Как общаться с аутистом – Как общаться с ребенком, у которого аутизм: 8 простых правил

Аутизм общение. Как общаться с ребенком-аутистом. Секреты общения

Аутизм общение

Как общаться с ребенком-аутистом?

У каждого аутиста  наблюдаются серьезные проблемы с общением
А потому, чтобы просто быть рядом с ним, не говоря уже о взаимодействии, следует соблюдать целый ряд правил

Если вы родитель такого особенного малыша, то, со временем, вы найдете к нему подход, настроитесь на его, проявив свое чутье

Если же аутичный ребенок родился у ваших родственников или друзей, вам придется заранее освоить основы взаимодействия с ним, чтобы не повредить его и без того поврежденной психике

В любом случае, изложенная ниже информация может помочь вам наладить контакт с этим необычным человечком

7 основных способов общения с аутистом 

Проявляйте терпение

Это основа основ во взаимодействии с аутичными детьми

Не каждый человек сможет выдержать медлительность и монотонность такого малыша
Не каждому понравится, что его вопросы и знаки внимания игнорируются
Не каждый способен смириться с асоциальным поведением особенного ребенка

Прибавьте к этому капризы, истерики, непослушание

Дети-аутисты у всего своего окружения проверяют запасы терпения, а также учат взрослых людей развивать это ценное качество характера

Просто всегда помните о том, что они ведут себя так не из вредности – им больно и страшно
Но они имеют право на жизнь и на то, чтобы быть такими

Старайтесь быть спокойными и выражать в сторону такого малыша лишь положительные эмоции

Постарайтесь принять их

Общение с особенными детьми – очень тонкое искусство

Как учесть их непохожесть на других людей, но при этом не акцентировать внимание на этих чертах?
Как наладить контакт с аутистом, не напоминая его постоянно, что он не такой, как все?

Постарайтесь просто принять как факт, что есть такие люди, что среди ваших знакомых или родных тоже есть такой человечек

С ним нужно общаться терпеливо, но при этом не стоит забывать, что он – всего лишь ребенок, который также нуждается в четко выстроенных границах и в назидательном отношении со стороны взрослых

Разделяйте с ними их интересы

Каждый человек, независимо от того, здоров они или имеет свои физиологические особенности, наделен рядом талантов
Так и маленькие аутисты наверняка имеют свои увлечения

Присмотритесь внимательнее к такому малышу – может быть, он

талантливо рисует
или самозабвенно выстраивает в ряд все свои машинки
или же день за днем просто собирает камешки на пляже

Если вы проявите истинный интерес к его деятельности, то сможете стать для аутичного ребенка кем-то вроде друга

Просто присоединитесь к нему, когда он ищет камни для своей коллекции
Дарите ему машинки
Хвалите и вешайте в рамку его картины

Вы увидите, как благотворно влияют на особенного ребенка такие простые знаки внимания

Видео

Профессиональный психолог делится секретами общения с аутистами

Разговаривайте с ними

Всегда говорите с маленьким аутистом, даже если он пока не владеет речью, даже если в ответ он произносит одно-единственное бессмысленное слово

Всегда проговаривайте свои эмоции, свои действия, свои намерения

Так вы личным примером учите ребенка общаться, устанавливаете с ним незримую связь, закладываете в его мозг программу, которая, со временем, сможет быть активирована вашими же усилиями

Если ваше чадо немного говорит, то, опять же, проявляйте терпение, когда он медленно и непонятно излагает свои мысли

Не перебивайте аутиста
Не подгоняйте его
Не договаривайте за него

Это очень важно!

Можете присесть на корточки перед ним, когда он пытается что-то сказать, смотрите ему в глаза, держите за руку
Так вы оказываете особенному ребенку колоссальную поддержку

Всегда подкрепляйте свою речь жестами

Дети-аутисты, как правило, с трудом понимают речь

В общении с ними идеально работает правило: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Если вы зовете малыша к себе, сделайте соответствующий жест руками
Указывайте на предметы, которые вы хотите получить от него

Всегда держите в голове микроцели

Чем бы вы не собирались заниматься вместе с аутичным ребенком, всегда намечайте себе цель

сейчас мы идем гулять
сейчас он съест тарелку супа
сейчас он освоит это упражнение

Бесцельные коммуникации не приведут к положительным результатам
Ваша глобальная задача по восстановлению маленького аутиста ежедневно должна складываться из сотен маленьких целей, которых вы обязательно должны достигать

Просто любите их

Неважно

Умеет ли разговаривать ваш ребенок-аутист
Быстро ли он прогрессирует
Дает ли вам спать по ночам

В любом случае, ему, как и каждому ребенку, нужна любовь

Старайтесь как можно чаще проявлять это чувство по отношению к малышу – целуйте, обнимайте его, если он, конечно, позволяет это делать, говорите ему об этом, дарите свое внимание, свою заботу, свое тепло

И он ответит вам взаимностью

Мы гарантируем это и приглашаем вас в программы по восстановлению здоровья детей с аутизмом, в рамках которых успешно лечим их продуктами пчеловодства и специальной диетой

 

apicorrection.com

Как говорить с взрослым аутистом?

Автор: Лидия Браун / Lydia Brown
Источник: Autistic Hoya

 

 

 

1. Вы говорите с взрослым человеком. Не надо сюсюкать и говорить с ним как с ребенком.

2. Не спрашивайте, где его родители, сопровождающий или помощник. Это взрослый человек, и совсем не обязательно, что за ним кто-то приглядывает.

3. Если он не смотрит вам в глаза, то не надо думать, что он игнорирует вас и не хочет с вами общаться.

4. Если он смотрит в свой телефон, планшет или куда-либо еще, то не надо думать, что он игнорирует вас.

5. Если он не кивает головой и не говорит что-то вроде «угу», когда вы говорите, то не надо думать, что он вас не слушает.

6. После своих слов делайте достаточно длинные паузы, чтобы он мог начать говорить устно или напечатать ответ.

7. Помните, что у взрослого аутиста может быть задержка в обработке информации, предоставьте ему дополнительное время, чтобы понять сказанное вами и сформулировать ответ.

8. Если этот человек использует альтернативную и дополнительную коммуникацию (то есть, это взрослый человек, который использует карточки с изображениями, жесты, символы или печать на компьютере), то предоставляйте ему еще больше времени, чтобы сформулировать ответ и воспроизвести его. Альтернативная и дополнительная коммуникация требует гораздо больше времени, чем устная речь, так что убедитесь, что ваш собеседник находится с вами в равных условиях.

9. Если рядом с взрослым человеком находится специалист, помощник или родитель, то НЕ обращайтесь к нему через них и не задавайте им вопросы об аутичном взрослом. Обращайтесь к аутичному взрослому только напрямую.

10. Если у него есть служебное животное, например, кошка или собака, то не прикасайтесь к нему, не зовите его и не привлекайте его внимания, если вы не получили разрешения владельца животного.

