Занятия в театральной студии – Поурочные разработки занятий в театральной студии «+»
План-конспект занятия (1 класс) на тему: занятие театральной студии
Занятие кружка кукольного театра.
Тема: Путешествие в страну «Закулисье»
Цели: 1. Обучать театральной игре:
— развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию, ориентацию в окружающей обстановке, смелость, находчивость.
2. Обучать ритмопластике:
— развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность, гибкость, выносливость;
— развивать пластическую выразительность: ритмичность, быстроту реакции, координацию движений.
3. Обучение кукловождению:
— учить создавать пластические этюды руки актера.
4. Развивать сценическую речь:
технику и культуру речи.
— учить дыхательным упражнениям;
— упражнениям для развития дикции, артикуляции.
5. Воспитывать:
— любовь к театру;
— умение работать в коллективе, взаимодействуя друг с другом;
— воспитывать уважение к труду других и бережное отношение к кукле.
Ход занятия:
Дети под музыку презентации «В мире много сказок» входят в зал.
Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей, у нас необычное занятие. Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь им и друг другу.
Превращается рука
То в котенка, то в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант и все в порядке.
Сегодня мы с вами в гостях у перчаточных кукол.
Петрушка ( кукла на руке учителя):
— Здравствуйте, ребята! Я – перчаточная кукла. Меня можно носить вместо перчаток осенью и весной. Главное. Пальчики правильно вставить в патрончики. Нас в театре много таких. Мы ребят в гости поджидаем: кто к нам придет и нами управлять начнет?
Учитель:
— Ребята, где мы можем увидеть перчаточных кукол? ( в кукольном театре, на сцене).
— Кто из вас был в кукольном театре?
— Что там делают ожившие куклы? (Они играют на сцене в спектакле).
— Как это понять «играют»?
( Они живут своей жизнью: работают, спят, кушают, переживают, как люди.)
-А кто помогает им оживать? (Актеры).
И происходит это таинственное оживление кукол в стране «Закулисье».
— Ребята. а как вы думаете. от какого слова произошло слово «Закулисье»? (кулиса).
— Что это такое?
(Это место в театре на сцене, которое скрыто от глаз зрителя. Там актер готовится к спектаклю, ожидает своего выхода на сцену, репетирует, выполняет различные упражнения, которые помогают ему в работе. Ничего этого зритель не видит. Он видит только чудо на сцене: оживших кукол, которые рассказывают разные истории.)
Учитель: -Ребята, я приглашаю вас в страну «Закулисье», чтобы оживить наших кукол.
Закройте глаза, скажите волшебные слова: «Крибле. крабле, бумс!», повернитесь вокруг себя и … мы в волшебной стране под названием «Закулисье».
— А вот и жители этой сказочной страны: сказочные герои. Послушайте их голоса и скажите: 1. Что это за герой? Из какого он произведения? Кто написал это произведение?
2. Какой характер у этого героя?
Звучит фонограмма голоса, после этого учитель показывает слайд с картинкой героя или книгу с его изображением.
Герои: 1. Крошка-енот. Голос – испуганный
Характер – упорный
2. Красная шапочка. Голос – веселый
Характер – добрый, беззаботный.
3. Жаба из «Дюймовочки». Голос – скрипучий. дребезжащий.
Характер – скверный.
— Что помогло вам определить характер героя? ( Его голос).
— Ребята. а что нужно актеру, чтобы передать характер героя?
(Развитая сценическая речь).
— В этом нам помогут упражнения на развитие:
— дикции;
— артикуляции;
— мимики лица;
— дыхания;
— развитый диапазон речи;
— умение ставить логические ударения;
— умение владеть темпом речи.
Учитель: Начинаем нашу разминку и всех гостей приглашаем с нами поиграть.
Разминка для язычка.
( Учитель говорит текст, показывает детям упражнение. Дети делают упражнение)
Утром рано все проснулись, и друг другу улыбнулись!
(Губы растянуты в улыбке, уголки рта вытянуты в противоположные стороны)
За губами ровно вряд зубки белые стоят!
(Губы напряжены в улыбке. Зубы обнажены)
А за ними, за зубами –язычок!
(«Хвастаемся» языком – просто показать язык.)
Мы загнем его в крючок!
(Кончик языка загибаем вверх, можно им поиграть).
Превратим язык в лепешку!
(Язык распластан на верхней губе).
И похлопаем немножко!
(Пя-пя-пя)
Превратим язык в иголку, пусть иголка будет колкой!
(«Колем острым язычком, как иголкой).
Язык трубочкой свернем, держим, держим, развернем!
(Язык в форме трубочки).
Чистим зубы языком, это просто и легко!
(Проводим языком по внутренней стороне верхнего, а затем и нижнего ряда.)
Превратим язык в «лошадку»,скачем по дорожке гладкой!
(Отщелкиваем языком, меняя темп).
Щеки воздухом надулись — хлоп! Ну, вот и все проснулись.
(Надуть щеки. Ударить ладошками по щекам- «разбудить щечные мышцы».)
Дыхательная гимнастика
Упражнение «Свеча»
Представьте, что перед вами свеча.
1. Сейчас надо дышать так осторожно, чтобы свеча не погасла. Набираем в рот воздуха и начинаем осторожно его выдувать на воображаемую свечу, пока не выдуем весь воздух.
2. Дуем резко, гасим свечу.
Голосовой тренинг вместе с движением.
Настройка:
1.Наклоны головы: влево, вправо, вперед, назад, медленно по кругу в разные стороны.
2. Настраиваем шею. Нет шеи. ( спрятали голову в плечи)
Есть шея. ( опустили плечи)
Спасибо шее. (погладили шею).
3. Массаж. Точечный: — брови (круговыми движениями)
— третий глаз ( круговыми движениями)
— крылья носа
— точку под носом
— точку на подбородке
— «точилочка» (каждый палец руки разминаем
круговыми движениями)
— трем руки
— моем руки
— брызгаем
Чешем: — макушку ( ногтями)
— затылок ( ногтями)
— дергаем за волосы
— спину соседа
— лицо.
Упражнение «Теремок».
Руки делаем домиком над головой, в домик выглядываем.
Упражнение «Птичка».
Руки складываем за спиной. Чешем «клювиком» «крылышки».
Упражнения для расслабления мышц:
- «Сонная голова»
Закрыли глаза, представили, что наша голова стала легкая. Как воздушный шарик, вот она поплыла, поплыла…
- «Вибрационная трясучка»
Встали на пяточки и начинаем трястись всем телом. Расслаблено все: голова. ноги, руки. А нас трясет все сильнее и сильнее.
- «Мороженое».
Представьте себе. что вы мороженое-эскимо. Которое лежит в холодильнике, в морозильной камере. Вы – очень твердое тело.
Но вдруг холодильник сломался, и… мороженое начинает таять…
Пробуждаем голос:
- Поем гимн солнцу.
Ми-мэ-ма-мо-му-ми. ( поем на «одной ступеньке»)
( поднимаемся по «ступенькам»)
- Пробка.
П-б, п-б, п-б.
- Пилим дрова. ( в парах)
Ждриль-ждрель, ждриль-ждрель.
- Японский язык.
Цы-це-ца-цо-цу-цы. (Диалог в парах. Один спрашивает, другой отвечает.)
- Голосовой прыжок.
( голос прыгает снизу вверх)
С травы на трап. С трапа на траву.
- Собачий лай.
Учитель говорит: «Приветствую вас, друзья!»
Дети отвечают собачьим лаем.
- Скакалка.
(Прыгают, как на скакалке и говорят слова.)
На скакалке я скачу, научиться я хочу
Так владеть дыханьем,
Чтобы звук держать оно могло бы.
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Кончу прыгать, сяду я.
Речь легко звучит моя.
- Болото.
До болота идти далеко.
До болота идти нелегко. (сидят и ногами крутят педали велосипеда)
Вот камень лежит на дороге.
Присядем и вытянем ноги. (вытягивают ноги)
На камень лягушки кладут узелок.
Хорошо бы у камня присесть на часок. ( ногами делают «ножницы»)
Но на ноги камень вскочил, ( вскакивают на ноги)
И за ноги их ухватил. ( хватают себя за ноги)
И они закричали от страха.
Это — че, это – ре, это – паха.
Черепаха! ( кричат)
- Зимний лес.
Представьте себе зимний лес. В холодном прозрачном воздухе раздается звук пилы. (Дзань-дзынь. Дзань-дзынь)
( Дети показывают движения и говорят слова)
Разносится стук топора. (Тудуката-тадаката. Тудуката-тадаката)
По лесу идет лось. (Хыщь-хащь, хыщь-хащь)
За ним в поисках бежит браконьер.(Ух-ты! Ах-ты!)
В кустах сидит лесник, караулит браконьера и жует жевательную резинку. ( Вуч-вач! Чавк-чувк!)
Скороговорки.
Добр бобр для своих бобрят.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из текста испек спозаранку.
Пальчиковая гимнастика.
- Домик.
Дом стоит с трубой и крышей.
На балкон гулять я вышел.
Ладони сложены домиком: кончики пальцев соприкасаются («крыша»), средний палец правой руки поднят вверх )»труба»), кончики мизинцев касаются друг друга, образуя прямую линию балкон («балкон»).
- Очки.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большие пальцы правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки. Колечки подносят к глазам.
- Флажок.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Все пальцы вытянуты и сложены вместе, кроме большого, он опущен вниз. Тыльная сторона ладони обращена себе.
4.Ножницы.
Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.
Парикмахер мальчишке
Сделал стрижку.
- Птички.
Раз-два-три
Прилетели снегири.
Кисти рук скрестили и машем ими снизу вверх в разные стороны.
- Цепочка.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки сложены в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки.
— Ребята, кроме разминки для голоса, мы выполняли разминку для пальцев рук и для ног. Зачем?
— На сцене зритель видит куклу, а актера – нет.
Ожить кукле помогают движение и голос.
Они передают характер куклы.
А какие движения может делать кукла? Будем ее оживлять?
( каждый ученик берет свою куклу и показывает движения кукол)
-Здороваемся.
-Радуемся.
— Грустим.
— Плачем.
— Задумались.
— Идем.
— Быстро идем.
— Идем. Оборачиваемся.
— Бежим.
-Прыгаем.
— Иди сюда.
— Уходи.
— До свидания.
— Как вы думаете, ребята, получилось у нас оживить кукол?
— Тогда пусть они сыграют для зрителей сказку «Курочка Ряба».
Дети показывают сказку.
— Ребята, интересное у нас получилось путешествие?
— На следующем уроке мы с вами продолжим путешествие по стране Кукляндии.
€
nsportal.ru
Занятие в театральной студии «Мы – артисты» для детей 3–5 лет
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель: Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи:
- Развивать активное внимание, быстроту реакции, воображение, согласованность движений;
- вырабатывать чёткую артикуляцию губ и языка;
- стимулировать желание самостоятельно искать выразительные жесты, мимику
- для создания игрового образа;
- воспитывать доброе отношение друг к другу.
Приложение, Приложение 1
Ход занятия
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Какое волшебное слово! А что оно значит?
Дети: “Будьте здоровы!”
Педагог: Правильно. Давайте, поиграем.
Дети выполняют движения вместе с педагогом по показу.
Педагог: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здрав-ствуй-те! Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами.
Педагог: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здрав-ствуй-те! Марш на месте с высоким коленом, натягивая носочек, поставив руки на пояс, на каждый слог, одновременно со словами. И т. д.
Педагог: Здравствуйте, щёчки!
Педагог: Здравствуйте, губки!
Дети: Здрав-ствуй-те! Воздушные поцелуи друг другу.
Педагог: Ребята! Мы с вами в детской театральной студии “СКАЗКА”, а театр – это игра, в которой участвуют артисты. Вы хотите ими стать?
Дети: Хотим!
Педагог: Для этого мы сначала выполним разминку: попробуем показать животных из русской народной потешки “Тень-тень, потетень”. Какие там звери?
Дети: Ежи.
Педагог: А как их можно показать? Ежи, какие?
Дети: Колючие.
Педагог: Как покажем колючки? И т. д.
Упражнение на развитие выразительной пластики движений:
Движения выполняются по показу взрослого одновременно с текстом.
“Тень-тень, потетень – Наклоны головы вправо-влево, руки на поясе.
Выше города плетень! Руки вверх, потянуться на носках.
Сели звери на плетень, Руки на поясе: пружинка.
Похвалялася весь день. Поглаживания руками по груди.
Похвалялася ежи:– Наши шубки хороши!
“Фонарики”: вращение кистями с подъёмом и опусканием рук.
Похвалялись блохи:
– Да и мы не плохи!
“Ковырялочка”: поочерёдное выставление ног на носок, на пятку, тройной притоп.
Похвалялася лиса:
– Всему свету я – краса!
Заводя носок правой ноги влево, а левой – вправо, идём вперёд и назад, выполняя согнутыми в локтях руками круговые движения перед собой.
Похвалялся зайка:
– Ты меня, поймай-ка!
Показать ушки ладошками с прижатыми друг к
другу пальцами на голове.
Руки на поясе, легкие прыжки на 2-х ногах со
“склеенными” носками на месте вокруг себя.
Похвалялся медведь:
– Могу песни я петь!
Произнести низким звуком, подражая речи
медведя.
Переступание с ноги на ногу, руки в стороны,
рычим.
Похвалялася коза:
– Я – коза-дереза!”
Показать рожки указательными пальцами на
голове, пошевелить.
Отметить поочерёдно всех детей: “Какой замечательный ёжик получился у Кирилла!” “Какая красивая лисичка у Даши!” И т. д.
Педагог: Ребята, а сейчас по очереди скажем
своё имя. Включим весёлую музыку. (Караоке
песенки П. Спадавеккиа “Добрый, жук”), будем
танцевать и говорить.) Вместе с музыкой по
моему взмаху. Начнём с меня: – Елена Анатольевна!
А теперь, скажем все вместе! Взмах.
Дети: Елена Анатольевна!
Педагог показывает одной рукой в ритме звучащей музыки на кого-либо из детей, тот называет своё имя; педагог делает взмах обеими руками, все хором повторяют имя ребёнка, пританцовывая на месте, и т. д. Играют все дети, можно по кругу по порядку стоящих и вразброс.
Педагог: Ребята, а сейчас мы попробуем показать на лице разные чувства и выражения.
Упражнения на развитие выразительной мимики:
– Представьте, что мама купила вам новую игрушку и не разрешила взять с собой в детский сад. Покажите, как вам обидно.
Дети, скрестив руки перед собой, насупившись, опускают подбородок.
– А вот мама купила большой арбуз, покажите: как вы рады.
Дети, улыбаясь, прыгают на носочках.
– А давайте, представим, как в будке сидит маленькая собачка. Мимо идёт незнакомый человек. Что она будет делать?
Дети: Лаять.
Педагог: Нет, у нас воспитанная собачка, она тихонько зарычит. Покажите как. (Дети рычат.) Человек подходит ближе. (Дети рычат громче.) Он испугался и убежал. Молодцы!
А как показать, что нам попался кислый лимон? Что вам тепло (холодно)? “Ах, какой грязный платок!” И т.д.
Как выразительно у вас получается!
Ребята, а вы сможете превратиться в лампочку –
“оживить” предмет?
“Лампочка”: упражнение на разработку себя:
Представьте, что вы – лампочка. Как бы вы показали, что вашу лампочку включили? Улыбнулись? А ещё? А руки как поставим? Вверх? Интересно! И т. д.
А если вашу лампочку выключить? И т. д.
Педагог: Чик! Дети приседают на корточки, обхватив голову руками.
Свет! Дети вскакивают на ноги, улыбаются, вытянув руки вверх.
Какие яркие лампочки включились!
Но самое главное, ребята, артист должен уметь чётко говорить, чтобы все его понимали. Давайте, присядем и поиграем с губами и язычком:
Артикуляционная гимнастика:
- Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Растянуть
губы.
А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня – Вытянуть губы вперёд
А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка Губами “о”.
- “Белочка”. Покусывание нижней губы.
- “Мышка”. Покусывание верхней губы.
- “Хомячок”. Надуть щёчки и трясём ими.
- “Обиделись”. Вытянуть вперёд нижнюю губу.
- “Обрадовались”. Показать зубы.
- “Большая лошадка”. Цокать языком, широко
открыв рот.
- “Мама шинкует капусту”. Верхними зубами покусывание язычка, высовывая и пряча его.
- “Колечко”. Дети заводят язык под верхние зубы.
- “Игла”. Быстрый и частый показ острого язычка.
- “Лопаточка”. Язычок выкладывают на нижнюю губу, покусывая его кончик, дразнятся: “бя-бя-бя”.
“Футбол”. Язычок “делаем уколы” вправо-влево.
- “Зубная щётка”. Язычком тщательно проводим по зубам вкруговую и обратно – “чистим”.
Педагог: А быстро проговаривать слова можете?
Скороговорки:
Произносить с ускорением темпа.
- Дело мастера боится.
- “Здоров будешь – всё добудешь!”
- Ель на ёжика похожа – ёж в иголках, ёлка – тоже.
- “Играй-играй, да дело знай!”
– Ребята, а вы можете задержать дыхание?
Педагог: Артисту приходится говорить длинные фразы.
Упражнение на задержку дыхания:
Давайте, встанем и “покатаемся на лифте” – кладём левую ладонь на животик, делаем вдох и считаем не дыша, например до 4-х, раз, два, три, четыре – приехали (на выдохе).
Теперь, на 5-й.
А сейчас, посмотрим – “Кто кого перегудит?” — Делаем вдох и гудим носом с закрытым ртом, пока хватит дыхания. (…) “Оля перегудела всех!”
Игра проводится 2–3 раза.
Педагог: Вот теперь, мы попробуем из стихотворения В. Берестова про зайчика сделать маленькую сказку. Давайте, вспомним содержание:
“Зайчик – попрыгайчик, сел на диванчик”.
Как покажем зайчика? Правильно.
Зайчик – Натянем шейку, склеим пальчики на ладошках и поставим на голову.
А раз попрыгайчик, значит, что он любит делать
больше всего? Правильно, прыгать.
А как можно попрыгать?
Дети: На двух ногах на носочках.
Педагог: А ещё?
Дети: На одной ноге.
Педагог: А ещё? И т.д.
Дети прыгают вправо-влево, боковым галопом, поскоками, “ножницами” и т. д.
– Замечательно. Зайчик прыгает, как хочет и сколько хочет. А для того, чтобы нам было интереснее прыгать, включим весёлую музыку.
Попрыгайчик! Взмах рукой в сторону с пружинкой.
Звучит музыка польки, дети свободно прыгают на носках.
Педагог: Устали прыгать? Выключаем музыку, покажем, как устал зайчик. Напрыгался зайчик и еле дошёл до диванчика.
Се-е-ел … Произносим на выдохе, чуть согнув колени.
Педагог: А как покажем, что зайчик уселся на диванчик? Верно.
На диванчик. Руки в стороны.
Педагог: А когда мы всё показали и рассказали, что остаётся сделать? Что делает артист в конце выступления?
Дети: Поклон.
Педагог: Внимание! А сейчас снимаем короткометражный фильм про весну по стихотворению А. Н. Плещеева! Вспомним содержание:
“Травка зеленеет.
Солнышко блестит.
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник”.
– Теперь, поговорим о характерах героев, подберём движения и т. д.
Дети делятся на персонажей: Оля будет зеленеющей травкой, Таня – солнышком, Лена – ласточкой, Данил – медведем и т. д.
Дети выбирают, откуда кто будет выходить на сцену, и в какое место.
Звучит “Подснежник” П. И Чайковского в оркестровом исполнении с пением птиц и звучанием колокольчиков.
Педагог: Травка зеленеет.
Выбегает Оля, присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево.
Солнышко блестит.
С противоположной стороны, медленно выполняя руками в стороны круговые движения, выходит Таня. Она проходит по сцене, по кругу, лицом к зрителям. И т.д.
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Лёгкий бег на носках с большими взмахами рук по сцене лицо к зрителям.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Мальчик, переваливаясь с ноги на ногу, идёт по кругу, руками как бы “раздвигая траву”.
Стали птицы громче петь,
Дети, приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках по сцене, взмахивая руками.
И расцвёл подснежник!
Ребёнок выбегает, присаживается на корточки, медленно поднимает голову, затем поочерёдно поднимает и опускает руки; потянувшись, поднимается на носочках; кружится, руки вверху. Несколько секунд все двигаются, затем замирают – “фото” на память – берутся за руки. Поклон.
Педагог: Как интересно! В конце занятия предлагаю вам укрепить своё здоровье пением лечебных звуков.
“Звукотерапия” под караоке песенки кота Леопольда “Неприятность эту мы переживём” В. Шаинского.
Наше занятие закончено.
Методическая литература:
- В. Емельянов, И. Трофимова. “Фонопедический метод развития голоса” СПб, 1999.
- “Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки”. Сост. Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина, Ярославль, 1998.
3.02.2010
urok.1sept.ru
План-конспект занятия в театральной студии «Этюд» по теме «Действие – основа сценического искусства»
Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии
План-конспект
- Название детского объединения: Театральная студия “Этюд”.
- Дата, время и место проведения: 26.11.08, 15.30, МАОУ “Прогимназия № 64”.
- Номер и год обучения учебной группы: младшая группа, 2 год обучения.
- Возраст учащихся: 8, 9 лет.
- Ф.И.О. полностью: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Гарипова Гульнара Ирековна.
- Раздел программы: Действие – основа сценического искусства.
- Тема учебного занятия: Движение – элемент действия. Условный характер классификации действия: мимические, словесные, внутренние и внешние психические действия.
- Цель занятия: Познакомить учащихся с условным характером классификации действия и совместно с детьми найти ответ на вопрос: чем отличается действие от движения.
- Задачи:
Обучающие задачи:
- Обобщить и систематизировать представление понятия “действие”.
- Уточнить основные понятия: мимика, жест, интонация через упражнения и игры, выявить знания детьми терминов, относящихся к театральному искусству через песню А. Макаревича “Посвящение Театру”.
- Знакомство с новой театральной игрой “Оркестр”.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательно-поисковый интерес, кругозор учащихся.
- Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике через упражнения“Передай маску”, “Страна эмоций”.
- Развитие психических процессов: памяти, внимания через театральную игру “Оркестр”.
Воспитывающие задачи:
- Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.
- Средства обучения:
- Визуальные: рисунки, реквизит, костюмы, раздаточный материал.
- Аудиальные: СД – проигрыватель, ноутбук.
- Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческое.
Методы обучения:
- при изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;
- при закреплении изученного материала: беседа, упражнение, игры.
Приемы: обобщение и систематизация знаний через игры, просмотр отрывка инсценировки сказки старшей группой.
Создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, разыскивание ответов в окружающем пространстве.
Выявление знаний терминов театра детьми через прослушивание песни.
- Прогнозируемые результаты:
Дети аргументировано доказывают отличие между действием и движением, показывают знания по терминологии театра, умение работать в коллективе.
Пролог
Перед занятием в импровизированном зрительном зале садятся ученики 2-х классов, обучающихся на уроках театра. Они приглашены с целью получить практические навыки по пройденной теме “зрительская культура”, а так же иметь представление о том, чем занимаются их одноклассники и дети с параллельных классов в театральной студии “Этюд”.
Ход занятия
1. Организационный момент: проводится с целью включить воспитанников в познавательную деятельность и настроить на восприятие материала:
- учащиеся входят в музыкальный зал и становятся в круг;
- приветствие;
- позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником;
- выяснение отсутствующих на занятии;
- объявление темы занятия: Действие и движение.
2. Вступительная часть.
Педагог: На предыдущих занятиях мы говорили с вами о том, что человек всегда действует. В действии объединяются в одно непрерывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. А между тем в этюдах мы часто заменяем действие простыми движениями, изображениями. Например: если надо показать радость мы просто пользуемся маской- мимикой или позой. Вот и сегодня мы начнем с вами занятие с простого движения: передачи хлопков по кругу. Ребята, а вы заметили, что я начала занятие со слова действие, а предложила выполнить движение. Значит, есть какая-то разница между этими понятиями. Хотите узнать, чем движение отличается от действия? Давайте вместе справимся с этой не трудной задачей. Будем помогать друг другу, договорились?
3. Основная часть.
Итак, упражнение “Хлопки”. Стараемся передавать хлопок ритмично без задержек и без опережения.
Упражнение “Передай хлопок”
Хорошо, а теперь давайте попробуем передать маску или мимику, изображающую радость, огорчение, обиду, горе, удивление.
Упражнение “Передай маску”
Отлично. И теперь представим себе. Что мы отправляемся в дальний поход, к примеру, в страну Масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию. Например: Грусть через руки или гордость через спину. Радость через лицо. Страх через руки. Радость через руки. Страх через ноги. Радость через ноги. Удивление через руки. Удивление через лицо. Задумчивость через лицо. Ирония через лицо. Задумчивость через руки, спину. Агрессия через руки, лицо
Спасибо. Молодцы. Итак, ребята, мы выполняли различные движения через (ответы детей) жесты и мимику. А теперь посмотрите вперед. Что мы видим? Нет. Это не стулья. Это – различные сказочные вещи, предметы. Вот я вижу замечательную волшебную книгу. Мне так хочется ее прочить. И я первая иду за ней. И вы тоже поочереди подходите к этим волшебным предметам, и берите их и относите на сцену – витрину. Обратите внимание на слово по очереди, не договариваясь, по одному. Вперед.
Дети располагаются на сцене так, чтобы каждого было видно.
Давайте встанем за стульями. А теперь сядем. Совершено простое движение. Итак, все что мы до этого выполняли, называется движение. Встаньте еще раз за стульями. Давайте представим себе, что это не стул. А трон, пенек, кресло, пригорок, обрыв и т.д. Каждый себе представил некую возвышенность, на которую он или она зачем-то сядет. Представим – это трон и мы садимся на него, чтобы подписать важный указ. Спасибо. Это пенек и мы сильно устали. Это космический корабль и мы садимся, в кресло, чтобы узнать, как оно функционирует.
Для чего мы сели на пенек? (Чтобы отдохнуть.) Что у нас появилась? Правильно- цель или конечный результат. Движение-это только перемещение в пространстве, видоизменение положения. А действие – это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Каждое животное может выполнять движения, но оно не может действовать .
А как мы можем достигать цель? Через задачи, через элементы, через сценические задачи, через шаги: их три. Три шага к достижению цели.
1 первый шаг – отвечает на вопрос что я делаю? Ищите как называется этот элемент- подсказка: он находится около одного из видов театра, а в частности балета. (2 ребенка сначала в окружающем пространстве находят соответствующую видовую картину, а около нее спрятана карточка с названием элемента.)
Правильно – элемент действия: что я делаю – отрываю дверь – ваши варианты? (Прыгаю, вхожу в комнату.)
2 шаг отвечает на вопрос – для чего я это делаю? Ищите как называется этот элемент – он около костюмов. (Поиск детьми карточки.) Правильно – элемент хотения: для чего я это делаю? – чтобы спастись, чтобы встретить друга – ваши варианты?
3 шаг – как я это делаю? Ищите как называется этот элемент, его можно найти под гримом. (Поиск детьми карточки.) Правильно – элемент приспособления: через что? – это уже ваше творчество, ваш талант. Через эмоции. Через словесные действия, через внутренние или внешние действия.
С внешними действиями мы знакомы, а есть еще внутренние действия. Например, я буду называть, а вы выполняйте.
Сидите: чтобы спрятаться, затаиться, чтобы не нашли; чтобы слушать, что делается во дворе, чтобы наблюдать, что делает котенок; чтобы ожидать своей очереди к мед. сестре, чтобы вспомнить таблицу умножения.
Итак, действия бывают какие? (Ответы детей.) Правильно внутренние и внешние. А вспомните, через что мы передавали эмоции. (Ответы детей.) Правильно через мимику, жесты значит мимические действия.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Оркестр”.
Каждый из участников выбирает для себя музыкальный инструмент, на котором он
впоследствии будет “играть”. Выбирается ведущий – “дирижер”. Сначала дирижером
буду я. По моему сигналу “оркестр” начинает играть, но при этом не сводят глаз с
дирижера. Потом я “перехожу” на другой инструмент – начинаю изображать игру на
музыкальном инструменте кого-нибудь из вас. Оркестрант, на чьем инструменте
начала играть я, тут же должен прекратить все движения и зажать уши руками. Все
остальные участники игры теперь переключаются на тот инструмент, который выбрала
я. Через некоторое время я возвращаюсь к своему первоначальному инструменту, и
вы тоже возвращаетесь к своим.
Итак, я “играю” то на своем, то на чужом музыкальном инструменте, а вы стараетесь уловить мои движения и не ошибиться.
Игра “Оркестр”
Молодцы. В следующий раз кто-нибудь из вас будет обязательно дирижером. А сейчас пройдем в зрительные ряды и послушаем замечательную песню А. Макаревича “Посвящение Театру”. Мы будем внимательно слушать песню и как только услышим слово, относящееся к театру, будем хлопать в ладошки.
Прослушивание песни А. Макаревича “Посвящение Театру”.
Сегодня у нас много гостей. К нам на занятие пришли девочки из старшей группы. Скажу вам по секрету: мы с ними, буквально, на днях взяли в постановку пьесу и они уже начали работу над ней. Давайте посмотрим, что у них получилось.
Отрывок из инсценировки “Кареглазка и Синеглазка”.
(Анализ увиденного с детьми). Правильно у них нет действия. Нет цели и решения задач в этих этюдах. Предлагайте свои решения. (Ответы детей.)
4. Итоговая часть:
Ну, и в заключение нашего занятия мне бы хотелось, чтоб вы ответили в чем же отличие между движением и действием. (Ответы детей.)Вспомним с вами, чем мы занимались на занятии. (Ответы детей.) Что помогло понять нам это отличие. (Ответы детей.) Спасибо вам за наше сотрудничество. На следующем занятии мы продолжим знакомство со структурой этюда, и я думаю, что работая в этюдах, вам очень поможет наше с вами открытие. До свидания (традиционные аплодисменты детей, благодарность за урок, успех друзей и свой успех).
Эпилог
Дети-зрители получают жетоны, призы за участие, ответы. Пригласительные на спектакли театральной студии “Этюд”.
<Приложение>
11.05.2009
urok.1sept.ru
Что стоит знать родителям, которые решили привести ребенка в театральную студию

В начале учебного года многие выбирают, в какую секцию отдать детей, чтобы занять их время с пользой и раскрыть свои таланты. К счастью, рынок предлагает множество вариантов: иностранные языки, спорт, творческие кружки, робототехника, шахматы и так далее. В основном эти занятия формируют какие-то определенные навыки, но есть способ развить ребенка на все 360°. Такую возможность дает театральная студия. «О!» поговорил с экспертами из этой сферы и мамами, чьи дети учатся актерскому мастерству, чтобы рассказать об особенностях различных студий.
Зачем отдавать ребенка в театральную студию
Ученый-физиолог, доктор биологических наук Марьяна Михайловна Безруких в своей статье про адаптацию детей к школе писала: «Самое главное, что нужно развивать до школы — это речь ребенка». Многие педагоги жалуются: современные дети не могут пересказать какой-то текст, складно рассказать что-то, донести свою мысль четко и внятно, им гораздо проще написать это или объяснить невербально. Занятия в театральной студии помогут восполнить дефицит общения, который испытывают сейчас не только взрослые, а также развить ребенка физически, эмоционально и интеллектуально.

Александр Львович Федоров, художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера, заслуженный артист России
Сейчас дети общаются только со своим телефоном: они смеются не в общении с другом, а над тем, что присылают им в сообщениях, не улыбаются товарищу в лицо, а посылают «смайлики». Театр — это искусство общения. Наша задача — сделать ребят более контактными, адаптированными к жизни. Мы учим детей говорить друг с другом, добиваться своих целей через коммуникации, а также возвращаем их в детство посредством игры, ведь ее сейчас очень мало.
Кому подойдут занятия в студии
Некоторые родители считают, что театр — это что-то очень специфическое, и заниматься актерским мастерством лучше детям, которые хотели бы связать свою жизнь со сценой или тем, у кого есть необходимые способности и склонности.

Елена Лазурина, актриса Московского театра Луны, режиссер и старший педагог Детского театрального центра-студии «Маленькая Луна»
Мы берем детей с 4,5 лет, и в этом возрасте трудно сказать, станет ли ребенок артистом в будущем или нет. Основная функция детских творческих учреждений — помочь вырастить разностороннюю личность. Поэтому наша первоочередная задача — раскрыть индивидуальность ребенка.
Студия при театре или театральный кружок
Если ваш сын или дочь мечтает о сцене, хочет научиться актерскому мастерству, стоит только ввести свой запрос в «Гугл» — и рынок предложит вам множество вариантов: от серьезных театральных школ до частных студий и обычных секций, которые есть почти в каждом городе. Давайте разберемся, в чем их различия.
Преподавательский состав
В профессиональных студиях детей будут учить действующие актеры, певцы, мастера своего дела с педагогическим образованием, авторскими методиками преподавания и огромным опытом. В самодеятельных театральных секциях педагоги зачастую не имеют к театру никакого отношения. Там ребята могут развить свои коммуникативные навыки, стать более раскрепощенными, но вряд ли получится раскрыть актерский талант для профессиональной сцены. Кроме того, сейчас очень много студий-однодневок и проектов, для которых дети набираются на короткое время. Это своего рода конвейер: ребят отснимают, «выплевывают» и берут следующих, не задумываясь, что для ребенка это травма, ведь он надеялся, что его «звездный час» продлится подольше.
Свобода творчества
Зато в таких непрофессиональных проектах и студиях, которые сейчас сильно расплодились, обещая славу и признание всем и каждому, больше свободы для творчества и нет каких-то жестких рамок. В серьезной же театральной школе нужно быть готовым к рутине и суровым правилам: вам дадут текст, вы его выучите и будете играть в одних и тех же спектаклях несколько лет подряд, причем отношение к детям здесь как ко взрослым актерам, без «сюси-пуси». Некоторым такой вариант кажется тяжелым и скучным.
Как пройти отбор
Страшные слова кастинг, прослушивание, собеседование пугают не только ребят, но и их родителей. И вот, подойдя к заветной двери в зал, уже совсем не хочется туда заходить. Не переживайте, все не так ужасно. На прослушивании детей обычно просят прочитать стихотворение или басню наизусть, спеть или станцевать, чтобы посмотреть, с чем предстоит работать дальше. Подготовьтесь к кастингу дома: порепетируйте с ребенком перед зеркалом заготовленную речь. Но если на прослушивании что-то не получится с первого раза, не расстраивайтесь слишком сильно, возможно, это просто не ваша роль и стоит попробовать себя в других проектах.

Александр Львович Федоров, художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера, заслуженный артист России
Мы не театральный кружок, а профессиональный театр, поэтому не можем взять всех детей, есть определенный отбор. Ребята должны уметь хорошо петь. Когда мы ищем актеров на какую-то роль, то устраиваем внутренний кастинг: сажаем в жюри наших детей из труппы, которые оценивают выступление новеньких, а те показывают то, что они могут. И, поверьте мне, вот такой кастинг более справедливый, никому не обидно.
Сложно ли учиться
При выборе студии нужно понимать, какие нагрузки вас ждут. Причем в серьезных учебных заведениях вам никто не сможет сказать «на берегу», на какую занятость вам стоит настраиваться.
Играть в спектаклях и просто учиться актерским дисциплинам — это две разные вещи. Если хочется всего и сразу, ты просто будешь жить в театре, как было у нас: школа — студия, репетиции, репетиции, и так каждый день. Саша вообще не бывал на улице, мы приезжали домой и падали от усталости.
Наталья Новикова, мама актера Саши Новикова
Кто-то испугается такой нагрузки, а кто-то сможет посчитать ее тренировкой навыков стрессоустойчивости и многозадачности, умения работать в сжатые сроки, которые непременно пригодятся в будущем. Театр очень дисциплинирует детей: юные актеры понимают, что нужно подготовиться к спектаклю, выучить свои слова, сделать уроки для школы, поэтому остается меньше времени на болтовню и гаджеты.
Что задают на дом
Ну, начинается, скажете вы: подготовка к школе — задания, в школе — домашняя работа, еще и здесь чем-то загрузят. На самом деле все не так страшно, по крайней мере на начальных этапах. В качестве домашнего задания может быть наблюдение за всем, что происходит вокруг: за другом, за соседом, за актером по телевизору, за животными, за деревьями на ветру. Начинающим актерам нужно постараться максимально подробно запомнить их движения, мимику, понять мотивы поведения, чтобы потом суметь сыграть этого героя по заданию режиссера.

Чему учит театральная студия
Обычно в студии преподают четыре основные дисциплины: актерское мастерство, сценическое движение, пластику и хореографию, хоровое и сольное пение. Эти, на первый взляд очень специфические занятия, помогают поверить в себя, приобрести уверенность в своих силах, почувствовать себя личностью, избавиться от комплексов. Дети учатся доказывать свою точку зрения, слушать и ценить мнение своих товарищей, раскрепощаются физически, вырабатывают правильную дикцию. В школе и во взрослой жизни эти навыки помогут им без труда произнести какую-то речь с грамотными логическими ударениями и паузами, заинтересовать зрителя и удержать его внимание до конца своего выступления. Здорово, если в студии есть какие-то дополнительные занятия, на которых можно познакомиться с другими творческими профессиями, расширить свой кругозор и открыть в себе новые таланты.
Николь уже 4 года занимается в детской тренинг-студии «Актер». Там множество интересных факультативов, которые ведут профессионалы своего дела: сценический грим, журналистика, основы мультипликации и озвучки. А в студии Станиславского дети каждый месяц ставят новый спектакль, причем сами рисуют декорации, своими руками делают костюмы. Это очень интересно!
Залина Плиева, мама Николь Плиевой, ведущей канала «О!»
Как выбрать студию
Для начала стоит понять, для каких целей ребенку нужна театральная студия и каких результатов вы ожидаете. Если есть возможность, попробуйте сходить на уроки к нескольким педагогам и понять, какой из них больше всего понравился малышу, где атмосфера была приятнее, куда ноги идут с большей охотой.

Елена Лазурина, актриса Московского театра Луны, режиссер и старший педагог Детского театрального центра-студии «Маленькая Луна»
Обратите внимание на преподавателей, ведь именно они являются проводниками детей в мир театрального искусства. Лучше, если учителя будут действующими актерами, певцами, но с педагогическим образованием, а еще лучше, с авторскими методиками и богатым сценическим опытом. Учителя должны хорошо понимать психологические, эмоциональные и физические особенности ребят, уметь увлечь их за собой. Хорошо, если на занятиях внимание уделяется каждому ребенку. В идеале в группе должно быть не больше 15 человек. А еще нужно обратить внимание на материальную базу студии, поэтому лучше выбирать учебное заведение при театре, тогда ребенок сможет регулярно играть и репетировать на настоящей сцене с качественным световым и звуковым оснащением.
К сожалению, многие мамы и папы пытаются реализовать свои амбиции через своих детей, воплотить в жизнь свои несбывшиеся мечты или, чего уж там скрывать, просто заработать.

Александр Львович Федоров, художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера, заслуженный артист России
Самый главный девиз — не навреди ребенку, ведь он — тонкий инструмент, который очень легко расстроить и сломать, задать ненужный тон, а исправить тяжело. Нужно любить детей и увлекаться ими, ну и педагогу настроить себя на такой игровой лад и вооружиться фантазией, тогда все получится.
Текст: Дарья Дудкина
Фото: Sergey Novikov/Romrodphoto/aerogondo2/Anna Grigorjeva/Shutterstock.com
www.kanal-o.ru
Театральные игры и этюды на занятиях в «Театральной студии»
Театральные этюды и игры на занятиях в «Театральной студии»
Цели и задачи:
— Развитие духовных, творческих и интеллектуальных способностей детей на основе игровой художественно-творческой деятельности в области театрального искусства.
— развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
— развитие внимания, фантазии и воображения;
— воспитание творческой инициативы;
— устранение излишнего мышечного напряжения, зажатости;
— создание комфортной среды для общения, гарантирующей ребенку ситуацию эмоционального благополучия, психического здоровья и успеха.
Этюд. «Дерево».
Исходное положение: свободная стойка, руки опущены.Задание: представьте, что ваше тело — это замёрзший и окаменевший за зиму ствол дерева. Весна, согрелась почва, дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), тёплый сок пошёл по стволу вверх, оживляя ветки. Очень валено добиться ощущения разницы между теми участками ствола (тела), которые уже «ожили», и теми, которые ещё «мертвы». Когда процесс оживления доходит до рук, они поднимаются, словно распускаются листья, и дерево расцветает. Движение рук единственное в этом упражнении. Рисунок движения произвольный и зависит от того, какое дерево воображает ученик. Какова его графика: мощные изломы дуба, плавность ивы, развесистость берёзы.Затем дерево «увядает». В обратном порядке происходит его омертвление от пальцев рук через расслабление мышц.
Этюд «Корабль».
Задание: представьте своё тело как большой корабль. Рисунок позы произвольный (по воображению).Корабль тонет, медленно погружается в воду. Верхняя его часть ещё ощущает солнце и воздух, нижняя скрылась под водой. Вот уже не виден весь корабль. Всё глубже опускается он в пучину, всё больше давление воды, всё гуще темнота. Вот корабль лёг на дно, погрузился в ил. Так пролежал он 300 лет, оброс водорослями и ракушками, но вот он поднимается на поверхность. Медленно и тяжело он отрывается от грунта и, преодолевая давление воды, поднимается. Всё больше света, всё прозрачнее вода, вот после 300-летней тьмы он ощущает солнце, голубое небо и вновь качается па волнах. Все этапы жизни корабля ученик должен ощутить своим телом: кожей, суставами, мышцами. Рисунок при этом прост. Приседаешь (тонешь), не меняя позы «корабль», а затем поднимаешься в исходное положение.
Этюд «Снежная баба».
Задание: представьте себя снежной бабой. Всё тело из снега, плотно скатанного, с ледяной коркой. Солнце пригревает, и снег начинает таять. Сначала ощущается непривычное тепло и чувствуется, что снег становится более рыхлым вверху, но внизу ещё прочен. Сверху вниз стекает талая вода. Постепенно, также сверху вниз, фигура начинает терять форму, оплывать и в результате превращается в «горку снега». Основной рисунок движения: «оплывание» позы через постепенное приседание до группировки.
Игра «Рисунки на заборе»
Педагог предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал»на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.
Игра «Роботы»
Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:
1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».
2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.
Педагог должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, — найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.
Игра «Рисунки на спине»
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.
Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, — важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.
Игра «Собери фигурки»
Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав лива ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
Игра «Нелепицы»
Рисуется картинка по любому сюжету — лес, двор, квартира. На этой кар тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
Игра «Словоассоциации»
Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:
с хлебобулочными изделиями.
с созвучными словами: барон, бекон.
с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется «на ходу». Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.
Игра «Хорошо — Плохо»
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
Игра «Снежный ком».
Участники сидят в кругу. Первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге, последний участник говорит имена всех играющих, а затем — и свое. Легче, конечно, быть первым, но последним – полезней (рекомендуется участие в этой игре не более 4-5 детей и преподавателя).
Игра «Назови свое имя».
Дети встают в круг, выбирается водящий. Водящий ребенок бросает мяч любому участнику круга и представляется: «Я — Миша», поймавший мяч должен представиться в ответ, назвав своё имя. Игра проводится несколько раз, причем преподаватель тоже играет с детьми, и дети обращаются к нему по имени. В ходе игры отметить, какие красивые имена у детей, вместе рассуждая о том, зачем нужно имя человеку. Правила игры можно изменять, придумывать новые.
Игра «Я – цифра».
Мизансцена тела (принять позу) в форме цифр. Найти в позах своего тела цифры от 1 до 9. Игровая ситуация «учимся вместе считать». Например, дети с помощью различных поз изображают арифметический пример: 1+3 = 4. Такие знаки как «плюс», «минус», «равно» ребенок может показывать с помощью рук.
Игра «Я — буква».
Мизансцена тела (принять позу) в форме букв алфавита от А до Я.
Игра «Эстафета».
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.
Игра «Что ты слышишь?».
Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.
Игра «Что поменялось?»
Ход игры: Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету).
Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.
infourok.ru
План-конспект занятия на тему: Конспект занятия театральной студии «Радуга» (2- ой год обучения)
Конспект занятия театральной студии «Радуга» (2- ой год обучения)
Возраст обучающихся: 12 – 14 лет.
Тема: «Сценическое общение. Взаимодействие с партнером»
Цель: раскрытие, развитие и совершенствование актерских способностей.
Задачи:
— закреплять умение замечать изменения в поведении партнера и соответственно изменять свое поведение;
— формировать навык групповой творческой деятельности;
— развивать внимание, воображение, актерскую смелость;
— развивать навыки коммуникативной культуры студийцев.
- Воспитательные:
— воспитывать у студийцев трудолюбие и целеустремленность;
— вырабатывать навыки коллективного действия и чувства взаимопомощи.
- Здоровьесберегающие:
-профилактика сколиоза;
-снятие хронического возбуждения;
-укрепление дыхательного аппарата;
Тип занятия: закрепление знаний.
Оборудование: магнитофон, стулья, реквизит.
Ход занятия.
I. Организационный момент: проводится с целью включения воспитанников в познавательную деятельность и настроить на восприятие материала:
— учащиеся входят в театральный зал и становятся в круг;
— приветствие;
— позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником;
— выяснение отсутствующих на занятии.
Сообщение темы и задач занятия.
— Знаете ли вы что такое общение? Можем ли мы общаться без слов? Что помогает нам понять друг друга, если мы общаемся молча? (ответы детей)
— Сегодня на занятии я хочу посмотреть, на сколько вы умеете замечать изменения в поведении партнера и в соответствии с его изменениями менять свое поведение, а также на сколько вы хорошо умеете свободно действовать в предлагаемой обстановке.
II. Тренинг.
1) Актерское мастерство
- Разогрев суставов.
И.п. – стоя. Активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Горячими ладонями круговыми движениями растираем поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, выстраивая позвоночник от копчика до шеи.
- Упражнения на концентрацию внимания: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек или Большое зеркало».
- Упражнения на освобождение мышц: «Взрыв», «Ртутный шарик», «Суета», «Переход»*
2) Дыхательная гимнастика.
Каждое упражнение повторяется несколько раз.
— «Перед сном» — лежа на полу, представить как умиротворенно дышится перед сном, проследить технологию этого вдоха и повторить его несколько раз
— «Свеча» — глубокий вдох и резких выдох, как — будто тушим свечу.
— «Непослушная свеча» — глубокий вдох и два резких выдоха, как — будто тушим свечу, а она не гаснет.
— «Цветочный магазин» — вдыхаем глубоко аромат цветов, на медленном выдохе произносим характерных звук — «а»
— «Мяч — насос» — упражнение в парах, один – мяч, другой – насос. «Мяч» «сдувается» — сидит на корточках, выдохнув и расслабившись. «Насос» «надувает» «мяч» медленно с усилием отпускает корпус вниз, произнося звук «с». «Мяч» «надувается», затем «сдувается» со звуком «пш».
- Аркуляционная гимнастика.
- Упражнения «Улыбка-хоботок», «Часы», «Уколы», «Змея», «Чаша», «Львенок и варенье»
- Упражнения со скороговорками «Произнести на три скорости», «Аукцион скороговорок», «Скоговорка+движение»
.
III.Основная часть.
1. Игра «Заяц» — все участники садятся в круг на стулья, водящий в центе. Участникам необходимо меняться местами, но они не договариваются об этом вслух и жестами, используют только глаза. Договорившись между собой взглядами участники меняться местами, в это время водящий должен успеть занять свободный стул. Нельзя менять с участниками, которые сидят рядом. Кто не успевает поменяться, становится водящим
2. «Перегруппировки с оправданием».
— Внимание! Сесть в рабочий полукруг и внимательно посмотреть друг на друга. Обратите внимание на цветовую гамму одежды. Не пропускайте цветовых подробностей.
— Пожалуйста, всем пересесть по цвету одежды. Обладатель самого темного по цвету костюма сядет первым слева, самого светлого крайним справа.
— Стоп! Всем возвратится на свои места. Задания выполнять только по команде. Первый хлопок – приготовились. Второй хлопок – начали. Слушаем команду!
— Запомните, разговаривать в процессе выполнения задания нельзя. Общайтесь друг с другом бессловесно.
— Пожалуйста, пересядьте по цвету глаз, от темных до самых светлых – справа налево…(Основная задача для обучающихся – «быстро воспринять» и «мгновенно отдать» в процессе взаимодействия. Желательно время заданий диктовать счетом. Данное упражнение развивает такие навыки, как умение анализировать себя и окружающих, входить в их внутренний мир).
3. Этюды на общение с партнерами.
Обучающиеся работают над этюдом по предлагаемым обстоятельствам. Один участник тень, другой главный герой. Можно дать 2 мин. на подготовку.
— крадется по комнате и разговаривает сам с собой;
— потерял вещь и ищет ее в квартире;
— собирает урожай яблок или ягод;
— месим тесто и лепим пирожки;
— ни как не можем вдеть нитку в иголку и т.д.
- Парные этюды «Где мы были – мы не скажем, а что делали — покажем»
Время на подготовку – 5 мин. Пары показывают задуманные этюды. Задача остальных воспитанников – угадать где была пара, чем занималась.
IV. Подведение итогов и домашнее задание.
Сегодня вы сделали много, как вы считаете, что у вас получилось? Над чем надо поработать? Удалось ли вам справиться с поставленными задачами?
К следующему занятию я прошу вас подготовить темы для парных этюдов на освоение словесного действия.
Литература:
*Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001. – с. 114 – 119
О.А. Соломонова. Методические рекомендации по проведению в детских театральных коллективах тренинга по сценической речи. – Киров, 2005.
И.Г. Сухин. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2002.
nsportal.ru
Конспект занятия «Использование игровой технологии на интерактивных занятиях в театральной студии. «
Гришаков Д. Ю.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц».
Использование игровой технологии на интерактивных занятиях в театральной студии. Конспект занятия.
Форма занятия –групповая
Возраст обучающихся – 9-10 лет
этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
этап: подготовительный
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности.
Содержание этапа:
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА
ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ
цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей: — развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к получению знаний;
развитие духовного мира обучающихся, их интеллектуальных и творческихспособностей;
формирование у обучающихся эмоционально-положительного отношения кжизни.
3 этап: основной.
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Почему люди играют? И что такое вообще игра?
Игры можно разделить на две группы:
Наше дополнительное образование имеет дело только со вторыми игровыми моделями, обучающими адаптации к окружающей среде.
по форме: индивидуальные, парные, мелкогрупповые, коллективные; настольные, аудиторные, игры на открытом воздухе, игры на воде и т.п.
по видам: подвижные, спортивные, игры развивающие, интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы; сюжетные игры (игра на темы сказочных или бытовых сюжетов).
Это и спортивные игры, и игра на скрипке, детские игры в «дочки – матери» и «казаки-разбойники», интеллектуальные игры и многое-многое другое…
Есть предположение, человек страдает от так называемого
«стимуляционного» голода: внутренняя потребность человека в получении стимулов (информации) из внешней среды побуждает его делать что-то, а игра удовлетворяет потребность некоторых людей в таких стимулах.
Например, увлечения взрослых и детей новыми компьютерными играми.
Факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
Удовольствие от контактов с партнерами по игре;
Удовольствие от демонстрации партнёрам своих возможностей как игрока;
Азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
Удовлетворение от успеха;
Как бы ни была игра, она всегда вызывает интерес и чувство удовлетворения. Детство невозможно без игры!
2) Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяем тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
Игры для развития сценического общения
Задача — воспитать чувство партнёра, навыки работы в команде. Например, игра — «Зеркало».
Один из учащихся — актер, другой — его «отражение». Задача «отражения» — точно и быстро повторять движения и действия актера. Например, умыться, расчесаться, поправить причёску и т.п.
Все игры этого раздела должны содержать действие, реакцию на это действие и его оценку.
3) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
4 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса.
Развитие театрального искусства в последнее время вступило в новую стадию, в которой зрителю уделяется особое внимание. Условия жизни диктуют необходимость поиска новых форм и методов пробуждения интереса к ней. Интерактивность не могла обойти театр. Небольшим авторским театрам гораздо проще подстроиться под новый спрос на представления с вовлечением зрителей. Поэтому появилось целое направление интерактивных детских и даже взрослых театров, в которых для нескольких десятков зрителей устраиваются индивидуальные спектакли. Чаще всего это небольшие театры, активно экспериментирующие с методами работы со зрителями и предлагающие спектакли, в которых главная роль отдается зрителю. Важно отметить и то, что в народных уличных театрах со средних веков присутствовали Скоморохи и Петрушки, общавшиеся со зрителями. То есть элементы интерактивности в театре появились уже очень давно.
Несколько примеров необычных театров, где ведётся смелая работа по разнообразию и оживлению театральной деятельности, привлекающая посетителей не только своей необычностью, но и вниманием к личности каждого гостя, т.е. говоря педагогическим языком, используются методы личностно-ориентированной педагогики.
«Театр Вкуса» – первый и единственный в Москве Кулинарный театр. «В наших спектаклях нет зрителей. Любой гость, который переступает наш порог, оказывается в пространстве, где сам становится участником действия, превращаясь в мышонка, в итальянского шеф-повара или даже в китайскую принцессу.» Гости театра погружаются в увлекательный мир кулинарного искусства и не только учатся готовить вкусные блюда, но и становятся героями произведения».
Интерактивный музей-театр «Сказкин дом» . Находится он в СанктПетербург. И это не просто музей, а музей-театр, музей-игра, посетители которого могут в буквальном смысле потрогать сказку руками.
На «Сказочной поляне» можно познакомиться с русскими сказками. Путешествуя по ней, каждый маленький посетитель сможет посидеть на кроватях Трёх Медведей, узнать колдовские секреты Бабы-Яги, тайну сказочной печки. И оказаться в замке Кощея Бессмертного, где, отыскав заветный ключик, сможет воспользоваться волшебной палочкой, чтобы продолжить исследование сказочного мира.
Совершить это фантастическое путешествие по интерьерам музея детям помогают герои любимых сказок: Василиса Премудрая, Иван-царевич, БабаЯга и даже Чудище Болотное. Словом, ребят на Сказочной поляне ждёт немало занимательных приключений.
В другой части музея – «Сказочном городе» – можно увидеть «заморские» сказки. В этом волшебном мире в миниатюре взрослый ощутит себя настоящим Гулливером, а малышам придётся по росту и по вкусу королевство, где в крохотных домиках живут гномы, растут ягоды размером с мяч, веселятся Три Поросёнка, а посетителей встречают Добрая Сказочница, Красная Шапочка, Кот в Сапогах, Волшебник Изумрудного города или Винни-Пух.
Таганрогский Молодёжный театр Нонны Малыгиной. В спектакле «Сам себе театр» главные участники – зрители. В процессе спектакля им сообщают о необходимости помочь артистам, объясняют задачу, и в результате появляется постановка, в которой все роли и должности принадлежат зрителям.
Детский Интерактивный Театр «Фантазёры» . Интерактивный детский спектакль – это живое и непосредственное общение с детьми и, что самое важное, вовлечение их в представление, а это означает, что во время спектакля ребёнок будет действительно играть. Любой спектакль театра «Фантазёры» (Санкт-Петербург) — это развивающая интрига со счастливым концом. Однако для того, чтобы дойти до положительного финала, детям придётся преодолеть множество препятствий. [20] «Фантазёры» – семейный театр, пропагандирующий развитие интерактивных спектаклей и вовлечение детей в представления, во время которых ребёнок играет, учится, проявляет свои способности и таланты.
Сегодня мы посмотрим спектакль нашего театра кукол «Кудесники» «Утенок Дорофей»
Цель спектакля:
способствовать активному самовыражению детей посредством ролевого, эмоционально-образного действия;
превратить зрителей активных участников театрального действия.
Основные выразительные средства спектакля:
музыкальные темы, характеризующие персонажей;
танец по принципу «характер в пластике»;- сказочный сюжет.
этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.
этап: рефлективный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Будем оценивать
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы 7 этап: информационный.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
infourok.ru
I haven’t checked in here for some time because I thought it was getting boring, but the last few posts are great quality so I guess I will add you back to my daily bloglist. You deserve it my friend 🙂