Программа обучения первоклассников школа россии – 7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы

7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы

Практически все родители будущих первоклассников уже определились с выбором школы. А вот по какой программе будут учиться дети? Разбираемся вместе с «О!»

Каждая школа вправе создавать свою собственную программу, правда, в основе должна быть только определенная учебная литература, утвержденная Минобрнауки Р Ф. Все учебники сгруппированы по предметным линиям и входят в учебно-методические комплексы (УМК).

«Школа России»

Эта программа самая распространенная и самая легкая, её часто сравнивают с советской школой. По программе «Школа России» могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счёт. Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность. Ну и, конечно, методика обучает ребёнка осознанному чтению, счёту и письму.

Главным минусом программы многие называют её простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.

«Начальная школа ХХI века»

Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать). Здесь ребенок — исследователь, равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем. Школьники учатся сами искать ответы на вопросы, никакого механического заучивания. Также к плюсам можно отнести довольно плавный период адаптации ребёнка к школе — объём изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме с помощью заданий на смекалку и фантазию.

Из минусов — запутанная, порой непоследовательная подача материала, большое количество учебных пособий и тетрадей.

«Перспективная начальная школа»

Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.

Из минусов — поверхностное изложение материала, быстрый темп обучения, недостаточно хорошо проработанные учебники (встречаются ошибки, непонятные формулировки).

«Планета знаний»

Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.

Некоторые родители школьников считают главным минусом поверхностную подачу материала, а также постоянное возвращение к пройденным темам с добавлением новых знаний.

«РИТМ»

УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Комплекс учебников сочетает в себе как современные подходы к образовательному процессу, так и проверенные практикой методики. Судя по отзывам, главный плюс этой программы — высокая мотивация у школьников постигать новые знания. Кроме того, возможен по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребёнку за счет того, что задания отличаются уровнем сложности и вариативностью.

К минусам можно отнести тот факт, что задания в учебниках порой неточно сформулированы, поэтому тут главную роль играет учитель, который должен изучить массу методических рекомендаций по данной программе.

«Перспектива»

Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. УМК «Перспектива» создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Образовательная система имеет уже более чем 40-летнию историю: сначала она существовала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных. Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова подойдёт тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

Подробнее об образовательных программах:

8 плюсов учебной программы «Перспектива»

10 причин выбрать для первоклассника программу «Школа России»

Читайте также:

В школу в 6 лет: мнение психолога

До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу — мы их учим сидеть и молчать

Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим

Фото: Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Какая программа самая лучшая для первоклассников 🚩 как снарядить первоклассника 🚩 Школы

Советская школа славилась одной образовательной программой, которая спускалась сверху. Она позволяла учить и воспитывать ребенка, который подходил к средней школе во всеоружии.

В начале 90-х годов соответствующие службы стали уделять особое внимание программам. В итоге родилось множество вариантов обучения первоклассников. В настоящее время предлагается около десяти основных программ, призванные помочь детям развить заложенные в них задатки. По крайней мере, так выглядит на бумаге.

Согласно Закону об образовании, каждая школа вправе самостоятельно выбирать ту или иную программу. Родители же имеют возможность выбрать вариант обучения, исходя из способностей и уровня обучаемости ребенка, так как есть сложные программы, а есть и попроще.

Самой традиционной школьной программой является «Школа России». По ней обучались в советские времена. Она рассчитана практически на всех обучающихся. Естественно, ее осовременили, добавили новых знаний, чтобы развивать логику. При этом она легко усваивается. Наверное, именно «Школа России» выступает как самая универсальная и лучшая программа для большинства детишек.

Данная программа рассчитана на то, чтобы давать ребенку максимум теории, тогда в определенный момент у него произойдет толчок в развитии. Материал дается максимально быстро, практически по всем областям жизнедеятельности.

Здесь нет главных и второстепенных предметов. Каждый урок выстраивается в форме диалога, присутствуют поисковые и творческие задания. Программа дается тяжелее, нежели «Школа России». Обучающиеся должны быть развитыми и подготовленными. Если ребенок не посещал детский сад, ему будет сложно освоить данный вариант программы.

Весьма сложная программа, нацеленная на формирование у детей теоретического мышления. Школьника учат меняться самостоятельно, выдвигая простые гипотезы, находясь в поисках доказательств и аргументов. Это хорошо сказывается на памяти. Подойдет детям, которые немного опережают в развитии своих сверстников.

Педагоги полагают, что данная программа призвана научить учиться. Дается множество заданий, развивающих логику, интеллект. Многие задачи подаются в готовом напечатанном виде, чтобы ученик мог их дорисовать, вписывая нужные значки или числа в клетки.

Система интересная тем, что является разноуровневой, то есть задания даются отдельно для сильных и отстающих ребят. Такой подход позволяет учитывать развитие каждого обучающегося в отдельности.

Является щадящей программой, имеющей длинный адаптивный период для первоклашек. Авторы полагают, что дети адаптируются к школьной жизни лишь к окончанию первого класса. Учебные программы развивают мышление, воображение. При этом некоторые предметы могут быть объединены в один. К примеру, «Грамота» включает в себя русский язык и литературу. Программа может подойти любому ребенку.

Эта программа одна из самых безболезненных для адаптации ребят к школе.

Весьма похожа на программу Занкова, но чуть проще. Программа призвана развить ребенка разносторонне – логика, интеллект, художественное творчество, эмоциональные способности. Роль учителя – создать комфортные по всем параметры отношения у обучающихся.

В программе упор сделан на надпредметные компетенции, но не на умения, знания и логику. К примеру, математика развивает логику и интеллект.

Зубрить теоремы и всевозможные аксиомы ученик не будет. Зато детям будет предложено заниматься внеучебной работой. Например, первоклассники плюсом будут заниматься рисованием 10 часов в году, как музыкой и спортом. Программа рассчитана на обычных детей и подойдет большинству первоклашек.

Однозначно выделить самую лучшую программу нельзя, так как все зависит от особенностей развития ребенка, его предрасположенностей. Чтобы сделать правильный выбор, лучше пообщаться с педагогами, которые дадут рекомендации. Не стоит думать, что занимаясь по программе Занкова, ребенок будет умнее того, кто выбрал «Школу 2100». Все зависит от него самого и врожденных талантов, предрасположенностей.

Окончание дошкольного периода детства у ребенка — это еще один повод для волнений родителей. Вчерашний малыш идет в школу, и в связи с этим появляется огромное количество вопросов. В какую школу отдать, как зачислить именно в этот класс, какую программу для обучения выбрать?.. Это 20 лет назад все учились по одной и той же схеме, учебникам, написанными одними и теми же авторами. Сегодня ситуация кардинально изменилась: школы предлагают на выбор несколько обучающих программ. И задача родителей — правильно определить, что именно подходит их ребенку.

Инструкция

Присмотритесь к своему ребенку. Чтобы правильно выбрать для него систему обучения, необходимо понять, к чему у него есть ярко выраженный интерес. Если вы — приверженцы традиционной системы образования, то для вас на выбор есть две программы: «Школа 2000» и «Школа России». Конечно же, и их коснулись небольшие изменения. Но в целом, эти программы — именно то, что учили еще сами родители.

Целью этих программ является естественная социализация ребенка и воспитание детей истинными патриотами своей страны. По признанию экспертов, эти обучающие программы успешно работают даже в том случае, когда ребенок еще не очень хорошо подготовлен к школе. Связано это с тем, что они обе предполагают достаточно длительные периоды адаптации в начале каждого из курсов.

Среди плюсов этих программ вы сможете выделить то, что дети могут научиться системному и фундаментальному подходу к обучению. Педагоги же развивают способности малышей так, чтобы они умели найти выход из сложных ситуаций, научились думать и принимать самостоятельные ответственные решения в том или ином случае. Немаловажное значение в этих программах имеет и коллективная работа, которая учит ребенка взаимодействовать с другими людьми.

Если вы — любитель инноваций и считаете, что лучше вашего ребенка никого на свете нет, то выбор лучше всего остановить на образовательной программе Занкова. Направлена она на то, чтобы ребенок осознал себе как ценность. Подойдет такой принцип обучения для детей, которые не умеют думать и работать в коллективе, так как программа больше нацелена на персональную работу с каждым учеником. И практически не рассчитана на работу с классом в целом.

Основная задача данного способа обучения — раскрыть у ребенка его индивидуальность. Поэтому здесь вы вряд ли столкнетесь с принципом «подтягивания» слабых учеников до сильных. По задумке автора дети сами смогут развить все свои таланты.

Еще одна популярная программа среди современных школьников — это система обучения Эльконина-Давыдова. Работает по схеме «тише едешь — дальше будешь». Цель этой программы — не научить ребенка просто заучивать определенные школьные постулаты, которые со временем забудутся, а показать, как нужно искать и анализировать знания самостоятельно.

Работа с этой программой предполагает наличие самостоятельности у ребенка. Рассчитана она на детей младшего возраста в связи с их особенностями. Принцип обучения строится на том, что у первоклашек больше развито чувство любознательности, наличествует любовь к построению причинно-следственных связей, отсутствует категоричность суждений. Это помогает мозгу ребенка гибче реагировать на обучение и эффективнее развивать творческие способности младшего школьника.

Программа «Гармония» Истоминой предполагает комплексное всестороннее развитие ребенка. Основной целью данного проекта является комфортное обучение школьника, которое помогает ученику мягко подготовить себя к восприятию новой учебной информации. В задачи педагога, работающего по данной программе, входит обязательное установление гармоничных отношений с учеником — ведь только так учитель сможет показать ребенку, как нужно действовать в той или иной ситуации.

Изучите все предлагаемые в школах программы и выберите ту, которая вас устраивает. После чего можете смело записываться в ту школу или в тот класс, где педагог работает по выбранной вами системе.

Видео по теме

Полезный совет

Помните, что все предложенные программы одобрены Министерством образования РФ и прошли необходимые проверки. Основная цель их — дать обязательный минимум знаний, добавляя авторскую подачу материала и организацию учебной деятельности.

Источники:

  • Как выбрать программу обучения в начальной школе

В настоящее время существует более сотни программ для начального общего образования. Каждую из них можно разделить на две категории: традиционные и развивающие.

Инструкция

Программа Занкова Л.В. является развивающей и призвана дать каждому ребенку целостную картину миру. Происходит это посредством использования литературы, искусства, науки. Сильной стороной данной программы является упор на изучение математических основ. Учителя, которые работают по данной программе, стараются уделять внимание развитию логики, мышления. Очень важным является желание ребенка к саморазвитию. Малыши, которые не имеют желания много читать, вряд ли оценят данную программу. Программа в полной мере дает ребятам универсальные учебные действия, которыми они смогут воспользоваться на следующей ступени обучения.

«Школа 2100» является одной из наиболее популярных традиционных программ. Главное ее достоинство заключается в соблюдении преемственности образования. Система разработана так, что ребенок может продолжать обучение с яслей до поступления в вуз. Авторы программы учли все возрастные особенности детей, их ведущие деятельности на каждом этапе и, конечно, сензитивные периоды для формирования тех или иных умений и навыков. Программа не делит ребят на слабых и сильных. Каждому ученику предлагается полный объем образовательный программы, а ребенок сам для себя выбирает, сколько и какие из заданий он может решить. Программа направлена на развитие адекватной самооценки ребенка, способности регулировать свою деятельность без помощи взрослого.

Программа «РИТМ» направлена на индивидуальное развитие каждого ребенка. Ее главными плюсами является включение в процесс обучения проблемных задач и ситуаций. Ребенок учится мыслить логически, развивая свое мышление. Во время решения практических задач дети не только усваивают сухие теоретические знания, но и начинают осознавать суть процесса обучения, его пользу в настоящей жизни. Основа данной программы создана по трудам великого русского педагога Ушинского К.Д. Минусом программы является отсутствие плавного перехода учебников в ступень основного общего образования.

Программа «Радуга» представляет собой симбиоз развивающей и традиционной направленности. Основным ее плюсом можно назвать упор на творческое развитие ребенка. Учителя, которые используют данную программу, стараются избегать бессмысленного заучивания теоретических основ. Большое внимание уделяется развитию воображения, речи ребенка. В программе предусмотрены различные формы подачи материала: инсценировка, просмотр фильмов, экскурсии, круглые столы.

Источники:

  • Программы начальной школы

www.kakprosto.ru

7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы

Практически все родители будущих первоклассников уже определились с выбором школы. А вот по какой программе будут учиться дети? Разбираемся вместе с «О!»

Каждая школа вправе создавать свою собственную программу, правда, в основе должна быть только определенная учебная литература, утвержденная Минобрнауки Р Ф. Все учебники сгруппированы по предметным линиям и входят в учебно-методические комплексы (УМК).

«Школа России»

Эта программа самая распространенная и самая легкая, её часто сравнивают с советской школой. По программе «Школа России» могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счёт. Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность. Ну и, конечно, методика обучает ребёнка осознанному чтению, счёту и письму.

Главным минусом программы многие называют её простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.

«Начальная школа ХХI века»

Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать). Здесь ребенок — исследователь, равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем. Школьники учатся сами искать ответы на вопросы, никакого механического заучивания. Также к плюсам можно отнести довольно плавный период адаптации ребёнка к школе — объём изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме с помощью заданий на смекалку и фантазию.

Из минусов — запутанная, порой непоследовательная подача материала, большое количество учебных пособий и тетрадей.

«Перспективная начальная школа»

Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.

Из минусов — поверхностное изложение материала, быстрый темп обучения, недостаточно хорошо проработанные учебники (встречаются ошибки, непонятные формулировки).

«Планета знаний»

Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.

Некоторые родители школьников считают главным минусом поверхностную подачу материала, а также постоянное возвращение к пройденным темам с добавлением новых знаний.

«РИТМ»

УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Комплекс учебников сочетает в себе как современные подходы к образовательному процессу, так и проверенные практикой методики. Судя по отзывам, главный плюс этой программы — высокая мотивация у школьников постигать новые знания. Кроме того, возможен по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребёнку за счет того, что задания отличаются уровнем сложности и вариативностью.

К минусам можно отнести тот факт, что задания в учебниках порой неточно сформулированы, поэтому тут главную роль играет учитель, который должен изучить массу методических рекомендаций по данной программе.

«Перспектива»

Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. УМК «Перспектива» создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Образовательная система имеет уже более чем 40-летнию историю: сначала она существовала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных. Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова подойдёт тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

Подробнее об образовательных программах:

8 плюсов учебной программы «Перспектива»

10 причин выбрать для первоклассника программу «Школа России»

Читайте также:

В школу в 6 лет: мнение психолога

До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу — мы их учим сидеть и молчать

Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим

Фото: Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

классический подход к начальной школе

Здравствуйте, дорогие родители! На связи Евгения Климкович. Сегодня пришла мысль продолжить разбор полётов  на тему школьных образовательных программ. Лето пролетит быстро, и нам снова придётся вместе с детьми искать чудеса в решете, складывать на наш взгляд не подлежащее сложению, находить на страницах интернета объяснение необъяснимому. Именно такое двоякое ощущение возникает у меня сегодня от содержимого различных опусов авторов образовательных стандартов, по которым учителям приходится работать.

В поле моего зрения для расклада на детали попала программа обучения Школа России. Действительно ли она сохранила в себе присущую советским временам классику обучения или всё-таки претерпела изменения? Если вы с ней уже знакомы, то приобщайтесь к обсуждению и вставляйте свои «пять копеек», а если нет – получайте информацию, может она будет для вас полезной.

Сделано в России и для России

«В России и для России» — именно так звучит основная миссия создания учебного комплекта для школьников 1-4 классов под руководством кандидата педагогических наук Андрея Плешакова. Как считает автор, «Школа России» может и должна стать опорой духовно-нравственного развития детей, делая образовательные учреждения достойными для российского государства. По-моему, звучит неплохо. Как вам?