11. Если вы смотрите в глаза и на лицо аутичного взрослого, а он не смотрит в ответ, то не надо чувствовать себя неловко.

12. Не задавайте ему личных вопросов, например, связанных с его здоровьем, самочувствием, сексуальной жизнью или финансами. Не спрашивайте того, о чем вы не стали бы спрашивать взрослого человека без инвалидности в аналогичных обстоятельствах.

13. Не спрашивайте аутичного взрослого, где он работает, или какое у него образование, так как непропорционально большое число аутичных взрослых безработные, имеют работу намного ниже их квалификации и/или не имели доступа к высшему образованию. Хотя многие аутичные взрослые имеют стабильную работу, учатся в вузе или окончили его, гораздо больше тех, у кого не было такой возможности, и подобный вопрос создаст неловкость и ненужное напряжение в разговоре.

14. Если разговор зашел об отношениях, романтике или сексе, то не надо предполагать, что у аутичного взрослого никогда не было отношений. Хотя аутичные молодые люди часто не получают достаточной информации об этой стороне жизни, разнообразие интимного и романтического опыта среди аутичных людей может быть таким же, как и среди людей без аутизма.

15. Если разговор зашел о родительстве, то не надо предполагать, что аутичный взрослый не может быть родителем, если не известно наверняка, что у него нет детей. У многих аутичных людей есть дети. (Иногда у этих детей тоже есть аутизм).

16. Если вам нужно задать аутичному взрослому вопрос, то постарайтесь сделать его настолько конкретным, насколько это возможно. Неоднозначные, общие и размытые вопросы недоступны для понимания многих аутичных людей.

17. Не надо кричать или повышать голос на аутичного взрослого. Громкие голоса могут спровоцировать паническую атаку и крайнюю степень тревожности.

18. Не пяльтесь, если аутичный взрослый «стимится» — трясет кистями рук или взмахивает руками, ходит туда-сюда, издает звуки, кружится, раскачивается и так далее. Не надо от этого смущаться. При аутизме это нормальное и естественное поведение.

19. НИКОГДА не говорите аутичному взрослому «успокоиться» или «опустить руки» в ответ на стимы. Никогда.

20. Не говорите аутичному взрослому, что его мысли или чувства неправильные. Такое поведение называется «газовый свет» [попытки заставить человека сомневаться в собственной реальности]. Он знает, что для него лучше.

21. Если аутичный взрослый называет себя «аутистом», то не надо его поправлять, говорить, что это неуважительный или оскорбительный термин и правильно говорить «человек с аутизмом». У каждого человека есть право определять себя так, как ему нравится.

22. Не используйте в присутствии аутичного взрослого слова вроде «умственно отсталый» или «дебил». Большинство из нас слишком часто подвергались травле, нападкам и попыткам заткнуть рот с помощью таких выражений, так что о нейтральном использовании этих слов не может быть и речи.

23. Если аутичный взрослый говорит вам, что му нужно уйти отсюда, чтобы продолжить разговор, то послушайте его и сделайте это. То или иное место может вызывать у него сенсорную перегрузку, тревожность, потерю сил или создавать иное препятствие для эффективной коммуникации.

24. Никогда не прикасайтесь к аутичному взрослому, не спросив предварительного разрешения, если только он не инициирует прикосновение сам (например, раскрывает руки для объятий или протягивает руку для рукопожатия). Если аутичный взрослый не инициирует прикосновение, то спросите «Вы не против объятий?» или что-то вроде этого.

25. Не смущайтесь, если аутичный взрослый вдруг резко сменил тему разговора. Вы всегда можете возобновить первоначальную тему разговора, которую хотите обсудить, хотя если он скажет вам, что тема закрыта, не возвращайтесь к ней.

26. Вы говорите с взрослым человеком. Говорите с ним, используя тот же словарь, тон голоса и темы для беседы, которые вы использовали бы с взрослым человеком без инвалидности, при той же степени знакомства и в аналогичной ситуации.

 

Также смотрите:

 

Что такое аутизм?

Как общаться с аутистами?

Как сделать мероприятие доступным для людей с аутизмом?

Мои дети с аутизмом хотят, чтобы вы знали…

Что нужно знать об аутизме вашему ребенку

Двенадцать вещей, которые я узнал, когда взрослел с аутизмом

 

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfundbel.ru

​Правила общения с ребёнком-аутистом — G`n`K

Аутизм — расстройство психики, которое появляется из-за генетических нарушений развития мозга. Для него характерны ограниченность интересов, повторяющиеся действия, а также дефицит социального взаимодействия. Проявлять себя аутизм начинает с 3-х лет, хотя некоторые симптомы возникают раньше.

В России аутизм практически не исследуется, а потому и толковой статистики у нас нет. Но это расстройство распространено повсеместно — и предпочитает оно, к слову, именно мальчиков.

Ребёнок-аутист по-особенному смотрит на мир, поэтому и к ребёнку-аутисту нужен свой особенный подход. Это не психические больные дети, они неопасны, нередко им приятно находиться в компании сверстников. При грамотном подходе из малыша-аутиста может вырасти социализированный взрослый.

Ниже мы расскажем, каких правил следует придерживаться при общении с аутистом.

Как быть, если ребёнок — аутист

Для аутизма не всегда свойственны отклонения в интеллектуальном или физическом плане, более того, многие аутисты добиваются значительных успехов в каком-либо виде деятельности. Особенность аутистов — в невозможности наладить контакт с другими людьми так же быстро и легко, как это получается у «здоровых» людей.

Симптомами детского аутизма можно назвать:

– снижение или полное отсутствие потребности общаться с другими людьми;

– нелюбовь к переменам, даже если это касается простой перестановки мебели;

– тяга к сортировке и складыванию вещей — то есть, к «стереотипным» играм и занятиям;

– агрессия по отношению к «чужакам» или даже к членам семьи;

– расстройства речи;

– могут быть проблемы с концентрацией внимания при обучении.

Аутизм начинает диагностироваться с 3-х лет, но некоторые особенности поведения ребёнка проявляются раньше. Например, малыш может стремиться к уединению, выказывать равнодушие в ответ на родительскую ласку, резко и внезапно реагировать на любые перемены в окружающей действительности.

Многие дети демонстрируют непонимание концепции самообслуживания — они поздно учатся умываться, пользоваться туалетной бумагой, держать вилку и чистить зубы. При этом аутист — далеко не всегда умственно отсталый. Многие известные гении, среди которых Ван Гог, Моцарт, Мария Кюри и Перельман, страдали от расстройств аутистического спектра.

Как построить общение с ребёнком-аутистом

Главное отличие аутиста от других — в его уникальном восприятии мира. И ваша задача — подстроиться под его восприятие, а не пытаться навязать своё.

Например:

1. Общайтесь с ребёнком на те темы, которые ему интересны : так вы раскроете малыша для дальнейших взаимоотношений. К примеру, ребёнок обожает собак. Заведите с ним разговор про собак, и малыш проявит к вам интерес.

