Класс обучения – Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку

Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку

2 формы получения образования

Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.

5 форм обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Получение образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.

Очное обучение

Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма подойдёт, если:
  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой.

Очно-заочное обучение

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.

externat.foxford.ru

Специальный коррекционный класс. Коррекционные классы в школах

Для тех детей, которым трудно обучаться в связи с имеющимися проблемами со здоровьем, существуют специальные образовательные учреждения или открываются коррекционные классы в обычной школе. Сюда можно записать ребенка-инвалида или отстающего в развитии. Основное назначение таких учреждений и классов заключено в социальной адаптации воспитанников и их интеграции в обществе.

Если ребенку скоро в школу…

О том, что их чадо отстает от сверстников в развитии, заботливые родители понимают уже на первых годах его жизни. Особенно очевидным это становится к шестилетнему возрасту. Ребенок, отстающий в развитии, обладает скудной речью и низким уровнем интеллектуальных способностей. Порой такие дети даже не умеют держать в руках карандаш. Не только для педагогов, но и для родителей становится очевидным, что такому ребенку необходимо посещать коррекционный класс. Это позволит ему адаптироваться к жизни в социальном и физическом плане.

Где создаются специализированные классы?

Процесс обучения детей с имеющейся задержкой в развитии может быть организован в любом общеобразовательном учреждении. Для тех, кто не знает, что такое коррекционный класс в школе, стоит пояснить, что в него поступают малыши из специальных групп дошкольных учреждений. Причем зачисление возможно только при согласии родителей, по их письменному заявлению.

Коррекционный класс, как правило, открывают на начальной ступени школьной программы. Причем он продолжает функционировать вплоть до получения неполного среднего образования. Для работы с детьми в штате учреждения находятся специально обученные педагоги. Кроме того, школа должна располагать научно-методической литературой, а также соответствующей направлению класса материальной базой. Все это позволит организовать учебный процесс, а также оказывать лечебно-профилактическую поддержку этим особенным детям.

Коррекционные классы в школах открываются согласно приказу директора. При этом в обязательном порядке должно иметься заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы на каждого из детей, а также психолого-медико-педагогической комиссии района.

Кого принимают в коррекционный класс?

Специальное обучение в общеобразовательной школе получают дети, которые испытывают определенные трудности при получении знаний, а также плохо адаптирующиеся в коллективе. Как правило, у таких учеников проявляются легкие нарушения в работе головного мозга, ЦНС, а также отставание по эмоционально-волевому типу.

В коррекционный класс, открытый в общеобразовательной школе, не принимают детей с выраженными отклонениями в развитии. Сюда можно отнести:

— грубые нарушения слуха, зрения, двигательных форм и речи;
— умственную отсталость;
— ярко выраженные нарушения коллективного общения, имеющие форму раннего аутизма.

Перевод в обычный класс

У детей, обучающихся по специальной программе, есть возможность получать знания вместе со своими сверстниками. Для перевода в обычный класс ребенку необходимо иметь положительную динамику развития. Кроме того, он должен успешно осваивать специальную программу. Данный перевод возможен при принятии соответствующего решения психолого-медико-педагогическим консилиумом, а также при согласии самого учащегося.

Режим труда и отдыха

Для учащихся коррекционных классов наиболее целесообразной считается работа в первую смену. При этом их распорядок дня устанавливают с учетом малой трудоспособности и быстрой утомляемости.

Для малышей, посещающих с 1 по коррекционный 3 класс, вводятся дополнительные каникулы. Этих детей отпускают отдыхать в феврале на семь дней.

Плюсы специализированного обучения

Коррекционные классы в школах имеют наполняемость от семи до четырнадцати учеников. При большем количестве воспитанников должна быть выделена ставка для еще одного педагога. В таком случае формируют дополнительный коррекционный класс. Малое количество детей позволяет уделять максимальное внимание каждому из них.

Положительной стороной такого класса является то, что работа с учениками ведется не обычными учителями, а педагогами-дефектологами. Этой специальности обучаются в вузах. Педагоги-дефектологи призваны работать с детьми, у которых имеются непростые медицинские диагнозы. Эти преподаватели могут подыскать ключик даже к самым сложным детям.

С учениками, которые посещают коррекционные классы в школах, занимаются логопеды. При необходимости такое обучение проводится индивидуально. С детьми, посещающими коррекционный класс, работают психологи. При необходимости данные специалисты консультируют родителей.

Программа для коррекционного класса учитывает то, что по ней занимаются особенные дети. Она включает в себя наиболее простые упражнения и задачи. Это позволяет ребенку продвигаться по обучающей лестнице постепенно, микроскопическими шагами. Иными словами, такая специальная программа идет в ногу с замедленным развитием ученика.

Минусы коррекционного обучения

Одной из главных проблем специального класса является объединение детей с несхожими медицинскими диагнозами и с различными психиатрическими и психологическими проблемами. Универсальной программы для всех не существует. Нередко у таких детей наблюдается отставание по одному предмету и одаренность по другому. Так, ребенок может быть не в ладу с математикой, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но обладать способностью к иностранным языкам (они, к сожалению, в специальной программе не предусмотрены).

В коррекционный класс нередко отправляют ребятишек из семей, являющихся социально неблагополучными. Такие дети, лишенные родительской заботы, поначалу действительно отстают в развитии. Однако при усиленных занятиях они быстро наверстывают упущенное. В результате этим здоровым детям становится скучно обучаться по замедленной школьной программе.

Градация коррекционных классов

Специальное обучение подразделяется на восемь видов. Для получения образования в них направляют детей в соответствии с медицинскими диагнозами. Существуют следующие виды коррекционных классов:

— I – для слабослышащих и глухих детей;
— II — для глухонемых;
— III и IV – для слепых и слабовидящих;
— V – для заикающихся и детей с нарушениями речи;
— VI – для учеников с проблемами психического и физического развития;
— VII – для детей с ЗПР и СДВГ;
— VIII – для умственно отсталых.

Специальные классы I и II вида

Они открываются для воспитания и обучения слабослышащих детей. Эти специальные коррекционные классы предназначены для формирования словесной речи учеников на основе слухо-зрительного восприятия, для компенсации и коррекции возможных отклонений в психическом, а также физическом развитии. Педагоги ставят своей целью подготовить таких детей к самостоятельной жизни. Чем же отличаются данные коррекционные классы? Рабочая программа общеобразовательного процесса разработана именно для неслышащих детей. Наполняемость такого класса – до десяти человек.

Специальные классы III и IV вида

Они создаются для обучения, воспитания, а также коррекции отклонений у детей с имеющимися нарушениями зрения. В эти виды коррекционных классов могут быть приняты детишки с косоглазием, с амблиопией.

