Дети на картинах художников 19 века – Образы детей в живописи русских художников 19 века

Образы детей в живописи русских художников 19 века

Брюллов Карл Павлович — выдающийся русский живописец. Профессор Петербургской академии художеств (с1836 г.), почётный член Миланской, Болонской, Флорентийской, Пармской академий.
Родился в обрусевшей немецкой семье в Петербурге (отец будущего мастера сам был резчиком по дереву) 12 (23) декабря 1799. Учился в Академии художеств (1809-1821), в частности у А. И. Иванова (отца А. А. Иванова). В 1823-1835 работал Карл Брюллов в Италии, выехав туда как «пенсионер» Общества поощрения художеств и испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства.
Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной негой. В этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик.
Важную сферу его творчества составляли также монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга.
Все более слабея от болезни, с 1849 Брюллов живет с 1849 на острове Мадейра, а с 1850 — в Италии. Умер Брюллов в местечке Мандзиана (близ Рима) 23 июня 1852.

Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830

Всадница, 1832

«Девушка, собирающая виноград» 1827

«Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью»


«Гибель Инессы де Кастро» 1834

Портрет М. А. Бек с дочерью, 1840


Эрминия у пастухов


Портрет детей Волконских с арапом, 1843


Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с воспитанницей и арапкой, 1832-1834


Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью, 1834


Портрет Терезы-Микеле Титтони с сыновьями, 1850-1852

Венецианов Алексей Гаврилович — русский живописец греческого происхождения, один из основоположников бытового жанра в русской живописи. 
Из купеческой семьи Тверской губ. Родился в Москве 7 февраля 1780 г.
Служа в молодости чиновником, он вынужден был изучать искусство во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В 1807–1811 гг. брал уроки живописи у Боровиковского В. Л..
Считается основоположником русской печатной карикатуры. Во время Отечественной войны 1812 г. создал вместе с И. И. Теребеневым серию агитационно-сатирических картинок на темы народного сопротивления французским оккупантам.
С 1811 Венецианов — почетный член Академии художеств.
Уйдя в отставку в 1819, Венецианов А. Г. поселился в с. Сафоновке, Вышневолоцкого у., Тверской губ., где начал писать жанровые картины из сельского быта идиллического характера.
В своем селе основал художественную школу, в которой получили подготовку свыше 70 живописцев. Венецианов вместе с Жуковским В. А. и Брюлловым К. П. содействовал освобождению из крепостной неволи Шевченко Т. Г.. (подробнее)

Захарка, 1825


Вот те и батькин обед, 1824


Портрет А. А. Венециановой, дочери художника, 1825-1826


Спящий пастушок, 1823-182


Крестьянские дети в поле, 1820-е гг.


Портрет Настеньки Хавской, 1826


Крестьянский мальчик, надевающий лапти,1820-е гг.

Кипренский Орест Адамович — русский художник, живописец и график, мастер портретной живописи. 
Родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской ( ныне Ленинградская область). Предположительно был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Спустя год после рождения его мать, крепостную крестьянку выдали замуж за дворового Адама Швальбе. Фамилия Кипренский была выдумана.
Когда мальчику исполнилось шесть лет, Дьяконов дал ему вольную и определил в воспитательном училище при петербургской Академии художеств.
Через девять лет Кипренский был принят в класс исторической живописи, которая в то время считалась высшим жанром изобразительного искусства.
В 1805 году Кипренский О. А. подводит итог своему обучению в академии картиной «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем», за которую он получает Большую золотую медаль и право на заграничную поездку. Однако вследствие военных действий армий Наполеона этот вояж приходится отложить.
После окончания Академии главным в творчестве художника стал портрет. Кипренский О. А. одним из первых в России начал разрабатывать портретную композицию, в которой социально-сословная престижность модели была окончательно заменена интересом к личности человека, признанием его самоценности. По сути, является одним из создателей романтического стиля в живописи России.
Кипренский живет в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812).
В этот период наиболее известными произведениями в его творчестве являются: портреты мальчика А. А. Челищева (1810-1811), Е.Д. Давыдова (1809), Е.П. Ростопчиной (1809), П.А. Оленина (1813), супругов В. С. Хвостова и Д. Н. Хвостовой (1814) и В. А. Жуковского (1816) и др.
В 1816 году Кипренский О. А. отправляется за границу. Итальянская командировка оказалась для живописца плодотворной. Его завалили заказами. Оценив мастерство русского художника, галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет (1820).
К лучшим работам этого периода принадлежат картина «Итальянский садовник» (1817), портреты A.M. Голицына (около 1819) и Е.С. Авдулиной (около 1822), и др.
Необходимо упомянуть о «Портрете Мариуччи», который сыграл в судьбе художника значительную роль. Моделью для него была очаровательная девочка Мариучче Фалькуччи. Ее мать не отличалась достойным образом жизни. Кипренский, уезжая из Италии, выкупил Мариуччу у беспутной матери и поместил ее в монастырский пансион.
Россия встретила художника неприветливо. Однако в 1824 году после очередной публичной выставки в Академии художеств, где Кипренский демонстрировал свои произведения, его репутация была восстановлена.
В 1827 году художник пишет знаменитый портрет А.С. Пушкина. «Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…», — написал знаменитый поэт в благодарственном послании.
В 1828 году Кипренский О. А. снова уехал в Рим, где женился на бывшей воспитаннице Мариучче. Для женитьбы ему тайно пришлось принять католичество. Однако семейная жизнь не принесла художнику счастья. Больше он не создал ничего значительного.
17 октября 1836 года Кипренский Орест Адамович умер в Риме от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа делле Фратте. Дочь Клотильда родилась уже после его смерти.

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)


Неаполитанские мальчики-рыбаки


Неаполитанская девочка с плодами


Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой, 1814


Мать с ребёнком (Портрет госпожи Прес?)


Портрет А.А. Челищева, 1808 — начало 1809

<Тропинин Василий Андреевич — русский художник, академик, представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи.
Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семье крепостных графа А. С. Миниха; позднее был отправлен в распоряжение графа И. И. Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха.
Тропинин В. А. Проявлял способности к рисованию еще мальчиком, однако барин отослал его в Петербург учиться на кондитера. Посещал занятия в Академии художеств, сперва украдкой, а с 1799 – по разрешению Моркова; в годы учебы познакомился с Кипренским О. А..
В 1804 хозяин вызвал молодого художника к себе, и с той поры тот попеременно жил то на Украине, в новом морковском имении Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца.
В 1823 Тропинин В. А. получил вольную и звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, остался в Москве. (подробнее)

Мальчик с топориком, 1810-е гг


Портрет Арсения Васильевича Тропинина, Около 1818


Портрет мальчика,1820-е гг


Портрет В.И. Ершовой с дочерью, 1831


Мальчик с жалейкой

Портрет князя Михаила Александровича Оболенского (?) ребенком, около 1812


Мальчик со щегленком, 1825


Девочка с куклой, 1841


Мальчик с мертвым щегленком, 1829


Портрет Дмитрия Петровича Войкова с дочерью Варварой Дмитриевной и англичанкой мисс Сорок, 1842

<Маковский Константин Егорович (20.06(2.07).1839 — 17(30).09.1915), русский художник, действительный член петербургской Академии художеств (1898).
Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Е. И. Маковского. Старший брат художника Владимира Маковского.
Учился в МУЖВЗ (1851-58) у С. К. Зарянко и в Академии художеств (с 1858).
Один из участников «бунта четырнадцати» (Крамской, Корзухин, Лемох, Вениг, Григорьев и др.), Константин Маковский в 1863 г. покинул Академию художеств, став одним из членов Артели художников , а затем входил в состав Товарищества передвижников (см. художники передвижники).
Творчество Константина Маковского можно разбить на два этапа. В 1860-х — начале 1870-х годов под влиянием передвижнических идей обращался к сюжетам из народной жизни («Селедочница» 1867 г., «Балаганы на Адмиралтейской площади» 1869 г., обе картины в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, «Маленькие шарманщики у забора зимой» 1868 г, частное собрание).
Поворотным моментом в творчестве художника можно считать путешествие в Египет и Сербию ( середина 1870-х гг.). После этого события Маковский начал всё больше склоняться к академизму («Возвращение священного ковра из Мекки в Каир», 1876, Русский музей).
В 1883 году состоялся окончательный разрыв с передвижниками. С этого момента писал главным образом внешне эффектные портреты и жанрово-исторические сцены (портрет жены художника, 1881, «Поцелуйный обряд», 1895, — оба в Русском музее; «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного», Иркутский областной художественный музей). Картины Константина Маковского имели огромный успех в высшем свете. Он был одним из самых высоко ценимых художников того времени.
Маковский Константин Егорович погиб в результате несчастного случая (трамвай столкнулся с его экипажем) в 1915 году в Санкт-Петербурге. Художник оставил огромное художественное наследие.

Дети, бегущие от грозы, 1872 г.


Крестьянский обед в поле. 1871 г.


Портрет сына в мастерской


Маленькие шарманщики у забора зимой, 1868 г.


В мастерской художника, 1881 г.


Семейный портрет Волковых


Принцесса Мария Николаевна


Портрет детей художника, 1882 г.


Семейный портрет,1882 г.

Дети господина Балашова


Рассказы деда. 1881(?) г.


Рассказчица

<Маковский Владимир Егорович (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) — выдающийся русский художник, академик (1873), действительный член петербургской АХ (1893).
Один из крупнейших мастеров бытового жанра в реалистической живописи 19-го века.
Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Е. И. Маковского. Брат К. Е. Маковского.
С 1861 по 1866 гг. Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина и самого В. А. Тропинина.
Закончил училище с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение». В этот период, совпавший с подъемом в русской живописи реалистического бытового жанра, определилось его творческое направление.
В 1869 г. за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский В. Е. был произведён Академией художеств в академики.
Член Товарищества передвижных художественных выставок с 1872.
С 1894 Маковский В. Е. жил в Санкт-Петербурге. Успешно выступал также как книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в МУЖВЗ, а затем в Академии художеств). 

В своем творчестве Маковский В. Е. продолжал и развивал лучшие традиции зачинателей русского жанра — Венецианова А. Г. и Тропинина В. А., выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и Перова В. Г..

Мальчик, продающий квас, 1861 г.

Свидание, 1883 г.


Крестьянские мальчики, 1880 г.


От дождя, 1887 г.


Игра в бабки, 1870 г.


Пастушки, 1903 г.


Рыбачки, 1886 г.


Крестьянские дети,1890 г.


Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей, 1869 г.

<Перов Василий Григорьевич — русский живописец, мастер бытовой живописи, портретист, исторический живописец.
Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконнорожденным (т. к. родители были повенчаны после его рождения) сыном местного прокурора, барона Г. К. Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок.
Детские годы частично провел в Арзамасе, где занимался в школе А.В.Ступина (1846-1849, с перерывами.
В 1853 году поступил в московское Училище живописи и ваяния. Учителями Перова были Скотти М. И., Мокрицкий А. Н., Зарянко С. К., однокашником и другом — Прянишников И. М..
В 1858 году Большой серебряной медалью отмечена его картина «Приезд станового на следствие» (1857), затем Малую золотую медаль он получил за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» (1860, местонахождение неизвестно). Первые произведения Перова имели большой успех на выставках. К выпускному конкурсу Перов В. Г. подготовил картину «Проповедь в селе» (1861, ГТГ). Автор удостоился Большой золотой медали и права на заграничную командировку.
Выехав за границу, художник обосновался в Париже. Однако, » не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера», Перов не видел для себя пользы работать во Франции и просил позволения досрочно вернуться на родину. Он получил разрешение продолжить пенсионерский срок в России и в 1864 году приехал в Москву.
Перов В. Г. вошел в историю искусства как лидер критического направления в русской бытовой живописи 1860-х, сочетавший в своем творчестве сочувствие «униженным и оскорбленным» и гневный пафос сатирического обличия власть имущих. Творчество художника оказало значительное влияние на развитие русского, прежде всего московского искусства второй половины XIX в.
Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870).
В 1871–1882 Перов В. Г. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Касаткин Н. А., Коровин С. А., Нестеров М. В., Рябушкин А. П..
Умер Перов В. Г. в селе Кузьминки (в те годы – под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882. (подробнее)

Проводы покойника


Спящие дети


Тройка


Девочка с кувшином


Мальчик-мастеровой, засмотревшийся на попугая


На рыбалке

<Корзухин Алексей Иванович (1835 — 1894 гг.) — русский живописец-жанрист. Родился будущий художник 11 (23) марта 1835 года на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) в семье крепостного промывальщика золота. Рано обнаружил художественные способности. Уже в пору отрочества рисовал портреты родственников и участвовал в написании икон для местной Преображенской церкви(1840-е гг.).
В 1857 г. Корзухин приезжает в Петербург и спустя год становится учеником Академии художеств. Здесь он обучается с 1858 по 1863 гг. Его картина «Пьяный отец семейства» в 1861 г. была оценена Академией малой золотой медалью. Однако от конкуренции на большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку отказался: совместно с другими участниками знаменитого бунта четырнадцати в 1863 г. покидает Академию и становится членом Артели художников (в состав в частности входили Крамской, Константин Маковский, Лемох и др.).
В 1868 г. за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки» Корзухин получил звание академика АХ.
Член-учредитель Товарищества передвижников: его подпись стояла под уставом Товарищества, принятым правительством в 1870 г.
Творчество Корзухина не ограничивалось только жанровыми картинами. Художник писал также портреты, нередко исполнял церковные заказы (принимал участие в живописном убранстве храма Христа Спасителя, росписи собора в Ельце, выполнил ряд образов для кафедрального собора в Риге).
Убийство народовольцами императора Александра II невольным свидетелем, которого живописец стал в 1881 г. оказало на него крайнее потрясение и тяжело сказалось на здоровье художника. Однако он продолжал активную творческую деятельность.
Умер Корзухин Алексей Иванович в Петербурге 18 (30) октября 1894.

Возвращение из города


Крестьянские девочки, заблудившиеся в лесу


Птичьи враги


Девочка


Бабушка с внучкой


У краюхи хлеба

Основной источник знаний сайт webstarco.narod.ru, дополненный репродукциями из разных живописных галерей: arttrans.com.ua, rita-redsky.livejournal.com, многие другие.

anastgal.livejournal.com

Дети в картинах знаменитых отечественных художников

Сегодня, в международный день защиты детей, я приглашаю вас заглянуть в мою небольшую виртуальную картинную галерею, где я собрала картины, написанные знаменитыми отечественным художниками и объединенные одной общей для всех них темой — светлым, чудесным и прекрасным миром детства.
Хотя, конечно, не для каждого ребенка мир детства такой уж безоблачный и ничем не омраченный, и наша задача, наш долг, как взрослых людей, постараться оградить этот хрупкий и наивный детский мирок от всего плохого, от грубости, жестокости и несправедливости большого мира. И в этот день,
день защиты детей, мы должны еще раз об этом вспомнить, и не только проявить побольше заботы, любви и тепла к собственным детям и приложить все силы для того чтобы они выросли хорошими, добрыми и порядочными людьми, но и помочь другим, тем кто в этом нуждается. Помощь может быть разной — это и перечисление средств в фонды помощи детям и адресная помощь больным и нуждающимся и многое другое — тут каждый выбирает сам, в соответствии со своими силами и возможностями.

***

Огни погасли в доме,

И все затихло в нем;

В своих кроватках детки

Заснули сладким сном.

С небес далеких кротко

Глядит на них луна;

Вся комнатка сияньем

Ее озарена.

Глядят из сада ветки

Берез и тополей

И шепчут: «Охраняем

Мы тихий сон детей;

Пусть радостные снятся

Всю ночь малюткам сны,

Чудесные виденья

Из сказочной страны.

Когда ж безмолвной ночи

На смену день придет,

Их грезы песня птички

Веселая прервет…

Цветы, как братья милым,

Привет пришлют им свой,

Головками кивая,

Блестящими росой…»

А.Плещеев

В.Тимофеев «Девочка с ягодами»

К.Маковский «Портрет детей Стасовых»

А.Бортников «Весна пришла»

А.Комаров «Пестрый дог»

Ю.Кугач «В cемье»

К.Лемох «В лето. С поздравлением»

Н.Богданов-Бельский «Виртуоз»

В.Серов «Мика Морозов»

Н.Фешин «Портрет дочери Ии»

А.Степанов «Катание на Масленицу»

Н.Богданов-Бельский «У больного учителя»

Ю.Кугач «В субботу»

Е.Чернышева «Девочка с козочкой»

Ф.Сычков «Катание с горы»

А.Корзухин «Крестьянские дети в лесу»

К.Брюллов «Ребенок в бассейне»

А.Морозов «Сельская бесплатная школа»

И.Макаров «Портрет детей художника»

В.Маковский «Пастушки»

П.Соколов «Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах»

В.Перов «Тройка (Ученики мастеровые везут воду)»

И.Пелевин «Кормление ребенка»

А.Корзухин «Возвращение из города»

И.Прянишников «В засаде»

И.Макаров «Портрет графа Петра Сергеевича Шереметьева в детстве»

В.Перов «Спящие дети»

Н.Касаткин «Шутка»

А.Харламов «Мать и дочь»

А.Харламов «Причесывание(Две сестры)»

Н.Ярошенко «Всюду жизнь»

А.Степанов «Дети на хворосте»

С.Васильковский «Весна»

Н.Богданов-Бельский «Новая сказка»

А.Ржевская «Веселая минутка»

Б.Кустодиев «На террасе»

И.Бродский «Сказка»

И.Макаров «Портрет В.Н.Львовой ребенком»

Н.Фешин «Портрет Вари Адоратской»

Н.Богданов-Бельский «У дверей школы»

А.Венецианов «Крестьянские дети в поле»

И.Прянишников «Дети на рыбалке»

Р.Фелицин «На крыльце избы»

Ю.Кротов «Мои куклы»

В.Гау «Великие князья Александр Александрович (будущий император АлександрIII) и Алексей Александрович (в платье девочки) детьми в саду, с козой в упряжке»

Н.Ватолина «Нашим детям — мир и счастье»

Ф.Сычков «Няня»

И.Макаров «Семейный портрет Ратыковских-Рожковых»

Н.Богданов-Бельский «Мальчики»

В.Тропинин «Портрет Дмитрия Петровича Воейкова с дочерью Варварой Дмитриевной Воейковой и англичанкой мисс Сорок»

К.Лебедев «В вагоне»

А.Корзухин «Бабушка с внучкой»

Н.Быковский На даче.«Девочка за чисткой ягод»

Н.Соломин «Маленькие мамы»

Ю.Кугач «Накануне праздника»

А.Корзухин «Крестьянские дети»

В.Гау «Портрет Марии, Ольги и Евгении Гау, дочерей художника»

В.Тропинин «Мальчик с топориком»

К.Брюллов «Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью Марией Ивановной Бек»

В.Нагорнов «Ярмарка»

И.Макаров «Портрет графини М.П.Толстой»

Ф.Славянский «Семейная картина (На балконе)»

И.Хруцкий «Портрет мальчика»

Ю.Кротов «Рукодельница»

Ю.Кротов «Котята»

Е.Бем «Иван но не грозный»

И.Макаров «Портрет девочки»

А.Харламов «Подруги»

В.Серов «Девочка с персиками»

Н.Богданов-Бельский «Ученицы»

К.Маковский «Дети бегущие от грозы»

Х.Платонов «Крестьянская девочка»

С.Воробьев «Пейзаж»

Ф.Сычков «С гор»

В.Перов «Птицелов»

В.Тропинин «Мальчик с жалейкой»

К.Брюллов «Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной»

Т.Нефф «Портрет детей Олсуфьевых»

Н.Богданов-Бельский «Визитеры»

А.Степанов «Журавли летят»

Ф.Рокотов «Портрет А.Г.Бобринского в детстве»

Ю.Кротов «Хозяюшка»

Ю.Кротов «В саду»

К.Брюллов «Всадница»

Н.Пимоненко «Вечереет»

К.Маковский «В мастерской»

А.Венецианов «Кормилица с ребенком»

Н.Богданов-Бельский «В церкви»

Н.Богданов-Бельский «Деревенские друзья»

Н.Богданов-Бельский «Устный счет»

С.Виноградов «Дети»

А.Пластов «Кружка молока»

Ю.Кротов «Девочка на ослике»

Н.Крылов «Русская крестьянка кормит ребенка из рожка»

И.Горохов «Девочка у окна»

И.Пелевин «Первенец»

Н.Касаткин «Добрый дедушка»

Ф.Журавлев «Дети-нищие»

А.Харламов «Девочка»

В.Гау «Портрет великих княжон Марии Михайловны и Екатерины Михайловны»

А.Головин «Девочка и фарфор(Фрося)»

К.Маковский «Портрет детей художника»

З.Серебрякова «За завтраком»

Н.Кошелев «Утро в деревне»

Н.Рачков «Девочка с ягодами»

В.Маковский «Крестьянские дети»

Н.Богданов-Бельский «Урок рукоделия»

А.Венецианов «Вот-те и батькин обед!»

М.Нестеров «Юность преподобного Сергия»

В.Тропинин «Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника»

М.Врубель «Девочка на фоне персидского ковра»

В.Маковский «Игра в бабки

В.Максимов «Мальчик-механик»

А.Пластов «Первый снег»

А.Кившенко «Жнитво (Дети несущие в поле обед жнецам)»

Ну и в заключение, с этим замечательным праздником вас пришли поздравить мои куклодетки:








babiki.ru

Презентация «Дети в изобразительном искусстве

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Картины художников 19 века
«Дети в изобразительном искусстве»

Слайд 2

В. Перов «Птицелов» 1870

Слайд 3

Осенью 1870 года, гуляя по лесу со своим другом, Василий Перов увидел старика, лежащего на земле, который потихоньку свистел в дудочку, заманивая птичку, а рядом с ним мальчишка. На Руси птиц часто ловили в это время, чтобы зимой они услаждали слух своим пением, а на Благовещение пичужек выпускали на свободу. Возвратившись домой, Перов принялся за написание «Птицелова». Он вспоминал, как будучи маленьким мальчиком, вот также испытывал душевный трепет, сидя в засаде и ожидая, когда, наконец-то, в западню попадет доверчивая птаха. Так хотелось зимой слушать эти незамысловатые трели. Картина Птицелов получилась душевной и бесхитростной. Последние сумеречные осенние денечки, ветер, налетая порывами, срывает уцелевшие на ветках побуревшие листочки. Но сквозь многолетние уже обнаженные стволы пробивается утреннее солнышко, озаряя своими золотистыми лучами маленькую полянку и птицеловов.

Слайд 4

В. Перов «Тройка» 1866

Слайд 5

Картина Тройка. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.

Слайд 6

К. Маковский «Дети бегущие от грозы» 1872

Слайд 7

Художник Константин Маковский часто прибегал к написанию сюжетных картин о крестьянах и нелегкой сельской жизни того времени. . Очередная его блестяще написанная работа Дети бегущие от грозы, картина создана в 1872 году в Санкт Петербурге. Главные герои полотна конечно это дети, в образе которых художник талантливо постарался передать характеры спасающихся от ненастья детишек, с неповторимым детским обаянием и невинностью. Какие могут быть впечатления о картине? Впечатления можно сказать самые теплые и добрые, художник очень выразительно и с чувственным лиризмом передал, как само состояние пейзажа, так и характеры детей.

Слайд 8

В. Маковский «Свидание» 1883

Слайд 9

Крепостное право уже в прошлом, но для обычного русского человека ничего не меняется. Картина Маковского Свидание — написана в 1883 году, и является ярким примером русской живописи. Как большинство других работ художника, она посвящена нелегкой жизни крестьян времен той эпохи. Крестьянам все так же приходится работать на помещиков за копейки, а своих сыновей они отдают на обучение в городские мастерские. Но, попав в чужую семью, детям живется крайне трудно. Оторванные от семьи, и все так же нищие – они едва перебиваются со дня на день, работают до изнеможения, и постоянно недоедают. Именно эти аспекты жизни и описывает Маковский.

Слайд 10

Н. Кошелёв «Утро в деревне»

Слайд 11

Николай Кошелёв также в своём творчестве отображает жизнь крестьянских детей. На картине «Утро в деревне» художник нарисовал группу детей летом. Он передал неповторимое детское обаяние. Впечатления от картины самые тёплые и добрые.

Слайд 12

Художники 19 века в своих работах рассказали нам о тяжёлой жизни детей бедняков. Они раскрывают глаза на реальную действительность того времени. Картины художников душевные и бесхитростные, заставляющие нас сострадать детям и восхищаться их обаянием.

Слайд 13

Конец!
Выполнил работу Афанасьев Константин 3 «В» класс

lusana.ru

Дети на картинах известных художников


Далеко не каждый художник решится написать детский портрет, образы детей на полотнах появились достаточно поздно. Конечно, и ранее живописцы  стремились изобразить детей, но они больше напоминали миниатюрные копии взрослых людей, а вот детскую непосредственность, особенности характера, движения, жесты передать достаточно сложно.


На такие картины очень приятно смотреть, а вот рисовать малышей трудно, ведь заставить ребенка несколько часов позировать художнику очень сложно. Тем не менее, известным художникам это прекрасно удалось, об их картинах мы и поговорим.


Пьер Огюст Ренуар оставил немало наследие, среди его картин немало и изображений детей. Дети, вглядывающееся в страницы книг или ребенок, прислонившийся к боку матери – все изображено настолько правдиво и красиво, что просто невозможно удержаться.




Невозможно не упомянуть и художников, писавших детские портреты. Западноевропейским мастерам потребовалось несколько столетий, чтобы усовершенствовать духовную сферу детского портрета, русские художники достигли удивительных результатов ускоренными темпами. Детские образы в живописи наполнены удивительным светом, они трогательные и нежные. Портрет Строганова кисти Жана Батиста Греза, Мика Морозов и Дети, написанные русским живописцем Серовым, Голова Мальчика, написанная Тропининым, Харламов «Голова девочки» и другие.







Диего Веласкес также очень яркий представитель золотого века испанской живописи.

Известен он, в первую очередь, портретами, в том числе и детскими, а также жанровыми композициями. Будучи придворным художником, он писал портреты королей, их придворных, а также членов семьи. Особого внимания в данной рубрике заслуживают портреты инфантов: костюмы той эпохи, мягкие очертания лиц, еще по-детски угловатых, прекрасное сочетание оттенков.




Вспоминая картины, на которых присутствуют маленькие дети, давайте обратимся к образу Мадонны с младенцем. Из наиболее ярких шедевров выделяется картина Леонардо да Винчи и Рафаэля. Образы, созданные кистью этих мастеров, знакомы всему миру.




Многие зарубежные художники изображали детей, создавая особую композицию. Вроде бы дитя и основное действующее лицо, и в то же время является участником происходящего действа. Яркий тому пример – картина «Балованное дитя» Жана Батиста Греза. У наблюдателей она вызывает самые противоречивые эмоции: и сочувствие к няне, и негодование по отношению к ребенку. «Ремня бы ему хорошего» – скажут многие, но ведь и по сей день балованные отпрыски встречаются во многих семьях, так что вполне можно утверждать, что художник стремился отобразить социальные проблемы общества.



Совершенно противоположные ощущения от картины Шардена «Молитва перед обедом». Мама, подающая еду на стол, одухотворенные лица двух дочерей, произносящих молитву перед трапезой – казалось бы, персонажи те же, женщина и ребенок, но как меняется атмосфера!



«Девочка на шаре» – известное полотно Пикассо, гибкая и изящная фигурка ребенка балансирует на неустойчивом шаре, а богатырь-силач наблюдает за постановкой номера. Казалось бы, простой сюжет, но тем нее менее, эта картина известна ценителям из разных стран мира.



Давайте не будем забывать и о русских живописцах, на полотнах которых присутствуют дети. Прежде всего, «Наездница» Брюллова. Конечно, центральное место на картине отведено красоте лошадей – настолько тонко и утонченно изображать этих животных умел только Брюллов. Но приглядитесь повнимательнее: возле ограды с восторженным видом наблюдает за мамой девочка в розовом платьице. Милые темные кудряшки, большие карие глаза, блестящие от азарта, точеные губки – эта девочка настоящая красотка из аристократической семьи!



 


«Первый снег» Пластова представляет нашему взору другую картину: убогая изба из сруба, покосившиеся ступени, грязный двор – и с неба падает чистый беленький снежок. Дети, живущие в нищете, редко видят что-то, сверкающее чистотой, возможно, именно поэтому они так радуются первому снегу.



Щемящая жалость и тоска одолевает сердце и при взгляде на картину «Тройка» Перова, ученики мастерового, которым от силы 10 лет, везут тяжелую замерзшую бочку с водой. Усталость, отчаяние явственно читается на их лицах и просто не может тронуть сердца случайных зрителей.



 


Легкая грусть возникает и при взгляде на картину Васнецова «Аленушка». Наверное, нет нужды пересказывать всем известную сказку, всем понятно, по кому тоскует старшая сестрица, сидя на большом камне и глядя в мутную воду пруда.



Дети, пускающие мыльные пузыри кисти Иванова и Купание младенца Кустодиева – это яркий пример детской беззаботности, который умиляет и вызывает улыбки. Сельская бесплатная школа Морозова – другая ретроспектива, но на лицах детей можно прочесть все эмоции: от заинтересованности до откровенной скуки.




 



«Птицелов» кисти Перова, «Не ждали» Репина, «Дети, бегущие от грозы» Маковского – это яркие примеры того, как по-разному можно вместить образы детей в общую композицию.





Раскрывая тему изображения детей на картинах известных художников, стоит вспомнить и о картине В.Серова «Девочка с персиками». Полотно выполнено в нежных пастельных тонах и как нельзя лучше подчеркивает хрупкость и нежность юности. Это одна из лучших и наиболее запоминающихся картин художника.



Советский реализм отображен на картине «Опять двойка». На полотне изображена семья, встречающая из школы сына. Девочка в пионерском галстуке и уставшая мама с укором смотрит на непутевого сына и брата, младший сын пока не понимает, в чем дело, и кажется, что одна только собака рада тому, что ее маленький хозяин вернулся из школы. Жизненная картина, которая наверняка случалась в жизни многих людей, когда они были детьми.



И, наконец, один из самых позитивных и добрых современных художников – американец Дональд Золан. Только человек, искренне любящий и понимающий детей, может создавать такие чудеса. Мечтательность и озорство, грусть и непосредственность – дети на картинах Золана разные, но все они напоминают о том, что детство – это действительно счастливая пора, пробуждающая удивительные воспоминания у взрослых.



 





best-mother.ru

Дети в картинах знаменитых отечественных художников: tiina — LiveJournal

Дети в картинах знаменитых отечественных художников
К.Маковский «Портрет детей Стасовых»

А.Бортников «Весна пришла»

А.Комаров «Пестрый дог»

Ю.Кугач «В cемье»

К.Лемох «В лето. С поздравлением»

Н.Богданов-Бельский «Виртуоз»

В.Серов «Мика Морозов»

Н.Фешин «Портрет дочери Ии»

А.Степанов «Катание на Масленицу»

Н.Богданов-Бельский «У больного учителя»

Ю.Кугач «В субботу»

Е.Чернышева «Девочка с козочкой»

Ф.Сычков «Катание с горы»

А.Корзухин «Крестьянские дети в лесу»

К.Брюллов «Ребенок в бассейне»

А.Морозов «Сельская бесплатная школа»

И.Макаров «Портрет детей художника»

В.Маковский «Пастушки»

П.Соколов «Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах»

В.Перов «Тройка (Ученики мастеровые везут воду)»

И.Пелевин «Кормление ребенка»

А.Корзухин «Возвращение из города»

И.Прянишников «В засаде»

И.Макаров «Портрет графа Петра Сергеевича Шереметьева в детстве»

В.Перов «Спящие дети»

Н.Касаткин «Шутка»

А.Харламов «Мать и дочь»

А.Харламов «Причесывание(Две сестры)»

Н.Ярошенко «Всюду жизнь»

А.Степанов «Дети на хворосте»

С.Васильковский «Весна»

Н.Богданов-Бельский «Новая сказка»

А.Ржевская «Веселая минутка»

Б.Кустодиев «На террасе»

И.Бродский «Сказка»

И.Макаров «Портрет В.Н.Львовой ребенком»

Н.Фешин «Портрет Вари Адоратской»

Н.Богданов-Бельский «У дверей школы»

А.Венецианов «Крестьянские дети в поле»

И.Прянишников «Дети на рыбалке»

Р.Фелицин «На крыльце избы»

Ю.Кротов «Мои куклы»

В.Гау «Великие князья Александр Александрович (будущий император АлександрIII) и Алексей Александрович (в платье девочки) детьми в саду, с козой в упряжке»

полностью можно посмотреть здесь : https://babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/42955.html

tiina.livejournal.com

Дети в жанровых картинах советских художников

Образы детей на полотнах художников появились достаточно поздно. Конечно и ранее живописцы стремились изобразить детей, но они больше напоминали миниатюрные копии взрослых людей, а вот детскую непосредственность, особенности характера, движения, жесты передать достаточно сложно. Потребовалось несколько столетий для того, чтобы научиться писать детские портреты. Особенно преуспели в этом русские художники. Детские образы в их картинах наполнены удивительным светом, они трогательные и нежные.

Думаю, что дети — это всегда беспроигрышная тема для художника. Особенно это ощущалось в советскую пору.  Какой учебник не открой, можно было найти репродукцию какого-нибудь художника  по заданной теме… При этом сюжеты картин были понимаемы детским сознанием. Потому что там отражалась жизнь, наша жизнь, настоящая жизнь. Не какие-то там комиксы… Впрочем, смотрите сами. Не хочется комментировать. Просто смотреть.

Достали языка.1943 год.  Ф. Решетников

Не взяли на рыбалку. К. Успенская-Кологривова

«Трудный переход» Ф. Сычков

Тройка (Ребятишки у речки). 1937-1946 годы. А. Пластов

Новый год. 1967 год. А.Гуляев

Дочь Советской Киргизии. 1950 год. С. Чуйков

Прибыл на каникулы. 1948 год. Ф. Решетников

За мир! 1950 год. Ф. Решетников.

Опять двойка. 1951 год. Ф. Решетников

Вратарь. 1949 год. С. Григорьев

Первое сентября. 1951 год. А. Волков

Утро. 1954 год. Т. Яблонская

Переэкзаменовка. 1954 год. Ф. Решетников

Зима пришла. Детство. 1960 год. С. Тутунов

Дети на крыше. 1963 год. П. Радоман

Отличная учеба. Г. Гавриленко

Нерешенная задача. 1969 год. В. Цветков

Еще пятерка. 1954 год. Е. Гундобин

В СССР большое значение предавалось образованию. Поэтому неудивительно, что появлялось множество картин советских художников о школьном обучении детей.

Вот случайно наткнулся на давно забытую песню. Сегодня слушается несколько наивно и, как говорят нынешние дети, «стрёмно»… Но ведь именно так мы и воспитывались в советское время. И не самые плохие люди получались, в общем-то.

https://cont.ws/post/261748

aloban75.livejournal.com

ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ. ДЕТСКИЙ ПОРТРЕТ. 18 И 19 ВЕКА. РОССИЯ

Французский художник Луи Каравак (1684-1754) оказал большое влияние на становление русской портретной живописи европейского уровня. Художник с 1716 года проживал в России. Состоял в ведомстве Канцелярии от строений, где имел русских учеников. При Анне Иоановне был назначен «придворным первым живописного дела мастером». Создал портреты монархов и несколько прелестных детских портретов, портретов детей «галантного века». Луи Каравак не был выдающимся европейским живописцем, но он позволил русскому портрету-парсуне отойти от иконописной плоскостности, графичности, условности, обрести подлинную живописность и обескураживающую непосредственность.


Луи Каравак. «Портрет Петра Алексеевича и Натальи Алексеевны». 1718-25. Русский музей, Санкт-Петербург.


Луи Каравак. «Портрет цесаревны Натальи Петровны» 1718-25. Русский музей, Санкт-Петербург.


Луи Каравак. «Портрет Анны Петровны и Елизаветы Петровны». 1717. Русский музей, Санкт-Петербург.

У Луи Каравака учился иконописец Иван Вишняков (1699-1761), создавший подлинную жемчужину русской портретной живописи — «Портрет Сарры Фермор».



Иван Вишняков. «Портрет Сарры Фермор». 1750 ГТГ.


Иван Вишняков. «Портрет Вильгельма Фермор». 1750.

Дмитрий Левицкий (1735-1822) — украинский иконописец, в 1758 г. переехал в Петербург, учился в Академии художеств. Создал блистательные портреты русской знати, деятелей искусства. Среди наилучших — портреты воспитанниц Смольного института (Санкт-Петербург). Изображены девочки разного возраста в изящных театральных костюмах на фоне театральных живописных задников. Портреты отличает сюжетность композиций, психологизм, виртуозная материальность костюмов (блеск, мягкость. прозрачность тканей). Художник передавал блеск глаз, делая их невероятно выразительными акцентами портрета, нежность молодой кожи. Но формальные приемы не были дл Левицкого самоцелью. Главное в портретах художника — личность, индивидуальность портретируемого.

leonardo-studio.livejournal.com

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о