С 6 лет в школу – Можно ли пойти в школу с 6 лет в 2018 году

В школу в 6 лет: мнение психолога

По закону каждый ребенок имеет право пойти в школу по достижении возраста 6 лет и 6 месяцев. Как правило, каждый год весной среди родителей шеститилеток начинается дискуссия, которая делит заботливых мам на два лагеря, и достигает своего апогея к августу. Суть всех обсуждений сводится к тому, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в первый класс: в шесть лет или в семь? Специально для «О!» на эту тему рассуждает семейный психотерапевт и клинический психолог Мария Меролаева.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт

Однозначно правильного ответа на вопрос «В каком возрасте лучше идти в первый класс?» нет и быть и не может. Все дети разные, каждый ребенок — уникальная личность, у которой есть свои сильные и слабые стороны. Основными ориентирами для родителей чаще всего становятся:

  • собственный опыт («Я пошел в школу в 6 лет и вырос отличным человеком!»)
  • изменение в системе образования («Учиться теперь нужно 11 лет, зачем ребенку до 18 лет за партой сидеть. Раньше сядет — раньше выйдет!»)
  • а иногда даже тщеславие и амбиции «Другие дети идут, и мой может! Что он, хуже, что ли?!»

Можно с уверенностью сказать, что ни на один из этих факторов не стоит опираться, принимая решение. Важно лишь то, насколько сам малыш готов к таким серьезным переменам в своей жизни. Без сомнения, есть дети, которые уже в 6 лет с удовольствием и интересом сядут за парту. Они, как правило, достаточно самостоятельны, тянутся к знаниям и готовы выполнять указания учителя, их увлекает процесс учебы, им нравится заниматься по прописям, читать книги, слушать и запоминать то, что говорит педагог. Но существуют и дети, у которых эти качества в полном объеме развиваются чуть позже, а именно — к семи годам.

Понятие «школьной зрелости» включает в себя три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Только при их достаточном и гармоничном развитии стоит задуматься о том, что ребенок действительно готов пойти в первый класс.

Интеллектуальная зрелость — это то, насколько развиты мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика ребенка. Может ли малыш концентрироваться на каком-то одном занятии дольше 10−15 минут? Умеет ли он писать, считать и читать? Может ли выслушать, понять и запомнить с первого раза инструкцию к заданию? Насколько хорошо развита его речь? Важно обратить внимание на четкость произношения звуков и адекватный возрасту словарный запас, а также достаточный уровень знаний о себе и окружающем мире.

Эмоциональная зрелость предполагает, что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций, появляется произвольность, которая позволяет и помогает ему выполнять длительное время даже не очень интересное задание. Еще одно важное умение — справляться со своими негативными эмоциями, например, проигрышем в состязании. Понаблюдайте за реакцией ребенка: сможет ли он продолжить игру, несмотря на неудачу?

Социальная зрелость — самое сложное для объяснения и диагностики понятие. Оно включает в себя навыки строить адекватные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и непосредственное желание ребенка учиться в школе (то есть мотивационную готовность). Другими словами, малыш хочет пойти в школу не потому что там «весело и можно много играть», «туда ходит старшая сестра» или ему «хочется надеть новую форму», а потому что что он действительно стремится получать новые знания, понимает назначение школы и правила учебы в ней. Ребенку нужно понимать разницу между педагогом и близкими взрослыми, соблюдать дистанцию, проявлять уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться требованиям и следовать правилам, которые обозначает учитель и которые негласно устанавливаются в детском коллективе. Еще одна важная способность — умение разрешать конфликты со сверстниками. Если у ребенка есть опыт посещения любых детских дошкольных учреждений — это здорово облегчит ему процесс привыкания к школе.

Одним из важнейших факторов готовности к обучению можно назвать здоровье ребенка. Адаптация — это серьезное испытание даже для хорошо подготовленного, крепкого организма. При таком уровне стресса даже хороший иммунитет может дать сбой, и в результате вместо уроков первоклассник будет сидеть дома с простудами и инфекциями.

Обратите внимание на то, сколько занимает дорога в школу. В идеале, на нее не должно тратиться больше получаса, иначе малыш будет уставать еще до начала уроков.

И, наконец, то, о чем многие родители часто забывают, принимая решение. Каждому хочется, чтобы ребенок учился в престижном месте: кто-то выбирает языковой уклон, кто-то смотрит в сторону математической гимназии. Но на самом деле, для первоклашки самое главное — это грамотный, добрый и понимающийучитель.

Если у родителей есть хоть малейшие сомнения по поводу степени готовности малыша к школе, однозначно, стоит сходить на прием к детскому психологу и провести диагностику. А еще, важно ответить себе на вопрос «Зачем моему ребенку идти в первый класс в шесть лет? В чем будет польза для него?». Если с ответом трудностей не возникло, то нет никаких оснований еще на год оставаться дома. Если же вы засомневались, то лучше не стоит торопиться. Полезно будет подождать, пока организм и нервная система будущего первоклассника окрепнут, и использовать этот дополнительный год с пользой для всех — уделить внимание укреплению здоровья малыша, больше читать и развивать его кругозор.

Читайте также:

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

6 причин, почему наши дети не любят читать

Текст: Мария Меролаева

Фото: Uximetc pavel/GrashAlex/Jaromir Chalabala/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Можно ли отдать ребенка в школу раньше положенных 6 лет и 6 месяцев?

В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу? На сегодняшний день возраст детей, которые идут в школу варьируется от 6 лет до 8 лет. Многие родители 6-летних детей, видя, что ребенок может и читать, и писать, он очень способный, отдают его в школу. Есть родители, которые понимают, что даже в 7 лет ребенку будет сложно обучаться даже по обычной, не усложненной программе. Таких родителей волнует вопрос, а можно отдать в школу ребенка в 8 лет? Возможный возраст начала обучения во многом зависит от психофизиологической готовности ребенка к обучению. Этот компонент является одной из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. Родители чаще обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка. Определить готов ли ребенок к школьному обучению помогут различные тесты. Можно самостоятельно сделать их вместе с ребенком дома, а можно и попросить помощи у психологов или педагогов.

Существует примерный возраст, указанный в законе, который позволяет родителям отдать ребенка в школу. В Законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) и в Постановлении от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН) указано, что оптимальным возрастом начала школьного обучения будет возраст от 6 лет и 6 месяцев и не позже возраста 8 лет.

Выдержки из нормативных актов:

1. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев (п.10.1 СанПиН).

2. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (п.1 ст.67 Закона).

Таким образом, если ребенку на 1 сентября исполнилось 6 лет и 6 месяцев, то по заявлению родителей его принимают в школу. Получается, что в Законе указан примерный возраст начала обучения. В особенных случаях возрастные границы сдвигаются, и в зависимости от решения родителей школа имеет право взять ребенка и до 6 лет 6 месяцев, а также позже 8 лет. Если ребенок поступает в школу в возрасте до 6 лет и 6 месяцев к началу учебного года, то СанПиН рекомендует проводить обучение школьника с условием соблюдения всех гигиенических требований в рамках образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (п.10.2 СанПиН). Что это может означать? Это может означать и соблюдение режима дня, который включает сон, прогулку, игры, занятия, перерывы для приема пищи. При составлении уроков следует включать игровые моменты и учитывать, что это ведущая деятельность ребенка возраста 6 лет. Необходимо учитывать потребность в двигательной активности в течение дня. Если обучающийся зачислен в школу в раннем возрасте (школьнику нет еще шести с половиной лет), то ему в соответствии с СанПиН должны обеспечить соответствующие условия пребывания в школе (1 класс в помещение детского сада, отдельные помещения для спальни). Раннее начало обучения — это фактор, который может негативно сказаться на успешности освоения учащимся образовательной программы. Психологическая и физиологическая незрелость будут препятствовать успешному обучению ребенка и адаптации в школе, в связи с высокими требованиями к готовности к школьному обучению. Самое главное, чтобы проблемы не начались у шестилетнего ребенка, который должен долго сидеть за партой, быть внимательным и сосредоточенным на протяжении всего учебного дня.

Что должны уметь дети, которые приходят в школу?

(из Письма Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).

Первоклассники должны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого.

Они с интересом должны участвовать в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой).

Дети этого возраста должны быть хорошо осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности должен обеспечивать возможность школьного обучения.

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.

На достаточно высоком уровне развития у детей должно находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.

Развитие зрительно-моторных координаций должно позволять детям 6 лет координировать свои движения.

Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.

Развитие слухо-моторных координаций должно позволить различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п.

Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности.

Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т. п.

Первоклассники способны точно выполнить инструкцию учителя, если она дана четко и кратко, а также представлена последовательность (алгоритм) действий. Им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить их с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности. Однако у них преобладает пока завышенная самооценка, поэтому задача учителя постепенно и корректно формировать объективную самооценку школьника.

Данный перечень показывает, насколько хорошо дети должны быть подготовлены к школьному обучению. Нередко можно наблюдать картину, которая свидетельствует о том, что ребенок 6 лет не может ни сидеть длительное время, ни сосредоточенно работать, ни слышать инструкцию педагога и выполнять ее. Поэтому родители должны осознавать насколько ребенку необходимо обучение в возрасте до 7 лет.

Что делать родителям, которые поняли, что ребенок не справляется со школьной программой?

Нередко дети, поступившие в школу в 6.6 лет, в течение первого учебного года показывают низкий уровень понимания и усвоения образовательной программы. Примерно 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

Также в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр. Если ребенок, не достигший к 1 сентября возраста 7 лет, испытывает серьезные трудности адаптации, то родители могут принять решение о том, чтобы забрать документы из школы.

Этот случай можно рассматривать как прекращение образовательных отношений по инициативе родителей, не требующее письменных объяснений от родителей, согласования с органами опеки и попечительства. Родители могут сослаться на состояние здоровья ребенка и неготовность к обучению в школе, подтвердив это заключениями врачей или психологов. Родители могут обратиться за медицинскими справками, заключением или рекомендациями ПМПК в соответствующие организации. Если родители отдадут ребенка в школу еще через год, а ему не будет 8 лет, то никакого нарушения законодательства не будет и будет считаться, что родители выполняют свои обязанности по воспитанию ребенка (п.1 ч.4 ст.44 Закона).

Могут ли отказать в приеме в образовательную организацию по причине того, что ребенку уже исполнилось 8 лет или еще нет 6 лет и 6 месяцев?

Причиной отказа в приеме в школу не может служить недостаточный возраст ребенка. Правила приема граждан в школу и перечень необходимых документов не может быть изменен в зависимости от возраста обучающегося. Родителям ребенка имеют право отказать в приеме в школу только, если нет свободных мест. Если ребенок имеет право на получение образования соответствующего уровня, то его должны принять в школу.

Выдержки из Закона:

«В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест» (п.4 ст. 67 Закона).

Следует отметить, что не допускается тестирование обучающихся и отбор дошкольников в зависимости от уровня готовности к школе. Диагностика готовности к школе может осуществляться только с согласия родителей и после поступления в образовательное учреждение. Федеральное законодательство также не предусматривает наличие заключения ПМПК, как обязательное условие при поступлении в школу ребенка в возрасте до 6 лет 6 месяцев.

eduface.ru

Личный опыт: в школу в 6 лет

По статистике, почти половина первоклассников приходит в школу не готовыми к обучению. И даже несмотря на то, что Министерство образования рекомендует принимать в первый класс детей в возрасте от 6 с половиной лет, многие родители стремятся посадить ребенка за парту, едва ему исполнилось 5. Психолог и многодетная мама Елена Синицина отправила сына в школу в 6 лет и делится с «Летидором» собственным опытом.

Мой сын родился весной 2001 года. Был солнечный весенний день, на свет появился маленький Овен, который с самого начала показал, кто теперь будет в нашей семье главным. И так уж повелось, что все решения в своей осознанной жизни он принимал самостоятельно. Все, кроме одного – во сколько лет отдать его учиться в школу. Здесь главным законодательным органом была я. Учитывая дату его рождения, я рассматривала два варианта — пойти в первый класс в 6 с половиной лет или в 7 с половиной. Если бы он был девочкой, я бы просто оценила уровень готовности ребенка к школе и определилась с его дальнейшей судьбой, но он был замечательным мальчишкой, и через 11 лет ему, по окончании школы, вовсю светила бы армия.

К шести годам сын, конечно, уже знал все буквы, умел немного читать и писать, но все же был еще слишком мал для образовательных экспериментов. Еще один годик в детском саду ему совсем бы не повредил! Но страх перед кирзовыми сапогами взял верх, и я повела своего малыша на собеседование в школу в очень нежном детсадовском возрасте. Я четко понимала, что такому маленькому ребенку будет очень тяжело учиться, но реальность превзошла все мои ожидания.

Вообще в нашей семье аж трое детей, и обстоятельства складывались так счастливо, что как только старшему надо было идти в первый класс, у нас тут же появлялся новенький. Так было с первыми двумя, но только не с младшим. И мало того, что я больше никого не родила, так еще и именно летом перед первым классом перешла на очень серьезную и хорошо оплачиваемую работу. Так что он остался не только без меня, но и без моей поддержки в один из самых сложных периодов своей жизни. В общем, все было против нас.

Что такое разница в год между детьми в этом возрасте? Это огромная пропасть. Именно поэтому то, что было интересно моему сыну, совершенно не увлекало его одноклассников. Результат — с малявкой никто не хотел дружить. Нам было очень трудно научиться подчиняться школьному распорядку, делать домашние задания, ходить на дополнительные занятия, оставаться чистыми и опрятными в течение учебного дня и самое главное — наладить коммуникацию с одноклассниками. Единственными друзьями Димы были несколько девочек, которых мамы также отдали в школу в нежном возрасте.

У меня разрывалось сердце, когда, заглядывая через забор во время урока физкультуры, я видела, что за время футбольного матча он не получил от мальчишек из своей команды ни одного паса. За первые четыре класса в школе ему не доверили ни одной роли в спектаклях и утренниках, хотя он исправно посещал репетиции и знал все слова. Образовательная система оказалась жестокой: мой смышленый и активный малыш не получал пятерок из-за помарок и неровных полей. И даже несмотря на то, что за устные ответы он всегда получал отличные оценки, в тетрадках редко появлялось что-то выше «тройки». «Он у вас не старается!» — объяснял педагог. И только я знала, каким трудом даются тоненькие и кривые буквы и цифры, три раза переписанные на чистовик.

Отношения с учебой у сына выровнялись в начале средней школы, а в девятом классе он и вовсе сдал все экзамены на одни пятерки. Вчера я проводила его на занятия в лицей, который занимает престижное второе место в рейтинге московских школ. Он поступил туда сам, пройдя жесткий отбор на тестировании и достаточно высокий конкурс — 2,5 человека на место. Не то чтобы трудности начальной школы так закалили его, просто мой сын очень рано понял, что все в жизни зависит только от него самого.

Сейчас я уверена в том, что тогда, 9 лет назад, я сделала правильный выбор. Конечно, путешествие в школу год спустя намного бы упростило жизнь моему ребенку, но кто знает, получился бы тогда из него такой целеустремленный человечек. Ведь на пути к успешности во взрослой жизни очень важно уметь справляться с трудностями и двигаться вперед к новым вершинам, используя не мамин и папин, а свой собственный жизненный опыт.

letidor.ru

Стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет? Плюсы и минусы

Многие родители рано или поздно озадачиваются непростым вопросом: в каком возрасте отдать любимое чадо в школу – в семь или шесть лет? И если заботливые мамы предпочитают ориентироваться на детей, то амбициозные хотят сделать из своего малыша настоящего вундеркинда, радуясь тому, что он все делает раньше других.

Конечно, есть одаренные дети, схватывающие учебную программу и в пять лет. Между тем подавляющее большинство шестилеток психологически и физически совершенно не готовы к новому дневному распорядку дня и школьным нагрузкам.

Сегодня мы поговорим о том, следует ли отдавать шестилетнего ребенка в школу и какие существенные плюсы и минусы можно найти в раннем школьном обучении.

Содержание статьи:

Начальные классы у нас и в Европе

По российскому законодательству в первые классы общеобразовательных школ принимают детей от 6,5 до 8 лет. Конечно, администрация учебного заведения может принять детей и младше установленного возраста, но для этого педагогам придется соблюдать гигиенические требования, применимые к дошкольникам. Вот почему учителя без особого оптимизма относятся к поступлению в школу шестилеток.

А как обстоят дела в Европе? Шесть лет – это обычный возраст поступления в первый класс для большинства европейских детей. Но и здесь есть свои исключения. Так, маленькие ирландцы начинают ходить в школу в четыре года, а англичане, киприоты и мальтийцы – в пять лет. В прибалтийских странах, Польше, Финляндии, Швеции и Болгарии дети становятся первоклассниками в семь лет.

На самом же деле то, что в европейских странах считается начальной школой, мы называем обычным детским садом. Поэтому занятия в подготовительных группах отечественного дошкольного учреждения практически совпадают с тем, что изучают малыши во 2-м и 3-м классах стандартных западных школ.

Почему родители спешат с поступлением?

Детские психологи подтверждают, что к ним все чаще приводят на диагностику шести- и даже пятилетних дошколят с просьбой выдать квалифицированное заключение о том, что дети готовы к школе. В чем же причины подобной спешки?

  1. Самая распространенная – амбиции родителей. Мама, увлеченная идеей раннего развития, стремится к тому, чтобы ее ребенок вырос уникальным. Она торопится как можно раньше обучить его чтению, письму и счету, а затем делает поспешный вывод: малыш грамотен, значит, ему не нужно зря тратить время на садик.
  2. Некоторые родители руководствуются материальными соображениями, считая, что плата за детский сад слишком высока. Они думают, что дешевле собрать кроху в школу, чем платить по новым тарифам за посещение детсадовской группы.
  3. Родители мальчишек стремятся форсировать события, опасаясь, что ребенок не успеет поступить в институт, а сразу же после окончания школы уйдет в армию.
  4. В редких случаях шестилетки действительно готовы к школе. У них не только развиты учебные навыки, но и присутствует мотивация к обучению. Мамы справедливо опасаются, что такому малышу, если он переждет еще один год в садике, затем будет неинтересно учиться в начальных классах.
  5. Именно в этом учебном году первый класс набирает великолепный учитель, педагог «от бога», который прежде учил старшего ребенка. Да и все знакомые мамочки советуют идти именно на эту учительницу.

В школу с 6 лет: все «за» и «против»

Определенный возраст начала поступления в школу тщательно продуман и выверен детскими психологами и педагогами. Против раннего обучения они приводят следующие доводы:

  • у подавляющего большинства шестилетних детей низкий уровень физической, мотивационной, психологической, эмоциональной готовности к обучению;
  • сами школы не готовы принять шестилеток, поскольку в учреждениях нет практически никаких условий для дневного сна;
  • поведение детей шестилетнего возраста не всегда произвольно, они руководствуются сиюминутными желаниями, предпочитая играть, а не слушать педагога, к тому же им сложно усидеть на одном месте в течение стандартных 40 минут;
  • ребенку придется «напрягать спинку» минимум четыре часа (4-5 уроков в день), что приводит к неправильной осанке и даже сколиозу, не забудьте и о портфеле с учебниками и тетрадками.

И все же некоторые родители приводят аргументы в защиту раннего поступления в школу. Они уверены, что:

  • лишний год в детсадовской группе способен затормозить психологическое развитие одаренного малыша, особенно если он по всем параметрам подготовлен к школьному обучению;
  • напротив, в начальных классах шестилетки тянутся за более взрослыми одноклассниками, стремясь узнать как можно больше новой информации, что затруднительно в условиях детсадовской группы.

Как мы видим, особых преимуществ учебы с шести лет не наблюдается. Однако в нашем обществе сложилось мнение, что раннее обучение приносит всем детям исключительно пользу, они вырастают талантливыми и целеустремленными.

4 главных умения будущих первоклашек

Психологическая готовность ребят к школьному обучению включает множество составляющих. К примеру, физиолог и психолог Марьяна Безруких описывает следующие четыре важных показателя того, что ваше чадо готово к поступлению в первый класс.

  1. Самый главный фактор школьной готовности, из-за отсутствия которого и возникают многочисленные проблемы в школе, – это умение детей принимать инструкцию, слышать ее и понимать, что от них хотят взрослые. Инструкция в данном случае – это любые задания, просьбы к детям. Если вы попросили своего шестилетку что-то сделать, а он не воспринимает просьбу, значит, пока он не готов к обучению.
  2. Умение малыша планировать свою работу – еще один важный показатель. Проверить его наличие вы можете, попросив ребенка сложить мозаику или пазл по картинке. Как он выполняет задание: беспорядочно берет элементы или кладет перед собой рисунок, целенаправленно отбирая нужные фигурки? Если нет элементарного планирования, то учиться детям будет очень непросто.
  3. Третий фактор – способность ребенка исправлять то, что он выполняет неправильно. Если ваше чадо выполняет ваши поручения кое-как, с многочисленными ошибками, а результат его не особо интересует, значит, этот компонент пока у него недостаточно развит.
  4. Также нужно обращать внимание на то, умеет ли ребенок принимать помощь от взрослых и сверстников. Может ли он попросить о помощи, сказать «Я не понимаю», «Я не знаю»? Если дети не умеют обращаться за поддержкой, им будет чрезвычайно сложно учиться.

Как подготовить ребенка к школе?

Если ваш малыш все-таки идет в первый класс в шесть лет, необходимо серьезно к этому подготовиться, чтобы избежать вероятных проблем с дезадаптацией. Недостаточно просто научить читать и писать, нужно воспитать в ребенке стремление и умение учиться, интерес к познанию. Как же это сделать?

  1. Для укрепления мышечного корсета стоит приучить детей к утренней зарядке, физическим упражнениям, пешим прогулкам. Подойдет и занятие каким-либо видом спорта – езда на велосипеде, танцы и т.д. А чтобы ребенок не болел в период адаптации к школе, подойдет закаливание.
  2. Приучайте малыша к самообслуживанию – он должен сам одеваться, убирать игрушки в комнате, разогревать еду (с этим будьте осторожнее). Поручите ему посильные обязанности – уход за домашним питомцем или растением. Согласитесь, несамостоятельному ребенку будет очень сложно собирать портфель и готовиться к урокам.
  3. Важным элементом эмоциональной подготовки являются навыки общения с педагогами и одноклассниками. Необходимо, чтобы будущий первоклассник умел ясно выражать свои мысли, относился с уважением к окружающим людям, мог с достоинством выходить из конфликтных ситуаций. Этому можно научить, но гораздо эффективнее показывать на собственном примере.
  4. Не забывайте и о развитии таких психических процессов, как внимание, память и мышление. Дети должны запоминать до восьми предметов и 4-5 слов – показывайте или называйте их в случайном порядке, а затем просите перечислить. Подобные упражнения существенно увеличивают объем памяти, а задания на классификацию картинок и пересказ любимых сказок и мультиков помогут развить ассоциативное мышление.
  5. Стоит ли целенаправленно обучать ребенка письму, решать только вам. Однако подготовить руку к работе в тетрадях необходимо. Поэтому приобретите самые разные пазлы, мелкие конструкторы, кубики, раскраски. Обязательно уделяйте время лепке, рисованию, которые разовьют детские пальчики.
  6. Большое внимание следует обращать и на мотивационную подготовку к обучению. Поэтому играйте в сюжетно-ролевые игры, в которых малыш последовательно выступает в роли ученики и учителя, постоянно рассказывайте детям о том, чему может научить педагог, что нового можно узнать на уроках. В идеале ребенок должен понимать, для чего нужно ходить в школу.

Некоторые дети уже к шести годам полностью готовы к школе, опережают сверстников во всем, а не только в интеллектуальном плане, и легко справляются с учебной нагрузкой. Однако следует помнить, что подобных вундеркиндов очень мало.

Если вы сомневаетесь в готовности своего чада, посоветуйтесь со специалистами. Только от вашего взвешенного и правильного родительского решения зависит и успешная адаптация к школе, учебные успехи ребенка, его самооценка, желание обучаться и познавать что-то новое.

Чтобы определить идеальный возраст для поступления в первый класс, не стоит руководствоваться примером знакомых, их советами, мыслями об армейском будущем сына. Нужно трезво оценивать способности и возможности своего ребенка, лишь в этом случае вы сможете обеспечить удачный старт в столь непростой многолетней школьной «эстафете».

detki-pogodki.ru

В школу в 6 лет: мнение психолога

По закону каждый ребенок имеет право пойти в школу по достижении возраста 6 лет и 6 месяцев. Как правило, каждый год весной среди родителей шеститилеток начинается дискуссия, которая делит заботливых мам на два лагеря, и достигает своего апогея к августу. Суть всех обсуждений сводится к тому, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в первый класс: в шесть лет или в семь? Специально для «О!» на эту тему рассуждает семейный психотерапевт и клинический психолог Мария Меролаева.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт

Однозначно правильного ответа на вопрос «В каком возрасте лучше идти в первый класс?» нет и быть и не может. Все дети разные, каждый ребенок — уникальная личность, у которой есть свои сильные и слабые стороны. Основными ориентирами для родителей чаще всего становятся:

  • собственный опыт («Я пошел в школу в 6 лет и вырос отличным человеком!»)
  • изменение в системе образования («Учиться теперь нужно 11 лет, зачем ребенку до 18 лет за партой сидеть. Раньше сядет — раньше выйдет!»)
  • а иногда даже тщеславие и амбиции «Другие дети идут, и мой может! Что он, хуже, что ли?!»

Можно с уверенностью сказать, что ни на один из этих факторов не стоит опираться, принимая решение. Важно лишь то, насколько сам малыш готов к таким серьезным переменам в своей жизни. Без сомнения, есть дети, которые уже в 6 лет с удовольствием и интересом сядут за парту. Они, как правило, достаточно самостоятельны, тянутся к знаниям и готовы выполнять указания учителя, их увлекает процесс учебы, им нравится заниматься по прописям, читать книги, слушать и запоминать то, что говорит педагог. Но существуют и дети, у которых эти качества в полном объеме развиваются чуть позже, а именно — к семи годам.

Понятие «школьной зрелости» включает в себя три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Только при их достаточном и гармоничном развитии стоит задуматься о том, что ребенок действительно готов пойти в первый класс.

Интеллектуальная зрелость — это то, насколько развиты мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика ребенка. Может ли малыш концентрироваться на каком-то одном занятии дольше 10−15 минут? Умеет ли он писать, считать и читать? Может ли выслушать, понять и запомнить с первого раза инструкцию к заданию? Насколько хорошо развита его речь? Важно обратить внимание на четкость произношения звуков и адекватный возрасту словарный запас, а также достаточный уровень знаний о себе и окружающем мире.

Эмоциональная зрелость предполагает, что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций, появляется произвольность, которая позволяет и помогает ему выполнять длительное время даже не очень интересное задание. Еще одно важное умение — справляться со своими негативными эмоциями, например, проигрышем в состязании. Понаблюдайте за реакцией ребенка: сможет ли он продолжить игру, несмотря на неудачу?

Социальная зрелость — самое сложное для объяснения и диагностики понятие. Оно включает в себя навыки строить адекватные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и непосредственное желание ребенка учиться в школе (то есть мотивационную готовность). Другими словами, малыш хочет пойти в школу не потому что там «весело и можно много играть», «туда ходит старшая сестра» или ему «хочется надеть новую форму», а потому что что он действительно стремится получать новые знания, понимает назначение школы и правила учебы в ней. Ребенку нужно понимать разницу между педагогом и близкими взрослыми, соблюдать дистанцию, проявлять уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться требованиям и следовать правилам, которые обозначает учитель и которые негласно устанавливаются в детском коллективе. Еще одна важная способность — умение разрешать конфликты со сверстниками. Если у ребенка есть опыт посещения любых детских дошкольных учреждений — это здорово облегчит ему процесс привыкания к школе.

Одним из важнейших факторов готовности к обучению можно назвать здоровье ребенка. Адаптация — это серьезное испытание даже для хорошо подготовленного, крепкого организма. При таком уровне стресса даже хороший иммунитет может дать сбой, и в результате вместо уроков первоклассник будет сидеть дома с простудами и инфекциями.

Обратите внимание на то, сколько занимает дорога в школу. В идеале, на нее не должно тратиться больше получаса, иначе малыш будет уставать еще до начала уроков.

И, наконец, то, о чем многие родители часто забывают, принимая решение. Каждому хочется, чтобы ребенок учился в престижном месте: кто-то выбирает языковой уклон, кто-то смотрит в сторону математической гимназии. Но на самом деле, для первоклашки самое главное — это грамотный, добрый и понимающийучитель.

Если у родителей есть хоть малейшие сомнения по поводу степени готовности малыша к школе, однозначно, стоит сходить на прием к детскому психологу и провести диагностику. А еще, важно ответить себе на вопрос «Зачем моему ребенку идти в первый класс в шесть лет? В чем будет польза для него?». Если с ответом трудностей не возникло, то нет никаких оснований еще на год оставаться дома. Если же вы засомневались, то лучше не стоит торопиться. Полезно будет подождать, пока организм и нервная система будущего первоклассника окрепнут, и использовать этот дополнительный год с пользой для всех — уделить внимание укреплению здоровья малыша, больше читать и развивать его кругозор.

Читайте также:

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

6 причин, почему наши дети не любят читать

Текст: Мария Меролаева

Фото: Uximetc pavel/GrashAlex/Jaromir Chalabala/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

В школу в 6 лет: за и против — Статьи — Дети старше 7 лет

Depositphotos.com

Против

«Лучше позже, чем раньше»: мнение психолога

«В СССР детей до семи лет, даже если они родились в октябре, в первый класс ни под каким предлогом не брали, – рассказывает кандидат психологических наук, психолог Марина Лобаскова. – Возраст – важный фактор готовности к школе. Примерно с 3 до 7 лет ведущей деятельностью ребенка является игра. Если он не будет играть, это обязательно приведет к отклонениям в психическом развитии. И только с 7 лет игровая деятельность должна смениться на учебную.

Еще один довод «против» школы в 6 лет – это физиологическая незрелость мозга. Считается, что только к 7 годам нервная система ребенка достаточно созревает, чтобы он контролировал свое поведение и успешно обучался.

Задайте себе вопросы: “Легко ли ребенок сближается с другими детьми?”, “Умеет ли он общаться?”, “Как он переносит эмоциональные нагрузки, причем как негативные, так и позитивные?”, “Умеет ли он адекватно выражать свои чувства и желания?”, “Может ли он в течение 20-30 минут заниматься одним делом?”, “Как часто он болеет?”, “Нет ли у него проблем со сном?”. Если хотя бы по двум пунктам есть проблемы, поход в школу лучше отложить на год.

Исключение из правила «лучше позже, чем раньше» – ранимые, чувствительные, впечатлительные дети. Вот им ждать год – при условии, что все другие показатели в норме, – точно не стоит.

Марина Лобаскова

Психолог

Темперамент у таких детей не изменится, ранимыми они будут всю жизнь. Обратите внимание, что первый учитель им нужен добрый, мягкий, лояльный, ни в коем случае не строгий».

«Школа не делает здоровее»: мнение педиатра

«С каждым годом становится все меньше детей, которые редко болеют (не чаще 3-5 раз в год), хорошо питаются, крепко спят, – говорит педиатр Татьяна Савельева. – Причины плохого здоровья разные: и увлечение гаджетами, и неподъемные нагрузки в виде 1001 кружка.

Даже если ребенок 2-3 раза в неделю посещает спортивную секцию, это не компенсирует 3-4 часов ежедневного сидения за компьютером. Добавим сюда 6 уроков, музыкальную школу, английский и целый вечер домашних заданий. В результате больше половины первоклашек идут в школу уже с хроническими заболеваниями – сколиозами, прогрессирующей близорукостью, нарушениями работы нервной системы.

Таким детям я обычно рекомендую бассейн, выдать резиновый мяч или скакалку вместо планшета, скорректировать питание, иногда назначаю витамины, а школу лучше по возможность отложить на год».

За

«Надо попробовать»: мнение директора школы

«Лучше, чтобы была ситуация, когда ребенок в школу идет. Вам покажется это мелкой разницей в глаголе. Однако разница здесь огромная, – уверен директор Института неформального образования и школы “Апельсин”, психолог Дима Зицер. – Когда мы “отдаем” кого-то в школу, то абсолютно инстинктивно говорим об объекте, почти о предмете.

Если мы с вами зададим вопрос иначе “Когда ребенок идет в школу?”, то сразу же получим правильный ответ. И он будет таким: когда ребенок готов идти в школу, а не родитель готов его туда отдать. В этом смысле 6,5 или 7,5 года не будут такими принципиальными вопросами.

Правило номер один, два и три: очень и очень внимательно наблюдать за ребенком и советоваться с ним.

Дима Зицер

Педагог

Насколько человек готов взаимодействовать с другими людьми? Насколько он именно готов, если ему что-то интересно, останавливаться и предпочитать это чему-то другому. Да, человек в 6-7 лет способен определить, что ему нужно, если его родители создают подходящие условия.

Еще один совет – надо попробовать. Я понимаю, что большинство школ устроены иначе и там «попробовать» первый класс нельзя. Но есть довольно много развивающих центров, секций и кружков, куда можно походить и проверить себя. И это довольно полезная тренировка, которую с ребенком потом можно обсудить и вместе прийти к определенным выводам. И все будет хорошо

«Если сомневаетесь – используйте тесты»: совет педагога

Читайте также

«Многие школы тестируют будущих первоклашек и выносят свой вердикт. У родителей это часто вызывает недовольство, – рассказывает учитель начальных классов Мария Маслова. – Каждой маме кажется, что ее ребенок самый лучший, способный и обязательно должен учиться в той школе, которую она выбрала.

Но эти тесты проводятся не просто так. Они помогают оценить готовность к обучению именно в этой школе с этой конкретной программой. Особенно это касается лицеев, гимназий и школ с определенным уклоном, например, математическим. Если ребенок проваливает тест, это не значит, что он глупый и неспособный. Скорее всего, он просто пока не готов к программе именно этого заведения. 

В начальной школе ребенок не усваивает какие-то особенные академические знания. Он адаптируется к коллективу, привыкает к правилам и порядкам. В этом процессе гораздо более важна личность учителя, его человеческие качества, умение подбодрить, поддержать, а не титулы, звания, громкое имя и количество выпущенных медалистов.

Задайте своему ребенку следующие вопросы. Ответы на них должен знать любой первоклассник независимо от школы, в которую он поступает: «Как тебя зовут? (Имя, фамилия, отчество). Как зовут членов твоей семьи?», «Сколько тебе лет, где ты живешь?», «Кем работают твои родители и что они делают на работе?», «В какие игры ты играешь с друзьями?», «Назови дни недели, времена года и месяцы», «Как называются детеныши кошки, собаки, козы, коровы, лошади?», «Чем отличаются перелетные птицы от домашних?», «Какие профессии ты знаешь?», «Зачем надо учиться? Ты хочешь учиться? Что делают дети в школе?».

А что думаете вы?

Читайте также: Учитель: домашние задания детям не нужны.

deti.mail.ru

в шесть рано, а в семь уже скучно?

«Моя шестилетка давно ходит на развивающие занятия, читать умеет, более-менее писать тоже. Что еще год в саду делать?» — рассуждают одни родители. «Шестилетний ребенок к нашей школе дисциплинарного типа совсем не готов!» — уверены другие. Так кто же все-таки прав — первые или вторые?

«НАША ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА СЕМИЛЕТОК»

— Программа начальной школы ориентирована больше на семилеток, поэтому я за то, чтобы отдавать детей в школу с 7 лет, — считает учитель младших классов гимназии №4 города Могилева Виктория Шашкова. — Конечно, есть и подготовленные шестилетки, но это очень маленький процент деток. Большинство из тех, кто пошел с 6 лет, потом испытывают трудности в обучении. Дети просто не готовы к школе: они еще не наигрались, поэтому на уроках вместо того, чтобы заниматься, они продолжают играть. Причины их неготовности не только психологические, но и физиологические: шестилеткам сложнее сосредоточиться, их рука еще не готова к письму, они быстрее устают и чаще болеют, многие на уроках плачут, домашнее задание им делать тяжело. А вот семилеткам учиться по этой программе гораздо легче: у них мозг уже иначе работает, в них проще что-то вложить. К тому же у них выше работоспособность, они устают уже меньше и больше усваивают на уроках. Мой опыт показывает, что, как правило, родители жалеют о том, что отдали ребенка в школу слишком рано.

Многие родители, дети которых уже закончили первый класс, с таким мнением согласны:

— Тимошку мы отдали в школу с 6 лет. Учительница нам попалась просто замечательная, но, увы, это нам не помогло: ребенок оказался попросту не готов. Учеба ему дается с трудом, он не понимает, зачем ему это надо. К самой школе адаптировался быстро, но самолетики и пистолетики носит с собой в рюкзаке каждый день. Сейчас я вижу, что если бы подождала год, то учеба была бы ему в радость, а так читать он толком не научился, пишет криво и грязно, да что там — простые числа складывает с трудом, — делится мама теперь уже семилетнего Тимофея.

Но есть и совсем другое мнение.

— Моя Настя в 6 лет была самой маленькой в классе, но все схватывала на лету. Она и сейчас отличница! — радуется мама Насти.

— Мы отдали Милану в первый класс в 7 лет, приложили просто невероятные усилия, чтобы оставить ее еще на год в саду: это обошлось нам в круглую сумму, перечисленную на добровольный счет садика. И что в итоге? В школе ей неинтересно: она слишком быстро делает все задания, а потом скучает, пока учительница возится с остальными — такими же шестилетками, какой она была в прошлом году. Сейчас подумываем перевести ее в гимназию, надеемся, что там нагрузка будет больше, и ей станет интересно, — говорят родители Миланы.

КАЛЕНДАРНЫЙ ВОЗРАСТ — НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ?

Педагог-психолог, преподаватель школы выходного дня «Кубик» Ольга Битно считает, что со школьной программой в состоянии справиться и шестилетка, главное — правильно подойти к этому вопросу:

— С моей точки зрения, со школьной программой сносно справляется любой ребенок, не имеющий когнитивных нарушений. А уж если родители занимались дошкольным образованием своего чада, вопросов с усвоением школьной программы начальной школы не будет. Исключение может составлять лишь письмо, да и то скорее исходя из требования «красивенько в тетради», чем из необходимости разборчиво передать информацию. И тогда вопрос только в том, насколько созрел ваш ребенок физически и психологически к тому, чтобы встраиваться в школьную систему.

— И все-таки, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу — с 6 или с 7 лет?

— Работая с дошкольниками в течение 9 лет, могу сказать, что календарный возраст — вовсе не показатель психологической готовности к школе. И умение читать-писать не является главным фактором готовности. Часто дети, имеющие высокий интеллектуальный потенциал, легко схватывающие новый материал, очень активны и подвижны физически, требуют индивидуального подхода в темпе и большего внимания. А в школьной системе это оказывается дополнительным фактором напряжения. И здесь еще один год без школы, с моей точки зрения, хорошо.

— А как лучше настроить шестилетку на учебу?

— Для облегчения адаптации можно сделать следующее:

— отдать в класс к терпеливому, доброму учителю. На первых порах психологический климат в классе будет самым важным для вашего ребенка;

— договоритесь с учителем о возможности пропускать иногда школу без веской причины. Когда вы будете видеть, что напряжение ребенка очень высоко, не дожидайтесь болезни, а просто оставьте ребенка дома;

— откажитесь от выполнения дополнительных заданий дома. Амбициозные родители часто усаживают ребенка в выходные дни за дополнительные задания, предложенные учителем. Давайте ребенку отдохнуть.

БУДЬ В КУРСЕ!

Что делать, чтобы оставить ребенка в саду еще на год?

Что делать, чтобы оставить ребенка в саду еще на год?

По действующему белорусскому законодательству, в первый класс могут пойти те, кому на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка взять в первый класс могут и того, кому 6 исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года. То есть если вашему ребенку на 1 сентября исполнилось 6 лет, и у него нет никаких медицинских противопоказаний, школа не может отказаться взять его в 1 класс. А вот что делать тем родителям, которые наоборот решили подождать еще годик?

В отделе образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района Могилева нам сказали, что для того, чтобы оставить ребенка в саду до семи лет, родители должны принести заключение медико-психологической комиссии, подтверждающее, что ребенок к школе не готов. Однако в Кодексе об образовании, на который ссылались специалисты районо, про справку от врача ничего не сказано. Мы обзвонили несколько садиков: в одних говорят, что справка нужна, в других — что достаточно просто заявления на имя заведующей, в котором вы скажете, что хотите оставить ребенка в садике еще на год. Так или иначе, но отчислить вашего ребенка из сада до 7 лет заведующая не может, даже если сад переполнен.

К слову, если родители решили на год отложить поступление ребенка в первый класс, в июне им нужно подойти к завучу младших классов в той школе, к которой они приписаны (узнать номер школы можно в районном отделе образования), и написать заявление, где они укажут, что не готовы отдавать ребенка в школу.

А КАК У НИХ?

В Германии большинство детей идет в школу в 6 лет. Немецкие родители смотрят на то, чтобы он был готов к школе психологически, был усидчив, слушал и понимал, что говорит учитель, а вот уметь читать, писать и считать для поступления в первый класс вовсе не обязательно — этому малыша научат в школе.

Во Франции дети идут в школу уже в 3 года: дело в том, что в этой стране нет такого понятия, как детский сад. При этом до 7 лет в школе они занимаются тем же, чем наши детки в садиках: играют, рисуют, танцуют, изучают окружающий мир. В Канаде идут в школу с 4 лет. Уроки у детей есть, но занимаются они не за партами, а в основном на полу и совсем недолго, большую часть времени играют, рисуют или делают поделки.

В некоторые школы США берут детей уже в 3 года! Уроки у трехлеток короткие, но с настоящими оценками, как у взрослых.

Маленькие голландцы становятся первоклассниками уже в 4 года, но заниматься чтением и письмом с ними начинают только с 7 лет.

www.kp.by

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Семейный блог Ирины Поляковой Semyablog.ru® 2019. При использовании материалов сайта укажите, пожалуйста, прямую ссылку на источник.Карта сайта