Основной задачей педагогов является формирование у учеников компенсаторных процессов. Для этого проводятся не только групповые, но и индивидуальные занятия по дальнейшему развитию осязательного и зрительного восприятия произносимой речи, по социально-бытовой ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике. В процессе обучения в таких коррекционных классах у детей формируются навыки общения.

Для освоения школьной программы воспитанникам со слабым зрением предоставляется специальное оборудование и тифлоприборы. В основе обучения таких детей лежит система Брайля. Педагог использует нестандартные дидактические материалы, а также специфические средства наглядности. Все это позволяет несколько расширить рамки доступности преподносимой информации.

Специальные классы V вида

Их создают с целью воспитания и обучения детей, имеющих тяжелые речевые патологии. Параллельно оказывается необходимая помощь для устранения имеющихся заболеваний и связанных с ними особенностей в психическом развитии. При положительной тенденции развития ребенка он может быть переведен в обычный класс. Однако для этого понадобится получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Коррекционный класс 5 вида предусматривает получение начального общего образования на протяжении 4-5 лет. Нормативным для общего основного образования является шестилетний срок.

Первая, начальная ступень обучения, предусматривает обеспечение коррекции различных речевых дефектов. К ним относят нарушения темпа речи, звукопроизношения и фонематического слуха, а также связанные с этими патологиями отклонения в психическом развитии ребенка. Воспитанников обучают навыкам нормальной разговорной речи, верному грамматическому оформлению высказываний и расширяют запас их лексики.

На второй ступени получения образования у детей происходит развитие полноценных навыков письменной и устной передачи информации, которое позволяет им без особых усилий включиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость класса 5 вида составляет 12 человек. Коррекция имеющихся нарушений производится не только на уроках, но и на различных мероприятиях.

Специальные классы VI вида

В них обучаются дети, имеющие нарушения работы опорно-двигательной системы. В таком специальном классе решаются задачи комплексного исправления речи, познавательной и двигательной сферы воспитанников. Целью данного обучения является также и социально-трудовая адаптация детей к жизни общества. Максимальное количество человек, с которыми должен заниматься педагог, не должно превышать десяти.

Специальные классы VII вида

Они предназначены для обучения детей, имеющих задержки в психическом развитии. Основные признаки данной патологии выражаются в слабости внимания и памяти, а также в недостаточности подвижности и темпа.

При посещении таких классов детям обеспечивается нормализация эмоционально-волевой сферы и психического развития. У воспитанников происходит формирование умений и навыков, нужных для учебного процесса, а также активизируется познавательная деятельность. Наполняемость данного класса составляет 12 человек. При этом детям обеспечивается получение логопедической помощи.

Специальные классы VIII вида

Их создают с целью обучения детей, страдающих умственной отсталостью, для устранения отклонений в развитии. Коррекционные классы 8 вида предназначены для социально-психологической реабилитации ребенка. Это позволит ему в будущем как можно безболезненнее влиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость такого класса – 8 человек.

Заканчивается данное обучение аттестацией по труду. Такой экзамен включает в себя вопросы материаловедения и технологии изготовления изделий.

fb.ru

10-11 классы социально-экономического, гуманитарного профиля

В последние годы в России увеличивается количество классов с профильным направлением в средних образовательных учреждениях. Учащиеся и их родители не всегда обладают всесторонними знаниями о данном обучении. В таких случаях необходимо получить информацию о том, на каких условиях берут в профильные 10-11 классы и на каком основании могут отказать в этом.

Назначение профильного обучения, его направления, изучаемые предметы — обо всем этом необходимо узнать еще задолго до выпускных экзаменов в 9 классе.

Основы обучения в России

Получение среднего образования является в России обязательным.

Общее образование делится на четыре ступени:

  1. Дошкольное образование. Оно проходит в детских садах и не является обязательным.
  2. Начальное образование. Обучение длится 4 года.
  3. Неполное среднее образование. Длительность составляет 5 лет. Затем учащиеся могут продолжить обучение в школе или поступить в средние профессиональные учреждения (колледж, техникум).
  4. Полное среднее образование. Его можно получить, закончив 11 классов в школе или отучившись в колледже.

После получения полного среднего образования выпускник может поступать в институт, университет. Зачисление происходит по результатам ЕГЭ (Единого государственного экзамена).

Сравнение с Европой и США

В России в школах преподается больше теория, а в Европе — чаще всего прикладные дисциплины. Ученик на уроке может отстаивать свою точку зрения, с учителем у него — партнерские отношения. В отличие от России, где отношения между преподавателем и учащимся выстраиваются по принципу начальник и подчиненный.

Во Франции общее образование является бесплатным.

Оно также делится на четыре ступени:

  1. Дошкольное образование. Ребенок посещает детский сад 3-4 года.
  2. Начальная школа. Этот период длится 5 лет.
  3. Колледж. Обучение происходит 4 года.
  4. Лицей. Учиться необходимо 3 года.

По окончании лицея выпускники поступают в вузы. Университет во Франции считается менее престижным, чем высшая школа.

В Италии дети получают дошкольное образование в детском саду в течение трех лет.

Среднее образование состоит из трех уровней:

  1. Начальный (5 лет).
  2. Средний (3 года)
  3. Лицей (5 лет).

На начальном уровне уроки чаще всего проходят в игровой форме. Высшее образование итальянцы получают с 19 лет.

Школьное образование в Германии является бесплатным.

Оно включает в себя три уровня:

  1. Начальный. Обучение начинается с шести лет и продолжается 4 года или 6 лет (Берлин, Бранденбург).
  2. Средний. Данный период длится до 10 класса.
  3. Высший. Поступление происходит по результатам выпускных экзаменов в школе.

В США в зависимости от штата дети начинают учиться в возрасте от пяти до восьми лет.

Уровни американского школьного образования:

  1. Начальный. Первый год учебы является аналогом детского сада в России. Продолжается до достижения ребенком 10 или 11 лет.
  2. Средний. Дети учатся 3 года.
  3. Высший. Продолжается 3 года.

При получении начального образования домашнее задание в США гораздо меньше, чем в России. В некоторых штатах оно совсем отменено.

Закончив среднее учебное заведение, американцы поступают в колледжи или университеты, где получают высшее образование в основном в течение четырех лет.

Что такое профильные классы

К 2024 году большинство школ должны будут перейти на профильное обучение. По статистике 40 % выпускников институтов и университетов не работают по выбранной когда-то специальности. Это стало одной из главных причин повсеместного открытия классов с профильным уровнем, в то время как универсальных классов (обычных) с каждым годом становится все меньше и меньше. В связи с этим старшеклассникам становится сложно поступить в 10 класс.

Их назначение

Создание классов с профильным направлением позволяет более целенаправленно применять имеющиеся в школе ресурсы.

Задачи данного обучения — подготовить учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии и способствовать более глубокому изучению предметов по избранному направлению.

Необходимо заранее выявить склонность учеников к той или иной деятельности с помощью тестирования, беседы с психологом. Профилизация помогает сделать правильный выбор предметов и дает возможность целенаправленно подготавливаться к выпускным экзаменам.

Отличие школы от гимназии

В школе при обучении применяются общеобразовательные стандарты. Гимназия отличается многопрофильностью, часто в ней используются авторские методики. Гимназия предоставляет углубленное изучение отдельных предметов. Причем начинается оно, как правило, со второго класса. В школах чаще всего профильные предметы изучаются учащимися с десятого класса.

Кого возьмут в профильный класс

На профильное обучение берут далеко не всех желающих. После окончания девятого класса в школах проводится ОГЭ (Основной государственный экзамен). Его результаты повлияют на возможность школьников продолжить обучение. Также на рассмотрение будет вынесен аттестат с годовыми оценками. Учитываются средний балл по профильным предметам и средний балл аттестата о неполном среднем образовании.

Отбор учащихся ведется по конкурсу, устраиваемому приемной комиссией. Органы местного управления могут дать разрешение на открытие в учебном заведении классов только с профильным направлением. В этом случае учащиеся, не прошедшие конкурс, должны будут искать себе другую школу.

Категории обучающихся, располагающие преимуществами при поступлении в классы с профильным направлением:

  • получившие после окончания девятого класса аттестат с отличием;
  • имеющие оценки в аттестате не ниже «4»;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • победители муниципальных и региональных олимпиад по тем предметам, которые являются профильными.

Чтобы узнать правила зачисления в конкретную школу, необходимо ознакомиться с ее Уставом. Его можно прочитать на сайте учебного заведения.

Если в школе отсутствует нужный профиль, нужно подавать документы на рассмотрение в другие учебные заведения. Информацию о них можно узнать в управлении образования.

Модель профильного обучения

В российских школах существует несколько моделей профильного обучения. Основные из них рассмотрены в статье.

Физико-математический

Физико-математический профиль позволяет добиться большего результата в обучении для учащихся, которые имеют склонность к точным наукам.

Характеристика данного профиля:

  1. Способствует развитию логического мышления.
  2. Прививает навыки, которые будут необходимы в практической деятельности.
  3. Позволяет ученикам получать больше информации по заданному направлению и управлять ей.

Углубленное изучение математики и физики осуществляется с помощью увеличения количества данных уроков в неделю. Профиль считается наиболее сложным для слабо подготовленных учеников. После получения аттестата выпускникам можно поступать на так называемый физмат (физико-математический факультет).

Химико-биологический

Целью данного профиля является получение химических и биологических знаний, способствующих дальнейшему обучению в высшем учебном заведении по этим направлениям.

Методика обучения имеет свои особенности:

  1. Большую часть занятий занимают лекции.
  2. Чаще проводятся лабораторные работы.
  3. На уроках биологии периодически проходят полевые практики.

Также учащимся могут предоставляться факультативные занятия.

Социально-экономический

Профильными предметами являются, как правило, математика, экономика, обществознание, право.

По окончании школы учащиеся социально-экономического профиля при получении необходимого количества баллов на ЕГЭ могут поступать в вузы на специальности:

  • экономист;
  • бухгалтер;
  • финансист;
  • аудитор;
  • менеджер;
  • социолог;
  • специалист банковского дела.

В последнее время социально-экономический профиль пользуется гораздо большим спросом, чем химико-биологический.

Лингвистический

Лингвистика представляет собой науку, изучающую языки. Причем касается это не только иностранного, но и родного для обучающегося человека языка. Чаще всего лингвистический профиль предполагает углубленное изучение иностранных языков. Увеличение количества учебных часов по данному направлению дает более расширенное изучение материла.

Больше времени уделяется:

  • аудированию;
  • особенностям стилистики;
  • письменной речи;
  • терминологии.

Кроме того, увеличивается объем задаваемых для чтения текстов.

Другие профили

В образовательных школах существуют и другие профили.

Среди них:

  1. Социально-гуманитарный профиль — предметы для углубленного изучения: право, обществознание, история, иностранный язык. Часто по данному направлению на уроках проводятся семинары.
  2. Филологический профиль. В основном ведется углубленное изучение русского, английского, немецкого или французского языков.
  3. Технологический профиль. Основными предметами являются информатика, алгебра, геометрия, физика.
  4. Инженерный профиль. Упор делается на математику, физику и информатику. Также возможны предметы архитектурно-строительной (графика, черчение, рисунок) и технической направленности (робототехника, механизация и др.).
  5. Оборонно-спортивный профиль. Предоставляется больше возможностей заниматься командными и одиночными видами спорта, единоборствами, пулевой стрельбой. Профильными предметами являются физкультура и ОБЖ (основа безопасности жизнедеятельности).

Школа вправе сама устанавливать, в каком направлении будет функционировать профильное обучение и какие предметы будут основными.

Специальные учебники

На учебниках для 10-11 классов, как правило, указывается для какого уровня они предназначены — профильного или базового.

Например, список авторов учебников по физике для профильных классов:

  • В. А. Касьянов;
  • Г. Я. Мякишев;
  • А. А. Пинский;
  • А.В. Грачев.

Все учебники для профильных классов должны предоставляться учащимся бесплатно. Школы должны располагать для этого достаточной материальной базой.

Законодательство

Много вопросов у родителей вызывает отказ школы принять учащихся в десятые классы.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2009 года 273-ФЗ гарантируется общедоступность среднего общего образования. По этому Закону учащиеся могут продолжить обучение в десятом классе независимо от успеваемости. Если они не прошли конкурс в профильный класс, им обязаны предоставить место в другой школе.

Но не всегда это условие выполняется.

Если в школе желающих продолжить обучение и не прошедших по конкурсу в классы с профильным направлением набирается большое количество, родители могут выступить с коллективным заявлением на открытие дополнительного класса на Управляющем совете. Если такой организации в учебном заведении нет, то они могут создать Совет родителей.

Это возможно в соответствии с п. 6 ст. 26 Закона «Об образовании в РФ».

Обращаться с коллективным заявлением необходимо заблаговременно, изучив правила приема в десятый класс.

В каких учреждениях есть профили

На данный момент в большинстве российских школ открыты профильные классы для старшеклассников. Также профили имеются в гимназиях и лицеях.

Москва

В школах столицы насчитывается около 15 профилей обучения в 10—11 классах. Почти в каждой школе представлены направления, пользующиеся наибольшим спросом у учащихся и их родителей.

Среди них:

  • социально-экономический;
  • физико-математический;
  • гуманитарный;
  • химико-биологический.

Но есть учебные заведения, предлагающие достаточно редкое профильное обучение.

Например, в трех школах готовят к поступлению в вузы будущих журналистов:

  1. Школа № 1253. С 2018 года здесь открыто направление «Журналистика». Чтобы туда поступить, нужно написать сочинение и пройти тест по литературе.
  2. Школа № 1540. В ней предлагается профильное обучение «Научная журналистика».
  3. Школа № 1310. Специализации, которые указываются в сертификате по окончании профильного класса: тележурналистика, фотожурналистика, компьютерный дизайн и графика.

