Как мотивировать первоклассника к учебе советы психолога – — 10

Как мотивировать ребёнка учиться: простые способы, которые вам помогут

Наверняка каждый родитель хоть раз задавался вопросом — как приучить ребёнка к самостоятельности без нервотрёпки и разочарований? Как научить детей с радостью выполнять домашнее задание, сделать процесс обучения увлекательным для самих детей. Наш новый блогер Анна Чиркова рассказывает, как работать с детской мотивацией.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Она появляется даже у учащихся в начальных классах.

Нежелание учиться проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.

Почему дети не хотят учиться? Даже педагоги со стажем не всегда готовы однозначно ответить на этот вопрос, но мы попробуем дать максимально простые и действенные способы для мотивации вашего ребёнка.

Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много. Разберём некоторые из них.

Что влияет на нежелание учиться

1. Ребёнок мал для школы. Родители думают, что их дети готовы к школе, если видят, что они много знают для своего возраста. Но даже если ваш ребёнок достаточно умный, и вы думаете не водить его лишний год в детский сад, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым правилам. К тому же маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.

2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.

3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.

4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.

5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.

6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников. Мы ставим детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записываем в различные секции. Только представьте, в какое количество секций родители пытаются отдать своих чад, не беря в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если те приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих одногруппников. Подумайте, возможно вы слишком давите на детей, заставляя их делать то, чего они не хотят.


Какие факторы влияют на интерес к учёбе

1. Интерес к изучаемым предметам

. Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.

2. Способ изучения предметов. В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.

3. Восприятие информации. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.

4. Интерес учителя. Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.


Какие бывают виды мотивации

Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
  • коммуникативные — расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
  • эмоциональные;
  • саморазвитие — раскрытие своих способностей и талантов;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние — поощрения, наказания.

Кроме этого, мотивы делятся на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Пример внешней мотивации: «Надо сдать экзамен, потому чтобы родители не ругали». Внутренняя мотивация: «Мне очень нравятся уроки литературы, поэтому я читаю в любую свободную минуту, с каждой прочитанной книгой узнаю что-то новое».

Есть еще два вида мотивации — устойчивая и неустойчивая. Пример устойчивой мотивации: «Со дня поступления в школу рисования я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту секцию». Неустойчивая: «Сходила на концерт, тоже захотела играть на каком-то инструменте, начала заниматься, через какое-то время бросила».

Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые

Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.

Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но самые актуальные из них, которые встречаются среди родителей чаще всего.

1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.

2. Обман и запугивание. Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.

3. Завышенные требования, не учитывание возможностей ребенка. Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).

4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость. В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.

5. Мотивация успехом. Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.

6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями. Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.


Как повысить мотивацию к учёбе

1. Обучайте ребёнка в игровой форме

Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания.

Это могут быть интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.

Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей.

2. Поддерживайте ребёнка в его увлечениях

Не навязывайте свои любимые занятия, позвольте ему заниматься своим хобби. Помогите детям открыть их скрытые таланты или развить уже имеющиеся, пусть они свободно выбирают то, что их увлекает.

3. Маленькие поощрения, а не большие награды

Поощряйте ребенка, хвалите за результат, но не стоит это делать в денежной форме и в виде дорогих подарков. Иначе настанет время, когда ребёнок захочет продать вам результаты своего труда подороже. Например, гораздо лучше работает правило «За каждое правильное задание — 1 конфетка», чем «За каждую пятерку в дневнике — торт». Конфетка — это своего рода гарантия, что трудновыполнимое домашнее задание происходит в атмосфере доверия, что само по себе уже является мотивацией.

4. Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками

Покажите ему, как можно применить полученные знания, обсуждайте вместе его рассказы. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Помните, что любые оценки — вещь субъективная, это не показатель знания вашего ребенка, а всего лишь его оценка со стороны педагогов.

Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. Если же он сам расстроился из-за двойки — поддержите и никогда не ругайте. Ведь в первую очередь вы должны быть ему другом и напарником.

5. Минимизируйте стрессы

Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.

Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены. Объясните, что стресс является неотъемлемой частью жизни, научите с ним справляться, чтобы в будущем ребёнок сам смог преодолевать его.


Мотивация к обучению развивается не за один день, иногда на это требуется много сил и времени. Если вы что-то упустили при воспитании своего ребёнка, никогда не поздно начать выстраивать ваши отношения на основе доверия и понимания.

Не мотивируйте ребёнка далекими и призрачными целями, непонятными для его возраста. Каждый родитель должен найти, в чем заключается потенциал их детей. Пробуйте раскрыть его таланты с разных сторон, давайте ему возможность проявить себя. Ищите в своих детях задатки к какому-либо роду деятельности, показывайте на своем примере, что мы всю жизнь учимся новому, что в жизни много всего интересного.

Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся. Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические, эмоциональные, и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память, процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, речь беднеет, появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, процессы школьной адаптации труднее протекают.

Представьте, каким человеком будет ваш ребёнок в конце учебного пути. Время, потраченное на учебу, очень ценно для его формирования как личности, не упускайте его!

Фото: Shutterstock (granata68)

mel.fm

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест — опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.

25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят — игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу, не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку труднее дается школьная адаптация, он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника, например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки «двоечник несчастный», трудностей в письме «пишешь, как курица лапой», медленного чтения «уснешь, пока ты прочитаешь»), некорректные замечания в присутствии других ребят («вот другие ребята — молодцы, а ты …»). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний, если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье, разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад, не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка — это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka — я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника — первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

myintelligentkids.com

Мотивация младшего школьника: как заставить ребенка учиться

естилетка мечтает о школе. Он хочет скорее вырасти и стать самостоятельным. Школьник – это серьезный социальный статус. «Наконец-то на меня перестанут смотреть, как на несмышленого малыша», — думает он. А еще в школе столько интересного! Ребенок в восторге от того, что скоро пойдет в школу.

Наконец он стал школьником. Новое и интересное через какое-то время становится рутинным и скучным. Домашние задания превращаются в наказание. Груз обязанностей так тягостен, что думается: «Везет же этим малышам! Играй себе сколько захочется, и уроки учить не надо».

Знакомая картина, не правда ли? Сколько детей, совсем недавно с желанием поступивших в школу, начинают относиться к учебе как к неприятной обязанности. И никакие доводы взрослых не способны убедить ребенка, что учиться необходимо.

Добрые родители рисуют перед чадом перспективу хорошей работы, благополучной, удобно устроенной взрослой жизни. «Чтобы быть уважаемым человеком, нужно хорошо учиться. Не будешь учиться, станешь дворником». Столь отдаленная перспектива ничего не скажет детскому уму. А что плохого в работе дворника? Дворник может ходить по лужам, жечь костер, поливать из шланга. Это заманчивее, чем абстрактный образ «уважаемого человека».

Родители не столь добрые (или добрые, но отчаявшиеся) пробуют метод кнута. Он может быть эффективен. Но какова цена этой эффективности? Страх перед плохой оценкой, тревожность придадут учебе отрицательную эмоциональную окраску. Ребенок будет стремиться не к знаниям, а к хорошей отметке, знания в таких условиях будут непрочными. Стоит немного смягчить требования и ослабить контроль, как ребенок бросит учиться.

Два примера (добрых и не столь добрых родителей) демонстрируют собой не что иное, как попытку мотивации ребенка к учебе. Родители используют, как правило, внешнюю мотивацию. Она может быть отрицательной (основанной на страхе наказания) и положительной (основанной на чувстве долга перед семьей, желанием порадовать родителей, получить какое-нибудь поощрение). Грустный факт заключается в том, что никакая внешняя мотивация не обеспечит стойкого, долговременного успеха в учебе, прочных знаний, высокого развития необходимых навыков.

Проблема мотивации

Психологи и педагоги утверждают, что правильная мотивация – ключ к успеху в школе. Вместе с тем, проблема мотивации остается одной из самых важных проблем современной педагогики. Сложность здесь практического плана, теоретически вопрос мотивации достаточно изучен. Хорошо известно, какой должна быть структура мотивации в том или ином школьном возрасте. Однако теория весьма сильно отличается от практического состояния дел в школах.

К окончанию начальной школы у ребенка должна сформироваться стойкая внутренняя познавательная мотивация, и она должна стать ведущей в общей структуре мотивации к учебе. По данным разных исследований, это происходит только в 60-80% случаев. У 5-10% детей диагностируется внешняя мотивация, в том числе отрицательная. Остальные 15-30% случаев приходятся на другие виды мотивации.

Мотивация к учебе формируется неверно по разным причинам. Одна из них – неграмотность родителей в этом вопросе, недостаточное внимание к нему. Многие считают, что подобные вещи находятся в компетенции школы, а родители могут лишь помочь учителю тем, что «прочитают лекцию» о необходимости хорошо учиться, проверят домашнее задание, накажут за плохую отметку.

Этого недостаточно! Да, у учителя больше опыта, знаний и возможностей для успешной работы с учеником. Но ведь не всякий учитель одинаково хорош, к тому же, как любой человек, он не застрахован от ошибок. Контроль за ребенком, за тем, что происходит в классе – это функция родителей.

Важен еще один момент. По отношению к ребенку родители и учитель должны придерживаться единой линии в требованиях к учебе, к поведению ученика. К примеру, учитель нацелен на «дисциплину любой ценой», требует от детей точного, безусловного выполнения его требований, любит аккуратистов. Родители же прививают ребенку критическое мышление, разрешают сомневаться, даже спорить со старшими, считают, что главное – понять учебный материал, уметь решить задачу, а то, что решение записано неряшливо, не страшно. Учитель может построить работу с классом так, что ребенок искренне заинтересуется предметом, даже захочет заниматься дополнительно. А родители посчитают, что этот предмет не пригодится ребенку в будущем, тратить на него время не стоит. Разный подход семьи и школы – одна из самых распространенных причин отсутствия верной мотивации школьника к учебе.

Итак, родителям необходимо оценить работу учителя, определить, правильно ли действует учитель с точки зрения формирования учебной мотивации, помочь учителю в его работе. В этом случае заставлять ребенка учиться не придется: к окончанию младшей школы у него сформируется стойкая познавательная мотивация. Успех в учебе зависит от нее на 80% (20% приходится на способности).

Виды мотивации

Родители должны разбираться в особенностях мотивации детей младшего школьного возраста, знать, какие виды мотивации встречаются. Эти знания позволят грамотно скорректировать мотивы учебной деятельности ребенка.

Внешняя и внутренняя мотивация

По отношению к ребенку как субъекту учебной деятельности мотивация может быть внешней и внутренней.

Внешним называется такой мотив, который исходит не от самого ребенка, его собственного интереса, желания. Внешний мотив лежит вне учебной деятельности. Примеры внешней мотивации приведены выше. «Кнут» это или «пряник», не столь важно. Внешнее побуждение к действию всегда не прочно, деятельность под влиянием внешнего мотива неустойчива.

Внешнюю отрицательную мотивацию называют еще мотивацией избегания неудач. Ребенок старается избежать плохих отметок (обычно «двоек», иногда и «троек») из-за последствий, которые повлечет за собой такая отметка (наказаний, недовольства родителей, учителя).

Внешняя положительная мотивация может быть связана с желанием ребенка доставить радость родителям, получить поощрение (похвалу, новую игрушку, денежное вознаграждение). Разновидность такой мотивации — чувство долга перед семьей, желание не подвести родителей, класс, любимого учителя.

У детей с завышенной самооценкой, лидерскими качествами и хорошими способностями развивается так называемая престижная мотивация. Она побуждает ребенка быть лучшим в учебе, чтобы выделиться среди одноклассников, стать лидером. Престижная мотивация часто встречается именно в младшей школе, поскольку отметка детьми этого возраста воспринимается как мера оценки личности, а не знаний (подробнее об этом чуть ниже).

На первый взгляд, в стремлении быть лучшим нет ничего плохого. Этот мотив способен стать мощным двигателем развития ребенка: он будет добиваться отличных результатов в учебе на пределе своих способностей и трудолюбия.

В то же время нравственная составляющая личности в этом случае искажается. Ребенок становится индивидуалистом, начинает пренебрежительно относиться к отстающим, не таким успешным сверстникам. В ситуации соперничества он может проявлять нетерпимость, жестокость, использовать нечестные приемы по отношению к конкуренту (так называемая нездоровая конкуренция). Мотивационная сфера – ядро личности, и подобный опыт, закрепившись, может стать свойством личности, чертой характера.

Престижную мотивацию не следует путать с мотивацией достижения успеха – желанием ребенка правильно выполнить задание, добиться хорошего результата не для того, чтобы выглядеть лучше всех, а потому, что сама завершенность действия приносит удовлетворение. Это немного подросший вариант мотива «Я сам»: ребенок получает удовольствие от того, что он смог, у него получилось, и получилось хорошо.

Мотив достижения успеха весьма ценен, его нужно поддерживать и развивать.

Обратите внимание на одну тонкость. Мотивация престижа находится как бы на границе внешних и внутренних мотивов деятельности. Ребенок осознает такой мотив как свой собственный, но мотив этот все-таки не учебный. В случае с мотивацией достижения успеха мотив уже целиком принадлежит самой деятельности, хотя и относится только к ее результату.

Познавательная мотивация

Самой ценной признается мотивация познавательная. И своим содержанием, и своей направленностью она целиком находится в учебной деятельности. Ребенок испытывает положительные чувства по поводу того, что он узнал что-то новое, научился чему-то, что не умел раньше. Ребенок проявляет любопытство, ему интересна проблема, задача, которую ставит на уроке учитель, он старается понять и решить ее. Ребенок испытывает радость познания, ради нее он способен преодолеть некоторые трудности, причем не только за счет энтузиазма, но и сделав волевое усилие.

Познавательная потребность свойственна человеку от природы. Всем известно, как любопытны малыши. Детей постарше эта потребность заставляет приставать к родителям с многочисленными «зачем» и «почему». Если родители в дошкольном возрасте поддержали стремление ребенка к познанию нового, стремились использовать то, что узнает ребенок, в игре и практической жизни, сами имеют широкий круг интересов, то первоклассник пойдет в школу с хорошей базой для развития интереса к учебе.

Следует отметить, что потребность и интерес – не одно и то же. Потребность – более глубокий побудитель к действию, но непосредственный импульс к началу действия исходит именно из интереса. Можно сказать, что потребность порождает интерес. То есть, без познавательной потребности не может возникнуть интереса к учебе.

Потребность и интерес в совокупности составляют мотив (мотивацию) действия.

Познавательная мотивация включает в себя три обязательных составляющих:

  1. Положительную эмоцию к знаниям и процессу «добывания» знаний (к учебной деятельности).
  2. Наличие «радости познания» в структуре этой эмоции.
  3. Мотив, заключающийся в самой деятельности.

Под таким мотивом понимается что-то в самой деятельности, побуждающее заниматься ею независимо от других причин. Это «что-то» обычно называют интересом. Другие мотивы (долга, принуждения) могут помочь возникновению интереса или подкрепить его, но сами по себе его не определяют.

Итак, главная задача родителей и учителей – воспитать тягу к знаниям, желание учиться, то есть предпринять усилия к тому, чтобы эти знания добыть. Это важно и в перспективе будущей взрослой жизни ребенка. Современные профессии, высокотехнологичное производство динамичны, они требуют не только прочных и глубоких знаний, квалификации, но и умения учиться.

Структура мотивации первоклассника

Младший школьный возраст – ключевой в формировании познавательной мотивации к учебе. Вместе с тем очень немногие дети поступают в школу хотя бы с прочной базой для ее формирования. Почти у всех детей (до 80%) мотивация игровая, а познавательный мотив, если и возникает, то эпизодически, одномоментно. Он угасает, как только исчезает внешний раздражитель (к примеру, закончится урок).

Поначалу мощными мотивирующими факторами выступают одобрение учителя и отметка.

Авторитет учителя

Вряд ли когда-либо какой-нибудь еще человек в жизни ребенка будет обладать в его глазах такой полнотой знаний, опыта, авторитета, как первый учитель. Первоклашке не придет в голову ослушаться учителя: все его требования выполняются беспрекословно. Первоклассник не будет размышлять о том, зачем делать то-то и то-то, нужно ли это на самом деле. Даже неинтересное задание он будет выполнять старательно, если того требует учитель.

Учитель – некий недосягаемый идеальный образ, мнение учителя для ребенка – истина. У такого положения вещей есть свои минусы (ведь встречаются и плохие учителя), именно поэтому родителям рекомендуют ответственно подходить к выбору первого учителя. Но в авторитете учителя есть и один большой плюс: от него можно оттолкнуться, чтобы направить деятельность ребенка в сторону развития познавательного интереса. Хороший учитель владеет множеством приемов для этого:

  • Он создает в классе положительный эмоциональный фон, атмосферу доверия, он доброжелателен к ученикам, внимателен, умеет вовремя прийти на помощь, ободрить, поддержать. Без должного эмоционального настроя невозможно получить удовольствие от деятельности. Важно, чтобы ребенок почувствовал радость познания, радость учебы.
  • Учитель создает ситуацию успеха; при этом подходит к каждому ученику индивидуально, в зависимости от его сильных и слабых сторон. Ситуация успеха повышает самооценку ученика, закрепляет положительный эмоциональный настрой на урок.
  • Речь учителя яркая, эмоциональная, занимательная, сама по себе привлекает внимание учеников.
  • Учитель использует необычные формы подачи материала (но не слишком часто): дискуссию, эвристическую беседу, проблемную ситуацию, исследование, соревнование, коллективную (групповую) работу, игру. Такие формы стимулируют интерес к учебе, особенно когда они уже известны детям и предвкушаются ими.
  • Держит «обратную связь» с учениками, чтобы вовремя скорректировать непонятный или неправильно понятый учебный материал.
  • Новый материал изучает с опорой на уже известное ученикам, связывает новое с жизненным опытом детей, подчеркивает практическую значимость изучаемого материала, показывает способы его применения. Использует межпредметные связи там, где это возможно.
  • Учитель постепенно включает класс в оценочную и стратегическую деятельность. С точки зрения стратегии учит ставить цели и учебные задачи, искусственно создает дефицит знаний, который дети должны восполнить сами, предоставляет выбор заданий. Оценочная деятельность касается работы класса в целом и самого ученика.
  • Учит ребенка видеть ошибки и исправлять их, в том числе непосредственно в процессе выполнения задания. Учит тому, как не совершить ту же ошибку снова.
  • Занимается развитием тех качеств, которые способствуют укреплению познавательной способности: памяти, произвольного внимания, воображения. Ставит задачу не просто научить, но развить мышление детей средствами своего предмета.
  • Щедро поощряет ребят, не только отметками, а словесной похвалой.

В совокупности эти методы и приемы разовьют интерес ребенка к учебе и научат его учиться. К окончанию средней школы, когда личность учителя несколько утратит абсолютную значимость, познавательная мотивация займет место внешней положительной мотивации.

Отметка

Отметки в начальной школе, как правило, вводят со второго полугодия первого класса, либо со второго класса. Это правильно. Дети не осознают объективную роль отметки. С точки зрения младшего школьника отметка лишь в последнюю очередь измеряет качество его знаний, качество выполнения того или иного задания.

Отметка может восприниматься:

  1. Как оценка личности ребенка. «Мне поставили пятерку, значит, я хороший, двойку – я плохой», — так думает ребенок.
  2. Как отношение учителя к себе. «Меня учительница любит, вот и ставит пятерки, а Коле ставит тройки – Коля ей не нравится».
  3. Как оценка старательности, усилий, затраченных на выполнение задания. «Я так много написал, я старался, а получил всего лишь тройку. Это несправедливо».
  4. Как средство повышения престижа. Первоклассники оценивают друг друга при помощи отметок. Тот, кто учится лучше других, обладает большим авторитетом.

Подобное восприятие отметок может сохраняться вплоть до окончания младшей школы, и совершенно точно оно доминирует среди учеников 1-2 класса. В некоторых системах образования отметки появляются только в средней школе. В нашей системе хорошо делают те учителя, которые ставят отметку не только за отдельный ответ (задание), но за несколько ответов, так называемую «работу на уроке».

Взрослым необходимо осторожно подходить к отметкам. Младшеклассники сильно расстраиваются из-за плохих отметок, не следует добавлять к ним наказание или осуждение родителей. Интерес к учебе может угаснуть.

Что должны делать родители

Обычно ребенок приходит в школу положительно мотивированным. Он хочет учиться. Это желание пока не связано с глубокой личностной потребностью в получении знаний. Усилия взрослых должны быть направлены, с одной стороны, на формирование мотивации достижения успеха, и на развитие познавательной мотивации, с другой стороны. Такова правильная структура учебной мотивации. В норме она должна быть сформирована ко времени окончания младшей школы.

Несмотря на то, что огромная роль в развитии учебной мотивации отводится учителю, родителям нельзя самоустраняться в этом важном вопросе. За ребенка отвечают, прежде всего, родители, а не школа.

Родители способны помочь своему ребенку, даже если ему достался не самый высокопрофессиональный учитель начальных классов. Для этого требуется обратить внимание на эмоциональный фон и образ жизни семьи, совместное выполнение домашних заданий, контроль работы учителя и школьных занятий ребенка.

Обстановка в семье

Не секрет, что познавательные интересы нередко формируются стихийно. Вовремя оказываются рядом отец или мать, кто-то из родственников знакомит ребенка со своими занятиями, попадается нужная книга, появляется талантливый учитель. Может быть, не стоит доверять такую важную вещь воле случая?

Чтобы ребенок был любознательным, семья, в которой он растет, должна эту любознательность поощрять и развивать. Когда в дошкольном возрасте маленький почемучка надоедает родителям вопросами, от них нельзя отмахиваться. Следует отвечать на вопросы ребенка так, чтобы стимулировать его интерес к окружающему миру.

Образ жизни родителей оказывает решающее влияние на интерес ребенка к познанию нового и в школе. Если родители отдыхают после работы около телевизора, молча просматривая очередную развлекательную передачу, не разговаривают друг с другом об отвлеченных предметах, не интересуются ничем, кроме денег и работы, — не стоит ждать, что ребенок проявит тягу к знаниям. А ведь некоторые родители прямо высказывают свое жизненное кредо: главное – не знания, а связи, успех в жизни не зависит от затраченных усилий (кому как повезет), деньги решают все.

Другое дело, когда родители сами ценят знание и тянутся к нему. Неважно, насколько они развиты и образованы, каков материальный достаток семьи, важен сам подход родителей, их отношение к знаниям и образованию.

Родителям тех детей, у которых при должном семейном тоне интерес к учению все-таки невысок, можно посоветовать несколько «хитростей»:

  • Присмотритесь к ребенку. Заметьте что-то, пусть не в области школьных программы, что его хоть немного интересует. Если такое занятие найдется, продумайте, как укрепить этот интерес. Бывает, что ребенку нужна простая практическая помощь (записать его в художественную школу, к примеру), а сам он не догадается об этом попросить.
  • Если и такого интереса не находится, то нужно устраивать «пробы интереса». Предлагать ребенку какое-нибудь новое занятие и присматриваться, насколько оно пришлось по душе. Не подошло одно занятие, предложить другое, третье, и пробовать до тех пор, пока интерес к чему-то не проявится. После этого поддержать интерес.
  • Увлекайтесь вместе с ребенком. Взрослые думают, что знают все на свете, а это далеко не так. Ваш искренний интерес способен заразить ребенка. Пусть даже это занятие не будет связано с учебой. Главное, чтобы ребенок почувствовал радость познания нового, вкус успеха. Эти радость и вкус потом можно будет перенести в школьную деятельность.

Иногда родители делают ошибку, пытаясь навязать детям собственные интересы, то, что они сами не реализовали в детстве. Следует помнить, что ребенок не обязан повторять родителей.

Выполнение домашнего задания

Все ответственные родители в первом-втором классе школы (а некоторые и дальше) помогают детям с домашним заданием. Они делают правильно, потому что в этот период закладываются азы не только верной мотивации, но и навыков учения.

Несколько советов, к которым стоит прислушаться, чтобы формировать у ребенка познавательную мотивацию и мотивацию успеха при выполнении домашнего задания:

  • Стройте занятия дома по принципу сотрудничества. Вместе с ребенком пытайтесь вникнуть в суть проблемы, задачи, почувствуйте интерес к ней, подумайте, как задачу можно использовать в повседневной жизни, расскажите ребенку о своих наблюдениях.
  • Познакомьтесь с понятием «зона ближайшего развития», используйте его в занятиях. Вкратце, это значит, что нельзя оставлять ребенка наедине с заведомо непосильными для него задачами; в то же время текущее задание всегда должно включать в себя что-то, слегка превышающее возможности ребенка.
  • Не ленитесь объяснять материал столько раз, сколько это требуется. Отвечайте на все вопросы ребенка, которые возникают по ходу выполнения домашней работы. Поощряйте вопросы, сами задавайте их.
  • Не выражайте недовольства, не высмеивайте ребенка, если он кажется несообразительным, невнимательным, неряшливым. Будьте терпеливы. Определите, какие качества мешают ребенку учиться лучше и займитесь развитием этих качеств. Существует множество интересных игр для развития внимания, памяти, воображения, их можно предложить ребенку в свободное время.
  • Не оценивайте личность ребенка, оценивайте его усилия, затраченные на задание. Никогда не сравнивайте ребенка со взрослыми, братьями/сестрами, одноклассниками. При необходимости сравнивайте с ним же самим, но в более раннем возрасте, или новые результаты с прежними.
  • Хвалить ребенка тоже нужно с умом. Не следует хвалить его способности или его самого как личность. Хвалите ребенка за затраченные усилия, за упорство, внимание, силу воли, старание.
  • Учите ребенка планировать, предвидеть результат. Просите объяснять свои успехи и неудачи. Развивайте навык самоконтроля.

И самое главное – положительный эмоциональный настрой. Без него невозможно формирование мотивации успеха. Несмотря ни на какие трудности, ребенок должен быть уверен в себе и своих силах.

Контроль

Очень важно быть в курсе школьных дел ребенка, иметь представление о том, что происходит в классе, каков стиль общения учителя с детьми. Первоклассник вряд ли сможет рассказать об этом подробно, да и не всегда ситуация допускает непосредственного участия в ней ребенка.

С первых дней школы жизненно необходимо наладить прочный контакт с учителем. Принимая во внимание, что учителя бывают разные и по квалификации, и по своим личным качествам, общая рекомендация – проявить максимум доброжелательности, сдержанности, тактичности. Не стоит давать понять учителю, что вы лучше разбираетесь в воспитании. Воздержитесь от советов относительно содержания и формы обучения, тем более что повлиять на них у родителей все равно не получится. Продуктивнее будет занять позицию сотрудничества: и родители, и учитель заинтересованы в качестве знаний ребенка. Это та точка соприкосновения, на которой следует построить взаимодействие.

Обсудите с учителем стратегию занятий, причину неудач ребенка. Попросите его высказать мнение о способах преодоления трудностей. Спросите его совета. Такая тактика даст лучший результат, чем критика и риторические вопросы в стиле «Мой ребенок был хорошо развит и подготовлен к школе, почему же теперь он не успевает?».

Ни в коем случае не подрывайте авторитет учителя. Даже если вы недовольны им, имеете какие-либо небезосновательные претензии к его работе, нельзя высказывать их в присутствии ребенка.

Встречаются и конфликтные ситуации. В крайнем  случае, когда родители уверены, что учитель некомпетентен, его действия наносят вред психическому здоровью ребенка, стиль ведения урока отбивает не только желание учиться, но даже ходить в школу, лучше перевести ребенка в другой класс (другую школу).

Если такой возможности нет, отчаиваться не стоит. Тягу к знаниям могут привить и сами родители. А уж если она появилась, то будьте спокойны, она найдет способ проявить себя. Пройдет время, ребенок перейдет в среднюю школу, где уроки ведут разные учителя-предметники. Книги, кружки, интернет: современный мир предоставляет людям массу альтернативных возможностей  образования. Возникнет тот или иной вариант компенсаторной мотивации: малые успехи в школе компенсируются успехами в другой, внешкольной деятельности.

Какой бы сложной ни была ситуация, ребенок, у которого сформирована познавательная мотивация, не доставит больших хлопот в школе в подростковом и юношеском возрасте. Да, он не получит от учебы большой пользы, не будет учиться в полную силу. Но тяга к знаниям, умение учиться – это то, что пригодится ему на протяжении всей жизни.

baby-ved.ru

Мотивация первоклассника, как развить желание учиться у младших школьников

Естественная любознательность заложена в нас природой. Однако без внешней поддержки она быстро угасает. Поэтому так важно сформировать и поддерживать среду, в которой ребёнок сможет получать новые знания естественно и легко. Как развить в ребёнке мотивацию достижения успехов в школе? Как стимулировать интерес к учёбе, когда эффект новизны пропадает и уроки превращаются в рутину?

К чему бы мы ни стремились в жизни, мы делаем это благодаря наличию мотивации. Она может быть отрицательной или положительной. Например, страх перед реакцией родителей на плохую отметку – результат отрицательной мотивации. Данный тип мотивации мешает здоровому развитию личности и негативно влияет на психику ребёнка. Положительная мотивация, напротив, всегда конструктивна и опирается на какой-либо положительный стимул. Сформировать правильную учебную мотивацию первоклассника будет проще, если учесть самые распространённые ошибки родителей.

Ошибка 1. Ребёнок уже умеет читать, писать и считать, а значит, готов к школе!

Интеллектуальная подготовленность вовсе не означает готовности психологической и физической. Так что не спешите отдавать ребёнка в школу пораньше. Ведь ему ещё предстоит научиться управлять своим вниманием, ориентироваться во времени и пространстве, самостоятельно обуваться, справляясь со шнурками или «липучками», и многому другому.

Кстати, проверить уровень школьной готовности ребёнка можно, пройдя вместе с ним простой и очень информативный тест на нашем сайте:

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Ошибка 2. Отсутствие контакта со сверстниками

Если ребёнок не посещал детский сад, обеспечьте ему комфортную адаптационную среду – занятия в кружках, командные игры и т.д. Помогите ему научиться жить в коллективе и соблюдать общие правила.

Ошибка 3. Тяжёлая психологическая обстановка в семье

Ребёнок, который часто сталкивается с отрицательными эмоциями близких, тратит огромный ресурс на переживания. У него может просто не остаться сил на то, чтобы волноваться ещё и о школьной успеваемости. Стремитесь дать ребёнку чувство опоры, спокойствия. Дайте понять, что взрослые в состоянии справиться со своими проблемами и что ребёнок в них не виноват.

Ошибка 4. Отсутствие чёткого режима дня

Чётко выстроенный режим дня напрямую способствует не только успешному обучению, но и нормальному физическому развитию ребёнка.  Непривычно высокая нагрузка, недостаточный сон и отсутствие чёткого чередования умственного напряжения с физической активностью и отдыхом – прямой путь к переутомлению.

Ошибка 5. Деструктивные методы воспитания

Деспотичность и гиперопека родителей так же опасны для ребёнка, как и чрезмерная либеральность. И то и другое ведёт к неадекватной самооценке. Относитесь к ребёнку с уважением, учите его уважать других и не уходите в крайности. Также очень важно следить за тем, чтобы родители, а также бабушки и дедушки придерживались единой линии воспитания.

Ошибка 6. Проецирование своих страхов и ожиданий

Беспокоиться о будущем ребёнка – вполне естественно для родителя. Однако эти страхи часто не имеют отношения к ребёнку. Примите свой опыт с мудрым спокойствием и дайте ребёнку возможность собственных поисков и открытий! 

Ошибка 7. Сравнение с другими

Создание конкуренции путём сравнения с другими детьми – прямой путь к тревожным состояниям и неуверенности в себе. Всякий человек талантлив по-своему, и ни один не идеален. Одна и та же задача может даваться разным детям по-разному. Положительной мотивации способствует сравнение ребёнка с самим собой – следите за динамикой его школьных успехов и вместе оценивайте результаты.

Как повысить мотивацию?

Прежде всего, стремитесь найти источник низкой мотивации – это могут быть ошибки воспитательного характера, большую часть которых мы разобрали, или отсутствие умения учиться. Этот навык в значительной степени выстраивается на основании образа жизни родителей. Поощряйте интересы ребёнка, устраивайте тематические культпоходы, рассказывайте о том, что интересно вам, дополняйте информацию, полученную ребёнком на школьных занятиях, – чаще дарите друг другу радость познания чего-то нового! Вспоминайте позитивный опыт из своих школьных дней, расскажите, как используете эти знания в повседневной жизни.

В первом классе школы навыки обучения только закладываются, и нет ничего плохого в том, чтобы на первых порах выполнять задания вместе. Вместо того, чтобы предлагать ребёнку готовый ответ, помогайте школьнику рассуждать самому. Объясняйте непонятное, терпеливо отвечайте на вопросы. Чаще хвалите малыша, даже если он порой кажется невнимательным и несообразительным.

Для закрепления школьных успехов важна правильная похвала! Хвалите ребёнка не за его способности, а за затраченные им усилия, проявленное упорство и старание. Подчёркивайте важность знаний, а не оценок.

Развивайте навык самоконтроля с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Определите вместе, когда лучше садиться за занятия, когда – гулять, чем заниматься на досуге. Помимо учёбы у ребёнка могут быть и другие обязанности по дому (труд – важнейший организующий фактор!), а также неприкосновенное право на своё свободное время.

Индивидуальный подход к каждому ребёнку, который лежит в основе образовательной системы «Начальная школа XXI века», отлично мотивирует и поощряет каждого малыша и обеспечивает маленьким ученикам гармоничное развитие и успешную самореализацию.

Помогите школьнику сформировать адекватную самооценку, видеть границы своих способностей во время выполнения школьных заданий и в то же время верить в свои силы.

Сотрудничайте с учителем. Проявите максимум уважения и доброжелательности и воздержитесь от критики. Попросите учителя высказать своё мнение о том, какие факторы помогут вашему ребёнку выстроить успешную учёбу. Даже если учитель не вполне вас устраивает, такой подход даст куда лучший эффект, чем претензии и критика в его адрес.

Любое новое дело в начале обучения кажется долгим, нудным и страшным. Зато освоив его, мы удивляемся, почему другие не пользуются таким простым и полезным навыком. Вспомните вместе с ребёнком похожий пример из его опыта, например порассуждайте, как сложно ему было научиться держать равновесие на двухколёсном велосипеде и как легко он делает это теперь. То же касается освоения школьной программы. Стоит только захотеть – и всё получится!

Наталья Якунина


shkolaveka.ru

Как мотивировать школьника к учебе: советы родителям

Для многих родителей вопрос обучения ребенка очень сложен. Конечно, «повезло» тем, чей малыш с удовольствием читает книги, сам делает домашние задания и получает хорошие оценки на уроках. Ребенок не проявляет никакого интереса к обучению? Не спешите скандалить и «угрожать» ему! Главная движущая сила, заставляющая человека совершенствоваться — мотивация. Чтобы ребенок хорошо учился, его нужно мотивировать.

Почему дети не хотят учиться?

Почему дети не хотят учиться?

Все дети разные. У кого-то мотивация к учебе не пропадает и всю жизнь, а у других со временем утрачивается по разным причинам.

Ребенок совсем недавно с радостью бежал в школу, а уже сегодня «из-под палки» делает уроки? Мотивация, это, конечно, хорошо. Но сначала стоит разобраться, почему малыш так резко «разлюбил» учебный процесс! Вероятно, причина и не в нем. Проблемы с одноклассниками, полное непонимание конкретного предмета, с последней парты он не видит того, что написано на доске — причин может быть масса. И если устранить ее, появится и мотивация к учебе. Развитие ребенка на первых порах обучения требует полного контроля со стороны родителей. Узнайте, может, его что-то беспокоит.

Родителям важно не только следить за успеваемостью детей, но и интересоваться школьной «жизнью» в целом. А мамам и папам первоклашек рекомендуется вообще полностью контролировать процесс в первый год пребывания в школе — маленькому ребенку бывает сложно «перестроиться» после детского сада на совершенно новые порядки и правила. И уже сейчас очень важно мотивировать малыша и всячески прививать ему любовь к знаниям!

Поощрения за хорошую учебу от родителей

Многие родители используют на практике самый простой способ мотивации ребенка к учебе — поощрения. Эта «методика» работает практически всегда. Но тут много нюансов — а что, если материальные презенты за хорошую учебу приведут к тому, что школьник будет садиться за книгу только «за деньги». Так, конечно, не годится.

Оптимальным поощрением станет совместный досуг (желанный поход в аква-парк, цирк) или подарок — но желательно только по итогам четверти или учебного года. Если станете давать ребенку «призы» за каждую принесенную домой пятерку — это уже не мотивация, а настоящий подкуп.

Что-то пообещали ребенку за отличную учебу? Будьте добры, исполнить взятые на себя «обязательства»! Иначе, школьник воспримет это как обман — и в следующий раз точно не будет стараться хорошо учиться, думая, что потом вы его в очередной раз «подведете».

Учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка

Учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка

Начали «борьбу» с плохой успеваемостью ребенка в школе? Родителям при этом важно учитывать особенности развития ребенка — главное, не перегнуть палку! Жесткие нотации и крики оставьте на потом — возможно, малышу нужно ваше понимание и участие.

Создайте дома благоприятную обстановку для выполнения домашних заданий. Например, первоклассникам стоит устраивать тихий час после школы, а деткам постарше бывает полезно через час-другой занятий сменить учебную деятельность на какую-либо другую.

Материальная база для комфортного обучения

Взрослым сложно понять, как обычные тетрадки, альбомы и ручки могут мотивировать ребенка хорошо учиться. А между тем, многие дети уделяют этому большое внимание — красивые «инструменты» для учебы дарят эстетическое наслаждение и побуждают действовать.

Поверьте, ребенок будет аккуратно заполнять красивый дневник, который он сам выбрал в магазине, старательно выводить буквы в тетрадках, где на обложках изображен его любимый супер-герой, и с удовольствием укладывать учебники в новенький стильный рюкзак. Развивающие плакаты в комнате, книги на полках, удобные стул и письменный стол — создайте для малыша материальную базу для комфортного обучения!

Краткосрочные и долгосрочные перспективы

Краткосрочные и долгосрочные перспективы

Вот только не стоит пугать первоклашек страшилками по типу такой — «не будешь учиться, станешь дворником». Маленький ребенок таких долгосрочных «перспектив» точно не поймет — пустой звук для него. Гораздо эффективнее будет обозначить для него ближайшие зоны развития — сейчас надо «подтянуть» таблицу умножения, а потом потренироваться в технике чтения. Ребенку будут понятны такие цели!

А вот старшеклассников, которые «отбились от рук», родители уже вполне могут мотивировать к учебе блестящими перспективами в будущем. Объясните подростку, что только хорошие отметки в школе помогут ему поступить в университет, а потом и получить высокооплачиваемую должность.

Важна адекватная самооценка ребенка

По мнению психологов, у деток с заниженной самооценкой практически всегда возникают «проблемы» с мотивацией — зачем стараться, если все равно ничего не получится. Есть и противоположные ситуации — ребята с завышенной самооценкой полагают, будто они все и всегда делают правильно, что тоже не самым лучшим образом может сказываться на успеваемости. Если малыш зажат и стеснителен и ему плохо дается учеба, почаще его хвалите, отмечайте достижения в других сферах (спортивные секции, кружки по рукоделию). А если самооценка явно завышена — мягко указывайте ребенку на допущенные ошибки.

Родители должны понимать, что самооценка ребенка должна в полной мере соответствовать его особенностям. Но какими бы ни были требования к учебному процессу от вас лично или от учителей, ребенок должен получать от семьи максимум поддержки и тепла! Любовь папы и мамы, вера в него — вот лучшая мотивация для ребенка к успешной учебе.

Хвалите ребенка!

Хвалите ребенка!

Развитие ребенка по мере взросление проходит несколько этапов. Вчера от любил математику, а сегодня с головой «ушел» в чтение — это вполне нормально. Поддерживайте ребенка в любых начинаниях и хвалите за каждый успех!

Дети, как правило, хорошо учатся, если чувствуют любовь родителей — отличные оценки, заработанные на уроке, становится лучшим «поводом» порадовать самых близких людей. Мамам и папам не нужно забывать, что оценки в школе — это порой только «цифры». Иногда можно сосредоточиться на прогрессе ребенка в других сферах! И когда ребенок старательно выполняет каждое домашнее задание и с удовольствием познает новое, стоит ли его ругать, если сегодня был просто не «его день» и он получил не самую лучшую оценку? Руганью вы «убьете» у школьника все желание учиться.

medaboutme.ru

8 советов, как вернуть школьника к учёбе

Вы ясно видите в электронном дневнике ребёнка буквы «дз», а он почему-то никак не реагирует на это и держит портфель нераспечатанным с прошлой пятницы. Не торопитесь браться за задания самостоятельно, возможно, ребёнка можно подстегнуть. Вернее, не ребёнка, а его интерес к обучению. Предлагаем несколько приёмов, которые повысят интерес школьника к картинкам в его букваре. Консультацией нам помогла психолог Анастасия Лындина.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Перед тем как брать быка за рога, помните, что проблема мотивации — это довольно тонкий психологический момент, до конца в науке не решённый. Учебный задор школьника, кажется, легко сбивается от одного чиха: оценки вредят мотивации, излишнее давление — вредит, подкуп карманными деньгами — упаси боже! В идеале, конечно, ребёнку должно быть интересен предмет: открыл тетрадку и увлёкся. Но если вы когда-нибудь, видели каким образом в обычной школе формулируются задания, то сами понимаете, что увлечься «упр.5 на стр. 23, повт. пар.4.» — невозможно.

Кроме того, неплохо учитывать возрастные особенности клиента. Человека, который поступил в вуз, лучше вообще не трогать. Он и сам знает про сессию, это убедительный стимул раскрывать книгу без наставлений. Школьник лет с 12 вдохновлён внешними мотивами, ему интересно, умнее ли он, ловчее ли, чем Василий с третьей парты, и как он будет выглядеть у доски, читая стих про мужичка с ноготок (при этом с третьей парты в чтеца будут лететь бумажные самолётики). А вот именно про учебную мотивацию можно смело говорить применительно к младшей школе: с 7 до 12 лет. Тут удивительно и как буквы складываются в слово, которое ты пишешь на крышке стола, и как так получилось, что счётные палочки не умещаются в носу, и почему комар не летит без одного крыла — везде восторг и радость познания.

Эту учебную мотивацию стоит создавать, бережно сохранять и поддерживать. И вот как это делать:

1. Не заставляйте

Нет способа скорее вызвать отвращение к учёбе, чем небольшие домашние скандалы с принудительным усаживанием за парту. Вдумчивые доверительные разговоры о школьных правилах и о радости учительницы от выученного Петей четверостишия подойдут больше.

iStockphoto / Vesna Andjic

2. Радуйтесь и замечайте успехи ребёнка

Видя, как второклассник достаёт тетрадь (он туда, конечно, вложил сушёных муравьёв, а теперь решил посмотреть на их жизнь), хлопайте в ладоши и хвалите: «Петя, ура! Ты трудолюбивый парень. Сам взял и достал тетрадку, чтобы сделать уроки!»

3. Дайте понять, что ученье — свет

Учите добывать информацию, увлекайтесь сами, ищите ответы на сложные вопросы в интернете, поражайтесь чудесам мира, расширяйте границы школьных дисциплин. Главная цель: не отбарабанить «от сих до сих», а показать, что учиться — это увлекательно. Возможно, в этом случае ненавистная домашка обретёт некий смысл, хотя бы в контексте мировой истории. Задавайте каверзные вопросы без ответов, помните, что заинтересовать — гораздо важнее, чем получить правильный ответ, написанный в конце учебника.

4. Используйте эффект прерванного действия, его ещё называют эффект Зейгарник

Суть лайфхака в том, что незаконченное действие нас притягивает. В экспериментах американского психолога Курта Левина творческую деятельность детей останавливали и предлагали им заняться чем-то более интересным. Если у прерванного дела оставался какой-то потенциал, дети при первой возможности стремились завершить неоконченное. Это не значит, что нужно вбегать с бразильским танцем в комнату, где школьник вдруг начал делать математику. Хотя бы отнеситесь философски, если человек решил сделать в работе перерыв. А иногда можно и напомнить: «А помнишь, ты на прошлой неделе увлечённо думал над задачей про рыбаков?»

iStockphoto / Chalabala

5. Применяйте метод зелёной ручки

Этот коучинговый подход изобрела мама первоклассницы. Вместо того чтобы подчёркивать красной пастой ошибки, она обводила зелёной лучшие варианты. Этот метод помогает ребёнку концентрироваться не на том, что не получилось, а на собственных успехах, и стремиться к ним и дальше. Если вы сидите рядом со школяром, который делает уроки, перестаньте ворчать: «Одни ошибки! Кто так пишет. Полная чушь.» Говорите о том, что получилось: «У тебя классно выходит раскачиваться на стуле. Ничего себе! Даже верно условия задачи записал!»

6. Видоизмените задания

Если ребёнок не хочет делать задания, возможно, он боится, что у него не получится. И наоборот — когда все получается легко, берёшься за работу с радостью. Попробуйте переформулировать задачу, чтобы она стала ему понятнее, или разбить выполнение «домашки» на куски. Пусть они будут по силам вашему ребёнку, пусть он получит удовольствие от сделанного.

7. Заканчивайте на подъёме

Если ваш ученик выдохся и работает через не могу, в следующий раз ему будет труднее бодро сесть за урок. Пусть задания закончатся на приятной ноте, не растянутся на весь день и не вынут все жилы. Вы, положим, не можете изменить программу. Просто организуйте день таким образом, чтобы уроки пришлись не на 12 часов ночи, а на тот момент, когда у всех светлая голова. «Дочка, у нас 30 минут перед прогулкой. Вот тебе таймер, попробуй уложиться с заданием».

iStockphoto / Kerkez

8. Не ломайте ребёнка

Это традиционный совет от эксперта-психолога, правда непонятно, как ему следовать. У вас суперсильная физматшкола, если вся семья не будет твёрдо и последовательно запирать ребёнка в комнате, наедине с Перельманом, случится катастрофа. Но отчего-то психологи уверены, что настоящая катастрофа будет, если ученик заработает нервное истощение, заболеет или непоправимо испортит отношения с родителями. В общем, время от времени поглядывайте на цвет детских щёк.

mel.fm

Как повысить мотивацию к учёбе у первоклассника. Советы для учителей и родителей

Как повысить мотивацию к учёбе у первоклассника. Советы для учителей и родителей

Мотивация – залог успеха в любом деле. Мотивация, интерес к учению намного важнее того багажа готовых знаний, которым мы успели «наполнить» ребёнка перед школой. Если ребёнок познавательно активен, он быстро выйдет на нужный учебный уровень. Если мотивация слаба, ему будет намного сложнее.

Интерес к умственной деятельности возникает у школьника лишь в том случае, если она доставляет ему удовольствие. Первоначальные сложности в учёбе преодолеваются гораздо легче, если ребёнок хочет учиться, позитивно относится к школе и стремится к ней.

Психологи делят людей на два типа:

1. Тех, кто стремится к успеху. Их девиз: «Нужна только победа!»  У таких учеников высокая мотивация  к учёбе, они легко учатся, им всегда хочется побеждать, они всегда стремятся к успеху.

2. Те, которые стараются избежать неудачи. Их девиз: «Главное не победа, а участие!». Это те дети, которые мечтают хотя бы о тройках. Важно сформировать и поддерживать среду, в которой первоклассник сможет получать новые знания естественно и легко. Как же повысить мотивацию этих детей? Стоит помнить, что почти все дети идут в школу с целью хорошо учиться. И, действительно, учатся так хорошо, как только могут. А если что-то не получается – это повод не наказывать, а подумать, скорректировать и помочь.

   В этом процессе многое, действительно, зависит и от учителей, и от родителей.

Какие же приёмы использовать учителям, чтобы повысить интерес первоклассников к учебной деятельности?

Вот несколько советов  из собственного опыта:

1.Хвалите первоклассников за малейшие успехи. Так можно повысить результативность обучения только за счёт изменения отношения учителя к своим ученикам и за счёт веры в их возможности. Главный секрет – это улыбка и доброе слово! 2. Используйте на уроке индивидуальную, самостоятельную, групповую работу, дифференцированный подход. Учите своих учеников навыкам работы в парах, группах, умению договариваться, отстаивать свою точку зрения. Помогите им взять свои результаты под контроль, осознать роль личной ответственности за достижение результата, т.е.  развивайте в них степень уверенности в себя, в том, что они обязательно добьются поставленной цели. 3. Не прекращайте играть. Игра для первоклассника остаётся витамином роста и развития. Ребёнок в игре находится в условиях поиска, стремится быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других, учат друг друга. Это способствует повышению мотивации к учебе, овладению приемами процесса познания.

4. Поймите разницу между контролем-помощью и контролем-давлением. Второй вариант контроля – сильный удар по мотивации.

5. Учите добывать информацию, увлекайтесь сами, ищите ответы на сложные вопросы в интернете, поражайтесь чудесам мира, расширяйте границы школьных дисциплин. Главная цель: не отбарабанить «от сих до сих», а показать, что учиться — это увлекательно. 6. Используйте эффект прерванного действия. Незаконченное действие притягивает. Если у прерванного дела остаётся какой-то потенциал, дети при первой возможности стремятся завершить неоконченное. 

Я считаю, ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен только учитель.

Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес первоклассников к учебной деятельности?

При поддержке родителей они обязательно перейдут на новый уровень.

1. Чтение весёлых книг о школе с первоклассником (например, «Школа клоунов» Э. Успенского), обсуждайте какие-то моменты, формируйте доверительную атмосферу.

2. Собственный пример. Если сын или дочь испытывает неприязнь к чтению, устройте семейный вечер с книгами Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.

3. Поддержка «огонька любознательности». Если первоклассник подходит к вам с вопросом, не отправляйте его искать ответ на просторах интернета. Возьмите энциклопедию или словарь и вместе попытайтесь найти ответ. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений.

4. Общий интерес или хобби. Проникнитесь интересами сына или дочки и познавайте новое вместе. Этим вы обозначите свою открытость к получению новых знаний или к новому занятию и сможете беседовать с ребёнком на его любимую тему, повышая тем самым его мотивацию.

5. «Достойное» окружение. Общение с новыми одноклассниками и друзьями играет для первоклассников важную роль. Стоит позаботиться о том, чтобы ребёнка окружали дети со сходными интересами и увлечениями. Для этого нужно прислушиваться к истинным его желаниям и потребностям и записать его в соответствующую секцию. Если близкие друзья ребёнка успешны, в том числе и в учёбе, он будет стараться не отставать от них. Хорошо, если у детей есть «группа одноклассников», в которой они могут обсуждать задания, помогать друг другу.

6. Оптимальные нагрузки. Помните, что первоклассник физически не сможет уделять достаточное время учёбе, если весь его день будет расписан по минутам. Необходим правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками.

7. Самостоятельности – да. Общайтесь с ребёнком как с взрослым. Позвольте ему самому решать свои проблемы, вмешиваясь лишь в крайних случаях. Пусть он сам выстраивает взаимоотношения со сверстниками, учителями. Помогайте лишь советом, если это требуется. Будьте корректны и деликатны в высказываниях и вопросах.

7. Отмена сравнений.  Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Воспринимайте и любите его таким, какой он есть, это пробудит в нём желание быть ещё лучше.

8. Поддержка интереса к знаниям. При этом можно использовать фразы типа «Как у тебя получилось?», «Как тебе удалось?», «Ты, правда, старался, я признаю!» Таким образом, первоклассники получают подтверждение, что обучение – это просто процесс, есть успехи, есть трудности, но надо идти дальше, вперед. Им нравятся новые вызовы, новые достижения, они не боятся трудных мест, им интересно справиться и, главное, они умеют заставить себя делать усилия, они усидчивы! В отсутствии страха такие дети максимально развивают свой потенциал.

Главное, настройтесь на то, что вам предстоит быть рядом, пока у первоклассника не сформируются самостоятельные навыки обучения. Верная последовательность действий, определение времени для занятий и перерывов, радость от любого, даже мельчайшего достижения – всё это должно стать частью «первоклассной» жизни.

Первый класс – чудесное время, когда вам не нужно придумывать сложных схем и принимать экстренные меры, чтобы подтолкнуть ребёнка на дорогу к увлекательному миру знаний. Он уже делает по ней свои первые шаги. Главное — ничего не испортить!

infourok.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о