Это известный проект отечественного обучения в начальной школе издательства «Просвещение», в разработке которого приняли участие учёные В.Горецкий, Л.Климанова, А.Плешаков, М.Моро, В.Канакина и другие. Один из самых востребованных сегодня, он стартовал в 2001 году и уже наработал свои положительные результаты. Программа включает в себя весь набор по предметам для изучения в начальной школе:

  • «Русская азбука» и «Русский язык»;
  • «Математика»;
  • «Литературное чтение»;
  • «Окружающий мир»;
  • «Информатика» для 3 и 4 классов;
  • «Музыка»;
  • «Технология»;
  • «Физкультура»;
  • «Изобразительное искусство»;
  • «Основы религиозных культур и светской этики», которые включают в себя изучение православной, исламской, иудейской, буддийской культур по отдельности, мировых религий в целом и основ светской этики.

Нравится мне в этой программе, что изучение иностранных языков происходит по нескольким направлениям:

  • Spotlight — «английский в фокусе» для 1-4 классов;
  • Starlight – «звёздный английский» для 1-4 классов;
  • углублённый английский во 2-4 классах;
  • стандартный английский во 2-4 классах;
  • немецкий для 2-4 классов;
  • углублённый «французский в перспективе» для 2-4 классов;
  • стандартный «твой друг французский» для 2-4 классов;
  • испанский язык.

Таким образом, родителям и их маленьким школьникам предоставлена хорошая возможность получить разностороннее образование.

Особенности обучения в «Школе России»

Преследуя основную цель создания рабочей образовательной программы – воспитание личности российского гражданина, авторы уделили внимание основным аспектам:

  1. Максимальное участие детей в образовательном процессе, чтобы они научились учиться, а не просто присутствовать на занятиях.
  2. Духовное и нравственное развитие, которого сегодня очень не хватает.
  3. Привитие человеческих ценностей и уважения традиций, чему в последнее время уделяется маловато внимания.
  4. Нацеленность работы на результат, а не труд исключительно ради хорошей отметки и одобрения родителей.
  5. Доступность и понятность учебных материалов не только педагогам, а и родителям тоже, чтобы они могли помогать своим детям в освоении дисциплин.

В результате дети должны стать ответственнее, самостоятельнее, терпимее и добрее.

Везде есть плюсы и минусы

В целом «Школа России» напоминает мне образовательный процесс из нашего детства, адаптированный к современным требованиям. Рассчитана она на детей, которые до школы не умели читать-считать, а таких идёт в первый класс достаточно много. Азбука в начальной школе стартует с нуля, а математика посвящается счету без логических умозаключений. Традиционность учебной программы включает:

  • объяснение на уроке нового материала преподавателем, закрепление на уроке;
  • домашнее заучивание;
  • индивидуальную проверку подготовки к уроку по изучаемой теме у доски, доработку изучаемой темы;
  • проведение самостоятельных и контрольных работ для оценки понимания темы в разрезе всего класса.

Не знаю, как вам, но для себя традиционность в обучении не считаю отрицательным моментом. По крайней мере, всегда есть возможность помочь своему ребёнку в том, что он недопонимает и не усвоил с урока, в отличие от других школьных методик, где разобраться с нелёгкой подачей материала способен зачастую исключительно педагог.

Нет здесь и скоростной гонки при изучении дисциплин, всё планомерно, освоению нового материала уделяется достаточно времени, а не отдаётся на откуп самостоятельной домашней доработке.

Неплохо отзываются о программе и сами учителя, не готовые постоянно экспериментировать, склоняясь к проверенным временем и жизненным опытом классическим методикам.

Конечно, многие родители при обучении по «Школе России» обеспокоены тем, что программа не даёт высокого развития и предназначена для среднего уровня. Скажем так: не для вундеркиндов, как, например, система Эльконина-Давыдова или Занкова. На такие критические отзывы мне всегда хочется ответить, что лучше иметь базовый, но крепкий уровень, который при желании всегда можно повысить дополнительным обучением, чем поверхностные знания с усиленной загрузкой детского мозга зачастую ненужным материалом. В общем, склоняюсь я к «синице в руке», но это чисто субъективно.

А как вы на это смотрите?

А теперь предлагаю заглянуть на открытый урок по литературному чтению во 2 классе по УМК «Школа России».

На этом я с вами ненадолго прощаюсь в ожидании комментариев. Давайте делиться советами, они кому-то могут быть полезны.

Всего вам доброго!

Детишкам большой привет передавайте!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

shkolala.ru

Авторская программа «Школа будущего первоклассника»

Разделы:
Начальная школа, Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Переход ребёнка из детского сада в школу
является переломным моментом в его жизни. Это
естественно. И нужно сделать многое, чтобы этот
переход был для детей безболезненным. А это
задача воспитателей детского сада, родителей и,
конечно же, учителей.

Главная задача, которая стоит перед учителями и
родителями, создать общую установку по отношению
к школе и основному виду предстоящей
деятельности – учению. Такая установка
необходима для того, чтобы маленький школьник
мог легко войти в новый для него образ жизни,
приспособиться к требованиям школы.

Положительная позиция ребёнка должна сделать
поступление в школу радостно ожидаемым событием,
вызвать у ребёнка положительное отношение к
предстоящему учению с другими ребятами и сделать
само учение радостным событием и интересным
занятием. Создать такую радостную и совершенно
реальную личную позицию у маленького будущего
школьника очень важно. Ведь всем хорошо известно:
если человек чего–то хочет, к чему–то стремится,
он добивается желаемого, и, если встречает
известные трудности, они его уже не пугают, тем
более тогда, когда в новой, сложной работе ему
помогает, разъясняет, показывает — как нужно
работать, внимательный и знающий учитель. Вот
почему среди всех задач самой главной задачей
является создание общей положительной
направленности будущего ученика на школу.

Если учёба даёт радость, ребёнок стремится
закрепить это состояние новыми достижениями
подчас безотчётно. Если учёба приносит
огорчение, он точно так же стремится лишь к
одному – любым способом избежать неприятности. О
средствах достижения цели младший школьник
почти не задумывается. Было бы ему хорошо.
Ребёнок приходит в школу из семьи. Его радости и
беды в первые дни и годы обучения во многом
связаны с тем багажом знаний, умений и
психологических качеств, которые он приносит с
собой из дома.

Так чему же учить ребёнка, чтобы он правильно
развивался и был готов к школе?

Ребёнка нужно учить всем навыкам и умениям,
которые необходимы в быту: учить правильно
пользоваться предметами, окружающими его, именно
научить действию, а не знаниям о предметах быта.

Нужно учить играть – сначала просто
оперировать с игрушками, подражая реальным
действиям, их логике, последовательности. Потом,
только потом, когда ребёнок умеет самостоятельно
действовать разыгрывать целые сюжеты, в которых
главное – отражение отношений между людьми.

Когда ребёнок проходит этот “игровой” путь, он
приобретает очень многое, значительно
продвигается в своём развитии. Сначала
формируются, осмысливаются сами действия с
предметами, потом отношения между людьми,
окружающими ребёнка, их взаимная зависимость,
собственное место ребёнка в этих
взаимоотношениях. Дальше – нравственные нормы,
этическая сторона взаимоотношений, нормы и
способы общения, эмоциональный отклик на хорошее
и плохое. От уровня развития игры в значительной
мере зависит развитие мышления и речи. Ребёнок,
играя, учится планировать свои действия и это
помогает ему в будущем перейти к планированию
учебной деятельности. Но чтобы игра дала ребёнку
всё, что может дать, его надо учить играть.

Нужно учить рисовать, лепить, вырезать,
наклеивать, конструировать. Рисуя, строя,
создавая пластилиновых героев, ребёнок
переживает радость творчества, отражает свои
впечатления, выражает своё эмоциональное
состояние. К сожалению, лишь немногие родители
задумываются над тем, что рисование и
конструирование – первая продуктивная
деятельность ребёнка. Чтобы сделать рисунок,
лепную фигуру, аппликацию, постройку, нужно
хорошо видеть, правильно воспринимать образец
или представлять себе то, что будешь строить,
лепить, рисовать, т.е. нужно произвести сложный
анализ. Значит, рисование, конструирование,
лепка, вырезание открывают перед нами
возможность научить ребёнка видеть,
анализировать окружающие предметы, правильно
воспринимать их форму, цвет, величину,
соотношение частей, их пространственное
расположение. Одновременно это даёт возможность
научить ребёнка действовать последовательно,
планировать свои действия, сравнивать результат
с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже
окажутся чрезвычайно важными в школе. Если
ребёнок умеет планировать свои действия в каком
– либо виде деятельности, например,
конструировании, ему намного легче перенести эти
умения в новую ситуацию, в новую деятельность.
Если дошкольник умеет сравнивать результат
своего труда с заданным образцом или с реальным
предметом, то сопоставление результата своих
действий с требованиями учителя или учебника
окажется для него не таким уж сложным делом.
Рисуя, ребёнок приобретает твёрдость руки,
учится ориентироваться в пространстве места,
соотносить силу нажима на карандаш толщиной
линии и просто правильно держать карандаш. И всё
это ему пригодится, когда он начнёт учиться
писать.

Кроме этого, данные виды деятельности ребёнку
интересны, они дают возможность получить
удовлетворение от преодоления трудностей, от
достижения намеченного результата, учат
настойчивости, в общем, развивают те качества,
которые необходимы ребёнку в школе.

Ещё, как видно из опыта, в раннем дошкольном
возрасте совершенно необходимо научить ребёнка
смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и
осязать. Взрослым часто кажется, что это
происходит само собой – раз есть уши – услышит.
Но, к сожалению, это не так. Стихийный опыт,
который ребёнок приобретает сам, конечно, играет
огромную роль в его развитии, но далеко не всегда
оказывается полноценной основой для школьного
обучения. Даже то, что ребёнок видит ежедневно, с
чем он постоянно имеет дело, можем оказаться “не
увиденным” в сознании, неосознанным, непонятным.
А ведь именно впечатления от окружающего мира, от
наблюдений за неживой природой, её объектами,
явлениями закладывают первые основы
мироощущения ребёнка. И мы, взрослые, можем и
должны научить его быть внимательным к тому, что
его окружает. Необходимо расширять кругозор
детей, который у них и так достаточно велик.

Готовя малыша к школе, родители иногда
вырабатывают у ребёнка ошибочные навыки: дети
считают на пальцах, неверно держат ручку,
неправильно называют звуки. Переучивать таких
детей очень трудно. Необходимо до школы
вырабатывать у детей ряд простых и сложных
привычек: здороваться и прощаться, благодарить
за оказанную помощь, правильно попросить
что–либо с использованием “волшебного” слова
“пожалуйста”; воспитывать ответственность при
выполнении любого дела, внимательное отношение к
людям, привычку сдерживать свои порывы, привычку
к дисциплинированному поведению.

Но также следует предостеречь взрослых от
ошибки, которую они совершают: не стремитесь
раньше времени втискивать в ребёнка школьную
премудрость. Главное для ребёнка быть активным,
сообразительным, раскрепощённым. Успешно
учиться в школе он сможет, если будет управлять
своим поведением, последовательно и
целенаправленно двигаться к поставленной цели.
Любознательность, развитое мышление и речь – эти
качества так же важны, как и умение читать и
писать. Их надо развивать в первую очередь. Всего
этого трудно, а может быть, даже невозможно
достичь скучными для ребёнка занятиями
школьного типа. Куда лучше организовать игры –
занятия, которые увлекут малыша, будут для него
интересными. Нужно дать ребёнку в игре проявить
выдумку и инициативу, быть активным и
самостоятельным, и тогда у него появится
уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем
многого добиться в жизни. Самое главное в игре –
похвалить малыша за успехи, находить его
достижения и воздерживаться от порицаний за его
ошибки.

Цель программы:

Данная программа разработана с целью
подготовки детей дошкольного возраста к
обучению в школе.

В понятие “готовность к школьному обучению”
входят следующие составные части:

1. развитие речи;

2. развитие интеллектуальных способностей;

3. развитие познавательной активности;

4. сформированность внутренней позиции
школьника.

Задачи программы:

Исследования психологов, многолетний опыт
педагогов-практиков показывают, что наибольшие
трудности в школе испытывают не те дети, которые
обладают недостаточно большим объемом знаний,
умений и навыков, а те, кто не готов к новой
социальной роли ученика с определенным набором
качеств. Это умение слушать и слышать, работать в
коллективе и самостоятельно, желание и привычка
думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому
основными задачами развития дошкольников
являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной
    на удовлетворение познавательных интересов, на
    радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.
  3. Формирование мыслительных операций анализа,
    синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
    аналогии.
  4. Развитие образного и вариативного мышления,
    фантазии, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои
    высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Выработка умения целенаправленно владеть
    волевыми усилиями, устанавливать правильные
    отношения со сверстниками и взрослыми.
  7. Формирование умения планировать свои действия,
    осуществлять решение в соответствии с заданными
    правилами и алгоритмами, проверять результат
    своих действий.

Работа с дошкольниками строится на основе
следующей системы дидактических принципов:

  • Создается образовательная среда,
    обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
    факторов учебного процесса.
  • Новое знание вводится не в готовом виде, а через
    самостоятельное открытие его детьми.
  • Процесс обучения сориентирован на приобретение
    детьми собственного опыта творческой
    деятельности.
  • При введении нового знания раскрывается его
    взаимосвязь с предметами и явлениями
    окружающего мира.

Данные принципы отражают современные научные
взгляды на основы организации развивающего
обучения. Они не только обеспечивают решение
задач интеллектуального и личностного развития
детей, формирования у них познавательных
интересов и творческого мышления, но и
способствуют сохранению здоровья детей.

Программа рассчитана на 33 недели.
Занятия проводятся один раз в неделю
(продолжительность: 4 занятия по 20 минут). Общее
количество часов – 132.

Исходя из перечисленных составных школьной
готовности, в программу были включены следующие
разделы:

  1. Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
  2. Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой
    моторики.
  3. Математическая пропедевтика.
  4. Развитие конструкторских способностей.
    Рисование. Лепка.

Сквозные темы программы:

“Давайте познакомимся”, “Наш сад и огород”,
“В осеннем лесу”, “Братья наши меньшие”,
“Времена года”, “Кто кому кто”, “Папа, мама, я –
дружная семья”, “Все профессии нужны, все
профессии важны”, “Село, в котором я живу”, “В
гостях у Светофорика”, “К нам прилетели
снегири”, “Лесные жители”, “Будем вежливы и
аккуратны”, “День и ночь – сутки прочь”, “Наши
забавы”, “Кто живет в реке?”, “Защитники
Отечества”, “Моя любимая мама”, “Ждём гостей”,
“Внимание, дорога”, “Весна идет, весне дорогу!”,
“Дикие и домашние животные”, “Какие бывают
растения”, “Любимый мир сказок”, “Каждому
предмету своё место”, “Чудо рядом”, “Мои
увлечения”, “Солнце, воздух и вода – мои лучшие
друзья!”, “Еже ли вы вежливы”, “Мы помощники”,
“Хлеб – всему голова!”, “Здравствуй, лето
красное!”

Содержание программы

1. Развитие речи. Подготовка к обучению
грамоте (33 ч).

Одним из ведущих направлений работы при
подготовке детей к школе является развитие речи.
От уровня развития речи и мышления во многом
зависит качество дальнейшего обучения и
воспитания дошкольников.

Общие понятия:

Знакомство со звучащим словом, выделение звука
из звукового ряда, слова, текста.

Определение местоположения звука в слове по
отношению к началу, середине, концу.

Программа предполагает не обучение просто
чтению, а введение широкого круга познавательных
задач в области языка:

1. Овладение звуковым синтезом слов.

2. Развитие слуховой памяти и слухового
внимания.

3. Правильное произношение всех звуков родного
языка.

4. Совершенствование произношения слов,
особенно сложных по слоговой структуре.

5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.

6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам
слов, развитие и понимание простейших случаев
многозначности слов, подбор синонимов, антонимов
(без использования терминов).

7. Раскрытие смысла образных выражений,
поговорок, пословиц.

8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по
вопросам учителя и самостоятельно).

9. Составление по картинке или серии картинок,
объединённых общей темой, небольшого рассказа с
соблюдением логики развития сюжета.

10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание
наизусть стихотворений, чистоговорок,
скороговорок.

11. Развитие грамматически правильной речи
детей, её точности, полноты, эмоциональности,
последоватeльности при изложении собственных
рассказов и при пересказе текста.

12. Воспитание внимательного, доброжелательного
отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.

2. Подготовка к обучению письму. Развитие
мелкой моторики (33ч.)

При подготовке детей к письму учитель
организует систематическую работу по специально
разработанной тетради, yчитывая психическую и
физическую готовность детей к этой трудной, но
так необходимой деятельности.

На первых занятиях дети учатся ориентироваться
в пространстве места. Для этого включаем в работу
разнообразные упражнения на ориентацию:

а) графические диктанты;

б) штриховку фигур;

в) рисование по клеткам узоров;

г) построение фигур из прямых линий.

Знакомство с начертаниями печатных букв, их
“именами”, рассматривание буквы как фигуры
начинается только после этого. В этот период,
когда ребёнок учится владеть рукой, с помощью
зрения фиксировать границы, величину элементов,
запоминает конфигурацию букв, не следует
устанавливать связи с работой букв (какой звук
какой буквой обозначаем). Полезнее попросить
ребят сравнивать буквы между собой, из каких и
скольких элементов построены, чем похожи и чем
отличаются. Учитель предлагает детям такие
упражнения: выложить букву их палочек, слепить из
пластилина, составить из геометрических фигур,
дорисовать, заштриховать или разукрасить.

Развитие мелкой моторики находится в
тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
В данный раздел включены следующие упражнения:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Штриховка.
  3. Лепка.
  4. Аппликация

Все они, за исключением аппликации, проводятся
на каждом занятии.

Штриховка, аппликация и лепка также
способствуют развитию творческого воображения и
конструкторских способностей.

Основной целью лепки является подготовка к
обучению грамоте. Лепка, с одной стороны, требует
развитых ощущений и восприятий, а с другой – сама
совершенствует эти ощущения и восприятия.
Считается, что ведущим в познании предметов
реального мира является зрение, но на первых
этапах становления образа у детей важнейшее
место занимает осязание предмета. Поэтому
предлагается знакомство с буквами осуществлять
через лепку.

Кроме этого, лепка способствует развитию
аналитико – синтетической деятельности:
расчленение целого предмета — буквы, объединение
отдельных элементов в целое и развитию мелкой
моторики.

К концу обучения у детей предполагается
формирование следующих УУД:

  • правильно держать ручку при письме;
  • ориентироваться в тетради: разграничивать
    широкую и узкую (рабочую) строки;
  • фиксировать границу и величину элементов;
  • запоминать конфигурацию букв;
  • знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
  • при раскрашивании уметь фиксировать границы
    рисунков;
  • уметь по фрагментам продолжить узор.

3. Математическая пропедевтика (Развитие
элементов логического мышления и элементарных
математических представлений. Ознакомление с
пространственными и временными отношениями) (33
ч.)

Общие понятия:

  • Свойства предметов: цвет, форма, размер,
    материал и др. Сравнение предметов по форме,
    цвету, размеру, материалу.
  • Совокупности (группы) предметов или фигур,
    обладающих общим признаком. Составление
    совокупности по данному признаку. Выделение
    части совокупности.
  • Сравнение двух совокупностей предметов.
    Установление равной численности двух
    совокупностей предметов с помощью составления
    пар (равно – не равно, больше на… — меньше на…).
  • Формирование общих представлений о сложении
    как объединении групп предметов в одно целое.
    Формирование общих представлений о вычитании
    как удалении части предметов из целого.
    Взаимосвязь между целым и частью.
  • Составление закономерностей. Поиск нарушения
    закономерности.
  • Числа и операции с ними.
  • Прямой и обратный счет в пределах 10.
  • Название, последовательность и обозначение
    чисел от 1 до 10 цифрами.
  • Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел
    (больше на…меньше на…) на наглядной основе.
  • Решение простых задач на сложение и вычитание с
    использованием наглядного материала.
  • Пространственно-временные представления
  • Примеры отношений: на –

urok.1sept.ru

10 причин выбрать для первоклассника программу «Школа России»

Выбор программы для обучения при поступлении ребенка в школу — очень серьезный вопрос. Одна из самых популярных среди родителей и педагогов — «Школа России». Программа используется в школах по всему миру уже более 15 лет, постоянно перерабатывается и совершенствуется. Если будущий учитель вашего ребенка собирается заниматься с детьми по «Школе России», то вам наверняка интересно будет узнать несколько важных моментов, которые отражают главные особенности этой программы.

  1. Авторские подходы по всем предметным линиям дают детям возможность получить крепкий и достойный багаж знаний, умений и навыков. А это очень важно при переходе в основную школу.

  2. «Школа России» — это современный вариант классической системы обучения, в котором сочетаются проверенные временем методики с новыми технологиями обучения, в том числе цифровыми.

  3. Вопросы к заданиям развивают умение находить нужную информацию в разных источниках и повышают познавательную активность учеников.

  4. Задания сформулированы таким образом, что дают возможность детям учиться находить несколько вариантов решения.

  5. Система заданий в учебниках позволяет успешно обучаться детям с разными уровнями подготовки и способностями.

  6. Программа подразумевает активную работу с проектами, а это — универсальный способ развития ребенка. На первый взгляд это сложно, объемно и кажется, что без участия родителей школьник не справится. Но потраченное на выполнение заданий время позволяет ребенку не только получить знания, но еще и дает возможность пообщаться с родителями!

  7. Система заданий в учебниках «Школы России» направлена на успешную подготовку к сдаче Всероссийских проверочных работ. С первого класса вводятся упражнения, которые планомерно, ненавязчиво, уводя детей от излишней нервозности и страха, помогают освоить нужный объем знаний и универсальных действий. Эта особенность имеет отражение как в учебниках, так и в дополнительных пособиях.

  8. Доступная и понятная система навигации, которая едина для всех учебников этого комплекса, помогает ребенку научиться работать с книгой.

  9. Существует система дополнительных пособий, которая направлена на развитие у детей самостоятельности. Но самое главное, что эти пособия можно использовать дома — они помогут родителям правильно организовать работу над закреплением полученных знаний на уроке.

  10. В «Школе России» предусмотрена программа подготовки будущих первоклассников к обучению в школе, она называется «Преемственность». Авторы программы те же, что и в «Школе России», вот почему в ней учтены все аспекты готовности ребенка к школе.

И самое важное! Программа помогает привить ребенку желание учиться, мотивирует его на получение новых знаний и легко объясняет материал, который пригодится школьнику в старших классах, а это — самое главное.

Фото: Shutterstock.com

Читайте также:

5 июля 2019

«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов

Ребенок боится темноты или собак? Не хочет оставаться один и уверен, что за дверью — монстры? Разбираемся, откуда берутся страхи и как с ними справиться.

www.kanal-o.ru

Выбираем школьную программу для первоклассника

Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой..», «А у нас в классе учат по Занкову».

 

К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о  конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

Во-первых, существуют два разных понятия — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА и ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА. Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная. Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Все одобренные Министерством образования и науки системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-Методического Комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые цель, задачу, принципы и содержание.

Цель — т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе.

Задачи — т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель.

Принципы — т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой.

Содержание — по сути, тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ или, скажем, цвет волос.

Система образования Л. В. Занкова

В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова признана как параллельная государственной системе начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе, как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс, как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей. Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Содержание: более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов: русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

Более подробную информацию можно прочитать здесь:

http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=26&article=26 — четко и полно описана система, лучше и не скажешь

http://www.zankov.ru/

http://schools.keldysh.ru/UVK1690/zankov.htm


Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Эльконина-Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году  Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой  и системой развивающего обучения Л.В. Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

  • сформировать у  выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

— знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;

— умение в определенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;

— умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;

— умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.
  • развить творческий  потенциал, воображение учащегося.

Принцип: научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.

Предметом усвоения являются  общие способы  действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа  устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.

Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба  мысли.

Содержание: разработаны учебники по всем предметам, изучаемым в начальной, средней и старшей школе.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.

 

Школа 2100 (Школа 2000, программа Л. Г. Петерсон)

Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.

Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.

Задачи:

  • сформировать готовность к производительному труду
  • сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
  • вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
  • обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
  • сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
  • предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
  • сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.

Принципы:

Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.

Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.

Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

Содержание: программы и учебники по всем предметам с 1 по 11 класс, а так же для детского сада.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

Более подробную информацию можно прочитать здесь: http://www.school2100.ru/

 

Сейчас в этой программе математика Тонких и Демидовой, а Л. В. Петерсон – в «Перспективной начальной школе», но многие школы используют именно учебник Л. В. Петерсон.

«Школа России» (Плешаков)

Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

Цель: Воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задачи: Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

  • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
  • обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
  • формирование естественной мотивации учения

Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому. Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Содержание: учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Комплект охватывает все образовательные области.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

Более подробная информация:

К сожалению, своего сайта у авторов данной программы нет. Поэтому заходим в Яндекс, задаем в поиске «Школа России» и смотрим все, что найдется — от обоснования проекта этой учебной программы до примеров уроков.

«Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой

Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Принципы:

— организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

— организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

— формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Содержание: учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса  ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

Более подробную информацию можно прочитать здесь:

http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200300905 – очень хорошо, с примерами, изложена информация о программе.

http://www.krsk-obr.ru/info/roditel/12

 

«Начальная школа 21 века» (Виноградовой)

Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

Задачи:

  • формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).
  • организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Принципы: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь».

Содержание: в соответствии с главным принципом (природосообразности) особое внимание авторы уделили реализации функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (например, введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей).

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

 

Итак, выбор за нами. Надеюсь, нам с вами удалось хотя бы приблизительно разобраться «что за зверь такой» — ПРОГРАММА. И теперь мы сможем осознанно подходить к выбору школы, класса, учителя. Примерно представляем себе, какие вопросы задать, чтобы оценить, сможет ли данный учитель в данной школе в полной мере реализовать принципы выбранной программы… Сможем правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей.

Агурина Т.В.,

учитель начальных классов гимназии №4

 

www.mama32.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о