Желание подростков – Доска желаний для подростка: как понять, чего ты хочешь

Доска желаний для подростка: как понять, чего ты хочешь


Олеся Ахмеджанова

Мечты как птицы. Всегда с нами, но высоко-высоко — почти не достать. В подростковом возрасте они особенно яркие и красивые. Но что если ребенок не может сказать, чего ему хочется? Не понимает, как осознать и сформулировать желания. Выбрали несколько советов из книги «Чего ты по-настоящему хочешь», которые помогут понять себя. Дайте их почитать ребёнку.

Чего хочешь ТЫ

Каждый день все говорят тебе, что нужно делать. Родители, семья, друзья, учителя — все раздают советы. Конечно, прислушиваться к близким людям — полезно. Но гораздо важнее понять, чего же ты хочешь на самом деле.


Источник

Задай себе вопрос: «Чего на самом деле я хочу?». Подумай. Хочешь ли ты, чтобы тебя слушали? Одобряли. Поддерживали. Хочешь быть отличником, спортсменом, артистом, танцором? Научиться рисовать, кататься на сноуборде, сесть на шпагат? Может быть, ответы сразу возникнут в твоей голове. А может, не появится ни одного. Не переживай — это лишь повод, чтобы хорошо разобраться в себе. Чем мы и займёмся.

Анкета «Что меня вдохновляет»

Для начала советуем заполнить анкету. Анкета — отличный способ понять себя, во что ты веришь и что считаешь важным. Отвечай на вопросы честно, не пытайся казаться лучше или хуже. Можешь сохранить ответы в секрете, а можешь показать друзьям.

Чем мне нравится заниматься? Почему?

Что мне не нравится делать? Почему?

Что дает мне ощущение цели в жизни? Что придает моей жизни смысл?

К чему у меня талант? Что у меня хорошо получается? Как можно поработать над этим, чтобы у меня получалось еще лучше?

О чем мне нравится читать или смотреть фильмы?

О чем я думаю, витая в облаках?

Ответил? Прекрасно. На пути ещё один опросник.

Анкета «Найди свою мечту»

Эта анкета поможет определить твои ценности. Даже если ты ещё не определился с мечтой, ценности помогут тебе найти жизненный ориентир. Они определяют, кто ты есть и чего хочешь, делают тебя сильнее и смелее.


Источник

  • Напиши про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть твой друг, член семьи, учитель, тренер, сосед или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему ты считаешь их особенными?

  • Напиши о трех людях, которыми ты восхищаешься, но лично вы не встречались. Например, об известных людях, политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических личностях. За какие заслуги ты считаешь их великими?

  • Представь себя на выпускном вечере. Ты хочешь войти в праздничный зал, но тебя спрашивают: как ты думаешь, кем ты однажды станешь и чего добьешься. Что ты ответишь?

  • Через пять лет после окончания школы ты собираешься на вечер встречи выпускников, и тебя попросили сделать ролик о своей жизни. Какие события и достижения ты там покажешь?

  • Представь, что тебе исполняется семьдесят лет и твои друзья собираются наградить тебя Премией за достижения в жизни. Что они скажут о тебе? Какие твои достижения покажутся им особенными? Ты создавал произведения искусства? У тебя было свое дело? Ты был щедрым с друзьями? Хорошим родителем?

Итак, ты уже многое понял о себе. Составил карту ценностей. Написал о том, что тебе нравится. Определили свои увлечения и невероятные планы. Но как объединить эту информацию, чтобы она постоянно вдохновляла и мотивировала тебя? Очень просто — сделай доску желаний.

Доска желаний

Доска желаний — это коллекция картинок, фотографий, цитат, которые тебя вдохновляют. В них должны отражаться твои ценности, мечты и планы.

Это настоящее пространство для творчества — можно от души повеселиться и сотворить что-то необычное.

Чтобы сделать доску желаний, тебе понадобятся:

  • журналы, рекламные брошюры и прочие печатные материалы, из которых можно вырезать картинки;
  • мелкие вещи, как-то связанные с твоими мечтами: схемы или карты, билеты в театр, медиатор для игры на гитаре, горнолыжный абонемент;
  • одна или несколько твоих фотографий;
  • ножницы;
  • клей или скотч;
  • лист ватмана или плотной бумаги.

1. Из журналов вырежи изображения предметов, связанных с тем, что ты хочешь делать, что хочешь получить и кем стать. Найди картинки, которые отражают твои ориентиры. Если ты мечтаешь стать писателем, вырежи фотографию любимого литератора. Если ценишь в людях упорство, найди фото того, кто преодолел в жизни немало трудностей.


Источник

2. Ищи слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие черты, которые ты хотел бы видеть в себе — храбрость, ум, любознательность. Не забудь про жизненные ориентиры — сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным.


Источник

3. Разбери все найденные картинки, слова и предметы и выбери то, что больше всего нравится и олицетворяет твои мечты. В середину листа прикрепи свою фотографию, а вокруг нее размести и приклей картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как тебе нравится.


Источник

Поздравляем: твоя доска готова! Повесь ее на видном месте, чтобы видеть ее перед сном и по утрам. Можно еще сделать фотографию коллажа и вложить ее в Дневник желаний, прикрепить к зеркалу или сделать заставкой на экране смартфона, чтобы всегда помнить о своих мечтах.

Доска желаний может меняться. Когда в твоей жизни появляется новая мечта, добавляй её на доску. Чем больше ты так делаешь, тем больше мотивируешь себя и тем четче вырисовывается твой путь.

По материалам книги «Чего ты по-настоящему хочешь»

Обложка поста отсюда

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Сексуальное влечение: слишком сильное, слишком слабое?

18+

Мы обычно знаем, кто и что нас влечет, но очень часто не можем найти причину этого влечения. Половое влечение врожденно, однако с возрастом и новым опытом оно развивается, усложняется. Чаще всего влечение различается по силе: при чрезмерном влечении говорят о гиперсексуальности, при его ослаблении — о гипосексуальности, а в случае полного отсутствия влечения — об асексуальности. Как выражаются эти особенности сексуального развития у детей и подростков?

Вряд ли бывают родители, которых беспокоит недостаточное сексуальное влечение у маленьких детей. А вот гиперсексуальность, особенно если она проявляется еще до подросткового возраста, часто обращает на себя внимание. Самое распространенное проявление гиперсексуальности — мастурбация.

Если речь идет о подростках, то для них гиперсексуальность — нормальная возрастная особенность, а мастурбация как ее проявление — безопасный способ снятия напряжения и приобретения сексуального опыта. У детей помладше мастурбация также может свидетельствовать о повышенной сексуальности, связанной с разными причинами. Чтобы разобраться в них, может потребоваться профессиональная помощь детского и семейного психолога.

Детская гиперсексуальность

Бывают такие дети, которые по своему психосексуальному развитию обгоняют сверстников. В этом случае родители замечают не только частые прикосновения к половым органам, но и стремление затевать сексуальные игры, обнажаться, прижиматься, обнимать, целовать сверстников и взрослых. Стойкий характер подобного поведения, неспособность его контролировать — важные симптомы, которые могут указывать на нарушения в работе эндокринной системы или определенных отделов головного мозга.

К счастью, такие нарушения встречаются довольно редко. Чаще к психотерапевтам приводят мальчиков и девочек, у которых гиперсексуальность связана с невротическими расстройствами. Родителей озадачивает и шокирует упорное стремление ребенка к мастурбации, подглядыванию за переодеванием, физиологическими отправлениями лиц противоположного пола, к организации сексуальных игр.

Иногда такое поведение наблюдается лишь эпизодически, со временем прекращается. Если оно становится постоянным и назойливым, то, скорее всего, ребенок испытывает сложности в психологической и социальной адаптации. Мастурбация у детей до вступления ими в период полового созревания представляет собой проявление гиперсексуальности и одновременно частый симптом невротического конфликта.

Зигмунд Фрейд считал, что у таких детей затруднено формирование чувства стыда, эстетических и моральных представлений. Он подчеркивал, что возведение этих «плотин» — не только дело воспитания, что оно может быть обусловлено и наследственными факторами.

При чем тут родители?

Одной из причин детской гиперсексуальности, в частности, проявляемой мастурбацией, может быть депривация: недостаточное внимание к ребенку со стороны значимых взрослых в сочетании с повышенными к нему требованиями. Такие дети страдают от низкой самооценки, переживают чувства ненужности и одиночества. Дефицит впечатлений, положительных эмоций они нередко восполняют с помощью мастурбации, иногда испытывая при этом чувство вины, пытаясь бороться с желанием. Из-за этого мастурбация может приобретать навязчивый характер.

Другая причина невротической гиперсексуальности — постоянная, как правило, неосознаваемая родителями стимуляция сексуальных интересов ребенка: обнажение перед ребенком противоположного пола, призыв не стыдиться наготы, совместные купания, излишне нежные ласки, объятия и поцелуи в губы, частое совместное пребывание в одной постели.

Дисгармония супружеских отношений, сексуальная неудовлетворенность родителей могут провоцировать у отца или матери бессознательное стремление к сексуально окрашенным отношениям с ребенком противоположного пола. Подобные отношения с родителями вызывают у детей двойственные чувства: чувственное удовольствие, ощущение «значительности и обладания властью в семье», с одной стороны, и «сексуальный дискомфорт, чувство вины» — с другой.

При этом родители, как правило, уверены, что не воспринимают собственных детей как представителей противоположного пола, и не верят в то, что могут представлять для своих детей сексуальный интерес.

Родителям предстоит найти и устранить причину тревожности, те обстоятельства, которые стимулируют сексуальность ребенка

Родители 8-летней девочки пришли на прием, заметив, что дочь часто садится верхом на подлокотник кресла, совершает характерные движения. Выяснилось, что каждый день папа, пока жена готовит ужин, помогает дочери подмываться, несколько раз в неделю купает ее. В то же время мать девочки уже больше года отказывала мужу в интимной близости, ссылаясь на то, что не может достичь оргазма, и половой акт ей неприятен.

Всего три сеанса психотерапии понадобились для того, чтобы супруги обрели сексуальную гармонию, а у девочки после игровых занятий с психологом исчезла потребность в самоудовлетворении.

Сегодня, когда в обществе господствуют весьма либеральные взгляды на сексуальную мораль, не только родители, но и некоторые специалисты не осознают, что нужно обратить внимание на ребенка, если у него наблюдается навязчивое желание мастурбировать.

32-летняя Мария обратилась ко мне с жалобами на своего 6-летнего сына: он вел себя агрессивно с няней и с детьми в детском саду, к тому же у него появился мигательный тик. На вопрос о мастурбации ребенка она ответила утвердительно и даже с некоторой гордостью: «Да, он часто «нежится». Как свободная минутка выдается, так сразу в кровать бежит и «нежится». Настоящий мужик растет! Я иногда подхожу и заглядываю под одеяло, как он это делает. Раньше он стеснялся, а теперь перестал».

Конечно, ругать или тем более наказывать маленького ребенка за мастурбацию нельзя, но и поощрять ее тоже крайне неразумно. Для родителей это скорее сигнал: с ребенком что-то не в порядке, им предстоит найти и устранить причину его тревожности, те обстоятельства, которые стимулируют сексуальность ребенка, которому еще далеко до подросткового возраста.

Нередки такие ситуации, когда родители запрещают детям мастурбировать, ругают их за это, но одновременно сами неосознанно возбуждают их.

38-летняя Инна привела ко мне 10-летнего сына и рассказала, что уже два года борется с его онанизмом. У мальчика наблюдался также повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость и нарушения сна, он грыз ногти. Инна старается не оставлять его одного и даже сняла крючок в туалете. Когда мальчик идет в туалет, мать, подождав некоторое время, распахивает резко дверь и всегда застает сына за «недостойным занятием». Это происходит ежедневно.

Мать с сыном живут вдвоем, и, хотя в квартире две комнаты, спят они вместе в одной постели, так как «сын во сне часто раскрывается». Каждый вечер перед сном Инна снимает с себя всю одежду и надевает ночную рубашку в присутствии сына, причем уверяет, что мальчик не обращает на нее внимания. Она моет сына в ванной, иногда они купаются вместе. Только когда удалось убедить мать, что причина гиперсексуальности мальчика именно в ее действиях, психотерапия дала результат.

Одинокие мать или отец могут хорошо воспитать ребенка противоположного пола, но риск совершать ошибки у них выше

Важно понимать, что родители в большинстве случаев вовсе не хотят ни сексуально возбуждать ребенка, ни использовать его для удовлетворения собственных желаний. Однако их сексуальная неудовлетворенность оказывается для детей фактором риска. Осознав механизм происходящего, они могут успешно сотрудничать с психотерапевтами и общими усилиями устранить проблему.

В гармоничных семьях отец и мать служат для детей образцом мужского и женского поведения. Если один из родителей компенсирует за счет ребенка дефицит тепла, общения, положительных эмоций, сексуальных переживаний, ребенок испытывает постоянное напряжение и двойственные чувства: сексуальный интерес, удовлетворение любопытства сочетаются у него с чувством вины, желание прекратить подобные отношения — с невозможностью отказаться от такой увлекательной сексуальной игры.

Одинокие мать или отец могут хорошо воспитать ребенка противоположного пола, но риск совершать ошибки у них выше, они чаще нуждаются в психологической помощи. Появление у ребенка первых признаков стыда наготы должно быть встречено родителями с пониманием. Если ребенок 8–9 лет совсем не стесняется членов семьи противоположного пола, ему стоит объяснить, что он уже большой и должен следовать определенным правилам приличия.

Ни в коем случае нельзя впадать в другую крайность, требовать от ребенка чрезмерной стыдливости, создавать у него впечатление, что все связанное с половыми органами, с сексом постыдно и грязно.

Гиперсексуальность у подростков

Физиологические и психологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, естественно проявляются повышенным интересом к сексу, к книгам и фильмам на эту тему, к противоположному полу, высокой сексуальной возбудимостью, мастурбацией. Последняя позволяет подросткам снять напряжение, которое имеет как физиологические причины, так и стимулируется примером приятелей и подруг, желанием проверить свои сексуальные возможности и получить удовольствие.

Взрослым стоит быть более внимательными к подростку в том случае, если они замечают у него сверхценное, тревожное или навязчивое отношение к сексу, свойственное детям, воспитанным в рамках чрезмерно строгой морали.

О том, что мастурбация стала навязчивой потребностью, говорит желание «не думать об этом» в сочетании с попытками бороться с «вредной, стыдной привычкой», страхом заболеть из-за нее, нарастающим чувством вины от невозможности справиться с собой. В семье, где секс табуирован и считается чем-то порочным, подобные переживания могут быть вызваны даже эротическими сновидениями.

Грязные разговоры, порнографические картинки позволяют подросткам «заземлить» их эротические переживания

Почти повсеместное использование подростками бранной лексики — еще одно проявление гиперсексуальности, которое обычно указывает на их неуверенность в собственной сексуальной «нормальности» и состоятельности. Используя матерные слова, тинейджер как бы пытается показать окружающим, что пренебрежительно относится к вопросам пола, что проблем в этой области для него не существует.

«Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают у многих подростков повышенный интерес, позволяют им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены», — пишет Игорь Кон в своей книге «Психология старшеклассника» (Просвещение, 1980).

Что заставляет их решиться?

Либерализация сексуальной морали, обилие эротики и откровенных сексуальных сцен в рекламе, журналах, в кино и интернете, доступность порнографии, безусловно, подстегивают и без того разогретый гормонами интерес подростков к сексу. Но отправиться на поиски «взрослой» любви их заставляет потребность в близком общении и эмоциональном тепле.

Прообраз первой возлюбленной для мальчика — его мать, а ранние, часто случайные половые связи могут указывать не на стремление к взрослым сексуальным отношениям, а на желание вновь почувствовать материнскую ласку. Так что причиной ранних и беспорядочных сексуальных связей подростка часто служит не столько усиление полового влечения, сколько комплекс неполноценности, неуверенность в своей привлекательности и сексуальных возможностях, одиночество, жажда любви и внимания.

Другой причиной раннего начала половой жизни может быть желание самоутвердиться, казаться взрослее, отстоять свое право распоряжаться собственным телом в сочетании с неуверенностью в своей сексуальной состоятельности и желанием походить на «опытных» друзей-сверстников.

Поиски удовлетворения могут спровоцировать сексуальное экспериментирование, частую смену партнеров

При общей схожести эмоционального состояния главными для юношей и девушек оказываются разные мотивы. Для юношей — это чаще стремление к самоутверждению, независимости и самостоятельности, желание произвести впечатление на друзей, любопытство и экспериментирование, удовлетворение физиологической потребности.

Девушками чаще движут любовь и чувства к партнеру. Они испытывают давление будущего сексуального партнера или среды, желание избежать одиночества и быть как все, стремятся стать более популярной в среде сверстников и независимой от родителей.

Нередко сексуальный дебют случается без эротических переживаний, без влюбленности. Тогда он часто вызывает недоумение и разочарование, особенно если случается в неподходящем месте, поспешно, в состоянии опьянения. В результате вместо удовольствия и восторга — сожаление и неуверенность в себе. Как сказала одна девочка, «было быстро, больно и противно».

Но даже если секс принес физиологическую разрядку, отношения без любви не дают ожидаемого удовлетворения. Его поиски могут спровоцировать сексуальное экспериментирование, частую смену партнеров. Дефицит тепла, положительных эмоций, интимности такие сексуальные отношения не восполняют и поэтому надежд подростков не оправдывают. У них нарастает тревога, им становится труднее справляться с проблемами собственного предназначения, одиночества, жизни и смерти, смысла жизни.

Отсутствие желания

Гипосексуальность и асексуальность в подростковом возрасте — снижение и отсутствие сексуальных интересов, полового влечения. Как правило, сексуальное «равнодушие» сочетается с выраженным астеническим синдромом или с физическим инфантилизмом. Переживание сексуальной несостоятельности может в определенных ситуациях подтолкнуть подростка к сексуальному экспериментированию и раннему началу половой жизни, как и у гиперсексуальных сверстников.

Иногда в связи с особенностями воспитания и личностными установками подростки тщательно скрывают свой интерес к сексу. Это ложная гипосексуальность, при которой половое влечение присутствует, но подавляется. Подросток пытается бороться с собственной чувственностью, нередко изнуряет себя физическими упражнениями или учебой.

Отсутствие интереса к противоположному полу также может быть связано с тем, что подросток не способен решить задачу эмоционального отделения от родителей. Причиной, а иногда результатом этого могут быть отношения между подростком и родителем противоположного пола, в основе которых бессознательное влечение одного к другому.

Гармоничные отношения в семье, теплая эмоциональная атмосфера, соблюдение личных телесных и душевных границ, внимательное, уважительное отношение к детям, удовлетворение их жажды получения впечатлений и постепенного обретения самостоятельности способствуют благополучному сексуальному развитию — не слишком быстрому и не слишком медленному.

Дать созреть зеленым яблокам

Доверительные и дружеские отношения родителей с детьми помогут подросткам избежать ошибок и разочарований первой любви. Помогите взрослеющему ребенку разобраться в чувствах, отличить дружбу от влюбленности, любовь от влечения. Возможно, начать разговор поможет эта притча.

«Жил один человек, который никогда в жизни не пробовал яблок. А вокруг все говорили, какие яблоки прекрасные и вкусные, даже пели об этом песни. Очень захотелось человеку яблоки попробовать. Узнал он, что растут они на особых деревьях. Нашел яблоню и хотел яблоко сорвать. «Подожди! — сказали ему. — Яблоки еще не созрели, рано еще их есть».

Не послушался человек совета. Слишком велико было у него желание. Сорвал несколько яблок и съел. Яблоки были очень твердые, кислые, противные. А потом у него заболел живот. «И чего люди врут? — недоумевал он. — Знаю я, какие на самом деле яблоки, пробовал…»

Чувства тоже должны созреть, люди должны стать близкими и полностью друг другу доверять.

Об авторе

Игорь Добряков — кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова.

Читайте также

www.psychologies.ru

Подростковая сексульность. Три возраста сексуальности

Подростковая сексульность

Процесс полового созревания играет центральную роль в становлении личности подростка и очень тесно связан с формированием чувства собственной значимости и личностной идентичности. При этом подростки подходят к образу своего тела с завышенными требованиями. Они постоянно сравнивают себя со сверстниками, крайне болезненно реагируют на любые замечания в свой адрес, склонны находить у себя физические отклонения даже тогда, когда все показатели соответствуют норме. Особую тревогу у мальчиков вызывает рост гениталий, так как их размеры связываются с мужественностью и мужской потенцией. Молодые люди постоянно изучают себя, производят обмеры, сравнивают и обсуждают результаты. Многих беспокоят и явные проявления созревания: высказываются опасения, что эрекция будет заметна в самый неподходящий момент, например, во время ответа на уроке или в танце с девушкой.

Девочки недовольны большим количеством частей своего тела. Например, их волнует величина и форма ягодиц, ног, коленей, ступней. В нашей культуре символом женственности является грудь, поэтому ее недостаточные или чрезмерные размеры обычно тревожат девочек.

Усиленная секреция мужских половых гормонов (андрогенов) порождает так называемую подростковую гиперсексуальность, проявляющуюся в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях, бурных эротических фантазиях, навязчивой мастурбации. Гиперсексуальность характеризуется чрезмерной озабоченностью вопросами пола, иногда тотальной эротизацией окружающего мира, в котором видятся только аспекты, так или иначе указывающие на сексуальные проявления.

Однако в интенсивности эротических и сексуальных интересов наблюдаются значительные индивидуальные различия. Чрезмерная озабоченность характерна только для половины подростков-мальчиков, а среди девушек в возрасте 15–17 лет фиксированность на эротических проблемах выявляется не более чем у четверти. Подобного рода эмоциональная доминанта обычно носит временный характер и чаще всего сглаживается через несколько лет после прохождения подросткового периода. Другие подростки, напротив, демонстрируют небольшой интерес к сексуальности, но не лишены романтических переживаний и увлечений.

Характерной чертой подростковой сексуальности является разобщенность чувственного и нежного влечений. Дуализм любви и секса проявляется особенно резко у мальчиков. Юношеская мечта о любви и образ идеальной возлюбленной часто десексуализированы, то есть лишены половых критериев. Зарождающиеся привязанности обусловлены прежде всего потребностью в общении, самораскрытии, эмоциональном тепле. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первые свидания, первый поцелуй в этом возрасте важны не столько сами по себе, сколько как социальные символы, знаки взросления. Игровой характер подростковых ухаживаний очевиден.

Представления о сексе у мальчиков-подростков преимущественно обезличены, отрезаны от остальной жизни, сфокусированы на желании физической разрядки и потребности самоутверждения. У девушек нет такой фиксированности на физическом сексе, как у мальчиков. В качестве необходимого компонента отношений ими указываются безопасность, комфорт и единство чувств.

Сексуальная активность подростков носит отчетливо экспериментальный характер, это процесс постижения собственных телесных функций, проигрывания множественных вариантов взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. Все это находит выражение в подростковой мастурбации, бурном, а иногда и безудержном фантазировании на эротические темы, легкости вовлечения в «бездуховные» сексуальные контакты, возможности участия в необычных (девиантных) действиях («групповой секс», контакты с лицами своего пола, различные варианты развратных действий, в том числе сексуальное насилие, и многое другое).

Подростковая мастурбация

Начало самостимуляции связано с примером сверстников или является неожиданной «находкой» в процессе игры с гениталиями. Она содержит элемент любопытства к своему изменившемуся телу, стремление познать функционирование полового аппарата и проверить потенцию, то есть прежде всего убедиться в своей нормальности. В дальнейшем мастурбация становится осознанным действием, средством, позволяющим снять или смягчить проявления физиологического дискомфорта, и призвана осуществить разрядку, дать физиологическое удовлетворение. Для подавляющего большинства мастурбация оказывается естественным этапом в развитии здоровой сексуальности, является нереализованной формой гетеросексуального влечения (вместо отсутствующего объекта желаний) и сопровождается соответствующими фантазиями, в которых большинство представляет близость с любимым человеком.

Интенсивность мастурбации у подростков варьируется в широких пределах: от нескольких раз в год до ежедневных и даже неоднократных в течение суток. Нормативных цифр тут нет и быть не может. Различия объясняются уровнем сексуальной возбудимости, фиксированностью на сексуальной сфере, особенностями половой конституции, частично – моральными запретами. Долгие годы считалось, что девушки прибегают к самостимуляции значительно реже юношей. Опросы последних лет показывают, что наблюдается постепенное сглаживание половых различий и в этом: почти 2 /3 девушек и 82% мальчиков сознались в мастурбации.

Мастурбация у подростков – специфическое проявление возраста, непатологическая суррогатная форма разрядки сексуального напряжения, в сущности безвредная и способствующая снижению повышенной половой возбудимости.

Гомоэротическая активность

В период полового созревания весьма распространенными оказываются преходящие гомосексуальные контакты, которые можно отнести к определенному этапу нормального психосексуального развития. Для мальчиков 13–16 лет свойственно стремление к поиску объектов для идентификации в среде сверстников. Потребность в эмоциональном контакте, интимности в этом возрасте очень высока и реализуется в однополой дружбе, тесно граничащей с влюбленностью, что может вести к физическим проявлениям доверительности, общению в виде телесной ласки, которая в некоторых случаях сопровождается оргастической разрядкой, а потому клинически рассматривается как гомосексуальные действия. Чаще всего наблюдаются разного рода генитальные игры, совместная и взаимная мастурбация, реже – орально-генитальные контакты. Подобное поведение может вызываться естественным любопытством, интересом к телу и гениталиям представителей своего пола, отражает потребность подростка познать свое изменившееся телесное «я» через сравнение с другими. Обычно гомоэротические действия носят эпизодический, несистематизированный характер и легко прекращаются при появлении гетеросексуальных привязанностей. В процессе опроса 10, 4% девушек и 3, 9% юношей признались в желаниях вступить в сексуальный контакт с лицом своего пола. Около 6% девушек и 2% юношей испытывали влюбленность к лицам своего пола, 5% девушек сообщили о том, что уже имели лесбийские контакты. Кстати, не менее 20% девочек впервые «по-настоящему» поцеловались не с мальчиком, а с лучшей подругой («давай попробуем, как это делается»).

Преходящая гомосексуальная активность является частью групповой активности, никогда не направляется на взрослых, а отношение к гомосексуалам в подростковой среде остается крайне негативным и даже агрессивным.

Гетеросексуальные контакты

Для многих молодых пар взаимное влечение и эротические чувства воплощаются в нежности и телесном контакте, получившем название петтинга. Этим термином называют телесные ласки и стимуляцию эрогенных зон партнеров, приводящие к оргазму без осуществления полового акта. Внешне невинная форма контакта (поцелуи, объятия и стимуляция поверх одежды или под ней) служит важным этапом на пути взаимного чувственного познания подростков. Это своеобразная школа овладения невербальным языком эротического общения, возможность реализации и закрепления эротических установок, следующий шаг на пути от мастурбации к зрелой сексуальности. Подобные контакты вызывают значительно меньше вины и страха у девушек, чем половая близость, так как лишены таких неблагоприятных последствий, как ранняя беременность, заражение болезнями, передаваемыми половым путем, а для некоторых это и возможность сохранения девственности.

Примерно половина юношей и около 40% девушек к 16 годам уже имеют сексуальный опыт. Средний возраст начала половой жизни у девушек составляет 16, 4 года. Мальчики начинают половую жизнь чуть раньше, но имеют разовые контакты. Девочки ведут более систематическую половую жизнь. Сексуальные победы легче одерживают те, кто уверен в себе, и эти успехи в интимной сфере придают подросткам еще больше уверенности.

Начало сексуальных отношений в таком юном возрасте часто не подкрепляется должной психологической и эмоциональной зрелостью. Ранние связи, как правило, осуществляются без любви, сближение происходит с человеком более или менее случайным. На влюбленность как причину первой близости указали только 24% девушек и 15, 5% подростков-мальчиков. Любопытство, стремление доказать вожделенную «взрослость», пример сверстников («так принято»), настойчивость партнера – вот основные мотивы, которые наряду с любовью и половой привлекательностью партнера неизменно называются подростками в качестве причины такой близости. При этом, чем раньше начинают подростки половую жизнь, тем меньше в ней эмоциональной привязанности и тем больше на первый план выходят другие мотивы – прежде всего желание самоутвердиться, ощутить свою значимость и исключительность.

Недостаточная личностная зрелость молодых людей иногда может привести к превращению сексуальных отношений в своеобразный спорт, игру, вариант борьбы со скукой и тяготеть ко все большей изощренности. При этом поведение подростков обычно характеризуется стремлением усилить возбуждение, поддержать яркость ощущений любыми способами: беспорядочной сменой партнеров, алкоголизацией, наркотизацией, привлечением других эмоций для усиления возбуждения (агрессия, боль, страх), групповыми действиями. К интимным отношениям как к приятному времяпрепровождению относится треть мальчиков и почти каждая четвертая девушка; 4% девушек рассматривают сексуальные отношения как возможность получить какие-то материальные выгоды.

Секс в этом возрасте – своего рода социально-психологический эксперимент, в котором подростки проверяют свои возможности и доказывают себе и другим собственную взрослость. Сексуально искушенные подростки имеют более высокую самооценку. В то же время каждый четвертый мальчик и каждая седьмая девочка признают, что им не позволяют вступить в сексуальный контакт собственные застенчивость и нерешительность. Одновременно секс – это нечто запретное и рискованное. Поэтому раньше всего в него вовлекаются подростки, которым нравится риск, или те, кто нуждается в самоутверждении. С другой стороны, среди имеющих опыт сексуальных контактов часто оказываются и те, кто вступил в близость в результате настойчивых уговоров и действий партнера или под влиянием сверстников.

Первый сексуальный опыт еще не означает начала регулярной половой жизни. Постоянного партнера имеют 20% девушек и только 13% юношей, для которых половые контакты чаще всего оказываются «проверкой себя» (11% предпочитают вступать в кратковременные связи).

Подростковая беременность

Из сексуально активных девушек только треть использует эффективные средства контрацепции, еще треть – менее эффективные (как, например, прерванный акт) и треть вообще не пользуется ничем. По результатам опроса школьниц, 5% девушек столкнулись с проблемой нежелательной беременности. В РФ ежегодно беременность прерывают примерно 40 тысяч девушек-подростков в возрасте до 17 лет.

Факт беременности часто осознается с запозданием. Первая реакция – стыд, страх, растерянность, потрясение. Одних это повергает в состояние безысходности, тогда как других побуждает надеяться на «чудо». Для семьи беременность подростка всегда драма. Очень важно, чтобы рядом с девушкой в этот период оказался хотя бы один взрослый, которому она доверяет. Очень болезненным является вопрос выбора – сохранение или прерывание беременности. Аборт для многих является серьезной психической травмой и чреват осложнениями для будущей репродуктивной функции.

И мальчикам, и девочкам нужно знать, как предохраняться от беременности. Почти каждая третья девушка, вступившая в половую жизнь, узнала о способах предохранения только от своего партнера. Это значит, что ни в семье, ни в школе у нее не было ни малейшего шанса ознакомиться с необходимой информацией.

Довольно типичным явлением для подростков оказывается гиперролевое поведение, то есть стремление мальчиков демонстрировать максимальную, с их точки зрения, мужественность, которая для них ассоциируется с агрессивностью и доминированием над лицами противоположного пола. Стереотип «настоящего мужчины», мужчины, который всегда и везде должен выступать и действовать с позиции силы, покорять и подчинять себе женщин, часто культивируется в молодежной среде. В нормативных случаях агрессивный компонент сексуальности у подростков ограничивается циничными разговорами, яркими фантазиями, особенно на высоте возбуждения во время мастурбации. Среди мальчиков каждый четвертый указал на эротические фантазии, в которых представлял себя насильником. В раннем подростковом возрасте имеют место нападения на девочек того же возраста, во время которых «насильники» ограничиваются ощупыванием грудей и гениталий через одежду. При опросе московских и петербургских школьников в 1993 году 24% девочек и 11% мальчиков сказали, что испытали сексуальное принуждение в отношениях со сверстниками. Нередко к насилию толкает подростков и непонимание различий в мужской и женской сексуальности.

Одну из многочисленных групп составляют также атипичные сексуальные контакты, отражающие экспериментирование подростков с собственной сексуальностью на пути познания и дисциплинирования своей биологической потребности. В подростковом возрасте транзиторные (преходящие) сексуальные отклонения либо воспринимаются как игра, забава, нечто второстепенное и малозначимое, либо (на следующем этапе) вызывают чувство вины и страха, что оказывается достаточным барьером на пути повторных действий.

Можно утверждать, что у подростков большинство отклонений в сексуальном поведении вызвано периодом юношеской гиперсексуальности, ограничением контактов с противоположным полом, невозможностью реализовать нарождающуюся сексуальную потребность социально приемлемым способом, а также экспериментированием с собственной сексуальностью. Все эти отклонения являются лишь относительно коротким этапом психосексуального развития на пути становления зрелой сексуальности, когда методом проб и ошибок конкретизируются и закрепляются эротические предпочтения.

Влияние родителей

Хорошо известен факт напряженных отношений между родителями и подростками. Но это не умаляет большого влияния семьи на глубинные установки подростков в отношении себя и своих будущих партнеров. Неровные родительские отношения часто оказываются причиной психологических проблем в формировании у подростков зрелой сексуальности и в установлении полноценных партнерских отношений. Отсутствие у мальчиков теплых отношений с матерью приводит к снижению уверенности в себе, сложностям в отношениях со сверстниками. Эмоциональная недоступность родителей может вести к голоду по признанию, по человеческому теплу, доверию. Отсюда неуверенность в себе и подсознательные поиски партнера значительно старше себя по возрасту, который мог бы заменить образ родителя. Девочки, испытывающие эмоциональные трудности и конфликты в родительской семье, раньше и более «бездумно» вступают в сексуальные контакты, пытаясь найти в них недостающие тепло, ласку и внимание.

Половое воспитание подростков

Подростковую сексуальность невозможно искоренить ни нравственными увещеваниями, ни уроками физкультуры, она не поддается педагогическому контролю взрослых. Главное, что могут и обязаны сделать родители, – это научить подростков принимать решения, связанные с вопросами пола, ответственно и разумно, избегая тем самым наиболее опасных последствий ранних половых связей. Только 17% неискушенных и 30% искушенных подростков считают, что имеют достаточные знания о сексе. Юношей волнует проблема гомосексуальных связей, миф о вреде мастурбации. Девушек интересует информация о прерывании беременности, сексуальной агрессии, последствиях случайных связей, средствах контрацепции. Типичная ошибка родителей и педагогов – недооценка реального уровня интересов и знаний детей и подростков. Взрослые большей частью запаздывают со своей информацией, сообщают необходимые сведения слишком поздно и в недостаточном объеме.

Сексуальное образование и доступность средств контрацепции, по мнению Всемирной организации здравоохранения, не приводят к ранней половой жизни, а наоборот, способствуют отсрочке половой активности и безопасному сексу. Самыми успешными являются программы, которые вводятся в школьный курс обучения раньше, чем школьники вступают в половые отношения, и которые вооружают учащихся не только знаниями, но и практическими навыками безопасного секса (например, лекции, обучающие правилам пользования презервативом или средствами профилактики венерических заболеваний).

Влияние окружающих. Подросток стремится утвердить свое «я» через формирование собственных эротических идеалов и ценностей. Вначале сильное влияние оказывают родительские взгляды (1), но постепенно они начинают пересматриваться под влиянием учителей, средств массовой информации и, самое главное, сверстников (2).

Различия в общественных оценках поведения у юношей и девушек. Мальчики-подростки воспринимаются с точки зрения успешности их сексуальной активности (1), а от девушек общество требует быть эротически привлекательными и сексуально сдержанными (2).

Возраст первых сексуальных партнеров у подростков:

1. Среди 13–14-летних девочек 40% лишаются девственности с совершеннолетними мужчинами; среди мальчиков этого возраста первый сексуальный опыт с совершеннолетней женщиной имеет каждый пятый.

2. Среди 17–летних юношей сексуальный дебют в своей возрастной группе имели 90%, среди девушек – 40%.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sex.wikireading.ru

Сексуальные желания подростков — ответы и советы на твои вопросы

Здравствуйте!!! Мне 15 лет…но уже около года у меня иногда возникают необъяснимые приступы животного желание в сексе… именно в данный момент, потом всё проходит, и я начинаю нормально жить…(я девственница)! Это нормально???
пороходниченко анастасия алексеевна

Здравствуйте, Анастасия! Конечно, сексуальные желания совершенно нормальное явление в вашем возрасте. Главное, адекватно на них реагировать, то есть, уметь сдерживаться, не бросаться без разбора на первую подвернувшуюся особь мужского пола, независимо от того, нравится он вам или нет.

Во время полового созревания кардинально меняются отношения между мальчиками и девочками. Подростки начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола. Зачастую между ними возникают романтические чувства. Приблизительно в этот период в романтических отношениях начинают проявляться элементы сексуальности. Сексуальность у тинейджеров проявляется в результате биологического созревания. Увеличенная выработка половых гормонов, особенно тестостерона, усиливает сексуальное желание и привлекательность у обоих полов.

Формирующиеся сексуальные влечения чаще всего сопровождаются повышенной возбудимостью – гиперсексуальностью. Так подросток может возбудиться и от просмотра кинофильма, и от собственных фантазий, и от рассказов сверстников. Гиперсексуальность характеризуется чрезмерной озабоченностью вопросами пола, иногда тотальной эротизацией окружающего мира, в котором видятся только аспекты, так или иначе указывающие на сексуальные проявления.

У юношей в период полового созревания желание заняться сексом возникает, в основном, из-за сексуального влечения к девушке. Поведением девушек чаще всего руководят эмоции (они хотят получить любовь, нежность и заботу со стороны партнера).

Но нередки исключения. Случается, что девушек привлекают больше сексуальные отношения, секс не как духовная близость, а как процесс.

Чрезмерная озабоченность характерна только для половины подростков-мальчиков, а среди девушек в возрасте 15–17 лет фиксированность на эротических проблемах выявляется не более чем у четверти. Подобного рода эмоциональная доминанта обычно носит временный характер и чаще всего сглаживается через несколько лет после прохождения подросткового периода. Другие подростки, напротив, демонстрируют небольшой интерес к сексуальности, но не лишены романтических переживаний и увлечений.

Характерной чертой подростковой сексуальности является разобщенность чувственного и нежного влечений. Дуализм любви и секса проявляется особенно резко у мальчиков. Юношеская мечта о любви и образ идеальной возлюбленной часто десексуализированы, то есть лишены половых критериев. Зарождающиеся привязанности обусловлены прежде всего потребностью в общении, самораскрытии, эмоциональном тепле. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первые свидания, первый поцелуй в этом возрасте важны не столько сами по себе, сколько как социальные символы, знаки взросления. Игровой характер подростковых ухаживаний очевиден.

Представления о сексе у мальчиков-подростков преимущественно обезличены, отрезаны от остальной жизни, сфокусированы на желании физической разрядки и потребности самоутверждения. У девушек нет такой фиксированности на физическом сексе, как у мальчиков. В качестве необходимого компонента отношений ими указываются безопасность, комфорт и единство чувств.

Сексуальная активность подростков носит отчетливо экспериментальный характер, это процесс постижения собственных телесных функций, проигрывания множественных вариантов взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. Все это находит выражение в подростковой мастурбации, бурном, а иногда и безудержном фантазировании на эротические темы, легкости вовлечения в «бездуховные» сексуальные контакты, возможности участия в необычных (девиантных) действиях («групповой секс», контакты с лицами своего пола, различные варианты развратных действий, в том числе сексуальное насилие, и многое другое).

Постарайтесь принять свои собственные желания с пониманием и будьте готовы отказываться от их воплощения в жизнь, если это может привести к чему-то негативному, с вашей точки зрения.

Источники:

http://prelestnitsa.ru/semya-dom/259-seks-v-podrostkovom-vozraste.html

http://lib.rus.ec/b/110736/read

Полезный совет?

Расскажите друзьям


Внимание!

Напоминаем вам, что статья носит рекомендательный характер.
Для установления правильного диагноза нужна очная консультация врача!

www.domotvetov.ru

Новости: 15 заветных детских желаний и что с ними делать — Эксперт

Как мы общаемся с детьми, как относимся к ним, очень сильно влияет и на формирование нашей личности. Просто дети мечтают по-крупному и желания у них безграничны. А взрослый человек сталкиваясь с реальностью вынужден отказаться от многих своих детских устремлений, запрятать их глубоко от чужих глаз и порой от самого себя. Но сами желания, если разобраться, остаются неизменными. Поэтому нам сложно быть счастливыми, ведь ребенок по меткому замечанию Фрейда, не мечтает, например, о больших деньгах и во взрослой жизни они мало кому приносят удовлетворение. Значит, нам надо проще относиться к детским желаниям, ведь в сущности мы остаемся так на них похожи. Предлагаем проверить.

1. Желание веселиться!

Сколько бы ни был ребенок готов отвечать на вопросы докучливых взрослых о том, кем он хочет стать, как видит свое будущее, главным его желанием всё равно останется не упускать момент и веселиться. Так может не стоит им мешать наслаждаться жизнью, а не пытаться заставить их скорее повзрослеть?

2. Желание играть!

Если в детстве вам повезло, то вы видели веселье во всех его формах. А игры всегда были главным источником этого веселья. Играя, дети соревнуются, развивают воображение, да и просто забывают обо всем на свете. Кстати, это полезно и взрослым — попробуйте выделить в своем графике некоторое время на игры. 

3. Желание озорничать!

Да, дети очень любят проверять, насколько далеко можно зайти в своих развлечениях. Они могут доводить взрослых до белого каления своими шалостями, просто ради эксперимента. Так постарайтесь не давать своему темпераменту брать верх над вашим разумом – участвуйте в этих экспериментах.

4. Желание экспериментировать!

Да, как и говорилось раньше – эксперименты – это все для детей – это пробовать, учиться, открываться, изучать и все это в одном флаконе. Захватывающе звучит! А как же ошибки? А позвольте им сделать их собственные ошибки, даже если вы знаете, что они столкнуться с препятствиями.

5. Желание быть принятыми! 

Никто не хочет быть аутсайдером и в первую очередь, дети. Однако именно они чаще всего себя ощущают таковыми. А хочется ведь признания, понимания, чтобы тебя ценили, в конце концов – совсем, как взрослым. И вывод напрашивается сам – прощайте им мелкие проступки – на ставьте их в угол слишком надолго.

6. Желание дружить!

В большинстве своем дети любят находиться в компании других детей. Даже если это самый независимый и самодостаточный ребенок, он все равно будет стремиться к сверстникам. И, слава богу, пока это не друзья Вконтакте и в Фейсбуке. Так что можете быть уверены, что у них есть свой маленький социум.

7. Желание быть в безопасности!

Дети адаптируются к любым ситуациям. Чаще всего они слышать не хотят о том, что их занятия могут быть опасны. И даже несмотря на то, что некоторые из детей чувствуют инстинктивно, что мир опасен, они будут еще сильнее жаждать испытать, насколько же он опасен. Постарайтесь уберечь их от больших опасностей и травм, пока они изучают мир.

8. Желание мира!

Это желание вытекает из предыдущего. Если ваше детство проходит под ежедневную бомбежку, выстрелы, теракты и просто недостатке простых удобств для жизни, то вряд ли вы назовете свое детство счастливым. К сожалению, взрослые не могут ничего поделать с этой проблемой (если они не обладают значительными политическими силами).

9. Желание есть!

Ребенку нужно топливо! Одним меньше, другим больше, но регулярное питание – одна из базовых потребностей человека. Так помогите младшим быть обеспеченными в этом плане.

10. Желание доверия!

Дети всеми силами верят в людей и людям, даже незнакомым. Однако, обжигаясь однажды, они хотят, чтобы их доверие снова было вознаграждено. Будьте честны с ними, не давайте повода не доверять вам.

11. Желание иметь дом!

Умея адаптироваться под ситуацию, дети могут жить практически в любых условиях. Но им нужно комфортное, безопасное место, которое они смогу называть домом. Просто дайте им такое место.

12. Желание иметь родителей!

Может казаться, что дети, увлеченные своими экспериментами и познанием мира, забудут и скучать о родителях. Однако они будут! И все, что вы можете сделать – оказаться в нужный момент рядом.

13. Желание работать не слишком тяжело!

Детям нужно быть детьми: гулять, веселиться, узнавать себя и мир. Помните об этом, когда они домывают посуду, заканчивают уборку и доделывают домашнее задание.

14. Желание учиться!

Они могут не признаваться. Но дети любят узнавать новое! Вот почему они так рьяно испытывают мир, нас, жизнь! Ваша помощь может состоять в том, чтобы их знания оказались полезными: играйте с ними, подсказывайте открытия, обучайте полезным навыкам.

15. Желание желать!

Детям нужно время на мечты и желания: каникулы, выходные. Вот почему они так любят эти дни. Позвольте им насладиться свободным временем и помечтать.

expert.ru

6 фраз, с которых точно начнётся скандал с подростком

Желания подростков и родителей расходятся, а недовольны в итоге оказываются все. Хотя на самом деле подросток не хочет сделать больно, а родитель вряд ли мечтает о постоянных скандалах и назидательных беседах. Психолог Ирина Беляева объясняет, как не испортить отношения с собственным ребёнком, почему взрослым и подросткам так сложно понять друг друга и что с этим делать.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Мы пытаемся понять, почему такой дорогой, близкий человек вдруг стал чужим, почему он начал грубить нам, срываться по пустякам, кричать, раскидывать свои носки по квартире, перестал убирать в комнате и не может ответить на телефон, когда в два часа ночи мама пьёт успокоительные. Ещё недавно он скупал энциклопедии, ходил на занятия по робототехнике, а учителя пели ему дифирамбы. Сегодня он хлопает дверью, заявляет, что вы «его совсем не знаете и никогда не поймёте», отказывается общаться и учиться.

Мы, взрослые, хотим знать, что всё ещё нужны своим детям, ну или хотя бы чтобы дочь мыла за собой тарелку и прилично сдала ЕГЭ. Они — настойчиво прогоняют нас из своей жизни, одновременно делая всё, чтобы задеть наши чувства, эмоции, нарушить наш покой. Подростки хотят одного, а родители — совсем другого. Все уверены, что знают лучше. Именно здесь родители и подростки могут разойтись навсегда и никогда не вернуть чувство близости.

1. «Я лучше знаю, что мне делать»

Подросткам в 12-16 лет часто кажется, что они знают всё, и разбираются в этом мире лучше любого взрослого. И конечно, они рассчитывают на независимость. А первый признак независимости — доверие. «Я сам могу решать, когда делать уроки, с кем мне дружить, когда ложиться спать и что надеть на вечеринку». Да, подросткам хочется иметь столько же прав, сколько взрослым, а вот обязанностей — гораздо меньше.

Родители знают о способности детей увлекаться и неумении просчитывать последствия. Поэтому хотят им помочь — контролировать. Для их же блага.


2. «Лучше бы учился, а не фигнёй страдал»

Подростки уязвимы, это время самоидентификации, поиска себя. Поиск происходит одновременно по всем направлениям: кто я? Умный или глупый? Красивый или не очень? Смелый или трус? Какие у меня политические взгляды? Сексуальная ориентация? Жизненные принципы? Вдруг окажется, что я недостаточно хорош? Вдруг меня никто и никогда не полюбит настоящего? Или ещё хуже, я так и не узнаю, какой я настоящий?

Есть от чего потерять уверенность в себе. В такой период человеку прежде всего нужно абсолютное принятие его любого. Важнее феномен «принятия» может быть только для младенцев, когда формируется базовое доверие к миру после рождения. В подростковый период происходит второе рождение — духовное, это очень энергозатратный процесс.

Родители понимают, что через пару лет ребёнок окончательно вырастет — пойдёт учиться, работать, строить свою жизнь. Мы хотим видеть результаты своих стараний, понять, что же у нас получилось. Мы переживаем за будущее детей, нам нужно быть уверенным, что он поступит в тот вуз, который выберет, вокруг него будут хорошие люди, а у него самого — чистая совесть. Мы бесконечно транслируем свои ожидания, хотя и понимаем, что будем любить детей любыми. Они этого не знают или просто не верят в нашу любовь.


3. «Вы меня вообще не понимаете!»

Подростки сосредоточены на себе и практически не слышат никого вокруг. Зато им необходимо быть услышанным. Поэтому в юности мы так часто творим — пишем стихи, рисуем, сочиняем музыку, нам очень нужно сообщить о себе окружающему миру. Факт пренебрежения, когда нас не слушают, не слышат, не считаются с нами, не интересуются нашими ценностями — ранит очень глубоко. Одна из самых распространённых претензий детей к родителям: «они меня не слышат, игнорируют, им наплевать на моё мнение и мои увлечения, им просто не дано меня понять».

Родители, часто от бессилия и растерянности, продолжают читать детям нотации по поводу их поведения, бесконечно повторяя одно и то же. Ведь никто всерьёз не считает, что в 14 лет человек не в курсе того, что употреблять алкоголь вредно, некрасиво кричать на папу и маму, а уходить вместо обещанного часа на всю ночь — плохо. Да, то, что от результатов ЕГЭ зависит вся их будущая жизнь (что неправда), они тоже усвоили с первого класса. Нет смысла постоянно повторять правила, у нас было на это десять лет, и дети успели их усвоить, настала пора слушать.


4. «И зачем вообще мне это надо?»

Подростки находятся в поиске ответа на вопрос «Зачем всё это?». Культурологи, антропологи, философы рассказывают нам, что человек отличается от животного способностью к рефлексии и поиску смыслов. В том числе ответу на вопрос, а зачем мы живём. Есть несколько периодов, когда мы пытаемся найти своё решение этой задачи, и главный из них — ранняя юность. В процессе поисков мы можем прийти к выводу, что смысла нет, или пуститься во все мыслимые и немыслимые эксперименты со свой жизнью, психикой и здоровьем. Подросток решает глобальные вопросы: куда он идёт, зачем живёт, что есть добро и зло.

Родители, естественно, переживают о будущем детей, постоянно напоминают о «банальных вещах» типа экзаменов в школе. (Конечно, они не банальны. Но поверьте, никто не боится ЕГЭ так, как сами школьники. Не стоит их «мотивировать» за счёт повышения тревожности).


5. «Мне вообще всё равно, что будет завтра»

Подростку кажется, что существует только сегодня. Какая разница, что будет с ним в 35, если ОНА завтра не придёт на свидание. В чём смысл размышлений о карьере, если сегодня его стихи или научный проект никто не оценит, а любимый педагог похвалит? Какая вообще разница, что будет завтра? И существует ли жизнь после 25?

Родители, наученные жизненным опытом, понимают, что если ОНА не придёт завтра, то послезавтра можно встретить другую, стихи после 25 обычно не пишут, а вот образование важно получить хорошее. В чём-то мы правы. Но даже если мы уверены, что все переживания детей — лишь гормоны и недостаток опыта, никогда не стоит говорить об этом вслух. Тем более, это не так.


6. «Вы мне вообще никто»

Подростки стараются отделиться от родителей. До 11-12 лет человек познаёт себя, ориентируясь на обратную связь от близких и значимых взрослых — родителей, учителей. Этот период называют «я-зеркальное», потому что мы «зеркалим» реакцию окружающих на нас. Позже наступает время «бить зеркала» — попытка понять, какой я на самом деле. Для этого нужно максимально удалиться от тех, кто окружал тебя ранее, бежать от родителей, от их ценностей и авторитета.

Родители привыкли к тому, что до какого-то времени были практически «полубогами» в глазах своих детей, после семи налёт божественности спал, но уважение и любовь остались, поэтому так тяжело принять факт отвержения. На самом деле любовь никуда не делась, а вернуть человека проще, если не держать, но всегда быть готовым к возвращению.


Между детьми и родителями встаёт вовсе не время, не вопрос «разности поколений», а разные возрастные задачи. Но мир устроен так, что именно разные люди и могут помочь друг другу — дать то, что второй сделать не может. Подростки могут дать свежесть взгляда, а мы можем научить их зрелости и дать им внутреннюю силу, надёжный тыл, чтобы пережить все невзгоды возрастного кризиса. С этим не может конкурировать ни один друг-ровесник. Как утверждает Гордон Ньюфелд (известный канадский психолог, автор современной теории привязанности), незрелые люди не могут научиться друг у друга. Для учёбы нужен кто-то опытный, тот, кто может предложить более совершенную модель принятия и привязанности. Научить ответственности.

Сами подростки друг друга по-настоящему не интересуют, в своих шумных и огромных компаниях они зачастую бесконечно одиноки. Да, можно клясться в вечной любви, можно брататься, вместе сбегать из дома, но при этом решать только свои задачи, отвечать только на свои вопросы. Подростку на самом деле нужен любящий взрослый, способный искренне интересоваться тобой, любить, принимать и всегда держать окно открытым.

Как сохранить с подростком близкие отношения (а не просто находиться в одном пространстве)

1. Помните, что взрослый — вы. И противопоставить бьющей через край эмоциональности отпрыска вы можете лишь своё спокойствие и рассудительность.

2. Прекратите говорить и начните слушать. Внимательное слушание поможет не только больше узнать о сыне или дочери, но и расположит их к вам. А ещё сэкономите на психотерапии для ребёнка.

3. Уважайте границы подростка, и чётко обозначьте свои. Если вы не знаете, где границы вашего ребёнка, или не уверены, что правильно их понимаете (например, они не менялись с восьмилетнего возраста) — самое время обсудить это с ним.

4. С вниманием отнеситесь к его интересам. Не стоит приходить в восторг от вида новой компьютерной игры, если вы не фанат, но послушать любимого человека с уважением и интересом всегда полезно.

5. Придумайте общие дела, традиции: пусть у вас будет время, которое вы проводите семьей. Над поддержанием привязанности нужно работать: попытайтесь найти время, которое каждый из родителей проводит наедине с ребёнком. Это может стать моментом, когда вы искренне делитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями.

6. Меньше критикуйте. Нет. Совсем не критикуйте. Ищите и подчёркивайте плюсы и достижения вашего ребёнка.

7. Обсуждайте и ищите решение проблем на семейном совете. И не только проблем ребёнка: сложности могут возникать и у взрослых, а дети иногда могут дать хороший совет.

8. Чётко оговорите обязанности каждого члена семьи по дому. Человек должен знать, что от него ждут и согласиться на это заранее.

9. Будьте рядом, поддерживайте и принимайте, а в тяжёлые минуты сомнений откройте томик Сервантеса и перечитайте «Дон Кихота». Санчо Пансо тоже было непросто.

Иллюстрации: iStockphoto (samiola, smilewithjul)

mel.fm

Ранняя специализация и тайные желания подростков | Материнство

В октябре школах прошли родительские собрания. Мамы и папы детей, которые сдают в этом году ОГЭ (так теперь называются ГИА — экзамены после девятого класса) и ЕГЭ, собрались чуть ли не в полном составе.

Мой сын Василий сдает ОГЭ, и, если честно, я поддалась массовой истерии. Нужен срочно репетитор по русскому, иначе не сдаст. Я смотрела тесты — не сдала бы. Нужно следить на специальных сайтах за новостями и обновлениями. Нельзя пропускать. Никаких внеканикулярных поездок. В классе паника, особенно у мам девочек.

— А можно перевестись на другое направление? Тогда какие экзамены нужно сдавать?

Подросткам по 14 лет. Еще вчера они хотели стать физиками, а сегодня передумали. Это ведь нормально. Я вообще в этом возрасте хотела стать музыкальным работником в детском саду. Но современная школа предполагает специализацию — или ты ботаник-химик, или физик-математик, или гуманитарий, что, конечно, совсем плохо и не престижно. Всех троечников, хоккеистов, футболистов и танцоров, которые уже заточены на профессиональную карьеру, отправляют на социально-экономическое отделение. Считается, что там вообще можно не учиться.

Многие родители настроены на переход после девятого класса в специализированные гимназии и школы при институтах и сидят с видом — «мой ребенок — гений, а ваша школа ему не соответствует». Некоторые уже ходят на подготовительные курсы и весной будут сдавать плюс к четырем обязательным экзаменам ОГЭ дополнительные — в спецкрутую мегашколу из первой десятки рейтинга. Что будет с детьми — я даже представить боюсь.

У меня тоже был такой период. Я мечтала, чтобы мой сын учился в знаменитой школе, где преподают лучшие педагоги Москвы, где учатся дети известных родителей. Мечтала дать ему то, чего не было у меня. Чтобы он не учился в школе на окраине Москвы, где учительница литературы говорила, что половина нашего класса пойдет на панель, а вторая половина работать парикмахерами. И перспектива была одна — выйти замуж за одноклассника и переехать в соседнюю девятиэтажку.

Детские комплексы живут долго. Я хотела, чтобы мой сын с гордостью говорил, что окончил такую-то школу и учился у такого-то педагога. Мы с мужем подняли на ноги половину знакомых и записали сына-четвероклассника на подготовительные курсы. Познакомились с директором и учителями, я возила сонного и дурного от перегрузок ребенка на дополнительные занятия и вместе с ним готовилась к экзаменам. Света белого не видела.

Другие мамы мне завидовали — я ведь была знакома с директором. Я стала нервной и раздражительной — завидовала другим мамам, у которых в этой школе учились старшие дети и поэтому они имели преимущество. Они знали самых важных учителей и поэтому первыми обо всем узнавали. Я даже с ними начала дружить, чтобы тоже все узнавать первой. Изводила мужа — чтобы он кому-то позвонил, попросил, договорился, подстелил соломку.

Где-то к зиме у Васи начались тики. Он тряс головой. Один мальчик из группы часто моргал глазками, одна девочка расковыривала заусенцы на пальцах до крови. Еще была девочка, которая все время плакала. Не рыдала, просто сидела над тетрадкой и роняла слезы. К ее слезам так все привыкли, что даже не обращали внимания. Она была победительницей всех мыслимых олимпиад и у нее всегда была идеальная коса.

К экзаменам уже у меня начал дергаться глаз. Василий прилично сдал математику, написал диктант по русскому. Оставался английский, за который я вообще не волновалась. И Вася его завалил с треском. Там даже двойки не было. Я не посмела идти к директору и включать связи. Запихивать правдами и неправдами. Мне было стыдно. Не сдал — значит не сдал. На это у меня хватило мозгов.

Только сейчас я узнала, что Вася специально завалил тот английский. Он не хотел переходить в ту школу, но боялся сказать.

А теперь говорит:

— Мам, не волнуйся, все будет нормально. Только не вмешивайся. Если мне нужен будет репетитор, я тебе скажу. Если я захочу перейти в другую школу, я тебе скажу. Обещаю. Только не заставляй меня.

Я на собрании сидела за одной партой с мамой Димы — Вася с ним дружит.

— Дима хочет перевестись на другой профиль,— сообщил мне Василий,— ему надоела физика. Он хочет заниматься химией, но не может — там ведь только те, кто хочет в медицинский поступать. Он не знает, что делать.

— А его мама об этом знает? — спросила я.

— Ты что? Он не может ей сказать! Она же расстроится! Только не говори ей!

— И что он будет делать?

— Не знаю. Наверное, останется на нашем профиле. Правда, у него с геометрией не очень. Наверное, репетитора наймут.

А еще я вспомнила, что у Васи в классе была Лиза. Девочка с незаурядными математическими способностями. Но сейчас она учится в гуманитарном классе. Так решили родители. Про Лизу они давно все решили — куда будет поступать, как поступать, каких людей подключать.

Дети уже все давно понимают — и про связи, и про деньги, и про поступление. Счастье, что они еще верят в собственные силы и в то, что можно чего-то добиться, если очень захотеть. Они верят в олимпиады, которые позволят им войти в какой-то рейтинг. Они сами находят эти олимпиады и в них участвуют. Но они боятся сказать родителям о своих желаниях.

Фото с сайта http://security43.ru/security/футбол.html

Еще один Васин друг, Сашка, футболист, в 14 лет понял, что не сделает профессиональную карьеру. Подавал большие надежды, но сгорел. У него зрение минус четыре и ему до смерти надоело играть в футбол. Но родители уже построили ему жизнь под эту профессию и слышать не хотят про то, что он уже наигрался. Они подделывают ему медицинские справки, и он ездит на сборы. Этот мальчик хочет писать статьи про футбол, мечтает стать журналистом, но родители об этом, естественно, не знают.

Есть столько форумов про ЕГЭ, ОГЭ, за которыми нужно следить, изучать и бегом покупать новейшие учебники с вариантами решений. Но нет форума, на котором родители узнали бы о желании детей.

Я не могу сказать маме Димы, что он хочет перевестись на химический профиль, хотя бы попробовать. Не могу сказать маме Сашки, что он тайком пишет роман про футбол. Не могу, потому что это страшная тайна. И мне остается только надеяться на то, что мой сын найдет в себе смелость сказать мне о своих желаниях. Я мечтаю, чтобы он был физиком, поступил в МФТИ, и он об этом знает. Но скажет ли он мне о том, что вдруг решил стать лингвистом, медиком или криптологом? Да хоть актером, в конце концов. Или об этом будет знать мама Сашки и тоже поклянется хранить тайну?

materinstvo.ru

Разное

97 Comments

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *