После родительского собрания – Родительское собрание: правила выживания | Журнал Домашний очаг

Родительское собрание: правила выживания | Журнал Домашний очаг

Кому идти?

Итак, решено: идем. Только вот кто пойдет-то? Мама? Папа? А может быть, лучше бабушку отправить — все равно ведь без дела мается старушка… Или вот свекровь — женщина без сердца — отличный кандидат для лекции на тему «карандаш без ластика»… Стоп. Если речь идет о первом родительском собрании, то лучше всего отправляться туда составом мама + папа. Не важно, что маме «не очень-то и хочется», а у папы «футбол, пятница и передовица». Важно, что факт наличия обоих родителей однозначно укажет учителю или воспитателю на то, что семье Ивановых (Петровых, Сидоровых) интересно, кто, когда, как и чему учит их чудесного ребенка. То есть — внимание! — семья Ивановых (Петровых, Сидоровых) заинтересована в диалоге с педагогом и открыта к сотрудничеству. Как показывает практика, такие активные и коммуникабельные родители ценятся преподавателями очень высоко, а соответственно, и отпрыски этих родителей будут на хорошем счету. В том случае, если у вас уже не первое собрание, следует решать по ситуации.

Что надеть

Человека встречают по одежке. Часто случается, что молодые родители впадают в крайности. Так, науке известны случаи, когда мамы приходили в класс в меховых манто (пусть Марья Петровна знает, что у семьи есть деньги и, если что, мы за Васеньку горой) или, напротив, пытались втиснуться в утлый костюм времен прабабушки (пусть Марья Петровна не подумает, что у нас денег куры не клюют, и не посмеет стрясти с нас лишнюю копейку на карандаши без ластиков). Но на самом деле ценные меха или рваное рубище вызовут у Марьи Петровны вполне обычное человеческое недоумение. Костюма вида пиджак-рубашка-брюки (юбка) будет вполне достаточно, чтобы представления Марьи Петровны о прекрасном не рухнули и были крепки, как Великая Китайская стена.

Родительский комитет

Родительское собрание без просьбы записаться в родительский же комитет не может являться полноценным. Не сомневайтесь: предложат. Лучше сомневаться перед тем, как сказать «да». Логический вывод «я записалась в родительский комитет — значит, к моему ребенку будут относиться лучше» неверен, так как «отношение к ребенку» зависит главным образом от поведения этого самого ребенка, а вовсе не от активности его матери. «У меня есть некоторое количество свободного времени, так почему бы мне не помочь классу (садику)» — вот единственная разумная причина для работы на общественных началах. И наградой за эту работу будет вовсе не «особое отношение», а, например, хорошие тетрадки, качественный пластилин или интересная экскурсия, на которую отправится ваше чадо вместе с классом (как вы понимаете, покупка тетрадок, пластилина и заказ экскурсий — и есть то, чем занимается родком).

Если ребенка критикуют

Страшный сон: ряд родительских голов, под потолком реет муха… и вдруг глас с небес: «А от Пети Иванова кто-нибудь есть?» Не успеваете вы проблеять: «Папа Пети Иванова — я», — как глас тут же сообщает, что «Петя от рук отбился и учится хуже всех». И вот уже ряд родительских голов повернут к вам. Стоп! Панику отставить! Ситуация самая что ни на есть штатная. Во‑пер­вых, вспоминаем что вы не Петя, а папа Пети — большое взрослое состоявшееся человечище с громовым голосом и определенными перспективами на жизнь. Во‑вторых, этим самым громовым своим голосом сообщаем учительнице, что проблемы своего сына (дочери) вы с большим удовольствием обсудите ­ПОСЛЕ собрания, в условиях «с глазу на глаз». Только так и никак иначе. Потому что «быть недовольным вашим ребенком» — одно, а «быть недовольным вашим ребенком прилюдно» — совсем другое. Как правильно общаться с учителем, смотрите здесь.

После собрания

Чтобы приход папы с родительского собрания не был страшным сном ребенка, необходимо помнить следующее: все, что вам сказал учитель, не является прямым руководством к действию. Просто на прошлой неделе ребенок себя плохо вел — и точка. Ваша задача — выяснить, в чем заключалась причина плохого поведения, и по возможности ее устранить. Как правило, если речь идет о дошкольнике или младшем школьнике — никаких «страшных» и особенно «глубинных» причин тут не бывает: не высыпался, был перевозбужден, поссорился со своим приятелем и т. д.

Если по какой-то причине вы не согласны с проводимой Марьей Петровной (учителем, завучем, директором) воспитательной линией, то имеете полное право обратиться за поддержкой и помощью к компетентным лицам. Например, в электронную приемную департамента образования г. Москвы по адресу www.educom.ru/ru/dialog

www.goodhouse.ru

Как выжить после родительского собрания? — Статьи — Дети старше 7 лет

Фотобанк Лори

Мы выросли, а вот эта противненькая смесь вины и скуки, и желание, чтобы все поскорее закончилось, является без спросу. И на родительские собрания к собственным детям мы именно с ним, с этим противненьким чувством, и ходим, разве нет? И родительские собрания не обманывают наших ожиданий.

Для педагогического коллектива мы, в сущности, тоже нисколько не изменились, остались в лучшем случае — милыми несмышленышами, в худшем — противными тупицами. Даже если мы учились в совсем другой школе и в другом районе и даже в другом городе. По секрету: для учителей почти все люди в лучшем случае несмышленыши, а в худшем… Это называется профессиональная деформация.

И вот мы, на этих собраниях, слушаем, что говорят о наших детях. Какие у них успехи. Про это, правда реже. Чаще — какие неуспехи. А так как даже в школьных туалетах кабинки от веку не закрываются, то и на родительских собраниях нам, скорее всего, режут правду-матку про наших детей при всем скоплении народа, невзирая на наши чувства.

Не потому, что хотят нас как-то специально унизить или оскорбить. Просто не знают, что бывает по-другому и даже не предполагают, что может быть. И искренне не догадываются, что это бестактно, негуманно и попросту обидно.

Да и мы, положа руку на сердце, не всегда в состоянии отследить, почему после этих самых собраний, вернувшись домой, хочется в крайне жесткой форме объяснить своему нерадивому отпрыску, как он был неправ, написав на два, три, четыре даже — для многих родителей и это непоправимо — контрольную по математике и вообще сделал все, о чем рассказали вам на собрании.

А теперь — следите за руками. Я утверждаю, что львиная доля нашего недовольства школьными успехами собственных детей связана, скорее всего, с двумя вовсе не очевидными причинами.

Причина первая. Мы знаем, что помещение школы, не говоря уже о разговоре с учителем, очень быстро превращает нас из взрослых дядь и теть в первоклассников, не успевающих писать палочки в тетрадь мальчиков или в девочек-хорошисток, у которых с палочками все в порядке. Почему именно в первоклассников?

Потому что именно в это время мы особенно беззащитны перед школьными правилами, перед учителем, перед новой жизнью, в которой мы, возможно, не чувствовали себя успешными. Это потом мы нарастили мускулы (кто — нахальства, а кто — равнодушия) и научились защищаться. Но психика так устроена — чувство собственного несовершенства оживает в нас в несколько раз легче, чем чувства уверенности и комфорта.

А теперь — вторая причина. Она естественным образом вытекает из первой. Дойдя до учителя или до родительского собрания, мы как-то собираемся с силами, проводим сами с собой маленький тренинг на тему «Я уже большой».

А тут на тебе — опять тетя со строгими глазами объясняет нам, что мы все делаем не так — ну, раз наш ребенок до сих пор «жи» и «ши» не усвоил или интегралы, то ясно же, виноваты мы, потому что неправильно его воспитываем. Не она, тетя-педагог ,виновата, потому что неправильно его учит, а мы…

И тут наша психика делает кульбит. Ну, потому что ведь сил нет выносить все это и хочется побыстрее избавиться и от мути на душе, и от вины. Кульбит не сложный: раз учительница не виновата и я тоже не виноват, значит виноват — ребенок. Это он не старается, это он ленится, это он несознательный.

И мы, вместо противного чувства неуверенности, робости, виноватости начинаем испытывать праведный гнев и несем его с родительского собрания домой, собственному ребенку. Это ему придется ответить за наш душевный дискомфорт, за школьную систему, устроенную на манер казармы, за то, что у учителей, бывает, и сил нет, чтобы донести до детей «жи» и«ши» или интегралы, потому что они строчат бесконечные бумажки, отчеты и заполняют журналы.


Клоню я, собственно, вот к чему. Прежде чем отчитывать ребенка за школьные неуспехи и обвинять его в несознательности, прежде чем страдать, прежде чем мучится виной за свое не слишком идеальное родительство, полезно отделить чувства, связанные с вашей личной историей школьных бед и побед, свое нынешнее раздражение школьными порядками, от того, что на самом деле происходит с учебой у ребенка.

Сплошь и рядом бывает, что сами по себе, без вашего эмоционального груза, эти двойки по контрольной, записи в дневнике и 
отлынивая от физкультуры значат не так уж много. С кем не бывает, в конце концов?

А также бывает, что, сделав это буквально: написав на бумажке или вот здесь в комментариях, и вернув в прошлое свои неприятные эмоции, вы вполне в состоянии разобраться в настоящих причинах возникших затруднений.

Попробуем? А я вас с удовольствием выслушаю.

deti.mail.ru

Как пережить родительское собрание | Православие и мир

Как не дать испортить себе настроение на родительском собрании и уйти оттуда в полном спокойствии.

Есть ли действительно что-то новое, чего вы не знаете, что вам могут сообщить на собрании?

Все мы помним, как наши родители, уходя на школьное собрание, говорили серьезно или полушутя: «Ну, послушаю там про тебя, надеюсь, не расстроюсь». Для них два собрания в год были возможностью официально встретиться с учителем и услышать про своего школьника — и это событие казалось кому-то важным.

В условиях одной глобальной социальной сети, ежедневной связи, моментального обмена любыми сообщениями – для каких сверхважных вопросов необходимо очно собирать 30 родителей 4 раза в год, а то и чаще?

Собрание сегодня приобрело оттенок тусовки по интересам для тех, кому мало мессенджера, почты и ежедневных встреч у школы. А кому-то оно помогает ощутить себя «в статусе» родителя школьника, до которого нужно «донести информацию» и который, в свою очередь, должен ее «принять к сведению».

Конечно, важно посмотреть в глаза учителю своего ребенка, поддержать контакт, поговорить по-человечески, пожаловаться, убедить – все это надо иногда делать, но именно формат собрания как раз и не подходит для такого задушевного разговора – ведь для него просто не будет времени. Как и вообще времени, чтобы обсудить что-то серьезно.

 

Запишите это. Может быть, вы как раз из тех позитивных, увлеченных образованием мам, которым интересно абсолютно все. А может, вас как отца семейства интересует только один практический вопрос – сколько надо сдать денег.

Важно помнить о своем интересе, когда 5 активных мам из родительского комитета начнут делать краткий, минут на 40, отчет о расходах, а учитель зачитает список олимпиад, в которых просто необходимо принять участие для повышения рейтинга школы.

Если вашему юному хоккеисту даром не сдался конкурс рисунка – не позволяйте вовлечь себя в обдумывание и обсуждение этих проблем. И не забудьте обозначить интересующие вас вопросы, это удастся гораздо быстрее, если они будут записаны.

 

Вероятно, вы уже имеете неплохое представление о своих родительских обязанностях, если как-то умудрились вырастить и воспитать ребенка-школьника. Тем не менее, школа часто считает нужным дополнить наше понимание. Намеков на родительский долг будет много. Родители должны контролировать, приучать к самостоятельности, помогать, проверять, заниматься, расширять кругозор и вовремя принимать меры.

Многие с этим, в общем, согласны и не отказываются – вариантов других просто нет. Но иногда вспоминайте, что учить все же должны в школе – для того вы и отдали туда своего ребенка. А напоминания об обязанностях – это способ переложить на родителей ответственность за свою работу.

 

Мысль не новая, но почему-то еще не всем учителям и родителям очевидно, что общее собрание – не место для перехода на личности. Даже из самых лучших побуждений – помочь ребенку.

Любые попытки со стороны учителя или других родителей публично обсудить поведение, успеваемость, сравнить, пожаловаться на вашего или чужого ребенка следует жестко пресекать и не участвовать в этом. Если ситуация критическая – обсудить ее наедине, если у учителя есть традиция «разбирать» каждого ученика – надо это прекратить общим родительским протестом.

Учителю можно напомнить про нарушение этики, в крайнем случае – просто уходить с такого собрания.

 

Типичная попытка продавить что-то невыгодное, неудобное, сомнительное или непопулярное – когда сообщают, что решение нужно принимать срочно, здесь и сейчас. Покупка со скидкой кварцевателя воздуха, добровольно-обязательные платные кружки, срочное согласие на работу с логопедом, запись на участие в очень важном конкурсе – и все это можно решить только сегодня.

Не торопитесь. Крайне мало есть вещей, которые не могут подождать хотя бы до завтрашнего утра. Иначе почему о них не сообщили вам заранее?

Взвесьте полученную информацию – какое отношение все это имеет к вашему ребенку и вам? Это поможет ему лучше учиться, оздоровит, облегчит жизнь, доставит удовольствие? Если нет – вам это не нужно! Не соглашайтесь просто потому, что «все уже сдали деньги и только вас ждут».

 

Мы можем внешне сохранять спокойствие, но внутри-то все клокочет: как же, пишет плохо, ведет себя ужасно, да еще и учитель сказал, что класс – слабенький, а через три года – уже сдавать экзамен! А потом, в 8-м классе, может, вообще в сильную школу захотим перейти, а кто ж его такого возьмет?!

Что-то имеет отношение к нашему ребенку, что-то учитель перекладывает на родителей, а какие-то проблемы мы придумали, и их просто пока еще нет! Конкретные трудности ребенка еще могут волновать, но слабый класс – это проблема исключительно педагога, не ваша! Не втягивайтесь эмоционально в решение проблем, которые вас не касаются.

 

Не сидите до упора. Если собрание исчерпало себя – уходите, не стесняйтесь, у любого родителя в 9 вечера есть причины спешить домой!

Нет никакого смысла занимать очередь к классному руководителю, чтобы поговорить о ребенке (если только собрание – не ваш единственный шанс войти в школу) – ждать придется долго, обсудить проблему за пару минут невозможно, будут напирать другие жаждущие общения, а если даже 10 мам поговорят с учителем хотя бы по 10 минут, все затянется до ночи.

Для решения проблем гораздо эффективнее будет личная встреча в любой другой день, а если это организационный вопрос – напишите электронное письмо.

 

Даже если вы готовы иногда заниматься общественной работой и у вас есть время — не показывайте этого. Тем более не осуждайте других, менее сознательных.

Часто такие родители оказываются единственными, кто отозвался, и они – первые кандидаты на выгорание, потому что от избытка времени или гиперответственности занимаются сразу всем.

Кроме того, очень активные мамы не только не восхищают, но и раздражают. В лучшем случае к вашему вкладу отнесутся равнодушно – вы же сами показали, что у вас куча времени и вам это нравится. Поверьте, никто не узнает и не оценит, сколько сил вы потратили на поиск оригинальных подарков учителям и дешевых учебников.

Соглашайтесь только на посильную помощь в приятных вам делах!

 

Если нет времени, сил и желания – можно просто не ходить на собрание. Попросите подруг по школьному чату рассказать о самом важном.

Прогрессивные педагоги идут еще дальше и делают простенькую презентацию. По их мнению, дети должны уметь это уже в начальной школе – что же мешает учителю выслать родителям хотя бы обычный вордовский файлик с основной информацией – что было на собрании?

Предложите и вашему такой простой и приятный вариант. И пусть ничто не отнимет у вас спокойствия и позитива в новом учебном году!

 

www.pravmir.ru

Как провести родительское собрание без конфликтов – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

  • Интернет-магазин
  • Где купить
  • Контакты
  • Аудио
  • Новости
  • LECTA
  • Программа лояльности
Мой личный кабинет Методическая помощь Вебинары Курсы Каталог Дошкольное образование Начальное образование Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Естествознание ИЗО Информатика Искусство История России Итальянский язык Китайский язык Литература Литературное чтение Математика Музыка Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир ОРКСЭ, ОДНК Право Русский язык Технология Физика Физическая культура Французский язык Химия Черчение Шахматы Экология Экономика Финансовая грамотность Психология и педагогика Внеурочная деятельность Дошкольное образование Начальное образование Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Естествознание ИЗО Информатика Искусство История России Итальянский язык Китайский язык Литература Литературное чтение Математика Музыка Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир ОРКСЭ, ОДНК Право Русский язык Технология Физика Физическая культура Французский язык Химия Черчение Шахматы Экология Экономика Мой личный кабинет Методическая помощь Дошкольное образование Начальное образование Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Естествознание ИЗО Информатика Искусство История России Итальянский язык Китайский язык Литература Литературное чтение Математика Музыка Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир ОРКСЭ, ОДНК Право Русский язык Технология Физика Физическая культура Французский язык Химия Черчение

rosuchebnik.ru

Консультация на тему: Родительское собрание «Как стать хорошими родителями»

Родительское собрание «Как стать хорошими родителями»

Ты, отчий дом, являешься основой всякого истинного естественного воспитания человека. Отчий дом, ты — школа нравов и государства.

И. Пестадоцщ

 

Отцы и матери! Вам басни сей урок. Я рассказал ее не детям в извиненье… Но если выросли они в разлуке с вами, И вы их вверили наемничьим рукам, Не вы ли виноваты сами, Что в старости от них утехи мало вам?

И.А. Крылов

 

Задачи: помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собственных детей; способствовать формированию культуры общения родителей и детей; тренировать коммуникативные умения родителей.

Форма приведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения: как нужно выстраивать отношения с подрастающими детьми; как нужно разговаривать с детьми; чего нужно избегать в общении с собственными детьми; как нужно поступать, предупреждая детские глупости?   

Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей; памятки для родителей ; ситуации для обсуждения (см. приложение).

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы! Сегодня хотелось бы начать нашу встречу со слов героя фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это тогда, когда тебя понимают».

И действительно, как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Будь это иначе, мы бы уже давно жили в городе солнца Томазо Кампанеллы.

Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не понимают. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания напрямую связаны с непониманием, с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребенка, в мир детства.

Нам очень хочется, чтобы спустя годы наш ребенок сказал нам спасибо за то, что мы, родители, есть на этой земле. Но как дождаться этих слов, как сделать так, чтобы ребенок хотел видеть нас рядом в любом возрасте, в любом состоянии.

Как сделать так, чтобы его не тяготила родная семья, чтобы не была она для него «домокловым мечом», уничтожающим радость пребывания дома.

Сегодня мы будем рассуждать о том, насколько мы с вами состоялись как родители, что нам нужно сделать, чтобы профессия быть родителем была в радость и нам, и детям. Я прошу вас обратить внимание на доску и внимательно прочитать вопросы, которые мы будем сегодня обсуждать.

II.  Обсуждение вопросов в группах

Родители делятся на группы, получают копии вопросов и работают в группах. Им необходимо выработать собственное мнение по каждому вопросу и дать аргументацию.

После обсуждения каждого вопроса родители получают информацию по результатам анкетирования детей и родителей.,

Анализ анкет. Анкеты тщательно анализируются. На родительском собрании уместно без называния фамилий родителей указать на те проблемы, которые поднимают в своих анкетах дети.

Особое внимание необходимо обратить на те анкеты, в которых на одинаковые вопросы родители и дети дают совершенно противоречивые ответы. Это свидетельствует о том, что кто-то отвечает неправду. Больше внимания необходимо уделить тем анкетам, в которых как с одной стороны, так и с другой, говорится о положительном взаимодействии детей и родителей.

Анкеты оформляются в виде плакатов и вывешиваются на доску.

Затем каждая группа родителей вытягивает ситуацию, предложенную классным руководителем. В течение 5 минут родители обсуждают ее, а затем предлагают свои варианты ее решения. Если кто-то из родителей другой группы не согласен с предлагаемым вариантом, он может предложить свой вариант решения проблемы.

Всем родителям раздаются памятки для анализа. После прочтения родители отмечают те пункты, которые ими выполняются согласно памятке, и те, которые им выполнить трудно, Затем в группах идет обсуждение. Если родители с каким-то пунктом памятки не согласны, они могут предложить обсудить этот пункт вслух.

Родители могут взять памятки домой и обсудить еще раз дома, если в этом есть необходимость.

III.  Подведение итогов

Классный руководитель просит родителей определить те моменты в собрании, которые вызвали у них больше всего эмоций и чувств. После собрания классный руководитель проводит консультацию для родителей, анкетирование детей которых вызвало определенную тревогу педагога.

Как стать хорошими родителями своим детям

Родителям предлагается заполнить дома следующую анкету:

—    Считаете ли вы себя хорошими родителями?

—    В чем это проявляется?

—    Умеете ли вы прощать своего ребенка?

—    Считаете ли вы необходимым для себя вести доверительные разговоры со своим ребенком?

—    Какие методы наказания своего ребенка вы используете?

—    Как, по вашему мнению, относятся к вашему ребенку в школе и классе?

—    Каким вы видите своего ребенка в будущем?

Анкетирование учащихся

Мои родители — это___________

Я хочу, чтобы мои родители______________ .

Мои родители меня______________ .

Я боюсь, когда мои родители______________ .

Я радуюсь, когда мои родители______________ .

Мне приятно, когда мои родители         .         _____ .

Я надеюсь, что мои родители_________ :____ .

Мой папа — это          -__________ .

Моя мама — это_______________ .

Самый счастливый день в нашей семье тогда, когда____ .

Самый несчастливый день в нашей семье, когда______ .

Подготовка памяток для родителей

Памятка 1

Уважаемые родители!

Для того чтобы развить в себе умение быть хорошим отцом или матерью, необходимо очень сильно этого хотеть и любить своего ребенка уже только за то, что он у вас есть.

Рекомендации памятки могут быть такими:

  • Для того чтобы ваш ребенок вырос здоровым, счастливым и уверенным в себе человеком, вы должны ответить на следующий вопрос: Всегда ли то, что я хочу для него, будет ему хорошо?
  • Будьте предельно откровенны с ребенком по всем вопросам его настоящего и будущего, не рисуйте ему радужные горизонты, которые могут не оправдаться.
  • Сделайте так, чтобы ваш ребенок знал, что вы от него хотите.
  • С самого раннего детства учите вашего ребенка понимать слова: «можно», «нельзя», «надо».
  • Помните! Ребенок должен очень рано понимать, что есть вещи, которые категорически нельзя делать, ибо за этим последует обязательное наказание.
  • Рассказывайте о себе, своем детстве, своих желаниях и интересах, планах и поступках, о том, что получилось, и что не получилось.
  • Говорите о себе правду, не рисуйте себя розовыми красками.
  • Развивайте в своем ребенке ответственность за его дела и поступки, не перекладывайте их на чужие плечи.
  • Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

Памятка 2. Если ваш ребенок склонен совершать глупые поступки

  • Никогда не забывайте о том, что своему ребенку нужно доверять.
  • Умело и тактично проверяйте свое к нему доверие.
  • Не рисуйте в своем воображении трагедии и катастрофы, которые могут произойти, если ребенок совершает глупость.
  • Умейте слушать своего ребенка.
  • Культивируйте доверительные разговоры с ним.
  • Не бойтесь высказывать ему свои опасения, но в доверительной и тактичной форме.
  • Учите его жить по правилам и по законам, влияя собственным примером.
  • Если ребенок совершает глупость, ищите причину в себе, в нем, а не в других людях.
  • Ни один промах, сделанный вашим ребенком, не замалчивайте. Старайтесь анализировать и совместно делать выводы.
  • Умейте прощать и просить прощения у своего ребенка!

Подготовка ситуаций для обсуждения

К родительскому собранию необходимо подготовить ситуации, которые бы позволили проверить родителям собственную стратегию и тактику воспитания ребенка.

Ситуации могут быть такими:

Ситуация 1. Ваша дочь просит вас отпустить ее на вечеринку. Вечеринка проходит за городом, на даче. В ней участвуют не только сверстники — подруги вашей дочери, но и молодые люди старшего возраста. Как вы поступите?

Ситуация 2. Вам сообщили о том, что ваш ребенок пойман в школе на мелком воровстве. От вас требуют немедленно прибыть в школу для объяснений.

Ситуация 3. Вы совершенно случайно узнаете, что ваш ребенок курит. Вы просите его честно в этом признаться, но он все отрицает. При этом он утверждает, что это его друзья курят, поэтому от него пахнет сигаретами.

Ситуация 4. Вы много работаете, часто очень заняты, поэтому просите своего ребенка сделать необходимую работу по дому. Ребенок находит тысячу отговорок, но при этом успевает поболтать с друзьями, посмотреть телевизор. Как только родители начинают ругать, уходит к себе в комнату и на просьбы родителей не реагирует.

Ситуация 5. Ребенок совершенно потерял интерес к учению, часами смотрит отрешенно в окно, беспричинно плачет, не желает идти в школу. Учителя жалуются, они отмечают перемены в поведении ребенка.

nsportal.ru

Консультация на тему: Рекомендации для проведения родительского собрания

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Этапы подготовки к родительскому собранию:

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Определение целей родительского собрания:

-повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

-содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;

-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;

-пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;

-подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени

Виды родительских собраний:

1.Организационные:

-составление и утверждение планов работы;

-избрание родительского комитета;

-распределение общественных поручений;

-разработка мероприятий с участием родителей

2.Собрания по плану классного всеобуча родителей.

3.Тематические.

4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

5.Собрания-практикумы.

6.Итоговые и т.д.

Нетрадиционные формы работы с родителями

•тематические консультации

•родительские чтения

•родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их, возможно, решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Примерные темы:

1.Ребёнок не хочет учиться.

2.Как развить плохую память ребёнка.

3.Единственный ребёнок в семье.

4.К чему может привести тревожность детей.

5.Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

•учитель собирает и анализирует информацию;

•определяется список литературы по данному вопросу;

•изучение литературы родителями;

•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерная тематика:

1.Первый год ребёнка, каким он был.

2.Каким я вижу будущее своего ребёнка.

3.Друзья моего ребёнка.

4.Праздники нашей семьи.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

Традиционные формы работы с родителями

•родительские собрания

•общеклассные и общешкольные конференции

•индивидуальные консультации педагога

•посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

•особенности здоровья ребёнка;

•его увлечения, интересы;

•предпочтения в общении в семье;

•поведенческие реакции;

•особенности характера;

•мотивация учения;

•моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.

Анкета «Мой ребёнок»

1.Когда он родился, то __________________________________________________

2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________

3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________

5.Его отношение к школе было ___________________________________________

6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ  НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

Данная статья была опубликована в N 45/2002 еженедельника
«Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября».

Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу… И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту — школьные психологи.

Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические (а какими еще они могут быть!).

Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ?

Какие роли реализует классный руководитель во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, педагог выступает в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать — задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать с помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.
В психологической литературе, посвященной работе тренера — ведущего тренинговой группы, накоплен богатый и очень полезный материал, касающийся реализации ролей информатора и коммуникатора.

ПЕДАГОГ В РОЛИ ФАСИЛИТАТОРА

То же самое можно сказать еще об одной роли педагога — ведущего родительское собрание. Это роль фасилитатора.

В самом примитивном толковании, фасилитатор — это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.

Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети.

Психолог может помочь педагогам освоить роли информатора и фасилитатора. Идеальный вариант — провести небольшой тренинг данных ролевых позиций для классных руководителей. Но если это невозможно, будет полезным передать в распоряжение классного руководителя ряд рекомендаций по ведению родительского собрания.

ЧТОБЫ ВАС УСЛЫШАЛИ

Главная задача любого информатора — сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов.

Начало разговора

Главное требование — начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте…

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце разговора нам с вами предстоит…». Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Изложение информации

Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности. Плюс несколько советов по самопрезентации в момент изложения информации.

Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть — в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место — учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они — бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять-таки — рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т.д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах.

Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции — от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом…», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как…» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений. А это уже совсем другая история…

Организация обсуждения проблемы в родительской группе требует от педагога иных навыков — фасилитации. Они внутренне приняты психологами, но пока с трудом приживаются в педагогической среде. Но за ними — будущее, и, кстати, не только в отношениях педагога с родителями, но и с самими учащимися. О педагоге как фасилитаторе в общении с родительской группой мы поговорим в следующий раз.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут

nsportal.ru

Родительское собрание: как преодолеть вероятные трудности

Необходимость посещать родительские собрания часто пугает многих родителей. И это не просто какой-то странный, иррациональный страх: мы все знаем, что опыт посещения таких собраний часто оказывается не самым удачным. Придя в школу, чтобы тем самым выполнить свой родительский долг, мама или папа могут услышать немало неприятных для себя вещей, столкнуться с открытой критикой ребенка, вступить в горячий спор с родителями, у которых другие интересы и другие представления о том, что лучше для всех детей.

Чтобы помочь ответственным родителям сохранить спокойствие, эмоциональные и физические ресурсы, которые будет полезнее направить на воспитание ребенка, мы и написали эту статью. Что делать, если вам не нравится, в каком формате или тоне проходит собрание? Что делать, если вы не согласны с коллективными решениями? Как избежать конфликтов с родителями, которые придерживаются иных точек зрения? Давайте разбираться.

1. Не позволяйте учителю публично обсуждать вашего ребенка

Большинство проблем возникает из-за того, что учителя, проводя коллективные собрания, предпочитают делать акцент на индивидуальных проблемах конкретных учеников. «Ваня четвертую неделю подряд опаздывает на первый урок», «У Артема серьезные проблемы с алгеброй», «Ксюша рискует провалить ЕГЭ» — на произнесение подобных фраз в публичном пространстве давно пора наложить жесточайшее табу. Во-первых, эти замечания обращены к конкретным родителям, которым неприятно понимать, что и другие (зачастую абсолютно чужие для них) люди становятся свидетелями обсуждения этих проблем. Во-вторых, обращаясь во время собрания к конкретным родителям с конкретными замечаниями по конкретным детям, учитель как будто забывает, что несколько десятков взрослых людей выделили свое время не для того, чтобы слушать о том, что их никак не касается.

Если ваш классный руководитель совершает подобную промашку впервые, вежливо попросите его или ее этого больше не делать, объяснив, какие чувства вызывает у вас подобное поведение. Вы можете обратиться к учителю вместе с теми родителями, которые также не испытывают особого восторга по поводу подобного формата собрания. Если же ситуация повторяется вновь и вновь, вы можете смело обратиться к директору. Скорее всего, хороший и чуткий директор сразу же отреагирует на вашу жалобу и проведет беседу с учителем. В качестве доказательства неприемлемых действий учителя вы можете, к примеру, приложить диктофонную запись родительского собрания. С точки зрения действующего законодательства, вы можете смело записывать родительские собрания, так как вопросы, которые на них обсуждаются, считаются общественными, а не частными.

2. Если ваш ребенок стал причиной проблем внутри класса, будьте инициатором обсуждения и решения этой проблемы

Однако порой возникают ситуации, когда без упоминания имени вашего ребенка просто не обойтись. Допустим, случилось так, что ребенок оказался втянут в историю, которая так или иначе может затронуть интересы всех учащихся. К примеру, ваш сын, будучи лидером внутри детского коллектива, стал инициатором травли новенького. Такая проблема в любом случае прямо или косвенно отразится на эмоциональном и психологическом самочувствии всех детей в классе, а соответственно, и на их успеваемости. Как только вы узнали, что подобная проблема имеет место, помните: именно вы должны быть одним из инициаторов или же активным участником подробного и эффективного разговора, нацеленного на решение проблемы.

В первую очередь поговорите с учителем, чтобы собрать как можно больше взвешенной информации о том, с чего началась проблема. Попросите учителя связать вас с родителями главных героев конфликта и с их согласия сперва обсудите все тет-а-тет. После этого может быть созвано родительское собрание. Воспользуйтесь своим правом рассказать всем родителям, в чем конкретно заключается возникшая проблема и продемонстрируйте свою готовность преодолеть все трудности. Даже если ваш ребенок совершил что-то не очень хорошее или даже что-то неприемлемое, что создает опасность для всех детей в классе, родители будут чувствовать себя спокойнее, если увидят в вас адекватного взрослого, готового помогать собственному ребенку исправлять любые ошибки.

3. Не можете найти общий язык с конкретными родителями? Не пытайтесь угодить всем!

Разумеется, очень хорошо, если вам действительно кажется, что родители всех учеников класса — сплошь адекватные, благоразумные взрослые люди. И такое действительно случается, но… настолько редко, что подобный кейс многим современным родителям может показаться исключительно сказочным. Человеческий фактор — часто именно он делает родительские собрания очень полезным и ресурсным времяпрепровождением. Но также он может превратить эти полтора часа в сущий ад. Мы можем быть не согласны c идеями, мнениями, просьбами и требованиями конкретных родителей. Иногда они могут раздражать нас или даже выводить из себя. Чтобы не расплескать все имеющиеся силы во время этого вынужденного общения с людьми, которые могут быть просто очень непохожи на вас, запомните несколько правил:

1) воздерживайтесь от долгого неконструктивного общения с другими родителями.

Помните, что решения по всем коллективным вопросам должны приниматься путем общего голосования. Это не идеальная, но в любом случае лучшая из имеющихся систем. Если кто-то из родителей постоянно перетягивает на себя одеяло, напомните ему или ей, что родительское собрание — это еще один коллектив, в котором действуют свои правила и ограничения. Некоторые учителя сопровождают каждое родительское собрание зачитыванием специальных памяток для участников, где прописан регламент собрания: сколько времени может быть выделено на высказывание каждого родителя и т. д. Если в вашем случае родительские собрания постоянно затягиваются, а важные решения так и не принимаются, возможно, вам стоит задуматься о составлении подобной памятки с целью дисциплинировать родителей;  

2) обращайтесь за поддержкой к учителю, если ваш оппонент ставит вас в неудобное положение.

Если кто-то из участников собрания ведет себя неподобающим образом по отношению к вам (приводит в пример вашего ребенка, задает вам вопросы, не имеющие отношения к делу, провоцирует тот или иной тип конфликта), предложите ему или ей обсудить все вопросы после собрания. Если обсуждение ни к чему не привело, а выпады в вашу сторону продолжаются, обратите на эту ситуацию внимание учителя. Как модератор собрания, учитель должен пресекать любые неуместные разговоры и вопросы, а также любые попытки разжечь конфликт.

4. Не согласны с коллективным решением на родительском собрании? Не спешите с действиями!

Как мы уже упомянули, согласно установившейся «демократической» системе, решения на всех родительских собраниях принимаются путем коллективного голосования, в результате чего учитываются пожелания большинства. Но что делать, если вы оказались в меньшинстве? Ситуация, конечно, не из приятных. Главное, что вам стоит сделать, — не поддаваться эмоциям. Честно ответьте себе на вопрос, почему вы не согласны с коллективным решением, попробуйте взвесить все его плюсы и все минусы. Понаблюдайте за ситуацией некоторое время, чтобы понять, как принятое большинством решение сказывается на школьной жизни вашего ребенка. В честной и доверительной обстановке обсудите все с ним или с ней. Если в процессе этого разговора вы придете к убеждению, что общепринятое решение вам не нравится, поговорите с учителем, чтобы вместе найти пути решения вашей проблемы (возможно, на очередном собрании). Но вполне вероятен и другой расклад: ваши опасения могут не совпасть с мнением ребенка! И тогда самым мудрым решением с вашей стороны будет просто отпустить эту ситуацию. Ведь самое важное — это комфорт ребенка. 

activityedu.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о