Состав пмпк в школе – Организация деятельности школьного ПМПк | Социальная сеть работников образования

Организация деятельности школьного ПМПк | Социальная сеть работников образования

06.02.2018г

Организация деятельности ПМП консилиума в МБОУ «Новотроицкая СШ».

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется ППМС сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно  консилиум является ключевой точкой в ППМС-сопровождении ребенка с ОВЗ.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий  сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением  о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ «Новотроицкая СШ». ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.

 Основная цель ПМПк –  обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Для реализации этой цели  мы ставим  следующие задаич:

1. ранняя диагностика отклонений;

2. консультирование родителей, педагогов;

3. определение необходимых специальных образовательных  условий;

4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным  образовательным программам;

5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;

6. формирование банка данных  о детях, имеющих проблемы развития.

 Наш консилиум имеет основной и сменный состав.  В основной состав ПМПк входят: директор школы он же педагог-психолог; учитель – логопед он же председатель ПМПк; медицинская сестра, социальный педагог, зам. директора по учебно-воспитательной работе, зам. директора по воспитательной работе. В сменный состав консилиума входят воспитатель ДОУ учителя-предметники, классные руководители. Состав может  варьироватся в зависимости от поставленной цели.

Психолого-педагогический консилиум проводится: в соответствии с планом работы; по запросу учителя-предметника; по запросу классного руководителя; по запросу специалистов ППМС сопровождения; по запросу родителей (законных представителей) учащихся.

Плановый консилиум решает следующие задачи:

определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).

 плановые консилиумы проводятся один раз в четверть.

 Внеплановые консилиумы собираются по запросу (специалисты, педагоги или воспитатели).

В задачи внепланового консилиума входят:

принятие каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

изменение направления коррекционно развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае неэффективности;

изменение образовательного маршрута.

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ «ПОСТАВЛЯЕТ» КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО  ОБСУЖДЕНИЯ ?

Педагог-психолог приносит на консилиум:

— результаты наблюдений;

-результаты экспертных опросов педагогов и родителей;

— результаты обследования самих школьников.

Обобщенные данные о ребенке

Описание психологических особенностей
— обучения;
— поведения;
— самочувствия школьника.

Обнаруженные нарушения или отклонения от
— возрастной;
— психической;
— социальной нормы.

Описаны конкретные проявления этих нарушений:умственное снижение по отношению к возрастной норме;психологические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях. Указаны причины существующих нарушений.Перечислены адекватные формы помощи данному школьнику.

Классный руководитель предоставляет на консилиум:

результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками;

— педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников  в целом

Классный руководитель фиксирует:(ведёт  «Дневник наблюдения)трудности, которые испытывает ученик в различных  педагогических  ситуациях;особенности  индивидуальных  черт  его обучения;особенности обучения;- самочувствие , настроение.

Показатели для характеристики

Качественные характеристики учебной деятельности.

Количественные показатели учебной деятельности.

Показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях).

Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

Учитель-логопед:отражаетособенности речевого развития ребенка;возможности его коррекции и прогноз.

Учитель-дефектолог:предоставляет информацию о сформированности у учащихся учебных навыков по русскому языку и математике, возможностях их развития

 мед.сестра предоставляет:

1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

соответствие физического развития возрастным нормам;

состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

2.      Факторы риска нарушения развития:

наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;

факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

3.      Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.

Социальный педагог  

берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом:

Регламент проведения внепланового заседания ПМПк

Запрос на проведение внепланового заседания ПМПк подаётся не позднее, чем за 14 дней до заседания.

2. Документы (характеристики, заключения специалистов, работы учащегося) предоставляются секретарю ПМПк не позднее, чем за 3 дня до заседания.

3. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов, сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.

помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума;

решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей. 4. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение заседания ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).

5. ПМПк проводится не позднее 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).

6. В период с момента поступления запроса и до заседания ПМПк каждый его специалист проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время обследования с учетом его реальной возрастной и психофизической нагрузки.

.Я расскажу  более подробно ход консилиума на примере  конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.

1 этап.       Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника — начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее начать обсуждение с педагога. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Обмен информацией служит основой для принятия коллегиального решения.

2 этап. Разработка стратегии помощи конкретному ученику

Участники консилиума отвечают на вопросы:

какого рода помощь требуется школьнику?

какую развивающую работу желательно с ним осуществлять?

какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?

какую работу могут взять на себя участники консилиума?

какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?

что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

3 этап.

 Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа — протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

В заключение

Психолого-медико-педагогический консилиум является структурой диагностико-консультативного типа, деятельность которого направлена на определение путей решения проблем, связанных со своевременным выявлением и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии и здоровье, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстроиством

nsportal.ru

Учебно-методический материал на тему: Функциональные обязанности членов ПМПк

МБОУ «Шелаболихинская ООШ»

Функциональные обязанности

                        председателя школьного ПМПк

Председатель школьного ПМП-консилиума — завуч школы:

1. Возглавляет школьный ПМП-консилиум.

2. Разрабатывает текущий план и график работы школьного

ПМП-консилиума.

3. Обеспечивает выполнение обязанностей всеми членами

ПМП-консилиума.

4. Создает условия для эффективной работы ПМП-консилиума.

5. Обеспечивает координацию индивидуальной и совместной работы всех членов школьного ПМП-консилиума.

6. Собирает информацию об учениках, в отношении которых необходимо индивидуальное обследование, и осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) этих учеников.

7. Проводит заседания консилиума по разработанной схеме в соответствии планом работы, в случае необходимости организует проведение внеплановых заседаний ПМП-консилиума.

8. Отвечает за оформление и своевременное ведение документации ПМП-консилиума.

9. Проводит регулярный анализ итогов деятельности ПМП-консилиума.

10. Осуществляет взаимодействие с муниципальной  ПМП- комиссией.

11. Определяет меры по повышению качества работы

ПМП-консилиума.

12. Осуществляет методическое руководство работой учителей — предметников классов, в которых организовано инклюзивное образование.

13. Содействует участию членов ПМП-консилиума в мероприятиях, проводимых с родителями, педагогами по проблемам детей с трудностями в обучении.

МБОУ «Шелаболихинская ООШ»

Функциональные обязанности

                  педагога-психолога, члена ПМПк

Педагог —  психолог ПМП-консилиума школы:

1. Проводит психологическую диагностику индивидуальных познавательных, эмоционально-волевых личностных особенностей детей, испытывающих трудности в обучении и имеющих проблемы в адаптации в школе; определяет актуальный уровень и ресурсы индивидуального развития.

2. Собирает психологический анамнез ребенка по установленной схеме.

3. Осуществляет оценку психоэмоционального и психофизического состояния ребенка в контексте семейных отношений.

4. Проводит психологический анализ педагогической ситуации обучения ребенка в школе – с позиций соответствия индивидуальным особенностям и ресурсам развития ребенка.

5. Готовит свое представление на ребенка  для заседаний ПМП-консилиума школы.

6. Разрабатывает свои предложения и рекомендации:

  • по условиям обучения ребенка в школе, учету его индивидуальных возможностей и ресурсов развития;
  • по характеру и содержанию коррекционно-развивающей работы с ребенком, особо — психокоррекционной и психопрофилактической работы, — в сочетании с другими специалистами;
  • по характеру и содержанию работы с семьей, помощи ей в создании условий для развития ребенка.

7. Принимает участие в подготовке и  работе плановых и внеплановых заседаний ПМП-консилиума школы, рабочих обсуждениях другими специалистами вопросов сопровождения детей, имеющих трудности в обучении.

8. Осуществляет динамическое наблюдение за индивидуальным развитием ребенка в процессе обучения; проводит пролонгированное психологическое обследование  1-2 раза в год.

9. Доводит до сведения учителей и родителей результаты психологического обследования и наблюдения ребенка.

10.  Ведет профессиональную документацию.

Педагог – психолог школьного ПМП-консилиума имеет право:

— направлять на ПМП-консилиум школы детей, обнаруживших по результатам психологических обследований школьную дезадаптацию, неуспешность, особенности развития – с согласия родителей (законных представителей) ребенка;

— доводить до сведения учителей, родителей результаты заседания консилиума – по поручению ПМП-консилиума;

— вести наблюдение за деятельностью и общением ребенка в процессе учебных занятий;

— знакомиться с результатами учебной деятельности ребенка, данными обследований, заключениями других специалистов.

МБОУ «Шелаболихинская ООШ»

Функциональные обязанности

          педагога, члена ПМПк

1. Принимает участие в работе ПМП-консилиума.

2. Работает по плану и графику, предлагаемым председателем             школьного ПМП-консилиума.

3. Оказывает помощь в сборе информации об учащихся, в отношении которых необходимо индивидуальное обследование.

4. Дает рекомендации для написания анализа работы за текущий период и участвует в принятии заключения.

5. По указанию председателя ПМП-консилиума доводит до сведения учителей и родителей (законных представителей) результаты  психологического обследования и наблюдения  ребенка.

nsportal.ru

Статья на тему: Организация деятельности ПМП консилиума в образовательном учреждении.

Предварительный просмотр:

li:before{content:»\002022 «}#doc8506010 .lst-kix_list_14-3>li:before{content:»\002022 «}#doc8506010 .lst-kix_list_14-0>li:before{content:»\002022 «}#doc8506010 .lst-kix_list_14-4>li:before{content:»\002022 «}#doc8506010 .lst-kix_list_14-5>li:before{content:»\002022 «}#doc8506010 .lst-kix_list_14-7>li:before{content:»\002022 «}#doc8506010 .lst-kix_list_14-6>li:before{content:»\002022 «}#doc8506010 ul.lst-kix_list_9-3{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_9-4{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_9-1{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_9-2{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_9-7{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_9-8{list-style-type:none}#doc8506010 ol.lst-kix_list_20-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_20-2 0}#doc8506010 ul.lst-kix_list_9-5{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_9-6{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_9-0{list-style-type:none}#doc8506010 .lst-kix_list_14-2>li:before{content:»\002022 «}#doc8506010 .lst-kix_list_20-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_20-7}#doc8506010 ul.lst-kix_list_17-1{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_17-0{list-style-type:none}#doc8506010 ol.lst-kix_list_28-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_28-3 0}#doc8506010 .lst-kix_list_4-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-3}#doc8506010 ul.lst-kix_list_17-8{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_17-7{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_17-6{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_17-5{list-style-type:none}#doc8506010 .lst-kix_list_28-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_28-7}#doc8506010 ul.lst-kix_list_17-4{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_17-3{list-style-type:none}#doc8506010 .lst-kix_list_14-8>li:before{content:»\002022 «}#doc8506010 ul.lst-kix_list_17-2{list-style-type:none}#doc8506010 .lst-kix_list_5-0>li:before{content:»\002212 «}#doc8506010 .lst-kix_list_24-7>li:before{content:»o «}#doc8506010 ul.lst-kix_list_27-0{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_27-1{list-style-type:none}#doc8506010 .lst-kix_list_24-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc8506010 ul.lst-kix_list_27-2{list-style-type:none}#doc8506010 .lst-kix_list_5-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc8506010 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc8506010 .lst-kix_list_5-1>li:before{content:»o «}#doc8506010 .lst-kix_list_24-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc8506010 .lst-kix_list_5-7>li:before{content:»o «}#doc8506010 ul.lst-kix_list_8-4{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_8-5{list-style-type:none}#doc8506010 ol.lst-kix_list_20-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_20-7 0}#doc8506010 .lst-kix_list_5-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc8506010 .lst-kix_list_5-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc8506010 ul.lst-kix_list_8-2{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_8-3{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_8-8{list-style-type:none}#doc8506010 .lst-kix_list_24-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc8506010 ul.lst-kix_list_8-6{list-style-type:none}#doc8506010 .lst-kix_list_24-4>li:before{content:»o «}#doc8506010 ul.lst-kix_list_8-7{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_27-3{list-style-type:none}#doc8506010 .lst-kix_list_24-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc8506010 ul.lst-kix_list_27-4{list-style-type:none}#doc8506010 .lst-kix_list_5-4>li:before{content:»o «}#doc8506010 ul.lst-kix_list_27-5{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_27-6{list-style-type:none}#doc8506010 .lst-kix_list_5-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc8506010 ul.lst-kix_list_8-0{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_27-7{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_8-1{list-style-type:none}#doc8506010 ul.lst-kix_list_27-8{list-style-type:none}#doc8506010 .lst-kix_list_24-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc8506010 .lst-kix_list_23-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc8506010 .lst-kix_list_6-1>li:before{content:»o «}#doc8506010 .lst-kix_list_6-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc8506010 .lst-kix_list_23-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc8506010 .lst-kix_list_23-7>li:before{content:»o «}#doc8506010 .lst-kix_list_6-0>li:before{content:»\002212 «}#doc8506010 .lst-kix_list_6-4>li:before{content:»o «}#doc8506010 .lst-kix_list_23-2>li:before{content:]]>

nsportal.ru

особенности деятельности, отличие от ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)

В настоящее время в образовательных учреждениях действует стандарт инклюзивного образования, доступного для всех граждан, в том числе с особыми потребностями. Очевидно, что при такой концепции огромная роль отводится работе психологов. Они буквально являются связующим звеном между всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Но в то же время одной работы психолога недостаточно, тогда и решили объединить в отдельный орган психологов, медиков и педагогов. Так и возникли психолого-медико-педагогические консилиумы.

Что это такое

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) – орган, функционирующий в образовательной организации для решения проблем учебно-воспитательного процесса, развития и адаптации учеников и воспитанников. В условиях ПМПк специалисты выполняют свои должностные обязанности.

Заседания ПМПк бывают как плановые (определяются заведующим организацией), так и внеплановые. Для плановых темы подбираются заранее (например, «адаптация первоклассников»). Для внеплановых темой служит какая-то неблагоприятная ситуация в школе или детском саду. Потому можно по-другому назвать их классическим и экстренным консилиумом.

Информация от классного руководителя, школьного врача, педагога-психолога, социального педагога позволяет составить общее и полноценное представление о конкретном ребенке, классе, параллели, группе для составления эффективного плана всесторонней помощи.

ПМПк школы и дошкольного учреждения по сути не отличаются. Разница только в нормативной базе и составе специалистов консилиума. Но что касается целей, задач, функций и проведения – они одинаковы.

Цели ПМПк

Главная цель консилиума – обеспечить диагностику, коррекцию и психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенку, исходя из возможностей и условий образовательной организации, потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, его нервно-психического и соматического состояния.

Задачи ПМПк

ПМПк решает 8 задач:

  1. Выявление и ранняя диагностика нарушений развития ребенка.
  2. Оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательной программы и (или) адаптации к организации.
  3. Профилактика перегрузок (физических, психических, эмоциональных), переутомлений и срывов у детей.
  4. Определение потенциала ребенка в плане развития.
  5. Выявление причин и особенностей проблем в поведении или развитии.
  6. Определение причин дезадаптации в школе или детском саду.
  7. Составление индивидуальной программы сопровождения. Письменное «ведение» ребенка, фиксация его состояния, уровня школьной успешности, отслеживание динамики от программы.
  8. Корректировка программы при необходимости, определение ее продолжительности и средств реализации в рамках данного образовательного учреждения.

Принципы деятельности ПМПк

  1. Индивидуализация, то есть уважение личности ребенка и ориентация на его положительные качества.
  2. Системность, то есть оценка проблем в контексте других явлений и условий школы.
  3. Гуманизм, то есть предоставление возможности каждому ребенку раскрыть потенциал и самореализоваться.
  4. Профессионализм в оценке состояния ребенка и классификации его динамики.

Функции ПМПк

Из описания сути ПМПк, его целей и задач мы видим, что орган выполняет воспитательную, реабилитационную (социализирующую) и диагностическую функцию.

При диагностике важно не только определить состояние ребенка, но и выявить главные факторы (детерминанты) его развития, социальную ситуацию развития (условия проживания и характеристики семьи).

Индивидуальная воспитательная программа может носить:

  • лечебный;
  • контролирующий;
  • дисциплинирующий;
  • коррекционный;
  • коррекционно-развивающий характер.

Реабилитационная функция предполагает не только помощь в социализации, но и защиту ребенка от неблагоприятных семейных или образовательных условий.

Как проходит ПМПк

На ПМПк ребенку предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий. Программа диагностики подбирается в соответствии с возрастом и предполагаемым или известным диагнозом ребенка.

Цель диагностики – проверить познавательное развитие ребенка, уровень развития мышления, памяти, внимания, речи, интеллекта и так далее. Беседе с самим ребенком отводится главная роль.

  • Дошкольника могут попросить рассказать о себе и семье, домашних животных, показываемых ему предметах (форма, цвет, размер), составить рассказ по картинкам, классифицировать вещи и так далее.
  • Школьника могут попросить прочитать и пересказать текст, спросить про семью, отношения с ровесниками, увлечения и интересы.

ПМПК и ПМПк

Несмотря на схожесть в аббревиатурах психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – совершенно разные по задачам, деятельности и структуре организации. Общая у них только цель – помочь детям с отклонениями в развитии или проблемами в адаптации.

  • ПМПК обеспечивает коррекцию развития (физического или психического) ребенка, консультирует родителей, педагогов и других заинтересованных лиц по вопросам работы с такими детьми.
  • ПМПк проводит диагностику детей при поступлении в детский сад или школу, консультирует родителей, готовит пакет документов на ребенка для ПМПК, обеспечивает психолого-педагогическую поддержку и сопровождение.
  • ПМПК – независимая самостоятельная организация, функционирующая в районе. ПМПк не имеет самостоятельного юридического статуса, функционирует в рамках одной конкретной образовательной организации. Множественные консилиумы подчинены одной комиссии.
  • Получается, что ПМПК и ПМПк функционируют на совершенно разных уровнях: на государственном и на локальном.
  • Отличается и состав. В ПМПК, как правило, входит заведующий, социальный работник, врачи (психиатр, невропатолог, окулист, педиатр, ЛОР), дефектологи, психолог, юрист или другие заинтересованные работники. В состав ПМПк входит завуч школы и директор (руководитель ДОУ), медсестра, психолог, логопед и другие дефектологи, учителя из коррекционных классов.
  • ПМПК изучает всех детей района, перераспределяет их по образовательным учреждениям. ПМПк изучает группы из одного образовательного учреждения или конкретного ребенка: его особенности внимания, памяти, речи, мышления, уровень развития общих способностей; разрабатывает индивидуальную программу сопровождения, согласно возможностям ребенка; организует профилактику физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных стрессов; выдает письменное заключение о состоянии здоровья ребенка для ПМПК.
  • ПМПК проводится для ребенка единожды, одноразово определяет его маршрут образования и сопровождения. ПМПк проводится несколько раз: не только для диагностики, но и для отслеживания динамики. ПМПк работает круглогодично и выявляет еще и трудных детей с проблемным поведением, детей группы риска.
  • ПМПК более серьезная организация, контролируемая государством. Ее деятельность возможна только там, где детское население равно минимум 40 тысячам. ПМПк может быть организовано в любой школе.

Несмотря на все отличия ПМПК и ПМПк, есть у них нечто общее, кроме цели. Речь идет о том, что заключение каждой организации носит рекомендательный характер. ПМПК и ПМПк рекомендуют родителям, куда лучше отдать ребенка и как лучше с ним работать, но финальное решение – за родителями (законными представителями).

Что именно из этого важно родителям: решение, заключение комиссии или консилиума – не приговор, не диагноз, не ограничение действий. Потому если родители не согласны с предложенным маршрутом развития ребенка, то могут просто отказаться, проигнорировать рекомендации. Не нужно ничего оспаривать, бегать по учреждениям. Но в то же время важно помнить, что вся ответственность за дальнейшую жизнь ребенка, его психофизиологическое и психологическое развитие ложится полностью на родителей.

С другой стороны, ПМПк и ПМПК позволяют избегать навешивания ярлыков. К сожалению, не все педагоги – современные Макаренко, отчего порой трудным они считают чуть ли не каждого второго ребенка. Отстоять честь своего ребенка родители могут как раз таки через ПМПк. Равно как и наоборот.

Так или иначе, ПМПк – находка для родителей, детей и педагогов, упрощающая им жизнь. Работая в комплексе, специалисты оказывают максимально эффективную и быструю помощь семье.

Узнайте из видео об особенностях сотрудничества родителей и ПМПк из рук специалистов и участников консилиума на примере московского центра дополнительного образования.

psychologist.tips

ПМПк – одна из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения

«ПМПк – одна из форм взаимодействия специалистов

 образовательного учреждения»

 

Работу выполнила

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

 И.Н.Вавилова 

 

 Введение

 В условиях развития современного общества особенно значимыми становятся многочисленные проблемы детей.

Наблюдаются категории детей, объединенных понятием «дети с проблемами в развитии» или «с ограниченными возможностями здоровья».

Изменение отношения общества и государства к проблеме лиц с ограниченными возможностями требует нового подхода гуманизации и индивидуализации, включения « проблемных детей» в процесс общего образования.

   Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации Российского образования на период до . определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии и дальнейшее их психолого-педагогическое сопровождение.

    Как известно, приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности обучающихся.

У каждой современной школы свои конкретные задачи, своя уникальная миссия. Одни школы занимаются воссозданием интеллектуальной элиты, другие активно решают проблемы воспитания, третьи работают с «детьми, у которых ограничены возможности здоровья. К этому числу относится и

 «специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат№52». Она организована для детей 8 вида.

Школа-интернат ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной личности, способной к успешной социализации в обществе. Это определяет необходимость широкого использования разных форм в психолого-медико-педагогическом сопровождении обучающихся.

Работая в этом направлении, школа ставит перед собой основные приоритетные ценности:

 — сохранение и укрепление здоровья обучающихся

— оптимальный уровень реализации учебных программ

— коррекция и компенсация нарушенных процессов личности обучающихся

-социальная адаптация

-эмоциональное здоровье.

 

Реализовывать эти направления, в соответствии с целями и задачами школы  призвана администрация совместно с педагогическим коллективом школы-интерната.

 II. Консилиум- решение школьных проблем

 Специальной организованной формой изучения  детей  в образовательном  учреждении является ПМПк , которая  содействует эффективности учебно-воспитательного процесса, предоставляя педагогам диагностические данные об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, причинах отклонений в его поведении , помогая в выработке оптимальных мер воздействия на обучающегося. Психолого-педагогическая служба в условиях образовательного учреждения использует разнообразные методы изучения

( ПМПк)

  В нашем учреждении:

  Консилиум -постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.

 — Консилиум является тем самым инструментом, который позволяет составлять для каждого ребенка, для групп детей индивидуальный образовательный маршрут.

 — Консилиум— это взаимодействие и совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе для постановки психолого-педагогического диагноза и выработке коллективного решения о мерах воздействия на обучающихся.

 _ Консилиум – самостоятельная организационная форма методической работы педагогического коллектива со специфическим кругом  диагностико-воспитательных задач, наделенная правом реализовывать и контролировать.

 -В пределах своей компетенции защищать всеми законными средствами на

любом профессиональном, общественном и государственном уровнях права и интересы детей, обучающихся в образовательном учреждении, их семей.

  III. Состав консилиума.

  Индивидуальное сопровождение детей в школе-интернате предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной « групп риска» и гарантированное оказание помощи детям потенциальной « группы риска». Индивидуальное сопровождение осуществляется созданным в ОУ  ПМПк .

 В состав школьного консилиума входят:

  

1. Председатель консилиума ( зам. директора по УВР).

Он отвечает за общие вопросы организации заседаний; обеспечивает их систематичность, формирует состав членов консилиума для очередного заседания, состав обучающихся, приглашаемых на заседания, координирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса, организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума. Председатель ПМПк ставит в известность родителе

 ( законных  представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение ПМПк.

 

2.Классный руководитель (воспитатель) – дает ребенку характеристику, формулирует в обобщенном виде смысл трудностей в его воспитании и обучении, активно участвует в собеседовании с родителями и воспитанниками, получает и выполняет рекомендации консилиума.

 

3.Педагог-психолог – обеспечивает содержательную сторону работы, организует сбор диагностических данных об причинах отклонений в поведении и учении на подготовительном этапе, проводит диагностические собеседования с обучающимся, педагогами и родителями. Разрабатывает и осуществляет психологические, коррекционно-компенсирующие мероприятия и реабилитационную работу с детьми, имеющими ограниченные возможности речи, составляет программы индивидуального и группового восстановительного обучения.

 

4. Учитель-логопед — проводит диагностическую и реабилитационную работу с детьми. имеющими отклонения в развитии речи, составляет программы индивидуального и группового восстановительного обучения. работу

 

 

5. Школьный врач ( медсестра)-информирует о состоянии здоровья обучающихся, по рекомендации консилиума обеспечивает его направления на консультацию к специалисту ( психоневрологу, детскому психиатру, отоларингологу  и т.д.) ; в ходе консилиума дает рекомендации по режиму жизнедеятельности воспитанника.

 

6.Социальный педагог — обеспечивает социальный контроль и социальную охрану прав ребенка, активно участвует в обслуживании, дает рекомендации по социально-правовой культуре родителей, способствует формированию у родителей правильного отношения к своим родительским обязанностям (или ребенка-сироты

 

IV. Технология обследования обучающегося в рамках ПМПк

 

  1. Обследование проводится индивидуально каждым специалистом.  

  1. По результатам обследования каждый специалист оформляет собственное профессиональное заключение.

    3.   На основании полученных данных ( представлений специалистов) коллегиально выстраивается комплексное заключение и рекомендации консилиума.

  4. Полученные результаты обследования на консилиуме фиксируются в протокол  первичного обследования и заносятся в коррекционно-реабилитационную  карту, в которой находятся все данные индивидуального обследования ребенка специалистами.

     5.    По результатам первичного комплексного обследования ребенка членами консилиума вырабатываются рекомендации и программа индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися.

 6. В конце учебного года на заседании консилиума рассматриваются результаты коррекционно-реабилитационной работы. Педагог-психолог и учитель-логопед составляют заключения, а другие специалисты ( учитель, соц. педагог, воспитатель) готовят социально-педагогическую характеристику на каждого проблемного ребенка.  

    7.   Списки обследованных детей и подростков с развернутыми заключениями и рекомендациями и результатами коррекционно-реабилитационной работы направляются ПМПк для решения вопроса об оказании этим детям дополнительной специализированной педагогической, психологической и медицинской помощи.

  1. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка ( без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

 

  1. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения педагогов , а для  родителей ( законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

          

В сложных диагностических случаях, в конфликтных ситуациях, при невозможности для членов консилиума однозначного решения об обучении и воспитании ребенка он направляется в ПМПК для углубленной диагностики. Такая работа  также является одной  из форм взаимодействия специалистов. Чтобы могло осуществиться такое взаимодействие существует  в нашем учреждении ДОГОВОР о взаимодействии психолого—медико-педагогической комиссии ( ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.

   V. План работы ПМПк .

 

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья; плановые ПМПк проводятся не реже  одного раза в квартал.

В «специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате» план работы ПМПк  на учебный год проводится в следующем режиме:

  

Сентябрь — диагностический месяц . Первое заседание  ПМПк базируется на результатах комплексного обследования вновь зачисленных обучающихся в образовательное учреждение. Педагог-психолог и социальный педагог предоставляют результаты психодиагностического исследования:

1.« Психофизиологическая и психосоциальная готовность первоклассников к школьному обучению»

2. «Общий уровень готовности первоклассников к школьному обучению».

 Учитель-логопед предоставляет логопедическое обследование   на вновь прибывших детей.

3. Медицинский персонал предоставляет анализ состояния здоровья детей на начало учебного года. 

Ноябрь-  Второе заседание ПМПк : « Адаптация первых, пятых классов к новым для них условиям школьной жизни». В связи с этим проводится корректировка индивидуальных карт динамического развития обучающихся. 

Февраль— Третье заседание ПМПк. Проводится обследование воспитанников, рекомендованных специалистами на ПМПК. Осуществляется подготовка документации для направления обучающихся на ПМПК. 

Март – Четвертое заседание ПМПк. Профориентация обучающихся 9 классов. Проводят обследование педагог-психолог и социальный педагог.

 

Май— Пятое заседание ПМПк. Педагогический коллектив старается в своей работе  совершенствоваться и пополнять свой инструментарий. Установили динамическое наблюдение за развитием высших психических функций, обучаемости и обученности детей.  Проследить динамику биологических, интеллектуальных особенностей, мотивации к учению, морально-волевых качеств наших воспитанников.

 

VI. Взаимосвязь специалистов.

 

В ходе нашей работы, в работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого, которые прослеживают взаимосвязь специалистов:

 — Индивидуальное обследование воспитанника специалистами консилиума.

 — Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.

 — Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.

 — Реализация рекомендаций консилиума.

 — Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.

 -Направление ребенка на ПМПК.

  

Построение эффективной системы психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи в образовательном учреждении позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения. Избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам. Повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса.

   Именно согласованное действие всех членов консилиума является одним из гарантов успешной социализации личности ребенка.

 VII. Заключение.

 Педагогический коллектив МС(К)ОУ «С(К)ОШ И № 52» стремится через все аспекты коррекционно-компенсирующего сопровождения подготовить достойную модель выпускника, который был бы конкурентно-способным на рынке труда.

 — Он должен обладать положительной жизненной установкой, активной гражданской позицией.

 — Обладать интеллектом, дающим возможность самореализации, как творческой личности :« Я хочу быть не только исполнителем чужих идей и планов, но и творцом собственных».

 — Способен к дальнейшему продолжению образования:

« Я уверен в своих знаниях и умениях их применять».

 — Коммуникабелен, толерантен, должен обладать навыками организатора, уметь работать в коллективе:

« Я умею подчиниться правилам коллективной работы, но могу быть лидером, если этого потребует жизнь».

 

— Владеть умениями и навыками поддержки собственного здоровья:

« Я умею контролировать свое физическое состояние и сознательно исключаю из своей жизни негативные факторы риска».

 

— Сделал свой профессиональный выбор, способен к успешной социализации в обществе и на рынке труда:

« Я знаю, на что способен, не берусь за невыполнимые для меня задачи, умею организовать свою жизнь и работу».

infourok.ru

«Опыт организации деятельности школьного ПМПк в условиях общеобразовательного учреждения»

Автор: Кабанова Татьяна Анатольевна

 

МБОУ СОШ Селихинского сельского поселения

«Опыт организация деятельности школьного ПМПк в условиях общеобразовательного учреждения»-            Кабанова Т.А., педагог-психолог

«Теория без практики мертва, а

 практика без теории слепа»

Моё выступление будет состоять из 2 частей: вначале мы повторим теорию организации и проведения школьного ПМПк, затем я познакомлю с опытом работы в нашей школе. Это позволит на нашем примере  увидеть, что идёт  согласно теории, а что нет.

Всё чаще приходится сталкиваться с детьми, работа с которыми требует комплексного психолого-медико-педагогического  подхода: гиперактивные дети, интеллектуально-пассивные, нервные, тревожные , агрессивные и т.д.

Кл.руководителю бывает недостаточно информации для решения проблемы, официальных полномочий для принятия решения, опыта в решении подобных проблем. Всё это становится хорошим поводом  и причиной объединить усилия  учителей-предметников, классных руководителей, школьную социально-психологическую службу, администрацию школы, представителей общественности, здравоохранения, правоохранительных органов.

 Для понимания причин тех трудностей, с которыми сталкиваются в школе эти дети, а также для выработки адекватных рекомендаций в области психологического, социального и соматического благополучия объединяются и начинают взаимодействовать заинтересованные специалисты школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Консилиум школы  является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).   

Повторим основные подходы к организации ПМПк

Упр. «Две стороны медали» Назовите пожалуйста по очереди:

1 ряд- аргументы сторонников

Плюсы консилиума

 

2 ряд- аргументы противников

Минусы

 

 

 

В ходе  выступления у вас могут появиться новые доводы.

Слайд №1-2

В нашей школе с 1999 года действует школьный ПМПк, который был создан и оформлен приказом директора. Ежегодно его состав обновляется, но в постоянный актив входят: директор школы, зам. Директора по УМР., психолог, социальный педагог, школьная медицинская сестра.

Мы поставили задачу использовать ПМПк для решения проблем детей и семей группы риска и активизировать опережающую поддержку и индивидуальную работу со школьниками.

Основная цель моей психологической деятельности: организовать работу ПМПк так, чтобы стимулировать участников консилиума искать более успешные методы и приёмы помощи ученику.

Проведение ПМПк идёт согласно Положения .

Актив ПМПк стремится повысить активность учителей, родителей, общественности, самих ребят в решении значимых вопросов.

Самое главное в работе ПМПк- это определиться с формой его проведения, составом участников, спрогнозировать  результат, чтобы не «заболтать» проблему…

Важно отметить, что план работы школьного ПМПк разрабатывается в августе с учетом проведенного анализа и выделенных проблем предыдущего учебного года, включается в общий план работы школы на учебный год и циклограмму деятельности школы.

Слайд № 3 Наиболее интересные темы , которые прошли в школе:

·         «Обучение учащихся 6-х классов на основе индивидуально-дифференцированного подхода»

·          «Трудности в обучении учащихся 8 класса и пути их преодоления»;

·         «Разработка программ воспитательных мер для детей «группы риска с целью коррекции  отклоняющегося поведения»

·         «Формирование единой образовательной среды  с целью адаптации в 1.5,10 классах»

·          «Выявление причин, возникших проблем у детей.  Состоящих на ВШК, нахождение адекватных способов их преодоления

Консилиум – своего рода совместный анализ педагогической ситуации, с последующим выходом на решение данной проблемы.

В нашей школе ведущим ПмПк является завуч по учебной части. В её обязанности входит:

—          устанавливать порядок обсуждения;

—          следить за соблюдением регламента и не допускать , чтобы обсуждение деловых проблем переходило в область эмоциональных реакций.

При анализе и групповом обсуждении каждый участник высказывает свою собственную точку зрения, учится формулировать проблему, развивает у себя умение слушать. Групповая дискуссия позволяет сопоставить разные точки зрения, наметить деятельность , внести коррективы или вообще изменить планы последующих действий.

Формы общения участников консилиума были самыми  разнообразными. В результате обмена мнениями разворачивались товарищеские дискуссии, проявлялась  коллективная забота об интеллектуальном росте педагогов, совершенствовались формы их общения.

Интересно, на мой взгляд, остановиться на взаимодействии психологической службы с участниками ПМПк и на её роли в подготовке и проведении консилиума.

Слайд № 4

Проведение консилиума- дело сложное. Привыкнуть к такому виду деятельности, приемлемым способам общения, оформления документации, поиску удобного стиля взаимодействия нелегко. Для эффективного решения проблем детей необходимо соответственно подготовить всех участников ПМПк. Я, как практический психолог, направляю свою деятельность на то, чтобы повысить психологическую культуру. Не зря говорят, садиться надо за стол переговоров (за столом, а не за партами!) И при этом, особое значение придаю психологическим практикумам. Наиболее удачные из них : «Методы оптимизации взаимоотношений с коллегами», «Гуманистический стиль общения педагогов», «Психология педагогического общения», «Как решить проблему?». Помогают настрои «Правила работы в команде»

Как организационно проходит наш школьный ПМПК? Как правило, в  методическом кабинете завуча, библиотеке, кабинете. Для участников это важно, т.к. в них уютно, сама обстановка, помогает настроиться на более гуманное и продуктивное взаимодействие. Приглашаем актив и тех, от кого зависит решение вопроса : классный руководитель, учитель-предметник, воспитатель, родитель, и др.

Для того, чтобы включить участников в активную работу, снять напряжение, предлагаю

различные упражнения, которые вызывают живой интерес, подготавливаю выставку с библиотекарем по обсуждаемой теме. Если первые встречи мы проводили только с администрацией школы и учителями, то сейчас выходим на другие ключевые фигуры, от которых может быть реальная польза (заведующая ДДУ, председатель родительского комитета, участковый, и др.) Всё зависит от сложности поднимаемого вопроса.

 Слайд № 5 Частыми в нашей школе являются  внеплановые консилиумы, в форме «мозгового штурма». Например: «Как обеспечить разумную дисциплину на уроках биологии?», «Как обеспечить педагогическую поддержку учащихся с минимальным уровнем развития?», «Проблема бродяжничества и попрошайничества детей из малообеспеченных семей» Рекомендации классным руководителям, учителям- предметникам, работа с семьёй по установлению доброжелательных отношений, контроль за успеваемостью и посещаемостью, материальная поддержка и др. всё это помогает решить проблему.

Как осуществляем информационный обмен между всеми участниками консилиума.

Если наиболее проблемная информация поступала от меня – психолога, то я начинала обсуждение, если от педагога или медицинского работника -начинали они. Если все участники консилиума относят данного ученика к числу наиболее проблемных- начинал обсуждение классный руководитель Обычно, консилиум объединяет  в себе коллективную диагностику состояния дел в классе (параллели классов)с выходом на их причины и педагогическую коррекцию. В первую очередь он проходит в наиболее проблемных, сложных по успеваемости и уровню воспитанности классах.

Был  консилиум по теме: «Обучение учащихся на основе индивидуально-дифференцированного подхода», на который были приглашены родители, ведущий специалист отдела образования. Благодаря групповому обсуждению, предложенным рекомендациям по индивидуальному подходу к отдельным учащимся, осмотру узкими специалистами, переводу на индивидуальное обучение 1 ученика, оформление детей с ЗПР на санаторно-курортное лечение- снята проблема в этих классах.. Если рассматривали вопрос по выяснению причин дезадаптации одного или нескольких ребят, опекаемых, то вырабатываем программу индивидуального сопровождения. Стараюсь вместе с классным руководителем выйти на договорные отношения с ребёнком, познакомить с этапами программы, вместе внести изменения в её содержание, чтобы включить процесс самовоспитания.

Итоги консилиума, с соответствующими рекомендациями, обсуждаются завучем, в ходе обязательных консультаций, и психологом, в рамках его работы по реализации решения консилиума.

Таким образом, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в школе.

Представление данных на консилиум следует осуществлять по заранее согласованным формам . Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы выносятся на консилиум в период подготовки к консилиуму.

Проблематика консилиумов определяется через организацию контроля со стороны социально-психологической службы, администрации, который позволяет ненавязчиво со стороны наблюдать и выявлять проблемы, требующие решения.

 

Слайд № 6

Плановые консилиумы посвящены анализу процесса адаптации в 1,5, 10 классах, построению программ индивидуального сопровождения детей, стоящих на учёте ВШК и ПДН

Выявились следующие проблемы:

Проблемы 1 класса

Проблемы 5 класса

Проблемы 10 класса

Низкая сплочённость детского коллектива

Сложности в межличностных взаимоотношениях и низкий статус в классном коллективе у 7 (30%) выявлен у неуспешных и неуспевающих учащихся.

Лишь 14% не испытывают в школе чувство тревоги и гнева.

Низкий уровень лабильности у 14 учащихся (80%), что предполагает инертность поведения, низкую приспосабливаемость,

медленный темп выполнения заданий.

Страх самовыражения у 58% учащихся

72 % класса избегает неудачи, т.е. не уверены в себе, боятся критики. Испытывают отрицательные эмоции при учебных трудностях и затруднениях.

 

Среднеслабая и слабая нервная система у 8 учащихся (47%)

Страх ситуации проверки знаний у 52% учащихся

44% не релизуют учебные мотивы в поведении

Задания на установление лочической законамерности вызывают затруднение

Чувство гнева в школе испытывают 60% учащихся

 

Родители не видят трудностей в адаптационный период

Несколько сниженная познавательная мотивация у 35% и отрицательное отношение к учению у 20% учащихся

 

2        леворуких ребёнка

 

 

 

Были даны рекомендации:  Продолжить формирование адаптационной среды в 1-х,5-х, 10-х классах, формирование классных коллективов. Учителям создавать атмосферу принятия доброжелательности, контролировать уровень нагрузки, использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, элементы проблемного обучения. Изучить причины трудностей в обучении и поведении. Составить индивидуальные программы сопровождения для детей с ШДА.

 

Результатом работы ПМПк явилось:

— разработка индивидуальных программ сопровождения учащихся с ШДА- 5 человек;

— определение  программы обучения учащихся с ОВЗ- 9 человек

— стационарное лечение- 5 человек;

— санаторно-курортное лечение- 2 человека;

— оказание материальной помощи- 9 человек

Слайд № 6

Разработка стратегии помощи

При написании итогового документа-заключения, руководствуемся следующими вопросами:

  • Какого рода помощь требуется школьнику или классу?
  • Какую воспитательную работу желательно с ним/и осуществлять?
  • Какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?
  • Какую работу могут взять на себя участники консилиума?
  • Какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?
  • Что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

Контроль за выполнением рекомендаций осуществляется на педагогических совещаниях при директоре, МО классных руководителей. Благодаря такому подходу снизилось количество детей, стоящих на различных видах учёта.

Реализация и контроль рекомендаций ПМПк осуществляется  председателем и ответственными исполнителями.

Но не все решения ПМПк достигают поставленных целей, поэтому необходима серьёзная работа над качеством его проведения.

Результатом проведённых консилиумов  считаем степень комфортности, успешности, безопасности детей в школе, семье, посёлке. Были взлеты и падения активности.

Сложившаяся система работы  социально-психологической службы по коррекционно-развивающему направлению позволяет систематически отслеживать результаты работы, корректировать их по итогам мониторинга.

Слайд № 7 Рассмотрим примеры школьных ПМПк

1.      Консилиум  «Адаптация 1,5,10 кл.»

           План по Адаптации, методические рекомендации

Создается проблемная карта класса, в которой фиксируются все особенности учащихся , выявленные проблемы и пути решения, рекомендации по их коррекции.

Ф.И.учащегося

Индивидуальные особенности

Пути решения

1

Архипов С.

 

 

2

Барышева М.

 

 

 

Слайд № 8

2.      Консилиум «Трудный класс»

Цель: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся; выявление их причин; разработка учебно-воспитательных мер по их устранению.

содержание

сроки

ответственные

Оказать помощь кл.руководителю. Дать сильного наставника из референтных лиц- учителей класса.  Контролировать его деятельность

 

Администрация

Привлечь к занятиям психологической гимнастики трудных уч-ся класса

 

Психолог

Тщательно готовиться к внеклассным мероприятиям, приобщать трудных ребят

 

Кл.руководитель

Взаимопосещение. Разработка единых требований. Обогащение методики, перестройка стиля общения, исключение случаев нарушения пед.этики

 

Зам по УМР

Решить вопрос о замене учителя рус.языка и литературы

 

Директор

Слайд №9

3.      Консилиум «Неуспевающий ученик»

Цель: коллективное разработка мер инд.подхода к ученику в целом.

Задача психолога: помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность его поведении. Главное- обеспечить подход к ребёнку с оптимистической гипотезой .

Опасность- жёсткое и однозначное мнение о ребенке. Изменить мнение не просто. Преодолеть предвзятость мнения и установку очень сложно. Нужно показать ребёнка с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные стороны. «Для того, чтобы наладить контакт  ребёнком, надо отношения на основе сегодняшних задач, а не навешивать старые ярлыки».

Важно пробудить у учителя сомнение в верности оценки ребенка и правильности своих педагогических действий. Подвести его примерно к таким вопросам и рассуждениям:

«А если, разобраться серьёзно. Что делали с ребёнком? Прорабатывали и все. Поговорили хоть раз по душам без упрёков? Поинтересовались его жизнью, и т.д. Из- за своей загруженности учителя склонны к однозначной оценке, с трудом меняют установку. Психолог же снимает всякую оценку с ребёнка, мы должны помочь ему в чем-то поддержать, исправить и т.д., а не отправлять быстрее менять программу обучения на территориальную ПМПК, сняв с себя проблемы.

Разработка стратегии помощи конкретному ученику

Участники консилиума отвечают на вопросы:

    • какого рода помощь требуется школьнику? 
    • какую развивающую работу желательно с ним осуществлять? 
    • какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения? 
    • какую работу могут взять на себя участники консилиума? 
    • какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели? 
    • что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы? 

    Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. 

    3 этап. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа — протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку

    Плюсы ПМПк

    Минусы

    • специалистам ПМПк (педагогу-психологу, учителю-логопеду, учителю-дефектологу) передать имеющиеся у них знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с учеником или коллективом; 
    • учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников; 

    • педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности; 

    • объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников; 

    • наметить программу индивидуального развития ученика, класса, параллели; 

    • разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.

    В консилиум часто поступают запросы от классных руководителей и учителей-предметников на решение той или иной проблемы ребенка. Эти запросы сформулированы часто как «сделайте что-нибудь с учеником…». При этом учитель в большинстве случаев «отходит в сторону», делегируя ответственность за решение проблемы специалистам ПМПк. Только совместный анализ проблемы ребенка, выработанный в процессе консультативного сопровождения, план помощи ему, помогут учителю предпринять конкретные действия по организации поддержки ребенка с проблемами в обучении или поведении

    Консилиум, будучи грамотно подготовленным, помогает развитию не только детей, но и учителей

     

    Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные представления и заключения могут стать причиной 25 судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть: — неполное или искаженное отражение ситуации развития; — неграмотное использование специальной терминологии; — отсутствие анализа и обобщения проблемы; — излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность; — отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме; — отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.

    при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы.

     

    Для эффективности  работы  составлены:

    • План работы психолого-педагогического консилиума на 2015-16 учебный год;
    • Программа психолого-педагогического сопровождения «Преемственность и адаптация 1,5,10-е кл.» 
    • банк данных здоровья учащихся;
    • мониторинг развития класса;
    • индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями;
    • психолого-педагогические карты первоклассников;

    На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы, что консилиум:

    • старается решить проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся;
    • разрабатывает планы совместных психолого-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса;
    • проводит консультации для родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных, конфликтных ситуаций;
    • защищает интересы ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;
    • выявляет и вырабатывает меры по развитию потенциальных возможностей ученика;
    • выбирает наиболее оптимальные формы обучения, коррекционного воздействия;
    • проводит семейную реабилитацию.

    Консилиум работает, результаты есть.

     

     

    comments powered by HyperComments

    solncesvet.ru

    Психолого–медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. Основные направления деятельности школьного ПМПк. Деятельность специалистов сопровождения.

    Психолого–медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.

    Основные направления деятельности школьного ПМПк.

    Деятельность специалистов сопровождения.

    Психолого–медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) образовательного учреждения создаётся для решения проблем, связанных с обучением, воспитанием и социальной адаптацией учащихся. Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого–медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» раскрывает механизмы работы ПМПк.

    В состав консилиума входят по приказу директора школы заместитель директора школы по УВР (председатель консилиума), психолог, логопед, врач, социальный педагог.

    Целью ПМПк является создание условий для индивидуального развития детей с трудностями в обучении и поведении.

    В задачи консилиума входят:

    — организация и проведение комплексного изучения личности ребёнка с использованием диагностических методик;

    — выявление потенциальных возможностей ребёнка, разработка рекомендаций для учителей в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании;

    — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно- развивающей работы;

    -выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, соответствующих готовности ребёнка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближнему окружению;

    — обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, которая включаетактивизацию познавательной деятельности детей, повышения уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально- волевого развития;

    -разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

    — профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-профилактических мероприятий.

    Работа ПМПк заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума.

    Основные направления деятельности школьного ПМПк:

    -выработка коллективных обоснованных рекомендаций по главным направлениям работы с обучающимися;

    -формирование у педагогов адекватной оценки педагогических явлений в целом и школьных проблем детей;

    — комплексное воздействие на личность ребёнка;

    — консультативная помощь семье в вопросах коррекционно — развивающего обучения и воспитания.

    В функции специалистов консилиума входит предупреждение психолого-физиологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса (педагога и обучающихся).

    ПМПк является коллегиальным органом сопровождения учеников. Специалисты ПМПк разрабатывают рекомендации и индивидуальную коррекционно- развивающую программу для детей, которым необходимо сопровождение. В ходе проведения консилиума назначается ведущий специалист сопровождения, который отслеживает динамику развития ребёнка и эффективность оказываемой ему помощи, выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк. Ведущим специалистом сопровождения назначается тот специалист, помощь которого необходима ребёнку в первую на данном этапе. Например, у ребёнка трудности в обучении из-за нарушения лексико-грамматического строя речи, в этом случае ведущим будет логопед, при нарушении ЭВС ведущий – психолог и т.д.

    В процессе сопровождения каждый специалист решает следующие задачи, реализует конкретные виды работ, представленные в сводной таблице:

    Деятельность специалистов сопровождения

    Участник сопровождения

    Деятельность на этапе подготовки к консилиуму

    Деятельность в рамках ПМПк

    Деятельность по реализации решений ПМПк

    Врач

    Справка о соматическом и психическом здоровье ребёнка

    Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке индивидуальной коррекционной программы сопровождения.

    Профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

    Психолог

    Проведение необходимой диагностической работы: диагностического минимума и различных схем углублённой диагностики в отношении ребёнка. Подготовка материалов к ПМПк.

    Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке стратегии сопровождения. Планирование форм и направлений коррекционной работы в рамках сопровождения.

    Проведение психолого-коррекционных, развивающих, консультативных мероприятий с детьми. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями. Консультирование администрации. Планирование совместной работы с классным руководителем. Психологическое просвещение всех участников УВП.

    Логопед

    Проведение диагностической работы по выявлению уровня речевого развития.

    Предоставление участникам консилиума необходимой информации по конкретному ребёнку. Участие в разработке индивидуальной коррекционной программы сопровождения.

    Проведение коррекционной работы по развитию речи детей, устранение дефектов речевого развития. Планирование совместной работы с учителями начальной школы, русского языка и литературы, классными руководителями, воспитателями.

    Классный руководитель

    Сбор информации о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы или анкетирование педагогов- предметников)

    Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке стратегии сопровождения. Планирование форм и направлений коррекционной работы в рамках сопровождения.

    Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума. Консультирование педагогов-предметников и родителей по вопросам сопровождения школьника и класса.

    Педагог- предметник

    Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума. Предоставление необходимой информации специалистам консилиума в раках его подготовки

    Не участвует

    Участие в индивидуальных и групповых консультациях, проводимых завучем и специалистами ПМПк, по сопровождению школьников со стойкими трудностями в обучении. Разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения конкретных учеников и её последующая реализация. Работа по корректировке учебных программ с учётом рекомендаций специалистов консилиума. Консультирование родителей. Участие в семинарах, посвящённых проблемам сопровождения.

    Заместитель директора

    Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий

    Организация работы консилиума, участие в его работе, разработка педагогических аспектов сопровождения учеников специальных (коррекционных) классов

    Помощь педагогам в разработке стратегий сопровождения. Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам сопровождения. Консультирование администрации.

    Школьная администрация

    Организационная помощь в проведении диагностической работы

    Не участвуют

    Встречи со специалистами консилиума по обсуждению результатов. Участие в проведении сопровождающей работы, предполагающей административное руководство.

    Родители школьников (или лица, их замещающие)

    Предоставление необходимой информации специалистам консилиума в рамках подготовки к консилиуму

    Не участвуют

    Участие в индивидуальных и групповых консультациях, проводимых специалистами сопровождения. Сотрудничество со специалистами в решении школьных проблем ученика.

    multiurok.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Семейный блог Ирины Поляковой Semyablog.ru® 2019. При использовании материалов сайта укажите, пожалуйста, прямую ссылку на источник.Карта сайта