2. Общайтесь короткими фразами. Это правило подходит для детей, у которых есть сложности с восприятием устной речи. Стоит отметить, что далеко не все аутисты не способны воспринимать длинные предложения, так что смотрите по обстоятельствам! В редких случаях вам может потребоваться даже перейти на письмо.

3. Рисуйте схемы! Большинство аутистов имеют отличное визуальное мышление, им гораздо проще воспринимать мысль, нарисованную на бумаге. Составив своеобразный «язык рисунков», вы со временем научитесь эффективно коммуницировать со своим малышом. А ещё специалисты рекомендуют составлять дневной график при помощи цвета — ребёнок быстрее его воспримет и выучит.

4. Дайте ребёнку время. Задав вопрос, подождите, пока малыш осмыслит его и даст вам ответ. Не торопите, не злитесь, не задавайте следующий вопрос — не вгоняйте ребёнка в неловкое и паническое состояние.

5. Пользуйтесь простым языком. Аутист может не улавливать метафоры, сравнения, эвфемизмы и жаргон, поэтому изо дня в день пользуйтесь одними и теми же словами. Например, садясь за стол, называйте блюда и предметы одинаково, чтобы ребёнок не терялся.

6. Будьте внимательны. Проявляйте чуткость и участие. Не думайте, что если ребёнок молчит или не реагирует на вашу ласку, то он намеренно пытается вас задеть. Относитесь к этому с пониманием.

7. Говорите конкретно и без иронии. Аутисты плохо воспринимают шутки и иронию, способность к абстрактному мышлению появляется у них позже, а у многих может не появиться вовсе. Ребёнок воспринимает любую вашу фразу с предельной серьёзностью — и отвечает так же.

Важно, чтобы разговор с аутистом начинался конкретно, например, с вопроса: «Что ты сейчас делаешь?» или: «Что это у тебя за игрушка?». Аутисты плохо воспринимают расплывчатые и лишённые конкретики фразы в духе «Как дела?». И задавая ему вопрос, будьте готовы услышать конкретный ответ.

Как общаться с ребёнком-аутистом: практические советы

Эти советы разработали специалисты-психологи из французского центра Hospital Research Center of Brest. Надеемся, они помогут вам наладить лёгкие и комфортные для обеих сторон отношения.

  • Заведите дневник. Записывайте туда свои действия, связанные с ребёнком. Впоследствии это поможет вам провести корреляции между вашими поступками и реакцией малыша.
  • Начинайте свой день с разработки чёткого плана, которому следуйте неукоснительно. Исключая, конечно, форс-мажорные ситуации.
  • Сделайте всё возможное для того, чтобы установить контакт с ребёнком.
  • Заведите домашнее животное. Известно, что с животными ребёнок-аутист контактирует куда охотнее, чем с людьми. Щенок или котёнок помогут малышу развить сопереживание, участие, способность заботиться о других. К тому же, зверушка его займёт, привнесёт в ваш дом немного позитива и положительных эмоций.
  • Общайтесь с родителями детей-аутистов! Было доказано, что участие в коммуне людей со схожей проблемой повышает «боевой дух», позволяет делиться наработанным опытом и эффективнее справляться с неурядицами. Помните, что вы — не единственный человек, столкнувшийся с проблемой. У вас есть соратники, которые в будущем могут стать вашими друзьями.

Аутизм — это не болезнь, дети-аутисты — не инвалиды. Это просто особенные люди, к которым нужно найти подход. Они тоже умеют любить и хотят быть любимыми, и в ваших силах — дать им это.

gnk-shop.ru

советы как разговорить аутичного ребенка – рекомендации специалистов ABA

  1. Почему аутисты не разговаривают
  2. В каком возрасте начинают говорить дети с аутизмом
  3. Как научить разговаривать ребенка аутиста
  4. Как говорить с ребенком аутистом старше 10 лет

Недостаток коммуникативных и речевых навыков является одним из основных симптомов аутизма. Дети с РАС не просто отличаются от других поведением, но и способом восприятия окружающего мира, невозможностью быстро адаптироваться под разные ситуации. Это одна из причин, почему аутисты не говорят. Тем не менее при грамотном подходе и всесторонней поддержке со стороны родителей, они способны развить неплохую речь, которой будет достаточно для нормальной социальной адаптации. Сегодня существует немало методов, которые помогут особенному ребенку выйти на новый, вербальный уровень общения.

Почему аутисты не разговаривают

Алалией называют недоразвитую речь или ее полное отсутствие при нормально развитом слуховом аппарате. К данному нарушению приводят, как правило, нарушения соответствующих отделов головного мозга при родах, сильных травмах головы, а также ряд патологий ЦНС. Причины зависят от формы недуга. Алалия может быть:

  • моторной;
  • сенсорной;
  • сенсомоторной.

Патогенез моторной алалии — расстройство аналитико-синтетической деятельности, которое возникает из-за нарушения функций лобно-теменных областей левого полушария мозга. Сенсорная алалия развивается вследствие поражения височной доли левого полушария.

В редких случаях встречается сенсомоторная алалия, которая обуславливается сочетанием сенсорной и моторной форм. В этом случае разговорить аутиста труднее всего. В качестве терапии применяется сенсорная интеграция для детей и взрослых, которая помогает развить необходимые навыки в мягкой форме.

Алалия моторная

Указывает на недоразвитую экспрессивную речь (произношение звуков). Данная форма алалии выражается в затруднительном овладении словарным запасом и пониманием грамматической части языка. При этом способность к пониманию речи может быть развита на высоком уровне. Как правило, дети-аутисты при моторной алалии начинают говорить в 4 года и позже. Признаки: невозможность выразить мысли словами, неправильное построение предложений, замкнутость, чувство тревоги, агрессивность.

Сенсорная алалия

Заболевание означает заторможенное развитие импрессивной речи (восприятие и понимание). По вышеуказанным причинам не происходит связь между такими составляющими слова, как смысл и звук. Аутичный ребенок может иметь безупречный слух и данные к овладению разговорной речью, но при этом не понимать, что говорят окружающие. Признаки: нарушенное восприятие речи, повторение слов за другими (имитация, подражание), слияние двух-трех слов в одно, невозможность связать предмет и обозначающее его слово.

В каком возрасте начинают говорить дети с аутизмом

При расстройствах аутистического спектра нарушение речевых навыков в той или иной форме присутствует всегда. Такие дети начинают разговаривать намного позже своих сверстников — в 4-5 лет и позже. Стоит отметить, что от родителей в большей степени зависит, в каком возрасте малыш начнет переходить от невербальной к вербальной (словесной) форме общения. Современные методы лечения аутизма позволяют развивать все навыки достаточно эффективно. Что способствует формированию правильного и стабильного произношения у ребенка:

  • регулярное общение и обучение;
  • поощрение успехов;
  • хороший зрительный контакт;
  • стимуляция ребенка к тому, чтобы начать разговаривать.

