Вопросы о карманных деньгах – 5 ответов о карманных деньгах: как, когда, сколько и так далее

5 ответов на сложные вопросы

Нужно ли давать карманные деньги ребёнку? 

Выделять или не выделять ребёнку карманные деньги — личное дело каждого родителя. Однако важно понимать, что если вы их не даёте, то теряете инструмент, который на практике может научить его тратить, копить и самостоятельно принимать первые финансовые решения. 

Но есть три вещи, которые не стоит при этом делать: 

  • Тотальный контроль. Отдавая деньги ребёнку, родители стремятся контролировать его траты, чтобы он не спускал всё на «ерунду». В итоге получается, что деньги принадлежат ему лишь формально: на самом деле он должен делать то, что скажут взрослые. Так ребёнок не учится принимать самостоятельные решения. А ещё тотальный контроль может сформировать у него страх совершить ошибку.    

  • Пускать всё на самотёк. И всё же стоит иногда спрашивать ребёнка о тратах. Он должен знать, что с вами можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение.

  • Манипулирование с помощью денег. Деньги часто используются для манипулирования ребёнком: сделаешь это — дам деньги, не сделаешь — не дам. Многим родителям так проще добиться своей цели. Но когда ребёнок вырастет, он будет воспринимать манипуляцию как норму, а распоряжаться деньгами при таком подходе не научится.

Сколько денег давать? 

Чем старше ребёнок, тем больше карманных денег ему требуется. Назвать точную сумму всегда сложно: доходы у каждой семьи разные.    

Предлагаю рассчитывать сумму на основании трёх факторов:

  • финансовых возможностей семьи;

  • возраста ребёнка, его интересов и увлечений;

  • здравого смысла родителей.

Сумма при этом должна быть фиксированной, а периодичность — определённой. Например, даём по 500 ₽ раз в неделю. Так ребёнок будет знать, когда он получит деньги, и научится управлять своим бюджетом.   

Что входит в структуру карманных денег, в каждой семье также решают индивидуально. Это могут быть какие-то обязательные расходы, например питание, проезд, оплата репетитора, кружков, секций и т. д. Но родителям важно понимать, что в таком случае ребёнок не учится распоряжаться этими средствами, он лишь выполняет роль ответственного курьера: деньги взял — деньги отдал. Это не плохо, но не решает нашей задачи. Поэтому если такие обязательные платежи входят в состав карманных денег, то должны быть предусмотрены и личные средства ребёнка, которые он может тратить на своё усмотрение — совершая ошибки и делая свои выводы. Ведь именно так происходит процесс обучения.  

Должны ли дети отчитываться перед родителями за каждую копейку? ⠀ 

Нет, не должны. Однажды мне пришло сообщение от подписчицы: «Выдаю карманные деньги раз в неделю в обмен на заполненный финансовый отчёт. В отчёте ребёнок пишет, куда и сколько потратил. Таким образом я учу его ответственности за результат — нет отчёта, нет денег». Так мама переживает за своего сына и хочет его от чего-то уберечь, возможно, от покупки чипсов, колы, фастфуда или даже табака.  

Порой правда сложно сдержаться и не наказать рублём. Но нужно понимать, что именно благодаря регулярности ребёнок учится планировать свой пусть крохотный, но всё же бюджет.⠀

Если вы хотите контролировать расходы ребёнка, делайте это хитрее. Например, оформите для него банковскую карту и отслеживайте его траты через интернет-банк. Важно, чтобы контроль был завуалированным. Но не увлекайтесь, старайтесь  доверять.

Нужно ли платить за хорошие оценки?

Иногда родители проводят параллель со своей работой и решают: деньги за хорошие оценки — плата за труд в школе. Это ошибка. Труд на работе делается во благо компании, которая компенсирует работнику время и усилия, труд в школе — работа на себя. Поэтому если ему оплачивают школьные оценки, ребёнок не узнаёт цену деньгам. Это больше похоже на манипуляцию, а не на мотивацию ребёнка. Пользу от этого метода можно увидеть лишь на «короткой дистанции».    

Представьте, что сегодня ребёнку нужны деньги, поэтому он будет стараться получить хорошую оценку, а завтра они будут не нужны — и он не будет делать уроки. 

Научная психология описывает механизм «сдвига мотива на цель». Если изначально целью была хорошая учёба, то спустя время мотивом становятся деньги. То есть ребёнок учится уже не ради знаний, а ради денег. 

Помните: важны не оценки ребёнка, а полученные в процессе обучения знания и компетенции. 

До какого возраста давать карманные деньги? 

Здесь нет общего правила для всех. Всё зависит от ваших целей и целей ребёнка. Если вы хотите, чтобы он уделял больше времени учёбе, спорту, живописи или чему-то ещё, то будет логичным выделять ему карманные деньги, пока он активно учится или занимается тем, что сможет в будущем приносить ему доход.  

Если вы не делаете ставку на образование ребёнка, то не мешайте ему зарабатывать. Даже Рокфеллер выделял своим детям небольшую сумму на карманные расходы. Эта сумма покрывала минимальные потребности. Так он старался стимулировать желание добывать средства самостоятельно. 

Не забывайте, что на начальном этапе у ребёнка могут возникнуть сложности с поиском работы. Подскажите, где и как её можно найти. Важно не допустить, чтобы он пошёл делать «закладки» по подъездам. Такое тоже бывает.   

www.sravni.ru

Женская логика5 насущных вопросов о детских карманных деньгах

Ребенок пошел в школу. Это событие меняет многое в жизни семьи – режим, обязанности, привычки. А также финансовые отношения. Именно к началу первого класса логично приурочить старт выдачи карманных денег.

Школьник выходит из семейного мира с его привычным экономическим укладом и сталкивается с тем, что деньги приходится тратить самому, например, в школьной столовой. Можно начать и позже, но главное, осознать: хочешь ты этого или нет, у твоего чада должны появиться карманные деньги. Это, прежде всего, вопрос воспитания. А вместе с карманными деньгами появляются и вопросы.

1. Как подготовить ребенка

Расскажите ему о правилах расходования денег, принятых в семье. Например: «Мы не покупаем вредные продукты». Не факт, что ребенок не нарушит их, но это уже повод для другого разговора.
Для планирования бюджета и выдачи денег выделите конкретный день недели, например, понедельник. Если ребенку не хватает, и он начинает просить еще, напоминай ему, что в понедельник он все получит по расписанию.
Обсудите с ребенком предполагаемые статьи его расходов. Какие-то из них будут обязательными (например, обеды в школе и транспорт), какие-то – по желанию (например, игрушки и сладости). Важно дать ему понять, что желания могут быть безграничными, но деньги очень быстро кончаются. Поэтому сначала нужно тратить карманные запасы на обязательное, а на желания и удовольствия – лишь то, что остается.

2. Сколько денег давать

Общий размер карманных денег – обязательные расходы плюс сумма «на желания». С одной стороны, денег должно быть не слишком много, с другой — у ребенка должна быть свобода выбора. Чтобы все было по-настоящему, ограничьте суммы, которые вы сами тратите на его желания. Скажем, в магазине он просит у вас шоколад. Вместо того чтобы платить за шоколад из своего кошелька, вы говорите, что у него есть свои деньги и он может распорядиться ими по своему усмотрению.

Следующий уровень обращения с карманными деньгами – научить ребенка распределять их на несколько «конвертов».

  • Один – на обязательные нужды и желания.
  • Второй – копилка на будущую крупную покупку.
  • Третий – то, что можно пожертвовать на добрые дела.

3. Как часто давать карманные деньги

Первые карманные деньги ребенку лучше выдавать каждый день. Важно, чтобы он почувствовал сам процесс. Затем переходи на еженедельную выдачу и планирование. Ребенку более старшего возраста, особенно если он уже имеет опыт планирования и контролирования расходов, можно выдавать карманные раз в месяц.

Важна регулярность, чтобы вырабатывать привычку постоянного управления деньгами: получать, планировать, тратить, откладывать.

4. Где хранить карманные деньги

Начинать нужно с наличных. Конечно, сегодня это не самый современный способ платежа. Но для лучшего понимания процесса обмена денег на товары и услуги, ребенок должен ощутить их реальность, пощупать, знать, как они выглядят. И только после прохождения этапа наличности можно открывать банковскую карту.
Нужен отдельный кошелек, который лучше выбирать вместе с ребенком.

Важно объяснить ему правила хранения и использования наличных, рассказать о мошенниках и предупредить об опасностях.

5. Как научить вести бюджет

С первого момента выдачи карманных денег объясните ребенку как вести бюджет: учитывать доходы и расходы. Для этого можно использовать блокнот, завести финансовый дневник или скачать приложение, например, Монеткины, разработанное для детей. Важно, чтобы ребенок понял свою ответственность: родители доверяют ему самостоятельно распоряжаться деньгами. И это уже не игра.

Вам также понравится:

Как мотивировать ребенка

3 золотых правила в воспитании детей

Источник




 

logikazhenskaya.ru

5 насущных вопросов о детских карманных деньгах

13 сентября 2019 17:30
Римма Морозова

5 насущных вопросов о детских карманных деньгах

istockphoto.com

Ребенок пошел в школу. Это событие меняет многое в жизни семьи – режим, обязанности, привычки. А также финансовые отношения. Именно к началу первого класса логично приурочить старт выдачи карманных денег

Школьник выходит из семейного мира с его привычным экономическим укладом и сталкивается с тем, что деньги приходится тратить самому, например, в школьной столовой. Можно начать и позже, но главное, осознать: хочешь ты этого или нет, у твоего чада должны появиться карманные деньги. Это, прежде всего, вопрос воспитания. А вместе с карманными деньгами появляются и вопросы.

1. Как подготовить ребенка 

Расскажите ему о правилах расходования денег, принятых в семье. Например: «Мы не покупаем вредные продукты». Не факт, что ребенок не нарушит их, но это уже повод для другого разговора.
Для планирования бюджета и выдачи денег выделите конкретный день недели, например, понедельник. Если ребенку не хватает, и он начинает просить еще, напоминай ему, что в понедельник он все получит по расписанию.
Обсудите с ребенком предполагаемые статьи его расходов. Какие-то из них будут обязательными (например, обеды в школе и транспорт), какие-то – по желанию (например, игрушки и сладости). Важно дать ему понять, что желания могут быть безграничными, но деньги очень быстро кончаются. Поэтому сначала нужно тратить карманные запасы на обязательное, а на желания и удовольствия – лишь то, что остается.

2. Сколько денег давать

Общий размер карманных денег – обязательные расходы плюс сумма «на желания». С одной стороны, денег должно быть не слишком много, с другой — у ребенка должна быть свобода выбора. Чтобы все было по-настоящему, ограничьте суммы, которые вы сами тратите на его желания. Скажем, в магазине он просит у вас шоколад. Вместо того чтобы платить за шоколад из своего кошелька, вы говорите, что у него есть свои деньги и он может распорядиться ими по своему усмотрению.

Следующий уровень обращения с карманными деньгами – научить ребенка распределять их на несколько «конвертов».

  • Один – на обязательные нужды и желания.
  • Второй – копилка на будущую крупную покупку.
  • Третий – то, что можно пожертвовать на добрые дела.

5 насущных вопросов о детских карманных деньгах / istockphoto.com

Читайте такжеКаким должен быть правильный портфель для школьника

3. Как часто давать карманные деньги

Первые карманные деньги ребенку лучше выдавать каждый день. Важно, чтобы он почувствовал сам процесс. Затем переходи на еженедельную выдачу и планирование. Ребенку более старшего возраста, особенно если он уже имеет опыт планирования и контролирования расходов, можно выдавать карманные раз в месяц.

Важна регулярность, чтобы вырабатывать привычку постоянного управления деньгами: получать, планировать, тратить, откладывать. 

4. Где хранить карманные деньги

Начинать нужно с наличных. Конечно, сегодня это не самый современный способ платежа. Но для лучшего понимания процесса обмена денег на товары и услуги, ребенок должен ощутить их реальность, пощупать, знать, как они выглядят. И только после прохождения этапа наличности можно открывать банковскую карту. 
Нужен отдельный кошелек, который лучше выбирать вместе с ребенком.

Важно объяснить ему правила хранения и использования наличных, рассказать о мошенниках и предупредить об опасностях.

5. Как научить вести бюджет

С первого момента выдачи карманных денег объясните ребенку как вести бюджет: учитывать доходы и расходы. Для этого можно использовать блокнот, завести финансовый дневник или скачать приложение, например, Монеткины, разработанное для детей. Важно, чтобы ребенок понял свою ответственность: родители доверяют ему самостоятельно распоряжаться деньгами. И это уже не игра.

Также вам интересно будет прочитать: знаки Зодиака, притягивающие деньги

kolobok.ua

Как давать ребенку карманные деньги

4 вредных совета для родителей

Рано или поздно все родители задаются вопросом: когда же начинать давать детям карманные деньги. Многие психологи считают, что возможность распоряжаться собственными финансами развивает у ребенка чувство ответственности и учит делать осознанный выбор, контролировать потребности и быть самостоятельным. О том, как родители могут помочь в этом, рассказывает Михаил Мордасов в блоге центра профориентации Smart Course.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Некоторые взрослые думают, что давать деньги детям нецелесообразно, так как все, что им надо, они купят сами, а карманные расходы только приведут к лишним тратам. А еще существует мнение, что если уделять много внимания денежным вопросам, ребенок может вырасти жадным. В этой статье мы приведем несколько советов, чего не стоит делать родителям, когда они выдают детям деньги на карманные расходы.

«Никаких карманных денег, ты еще маленький!»

«Зачем маленькому ребенку деньги?» — спросите вы. Естественно, если ваш ребенок мал, все необходимое ему должны покупать взрослые. Но, по мнению психологов, уже в детсадовском возрасте полезно давать небольшие суммы.

Вы можете разрешить своему ребенку купить что-то под вашим чутким присмотром. Пусть он получит удовольствие от того, что сам подошел к палатке и купил себе «Аленку». Ему шоколадка и горящие глаза, а вам — радость, что ребенок постепенно становится самостоятельным.


«Никаких карманных денег, ты провинился!»

Когда речь идет о карманных деньгах, имеется в виду регулярное выделение ребенку определенной суммы на его личные расходы. Деньги на проезд в общественном транспорте и на школьную столовую — не в счет.

Деньги на карманные расходы — это не инструмент для поощрения или наказания. Если в семье принято ежемесячно или еженедельно выдавать ребенку какую-то сумму на личные расходы, то плохое поведение или полученная двойка не должны лишать его права на эти деньги.

Не стоит также делать конкретную привязку к оценкам или домашним поручениям. Иначе очень скоро ребенок за «просто так» не захочет ни учить историю, ни мыть посуду, а будет просто вас шантажировать. Скорее, можно поощрять его хорошее поведение, старание и желание помогать.


«Карманные деньги можно тратить только на то, что я скажу»

Помните, что вы даете ребенку карманные деньги, чтобы он научился в реальной ситуации самостоятельно принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому будет полезно воздержаться от излишнего контроля за его расходами. Будьте хитрее: пусть ребенок сам обратится к вам за помощью.

Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается их контролировать. Но при этом не стоит полностью пускать ситуацию на самотек, потому что может возникнуть другая, не менее важная проблема.

Постоянно получая деньги просто так, ребенок не знает их ценности. Или, выражаясь простым языком, не понимает, насколько трудно они порой достаются. Отсюда и бездумные траты. Отсюда и пренебрежительное отношение к тому, что на них куплено. И такое отношение к деньгам может сохраняться и в его взрослой жизни.


«Ты уже потратил все карманные деньги? Держи еще!»

Когда вы договариваетесь с ребенком о карманных деньгах, сразу обратите внимание на периодичность. Например, оптимальный период — раз в месяц.

Объясните ребенку, что, если он потратит деньги раньше, добавлять вы не будете. В противном случае он подумает, что из вас можно «тянуть» неограниченное количество денег.

И помните, финансовая грамотность — важный вопрос, задаваться которым нужно с ранних лет.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

10 неправильных способов мотивировать ребенка. Родительские практики, которые не помогают, а вредят детям

«Мы плодим армии потенциальных безработных». Алена Владимирская — о том, как выбрать профессию, которая не умрет через 10 лет

6 учеников, знакомых каждому. Портреты школьников, которых вы точно встретите в абсолютно любом классе

mel.fm

Статья на тему: Карманные деньги

Карманные деньги

       Тема карманных денег порождает множество дискуссионных вопросов: давать или не давать; контролировать ли траты; если давать, то сколько; давать за что-то или просто так; с какого возраста давать; разрешать ли детям подрабатывать.    Однозначного ответа, единственно правильной рекомендации быть не может. Почему? Семьи — разные, дети — разные, доходы — разные, жизненные ценности — разные, города и села — разные и т.д. и т.п. Что бы мы не советовали, обязательно найдутся читатели, которые скажут: “Чушь все это, мы сами знаем, как надо”. Поэтому мы рассмотрим лишь некоторые принципы, знакомство с которыми окажется полезным, когда вы столкнетесь с проблемой “ребенок и карманные деньги”.

Свобода

        Дети понимают власть и могущество денег еще совсем маленькими. Они быстро усваивают, что наличие денег — это возможность исполнить любое желание. Приведу один курьезный пример. Маленькую Анечку (2,8 года) постоянно забирала из детского садика бабушка. По дороге домой она заходила с внучкой в кафе, где покупала ей сок и пирожное, а себе кофе. Но однажды у бабушки на работе было экстренное совещание и за Анечкой пришла ее мама (студентка). Когда они проходили мимо кафе, Аннушка потребовала от мамы туда зайти, на что получила ответ: “Дорогая, у меня нет денег, поэтому кафе сегодня отменяется”. Этим же вечером, когда вся семья собралась ужинать за кухонным столом, Анечка сказала: “Мама, ты за мной больше в сад не приходи, пусть меня все время бабушка забирает”. “Почему?” -удивленно спросила мама. — “Просто у бабушки всегда есть деньги, а у тебя нет…”

       Все вы, наверное, не раз были свидетелями тех или иных детских просьб. “Мама, купи куклу!” — просит малышка. — “У меня сейчас нет денег”. “Пап, купи машинку!” — “Нет денег, мы тебе уже купили конструктор”. Эта зависимость от наличия денег в папином-мамином кошельке ограничивает свободу желаний даже малыша. Что же говорить о детях постарше, если, с одной стороны, их окружает мир разнообразных соблазнов, о которых неустанно вещает телевидение, радио, рекламные щиты на улицах, а с другой — разговоры в семье о ценах на рынке, о несоответствии наших зарплат ценам на товары и услуги.

      Особенно трудно подросткам. Без денег они чувствуют себя неполноценными людьми… Поэтому первое “ЗА” (за предоставление ребенку карманных денег) — это необходимость формирования у него ощущения некоторой экономической свободы. В современном мире большинство людей считают, что счастье не в деньгах, а в их количестве! Иначе говоря, что материальная свобода необходима для нормальной, естественной жизни.

      Ведь наверняка среди ваших знакомых найдутся такие, которые с горечью заявляют о себе: “Родители не “наградили” меня ни способностью зарабатывать деньги, ни способностью их тратить…” А ведь умение правильно распоряжаться финансами — это не врожденная способность, а навык, который развивается, как и любой другой. Задача взрослых, прежде всего родителей, — помочь детям научиться разумно обращаться с деньгами.

Уважение

       Если вы даете ребенку карманные деньги, то не спрашивайте ежедневно, на что он их потратил. Ведь контролируя каждый его шаг, с одной стороны, вы демонстрируете ему свое недоверие, с другой — выглядите цербером в его глазах. Разумнее сразу же оговорить, на какое время вы выделяете ему деньги на карманные расходы. Пусть он сам решает, на что их можно потратить: мороженое, карандаши, игрушку, книги, какую-то вещь. Дайте ребенку возможность рисковать и совершать ошибки, иначе он просто не сможет ничему научиться. Помните, что чем больше опыта ребенок приобретет сейчас, рискуя малым, тем ответственнее будет потом и тем меньше ошибок наделает в будущем. Не менее важно, чтобы он, сделав выбор, понял: придется обойтись без всего остального. Вы можете предложить ему свою помощь при выборе той или иной вещи, но настаивать на этом вряд ли необходимо. Если вы сказали, что ему дается 10 гривень на неделю, то держите слово и ни при каких условиях не давайте денег еще!

      Чтобы определить сумму еженедельных или ежемесячных выплат, нужно решить, на что именно они будут расходоваться. Если это деньги на мороженое, то это одна сумма, а если предполагается, что ребенок из этих денег пополняет свою коллекцию авиалайнеров, покупает книги, музыкальные записи, берет напрокат видео, то естественно сумма будет более значительная.

       Научите ребенка копить деньги, к примеру, на дорогую модель авиалайнера, отсрочивая на какое-то время желанную покупку.

Коллегиальность

       Все финансовые проблемы лучше обсуждать в присутствии ребенка. Для чего? Чтобы он знал о семейном бюджете, состоящем из доходной и расходной частей. Ребенок должен уяснить, что кроме расходов на еду одежцу и развлечения, у семьи есть масса других трат: на транспорт, плату за квартиру за электроэнергию, телефон, воду.. Одна из статей расхода называется “Карманные деньги”, которые распределяются меяеду всеми членами семьи: “Карманные деньги папы”, “Карманные деньги мамы”, “Карманные деньги сына/дочери”. Такие деньги, выдаваемые регулярно, развивают чувство независимости и одновременно семейного единства. Этим вы говорите ребенку: “Ты — член семьи, а в семье все делятся друг с другом тем, что имеют”. В то же время, чувствуя себя полноправным членом семьи, ребенок знает, что не только он находится в привилегированном положении.

       Если в доме есть расходная книга, ребенок может присутствовать при ее заполнении, чтобы знать, сколько потрачено на еду, одежду, игрушки и прочее. Привлекайте детей к обсуждению крупных покупок (мебели, телевизора, холодильника), старайтесь серьезно выслушивать их аргументы на семейном совете, давая понять, как важно для вас их мнение.

      Если малыш испачкал одежду, разбил вазу, испортил игрушку, не вспоминайте их цену. Лучше искренне огорчитесь: “Жаль, что ты испачкал свитер, ведь он тебе очень идет!” или “Я так любила эту вазу придется найти и купить такую же, а поход в парк на качели придется пока отложить” и т.д.

      Отвечая на вопросы ребенка о разных вещах, не забудьте рассказать, сколько труда (не денег!) вложено в каждую из них. Это научит малыша больше ценить то, что его окружает. Сделать это только бесконечными разговорами о деньгах невозможно. Не упустите время -и вам не придется краснеть перед соседями за разбитую лампочку, исписанные стены, поцарапанные двери, когда он подрастет.

      Просите ребенка покупать самое необходимое к обеду на определенную сумму. Как правило, первое время он может допускать какие-то промахи. Обсуждайте их вместе с ним, укажите, какие могли бы быть варианты (но не ругайте!).

 Заинтересованность

      По этому поводу есть две диаметрально противоположные точки зрения. В одних семьях за каждую хорошую отметку, каждое бытовое поручение (сходить в магазин, полить цветы, помыть посуду и т.д.) ребенок получает деньги на правах, заработанных своим трудом. В других — такая политика резко осуждается и считается абсолютно неприемлемой.

       Поэтому родители часто задают вопрос: «А как правильно?» На мой взгляд, истина всегда посередине.

       Да, действительно, абсолютно правы те родители, которые не поддерживают политику оплаты за успеваемость в школе, выполненные домашние обязанности или поручения. Они правы, когда спрашивают: “А разве мама, которая готовит, стирает, убирает дом, ходит в магазины, получает за это специальное вознаграждение? А разве папа, который выбивает ковры, носит тяжелые сумки с базара, ремонтирует поломанные вещи, претендует на оплату?”

       Но также правы и те родители, которые утверждают, что давая ребенку деньги на карманные расходы или за выполненную работу (помощь по дому или какие-то учебные, спортивные достижения), они обучают малыша разумному отношению к деньгам, развивают веру в себя и чувство собственного достоинства. Вот слова одного их пап: “Ведь ребенок получает деньги только за действительно хорошо сделанную работу или за достижения по трудному предмету. Оплата его труда укрепляет в нем уверенность, что его работа ценится также, как и труд любого из нас”.

       Однако проблема с оплатой труда ребенка состоит в том, чтобы он усвоил: важно не только зарабатывать своим трудом, но и участвовать в семейных делах бескорыстно. Поэтому компромисс между двумя рассмотренными выше диаметральными точками зрения состоит в том, чтобы оплачивать не каждую протирку пыли или полив цветов, а особые работы, требующие от ребенка значительных затрат сил и времени. Если, например, ребенок разобрал “завал”, до которого ни у кого в семье не доходили руки, или успешно сдал экзамен по сложному для него предмету — это достойно вознаграждения.

      Оплата поручений, которые не требуют от ребенка никакого старания и напряжения сил, действительно, может привести к тому, что он вырастет человеком, который слова доброго не скажет и шага не сделает без материальной компенсации.

      Если вы заметите, что, внедрив плату за достижения в учебе по особо трудному для него предмету он начнет требовать деньги за все хорошие оценки и примерное поведение, то терпеливо объясните ему, что учебники, одежда, еда, организованный летний отдых и т.д. тоже стоит денег, а он получил все это бесплатно, поскольку действительно занят важным и серьезным делом — учебой. И конечно же помните, что главным для детей является именно приобретение трудовых навыков, а не конкретный заработок.

Ответственность

    Ребенок может принять участие в формировании не только расходной, но и доходной части семейного бюджета.

    Если подросток хочет найти самостоятельный заработок, не отговаривайте его, лучше вместе просчитайте варианты легального и безопасного заработка.

     Если он имеет собственный заработок, то заранее оговорите, какую часть денег ребенок будет отдавать в общий котел. Пусть эта сумма будет небольшой, чисто символической, но она играет огромную воспитательную роль. Не отнимать, а убедить участвовать в жизни семьи. Если есть случаи воровства денег в семье, постарайтесь выяснить причину сами или с детским психологом. Часто бывает так, что кража, на которую идет ребенок, совершается им неосознанно, точнее, он не считает, в отличие от родителей, что это воровство. В одном случае ему необходимы деньги, чтобы как-то поднять свой авторитет среди сверстников, особенно, если им дают карманные деньги, а вы нет. В другом — он просто считает их общими. В третьем — идти на воровство его заставляет необходимость просить у вас денег, а он боится получить отказ, так как уверен, что вам это может показаться ерундой…

     Доверяйте малышу с детства. Ребенок, как и взрослый, имеет право на ошибку. Ругая и наказывая за просчеты, мы растим неудачника. Каждый имеет право начать все сначала и исправить ошибку.

Гуманизм

    Когда заработанные деньги ребенок тратит только на себя, это означает, что вы не сумели воспитать в нем доброту. Вспомните сказку В. Катаева “Цветик-семицветик”. Девочка ощутила огромную радость, когда последний лепесток вылечил мальчика, обреченного всю жизнь ходить на костылях. Очень важно, чтобы ребенок понял: самое большое счастье люди могут испытать, сделав полезное и приятное другим, исполнив их заветные желания. Лучшее воспитание — это не нотации, а личный пример, любовь и доброта.

nsportal.ru

Роль карманных денег в жизни школьников


 


Нажить много денег — храбрость;


сохранить их — мудрость,


а умело расходовать — искусство.


Бертольд Авербах


 


Деньги — это огромное достижение человечества. Одни люди говорят, что деньги — это зло, а другие — счастье. Тем не менее, деньги — это реальность, с которой мы сталкиваемся ежедневно в нашей повседневной жизни. Тема денег была и остаётся актуальной всегда и для всех.


Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Мы слышим разговоры о деньгах дома, в средствах массовой информации, на улице, в школе. С раннего детства дети понимают, что деньги помогают получить желаемое, и начинают стремиться к накоплению денег и самостоятельному их использованию. Перед родителями школьников встает вопрос: давать ли ребенку деньги и если давать, то в каком количестве?


В Беларуси нет регулирования выдачи карманных денег детям и нет официальной статистики, поэтому судить об их количестве достаточно сложно. Однако сумма выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей семьи, количества выдаваемых денег другим детям, возраста ребенка, а также здравого смысла. Как же эти проблемы решают родители моих одноклассников? Дают ли своему ребенку деньги? Регулярно или время от времени? Сколько? Как и куда тратят выдаваемые деньги мои сверстники? Эти актуальные вопросы меня очень заинтересовали.


Знания о деньгах и правилах обращения с ними называют финансовой грамотностью. Умение обращаться с деньгами — это совершенно особый навык, который успешно поддается тренировке. Лучшим тренажером финансовой самостоятельности школьников являются карманные деньги.



Карманные деньги — это сумма, выделяемая родителями детям на их собственные нужды. Главная их цель — научить ребенка тратить деньги, делая различные покупки и неся ответственность за свой выбор. Поэтому слишком строгий контроль со стороны родителей уничтожит смысл обладания карманными деньгами.


Среди своих одноклассников и их родителей я провела опрос. На вопрос «Есть ли у вас карманные деньги?» из 22 одноклассников 20 ответили «Да».


С родителями одноклассников было проведено анкетирование, результаты которого представлены в таблице 1.


 


Таблица 1


Результаты анкетирования родителей учащихся 3 ”А“ класса СШ № 11 г. Пинска по теме карманных денег










Вопросы анкеты


Результаты ответов


Да


Нет


Иногда


Нужны ли ребенку карманные деньги?


20


1


1


Вы даете ребёнку деньги на карманные расходы?


20


-


2


Обсуждаете ли вы то, как ребёнок распорядился деньгами?


20


1


1


Были ли у вас карманные деньги, когда вы были учениками начальной школы?


10


8


4


Надо ли ребенка посвящать в вопросы семейного бюджета?


6


16


-


 


Исследование показало, что 90 % родителей считают необходимым наличие карманных денег у ребенка и их выдают детям. Первые личные деньги появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте семи лет и определенное количество денег несколько десятилетий назад было почти у половины младших школьников. Почти все родители (90 %) контролируют, на что и сколько ребёнок потратил карманных денег. При этом, только 27 % опрошенных считают необходимым посвящать ребёнка в вопросы бюджета семьи.


Большинство родителей справедливо считают, что какое-то количество денег надо давать детям просто потому, что они являются членами семьи. В то же время предполагается, что дети должны в той или иной мере помогать родителям по хозяйству. Во многих странах вопрос «платить за помощь по хозяйству или не платить» обычно решается следующим способом: некая фиксированная сумма вручается ребенку регулярно, но он может «заработать» еще немного, если выполнит то или иное поручение. Например, помоет родительскую машину или подстрижет газон перед домом.


Среди своих одноклассников я провела игру «Карманные деньги». Цель данной игры — проанализировать умение школьников распоряжаться карманными деньгами.


Сущность игры состоит в следующем:



1. Каждый школьник имеет ряд расходов на собственные нужды: покупка школьных принадлежностей, оплата мобильной связи, покупка еды (сладостей), поход на стадион (в бассейн), оплата аттракционов, подарок другу, поход в кинотеатр и др.


2. Мои одноклассники были разделены на три команды. Каждая команда придумала свое название: команда № 1 — ”Смайлики“, команда № 2 — ”Матроскины“, команда № 3 — “Фиксики“.


Каждая команда получила по 120 карманных игровых денег и одинаковый набор картинок с видами расходов школьников.


3. Задача каждой команды — распределить имеющиеся у них игровые карманные деньги по своему усмотрению.


Результаты игры «Карманные деньги» представлены в таблице 2.


 


Таблица 2


Результат игры «Карманные деньги»













Расходы школьников


Распределение карманных денег


Команда ”Смайлики“


Команда ”Матроскины“


Команда “Фиксики“


Оплата мобильной связи


20


40


10


Еда (сладости)


20


5


10


Поход на стадион, в бассейн


10


10


15


Аттракционы (развлечения)


15


15


20


Школьные принадлежности


20


20


50


Подарок другу


30


15


5


Поход в кинотеатр


5


15


10


ВСЕГО


120


120


120


 


Игра показала следующее: команда ”Смайлики“ больше всего денег потратила на подарок другу. Команда ”Матроскины“ больше всего потратила на оплату мобильной связи, а команда “Фиксики“ — на покупку школьных принадлежностей.


Отсюда следует вывод: карманные деньги — это не награда за хорошее поведение и не плата за помощь по дому. Карманные деньги способствуют развитию самостоятельности школьников и придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым». Но моих друзей объединяет одно: ВСЕ команды потратили ВСЕ имеющиеся у них деньги! А правильно ли это?



Для ответа на поставленный вопрос я обратилась за помощью к финансовому консультанту, которая научила нас основным правилам распоряжения своими деньгами:


  1. Заплати сначала самому себе! Сберегай часть получаемых денег (не меньше 10-й части) для обеспечения своей будущей жизни;

  2. Частично или полностью отдай долги, если они имеются;

  3. Сохрани сберегаемые деньги так, чтобы получить финансовую поддержку при непредвиденных событиях в жизни.

  4. Всегда помни о необходимых тратах и желаемых тратах денег!

  5. Следуй постоянному правилу составлять и вести личный бюджет на месяц!


Важным правилом грамотного планирования поступления и использования денег является составление личного бюджета. Если в личном бюджете доходов получилось больше расходов, то можно начать откладывать на исполнение своих желаний. Если расходов получилось больше доходов, нужно найти возможности сокращения затрат, срочно обнаружить и ликвидировать «ловушки» бюджета. Если в них попасть, можно сильно увеличить свои расходы. И тогда школьник не сможет накопить деньги на достижение финансовой цели, а возможно не сможет купить себе даже самое необходимое! Важно сделать свой личный бюджет безопасным!


Знания о деньгах и правилах их использования помогут нам более осознанно подумать о своем будущем и самостоятельно выбирать наиболее привлекательные пути в жизни. При управлении личными деньгами каждый из нас сможет принимать разумные решения, сформировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике!


 


Литература:


 


  1. Антипенко О.,: Денежная азбука. Справочное издание — «БелКП-ПРЕСС», Минск, 2013.

  2. Блискавка Е.,: Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей — Издательство «Четыре четверти», Минск, 2015

  3. Малычевская Е. Купилки из копилки: нескучная книга о деньгах. Пособие для развивающего обучения для младшего школьного возраста.- ООО «Ремарк», 2015.

moluch.ru

План-конспект по теме: Беседа «Карманные деньги»

Карманные деньги

Ребята сегодня мы с вами поговорим о карманных расходах.

Для начала давайте разберем понятие карманные деньги.

Карманные деньги – это деньги, даваемые родителями ребенку на мелкие расходы (покупка письменных принадлежностей, сладостей, газет, игр, посещение кино, музея). Дети, расходуя предоставленные бюджетом семьи деньги, учатся чувствовать «приход» и «расход», «жить по средствам», планировать покупки. Рекомендуется уже с 9-10 лет давать детям карманные деньги. Контроль со стороны родителей рекомендуется самый минимальный и опосредованный, в форме бесед, советов, наглядных примеров, рассуждений вслух и т.д. Через «свои» деньги дети учатся управлять желаниями, быть умеренными в потребностях. Не рекомендуется давать детям много денег и часто. Лишние деньги усложняют воспитание – ребенок утрачивает связь между трудом – работой и деньгами, теряет чувство меры, бережливости, ответственности. Понятие «карманные деньги» сохраняется тем более в рыночных условиях, когда дети сами могут зарабатывать. При этом ребенок может более глубоко познать функцию денег в жизни.

Карманные расходы у детей

Если для вас сейчас актуален вопрос, сколько давать на карманные расходы своим детям или как научить ребенка тратить деньги правильно, данная статья будет вам очень полезна. Если же сейчас не очень актуальна, все равно прочитайте, пригодится в будущем  Итак, как объяснить ребенку ценность денег? Как воспитать в ребенке умение правильно ими распоряжаться? На все эти вопросы есть один ответ: научить ребенка финансовой грамотности.

Итак, 5 правил воспитания финансовой грамотности у детей

  1. Давайте деньги детям на карманные расходы 

Очень важно, чтобы у ребенка были собственные деньги, которые он может потратить на свое усмотрение. Только самостоятельно распоряжаясь деньгами, ребенок научится правильно их тратить или откладывать. Начинать можно в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Это может быть то время, когда ребенок умеет считать деньги или в первом класс, или когда он начнет самостоятельно передвигаться по городу.
 

2. Договоритесь с ребенком, какую сумму и как часто вы даете ему деньги
Карманные деньги, как и все, что непосредственно касается самого ребенка, нужно обязательно обсудить с ним самим. Расскажите ребенку о его новых правах и возможностях. Обговорите с ним период, на который ему будет выдаваться конкретная сумма денег (раз в неделю, в две или раз в месяц). Сумма выдаваемых денег напрямую зависит от возраста ребенка, чем он старше, тем больше у него расходов. Если вы не можете решить, сколько денег давать подростку, обязательно учитывайте возраст подростка – 13 ему или 17 лет тоже имеет большое значение.

3. Не поощряйте и не наказывайте ребенка деньгами
При обучении финансовой грамотности главным инструментом являются сами деньги, а не доступ ребенка к ним, и очень важно соблюдать достигнутые договоренности по периодичности и сумме. Не используйте их для мотивации или демотивации.

4. Не контролируйте расходы ребенка
То есть контролируйте, но не тотально. Карманные деньги детям даются, чтобы научить их в реальной жизни принимать самостоятельные решения по поводу своих средств. Вы можете периодически обсуждать расходы ребенка, особенно если у него плохо получается самому их контролировать. Найдите вместе с ребенком причину, по которой это происходит, предложите решение: выдавайте меньшие суммы на меньшие периоды — так ему будет проще контролировать расходы.

5. Объясните ребенку, зачем нужна копилка
Расскажите ребенку о том, что такое накопления и поделитесь своим опытом. Спросите, о каких крупных покупках он мечтает. Посчитайте вместе с ребенком, сколько нужно времени, чтобы накопить на эту вещь. Обсудите, от каких текущих трат он может отказаться в пользу предмета своей мечты. Составьте вместе несколько вариантов плана накопления нужной суммы, исходя из того, 10, 20 и 30% от регулярной суммы карманных денег он будет откладывать. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и следует ему. Периодически спрашивайте, как продвигаются его успехи в накоплении.

nsportal.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о