Учитель тьютор – кто это, кто может быть тьютором?

кто это, кто может быть тьютором?

К одной из проблем современного образования относят устаревший формат обучения, обезличенный подход к детям. Существующая школьная система препятствует развитию ребенка с уникальными способностями или, наоборот, с ограниченными возможностями. Позиция педагога-тьютора в штатном расписании учебного учреждения поможет решить проблему косности и инертности образовательной системы, а также множество других.

Кто такой тьютор?

Есть много синонимов к слову тьютор: учитель, воспитатель, опекун, наставник. Ни одно слово не передает полностью определение этой профессии. Слово имеет латинское происхождение, в переводе «tutorem» означает «репетитор». Задача этого специалиста – организовать процесс обучения в соответствии с учетом личных качеств и индивидуальных особенностей ученика. При этом участие подопечного не пассивное, и развивается по принципам самопознания и рефлексии.

Тьютор анализирует проблемы подопечного и выявляет скрытые возможности. К его обязанностям относятся:

  • Выявление способностей и сильных качеств ученика, определение вектора роста.
  • Разработка плана индивидуальных занятий с использованием имеющихся ресурсов.
  • Организация среды.
  • Мотивация к обучению.
  • Взаимодействие с людьми, составляющими близкое окружение ребенка.
  • Фиксирование достижений и определение динамики развития подопечного.

Кто такой тьютор, узнаете также из видео:

Историческая справка

Впервые этот термин упоминается в 1580 году. Основы тьюторинга сложились в XII веке в системе английских университетов, представлявшую собой корпорацию студентов и преподавателей. Определенных программ и стандартов в то время не существовало. Каждый школяр вправе был посещать те курсы и предметы, которые позволяли получить учёную степень. В этой ситуации студентам требовались наставники, обязанностью которых было воспитывать, организовывать быт и оказывать помощь в процессе обучения своим подопечным.

В XVII тьюторство, как форма университетского наставничества, заняло ключевую позицию в Оксфорде и Кембридже, приобретая не только воспитательную функцию, но и образовательную. Тьюторы советовали студентам, какие лекции посещать, составляли план учебной деятельности, готовили к экзаменам.

В России за образец была принята германская система университетов, поэтому впервые проект факультета тьюторства появился только в 1990 году в Московской Школе Культурной Политики. До этого момента личными наставниками учеников были репетиторы, преимущественно работавшие в частном порядке.

В реестр профессий эта должность вошла в 2008 году. Сейчас специальность востребована практически во всех образовательных учреждениях страны, хотя до сих пор мало кто представляет, что это такое – тьютор, и в чем особенность этого рода деятельности.

Отличие от прочих педагогических профессий

В системе образования существует немало специалистов, помогающих детям во время образовательного процесса. Профессия «Тьютор» уникальна тем, что для этого педагога нет проблемных и успешных, плохих и хороших учеников. Для личного наставника неприемлема оценочная система, свойственная для традиционного образования.

Привычная задача учителя – передать знания по принципу «от простого к сложному». Функция тьютора – создать среду обучения, помочь выбрать приоритеты и выстроить индивидуальную программу. Наставник не говорит напрямую, как обучаться, он помогает подопечному идти по пути личностного роста и саморазвития.

Школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель в ДОУ работает фронтальным методом, с классом или аудиторией. Тьютор – максимум с тремя учениками. Встречается формат групповой работы, но при условии, что все действующие лица объединены общими интересами. Стандартный и самый дорогой вариант – один на один с учеником.

Тьютор в детском саду – не воспитатель и не няня. Он не только сопровождает образовательный процесс и обслуживает ребенка с ОВЗ, но развивает в нем самостоятельность, подсказывает, как правильно найти контакт с другими. Цель наставничества – адаптировать подопечного к новым условиям, чтобы в дальнейшем он смог вести обычный образ жизни в обществе.

Кому необходим наставник?

В первую очередь этот специалист нужен детям с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями. Ребенок с ДЦП, или с нарушениями слуха или зрения вполне способен обучаться в обычной школе или детском саду, если ему помочь влиться в непривычную среду. Тьюторское сопровождение учеников с ОВЗ позволяет ребенку успешно включиться в образовательный процесс наравне со всеми.

Посмотрите видео о сопровождении наставником ребенка-аутиста в школе:

С помощью индивидуального наставника особые ученики социализируются, преодолевают затруднения, усваивают учебный материал в соответствии со своими возможностями.

Тьютор становится связующим звеном между подопечным и учителями, родителями, психологами. Он планирует режим дня, адаптирует помещение, где занимается ребенок, под его нужды, подбирает методические пособия, анализирует динамику развития. На основе результата при необходимости включает в образовательный процесс специалистов, необходимых на данном этапе: логопедов, дефектологов, психологов.

Помощь личного наставника необходима не только ученикам с ОВЗ, но и детям из следующих категорий:

  • Одаренным школьникам для разработки личной программы обучения;
  • Детям, занимающимся спортом или иной деятельностью, предполагающей отрыв от занятий;
  • Ученикам из проблемных семей или попавшим в трудную ситуацию;
  • Авторам личных проектов;
  • Старшеклассникам в период профориентации;
  • Абитуриентам в процессе поступления в учебное заведение и на период пребывания в нем.

Нужна помощь тьютора и в университете, особенно на первом курсе, а также в период написания и сдачи диплома.

Тьюторство в дистанционном обучении

Взрослые тоже испытывают потребность в индивидуальном образовательном процессе. По прогнозам специалистов, на онлайн-обучение вскоре придется, как минимум, половина всей обучающей деятельности. Вузы и центры повышения квалификации постепенно переходят на этот формат, поскольку он даёт быстрые результаты с минимальными затратами времени и средств.

Помощь преподавателя-тьютора, работающего в онлайн-режиме, за счёт персонализации процесса даёт эффект, в разы превосходящий очное обучение. Наставник в нужный момент поддерживает, мотивирует, вся деятельность проходит под его контролем.

Недостатки профессии

Поскольку личное кураторство ещё не получило распространения, существует потребность в постоянной рекламе услуг. По мере личностного роста потребность в наставнике у ученика со временем исчезает, поэтому специалист периодически находится в поиске нового подопечного.

Для преподавателей, работающих в сфере инклюзивного образования, существует вероятность стресса, сильного эмоционального напряжения, профессионального выгорания. Особенно, если существует давление со стороны родителей или руководства.

Стандартов обучения при индивидуальном подходе нет, поэтому педагог-тьютор находится в постоянном поиске необходимого учебного материала, разработке собственных методик. Дети, с которыми работает индивидуальный учитель, обладают сложностями в общении, требуют внимания и терпения. Этот процесс отнимает много времени и сил.

Где учатся на тьютора?

Без педагогического или психологического образования работать тьютором нельзя. Необходимы специальные знания и навыки работы с детьми по различным методикам, в инклюзивном образовании – понимание основ коррекционной педагогики.

Вузы, преимущественно московские, начали принимать на факультеты студентов по этой специальности недавно. Обучение тьюторству в системе образования возможно в МГИМО, МГУ, университете «Синергия». Лицам, имеющим диплом педагога или психолога, достаточно закончить курсы переподготовки в формате дистанционного обучения или поступить в школу тьюторов.

Вывод

Во всем мире тьюторство в образовании называют профессией будущего. В этой сфере деятельности с каждым годом открываются новые возможности. Психология современного успешного человека включает готовность к переменам, легкость в освоении новых знаний, способность ориентироваться в новой среде. На пути личностного роста индивидуальный помощник необходим каждому – и ребенку, и взрослому.

Загрузка…

mirvuzov.ru

Тьютор – кто это, что за новая должность

Тьютор – новая профессия в сфере образования. И хотя в официальный список должностей ее внесли с 2008 года, обширное внедрение тьюторов в образовательный процесс началось только в 2014 году. Думаю, это было вызвано принятием закона об инклюзивном образовании – образовании, доступном для всех детей, независимо от их особенностей и потребностей. Тогда и стало очевидно, что в штате нужен кто-то средний между педагогом и психологом. Так и появились должности тьюторов, или наставников.

Кто такой тьютор

Тьютор – специалист в области образования, сопровождающий дошкольника, школьника или студента на пути индивидуального развития. Тьютор участвует в составлении индивидуальной программы обучения и развития ребенка, подростка, юноши. А потом помогает учащемуся двигаться по намеченному пути. Индивидуальные программы обучения и личное сопровождение востребованы во всех образовательных учреждениях, но повышенным спросом тьюторство пользуется в учреждениях, где обучаются дети с особыми потребностями.

Тьютор не только ведет ребенка по намеченному пути, но и помогает ему самостоятельно планировать образовательную деятельность. Цель тьюторства – формирование навыка самообразования и саморазвития. Во взаимодействии с тьютором клиент учится самостоятельному планированию деятельности, построению индивидуального пути, согласно личным интересам, способностям и потребностям.

Работа тьютора очень востребована в кризисных, переходных этапах в жизни ученика или студента:

  • смена школы;
  • профессиональное ориентирование;
  • поступление в первый класс;
  • окончание школы;
  • поступление в техникум или ВУЗ;
  • трудоустройство;
  • проблемы с усвоением программы, потеря внутренней мотивации, неопределенность в своих желаниях;
  • переходный возраст и другие кризисы, во время которых ученик сам не понимает, что с ним происходит.

Тьютор не педагог и не психолог, но он вобрал в себе черты обеих профессий. Однако относят специальность к педагогической сфере. По сути тьюторство похоже на коучинг. В обоих случаях клиента (ученика) подвигают на самоосмысление, самопознание, раскрытие и эффективное использование внутренних ресурсов для достижения намеченных целей.

Тьюторство расширяет кругозор клиента, способствует дальнейшей самореализации. Благодаря работе с тьютором клиенты прислушиваются к себе, понимают себя, следуют своим потребностям и желаниям.

Тьютор и родители

Тьюторы работают не только в государственных и частных образовательных учреждениях. Они занимаются индивидуальной деятельностью, но спрос на частные услуги пока низок. Родители все еще настороженно относятся к новой должности. Воспользоваться услугами тьютора мешает инертность и консерватизм, да и не всегда родители понимают всю сложность образовательной среды для ребенка.

А между тем индивидуальный подход и учет индивидуально-психологических особенностей ребенка – базовые принципы обучения. Все дети нуждаются в индивидуальной программе развития и социализации, а не только особые ученики. И родители начинают это понимать, спрос на тьюторов постоянно растет. Ценность индивидуальной, оптимально подобранной и составленной учебной среды постепенно осознается не только специалистами, но и родителями.

Задачи тьютора

Тьютор выступает в роли посредника между человеком и образовательным учреждением, образовательной средой.

Задачи тьютора:

  • помочь обучающемуся узнать свои особенности, индивидуальность;
  • помочь человеку проявить себя;
  • научить осознанному выбору и ответственности за поступки, результаты выбора;
  • помочь ученику определиться с целями, интересами и их реализацией;
  • помочь клиенту найти баланс и гармонию индивидуальности с внешним миром;
  • рассказать родителям об особенностях ребенка и специфике образовательной среды, подходящей ему.

Тьютор анализирует, что интересно клиенту, а что нет, что дается легко, а что с большим трудом. На основе своих наблюдений он ненавязчиво подводит клиента к самостоятельному выбору. Кроме того, тьютор организовывает встречи с важными, полезными и интересными для клиента специалистами. Вместе с клиентом составляет ментальные карты, коллажи, таблицы, схемы, планы и т. д.

Тьютор чаще работает со школьниками, но он может сопровождать людей всех возрастов. Детский сад, школа, училище, ВУЗ, профессиональная переподготовка, переквалификация – во всем этом тьютор может участвовать.

Принципы тьюторства

Тьютор работает не столько с самим ребенком, сколько с его образовательной средой. Она должна быть:

  • Вариативной в плане решения задач, сдачи экзамена, организации деятельности, но при этом каждый вариант должен быть чем-то близок ученику. Однако выбор остается за ним.
  • Свободной: никаких правил, советов, требований и инструкций. Предыдущее право выбора автоматически предполагает метод «проб и ошибок» – ученик сам решает, какие средства и результаты его устраивают.
  • Обширной: ученик должен видеть как можно больше особенностей мира, вариантов реакций и поведения людей. Он должен знать, что все люди уникальные, а мир очень разнообразен.
  • Открытой. Под этим подразумевается обратная связь с учениками, ориентация на их предложения, интересы, пожелания.
  • Ненавязчиво провокативной. С помощью самоанализа и постоянного выбора ученик должен определить, что ему ближе.

На плечи тьютора ложится вовлечение ребенка в образовательный процесс, стимуляция мотивации и интереса к учебе. Он должен заинтересовать прогульщиков, вернуть на уроки, снова замотивировать ученика выполнять домашние и классные задания. А для этого нужно внимательно изучить психологические особенности ребенка. На основе наблюдений, анализа бесед создать такую среду, которая не только вызовет интерес, но и раскроет ребенка, покажет то, о чем он и сам не знал.

Итоги

Тьютор наблюдает за деятельностью ученика, направляет и поддерживает. Благодаря работе тьютора образовательный хаос конкретного клиента постепенно превращается в порядок. Ученик понимает, что ему нужно от образования, как и где этого достичь. Он становится самостоятельным и активным участником своей жизни и жизни общества.

К результатам тьюторства также относится умение клиента заботиться о себе. Что это значит: нести ответственность, самоопределяться, проявлять инициативу. И это актуально не только для индивидуальной работы, но и для деятельности в коллективе. Ребенок понимает, что именно он должен сделать для победы команды, в чем его сила и уникальность, как правильнее вложиться в общее дело, чтобы прийти к коллективной цели. Понимание личностью своих слабых и сильных сторон, умение эффективно их использовать для достижения жизненных целей – главный результат тьюторства.

psychologist.tips

Учитель и учитель-тьютор | Социальная сеть работников образования

Учитель

Учитель-тьютор

Тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе; обучает, учит чему-либо. (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой)

«Тьютор» в переводе с английского означает «наставник, репетитор, опекун».

Занимается обучением и воспитанием обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся.

Учитель-консультант и координатор.

Занимает позицию «над учеником». В ней учитель выступает активным субъектом, вкладывающим в пассивного ученика некое содержание, опыт, знания, которые ребенок должен усвоить.

Цель — создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока.

Продумывает способы мотивации для класса, а не отдельно для каждого ученика.

Продумывает способы мотивации,  анализируя познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого.

Приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели.

Осуществляет целеполагание вместе с обучающимися. Двигается от интересов учащихся, помогая им  реализовать их цели.

Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы.

Передает содержание преподаваемого предмета.

Организует образовательную деятельность обучающихся.

Система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику.

Самостоятельная работа под руководством учителя. С его стороны постоянно осуществляется контроль за правильностью действий ученика и организуется помощь в устранении возникающих у ученика затруднений независимо от того, осознал ли он причины возникших затруднений или нет

Консультирует и поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности.

Создает благоприятную творческую атмосферу, где недопустима критика идей и высказываний учащихся, навязывание собственной точки зрения или исследовательской стратегии.

Имеет дело только с учебным материалом преподаваемого предмета.

Работает с материалом преподаваемого предмета и производственными проблемами обучающихся. Помогает эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся.

Работает ответами. Учитель вошел в класс, его никто ни о чем не спросил, а он уже начинает: «Подлежащее это главный член предложения…» или «Кольский полуостров находится…». То есть учитель — это знающий и рассказывающий о своем знании (хороший учитель способен не столько рассказывать, сколько организовывать освоение этого знания, но в любом случае, он работает со знанием)

Работает  вопросами. Уметь ответить вопросом на вопрос, задать такие эффективные вопросы, за счет которых ученик начинает глубже видеть. Умеет продлевать и углублять вопросы.

Устанавливает с обучающимися отношения иерархии (знающий-незнающий)

Устанавливает с обучающимися отношения партнерства (вместе развивающиеся)

Позиция «над учеником» (даже если она гуманизирована) всегда содержит в себе элементы превосходства, принуждения, порой — насилия, часто — авторитарности.

Умеет слушать и выделять существенные моменты в любом высказывании ученика. Направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, так как организаторская роль тьютора превалирует над образовательной

Доступен обучающимся во время занятий, определенных расписанием

Доступен всегда. Предоставляет возможность связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций

Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

Помогает формировать у школьников следующие качества: инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность.

Учитель -тьютор не вызывает у ребенка чувства страха, не унижает его достоинство, а, наоборот, воспитывают в нем свободу и ответственность, высокую сознательность и смелость.  

Учитель знает Путь и конечную точку Пути

Тьютор не знает Пути, не знает конечной точки Пути, но он знает, как надо идти

nsportal.ru

Тьюторство в образовании — это что такое? Описание :: SYL.ru

На фоне стремительно развивающихся возможностей современного мира, резко расширившегося многообразия социокультурной жизни и динамики общества в целом образовательная школа долгое время выглядела устаревшей системой. Политика нашего государства, в частности модернизация и реформирование системы образования Российской Федерации, направлены на то, чтобы устранить давно созревшую проблему – исключить обезличенность массовой школы.

Сегодня от учеников требуется новое качество – стремление к инициативному, самостоятельному и ответственному движению в собственном непрерывном обучении. Но как должен измениться учебный процесс, чтобы обеспечить выполнение этих требований?

В российском образовании появились новые должности

Индивидуализация обучающих программ привела к появлению новых, неведомых до сих пор профессий в образовательной сфере. В нашей стране присутствует довольно яркая тенденция все «американизировать». В результате понятие «индивидуальные занятия» постепенно вытесняет термин «коучинг», а учителя и педагоги перевоплощаются в тьютеров. Однако, если «коучеры» укрепились в области бизнеса, то что же такое тьюторство в современном образовании? Чем будет заниматься тьютор в детском саду, школе или вузе?

Кто такой тьютор?

В переводе с английского tutor означает «домашний учитель, наставник, опекун». Происхождение этого слова идет от латинского tueor – заботиться, оберегать, связано с понятием «защитник» или «покровитель». Таким образом, тьютор выполняет посредническую роль и выступает в качестве помощника учащегося, его консультанта и организатора эффективной учебной деятельности. Именно деятельность наставника отвечает важным аспектам образовательного процесса ученика.

Особенности профессии

Тьюторство в образовании – это принципиально новый вид педагогической деятельности. Свое применение находит в работе с проблемными семьями, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере дополнительного или профессионального образования, в высших учебных заведениях.

На сегодняшний день рассматривается несколько аспектов тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность, направленная на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий. Задача наставника — помочь преодолеть несоответствие между учебной программой и реальными возможностями ученика.

Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личностного потенциала средствами просвещения – организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь подразумевается помощь в направлении воплощения проектной и исследовательской деятельности.

В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сопровождение непрерывно длится в течение всего образовательного процесса.

Дошкольное образование

Что такое тьюторство в дошкольном образовании? Новый вид педагогической деятельности проявляется там, где необходимо индивидуализировать любой учебный процесс. Детские сады и дошкольные заведения не являются исключением. Напротив, именно здесь задается личностный старт маленького человечка: наставник запускает механизмы совершенствования ребенка, поддерживая и помогая освоить ресурсы социума для самостоятельного познания и личностного развития.

Чтобы добиться эффективных результатов в работе с конкретным малышом, тьютор-воспитатель должен изучить его жизненную среду и помочь преодолеть дефицит опыта или, наоборот, укрепить и развить сильные стороны личностного потенциала. При этом не стоит забывать, что нормальное обучение не может происходить без участия родителей. Поэтому специалист будет их привлекать, консультировать и ориентировать в том или ином обучающем процессе.

В работе с каждым конкретным ребенком тьютором составляется индивидуальная программа (маршрут) развития с учетом возрастных и личностных особенностей малыша. Разработка производится таким образом, чтобы расширить детский кругозор и максимально стимулировать заинтересованность ребенка к самостоятельному познанию в обучении.

Дополнительное образование

Благодаря тому что система дополнительного образования не имеет четких государственных стандартов, именно эта область обучения позволяет индивидуализировать учебный процесс. Здесь доступно обучение по гибким, вариативным методикам: каждому ребенку гарантированы свободные темпы и глубина освоения образовательных программ.

Тьюторство в дополнительном образовании способствует применению личностно-ориентировочных технологий и способствует развитию собственного потенциала.

Принципы личностного развития ребенка

Тем не менее для наиболее эффективного решения задач образовательного процесса и достижения поставленных целей педагог должен выстроить определенную коммуникационную систему – наладить связь со своими подопечными. Общение с ребенком должно основываться на таких принципах, как:

  • Признание безусловной ценности. Ребенок должен чувствовать свою значимость.
  • Безоценочное суждение. Нельзя судить ребенка, основываясь на собственном мнении, объективность оценки его мыслей и действий способствует творческому развитию малыша.
  • Свобода самовыражения. Каждый педагог дошкольного образования должен всячески поддерживать выражение собственного «Я» ребенка.

Исходя из этого, можно смело говорить о том, что компетентность наставника будет способствовать эффективной индивидуализации процесса обучения и развитию личности малыша.

Инклюзивное образование. Стремление к самостоятельности

Сегодня в системе российского обучения активно применяется практика, обеспечивающая доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями в обычных школах. Тьюторство в инклюзивном образовании дает возможность детям с инвалидностью нормально адаптироваться в социуме. Вместе с тем у здоровых детей развивается чувство толерантности и ответственности.

Поэтому в школьной среде зачастую возникают ситуации, когда присутствие педагога-наставника жизненно необходимо ребенку. В первую очередь подобная проблематика касается ребятишек, имеющих ограниченные возможности. Однако это вовсе не означает, что тьютор — ежеминутно обслуживающая, заботливая нянька. Задача наставника — поддерживать в ученике стремление к самостоятельности.

Тьюторство в профессиональном образовании: перспективы развития

В очень многих российских вузах образовательный процесс являет собой разрозненную, а не целостную структуру. Получается так: студент изучает какие-то дисциплины, которые как-то относятся к получаемой специализации, но для самого обучающегося это отношение остается невыявленным. В результате окончивший обучение специалист, хоть и изучил очень много предметов, но связать их между собой не может.

Сегодня тьюторство в образовании – это реализация основных программ вузов, где студент может самостоятельно выбрать дисциплины, влияющие на будущий профиль. В профессиональном обучении такая тенденция становится весьма востребованной. В связи с этим современный непрерывный процесс получения знаний требует упрочнения позиции тьютора как полноценного участника.

Именно этот специалист является выразителем интересов обучающегося. Его работа заключается в помощи, консультациях и организации эффективного учебного процесса, траекторию которого должен выстраивать сам студент.

Однако фактически на сегодняшний день не все российские вузы готовы иметь в своем штате тьютора. Во-первых, это немалые дополнительные расходы. Во-вторых, многие пока не понимают, какую позицию он занимает, что будет делать и какие проблемы можно решить, введя его в структуру учебного заведения.

Кто может быть тьютором?

Как уже говорилось, тьюторство в образовании – это индивидуализация учебного процесса под конкретного ученика. К основным задачам наставника относятся определение круга интересов учащегося, координация его самостоятельных занятий и оказание помощи при выборе специализации. Однако кроме этого, тьютор помогает ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для учащегося он чаще всего становится психологом. Поэтому данный специалист обязательно должен иметь специальную тьюторскую или психолого-педагогическую подготовку.

Тьютором может стать работник-педагог, способный оценить и поддержать собственный выбор ученика, стремление к самостоятельности и его активность. Это может быть классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог или учитель-предметник.

Тьюторство и консалтинг в образовании

Деятельность любого учебного заведения, независимо от формы собственности, обязательно подлежит лицензированию и находится под контролем государства. В ходе регулярных проверок учебного заведения на предмет оценки качества образовательного процесса, использования современных методик обучения, качественного состава работников-педагогов и соответствия уровня образования проверяющие органы проводят необходимое консультирование руководящего состава.

Консалтинг в образовании и тьюторстве имеет свои особенности, обуславливаемые определенной спецификой. С одной стороны, сами учебные заведения предоставляют консалтинговые услуги определенным группам населения, а с другой – сами структуры и их сотрудники могут стать потребителями консалтинга.

Сегодня консалтинг в образовании развивается таких направлениях, как:

  • Педагогическое.
  • Социально-педагогическое.
  • Психологическое.
  • Управленческое.

Помощь консалтинговых структур может понадобиться учебным заведениям при разработке индивидуальных программ развития ребенка, адаптации ученика, сопровождении и консультировании, проведении различных видов диагностик и исследований с целью обобщения опыта или введении инновационных технологий и методик.

www.syl.ru

Кто такой тьютор в школе и в чем заключается его работа

Только родители кое-как привыкли к появлению в школе нового человека – школьного психолога, новая напасть – какой-то тьютор. Кто это? Что он будет делать? И чем это грозит их любимому чаду? Особенно переживает за все такие нововведения старшее поколение: бабушки, дедушки. Они-то прекрасно выучились и без таких диковинок.

На самом деле ничего страшного не происходит. Это все делается для того, чтобы оптимизировать учебный процесс, сделать каждого ребенка максимально успешным, состоявшимся, счастливым.

Ведь кто такой тьютор в школе? Это сопровождающий, наставник. В его обязанности входит помочь ребенку найти свое место в жизни, понять, что же он хочет и может в реальности, раскрыть его таланты. Тьютор не учитель, он не преподает никакие дисциплины. И не школьный психолог, который отвечает за психологическое благополучие школьников всей школы. И не классный руководитель, который работает со всем классом сразу. Работа тьютора заключается в том, что он курирует развитие 5-6 учеников на протяжении нескольких лет учебы, возможно даже с первого класса до выпуска.

Больше знакомы с работой школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами в состоянии здоровья. Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь ребенка. Для каждого из них выстраивается индивидуальный план обучения и развития, учитывающий их особенности и помогающий им максимально реализовать свои возможности.

Но в обычной школе тоже все дети разные, и каждому из них, конечно, необходим человек, который будет направлять его развитие в сторону успешности, раскрытия имеющихся талантов, выработки индивидуальной образовательной программы.

Особенно это важно для старшеклассников, когда наиболее актуально стоит вопрос об окончательном сознательном выборе будущей профессии.

Именно тьютор поможет проявиться интересам и талантам каждого подопечного, сумеет адаптировать ребенка к требованиям школы, к безболезненному переходу из начальной школы в среднюю. Он же помогает устанавливать контакты со сверстниками, учит адекватно относиться к возникновению проблем в учебе и методам их правильного разрешения. В то же время он не является нянькой.

Но чтобы тьюторы не только пришли в школу, но и действительно выполняли именно свои функции, а не функции школьного психолога, классного руководителя или социального работника, необходимо создать благоприятную среду, условия для работы тьютора. Ведь наличие индивидуального плана развития у каждого ребенка предполагает, что в школе имеются ресурсы для их развития, осуществления. Причем в большом избытке, чтобы у ребенка был реальный выбор. В этом случае школьник, умело направляемый тьютором, начинает постепенно выстраивать свое будущее.

Допустим, такие образовательные пространства в учебном учреждении имеются. Но ведь еще нужно где-то качественно подготовить самих тьюторов. Это не должны быть самоучки, выполняющие функции данного специалиста так, как им кажется правильным, как каждый из них понимает смысл этой должности. На тьютора должны учиться так же, как на учителя, психолога и т.д. Это могут быть курсы переподготовки, центры повышения квалификации, магистратура. Должны быть четко прописаны и должностные обязанности такого специалиста.

В наш век высоких технологий, бешеных скоростей, с которыми успевает устаревать информация, тьютор становится одной из важнейших фигур в учебном учреждении, помогающих ребенку стать успешным.

Поскольку не все родители посещают родительские собрания, нужно обязательно вести разъяснительную работу через электронную почту, в бумажном варианте, чтобы донести информацию до каждого члена семьи, рассказать, кто такой тьютор в школе, что входит в его обязанности. И какую пользу работа тьютора может принести ребенку.

 

Likes(8)Dislikes(6)

prouchebu.com

Tutor

Никогда не занималась репетиторством онлайн. Раньше приглашала учеников домой, с некоторого времени это стало невозможно. Прошлась по нескольким интернет-площадкам. Честно скажу, пугало огромное число зарегистрированных репетиторов, из которых ученик должен выбирать. Боялась, что буду месяцами ждать своей очереди. На Tutor все оказалось по-другому. Туда попадают только преподаватели, которые прошли несколько этапов отбора. Поэтому нет сотен и тысяч репетиторов в списке. Только избранные, настоящие специалисты. Рада, что оказалась одной из них.
Марина Кудрявцева, учитель математики

10 лет уже работаю в школе и подрабатываю на дому репетитором. Не всегда график плотный, есть свободные места. Решил попробовать выйти в интернет самостоятельно. Потыкался в специальные группы в соц.сетях, создал свою для поиска учеников. Понял – не мое, слишком много времени уходит на раскрутку. Знакомый посоветовал Tutor. Там все четко: прошел отбор – стал членом сообщества, да еще и бесплатно. Ученики нашлись быстро и радует, что даже из моего города. Кто-то приходит домой, с кем-то занимаюсь онлайн. Цену устанавливаю свою, никто меня не ограничивает и комиссию не берет. Что еще надо?
Евгений Боровков, учитель истории и обществознания

Я учитель в возрасте и со стажем. Все-таки почти 25 лет в школе. Молодые коллеги быстро освоились с новыми технологиями и стали по скайпу готовить учеников по своему предмету. А для меня интернет – темный лес. Но решила попробовать, тем более есть, что дать ученикам. И опыт подготовки к ЕГЭ, и к олимпиадам, и к творческим экзаменам в престижные вузы. Заходила на несколько ресурсов, но останавливала плата за регистрацию. Нашла Tutor, там бесплатно. Очень быстро освоилась, все показали и объяснили. Первое время я каждый день спрашивала, что и как надо делать,отвечали тут же. Оказывается, что еще и публиковать свои наработки можно. За 25 лет много чего накопилось, есть чем поделиться с молодыми учителями. Я довольна. Всей команде Tutor огромное спасибо.
Светлана Регинская, учитель русского языка и литературы

Для меня Tutor стал не только источником дополнительного дохода, но и дружная команда таких же учителей “с горящими глазами”, как у меня. В принципе, проблем с поиском учеников и раньше не возникала. Но здесь такая близкая мне атмосфера, есть с кем пообщаться и обсудить новаторские идеи. Преподаватели из разных городов, интересен их подход. Так что я не раздумывая вступил в сообщество. Задачи беру разные: к ЕГЭ и олимпиадам готовлю, подтягиваю знания по предмету ученикам среднего звена. График плотный, но и достижения подопечных радуют. Расту вместе с ними.
Александр Барышев, учитель физики

Я учитель рисования. Понятно, что с репетиторством по этому предмету сложно. Но я еще преподаю и черчение. К сожалению, в моей школе его нет. Ко мне часто обращаются ученики 11-х классов и студенты первых курсов технических вузов, чтобы помогла освоить основы чертежей. Подумала, а почему бы не попробовать поискать таких учеников и онлайн? Первокурсникам сложно без базы по черчению с начертательной геометрией в вузе. Сразу возникают проблемы с графическими работами. Зарегистрировалась на Tutor. Не ожидала, что сразу столько найдется желающих. Работой теперь обеспечена на год вперед.
Ольга Коновалова, учитель ИЗО и черчения

Почему именно Tutor? Решил проверить себя, как специалиста. Я регистрировался уже на одном интернет-ресурсе. Так там только диплом попросили показать и все. А ученику разве диплом нужен? Ему нужен человек, который поможет ему справиться с трудностями по предмету, тот, кто вместе с ним отвечает за результат. Когда нашел Tutor, понял, что это мое. Проблем при тестировании не возникло. Все четко и по делу. Зато ученик сразу видит, что выбирает не дядю с улицы. Такой подход для меня стал определяющим при выборе площадки.
Владимир Морозов, учитель химии

tutor.tutor.ru

Кто такой тьютор? — интервью выпускницы магистратуры МГПУ

Кто такой тьютор и чем он отличается от обычного учителя, почему эта профессия сегодня востребована и чем магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» интереснее других нам рассказала куратор программы, магистр педагогики Нина Лебедева.

 

Тьюторство — это новое для многих направление в образовании, хотя наша ассоциация этим занимается более 20 лет. Сейчас это слово уже больше на слуху, чем года 3 назад, но все равно часто возникает вопрос, что же это такое. Тьюторство — это такой вид педагогического сопровождения для выстраивания индивидуальной образовательной программы человека. С понятием тьюторства всегда рядом стоит понятие «заботы о себе».

Тьютор — это такой педагог, который не умеет навязывать свою точку зрения, он слышит своего тьюторанта, сопровождает его образовательный интерес, раскрывает вместе с ним его карту интересов, обсуждает образ его будущего и как это «положить на бумагу» — так человек при помощи тьютора выстраивает свою индивидуальную образовательную программу. Тьютор — это тот, кто ценит в человеке его индивидуальность, его субъективность, он знает много техник и технологий, умеет разрабатывать новые, и корректировать имеющие подзадачи.

В нашем современном мире существует такое разнообразие всего и вся, что возникает потребность научиться во всем этом разбираться. Это, начиная с того, какую книжку почитать, заканчивая тем, какой выбрать вид медицины, и какой вид тренировок будет подходить «именно моему» темпераменту и строению тела. Но это, если брать рамку широко, тогда мы попадаем в тьюторство в социальной сфере, где уже существуют семейные врачи, индивидуальные тренеры и так далее.

Наша магистратура берет рамку сферы образования, где тьютор также просто необходим. Семьи не знают, какой детский сад и школу выбрать, подростки не знают в какую профессию им держать курс и какой колледж или университет выбрать. Люди среднего и старшего возраста постоянно сталкиваются с ситуацией смены профессии (многие профессии актуальные 10 лет назад, теряют свою необходимость в современном мире). В современном мире мы все чаще говорим о таком термине, как «непрерывное образование» или «образование через всю жизнь». Что это означает? Мы часто испытываем проблему разобраться с окружающими нас ресурсами и проблемой выбора из многообразия. Если не останавливаться очень подробно, то мы буквально каждый день имеем обращения от родителей с детьми с ОВЗ с просьбой помочь в поиске тьютора. И это тоже одна из огромных областей, где тьютор просто необходим.

Чем тьютор отличается от других видов образовательной профессии? На этот вопрос сложно ответить, если не уточнять, с какой целью мы хотим это узнать. Тьютор и учитель имеют абсолютно разные задачи: тьютор работает с конкретным запросом, через созданную специальную среду, а учитель — через стандарт и массовость, где не сильно важно, какая вокруг среда.

Главный инструмент для тьютора — это карта. Документ, который получается при взаимодействии тьютора и тьюторанта — это индивидуальная образовательная программа. Важно понимать, что тьютор — не наставник и не ментор, он не даёт советов.

В нашей стране есть несколько магистерских программ и переподготовок, которые готовят тьюторов, но стоит отметить, что не каждый прошедший обучение, становится им. Ведь любая профессия — это призвание.

Мест для своей дальнейшей реализации после обучения — много. Все больше частных школ, где существуют тьюторские службы. Есть университеты с тьюторами. Очень много семей, которые готовы заключать с тьюторами договоры об оказании образовательных услуг. И не стоит забывать сферу инклюзию, про которую я говорила выше. Варианты своей реализации есть!

Руководитель нашей магистерской программы Татьяна Ковалева  — самая первая начала развивать тьюторство в России, она является президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации. Уникальная возможность заключается в том, что этот профессионал своего дела  читает лекции в нашей магистратуре, участвует во всех событиях и доступна для магистрантов почти 24 часа в сутки. Я ещё ни разу не встречала в своей жизни такого человека, который живет идеей, в которую верит и несет ее на себе через всю жизнь.

В магистратуре собран уникальный коллектив педагогов! Мы — первые, кто открыл магистерскую программу по тьюторству. У нас накоплен огромный опыт! Приходите к нам!

www.mgpu.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о