Рассказы для 4 класса внеклассное – Сказки для 4 класса — читать бесплатно онлайн

Список литературы для чтения на лето. 4 класс | Материнство

После окончания третьего класса  школьники получают задание на каникулы – список литературы для летнего чтения при переходе из 3 в 4 класс. Будущие четвероклассники должны читать летом каждый день хотя бы по 30-40 минут. В списке рекомендованной литературы для будущих четвероклассников есть книги как русских, так и зарубежных писателей.

Список литературы на лето при переходе в 4 класс

В первую очередь рекомендуется прочитать произведения, выделенные жирным шрифтом. Самым объемным произведением списка является «Приключения Тома Сойера» Марка Твена.

  • Аксаков С. «Аленький цветочек»
  • Алексин А. «В стране вечных каникул»
  • Андерсен Г. Х. «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Дикие лебеди»
  • Астафьев В. «Стрижонок Скрип»
  • Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Каменный цветок»,  «Голубая змейка»,  «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»
  • Баллады о Робин Гуде
  • Барри Д. «Питер Пэн»
  • Бианки В. «Оранжевое горлышко»
  • Брэбери Р. «Все лето в один день»
  • Булычёв К. «Алиса и её друзья», «Заповедник сказок»
  • Былины: Илья Муромец и Соловей –Разбойник. Садко.
  • Вальнер Н. «Ольгин град»
  • Велтисов Е. «Приключения Электроника»
  • Верн Ж. «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан»,  «Таинственный остров»
  • Волков А. «Волшебник изумрудного города», «Жёлтый туман», «Тайна заброшенного замка»
  • Гайдар А. П. «Голубая чашка», «Чук и Гек», « Школа», «РВС», «Сказка о военной тайне», «Дальние страны»,  «Судьба барабанщика»
  • Герои Эллады. Из мифов Древней Греции
  • Гофман «Щелкунчик или мышиный король»
  • Григорович Д.В.«Гуттаперчевый мальчик»
  • Гринвуд Д. «Маленький оборвыш»;
  • Губарев В. «Королевство кривых зеркал», «Трое на острове»
  • Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
  • Драгунский В. «Главные реки», «Что любит Мишка»
  • Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина»
  • Ершов П. «Конёк – Горбунок»
  • Зощенко М. «Ёлка»
  • Керролл Л.«Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
  • Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»
  • Короленко В.Г. «Слепой музыкант»
  • Крылов И. «Волк и Журавль», «Квартет»
  • Купер Ф. «Зверобой»
  • Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с гусями.
  • Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок и др.»
  • Медведев В.В. «Баранкин, будь человеком!»
  • Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
  • Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе»
  • Одоевский В.Ф. «Городок в табакерке»
  • Олеша Ю. «Три толстяка»
  • Осеева В.А. «Динка»
  • Погорельский А. «Чёрная курица, или Подземные жители»
  • Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Раут Э.»Муфта, Полботинка и Моховая Борода»   
  • Русские народные сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая»
  • Рыбаков «Бронзовая птица», «Кортик»
  • Свифт Д. «Путешествия Гулливера»
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
  • Толстой А.Н. «Детство Никиты»
  • Троепольский «Белый Бим, Чёрное Ухо»
  • Трэверс П. «Мэри Поппинс»
  • Чехов А.П. «Каштанка»,  «Мальчики»
  • Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»

Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Школа России»)

  •  А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  •  М. Лермонтов. Ашик-Кериб
  •  П.Ершов. Конёк-Горбунок
  •  И.Крылов. Волк и журавль. Квартет
  •  В.Одоевский. Городок в табакерке
  •  А.Чехов. Мальчики
  •  В.Гаршин. Сказка о жабе и розе
  •  С.Аксаков. Аленький цветочек
  •  Л.Андреев. Кусака
  •  П.Бажов. Серебряное копытце
  •  Е Шварц. Сказка о потерянном времени
  •  Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей
  •  В.Драгунский. Главные реки. Что любит Мишка
  •  Б.Житков. Как я ловил человечов
  •  К Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Дремучий медведь
  •  М.Зощенко. Ёлка
  •  В.Бианки. Оранжевое горлышко
  •  Мамин-Сибиряк. Приемыш
  •  А.Куприн. Барбос и Жулька
  •  М.Пришвин. Выскочка
  •  В.Астафьев. Стрижонок Скрип
  •  Ю.Коваль. Приключения Васи Куролесова
  •  Е.Велтисов. Приключения Электроника
  •  К.Булычев. Путешествия Алисы
  •  Д.Свифт. Путешествия Гулливера
  •  Г.Х. Андерсен. Русалочка
  •  М.Твен Приключения Тома Сойера
  •  Ф.Баум. Страна Оз
  •  Ф.Бернет. Маленький лорд Фаунтлерой
  •  Д.Барри. Питер Пен
  •  А.Линдгрен. Малыш и Карлсон
  •  Р.Брэдбери. Все лето в один день
  •  Т.Янссон. Сказки про Муми-тролля
  •  А.Сент-Экзюпери. Маленький принц

В разных УМК список рекомендованных книг на лето несколько отличается.

Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Перспектива»)

Отечественная литература

1.            С.Т. Аксаков. Аленький цветочек

2.            А.П. Чехов. Каштанка

3.            А.М. Горький. В людях

4.            Л. Лагин. Старик Хоттабыч

5.            В. Катаев. Сын полка

6.            А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители

7.            Ю. Олеша. Три толстяка

8.            Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы

9.            К. Булычев. Приключения Алисы

10.          Г.А. Скребницкий. Сказки следопыта. Лесной голосок

11.          Н.И. Сладков. Бюро лесных услуг

12.          Г.Я. Снегирёв. Маленькое чудовище

Зарубежная литература

1.            Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен

2.            Л.Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес

3.            М.Твен. Приключения Тома Сойера

4.            Э.Т.А.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король

5.            Дж.Свифт. Приключения Гулливера

6.            Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена

7.            А.С.Экзюпери. Маленький принц

8.            В.Гюго. Гаврош. Козетта

9.            Ч.Диккенс. Приключения Оливера Твиста

Список литературы на лето для перешедших в 4 класс (по программе «Школа 2100»)

1.            Куприн А.И. «Белый пудель»

2.            Гарин-Михайловский Г.М. «Детство Темы»

3.            Алексеев С.П. Рассказы о войне 1812 года; Сто рассказов из русской истории

4.            Гайдар А.П. «Тимур и его команда»; «Судьба барабанщика»

5.            Гурьян О. «Мальчик из Холмогор»

6.            Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»

7.            Крюкова Т. «Невыученные уроки»

8.            Лагин Л. «Старик-Хоттабыч»

9.            Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»

10.          Ю. Олеша Ю. «Три толстяка»

11.          Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается»

12.          Гауф В. Сказки: «Холодное сердце»; «Карлик-нос»

13.          Гюго В. «Гаврош»; «Козетта»

14.          Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

15.          Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных. — Животные герои. Маленькие дикари

16.          Воскобойников В.М. «Жизнь замечательных детей» Книги 1,2,3.

17.          Крапивин В. «Оруженосец Кашка», «Тень каравеллы» Повести

18.          Томин Ю.Г. «Карусели над городом» Фантастическая повесть

19.          Линдгрен А. «Мио, мой Мио!» Повести-сказки

20.          Метерлинк М. «Синяя птица»

21.          Ильина Е. «Четвертая высота»

22.          Катаев В. «Сын полка»

Список литературы на лето после окончания 3 класса (между 3 и 4 классом) по программе «Гармония»

  • Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома
  • А.Лингрен. Мадике и Пимс из Юнибаккена
  • С. Прокофьева. Астрель и хранитель леса. Ученик волшебника. Приключения желтого чемоданчика
  • И. Акимушкин. Следы невиданных зверей
  • Д. Сабитова. Цирк в шкатулке
  • Т. Крюкова. Чудеса не понарошку
  • И.Токмакова. Маруся еще вернется
  • Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля
  • В. Голявкин. Мой добрый папа
  • В. Чаплина. Питомцы зоопарка
  • П. Ершов. Конек-горбунок
  • Б. Житков. Что бывало
  • С. Козлов. Ежик в тумане
  • Т. Янсон. Муми-тролль и другие
  • Е. Левитан. Сказочные приключения маленького астронома
  • В.Курчевский. Быль сказка о карандашах и красках
  • В. Дуров. Мои артисты. Мои звери
  • Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии
  • А. Чехов. Белолобый
  • Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали
  • С. Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах
  • Г. Чернено. Путешествие в страну роботов
  • Ю. Коваль. Приключения Васи Куролесова
  • В. Крапивин. Оруженосец Кашка
  • Е.Велтисов. Приключения Электроника
  • С. Аксаков. Детские годы Багрова внука
  • А. Болотов. Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков
  • А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители
  • К. Ушинский. Детский мир и хрестоматия
  • Л. Чарская. Записки маленькой гимназистки
  • Б. Житков. Морские истории
  • К. Чуковский. Серебряный герб

materinstvo.ru

Рассказы для детей. Произведения разных авторов — Сказки. Рассказы. Стихи

Рассказы для детей. Произведения разных авторов

 

Список произведений

 
Рассказы Александра Куприна
Рассказы Альберта Иванова
Рассказы Аркадия Гайдара
Рассказы Анатолия Алексина
Рассказы Василия Белова
Рассказы Антона Чехова
Рассказы Александра Баркова
Рассказы Бориса Житкова
Рассказы Виталия Бианки
Рассказы Валентина Постникова
Рассказы Валентины Осеевой
Рассказы Василия Сухомлинского
Рассказы Виктора Голявкина

Рассказы Виктора Драгунского
Рассказы Вильяма Козлова
Рассказы Веры Чаплиной
Рассказы Георгия Скребицкого
Рассказы Геннадия Снегирёва
Рассказы Даниила Хармса
Рассказы Евгения Пермяка
Рассказы Евгения Чарушина
Рассказы Константина Паустовского
Рассказы Леонида Пантелеева
Рассказы Льва Кассиля
Рассказы Лидии Чарской
Рассказы Любови Воронковой
Рассказы Марины Дружининой
Рассказы Михаила Зощенко
Рассказы Михаила Пришвина
Рассказы Николая Сладкова
Рассказы Николая Телешова
Рассказы Николая Носова
Рассказы Нины Павловой
Рассказы Натальи Дуровой
Рассказы Ирины Пивоваровой
Рассказы Радия Погодина
Рассказы Саши Черного
Рассказы Сергея Баруздина
Рассказы Святослава Сахарнова
Рассказы Ивана Соколова-Микитова
Рассказы Ирины Токмаковой
Рассказы Ивана Тургенева
Рассказы Ирины Рогалевой
Рассказы Игоря Акимушкина
Рассказы Константина Ушинского
Рассказы Эдуарда Тополя
Рассказы Эдуарда Шима
Рассказы Юрия Дмитриева
Рассказы Юрия Коваля
Рассказы Юрия Яковлева
Рассказы Юрия Сотника
Рассказы Бориса Ганаго
Рассказы Эрнеста Сетона-Томпсона
Короткие рассказы для детей
 

Читать все рассказы для детей
 
Рассказы для взрослых и рассказы для детей, как говорят в Одессе: «Две больших разницы».
В рассказ для детей писатель ставит «во главу стола», то, что ближе сознанию ребенка, отдаляя «взрослые» аспекты бытия на задний план. Такое смещение восприятия требует и определенной стилистики повествования, применения литературных приемов.
 
Сюжетная линия детских рассказов проста, события происходят последовательно и динамично. Редко когда автор рассказа объединяет в произведении для детей сразу несколько сцен, обычно затрагивается единичный жизненный случай, который произошел в короткий промежуток времени. Главным героем выступает сам ребенок, его близкое окружение, друзья, товарищи. Широкий круг героев не желателен, так как затрудняет восприятие сюжетной линии.
 
Особенностями детского рассказа являются прорисовка типажей и психологического портрета участников повествования. Ребенку легче понять переживания героев, если он соотносит его с собой, для этого иногда рассказ ведется от первого лица, с множеством ярких диалогов. В описании действующих лиц нет схематичности, выпуклая подача личности один из обязательных аспектов литературы для детей.
 
Из всего этого следует, что автор рассказов для детей должен обладать некой «детскостью», которая не поддается тренировке, а является состоянием души. Ребенок очень тонко чувствует любую фальшь, поэтому признанных писателей довольно мало, а возникающие время от времени попытки возродить детскую литературу на прежний уровень, терпят фиаско в короткое время.
 
Да, новоделы учитывают в рассказах все литературные приемы: лаконичность, композиционная постановка, элементы народного творчества. Но упускают одну маленькую деталь — с ребенком надо разговаривать на равных. Не подтягивая его до своего уровня, а впуская в своё сознание легкость, возможность удивления крылу бабочки, радость от первого луча солнца, восторг от новых знаний. И это удавалось Агнии Барто, Корнею Чуковскому, Сергею Михалкову и многим другим.
 
Мы надеемся, что размещенные у нас рассказы разных аторов доставят удовольствие вам и вашим детям.
*********************************
Рассказы разных авторов.
Читаем бесплатно онлайн
 
Читать онлайн все рассказы для детей  

skazkibasni.com

Школьная литература на лето для 4 класса. Бесплатная электронная библиотека

Школьная литература на лето для 4 класса. Бесплатная электронная библиотека станет отличным пособием для вас и вашего ребенка, ведь здесь вы сможете скачать собранную нами литературу для 4 класса на лето совершенно бесплатно и без использования файлообменников. Экономьте с порталом Чудо-Юдо не только свои деньги, но и время!

4 класс

Русская литература:

1. Русские народные сказки

2. Барто А. «Думай, думай…» (стихи)

3. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»

4. Голицын С. «Сорок изыскателей»

5. Григорьев О. «Говорящий ворон» (стихи)

6. Гераскина Л. «В Стране невыученных уроков»

7. Дик И. «В дебрях Кара-Бумбы»

8. Драгунский В. «Денискины рассказы»

9. Заходер Б. Избранное

10.Зощенко М. «Ёлка»

11.Кассиль Л. «У классной доски»

12.Ким Ю. «Летучий ковёр» (стихи)

13.Крылов И. Басни

14.Коринец Ю. «Там вдали, за рекой»

15.Куликов Г. «Как я влиял на Севку»

16.Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки

17.Маяковский В. «Тучкины штучки» и другие стихи для детей

18.Михалков С. Басни

19.Мориц Ю. «Малиновая кошка» (стихи)

20.Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», рассказы

21.Пантелеев Л. «Честное слово»

22.Паустовский К. «Золотой линь», «Мещерская сторона», «Корзина с еловыми шишками», «Заячьи лапы»

23.Пришвин М. «Золотой луг»

24.Сапгир Г. «Четыре конверта» (стихи)

25.Толстой А.Н. «Детство Никиты»

26.Толстой Л. Басни

27.Тургенев И. «Воробей»

28.Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот», «Школа клоунов», стихи

29.Фраерман Р. «Девочка с камнем»

30.Цыферов Г. «Тайна запечного сверчка»

31.Чехов А. «Ванька»

 

Зарубежная литература:

1. Мифы Древней Греции: «Герои Эллады»

2. Андерсен Г.-Х. Сказки

3. Перро Ш. Волшебные сказки

4. Твен М. «Приключения Тома Сойера»

 

Познавательная литература

 

Кун Н. «Олимп»

Губарев В. «В открытом космосе»

Сегал Е., Ильин М. «Что из чего»

Детские журналы: «ГЕОлёнок», «Древо познаний»

 

chudo-udo.info

Короткие рассказы для детей читать онлайн

Содержание:

Аист и соловей

Валентин Берестов

Было время, когда птицы не умели петь.

И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке.

Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это.

Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.

Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

— Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости.

Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

— Надо делать вот так.

— Всё ясно! — обрадовался Аист.

— Это и есть музыка? — и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.

Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже.

Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.

С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом.

А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:

— Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.

Как найти дорожку

Валентин Берестов

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились.

Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево.

Ребята — к ней:

— Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?

— Очень просто, — отвечает Белка.

— Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той — на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

— Спасибо, Белка! — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:

— Зайка, Зайка, расскажи, Зайка, Зайка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?

— В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом — заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

— Спасибо, Зайка, — говорят ребята. — Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.

— Эй, Улитка, расскажи, Эй, Улитка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?

— Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. — Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

— Спасибо, Улитка! — говорят ребята. — Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

На цветке сидит Пчела.

Ребята к ней:

— Пчёлка, Пчёлка, расскажи, Пчёлка, Пчёлка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?

— Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Покажжжу… Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж…

И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

Честное гусеничное

Валентин Берестов

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.

— До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски.

— Жаль, что никто-никто этого не замечает.

Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать.

А девочка увидела её и сказала:

— Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!

— Ах так! — рассердилась Гусеница. — Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!

Дал слово — нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок.

Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.

— Уф как я устала! — вздохнула Гусеница. — Совершенно замоталась.

В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.

Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась.

Но падала она как-то странно — не вниз, а вверх.

И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.

«Какой ужас! — подумала Гусеница. — Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» И Гусеница упала в траву.

А девочка увидела её и сказала:

— Какая красивая!

— Вот и верь людям, — ворчала Гусеница.

— Сегодня они говорят одно, а завтра— совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней — незнакомое лицо с длинными-предлинными усами

Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.

— Ах вот что! — догадалась она. — Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой!

Это бывает. И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.

Волшебное слово

В.А. Осеева

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке
. — Подвиньтесь,— сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось? — Ну и ладно! А вам-то что?— покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Ещё бы!— сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому.
— Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.
— Павлик сжал кулаки.— Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки!— сказал старик.— Один по- ругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет!— крикнул Павлик.— Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!» Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
— Я хочу тебе помочь. Есть такое вол- шебное слово…
Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую,— усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую.
— Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик!— с досадой подумал мальчик.— Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.
Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Ка-кую тебе? — Мне синюю,— робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре.
Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой!— приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали.
Брат поднял брови и усмехнулся.
— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика.
Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Плохо

В.А. Осеева
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы.

Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалоб- но мяукал.

Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

Что легче

В.А. Осеева
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики.

Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу,— говорит первый,— будто волк на меня напал в лесу.

Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу,— говорит второй,— что дедушку встретил.

Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу,— говорит третий.— Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам.

Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож идёт.

— Нет,— говорит,— в этих местах волка. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Хорошее

В.А. Осеева

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

— Убери сама — некогда мне! Покачала головой няня.

А Юра опять ду- мает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Сыновья

В.А. Осеева

Две женщины брали воду из колодца.

Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет,— говорит другая.

А третья молчит. — Что же ты про своего сына не скажешь?— спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина.— Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними.

Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьем заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик.— Я только одного сына вижу!

Синие листья

В.А. Осеева

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш.

А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу.

Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата,— говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько,— говорит Лена.

— Смотри,— говорит Катя,— не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне,— говорит Лена,— только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много,— говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери! — Не надо,— отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает: — Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена.

А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

На катке

В.А. Осеева

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало.

Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке.

Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку.

Девочка упала.

Витя испугался.

— Я нечаянно…— сказал он, отряхивая с её шубки снег.

— Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

— Коленку…

Сзади раздался смех. «Надо мной смеются!»— подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса!— крикнул он, проезжая мимо школьников.

— Иди к нам! — позвали они. Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду.

А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

www.tikitoki.ru

Книга по чтению (4 класс) на тему: Внеклассное чтение на 4 класс

Урок 8.

Тема раздела: Любимые книги 

Тема: Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения)

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

 

Рекомендуем учителю обратиться на этом уроке к текстам, ранее включённым в 1-й раздел учебника «В океане света», например, Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко» и др.

Кроме того, можно обратиться к книгам, прочитанным летом, или посвятить урок повести Е. Велтистова «Приключения Электроника», если большинство детей выразили желание прочесть эту книгу целиком.

Если проводится урок по итогам самостоятельного домашнего чтения, возможны следующие этапы:

Урок 19.

Тема раздела: У истоков русской детской литературы.

Тема: Книги о книгах.

Цель этого урока внеклассного чтения – помочь учащимся совершить экскурс в историю появления книг, в мир книги, в историю мирового книгопечатания.

Для внеклассного чтения рекомендуется использовать книги:

1. Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах».

2. Е. Осетров «Золотой ключ. Этюды о книгах и книжниках».

3. Р. Паль «Человек придумал книгу».

4. В. Ян «Никита и Микитка».

5. П. Утевская «Слов драгоценные клады».

6. А. Глухов «Из глубин веков: очерки о древних библиотеках».

7. А. Глухов «Книги, пронизывающие века».

8. С. Львов «Книга о книгах».

9. Н. Внуков «Путешествие не кончается».

Урок 28.

Тема раздела: У истоков русской детской литературы.

Внеклассное чтение.

Тема: Писатели о себе (автобиографические книги) 

Цели:

• расширить представление учащихся об автобиографической литературе;

• показать место книги в детстве писателей, её роль в становлении личности.

Для внеклассного чтения рекомендуются книги:

1. Л.Н. Толстой «Детство».

2. А.Н. Толстой «Детство Никиты».

3. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

4. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

5. М. Горький «Детство»

Урок 43.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается…

Тема: Внеклассное чтение.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Урок 50.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается…

Внеклассное чтение.

Тема: На выбор учителя предлагаются две темы урока внеклассного чтения:

1. Литературные сказки писателей XIX века.

2. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем.

Цели:

• расширить представление учащихся об автобиографической литературе;

• показать место книги в детстве писателей, её роль в становлении личности.

В случае выбора первой темы рекомендуем учащимся найти и прочитать одну из следующих книг:

а) В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»;

б) М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»;

в) С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»;

г) А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»;

д) В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее»;

е) В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе»;

ё) В.И. Даль «Сказка о Иване молодом сержанте».

Литературное чтение

Урок 71–72.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается…

Тема: Внеклассное чтение.

Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

Чеховские мальчики

Структуру урока внеклассного чтения, посвящённого чтению и обсуждению одного текста, см. в материалах к уроку 43.

Урок 79.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики XIX–XX веков.

Рекомендованный список литературы:

1. Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник».

2. Л. Андреев «Петька на даче».

3. А. Куприн «Белый пудель».

4. Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».

5. А. Чехов «Детвора», «Каштанка».

6. К. Станюкович «Максимка».

7. В. Короленко «В дурном обществе».

8. Д. Гарин-Михайловский «Гимназисты».

Домашнее задание.

Прочитать книги Г. Остера, Э. Успенского, Л. Петрушевской, Е. Чеповецкого (по выбору учащихся).

Урок 85.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Внеклассное чтение.

Тема: Современные чудаки

Список рекомендованных к уроку книг:

Э. Успенский. «Про Веру и Анфису», «Страшные истории: Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы» и др.

Г. Остер. Рассказы («Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета» и др.), «Вредные советы» и др.

Л. Петрушевская. «Все непонятливые» и др.

Е. Чеповецкий. «Непоседа, Мякиш и Нетак» и др.

Домашнее задание.

Подготовить рассказ об одном из современных детских журналов (план рассказа – см. урок 23 в тетради).

Урок 98.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах).

Материалом для урока могут быть рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах.

Кроме чтения дополнительных глав из книг Б. Галанова и С. Сивоконя, могут быть рекомендованы отрывки из повести К. Паустовского «Золотая роза» (глава об Андерсене «Ночной дилижанс», фрагменты главы «Давно задуманная книга», «Маленькая роза в петлице» (Юрий Олеша), «Михаил Пришвин», начало главы «Как будто пустяки» – о том, как работал Гайдар) и др. Интересной будет и работа, посвящённая иллюстраторам книг: Ив. Билибину, В. Конашевичу, Т. Мавриной.

Это художники, которых давно уже называют соавторами книг.

Домашнее задание.

К следующему уроку внеклассного чтения читать юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Сотника.

В. Драгунский «Денискины рассказы».

Ю. Сотник «»Архимед» Вовки Грушина» («Маска», «Как я был самостоятельным» и др. рассказы).

Н. Носов «Рассказы».

Урок 114.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Внеклассное чтение.

Тема: «Не про меня ли это?» Весёлые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой, О. Кургузова и др.

Начать урок можно с чтения наизусть сатирических портретов, созданных А. Барто.

На уроке читаются и обсуждаются стихи и рассказы современных авторов В. Голявкина («Никакой я горчицы не ел» и другие рассказы), О. Кургузова («День рожденье вверх ногами» и другие рассказы), И. Пивоваровой (стихи, «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса» и другие).

Книги для этого урока внеклассного чтения должны быть написаны современными авторами и быть в первую очередь весёлыми, наполненными юмором.

Урок 121.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Внеклассное чтение.

           Любимые стихи

При подготовке к уроку ребята не ограничиваются определённым списком, тематикой стихов, временной соотнесённостью автора и пр.

На выбор им предлагается всё разнообразие поэтов, с которыми они познакомились на уроках литературного чтения в 1–4-м классах и во время самостоятельного чтения.

Главное на уроке – читать не просто стихи, а любимые стихи, иметь представление об их авторе, уметь читать стихи.

Домашнее задание к итоговому уроку-отчёту: самостоятельная работа ребят по плану (под руководством учителя).

1. Подумай, что и о чём ты любишь читать. (Сказки, стихи, рассказы о природе, рассказы о детях и т.д.)

2. Найди товарищей по интересам. Сформулируйте тему (например, стихи о природе).

3. Вместе составьте список прочитанных вами за 4 года книг на выбранную тему.

4. Оформите свой список рисунками.

5. Подготовьте инсценировку (ролевое чтение, хоровое чтение, пантомиму и т.д.) по одному из произведений.

К следующему уроку: задание I.1–6 в тетради (урок 122).

nsportal.ru

Внеклассное чтение для 4 класс

Внеклассное чтение 4 класс «А»

Фольклор.

1. Былины: Исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей-Разбойник.

Литературная сказка.

1. А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.
2. П. Бажов. Уральские сказы.
3. Е. Шварц. Сказка о потерянном времени.

О детях и для детей.

1. А. Гайдар. Тимур и его команда. Дальние страны.

О природе и животных.

Русская классика. Проза.

1. А. П. Чехов. Каштанка. Мальчики.
2. А. Куприн. Белый пудель. Барбос и Жулька.
3. Д. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
4. В. Короленко. Слепой музыкант.

Басни. Лирика. Поэмы.

Для самостоятельного чтения:

Литературная сказка.


1. Г. М. Цыферов. Тайна запечного сверчка.
2. С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

О детях и для детей.


1. В. Осеева. Динка.
2. В. Крапивин. Оруженосец Кашка.
3. Е. Велтистов. Приключения Электроника.
4. В. Железников. Мальчик с красками. Голубая Катя.

О природе и животных.

1. Д. Мамин-Сибиряк.. Емеля-охотник.
Русская классика. Проза.
1. Л. Толстой. Зеленая палочка (отрывок из «Исповеди»).
2. А. Толстой. Детство Никиты.
3. Л. Чарская. Сибирочка. Записки гимназистки.

Басни. Лирика. Поэмы.

1. И. А. Крылов. Басни

2. А. С. Пушкин.

3. А. К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…».
5. Ф. Тютчев. «Неохотно и несмело…».
6. И. А. Бунин. Листопад (отрывок).

Расширенный круг чтения:

Фольклор.

Литературная сказка.

1. М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб.
2. А. Волков. Желтый туман. Тайна заброшенного замка.
3. Кир Булычев. Путешествие Алисы..

О детях и для детей.

1. А. Линдгрен. Приключения Калле Блюмквиста.
2. Г. Мало. Без семьи.
3. М. Твен. Приключения Тома Сойера.

О природе и животных.

1. В. Астафьев. В тайге, у Енисея.

Русская классика.

Обязательно прочти!

1. Ю. Олеша. Три толстяка
2. А. Аверченко. Рассказы для детей
3. М. Зощенко. Озорные рассказы

videouroki.net

Материал (4 класс) на тему: Список книг для дополнительного чтения в 4 классе.


Список книг для дополнительного чтения  в 4 классе.

1. Аксаков С. «Детские годы Багрова-внука».

2. Аксаков С. «Аленький цветочек»

3. Андреев Л. «Петька на даче».

4. Барто А. «Твои стихи».

5. Благинина Е. «Гори, гори ясно!».

6. Булычев к. «Девочка с земли».

7. Введенский А. «Когда я вырасту большой».

8. Велтистов Е. «Приключения Электроника», «Новые приключения Электроника».

9. Владимиров Ю. «Ниночкины покупки»

10. Волков А. «Семь подземных королей».

11. Гайдар А. «Тимур и его команда», «Голубая чашка».

12. Галанов Б. «Книжка про книжки»

13. Гарин-Михайловский Н. «Гимназисты», «Детство Темы».

14. Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

15. Горбовский Г. «Чудеса под ногами», «Следы на земле».

16. Глухов А. «Из глубины веков»

17. Голявкин В. «Никакой я горчицы не ел».

18. Горький М. «В людях», «Детство»

19. Даль В. «Сказка о Иване и молодом сержанте…», «Старик-годовик».

20.  Драгунский В. «Денискины рассказы», «На Садовой большое движение».

21. Железников В. «Про Катю».

22. Житков Б. «Морские истории».

23. Жуковский В. «Сказки».

24. Заходер Б. «Стихи и рассказы».

25.  Кассиль Л. «Дорогие мои мальчишки», «Кондуит и швамбрания».

26. Ковадь Ю. «Чистый двор».

27. Козлов С. «Поющий поросенок».

28. Коринец Ю. «Четыре сестры», «Туесок».

29. Короленко В. « В дурном обществе».

30. Куприн А. «Рассказы».

31. Ласкин С. «Саня Дырочкин — человек общественный».

32. Лермонтов М. «Ашик-Кериб».

33. Мамин-Сибиряк Д. «Рассказы и сказки».

34. Маршак С. «Сказки. Стихи. Загадки.».

35. Матвеева Н. «Кроличья деревня».

45. Медведев В. «Баранкин, будь человеком!».

46. Мориц Ю. «Большой секрет для маленькой компании».

47. Некрасов Н. «Стихотворения, посвященные русским детям».

48. Носов Н. «Рассказы», «Витя Малеев в школе и дома».

49. Одоевский В. «Городок в табакерке».

50. Олеша Ю. «Три толстяка».

51. Остер Г. и «Зарядка для хвоста», «Вредные советы».

52. Погорельский А. «Черная курица, или подземные жители».

53. Пришвин М. «Говорящий грач».

54. Пушкин А. С. «Сказки».

55. Сапгир Г. «Птицы в тетради», «Звездная карусель», «Четыре конверта».

56. Сотник Ю. «Рассказы», «Архимед Вовки Грушина».

57. Толстой А. Н. «Курган: баллады и былины».

57. Толстой Л. Н. «Детство», «Детство Никиты»

58. Ушинский К. «Рассказы для детей».

59. Хармс Д. «Стихи».

60. Черный С. «Стихи»

61. Чехов А. П. «Детвора», «Мальчики».

62. Чуковский К. «Серебряный герб».

nsportal.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о