Писатели о себе внеклассное чтение 4 класс – Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Урок внеклассного чтения в 4 классе

Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Урок внеклассного чтения в 4 классе

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Тема: «Писатели о себе (автобиографические книги).

Цель: ввести в круг детского чтения произведения автобиографического характера.

Задачи:

  1. Образовательные:

  -познакомить с биографией писателей и кратким содержанием их произведений,

—  формировать умение учащихся анализировать художественные произведения.

      2. Развивающие:

   -способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся (умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям),

 -развивать связную монологическую речь учащихся,

  -развивать умение работать в коллективе.

       3.Воспитательные:

   -способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи,

  -убедить учащихся на примере произведений писателей классиков, что детство – ответственный возраст человеческой жизни.

   Основные характеристики урока:

Тип урока: урок обобщения изученного.

Форма проведения: урок- отчет по итогам исследовательской работы о писателе и  самостоятельного чтения его произведения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы обучения:

  1. Организации и осуществления учебно — познавательной деятельности учащихся:

 а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),

б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации),

2. Стимулирования и мотивации учащихся:

а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка),

б) познавательные (знакомство с новым произведением),

в) волевые (предъявление учебных требований),

г) социальные (демонстрация работы учащихся).

3. Контроля и самоконтроля:

а) самооценивание,

б) рефлексия

Ключевые компетенции младших школьников:

Личностные УУД

-эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений,

-представление об оценке литературного героя по его поступкам,

-первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Регулятивные УУД

-принимать алгоритм выполнения учебной задачи,

— работать с книгой,

-воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения,

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

— осознавать роль названия произведения.

Коммуникативные УУД

-слушать чтение,

-фиксировать тему и ключевые слова произведения,

-отвечать на вопросы по содержанию текста.

Предметные УУД

-находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, формулировать несложные выводы,

-сравнивать иллюстрации и содержание произведений,

-пользоваться понятиями: портрет героя.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку учителя, детские презентации о  писателе и его творчестве, выставка книг, рисунки отдельных эпизодов из книг, смайлики для самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент

Занимаем свои места. Садитесь поудобнее, правильно.

Начинаем урок внеклассного чтения.

2.Актуализация знаний.

-Что дают нам уроки внеклассного чтения и почему для нас эти уроки важны?

(Мы знакомимся с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями, учимся общаться друг с другом и другими людьми, развиваем речь, повышаем словарный запас, узнаем новые слова).

3.Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы совершим новые читательские открытия. (Слайд).

-Давайте вспомним, что такое эпиграф?

(Цитата, строки из произведения, созвучные теме урока).

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд).

И детства милые виденья

В усталом, томном вдохновении,

Волнуясь лёгкою толпой,

Несутся над моей главой!…

            А.С.Пушкин.

О чём говорит нам эпиграф?

(А.С.Пушкин вспоминает эпизоды из своего детства, ему нравятся воспоминания, ему приятно вспоминать о детстве).

-Значит, на уроке мы будем говорить о воспоминаниях.

4. Работа с выставкой книг.

-Посмотрите на выставку книг к уроку.

-Произведения каких писателей вы видите? Назовите фамилии.

(А.Н.Толстой, Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков, Н.Г.Гарин-Михайловский).

-Что объединяет всех этих писателей?

(Они все писали о детстве).

-Из чего мы делаем такой вывод?

(Из названий, во всех названиях есть слово «детство»).

5. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Писатели о себе (автобиографические книги)». (Слайд).

6. Словарная работа.

Объясните значение слов.

Биография- описание чьей-то жизни.

Библиография- перечень книг по какому-то вопросу.

Автобиография- описание своей жизни.

Автобиографические книги- художественные произведения, в которых кроме достоверных фактов из жизни писателя есть вымысел, чувства, мысли, переживания автора.

7.Определяем главную задачу урока.

(Больше узнать о самих писателях, о их детстве, о их внутреннем мире, как они росли, как формировался их характер, какие поступки совершали, что им нравилось в детстве).

8.Отчёт групп.

Итак, тема известна, задача поставлена, начинаем работу. Нас 4 группы. Каждая группа к уроку провела небольшое исследование о жизни писателя и его творчестве, и сегодня вы сами будете знакомить нас с интересными открытиями.

-Угадайте, о каком из писателей пойдет речь.

Николай Александрович с Игорем и Олей побывали у него в усадьбе, когда совершали второй полёт во времени, будущему писателю тогда было 7 лет. Нас интересовала детская литература того времени.

Сергей Тимофеевич Аксаков. (Детская презентация).

Группа «Сердечко»

1.Харитонов М.- презентация, биография

2.Измайлова Ал.- библиография

3.Канунникова Н.- о писателе

4.Рубин В.- история написания книги

5.Рябцева Н.- краткое содержание повести «Детские годы Багрова- внука»

Итак, мы узнали о писателе… , о главном герое повести…

Оцените свою работу и степень участия в работе группы.

А в усадьбе этого писателя мы сами недавно побывали в гостях.

Лев Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Звёздочка»

1.Ерохина В.- презентация, биография

2.Шульгач К.- библиография

3.Соколова Алина- краткое содержание повести «Детство»

4.Пивоварова Д.- о книге

Итак, мы узнали…

Самооценка.

-С этим писателем мы тоже немного знакомы, он написал для детей очень хорошую сказку.

Алексей Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Солнышко»

1.Матвеев Д.- презентация, биография

2.Дерябина Ел.- библиография

3.Тимошина Ел.- история написания книги

4.Снегур Ан.- краткое содержание повести «Детство Никиты»

Итак, мы узнали…

Самооценка.

-А с творчеством этого писателя мы ещё не знакомились на страницах учебника.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Детская презентация»

Группа «Улыбка»

1.Ткаченко Юл.- презентация, биография

2.Васёха С.- библиография

3.Радина С.- краткое содержание повести «Детство Тёмы»

4.Шарыпина Т.- об отце

5.Тутов С.- пересказ «Старый колодец»

Итак, мы узнали…

Самооценка

-Что общего во всех этих произведениях?

(Это автобиографические повести, в них есть правда и есть вымысел)

9.Физминутка. (Слайд)

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Всем улыбки подарили.

10.Анализ произведений.

-Вы заметили, что все герои произведений очень любили читать? Книги для них имели большое значение.

Дети нашего времени тоже любят читать. Для многих детей, особенно маленьких, книга начинается с картинок, которые непременно заинтересуют, и захочется прочитать книгу. Мне хочется, чтобы у вас тоже возникло такое желание. Перед вами рисунки к книгам, с которыми мы сегодня познакомились. Узнайте, что за эпизод изображён и из какой книги. (Слайд – картинки к книгам)

1.Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Страшно ли было Тёме? (ДА, но он поборол свой страх, он –смелый мальчик)

2.С.Т.Аксаков. Семейный вечер

3.Л.Н.Толстой. Николенька обиделся на учителя. Анализ своих поступков.

4.А.Н.Толстой. Скворчонок Желтухин. Любовь к животным.

Посмотрите, какая природа окружала в детстве будущих писателей.(Слайд- фото пейзажей)

Как можно не любить такую красоту! Ведь любить природу, значит- любить Родину.

11.Работа с пословицами.

-Можем ли мы сказать, что писатели делятся с нами самыми сокровенными переживаниями? (ДА)

-А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (С мамой.)

-Для каждого из нас мама- самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что: (Слайд- пословицы о маме)

При солнышке тепло, а при матери добро.

Нет друга лучше, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец матери.

Мне хочется, чтобы вы любили своих мам также,  как и герои наших произведений, и как можно меньше расстраивали их своими проступками.

-На протяжении многих лет произведения этих писателей с удовольствием читают и взрослые и дети.

Что на ваш взгляд помогло им стать такими интересными, талантливыми людьми?

(Семья, добрые, заботливые отношения, мама, любовь к близким и окружавшим их людей, природа, животные, друзья, книги, учёба. Всё это повлияло на воспитание мальчиков, на формирование положительных черт их характеров.

12.Вывод.

Чтобы вырасти хорошим человеком нужно:

— много читать

-быть добрым внимательным, чутким, отзывчивым человеком

-любить природу

-стремиться стать ещё  лучше, для этого обдумывать свои поступки

Детство- ответственная пора в жизни каждого человека.

Всегда можно исправиться, если этого захочешь.

13.Записная книжка.

У многих читателей есть хорошая привычка: из прочитанной книги выписывать понравившиеся фразы. Перед вами страница из записной книжки. Что выписали бы вы? У вас на столе цитаты из прочитанных книг, выберете то, что вам больше понравилось.

 14. Итог.

Наш урок подходит к концу. Выполнили мы поставленные перед собой задачи? ( Да, мы узнали о писателях и их детстве из книг и рассказов детей).

Был ли полезен нам урок? Где и как пригодятся эти знания?

(На уроках чтения, истории, географии, рисования, в жизни расскажем тем, кто этого не знает).

  15.Домашнее задание.

Многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. Список автобиографических книг можно продолжить: М. Горький «Детство», А. Гайдар «Школа», И. Бунин «Детство».

Дома вы продолжите чтение автобиографических произведений.

Можно написать небольшое сочинение-эссе, начните его так: «Прочитав автобиографическую повесть писателя, я понял, что …»

Или придумать рассказ о своем детстве.

16.Рефлексия.

Мне очень хотелось бы узнать, с какими впечатлениями вы уйдете с урока. Выберите ту строку, которая созвучна вашему настроению и продолжите предложение:

На уроке я узнал…

После урока мне хотелось бы…

Спасибо всем, кто принимал участие в нашей творческой работе. Оценки за урок вы поставили себе сами.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами писателя Михаила Шолохова: «Любите книгу всей душой, она не только ваш лучший друг, но и верный спутник.»

17.Урок закончен.

nsportal.ru

«Писатели о себе (автобиографические книги).»

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Тема: «Писатели о себе (автобиографические книги).

Цель: ввести в круг детского чтения произведения автобиографического характера.

Задачи:

  1. Образовательные:

-познакомить с биографией писателей и кратким содержанием их произведений,

— формировать умение учащихся анализировать художественные произведения.

2. Развивающие:

-способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся (умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям),

-развивать связную монологическую речь учащихся,

-развивать умение работать в коллективе.

3.Воспитательные:

-способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи,

-убедить учащихся на примере произведений писателей классиков, что детство – ответственный возраст человеческой жизни.

Основные характеристики урока:

Тип урока: урок обобщения изученного.

Форма проведения: урок- отчет по итогам исследовательской работы о писателе и самостоятельного чтения его произведения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы обучения:

  1. Организации и осуществления учебно — познавательной деятельности учащихся:

а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),

б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации),

2. Стимулирования и мотивации учащихся:

а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка),

б) познавательные (знакомство с новым произведением),

в) волевые (предъявление учебных требований),

г) социальные (демонстрация работы учащихся).

3. Контроля и самоконтроля:

а) самооценивание,

б) рефлексия

Ключевые компетенции младших школьников:

Личностные УУД

-эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений,

-представление об оценке литературного героя по его поступкам,

-первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Регулятивные УУД

-принимать алгоритм выполнения учебной задачи,

— работать с книгой,

-воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения,

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

— осознавать роль названия произведения.

Коммуникативные УУД

-слушать чтение,

-фиксировать тему и ключевые слова произведения,

-отвечать на вопросы по содержанию текста.

Предметные УУД

-находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, формулировать несложные выводы,

-сравнивать иллюстрации и содержание произведений,

-пользоваться понятиями: портрет героя.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку учителя, детские презентации о писателе и его творчестве, выставка книг, рисунки отдельных эпизодов из книг, смайлики для самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент

Занимаем свои места. Садитесь поудобнее, правильно.

Начинаем урок внеклассного чтения. Наш урок пройдёт в сельской библиотеке.(Слайд 1)

2.Актуализация знаний.

-Что дают нам уроки внеклассного чтения и почему для нас эти уроки важны?

(Мы знакомимся с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями, учимся общаться друг с другом и другими людьми, развиваем речь, повышаем словарный запас, узнаем новые слова).

3.Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы совершим новые читательские открытия.

Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других

-Давайте вспомним, что такое эпиграф?

(Цитата, строки из произведения, созвучные теме урока).

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд 2).

И детства милые виденья

В усталом, томном вдохновении,

Волнуясь лёгкою толпой,

Несутся над моей главой!…

А.С.Пушкин.

-О чём говорит нам эпиграф?

(А.С.Пушкин вспоминает эпизоды из своего детства, ему нравятся воспоминания, ему приятно вспоминать о детстве).

-Значит, на уроке мы будем говорить о воспоминаниях.

4. Работа с выставкой книг.

-Посмотрите на выставку книг к уроку.

-Произведения каких писателей вы видите? Назовите фамилии.

(А.Н.Толстой, Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков, Н.Г.Гарин-Михайловский).

-Что объединяет всех этих писателей?

(Они все писали о детстве).

-Из чего мы делаем такой вывод?

(Из названий, во всех названиях есть слово «детство»).

5. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Писатели о себе (автобиографические книги)». (Слайд 3).

6. Словарная работа.(Слайд 4)

-Объясните значение слов.

Биография- описание чьей-то жизни.

Библиография- перечень книг по какому-то вопросу.

Автобиография- описание своей жизни.

Автобиографические книги- художественные произведения, в которых кроме достоверных фактов из жизни писателя есть вымысел, чувства, мысли, переживания автора.

7.Определяем главную задачу урока.

(Больше узнать о самих писателях, о их детстве, о их внутреннем мире, как они росли, как формировался их характер, какие поступки совершали, что им нравилось в детстве).

8.Отчёт групп.

-Итак, тема известна, задача поставлена, начинаем работу. Нас 4 группы. Каждая группа к уроку провела небольшое исследование о жизни писателя и его творчестве, и сегодня вы сами будете знакомить нас с интересными открытиями.

-Угадайте, о каком из писателей пойдет речь.

Николай Александрович с Игорем и Олей побывали у него в усадьбе, когда совершали второй полёт во времени, будущему писателю тогда было 7 лет. Нас интересовала детская литература того времени.

Сергей Тимофеевич Аксаков. (Детская презентация).

Группа «Сердечко»

1.Гунко Сергей.- презентация, биография (презентация)

2.Ялаев Сергей.- история написания повести «Детские годы Багрова- внука»

3.Понамарёва Елена.- краткое содержание повести «Детские годы Багрова- внука»

4.Камловва Кристина.- библиография (работа с выставкой книг)

— Итак, мы узнали о писателе…(о Сергее Тимофеевиче Аксакове) , о главном герое повести…(«Детские годы Багрова- внука» Сергее)

-Оцените свою работу и степень участия в работе группы.(смайлики)

-А в усадьбе этого писателя мы с вами тоже бывали в гостях, называется она «Ясная…(поляна

Лев Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Звёздочка»

1.Камалов Аскар.- презентация, биография

2.Галиуллина Наталья.- история написания повести «Детство»

3.Габидова Нинель- краткое содержание повести «Детство»

4.Мухадиева Кристина.- библиография (работа с выставкой книг)

-Итак, мы узнали о писателе …( Льве Николаевиче Толстом), о главном герое повести…(«Детство» Николеньке)

Самооценка.

-С этим писателем мы тоже немного знакомы, он написал для детей очень хорошую сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Алексей Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Солнышко»

1.Хамидуллин Марсель.- презентация, биография

2.Садыкова Виолетта.- история написания повести «Детство Никиты»

3.Чтение по ролям отрывка из повести «Детство Никиты»-« Последний вечер»

3.Набиев Влад.- библиография(работа с выставкой книг)

Итак, мы узнали о писателе…( Алексее Николаевиче Толстом) , о главном герое повести… (« Детство Никиты» Никите)

Самооценка.

-А с творчеством этого писателя мы ещё не знакомились на страницах учебника.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Детская презентация»

Группа «Улыбка»

1.Узкова Арина, Кременец Евгения, Шураков Евгений, Давлетшина Алина, Кочкин Алексей- презентация.

2. Ускова Арина.- краткое содержание повести «Детство Тёмы»

3. Кочкин Алексей.- об отце

4. Сантимиров Данил.- библиография

5.Шураков Евгений, Кременец Евгения, Кочкин Алексей, Ускова Арина, Давлетшина Алина- пересказ рассказа «Тёма и Жучка»

6.Обсуждение рассказа «Тёма и Жучка» по вопросам:

-В какое время суток происходит действие рассказа?(ночью. на рассвете)

-Какие чувства испытал Тема после сообщения няни?(ужас)

-Почему так спешил к колодцу?(Жучка уже сутки сидела в колодце и могла погибнуть)

-Почему план Темы «потерпел непредвиденное фиаско»? Что ему пришлось предпринять?(Увидев спасательную петлю, Жучка сделала попытку схватиться за неё лапами. Этого прикосновения было достаточно, чтобы петля бесполезно соскочила, а Жучка, потеряв равновесие, свалилась в грязь.)

-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?(Она погибла бы.)

-Как вы считаете, смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх? Можно ли Тему назвать смелым?( Смелый – это тот, кто может побороть свой страх)

  • ( -«с ужасом вслушивался в слова няни»

  • -«опять вздрогнул»

  • -«содрогнулся»

  • -«в его душу закрадывается страх»

  • -«сердце его сжимается тоской»

  • -«страх охватывает его»)

-Можно ли Тему назвать героем?(Да)

-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

-О чем тебе хотелось бы спросить Тему, когда он поправится?

Выводы из прочитанного рассказа: Животным трудно выбираться из опасной ситуации – они надеятся на доброту и отзывчивость своих хозяев.

Итак, мы узнали о писателе …( Николае Георгиевич Гарин-Михайловской), о главном герое повести(«Детство Тёмы» Тёме)

Самооценка

-Что общего во всех этих произведениях?

(Это автобиографические повести, в них есть правда и есть вымысел)

9.Физминутка. (Слайд)

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Всем улыбки подарили.

10.Анализ произведений.

-Вы заметили, что все герои произведений очень любили читать? Книги для них имели большое значение.

Дети нашего времени тоже любят читать. Для многих детей, особенно маленьких, книга начинается с картинок, которые непременно заинтересуют, и захочется прочитать книгу. Мне хочется, чтобы у вас тоже возникло такое желание.

-Перед вами рисунки к книгам, с которыми мы сегодня познакомились. Узнайте, что за эпизод изображён и из какой книги. (Слайд – картинки к книгам)

1.Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Страшно ли было Тёме? (ДА, но он поборол свой страх, он –смелый мальчик)

2.С.Т.Аксаков. Семейный вечер

3.Л.Н.Толстой. Николенька обиделся на учителя. Анализ своих поступков.

4.А.Н.Толстой. Скворчонок Желтухин. Любовь к животным.

-Посмотрите, какая природа окружала в детстве будущих писателей.(Слайд- 9-17фото пейзажей)

Как можно не любить такую красоту! Ведь любить природу, значит- любить Родину.(Слайд 18)

11.Работа с пословицами.

-Можем ли мы сказать, что писатели делятся с нами самыми сокровенными переживаниями? (ДА)

-А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (С мамой.)

-Для каждого из нас мама- самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что: (Слайд- 19 пословицы о маме)

При солнышке тепло, а при матери …добро.

Нет друга лучше, чем …родная матушка.

Птица рада весне, а младенец …матери.

-Мне хочется, чтобы вы любили своих мам также, как и герои наших произведений, и как можно меньше расстраивали их своими проступками.

-На протяжении многих лет произведения этих писателей с удовольствием читают и взрослые и дети.

-Что на ваш взгляд помогло им стать такими интересными, талантливыми людьми?

(Семья, добрые, заботливые отношения, мама, любовь к близким и окружавшим их людей, природа, животные, друзья, книги, учёба. Всё это повлияло на воспитание мальчиков, на формирование положительных черт их характеров.)

12.Вывод.

Чтобы вырасти хорошим человеком нужно:

— много читать

-быть добрым внимательным, чутким, отзывчивым человеком

-любить природу

-стремиться стать ещё лучше, для этого обдумывать свои поступки

Детство- ответственная пора в жизни каждого человека.

Всегда можно исправиться, если этого захочешь.

13. Итог.

-Наш урок подходит к концу. Выполнили мы поставленные перед собой задачи? ( Да, мы узнали о писателях и их детстве из книг и рассказов детей).

-Был ли полезен нам урок? Где и как пригодятся эти знания?

(На уроках чтения, истории, географии, рисования, в жизни расскажем тем, кто этого не знает).

14.Домашнее задание.(Слайд 20)

-Многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. Список автобиографических книг можно продолжить: М. Горький «Детство», А. Гайдар «Школа», И. Бунин «Детство».

Дома вы продолжите чтение автобиографических произведений.

15.Рефлексия.(Слайд 21)

-Мне очень хотелось бы узнать, с какими впечатлениями вы уйдете с урока. Выберите ту строку, которая созвучна вашему настроению и продолжите предложение:

На уроке я узнал…

После урока мне хотелось бы…

-Спасибо всем, кто принимал участие в нашей творческой работе. Оценки за урок вы поставили себе сами.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами писателя Михаила Шолохова(Слайд 22): «Любите книгу всей душой, она не только ваш лучший друг, но и верный спутник.»

16.Урок закончен.(Слайд 23)

multiurok.ru

«Писатели о себе (автобиографические книги).»

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Тема: «Писатели о себе (автобиографические книги).

Цель: ввести в круг детского чтения произведения автобиографического характера.

Задачи:

  1. Образовательные:

-познакомить с биографией писателей и кратким содержанием их произведений,

— формировать умение учащихся анализировать художественные произведения.

2. Развивающие:

-способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся (умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям),

-развивать связную монологическую речь учащихся,

-развивать умение работать в коллективе.

3.Воспитательные:

-способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи,

-убедить учащихся на примере произведений писателей классиков, что детство – ответственный возраст человеческой жизни.

Основные характеристики урока:

Тип урока: урок обобщения изученного.

Форма проведения: урок- отчет по итогам исследовательской работы о писателе и самостоятельного чтения его произведения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы обучения:

  1. Организации и осуществления учебно — познавательной деятельности учащихся:

а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),

б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации),

2. Стимулирования и мотивации учащихся:

а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка),

б) познавательные (знакомство с новым произведением),

в) волевые (предъявление учебных требований),

г) социальные (демонстрация работы учащихся).

3. Контроля и самоконтроля:

а) самооценивание,

б) рефлексия

Ключевые компетенции младших школьников:

Личностные УУД

-эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений,

-представление об оценке литературного героя по его поступкам,

-первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Регулятивные УУД

-принимать алгоритм выполнения учебной задачи,

— работать с книгой,

-воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения,

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

— осознавать роль названия произведения.

Коммуникативные УУД

-слушать чтение,

-фиксировать тему и ключевые слова произведения,

-отвечать на вопросы по содержанию текста.

Предметные УУД

-находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, формулировать несложные выводы,

-сравнивать иллюстрации и содержание произведений,

-пользоваться понятиями: портрет героя.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку учителя, детские презентации о писателе и его творчестве, выставка книг, рисунки отдельных эпизодов из книг, смайлики для самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент

Занимаем свои места. Садитесь поудобнее, правильно.

Начинаем урок внеклассного чтения. Наш урок пройдёт в сельской библиотеке.(Слайд 1)

2.Актуализация знаний.

-Что дают нам уроки внеклассного чтения и почему для нас эти уроки важны?

(Мы знакомимся с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями, учимся общаться друг с другом и другими людьми, развиваем речь, повышаем словарный запас, узнаем новые слова).

3.Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы совершим новые читательские открытия.

Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других

-Давайте вспомним, что такое эпиграф?

(Цитата, строки из произведения, созвучные теме урока).

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд 2).

И детства милые виденья

В усталом, томном вдохновении,

Волнуясь лёгкою толпой,

Несутся над моей главой!…

А.С.Пушкин.

-О чём говорит нам эпиграф?

(А.С.Пушкин вспоминает эпизоды из своего детства, ему нравятся воспоминания, ему приятно вспоминать о детстве).

-Значит, на уроке мы будем говорить о воспоминаниях.

4. Работа с выставкой книг.

-Посмотрите на выставку книг к уроку.

-Произведения каких писателей вы видите? Назовите фамилии.

(А.Н.Толстой, Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков, Н.Г.Гарин-Михайловский).

-Что объединяет всех этих писателей?

(Они все писали о детстве).

-Из чего мы делаем такой вывод?

(Из названий, во всех названиях есть слово «детство»).

5. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Писатели о себе (автобиографические книги)». (Слайд 3).

6. Словарная работа.(Слайд 4)

-Объясните значение слов.

Биография- описание чьей-то жизни.

Библиография- перечень книг по какому-то вопросу.

Автобиография- описание своей жизни.

Автобиографические книги- художественные произведения, в которых кроме достоверных фактов из жизни писателя есть вымысел, чувства, мысли, переживания автора.

7.Определяем главную задачу урока.

(Больше узнать о самих писателях, о их детстве, о их внутреннем мире, как они росли, как формировался их характер, какие поступки совершали, что им нравилось в детстве).

8.Отчёт групп.

-Итак, тема известна, задача поставлена, начинаем работу. Нас 4 группы. Каждая группа к уроку провела небольшое исследование о жизни писателя и его творчестве, и сегодня вы сами будете знакомить нас с интересными открытиями.

-Угадайте, о каком из писателей пойдет речь.

Николай Александрович с Игорем и Олей побывали у него в усадьбе, когда совершали второй полёт во времени, будущему писателю тогда было 7 лет. Нас интересовала детская литература того времени.

Сергей Тимофеевич Аксаков. (Детская презентация).

Группа «Сердечко»

1.Гунко Сергей.- презентация, биография (презентация)

2.Ялаев Сергей.- история написания повести «Детские годы Багрова- внука»

3.Понамарёва Елена.- краткое содержание повести «Детские годы Багрова- внука»

4.Камловва Кристина.- библиография (работа с выставкой книг)

— Итак, мы узнали о писателе…(о Сергее Тимофеевиче Аксакове) , о главном герое повести…(«Детские годы Багрова- внука» Сергее)

-Оцените свою работу и степень участия в работе группы.(смайлики)

-А в усадьбе этого писателя мы с вами тоже бывали в гостях, называется она «Ясная…(поляна

Лев Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Звёздочка»

1.Камалов Аскар.- презентация, биография

2.Галиуллина Наталья.- история написания повести «Детство»

3.Габидова Нинель- краткое содержание повести «Детство»

4.Мухадиева Кристина.- библиография (работа с выставкой книг)

-Итак, мы узнали о писателе …( Льве Николаевиче Толстом), о главном герое повести…(«Детство» Николеньке)

Самооценка.

-С этим писателем мы тоже немного знакомы, он написал для детей очень хорошую сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Алексей Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Солнышко»

1.Хамидуллин Марсель.- презентация, биография

2.Садыкова Виолетта.- история написания повести «Детство Никиты»

3.Чтение по ролям отрывка из повести «Детство Никиты»-« Последний вечер»

3.Набиев Влад.- библиография(работа с выставкой книг)

Итак, мы узнали о писателе…( Алексее Николаевиче Толстом) , о главном герое повести… (« Детство Никиты» Никите)

Самооценка.

-А с творчеством этого писателя мы ещё не знакомились на страницах учебника.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Детская презентация»

Группа «Улыбка»

1.Узкова Арина, Кременец Евгения, Шураков Евгений, Давлетшина Алина, Кочкин Алексей- презентация.

2. Ускова Арина.- краткое содержание повести «Детство Тёмы»

3. Кочкин Алексей.- об отце

4. Сантимиров Данил.- библиография

5.Шураков Евгений, Кременец Евгения, Кочкин Алексей, Ускова Арина, Давлетшина Алина- пересказ рассказа «Тёма и Жучка»

6.Обсуждение рассказа «Тёма и Жучка» по вопросам:

-В какое время суток происходит действие рассказа?(ночью. на рассвете)

-Какие чувства испытал Тема после сообщения няни?(ужас)

-Почему так спешил к колодцу?(Жучка уже сутки сидела в колодце и могла погибнуть)

-Почему план Темы «потерпел непредвиденное фиаско»? Что ему пришлось предпринять?(Увидев спасательную петлю, Жучка сделала попытку схватиться за неё лапами. Этого прикосновения было достаточно, чтобы петля бесполезно соскочила, а Жучка, потеряв равновесие, свалилась в грязь.)

-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?(Она погибла бы.)

-Как вы считаете, смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх? Можно ли Тему назвать смелым?( Смелый – это тот, кто может побороть свой страх)

  • ( -«с ужасом вслушивался в слова няни»

  • -«опять вздрогнул»

  • -«содрогнулся»

  • -«в его душу закрадывается страх»

  • -«сердце его сжимается тоской»

  • -«страх охватывает его»)

-Можно ли Тему назвать героем?(Да)

-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

-О чем тебе хотелось бы спросить Тему, когда он поправится?

Выводы из прочитанного рассказа: Животным трудно выбираться из опасной ситуации – они надеятся на доброту и отзывчивость своих хозяев.

Итак, мы узнали о писателе …( Николае Георгиевич Гарин-Михайловской), о главном герое повести(«Детство Тёмы» Тёме)

Самооценка

-Что общего во всех этих произведениях?

(Это автобиографические повести, в них есть правда и есть вымысел)

9.Физминутка. (Слайд)

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Всем улыбки подарили.

10.Анализ произведений.

-Вы заметили, что все герои произведений очень любили читать? Книги для них имели большое значение.

Дети нашего времени тоже любят читать. Для многих детей, особенно маленьких, книга начинается с картинок, которые непременно заинтересуют, и захочется прочитать книгу. Мне хочется, чтобы у вас тоже возникло такое желание.

-Перед вами рисунки к книгам, с которыми мы сегодня познакомились. Узнайте, что за эпизод изображён и из какой книги. (Слайд – картинки к книгам)

1.Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Страшно ли было Тёме? (ДА, но он поборол свой страх, он –смелый мальчик)

2.С.Т.Аксаков. Семейный вечер

3.Л.Н.Толстой. Николенька обиделся на учителя. Анализ своих поступков.

4.А.Н.Толстой. Скворчонок Желтухин. Любовь к животным.

-Посмотрите, какая природа окружала в детстве будущих писателей.(Слайд- 9-17фото пейзажей)

Как можно не любить такую красоту! Ведь любить природу, значит- любить Родину.(Слайд 18)

11.Работа с пословицами.

-Можем ли мы сказать, что писатели делятся с нами самыми сокровенными переживаниями? (ДА)

-А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (С мамой.)

-Для каждого из нас мама- самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что: (Слайд- 19 пословицы о маме)

При солнышке тепло, а при матери …добро.

Нет друга лучше, чем …родная матушка.

Птица рада весне, а младенец …матери.

-Мне хочется, чтобы вы любили своих мам также, как и герои наших произведений, и как можно меньше расстраивали их своими проступками.

-На протяжении многих лет произведения этих писателей с удовольствием читают и взрослые и дети.

-Что на ваш взгляд помогло им стать такими интересными, талантливыми людьми?

(Семья, добрые, заботливые отношения, мама, любовь к близким и окружавшим их людей, природа, животные, друзья, книги, учёба. Всё это повлияло на воспитание мальчиков, на формирование положительных черт их характеров.)

12.Вывод.

Чтобы вырасти хорошим человеком нужно:

— много читать

-быть добрым внимательным, чутким, отзывчивым человеком

-любить природу

-стремиться стать ещё лучше, для этого обдумывать свои поступки

Детство- ответственная пора в жизни каждого человека.

Всегда можно исправиться, если этого захочешь.

13. Итог.

-Наш урок подходит к концу. Выполнили мы поставленные перед собой задачи? ( Да, мы узнали о писателях и их детстве из книг и рассказов детей).

-Был ли полезен нам урок? Где и как пригодятся эти знания?

(На уроках чтения, истории, географии, рисования, в жизни расскажем тем, кто этого не знает).

14.Домашнее задание.(Слайд 20)

-Многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. Список автобиографических книг можно продолжить: М. Горький «Детство», А. Гайдар «Школа», И. Бунин «Детство».

Дома вы продолжите чтение автобиографических произведений.

15.Рефлексия.(Слайд 21)

-Мне очень хотелось бы узнать, с какими впечатлениями вы уйдете с урока. Выберите ту строку, которая созвучна вашему настроению и продолжите предложение:

На уроке я узнал…

После урока мне хотелось бы…

-Спасибо всем, кто принимал участие в нашей творческой работе. Оценки за урок вы поставили себе сами.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами писателя Михаила Шолохова(Слайд 22): «Любите книгу всей душой, она не только ваш лучший друг, но и верный спутник.»

16.Урок закончен.(Слайд 23)

multiurok.ru

Книга по чтению (4 класс) по теме: список литературы для внеклассного чтения

                               Список литературы для внеклассного чтения на 4 класс

                                 У истоков русской детской литературы. Книги о книгах:

1. Осетров Е. «Сказ о друкаре Иване и его книгах».

2. Ян В. «Никита и Микитка».

3. Паль В. «Человек придумал книгу».

                                  Писатели о себе:

1. Л.Н. Толстой «Детство».

2. А.Н. Толстой «Детство Никиты».

3. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

4. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

                                Становление Руси:

1. С. Алексеев «История крепостного мальчика. Суровый век. Грозный век».

2. Н. Кончаловская «Наша древняя столица».

3. С. Голицин «Бел-горюч камень».

4. Г. Шторм «На поле Куликовом».

                                    Полководцы России:

1. С. Алексеев. Сборники «Защитники земли русской», «С. Радонежский», «Д. Донской».

2. Я. Гордин «Рассказы о Суворове».

3. А. Асанов «Полтавская битва».

4 В. Прохватилов «Александр Невский».

5. Н. Надеждина «Гангутский бой», «Недаром помнит вся Россия».

                                 Литературные сказки писателей:

1. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

2. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

3. В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее».

                                     Творцы России:

1. С. Думин «Волшебные часы».

2. Г. Черненко «На пользу и славу Отечеству», «Творцы наук Российских».

3. Е. Матвеева «Фарфоровых дел мастера».

                                      Мир детства на страницах книг писателей XIX-XX веков:

1. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Богач и Ерёмка».

2. Д.В. Григорович « Гуттаперчивый мальчик».

3. В.Г. Короленко «В дурном обществе».

4. Л. Андреев «Петька на даче».

5. А.П. Чехов «Детвора».

6. Н. Гарин-Михайловский «Гимназисты».

7. Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул».

8. А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», «Три повести о Малыше и Карлсоне»,

«Мадикен и Пимс», «Рони – дочь разбойника».

9. Ю. Сотник «Архимед Вовки Грушина», «Невиданная птица».

10. В. Медведев «Баранкин, будь человеком!».

11. Кир Булычев Повести.

12. А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».

13. Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена».

14. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера».

15. П. Треверс «Мери Поппинс».

16. Дж. Барри «Питер Пэн».

17. Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта».

nsportal.ru

Презентация к открытому уроку внеклассного чтения по теме «Писатели о себе».

Просмотр содержимого документа
«Презентация к открытому уроку внеклассного чтения по теме «Писатели о себе».»

Урок внеклассного чтения в 4 классе

Учитель: Денисова М.А., МБОУ «Тавтимановская СОШ»

«И детства милые виденья

В усталом, томном вдохновении,

Волнуясь легкою толпой,

Несутся над моей главой…»

А.С. Пушкин

ТЕМА УРОКА:

Писатели о себе

(автобиографические книги)

Автобиография

Биография

Библиография

Значение слов

Автобиографические

книги

«Любить природу – значит любить Родину»

Пришвин

При солнышке тепло, а при матери

добро

Нет друга лучше, чем

родная матушка

матери

Птица рада весне, а младенец

Домашнее задание:

Продолжить чтение автобиографических произведений:

М. Горький «Детство», А. Гайдар «Школа», И. Бунин «Детство».

Рефлексия.

  • На уроке я узнал…
  • После урока мне хотелось бы…

«Любите книгу всей душой, она не только ваш лучший друг, но и верный спутник.»

Михаил Шолохов

Урок окончен!

Спасибо!

multiurok.ru

Материал по чтению (4 класс): Список литературы для чтения летом перед 4 классом, программа 2100

№ п/п

АВТОР

НАЗВАНИЕ

ОТМЕТКА О ПРОЧТЕНИИ, КОММЕНТАРИИ, МЫСЛИ О КНИГЕ

Книги, рекомендованные авторами учебника за 3 класс.

Книги, которые пригодятся на уроках внеклассного чтения в 4 классе.

№ урока вн.чт

Тема урока

Рекомендованные книги

Отметка о прочтении, мысли, комментарии с указанием: ГЛАВНОЙ МЫСЛИ, ТЕМЫ, ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ

1 урок

Книги о ребятах-сверстниках

1. Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко»

2. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

2 урок

Книги о книгах

1. Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах».

2. Е. Осетров «Золотой ключ. Этюды о книгах и книжниках».

3. Р. Паль «Человек придумал книгу».

4. В. Ян «Никита и Микитка».

5. П. Утевская «Слов драгоценные клады».

6. А. Глухов «Из глубин веков: очерки о древних библиотеках».

7. А. Глухов «Книги, пронизывающие века».

8. С. Львов «Книга о книгах».

9. Н. Внуков «Путешествие не кончается».

3 урок

Писатели о себе (автобиографические книги)

1. Л.Н. Толстой «Детство».

2. А.Н. Толстой «Детство Никиты».

3. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

4. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

5. М. Горький «Детство»

4 урок

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

5 урок

Литературные сказки писателей XIX века.

1. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»;

2. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»;

3. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»;

4. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»;

5. В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее»;

6. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе»;

7. В.И. Даль «Сказка о Иване молодом сержанте».

6 урок

Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики».

А. Чехов «Мальчики».

И. Шмелёв «Как я встречался с Чеховым»

7 урок

Мир детства на страницах русской классики XIX–XX веков.

1. Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник».

2. Л. Андреев «Петька на даче».

3. А. Куприн «Белый пудель».

4. Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».

5. А. Чехов «Детвора», «Каштанка».

6. К. Станюкович «Максимка».

7. В. Короленко «В дурном обществе».

8. Д. Гарин-Михайловский «Гимназисты».

8 урок

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах).

Рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах.

Главы из книг Б. Галанова и С. Сивоконя, отрывки из повести К. Паустовского «Золотая роза» (глава об Андерсене «Ночной дилижанс», фрагменты главы «Давно задуманная книга», «Маленькая роза в петлице» (Юрий Олеша), «Михаил Пришвин», начало главы «Как будто пустяки» – о том, как работал Гайдар) и др. Книги,  посвящённые иллюстраторам книг: Ив. Билибину, В.Конашевичу, Т. Мавриной.

9 урок

Современные чудаки

Э. Успенский. «Про Веру и Анфису», «Страшные истории: Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы» и др.

Г. Остер. Рассказы («Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета» и др.), «Вредные советы» и др.

Л. Петрушевская. «Все непонятливые» и др.

Е. Чеповецкий. «Непоседа, Мякиш и Нетак» и др.

10урок

Современные детские журналы

Журналы к уроку выбирают учащиеся.

Примерная схема рассказа о журнале:

1. Название журнала.

2. Год первого издания.

3. Возраст журнала.

4. История знакомства с журналом.

5. Его создатели, основатели.

6. Состав редколлегии.

7. Периодичность издания.

8. Тираж.

9. Темы, разделы журнала.

10. Авторы журнала.

11. Художники-иллюстраторы.

12. Представление конкретного номера (что в нём интересно для тебя? Для других? Каков характер материалов?).

11урок

Юмористические рассказы

В. Драгунский «Денискины рассказы».

Ю. Сотник «»Архимед» Вовки Грушина» («Маска», «Как я был самостоятельным» и др. рассказы).

Н. Носов «Рассказы» из сборника «Тук-тук-тук» и др., Детские юмористические рассказы М. Зощенко.

12урок

«Не про меня ли это?»

Рассказы и стихи И.Пивоваровой, В. Голявкина, О. Кургузова.

13урок

Любимые стихи.

   

Данный «Читательский дневник» сдать в сентябре учителю.

nsportal.ru

Конспект открытого урока литературного ( внеклассного) чтения в 3 классе Писатели о себе. Автобиографические книги.

МКОУ «Киреевская СОШ №7»

муниципального образования Киреевский район

Конспект открытого урока

литературного ( внеклассного) чтения в 3А классе

Писатели о себе. Автобиографические книги.

Районный семинар

заместителей директоров по УВР

Учитель начальных классов:

Труфанова Светлана Валериевна

31 января 2013 года

Тема: «Писатели о себе (автобиографические книги).

Цель: ввести в круг детского чтения произведения автобиографического характера.

Задачи:

  1. Образовательные:

-познакомить с биографией писателей и кратким содержанием их произведений,

— формировать умение учащихся анализировать художественные произведения.

2. Развивающие:

-способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся (умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям),

-развивать связную монологическую речь учащихся,

-развивать умение работать в коллективе.

3.Воспитательные:

-способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи,

-убедить учащихся на примере произведений писателей классиков, что детство – ответственный возраст человеческой жизни.

Основные характеристики урока:

Тип урока: урок обобщения изученного.

Форма проведения: урок — отчет по итогам исследовательской работы о писателе и самостоятельного чтения его произведения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы обучения:

  1. Организации и осуществления учебно — познавательной деятельности учащихся:

а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),

б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации),

2. Стимулирования и мотивации учащихся:

а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка),

б) познавательные (знакомство с новым произведением),

в) волевые (предъявление учебных требований),

г) социальные (демонстрация работы учащихся).

3. Контроля и самоконтроля:

а) самооценивание,

б) рефлексия

Ключевые компетенции младших школьников:

Личностные УУД

-эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений,

-представление об оценке литературного героя по его поступкам,

-первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Регулятивные УУД

-принимать алгоритм выполнения учебной задачи,

— работать с книгой,

-воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения,

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

— осознавать роль названия произведения.

Коммуникативные УУД

-слушать чтение,

-фиксировать тему и ключевые слова произведения,

-отвечать на вопросы по содержанию текста.

Предметные УУД

-находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, формулировать несложные выводы,

-сравнивать иллюстрации и содержание произведений,

-пользоваться понятиями: портрет героя.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку учителя, детские презентации о писателе и его творчестве, выставка книг, рисунки отдельных эпизодов из книг, смайлики для самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент

Занимаем свои места. Садитесь поудобнее, правильно.

Начинаем урок внеклассного чтения.

2.Актуализация знаний.

-Что дают нам уроки внеклассного чтения и почему для нас эти уроки важны?

(Мы знакомимся с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями, учимся общаться друг с другом и другими людьми, развиваем речь, повышаем словарный запас, узнаем новые слова).

3.Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы совершим новые читательские открытия. (Слайд).

-Давайте вспомним, что такое эпиграф?

(Цитата, строки из произведения, созвучные теме урока).

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд).

И детства милые виденья

В усталом, томном вдохновении,

Волнуясь лёгкою толпой,

Несутся над моей главой!…

А.С.Пушкин.

О чём говорит нам эпиграф?

(А.С.Пушкин вспоминает эпизоды из своего детства, ему нравятся воспоминания, ему приятно вспоминать о детстве).

-Значит, на уроке мы будем говорить о воспоминаниях.

4. Работа с выставкой книг.

-Посмотрите на выставку книг к уроку.

-Произведения каких писателей вы видите? Назовите фамилии.

(А.Н.Толстой, Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков, Н.Г.Гарин-Михайловский).

-Что объединяет всех этих писателей?

(Они все писали о детстве).

-Из чего мы делаем такой вывод?

(Из названий, во всех названиях есть слово «детство»).

5. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Писатели о себе (автобиографические книги)». (Слайд).

6. Словарная работа.

Объясните значение слов.

Биография — описание чьей-то жизни.

Библиография — перечень книг по какому-то вопросу.

Автобиография — описание своей жизни.

Автобиографические книги — художественные произведения, в которых кроме достоверных фактов из жизни писателя есть вымысел, чувства, мысли, переживания автора.

7.Определяем главную задачу урока.

(Больше узнать о самих писателях, о их детстве, о их внутреннем мире, как они росли, как формировался их характер, какие поступки совершали, что им нравилось в детстве).

8.Отчёт групп.

Итак, тема известна, задача поставлена, начинаем работу. Нас 4 группы. Каждая группа к уроку провела небольшое исследование о жизни писателя и его творчестве, и сегодня вы сами будете знакомить нас с интересными открытиями.

-Угадайте, о каком из писателей пойдет речь.

Николай Александрович с Игорем и Олей побывали у него в усадьбе, когда совершали второй полёт во времени, будущему писателю тогда было 7 лет. Нас интересовала детская литература того времени.

Сергей Тимофеевич Аксаков. (Детская презентация).

Группа «Сердечко»

1.Харитонов М.- презентация, биография

2.Измайлова Ал.- библиография

3.Канунникова Н.- о писателе

4.Рубин В.- история написания книги

5.Рябцева Н.- краткое содержание повести «Детские годы Багрова- внука»

Итак, мы узнали о писателе… , о главном герое повести…

Оцените свою работу и степень участия в работе группы.

А в усадьбе этого писателя мы сами недавно побывали в гостях.

Лев Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Звёздочка»

1.Ерохина В.- презентация, биография

2.Шульгач К.- библиография

3.Соколова Алина- краткое содержание повести «Детство»

4.Пивоварова Д.- о книге

Итак, мы узнали…

Самооценка.

-С этим писателем мы тоже немного знакомы, он написал для детей очень хорошую сказку.

Алексей Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Солнышко»

1.Матвеев Д.- презентация, биография

2.Дерябина Ел.- библиография

3.Тимошина Ел.- история написания книги

4.Снегур Ан.- краткое содержание повести «Детство Никиты»

Итак, мы узнали…

Самооценка.

-А с творчеством этого писателя мы ещё не знакомились на страницах учебника.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Детская презентация»

Группа «Улыбка»

1.Ткаченко Юл.- презентация, биография

2.Васёха С.- библиография

3.Радина С.- краткое содержание повести «Детство Тёмы»

4.Шарыпина Т.- об отце

5.Тутов С.- пересказ «Старый колодец»

Итак, мы узнали…

Самооценка

-Что общего во всех этих произведениях?

(Это автобиографические повести, в них есть правда и есть вымысел)

9.Физминутка. (Слайд)

Потрудились — отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Всем улыбки подарили.

10.Анализ произведений.

-Вы заметили, что все герои произведений очень любили читать? Книги для них имели большое значение.

Дети нашего времени тоже любят читать. Для многих детей, особенно маленьких, книга начинается с картинок, которые непременно заинтересуют, и захочется прочитать книгу. Мне хочется, чтобы у вас тоже возникло такое желание. Перед вами рисунки к книгам, с которыми мы сегодня познакомились. Узнайте, что за эпизод изображён и из какой книги. (Слайд – картинки к книгам)

1.Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Страшно ли было Тёме? (ДА, но он поборол свой страх, он –смелый мальчик)

2.С.Т.Аксаков. Семейный вечер

3.Л.Н.Толстой. Николенька обиделся на учителя. Анализ своих поступков.

4.А.Н.Толстой. Скворчонок Желтухин. Любовь к животным.

Посмотрите, какая природа окружала в детстве будущих писателей.(Слайд- фото пейзажей)

Как можно не любить такую красоту! Ведь любить природу, значит- любить Родину.

11.Работа с пословицами.

-Можем ли мы сказать, что писатели делятся с нами самыми сокровенными переживаниями? (ДА)

-А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (С мамой.)

-Для каждого из нас мама- самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что: (Слайд- пословицы о маме)

При солнышке тепло, а при матери добро.

Нет друга лучше, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец матери.

Мне хочется, чтобы вы любили своих мам так же, как и герои наших произведений, и как можно меньше расстраивали их своими проступками.

-На протяжении многих лет произведения этих писателей с удовольствием читают и взрослые и дети.

Что на ваш взгляд помогло им стать такими интересными, талантливыми людьми?

(Семья, добрые, заботливые отношения, мама, любовь к близким и окружавшим их людей, природа, животные, друзья, книги, учёба. Всё это повлияло на воспитание мальчиков, на формирование положительных черт их характеров.

12.Вывод.

Чтобы вырасти хорошим человеком нужно:

— много читать

-быть добрым внимательным, чутким, отзывчивым человеком

-любить природу

-стремиться стать ещё лучше, для этого обдумывать свои поступки

Детство — ответственная пора в жизни каждого человека.

Всегда можно исправиться, если этого захочешь.

13.Записная книжка.

У многих читателей есть хорошая привычка: из прочитанной книги выписывать понравившиеся фразы. Перед вами страница из записной книжки. Что выписали бы вы? У вас на столе цитаты из прочитанных книг, выберете то, что вам больше понравилось.

14. Итог.

Наш урок подходит к концу. Выполнили мы поставленные перед собой задачи? ( Да, мы узнали о писателях и их детстве из книг и рассказов детей).

Был ли полезен нам урок? Где и как пригодятся эти знания?

(На уроках чтения, истории, географии, рисования, в жизни расскажем тем, кто этого не знает).

15.Домашнее задание (Разноуровневое).

Многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. Список автобиографических книг можно продолжить: М. Горький «Детство», А. Гайдар «Школа», И. Бунин «Детство».

Дома вы продолжите чтение автобиографических произведений.

Можно написать небольшое сочинение-эссе, начните его так: «Прочитав автобиографическую повесть писателя, я понял, что …»

Или придумать рассказ о своем детстве.

16.Рефлексия.

Мне очень хотелось бы узнать, с какими впечатлениями вы уйдете с урока. Выберите ту строку, которая созвучна вашему настроению и продолжите предложение:

На уроке я узнал…

После урока мне хотелось бы…

Спасибо всем, кто принимал участие в нашей творческой работе. Оценки за урок вы поставили себе сами.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами писателя Михаила Шолохова: «Любите книгу всей душой, она не только ваш лучший друг, но и верный спутник.»

17.Урок закончен.

infourok.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *