Учитель тьютор – 4 вещи, которые нужно знать о тьюторах

4 вещи, которые нужно
знать о тьюторах

Слово «тьютор» (англ. tutor — наставник) уже вошло в наш активный словарь. При этом задачи педагога-тьютора многим до сих пор не до конца понятны. Чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя, психолога и коуча, и зачем он нужен в образовательном процессе, рассказывает заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, профессор Татьяна Ковалева.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Профессиональное сообщество России занимается тьюторством уже 25 лет, но родительский интерес к нему возник буквально вчера. Он обусловлен естественным желанием мам и пап выбрать идеальную образовательную траекторию для своего ребёнка. Роли тьютора в современном образовательном процессе была посвящена встреча Клуба экспертов образования, на которой выступила Татьяна Ковалёва. «Мел» публикует ключевые тезисы её выступления.

Татьяна Ковалёва

1. Кто такой тьютор

Тьюторство многими воспринимается как совершенно новое явление в процессе образования, а между тем оно существовало ещё в XII веке. Исторически название «тьютор» возникло в Оксфорде и Кембридже, в системе частных университетов Англии. Были профессора, которые читали лекции, были ассистенты профессоров, которые проводили занятия. И были такие люди, которые каждому студенту помогали выстраивать его индивидуальную образовательную программу — собственно, тьюторы.

2. Тьюторство в России

Когда мы только начинали этим заниматься, долго искали правильное слово. Ведь тьютор — новое слово для России, многих раздражающее. Как точнее определить деятельность тьютора и можно ли это английское слово заменить каким-то еще? Мы не могли назвать этого педагога ни наставником, ни гувернером, кстати, тоже словом далеко не русским. Поэтому не стали ничего выдумывать, а деятельность определили как сопровождение. Но сопровождение как бы сбоку: ты что-то делаешь, а я тебя сопровождаю, чтобы твое движение становилось более осознанным и менее хаотичным.

Это и есть сопровождающая педагогика. Педагоги, сопровождающие человека в действии, и называются тьюторами

На заре тьюторства мы попали в книжную пустыню. Ведь всегда легче на что-то опираться, когда это вводится в традицию. Возьмем, например, систему развивающего обучения. Выготский сказал, Эльконин подтвердил, Давыдов добавил, Леоньтев написал. А у нас нет опоры, потому что не было тьюторской профессии.

12 признаков хорошего учителя

Мы сделали своё издательство, стали переводить и писать книги сами и создавать библиотеку тьюторства. Профессия как таковая была введена с 2008 года. В МГПУ проходят курсы повышения квалификации, существует магистратура. Можно поступить на очную и заочную формы обучения и получать магистерский диплом тьютора.

3. Чем тьютор отличается от учителя

Учитель работает с одновозрастным или с разновозрастным коллективом и всех чему-то учит. Тьютор — это специфический педагог, который не занимается фронтально. И это средовой человек. Учитель может учить где угодно. Тьютор работает там, где устроена соответствующая среда.

Эта среда должна быть:

— Вариативной. Разные варианты чего-либо: сдачи экзаменов, изучения предметов, проведения исследований.

— Не структурированной. У нас сейчас происходит так: мы одной рукой вводим вариативность, другой ее забираем, навязывая свои советы. Пусть ребенок сам выбирает, надо чем ему работать, а потом анализирует. Нет ничего важнее пробы и опыта.

— Избыточной. Человек должен видеть и знать, что мир разный и реагирует по-разному;

— Открытой. Мы подстраиваемся под ребят, спрашивая у них, что бы им хотелось.

— Провокативной. Тьютор должен так организовать среду, чтобы через последующую рефлексию человек понял, что ему ближе. При этом тьютор себя не выпячивает, он только устраивает среду так, что она провоцирует.

Если ребенок не хочет ходить на занятия, задача тьютора раскрутить его интерес и вернуть в образовательную среду. Существуют разные технологии, через которые можно заглядывать в будущее и масштабировать интерес ребенка.

4. Ключевое понятие тьюторства — «забота о себе»

Мы сейчас не понимаем, на что делать ставку в образовании ребенка. И в этот момент переходности важно довериться самому ребенку. Он, не зная, чувствует. Откуда берется интерес — неизвестно. Вот когда детей-тройняшек приводят в песочницу, то один делает куличики, второй катает машинку, а третий — строит домик. Стихийные интересы у всех разные. К сожалению, культура субъективности у нас была потеряна. И тьюторство возникло как педагогика субъективности.

В каждом человеке есть что-то, чего он о себе не знает. И надо создать такую среду, где это проявится

Если процесс индивидуализации человека важен — появляется тьютор и сопровождает. Но важно не запутаться в понятиях — «индивидуальный подход» и «индивидуализация». Индивидуальный подход — это подход, предполагающий, что взрослый подбирает в соответствии с особенностями ребенка содержание и технологии обучения и воспитания. А индивидуализация — это культура заботы о себе. Умение самоопределяться, брать ответственность за свою жизнь, действовать самостоятельно и инициативно. Если, например, ребенок участвует в командной работе, он должен понимать, как правильнее лично он должен вложиться для достижения результата, в чем он силен и уникален.

Так ли полезна работа в команде на самом деле

Учитель передает стандарт. Есть место стандарту, но в это же время должно быть место тому, на что отзывается душа. Не во второй половине дня, во время внеурочной деятельности, а прямо сейчас, в основное учебное время.

Французский философ Мишель Фуко обсуждал такое понятие — «забота о себе». Есть культура заботы о себе.

Вы должны понимать, в чем сильны, в чем слабы. И эта культура заботы о себе должна входить в образование и поддерживаться тьютором

Начиная с трех лет и в идеале — без возрастных ограничений. На западе существуют университеты серебряного возраста. С людьми 70+ работают тьюторы. Там есть удивительные технологии — рестарты. Ведь после шестидесяти хочется качественно жить и делать то, о чем всегда мечтал, но не хватало времени или по каким-то причинам не сложилось.

Если мы теряем эту «заботу о себе», мы становимся массой. И вот тьютор это тот человек, который призван это не допустить.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как сделать из троечника отличника на домашнем обучении

5 советов для родителей девочки-подростка

Есть ли место шестидесятникам в школьной программе

mel.fm

Кто такой тьютор в школе и в чем заключается его работа

Только родители кое-как привыкли к появлению в школе нового человека – школьного психолога, новая напасть – какой-то тьютор. Кто это? Что он будет делать? И чем это грозит их любимому чаду? Особенно переживает за все такие нововведения старшее поколение: бабушки, дедушки. Они-то прекрасно выучились и без таких диковинок.

На самом деле ничего страшного не происходит. Это все делается для того, чтобы оптимизировать учебный процесс, сделать каждого ребенка максимально успешным, состоявшимся, счастливым.

Ведь кто такой тьютор в школе? Это сопровождающий, наставник. В его обязанности входит помочь ребенку найти свое место в жизни, понять, что же он хочет и может в реальности, раскрыть его таланты. Тьютор не учитель, он не преподает никакие дисциплины. И не школьный психолог, который отвечает за психологическое благополучие школьников всей школы. И не классный руководитель, который работает со всем классом сразу. Работа тьютора заключается в том, что он курирует развитие 5-6 учеников на протяжении нескольких лет учебы, возможно даже с первого класса до выпуска.

Больше знакомы с работой школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами в состоянии здоровья. Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь ребенка. Для каждого из них выстраивается индивидуальный план обучения и развития, учитывающий их особенности и помогающий им максимально реализовать свои возможности.

Но в обычной школе тоже все дети разные, и каждому из них, конечно, необходим человек, который будет направлять его развитие в сторону успешности, раскрытия имеющихся талантов, выработки индивидуальной образовательной программы.

Особенно это важно для старшеклассников, когда наиболее актуально стоит вопрос об окончательном сознательном выборе будущей профессии.

Именно тьютор поможет проявиться интересам и талантам каждого подопечного, сумеет адаптировать ребенка к требованиям школы, к безболезненному переходу из начальной школы в среднюю. Он же помогает устанавливать контакты со сверстниками, учит адекватно относиться к возникновению проблем в учебе и методам их правильного разрешения. В то же время он не является нянькой.

Но чтобы тьюторы не только пришли в школу, но и действительно выполняли именно свои функции, а не функции школьного психолога, классного руководителя или социального работника, необходимо создать благоприятную среду, условия для работы тьютора. Ведь наличие индивидуального плана развития у каждого ребенка предполагает, что в школе имеются ресурсы для их развития, осуществления. Причем в большом избытке, чтобы у ребенка был реальный выбор. В этом случае школьник, умело направляемый тьютором, начинает постепенно выстраивать свое будущее.

Допустим, такие образовательные пространства в учебном учреждении имеются. Но ведь еще нужно где-то качественно подготовить самих тьюторов. Это не должны быть самоучки, выполняющие функции данного специалиста так, как им кажется правильным, как каждый из них понимает смысл этой должности. На тьютора должны учиться так же, как на учителя, психолога и т.д. Это могут быть курсы переподготовки, центры повышения квалификации, магистратура. Должны быть четко прописаны и должностные обязанности такого специалиста.

В наш век высоких технологий, бешеных скоростей, с которыми успевает устаревать информация, тьютор становится одной из важнейших фигур в учебном учреждении, помогающих ребенку стать успешным.

Поскольку не все родители посещают родительские собрания, нужно обязательно вести разъяснительную работу через электронную почту, в бумажном варианте, чтобы донести информацию до каждого члена семьи, рассказать, кто такой тьютор в школе, что входит в его обязанности. И какую пользу работа тьютора может принести ребенку.

 

Likes(8)Dislikes(4)

prouchebu.com

Учитель и учитель-тьютор | Социальная сеть работников образования

Учитель

Учитель-тьютор

Тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе; обучает, учит чему-либо. (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой)

«Тьютор» в переводе с английского означает «наставник, репетитор, опекун».

Занимается обучением и воспитанием обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся.

Учитель-консультант и координатор.

Занимает позицию «над учеником». В ней учитель выступает активным субъектом, вкладывающим в пассивного ученика некое содержание, опыт, знания, которые ребенок должен усвоить.

Цель — создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока.

Продумывает способы мотивации для класса, а не отдельно для каждого ученика.

Продумывает способы мотивации,  анализируя познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого.

Приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели.

Осуществляет целеполагание вместе с обучающимися. Двигается от интересов учащихся, помогая им  реализовать их цели.

Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы.

Передает содержание преподаваемого предмета.

Организует образовательную деятельность обучающихся.

Система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику.

Самостоятельная работа под руководством учителя. С его стороны постоянно осуществляется контроль за правильностью действий ученика и организуется помощь в устранении возникающих у ученика затруднений независимо от того, осознал ли он причины возникших затруднений или нет

Консультирует и поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности.

Создает благоприятную творческую атмосферу, где недопустима критика идей и высказываний учащихся, навязывание собственной точки зрения или исследовательской стратегии.

Имеет дело только с учебным материалом преподаваемого предмета.

Работает с материалом преподаваемого предмета и производственными проблемами обучающихся. Помогает эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся.

Работает ответами. Учитель вошел в класс, его никто ни о чем не спросил, а он уже начинает: «Подлежащее это главный член предложения…» или «Кольский полуостров находится…». То есть учитель — это знающий и рассказывающий о своем знании (хороший учитель способен не столько рассказывать, сколько организовывать освоение этого знания, но в любом случае, он работает со знанием)

Работает  вопросами. Уметь ответить вопросом на вопрос, задать такие эффективные вопросы, за счет которых ученик начинает глубже видеть. Умеет продлевать и углублять вопросы.

Устанавливает с обучающимися отношения иерархии (знающий-незнающий)

Устанавливает с обучающимися отношения партнерства (вместе развивающиеся)

Позиция «над учеником» (даже если она гуманизирована) всегда содержит в себе элементы превосходства, принуждения, порой — насилия, часто — авторитарности.

Умеет слушать и выделять существенные моменты в любом высказывании ученика. Направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, так как организаторская роль тьютора превалирует над образовательной

Доступен обучающимся во время занятий, определенных расписанием

Доступен всегда. Предоставляет возможность связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций

Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

Помогает формировать у школьников следующие качества: инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность.

Учитель -тьютор не вызывает у ребенка чувства страха, не унижает его достоинство, а, наоборот, воспитывают в нем свободу и ответственность, высокую сознательность и смелость.  

Учитель знает Путь и конечную точку Пути

Тьютор не знает Пути, не знает конечной точки Пути, но он знает, как надо идти

nsportal.ru

Тьюторство в образовании — это что такое? Описание :: SYL.ru

На фоне стремительно развивающихся возможностей современного мира, резко расширившегося многообразия социокультурной жизни и динамики общества в целом образовательная школа долгое время выглядела устаревшей системой. Политика нашего государства, в частности модернизация и реформирование системы образования Российской Федерации, направлены на то, чтобы устранить давно созревшую проблему – исключить обезличенность массовой школы.

Сегодня от учеников требуется новое качество – стремление к инициативному, самостоятельному и ответственному движению в собственном непрерывном обучении. Но как должен измениться учебный процесс, чтобы обеспечить выполнение этих требований?

В российском образовании появились новые должности

Индивидуализация обучающих программ привела к появлению новых, неведомых до сих пор профессий в образовательной сфере. В нашей стране присутствует довольно яркая тенденция все «американизировать». В результате понятие «индивидуальные занятия» постепенно вытесняет термин «коучинг», а учителя и педагоги перевоплощаются в тьютеров. Однако, если «коучеры» укрепились в области бизнеса, то что же такое тьюторство в современном образовании? Чем будет заниматься тьютор в детском саду, школе или вузе?

Кто такой тьютор?

В переводе с английского tutor означает «домашний учитель, наставник, опекун». Происхождение этого слова идет от латинского tueor – заботиться, оберегать, связано с понятием «защитник» или «покровитель». Таким образом, тьютор выполняет посредническую роль и выступает в качестве помощника учащегося, его консультанта и организатора эффективной учебной деятельности. Именно деятельность наставника отвечает важным аспектам образовательного процесса ученика.

Особенности профессии

Тьюторство в образовании – это принципиально новый вид педагогической деятельности. Свое применение находит в работе с проблемными семьями, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере дополнительного или профессионального образования, в высших учебных заведениях.

На сегодняшний день рассматривается несколько аспектов тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность, направленная на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий. Задача наставника — помочь преодолеть несоответствие между учебной программой и реальными возможностями ученика.

Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личностного потенциала средствами просвещения – организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь подразумевается помощь в направлении воплощения проектной и исследовательской деятельности.

В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сопровождение непрерывно длится в течение всего образовательного процесса.

Дошкольное образование

Что такое тьюторство в дошкольном образовании? Новый вид педагогической деятельности проявляется там, где необходимо индивидуализировать любой учебный процесс. Детские сады и дошкольные заведения не являются исключением. Напротив, именно здесь задается личностный старт маленького человечка: наставник запускает механизмы совершенствования ребенка, поддерживая и помогая освоить ресурсы социума для самостоятельного познания и личностного развития.

Чтобы добиться эффективных результатов в работе с конкретным малышом, тьютор-воспитатель должен изучить его жизненную среду и помочь преодолеть дефицит опыта или, наоборот, укрепить и развить сильные стороны личностного потенциала. При этом не стоит забывать, что нормальное обучение не может происходить без участия родителей. Поэтому специалист будет их привлекать, консультировать и ориентировать в том или ином обучающем процессе.

В работе с каждым конкретным ребенком тьютором составляется индивидуальная программа (маршрут) развития с учетом возрастных и личностных особенностей малыша. Разработка производится таким образом, чтобы расширить детский кругозор и максимально стимулировать заинтересованность ребенка к самостоятельному познанию в обучении.

Дополнительное образование

Благодаря тому что система дополнительного образования не имеет четких государственных стандартов, именно эта область обучения позволяет индивидуализировать учебный процесс. Здесь доступно обучение по гибким, вариативным методикам: каждому ребенку гарантированы свободные темпы и глубина освоения образовательных программ.

Тьюторство в дополнительном образовании способствует применению личностно-ориентировочных технологий и способствует развитию собственного потенциала.

Принципы личностного развития ребенка

Тем не менее для наиболее эффективного решения задач образовательного процесса и достижения поставленных целей педагог должен выстроить определенную коммуникационную систему – наладить связь со своими подопечными. Общение с ребенком должно основываться на таких принципах, как:

  • Признание безусловной ценности. Ребенок должен чувствовать свою значимость.
  • Безоценочное суждение. Нельзя судить ребенка, основываясь на собственном мнении, объективность оценки его мыслей и действий способствует творческому развитию малыша.
  • Свобода самовыражения. Каждый педагог дошкольного образования должен всячески поддерживать выражение собственного «Я» ребенка.

Исходя из этого, можно смело говорить о том, что компетентность наставника будет способствовать эффективной индивидуализации процесса обучения и развитию личности малыша.

Инклюзивное образование. Стремление к самостоятельности

Сегодня в системе российского обучения активно применяется практика, обеспечивающая доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями в обычных школах. Тьюторство в инклюзивном образовании дает возможность детям с инвалидностью нормально адаптироваться в социуме. Вместе с тем у здоровых детей развивается чувство толерантности и ответственности.

Поэтому в школьной среде зачастую возникают ситуации, когда присутствие педагога-наставника жизненно необходимо ребенку. В первую очередь подобная проблематика касается ребятишек, имеющих ограниченные возможности. Однако это вовсе не означает, что тьютор — ежеминутно обслуживающая, заботливая нянька. Задача наставника — поддерживать в ученике стремление к самостоятельности.

Тьюторство в профессиональном образовании: перспективы развития

В очень многих российских вузах образовательный процесс являет собой разрозненную, а не целостную структуру. Получается так: студент изучает какие-то дисциплины, которые как-то относятся к получаемой специализации, но для самого обучающегося это отношение остается невыявленным. В результате окончивший обучение специалист, хоть и изучил очень много предметов, но связать их между собой не может.

Сегодня тьюторство в образовании – это реализация основных программ вузов, где студент может самостоятельно выбрать дисциплины, влияющие на будущий профиль. В профессиональном обучении такая тенденция становится весьма востребованной. В связи с этим современный непрерывный процесс получения знаний требует упрочнения позиции тьютора как полноценного участника.

Именно этот специалист является выразителем интересов обучающегося. Его работа заключается в помощи, консультациях и организации эффективного учебного процесса, траекторию которого должен выстраивать сам студент.

Однако фактически на сегодняшний день не все российские вузы готовы иметь в своем штате тьютора. Во-первых, это немалые дополнительные расходы. Во-вторых, многие пока не понимают, какую позицию он занимает, что будет делать и какие проблемы можно решить, введя его в структуру учебного заведения.

Кто может быть тьютором?

Как уже говорилось, тьюторство в образовании – это индивидуализация учебного процесса под конкретного ученика. К основным задачам наставника относятся определение круга интересов учащегося, координация его самостоятельных занятий и оказание помощи при выборе специализации. Однако кроме этого, тьютор помогает ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для учащегося он чаще всего становится психологом. Поэтому данный специалист обязательно должен иметь специальную тьюторскую или психолого-педагогическую подготовку.

Тьютором может стать работник-педагог, способный оценить и поддержать собственный выбор ученика, стремление к самостоятельности и его активность. Это может быть классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог или учитель-предметник.

Тьюторство и консалтинг в образовании

Деятельность любого учебного заведения, независимо от формы собственности, обязательно подлежит лицензированию и находится под контролем государства. В ходе регулярных проверок учебного заведения на предмет оценки качества образовательного процесса, использования современных методик обучения, качественного состава работников-педагогов и соответствия уровня образования проверяющие органы проводят необходимое консультирование руководящего состава.

Консалтинг в образовании и тьюторстве имеет свои особенности, обуславливаемые определенной спецификой. С одной стороны, сами учебные заведения предоставляют консалтинговые услуги определенным группам населения, а с другой – сами структуры и их сотрудники могут стать потребителями консалтинга.

Сегодня консалтинг в образовании развивается таких направлениях, как:

  • Педагогическое.
  • Социально-педагогическое.
  • Психологическое.
  • Управленческое.

Помощь консалтинговых структур может понадобиться учебным заведениям при разработке индивидуальных программ развития ребенка, адаптации ученика, сопровождении и консультировании, проведении различных видов диагностик и исследований с целью обобщения опыта или введении инновационных технологий и методик.

www.syl.ru

1.2.4. Организация педагогического сопровождения в работе учителя-тьютора, учителя-фасилитатора, учителя-модератора

В современных
условиях развития образования возникают
новые задачи становления высоконравственной
и социально зрелой личности, в соответствии
с которыми востребованным становится
педагогическое сопровождение обучающихся
в образовательном процессе. Поэтому
забота о реализации права ребенка на
полноценное и свободное развитие
является, сегодня неотъемлемой целью
деятельности любого образовательного
учреждения.

Педагогическое
сопровождение – это система профессиональной
деятельности, направленная на создание
условий социального взаимодействия,
способствующих успешному воспитанию,
обучению и развитию ребенка на каждом
возрастном этапе.

Сегодня
приоритетными задачами образования
являются не только формирование целостной
системы универсальных знаний, уме­ний
и навыков, но и развитие у школьников
активности, умения само­стоятельно
приобретать знания и оперировать ими,
способности к ус­пешной социализации
и адаптации на рынке труда. Важным
становит­ся проектирование своей
деятельности, проектирование себя, что
ис­ходит из проектности как способа
человеческого существования. Образование
предполагает, что ученик намечает нечто
новое в буду­щем, думая о реализации
своих возможностей, предпочтений и
инте­ресов. В последнее время очевиден
рост интереса педагогов к пробле­ме
развития новых функций учителя, к
исследованию внутренних ме­ханизмов
влияния на успешность деятельности
учащихся. Всё это вле­чет расширение
педагогической позиции.

Тьютор
(от
англ. tutor

наставник, репетитор, опекун) в совре­менной
педагогике — это учитель-консультант и
координатор. Его цель -создать
образовательную среду, которая позволит
ученику максималь­но самостоятельно
получать знания и навыки, обучаясь в
удобном для него режиме, в том числе в
рамках урока. При этом тьютор помогает
эффективно использовать учебные
материалы, Интернет, практичес­кий
опыт других учащихся. Таким образом,
система знаний выстраи­вается через
активность детей, их деятельность,
практику. Координи­рующая работа
тьютора направлена на помощь в постановке
пробле­мы, определении целей и задач
деятельности, планировании действий
по реализации, анализе результатов
работы. Тьютор консультирует и поддерживает
учеников в процессе их самостоятельной
деятельности. При этом он создает
благоприятную творческую атмосферу,
где недо­пустима критика идей и
высказываний учащихся, навязывание
собст­венной точки зрения или
исследовательской стратегии. Тьютор
умеет слушать и выделять существенные
моменты в любом высказывании ученика.
Учитель направляет ребенка с помощью
обзорной информа­ции, наводящих
вопросов, совета, т. к. организаторская
роль тьютора превалирует над
образовательной.

Координируемая
тьютором учебная деятельность школьников
помогает формировать у них следующие
качества: инициативность, доброжелательность,
открытость, наблюдательность, творческую
и интеллектуальную активность, способность
к нестандартным решени­ям, гибкость
и критичность мышления, бережное и
внимательное от­ношение к опыту
старших, оптимизм, толерантность.

Основная
задача учителя, владеющего тьюторской
технологией, заключается в том, чтобы
создать такие условия, где учитель-тьютор
своими действиями способствует инициативе
школьника в выборе способов деятельности,
их перестройке в новой личностной
ситуации, замене или отказе от действий.
Школьник сам строит своё деятельност-ное
пространство, создает необходимые
связи, а учитель-тьютор со­действует
ему в этом, облегчает решение сложных
проблем, являясь консультантом,
советчиком, участником проекта, носителем
культур­ной нормы и определенных
ценностей. В результате учитель
осущест­вляет сопровождение: работает
с ним над проблемами уточнения и
осоз­нания познавательного интереса,
рефлексирует вместе с учащимся спо­собы
деятельности, обсуждает выявленную
тему и проблематику, кури­рует этап
подготовки и реализации (презентация,
проекты и т. п.).

Тьюторское
сопровождение образования школьников
выступает как технология, ориентированная
на обеспечение условий выявления,
реализации и осознания индивидуальных
возможностей учащихся. При этом миссия
учителя-тьютора состоит не только в
оказании по­мощи школьнику в совершении
выбора, но и в предупреждении огра­ничения
свободы этого выбора.

Деятельность
учителя-тьютора имеет отличные от
учительской деятельности ориентиры и
основания, включающие: поощрение
уче­ников к использованию внешкольных
предметных знаний и умений; возможность
проб и исправления ошибок, признание
их ценности; ус­тановление контакта
с учеником, общение; опора на выбор
школьника; наличие коммуникации и
позитивного отношения участников друг
к другу в ситуации совместной деятельности;
ориентацию на открытость образовательного
пространства образовательной деятельности
учени­ка, возможность его изменения,
достраивания, переструктурирования
(уменьшения или увеличения). Его позиция
— «рядом с учеником». Стиль общения
педагога с ребенком — сотрудничество.

Фасилитация
(от
англ. facilitate

помогать) — это форма груп­повой работы
для выработки решений повышенной
сложности либо повышенной важности.
Фасилитатор, в отличие от традиционно
пони­маемого учителя, не является
экспертом и не обучает участников, а
предоставляет им специальные технологии
групповой работы для соз­дания
необходимого продукта. Фасилитатор
помогает группе, сопро­вождая поиск
решения. Целью работы фасилитационной
группы мо­жет быть решение любой
образовательной проблемы, разработка
стра­тегии деятельности коллектива
и др. Фасилитатор направляет работу
участников, модерирует результаты и
следит за выполнением участни­ками
заданных технологией правил.

Главная
задача фасилитатора — донести до школьника
мысль о том, что основной результат
обучения в школе — способность к
интен­сивному и грамотному поиску
знаний. Личностные изменения, а не
статическое знание, являются единственным,
что имеет смысл при выборе цели образования
в современном мире. Значимое учение
опре­деляется особенностями отношений,
которые устанавливаются между
фасилитатором и учащимся.

В
науке выделяют фасилитацию социальную
и педагогическую. Под первой понимают
повышение скорости или продуктивности
дея­тельности личности вследствие
актуализации в её сознании образа
другого человека (или группы людей),
выступающего в качестве со­перника
или наблюдателя за её действиями. Под
второй — усиление продуктивности
образования (обучения, воспитания) и
развитие субъ­ектов педагогического
процесса за счет особого стиля общения
и лич­ности педагога (Зимняя И. А.
Педагогическая психология. Ростов н/Д,
1997. С. 170).

Объединяет
эти оба вида то обстоятельство, что
фасилитация способствует повышению
продуктивности любой, в том числе и
педа­гогической, деятельности. Различие
же между ними заключается в том, что в
социальной сфере это происходит
посредством наблюдения за действиями
субъекта, а в педагогической — за счет
особого стиля общения педагога с
обучающимися и влияния на них его
личности. Значит, главной функцией
учителя-фасилитатора является облегчение
и одновременно стимулирование процесса
учения, т. е. умение созда­вать в классе
соответствующую интеллектуальную и
эмоциональную обстановку, атмосферу
психологической поддержки.

Обучение
строится следующим образом: учитель
помогает сформулировать цели и задачи,
стоящие перед группой учеников или
перед каждым учащимся в отдельности, а
далее создает свободную и непринужденную
атмосферу, которая будет стимулировать
учеников к решению проблем. При этом
учителю важно: 1) быть самим собой, открыто
выражать свои мысли и чувства; 2)
демонстрировать детям полное к ним
доверие и уверенность в их возможностях
и способнос­тях; 3) проявлять эмпатию,
т. е. понимание чувств и переживаний
каж­дого школьника.

Согласно
исследованиям при фасилитирующем стиле
обучения ученики реже пропускают школу
в течение учебного года, имеют бо­лее
позитивную самооценку, достигают
большего прогресса в обуче­нии, у них
меньше проблем с дисциплиной, меньше
актов вандализма в отношении школьной
собственности, для них характерен более
вы­сокий уровень мышления и творческой
активности.

Модерирование

процесс осуществления контроля за
поведени­ем аудитории какого-либо
сетевого ресурса, созданного для
интерак­тивного общения. Это имеет
прямое отношение к организации
взаимо­действия в образовательном
процессе. Учитель-модератор в курсе
всех происходящих в классном коллективе
событий. А будучи в курсе со­бытий,
зная психологические особенности
учащихся, их образователь­ные
возможности, модератор может помочь
каждому нуждающемуся школьнику советом
или ответом на его вопрос, может
организовать острую дискуссию в классе
и в то же время одной фразой остановить
ярых спорщиков, пока те не перешли на
конфликт. Учитель-модератор -это ещё и
психолог, который способен быстро
сориентироваться в си­туации и найти
выход из каких-либо сложных педагогических
ситуа­ций, при необходимости обращаясь
к членам коллектива через личные
сообщения, находя к каждому свой подход.

В
педагогической практике отмечено, что
результатом грамот­ной деятельности
учителя-модератора является отсутствие
на любых формах интерактивного общения
(круглый стол, дискуссия, обсужде­ние
злободневных проблем и др.) конфликтных
или из ряда вон выхо­дящих ситуаций.
А это и есть важный критерий оценки
работы учите­ля-модератора, его
модерирования. На таких формах
интерактивного общения осуществляется
интеграция в деятельности учителя-модера­тора
и учащихся, участников интерактивного
общения. Школьникам комфортно общаться
на таких «форумах», они знают, что у них
есть учитель-модератор, который сразу
придет на помощь. А модератору, в свою
очередь, комфортно с учащимися, которые
готовы действовать в предложенном
режиме общения.

studfiles.net

СТАТЬЯ ДЛЯ ТЬЮТОРА «ОСОБАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДОЛЖНОСТЬ»

СТАТЬЯ ДЛЯ ТЬЮТОРА «ОСОБАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДОЛЖНОСТЬ»

Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая должность. В России должность тьютора регулируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» от 02.08.10 № 761н.

Историческая справка

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.

Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.

Сравнение позиций тьютора и учителя

Сегодня ученые различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их как относительно самостоятельные педагогические процессы. В организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное пространство старшеклассника представлено в трех «горизонтах» или в трех относительно самостоятельных пространствах — учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом.

В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии.

Базовым процессом образоваНИЯ выступает процесс самоопределения личности. «Выпускник школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на практике тот набор знаний и умений, которые он „усвоил“ в школе, но и обладающего готовностью… создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действования в ситуациях, в которых не „срабатывают“ знания и умения, полученные в школе. Одним из средств, позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание, понимание, новые способы деятельности, является рефлексия» (В. Г. Богин). Образовательная рефлексия — это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс — «тьютор».

Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в ее знаниевой форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс — учитель. Учитель (позиционно) — это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Обучение современных старшеклассников требует перехода от «знаниевого» к «компетентностному» подходу, когда педагогической целью становится «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи» (А. Б. Воронцов). В этом подходе учитель — это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы. То есть, по выражению В. В. Репкина, превращает ученика в учащегося.

Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта. Для реализации индивидуальной образовательной программы и складывания жизненной траектории через представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Позиция взрослого в этом пространстве — «социальный продюсер». Он помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.

Тьютор в инклюзивном образовании

В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что реализация индивидуальных учебных планов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. Необходимость индивидуального сопровождения ребенка в образовательном учреждении тьютором может быть прописана в индивидуальной программе реабилитации, если ребенок имеет инвалидность. Рекомендацию на тьюторское сопровождение с прописанными требованиями к квалификации тьютора и особенности сопровождения может дать психолого-медико-педагогическая комиссия.

В инклюзивном образовании вопрос о разделении обязанностей между учителем и тьютором имеет свою специфику. Работа тьютора только с одним учащимся может иметь и отрицательные последствия: ученик может оказаться изолирован от одноклассников, общаясь с ними опосредованно через тьютора; действия тьютора могут отвлекать остальной класс; учащийся может стать излишне зависимым от помощи тьютора. Поэтому некоторые специалисты рекомендуют рассматривать тьютора как помощника в работе со всеми учениками класса (в том числе, освобождающего время для того, чтобы учитель мог уделить индивидуальное внимание учащемуся с ОВЗ).

ТЬЮТОР В СВОЕЙ РАБОТЕ ДОЛЖЕН ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ:

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Согласно Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):

Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.

Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.

Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.

Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

infourok.ru

Материал по теме: Тьютор | Социальная сеть работников образования

 За последние десять лет многократно увеличилось количество публикаций по тьюторству. В подобной ситуации отношение к проблеме традиционно имеет тройственный характер: «тьюторство — это полная ерунда», «в тьюторстве что-то есть» и «кто же не знает, что такое тьюторство»

КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?

Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».

«…педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».

Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных  образовательных траекторий (в российской системе образования,  из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности  (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия  перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.

 

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ С СОПРОВОЖДЕНИЕ?

Сопровождать – значит «сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).

Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.

Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.

В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности  норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.

 

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА?

В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)

Индивидуализация: работа с человеком возможным  (создание среды, возможности, личный результат)

Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.

Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.

А отсюда, разные задачи и функции:

  • Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор  двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.
  • Педагог – психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.
  • Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.
  • Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

Основные направления тьюторства в Российском образовании: (на слайде)

  • Тьюторство в начальной школе акцентировано на специфике тьюторского сопровождения при переходе от дошкольного к начальному образованию, на создании условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников, на индивидуальной образовательной программе в начальной школе.
  • Тьюторство в подростковой школе основывается на технологиях аналитической и проектной работы, на школе индивидуализации образования, на тьюторском сопровождении самообразования школьника, на организации пространства тьюторского сопровождения подростка в массовой школе.
  • Тьюторство в старшей школе основывается на формировании исследовательской компетенции старшеклассника,  на организации для формирования образа будущего как способ психологической поддержки индивидуальной траектории старшеклассников, на тьюторском сопровождении как возможности эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного образования.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Технологии тьюторского сопровождения — технологии, которые  помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в  инициирование конкретной деятельности, которая  возможна либо как образовательная или социальная проба ученика.  Эти задачи эффективно решаются с помощью    технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм,  портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада  и т.д.).

Но в арсенале тьютора должен быть целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.

Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума».

 

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В  ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

Необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в  практику образовательных учреждений обусловлена следующими причинами:

1. Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные  в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования  «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

2. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

  

ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих  в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.

А отсюда, главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.

nsportal.ru

Советы родителю

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о