Состав пмпк в школе – Организация деятельности школьного ПМПк | Социальная сеть работников образования

Организация деятельности школьного ПМПк | Социальная сеть работников образования

06.02.2018г

Организация деятельности ПМП консилиума в МБОУ «Новотроицкая СШ».

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется ППМС сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно  консилиум является ключевой точкой в ППМС-сопровождении ребенка с ОВЗ.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий  сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением  о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ «Новотроицкая СШ». ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.

 Основная цель ПМПк –  обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Для реализации этой цели  мы ставим  следующие задаич:

1. ранняя диагностика отклонений;

2. консультирование родителей, педагогов;

3. определение необходимых специальных образовательных  условий;

4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным  образовательным программам;

5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;

6. формирование банка данных  о детях, имеющих проблемы развития.

 Наш консилиум имеет основной и сменный состав.  В основной состав ПМПк входят: директор школы он же педагог-психолог; учитель – логопед он же председатель ПМПк; медицинская сестра, социальный педагог, зам. директора по учебно-воспитательной работе, зам. директора по воспитательной работе. В сменный состав консилиума входят воспитатель ДОУ учителя-предметники, классные руководители. Состав может  варьироватся в зависимости от поставленной цели.

Психолого-педагогический консилиум проводится: в соответствии с планом работы; по запросу учителя-предметника; по запросу классного руководителя; по запросу специалистов ППМС сопровождения; по запросу родителей (законных представителей) учащихся.

Плановый консилиум решает следующие задачи:

определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).

 плановые консилиумы проводятся один раз в четверть.

 Внеплановые консилиумы собираются по запросу (специалисты, педагоги или воспитатели).

В задачи внепланового консилиума входят:

принятие каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

изменение направления коррекционно развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае неэффективности;

изменение образовательного маршрута.

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ «ПОСТАВЛЯЕТ» КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО  ОБСУЖДЕНИЯ ?

Педагог-психолог приносит на консилиум:

— результаты наблюдений;

-результаты экспертных опросов педагогов и родителей;

— результаты обследования самих школьников.

Обобщенные данные о ребенке

Описание психологических особенностей
— обучения;
— поведения;
— самочувствия школьника.

Обнаруженные нарушения или отклонения от
— возрастной;
— психической;
— социальной нормы.

Описаны конкретные проявления этих нарушений:умственное снижение по отношению к возрастной норме;психологические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях. Указаны причины существующих нарушений.Перечислены адекватные формы помощи данному школьнику.

Классный руководитель предоставляет на консилиум:

результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками;

— педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников  в целом

Классный руководитель фиксирует:(ведёт  «Дневник наблюдения)трудности, которые испытывает ученик в различных  педагогических  ситуациях;особенности  индивидуальных  черт  его обучения;особенности обучения;- самочувствие , настроение.

Показатели для характеристики

Качественные характеристики учебной деятельности.

Количественные показатели учебной деятельности.

Показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях).

Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

Учитель-логопед:отражаетособенности речевого развития ребенка;возможности его коррекции и прогноз.

Учитель-дефектолог:предоставляет информацию о сформированности у учащихся учебных навыков по русскому языку и математике, возможностях их развития

 мед.сестра предоставляет:

1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

соответствие физического развития возрастным нормам;

состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

2.      Факторы риска нарушения развития:

наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;

факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

3.      Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.

Социальный педагог  

берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом:

Регламент проведения внепланового заседания ПМПк

Запрос на проведение внепланового заседания ПМПк подаётся не позднее, чем за 14 дней до заседания.

2. Документы (характеристики, заключения специалистов, работы учащегося) предоставляются секретарю ПМПк не позднее, чем за 3 дня до заседания.

3. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов, сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.

помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума;

решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей. 4. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение заседания ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).

5. ПМПк проводится не позднее 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).

6. В период с момента поступления запроса и до заседания ПМПк каждый его специалист проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время обследования с учетом его реальной возрастной и психофизической нагрузки.

.Я расскажу  более подробно ход консилиума на примере  конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.

1 этап.       Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника — начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее начать обсуждение с педагога. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Обмен информацией служит основой для принятия коллегиального решения.

2 этап. Разработка стратегии помощи конкретному ученику

Участники консилиума отвечают на вопросы:

какого рода помощь требуется школьнику?

какую развивающую работу желательно с ним осуществлять?

какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?

какую работу могут взять на себя участники консилиума?

какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?

что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

3 этап.

 Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа — протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

В заключение

Психолого-медико-педагогический консилиум является структурой диагностико-консультативного типа, деятельность которого направлена на определение путей решения проблем, связанных со своевременным выявлением и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии и здоровье, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстроиством

nsportal.ru

в чем разница? — Статья EduRegion.ru


Психолого-медико-педагогический консилиум и психолого-медико-педагогическую комиссия — оба понятия призваны помочь педагогу, родителям и детям, прежде всего, грамотно реализовать право на образование. Но в чем отличаются, кто входит в состав и как они работают?

Что такое ПМПк и ПМПК?


ПМПк — это психолого-медико-педагогический консилиум. Его еще называют школьным консилиумом. Его проводят силами образовательной организации и подключают недостающих специалистов, например, дефектологов и психиатров. Специалисты школьных консилиумов не ставят медицинские и психологические диагнозы. Они думают о том, как помочь ребенку обучаться в конкретной школе. Специалисты консилиума решают несколько задач:


  • определяют, нужна ли конкретному ребенку специальная помощь в обучении и коррекции поведения;


  • консультируют родителей и учителей. Родителям рассказывают, как получить специальную помощь, например, создают индивидуальный план обучения. Учителям рассказывают, как работать с трудностями конкретного ребенка;


  • направляют детей за помощью к внешним специалистам, например, в ПМПК.


ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия. Существует центральная комиссия и территориальные, территориальные располагаются в крупных городах. Специалисты комиссии проводят обследование ребенка, выявляют нарушения в развитии, поведении, следят за динамикой нарушений. Они могут проверить подозрения школьных специалистов, могут поставить диагноз, могут дать рекомендации по дальнейшему обучения, могут оспорить решение консилиума.


Также комиссия ведет мониторинг детей с трудностями в обучении и нарушениями поведения. Если специалисты увидят, что в регионе много детей с определенными нарушениями и им не хватает отдельного коррекционного интерната или других мер помощи, то комиссия может обращаться к властям за помощью.


Работа ПМПк и ПМПК регулируется нормативными актами. О работе консилиумов сказано в
письме министерства образования, о работе комиссии — в
постановлении правительства.

Кто входит в состав ПМПк и ПМПК?


Консилиум. Руководит консилиумом директор. В состав входят заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, логопед или дефетолог, врач-педиатр. В составе также могут быть учителя с большим педагогическим опытом, врачи узкой направленности, например, невропатолог.


Комиссия. Комиссию возглавляет руководитель. В состав входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Как работают ПМПк и ПМПК?


Консилиум. Председатель собирает консилиум планово — раз в квартал, или внепланово, когда случаются экстренные события, например, правонарушения. До консилиума ребенок должен пройти всех специалистов — педагогов, логопеда, психолога, врача. Ребенок проходит консилиум с согласия родителей: они подписывают договор со школой.


За ребенком закрепляют ответственного: он будет помогать готовиться к консилиуму, проведет по всем специалистам, объяснит, что это не страшная процедура. Этот же ответственный будет следить за исполнением рекомендаций, которые прозвучат на консилиуме.


С ребенком каждый специалист общается отдельно. Родитель имеет право присутствовать на собеседованиях. Это не сказано в федеральном нормативном акте, но такое право есть у родителей по закону «Об образовании» и должно быть прописано в локальном акте школы.


Затем в назначенное время проходит консилиум. На нем оглашают решение и рекомендации. Если специалисты считают, что нужна помощь внешних специалистов или нужен диагноз, ребенка могут отправить на комиссию. Но это только рекомендация — родители могут отказаться. Родители могут присутствовать на консилиуме: если им что-то непонятно в решении, им должны это объяснить. Если родители не присутствовали на консилиуме, их все равно должны ознакомить с решением и рекомендациями.


Комиссия. Заседание проводят в здании территориальной комиссии или в другом медицинском учреждении. Дату заседания должны назначить заранее и сообщить об этом родителям.


Дети попадают на комиссию только с согласия родителей. Родители или сами ведут ребенка или дают согласие, если это инициатива школы. Комиссия может запрашивать информацию о детях не только у родителей и школ, но и у органов власти. Например, информацию из полиции о правонарушениях, совершенных ребенком.


Родители вместе с детьми приходят на заседание комиссии и приносят заявление или согласие, копию паспорта ребенка или свидетельства о рождении, заключение консилиума или специалиста, если есть, заключение комиссии, если раньше ее уже проходили, выписку из истории развития ребенка, характеристику из школы, результаты продуктивной деятельности ребенка, письменные работы по русскому языку и математике.


Примерные вопросы, которые задают ребенку члены ПМПК.


Во время заседания ведется протокол. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. После обследования комиссия выдает заключение с выводами о состоянии ребенка.


Специалисты указывают диагноз, прогноз и рекомендации. Родители могут не следовать им и обжаловать в центральной комиссии. Могут наоборот использовать заключение, чтобы им оказали необходимую помощь. Например, комиссия может написать, что ребенку нужен тьютор. Тогда директор школы обязана пойти навстречу и найти тьютора или придумать что-то еще.

eduregion.ru

Психолого медико педагогический консилиум в школе

Утверждаю:

директор МБОУ «Гора-Подольская СОШ»

__________________ Беспалов В.Г.

«_____»___________ 2015 г.

План работы

психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

на 2015-2016 учебный год

Цель: создание целостной системы сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического и психического здоровья.

Задачи:

— осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у детей, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления. Выявление резервных возможностей развития;

— осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения и воспитания. Сопровождение предполагает взаимодействие сотрудников ПМПк, учителей, родителей и ученика в процессе разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ сопровождения;

— оценка динамики в развитии детей;

— обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;

— реализация индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся;

— осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах;

— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Состав ПМПк:

  • Артемова И.О. – зам. директора

  • Колтунова С.П. – медсестра школы

  • Маргита Е.А. – социальный педагог

  • Домашенко И.И. – педагог-психолог

  • Новоселова В.В. – учитель нач. классов.

В обязанности членов ПМПк входит:

  • проведение индивидуального обследование ребёнка специалистами и выработка заключения и рекомендаций в своей области;

  • участие в заседании по приглашению председателя ПМПк;

  • контроль за выполнением рекомендаций в своей области путём повторного обследования.

Приглашенные специалисты приносят готовые характеристики или заключения.
В обязанности председателя ПМПк входит:

  • организация заседаний;

  • ведение необходимой документации;

  • связь с членами ПМПк;

  • доведение решений и рекомендаций до непосредственных исполнителей и родителей (законных представителей) в доступной для их понимания форме.

Работа ПМПк проходит по следующим направлениям:

— диагностическое;

— консультативное;

— психолого-медико-педагогическое сопровождение;

— просветительское;

— экспертное;

— организационно-методическое.

Ответственные

Диагностическое направление

1.

Наблюдение и обследование вновь поступивших в школу обучающихся, с целью определения дальнейшей помощи.

В течение года

Члены ПМПк

ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.

Обследование детей дошкольного возраста, с целью определения коррекционно-развивающей помощи.

до сентября

Члены ПМПк

3.

Выявление готовности ребенка дошкольного возраста к обучению.

март-апрель

Члены ПМПк

Учащиеся

4.

Обследование первоклассников, с целью определения коррекционно-развивающей помощи.

до 15 сентября

Члены ПМПк

5.

Диагностика и тестирования по вопросам школьной зрелости первоклассников.

до 15 сентября

Члены ПМПк

6.

Обследование эмоционально – волевой сферы обучающихся 5 классов.

сентябрь, октябрь

Члены ПМПк

7.

Адаптация пятиклассников к школьному обучению. Выявление проблем адаптационного периода.

октябрь

Члены ПМПк

8.

Обследование учащихся 4 классов с целью подготовки к переходу в 5 класс. Готовность учащихся начальной школы к переходу на вторую ступень обучения.

апрель — май

Члены ПМПк

9.

Выявление проблем самоопределения и профессиональной направленности выпускников 10, 11 классов.

февраль-март

Члены ПМПк

10.

Наблюдение и обследование обучающихся, воспитанников школы с целью выявления проблем в развитии и поведении.

по необходимости, по требованию

Члены ПМПк

11.

Осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление резервных возможностей развития.

по необходимости,

по требованию

Члены ПМПк

Консультативное направление

РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)

1

Индивидуальное консультирование родителей, по данным диагностического обследования.

по итогам

диагностики

Члены ПМПк

2

Консультирование родителей по вопросам сопровождения школьников.

до 15 сентября

Члены ПМПк

3

Индивидуальные консультации по вопросам воспитания

и обучения обучающихся, воспитанников с нарушениями развития.

в течение года

Члены ПМПк

4

Консультирование по вопросам подготовки школьников с нарушением развития к школьному обучению.

в течение года

Члены ПМПк

5

Индивидуальные консультации для родителей на тему: «Трудности первоклассников, которые не посещали

детский сад».

в течение года

Члены ПМПк

6

Индивидуальные консультации с родителями по организации обучения с использованием дистанционных технологий.

в течение года

Члены ПМПк

7

Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.

в течение года

Члены ПМПк

ПЕДАГОГИ

1.

Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования.

в течение года

Члены ПМПк

2.

Индивидуальное консультирование педагогов по организации и планированию работы с обучающимися, имеющих нарушения в развитии.

в течение года

Члены ПМПк

3.

Индивидуальное консультирование педагогов по организации занятий с детьми, имеющих нарушения в развитии.

в течение года

Члены ПМПк

4.

Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.

в течение года

Члены ПМПк

5.

Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования.

в течение года

Члены ПМПк

6.

Индивидуальное консультирование педагогов по организации и планированию работы с обучающимися, имеющих нарушения в развитии.

в течение года

Члены ПМПк

7.

Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.

в течение года

Члены ПМПк

Учащиеся

1.

Индивидуальное консультирование по адекватному взаимодействию со взрослыми и сверстниками

в течение года

Члены ПМПк

2.

Индивидуальное консультирование по профессиональному выбору.

в течение года

Члены ПМПк

3.

Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.

в течение года

Члены ПМПк

Психолого-медико-педагогическое сопровождение

1.

Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения консилиума.

в течение года

Педагоги

2.

Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми младшего возраста.

в течение года

педагог-психолог, социальный педагог

3.

Проведение занятий по адаптации с учениками 1 класса.

I полугодие

Педагог-психолог

4.

Проведение занятий по адаптации с учениками 5 класса.

I полугодие

Педагог-психолог

5.

Проведение занятий с обучающимися 4–го класса по предупреждению проблем школьной дезадаптации.

II полугодие

Педагог-психолог

6.

Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми «группы риска».

в течение года

Педагог-психолог

7.

Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с интеллектуальными нарушениями

в течение года

Педагог-психолог

Просветительское направление

РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)

1.

Цикл лекций для родителей будущих первоклассников:

— организация обучения с использованием дистанционных технологий;

— особенности обучения учащихся, имеющие различные нарушения;

— особенности обучения учащихся, имеющие нарушения зрения;

— причины и последствия детской агрессии;

— влияние родительского стиля воспитания детей на формирование личности;

— наказание и поощрение в семье;

— трудности будущих первоклассников, которые не посещают детский сад.

сентябрь

октябрь

ноябрь

январь

март

Члены ПМПк

Члены ПМПк

Члены ПМПк

Члены ПМПк

Члены ПМПк

2.

Проблема адаптации первоклассников в школе.

по графику

Члены ПМПк

3.

Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

по графику

Члены ПМПк

ПЕДАГОГИ

1.

Осуществление преемственности между школой и детским садом в обучении детей на этапе реализации ФГОС.

октябрь

Члены ПМПк

2.

Организации и планированию работы с обучающимися, имеющими нарушения в развитии. Особенности детей с ОВЗ.

по графику

Члены ПМПк

3.

Преемственность в обучении и воспитании I и II ступеней.

декабрь

Члены ПМПк

4.

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.

октябрь

Члены ПМПк

Учащиеся

1.

Дальнейшее самоопределение выпускников 11 класса.

Выбор профессии

по графику

Члены ПМПк

Экспертное направление

1.

Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума.

в течение года

Члены ПМПк

2.

Анализ диагностического материала по итогам обследований и наблюдений.

в течение года

Члены ПМПк

3.

Экспертная оценка параметров развития обучающихся.

в течение года

Члены ПМПк

4.

Экспертная оценка параметров развития ребенка после первичного и вторичного обследования.

в течение года

Члены ПМПк

5.

Экспертная оценка коррекционной помощи, оказанной ребенку с нарушением развития.

в течение года

Члены ПМПк

6.

Участие в супервизии особых случаев из практики.

по необходимости

Члены ПМПк

7.

Составление характеристик на обучающихся, воспитанников.

в течение года

Члены ПМПк

8.

Экспертиза ИУП, индивидуальных рабочих программ учебной, внеурочной деятельности, учебных предметов.

август-сентябрь

Члены ПМПк

9.

Анализ работы ПМПк за истекший учебный год.

в течение года

Члены ПМПк

Организационно-методическое направление

1.

Изучение федеральных законов, инструктивных писем, приказов

в течение года

Члены ПМПк

2.

Составление отчетной документации за прошедший год.

в течение года

Члены ПМПк

3.

Написание характеристик на обучающихся.

в течение года

Члены ПМПк

4.

Написание протоколов ПМПк.

в течение года

Члены ПМПк

5.

Комплектование классов, согласно заключениям ПМПК и заявлений родителей.

август

Члены ПМПк

6.

Систематический подбор диагностического и коррекционно-развивающего материала по различным проблемам.

в течение года

Члены ПМПк

7.

Разработка коррекционно-развивающих программ.

в течение года

Члены ПМПк

8.

Разработка рекомендаций по работе с особо трудными детьми.

в течение года

Члены ПМПк

9.

Разработка индивидуальных стратегий психологического сопровождения конкретных школьников и их последующая реализация.

в течение года

Члены ПМПк

Темы заседаний ПМПк

Внеплановые консилиумы

Внеплановые заседания консилиума проходят по запросам педагогов,

родителей (законных представителей) по мере необходимости.

Примерная тематика заседаний:

infourok.ru

особенности деятельности, отличие от ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)

В настоящее время в образовательных учреждениях действует стандарт инклюзивного образования, доступного для всех граждан, в том числе с особыми потребностями. Очевидно, что при такой концепции огромная роль отводится работе психологов. Они буквально являются связующим звеном между всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Но в то же время одной работы психолога недостаточно, тогда и решили объединить в отдельный орган психологов, медиков и педагогов. Так и возникли психолого-медико-педагогические консилиумы.

Что это такое

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) – орган, функционирующий в образовательной организации для решения проблем учебно-воспитательного процесса, развития и адаптации учеников и воспитанников. В условиях ПМПк специалисты выполняют свои должностные обязанности.

Заседания ПМПк бывают как плановые (определяются заведующим организацией), так и внеплановые. Для плановых темы подбираются заранее (например, «адаптация первоклассников»). Для внеплановых темой служит какая-то неблагоприятная ситуация в школе или детском саду. Потому можно по-другому назвать их классическим и экстренным консилиумом.

Информация от классного руководителя, школьного врача, педагога-психолога, социального педагога позволяет составить общее и полноценное представление о конкретном ребенке, классе, параллели, группе для составления эффективного плана всесторонней помощи.

ПМПк школы и дошкольного учреждения по сути не отличаются. Разница только в нормативной базе и составе специалистов консилиума. Но что касается целей, задач, функций и проведения – они одинаковы.

Цели ПМПк

Главная цель консилиума – обеспечить диагностику, коррекцию и психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенку, исходя из возможностей и условий образовательной организации, потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, его нервно-психического и соматического состояния.

Задачи ПМПк

ПМПк решает 8 задач:

  1. Выявление и ранняя диагностика нарушений развития ребенка.
  2. Оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательной программы и (или) адаптации к организации.
  3. Профилактика перегрузок (физических, психических, эмоциональных), переутомлений и срывов у детей.
  4. Определение потенциала ребенка в плане развития.
  5. Выявление причин и особенностей проблем в поведении или развитии.
  6. Определение причин дезадаптации в школе или детском саду.
  7. Составление индивидуальной программы сопровождения. Письменное «ведение» ребенка, фиксация его состояния, уровня школьной успешности, отслеживание динамики от программы.
  8. Корректировка программы при необходимости, определение ее продолжительности и средств реализации в рамках данного образовательного учреждения.

Принципы деятельности ПМПк

  1. Индивидуализация, то есть уважение личности ребенка и ориентация на его положительные качества.
  2. Системность, то есть оценка проблем в контексте других явлений и условий школы.
  3. Гуманизм, то есть предоставление возможности каждому ребенку раскрыть потенциал и самореализоваться.
  4. Профессионализм в оценке состояния ребенка и классификации его динамики.

Функции ПМПк

Из описания сути ПМПк, его целей и задач мы видим, что орган выполняет воспитательную, реабилитационную (социализирующую) и диагностическую функцию.

При диагностике важно не только определить состояние ребенка, но и выявить главные факторы (детерминанты) его развития, социальную ситуацию развития (условия проживания и характеристики семьи).

Индивидуальная воспитательная программа может носить:

  • лечебный;
  • контролирующий;
  • дисциплинирующий;
  • коррекционный;
  • коррекционно-развивающий характер.

Реабилитационная функция предполагает не только помощь в социализации, но и защиту ребенка от неблагоприятных семейных или образовательных условий.

Как проходит ПМПк

На ПМПк ребенку предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий. Программа диагностики подбирается в соответствии с возрастом и предполагаемым или известным диагнозом ребенка.

Цель диагностики – проверить познавательное развитие ребенка, уровень развития мышления, памяти, внимания, речи, интеллекта и так далее. Беседе с самим ребенком отводится главная роль.

  • Дошкольника могут попросить рассказать о себе и семье, домашних животных, показываемых ему предметах (форма, цвет, размер), составить рассказ по картинкам, классифицировать вещи и так далее.
  • Школьника могут попросить прочитать и пересказать текст, спросить про семью, отношения с ровесниками, увлечения и интересы.

ПМПК и ПМПк

Несмотря на схожесть в аббревиатурах психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – совершенно разные по задачам, деятельности и структуре организации. Общая у них только цель – помочь детям с отклонениями в развитии или проблемами в адаптации.

  • ПМПК обеспечивает коррекцию развития (физического или психического) ребенка, консультирует родителей, педагогов и других заинтересованных лиц по вопросам работы с такими детьми.
  • ПМПк проводит диагностику детей при поступлении в детский сад или школу, консультирует родителей, готовит пакет документов на ребенка для ПМПК, обеспечивает психолого-педагогическую поддержку и сопровождение.
  • ПМПК – независимая самостоятельная организация, функционирующая в районе. ПМПк не имеет самостоятельного юридического статуса, функционирует в рамках одной конкретной образовательной организации. Множественные консилиумы подчинены одной комиссии.
  • Получается, что ПМПК и ПМПк функционируют на совершенно разных уровнях: на государственном и на локальном.
  • Отличается и состав. В ПМПК, как правило, входит заведующий, социальный работник, врачи (психиатр, невропатолог, окулист, педиатр, ЛОР), дефектологи, психолог, юрист или другие заинтересованные работники. В состав ПМПк входит завуч школы и директор (руководитель ДОУ), медсестра, психолог, логопед и другие дефектологи, учителя из коррекционных классов.
  • ПМПК изучает всех детей района, перераспределяет их по образовательным учреждениям. ПМПк изучает группы из одного образовательного учреждения или конкретного ребенка: его особенности внимания, памяти, речи, мышления, уровень развития общих способностей; разрабатывает индивидуальную программу сопровождения, согласно возможностям ребенка; организует профилактику физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных стрессов; выдает письменное заключение о состоянии здоровья ребенка для ПМПК.
  • ПМПК проводится для ребенка единожды, одноразово определяет его маршрут образования и сопровождения. ПМПк проводится несколько раз: не только для диагностики, но и для отслеживания динамики. ПМПк работает круглогодично и выявляет еще и трудных детей с проблемным поведением, детей группы риска.
  • ПМПК более серьезная организация, контролируемая государством. Ее деятельность возможна только там, где детское население равно минимум 40 тысячам. ПМПк может быть организовано в любой школе.

Несмотря на все отличия ПМПК и ПМПк, есть у них нечто общее, кроме цели. Речь идет о том, что заключение каждой организации носит рекомендательный характер. ПМПК и ПМПк рекомендуют родителям, куда лучше отдать ребенка и как лучше с ним работать, но финальное решение – за родителями (законными представителями).

Что именно из этого важно родителям: решение, заключение комиссии или консилиума – не приговор, не диагноз, не ограничение действий. Потому если родители не согласны с предложенным маршрутом развития ребенка, то могут просто отказаться, проигнорировать рекомендации. Не нужно ничего оспаривать, бегать по учреждениям. Но в то же время важно помнить, что вся ответственность за дальнейшую жизнь ребенка, его психофизиологическое и психологическое развитие ложится полностью на родителей.

С другой стороны, ПМПк и ПМПК позволяют избегать навешивания ярлыков. К сожалению, не все педагоги – современные Макаренко, отчего порой трудным они считают чуть ли не каждого второго ребенка. Отстоять честь своего ребенка родители могут как раз таки через ПМПк. Равно как и наоборот.

Так или иначе, ПМПк – находка для родителей, детей и педагогов, упрощающая им жизнь. Работая в комплексе, специалисты оказывают максимально эффективную и быструю помощь семье.

Узнайте из видео об особенностях сотрудничества родителей и ПМПк из рук специалистов и участников консилиума на примере московского центра дополнительного образования.

psychologist.tips

Ребенка направили на ПМПК. Что будет после психолого-медико-педагогической комиссии?

Если дети нуждаются в особой образовательной программе, их направляют в ПМПК на обследование. В изучении образовательных потребностей ребенка принимают участие медики, психологи и педагоги, специализирующиеся на обучении детей с младшего дошкольного до старшего школьного возраста.

ПМПК — что это? Основные характеристики психолого-медико-педагогической комиссии

Аббревиатура ПМПК расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая комиссия (или консультация, консилиум). Цель ее работы – определение уровня физического и психического уровня развития ребенка для того, чтобы подобрать для него оптимальный образовательный маршрут. Члены комиссии рекомендуют реабилитационные мероприятия для ребенка, курс лечения, если это необходимо по состоянию здоровья. Они могут дать родителям (законным представителям) консультацию по интересующим их вопросам относительно психического и физического состояния детей.

Состав ПМПК:

  1. Председатель – специалист в области образования.
  2. Зам. председателя – специалист в области здравоохранения.
  3. Психолог.
  4. Врачи различной специализации (отоларинголог, педиатр, ортопед, окулист и др.).
  5. Социальный работник, социальный педагог.
  6. Юрист.
  7. Специальный педагог (дефектолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.).

Чтобы ребенок не терялся в незнакомой обстановке, в состав комиссии могут быть включены временные члены – воспитатель, классный руководитель обследуемого ребенка. На ПМПК дети направляются только с согласия родителей.

Как проходит обследование ребенка на ПМПК?

Для посещения ПМПК ребенку и его родителям назначают определенную дату.

В это день, в назначенное время они приходят, имея при себе пакет документов:

  • Характеристика на ребенка, составленная педагогом и психологом его учебного заведения.
  • Паспорт родителей.
  • Если есть инвалидность, нужны документы, подтверждающие это обстоятельство.
  • Рабочие тетради младших школьников, рисунки дошкольников.
  • Выписка педиатра из карточки.
  • Заключение медицинской комиссии.
  • Ксерокопия личного дела учащегося.

Заседание комиссии проходит в одном помещении. Специалисты могут сидеть, как вместе, так и за отдельными столами, когда ребенок беседует с ними поочередно. Они спрашивают ребенка о том, что их интересует, предлагают выполнить задания.

Анализируя результаты беседы и выполнения заданий, педагоги и психологи делают выводы об уровне характеристик личности, психологических особенностях интеллектуальной деятельности, определяют предпосылки для возникновения проблем обучения и развития.

К сожалению, дети зачастую оказываются в некомфортной для них обстановке, в окружении незнакомых взрослых. Участники комиссии могут торопить детей, не учитывают особенности темперамента, не дают передохнуть при выполнении заданий, не подбадривают. Незнакомая обстановка действует на дошкольников негативно, особенно, если у ребенка имеются отклонения в развитии. Некоторые дети просто замолкают, не показывая свои возможности, отказываются отвечать на вопросы.

Что могут спросить на психолого-медико-педагогической комиссии?

По уровню развития речи можно составит мнение об уровне интеллекта, о словарном запасе, умении мыслить логично, делать выводы и обобщения. Именно поэтому беседа с детьми на ПМПК занимает главное место в процессе обследования.

Примерные вопросы и задания:

  1. Рассказать о своей семье, о возрасте, занятиях, о том, где живут, как проводят время с друзьями и родными.
  2. Рассказать о домашних животных, кличках и уходе за питомцами.
  3. Рассказать о своем жилье, назначении помещений.
  4. Ответить на вопросы о сенсорных категориях: форма, величина, цвете и расположении предметов.
  5. Выполнить задание на классификацию предметов, на обобщение, выделение лишнего предмета из нескольких предложенных.
  6. Рассказать о профессиях.
  7. Рассказать о частях тела, их назначении.
  8. Повторить названные слова, разложить картинки в заданном порядке.
  9. Привести пример похожих по значению и противоположных слов.
  10. Составить рассказ по картинкам.
  11. Выделить звуки из слова, слова из предложения.
  12. Пересказать прочитанный текст.
  13. Выполнить задания на координацию движений: поймать мяч, повторить движения пальцев, принять заданное положение.
  14. Рассказать о своих желаниях.

Квалифицированные члены комиссии обязательно определят причину невыполнения заданий – была это усталость и волнение, или ребенок не знает ответа на вопрос.

Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?

Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых, следует рассказать ему о предстоящем испытании, чтобы он настроился на общение с незнакомыми ему взрослыми. Стоит сказать, что ему будут задавать вопросы, ответы на которые он точно знает, и обязательно скажет, если хорошо подумает.

Типы заданий, предлагаемых на ПМПК, — это обычные вопросы, ответить на которые не сложно обычным детям, развитием которых целенаправленно занимаются в семье и в школе, в детском саду.

Можно познакомить ребенка постарше с типовыми заданиями, аналогичные которым предлагают обследуемым на ПМПК. Исключение составляют дети с различными речевыми патологиями, направляемые комиссией на коррекцию. Ребенок с тяжелым недоразвитием речи и в обычной для него обстановке не всегда может составить высказывание, ответить на вопрос. Здесь можно обойтись моральной подготовкой, чтобы предохранить ребенка от излишнего волнения.

Какие могут быть результаты после прохождения ПМПК?

По результатам обследования составляется протокол заседания комиссии, содержащий в себе отчет о заседании, рекомендации родителям ребенка и специалистам по коррекционной работе, если она необходима.

Выводы и рекомендации:

  • Имеется ли у ребенка возможность учиться в обычной школе.
  • Рекомендуется ли ему обучение на логопункте, в логопедической группе детского сада, или в коррекционной школе.
  • Нуждается ли ребенок в дополнительном сопровождении психолога-дефектолога, проведении лечения, у какого специалиста.

Все выводы носят рекомендательный характер, родители могут принять их к сведению, но не обязаны выполнять. Если они не согласны с выводами ПМПК, можно обратиться в комиссию более высокого уровня для повторного обследования.

Судьба ребенка после психолого-медико-педагогической комиссии

Если по результатам обследования специалистами был сделан вывод о том, что ребенок школьного возраста нуждается в особых условиях обучения, на основании заключения комиссии администрация школы может перевести ребенка на другую программу обучения.

Если нет возможности учиться по такой программе в этой школе, ребенка придется перевести в другое учебное заведение:

  • Дети с речевыми нарушениями направляются в логопедические детские сады, или на логопункт школы.
  • Если ребенок с проблемами развития в рамках инклюзивного образования направляется в общеразвивающую школу или детский сад, на основании рекомендаций ПМПК педагоги и психолог учебного заведения составляют коррекционную программу для работы с ним.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

ПМПК комиссия, что это такое, когда назначается, документы, процесс

Автор статьи

Ведущий юрист

Случается такое, что у ребенка возникают проблемы в обучении, общении со сверстниками, общем развитии. В таком случае родители могут услышать от педагогов и психологов, что их чаду нужно пройти психолого-медико-психологическую комиссию. ПМПК комиссия, что это такое может возникнуть вопрос, нужно ли вообще отправлять ребенка на подобный консилиум. Разобраться в этом следует детально, чтобы понимать, что будет происходить.

Что это такое и зачем нужно?

ПМПК – это комиссия, в процессе которой выясняется есть ли у исследуемого специфические диагнозы и непреодолимые проблемы в учебы по стандартной школьной программе. Зачастую подобными диагнозами являются:

  1. Умственная отсталость.
  2. ЗПР – задержка психического развития.

Важно! На подобное обследование отправляют детей дошкольного возраста  школьников с 1 по 4 класс. В таком возрасте уже можно определить существуют ли препятствия для обучения, какие они.

На ПМПК отправляют учителя, заучи, даже сами родители, если видят неладное в поведении и состоянии ребенка, хотя такое случается редко. На ПМПК могут этот диагноз подтвердить, опровергнуть, установить. Удается получить в ходе прохождения заданий ответы на такие вопросы:

  • Сможет ли продолжать/начать обучение по общеобразовательной программе школы.
  • Потребуется ли дополнительные занятия с репетитором, корректологом, психологом.
  • Что делать родителям для того чтобы помочь и устранить/уменьшить проблемы определенные в ходе проверки состояния.
  • Какое обучение и программа подойдет именно для этого исследуемого.

Часто, когда родителям рекомендуют прохождение такой комиссии они отказываются. Причина тому незнание и непонимание того что на ней происходит, ее последствий. Родители далеко не всегда могут увидеть и понять, что в обучении их ребенка есть проблемы. Если вовремя не начать работу с проблемой, а первым делом определить ее то в дальнейшем корректировка может не помочь. Поэтому прежде чем отказываться, следует понять, что происходит во время ПМПК, и какие ее последствия.

Кто входит в комиссию?

Еще один важный момент, кто же входит в состав комиссии. В ней могут быть:

  1. Педагог-психолог.
  2. Дефектолог необходимого профиля.
  3. Если ребенок слепой, то тифлептолог.
  4. Сурдопедагог для ребенка, страдающего глухотой.
  5. Логопед.
  6. Педиатр.
  7. Невролог.
  8. Офтальмолог.
  9. Ортопед.
  10. Детский психиатр.
  11. Социальный педагог.

Важно! По необходимости состав комиссии может быть более широкий, в нее приглашаются специалисты, которые могут помочь определить наличие той или иной проблемы с физическим или психическим здоровьем.

Не стоит забывать, что результаты деятельности комиссии – это рекомендации для родителей, прислушиваться к ним или нет, решают они сами.

Необходимые документы

День прохождения комиссии определяется заранее, такой чтобы родители могли на ней присутствовать. Данное обследование, независимо от количества приглашенных специалистов проводиться бесплатно. Перед проведением ПМПК родителями/опекунам, законным представителям, нужно предоставить такой пакет документов:

  • Паспорт родителя/опекуна.
  • Свидетельство о рождении ребенка.
  • Опекунское удостоверение, если ребенок находиться под опекой.
  • Выписка от педиатра формы Ф-12, в ней указаны данные о развитии ребенка.
  • Справки о состоянии здоровья от специалистов: офтальмолог, ЛОР, невропатолог, психиатр, ортопед.
  • Характеристика от воспитателя или учителя с позиции педагога.
  • Последние рабочие тетради по русскому языку и математике, если на комиссию отправлен школьник. Для дошкольников – 4 рисунка.

Важно! Справки от врачей оформляются на отдельных бланках, на них обязательно должна быть печать медучреждения, выдавшего документ. Стоит помнить, что все справки имеют срок годности – большинство 1 год, от психиатра – 6 месяцев.

Как происходит ПМПК

В основном заседают члены комиссии в одном помещении. Форматы общения с ребенком могут отличаться. Есть такие:

  1. Все специалисты разместились за одним столом, а исследуемый стоит или сидит перед ними. Такой вариант не очень комфортный для психологического состояния исследуемого.
  2. Каждый член комиссии сидит за отдельным столом, а ребенок по очереди к ним подходит. Подобный вариант более комфортен и помогает лучше понять состояние ребенка, так как специалисты также могут наблюдать за поведением со стороны. Во время общение с тем или иным членом комиссии ребенок может нервничать, что сказывается на результатах.

Независимо от используемой формы общение происходит в формате вопрос-ответ, могут выдаваться определенные задания, которые помогут оценить состояние. В любом случае подобные комиссии не комфортны для ребенка, так как участники стараются как можно быстрее выполнить свою работу, торопят ребенка, не дают ему передохнуть. По времени на все про все уходит 1-2 часа. Так как родители понимают что ждет ребенка, его нужно подготовить психологически, успокоить. Если вопросы будут резкими, то родители имеют право вмешаться в процесс и защитить своего ребенка, не все знают это свое законное право, поэтому молчат, но малышу нужна поддержка от родного человека, так он будет себя уверенней чувствовать.

Совет! С собой желательно взять еду и воду, чтобы ребенок хотя бы голода не ощущал.

Задаваемые вопросы

В ходе комиссии вопросы, которые будут задавать достаточно стандартные, но он могут несколько отличаться в зависимости от ситуации и состояния ребенка, предполагаемого диагноза. Примерные темы:

  1. Рассказ о себе, своих родственниках, друзьях. Кто они такие, где живут, чем занимаются, в том числе место работы, сколько им лет. Составить описание того, чем ребенок занимается, как проводит досуг с друзьями, чем занимается с родителями. Нужно указать данные о своих питомцах, как их зовут, что делают с ними, как ухаживают. Зачем предназначена та или иная комната в доме, что там нужно делать.
  2. Просят рассказать о мире, который их окружает: меры длины, размера, времена года, распорядок дня, что такое выходные и будни. Понимание форм и размеров предметов, их расположение в пространстве.
  3. Проверяется логика и обобщение. Для этого ребенку предлагают объединить в одну группу разные предметы, выбрать лишний предмет. Зачем нужен тот или иной предмет, что с его помощью делают. Должно быть понимание частей тела, профессии.
  4. Проверка памяти. В слух говорят слова и просят воспроизвести их, разложить картинки в предложенной последовательности.
  5. Проверяется речь: насколько правильно он формирует предложения, все ли звуки произносит, меняет ли окончания слов в зависимости от рода. Просят назвать и пояснить что такое синонимии, антонимы, омонимы.
  6. Проверяется, может ли ребенок рассказать о своих желаниях, в том числе естественных – сходит в туалет, помыть руки, поесть.
  7. Также обязательно проверяют координацию движений, уровень развития моторики.

Как видно, вопросы и задачи не составят труда для ребенка, у которого развитие в норме. Но если существуют проблемы, то их удастся определить. Но не только это задача комиссии, ведь нужно понять, почему именно они возникают.

Факт! Дети, у которых родной язык не русский наверняка на такой комиссии будут испытывать проблемы с подбором синонимов и антонимов, пословицами и пояснением их значений. Причем их состояние здоровья как психического, так и физического, уровень развития не будут низкими.

Что делать с результатами

Как поступить с выводами и результатами проверки ребенка, родители решают сами. Вердикт может быть представлен в одном из таких выводов:

  • Рекомендация учится в обычной школе.
  • Рекомендация перейти на обучение по специальной программе или в спецшколу.
  • Потребуется ли ребенку занятие со тем или иным специалистом для корректировки его состояния.

Случается такое, что родители/опекуны не согласны с выводами комиссии. Так как члены ее имеют полномочия решать какие оценки выставлять, бывает что их занижают или завышают преднамеренно. Если результаты не отражают реального положения дел, родитель или опекун имеет право обратиться в комиссию высшего уровня. Но не стоит при этом забывать, что ребенку вновь придется пережить ПМПК, что может сказаться на психологическом состоянии.

Вывод

ПМПК комиссия – это не самое приятное мероприятие, как для ребенка, так и  для многих членов комиссии. Но стоит понимать, что в некоторых случаях ее своевременное прохождение поможет ребенку нормальное себя чувствовать в обществе в будущем.

 

papinian.com

«Опыт организации деятельности школьного ПМПк в условиях общеобразовательного учреждения»

Автор: Кабанова Татьяна Анатольевна

 

МБОУ СОШ Селихинского сельского поселения

«Опыт организация деятельности школьного ПМПк в условиях общеобразовательного учреждения»-            Кабанова Т.А., педагог-психолог

«Теория без практики мертва, а

 практика без теории слепа»

Моё выступление будет состоять из 2 частей: вначале мы повторим теорию организации и проведения школьного ПМПк, затем я познакомлю с опытом работы в нашей школе. Это позволит на нашем примере  увидеть, что идёт  согласно теории, а что нет.

Всё чаще приходится сталкиваться с детьми, работа с которыми требует комплексного психолого-медико-педагогического  подхода: гиперактивные дети, интеллектуально-пассивные, нервные, тревожные , агрессивные и т.д.

Кл.руководителю бывает недостаточно информации для решения проблемы, официальных полномочий для принятия решения, опыта в решении подобных проблем. Всё это становится хорошим поводом  и причиной объединить усилия  учителей-предметников, классных руководителей, школьную социально-психологическую службу, администрацию школы, представителей общественности, здравоохранения, правоохранительных органов.

 Для понимания причин тех трудностей, с которыми сталкиваются в школе эти дети, а также для выработки адекватных рекомендаций в области психологического, социального и соматического благополучия объединяются и начинают взаимодействовать заинтересованные специалисты школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Консилиум школы  является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).   

Повторим основные подходы к организации ПМПк

Упр. «Две стороны медали» Назовите пожалуйста по очереди:

1 ряд- аргументы сторонников

Плюсы консилиума

 

2 ряд- аргументы противников

Минусы

 

 

 

В ходе  выступления у вас могут появиться новые доводы.

Слайд №1-2

В нашей школе с 1999 года действует школьный ПМПк, который был создан и оформлен приказом директора. Ежегодно его состав обновляется, но в постоянный актив входят: директор школы, зам. Директора по УМР., психолог, социальный педагог, школьная медицинская сестра.

Мы поставили задачу использовать ПМПк для решения проблем детей и семей группы риска и активизировать опережающую поддержку и индивидуальную работу со школьниками.

Основная цель моей психологической деятельности: организовать работу ПМПк так, чтобы стимулировать участников консилиума искать более успешные методы и приёмы помощи ученику.

Проведение ПМПк идёт согласно Положения .

Актив ПМПк стремится повысить активность учителей, родителей, общественности, самих ребят в решении значимых вопросов.

Самое главное в работе ПМПк- это определиться с формой его проведения, составом участников, спрогнозировать  результат, чтобы не «заболтать» проблему…

Важно отметить, что план работы школьного ПМПк разрабатывается в августе с учетом проведенного анализа и выделенных проблем предыдущего учебного года, включается в общий план работы школы на учебный год и циклограмму деятельности школы.

Слайд № 3 Наиболее интересные темы , которые прошли в школе:

·         «Обучение учащихся 6-х классов на основе индивидуально-дифференцированного подхода»

·          «Трудности в обучении учащихся 8 класса и пути их преодоления»;

·         «Разработка программ воспитательных мер для детей «группы риска с целью коррекции  отклоняющегося поведения»

·         «Формирование единой образовательной среды  с целью адаптации в 1.5,10 классах»

·          «Выявление причин, возникших проблем у детей.  Состоящих на ВШК, нахождение адекватных способов их преодоления

Консилиум – своего рода совместный анализ педагогической ситуации, с последующим выходом на решение данной проблемы.

В нашей школе ведущим ПмПк является завуч по учебной части. В её обязанности входит:

—          устанавливать порядок обсуждения;

—          следить за соблюдением регламента и не допускать , чтобы обсуждение деловых проблем переходило в область эмоциональных реакций.

При анализе и групповом обсуждении каждый участник высказывает свою собственную точку зрения, учится формулировать проблему, развивает у себя умение слушать. Групповая дискуссия позволяет сопоставить разные точки зрения, наметить деятельность , внести коррективы или вообще изменить планы последующих действий.

Формы общения участников консилиума были самыми  разнообразными. В результате обмена мнениями разворачивались товарищеские дискуссии, проявлялась  коллективная забота об интеллектуальном росте педагогов, совершенствовались формы их общения.

Интересно, на мой взгляд, остановиться на взаимодействии психологической службы с участниками ПМПк и на её роли в подготовке и проведении консилиума.

Слайд № 4

Проведение консилиума- дело сложное. Привыкнуть к такому виду деятельности, приемлемым способам общения, оформления документации, поиску удобного стиля взаимодействия нелегко. Для эффективного решения проблем детей необходимо соответственно подготовить всех участников ПМПк. Я, как практический психолог, направляю свою деятельность на то, чтобы повысить психологическую культуру. Не зря говорят, садиться надо за стол переговоров (за столом, а не за партами!) И при этом, особое значение придаю психологическим практикумам. Наиболее удачные из них : «Методы оптимизации взаимоотношений с коллегами», «Гуманистический стиль общения педагогов», «Психология педагогического общения», «Как решить проблему?». Помогают настрои «Правила работы в команде»

Как организационно проходит наш школьный ПМПК? Как правило, в  методическом кабинете завуча, библиотеке, кабинете. Для участников это важно, т.к. в них уютно, сама обстановка, помогает настроиться на более гуманное и продуктивное взаимодействие. Приглашаем актив и тех, от кого зависит решение вопроса : классный руководитель, учитель-предметник, воспитатель, родитель, и др.

Для того, чтобы включить участников в активную работу, снять напряжение, предлагаю

различные упражнения, которые вызывают живой интерес, подготавливаю выставку с библиотекарем по обсуждаемой теме. Если первые встречи мы проводили только с администрацией школы и учителями, то сейчас выходим на другие ключевые фигуры, от которых может быть реальная польза (заведующая ДДУ, председатель родительского комитета, участковый, и др.) Всё зависит от сложности поднимаемого вопроса.

 Слайд № 5 Частыми в нашей школе являются  внеплановые консилиумы, в форме «мозгового штурма». Например: «Как обеспечить разумную дисциплину на уроках биологии?», «Как обеспечить педагогическую поддержку учащихся с минимальным уровнем развития?», «Проблема бродяжничества и попрошайничества детей из малообеспеченных семей» Рекомендации классным руководителям, учителям- предметникам, работа с семьёй по установлению доброжелательных отношений, контроль за успеваемостью и посещаемостью, материальная поддержка и др. всё это помогает решить проблему.

Как осуществляем информационный обмен между всеми участниками консилиума.

Если наиболее проблемная информация поступала от меня – психолога, то я начинала обсуждение, если от педагога или медицинского работника -начинали они. Если все участники консилиума относят данного ученика к числу наиболее проблемных- начинал обсуждение классный руководитель Обычно, консилиум объединяет  в себе коллективную диагностику состояния дел в классе (параллели классов)с выходом на их причины и педагогическую коррекцию. В первую очередь он проходит в наиболее проблемных, сложных по успеваемости и уровню воспитанности классах.

Был  консилиум по теме: «Обучение учащихся на основе индивидуально-дифференцированного подхода», на который были приглашены родители, ведущий специалист отдела образования. Благодаря групповому обсуждению, предложенным рекомендациям по индивидуальному подходу к отдельным учащимся, осмотру узкими специалистами, переводу на индивидуальное обучение 1 ученика, оформление детей с ЗПР на санаторно-курортное лечение- снята проблема в этих классах.. Если рассматривали вопрос по выяснению причин дезадаптации одного или нескольких ребят, опекаемых, то вырабатываем программу индивидуального сопровождения. Стараюсь вместе с классным руководителем выйти на договорные отношения с ребёнком, познакомить с этапами программы, вместе внести изменения в её содержание, чтобы включить процесс самовоспитания.

Итоги консилиума, с соответствующими рекомендациями, обсуждаются завучем, в ходе обязательных консультаций, и психологом, в рамках его работы по реализации решения консилиума.

Таким образом, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в школе.

Представление данных на консилиум следует осуществлять по заранее согласованным формам . Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы выносятся на консилиум в период подготовки к консилиуму.

Проблематика консилиумов определяется через организацию контроля со стороны социально-психологической службы, администрации, который позволяет ненавязчиво со стороны наблюдать и выявлять проблемы, требующие решения.

 

Слайд № 6

Плановые консилиумы посвящены анализу процесса адаптации в 1,5, 10 классах, построению программ индивидуального сопровождения детей, стоящих на учёте ВШК и ПДН

Выявились следующие проблемы:

Проблемы 1 класса

Проблемы 5 класса

Проблемы 10 класса

Низкая сплочённость детского коллектива

Сложности в межличностных взаимоотношениях и низкий статус в классном коллективе у 7 (30%) выявлен у неуспешных и неуспевающих учащихся.

Лишь 14% не испытывают в школе чувство тревоги и гнева.

Низкий уровень лабильности у 14 учащихся (80%), что предполагает инертность поведения, низкую приспосабливаемость,

медленный темп выполнения заданий.

Страх самовыражения у 58% учащихся

72 % класса избегает неудачи, т.е. не уверены в себе, боятся критики. Испытывают отрицательные эмоции при учебных трудностях и затруднениях.

 

Среднеслабая и слабая нервная система у 8 учащихся (47%)

Страх ситуации проверки знаний у 52% учащихся

44% не релизуют учебные мотивы в поведении

Задания на установление лочической законамерности вызывают затруднение

Чувство гнева в школе испытывают 60% учащихся

 

Родители не видят трудностей в адаптационный период

Несколько сниженная познавательная мотивация у 35% и отрицательное отношение к учению у 20% учащихся

 

2        леворуких ребёнка

 

 

 

Были даны рекомендации:  Продолжить формирование адаптационной среды в 1-х,5-х, 10-х классах, формирование классных коллективов. Учителям создавать атмосферу принятия доброжелательности, контролировать уровень нагрузки, использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, элементы проблемного обучения. Изучить причины трудностей в обучении и поведении. Составить индивидуальные программы сопровождения для детей с ШДА.

 

Результатом работы ПМПк явилось:

— разработка индивидуальных программ сопровождения учащихся с ШДА- 5 человек;

— определение  программы обучения учащихся с ОВЗ- 9 человек

— стационарное лечение- 5 человек;

— санаторно-курортное лечение- 2 человека;

— оказание материальной помощи- 9 человек

Слайд № 6

Разработка стратегии помощи

При написании итогового документа-заключения, руководствуемся следующими вопросами:

  • Какого рода помощь требуется школьнику или классу?
  • Какую воспитательную работу желательно с ним/и осуществлять?
  • Какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?
  • Какую работу могут взять на себя участники консилиума?
  • Какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?
  • Что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

Контроль за выполнением рекомендаций осуществляется на педагогических совещаниях при директоре, МО классных руководителей. Благодаря такому подходу снизилось количество детей, стоящих на различных видах учёта.

Реализация и контроль рекомендаций ПМПк осуществляется  председателем и ответственными исполнителями.

Но не все решения ПМПк достигают поставленных целей, поэтому необходима серьёзная работа над качеством его проведения.

Результатом проведённых консилиумов  считаем степень комфортности, успешности, безопасности детей в школе, семье, посёлке. Были взлеты и падения активности.

Сложившаяся система работы  социально-психологической службы по коррекционно-развивающему направлению позволяет систематически отслеживать результаты работы, корректировать их по итогам мониторинга.

Слайд № 7 Рассмотрим примеры школьных ПМПк

1.      Консилиум  «Адаптация 1,5,10 кл.»

           План по Адаптации, методические рекомендации

Создается проблемная карта класса, в которой фиксируются все особенности учащихся , выявленные проблемы и пути решения, рекомендации по их коррекции.

Ф.И.учащегося

Индивидуальные особенности

Пути решения

1

Архипов С.

 

 

2

Барышева М.

 

 

 

Слайд № 8

2.      Консилиум «Трудный класс»

Цель: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся; выявление их причин; разработка учебно-воспитательных мер по их устранению.

содержание

сроки

ответственные

Оказать помощь кл.руководителю. Дать сильного наставника из референтных лиц- учителей класса.  Контролировать его деятельность

 

Администрация

Привлечь к занятиям психологической гимнастики трудных уч-ся класса

 

Психолог

Тщательно готовиться к внеклассным мероприятиям, приобщать трудных ребят

 

Кл.руководитель

Взаимопосещение. Разработка единых требований. Обогащение методики, перестройка стиля общения, исключение случаев нарушения пед.этики

 

Зам по УМР

Решить вопрос о замене учителя рус.языка и литературы

 

Директор

Слайд №9

3.      Консилиум «Неуспевающий ученик»

Цель: коллективное разработка мер инд.подхода к ученику в целом.

Задача психолога: помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность его поведении. Главное- обеспечить подход к ребёнку с оптимистической гипотезой .

Опасность- жёсткое и однозначное мнение о ребенке. Изменить мнение не просто. Преодолеть предвзятость мнения и установку очень сложно. Нужно показать ребёнка с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные стороны. «Для того, чтобы наладить контакт  ребёнком, надо отношения на основе сегодняшних задач, а не навешивать старые ярлыки».

Важно пробудить у учителя сомнение в верности оценки ребенка и правильности своих педагогических действий. Подвести его примерно к таким вопросам и рассуждениям:

«А если, разобраться серьёзно. Что делали с ребёнком? Прорабатывали и все. Поговорили хоть раз по душам без упрёков? Поинтересовались его жизнью, и т.д. Из- за своей загруженности учителя склонны к однозначной оценке, с трудом меняют установку. Психолог же снимает всякую оценку с ребёнка, мы должны помочь ему в чем-то поддержать, исправить и т.д., а не отправлять быстрее менять программу обучения на территориальную ПМПК, сняв с себя проблемы.

Разработка стратегии помощи конкретному ученику

Участники консилиума отвечают на вопросы:

    • какого рода помощь требуется школьнику? 
    • какую развивающую работу желательно с ним осуществлять? 
    • какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения? 
    • какую работу могут взять на себя участники консилиума? 
    • какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели? 
    • что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы? 

    Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. 

    3 этап. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа — протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку

    Плюсы ПМПк

    Минусы

    • специалистам ПМПк (педагогу-психологу, учителю-логопеду, учителю-дефектологу) передать имеющиеся у них знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с учеником или коллективом; 
    • учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников; 

    • педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности; 

    • объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников; 

    • наметить программу индивидуального развития ученика, класса, параллели; 

    • разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.

    В консилиум часто поступают запросы от классных руководителей и учителей-предметников на решение той или иной проблемы ребенка. Эти запросы сформулированы часто как «сделайте что-нибудь с учеником…». При этом учитель в большинстве случаев «отходит в сторону», делегируя ответственность за решение проблемы специалистам ПМПк. Только совместный анализ проблемы ребенка, выработанный в процессе консультативного сопровождения, план помощи ему, помогут учителю предпринять конкретные действия по организации поддержки ребенка с проблемами в обучении или поведении

    Консилиум, будучи грамотно подготовленным, помогает развитию не только детей, но и учителей

     

    Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные представления и заключения могут стать причиной 25 судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть: — неполное или искаженное отражение ситуации развития; — неграмотное использование специальной терминологии; — отсутствие анализа и обобщения проблемы; — излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность; — отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме; — отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.

    при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы.

     

    Для эффективности  работы  составлены:

    • План работы психолого-педагогического консилиума на 2015-16 учебный год;
    • Программа психолого-педагогического сопровождения «Преемственность и адаптация 1,5,10-е кл.» 
    • банк данных здоровья учащихся;
    • мониторинг развития класса;
    • индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями;
    • психолого-педагогические карты первоклассников;

    На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы, что консилиум:

    • старается решить проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся;
    • разрабатывает планы совместных психолого-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса;
    • проводит консультации для родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных, конфликтных ситуаций;
    • защищает интересы ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;
    • выявляет и вырабатывает меры по развитию потенциальных возможностей ученика;
    • выбирает наиболее оптимальные формы обучения, коррекционного воздействия;
    • проводит семейную реабилитацию.

    Консилиум работает, результаты есть.

     

     

    comments powered by HyperComments

    solncesvet.ru

Советы родителю

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Семейный блог Ирины Поляковой Semyablog.ru® 2019. При использовании материалов сайта укажите, пожалуйста, прямую ссылку на источник.Карта сайта