Чтобы помочь малышу приобрести такой важный коммуникативный навык, как речь, мы предлагаем пройти курсы ABA для родителей, где вы сможете получить бесценные теоретические знания и навыки, а также научитесь на практике применять методику прикладного анализа поведения.

Как научить разговаривать ребенка аутиста

Научить говорить ребенка с аутизмом — это важная задача специалистов и родителей. Для этого используют методики, адаптированные под особенности детей с РАС. Как правило, они проводятся в помощь игровой форме и кардинально отличаются от принципов обучения речи обычных малышей из-за специфики патологии. Что используется в учебном процессе:

  • стимуляция;
  • жестикуляция;
  • вокал;
  • поощрение.

Для девочек и мальчиков подход особо не отличается. Упор делается на сильных сторонах ребенка с учетом его предпочтений. На наших курсах мы рассказываем, как правильно обучать детей с расстройством аутистического спектра речи, какие упражнения при каком типе патологии лучше выполнять. Регистрация на 1 курс для родителей детей аутистов уже открыта.

Стимуляция ребенка к общению

Это особенно важно при моторной алалии. Без должной мотивации вы не увидите значимых успехов, как бы не старались. В процессе игры важно, чтобы произносимые родителями звуки, сопровождались жестами, хорошо знакомыми ребенку. Также в качестве стимула можно применять любимое лакомство — протяните его малышу и проговаривайте определенный звук. Если он его повторит или хотя бы попытается, отдайте награду, если нет, то все равно отдайте, но через несколько секунд. На данном этапе важно установить четкую ассоциацию между звуком и поощрением. Чтобы понять, как научить аутиста говорить, вы можете посетить наши дистанционные курсы для родителей.

Вокальные игры

В силу нетипичного восприятия картины мира, дети-аутисты достаточно трудно обучаются. Тем не менее игровые вариации занятий дают хорошие результаты, особенно, если речь идет о способности разговаривать. В процессе игры, которая нравится малышу, начните как можно чаще произносить тематические звуки и возгласы, например, би-бип, б-ррр, т-ррр. Если он тут же повторяет за вами, стоит его начать хвалить. Примечание: не стоит требовать и настаивать на повторении звуков. Такие действия с вашей стороны могут привести к тому, что ребенок замкнется в себе и откажется разговаривать вовсе.

Обучение на основе жестикуляции

Общение с детьми аутистами полезно подкреплять жестами, поскольку у них хорошо развита зрительная память. Если малыш уже научился просить что-либо с помощью жестов, то озвучивайте поощрение, когда отдаете его. Подобная ассоциация увеличивает вероятность того, что ребенок начнет спонтанно переходить на просьбы в устной форме (зная, как называется награда).

Поощрение каждого звука

Как научить ребенка аутиста разговаривать, если все методы испробованы? Используйте вознаграждение в каждом случае, когда малыш произносит звуки вслух. Это многократно повысит вероятность их повторения. Также стоит словесно хвалить его, но не выборочно, а каждый раз. Примечание: выбирайте разные виды поощрения, поскольку называя их, вы развиваете запас слов у крохи. Если ребенок аутист не говорит, это простой способ стимулировать его к первым словоформам. Также небольшая щекотка может в этом помочь.

Как говорить с ребенком аутистом старше 10 лет

Чтобы коммуникация с особенным ребенком среднего возраста была максимально эффективной, стоит придерживаться нескольких принципов:

  • в общении используйте короткие, простые предложения;
  • если речь воспринимается плохо, используйте жесты, письмо;
  • не допускайте стрессовых ситуаций;
  • не заставляйте говорить, если ребенок не хочет;
  • поощряйте инициативу и желание идти на контакт.

Начинать учить аутических детей никогда не поздно, даже в 10 лет. Когда аутисты начинают разговаривать, это во многом облегчает коммуникационный процесс, однако бывают случаи, когда дефекты речи выражены значительно. Оказать помощь в данном вопросе и подобрать индивидуальную тактику обучения вам могут специалисты по аутизму в Москве.

aba-kurs.com

Как общаться с аутистом? 15 советов на каждый день | Материнство

Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным детям

1. Будьте терпеливы. На самом деле это относится к любым детям без исключения. У детей есть право быть рядом с вами в этом мире, есть право на полноценное участие в этом мире, который скоро будет принадлежать им. Дети в целом, но в первую очередь дети с особенностями развития, могут только учиться правильному социальному поведению, они могут шуметь в библиотеке (но если они громко любят книги, то как можно на них злиться?), они могут постоянно ерзать рядом с вами в самолете, они могут разрыдаться в очереди к кассе в супермаркете, потому что они увидели ту шоколадку (возможно, вам она тоже нужна, просто вы научились выражать свои желания социально приемлемым способом). Вне всяких сомнений, мы все плохо себя вели хотя бы изредка (или часто), и, если нам повезло, то рядом с нами были терпеливые и понимающие взрослые, даже если нам самим не хватало терпения.

2. Спрашивайте и слушайте. Мой сын говорит. Это наше благословение, и это то, ради чего мы долго и упорно трудились. То, что он говорит, обычно исполнено смысла (хотя порою этот смысл известен только ему самому) и необычного взгляда на вещи. Мой сын говорит медленно, крайне медленно, он часто по нескольку раз повторяет части предложения, он говорит тихим монотонным голосом, практически без мимики, без жестов, не глядя в глаза. Остановитесь, присядьте, чтобы оказаться на его уровне, слушайте его, дайте ему время подобрать слова, дайте ему возможность говорить — ему действительно есть что сказать. Он научил меня очень многому, и я научилась верить ему, даже когда мне кажется, что он выдумывает, например, про ту розовую бетономешалку, но он действительно видел ее на стройке вниз по улице.

3. Обсуждайте с ними их интересы. Цитата из Темпл Грандин недавно заставила меня задуматься о детях и об их личном понимании своего аутизма: не побуждаем ли мы их слишком много думать о своих отличиях от других людей? Хотя мне кажется важным, чтобы мы, взрослые, проявляли понимание к этим детям, они не сводятся к своим диагнозам, нарушениям и неврологическим отличиям. Мне кажется, это тот самый момент, когда «принятие» становится важнее «информирования о проблеме». Настоящее принятие означает, что вы соглашаетесь, что нечто является частью вашего мира и вашей жизни, но вам нет нужды постоянно думать только об этом. У многих детей в спектре аутизма есть очень удивительные интересы, либо интересы, в которых лишь они способны увидеть что-то удивительное, эти интересы позволяют им сохранить душевное равновесие и спокойствие, и порою, при правильной поддержке и поощрении, они могут стать экспертами в области своего интереса и сделать его своей карьерой. Спросите у моей дочери что-нибудь о кондорах, и вас ожидает очень длинный (и очень информативный) разговор, и я уверена, что он доставит вам такое же удовольствие, как и ей. Присоединитесь к моему сыну, когда он собирает маленькие камушки в парке. Это успокаивает, и вы тут же установите с ним отношения, которых не добиться одними лишь словами.

4. Общайтесь с ними и принимайте их коммуникацию с вами. Большинство детей в спектре аутизма имеют те или иные проблемы с коммуникацией, которые могут быть как сильно выраженными, так и почти незаметными. Если ребенок не говорит и не имеет других средств коммуникации, то вы можете наблюдать за его поведением, за тем, что он делает, что доставляет ему удовольствие — общайтесь на этом уровне или просто будьте рядом без привычной коммуникации, для многих это уже очень большой шаг. У меня не так уж много опыта с неговорящими детьми, но я знаю, что поведение — это коммуникация, и если вы относитесь к ребенку с принятием, и вам комфортно в его присутствии, то это тоже форма коммуникации, которая может оказаться очень полезной для вас обоих. Дети, которые могут говорить, также имеют отличия в коммуникации, так что мы должны осознать, что при общении с ними какие-то стереотипные аспекты коммуникации могут отсутствовать (например, очень часто это контакт глазами), кроме того, они могут иначе интерпретировать язык (смотрите пункт 2).

5. Любите их. Потому что, в чем еще нуждаются все дети, если не в любви и принятии? (Помимо кислорода, еды, воды и крыши над головой, но вы поняли мою мысль).

Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным взрослым

1. Проявляйте уважение. Независимо от того, есть ли у человека видимая инвалидность или нет, трудно ли ему дается коммуникация или нет, каждый человек заслуживает, чтобы к нему относились достойно и с уважением. Мне кажется, нет смысла объяснять этот пункт, но нам всем не мешает как следует его обдумать.

2. Общайтесь с ними. Независимо от того, как человек общается с вами, в том числе, если он использует iPad, компьютер, SMS, печать или устную речь для коммуникации, слушайте его, задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Аутичные люди — это главные эксперты в отношении своего опыта, и каждому есть чему у них поучиться. Многие взрослые люди в спектре аутизма очень много работают, чтобы поделиться с другими людьми своими идеями и важным опытом в отношении аутизма как части нашего мира. Примеров тому масса: это и новая книга Карли Флейшман, и биография Темпл Грандин и забавные комиксы «Dude, I’m an Aspie!»

3. Анализируйте собственное поведение. Вы не делаете ничего странного, когда остаетесь наедине с собой? Бывает, что вы перебиваете других людей? У вас нет привычки постукивать ногой по полу или пальцами по столу, когда вы нервничаете, или вам скучно? У каждого из нас есть самостимулирующее или саморегулирующее поведение. Повторяющееся поведение при аутизме может привлекать больше внимания, оно может быть намного интенсивнее или стереотипнее, но его суть та же. И все мы время от времени допускаем социальные ошибки и бываем невольно грубы или надоедливы. Каждый время от времени нарушает неписанные социальные правила.

4. «Придумывайте извинения». Будучи мусульманами, наша семья следует правилу «придумывать извинения» (или, по крайней мере, она должна ему следовать). Некоторые жалуются на грубость или надоедливость аутичных людей, но если мы знаем, что человек аутист (и даже если мы этого не знаем), мы должны «придумать извинения» его действиям, прежде чем обижаться и игнорировать другого человека. Кто-то может показаться невежливым, например, как описывает Джон Элдер Робинсон в своей книге «Будь другим», человек может переключить телевизионный канал, хотя в комнате есть другие люди, которые его смотрят. Но есть ли в таком поведении злой умысел? Или человек действительно не заметил, что другие люди смотрят телевизор, или что они вообще присутствуют в комнате?

5. Откажитесь от жалости. Жалость подразумевает предположения насчет чужих неудач и чувство собственного превосходства благодаря своей удаче. Можно испытывать жалость к тому, кого постигло внезапное несчастье — потеря члена семьи, онкологическое заболевание, уничтожение дома во время стихийного бедствия. Это внезапные события, которые мы никак не можем контролировать. Жалость к человеку лишь потому, что его разум или тело развивались иначе, чем ваши, означает, что вы считаете этого человека беспомощным, и что вы игнорируете его попытки использовать существующие способности и сильные стороны, чтобы контролировать свою жизнь настолько, насколько это возможно. Жалость — это прямая противоположность принятия, откажитесь от нее.

Пять способов проявить принятие по отношению к родителям аутичных детей

1. Перестаньте использовать катастрофичный язык. Это опасно. Мы можем контролировать, как мы реагируем, и как мы общаемся с родителями, и СМИ несут львиную долю ответственности за это. Не нагнетайте обстановку, не говорите, что вам жаль, потому что отчаяние опасно воздействует на родителей, из-за таких взглядов детей убивали!

2. Будьте рядом. Это самый надежный способ оказать помощь. Если родители страдают от стресса или хронической усталости, выслушайте их. Предложите им готовый обед, мытье посуды, посидеть с ребенком. И при этом не забывайте о пункте 1.

3. Не осуждайте и не давайте «ценных советов». «Я тут читала про диету/теорию/исследование/метод излечения», «А вы слышали, что Дженни Маккарти…», «Я уверена, он это перерастет», «Тебе нужно быть более последовательной». Вы хотите как лучше, мы это понимаем, но мы все это уже слышали, это просто очередная истерия в СМИ, лишь очередное наследие обвинений в адрес родителей. Я научилась задавать вопросы, а не предлагать советы или свое мнение о том, чего я не знаю: «Какие виды терапии вы планируете попробовать?», «Я обязательно поговорю об этом с врачом/учителем/терапистом, посмотрим, что они скажут. Расскажи, что получится!» или просто «Хотелось бы мне предложить тебе какое-то решение. Если захочешь поговорить, то дай знать, по крайней мере, я всегда выслушаю».

4. Приглашайте их. Та вечеринка, которая наверняка будет слишком напряженной для их особого ребенка? Все равно пригласите их. Дайте понять, что вы действительно их ждете, спрашивайте еще на стадии планирования, сотрудничайте с родителями (и с ребенком, если это возможно), чтобы сделать вашу вечеринку более доступной, сенсорно-дружелюбной, безопасной, спокойной и принимающей. Вам может быть сложно учитывать потребности ребенка, которые вы не до конца понимаете, но для семьи, которой редко выпадает возможность сходить на праздник, ваши усилия будут значить очень многое.

5. Дайте им передохнуть. Зайдите на кофе и будьте готовы сами вытереть разлитый напиток. Сходите на прогулку и будьте готовы схватить ребенка, который побежал в сторону шоссе. Будьте готовы болтать в сопровождении громких самостимуляций. Пройдитесь по магазинам, потому что четыре руки лучше, чем две. Принимайте тот факт, что у ваших друзей или родственников есть аутичный ребенок, принимайте аутизм, научитесь чувствовать себя комфортно и наслаждаться его компанией. Ваша жизнь гарантированно станет интереснее!

materinstvo.ru

О чем надо знать, общаясь с аутистом? 10 важных моментов

Людям с аутизмом, как правило, сложнее дается опыт личного общения. Все потому, что их восприятие мира значительно отличается от того, как видит мир обычный -«нейротипичный» — человек. О чем нужно помнить, общаясь с аутистом? Вот десять важных моментов, которые помогут вам лучше понять человека с аутизмом.

Детский писатель Майкл Розен не из тех, кто привык оставлять проблему без решения. Розен расспросил Алис Роу — британскую писательницу, которая пишет об аутизме — о том, как аутисты видят мир и как их восприятие мира отличается от «нейротипичного».

Алис Роу сама живет с синдромом Аспергера. По ее словам, мы все должны понимать, что у каждого из нас своя картина мира, которая отличается от того, как видит мир другой человек. И у каждого — свой уникальный опыт общения с миром. Если помнить об этом, то, по словам Роу, мы сможем понимать друг друга лучше.

Алис Роу рассказала Майклу Розену о десяти особенностях восприятия мира у аутистов, которые для них характерны во время общения.

Все аутисты разные, но у них похожие проблемы

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, один из 160 детей в мире рождается с расстройством аутистического спектра (аутизмом). В Великобритании процент детей с аутизмом среди новорожденных выше среднемирового: расстройство диагностируется у одного из ста младенцев.

Pexels.com

Расстройство аутистического спектра влияет на то, как человек видит, слышит, чувствует и взаимодействует с миром и людьми. Для человека с аутизмом может быть сложнее разговаривать с окружающими и распознавать знаки коммуникации. В таких ситуациях они испытывают большое беспокойство.

Для многих людей с расстройством аутистического спектра сложно воспринимать речь, если присутствуют посторонние шумы.

У разных людей аутизм проявляется по-разному. У некоторых проявления расстройства могут быть гораздо более заметными, чем у других. Некоторые люди с аутизмом могут быть очень шумными и общительными, а другие — вести себя тихо и отстраненно. Некоторые из них предпочитают общаться с помощью жестов и знаков.

Хотя многие аутисты сталкиваются с похожими проблемами в общении, влияние этих особенностей на их жизнь может очень сильно отличаться.

Аутистам может быть сложно воспринимать чужую речь на фоне шума

«Нейротипичный» человек (то есть не страдающий расстройством аутистического спектра) может концентрироваться на том, что говорит в данный момент конкретный человек, потому что его мозг способен отсекать все не относящиеся к разговору звуки и шумы.

Но многие люди с аутизмом не способны фильтровать звуковой поток и не способны отделить фоновый шум от речи. В этом случае сразу несколько звуковых потоков — уличный шум, музыка, разговоры прохожих — одновременно конкурируют за их внимание.

Расслышать, что говорит тот или иной человек, может оказаться сложной задачей для аутиста. Ему необходимо гораздо больше усилий, чтобы сконцентрироваться на речи, и скорее всего ему придется просить собеседника повторить сказанное.

Аутисты могут не улавливать намеки и сигналы, которые легко понимают другие люди

Люди с аутизмом могут не улавливать такие нюансы, как тон речи и выражение лица. Им также сложно понять, как эти нюансы меняют значение сказанного.

Pixabay.com

В результате, люди с аутизмом более склонны воспринимать слова буквально. Им сложно понять сарказм, иронию, метафоры или игру слов.

Но не надо думать, что любой человек с аутизмом не способен понять нюансы разговора. Многие аутисты способны научиться считывать и расшифровывать такие невербальные сигналы, но дается им это зачастую довольно тяжело.

Контекст помогает пониманию

Иногда человеку с аутизмом сложно понять истинное значение того, о чем говорят другие, если им не хватает информации для понимания контекста. Поэтому очень важно в разговоре с человеком с расстройством аутического спектра давать наиболее полный контекст для понимания ситуации.

Алис приводит пример. Если вы вдруг увидели на пляже Брайтона дрозда и воскликнули «Ого, посмотри, какая птица!», то ваш собеседник с аутизмом, скорее всего, не поймет, что именно вы имеете в виду. Но если вы добавите: «Так странно видеть дрозда у моря», то ему будет гораздо проще.

Человеку с аутизмом сложно понять, когда уместно разговаривать с другими

Людям с аутизмом, как правило, сложнее «считывать» некоторые знаки в поведении человека, понимать жесты и мимику, поэтому им сложнее решить, когда стоит начать разговор, а когда лучше этого не делать.

Если вы заговорите первым, пригласите собеседника с аутизмом к дискуссии и зададите прямые вопросы, то вы поможете ему решиться на разговор.

Люди с аутизмом могут говорить медленно и монотонно

Для многих людей с аутизмом разговор требует долгого и внимательного осмысления.

Они могут говорить очень медленно и монотонно, могут заикаться, делать смысловое ударение на неожиданных словах, или вдаваться, как нам кажется, в ненужные детали.

Pixabay.com

Поскольку такой разговор для «нейротипичного» человека обычно выглядит странным, то собеседник аутиста может отвлечься от разговора, перестать слушать или перестать стараться понять то, что ему говорят.

Поэтому очень важно не торопить человека с аутизмом и слушать своего собеседника внимательно.

Непринужденность в общении может быть кажущейся

Многие люди с высокофункциональным аутизмом могут легко имитировать непринужденное общение. Однако в то время, когда нам кажется, что они получают удовольствие от разговора, на самом деле они заняты невероятно трудной работой.

Иногда они бы предпочли написать текстовое сообщение или отправить электронное письмо — для людей с аутизмом зачастую это менее стрессовая форма общения, чем личный разговор.

Люди с аутизмом иногда выражают эмоции неожиданным образом

Люди с аутизмом могут выражать свои эмоции непривычным для «нейротипичных» людей способом или очень неожиданно реагировать на некоторые события, потому что их восприятие происходящего довольно сильно отличается от общепринятого.

Например, Алис вспоминает, что когда она получила отличную оценку на экзамене и поступила в университет, все думали, что она будет счастлива. Но девушка вместо радости почувствовала тревогу, потому что поступление в университет для нее означало, что вся ее жизнь и привычный распорядок дня изменятся.

Иногда, когда аутисты испытывают очень сильные эмоции, им сложно подобрать слова, чтобы выразить свои чувства. В таком случае им можно помочь, задавая простые и ясные вопросы.

Люди с аутизмом могут повторять слова собеседника

Есть несколько причин, почему аутисты склонны повторять по несколько раз некоторые слова и фразы, сказанные собеседником.

Иногда они хотят показать, что они услышали сказанное, но не могут незамедлительно отреагировать на эти слова. Повторяя сказанное собеседником, они выигрывают время, чтобы собраться с мыслями.

Pexels.com

Они могут тревожиться и нуждаться в том, чтобы их успокоили и вселили уверенность.

Когда они повторяют ваши слова, это также может означать, что вы пока не очень полно ответили на их вопрос.

Иногда лучше написать, чем позвонить

Для некоторых людей с аутизмом гораздо легче выражать свои мысли не вслух, а письменно — общение с помощью текстовых сообщений и электронных писем может быть для них более подходящим способом ведения диалога.

Так у них есть время на то, чтобы обдумать ответ и сформулировать свои мысли, не переживая из-за необходимости поддерживать разговор.

Такой способ разговора также помогает им избежать необходимости считывать различные невербальные знаки общения, которые вызывают у них затруднения.

Люди с аутизмом, как правило, не очень любят общение по телефону. В этом случае им также приходится реагировать на сказанное очень быстро, также их может отвлекать от разговора фоновый шум.

Что может вызвать аутизм у ребенка, читайте здесь.


В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. Русская служба Би-би-си не несёт ответственности за их содержимое.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

health.mail.ru

Как разговаривать с аутичным человеком

Источник: WikiHow
Переводчик: Валерий Качуров

Аутичные люди могут казаться странными или пугающими. Но, если вы узнаете их получше, то увидите, что они могут быть веселыми и интересными. Это руководство о том, как с ними общаться.

Часть 1: Понимание их потребностей.

Женщина и аутичная девочка сидят на скамейке и разговаривают.

1. Не беспокойтесь о контакте глазами. Большинство аутичных людей обычно не смотрят в глаза, и им будет неприятно, если вы будете принуждать их к этому. Аутичные люди могут лучше воспринимать услышанное, думать и использовать речь, если им не нужно при этом поддерживать зрительный контакт.

— Если отсутствие контакта глазами кажется вам слишком странным, то попробуйте сидеть или идти рядом в положении, в котором его неудобно поддерживать, или говорить во время какого-то дела, отвлекающего зрение (например, рисования).

— Они могут не смотреть в вашу сторону, слушая вас. В отличие от не-аутистов, аутисты не всегда смотрят на человека или вещь, о которой они думают.

Мужчина кладет женщине руку на плечо.

2. Избегайте неожиданных прикосновений. Некоторые аутичные люди очень чувствительны к прикосновениям, и даже дружеское похлопывание может вызвать у них тревогу или боль. Просто спросите у аутичных людей, что им нравится, а что лучше не делать. Некоторых аутичных людей раздражает даже рука на их плече, а другие любят объятия. В целом, не трогайте аутичных людей без их согласия, и старайтесь не напугать их.

— Если вы собираетесь прикоснуться к аутичному человеку, то пусть он увидит вашу руку. Тогда человек не испугается, сможет отойти, или сказать “нет”.

— Сначала спросите «Можно ли тебя обнять?». Это даст аутисту возможность отказаться, если он чувствует себя перегруженно.

— Обычно аутичные люди не терпят прикосновений во время сенсорной перегрузки. Так что их согласие на прикосновения вчера не означает, что они хотят, чтобы их трогали сегодня. Или наоборот, им могут нравится объятия, даже если вчера они их не переносили.

Парень закрывает уши руками.

3. Говорите с ними там, где тихо. Из-за  расстройства сенсорного восприятия аутичным людям может быть сложно фильтровать окружающий шум. Поэтому лучше разговаривать в спокойном месте, чтобы они могли вас расслышить.

— Обратите внимание, если они говорят, что им из-за чего-то плохо. Они имеют в виду как раз то, о чем говорят.

— Иногда аутичным людям сложно воспринимать речь и вести разговор во время сенсорной перегрузки. Если вы видите, что аутист выглядит уставшим, перейдите в менее шумное место.

Мужчина в футболке с символом нейроразнообразия стоит с растерянным лицом. Вокруг него нарисованы знаки вопроса.

4. Говорите четко и понятно. У аутичных людей могут быть проблемы с пониманием речи. Эти проблемы варьируются от человека к человеку. Относитесь к аутичным людям с достоинством и уважением. Не стоит говорить со взрослым, как с малышом. Вот некоторые трудности, которые могут возникать у аутистов:

Проблемы с пониманием образной речи. Сарказм и юмор могут вводить  аутичных людей в заблуждение. Если они ведут себя странно или смущаются после сказанной вами шутки, то вы можете уточнить, что сказали это несерьезно.

Проблемы с обработкой речи. Независимо от их интеллекта и словарного запаса, им может потребоваться время, чтобы в их голове произнесенные вами звуки воспринимались как слова. Делайте паузы, чтобы они могли обдумать ответ. Избегайте длинных перечислений в устной речи, лучше напишите это в виде списка, чтобы они могли его лучше воспринять и запомнить.

Человек показывает пальцем вперед, и вокруг нарисованы знаки вопроса.

5. Имейте в виду, что у аутичных людей есть сложности с пониманием социальных намеков. Они могут не понимать выражения лица, язык тела, скрытые значения, или намеки — степень понимания и непонимания зависит от индивидуальных особенностей человека. Лучше говорите о своих мыслях и чувствах как можно более ясно. Если аутичные люди делают что-то, что можно двояко истолковать, то предполагайте незнание, а не злой умысел. Они, скорее всего, не хотели вас обидеть.

— Аутичным людям сложнее понимать социальные нормы, поэтому они непреднамеренно могут сказать или сделать что-то грубое. Предполагайте лучшее. Например, то аутичный человек ушел, потому что не знал, как закончить разговор, а не потому что он вас ненавидит.

— Если аутист задел ваши чувства, то просто скажите это. Это даст ему возможность узнать, что вы расстроены, и извиниться.

— Проверьте намерения аутистов. «Когда я вчера сказал «привет» в магазине, то ты мне не ответил. Ты игнорируешь меня, или просто не заметил?». Обычно аутисты ценят подобную откровенность.

Женщина смотрит на девочку, которая плохо себя чувствует.

6. Знайте, что вы можете стать свидетелем мелтдауна или отключения. Мелтдаун возникает, когда аутичный человек больше не может подавлять стресс, и это напоминает нервный срыв или истерику. Отключение выглядит как противоположность мелтдауну: человек просто отключается, становится пассивным, и теряет возможность на вас реагироват. В обоих случаях важно быть терпеливыми и сострадательными.

— Помогите аутистам найти тихое и закрытое место, чтобы они могли успокоиться. Не надо задавать им вопросы, заставлять их говорить, или отвлекать их. Дайте им время.

— Уменьшите сенсорную нагрузку.

— Не хватайте их без разрешения, и не кричите на них. Помните, что они не могут это контролировать, и им уже может быть стыдно, что они потеряли контроль над собой в общественном месте. Человек при мелтдауне ужасно себя чувствует.

— Когда они почувствуют себя лучше, то можете спросить у них, что именно вызвало подобную физиологическую реакцию, и что можно сделать в следующий раз, чтобы удовлетворить их потребности (если это вообще возможно). Если они не хотят говорить об этом, то сразу же прекратите расспросы.

Мужчина и женщина в радужной одежде стимят, улыбаясь друг другу.

7. Знайте, что они могут стимить. Стимминг — это естественное аутичное поведение, которое позволяет сохранять спокойствие, четко мыслить, чувствовать себя лучше, выражать свои чувства, и адаптироваться к сложностям окружающего мира. Когда аутичный человек стимит, то ведите себя так, как будто он не делает ничего необычного. Не обращайте внимания и продолжите разговор. Или отреагируйте на их эмоции (например, посмейтесь с ними, или спросите, все ли у них нормально, потому что они выглядят расстроенными). Вероятно, они оценят ваше принятие.

— Если стимминг вам мешает  (например, если от хождения аутиста туда-сюда у вас кружится голова), то попросите аутиста переключиться на другой вид стимминга. Не просите его прекратить стимминг только из-за того, что вы чувствуете себя при этом неудобно, или что его «не принятый в обществе» стимминг вас смущает.

— Если аутичный человек стимит при разговоре с вами, то считайте это комплиментом — он достаточно доверяет вам, чтобы вести себя естественно.

Двое людей разговаривают. Один из них — чернокожий парень без руки. Вторая — чернокожая девушка.

8. Если вы не уверены в потребностях аутистов, задавайте им четкие и конкретные вопросы. Это нормально — спрашивать у аутичных людей, как вы можете удовлетворить их потребности.

Люди, которых называют «высокофункциональными», часто стараются приспособиться к не-аутичным стандартам (как бы болезненно и сложно это ни было), а к «низкофункциональным» все относятся так, как будто они ничего не понимают, игнорируя их мнение и потребности. Когда вы спрашиваете у них об их потребностях, вы упрощаете их жизнь.

— Это не геройство: вы просто спрашиваете «Чем я могу помочь?».

— Это улучшит качество ваших взаимодействий. Например, девушка, которая была невнимательной в шумном кафе, может активно общаться с вами в спокойном кафе с не отвлекающей обстановкой.

— Аутистам может потребоваться время на то, чтобы ответить на ваш вопрос, и позже они могут изменить свой ответ. Аутизм — сложный вид инвалидности, и поэтому аутистам  может быть нелегко вспомнить обо всех важных вещах за короткое время в неблагополучной остановке.

Рисованный блог об аутизме.

9. Читайте статьи об аутизме. В интернете есть немало аутичных авторов (таких, как Синтия Ким и Эми Секвензия), которые пишут о том, как функционирует их мозг. На сайте Ким в боковой колонке есть список рекомендованных блогов.

— Изучая информацию об аутизме, избегайте групп, которые исключают аутичных людей, говорят о «тяжелой ноше» и «бедствии» аутизма, и «борются» с аутизмом. Они нам не помогают, и их слова зачастую бывают предвзятыми. Слушайте самих аутичных людей.

— Есть некоторые родители и тераписты, которые пишут об аутизме с пониманием. (Например, Ариана Зурчер, одна из авторов блога Emma’s Hope Book, и доктор Джонин Биесман). Они тоже могут предоставить хорошую информацию.

Парень в футболке с символом нейроразнообразия.

10. Помните, что аутизм — это не совокупность дефицитов и расстройств. У аутистов есть и преимущества, которые могут сделать аутичных людей хорошими друзьями. Многие аутичные люди веселые, искренние, верные, любящие и проницательные. Признайте положительные стороны вашего друга, и цените его за то, какой он есть. Вы можете признавать инвалидность, и при этом не считать человека с инвалидностью менее стоящим и менее интересным.

Парень сидит рядом с девушкой в инвалидном кресле, и они смеются вместе.

11. Постарайтесь быть понимающими. Каждый аутичный человек индивидуален, и его особенности могут показаться вам странными или даже грубыми. Причинами непонимания могут стать непонимания социальных норм, сопутствующие расстройства, или особенности аутичного человека. Скорее всего, ваши аутичные знакомые не хотят быть грубыми, и они будут неприятно удивлены, если узнают, что задели  чьи-то чувства.

Часть 2. Разговор.

Парень с сомневающимся выражением лица.

1. Не ждите, что аутичный человек начнет разговор первым. У многих аутичных людей есть проблемы с инициацией разговора, и они могут не замечать намеков на то, что вы хотите поговорить. Если вы хотите поговорить с ними, то просто начните первыми! Не волнуйтесь, что это выглядит странно, потому что большинство аутичных людей иначе воспринимают социальные нормы.

Две девушки сидят на диване и играют на приставке.

2. Найдите общий язык. У большинства аутичных людей есть некоторые темы, которыми они особенно интересуются. Обычно они любят об этом говорить, особенно если они знают, что вам это интересно.

Парень и девушка разговаривают и улыбаются.

3. Задавайте вежливые вопросы. Если у вас есть вопросы об аутизме, то можете задать их. Но не стоит задавать глупые вопросы: «Можете ли вы влюбиться?» или «У аутичных людей тоже есть пупок?. Не спрашивайте у аутичного человека то, что вы не стали бы спрашивать у не-аутичного человека.

— Если вы не уверены, уместен ли ваш вопрос, то поищите ответ в интернете. Тогда для вам самим не придется стыдиться нелепых вопросов, и вы узнаете, что да, у аутистов тоже есть пупки.

Две женщины разговаривают.

4. Если вам это нужно, сами устанавливайте границы. Аутичные люди не всегда могут понимать социальные намеки, поэтому вам стоит выражать свои чувства и мысли как можно более конкретно. Вот несколько примеров того, что можно сказать, чтобы сострадательно и вежливо установить границу:

— Было приятно поговорить о кошках, но я устал от этой темы. Может, поговорим о школе или еще о чем-то другом?

— Сейчас я не могу говорить. Мне нужно пойти и поработать. Увидимся во время обеда.

— Я спешу на собрание, поэтому не могу сейчас говорить.

— Мне нужно побыть одному.

Мужчина смотрит на женщину, у которой обеспокоенное выражение лица.

5. Просто слушайте. Иногда те, кто окружает аутичных людей, настолько привыкли думать о недостатках аутистов и о том, как их исправить, что они забывают, что аутичные люди тоже являются людьми, и что у них есть свои мысли и чувства. Постарайтесь понять своего аутичного друга.

Мужчина говорит, и женщина стоит рядом и смотрит на него.

6. Говорите прямо, если хотите закончить разговор. Если вы хотите уйти и заняться другим делом, привлеките внимание аутиста и скажите о том, что вам нужно.

— Аутичные люди могут не заметить невербальные сигналы, с помощью которых вы пытаетесь дать им понять, что хотите уйти.

— Если вы говорите о чем-то, что неинтересно вашему аутичному собеседнику, то он может и не знать, как сменить тему или как сказать о том, что он хочет заняться чем-то другим. Если аутичный человек резко прерывает разговор, начинает делать что-то другое или неожиданно уходит, не заостряйте на этом внимания. Вероятнее всего, он не хотел вас обидеть.

Двое людей стоят рядом и улыбаются друг другу.

7. Цените их за то, какие они есть. Слишком часто не-аутичные люди и организации «помощи аутистам», которыми управляют неаутисты, относятся к аутизму как к трагедии, или как к болезни, которая должна быть «вылечена». Большинство аутичных людей просто хотят, чтобы их принимали вместе с их аутичностью, и чтобы их воспринимали как равных. Для многих безусловное принятие может значить все.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

neurodiversityinrussia.com

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о