Школа № 123 имеет театральную специализацию. Мастер-классы здесь ведут известные деятели кинематографа. Большое внимание уделяется актерскому мастерству и подготовке к поступлению в театральные институты.

Школа № 1188, объединившаяся с учебным заведением № 1955, имеет художественное направление.

Школьники изучают:

  • рисунок;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • дизайнерские программы.

Также школа № 1089 ведет подготовку учащихся в художественные вузы.

В последнее время появились программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». Обучение является совместным с соответствующими вузами.

Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге насчитывается примерно такое же количество направлений в обучении учащихся 10—11 классов, как и в Москве. Также есть школы с редким профильным уровнем.

Например, школа № 309 имеет журналистское направление. Для поступления необходимо предоставить портфолио и пройти собеседование.

Профильными предметами являются:

  • литература;
  • русский язык;
  • обществознание;
  • история.

Профиль школы № 574 — экономика и бизнес.

Основными предметами являются:

  • математика;
  • экономика;
  • обществознание.

В связи с территориальной расположенностью Санкт-Петербурга в школе № 23 происходит углубленное изучение финского языка.

Профильными предметами в 10—11 классах являются:

  • русский язык;
  • история;
  • финский язык.

При преподавании финского языка выделен отдельный модуль «Литература Скандинавии».

Как выбрать свой профиль

Выбирая будущую специальность, необходимо, во-первых, узнать о профессиях, востребованных на рынке труда. Во-вторых, учащемуся нужно проанализировать, какая деятельность получается у него лучше всего, какие навыки наиболее развиты, для какой работы подходит психотип, темперамент будущего выпускника.

Например, вспыльчивым холерикам не рекомендована монотонная работа, а спокойным, с сильной нервной системой флегматикам она вполне может подойти. Тревожным, мнительным меланхоликам не рекомендуется проводить рабочий день в организации, где много народа и часто случаются конфликты. Люди с этим темпераментом будут быстро уставать в таком обществе, и восстановление может быть долгим. Сангвиникам и флегматикам похожая обстановка будет по плечу.

Описания темпераментов можно найти на сайтах, посвященных психологии и профориентации.

Также можно воспользоваться типологией личности Майерс-Брригс. Например, в США около 70 % выпускников, окончивших среднюю школу, определяют по этому методу свой тип личности для выбора подходящей профессии.

С помощью данного опросника выбирается одно из двух значений на шкале экстраверсия — интроверсия, сенсорика — интуиция, логика — этика, рациональность — иррациональность. Затем определяется один из 16 типов, составленных из четырех букв. Узнав его, увидев свои сильные и слабые стороны, становится намного легче выбирать свой жизненный путь.

А ведь многие люди, работая по своим слабым функциям, не только чувствуют свою нереализованность, но и начинают обрастать комплексами, сравнивая себя с коллегами. Последние, пусть не всегда осознанно, могли выбрать профессию с учетом своих сильных качеств.

А перед самым принятием решения, выслушав все советы и пройдя многочисленные тесты, нужно сесть, подумать, прислушаться к себе и взять ответственность на себя — сделать свой выбор.

Видео

В этом видео рассказывается о классах с профильным направлением в российских школах.

В этом видео проходит обсуждение о необходимости профильного образования.

obrazovanie.guru

Домашнее обучение в онлайн школе с 1 по 11 класс

Дистанционное обучение детей с 1 по 11 класс
Цифровая онлайн школа «БИТ»

Учащиеся получают аттестат государственного образца

В школе можно самостоятельно или совместно с педагогом заниматься по школьной программе дистанционно, готовиться к итоговой аттестации, расширять и углублять свои знания по отдельным предметам в удобном формате для Вашего ребёнка.

 

КОГО УЧИМ?

  • детей, которые учатся на заочной форме обучения
  • детей, которые учатся на семейной форме обучения или занимаются самообразованием
  • путешественников и детей, живущих за рубежом
  • учащихся, желающих интенсивно освоить общеобразовательную программу – 2 класса за 1 год
  • детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и часто болеющих детей
  • детей, столкнувшихся с социальными трудностями в школе, в том числе с буллингом
  • учащихся спортивных школ
  • учащихся школ искусств, балетных училищ

ЗАЧЕМ УЧИМ?

  • даем возможность удаленно получать образование
  • развиваем уверенность и самостоятельность у учеников
  • учим самоорганизации и планированию своей деятельности
  • помогаем ребенку найти себя в жизни

ЧЕМУ УЧИМ?

В цифровой школе «БИТ» обучение ведется по всем предметам учебного плана с 1 по 11 класс в дистанционном режиме в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

КАК УЧИМ?

ИМЕННО ДЛЯ МЕНЯ
  • Осваивайте учебный материал в удобное время и в любой последовательности.
  • Постройте сами свой образовательный маршрут. Выбирайте подходящий уровень сложности заданий.
  • Выбирайте дополнительный учебный материал и расширяйте знания в соответствии с вашими интересами.
ВСЕГДА НА СВЯЗИ
  • Обращайтесь за индивидуальными консультациями к педагогу, психологу и тьютору.
  • Поддерживайте оперативную связь со специалистами через личные сообщения или видеоконференции.
  • Общайтесь с другими пользователями, обсуждайте вопросы, обменивайтесь мнениями.
ВСЁ ПОД КОНТРОЛЕМ
  • Получайте мгновенную объективную оценку своей работы, выполняя тестовые задания с автоматической проверкой.
  • Получайте подробные комментарии учителя к выполненным заданиям с открытым ответом.
  • Следите за успехами с помощью электронного дневника.

Предметы: все предметы учебного плана с 1 по 11 класс

1 — 4 класс

  • Азбука (1 класс)
  • Русский язык
  • Литературное чтение
  • Математика
  • Окружающий мир
  • Английский язык (2-4 класс)

5 — 6 класс

  • Русский язык
  • Литература
  • Математика
  • Обществознание
  • География
  • Биология
  • История
  • Английский язык

7 — 8 класс

  • Русский язык
  • Литература
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Обществознание
  • География
  • Биология
  • История
  • Английский язык
  • Физика
  • Информатика
  • Химия (8 класс)

9 — 11 класс

  • Русский язык
  • Литература
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Обществознание
  • География
  • Биология
  • История
  • Английский язык
  • Физика
  • Информатика
  • Химия
  • Подготовка к ОГЭ/ЕГЭ

Стоимость обучения

Цена указана за один месяц обучения.

Представьте онлайн базу знаний по всем предметам, которая доступна школьнику на протяжении всего периода обучения. Можно вернуться к любой непонятной теме, решить задания с автоматической проверкой, чтобы закрепить полученные знания. Два раза в месяц с ребенком проведет онлайн занятие учитель и поможет разобраться в сложных темах. Персональный куратор поможет организовать аттестации, в случае, если ребенок учится на семейной или заочной форме обучения в школе-партнере, а учителя проведут дополнительный онлайн урок по каждому предмету перед аттестацией.*
* Для допуска к аттестациям необходимо выполнить тестовую часть Тематических Контрольных Работ (4-8 за учебный год, в зависимости от предмета).

Здесь все, как в настоящей школе, только лучше! Вместо учебников каждый ученик получает доступ к электронной платформе с интерактивными уроками по всем школьным предметам. Учителя проводят онлайн уроки по гибкому расписанию (утром, днем или вечером) в небольших группах до 15 человек. Дети работают на уроке, как и в школе. Личный куратор после предварительного собеседования с ребенком совместно с методистами разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика школы. Индивидуальные домашние задания содержат, как упражнения с автоматической проверкой, так и задания с открытым ответом, которые проверяет учитель, а затем даёт персональные рекомендации по освоению учебного материала. За прогрессом ученика можно следить онлайн в дневнике. С каждым учеником, при необходимости работают дефектологи и логопеды, а психолог сопровождает весь учебный процесс. Родители и ребята могут обратиться к персональному тьютору по любым вопросам, которые связаны с учебой в школе.

Начиная с 8 класса, многие школьники уже знают, какие предметы хотят изучать углубленно. Не забывая об обязательных на ОГЭ и ЕГЭ предметах (алгебра, геометрия, русский язык), тариф «Индивидуальный» включает углубленное изучение ещё двух любых предметов по выбору. Онлайн уроки с учителем проходят по гибкому графику. Остальные школьные предметы ученики 8-11 классов осваивают самостоятельно, с использованием интерактивных материалов. Персональный тьютор проведет профориентационные тесты, чтобы убедиться, что выбранный профиль подойдёт школьнику и поможет родителям и ученику на всех этапах обучения. Индивидуальные домашние задания ученики выполняют онлайн, часть упражнений проверяется автоматически, задания с открытым ответом проверяет учитель и даёт персональные рекомендации ученику. Прогресс по каждому предмету можно отслеживать онлайн. При зачислении в одну из школ-партнеров, школьник проходит аттестации 2 раза в год. Перед каждой аттестацией проводится онлайн консультация с учителем.*
* Для доступа к аттестациям по школьным предметам, которые ученик не выбрал для изучения с учителем, необходимо выполнить тестовую часть Тематических Контрольных Работ (4-8 за учебный год в зависимости от предмета).

ЗАПОЛНИТЕ АНКЕТУ И ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА

Анкета ни к чему вас не обязывает. Мы заботимся о вашей конфиденциальности, поэтому шифруем все персональные данные.

Отзывы об онлайн школе «БИТ»

Отзывы наших пользователей

keyboard_arrow_up

keyboard_arrow_down

comment Павлюченко

Семья

Мы учимся заочно в школе по месту жительства. После написания в марте пробного ОГЭ по математике поняли, что есть большие проблемы. Наугад выбрали дистанционные курсы по подготовке к ОГЭ и не ошиблись. Результат – 20 баллов. А еще сыну стала нравиться геометрия, которую он совсем не понимал.

comment Алла и Матвей Радченко

Семья

Одни хотят набрать максимально высокое количество баллов на ЕГЭ, а для нашей семьи стояла цель набрать то количество баллов, которое позволило бы получить аттестат за 11 класс. Сын учился в группе «ЕГЭ на аттестат» по русскому и математике. Занятия проходили в вечернее время через видеоконференцию. В группе было 4 человека. Несколько раз я наблюдала за прохождением занятий. Учитель очень подробно разбирал задание и объяснял теорию, необходимую для его решения. После каждого занятия учитель давал домашнее задание, которое нужно было выслать за день до проведения следующего занятия. Благодаря подготовке к ЕГЭ в онлайн школе мы сдали математику и русский язык на крепкие тройки. Ура!!!

comment Ермолай Васильев

Ученик

Мне нравится учиться в школе БИТ потому, что мне интересно делать в системе БИТ уроки, они очень интересные и доступные, и Анастасия Александровна очень добрая и понимает наши проблемы и помогает решать их. Мне нравится учиться дома, потому что дома спокойно, я могу сосредоточиться, я не устаю как раньше в школе. У меня появилось больше свободного времени. Я учусь планировать свои занятия на день, планировать свою неделю.

comment Савва Скробот

Ученик

comment Мария Кубицкая

Ученица

comment Соня и Зоя Дубровские

ученицы

comment Эмиль Магерамов

Ученик

«Мы выбрали эту школу, так как хотели перейти на домашнее обучение и за учебный год закончить 2 класса ( 8-ой и 9-ый). Сервис оправдал все ожидания. Учиться легко и интересно. Вся система обучения очень хорошо построена. Мне понравилось, что удобно расположены главы по предметам, что облегчает самостоятельное обучение. Система тестов позволяет самостоятельно проверить свои знания и узнать, что надо подтянуть. В видеоуроках с учителями можно посоветоваться насчёт вопросов. Посещаемость видеоуроков в среднем была 5 человек, и получалось почти персональное обучение. Были пробные уроки-тесты в здании школы по подготовке к ОГЭ, можешь приезжать сколько хочешь и тестироваться. Все учителя очень отзывчивые и всегда готовы помочь. Я очень рад, что смог нагнать свой возраст по школьной программе, я ведь пошёл в школу 8 лет и был старше остальных. Теперь я учусь со своим возрастом. Учился в 2017-2018 учебном году.

comment Дуня и Дуся

Ученицы

comment Ольга Хопрянинова

мама Данила Хопрянинова

Многим интересно про Данину школу. Напишу впечатление после 1 недели учебы. ✔Как многие уже поняли, мы ушли уйти из нашей школы, по различным причинам. В первую очередь это школьная программа, 2-количество часов, которые там приходилось проводить. ✔Изначально ушли в интернет урок, т к они выдавали справку, по которой можно без лишних вопросов забрать документы из школы. ✔Затем муж случайно наткнулся на сай онлайн школы БИТ. И мы стали думать. То, что предлагали в школе БИТ очень заинтересовало: ❗ индивидуальная программа для ребенка, ❗ нет учебников ❗ инновационная программа образования, с учетом всех лучших традиций советской школы и современных технологий, соответствуюшая ФГОС ❗ заочная форма обучения, не СО (хотя тут можно выбирать) ❗ прикрепление к московской школе для ведения всей документации, занесение готовых оценок в личное дело (а не вкладывание спраки с аттестацией) ❗ возможность писать олимпиады ❗ тьютор и психолог ❗ онлайн уроки с реальными учителями, класс из 6 человек, поднятие рук, ответы на уроках и все такое (не только чат, в котором можно писать, а контакт) Останавливала цена (в 2 раза дороже, чем в инт.уроках) и то, что никто из знакомых не знал о ней. ✔для сравнения интернет уроки: ❗Всех оформляют на СО, причем выдают это, как мне показалось, немного за другую форму обучения. ❗ обещают проставлять оценки в ЛД, на самом деле вкладыаают справку с аттестацией (впринципе, наверное, это ни на что не влияет, теоретически) ❗ программа по Школе России, учебники либо покупать, либо скачать у них за 700р. Вероятно можно и без них, но мне написали, что надо. ❗уроки с односторонней связью и в 2 раза короче. ✔ мы думали и решили забрать деньги за оплаченный год из инт уроков и поступили в БИТ.

comment Анжелика Фефилова

мама Алины Фефиловой

Алина на семейном образовании с 1 класса. Мы с мужем занимаемся с ней сами, но периодически у нас возникали вопросы как объяснить ту или иную тему ребенку. Репетитора нанимать смысла нет. Поэтому мы обратились в БИТ за помощью. Здесь мы получили не только преподавателя, но и интересные учебные материалы при помощи которых ребенок может самостоятельно учиться. Наш учитель Анастасия Александровна при проверке заданий не только выставляет отметки, но и пишет для ребенка комментарии и рекомендации по изучению материала.

comment Светлана Леонтьева

мама Марии Никифоровой

Благодаря дистанционному обучению моя дочь может заниматься фигурным катанием и осваивать школьную программу в свободное от тренировок время. К аттестации мы готовились самостоятельно в соответствии с планом школы, к которой прикреплены. Раз в месяц брали индивидуальные занятия с преподавателями онлайн школы «БИТ» по русскому языку и математике. Уроки проходили через видеоконференцию. Учитель повторял с нами пройденное и отвечал на наши вопросы. Сдали аттестацию на 4 и 5, чем очень довольны!

comment Елена Савельева

Ученица

Хочу сказать большое спасибо Евгении Николаевне, которая занималась со мной индивидуально по русскому языку. Благодаря занятиям я подготовилась к ЕГЭ и набрала 98 баллов.

comment Анастасия Лапочкина

мама Федора, Севастиана и Русланы Лапочкиных

Мои дети никогда не учились в традиционной школе и я об этом ни сколько не жалею! Пока старший сын изучал программу 1 класса, а младшие двойняшки прибывали в дошкольном возрасте, особых проблем не возникало. Но как только пришло время организовать обучение троих одновременно, начались проблемы. Хорошо, что я нашла онлайн школу «БИТ». Теперь мои дети занимаются самостоятельно каждый в удобное для него время. А я могу совместить занятия в многочисленных кружках и учебу сразу для всех.

КТО УЧИТ?

учитель начальных классов

Бальковская Татьяна Александровна

Педагогический стаж (лет):17

Почетный работник общего образования РФ

биология

Скроцкий Болеслав Владимирович

Педагогический стаж (лет):24

Кандидат биологических наук.

химия

Менделеева Екатерина Александровна

Педагогический стаж (лет):22

Кандидат химических наук, доцент

Все преподаватели

school.mob-edu.ru

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ — это… Что такое КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ?


КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ
(коррекционные классы, классы выравнивания) — классы для детей с выраженными психическими и физическими отклонениями, создаваемые в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и принципами гуманизации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Подбор изучаемого материала, форм и методов обучения, приспособленных к потребностям и возможностям таких учеников, помогает им быстрее усваивать знания, адаптироваться в соц. среде, в кругу здоровых сверстников.

Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

  • КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ

Смотреть что такое «КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ» в других словарях:

  • Классы компенсирующего обучения — Класс (классы) компенсирующего обучения (далее компенсирующие классы) создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации Об образовании , принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и… …   Официальная терминология

  • Классы компенсирующего обучения —    см. Задержка психического развития …   Педагогический терминологический словарь

  • Образовательные учреждения Кирово-Чепецка — Содержание 1 Высшее образование 1.1 Филиал ВятГУ 1.2 Филиал ВГГУ …   Википедия

  • Задержка психического развития (ЗПР) —     вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ( задержка темпа психического развития ), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально волевой сферы и интеллектуальной… …   Педагогический терминологический словарь

  • Школа № 54 (Тула) — Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 54 включена в состав объектов муниципальной собственности г. Тулы в соответствии с решением 9 ой Сессии 21 го созыва Тульского Областного Совета народных… …   Википедия

  • Академическая задолженность —     неудовлетворительный результат аттестации учащегося по к. л. учебной дисциплине за период обучения в течение учебного года. А.з. ликвидируется в течение следующего учебного года. На ступенях начального общего и основного общего образования… …   Педагогический терминологический словарь

  • Образовательные программы —     документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. В Рос. Федерации О.п. подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Осн. задачи О.п.: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в …   Педагогический терминологический словарь

  • Слух —     способность организма воспринимать звуковые колебания. При посредстве С. происходит речевое общение между людьми, воспринимается речь, другая звуковая информация. Орган С. ухо. В слуховом анализаторе различают 2 отдела звукопроводящий… …   Педагогический терминологический словарь

  • Список школ Москвы — Содержание 1 Классификация 2 Сокращения 3 Прогимназии …   Википедия

  • Школы Москвы —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия

Книги

  • Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения, М. Е. Прокопенко. Формирование навыка чтения оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, имеет корригирующее значение, способствует его социальной адаптации в обществе. В данном… Подробнее  Купить за 87 грн (только Украина)
  • Русский язык. Чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения, Прокопенко М.Е.. Формирование навыка чтения оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, имеет корригирующее значение, способствует его социальной адаптации в обществе. В данном… Подробнее  Купить за 67 руб

pedagogical.academic.ru

как выбрать профиль обучения в старших классах — Учёба.ру

Какие бывают профили обучения?

Профильные классы в школе формируются, как правило, в последние два года учебы. На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в каждой московской школе. Профильные классы подразумевают под собой углубленное изучение отдельных предметов. Например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в информационно-технологическом — информатика и математика, в экономическом — математика и обществознание.

Самые распространенные профили обучения:

  • физико-математический;
  • химико-биологический;
  • информационно-технологический;
  • социально-экономический;
  • гуманитарный;
  • лингвистический;
  • художественно-эстетический.

Также в последние годы в московских школах активно развиваются высокотехнологичные профили обучения. Так, под эгидой Департамента образования действуют программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». В рамках этой программы школы получают лабораторное оборудование для курсов химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий. Обучение проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает элективные курсы, профориентацию, экскурсии на профильные предприятия, участие в мероприятиях для абитуриентов.

Помимо стандартных, в школах можно найти и очень редкие специализации. Например, в школе № 1310 работает класс журналистики, в школе № 1505 — педагогический, в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный, в школе № 123 — театральный, в школе № 1514 — культурологический классы.

Отдельно стоит отметить такую форму профильного обучения, как базовый класс при вузе. В эти классы университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе. Так, в школе № 171 действует химический класс при химфаке МГУ, в школе № 54 — математический класс при мехмате МГУ, в школе № 1535 — экономический класс при НИУ ВШЭ.

Реформа среднего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы ребята в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения. Подразумевается, что образовательный комплекс может предложить своим ученикам восемь-десять специализаций, в то время как школа сама по себе — не более двух-трех.

Интересы и склонности

Большинство школьников в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам, и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Конечно, в 9 классе выбор может быть не таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

Для того чтобы выбрать профильный класс в школе, нужно понять, какие предметы даются вам лучше остальных, что именно вам интересно, чем бы вы хотели заниматься в будущем. Профориентационные тесты, которые можно найти в интернете (в частности, на сайте «Учёба.ру»), на основе ваших склонностей помогут определить подходящее вам направление обучения: гуманитарное, естественно-научное, техническое и т. д.

Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников. Участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.

С расчетом на ЕГЭ

Если вы уже определились с направлением обучения в вузе и знаете, какие будете сдавать ЕГЭ, специализация в старших классах должна быть соответствующая. Например, вы хотите поступать на инженерно-технические направления и планируете сдавать на ЕГЭ физику и математику. Занимаясь два года в физико-математическом классе, вы получите до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с классами других профилей — и это только в рамках основного расписания. За счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ вы сможете все свое внимание уделять профильным предметам. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах. Учеба в таком классе увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный вуз, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.

Результаты ОГЭ

Не стоит забывать, что распределение по профильным классам проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ. Если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного класса минимума, вас туда, скорее всего, не примут. И это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки, несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.

Предмет Всего баллов Рекомендуемый балл для профильного класса
Русский язык 39 31
Математика 32 19
Физика 40 30
Химия 34 23
Биология 46 33
География 32 24
Обществознание 39 30
История 44 32
Литература 23 15
Информатика и ИКТ 22 15
Иностранные языки 70 56

Менять ли школу?

Этот вопрос волнует многих девятиклассников, которые не могут определиться с выбором профиля обучения или просто не знают, где учиться дальше. Если желаемого направления в вашей родной школе нет, стоит задуматься о смене учебного заведения, поскольку профильное обучение повысит ваши шансы на успешное поступление. Нередко также возникает ситуация, когда профильный класс все-таки набирается, но школьнику хочется учиться в школе более высокого уровня.

Не секрет, что по каждому направлению в Москве можно выделить несколько ведущих школ. Учеба там дает возможность изучать профильные предметы на углубленном уровне, заниматься в компании отобранных на экзаменах мотивированных ребят, готовиться к участию в профильных олимпиадах. Ведь за большинством успешных олимпиадников, прежде всего, стоят хорошие школы. Там можно получить образование совсем другого уровня, нежели в районных школах. К тому же большинство этих учебных заведений являются базовыми для ведущих вузов. Это дает ученикам возможность познакомиться с выбранным учебным заведением изнутри и попасть на его абитуриентские мероприятия еще в старших классах.

Среди сильных московских «физматов» можно назвать лицей «Вторая школа», СУНЦ МГУ им. Ломоносова, школу № 1580 при МГТУ им. Баумана, школу № 1502 при МЭИ. Иностранные языки хорошо преподают в школе № 1555 (предуниверситарий МГЛУ), школе № 1535. Качественная химико-биологическая и медицинская подготовка есть в школах № 171, № 1543, № 1303. Программистов готовят в предуниверситарии МИФИ, школах № 1533 и 1537. При выборе школы вы можете ориентироваться в том числе на рейтинг школ Москвы Департамента образования. Чем выше место школы в рейтинге, тем лучше результаты ее выпускников на ЕГЭ и олимпиадах.

Индивидуальный учебный план

Для тех школьников, чьи интересы не укладываются в рамки определенного профиля, идеальным будет выбор класса или школы, где действует система индивидуальных учебных планов. Например, вы еще не определились с направлением обучения в вузе, но вам интересны биология и иностранные языки. Стандартные профильные классы в этом случае вам не подходят, поскольку биология входит в список предметов химико-биологического профиля, а иностранные языки — лингвистического. Система индивидуальных планов позволяет изучать любые школьные предметы углубленно. Ученики сами выбирают между базовым и профильным уровнем обучения по каждому предмету, формируя собственный учебный план.

Такая система лучше всего подходит старшим классам, и с каждым годом все больше школ предлагают ее своим ученикам. Учиться по индивидуальным планам можно, например, в лицее НИУ ВШЭ, школе № 1505, центре образования № 218, школе «Интеллектуал», школе № 1568.

www.ucheba.ru

«Класс-комплект» — повод для конфликта или для развития? / Newtonew: новости сетевого образования

Класс-комплект — слишком «чиновничий» термин для образования. Обычно он идёт под руку со словом «оптимизация» и не вдохновляет на человеческий разговор. Так обозначают класс, в котором дети разных годов обучения занимаются с одним учителем в течение одного урока.

Многие федеральные СМИ отметили 1 сентября 2015 года новостью о том, что родители школьников посёлка Ламбасручей в Карелии бойкотировали праздничную линейку в знак протеста против оптимизации малокомплектных школ. При этом вскрылся целый ворох проблем, с которыми сталкиваются учителя не только посёлка Ламбасручей, но и других малонаселённых пунктов республики: недостаточное материальное обеспечение школ, плохие дороги, по которым ходит школьный автобус, неготовность районной администрации вести открытый диалог об образовании и многое другое.

Но с точки зрения образовательных технологий интересен другой момент. В связи с этой новостью часто приводится фраза родителей о том, что обучение в одном классе детей разных возрастов (то, к чему должна в данном случае привести оптимизация школы) — это препятствие для качественного образования. Это утверждение (или опасение?) возникает почти всегда, когда речь заходит о малокомплектных школах.

В наши представления о школе до сих пор успешно вписываются перо, чернила и строгое расписание классно-урочной системы.

Источник: pixabay.com

Родители бьют тревогу, узнав о создании классов-комплектов. Юристы дают советы, как этого не допустить. Можно найти немало профессиональных форумов, где и учителя делятся своими бедами при работе с классами-комплектами. Кроме проблем с начислением заработной платы, они говорят о том, что невозможно следовать ФГОСу и давать детям достаточный уровень знаний, когда у тебя рядом сидят, например, пятиклассники и восьмиклассники: за один урок сложно объяснить две темы и уделить всем должное внимание.

Тем временем, лидеры современного образования считают систему деления на классы по возрастам и годам обучения искусственной и далеко неидеальной. И это не открытие.

Разновозрастное обучение — это естественно

Классно-урочная система с дифференциацией детей по возрасту и году обучения — ответ на необходимость организовать массовое общее образование. Практически сразу после повсеместного распространения этот ответ стал подвергаться критике, а в середине XX века ряд педагогов высказали утверждение, подкреплённое различными исследованиями, что дети усваивают материал с разной скоростью, а значит, это вообще противоестественно — «тащить» группу детей по ступеням образования в одинаковом темпе.

Другая претензия к такой системе — изолированные друг от друга дети разных возрастов лишаются уникального социального и психологического опыта. В разновозрастных детских группах проще развивать ответственность, коммуникативные навыки, толерантность и другие полезные качества. Кроме того, в них легче решаются вопросы иерархии и распределения обязанностей.

Салман Хан, основатель всемирно известных онлайн-курсов «Академия Хана», представил в своей книге такую «Школу Будущего»: в её классах занимаются дети, каждый из которых находится на своём этапе учебной программы, поодиночке или группами они решают проектные задания или работают с новым материалом. Нет отстающих и «второгодников», потому что у каждого свой образовательный маршрут. Старшие и младшие учатся вместе, потому что каждому возрасту есть чем поделиться с другим возрастом. И это всё становится возможным ещё и благодаря современным технологиям — электронным учебникам, смартфонам и другим устройствам, которые позволяют освободить учителя от обязанности читать лекции. Освобождённый учитель становится наставником и помогает справиться с практическими заданиями.

Если посмотреть на историю педагогики, «Школы Будущего» в том или ином виде давно существуют. Дальтон-план, Виннетка-план, Монтессори-педагогика — все эти системы стараются по максимуму использовать потенциал разновозрастного обучения. Его элементы вводят в свою практику современные «классические» школы, и не только из-за малочисленности классов.

Например, The Guardian опубликовал в 2013 году статью, посвящённую практике так называемого «вертикального обучения» в школах Великобритании. Суть этого обучения заключается в создании разновозрастных групп, в которых используется принцип «старшие учат младших». Английские колледжи используют такую модель для объединения учеников на занятиях по непрофильным предметам, которые не пользуются большой популярностью «на выбор»: музыке, изобразительному искусству и т.д.. Преподаватели отмечают, что старшие школьники после года совместного обучения становятся более ответственными, а младшие, переходя на следующий год, не так боятся контрольных и экзаменов, потому что им есть, с кем обсудить подготовку. Проблем с дисциплиной на занятиях становится меньше: старшие дети берут на себя функции учителя по части наведения порядка.

Российский опыт

В России с разновозрастными учебными коллективами целенаправленно работает «Общественно-педагогическое движение по созданию коллективных способов обучения» в Красноярском крае. «КСОшники», как называют себя участники этого движения, начали с того, что создали экспериментальную разновозрастную группу на базе обыкновенной средней школы Красноярска в начале 1990-х. Так они решили разобраться с проблемой низкой успеваемости ребят из неблагополучных семей, которые традиционной школе доставляли немало трудностей.

Разновозрастная группа была определена как сложная самообеспечивающаяся творческая группа, где обучаются дети разного возраста по принципу «каждый работает с каждым, все друг другу помогают». Вместо классов были сформированы сводные отряды по предметам, во время занятий использовались индивидуальная, парная и групповая форма работы. Интересно, что, движимый лишь энтузиазмом учителей, которые были заняты ещё и в основной школе, эксперимент просуществовал недолго. Но в результате остались методические рекомендации, основанные на личном опыте, которыми «КСОшники» готовы делиться с другими.

Сейчас на сайте этого движения можно найти многочисленные работы учителей-практиков и методистов о том, как организовать работу в разновозрастном классе без ущерба качеству образования.

В сельских школах работа с возрастными группами всегда была актуальной

Источник: wikimedia.org

Некоторые учителя сельских школ, изначально вынужденные работать с классами-комплектами в силу обстоятельств, самостоятельно открыли для себя потенциал такого обучения. Они отмечают, что оно способствует социализации учеников и развитию коммуникативных навыков, а ведь именно такого опыта детям в небольших посёлках и деревнях крайне не хватает, если учесть, что местное немногочисленное население в большинстве своём пожилое.

Такие учителя размещают в Интернете статьи о своих успехах и неудачах, сотрудничают с региональными педвузами для разработки адекватных методик, объединяются для того, чтобы учиться друг у друга работать эффективно в любых условиях. Главная сложность работы в объединённых классах, которую отмечают все — это сложность перехода от классно-урочной системы к новой парадигме. Нужно строить процесс на основе общения детей друг с другом, давать им больше самостоятельности, по-другому посмотреть на учебный материал.

Опыт работы показывает, что если каждый день, из урока в урок, давать ученикам возможность разбираться в новом материале самостоятельно, то, рано или поздно, большинство учеников научатся это делать. Не предоставляя ученику такой возможности и пытаясь ему всё объяснить, мы сами, с самыми благими намерениями, лишаем его возможности научиться самостоятельно мыслить.

— Жаргалма Аюшеевна Муханаева,директор Сосновоозёрской школы №1, республика Бурятия

 

Сосновоозёрская школа №1, между прочим, является авторской стажировочной площадкой для учителей сельских школ Бурятии, на которой Жаргалма Аюшеевна и коллеги на практике передают опыт работы с разновозрастными группами.

Всё время прихожу к выводу, что необходимы изменения в структуре учебников, необходима своя, как мне кажется, «семейная» система обучения и воспитания в таких школах, где учатся одновременно дети разных возрастов в одном помещении (классе). Мне кажется, эта организация детей – оптимальная для деревни.

— Валерия Игоревна Кудряшовадиректор школы в деревне Журавлёво, Ленинградская область

 

Валерия Игоревна Кудряшова — директор и единственный учитель в своей школе. Кроме неё в образовательном учреждении работают только «печник да тётя Тамара, которая готовит школьникам завтрак».  

В школе посёлка Кенг-Кюель, Якутия, учителя реализуют программу с внушающим названием «Организация разновозрастного обучения на основе повторяющегося блочно-модульного построения образовательного процесса в сокращенные сроки в условиях малокомплектной сельской школы».  

Ученики неполной сельской школы в селе Большая Брембола встречают сотый учебный год своей школы.

Источник: wikimedia.org

Такие примеры можно найти в Воронежской, Костромской, Московской области, на Урале — география малонаселённых пунктов широка. Но учителя в одной части России могут даже не представлять, какой ценный опыт уже накоплен коллегами в другой части, за тысячи километров. И получается, что потенциально эффективная форма обучения «разбивается» о неготовность всех участников процесса, от чиновников до учителей и родителей, посмотреть по-другому на то, как можно учить.

Но новый взгляд на устоявшиеся вещи бывает необходим, ведь это естественно, что образовательная система подстраивается под изменения реальности. То, что эффективно работает в одних условиях, может оказаться бесполезным в других. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *