Актер леонид быков – Ой!

фильмография, фото, биография. Актер, Режиссер, Сценарист.

Краткая биография

Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменское. В детстве мечтал стать летчиком. Дважды испытывал судьбу и пытался поступить в летное училище, но его не брали, аргументируя отказ низким ростом. Дважды потерпев фиаско, Леонид кардинально поменял свое стремление и поступил в Харьковский театральный институт. Затем работал в Харьковском государственном академическом театре имени Тараса Шевченко. Позже стал сценаристом сатирического киножурнала «Фитиль». На протяжении восьми лет был актером и режиссером киностудии «Ленфильм». После, в 1969 году, пошел работать на Киевскую киностудию имени Александра Довженко.

Одной из первых актерских работ Леонида стали съемки в фильме «Укротительница тигров», где он сыграл одну из главных ролей, Петю Мокина. Сразу же после этого Быков исполнил заглавную роль в комедии «Максим Перепелица» Анатолия Граника. Его герой очень полюбился зрителю, и картина принесла Быкову всенародную популярность. Оказавшись на волне славы, Леонид стал получать огромное количество предложений. Нельзя не отметить роль застенчивого и скромного парня Алешки в мелодраме «Алешкина любовь». На эту роль пробовались многие знаменитые актеры тех времен, но досталась она обаятельному и улыбчивому Быкову.

В 1964 году Леонид выпустил свою первую полнометражную режиссерскую работу «Зайчик», в которой также исполнил роль главного героя – недотепы-гримера. Эта комедия приглянулась советскому зрителю. Следом вышла еще одна картина, в которой Быков выступил не только в качестве режиссера и исполнителя главной роли, но и стал одним из сценаристов. Это был фильм «В бой идут одни «старики»», покоривший зрителей и навсегда вошедший в золотую классику советского кинематографа. Сценарий фильма был написан еще в конце 60-х, но Леонид долгое время не мог приступить к съемкам, из-за того, что история фильма не проходила цензуру и считалась «недостаточно героической». Фильм занимает шестьдесят первое место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката по количеству просмотров.

Последней работой этого талантливого актера и режиссера стали съемки знаменитой военной драмы «Аты-баты, шли солдаты…», где Быков выступил режиссером и исполнил роль ефрейтора Виктора Святкина.

Леонид был женат на Тамаре Быковой, в счастливом браке родилось двое детей: сын Александр и дочь Марьяна.

Актер умер в возрасте пятидесяти лет, попав 11 апреля 1979 года в автомобильную катастрофу. Быкова похоронили на Байковом кладбище в Киеве. В память о талантливейшем актере и режиссере Леонид Осыка снял фильм «… которого любили все». Международный Астрономический Союз присвоил одной из малых планет имя «Быков». В Киеве в честь него назван Бульвар, также в нескольких городах Украины установлены памятники и мемориальные доски.

www.ivi.ru

Леонид Быков — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, фильмы

Биография

Леонид Быков — заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР, откуда и происходил родом. В его творческой биографии не наберется и трех десятков актерских ролей. Плюс работы по озвучиванию картин, 7 фильмов, которые Быков срежиссировал, и еще 4, к которым написал сценарии. Но чуть ли не каждая кинолента, в титрах которой значилось имя Леонида Федоровича, приобретала всесоюзную популярность и становилась советской классикой.

Детство и юность

Легендарный советский актер, режиссер и сценарист Леонид Быков родился в деревушке Знаменке, расположенной в Донецкой области. Родители Федор Иванович и Зинаида Панкратовна — потомственные рабочие. Когда мальчику было 10 лет, семья перебралась в поселок Прокатчиков на окраине Краматорска, где и вырос Леонид.

Актер Леонид Быков (кадр из фильма «Зайчик»)Актер Леонид Быков (кадр из фильма «Зайчик»)

Несмотря на то, что на сцену местного Дворца культуры Быков начал выходить еще подростком, главной мечтой будущего актера было стать летчиком. В 1943 году, пририсовав в анкете пару дополнительных лет, Быков пробует поступить в школу военных летчиков, но обман раскрылся, и юношу не приняли.

Через 2 года Леонид повторил попытку, был зачислен в ленинградскую 2-ю спецшколу для летчиков, но еще до начала учебы перестал быть курсантом, так как с окончанием войны учебное заведение расформировали. Тогда Быков вернулся к детскому увлечению театром и подал документы в Киевский государственный институт театрального искусства, но и там его ждал отказ, вероятно, по причине маленького роста (163 см).

Леонид Быков в молодости (кадр из фильма «Судьба Марины»)Леонид Быков в молодости (кадр из фильма «Судьба Марины»)

Стать студентом актерского факультета Леониду удалось только в Харьковском театральном институте, по окончании которого он 9 лет выходил на сцену Харьковского академического украинского театра имени Шевченко. Дебютной и сразу очень яркой была роль стиляги в комедии «Улица трех соловьев, 17».

В 1960 году Леонид Федорович переезжает в Ленинград по приглашению студии «Ленфильм», где восходит его звезда как киноактера. В последний год 60-х он соглашается сменить обстановку и уезжает в столицу Украины. Там становится ведущим актером и режиссером киностудии имени Довженко, а также пишет сценарии для сатирического киножурнала «Фитиль».

Леонид Быков (кадр из фильма «Ссора в Лукашах»)Леонид Быков (кадр из фильма «Ссора в Лукашах»)

Сам Быков, по воспоминаниям дочери, впоследствии смену киностудии посчитал большой ошибкой, так как морально не чувствовал себя своим в коллективе из-за прямолинейности характера и открытого высказывания собственного мнения.

В киевской студии Леониду не выделили рабочего кабинета. Знаменитый режиссер сидел в коридоре, в кресле под пальмой, куда курящие сотрудники втыкали бычки. Поговаривали, что, когда растение попробовали переставить в другое место, оно едва не зачахло без никотиновой подпитки. Крохотной комнатушкой, которую и кабинетом не назовешь, Быков обзавелся только к завершению фильма «В бой идут одни “старики”».

Фильмы

Практически вся фильмография Леонида Быкова входит в золотой фонд советского кинематографа. Его дебют состоялся в производственной мелодраме «Судьба Марины», а затем последовали искрометные кинокомедии «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица».

Леонид Быков (кадр из фильма «Максим Перепелица»)Леонид Быков (кадр из фильма «Максим Перепелица»)

Сменить комедийное амплуа помогли роли в «Майских звездах», «Чужой родне», в экранизации романа Юрия Германа «Дорогой мой человек». В 1958 году Алексей Баталов пригласил Быкова в «Шинель» по произведению Николая Гоголя. О таком масштабе актер даже и не мечтал, но так и не сыграл. Главная роль прославила тогда Ролана Быкова, а Леонида на съемки не отпустили в театре.

Очень высоко была оценена военная киноповесть «Добровольцы», представляющая собой эпопею в стихах о жизни комсомольцев, в том числе героя Быкова — Алеши Акишина. Еще большую известность ему принесла картина «Алешкина любовь», в которой он продемонстрировал талант актера-романтика, создав образ интеллигентного, наивного геолога с душой влюбленного Ромео.

Читайте также7 неизвестных фактов о Василии Шукшине

В 1964 году Быков пробует себя и в режиссуре. Первый опыт на этом поприще — короткометражка «Как веревочка ни вьется…», созданная в тандеме с Гербертом Раппопортом. Ленту не заметили ни зрители, ни критики, но это автора не остановило. В комедии «Зайчик» он смог объединить легкость развлекательного жанра с философскими вопросами о нравственности и порядочности, таким образом создав очень сильную кинокартину.

Самый большой успех Леонида Быкова ожидал в 70-е годы. Сначала на весь Советский Союз прогремела военная драма «В бой идут одни “старики”», снятая по его собственному сценарию, а позднее — еще одна военная лента «Аты-баты, шли солдаты…». Для многих современных зрителей Быков ассоциируется именно с ролями командира эскадрильи Титаренко по прозвищу Маэстро и ефрейтора Виктора Святкина с позывным Сват.

Леонид Быков в роли Маэстро (кадр из фильма «В бой идут одни “старики”»)Леонид Быков в роли Маэстро (кадр из фильма «В бой идут одни “старики”»)

Эти две знаменитые картины Быкова вышли на экраны с разницей в 3 года и стали последними фильмами, вышедшими при жизни артиста. «Стариков» автор представил на кинофестивале в Баку. Жюри присудило фильму первый приз, равно как и «Калине красной» Василия Шукшина. Леонид лично отказался от премии в пользу коллеги, которого тогда не знал. С тех пор режиссеры стали друзьями не разлей вода.

С этой лентой связан еще один примечательный факт. В те годы труд редакторов на студиях по непонятным причинам оценивался намного ниже, чем вклад исполнителей ролей, операторов и прочих создателей. Быков же выписал им премии, превышающие месячный оклад. Впоследствии и другие режиссеры перестали обходить редакторов стороной.

Леонид Быков и Алексей Смирнов (кадр из фильма «В бой идут одни «старики»)Леонид Быков и Алексей Смирнов (кадр из фильма «В бой идут одни «старики»)

Леонид сам проводил отбор актеров, причем делал это деликатно, чтобы не оскорбить людей. Он настоял на участии в картине Алексея Смирнова, поскольку по-сыновнему очень любил старшего товарища. Актер, снявшийся в роли авиамеханика Михалыча, ушел из жизни в мае 1979-го, не пережив известия о гибели Быкова.

Как и другие актеры, Леонид Федорович самостоятельно исполнял песни в фильмах. В силу стилистических особенностей советского периода песни и вокальные партии присутствовали почти в каждом фильме.

Читайте также7 известных кинодуэтов: режиссёры и их любимые актеры

Кроме того, военная драма «В бой идут одни “старики”», которая стала самой популярной картиной Быкова, снята как музыкальный фильм, поэтому недостатка в песнях в его главной киноленте не было. Музыкальный формат картины грамотно переплетен со сценарием: Быков сыграл роль капитана эскадрильи, которую прозвали поющей.

В 1978 году Леонид Федорович начал снимать новый фантастический фильм «Пришелец» по повести Евгения Шатько «Пришелец-73», в котором должен был сыграть инопланетянина Глоуза. Уже была смонтирована часть материала и даже продемонстрирована кинокритикам, но из-за трагических событий съемки заканчивались режиссером Борисом Ивченко, сменившим весь актерский состав. Фильм вышел под названием «Звездная командировка» и особого успеха не имел.

Личная жизнь

«В личной жизни закрыт, как обратная сторона луны».

Так отзывались коллеги актера, о котором мечтала женская часть киностудии имени Довженко. Единственной любовью Леонида Быкова была жена Тамара Константиновна, в девичестве Кравченко. Как вспоминают их дети, пара до последних дней сохраняла трепетное отношение друг к другу и собственным примером показывала, что такое настоящая любовь.

Леонид Быков с семьей

Первый ребенок супругов, девочка, умерла в младенчестве. Затем появились сын Лесь (по паспорту Александр) и дочь Марьяна. Сын доставлял родителям немало проблем. Служба в армии закончилась комиссованием с диагнозом шизофрения, позднее парень связался с дурной компанией, участвовал в ограблении магазина. Леонид спас его от тюрьмы, а сам заработал второй инфаркт.

После смерти отца Лесь не выдержал эксплуатации знаменитого имени и иммигрировал в Канаду, где живет сейчас с женой и четырьмя сыновьями. И живет по завещанному Быковым принципу:

«Ничего не проси, не своди счетов, не унижайся. Люби людей и цени жизнь — самое ценное, что существует в природе. И хотя спидометр постоянно отсчитывает расстояние к смерти, все-таки жизнь — это чудо! С болью и радостью, с горем и счастьем. И человек просто обязан прожить ее достойно…».
Опубликовано За чашечкой кофе с Викторией Рассказовой Воскресенье, 7 июля 2019 г.
Леонид Быков и его мама

По словам Марьяны, власть сломала судьбу молодому и вполне здоровому парню, чтобы хоть как-то достать знаменитого актера и режиссера, который не боялся партийной номенклатуры и говорил правду в глаза.

Марьяне с матерью 8 лет пришлось переезжать с места на место. В итоге женщины обосновались в Киеве. Дочь Быкова устроилась редактором на студии Довженко. Тамара Константиновна умерла в 2010-м.

Смерть

11 апреля 1979 года Леонид Быков возвращался с дачи на машине, недавно купленной белой «Волге», и на трассе Минск — Киев, возле поселка Дымер, попал в автомобильную катастрофу. Актер хотел обогнать ехавший перед ним трактор и, выехав на встречную полосу, влетел в грузовик. Полученные при столкновении травмы и стали причиной смерти. На момент гибели знаменитому артисту было 50 лет.

Читайте также7 звезд, погибших в ДТП

По факту ДТП проводилось тщательное расследование. Молодой водитель грузовика ГАЗ-53, с которым столкнулся актер, даже готовился отправиться в тюрьму, но следствие установило, что он невиновен. Столкновение произошло из-за ошибки актера. Также рассматривались теории, что Быков вел автомобиль пьяным или что у актера начались проблемы с сердцем. Но следственные эксперименты и проверки показали, что Леонид был трезв и здоров и до последних мгновений нажимал на тормоз.

Судя по жуткому фото с места аварии, спастись шансов не было. Хотя следователь и автоэксперты говорили, что Леониду Федоровичу попросту не хватило времени среагировать, случился своеобразный «синдром неопытного водителя».

Памятник Леониду Быкову

Леонид Быков оставил завещание, адресованное друзьям, следующего содержания:

«Пусть кто-то один скажет слово “прощай”, и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого “дерболызните” кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет “Смуглянку” от начала и до конца…».

Похороны прошли по этому сценарию, который оставил актер. Леонид Быков также просил родственников не выставлять гроб в Союзе кинематографистов и не устраивать массовое прощание, а позвать только друзей и близких. Поэтому на траурную церемонию пригласили только узкий круг друзей и коллег, а актеры, игравшие с Леонидом Быковым в картине «В бой идут одни “старики”», сквозь слезы исполнили его любимую песню.

Могила Леонида Быкова находится на Байковом кладбище, в Киеве (участок № 33, на границе с участком № 49).

Документальный фильм «…которого любили все»

В память о большом вкладе Быкова в искусство и культуру в родном городе актера Краматорске был установлен бронзовый бюст. В Киеве памятник Леониду Быкову поставили в образе Маэстро из «В бой идут одни “старики”», присевшего на крыло собственного самолета. Также в столице Украины именем актера назван бульвар, а на киностудии Довженко снят биографический фильм «…которого любили все».

Фильмография

  • 1954 — «Укротительница тигров»
  • 1955 — «Максим Перепелица»
  • 1958 — «Добровольцы»
  • 1958 — «Ссора в Лукашах»
  • 1958 — «Дорогой мой человек»
  • 1960 — «Алешкина любовь»
  • 1964 — «Зайчик»
  • 1968 — «Разведчики»
  • 1973 — «В бой идут одни «старики»
  • 1977 — «Аты-баты, шли солдаты»

24smi.org

Леонид Быков — биография, личная жизнь актера, фото, фильмы

Леонид Быков — биография


Имя Леонида Быкова знают миллионы зрителей разных поколений. У него было много актерских и режиссерских работ, но самыми запоминающимися стали драмы о войне «В бой идут одни старики» и «Аты-баты шли солдаты».

У Леонида Быкова нет ни одного провального проекта. Все его работы в качестве актера и режиссера ставали настоящей классикой, золотым фондом кинематографа СССР. Этот невысокий брюнет был веселым героем с грустными глазами, которые видели намного больше, чем можно было рассказать.

Детство и юность

Родился Леонид Быков 12.12.1928 года в семье потомственных рабочих. Его родиной была небольшая деревенька Знаменка под Донецком. В 1938 году родители решили переехать в город и обосновались в Краматорске, поселившись на окраине в поселке Прокатчиков. В этом городе прошло все его детство.

Фото: Леонид Быков в детстве

В Краматорске глава семейства Федор Иванович начал работать на металлургическом заводе, Леню отдали в школу №6, в которой он и получил среднее образование. Творческие задатки парня проявились очень рано. В младших классах мальчик участвовал в импровизированных спектаклях, которые с интересом наблюдали родные и соседи. В эти постановки были вовлечены все его друзья, а сценарий выступления он писал самостоятельно.

Прошло немного времени, и Быков стал участвовать в спектаклях краматорского Дома культуры. Ему нравилось перевоплощаться в военных, особенно в летчиков. Может быть под влиянием этих ролей, а может это было просто детской мечтой, но Леонид начал серьезно увлекаться профессией летчика.

Первая попытка поступить в летное училище была в 1943 году, в Барнауле, где семья Быковых была в эвакуации. Он исправил анкету, добавил себе дополнительно два года и пришел поступать. Но обман быстро раскрыли, юношу отправили немного подрасти.

В победном 1945-м Леня снова пытается поступить, и на этот раз ему все удается. Казалось бы, мечта сбылась, он курсант 2-ой ленинградской спецшколы для летчиков, но юношу ждало серьезное разочарование. Спецшкола была расформирована, потому что закончилась война. Но свою детскую мечту он потом все-таки осуществил – на киноэкране.

Быков понял, что стать летчиком ему не суждено и решил поступать в театральный вуз. В 1946 году он подал документы в приемную комиссию Киевского университета театра, кино и телевидения им.Карпенко-Карого. Но здесь его ждало разочарование – он завалил экзамены. Воспользовавшись советом сестры, он уезжает в Харьков и успешно поступает на актерский факультет Харьковского театрального института.

Начало творческой биографии

Получив диплом об окончании театрального института, Быков устраивается на работу в Харьковский академический украинский театр им.Шевченко. Сцене этого театра актер отдал девять лет, сыграл множество ролей. Самая первая роль Быкова в этом театре была в постановке «Улица трех соловьев, 17», где он сыграл стилягу.

В 1960-м Леонид получает приглашение на работу от студии «Ленфильм» и поселяется в Ленинграде. В этом городе он стал по-настоящему популярным и узнаваемым. В 1969 году актера пригласили в Киев, он с радостью согласился. Устроился на киностудию им.Довженко, где очень скоро стал востребованным артистом, автором сценариев и режиссером. Спустя много лет его дочь вспоминала, что отец потом уже пожалел о своем решении вернуться в Киев. Ему не нравился моральный климат коллектива в котором он работал, его недолюбливали, потому что Леонид всегда был прямолинейным и не боялся высказать свое собственное мнение.

Фильмы

Дебютной работой в кино Леонида Быкова стала мелодрама «Судьба Марины». После этого были нашумевшие комедии «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица». Следом за этим актер снялся в киноповести о войне – «Добровольцы», где сыграл Алешу Акишина. Следующая картина – «Алешкина любовь», сделала Быкова еще более знаменитым и любимым зрителями. В этом фильме его герой наивный влюбленный геолог, состояние которого очень тонко сумел передать актер.

Первой режиссерской работой Леонида Быкова стала комедия «Зайчик», которая вышла в 1964-м. Несмотря на то, что картина была развлекательной, в ней четко прослеживались философские вопросы о жизни, порядочности и нравственной стороне человека. Картина получилась очень сильной.

На пике популярности актер оказался в 70-х годах. Сразу был фильм «В бой идут одни старики», который прославил Быкова на всей территории Советского Союза, а потом вышли «Аты-баты, шли солдаты». Сценарий первого фильма принадлежит самому Быкову. После выхода на экраны этих картин актера называли не иначе, как именами его персонажей. Даже на улице его останавливали прохожие и обращались к нему, как к летчику Титаренко или попросту звали Маэстро. Во втором фильме герой Быкова ефрейтор Виктор Святкин, которого все знали по позывному «Сват».

К сожалению, эти фильмы стали последними, которые вышли на экраны при жизни Леонида Быкова.

Все песни, которые звучат в фильмах, актеры исполняли самостоятельно. Леонид Быков тоже очень красиво пел. В советских фильмах всегда было много музыки и песен, обязательно звучала вокальная партия главного героя. В картине «В бой идут одни старики», снятой по сценарию самого Быкова, песни звучали постоянно. Сам фильм предполагалось сделать музыкальным. В нем очень просто и незатейливо музыка переплетается с основным сюжетом. Быков в этом фильме капитан второй, поющей эскадрильи.

В 1978 году Леонид Быков взялся за съемки фантастического фильма под названием «Пришелец». Основой послужила повесть Е.Шатько «Пришелец-73». Герой Быкова в этом фильме инопланетянин по имени Глоуз. Съемочной группе уже удалось отснять часть фильма, смонтировать и предоставить на суд кинокритиков, но случилось непоправимое — погиб Леонид Быков. Съемки заканчивал режиссер Б.Ивченко, который полностью сменил не только всех актеров, но и название картины. Она стала называться «Звездная командировка» и прошла совершенно незамеченной зрителем.

Личная жизнь

В личной жизни великого актера была только одна любовь – супруга Тамара Кравченко. Они очень любили и уважали друг друга, сумели сохранить настоящие чувства всю свою жизнь.

Фото: Леонид Быков с женой и детьми

У них родились двое детей. Старший сын Лесь(официально Александр) и младшая дочь Марьяна. Сын проживает в Канаде, куда он эмигрировал вскоре после смерти папы. Больше всего молодого человека раздражала бессовестная эксплуатация имени прославленного отца.

Смерть

Непоправимое случилось 11.04.1979 года, когда актер находился за рулем собственного автомобиля «Волга». Он ехал с дачи домой и недалеко от поселка Дымер попал в аварию. Перед ним по шоссе двигался трактор, который актер решил обогнать. Оказавшись на встречной полосе, он на скорости врезался в ехавший навстречу грузовой автомобиль. Полученные травмы, к сожалению, были несовместимы с жизнью. Леонид Быков умер сразу, ему было всего пятьдесят.

Компетентные органы провели следствие, чтобы разобраться в причинах аварии и наказать виновных. За рулем ехавшего навстречу Быкову ГАЗа-53 был молодой водитель, который готов был понести любое наказание за смерть любимого артиста. Но следствие показало, что вины водителя в аварии нет. Быков сам создал аварийную ситуацию и стал ее жертвой. Рассматривалась и другая версия, что актер мог быть нетрезвым или ему резко стало плохо. Но ни та, ни другая версия не подтвердились. Быков был абсолютно трезвым, и проблем с сердцем у него не было.

Незадолго до своей смерти актер написал письмо-завещание для своих друзей, в котором просил не устраивать ему пышных прощальных церемоний. Он хотел услышать только одно слово: «Прощай» и любимую «Смуглянку» от самого начала до конца.

Все прошло именно так, как завещал великий Маэстро. Он хотел, чтобы на его похороны пришли только самые близкие и друзья, просил не устраивать массовых мероприятий прощания, как это было принято в творческих кругах. На похоронах присутствовали друзья, коллеги и актерский состав картины «В бой идут одни старики». Именно они и исполнили «Смуглянку», еле сдерживая слезы.

Местом упокоения Маэстро-Быкова стало Байковое кладбище в столице Украины Киеве.

Фото: Могила Леонида Быкова

В память о великом актере благодарные земляки установили ему бюст в родном Краматорске. В столице Украины есть памятник Леониду Быкову, на котором он запечатлен в своем самом главном образе – Маэстро, уставшего после боя и присевшего на свой самолет. В Киеве один из бульваров носит имя прославленного актера, а киностудия Довженко выпустила фильм-биографию о Леониде Быкове под названием «…которого любили все».

Избранная фильмография актера

  • 1953 — Судьба Марины
  • 1954 — Укротительница тигров
  • 1958 — Добровольцы
  • 1959 — Майские звёзды
  • 1960 — Осторожно, бабушка!
  • 1962 — Когда разводят мосты
  • 1968 — Разведчики
  • 1971 — Где вы, рыцари?
  • 1977 — Аты-баты, шли солдаты…

Режиссерские работы

  • 1964 — Зайчик
  • 1971 — Где вы, рыцари?
  • 1973 — В бой идут одни «старики»
  • 1977 — Аты-баты, шли солдаты…

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Леонид Быков — биография, фото, личная жизнь, фильмы

Читать дальше…

Легендарный советский актер, режиссер и сценарист Леонид Быков родился в деревушке Знаменка, расположенной в Донецкой области. Родители актера, Федор Иванович и Зинаида Панкратовна, были потомственными рабочими. Когда мальчику было 10 лет, семья перебралась в поселок Прокатчиков на окраине Краматорска, где и вырос Леонид.Несмотря на то, что на сцену местного Дворца культуры Быков начал выходить еще подростком, главной мечтой будущего актера было стать летчиком. В 1943 году, пририсовав в анкете пару дополнительных лет, Быков пробует поступить в школу военных летчиков, но обман раскрылся, и юношу не приняли. Через 2 года Леонид Быков повторил попытку, был зачислен в ленинградскую 2-ю спецшколу для летчиков, но еще до начала учебы перестал быть курсантом, так как по причине окончания войны школу расформировали.

Тогда Леонид Быков вернулся к детскому увлечению театром и подал документы в Киевский государственный институт театрального искусства, но и там его ждал отказ, вероятно, по причине маленького роста. Стать студентом актерского факультета Быкову удалось только в Харьковском театральном институте, по окончании которого он 9 лет выходил на сцену Харьковского академического украинского театра имени Шевченко. Дебютной и сразу очень яркой была роль стиляги в комедии «Улица трех соловьев, 17».В 1960 году Леонид Федорович переезжает в Ленинград, по приглашению киностудии «Ленфильм», где восходит его звезда как киноактера. В последний год 60-х он соглашается сменить обстановку и уезжает в столицу Украины. Там он становится ведущим актером и режиссером киностудии имени Довженко, а также пишет сценарии для сатирического киножурнала «Фитиль». Но сам Леонид Быков, по воспоминаниям его дочери, впоследствии смену киностудии посчитал большой ошибкой, так как морально не чувствовал себя своим в коллективе из-за прямолинейности характера и открытого высказывания собственного мнения.

Фильмы

Практически вся фильмография Леонида Быкова входит в золотой фонд советского кинематографа. Его дебют состоялся в производственной мелодраме «Судьба Марины», а затем последовали искрометные кинокомедии «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица».Очень высоко была оценена военная киноповесть «Добровольцы», представляющая собой эпопею в стихах о жизни комсомольцев, в том числе героя Быкова — Алеши Акишина. Еще большую известность ему принесла картина «Алешкина любовь», в которой он смог продемонстрировать талант актера-романтика, создав образ интеллигентного, наивного геолога с душой влюбленного Ромео.

В 1964 году Быков пробует себя и в режиссуре. В комедии «Зайчик» он смог объединить легкость развлекательного жанра с философскими вопросами о нравственности и порядочности, таким образом, создав очень сильную кинокартину.Но самый большой успех Леонида Быкова ожидал в 70-е годы. Сначала на весь Советский Союз прогремела его военная драма «В бой идут одни «старики», снятая по его собственному сценарию, а позднее – еще одна военная лента «Аты-баты, шли солдаты». Для многих современных зрителей Быков ассоциируется именно с ролями командира эскадрильи Титаренко по прозвищу Маэстро и ефрейтора Виктора Святкина с позывным «Сват».

Эти две знаменитые картины Быкова вышли на экраны с разницей в три года и стали последними фильмами актера, вышедшими при жизни артиста.

Как и другие актеры, Леонид Быков самостоятельно исполнял песни в фильмах. В силу стилистических особенностей советского периода песни и вокальные партии присутствовали почти в каждом фильме. Кроме того, военная драма «В бой идут одни «старики», которая стала самой популярной картиной Быкова, была снята как музыкальный фильм, поэтому недостатка в песнях в главной картине Быкова не было. Музыкальный формат картины грамотно переплетен со сценарием: Быков сыграл роль капитана эскадрильи, которую прозвали поющей.В 1978 году Леонид Федорович начал снимать новый фантастический фильм «Пришелец», по повести Евгения Шатько «Пришелец-73», в котором должен был сыграть инопланетянина Глоуза. Уже была смонтирована часть материала и даже продемонстрирована кинокритикам, но из-за трагических событий съемки заканчивались режиссером Борисом Ивченко, сменившим весь актерский состав. Фильм вышел под названием «Звездная командировка» и особого успеха не имел.

Личная жизнь

Единственной любовью Леонида Быкова была жена актера Тамара Константиновна, в девичестве Кравченко. Как вспоминают их дети, пара до последних дней сохраняла трепетное отношение друг к другу и собственным примером показывала, что такое настоящая любовь.У Леонида и Тамары было двое детей – сын Лесь (по паспорту — Александр) и дочь Марьяна. После смерти отца Лесь не выдержал эксплуатации имени Леонида Быкова и иммигрировал в Канаду.

Смерть

11 апреля 1979 года Леонид Быков возвращался с дачи на машине, недавно купленной белой «Волге», и на трассе Минск — Киев, возле поселка Дымер, попал в автомобильную катастрофу. Актер хотел обогнать ехавший перед ним трактор и, выехав на встречную полосу, влетел в ехавший грузовик. Полученные при столкновении травмы и стали причиной смерти артиста.Актер погиб на месте от кровоизлияния внутренних органов. На момент смерти знаменитому артисту было только 50 лет.

После смерти любимого советского артиста проводилось тщательное следствие. Молодой водитель грузовика ГАЗ-53, с которым столкнулся актер, даже готовился отправиться в тюрьму, но следствие установило, что водитель невиновен. Столкновение произошло из-за ошибки актера. Также следствие рассматривало теории, что Быков вел автомобиль пьяным или что у актера начались проблемы с сердцем. Но следственные эксперименты и проверки показали, что актер был трезв и здоров, и до последнего пытался предотвратить аварию, но не смог.Леонид Быков оставил завещание, адресованное друзьям актера, следующего содержания: «…Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца…».

Похороны прошли по этому сценарию, который оставил актер. Леонид Быков также просил родственников не выставлять гроб в Союзе кинематографистов и не устраивать массовое прощание, а позвать только друзей и близких. Поэтому на похороны был приглашен только узкий круг друзей и коллег, а актеры, игравшие с Леонидом Быковым в картине «В бой идут одни «старики», сквозь слезы исполнили любимую песню актера.

Могила Леонида Быкова находится на Байковом кладбище, в Киеве (участок № 33, на границе с участком № 49).В память о большом вкладе Быкова в искусство и культуру в родном городе актера Краматорске был установлен бронзовый бюст. В Киеве памятник Леониду Быкову поставили в образе Маэстро из «В бой идут одни «старики», присевшего на крыло собственного самолета. Также в столице Украины именем актера назван бульвар, а на киностудии Довженко был снят биографический фильм «…которого любили все».

ussr-akter.ru

Леонид БЫКОВ. Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961

Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменское Славянского района Донецкой области. С детских лет Леня Быков рос мальчишкой смышленым, веселым, однако стать актером не помышлял. Насмотревшись фильмов о летчиках («Валерий Чкалов», «Истребители»), он грезил небом и мечтал поступить в летное училище. Однако внешние данные у него были не ахти какие: маленький рост и лицо вечного подростка. Поэтому, когда в 1943 году в Барнауле, куда их семью эвакуировали сразу после начала войны, он явился в военкомат, сказал, что ему уже исполнилось восемнадцать, и попросил отправить его на фронт, его тут же разоблачили. «Рано тебе еще на фронт, салага, — заявил суровый военком. — Ты сначала школу закончи».

Однако свою мечту о летной карьере наш герой все равно не оставил. В 1945 году, уже будучи в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу для летчиков (Аэротура), где проучился всего лишь месяц. Из-за роста в 136 сантиметров его из школы отчислили, и на этом мечта о летной карьере для Леонида Быкова навсегда закончилась. Вот тогда он и решил податься в артисты. Но и на этом поприще, так же как и в летной карьере, нашего героя поначалу ждало разочарование. Во время первой попытки в 1946 году поступить в Киевскую школу актеров он с треском провалился на вступительных экзаменах. Теперь круглого неудачника ждало безрадостное возвращение домой, насмешки друзей-приятелей. Видимо, чтобы избежать всего этого, Быков и отправился в Харьков, чтобы там повторить попытку стать артистом и поступить в местный театральный институт. И там случилось неожиданное. То ли отступать нашему герою было уже некуда и он был настойчив, то ли харьковские экзаменаторы оказались прозорливее киевских, однако экзамены Быков сдал успешно и был зачислен на 1-й курс института.

Закончив институт в 1951 году, Быков попал в труппу харьковского Театра имени Т. Шевченко. В 1952 году сыграл свою первую роль в кино. Это был фильм режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко «Судьба Марины». Нашему герою в нем досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко. В остальных ролях в картине снимались звезды тогдашнего советского кино: Николай Гриценко, Борис Андреев, Михаил Кузнецов. В прокате 1954 года картина произвела неожиданный фурор, заняв 2-е место (37,9 млн. зрителей). Именно это обстоятельство и сыграло свою положительную роль в дальнейшей судьбе Быкова — его заметили и запомнили не только зрители, но и кинематографисты. В результате в 1954 году режиссеры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова приглашают нашего героя на большую роль (Пети Мокина) в свою картину «Укротительница тигров». Фильм имел огромный успех у публики и вновь занял в прокате (как это ни парадоксально) 2-е место (36,72 млн. зрителей). С этого момента имя актера Леонида Быкова стало известно всем.

Между тем почти одновременно со съемками в «Укротительнице» на том же «Ленфильме» Быков снимался в другом фильме, в котором ему уже досталась главная роль. Это была картина Анатолия Граника «Максим Перепелица». Успех этого фильма в прокате был значительно ниже, чем у двух предыдущих (всего лишь 13-е место), однако берусь утверждать, что для Быкова именно эта картина по-настоящему открыла двери в большой кинематограф и снискала ему огромную любовь у зрителей. После этой роли к Быкову иначе как Максим никто и не обращался, а ведь это яркое подтверждение огромной зрительской любви и уважения.

Быков активно снимается. Правда, в большинстве своем это были роли, похожие друг на друга: эдакие Максимы Перепелицы мелкого масштаба. Актеру же не хотелось до бесконечности эксплуатировать одну и ту же маску (в театре ему в основном тоже доставались комедийные роли). Поэтому, соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать роли самого разного плана. Так он попал в фильмы: «Чужая родня» (1956), «Дорогой мой человек», «Добровольцы» (17-е место в прокате, 26,6 млн. зрителей, оба — 1958-й), «Ссора в Лукашах» (10-е место, 29,5 млн. зрителей), «Майские звезды» (оба — 1959-й).

Вот как вспоминает о совместной работе с Быковым в фильме «Добровольцы» Михаил Ульянов: «Есть люди, в которых живет солнечный свет. Природа оделила их особым даром: они ведут себя спокойно и просто, а почему-то с ними рядом тепло и светло. И нет в них вроде ничего особенного, и не говорят они и не делают ничего выдающегося, но какой-то внутренний свет освещает их обычные поступки. Это свет доброты. Человек, наделенный таким даром, оставляет по себе особенную, греющую тебя память. Таким был Леонид Быков. Леня. Роста небольшого, с утиным носом, добрейшими и какими-то трагическими глазами, с удивительной мягкостью и скромностью в общении. И это — не вышколенность, не лукавое желание произвести приятное впечатление. Есть и такие хитрецы. Нет, природа характера Леонида Федоровича была проста и открыта.

В ту пору мы были зелены и молоды. Беспечны и самоуверенны. Наивны. Нас мало что тревожило. Но и тогда в нашей молодой и угловато-острой группе Леня занимал какое-то свое, никак им не защищаемое, но только ему принадлежащее место. Природная интеллигентность, вежливость, уважительность, что ли, сквозили во всех его словах, рассказах, беседах…

В пору «Добровольцев» мы, может, еще не вполне осознанно, но достаточно внятно видели пользу театрального тренажа на примере Лени Быкова. Он уже был к тому времени опытным актером Харьковского театра драмы, и этот опыт помогал ему, как спасательный круг. Ясно помню, как импровизировал Леня во время «скоростных» репетиций перед камерой. Он помогал нам как партнер. Он был настоящим партнером, то есть не только сам плыл, но и тянул за собой».

Неожиданным для Быкова было в 1958 году предложение, поступившее от Алексея Баталова. Тот приступал к экранизации «Шинели» Н. В. Гоголя и предложил Быкову главную роль. Сказать, что наш герой был искренне удивлен таким выбором, значит, ничего не сказать. Он был просто потрясен и… обрадован таким доверием. Ничего подобного ему тогда еще никто из кинематографистов не предлагал. Поэтому Быков тотчас бросился к руководству харьковского театра с просьбой отпустить его в Москву на съемки в этой картине. Однако руководители тут же охладили пыл молодой звезды: «Вы и так слишком часто пропадаете на съемках», — заявили они Быкову. — Пора и театру уделить внимание». Короче, в Москву нашего героя тогда так и не пустили. Главную роль в «Шинели» у А. Баталова сыграл Ролан Быков.

Между тем в 1959 году Быкову поступило еще одно неожиданное предложение — режиссеры с того же «Мосфильма» Семен Туманов и Георгий Щукин задумали снимать фильм «Алешкина любовь» и на главную роль пригласили именно его. Поначалу Быков сильно сомневался, стоит ли браться за эту роль. Ведь ему уже было за тридцать, а герою фильма едва исполнилось двадцать, он был влюблен в красивую девушку, и та в конце концов должна была влюбиться в него. «Какой из меня Ромео?» — задавал себе вопрос Быков. Однако создатели картины на эти его сомнения так и заявили: «Именно такой Ромео, как вы, нам и нужен». В конце концов согласие Быкова было получено, и съемочная группа отправилась на натурные съемки на целину.

Фильм «Алешкина любовь» вышел на экраны страны в 1961 году и занял в прокате 20-е место (23,7 млн. зрителей). Наш герой сыграл в нем одну из лучших своих ролей в кинематографе и по праву занял одно из ведущих мест среди тогдашних советских звезд. Позднее Э. Лындина писала: «Как бы не очень изменяя привычному имиджу, на этот раз Быков был упоен волей и энергией героя, его огромным, бескорыстным чувством, которое не может не победить. Алешка — рыцарь. Рыцарями были и другие герои Быкова, но они изначально осознавали свое поражение в борьбе за любовь. Романтик Алешка был силен как раз в отстаивании права на мечту о совершенной любви».

Когда фильм «Алешкина любовь» вышел на экраны страны, Быкова в Харькове уже не было. Окончательно порвав с театром, он уехал с женой и двумя детьми в Ленинград, в город, который, собственно, и вывел его в большой кинематограф. Решению переехать в этот город немало способствовало и то, что Быкову пообещали на «Ленфильме» дать попробовать себя в кинорежиссуре. В результате в 1961 году вместе с режиссером Гербертом Раппопортом наш герой снял короткометражный фильм «Как веревочка ни вьется… И хотя картина осталась практически незамеченной как критикой, так и зрителями, однако Быкова эта малоудачная попытка не отпугнула от режиссуры. В 1963 году он уже самостоятельно снял комедию «Зайчик», в которой сыграл главную роль. И хотя в прокате картина заняла не самое последнее место (15-е, 25,1 млн. зрителей), критика его дружно ругала. Видимо, и сам Быков понимал, что снял не очень добротное кино, если в разговоре с режиссером Алексеем Симоновым заявил: «На мне весь средний советский кинематограф держится». Так как возлагавшихся на него надежд Быков не оправдал, руководство «Ленфильма» к режиссуре его больше не допускало. Да он и сам туда уже не рвался. Даже от многочисленных предложений других режиссеров сняться в их картинах отказывался. В период 1961–1964 годов на счету Быкова были съемки только в нескольких картинах: «На семи ветрах» (1962), «Когда разводят мосты» (1963), «Осторожно, бабушка!» (1964).

В 1965 году Леониду Быкову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А через год он с семьей (у них родился еще один ребенок) покинул Ленинград и переехал в Киев. Причину отъезда можно найти в письмах Быкова одному из своих близких друзей по харьковскому театру — Николаю Бориченко. В одном из них он пишет: «Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Конечно, долго не продержишься, надо выполнять план студии. Все чаще думаешь, что надо возвращаться домой. Но в театре, очевидно, то же самое. В чем же суть? Как же сделать, чтобы жить на уровне? Может, это наша проклятая работа?..

Видимо, смена обстановки была необходима ему как воздух, и он всерьез надеялся, что родные стены помогут ему обрести второе творческое дыхание. К сожалению, он ошибся. За период с 1966 по 1971 год Быков не снялся ни в одном фильме не только на киностудии имени А. Довженко, но и на других. Как писал наш герой в одном из писем все тому же другу: «Мне кажется, что я себя потерял. Другого определения найти не могу. Я в простое уже три месяца. Отказался от пяти работ. Уж очень все плохо. Хожу за зарплатой. Стыдно…

А вот строки из другого письма Леонида Быкова: «Всю ночь не спал. Рассказать бы всю правду, как загубили театр. Почему с Киевской киностудии ушли режиссеры Алов и Наумов, Хуциев, Донской, Чухрай? Мы наконец начали судить людей за халатное отношение к технике. А когда мы наконец начнем судить за преступное отношение к людям? Самое страшное — общественное равнодушие. Угодничество. Культ мог вырасти только на почве угодничества».

Стоит отметить, что, несмотря на то, что детство и юность нашего героя проходили в обстановке всеобщего поклонения И. Сталину, правоверным сталинистом Быков так и не стал. И огромная заслуга в этом была его отца — Федора Быкова. Будучи коммунистом до мозга костей, он в то же время не следовал слепо за идеями «вождя всех народов», все чаще задавал себе сложные вопросы. И часто ответы на эти вопросы он не боялся искать в компании своего сына Леонида. Например, отец в присутствии сына и его друга (они тогда учились в Харьковском театральном институте) вслух удивлялся: «Такого возвеличивания, какое имеет сегодня Иосиф Виссарионович, даже при царе не было. Он и Бог, он и царь… Без сомнения, все эти разговоры вызывали сомнения в правильности происходящего и у Быкова. Поэтому, когда в феврале 1956 года на 20-м съезде партии Н. Хрущев выступил с осуждением культа личности Сталина, для нашего героя это не было большим откровением.

Когда в начале 70-х годов стал создаваться новый культ — Леонида Брежнева, — многие деятели искусства с энтузиазмом поддерживали такую политику. Среди тех, кто остался от всего этого в стороне, был Быков. Несмотря на то, что снимать и сниматься ему очень хотелось, он продолжал молчать и намеренно избегал участия в откровенных поделках, которые сплошным серым потоком хлынули в те годы на советский экран. Только однажды чувство меры изменило нашему герою: в 1970 году он снялся в неудачной комедии для телевидения «Где вы рыцари?».

Давней мечтой Быкова была постановка картины о героизме советских летчиков в годы войны. Любовь к людям этой профессии жила в нем постоянно. Поэтому, когда в конце 60-х забрезжила возможность постановки фильма о военных летчиках, наш герой тут же ухватился за нее. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма «В бой идут одни «старики». Однако ставить картину долго не давали, считая ее не слишком героической. Чтобы доказать обратное, Быков начал «обкатывать» сценарий на сцене. Чтение Быковым отдельных кусков сценария в самых различных городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у авторов не возникало. Поняли это в конце концов и руководители кино Украины. В 1972 году Быков наконец приступил к съемкам фильма. Как писала позднее Э. Лындина: «Фильм «В бой идут одни «старики» Быков снял в тоскливом, холодном безвременье. Тогда социальное начало резко возобладало в талантливых и ярких наших картинах. Работа Быкова отстоит от них, сближаясь скорее с кинематографом военных лет. Его чуть надрывной романтикой, идеальными героями и духом единения, которые всегда привносил Быков во все свои роли. В жизни застенчивый, всегда смущавшийся, он искал общения с людьми и восполнял через экран, высказывая затаенное, сокровенное. За бытовыми сценами, красками, словечками открывается лирик и романтик. В солдатах, людях войны, в любимых летчиках сконцентрирована естественная логика жизни быковских героев, элементарнейшие, законнейшие желания человека. Война всему этому противостоит как нечто чудовищное, противоестественное…

Картина «В бой идут одни старики» вышла на экраны страны в начале 1974 года и имела огромную популярность у публики. Отмечу, что в те годы выходило огромное количество фильмов о войне, однако редко какая картина из этого числа становилась лидером проката. Фильм же Быкова занял 5-е место, собрав на своих просмотрах 44,3 млн. зрителей. На Всесоюзном фестивале в Баку он получил почетный приз. Он мог бы взять и Главный приз этого фестиваля, если бы почти не детективная история, разгоревшаяся в кулуарах фестиваля.

Дело в том, что на том же фестивале демонстрировался фильм Василия Шукшина «Калина красная». Картина превосходная, однако вызвавшая волну неприятия со стороны чиновников от кино. Поэтому ими была предпринята отчаянная попытка «задвинуть» фильм и лишить его возможности получить главный приз фестиваля. Для этого украинской делегации было предложено: «Ваша картина «В бой идут одни «старики» может стать первой вместо «Калины красной». Однако члены делегации отказались обсуждать этот вопрос без Быкова. «Тогда уговорите его!» — посоветовали им чиновники. И вот в два часа ночи в номер гостиницы, где проживал Быков, пришли его коллеги по кинематографу. «Мы можем получить главный приз вместо «Калины красной», — сообщили они режиссеру. На что тот ответил: «В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина — это рядовой фильм о войне, а его — это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать-то не позволялось. Так и передайте мои слова руководителям фестиваля».

В результате «Калина красная» взяла-таки Главный приз бакинского кинофестиваля (во всесоюзном прокате фильм занял 2-е место).

После триумфального успеха фильма «В бой идут одни «старики» не замечать талантливого режиссера было уже невозможно. В том же году ему было присвоено звание народного артиста Украины. Причем, в отличие от многих деятелей искусства того времени, заслуживших это звание в силу самых разных причин, а не за талант и популярность в народе, Быков получил его вполне заслуженно.

В 1975 году Быков приступил к съемкам новой картины, и темой ее вновь стала война. Фильм назывался «Аты-баты, шли солдаты» (сценарий написали Борис Васильев и Кирилл Раппопорт). В главных ролях в нем снялись Владимир Конкин и сам Леонид Быков (это была его 22-я роль). Отмечу, что первоначально сниматься в этой картине наш герой не предполагал. На роль ефрейтора Святкина пробовались многие актеры, но никто из них не подошел. И тогда коллеги Быкова заявили: «Леня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?» И оказались правы. Лучше Быкова эту роль вряд ли бы кто-нибудь сыграл.

Съемки картины проходили под Загорском в феврале 1976 года и были довольно сложными. Стояли лютые морозы, от которых страдали не только люди, но даже техника, занятая в съемках. После этой работы Быков, вернувшись в Киев, слег со вторым инфарктом.

Однако героический труд участников этой картины оказался не напрасным. В прокате 1977 года фильм занял 7-е место, собрав на своих сеансах 35,8 млн. зрителей. Это был новый триумф режиссера и актера Леонида Быкова. В том же году ему была присвоена Государственная премия Украинской ССР.

Однако, глядя на официальные строчки биографии нашего героя, все же не стоит обольщаться. Все эти триумфы, награды, конечно, искренне радовали его, но душа его была неспокойна. Всеобщая лесть, угодничество, коррупция, царившие вокруг, не давали ему спокойно жить и работать. Даже официальная приемка такого фильма, как «Аты-баты, шли солдаты», в котором не было никакой политики, никакого диссидентства, проходила довольно сложно. Во время просмотра представитель Госкино внезапно… захрапел, сморенный сном. Затем, проснувшись, начал задавать нелепые вопросы: «А почему это у вашей картины такое странное название? Какая-то детская считалка… Слава Богу, у присутствующих хватило духа ему возразить и отбить многие его придирки и замечания.

Сняв два прекрасных фильма о войне, Быков внезапно решил уйти от этой темы и в 1978 году приступил к съемкам картины «Пришелец». Судя по всему, этим фильмом он хотел разобраться и попробовать ответить на некоторые вопросы окружающего его бытия при помощи фантастики. Например, устами Быкова Пришелец Глоус произносит такой монолог: «Я понял смысл таких архаичных, рудиментарных явлений, как угодничество и карьеризм, равнодушие и рвачество, демагогия и дефицит. И прочих явлений, столь редко встречающихся на земле».

Съемки фильма проходили в тяжелых для Быкова условиях. В первую очередь ему было тяжело морально. Будучи человеком честным и порядочным, он не мог видеть, как другие люди, его же коллеги по работе, выслуживаясь перед властью, буквально рвут зубами друг друга в борьбе за материальные блага (квартиры, загранпоездки), пишут доносы. Видимо, поэтому Быков не вступал в ряды КПСС, хотя все эти годы его постоянно туда тянули. В конце концов все эти внешние обстоятельства и привели нашего героя к трагедии.

В начале 1979 года Быков внезапно пишет завещание на имя своих друзей — Николая Мащенко и Ивана Миколайчука. В этом завещании Быков просит в случае его смерти (он так и пишет: «Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну».) позаботиться о его семье, продать машину и т. д. В этом же письме Быков отдавал распоряжения и насчет своих будущих похорон. Он хотел, чтобы его хоронили только друзья, без всякого официального участия (панихида в Доме кино, речи чиновников и т. д.). «Не надо никаких речей над могилой, скажите только «Прощай» и спойте мою любимую песню — «Смуглянку». Иначе я встану из гроба и уйду от вас». Вот таким вкратце было то необычное письмо. И вскоре после его написания Быков действительно ушел из жизни.

12 апреля 1979 года Быков возвращался на свой машине с дачи под Киевом. Впереди него двигался асфальтировочный каток, и наш герой решил его объехать. Однако, как только он стал осуществлять обгон, ему навстречу выскочил грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения с ним, Леонид Быков вывернул руль в сторону и на всей скорости врезался в каток. На момент смерти Быкову было всего 50 лет.

Р. S. В 1981 году друзья Леонида Быкова сняли о нем документальный фильм, который назвали очень просто и точно: «… которого любили все».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Быков Леонид Фёдорович — биография актера, личная жизнь, фильмы, фото. Артист театра и кино

Он прожил недолгую, но яркую жизнь, трагически погиб в 50 лет. Это случилось 11 апреля 1979 года. По-прежнему жива память и сильна зрительская любовь, картины с его участием не сходят с телевизионных экранов.

Детской мечтой маленького Леонида была авиация. Он упорно шел к ее осуществлению и дважды поступал в летное училище. Первый раз его не взяли туда из-за роста: он был невысок. Второй раз все же поступил, но через год училище было расформировано. И видимо, все-таки ему была предначертана другая судьба, актерская и режиссерская. В 1951 году Леонид Быков окончил актерский факультет Харьковского театрального института и стал актером Театра имени Т.Г. Шевченко в Харькове.

В кино дебютировал в 1952 году в фильме «Судьба Марины». А свою давнишнюю мечту о небе он все-таки воплотил в жизнь. Настоящие, искренние мечты всегда сбываются. Правда, шел к ней он очень долго. Сценарий фильма о летчиках Леонид Быков вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким написал в 1962 году. А картину по нему — «В бой идут одни «старики» — снял лишь в 1973-м. Сам же сыграл там главную роль — капитана Алексея Титаренко, «Маэстро». «Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь, — рассказывал Леонид Быков. — В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни «старики». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!»

Кадр из фильма «Максим Перепелица»

Кадр из фильма «Осторожно, Бабушка!»

Кадр из фильма «В бой идут одни «старики»»

В прокат фильм «В бой идут одни «старики» вышел 12 августа 1974 года. Успех у картины был ошеломляющий, результатом этого стало четвертое место в советском прокате.

Есть в фильмографии Леонида Быкова и другие военные фильмы — «На семи ветрах», «Разведчики», «Аты-баты, шли солдаты…» (его последняя режиссерская работа и последняя роль в кино). Но не менее хорош он и в «мирных» картинах, особенно в тех, где удавалось актеру проявить и свой комедийный дар. Как, например, в его фильме «Зайчик», где Быков сыграл главную роль — театрального гримера Льва Зайчика.

В 1978 году Леонид Быков начал снимать фантастический фильм «Пришелец». Эта работа так и осталась незаконченной. Как написала в своей книге «Я — счастливый человек» актриса Клара Лучко: «У талантливых, тонко чувствующих людей бывает предчувствие неминуемой гибели. За несколько месяцев до своей трагической смерти Леня написал письмо-завещание и отдал его своим друзьям. Он писал, что долго не протянет, и просил, чтобы на его похоронах не было речей, официальных лиц и поминок. Чтобы собрались на его могиле друзья и сказали одно-единственное слово «Прощай!» — а затем спели бы его любимую «Смуглянку».

Все это было странным. Его душевное состояние, его мрачные предчувствия…

Через три месяца он погиб в автомобильной катастрофе. Тогда много ходило разных слухов, кто-то предположил, что он ушел из жизни сознательно…

Леонид Быков ушел, а память о нем, его фильмы остались. Их освещает солнечный свет доброты.

В 1994 году Международный астрономический союз одной из малых планет присвоил имя «Быков» в честь замечательного актера и режиссера Леонида Федоровича Быкова.

www.culture.ru

Быков, Леонид Фёдорович — Википедия

Леони́д Фёдорович Бы́ков (укр. Леонід Федорович Биков; 12 декабря 1928 — 11 апреля 1979) — украинский[1] советский актёр, кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный артист РСФСР (1965). Народный артист Украинской ССР (1974)[2].

Биография

Родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменка[3]Славянского района (Донецкая область), УССР, СССР в семье Фёдора Ивановича (1898 г.р.) и Зинаиды Панкратовны (1907 г.р.) Быковых (были однофамильцами[4]). В 1938 году родители переехали в город Краматорск, где Леонид окончил среднюю школу № 6, там же впервые вышел на сцену местного ДК им. Ленина.

Во время Великой Отечественной войны (с 1941 по 1943 год) вместе с семьёй находился в эвакуации в Барнауле. С детства он мечтал об авиации и дважды поступал в лётные училища: первый раз — в Ойрот-Туре (1943), куда была в 1942 году эвакуирована 2-я Ленинградская школа военных лётчиков, но туда его не взяли из-за приписанного себе возраста и маленького роста; второй раз — в Ленинграде (1945), во 2-ю спецшколу для лётчиков, которая была по окончании войны расформирована.

В 1947 году в театральный институт в Киеве принят не был, но поступил и окончил актёрский факультет Харьковского театрального института (1951). В 1951—1960 годах был актёром Харьковского государственного академического украинского театра имени Т. Г. Шевченко. В театре начиналась его актёрская карьера, он играл в комедии «Улица Трёх соловьёв, 17» стилягу и в постановке «Как закалялась сталь» — Павку Корчагина[5].

В кино свою первую роль сыграл в 1952 году в фильме «Судьба Марины», следующая роль — в фильме «Укротительница тигров». В 1955 году — главная роль в фильме «Максим Перепелица».

В 1959 г. переезжает в Ленинград. В 1959—1969 годах — актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм». В 1961 году вместе с режиссером Г. Раппопортом снял короткометражную ленту «Как верёвочке ни виться». Фильм остался за пределами внимания как зрителей, так и критики. В 1963 году уже самостоятельно снял полнометражную комедию «Зайчик», в которой сыграл главную роль. Картина подверглась острой критике и Л. Быков «заработал» первый инфаркт.

В числе лучших его ролей в кино тех лет можно назвать Богатырёва («Дорогой мой человек», 1958), Лёшки Акишина («Добровольцы», 1958), Гаркуши («На семи ветрах», 1962), Сашко Макаренко («Разведчики», 1968).

С 1965 года заслуженный артист РСФСР.

В 1969 году, поддавшись на уговоры руководства киностудии им. Довженко, перебирается в Киев, где, однако, не получает обещанного поля для деятельности, от чего впадает в депрессию.
Автор сценария сатирического киножурнала «Фитиль».

В конце 1960-х годов вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким был создан сценарий фильма о лётчиках, который долго не пропускала цензура из-за его «негероичности». После долгого ожидания, в 1972 году Л. Быков начал снимать кинокартину «В бой идут одни „старики“», в которой сыграл одну из главных ролей. За год фильм собрал более 72 миллионов зрителей[6].

В 1976 году был снят ещё один фильм на военную тему — «Аты-баты, шли солдаты…». Во время съёмок, в апреле (по другим данным — в декабре) 1976 года перенёс второй инфаркт.

В 1978 году начались съёмки фантастического сатирического фильма «Пришелец» по повести Евгения Шатько «Пришелец-73», в котором Л. Быков принимал участие в качестве автора сценария, режиссёра и исполнителя главной роли инопланетянина Глоуза. К 1979 году были уже отсняты две части фильма на видеоплёнку, представлены суду критиков. Картину ожидал успех, но судьба разрушила планы. По одной из версий[7], во время съёмок картины Л. Быков написал странное письмо-завещание на имя своих друзей Николая Мащенко и Ивана Миколайчука, как бы предчувствуя скорую трагедию. По другой[8], завещание было написано за три года до смерти, после перенесённого им инфаркта. Письмо, по воспоминаниям его дочери Марьяны, было написано на маленьком листочке бумаги, в стиле отца, с названием «А если это конец…»:

…Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями.

Никаких надгробных речей. «Дерболызните», кто сколько сможет, но умоляю -не дома. Пусть ребята споют «Журавли», «Сережку с Малой Бронной», «Бери шинель», «Этот день победы», А потом пусть 2-я эскадрилья «врежет» «Смуглянку» от начала и до конца.

Очень жалею, что ничего не успел сделать путного…

Трагически погиб в автомобильной катастрофе на трассе «Минск — Киев» 11 апреля 1979 года возле посёлка Дымер. Он возвращался на своей «Волге» с дачи под Киевом. Впереди него двигался трактор МТЗ-50 с мотокультиватором, и Быков решил его обогнать. Однако при обгоне произошло столкновение со встречным грузовиком ГАЗ-53. Удар пришёлся в правую переднюю дверь. От последствий удара его не спас даже ремень безопасности[9].

Следствие велось очень тщательно. Проводились консультации с экспертами, автогонщиками, эксперименты на автодроме. Выяснилось, что молодой водитель встречного грузовика невиновен. Быков был трезв, но допустил оплошность, возможно, из-за усталости. Инфаркта у него также не было, иначе он отпустил бы педаль тормоза. Леонид Фёдорович до последнего пытался предотвратить столкновение.

На момент смерти Л. Ф. Быкову было 50 лет.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве (участок № 33 на границе с участком № 49).

Семья

  • жена — Тамара Константиновна Быкова (урождённая Кравченко) (1927—2010[10])
  • сын — Александр (р. 1956), проживает в Канаде, четверо детей[11]
  • дочь — Марьяна (р. 1958)

Память

  • В 1994 году Международный астрономический союз присвоил одной из малых планет имя «Быков»[12].
  • В апреле 2002 года в городе Краматорск установлен бронзовый бюст Леонида Быкова работы скульптора С. А. Гонтаря. 16 сентября 2018 бюст был разрушен.
  • В честь актёра названа улица в Кургане[13].
  • В ходе декоммунизации на Украине в 2015—2016 годах в честь Быкова переименованы улицы в Сумах[14], Харькове, Покровске, Дружковке, Краматорске, Кривом Роге и Славянске.
  • Также в ходе декоммунизации на Украине переименован краматорский ГДК им. Ленина в ГДК им. Л. Быкова, где неподалеку установлен памятник Леониду Федоровичу.
  • В честь актёра назван бульвар в Киеве.
  • На месте гибели под Дымером установлен памятный знак[15].
  • В Киеве, недалеко от аллеи Славы, находится памятник Леониду Быкову, который изображён в образе Маэстро, главного героя фильма «В бой идут одни „старики“», присевшего на крыло своего самолёта.
  • В Киеве фасад дома, где жил Л. Ф. Быков, киевский художник Николай Янок украсил символичным муралом в честь Маэстро (ул. Туманяна, 8)[16].
  • В Краматорске на стене дома №9 по улице Быкова, готовится мурал в честь Маэстро[17][18][19]
  • Средняя школа № 6 города Краматорска, в которой учился Быков

  • Мемориальная доска в Харькове на театре им. Шевченко
    (ещё одна установлена на доме 12 по ул. Культуры, где проживал актёр)

  • Леонид Быков в роли «Маэстро» из кинофильма «В бой идут одни „старики“».
    (изображение на стене дома № 26 по ул. Сумской в Харькове, 2013 год)

  • Мемориальная доска на доме 8 по ул. Ованеса Туманяна в Киеве, где в 1975—1979 годах жил Леонид Быков.

Фильмография

Актёр

Озвучивание ролей

Режиссёр

Сценарист

«Фитиль»

  • Большой фитиль. Новелла «Увертюра» (1963) (режиссёр, актёр)
  • Фитиль № 11 (1963) (сценарист, режиссёр)
  • Фитиль № 15. Сюжет «Университет культуры» (1963) (сценарист, актёр)

Фильмы о Леониде Быкове

Признание и награды

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о