуры, как Олег Береснев в рисунках животных. Подобные иллюстрации отлично тренируют образное мышление детей и учат их воспринимать упрощённые формы.

Таких объединяющих принципов можно придумать великое множество. Ограничений нет, всё зависит только от самого художника и возможностей его фантазии.

Иллюстрация Олега Береснева

Сейчас очень популярны живые техники и материалы — акварель, гуашь, цветные карандаши, коллажи. Векторные иллюстрации тоже пользуются популярностью, но чаще всего почерк художника в них узнать гораздо сложнее.

Вот яркий пример иллюстрации в акварели от токийского художника Матеуша Урбановича.

Иллюстрации Mateusz Urbanowicz

А вот рисунки гуашью от Динары Мирталиповой.

Иллюстрации Dinara Mirtalipova

Некоторые художники вырезают иллюстрации из бумаги или ткани, как, например, чешская художница Михаэла Михайлова. Подобные эксперименты с формами всегда занимают детей.

Иллюстрации Michaela Mihalyiová

Такую же технику взяли на вооружение авторы книги «Звучит»: Татьяна Деваева, Елена Эрлих и Алексей Ляпунов.

Иллюстрация Татьяны Деваевой, Елены Эрлих и Алексея Ляпунова

Оригинальные работы получаются у тех, кто работает с линогравюрой. В качестве примера — рисунок Ольги Ежовой-Денисовой из Екатеринбурга.

Иллюстрация Ольги Ежовой-Денисовой

Некоторые художники используют коллажи, как это делает художница Моргана Уоллес. Таким иллюстрациям дети нередко стараются подражать, вдохновляясь на создание собственных поделок и коллажей.

Иллюстрация Morgana Meredith Wallace

Классическая векторная иллюстрация, как в работе ирландского иллюстратора Питера Доннелли, примечательна, прежде всего, тем, что напоминает мультипликацию.

Иллюстрация Питера Доннелли

Лучшие иллюстраторы

Если вы не вполне доверяете собственному вкусу, обратитесь к работам прославленных художников. Гуру иллюстрации очень много, и у каждого человека свой список фаворитов. Я составила подборку своих любимых авторов. Все они повлияли на детскую иллюстрацию, а многие даже стояли у её истоков.

Мирослав Шашек — детский писатель и иллюстратор из Чехии, известный благодаря красочным путеводителям. Серия ярких изданий включает в себя гиды «Это Нью-Йорк», «Это Париж», «Это Лондон» и многие другие.

Зденек Милер — ещё один чешский художник, чаще работавший с анимацией. Известен как автор мультфильмов о Кротике, которые многие с удовольствием смотрели в детстве.

Беатрис Поттер — английская художница и автор детских книг. В основном она рисовала животных и растения.

Лев Токмаков — советский художник-иллюстратор, сотрудничавший с журналом «Мурзилка». Его работы хранятся в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Виктор Чижиков — художник, подаривший миру образ медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Юрий Васнецов — советский художник, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор и лауреат государственных премий. Его рисунки можно встретить в большинстве знакомых нам с детства книг.

Ольга и Андрей Дугины — российские художники, переехавшие в Штутгарт. Их работы напоминают средневековые миниатюры. В 2007 году супруги были награждены Золотой медалью Общества иллюстраторов США за рисунки к сказке «Храбрый портняжка».

Роберт Ингпен — иллюстратор австралийского происхождения. Среди его работ рисунки к «Алисе в стране чудес», «Острову сокровищ», «Тому Сойеру», «Питер Пэну и Венди», сказкам Киплинга и многим другим классическим произведениям. Некоторым иллюстрации Роберта Ингпена кажутся чересчур взрослыми, серьёзными и даже мрачными, у других же вызывают восторг.

Эрик Карл — иллюстратор, долгое время работавший в отделе рекламы в престижной газете «Нью-Йорк Таймс». Однажды логотип, нарисованный художником, так понравился одному детскому писателю, что Эрику Карлу предложили создать иллюстрацию для книжки. Вскоре художник и сам стал писать для маленьких читателей.

Ребекка Дотремер — французский художник-иллюстратор и автор собственных детских книг. Работает в детских печатных изданиях и создаёт плакаты с иллюстрациями.

Эрнест Шепард — английский художник и иллюстратор, работавший карикатуристом в сатирическом журнале «Punch». Известен своими иллюстрациями к сказкам о Винни-Пухе.

Квентин Блейк — английский иллюстратор. Его рисунки украшают более 300 книг признанных классиков: Льюиса Кэрролла, Редьярда Киплинга, Жюля Верна, Сильвии Плат, Роальда Даля и многих других.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

11 телеграм-каналов для любителей книг

Почему лучше читать книги на бумаге

4 совета для тех, кто не может заставить себя читать книги

mel.fm

Книжные иллюстрации | С фотокамерой и без…

Чудовища мира фэнтези-5-29

Смотрим подборку фотографий на тему: Жуткие монстры Мира фэнтези Часть 5 Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками бабы-яги, ведьмы, драконы, кошмары из сновидений, кощеи, монстры, ужасы, фэнтези, художники иллюстраторы, Художники фэнтези, чудовища.

Древние воины-2-22

Смотрим подборку изображений на тему : Древние воины в иллюстрациях и на картинах.Часть 2 Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками битва, война, древние войны, Древняя история, кровь, оружие, солдаты, сталь.

Жуткие монстры Мира фэнтези Часть 4-32

Смотрим подборку фотографий на тему  Жуткие монстры Мира фэнтези Часть 4 Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации.

Древние воины -16

Смотрим подборку фотографий на тему : Древние воины в иллюстрациях и на картинах. Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации.

Жуткие монстры-3-25

Смотрим подборку  фотографий на тему  Жуткие монстры Мира фэнтези Часть 3 Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками жуткие твари, кошмарные уроды, монстры, паноптикум, ужасы сновидений, художники иллюстраторы.

Жуткие монстры Мира фэнтези-2-37

Смотрим подборку фотографий на тему  Жуткие монстры Мира фэнтези Часть 2 Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации.

Жуткие монстры Мира фэнтези-1-14

Смотрим подборку фотографий на тему   Жуткие монстры Мира фэнтези Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками иноземные миры, миры, монстры, страшные создания, твари, фантазия, фантастика, фэнтези, чудовища, чужие миры.

Смотрим подборку фотографий на тему: Иллюстрации.Виктор Алексеев и Станислав Бабюк Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками Виктор Алексеев, дюймовочка, история России, книги Г.Х.Андерсена, книжные иллюстрации, красивые иллюстрации, народные сказки, сказы Бажова, Станислав Бабюк, училище им. Репина, Художник-иллюстратор.

Девочка со спичками-10

Смотрим подборку иллюстраций на тему  Художник-иллюстратор Наталья Демидова Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками алла Демидова, Андерсен, книжные иллюстрации, союзмультфильм, Твен, Художник-иллюстратор, Чехов.

Аранца Сестайо -24

Смотрим подборку фотографий на тему Художник иллюстратор Аранца Сестайо Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками Аранца Сестайо, готика, фэнтези, Художник, Художник-иллюстратор.

Майкл Велан-1-10

Смотрим подборку фотографий на тему   Художник Michael Whelan Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками Michael Whelanу, Иллюстрации, фэнтези, Художник, Художник-иллюстратор.

Марья-Моревна-7

Смотрим подборку фотографий на тему  Иллюстрации художника Ивана Билибина Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками Иван Билибин, Иллюстрации, иллюстрации к сказкам, Художник-иллюстратор.

Варавин-2

Смотрим подборку фотографий на тему  Художник -иллюстратор И.Варавин Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками И.Варавин, Художник-иллюстратор.

сны-капища

Смотрим подборку фотографий на тему Художник-иллюстратор Виктор Корольков часть 4 Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками Виктор Корольков, Художник-иллюстратор.

поединок-Перуна-с-демоном-Зимы

Смотрим подборку фотографий на тему  Художник-иллюстратор Виктор Корольков часть 3 Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками Виктор Корольков, Художник-иллюстратор.

перуница

Смотрим подборку фотографий на тему  Художник-иллюстратор Виктор Корольков часть 3 Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации.

Легкорылая лодья.

Смотрим подборку фотографий на тему: Художник-иллюстратор Виктор Корольков продолжение Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками Виктор Корольков, Художник-иллюстратор.

Воздушный корабль

Смотрим подборку фотографий на тему  Художник-иллюстратор Виктор Корольков Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками Виктор Корольков.

Black-Fire

Смотрим подборку фотографий  на тему Художник стиля Фэнтези  Борис Вальехо часть 4 Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками Борис Вальехо.

Winged-Monster-Flying-Serpent

Смотрим подборку работ мастера  на тему Художник стиля Фэнтези  Борис Вальехо часть 3 Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками Борис Вальехо, фэнтези.

Dragon-Maiden

Подборка иллюстраций  на тему Художник стиля Фэнтези  Борис Вальехо часть 2 Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками Борис Вальехо.

ЧБ окончание-28

Смотрим подборку Черно-белое фэнтези окончание Читать далее →

Запись опубликована автором admin в рубрике Книжные иллюстрации с метками фэнтези.

geofotoput.ru

33 шедевра иллюстрации

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Многие художники гениально используют привычные материалы, создавая настоящие шедевры масляной живописи или акварели, но есть те, кому тесно в любых рамках. Они одинаково уверенно держат в руках кисть, фотоаппарат и перо графического планшета. Именно они нарушают все правила, смешивают самые разные материалы и техники, смело используют все возможности традиционных материалов и современных технологий. Их основная цель — выразить идею и рассказать историю. Иллюстрация — уникальный вид искусства, где можно все. И каждый день становится все больше талантливых художников, способных сказать что-то новое и удивить нас.

AdMe.ru предлагает погрузиться в творчество лучших российских и зарубежных иллюстраторов.

Удивительные миры Алекса Андреева

Цунами (слева). Под облаками (справа).

Российский художник и иллюстратор Алекс Андреев рисует удивительные миры, фантастические и яркие: огромных черепах, летающие корабли и существ, будто сошедших с картин Сальвадора Дали.

Пушистые и не очень персонажи Бобби Чиу

Ночной кошмар.

Инопланетяне среди нас (слева). Медведь в полете (справа).

Бобби Чиу начал свою творческую карьеру в 17 лет, участвуя в разработке игрушек Disney и Warner Brothers. Сейчас он креативный директор собственной студии Imaginism Studios, которая базируется в Торонто (Канада), и продолжает рисовать милых и забавных персонажей.

Фантастические сюжеты Сергея Колесова

Кочующая деревня.

Пьяный Бог (слева). Лаборатория (справа).

Сергей Колесов живет и работает в Чехии, сотрудничая с компьютерными студиями и рисуя немного странные, но глубокие работы. Необычные ракурсы, пластичная техника и приглушенные цвета, характеризующие его стиль, в сумме дают интересные и зачастую немного грустные иллюстрации.

Забавные персонажи Дениса Зильбера

Чаламала, играющий на флейте.

www.adme.ru

Советы родителю

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о