Воображаемые друзья у взрослых – Является ли психическим отклонением иметь воображаемого друга в 18 лет и более?

Явление тульпы. Опасны ли воображаемые друзья для взрослых?

Тульпа. Что это такое? Многие люди ни разу не слышали о тульпах, но те, кто сталкивались с этим явлением, не остаются к нему равнодушными. Одни люди весьма вдохновлены идеей тульпы, других она пугает. Ее можно создать и ею можно управлять. Вот и все, что известно рядовому обывателю.

— Нельзя поверить в невозможное!
— Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!

Льюис Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»

Понятие тульпы пришло к нам совсем недавно, в последнее десятилетие, и распространилось через всемирную сеть Интернет. У одних это явление вызывает страх и беспокойство, у других же — острое желание попробовать. Еще больше усиливается это желание из-за многочисленных предупреждений в том же Интернете, что создавать тульпу очень опасно. Многие называют ее «управляемой шизофренией». Как ни странно, но науке мало что известно об этом явлении. Похоже, что тульпа принадлежит исключительно всемирной сети. Действительно ли это так? Попробуем разобраться.

Воображаемые друзья для взрослых

Тульпа получила распространение на русскоязычных форумах в последние годы, начиная с 2008 г. Впервые она появилась на имиджбордах — анонимных форумах для подростков. Попросту говоря, тульпа — это воображаемый друг вроде тех, что бывают у маленьких детей. Вот только создают ее взрослые люди, специально и осознанно. Она может принимать любую форму по желанию создателя (или хоста на языке тульповодов), характер и внешность ограничены только его фантазией. Наиболее распространены героини аниме-мультфильмов и игр. Также пользуются популярностью различные разумные зверьки и мифологические существа. Например, создание тульп было массово распространено среди любителей мультсериала «My Little Pony».

Основной контингент любителей тульп составляют, судя по всему, одинокие подростки и молодые люди чуть постарше, которые таким образом пытаются решить проблему одиночества. И косвенно решают ее, общаясь в сообществах людей с такими же интересами. Создатели тульп делятся друг с другом своими проблемами в создании и управлении, особенностями поведения «питомцев», опытные тульповоды помогают новичкам. Интересно, что в западном тульповодческом сообществе явление тульпы тесно связано с гендер-флюидностью. Это значит, что создатели тульп идентифицируют себя гендерно не с мужчиной или женщиной, как привычно большинству людей, а со своим вымышленным зверьком. Трудно понять, как это, но явление существует [2].

Создание тульпы: «форсинг»

В интернете можно найти множество руководств по «тульповодству». Этот процесс называется «форсингом» или «тульпафорсингом», самым близким по смыслу определением будет «усиление». Примерно этим форсинг и является: это поиск внутри себя и развитие, усиление определенных ощущений. Создание тульпы — не такой уж сложный процесс, он включает в себя несколько этапов:

  1. Создание внешности, характера персонажа, придумывание имени, детализация мира, где тульпа обычно живет. Этот мир называется «вандер» или «вондер» от wanderland, то есть Страна Чудес или воображаемый мир.
  2. Начало общения с тульпой. Вначале общение выглядит как обмен односложными фразами и похоже на разговор с самим собой. Это монолог, к которому подключается визуализация: воображаемого друга нужно буквально воображать рядом с собой в различных местах. Говорить нужно так, будто рядом стоит пока еще невидимый собеседник и молча слушает.
  3. Отделение. Постепенно тульпа «учится» говорить самостоятельно, начинает формировать сложные предложения, высказывать собственное мнение. В какой-то момент она начинает становиться отдельным существом. Ее эмоции воспринимаются как посторонние. Они могут восприниматься физически, например, как ощущения волны тепла по телу. Такое разделение сознания удается не всем и не с первого раза, но опытные тульповоды советуют не сдаваться.
  4. Полная автономность. В конечном итоге, тульпа должна стать полностью независимым существом, с которым можно общаться, обмениваться мнениями и даже спорить.

Тульпа может поддерживать и помогать, доставлять визуальное и эстетическое удовольствие, помогать вспомнить что-то нужное, лучше осознаваться в сновидениях. В идеале — это дружелюбный помощник, с которым интереснее вместе жить. Она может мотивировать, помогать решать психологические проблемы и даже исцелять: например, избавлять от головной боли или мигрени. Она также заменяет ежедневник, запоминая все необходимое. Некоторые даже умудряются заниматься с тульпой сексом, при этом ей отдают управление над некоторыми отдельными частями тела, например, рукой. Вот тут проходит грань опасности: став автономным существом и получив контроль над телом, тульпа может начать реализовывать собственные желания. От управления человеком до поглощения его энергии. В конечном итоге, тульповод оказывается на грани психического расстройства: ведь автономный внутренний голос, устойчивые галлюцинации (если они есть), ощущение постороннего управления собственным телом (деперсонализация) — это довольно грозные симптомы, наблюдаемые при многих заболеваниях, в том числе диссоциативном расстройстве личности и шизофрении.

Происхождение тульпы

Термин «тульпа» (tulpa) пришел из тибетского буддизма. Долгое время он был известен только эзотерикам, исследователям этой религии. У буддистов тульпа означает искусственно созданный образ, материальное воплощение мысли, которое можно видеть и осязать. В западный мир этот термин пришел благодаря Александре Давид-Неэль, французской исследовательнице тибетского буддизма. Александра много лет прожила в отдаленных районах Тибета, куда прежде не забирался ни один европейский исследователь, за что была награждена в Париже золотой медалью от географического общества. В 1920-е, живя на Тибете, она часто наблюдала практику материализации тульп у буддийских монахов, а потом решила и сама попробовать. Ее опыт оказался успешным, хотя и очень трудным. Сотворение тульпы в образе добродушного ламы заняло долгие месяцы, проведенные в медитации. Лама то появлялся, то исчезал, но постепенно Александра почувствовала, что он стал отдельным существом, и она больше не может управлять им. Он стал дерзить ей и доставлял беспокойство. Тогда Александра решила уничтожить тульпу. Для этого пришлось пройти весь путь заново: те же долгие месяцы медитации, но уже на развоплощение созданного образа.

Нейропсихологические механизмы

Есть мнение, правда, мало чем подтвержденное, что тульпа как отдельная личность создается за счет ускорения работы мозга [5]. То есть, мозг при общении с тульпой дает ответы так быстро, что кажется, будто бы это другое существо. Научных доказательств этому, увы, пока нет. Но известен так называемый идеомоторный эффект — когда воображаемую деятельность тела мозг воспринимает, как реальную. Также можно вспомнить и жутковатый эксперимент Либетта, проведенный в 1983 году. Исследовался потенциал готовности мозга к совершению движений конечностями. Интересно, что этот самый потенциал готовности фиксировался приборами раньше, чем испытуемые сообщали о своей готовности совершить движение. Как будто некто посторонний внутри мозга отдает такие приказы! Возможно, именно на этом эффекте и основано создание тульп.

В психиатрии есть понятие «синдром Карлсона». Это явление, встречающееся у маленьких детей, когда те создают себе воображаемых друзей. Оно является вариантом нормы, имеет код по МКБ-10 F84 — общие расстройства психологического характера. Справедливости ради, и расстройством-то «Карлсона» назвать сложно. Скорее, это механизм компенсации при дефиците общения и проявление творческой фантазии ребенка, что указывает на его нормальное психическое развитие [7].

Исследований на тему пользы или вреда тульпы в нейропсихологии и психиатрии на самом деле мало. В 2016 году были проведены исследования доктором наук Сэмюэлем Весье вместе со студентом-психологом Джейкобом Айзнером [3]. Во-первых, ими была собрана статистика по вовлеченным в тульповодство молодым людям. Выяснилось, что 75% из них — мужчины, и только 25% — женщины, 10% тульповодов заявляют о своей гендер-флюидности. Средний возраст — 19-23 года. Во-вторых, они выяснили, что тульповодство не является причиной болезней и к тому же полезно для лечения легких степеней депрессии. Многие хосты отмечают также улучшения при тревожных и обсессивно-компульсивных расстройствах. Единственный более-менее нежелательный эффект, который вызывает это занятие — незначительное снижение социальной активности.

Мнение эзотериков

С эзотерической точки зрения, тульпа — это искусственно созданная энергоинформационная сущность. Многие тульповоды указывают, что она питается яркими эмоциями хоста, в том числе и сексуальными ощущениями. Соответственно, тульпа — это паразитическая сущность или лярва. Она может быть создана в служебных целях, но так или иначе питается астральной (эмоциональной) энергией создателя. Тульпа, созданная для секса, может начать вести себя как суккуб и, например, провоцировать у создателя «мокрые сны» (поллюции).

Кроме того, неоднозначен вопрос о том, действительно ли тульпа — созданная сущность, а не призванная. Здесь мнения тульповодов расходятся, с равной вероятностью может быть и то, и другое. Во втором случае, учитывая возможность «отдавать» тульпе определенные части тела, а то и все его на время, можно получить то, что в оккультизме называют классической одержимостью. Для эзотериков в создании искусственных сущностей справедливо то же правило, что и для призванных, сформулированное писателем-мистиком Говардом Филлипсом Лавкрафтом: «Не создавай (не призывай) того, кого не сможешь повергнуть».

Действительно ли тульпа опасна? Казнить нельзя помиловать

На первый взгляд — безусловно, да. Ведь она может обрести собственную волю, захватить контроль над телом, а также питается энергией! Любой эзотерик скажет об опасности такого создания. На форумах тульповодов полно тем «Как уничтожить тульпу?» «Что делать, если тульпа вышла из-под контроля?».

Несмотря на распространенное мнение, что тульпа — это галлюцинация и признак болезни, психиатры не считают создание тульпы чем-то болезненным. Во-первых, сами по себе галлюцинации – еще не признак болезни. Они могут наблюдаться и при различных духовных практиках, и в измененных состояниях сознания.

Также врачи отрицают вероятность возникновения шизофрении в результате тульповодства. Шизофрения — эндогенное заболевание, которое либо возникает, либо нет, вне зависимости от создания воображаемых друзей. К тому же, выход собственной психики из-под контроля может произойти многими другими способами, безо всяких тульп [1].

Так все же, как же уничтожить тульпу? Ответ дала создательница первого в европейской истории подобного существа, Александра Давид-Неэль. Развоплотить тульпу можно способом, обратным ее созданию, в течение того же периода времени.

Теоретически можно сойти с ума в процессе создания тульпы, как считают некоторые авторы. Но причиной будет не само общение с воображаемым другом, а утомительный форсинг по 10-12 часов подряд с депривацией сна, вызывающие нервное истощение, употребление психоактивных веществ и полное отсутствие других занятий, кроме тульповодства.

Резюме: для здоровой психики тульпа не представляет серьезной опасности. Все случаи «потери разума из-за тульп» на самом деле, если рассмотреть их подробно, окажутся длительными историями болезни с множеством других странных эпизодов, среди которых тульпа может оказаться самым безобидным. Более того: некоторые терапевты даже считают создание тульпы прогрессивным методом психотерапевтической помощи, сравнивая ее с полезной субличностью или эпистемиологической метафорой [6].

Стоит помнить о том, что возможности человеческой психики безграничны, и какие бы иллюзии не создавал разум, у здорового человека они всегда подконтрольны волевому усилию.

Автор: Надежда Козочкина, психолог.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:
  • 1. Тетюшкин М. А. «Тульпа. Галлюцинации наяву». https://www.youtube.com/watch?v=uxoKrn7Jwz0, материал сайта http://mednauka.net
  • 2. «The Internet’s Newest Subculture Is All About Creating Imaginary Friends. Welcome to the wild world of tulpamancy» by Nathan Thompson, VICE, September 3 2014. https://www.vice.com/en_us/article/exmqzz/tulpamancy-internet-subculture-892
  • 3. «Varieties of Tulpa Experiences: Sentient Imaginary Friends, Embodied Joint Attention, and Hypnotic Sociality in a Wired World» by Samuel Veissière, «Somatosphere», April 3, 2015.  http://somatosphere.net/2015/04/varieties-of-tulpa-experiences-sentient-imaginary-friends-embodied-joint-attention-and-hypnotic-sociality-in-a-wired-world.html
  • 4. «Тульпа — карманная шизофрения для гиков или реальный воображаемый друг». Vvzvlad https://habr.com/post/161575
  • 5. «Автономная личность и сознание». http://khagata.tumblr.com/post/26347291331/personality-and-conciousness
  • 6. Cлава Смеловский. «Тульпа — Ваш не столь уж и воображаемый друг». http://smelovsky.com/tulpa-vash-ne-stol-uzh-i-voobrazhaemyj-drug
  • 7. «Воображаемый друг или синдром Карлсона: что делать?» https://medportal.su/sindrom-karlsona-v-psixiatrii

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Игры разума (тульпы, шизофрения, раздвоение личности и все все все)

Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а глюк…

Порой жизнь преподносит интересные сюрпризы: «упал на бошку кирпичок – вот и Ваня дурачок». Кому-то везёт с детства и всю жизнь его сопровождают галюники. Но что делать, если эти варианты вам не подошли, а немножечко сойти с ума таки хочется? Выход есть! Тульпа.

Воображаемый друг

Многие из нас в детстве придумывали себе воображаемого друга, что являлось результатом бурной детской фантазии. Это вполне нормально. В психологии носит название синдром Карлсона. Детство Элизабет в комедии Вредный Фред прошло именно с таким другом. Фред являлся отражением бунтарского внутреннего мира девочки. Его появление стало ответом на сложные отношения с матерью. Элизабет «переболела». Однако в зрелом возрасте после серии тяжёлых жизненных потрясений вредный Фред возвращается.

Синдром Карлсона можно изобразить как-то так


Но разве воображаемый друг может существовать у здорового взрослого человека? Ещё как! Его называют тульпой.

Самые ранние упоминания о ней встречается в буддийском писании Samaññaphala Sutta, где тульпа описывалась как «тело-воображаемое-умом» (manomāyakāya). Тибетские монахи считают её магическим образованием, вызванным усиленной концентрацией. Отсюда и название, которое можно перевести как «магическая эманация» или «фантом».

У буддистов существовала интересная практика. Учитель ставил перед молодым монахом особое испытание: добиться явления божества. Справившись с заданием, к ученику закрадывалось подозрение – не созерцает ли он плод своего воображения? Учитель отправлял своего подопечного начинать всё изнова, с целью побороть неуверенность. Проделав ритуал ещё несколько раз, ученик твёрдо осознавал: существо выдумал он сам, оно существует только в его голове. Высказав это, он получал ответ: «Именно это и нужно было понять. Боги, демоны, вся вселенная – только мираж. Всё существует только в сознании, от него рождается и в нём погибает».

В эпоху интернета явление приобрело широкую огласку, утратив сакральный смысл. На данный момент его формулируют так: тульпа – это самовнушённая галлюцинация. Порождённая разумом независимая личность. Персональный друг и помощник. Осколок сознания способный к самостоятельным мыслям и действиям.

Она может ощущаться всеми пятью чувствами, но тут уж зависит от того, насколько сильно вы поехали продвинулись в её создании. Ведь основополагающей особенностью является то, что тульпа создаётся человеком осознанно и самостоятельно (с возможностью задать начальный характер и внешний вид). Притом процесс отнюдь не быстрый: занимает от двух недель до года, в зависимости от вашего упорства и концентрации. В интернет сообществе его принято называть форсингом. Форсинг является осознанной и целенаправленной последовательностью действий. Заключается в применении особых техник самовнушения.

Если же воображаемые друзья появляются самопроизвольно, то у меня плохие новости: это шизофрения. Причём разум шизофреника способен на большее, чем просто породить одну визуально-слуховую галлюцинацию! Например, создать мир и сделать своего носителя его заложником. Это можно прочувствовать, играя Алисой в American McGee’s Alice и Alice: Madness Returns, которая после трагических событий детства впала в кататонию, создала себе альтернативную реальность и «ушла» в неё. Нина из фильма Чёрный лебедь ещё один хороший пример. У девушки развился серьёзный психоз. Она видела галлюцинации, её посещали видения будущего, Нина даже боролась со своим альтер эго за роль в театральной постановке.

Wonderland из Alice:Madness Returns


Ещё одно явление схожее с тульпой мы наблюдаем у Нормана Бейтса из фильма Psycho. Время от времени в нём оживает вторая личность – его давно почившая мать. Норман, как классический пример человека, страдающего раздвоением личности, не осознаёт, что «его мать» и есть он сам. «Она» решается на убийство человека, которому Норман сам бы никогда не причинил вреда. Переключение между личностями происходит бесконтрольно, но в теле всегда присутствует одна, что исключает возможность взаимодействия между ними. Вообще раздвоение личности в художественных произведениях встречается довольно часто. Примером может послужить Эдриан Броуди из фильма The Jacket и Люси из аниме Elfen Lied. Шеогаррат из The Elder Scrolls IV: Shivering Isles тоже страдал наслаждался этим синдромом. Раздвоение личности было у Терезы; Жаннет Воэманн из Masquerade Bloodlines и даже у Голлума из Властелина колец. Часто «вспоминал» это психологическое отклонение в своих работах и Сатоси Кон(Perfect Blue, Paranoia Agent).

А кого видишь в отражении ты?


Тульпа всегда осознаётся как независимая личность, с которой возможен диалог.

В виде художественного приёма она находиться на ранней стадии своего развития, но уже активно проникает в произведения различных авторов: отражая их собственный взгляд на это явление, помогая раскрывать внутренний мир героя, образуя изящные хитросплетения сюжета. Несмотря на всю автономность её личности, стоит признать, что создание тульпы, в конце концов, является путешествием в своё бессознательное, попыткой заглянуть за грань сознания.

Шумные соседи

Нередко в произведениях у главных героев есть невидимые больше никому «помощники». Формально эти товарищи не являются тульпами, но общих признаков немало. В Beyond: Two Souls Джоди с детства связана с неким призрачным существом. Его зовут Айден, он обладает собственной волей и наделяет хозяйку некоторыми любопытными способностями (телекинез, возможность на расстоянии брать под контроль других людей, даже убивать их). Взаимоотношения Джоди и Айдена носят дружеский характер. Дух проявляет заботу о девушке. Но иногда перегибает палку, что приводит к большим неприятностям. Занна из Dark Messiah of Might and Magic является дьявольской сущностью, поселившейся в голове Сарефа. Она пытается склонить его на тёмную сторону. Увенчаются ли её старания успехом? Зависит от игрока. Похожие мотивы и у тёмного принца из Prince of Persia: The Two Thrones. Он был порождён разрушением песков времени и всю игру старался взять под контроль тело принца. А вот Эдди из сербского анимационного фильма Эдит и я совсем иного толка. Это механическое существо живёт за счёт паразитической связи с человеком, соединяясь с его нервной системой и разрастаясь внутри организма носителя. Являясь к Эдит в образе человека, оно оправдывает свои вредные действия тем, что не может их контролировать, они естественный процесс его существования. Филипп из игры Penumbra: Black Plague заражается вирусом, который проявляется как голос в голове. Стирая память и насылая галлюцинации, он активно вредит протагонисту.

Такие разные…но все сумасбродные!


Замуж по расчёту

В то время как большинством тульпа воспринимается как забава или возможность получить путёвку в психодром, западные учёные решили разобраться в сути явления. Совсем недавно в 2014-ом году в университете Макгилла проводилось исследование феномена. Было выбрано 166 тульповодов из 17 стран, и в течение полугода с ними проводились собеседования и различные тестирования. В сентябре были опубликованы предварительные результаты. Которые показали, что форсингом занимаются в основном молодые люди (средний возраст 19-23). Чаще мужского пола (примерно 75%). Своей тульпе они пытаются придать привлекающий образ. Чаще всего героинь аниме, знакомых девушек и т.д.

Вот и Такуми Нисидзё из Chaos;Head создал себе тульпу по образу любимой аниме «богини».

Некоторые злые сущности, играя на чувствах героев, создают им тульпу любимого человека. Например, в Silent hill 2 Мэри была порождена городом, чтобы напоминать Джеймсу о жене. А в Dead Space обелиск пытался воздействовать на Кларка с помощью образа его девушки, которая покончила с собой ещё до событий трилогии. Наш протагонист этого не знал, поэтому большую часть игры вёлся на уловку.

Они смотрят на тебя как на… а как собственно?


В фильме Ruby Sparks выдуманная Кэлвином девушка стала реальной. Сила его любви позволила Руби «вырваться» из мира грёз. Прямо как в мифе про Пигмаллиона, но на этот раз творец использовал печатную машинку, а не слоновую кость.

Мечтайте осторожно – ваши желания могут воплотиться в реальность


Креативная визуализация

Выступая в роли помощника, тульпа может дать совет, похвалить/поругать, выудить что-то из памяти, выдвинуть альтернативный взгляд на проблему, открыть доступ к бессознательному, помочь осознать себя, снять стресс, улучшить состояние, в некоторых случаях даже заглушить головную боль. Существует мнение, что она даже способствует социальной адаптации, улучшает общее психофизическое состояние.

Тульпа — рука утешения…


Есть ряд фильмов и игр, в которых тульпы показаны именно в таком ключе. К примеру, в сериале Декстер у Декстера Моргана периодически случаются внутренние диалоги, которые он визуализирует как общение со своим отцом, советующим ему как лучше жить и убивать преступников. Паприка из одноимённого произведения, являясь тульпой психиатра Ацуки Тибы, помогала ей проникать в сны пациентов, чтобы проводить курс лечения. Поскольку царство снов – это обитель бессознательного, паприке это давалось куда лучше, чем всем остальным. В игре Winter Voices можно выбрать способность, создающую дружественного персонажа, который выглядит в точности как вы. Он может стать хорошим помощником в сражениях или просто приятным собеседником.

Но не каждая помощь во благо. Вызывая тульпу, вы рассчитываете найти с ней общий язык, но нужно иметь в виду, что внутри вас может крыться внутренний конфликт и тульпа вместо помощника станет обузой, а её советы будут противоречить вашим ценностям. И она окажет на вас негативное влияние, последствия которого будут катастрофическими.

Француженка Александра Давид-Неэль, которой первой из европейцев (в 1920-х годах) удалось вызвать тульпу, не смогла её контролировать и потом долго избавлялась.

Главный герой фильма Бойцовский клуб тоже испытывает проблемы с контролем своего альтер эго Тайлера, в котором воплотились все скрытые желания протагониста. В конце фильма обе личности встретились и вступили в открытое противостояние, с целью выяснить, кто станет владельцем тела. Ещё более ожесточённая схватка развернулась между Дэниэлом Лэмбом и Лео Каспером в игре Manhunt 2. Лео, созданный в ходе неудачного научного эксперимента, полностью разрушил жизнь Дэниэлу. Опыты проводили и над протагонистом игры Call of Duty: Black Ops. Они привели к периодически повторяющимся галлюцинациям, в которых Мэйсон видел Резнова, с которым они вместе убегали из ГУЛага. В ходе тех событий Резнов был убит. Однако надломленный после экспериментов разум Мэйсона посчитал иначе.

…или затягивающая во тьму?


Мартину Уокеру из Spec Ops: The Line спекло голову на жарком Дубайском солнышке: всю игру он думал, что преследует мятежника. На самом же деле это его преследовали фобии, а свои поступки он оправдывал великой целью – «Вон же злодей уходит, он во всём виноват, не я!» Похожая история приключилась с Тревором из фильма Машинист. Терзаемое виной, его подсознание создало козла отпущения и переложило на него всю ответственность за совершённый персонажем поступок.

Кого-то несуществующего видел и Пахом из Зелёного слоника, но то был совсем запущенный случай.

Люди в моей голове

Созданная небольшой русской командой энтузиастов визуальная новелла Tulpa: Imagination Games очень ярко иллюстрирует рассматриваемый нами феномен.

Иширо – несчастный подросток, его мать впала в апатию после ухода мужа и перестала уделять внимание сыну. В результате чего он растёт замкнутым и закомплексованным. Единственный друг предаёт. А тут ещё и опухоль головного мозга диагностировали. Но интернет поможет всем! Вот и наш герой наткнулся на гайд по созданию тульпы. Кои пункты были немедля опробованы. Результат достигнут: появился чуткий и заботливый собеседник. Всё замечательно. Или не совсем? А ведь одной тульпой дело не ограничилось…

Ведь не секрет, что можно создать и несколько тульп. Так в фильме Игры разума у Джона Нэша было целых три. Что доставляло ему массу проблем, но в конечном итоге не помешало стать лауреатом Нобелевской премии.

Profit

По причине жалоб на спойлеры к Итану Картеру, следующий абзац был засунут под кат

А вот главный герой игры The Vanishing of Ethan Carter детектив Пол Просперо сам оказался тульпой. Растерянный мальчик Итан, пытаясь спастись от пожара, заперся в чулане. Гонимый страхом, маленький герой загоняет себя в угол. Вместо попытки справится с паникой и шансом выбраться из горящего дома, он еще больше усугубляет ситуацию: уходя в себя и создавая иллюзорного спасителя. Столь живое воображение как раз то, что нужно для создания тульпы. И всё бы хорошо, если бы не одно «но» – Итан запер себя в чулане собственных фантазий, которые не спасут его от пожара.

Не ждите, что тульпа станет вашим «спасательным кругом» от чего бы то ни было, помните, чем больше вы будете уходить в себя, тем сильнее станет разгораться пожар, сжигающий ваш разум. Но если вы будете действовать обдуманно и осмотрительно, тульпа станет для вас согревающим огоньком в холодный зимний вечер. В конечном итоге заигрывать со своей психикой или нет — остаётся вашим выбором.

Огонь бывает таким разным


За сим откланиваюсь, мне пора топить печку, Нарьяна меня уже заждалась.

stopgame.ru

Воображаемые друзья, или cиндром Карлсона

Взрослые люди устроены удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что прочли в умных книжках без картинок. А  когда рассказываешь им о том, что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к «доброму дяде детскому психиатру».

Ребенок же живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как «домомучительница» фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.

Воображаемые друзья появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которую ребенок наделяет человеческими качествами, призрачный друг, которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время еды и подтыкать одеяло на ночь… Друг может быть взрослым и сильным, на манер Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как щенок из мультфильма «Варежка», или же просто ровесником-ребенком, вполне банальным «Сережкой» или «Наташкой». Воображаемый друг совсем не обязательно человек, почти в половине случаев он – зверушка.

Нет смысла столкнувшись с этой «проблемой» бежать к специалисту – просто ваш ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо. Воображаемый друг – прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.

Проблема: давление и гиперопека

Часто ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для собственного «я» ребенка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум сценариям.

Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребенок принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным образом — ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными. Кстати, это отличный способ для родителей посмотреть на себя со стороны и сделать выводы: возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем наглаженные стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.

Проблема: чувство вины

Невротическая вина бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить напряжение дети уходят с головой в придуманный мир с придуманными друзьями. Сценарии очень похожи на те, что и при «давлении». С той лишь разницей, что тут появляется модальность наказания, причем как в виде самого наказания (ребенок может наказывать своего воображаемого друга, или рассказывать, как тот был наказан), так и в виде счастливого спасения от оного (должны были наказать, но случилось что-то фантастическое и обошлось).

Проблема: нехватка впечатлений

Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. – это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений.

Даже взрослому человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на работу… Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою жизнь, можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь в не меньшей степени рутинна: будильник, детский сад, одни и те же игрушки, ужин, «Спокойной ночи малыши» с одним и тем же приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок… А назавтра снова детский сад… И единственное место, где не так скучно, — мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое отличное от серости каждодневной жизни.

Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье, ему явно мало.

Некоторым выходом являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых заложено множество «событий» значимых для детей. Но и тут есть некоторые «но». Например, эти сады более чем платные, может стать сложностью для неработающих мам, и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).

Проблема: нехватка общения

Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребенок чувствует себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребенок и все внимание родителей сосредоточено на младенце, или когда родители несколько рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный представитель такого типа родителя — мама из мультфильма «Варежка» — добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со сверстниками.

Тут рекомендация может быть только одна – больше общения: просто общения с ребенком, общения вместе с другими детьми и их родителями, помощь ребенку в нахождении общего языка с ровесниками.

Проблема: вытеснение

Как правило, ребенок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко «читаемый» вариант. Если друг вашего ребенка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит, ребенку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник «обещает» еще и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься – не пора ли обратиться к психологу?

Бывают и более простые и легко решаемые проблемы, например, воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка (если у ребенка аллергия на шерсть, в

конце концов, можно выбрать «лысую» породу или пуделя).

«И нечего сваливать вину на какого-то Карлсона!»

Самый плохой вариант – если ребенок скрывает от вас своих воображаемых друзей. Это говорит о недоверии и страхе. Хотя бывают варианты, когда вы просто не заметили воображаемого друга, ну кто бы мог подумать, что милейший Пашка из детского сада, фигурирующий во всех рассказах вашего малыша, в реальности пластмассовый крокодил с оторванной лапой?

Как себя вести с воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное – ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного «Карлсона». Однако важно провести границу между фантазией и реальностью – отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла «Маша», но уроки делать надо все равно, люстру, конечно, разбил «Карлсон», но в углу, все равно, будешь стоять ты.

Воображаемые друзья ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.

Вообще, надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребенка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.

Джинна Литинская

medportal.ru

Зачем взрослые люди создают себе воображаемых друзей и как это помогает им в жизни

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Во всем мире набирает обороты движение со странным названием тульповодство. В его рамках взрослые люди путем длительных медитаций создают себе воображаемых друзей, которых якобы можно слышать и даже осязать. По словам тульповодов, обзавестись таким товарищем и даже сделать его своим вторым «я» может любой, а по мнению психологов, для этого даже необязательно сходить с ума.

Редакция AdMe.ru, хоть и отнеслась к подобным заявлениям с недоверием, все-таки решила разобраться в вопросе подробнее.

Что нам известно о тульпах?

«Тульпа» — это термин тибетских буддистов, означающий воображаемое существо, созданное человеком с помощью духовных и умственных сил. Грубо говоря, тульпа — это та же галлюцинация, только созданная намеренно. Человек создает в своем сознании какой-то одушевленный объект и заставляет себя поверить в то, что он реален.

Иногда такое воображаемое существо (которое, кстати, может копировать героя любимого фильма или книги) становится для людей пилюлей от одиночества, а иногда — надежным помощником в решении сложных задач.

С тульпой можно разговаривать и получать от нее непредсказуемые ответы. К ней, по заявлениям практиков, можно даже прикоснуться. Однако нас предупреждают: процесс создания такого существа в своей голове довольно трудоемкий и может занять несколько месяцев.

Процесс создания

  • Шаг 1. Подбор типа. Тульпа может быть воображаемым другом или альтер эго. С первым можно общаться, советоваться и даже заводить романтические отношения. Второго можно использовать, например, для переживания неприятных жизненных моментов или переосмысления сложных ситуаций без эмоций.
  • Шаг 2. Активация воображения. На этом этапе тульповоды наделяют будущего воображаемого друга базовыми качествами: прорисовывают его внешность и создают черты характера.
  • Шаг 3. Визуализация. Далее практик в абсолютной тишине с закрытыми глазами представляет, что тульпа находится рядом. Со всех углов визуализируется каждая деталь этой сущности, ее движения, жесты и мимика.
  • Шаг 4. Создание локации. Тульпа необязательно привязывается к реальному миру. Некоторые создают в воображении отдельный мир, в котором взаимодействуют с воображаемым другом.

  • Шаг 5. Беседы. Далее практики начинают говорить с тульпой. По их словам, сначала приходится отвечать вместо нее, но постепенно мысли воображаемого друга отслаиваются и превращаются в совершенно отдельные от сознания человека реплики. На начальной стадии ответы могут также приходить в виде эмоций или откликов тела.
  • Шаг 6. Подсознание. Если тульпа уже воспринимается как отдельное существо, то это значит, что можно выпустить ее из сознания в подсознание. Для этого «рисуют» воображаемую дверь и приглашают тульпу войти.
  • Шаг 7. Заключительный. Верный спутник. Опытные практики часто отпускают тульпу отдохнуть в вымышленном мире, но на начальном этапе человеку приходится брать вымышленного друга с собой, куда бы он ни отправился.

www.adme.ru

10 леденящих душу историй, которые убедят вас в том, что вымышленные друзья

Воображаемые друзья у маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет — это норма, так что в большинстве случаев ничего страшного в этом нет. Воображаемые друзья уходят из жизни детей в возрасте восьми или девяти лет, когда их заменяют настоящие. Но за это время могут произойти довольно странные и даже ужасающие вещи. Дети рассказывают такие истории, которые могут навести ужас даже на самых стойких циников. Сейчас вы узнаете десять историй о воображаемых друзьях, которые действительно пугают.

Зло идет

Вымышленные друзья иногда могут иметь далеко не самые подходящие имена. У одной девочки были вполне нормальные друзья Додо и Диди, с которыми она постоянно общалась и рассказывала своей маме о них истории. Пока в один прекрасный день мать не зашла в комнату в тот момент, когда девочка положила трубку игрушечного телефона и абсолютно спокойно сказала своей маме: «Зло идет». Оказалось, что Зло — это еще один воображаемый друг, который должен прийти в гости, в остальном он оказался вполне стандартным, просто выбор имени оказался далеко не самым лучшим.

Плохие мальчики из кухни

Один мальчик, когда ему было четыре года, слышал голоса, которые его ужасно пугали. Когда он вырос, у него появился собственный сын, который в шесть лет заявил ему, что у него есть воображаемый друг Бен. И этот Бен рассказал сыну, что он — один из «мальчиков из кухни», как называл в детстве отец голоса, пугавшие его. Сын рассказал в мельчайших подробностях о том, что делали эти «мальчики» с его отцом. Отцу пришлось назвать Бена лжецом, который пытается подорвать отеческий авторитет, но с тех пор он не может спокойно спать.

Ангелы

Одно дело, когда ребенок ведет себя так, будто с ним разговаривают ангелы — это всего лишь такие же воображаемые друзья. Но совсем другое, когда бабушка слышит, как этот ребенок в одной из таких бесед говорит: «Я не могу его убить — он мой единственный папа».

Убийство Роджера

Иногда детям надоедает дружить с кем-то, кого не существует, и они забывают о своих вымышленных друзьях. Но иногда это происходит немного иначе: в одной семье у младшего ребенка был воображаемый друг Роджер, который с женой и девятью детьми жил под кофейным столиком — об этом знали все. Но однажды ребенок пришел к родителям и заявил, что Роджер больше не будет с ними жить, потому что он застрелил своего вымышленного друга и всю его семью.

Похороны

Еще один довольно странный способ избавиться от воображаемого друга — это похороны. У одного мальчика был друг Тони, который оказался стариком и в один прекрасный момент умер во сне. Всей семье, чтобы успокоить ребенка, пришлось похоронить Тони в коробке от обуви.

Мертвые друзья

Воспитательнице в детском саду один раз пришлось услышать не самую приятную историю о воображаемом друге. В процессе разговора с одним из детей она выяснила, что его воображаемый друг был мертвецом.

Призраки

Но самыми пугающими являются истории, в которых воображаемыми друзьями оказываются призраки. К одному мальчику по ночам приходила женщина в красном платье, которую звали Френни — и она парила в воздухе. Как оказалось, у семьи была родственница, которую звали Френни, которая умерла и была похоронена как раз в красном платье. Когда ребенку показали фотографию родственницы, он подтвердил, что именно эта женщина приходила к нему по ночам.

Дети из Древнего Египта

Еще одна история может ужаснуть, хотя ее нельзя отнести к историям с воображаемыми друзьями. Дело в том, что одна девочка смотрела с родителями телевизор и увидела видеоклип, стилизованный под Древний Египет. Она просмотрела его до конца, потом обернулась на родителей и сказала, что в те времена они пели совсем не так. Родители посмеялись и попросили девочку спеть, как надо. Она исполнила песню на непонятном родителям языке на мелодию, от которой появились мурашки по спине. Потом она нарисовала платье, которое было невероятно детализовано и идентично тем, которые можно найти в музеях, посвященных Древнему Египту.

Человек из-под кровати

Очень многие дети боятся монстров под кроватью. Но далеко не все на вопрос о том, как выглядел тот, кого они видели у дедушки с бабушкой, отвечают, что у него нет лица.

Взрослые игры

Один шестилетний мальчик играл со своим воображаемым другом Грегом. Отец спросил у него, чем они конкретно занимаются, и ребенок ответил на это: «Делаем детей».

www.syl.ru

Почему воображаемый друг нужен каждому ребёнку (и даже некоторым взрослым)

Считается, что воображаемые друзья — это атрибуты детства. И если к определённому возрасту с ними не расстаться, то это может привести к разным психологическим проблемам. Но на самом деле иметь воображаемого друга — это нормально, а иногда даже полезно и весело. Как научиться с ним общаться, рассказывает эксперт «О!», психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Многие родители беспокоятся, нормально ли, если у ребёнка есть воображаемый друг. Особенно этот вопрос начинает волновать мам и пап уже подросших детей. Часто они думают, что присутствие воображаемого компаньона в жизни ребёнка может быть показателем психического нездоровья или признаком серьезных проблем, особенно для детей старшего дошкольного возраста. Также родители боятся, что это может привести к психическим проблемам во взрослой жизни, например, к шизофрении или множественному расстройству личности, проблемам с различием между фантазией и реальностью или даже к отказу от реальных отношений в пользу своей воображаемой дружбы. Бывает, что приводя ребёнка в кабинет психолога, родители начинают осторожно рассказывать о том, что когда он был помладше, у него были воображаемые друзья, волнуясь, что это может означать что-то страшное.

Многие психологи и психиатры до недавнего времени утверждали, что иметь воображаемого друга — это не совсем нормально, а, например, популярный долгие годы доктор Спок говорит: «Немножко воображения — это хорошо, а если воображения слишком много, то нужно найти психолога-консультанта или психиатра, которые поймут, чего не хватает вашему ребёнку». Очевидно, что найти грань между «немножко» и «много» неспециалисту довольно трудно, поэтому родители в таких ситуациях часто чувствуют сильную тревогу. Даже сейчас в Сети можно найти много популярный статей, в которых описываются классификации воображаемых друзей в зависимости от типа проблем ребёнка, что не добавляет спокойствия родителям. В некоторых из материалов даже рассказывают, как от них избавиться.

Вероятно, поэтому исследование Марджори Тайлер и Стефани М. Карлсон, посвящённое воображаемым друзьям («The Characteristics and Correlates of Fantasy in School-Age Children: Imaginary Companions, Impersonation, and Social Understanding»), очень быстро распространилось за пределы научных психологических журналов. Исследователи опросили 100 десятилетних детей из Америки, и оказалось, что примерно у 65 из них в возрасте до 7 лет был воображаемый друг. Неужели все они имеют проблемы?

Чуть позже выяснилось, что под воображаемыми доузьями дети имели в виду не только персонажей, которые жили у них в голове, но и игрушки, такие, как Винни Пух или собачка из мультфильма «Варежка», поэтому реальный процент детей, имеющих воображаемых друзей, в исследовании наполовину ниже. С другой стороны, многие дети скрывают своих воображаемых компаньонов от родителей и от своих реальных товарищей, так как боятся насмешек с их стороны и того, что их назовут странными, поэтому подсчитать точное количество воображаемых друзей — задача не из лёгких. Кстати, девочки с большим удовольствием рассказывают родителям о своих воображаемых друзьях, считая, что они их непременно поддержат, а мальчики это делают намного реже, полагая, что это будет признано проявлением слабости, и родители их как-то неправильно воспримут. Похоже, этот гендерный стереотип надо менять.

Сейчас я расскажу о некоторых современных исследованиях воображаемых друзей, и, возможно, вам очень захочется, чтобы такой друг немедленно появился и у вашего ребёнка. Хотя, может быть, компаньон у вашего ребёнка уже есть, просто он не спешит вам об этом рассказывать.

Тайлер и Карлсон выяснили, что процент воображаемых друзей у детей 4 лет ниже, чем у детей 6−7 лет, и связывают это с повышением эмоциональной и социальной компетентности ребёнка, а не с психологическими проблемами. Все дети знают, что воображаемых друзей на самом деле не существует, и это совершенно не мешает им проводить с ними много времени. И это не пассивное ничегонеделанье, которое надо немедленно прерывать и требовать, чтобы ребёнок начал заниматься чем-нибудь полезным, это похоже на чтение взрослыми художественной литературы или просмотр театрального спектакля.

Дети учатся моделям социального взаимодействия, проигрывая различные сюжеты у себя в голове, справляются со своими сверхсильными эмоциями, например, гневом, поднимают себе самооценку в ситуациях унижения, получая воображаемую поддержку. Взаимодействие с придуманными друзьями — это игровой процесс, кстати, часто компаньоны и появляются во время и для игры, как например, в мультсериале «Йоко», где Йоко — дух игры, который помогает детям придумывать приключения. Психолог-исследователь Харрис утверждает, что воображаемые друзья помогают развитию ролевой игры ребёнка, что приведет к пониманию разницы между реальностью и воображением, а не потере реальности.

Бендер и Фогель, исследуя детей в травмирующих семейных обстоятельствах и жизненных событиях, утверждают, что воображаемые спутники это полет от реальности, а попытка ребёнка компенсировать трудную и неадекватную ситуацию, смягчить переживания и помочь создать более интегрированное состояние, которое поможет справиться с конфликтами в жизни. То есть воображаемые друзья в какой-то мере похожи на плюшевого медвежонка или зайца, кусочек одеяла или подушки, которые ребёнок носит везде с собой. Он использует их в качестве утешителя при усталости, стрессе. Как правило, к таким игрушкам ребёнок очень сильно эмоционально привязан. Воображаемые друзья — это продвинутый вариант медвежонка, который всегда с собой, он живет в твоей голове, и его невозможно нигде потерять.

Мир воображения имеет свои собственные правила, и воображаемые друзья могут появиться не потому, что есть какие-то специальные травмирующие ситуации у ребёнка, что часто используют в сюжетах фильмов, а потому, что они сейчас хотят появиться. Психоаналитик Бруно Клейн предполагает, что воображаемый друг — это «переходное я», на которое ребёнок проецирует свои идеалы, агрессию и страхи. Он утверждает, что это следует рассматривать как нормальный этап развития, появляющийся примерно с 3−5 лет и позволяющий ребёнку создавать свои собственные стратегии преодоления трудностей, которые способствуют развитию его личности.

Еще один исследователь, Сейфже-Кренке, изучал дневники взрослых людей и подростков, которые писали своим воображаемым друзьям письма. Как самые настоящие, так и воображаемые спутники оказывали поддержку и придумывали способы решения проблем, влияли на личностный рост, помогали успешно справляться со сложностями в дальнейшем. То есть разговоры с воображаемыми друзьями — это разговоры со своей компетентной или помогающей частью, доступ к которой можно получить таким необычным путём. Подростки в этом исследовании имели воображаемых компаньонов в дополнение К, а не ВМЕСТО настоящих друзей, то есть никакого дефицита в общении у них не наблюдалось. Интересно, что они лучше справлялись со своими сложностями самостоятельно, чем те, у кого воображаемых друзей нет. У подростков личность выдуманного компаньона часто оказывалась близкой к идеалу — человеку, с которым они в фантазиях строили свои любовные отношения, или человеком более старшего возраста, которому уже разрешено делать что-то, что самому подростку пока нельзя. В этом случае он становился примером для подражания.

У большинства детей более одного воображаемого компаньона, а у некоторых — целый ряд придуманных спутников с абсолютно разными, но стабильными характеристиками, причем каждый из них служит для разных целей: один — для разговоров про чувства, другой — для выработки способов решения ситуации, третий — для успокоения. Воображаемые компаньоны иногда полностью являются плодом воображения, но часто имеют в основании персонажей из книг, мультфильмов или компьютерных игр.

Похоже, что какое-то время назад воображаемых друзей принимали за духов или ангелов-хранителей, которые что-то нашёптывают ребёнку, чтобы помочь ему. Например, в мультсериале «Ангел-бэби» воображаемые друзья — ангелы или духи, которые вместе с детьми участвуют в приключениях и помогают понять, насколько верна придуманная ими гипотеза.

Бывают ли негативные взаимодействия с воображаемыми спутниками? Да, если воображаемые друзья не поддерживают ребёнка, пугают его, заставляют чувствовать себя плохим, если ребёнок совсем теряет связь с реальностью и, находясь под влиянием воображаемого друга, совершает неприемлемые поступки, либо утверждает, что друг реальный. Все это может стать поводом исследовать причины возникновения таких отношений и обратиться к специалистам-психологам или психиатрам. В остальных случаях лучше всего с уважением относиться к воображаемым друзьям ребёнка. Вполне можно поставить для них дополнительный стул или тарелку, если ребёнок вас об этом попросил. А вообще, знакомство с воображаемым другом ребёнка — это показатель очень доверительных отношений. Для детей один из показателей близкой дружбы с человеком — это сообщение о своей тайне.

Часто друзья исчезают из психики ребёнка так же внезапно, как и появились. Обычно дети не помнят ни момент их возникновения, ни прощание с ними. Один из самых трагических эпизодов за всю историю существования студии Pixar — это смерть воображаемого друга девочки Райли в мультфильме «Головоломка». Но обычно воображаемые друзья исчезают из жизни ребёнка сами, когда они больше не нужны для развития.

В детской художественной литературе и мультфильмах тема воображаемых друзей у персонажей встречается довольно часто. Почитать вместе книгу — хороший повод начать разговор о воображаемых друзьях, рассказать о своих фантазиях из детства и поддержать ребёнка, объяснив, что иметь воображаемых друзей в разные периоды жизни — абсолютно нормально и даже очень важно.

Вот книги, которые я рекомендую почитать на тему воображаемых друзей:

  1. «Воспоминания воображаемого друга», Мэтью Грин

  2. «Тигр в саду», Лиззи Стюарт

  3. «Видимые — невидимые друзья», Николас Шуфф

  4. «Собачка, которой у Нино не было», Эдвард Ван Де Фендел

  5. «Приключения Бикла. Настоящий друг», Дэн Сантат

  6. «Крошка Нильс Карлсон», Астрид Линдгрен

  7. «Снежный лев», Джим Хелмор

  8. «Бабушка на яблоне», Мира Лобе

  9. «Лео: история одного привидения», Мак Барнет

  10. «Кельвин и Хоббс», Билл Уотерсон

Читайте другие статьи Анны Скавитиной на «О!»:

18 вопросов про развод: отвечает психолог

Как разговаривать с детьми о смерти

7 способов справиться с синдромом выученной беспомощности

Фото: Haywiremedia, Standret, PointImages/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Как воображаемые друзья помогают детям взрослеть

Считается, что появление воображаемого друга у ребёнка — это веская причина для визита к детскому психологу. Однако учёные уже давно так не думают. Журналистка New York Magazine Кэри Ромм пообщалась с ведущими исследователями и выяснила, что воображаемые друзья не только не причиняют детям вреда, но даже приносят определённую пользу.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Американский мультфильм «Головоломка» изобилует эмоциональными моментами, но сюжетная линия с Бинго-Бонго, безусловно, запоминается зрителям больше всего. Воображаемый друг девочки Райли весь фильм проводит в лабиринтах её долгосрочной памяти: он почти забыт, но преданно верит, что когда-нибудь о нём снова вспомнят.

Райли. Кадр из мультфильма «Головоломка»

К сожалению, Бинго-Бонго всё-таки исчезает бесследно. Сцену, во время которой погибает воображаемый друг Райли, можно назвать самой трагичной за всю историю Pixar. А ведь до недавнего времени потеря воображаемого приятеля не считалась печальным событием, скорее — наоборот.

Смерть Бинго-Бонго. Кадр из мультфильма «Головоломка»

Раньше воображаемые друзья считались признаком чего-то нездорового или даже зловещего. В конце мая американский журнал Science Friday опубликовал статью научного журналиста Лорен Джей Янг, в которой она рассказывает о феномене воображаемых друзей: «Исторически так сложилось, что многие исследователи и родители считали, что воображаемые друзья вредны для детей. Их считали признаком социального дефицита, одержимости или психических заболеваний. Например, ведущий психолог Университета Алабамы Ансли Гилпин рассказала о случае, когда один из родителей посчитал, что у его дочери — шизофрения. А у ребёнка просто был воображаемый друг».

К счастью владельцев воображаемых друзей и их родителей, мнение о вредности выдуманных приятелей постепенно теряет свою ультимативность

Как пишет Science Friday, совсем недавно учёные признали воображаемую дружбу, возможно, самым очаровательным объектом исследований в сфере психологии. И самое интересное — они обнаружили, что выдуманный друг не является чем-то патологическим, а жизнь в воображаемом мире вообще помогает детям развить ценные навыки, которые пригодятся в реальной жизни.

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

Учёные утверждают, что родителям не стоит беспокоиться из-за воображаемых друзей ребёнка. Во-первых, это невероятно распространённое явление: по данным некоторых исследований, 65% американских детей в возрасте до семи лет заводят себе воображаемого приятеля. Во-вторых, дети знают, что они ненастоящие. Несуществующие в реальности друзья — не индикатор одиночества или дефицита социальных навыков у ребёнка, а вполне нормальный способ реализации детских фантазий.

Способность выдумывать несуществующих персонажей берёт своё начало в младенчестве, когда дети учатся имитировать манеры и привычки взрослых

«Если мама часто поднимает брови и надувает щёки, чтобы делать смешные мордочки, то и ребёнок очень быстро научится делать это на свой лад, — говорит психолог из Йельского университета Дороти Зингер, одна из первых исследователей феномена воображаемых друзей. — Повторение за взрослыми — это символический предвестник игры. Имитация показывает, что ребёнку любопытно, и он готов повторять звуки и действия за взрослыми, которые его окружают». Именно этот навык может в будущем трансформироваться в целую воображаемую персону.

Воображаемые друзья Эрика Картмана — куклы. Кадр из мультсериала «Южный Парк»

Воображаемые друзья могут даже приносить своим владельцам когнитивную и эмоциональную выгоду. Дети с воображаемыми друзьями и без них очень похожи между собой, но некоторые различия всё-таки есть. Психолог из университета Орегона и автор книги «Воображаемые друзья и дети, которые их создают» Марджери Тейлор утверждает, что дети, у которых был или есть воображаемый друг, более социализированы и менее застенчивы. Некоторые исследования показывают, что у детей с воображаемыми приятелями сильнее развито социальное понимание и они более успешно применяют разные навыки в реальной жизни.

Довольно редко, но всё-таки случается такое, что и у здоровых взрослых есть воображаемые товарищи

С какими-то из них они неразлучны с детства, а некоторых создают по мере взросления. «Если вы почитаете автобиографию Агаты Кристи, которую она написала в возрасте 70 лет, то поймёте, что она всё ещё имела воображаемых друзей. И они нравились ей больше, чем персонажи из её книг», — рассказывает Тейлор.

Кадр из мультсериала «Фостер: Дом для друзей из мира фантазий»

По словам психолога, беспокоиться из-за воображаемых приятелей, в каком бы возрасте они ни появились, не стоит. Также не стоит задумываться, из-за чего они вообще появились. Мир выдуманных друзей не имеет правил. Эта тенденция прослеживается и у известных воображаемых друзей, каждый из которых появился своим уникальным способом. У Кельвина из известного комикса есть Хоббс — плюшевый тигра с интересным внутренним миром, а у Большой Птицы из «Улицы Сезам» — друг Мистер Снафлпогус, который был невидимым до того момента, пока продюсеры передачи не решили сделать иначе.

Хоббс и Кельвин на дереве

Самое популярное определение воображаемого друга — полностью выдуманное, невидимое существо. Однако некоторые исследователи также включают туда таких антропоморфных существ, как чучела животных с индивидуальной личностью. «Многие дети выбирают объект и наделяют его персональными качествами, награждают его характером, разговаривают с ним и слушают, что он им говорит. И я не могу утверждать, что воображаемые друзья во время бесед не перебивают детей», — объясняет Тейлор.

Если ребёнок наделяет одного плюшевого мишку несколькими персонажами в зависимости от ситуации, то он не квалифицируется как воображаемый друг

Небольшое исследование, в котором участвовали 78 детей дошкольного возраста, помогло выявить различия между этими двумя разновидностями выдуманных друзей. Дети с воображаемыми друзьями охотно говорят о них, как о настоящих друзьях, а дети, которые награждают реальные вещи характером, считают себя их воспитателями.

Большая птица (справа) из «Улицы Сезам» и её друг Мистер Снафлпогус

У Тейлор за многие годы систематического изучения воображаемых друзей собралась целая коллекция разнообразных персонажей. Она утверждает, что полностью выдуманные воображаемые друзья часто предстают в образе супергероев или призраков, но бывают они и простыми людьми или животными. Животные могут быть волшебными (как Диппер, «невидимый летающий дельфин, живущий на звезде»), а люди могут быть намного моложе или старше ребёнка (как Нобби, «невидимый 160-летний бизнесмен, который общается с ребёнком между своими поездками из Портленда в Сиэтл»), или его ровесниками с необычными привычками (как, например, «Баинтор — маленький совершенно белый человек, который живёт в свете ламп, или Джерри, живущий в секретной пещере»).

Иногда воображаемые друзья являются копиями настоящих людей, которых дети просто дополняют какими-то качествами

Одна из девочек, участвовавшая в исследовании Тейлор, рассказала о воображаемой подружке для игр «Ненастоящей Рейчел». Выдуманная девочка получила своё имя в честь настоящей подруги. Она приходила домой и, если Рейчел там не было, играла с Ненастоящей Рейчел. «Кстати, дружба с Ненастоящей Рейчел длилась даже дольше, чем с настоящей», — рассказывает исследователь. А ещё выдуманные персонажи не всегда становятся именно друзьями, часто они бывают воображаемыми девушками или парнями, мужьями, женами, домашними животными или наставниками. Любые отношения, которые существуют в настоящей жизни, могут быть и в других мирах.

Сложность в изучении феномена воображаемых друзей заключается в том, что сейчас учёным трудно понять, всегда ли они появлялись в раннем возрасте. Изучать информацию про выдуманных приятелей довольно сложно, потому что детство, каким мы знаем его сейчас, — относительно новая идея. «Взгляд на детство как на время для роста и развития вовсе не существовал до XIX века. А о том, что детям нужно играть, используя при этом своё воображение, заговорили в середине XX века, — говорят учёные про историю исследований воображаемых друзей, опубликованную в 2006 году. — Из-за этого нам доступно так мало источников, ранние теории о воображаемых друзьях очень схематические». И довольно трудно определить, какие из ранних концепций можно применять в настоящее время. В былые времена воображаемых друзей детей (и взрослых) принимали за духовных или сверхъестественных сущностей, например, за демонов или ангелов-хранителей.

Кадр из мультфильма «Головоломка»

Что именно влияет на появление воображаемых друзей, можно выявить исходя из культурологических факторов. Например, у 65% американских друзей был или есть воображаемый друг, 46% британских детей в возрасте между пятью и 12 годами тоже хоть раз в жизни посещал воображаемый приятель. Недавние исследования учёных из Индии и Новой Гвинеи показали, что феномена воображаемых друзей в этих странах вообще не существует. По словам бывшего студента Тейлор из Стамбула, воображаемые друзья крайне редки в Турции. Или, возможно, дети просто не так часто рассказывают о них?

Даже вне особенностей культуры отношения с воображаемыми друзьями могут менять свой характер по мере взросления детей

Выдуманная дружба кажется нормальным и даже милым явлением, если ребёнок ходит в детский сад. Но если ребёнок учится в средней школе, воображаемый друг, скорее, испугает окружающих. Исследование с участием детей в возрасте от пяти до 11 лет показало, что они скорее станут держать своих воображаемых приятелей в секрете, чтобы избежать насмешек от друзей и уберечь родителей от переживаний. Это очень искажает настоящие данные о количестве воображаемых друзей и позволяет предположить, что выдуманные приятели ещё более распространены, чем кажется.

Кадр из мультфильма «Головоломка»

Некоторые данные о воображаемых друзьях учёные получили из рассказов взрослых людей о своих старых воображаемых приятелях. А это, как может подтвердить Бинго-Бонго, не самая точная информация. Ведь воображаемые приятели могут оставаться с человеком всю жизнь, даже если их отправили в лабиринты долговременной памяти. Или могут исчезнуть окончательно, потому что больше никому не нужны.

mel.fm

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о