Как общаться с аутистом – ​Правила общения с ребёнком-аутистом — G`n`K

​Правила общения с ребёнком-аутистом — G`n`K

Аутизм — расстройство психики, которое появляется из-за генетических нарушений развития мозга. Для него характерны ограниченность интересов, повторяющиеся действия, а также дефицит социального взаимодействия. Проявлять себя аутизм начинает с 3-х лет, хотя некоторые симптомы возникают раньше.

В России аутизм практически не исследуется, а потому и толковой статистики у нас нет. Но это расстройство распространено повсеместно — и предпочитает оно, к слову, именно мальчиков.

Ребёнок-аутист по-особенному смотрит на мир, поэтому и к ребёнку-аутисту нужен свой особенный подход. Это не психические больные дети, они неопасны, нередко им приятно находиться в компании сверстников. При грамотном подходе из малыша-аутиста может вырасти социализированный взрослый.

Ниже мы расскажем, каких правил следует придерживаться при общении с аутистом.

Как быть, если ребёнок — аутист

Для аутизма не всегда свойственны отклонения в интеллектуальном или физическом плане, более того, многие аутисты добиваются значительных успехов в каком-либо виде деятельности. Особенность аутистов — в невозможности наладить контакт с другими людьми так же быстро и легко, как это получается у «здоровых» людей.

Симптомами детского аутизма можно назвать:

– снижение или полное отсутствие потребности общаться с другими людьми;

– нелюбовь к переменам, даже если это касается простой перестановки мебели;

– тяга к сортировке и складыванию вещей — то есть, к «стереотипным» играм и занятиям;

– агрессия по отношению к «чужакам» или даже к членам семьи;

– расстройства речи;

– могут быть проблемы с концентрацией внимания при обучении.

Аутизм начинает диагностироваться с 3-х лет, но некоторые особенности поведения ребёнка проявляются раньше. Например, малыш может стремиться к уединению, выказывать равнодушие в ответ на родительскую ласку, резко и внезапно реагировать на любые перемены в окружающей действительности.

Многие дети демонстрируют непонимание концепции самообслуживания — они поздно учатся умываться, пользоваться туалетной бумагой, держать вилку и чистить зубы. При этом аутист — далеко не всегда умственно отсталый. Многие известные гении, среди которых Ван Гог, Моцарт, Мария Кюри и Перельман, страдали от расстройств аутистического спектра.

Как построить общение с ребёнком-аутистом

Главное отличие аутиста от других — в его уникальном восприятии мира. И ваша задача — подстроиться под его восприятие, а не пытаться навязать своё.

Например:

1. Общайтесь с ребёнком на те темы, которые ему интересны : так вы раскроете малыша для дальнейших взаимоотношений. К примеру, ребёнок обожает собак. Заведите с ним разговор про собак, и малыш проявит к вам интерес.

2. Общайтесь короткими фразами. Это правило подходит для детей, у которых есть сложности с восприятием устной речи. Стоит отметить, что далеко не все аутисты не способны воспринимать длинные предложения, так что смотрите по обстоятельствам! В редких случаях вам может потребоваться даже перейти на письмо.

3. Рисуйте схемы! Большинство аутистов имеют отличное визуальное мышление, им гораздо проще воспринимать мысль, нарисованную на бумаге. Составив своеобразный «язык рисунков», вы со временем научитесь эффективно коммуницировать со своим малышом. А ещё специалисты рекомендуют составлять дневной график при помощи цвета — ребёнок быстрее его воспримет и выучит.

4. Дайте ребёнку время. Задав вопрос, подождите, пока малыш осмыслит его и даст вам ответ. Не торопите, не злитесь, не задавайте следующий вопрос — не вгоняйте ребёнка в неловкое и паническое состояние.

5. Пользуйтесь простым языком. Аутист может не улавливать метафоры, сравнения, эвфемизмы и жаргон, поэтому изо дня в день пользуйтесь одними и теми же словами. Например, садясь за стол, называйте блюда и предметы одинаково, чтобы ребёнок не терялся.

6. Будьте внимательны. Проявляйте чуткость и участие. Не думайте, что если ребёнок молчит или не реагирует на вашу ласку, то он намеренно пытается вас задеть. Относитесь к этому с пониманием.

7. Говорите конкретно и без иронии. Аутисты плохо воспринимают шутки и иронию, способность к абстрактному мышлению появляется у них позже, а у многих может не появиться вовсе. Ребёнок воспринимает любую вашу фразу с предельной серьёзностью — и отвечает так же.

Важно, чтобы разговор с аутистом начинался конкретно, например, с вопроса: «Что ты сейчас делаешь?» или: «Что это у тебя за игрушка?». Аутисты плохо воспринимают расплывчатые и лишённые конкретики фразы в духе «Как дела?». И задавая ему вопрос, будьте готовы услышать конкретный ответ.

Как общаться с ребёнком-аутистом: практические советы

Эти советы разработали специалисты-психологи из французского центра Hospital Research Center of Brest. Надеемся, они помогут вам наладить лёгкие и комфортные для обеих сторон отношения.

  • Заведите дневник. Записывайте туда свои действия, связанные с ребёнком. Впоследствии это поможет вам провести корреляции между вашими поступками и реакцией малыша.
  • Начинайте свой день с разработки чёткого плана, которому следуйте неукоснительно. Исключая, конечно, форс-мажорные ситуации.
  • Сделайте всё возможное для того, чтобы установить контакт с ребёнком.
  • Заведите домашнее животное. Известно, что с животными ребёнок-аутист контактирует куда охотнее, чем с людьми. Щенок или котёнок помогут малышу развить сопереживание, участие, способность заботиться о других. К тому же, зверушка его займёт, привнесёт в ваш дом немного позитива и положительных эмоций.
  • Общайтесь с родителями детей-аутистов! Было доказано, что участие в коммуне людей со схожей проблемой повышает «боевой дух», позволяет делиться наработанным опытом и эффективнее справляться с неурядицами. Помните, что вы — не единственный человек, столкнувшийся с проблемой. У вас есть соратники, которые в будущем могут стать вашими друзьями.

Аутизм — это не болезнь, дети-аутисты — не инвалиды. Это просто особенные люди, к которым нужно найти подход. Они тоже умеют любить и хотят быть любимыми, и в ваших силах — дать им это.

gnk-shop.ru

Как говорить с взрослым аутистом?

Автор: Лидия Браун / Lydia Brown
Источник: Autistic Hoya

 

 

 

1. Вы говорите с взрослым человеком. Не надо сюсюкать и говорить с ним как с ребенком.

2. Не спрашивайте, где его родители, сопровождающий или помощник. Это взрослый человек, и совсем не обязательно, что за ним кто-то приглядывает.

3. Если он не смотрит вам в глаза, то не надо думать, что он игнорирует вас и не хочет с вами общаться.

4. Если он смотрит в свой телефон, планшет или куда-либо еще, то не надо думать, что он игнорирует вас.

5. Если он не кивает головой и не говорит что-то вроде «угу», когда вы говорите, то не надо думать, что он вас не слушает.

6. После своих слов делайте достаточно длинные паузы, чтобы он мог начать говорить устно или напечатать ответ.

7. Помните, что у взрослого аутиста может быть задержка в обработке информации, предоставьте ему дополнительное время, чтобы понять сказанное вами и сформулировать ответ.

8. Если этот человек использует альтернативную и дополнительную коммуникацию (то есть, это взрослый человек, который использует карточки с изображениями, жесты, символы или печать на компьютере), то предоставляйте ему еще больше времени, чтобы сформулировать ответ и воспроизвести его. Альтернативная и дополнительная коммуникация требует гораздо больше времени, чем устная речь, так что убедитесь, что ваш собеседник находится с вами в равных условиях.

9. Если рядом с взрослым человеком находится специалист, помощник или родитель, то НЕ обращайтесь к нему через них и не задавайте им вопросы об аутичном взрослом. Обращайтесь к аутичному взрослому только напрямую.

10. Если у него есть служебное животное, например, кошка или собака, то не прикасайтесь к нему, не зовите его и не привлекайте его внимания, если вы не получили разрешения владельца животного.

11. Если вы смотрите в глаза и на лицо аутичного взрослого, а он не смотрит в ответ, то не надо чувствовать себя неловко.

12. Не задавайте ему личных вопросов, например, связанных с его здоровьем, самочувствием, сексуальной жизнью или финансами. Не спрашивайте того, о чем вы не стали бы спрашивать взрослого человека без инвалидности в аналогичных обстоятельствах.

13. Не спрашивайте аутичного взрослого, где он работает, или какое у него образование, так как непропорционально большое число аутичных взрослых безработные, имеют работу намного ниже их квалификации и/или не имели доступа к высшему образованию. Хотя многие аутичные взрослые имеют стабильную работу, учатся в вузе или окончили его, гораздо больше тех, у кого не было такой возможности, и подобный вопрос создаст неловкость и ненужное напряжение в разговоре.

14. Если разговор зашел об отношениях, романтике или сексе, то не надо предполагать, что у аутичного взрослого никогда не было отношений. Хотя аутичные молодые люди часто не получают достаточной информации об этой стороне жизни, разнообразие интимного и романтического опыта среди аутичных людей может быть таким же, как и среди людей без аутизма.

15. Если разговор зашел о родительстве, то не надо предполагать, что аутичный взрослый не может быть родителем, если не известно наверняка, что у него нет детей. У многих аутичных людей есть дети. (Иногда у этих детей тоже есть аутизм).

16. Если вам нужно задать аутичному взрослому вопрос, то постарайтесь сделать его настолько конкретным, насколько это возможно. Неоднозначные, общие и размытые вопросы недоступны для понимания многих аутичных людей.

17. Не надо кричать или повышать голос на аутичного взрослого. Громкие голоса могут спровоцировать паническую атаку и крайнюю степень тревожности.

18. Не пяльтесь, если аутичный взрослый «стимится» — трясет кистями рук или взмахивает руками, ходит туда-сюда, издает звуки, кружится, раскачивается и так далее. Не надо от этого смущаться. При аутизме это нормальное и естественное поведение.

19. НИКОГДА не говорите аутичному взрослому «успокоиться» или «опустить руки» в ответ на стимы. Никогда.

20. Не говорите аутичному взрослому, что его мысли или чувства неправильные. Такое поведение называется «газовый свет» [попытки заставить человека сомневаться в собственной реальности]. Он знает, что для него лучше.

21. Если аутичный взрослый называет себя «аутистом», то не надо его поправлять, говорить, что это неуважительный или оскорбительный термин и правильно говорить «человек с аутизмом». У каждого человека есть право определять себя так, как ему нравится.

22. Не используйте в присутствии аутичного взрослого слова вроде «умственно отсталый» или «дебил». Большинство из нас слишком часто подвергались травле, нападкам и попыткам заткнуть рот с помощью таких выражений, так что о нейтральном использовании этих слов не может быть и речи.

23. Если аутичный взрослый говорит вам, что му нужно уйти отсюда, чтобы продолжить разговор, то послушайте его и сделайте это. То или иное место может вызывать у него сенсорную перегрузку, тревожность, потерю сил или создавать иное препятствие для эффективной коммуникации.

24. Никогда не прикасайтесь к аутичному взрослому, не спросив предварительного разрешения, если только он не инициирует прикосновение сам (например, раскрывает руки для объятий или протягивает руку для рукопожатия). Если аутичный взрослый не инициирует прикосновение, то спросите «Вы не против объятий?» или что-то вроде этого.

25. Не смущайтесь, если аутичный взрослый вдруг резко сменил тему разговора. Вы всегда можете возобновить первоначальную тему разговора, которую хотите обсудить, хотя если он скажет вам, что тема закрыта, не возвращайтесь к ней.

26. Вы говорите с взрослым человеком. Говорите с ним, используя тот же словарь, тон голоса и темы для беседы, которые вы использовали бы с взрослым человеком без инвалидности, при той же степени знакомства и в аналогичной ситуации.

 

Также смотрите:

 

Что такое аутизм?

Как общаться с аутистами?

Как сделать мероприятие доступным для людей с аутизмом?

Мои дети с аутизмом хотят, чтобы вы знали…

Что нужно знать об аутизме вашему ребенку

Двенадцать вещей, которые я узнал, когда взрослел с аутизмом

 

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfundbel.ru

советы как разговорить аутичного ребенка – рекомендации специалистов ABA

  1. Почему аутисты не разговаривают
  2. В каком возрасте начинают говорить дети с аутизмом
  3. Как научить разговаривать ребенка аутиста
  4. Как говорить с ребенком аутистом старше 10 лет

Недостаток коммуникативных и речевых навыков является одним из основных симптомов аутизма. Дети с РАС не просто отличаются от других поведением, но и способом восприятия окружающего мира, невозможностью быстро адаптироваться под разные ситуации. Это одна из причин, почему аутисты не говорят. Или почему дети-аутисты кричат, не в состоянии иначе реагировать на происходящее. Тем не менее при грамотном подходе и всесторонней поддержке со стороны родителей, они способны развить неплохую речь, которой будет достаточно для нормальной социальной адаптации. Сегодня существует немало методов, которые помогут особенному ребенку выйти на новый, вербальный уровень общения. Главное — знать, как работать с ребенком аутистом правильно. И не забывайте, что кроме игр высокую эффективность показала физкультура при аутизме.  

Почему аутисты не разговаривают

Алалией называют недоразвитую речь или ее полное отсутствие при нормально развитом слуховом аппарате. К данному нарушению приводят, как правило, нарушения соответствующих отделов головного мозга при родах, сильных травмах головы, а также ряд патологий ЦНС. Причины зависят от формы недуга. Алалия может быть:

  • моторной;
  • сенсорной;
  • сенсомоторной.

Патогенез моторной алалии — расстройство аналитико-синтетической деятельности, которое возникает из-за нарушения функций лобно-теменных областей левого полушария мозга. Сенсорная алалия развивается вследствие поражения височной доли левого полушария.

В редких случаях встречается сенсомоторная алалия, которая обуславливается сочетанием сенсорной и моторной форм. В этом случае разговорить аутиста труднее всего. В качестве терапии применяется сенсорная интеграция для детей и взрослых, которая помогает развить необходимые навыки в мягкой форме.

Алалия моторная

Указывает на недоразвитую экспрессивную речь (произношение звуков). Данная форма алалии выражается в затруднительном овладении словарным запасом и пониманием грамматической части языка. При этом способность к пониманию речи может быть развита на высоком уровне. Как правило, дети-аутисты при моторной алалии начинают говорить в 4 года и позже. Признаки: невозможность выразить мысли словами, неправильное построение предложений, замкнутость, чувство тревоги, агрессивность.

Сенсорная алалия

Заболевание означает заторможенное развитие импрессивной речи (восприятие и понимание). По вышеуказанным причинам не происходит связь между такими составляющими слова, как смысл и звук. Аутичный ребенок может иметь безупречный слух и данные к овладению разговорной речью, но при этом не понимать, что говорят окружающие. Признаки: нарушенное восприятие речи, повторение слов за другими (имитация, подражание), слияние двух-трех слов в одно, невозможность связать предмет и обозначающее его слово.


В каком возрасте начинают говорить дети с аутизмом

При расстройствах аутистического спектра нарушение речевых навыков в той или иной форме присутствует всегда. Такие дети начинают разговаривать намного позже своих сверстников — в 4-5 лет и позже. Стоит отметить, что от родителей в большей степени зависит, в каком возрасте малыш начнет переходить от невербальной к вербальной (словесной) форме общения. Современные методы лечения аутизма позволяют развивать все навыки достаточно эффективно. Что способствует формированию правильного и стабильного произношения у ребенка:

  • регулярное общение и обучение;
  • поощрение успехов;
  • хороший зрительный контакт;
  • стимуляция ребенка к тому, чтобы начать разговаривать.

Чтобы помочь малышу приобрести такой важный коммуникативный навык, как речь, мы предлагаем пройти курсы ABA для родителей, где вы сможете получить бесценные теоретические знания и навыки, а также научитесь на практике применять методику прикладного анализа поведения.


Как научить разговаривать ребенка аутиста

Научить говорить ребенка с аутизмом — это важная задача специалистов и родителей. Для этого используют методики, адаптированные под особенности детей с РАС. Как правило, они проводятся в помощь игровой форме и кардинально отличаются от принципов обучения речи обычных малышей из-за специфики патологии. Что используется в учебном процессе:

  • стимуляция;
  • жестикуляция;
  • вокал;
  • поощрение.

Для девочек и мальчиков подход особо не отличается. Упор делается на сильных сторонах ребенка с учетом его предпочтений. На наших курсах мы рассказываем, как правильно обучать детей с расстройством аутистического спектра речи, какие упражнения при каком типе патологии лучше выполнять. Регистрация на 1 курс для родителей детей аутистов уже открыта.

Стимуляция ребенка к общению

Это особенно важно при моторной алалии. Без должной мотивации вы не увидите значимых успехов, как бы не старались. В процессе игры важно, чтобы произносимые родителями звуки, сопровождались жестами, хорошо знакомыми ребенку. Также в качестве стимула можно применять любимое лакомство — протяните его малышу и проговаривайте определенный звук. Если он его повторит или хотя бы попытается, отдайте награду, если нет, то все равно отдайте, но через несколько секунд. На данном этапе важно установить четкую ассоциацию между звуком и поощрением. Чтобы понять, как научить аутиста говорить, вы можете посетить наши дистанционные курсы для родителей.

Вокальные игры

В силу нетипичного восприятия картины мира, дети-аутисты достаточно трудно обучаются. Тем не менее игровые вариации занятий дают хорошие результаты, особенно, если речь идет о способности разговаривать. В процессе игры, которая нравится малышу, начните как можно чаще произносить тематические звуки и возгласы, например, би-бип, б-ррр, т-ррр. Если он тут же повторяет за вами, стоит его начать хвалить. Примечание: не стоит требовать и настаивать на повторении звуков. Такие действия с вашей стороны могут привести к тому, что ребенок замкнется в себе и откажется разговаривать вовсе.

Обучение на основе жестикуляции

Общение с детьми аутистами полезно подкреплять жестами, поскольку у них хорошо развита зрительная память. Если малыш уже научился просить что-либо с помощью жестов, то озвучивайте поощрение, когда отдаете его. Подобная ассоциация увеличивает вероятность того, что ребенок начнет спонтанно переходить на просьбы в устной форме (зная, как называется награда).

Поощрение каждого звука

Как научить ребенка аутиста разговаривать, если все методы испробованы? Используйте вознаграждение в каждом случае, когда малыш произносит звуки вслух. Это многократно повысит вероятность их повторения. Также стоит словесно хвалить его, но не выборочно, а каждый раз. Примечание: выбирайте разные виды поощрения, поскольку называя их, вы развиваете запас слов у крохи. Если ребенок аутист не говорит, это простой способ стимулировать его к первым словоформам. Также небольшая щекотка может в этом помочь. Методы поощрения аутиста также зависят от общей стратегии обучения.


Как говорить с ребенком аутистом старше 10 лет

Чтобы коммуникация с особенным ребенком среднего возраста была максимально эффективной, стоит придерживаться нескольких принципов:

  • в общении используйте короткие, простые предложения;
  • если речь воспринимается плохо, используйте жесты, письмо;
  • не допускайте стрессовых ситуаций;
  • не заставляйте говорить, если ребенок не хочет;
  • поощряйте инициативу и желание идти на контакт.

Начинать учить аутических детей никогда не поздно, даже в 10 лет. Когда аутисты начинают разговаривать, это во многом облегчает коммуникационный процесс, однако бывают случаи, когда дефекты речи выражены значительно. Как лучше адаптироваться в новой среде, как помочь ребенку-аутисту читать и общаться, как понять, ребенок-аутист у стоматолога реагирует на стресс или на боль — это все актуальные темы, которые рассматривают наши специалисты на курсах и приемах. Оказать помощь в данном вопросе и подобрать индивидуальную тактику обучения вам могут специалисты по аутизму в Москве.

aba-kurs.com

Аутисты — правила общения | Фонд Выход, аутизм в России

07.09.13

Когда аутисты становятся друзьями, неписанные правила их общения могут отличаться от общепринятых

Автор: Джеймс Уильямс / James Williams
Источник: jamesmw.com

 

Лео и Зои, друзья-аутисты. Фото: thinkingautismguide.com

 

У аутистов, как правило, есть проблемы с общением в нормальных социальных ситуациях. Это побуждает родителей и специалистов думать, что они антисоциальны от природы. Тем не менее, когда аутисты могут общаться с другими аутистами, у них развивается сложный тип дружбы, которая основана на социальных правилах, характерных только для дружбы аутистов. Эти социальные правила необязательно являются правилами нейротипичных людей. В этой статье я рассказываю об общих принципах, которыми руководствуются при общении аутисты, и о том, как они способствуют развитию их отношений. Другие аутисты читали и подтверждали нижеизложенные правила.

Мнение о том, что аутисты от природы антисоциальны, появилось не на пустом месте. Большинство аутичных детей плохо переносят социальные ситуации и предпочитают одиночество. Некоторые осознанно отказываются следовать социальным правилам, так как не видят в них никакого смысла. Другие аутисты пытаются добиться признания окружающих, но неспособны понять правила большинства, а потому сталкиваются лишь с презрением и отвержением.

Причина социальных проблем аутиста не во врожденной антисоциальности. Аутисты социальны, но на свой собственный лад. Но их общение не соответствует норме, так что многие нейротипичные люди считают их странными.

Когда двое аутистов, которые хорошо подходят друг другу, общаются, то у них, как правило, есть несколько принципов для взаимодействия. Они могут показаться вам странными, но помните, что ваши ценности тоже могут казаться нам странными, когда мы пытаемся их понять и освоить.

Ключевые слова здесь «подходят друг другу». Не у всех аутистов есть общие интересы или схожее мировоззрение с другими аутистами. Некоторые совершенно несовместимы. Однако помните, что и многие нейротипики на дух не переносят других нейротипиков.

Несколько лет назад я был в летнем лагере для аутистов. В этом лагере был ребенок-аутист, он совсем не говорил и общался громкими криками, не умолкая ни днем, ни ночью. Из-за этого другие аутичные дети, особенно мальчики из его коттеджа, его избегали, так как они были слишком чувствительны к громким звукам. Они были в ужасе, и их нервная система не могла справиться с тем, что в любую секунду они могли услышать громкий детский крик, который их оглушал. У одного ребенка даже был нервный срыв из-за этого. Но этот ребенок не понимал, почему на него злятся, так как ему была незнакома чувствительность к громким звуками, и он был несовместим с остальными.

Многое из нижеперечисленного относится только к высокофункциональным аутистам. Низкофункциональные или невербальные аутисты, возможно, не поймут некоторые социальные принципы или не могут думать в терминах того, что чувствует другой человек (так называемая «модель психического»). Другие аутисты могут быть очень эгоистичными и сосредоточенными на себе, они игнорируют других людей, даже других аутистов. Эти люди не пытаются раздражать и отвергать окружающих преднамеренно. У них просто отсутствует осознание других людей.

Важно помнить, что когда аутисты впервые встречают других аутистов, они уже часто сталкивались с отвержением со стороны других людей. Они знают, что это такое, когда вас заставляют общаться с другими людьми, а у вас это совершенно не выходит. Так что когда аутисты общаются друг с другом, то они стараются ни к чему не принуждать и не отвергать друг друга, при условии, что они понимают концепцию принуждения и отвержения, даже если это не относится к ним самим. Они могут не навязывать друг другу никаких правил и принимать поведение друг друга безо всяких условий. Нейротипики могут увидеть в этом очередную странность аутистов, в то время как это лишь форма общения, основанная на универсальном уважении к другим, которое, предположительно, представляет такую же ценность и для нейротипиков.

Но каковы же неписанные, невербальные правила общения, с которыми согласится большинство высокофункциональных аутистов? Я полагаю, что эти правила следующие:

1. Важнее говорить правду, чем быть вежливым, если только человек специально не предупреждает, что его легко обидеть.

Если один аутист беспокоит другого аутиста, то как аутист будет реагировать? Не с помощью вежливости или молчания. Реакция аутиста — сообщить (вербально или невербально): «Послушай, ты меня беспокоишь, не делай так больше».

Если другой аутист может понять, что его друг раздражен, то он прекратит свое поведение. Его чувства при этом не пострадают от слов друга, в конце концов, друг имеет полное право попросить перестать его беспокоить. Точно так же, если аутист не хочет находиться рядом с другим аутистом, то он просто скажет: «Я не хочу быть с тобой». В обоих случаях ничьи чувства не пострадают. Правда лучше, чем вежливость.

Это не значит, что один ребенок-аутист обязательно перестанет беспокоить другого ребенка-аутиста. Аутичные дети могут быть неспособны понять, что они кого-то беспокоят, они могут не понимать, зачем им останавливаться, так что они продолжат донимать другого человека. Я раньше донимал многих людей, потому что я не осознавал, что беспокоил их, и не видел причин это прекращать. Но если аутиста кто-то донимает, то он не будет скрывать свои чувства от другого аутиста.

Почему аутист не может просто потерпеть нежелательное поведение со стороны своего друга? Потому что вежливость не так важна, как правда. В обычном мире аутисты часто страдают из-за того, что окружающие слишком «вежливые» и не говорят им, когда они совершают ошибку. Мне часто казалось, что я успешно общался с незнакомыми людьми, а потом родители наезжали на меня за то, как грубо и неуместно я себя вел. В ответ я возражал, что мне никто не сказал, что я веду себя грубо или неуместно, и каждый раз родители заявляли, что окружающие люди «были вежливыми», а потому молчали. И как это мне помогало? Правда была бы гораздо более полезной.

Кроме того, многие аутисты испытывают замешательство, сталкиваясь с противоречивой информацией об окружающем мире. Сначала им говорят, что они всегда должны говорить правду, а потом им говорят, что нужно скрывать правду, чтобы не задеть чьи-то чувства. Аутисту очень сложно такое понять. Для него, вы только что солгали, сообщив несовместимые сведения. Если верно первое, то другое должно быть ложным. Почему вы говорите, что нужно всегда говорить правду, если при определенных сценариях, вам не разрешается говорить правду? И что тогда является верным? Что правильно — говорить правду или быть вежливым?

Поэтому в отношениях между аутистами применяется только одно правило: правда приоритетнее вежливости. Если вам кто-то не нравится — так и скажите. Вы просто сообщите: «Ты мне не нравишься». Аутист будет часто спрашивать своего друга, не беспокоит ли он его, даже если это очевидно не так. И аутист ответит честно, потому что он понимает, отчего это его друг так переживает. С другой стороны, аутисты часто не обращают внимания на то, что беспокоит нейротипичных людей (и наоборот).

Конечно, существуют и исключения. У меня был друг, и я считал, что он очень уродливый, но поскольку у него была очень низкая самооценка, то я никогда об этом не упоминал, я выбирал вежливость, а не правду. Но я никогда не обманывал его, я просто не упоминал об этом.

2. Во время разговора можно перебивать или говорить как угодно долго.

В дружбе аутистов главную роль, как правило, играет общий интерес, который и цементирует эти отношения. Двое фанатов «Звездных войн» будут друзьями, потому что им нравятся «Звездные войны». Однако для них главное не повидаться с другим человеком, а поговорить про «Звездные войны». Обмен информацией важнее, чем вопрос о том, как и что конкретно было сказано.

При разговоре аутистов перебивание не является невежливым. На то есть несколько причин.

Во-первых, когда аутичный разум слышит информацию, то он обрабатывает ее с помощью ассоциаций. Очень часто аутист слышит предложение, а потом начинает думать о чем-то совершенно постороннем по отношению к разговору в целом, но связанном с этим конкретным предложением. Например, когда аутист слышит, как другому аутисту понравились польские сосиски, то он тут же думает о том, что его мать ездила в Польшу, и вот уже два аутиста говорят о Польше.

Однако для того, чтобы направить русло разговора на Польшу, аутист должен перебить другого. Почему? Потому что упоминание о Польше имеет смысл только после слов «польские сосиски». Если он будет ждать, пока собеседник завершит свою мысль, то мысли о поездке матери в Польшу окажутся совершенно бесполезными. Поэтому, если он перебивает, то собеседник его выслушает, а если нет, то у него не будет шанса высказаться.

Во-вторых, поскольку у аутистов есть нарушения обучения, включая плохую кратковременную память, плохое использование памяти и так далее, то они могут постараться выпалить пришедшую в голову идею как можно быстрее, пока они ее помнят, не дожидаясь своей очереди говорить. Идея может прийти и быстро исчезнуть, так и не вернувшись, что вызывает фрустрацию у аутиста. У других аутистов есть аналогичные проблемы, так что они не переживают, если их перебивают, чтобы поскорее сформулировать свою мысль.

В-третьих, у аутистов часто отсутствует способность понять, когда другой человек закончил говорить. Это становится проблемой, когда аутисты говорят с обычными людьми. Аутисты не знают, когда обычный человек действительно закончил речь, или же он просто переводит дыхание перед следующим предложением. А когда обычный человек на самом деле все сказал, аутист этого не понимает сразу, и когда, наконец, решает заговорить, то говорит уже кто-то другой. Так что в разговоре аутистов просто не существует такого понятия, как сказать все. Некоторые аутисты вообще будут говорить без остановки, пока их не перебьют. А когда вы их перебьете, то они будут вас слушать, но после того, как вы закончите, они вернутся к тому, на чем остановились ранее.

Многие аутисты имеют привычку говорить слишком много. Они не остановятся, если вы их не перебьете. Поэтому многие аутисты начинают перебивать друг друга, чтобы заставить другого человека замолчать, так как это единственный способ вставить хоть слово. Более того, некоторые аутисты неспособны остановится — они просто начинают говорить все, что в голову придет, так что, перебив их, вы сделаете им одолжение.

Иногда я не могу контролировать то, что говорю, и как только начну, то буду продолжать говорить бесконечно. Наш разум похож на поезда, которые следуют из одной точки в другую по заранее проложенному пути. Возможно, это одна из причин того, почему дети-аутисты так любят поезда.

Поскольку основное внимание в дружбе аутистов уделяется информации, а не другому человеку, собеседник обычно не обижается, что его перебили. Если он не договорил, то он так и скажет: «Я не договорил». Если другому человеку нужно высказаться, и он не может сдерживаться, то он просто должен подождать, а потом самому перебить собеседника. В конечном итоге, обмен информацией состоится, а в этом и есть смысл дружбы.

3. Всегда можно просто сказать «нет» вместо того, чтобы придумывать причину, по которой ты не можешь что-то делать с другом.

Если вы хотите, чтобы аутист поиграл с вами в настольную игру, а другой аутист этого не хочет, то он просто скажет «нет». Не все аутисты умеют принимать «нет» в качестве ответа, но, скорее всего, они скажут «нет», если им не хочется делать то, что вы предлагаете.

Аутистов часто заставляли делать что-то против их воли, так что они прекрасно понимают чувства другого аутиста, который не хочет в чем-то участвовать. Когда они сообщают о своем желании не участвовать в чем-то, то они не подводят своих друзей, так как знают, что друзья их поймут.

Аутиста обижает не то, что вы говорите, а то, что вы имеете в виду. Правда не обижает, а вот ложь и обман — да.

Когда ребенка-аутиста травят, то его чувства ранят, потому что обидчик специально старается их задеть и придумывает для этого хитрые уловки. Однако когда аутист говорит что-то негативное другому аутисту, то он не старается его травить, а просто сообщает правдивую информацию.

Однажды я ходил в кино с моей ровесницей в спектре аутизма. Она полностью отключилась во время фильма, и было очевидно, что ей не хочется там присутствовать.

Хотя я понимал, через что она прошла, моя мать решила, что будет невежливым, если я не позвоню ей и не попрошу ее снова сходить в кино. Когда я это сделал, то девушка сказала мне, что у нее есть планы на всю неделю, и она не может со мной увидеться. Когда позднее оказалось, что настоящая причина была в том, что ей не понравилось смотреть со мной кино, но она пыталась быть вежливой, я ужасно разозлился. Я почувствовал, что она меня предала, и мои чувства были задеты. Я был зол не из-за того, что она мне отказала, а потому что она солгала мне об этом. Если бы она была честна, то я бы не обиделся. И если бы я не подчинился своей матери и не позвонил бы той девушке, то я бы не оказался в ситуации, когда она была вынуждена мне лгать. Так что в этом случае два нормальных правила поведения — позвонить кому-то из вежливости, даже если тебе не хочется, и выдумать историю о том, почему ты не хочешь с кем-то увидеться — причинили вред нам обоим.

4. Информация не бывает плохой или хорошей, уместной или неуместной. Она просто существует.

У многих аутистов мышление имеет «фактическую» основу, как я это называю. Именно поэтому перебивания в отношениях аутистов не существует как явления, несмотря на то, что аутисты часто перебивают. Точно так же, обмен информацией ради обмена информацией может оскорбить нейротипичных людей, потому что аутисты часто приводят фактические данные, даже если они неуместны или смущают.

В одном фильме, который я видел, был мужчина по имени Эдгар, которого спросили, как семейная пара трагически погибла в автокатастрофе, и он ответил обыденным тоном: «Знаете, в Шотландии часто бывает сильный туман. Добавьте к этому дорогу с множеством поворотов, немного виски — в таком несчастном случае нет ничего удивительного».

Заявление Эдгара отличается полным отсутствием сострадания к погибшим людям. Однако вряд ли Эдгар действительно лишен чувств. Хотя в фильме не говорится, что Эдгар аутист, такое заявление вполне мог сделать аутичный человек, и он бы не увидел в этом ничего плохого. Почему? Потому что аутисты обычно думают в терминах фактической информации, свободной от эмоций.

Однажды я позвонил своей подруге-аутистке, и она сообщила мне, что у нее начались месячные. Мы оба знали, что обычно девушка не делится такой информацией с парнем, но мы также знали, что мы оба аутисты, и ей хотелось поделиться со мной информацией о себе. Я это понял. Для нас это был просто обмен информацией, и нас он никак не побеспокоил несмотря на деликатную тему. Некоторые (хотя и не все) аутисты, которых я знаю, спокойно делятся информацией о своих телах или о своем прошлом. В той ситуации я даже в шутку ответил: «Будь я еще большим аутистом, я бы посмотрел в календарь и сообщил бы тебе, в какой день недели у тебя начнутся следующие месячные».

Часто это не проблема, когда аутисты говорят друг с другом, потому то, о чем они говорят, свободно от таких чувств как смущение. Два ребенка-аутиста, обсуждающие поезда и различные направления железных дорог, например, чем красная линиям метро отличается от синей линии, обычно не говорят о том, что они чувствуют в отношении поездов, как и о том, какие чувства вызывают поезда. Важны не сами собеседники, а тот факт, что они оба увлечены поездами.

5. Часто главный фактор в отношениях — это наличие общих внутренних интересов, а не физические данные, привлекательность или пол.

Как-то мне сказали, что символ настоящего зануды — это пластиковый держатель для ручек и гелевые ручки в кармане рубашки. Мне кажется, что символ зануды — это сосредоточенность на внутренних интересах и равнодушие к внешности, как к своей, так и к внешности другого человека.

Это также особенность отношений аутистов. Очень часто аутистов не волнует внешность другого человека, но им важно, чем этот человек интересуется. Как говорилось выше, фанаты «Звездных войн» говорят о «Звездных войнах», им важны факты о фильмах, а не одежда или прическа собеседника.

Иногда это приводит к пренебрежительному отношению к своему внешнему виду. Многие аутисты не думают о том, как они выглядят. Ведь есть множество других вещей, о которых можно думать. Очень часто у аутистов нет представления об уродстве — для них другие люди не являются ни красивыми, ни безобразными. Они могут находить странным, например, что толстых людей дразнят и высмеивают.

Это заметно, когда аутисты поддерживают дружеские отношения, которые воспринимаются ими иначе, чем обществом. Например, общество, а под «обществом» я имею в виду других людей, иначе воспринимает дружбу мальчика и девочки или мужчины и женщины, чем дружбу двух мальчиков или двух девочек, двух мужчин или двух женщин. Например, моя мать говорила мне, когда я собирался в кино с девушкой-аутисткой, что я должен заплатить за оба билета. (По иронии, девушка с аутизмом об этом даже не догадывалась). Но, по ее словам, если я иду в кино с другим парнем, то мы должны платить каждый за свой билет.

Когда аутист встречает кого-то со схожими интересами, то очень часто неважно, мальчик это или девочка, высокий он или низкий, молодой или старый, живет ли он в той же комнате или в другой стране. Важно то, что это его друг — человек, с которым приятно разговаривать и проводить время. Разве это не подлинное определение дружбы?

В наши дни, благодаря Интернету, аутисты способны найти глубокие и удовлетворительные дружеские отношения с людьми, которых они даже никогда не встречали, и с которыми они общаются только в чатах, по электронной почте или просто по телефону. Иногда такая дружба идеальна для многих людей с аутизмом, так как она сосредоточена только на информации, а не на физическом присутствии другого человека.

6. Из всех социальных правил есть исключения. На самом деле, даже перечисленные здесь социальные правила не всегда соблюдаются.

Как поется в песне «Обычные люди»: «Каждому свое». Хотя в этой статье я говорил об аутизме в целом, аутизм — это очень разнообразное расстройство. Обычные правила общения многогранны, и то же самое относится и к правилам аутистов. Это относится к обеим сторонам. Данная статья не задумывалась как руководство для нейротипичных людей, которое поможет им общаться с аутистами. Перечисленные здесь советы вам не помогут. Это лишь поможет понять некоторых аутистов, в первую очередь меня самого и то, как я воспринимаю общение. Тем не менее, все аутисты разные.

Например, некоторые аутисты вступают в брак и способны на постоянные отношения с мужем или женой. Стивен Шор, лектор-аутист, женат. Лиан Холлидей Уиллей, автор автобиографии про аутизм, замужем. И многие аутисты ведут себя друг с другом вежливо, даже если это значит сокрытие правды, потому что они считают, что важно быть вежливыми, чтобы не ранить чужие чувства.

Так что решение проблемы отсутствия друзей в том, чтобы понять, что «отсутствие друзей» не обязательно является проблемой, если только человеку не нужны другие люди для полноценной жизни. В этом случае родители и специалисты должны обеспечить аутистов возможностями для общения с другими аутистами, и им следует признать, что у аутистов могут быть свои социальные правила, даже если они кажутся вам странными или смущают вас, для них они являются нормой.

И как только будет достигнуто взаимопонимание, мы все — обычные и аутичные люди всего мира — сможем лучше понять разум друг друга.

outfund.ru

Как общаться с аутистами? | Фонд Выход, аутизм в России

20.10.14

Десять советов от взрослого человека с аутизмом

Автор: Стив Саммерс / Steve Summers
Источник: Autismum

 

 

1. Пожалуйста, не забывайте, что трудности с коммуникацией типичны для аутизма. Нам трудно воспринимать социальные сигналы или язык тела. Проявите терпение и понимание.

2. Мы склонны понимать слова буквально, и нам сложно читать между строк. В результате, мы можем задавать кучу вопросов, чтобы прояснить, что вы имели в виду. Мне часто говорят, что я задаю слишком много вопросов. Не стоит на это обижаться. Это наш способ удостовериться, что мы действительно поняли вашу мысль. Мы также можем пересказывать собственными словами то, что вы только что сказали, чтобы добиться взаимопонимания.

3. Если мы неправильно поняли сказанное вами, пожалуйста, проявите терпение и поясните смысл ваших слов. Не надо сразу предполагать, что мы отказываемся понимать вас из каких-то недобрых побуждений. Помните, что коммуникация может быть очень трудна для нас. Мы часто тратим дополнительные усилия на то, что вы делаете не задумываясь.

4. Пожалуйста, не надо обижаться на наш стиль общения. Мы склонны к прямолинейности, честности и откровенности. Некоторые могу посчитать нас грубиянами и нахалами. Но если мы не приукрашаем действительность, мы не пытаемся обидеть вас. Мы не хотим быть грубыми. Пожалуйста, не надо думать, что на вас нападают, и защищаться. Помните, что коммуникация сложна для нас. Не надо предполагать худшее. Очень часто мы сталкиваемся с нападками и нравоучениями от тех, кто просто не хочет дать нам поблажку и приписывает несуществующие мотивы.

5. Пожалуйста, не ожидайте от нас взгляда в глаза. Иногда мы можем заставить себя смотреть другим людям в глаза, но это вызывает у нас дискомфорт. Поддержка контакта глазами требует осознанных усилий. Эти усилия мешают нам слушать и понимать, что вы говорите. Обычно я больше смотрю на рот другого человека, чем на глаза. Другие аутисты могут вообще не смотреть на лица других людей. Это нормально.

6. Пожалуйста, учтите, что, скорее всего, в прошлом нас часто отвергали, исключали, высмеивали или травили. Если мы кажемся беспокойными или неуверенными в себе, то причина может крыться в нашем опыте жизни в мире, который не понимает и часто враждебен к нам. Нам приходится очень много работать, чтобы установить контакт с другими людьми. Пожалуйста, постарайтесь установить с нами контакт с помощью понимания и доброты. Если мы почувствуем, что вы игнорируете нас, то мы будем очень переживать. Мы можем проявлять навязчивость, пытаясь получить от вас хоть какую-то обратную связь. Пожалуйста, помогите нам почувствовать себя увереннее, выразив свою поддержку.

7. Пожалуйста, не надо говорить с нами снисходительно. Обращайтесь с нами как с равными. Мы можем говорить монотонным или необычным голосом. Мы можем вообще не говорить с помощью голоса. Мы можем печатать вместо устной речи. Пожалуйста, будьте терпеливы. Нам может потребоваться дополнительное время, чтобы сформулировать свои ответы.

8. Пожалуйста, не говорите очень громко и не кричите. Нам это может быть крайне неприятно. Каждый раз, когда кто-то подходит ко мне и начинает говорить слишком громко, я вздрагиваю. Для меня это то же самое, как если кто-то выпрыгнет из темноты и заорет «БУ!» Это вызывает выброс адреналина в организме. Мне это не нравится.

9. Пожалуйста, НЕ НАДО трогать нас без предупреждения. Это нас пугает. Мы не любим неожиданные прикосновения.

10. Пожалуйста, не надо думать, что мы неспособны сочувствовать или испытывать эмоции. Мы легко воспринимаем негативное отношение или осуждение. Мы знаем, когда люди презирают нас или враждебно настроены. Если вы ведете себя неуважительно, мы замкнемся в себе.

Пожалуйста, помните о том, что мы все разные. Эти проблемы могут варьироваться от человека к человеку. Вышеперечисленные советы написаны исходя из моего опыта аутиста. Это просто общие рекомендации. Спасибо за то, что прочитали их.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru

6 правил общения с ребенком-аутистом: методики милосердия

Количество людей, родившихся с аутизмом, растет с каждым годом, но готовы ли мы ко встрече с ними? О том, что должен знать каждый из нас, чтобы научиться общаться с такими людьми, мы попросили рассказать Юлию Преснякову – опытного психолога, работающего с детьми-аутистами.

  • Что самое важное в общении с ребёнком с аутизмом?

    Юлия Преснякова, клинический руководитель проекта «Инклюзия»: Наверное, самое важное – это ровный эмоциональный фон. Мы стараемся все свои фразы и предложения формулировать исключительно в положительном ключе плюс разговариваем очень-очень спокойно и нейтрально.

  • Что мы должны знать до начала общения с ребёнком с аутизмом?

    Мы должны точно знать, что мы сейчас в этой ситуации хотим от него. Поставить себе какую-то конкретную цель. Например: «Я хочу, чтобы мы пошли покушали». Когда эта цель есть, дальше мы начинаем думать над тем, каким образом эту информацию можно донести

  • Как мы выстраиваем свою речь в общении с ребёнком с аутизмом?

    Мы используем чёткие структурированные фразы, где в первую очередь акцент на том, что именно мы хотим донести до человека, до ребёнка. Например: «Хочешь банан?» или «Садись на стул». Если необходимо, мы подкрепляем слова жестом или, например, какой-то визуальной картинкой.

    — Пойдём играть в мячик? Пойдём?
    — Хочешь в мячик играть?

    Не стоит загружать речь множеством дополняющих друг друга слов: «Посмотри, вот давай мы посмотрим с тобой, давай сядем, вот откроем книжечку, а что у нас вот в этой книжечке…» В таком случае речь превращается просто в шум. Она перестаёт быть функциональна. А наша задача, чтобы речь была функциональной и максимально понятной.

  • Какие дополнительные средства могут нам помочь в общении с ребёнком с аутизмом?

    Мы можем использовать расписание, помогая ребёнку организовать какую-то деятельность. Можно использовать карточки «Пекс» (система коммуникации посредством специальных карточек), которые позволяют ребёнку выбрать тот предмет, объект или действие, которое он действительно хочет. Можно просто набрать схематические изображения из доступных средств, если есть такая необходимость. У нас всегда в каждом доме можно найти какие-то книги, какие-то журналы, изображения, упаковки из-под объектов, предметов и наладить взаимодействие «по-походному», по-быстрому.

  • Как современные технологии могут помочь нам в общении с ребёнком с аутизмом?

    Мы можем использовать, например, такую программу, которая называется «Go-talk», при помощи которой ребёнок может научиться писать о своих желаниях, запросах и о том, что ему необходимо.

    «Ты хочешь пить?» И всё, что делает ребёнок – он выбирает слово «да» из своего словаря и нажимает «готово».

  • Что делать, если ребёнок находится в состоянии стресса?

    Одно и то же поведение – ребёнок расстроился, кричит, плачет, оно по-разному закрепляется в зависимости от причины происхождения.

    -Ты расстроился. Я понимаю, это так неприятно.

    Итак, мы можем успокоить ребёнка, если действительно от нас здесь ничего не зависит, и он имеет права показывать такую реакцию.

    Мы можем найти источник фрустрации или стресса и убрать его, если это зависит от нас.

    И если это неприемлемое поведение, которое несёт в себе функцию попросить о чём-то или же отказаться от чего-то, то тогда мы эмоционально игнорируем его, предлагая другую возможность просьбы или отказа. И в таком случае, игнорируя нежелательное поведение, мы следим только за тем, чтобы ребёнок не причинил себе вреда.

  • www.miloserdie.ru

    Как говорить с взрослым аутистом?

    25.01.15

    Рекомендации молодой женщины в спектре аутизма о том, как уважительно говорить с людьми с аутизмом

    Автор: Лидия Браун / Lydia Brown
    Источник: Autistic Hoya

     

     

    1. Вы говорите с взрослым человеком. Не надо сюсюкать и говорить с ним как с ребенком.

    2. Не спрашивайте, где его родители, сопровождающий или помощник. Это взрослый человек, и совсем не обязательно, что за ним кто-то приглядывает.

    3. Если он не смотрит вам в глаза, то не надо думать, что он игнорирует вас и не хочет с вами общаться.

    4. Если он смотрит в свой телефон, планшет или куда-либо еще, то не надо думать, что он игнорирует вас.

    5. Если он не кивает головой и не говорит что-то вроде «угу», когда вы говорите, то не надо думать, что он вас не слушает.

    6. После своих слов делайте достаточно длинные паузы, чтобы он мог начать говорить устно или напечатать ответ.

    7. Помните, что у взрослого аутиста может быть задержка в обработке информации, предоставьте ему дополнительное время, чтобы понять сказанное вами и сформулировать ответ.

    8. Если этот человек использует альтернативную и дополнительную коммуникацию (то есть, это взрослый человек, который использует карточки с изображениями, жесты, символы или печать на компьютере), то предоставляйте ему еще больше времени, чтобы сформулировать ответ и воспроизвести его. Альтернативная и дополнительная коммуникация требует гораздо больше времени, чем устная речь, так что убедитесь, что ваш собеседник находится с вами в равных условиях.

    9. Если рядом с взрослым человеком находится специалист, помощник или родитель, то НЕ обращайтесь к нему через них и не задавайте им вопросы об аутичном взрослом. Обращайтесь к аутичному взрослому только напрямую.

    10. Если у него есть служебное животное, например, кошка или собака, то не прикасайтесь к нему, не зовите его и не привлекайте его внимания, если вы не получили разрешения владельца животного.

    11. Если вы смотрите в глаза и на лицо аутичного взрослого, а он не смотрит в ответ, то не надо чувствовать себя неловко.

    12. Не задавайте ему личных вопросов, например, связанных с его здоровьем, самочувствием, сексуальной жизнью или финансами. Не спрашивайте того, о чем вы не стали бы спрашивать взрослого человека без инвалидности в аналогичных обстоятельствах.

    13. Не спрашивайте аутичного взрослого, где он работает, или какое у него образование, так как непропорционально большое число аутичных взрослых безработные, имеют работу намного ниже их квалификации и/или не имели доступа к высшему образованию. Хотя многие аутичные взрослые имеют стабильную работу, учатся в вузе или окончили его, гораздо больше тех, у кого не было такой возможности, и подобный вопрос создаст неловкость и ненужное напряжение в разговоре.

    14. Если разговор зашел об отношениях, романтике или сексе, то не надо предполагать, что у аутичного взрослого никогда не было отношений. Хотя аутичные молодые люди часто не получают достаточной информации об этой стороне жизни, разнообразие интимного и романтического опыта среди аутичных людей может быть таким же, как и среди людей без аутизма.

    15. Если разговор зашел о родительстве, то не надо предполагать, что аутичный взрослый не может быть родителем, если не известно наверняка, что у него нет детей. У многих аутичных людей есть дети. (Иногда у этих детей тоже есть аутизм).

    16. Если вам нужно задать аутичному взрослому вопрос, то постарайтесь сделать его настолько конкретным, насколько это возможно. Неоднозначные, общие и размытые вопросы недоступны для понимания многих аутичных людей.

    17. Не надо кричать или повышать голос на аутичного взрослого. Громкие голоса могут спровоцировать паническую атаку и крайнюю степень тревожности.

    18. Не пяльтесь, если аутичный взрослый «стимится» — трясет кистями рук или взмахивает руками, ходит туда-сюда, издает звуки, кружится, раскачивается и так далее. Не надо от этого смущаться. При аутизме это нормальное и естественное поведение.

    19. НИКОГДА не говорите аутичному взрослому «успокоиться» или «опустить руки» в ответ на стимы. Никогда.

    20. Не говорите аутичному взрослому, что его мысли или чувства неправильные. Такое поведение называется «газовый свет» [попытки заставить человека сомневаться в собственной реальности]. Он знает, что для него лучше.

    21. Если аутичный взрослый называет себя «аутистом», то не надо его поправлять, говорить, что это неуважительный или оскорбительный термин и правильно говорить «человек с аутизмом». У каждого человека есть право определять себя так, как ему нравится.

    22. Не используйте в присутствии аутичного взрослого слова вроде «умственно отсталый» или «дебил». Большинство из нас слишком часто подвергались травле, нападкам и попыткам заткнуть рот с помощью таких выражений, так что о нейтральном использовании этих слов не может быть и речи.

    23. Если аутичный взрослый говорит вам, что ему нужно уйти отсюда, чтобы продолжить разговор, то послушайте его и сделайте это. То или иное место может вызывать у него сенсорную перегрузку, тревожность, потерю сил или создавать иное препятствие для эффективной коммуникации.

    24. Никогда не прикасайтесь к аутичному взрослому, не спросив предварительного разрешения, если только он не инициирует прикосновение сам (например, раскрывает руки для объятий или протягивает руку для рукопожатия). Если аутичный взрослый не инициирует прикосновение, то спросите «Вы не против объятий?» или что-то вроде этого.

    25. Не смущайтесь, если аутичный взрослый вдруг резко сменил тему разговора. Вы всегда можете возобновить первоначальную тему разговора, которую хотите обсудить, хотя если он скажет вам, что тема закрыта, не возвращайтесь к ней.

    26. Вы говорите с взрослым человеком. Говорите с ним, используя тот же словарь, тон голоса и темы для беседы, которые вы использовали бы с взрослым человеком без инвалидности, при той же степени знакомства и в аналогичной ситуации.

    Также смотрите:

    Что такое аутизм?

    Как общаться с аутистами?

    Как сделать мероприятие доступным для людей с аутизмом?

    Мои дети с аутизмом хотят, чтобы вы знали…

    Что нужно знать об аутизме вашему ребенку

    Двенадцать вещей, которые я узнал, когда взрослел с аутизмом

    Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

    outfund.ru

    Разное

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *