Воображаемые друзья у взрослых – Явление тульпы. Опасны ли воображаемые друзья для взрослых?

Явление тульпы. Опасны ли воображаемые друзья для взрослых?

Тульпа. Что это такое? Многие люди ни разу не слышали о тульпах, но те, кто сталкивались с этим явлением, не остаются к нему равнодушными. Одни люди весьма вдохновлены идеей тульпы, других она пугает. Ее можно создать и ею можно управлять. Вот и все, что известно рядовому обывателю.

— Нельзя поверить в невозможное!
— Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!

Льюис Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»

Понятие тульпы пришло к нам совсем недавно, в последнее десятилетие, и распространилось через всемирную сеть Интернет. У одних это явление вызывает страх и беспокойство, у других же — острое желание попробовать. Еще больше усиливается это желание из-за многочисленных предупреждений в том же Интернете, что создавать тульпу очень опасно. Многие называют ее «управляемой шизофренией». Как ни странно, но науке мало что известно об этом явлении. Похоже, что тульпа принадлежит исключительно всемирной сети. Действительно ли это так? Попробуем разобраться.

Воображаемые друзья для взрослых

Тульпа получила распространение на русскоязычных форумах в последние годы, начиная с 2008 г. Впервые она появилась на имиджбордах — анонимных форумах для подростков. Попросту говоря, тульпа — это воображаемый друг вроде тех, что бывают у маленьких детей. Вот только создают ее взрослые люди, специально и осознанно. Она может принимать любую форму по желанию создателя (или хоста на языке тульповодов), характер и внешность ограничены только его фантазией. Наиболее распространены героини аниме-мультфильмов и игр. Также пользуются популярностью различные разумные зверьки и мифологические существа. Например, создание тульп было массово распространено среди любителей мультсериала «My Little Pony».

Основной контингент любителей тульп составляют, судя по всему, одинокие подростки и молодые люди чуть постарше, которые таким образом пытаются решить проблему одиночества. И косвенно решают ее, общаясь в сообществах людей с такими же интересами. Создатели тульп делятся друг с другом своими проблемами в создании и управлении, особенностями поведения «питомцев», опытные тульповоды помогают новичкам. Интересно, что в западном тульповодческом сообществе явление тульпы тесно связано с гендер-флюидностью. Это значит, что создатели тульп идентифицируют себя гендерно не с мужчиной или женщиной, как привычно большинству людей, а со своим вымышленным зверьком. Трудно понять, как это, но явление существует [2].

Создание тульпы: «форсинг»

В интернете можно найти множество руководств по «тульповодству». Этот процесс называется «форсингом» или «тульпафорсингом», самым близким по смыслу определением будет «усиление». Примерно этим форсинг и является: это поиск внутри себя и развитие, усиление определенных ощущений. Создание тульпы — не такой уж сложный процесс, он включает в себя несколько этапов:

  1. Создание внешности, характера персонажа, придумывание имени, детализация мира, где тульпа обычно живет. Этот мир называется «вандер» или «вондер» от wanderland, то есть Страна Чудес или воображаемый мир.
  2. Начало общения с тульпой. Вначале общение выглядит как обмен односложными фразами и похоже на разговор с самим собой. Это монолог, к которому подключается визуализация: воображаемого друга нужно буквально воображать рядом с собой в различных местах. Говорить нужно так, будто рядом стоит пока еще невидимый собеседник и молча слушает.
  3. Отделение. Постепенно тульпа «учится» говорить самостоятельно, начинает формировать сложные предложения, высказывать собственное мнение. В какой-то момент она начинает становиться отдельным существом. Ее эмоции воспринимаются как посторонние. Они могут восприниматься физически, например, как ощущения волны тепла по телу. Такое разделение сознания удается не всем и не с первого раза, но опытные тульповоды советуют не сдаваться.
  4. Полная автономность. В конечном итоге, тульпа должна стать полностью независимым существом, с которым можно общаться, обмениваться мнениями и даже спорить.

Тульпа может поддерживать и помогать, доставлять визуальное и эстетическое удовольствие, помогать вспомнить что-то нужное, лучше осознаваться в сновидениях. В идеале — это дружелюбный помощник, с которым интереснее вместе жить. Она может мотивировать, помогать решать психологические проблемы и даже исцелять: например, избавлять от головной боли или мигрени. Она также заменяет ежедневник, запоминая все необходимое. Некоторые даже умудряются заниматься с тульпой сексом, при этом ей отдают управление над некоторыми отдельными частями тела, например, рукой. Вот тут проходит грань опасности: став автономным существом и получив контроль над телом, тульпа может начать реализовывать собственные желания. От управления человеком до поглощения его энергии. В конечном итоге, тульповод оказывается на грани психического расстройства: ведь автономный внутренний голос, устойчивые галлюцинации (если они есть), ощущение постороннего управления собственным телом (деперсонализация) — это довольно грозные симптомы, наблюдаемые при многих заболеваниях, в том числе диссоциативном расстройстве личности и шизофрении.

Происхождение тульпы

Термин «тульпа» (tulpa) пришел из тибетского буддизма. Долгое время он был известен только эзотерикам, исследователям этой религии. У буддистов тульпа означает искусственно созданный образ, материальное воплощение мысли, которое можно видеть и осязать. В западный мир этот термин пришел благодаря Александре Давид-Неэль, французской исследовательнице тибетского буддизма. Александра много лет прожила в отдаленных районах Тибета, куда прежде не забирался ни один европейский исследователь, за что была награждена в Париже золотой медалью от географического общества. В 1920-е, живя на Тибете, она часто наблюдала практику материализации тульп у буддийских монахов, а потом решила и сама попробовать. Ее опыт оказался успешным, хотя и очень трудным. Сотворение тульпы в образе добродушного ламы заняло долгие месяцы, проведенные в медитации. Лама то появлялся, то исчезал, но постепенно Александра почувствовала, что он стал отдельным существом, и она больше не может управлять им. Он стал дерзить ей и доставлял беспокойство. Тогда Александра решила уничтожить тульпу. Для этого пришлось пройти весь путь заново: те же долгие месяцы медитации, но уже на развоплощение созданного образа.

Нейропсихологические механизмы

Есть мнение, правда, мало чем подтвержденное, что тульпа как отдельная личность создается за счет ускорения работы мозга [5]. То есть, мозг при общении с тульпой дает ответы так быстро, что кажется, будто бы это другое существо. Научных доказательств этому, увы, пока нет. Но известен так называемый идеомоторный эффект — когда воображаемую деятельность тела мозг воспринимает, как реальную. Также можно вспомнить и жутковатый эксперимент Либетта, проведенный в 1983 году. Исследовался потенциал готовности мозга к совершению движений конечностями. Интересно, что этот самый потенциал готовности фиксировался приборами раньше, чем испытуемые сообщали о своей готовности совершить движение. Как будто некто посторонний внутри мозга отдает такие приказы! Возможно, именно на этом эффекте и основано создание тульп.

В психиатрии есть понятие «синдром Карлсона». Это явление, встречающееся у маленьких детей, когда те создают себе воображаемых друзей. Оно является вариантом нормы, имеет код по МКБ-10 F84 — общие расстройства психологического характера. Справедливости ради, и расстройством-то «Карлсона» назвать сложно. Скорее, это механизм компенсации при дефиците общения и проявление творческой фантазии ребенка, что указывает на его нормальное психическое развитие [7].

Исследований на тему пользы или вреда тульпы в нейропсихологии и психиатрии на самом деле мало. В 2016 году были проведены исследования доктором наук Сэмюэлем Весье вместе со студентом-психологом Джейкобом Айзнером [3]. Во-первых, ими была собрана статистика по вовлеченным в тульповодство молодым людям. Выяснилось, что 75% из них — мужчины, и только 25% — женщины, 10% тульповодов заявляют о своей гендер-флюидности. Средний возраст — 19-23 года. Во-вторых, они выяснили, что тульповодство не является причиной болезней и к тому же полезно для лечения легких степеней депрессии. Многие хосты отмечают также улучшения при тревожных и обсессивно-компульсивных расстройствах. Единственный более-менее нежелательный эффект, который вызывает это занятие — незначительное снижение социальной активности.

Мнение эзотериков

С эзотерической точки зрения, тульпа — это искусственно созданная энергоинформационная сущность. Многие тульповоды указывают, что она питается яркими эмоциями хоста, в том числе и сексуальными ощущениями. Соответственно, тульпа — это паразитическая сущность или лярва. Она может быть создана в служебных целях, но так или иначе питается астральной (эмоциональной) энергией создателя. Тульпа, созданная для секса, может начать вести себя как суккуб и, например, провоцировать у создателя «мокрые сны» (поллюции).

Кроме того, неоднозначен вопрос о том, действительно ли тульпа — созданная сущность, а не призванная. Здесь мнения тульповодов расходятся, с равной вероятностью может быть и то, и другое. Во втором случае, учитывая возможность «отдавать» тульпе определенные части тела, а то и все его на время, можно получить то, что в оккультизме называют классической одержимостью. Для эзотериков в создании искусственных сущностей справедливо то же правило, что и для призванных, сформулированное писателем-мистиком Говардом Филлипсом Лавкрафтом: «Не создавай (не призывай) того, кого не сможешь повергнуть».

Действительно ли тульпа опасна? Казнить нельзя помиловать

На первый взгляд — безусловно, да. Ведь она может обрести собственную волю, захватить контроль над телом, а также питается энергией! Любой эзотерик скажет об опасности такого создания. На форумах тульповодов полно тем «Как уничтожить тульпу?» «Что делать, если тульпа вышла из-под контроля?».

Несмотря на распространенное мнение, что тульпа — это галлюцинация и признак болезни, психиатры не считают создание тульпы чем-то болезненным. Во-первых, сами по себе галлюцинации – еще не признак болезни. Они могут наблюдаться и при различных духовных практиках, и в измененных состояниях сознания.

Также врачи отрицают вероятность возникновения шизофрении в результате тульповодства. Шизофрения — эндогенное заболевание, которое либо возникает, либо нет, вне зависимости от создания воображаемых друзей. К тому же, выход собственной психики из-под контроля может произойти многими другими способами, безо всяких тульп [1].

Так все же, как же уничтожить тульпу? Ответ дала создательница первого в европейской истории подобного существа, Александра Давид-Неэль. Развоплотить тульпу можно способом, обратным ее созданию, в течение того же периода времени.

Теоретически можно сойти с ума в процессе создания тульпы, как считают некоторые авторы. Но причиной будет не само общение с воображаемым другом, а утомительный форсинг по 10-12 часов подряд с депривацией сна, вызывающие нервное истощение, употребление психоактивных веществ и полное отсутствие других занятий, кроме тульповодства.

Резюме: для здоровой психики тульпа не представляет серьезной опасности. Все случаи «потери разума из-за тульп» на самом деле, если рассмотреть их подробно, окажутся длительными историями болезни с множеством других странных эпизодов, среди которых тульпа может оказаться самым безобидным. Более того: некоторые терапевты даже считают создание тульпы прогрессивным методом психотерапевтической помощи, сравнивая ее с полезной субличностью или эпистемиологической метафорой [6].

Стоит помнить о том, что возможности человеческой психики безграничны, и какие бы иллюзии не создавал разум, у здорового человека они всегда подконтрольны волевому усилию.

Автор: Надежда Козочкина, психолог.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:
  • 1. Тетюшкин М. А. «Тульпа. Галлюцинации наяву». https://www.youtube.com/watch?v=uxoKrn7Jwz0, материал сайта http://mednauka.net
  • 2. «The Internet’s Newest Subculture Is All About Creating Imaginary Friends. Welcome to the wild world of tulpamancy» by Nathan Thompson, VICE, September 3 2014. https://www.vice.com/en_us/article/exmqzz/tulpamancy-internet-subculture-892
  • 3. «Varieties of Tulpa Experiences: Sentient Imaginary Friends, Embodied Joint Attention, and Hypnotic Sociality in a Wired World» by Samuel Veissière, «Somatosphere», April 3, 2015.  http://somatosphere.net/2015/04/varieties-of-tulpa-experiences-sentient-imaginary-friends-embodied-joint-attention-and-hypnotic-sociality-in-a-wired-world.html
  • 4. «Тульпа — карманная шизофрения для гиков или реальный воображаемый друг». Vvzvlad https://habr.com/post/161575
  • 5. «Автономная личность и сознание». http://khagata.tumblr.com/post/26347291331/personality-and-conciousness
  • 6. Cлава Смеловский. «Тульпа — Ваш не столь уж и воображаемый друг». http://smelovsky.com/tulpa-vash-ne-stol-uzh-i-voobrazhaemyj-drug
  • 7. «Воображаемый друг или синдром Карлсона: что делать?» https://medportal.su/sindrom-karlsona-v-psixiatrii

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Воображаемые друзья: угроза для психики или нормальное явление? | Статьи Академии AMAKids

Нередко родители сталкиваются с тем, что у ребенка появились воображаемые друзья. Ребенок видит кого-то, кого нет на самом деле. Мало того, он с ним ещё и дружит, разговаривает, делится тем, что не может рассказать маме с папой. Понятное дело, что такие обстоятельства вызывают у родителей шок, непонимание, беспокойство.

Часто взрослые начинают считать, что воображаемый друг у ребенка – это причина будущих психических заболеваний и отклонений. Но современная медицина не считает воображаемых друзей признаком психологической патологии. Но если вас всё-таки беспокоит поведение ребенка, обратитесь к детскому психологу. Он понаблюдает за малышом и даст соответствующие рекомендации.

В юном возрасте у ребенка возникает образ идеального друга. Если малыш не находит его в реальном мире, то он его придумывает. Вымышленный друг может быть кем угодно: героем мультфильма или сказки, животным, волшебным существом. Он приходит тогда, когда захочет ребенок. Они могут вместе играть, обедать, разговаривать.

Воображаемые друзья у подростков – явление редкое, но тоже встречающееся. Они возникают у девушек и парней как защитная реакция. Они поддерживают психику подростков при стрессе. Воображаемый друг помогает ребенку прийти в себя после душевной травмы. Таким стрессом может стать смерть близкого, переезд, предательство друга, развод родителей.

Причины появления вымышленных друзей

  1. Одиночество. Если ваш малыш – единственный ребенок в семье, он не ходит в детский сад, а вы редко бываете дома, то неудивительно, что ему одиноко, и он хочет хоть с кем-нибудь подружиться, хоть с воображаемым персонажем.
  2. Желание быть первым. Если у ребенка в окружении приятели постарше и которым он подчиняется, то он захочет сбалансировать свою жизнь, придумав себе друга младше себя и слабее духом.
  3. Напряжение. Любой человек испытывает стресс, и ребенок не исключение. У него могут возникнуть конфликты со сверстниками, непонимание с учителями или воспитателями, ссора с родными. Или же он живёт в тени старшего брата/сестры. Родители иногда не замечают беспокойства малыша, думая, ну какие проблемы могут быть у ребенка. Это неверная позиция. Необходимо всегда заботиться не только о том, что дать ребенку поесть и во что одеть, но и о том, что творится у него на душе.

Что делать, если у ребенка есть воображаемый друг

  1. Соглашайтесь с фантазией малыша. Не нужно уверять ребенка в том, что его друга не существует. Этим вы нанесете ему душевную травму. Лучше примите его вымысел. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы спросить, как дела у его приятеля и налить ему дополнительную чашку чая.

    Не нужно подавлять его фантазию. В детстве у ребенка развивается воображение, и не нужно мешать этому процессу. Также не надо смеяться над малышом. Этим вы отстраните его от себя, он закроется в своём мирке, и вам будет трудно расшевелить его.

  2. Не выступайте с инициативой. Не стоит спрашивать у ребенка, а пойдёт ли его воображаемый друг с вами гулять. Если малыш захочет, он сам скажет. Позвольте ребенку выражать свои чувства. Ведь если он не знает, кому можно высказаться, он рассказывает свои переживания воображаемому приятелю.

  3. Не позволяйте малышу перекладывать ответственность. Иногда ребенок перебарщивает и во всех своих проступках начинает винить воображаемого друга. Стоит прекратить это в самом начале. Ребенок должен помнить, что за всеми делами следуют последствия. И нужно за них отвечать. Если в комнате бардак, а малыш обвиняет в этом своего друга, то попросите сына или дочь убрать игрушки вместе с товарищем.
  4. Не используйте друга в своих целях. Не нужно говорить: «Твой друг хочет, чтобы ты доел суп». Это называется манипуляцией. Нечестно так поступать с ребенком.
  5. Уделяйте больше времени малышу. Проводите с ним время, узнайте его интересы и страхи, спросите, что его беспокоит. Обязательно скажите, что любите его, и он может вам доверять так же, как своему воображаемому другу.

amakids.ru

Игры разума (тульпы, шизофрения, раздвоение личности и все все все)

Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а глюк…

Порой жизнь преподносит интересные сюрпризы: «упал на бошку кирпичок – вот и Ваня дурачок». Кому-то везёт с детства и всю жизнь его сопровождают галюники. Но что делать, если эти варианты вам не подошли, а немножечко сойти с ума таки хочется? Выход есть! Тульпа.

Воображаемый друг

Многие из нас в детстве придумывали себе воображаемого друга, что являлось результатом бурной детской фантазии. Это вполне нормально. В психологии носит название синдром Карлсона. Детство Элизабет в комедии Вредный Фред прошло именно с таким другом. Фред являлся отражением бунтарского внутреннего мира девочки. Его появление стало ответом на сложные отношения с матерью. Элизабет «переболела». Однако в зрелом возрасте после серии тяжёлых жизненных потрясений вредный Фред возвращается.

Синдром Карлсона можно изобразить как-то так


Но разве воображаемый друг может существовать у здорового взрослого человека? Ещё как! Его называют тульпой.

Самые ранние упоминания о ней встречается в буддийском писании Samaññaphala Sutta, где тульпа описывалась как «тело-воображаемое-умом» (manomāyakāya). Тибетские монахи считают её магическим образованием, вызванным усиленной концентрацией. Отсюда и название, которое можно перевести как «магическая эманация» или «фантом».

У буддистов существовала интересная практика. Учитель ставил перед молодым монахом особое испытание: добиться явления божества. Справившись с заданием, к ученику закрадывалось подозрение – не созерцает ли он плод своего воображения? Учитель отправлял своего подопечного начинать всё изнова, с целью побороть неуверенность. Проделав ритуал ещё несколько раз, ученик твёрдо осознавал: существо выдумал он сам, оно существует только в его голове. Высказав это, он получал ответ: «Именно это и нужно было понять. Боги, демоны, вся вселенная – только мираж. Всё существует только в сознании, от него рождается и в нём погибает».

В эпоху интернета явление приобрело широкую огласку, утратив сакральный смысл. На данный момент его формулируют так: тульпа – это самовнушённая галлюцинация. Порождённая разумом независимая личность. Персональный друг и помощник. Осколок сознания способный к самостоятельным мыслям и действиям.

Она может ощущаться всеми пятью чувствами, но тут уж зависит от того, насколько сильно вы поехали продвинулись в её создании. Ведь основополагающей особенностью является то, что тульпа создаётся человеком осознанно и самостоятельно (с возможностью задать начальный характер и внешний вид). Притом процесс отнюдь не быстрый: занимает от двух недель до года, в зависимости от вашего упорства и концентрации. В интернет сообществе его принято называть форсингом. Форсинг является осознанной и целенаправленной последовательностью действий. Заключается в применении особых техник самовнушения.

Если же воображаемые друзья появляются самопроизвольно, то у меня плохие новости: это шизофрения. Причём разум шизофреника способен на большее, чем просто породить одну визуально-слуховую галлюцинацию! Например, создать мир и сделать своего носителя его заложником. Это можно прочувствовать, играя Алисой в American McGee’s Alice и Alice: Madness Returns, которая после трагических событий детства впала в кататонию, создала себе альтернативную реальность и «ушла» в неё. Нина из фильма Чёрный лебедь ещё один хороший пример. У девушки развился серьёзный психоз. Она видела галлюцинации, её посещали видения будущего, Нина даже боролась со своим альтер эго за роль в театральной постановке.

Wonderland из Alice:Madness Returns


Ещё одно явление схожее с тульпой мы наблюдаем у Нормана Бейтса из фильма Psycho. Время от времени в нём оживает вторая личность – его давно почившая мать. Норман, как классический пример человека, страдающего раздвоением личности, не осознаёт, что «его мать» и есть он сам. «Она» решается на убийство человека, которому Норман сам бы никогда не причинил вреда. Переключение между личностями происходит бесконтрольно, но в теле всегда присутствует одна, что исключает возможность взаимодействия между ними. Вообще раздвоение личности в художественных произведениях встречается довольно часто. Примером может послужить Эдриан Броуди из фильма The Jacket и Люси из аниме Elfen Lied. Шеогаррат из The Elder Scrolls IV: Shivering Isles тоже страдал наслаждался этим синдромом. Раздвоение личности было у Терезы; Жаннет Воэманн из Masquerade Bloodlines и даже у Голлума из Властелина колец. Часто «вспоминал» это психологическое отклонение в своих работах и Сатоси Кон(Perfect Blue, Paranoia Agent).

А кого видишь в отражении ты?


Тульпа всегда осознаётся как независимая личность, с которой возможен диалог.

В виде художественного приёма она находиться на ранней стадии своего развития, но уже активно проникает в произведения различных авторов: отражая их собственный взгляд на это явление, помогая раскрывать внутренний мир героя, образуя изящные хитросплетения сюжета. Несмотря на всю автономность её личности, стоит признать, что создание тульпы, в конце концов, является путешествием в своё бессознательное, попыткой заглянуть за грань сознания.

Шумные соседи

Нередко в произведениях у главных героев есть невидимые больше никому «помощники». Формально эти товарищи не являются тульпами, но общих признаков немало. В Beyond: Two Souls Джоди с детства связана с неким призрачным существом. Его зовут Айден, он обладает собственной волей и наделяет хозяйку некоторыми любопытными способностями (телекинез, возможность на расстоянии брать под контроль других людей, даже убивать их). Взаимоотношения Джоди и Айдена носят дружеский характер. Дух проявляет заботу о девушке. Но иногда перегибает палку, что приводит к большим неприятностям. Занна из Dark Messiah of Might and Magic является дьявольской сущностью, поселившейся в голове Сарефа. Она пытается склонить его на тёмную сторону. Увенчаются ли её старания успехом? Зависит от игрока. Похожие мотивы и у тёмного принца из Prince of Persia: The Two Thrones. Он был порождён разрушением песков времени и всю игру старался взять под контроль тело принца. А вот Эдди из сербского анимационного фильма Эдит и я совсем иного толка. Это механическое существо живёт за счёт паразитической связи с человеком, соединяясь с его нервной системой и разрастаясь внутри организма носителя. Являясь к Эдит в образе человека, оно оправдывает свои вредные действия тем, что не может их контролировать, они естественный процесс его существования. Филипп из игры Penumbra: Black Plague заражается вирусом, который проявляется как голос в голове. Стирая память и насылая галлюцинации, он активно вредит протагонисту.

Такие разные…но все сумасбродные!


Замуж по расчёту

В то время как большинством тульпа воспринимается как забава или возможность получить путёвку в психодром, западные учёные решили разобраться в сути явления. Совсем недавно в 2014-ом году в университете Макгилла проводилось исследование феномена. Было выбрано 166 тульповодов из 17 стран, и в течение полугода с ними проводились собеседования и различные тестирования. В сентябре были опубликованы предварительные результаты. Которые показали, что форсингом занимаются в основном молодые люди (средний возраст 19-23). Чаще мужского пола (примерно 75%). Своей тульпе они пытаются придать привлекающий образ. Чаще всего героинь аниме, знакомых девушек и т.д.

Вот и Такуми Нисидзё из Chaos;Head создал себе тульпу по образу любимой аниме «богини».

Некоторые злые сущности, играя на чувствах героев, создают им тульпу любимого человека. Например, в Silent hill 2 Мэри была порождена городом, чтобы напоминать Джеймсу о жене. А в Dead Space обелиск пытался воздействовать на Кларка с помощью образа его девушки, которая покончила с собой ещё до событий трилогии. Наш протагонист этого не знал, поэтому большую часть игры вёлся на уловку.

Они смотрят на тебя как на… а как собственно?


В фильме Ruby Sparks выдуманная Кэлвином девушка стала реальной. Сила его любви позволила Руби «вырваться» из мира грёз. Прямо как в мифе про Пигмаллиона, но на этот раз творец использовал печатную машинку, а не слоновую кость.

Мечтайте осторожно – ваши желания могут воплотиться в реальность


Креативная визуализация

Выступая в роли помощника, тульпа может дать совет, похвалить/поругать, выудить что-то из памяти, выдвинуть альтернативный взгляд на проблему, открыть доступ к бессознательному, помочь осознать себя, снять стресс, улучшить состояние, в некоторых случаях даже заглушить головную боль. Существует мнение, что она даже способствует социальной адаптации, улучшает общее психофизическое состояние.

Тульпа — рука утешения…


Есть ряд фильмов и игр, в которых тульпы показаны именно в таком ключе. К примеру, в сериале Декстер у Декстера Моргана периодически случаются внутренние диалоги, которые он визуализирует как общение со своим отцом, советующим ему как лучше жить и убивать преступников. Паприка из одноимённого произведения, являясь тульпой психиатра Ацуки Тибы, помогала ей проникать в сны пациентов, чтобы проводить курс лечения. Поскольку царство снов – это обитель бессознательного, паприке это давалось куда лучше, чем всем остальным. В игре Winter Voices можно выбрать способность, создающую дружественного персонажа, который выглядит в точности как вы. Он может стать хорошим помощником в сражениях или просто приятным собеседником.

Но не каждая помощь во благо. Вызывая тульпу, вы рассчитываете найти с ней общий язык, но нужно иметь в виду, что внутри вас может крыться внутренний конфликт и тульпа вместо помощника станет обузой, а её советы будут противоречить вашим ценностям. И она окажет на вас негативное влияние, последствия которого будут катастрофическими.

Француженка Александра Давид-Неэль, которой первой из европейцев (в 1920-х годах) удалось вызвать тульпу, не смогла её контролировать и потом долго избавлялась.

Главный герой фильма Бойцовский клуб тоже испытывает проблемы с контролем своего альтер эго Тайлера, в котором воплотились все скрытые желания протагониста. В конце фильма обе личности встретились и вступили в открытое противостояние, с целью выяснить, кто станет владельцем тела. Ещё более ожесточённая схватка развернулась между Дэниэлом Лэмбом и Лео Каспером в игре Manhunt 2. Лео, созданный в ходе неудачного научного эксперимента, полностью разрушил жизнь Дэниэлу. Опыты проводили и над протагонистом игры Call of Duty: Black Ops. Они привели к периодически повторяющимся галлюцинациям, в которых Мэйсон видел Резнова, с которым они вместе убегали из ГУЛага. В ходе тех событий Резнов был убит. Однако надломленный после экспериментов разум Мэйсона посчитал иначе.

…или затягивающая во тьму?


Мартину Уокеру из Spec Ops: The Line спекло голову на жарком Дубайском солнышке: всю игру он думал, что преследует мятежника. На самом же деле это его преследовали фобии, а свои поступки он оправдывал великой целью – «Вон же злодей уходит, он во всём виноват, не я!» Похожая история приключилась с Тревором из фильма Машинист. Терзаемое виной, его подсознание создало козла отпущения и переложило на него всю ответственность за совершённый персонажем поступок.

Кого-то несуществующего видел и Пахом из Зелёного слоника, но то был совсем запущенный случай.

Люди в моей голове

Созданная небольшой русской командой энтузиастов визуальная новелла Tulpa: Imagination Games очень ярко иллюстрирует рассматриваемый нами феномен.

Иширо – несчастный подросток, его мать впала в апатию после ухода мужа и перестала уделять внимание сыну. В результате чего он растёт замкнутым и закомплексованным. Единственный друг предаёт. А тут ещё и опухоль головного мозга диагностировали. Но интернет поможет всем! Вот и наш герой наткнулся на гайд по созданию тульпы. Кои пункты были немедля опробованы. Результат достигнут: появился чуткий и заботливый собеседник. Всё замечательно. Или не совсем? А ведь одной тульпой дело не ограничилось…

Ведь не секрет, что можно создать и несколько тульп. Так в фильме Игры разума у Джона Нэша было целых три. Что доставляло ему массу проблем, но в конечном итоге не помешало стать лауреатом Нобелевской премии.

Profit


По причине жалоб на спойлеры к Итану Картеру, следующий абзац был засунут под кат

А вот главный герой игры The Vanishing of Ethan Carter детектив Пол Просперо сам оказался тульпой. Растерянный мальчик Итан, пытаясь спастись от пожара, заперся в чулане. Гонимый страхом, маленький герой загоняет себя в угол. Вместо попытки справится с паникой и шансом выбраться из горящего дома, он еще больше усугубляет ситуацию: уходя в себя и создавая иллюзорного спасителя. Столь живое воображение как раз то, что нужно для создания тульпы. И всё бы хорошо, если бы не одно «но» – Итан запер себя в чулане собственных фантазий, которые не спасут его от пожара.

Не ждите, что тульпа станет вашим «спасательным кругом» от чего бы то ни было, помните, чем больше вы будете уходить в себя, тем сильнее станет разгораться пожар, сжигающий ваш разум. Но если вы будете действовать обдуманно и осмотрительно, тульпа станет для вас согревающим огоньком в холодный зимний вечер. В конечном итоге заигрывать со своей психикой или нет — остаётся вашим выбором.

Огонь бывает таким разным


За сим откланиваюсь, мне пора топить печку, Нарьяна меня уже заждалась.

stopgame.ru

Почему воображаемый друг нужен каждому ребёнку (и даже некоторым взрослым)

Считается, что воображаемые друзья — это атрибуты детства. И если к определённому возрасту с ними не расстаться, то это может привести к разным психологическим проблемам. Но на самом деле иметь воображаемого друга — это нормально, а иногда даже полезно и весело. Как научиться с ним общаться, рассказывает эксперт «О!», психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Многие родители беспокоятся, нормально ли, если у ребёнка есть воображаемый друг. Особенно этот вопрос начинает волновать мам и пап уже подросших детей. Часто они думают, что присутствие воображаемого компаньона в жизни ребёнка может быть показателем психического нездоровья или признаком серьезных проблем, особенно для детей старшего дошкольного возраста. Также родители боятся, что это может привести к психическим проблемам во взрослой жизни, например, к шизофрении или множественному расстройству личности, проблемам с различием между фантазией и реальностью или даже к отказу от реальных отношений в пользу своей воображаемой дружбы. Бывает, что приводя ребёнка в кабинет психолога, родители начинают осторожно рассказывать о том, что когда он был помладше, у него были воображаемые друзья, волнуясь, что это может означать что-то страшное.

Многие психологи и психиатры до недавнего времени утверждали, что иметь воображаемого друга — это не совсем нормально, а, например, популярный долгие годы доктор Спок говорит: «Немножко воображения — это хорошо, а если воображения слишком много, то нужно найти психолога-консультанта или психиатра, которые поймут, чего не хватает вашему ребёнку». Очевидно, что найти грань между «немножко» и «много» неспециалисту довольно трудно, поэтому родители в таких ситуациях часто чувствуют сильную тревогу. Даже сейчас в Сети можно найти много популярный статей, в которых описываются классификации воображаемых друзей в зависимости от типа проблем ребёнка, что не добавляет спокойствия родителям. В некоторых из материалов даже рассказывают, как от них избавиться.

Вероятно, поэтому исследование Марджори Тайлер и Стефани М. Карлсон, посвящённое воображаемым друзьям («The Characteristics and Correlates of Fantasy in School-Age Children: Imaginary Companions, Impersonation, and Social Understanding»), очень быстро распространилось за пределы научных психологических журналов. Исследователи опросили 100 десятилетних детей из Америки, и оказалось, что примерно у 65 из них в возрасте до 7 лет был воображаемый друг. Неужели все они имеют проблемы?

Чуть позже выяснилось, что под воображаемыми доузьями дети имели в виду не только персонажей, которые жили у них в голове, но и игрушки, такие, как Винни Пух или собачка из мультфильма «Варежка», поэтому реальный процент детей, имеющих воображаемых друзей, в исследовании наполовину ниже. С другой стороны, многие дети скрывают своих воображаемых компаньонов от родителей и от своих реальных товарищей, так как боятся насмешек с их стороны и того, что их назовут странными, поэтому подсчитать точное количество воображаемых друзей — задача не из лёгких. Кстати, девочки с большим удовольствием рассказывают родителям о своих воображаемых друзьях, считая, что они их непременно поддержат, а мальчики это делают намного реже, полагая, что это будет признано проявлением слабости, и родители их как-то неправильно воспримут. Похоже, этот гендерный стереотип надо менять.

Сейчас я расскажу о некоторых современных исследованиях воображаемых друзей, и, возможно, вам очень захочется, чтобы такой друг немедленно появился и у вашего ребёнка. Хотя, может быть, компаньон у вашего ребёнка уже есть, просто он не спешит вам об этом рассказывать.

Тайлер и Карлсон выяснили, что процент воображаемых друзей у детей 4 лет ниже, чем у детей 6−7 лет, и связывают это с повышением эмоциональной и социальной компетентности ребёнка, а не с психологическими проблемами. Все дети знают, что воображаемых друзей на самом деле не существует, и это совершенно не мешает им проводить с ними много времени. И это не пассивное ничегонеделанье, которое надо немедленно прерывать и требовать, чтобы ребёнок начал заниматься чем-нибудь полезным, это похоже на чтение взрослыми художественной литературы или просмотр театрального спектакля.

Дети учатся моделям социального взаимодействия, проигрывая различные сюжеты у себя в голове, справляются со своими сверхсильными эмоциями, например, гневом, поднимают себе самооценку в ситуациях унижения, получая воображаемую поддержку. Взаимодействие с придуманными друзьями — это игровой процесс, кстати, часто компаньоны и появляются во время и для игры, как например, в мультсериале «Йоко», где Йоко — дух игры, который помогает детям придумывать приключения. Психолог-исследователь Харрис утверждает, что воображаемые друзья помогают развитию ролевой игры ребёнка, что приведет к пониманию разницы между реальностью и воображением, а не потере реальности.

Бендер и Фогель, исследуя детей в травмирующих семейных обстоятельствах и жизненных событиях, утверждают, что воображаемые спутники это полет от реальности, а попытка ребёнка компенсировать трудную и неадекватную ситуацию, смягчить переживания и помочь создать более интегрированное состояние, которое поможет справиться с конфликтами в жизни. То есть воображаемые друзья в какой-то мере похожи на плюшевого медвежонка или зайца, кусочек одеяла или подушки, которые ребёнок носит везде с собой. Он использует их в качестве утешителя при усталости, стрессе. Как правило, к таким игрушкам ребёнок очень сильно эмоционально привязан. Воображаемые друзья — это продвинутый вариант медвежонка, который всегда с собой, он живет в твоей голове, и его невозможно нигде потерять.

Мир воображения имеет свои собственные правила, и воображаемые друзья могут появиться не потому, что есть какие-то специальные травмирующие ситуации у ребёнка, что часто используют в сюжетах фильмов, а потому, что они сейчас хотят появиться. Психоаналитик Бруно Клейн предполагает, что воображаемый друг — это «переходное я», на которое ребёнок проецирует свои идеалы, агрессию и страхи. Он утверждает, что это следует рассматривать как нормальный этап развития, появляющийся примерно с 3−5 лет и позволяющий ребёнку создавать свои собственные стратегии преодоления трудностей, которые способствуют развитию его личности.

Еще один исследователь, Сейфже-Кренке, изучал дневники взрослых людей и подростков, которые писали своим воображаемым друзьям письма. Как самые настоящие, так и воображаемые спутники оказывали поддержку и придумывали способы решения проблем, влияли на личностный рост, помогали успешно справляться со сложностями в дальнейшем. То есть разговоры с воображаемыми друзьями — это разговоры со своей компетентной или помогающей частью, доступ к которой можно получить таким необычным путём. Подростки в этом исследовании имели воображаемых компаньонов в дополнение К, а не ВМЕСТО настоящих друзей, то есть никакого дефицита в общении у них не наблюдалось. Интересно, что они лучше справлялись со своими сложностями самостоятельно, чем те, у кого воображаемых друзей нет. У подростков личность выдуманного компаньона часто оказывалась близкой к идеалу — человеку, с которым они в фантазиях строили свои любовные отношения, или человеком более старшего возраста, которому уже разрешено делать что-то, что самому подростку пока нельзя. В этом случае он становился примером для подражания.

У большинства детей более одного воображаемого компаньона, а у некоторых — целый ряд придуманных спутников с абсолютно разными, но стабильными характеристиками, причем каждый из них служит для разных целей: один — для разговоров про чувства, другой — для выработки способов решения ситуации, третий — для успокоения. Воображаемые компаньоны иногда полностью являются плодом воображения, но часто имеют в основании персонажей из книг, мультфильмов или компьютерных игр.

Похоже, что какое-то время назад воображаемых друзей принимали за духов или ангелов-хранителей, которые что-то нашёптывают ребёнку, чтобы помочь ему. Например, в мультсериале «Ангел-бэби» воображаемые друзья — ангелы или духи, которые вместе с детьми участвуют в приключениях и помогают понять, насколько верна придуманная ими гипотеза.

Бывают ли негативные взаимодействия с воображаемыми спутниками? Да, если воображаемые друзья не поддерживают ребёнка, пугают его, заставляют чувствовать себя плохим, если ребёнок совсем теряет связь с реальностью и, находясь под влиянием воображаемого друга, совершает неприемлемые поступки, либо утверждает, что друг реальный. Все это может стать поводом исследовать причины возникновения таких отношений и обратиться к специалистам-психологам или психиатрам. В остальных случаях лучше всего с уважением относиться к воображаемым друзьям ребёнка. Вполне можно поставить для них дополнительный стул или тарелку, если ребёнок вас об этом попросил. А вообще, знакомство с воображаемым другом ребёнка — это показатель очень доверительных отношений. Для детей один из показателей близкой дружбы с человеком — это сообщение о своей тайне.

Часто друзья исчезают из психики ребёнка так же внезапно, как и появились. Обычно дети не помнят ни момент их возникновения, ни прощание с ними. Один из самых трагических эпизодов за всю историю существования студии Pixar — это смерть воображаемого друга девочки Райли в мультфильме «Головоломка». Но обычно воображаемые друзья исчезают из жизни ребёнка сами, когда они больше не нужны для развития.

В детской художественной литературе и мультфильмах тема воображаемых друзей у персонажей встречается довольно часто. Почитать вместе книгу — хороший повод начать разговор о воображаемых друзьях, рассказать о своих фантазиях из детства и поддержать ребёнка, объяснив, что иметь воображаемых друзей в разные периоды жизни — абсолютно нормально и даже очень важно.

Вот книги, которые я рекомендую почитать на тему воображаемых друзей:

  1. «Воспоминания воображаемого друга», Мэтью Грин

  2. «Тигр в саду», Лиззи Стюарт

  3. «Видимые — невидимые друзья», Николас Шуфф

  4. «Собачка, которой у Нино не было», Эдвард Ван Де Фендел

  5. «Приключения Бикла. Настоящий друг», Дэн Сантат

  6. «Крошка Нильс Карлсон», Астрид Линдгрен

  7. «Снежный лев», Джим Хелмор

  8. «Бабушка на яблоне», Мира Лобе

  9. «Лео: история одного привидения», Мак Барнет

  10. «Кельвин и Хоббс», Билл Уотерсон

Читайте другие статьи Анны Скавитиной на «О!»:

18 вопросов про развод: отвечает психолог

Как разговаривать с детьми о смерти

7 способов справиться с синдромом выученной беспомощности

Фото: Haywiremedia, Standret, PointImages/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

3 причины появления воображаемых друзей и как от них избавиться

Современные родители наверняка читали в детстве истории Астрид Линдгрен про мужчину в самом расцвете сил, который живет на крыше. Но читать или смотреть мультфильм про Карлсона — одно дело, а жить с малышом, у которого появился воображаемый друг — иное. Спокойствие, только спокойствие! Разберёмся в вопросе вместе с детским психологом, Светланой Пятницкой.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

В возрасте от трёх до пяти лет у детей особенно активно развивается воображение. Они играют в режиссерские игры, придумывая своих героев и разыгрывая сюжеты по собственному замыслу.

В 5−7 лет происходит расцвет сюжетно-ролевых игр со сверстниками, когда распределяются роли, придумывается яркий фантазийный сюжет. А что делать, если товарища по игре нет или он не хочет играть в те игры, что отвечают интересам и удовлетворяют потребности вашего малыша?

Причины появления воображаемых друзей

Во-первых, это может говорить об одиночестве ребенка. Экстраверту нужна компания, повышенное внимание, массовка для разыгрывания придуманных сюжетов. Если такой малыш сидит с няней или бабушкой, он испытывает недостаток зрителей своих активностей, что может поспособствовать появлению вымышленного друга.
Напротив, если в вашей семье есть старшие дети, наличие выдуманного друга может говорить о том, что ребенок испытывает желание быть в чем-то старше, опытнее, успешнее. Когда в семье им руководят взрослые, старшие братья или сестры, он может «учить» своего младшего друга тому, чему научился от своего окружения, использовать в речи фразы, услышанные от старших.

Во-вторых, причиной может быть страх. Возможно, вы были свидетелем, когда взрослый человек стесняется напрямую рассказать о своей проблеме и говорит: «Вот у моего друга такая ситуация… Что можете ему посоветовать?» Так и ребенку порой боязно начинать какой-то процесс, поэтому он говорит от лица своего иллюзорного друга. Переезд на новую квартиру, развод родителей, тяжелая болезнь, рождение или смерть члена семьи может стать спусковым крючком для возникновения воображаемого друга.

В-третьих, ребенок может бояться последствия своих поступков, родительского неодобрения, наказания за непослушание, поэтому ему проще «переводить стрелки» на друга. Помните стихотворение «Невидимка» Зинаиды Александровой, в котором озорник обижал котенка, съел все конфеты, рисовал на стене, а потом с ним произошли чудесные изменения?

Напомните о том, что порядок в комнате и своих вещах поддерживает их хозяин, даже если его невидимый друг настаивает на другом положении дел. Важно постепенно передавать ребенку ответственность за чистоту и аккуратность одежды, опрятность своего внешнего вида. Может ли быть настоящим другом невидимый грязнуля, если огорчает маму и подводит друга своим озорством?

Как поступить? Делать вид, что ничего не происходит и друга не существует в природе или активно включиться в игру с невидимкой?

  • С одной стороны, наше упрямое отрицание, высмеивание и намеки на то, что друга не существует, могут стать причиной сомнений ребенка в своей «нормальности», с другой стороны, не стоит быть инициатором упоминания о нем, пока ребенок сам не напомнит вам об этом.

  • Если малыш просит вас поддержать игру, вы можете в нее включаться, как участник. Можете расспросить о вкусах и предпочтениях невидимого героя. Что он любит есть, где предпочитает спать, чем увлекается?

  • Расширяйте компанию ребенка. Если в вашем местном дворе он давно всех знает или знакомая детвора разъехалась на лето, в центральном парке города всегда можно найти компанию для дружного активного досуга.

  • Найдите единомышленников в увлечении вашего чада. В парке всегда есть места, в которых кто-то катается на самокатах и велосипедах, кто-то кормит уток в пруду, кто-то запускает модели самолетов, кто-то лазает по канатам и веревочным лестницам. Познакомьтесь с ними, предложите игры вместе.

  • Если ребенку нравится конструировать, плавать или кататься на роликах, вы можете записать его в кружок или найти для него мастер-класс по интересам. В детских библиотеках проходят регулярные обсуждения прочитанных литературных произведений, заведите себе читательский билет.

  • Если малыш любит рисовать и читать, вы можете сочинить совместную историю про воображаемого друга, нарисовать к ней иллюстрации, оформить в книгу, читать и показать домочадцам и друзьям.

Наличие воображаемого друга у ребенка от двух до восьми лет свидетельствует о норме развития. Нередко такой приятель помогает малышу овладеть социальными навыками и справиться со стрессовыми ситуациями. А ещё он позволяет нам узнать больше о своём ребенке. Воспользуйтесь дополнительной возможностью фантазировать, воображать и воплощать ваши совместные замыслы в жизнь!

Другие статьи Светланы Пятницкой:

Кто виноват и что делать: почему дети ругаются матом

10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку

Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях

Фото: Yuganov Konstantin, VGstockstudio, Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Воображаемые друзья наших детей: стоит ли паниковать

«Авраам Линкольн — мой дедушка» — между делом заявляет мне пятилетка. «Что?» — переспрашиваю я, предусмотрительно затаившись в молчании. «Ну да, — продолжает ребенок, уже чуть не плача, — я так расстроился, когда его застрелили в театре».

Так, с примера из собственной жизни, начинается статья-исследование Джессики Келер, посвященная теме воображаемых друзей и тому, как относиться к чрезмерно бурной фантазии ребенка. «Это один из многочисленных примеров воображаемых связей нашего сына. Помимо исторических личностей, он предпочитает книжных героев, актеров кино или полностью придуманных персонажей — все они часто занимают большое место в его ежедневных играх. Истории с воображаемыми друзьями многогранны, эмоциональная связь крепка. Не пора ли нам беспокоиться?»

Психология придуманных друзей 

В детстве они появляются довольно часто. Примерно две трети детей в возрасте от трех до восьми лет придумывают воображаемых друзей, которые иногда «задерживаются» и до подросткового возраста. Скорее всего, к этому более склонны девочки, и образы придуманных компаньонов у детей разного пола различаются.

Девочки чаще занимают учительскую позицию в таких отношениях, нянча малышей — животных или младенцев. Мальчики, в свою очередь, создают сильных и знающих «приятелей», более могущественных, чем они сами. Отношения с такими друзьями могут быть иерархическими или равноправными.

Согласно исследованию, придуманные компаньоны обычно относятся к одной из двух категорий: невидимые существа или персонифицированные объекты. Большинство детей прекрасно понимают, что их друзей не существует в реальности, и даже указывают на это взрослым, к их большому облегчению. За выдуманным компаньоном скрывается созданный воображением ребенка космос, удивительный мир фантазии.

Откуда они берутся? 

В основном таких существ придумывают просто для удовольствия. Довольно часто дети с богатым воображением отлично социализированы и любят все, что связано с фантазией. Эти личностные особенности соединяются и провоцируют ребенка на создание вымышленных компаньонов.

Исследование Стефани Карсон дало основание считать, что дети наделяют их функционалом для удовлетворения трех психологических потребностей, основанных на теории самодетерминации.

1. Потребность в компетенции

В отношениях с воображаемыми друзьями дети часто выделяют себе роль лидера, обучающего менее компетентного «товарища».

2. Потребность в отношениях

Связи с ними порой бывают не менее крепкими, чем с настоящими друзьями.

3. Потребность в автономии

Иногда придуманные компаньоны помогают детям манипулировать ситуацией с целью получить контроль над происходящим.

Родительские сомнения 

Еще в 1945 году доктор Бенджамин Спок писал, что родителям стоит беспокоиться, если у ребенка старше четырех лет все еще есть воображаемые друзья. По его мнению, их появление свидетельствовало о неприспособленности или недостатке чего-то у ребенка в реальной жизни.

Жан Пиаже, один из самых известных психологов XX века, изучавший развитие ребенка, в 1962 году заявил, что наличие придуманных друзей может быть признаком нарушения развития ребенка.

У детей есть свой зачарованный мир, который они не всегда хотят открывать

Однако научные данные последних трех десятилетий не поддерживают точку зрения доктора Спока и Пиаже. Свежие исследования позволяют предположить, что наличие воображаемых друзей связано с позитивными психологическими показателями в детстве и более позднем возрасте.

Позитивные психологические показатели 

Исследование рассматривало взаимосвязь фантазий о вымышленном друге и позитивных психологических показателей. Выяснилось, что дети, у которых есть придуманные компаньоны, также имели более широкий словарный запас и лучшие речевые навыки. Они оказались менее стеснительными и более социально ориентированными и в целом обладали высоким уровнем креативности.

Ученые увидели взаимосвязь между богатой фантазией ребенка и лучшими результатами при прохождении теста на творческие способности. Интересно, что эти дети оказались изобретательнее сверстников в придумывании новых вариантов использования различных предметов. Они менее ограничены функциональными стандартами.

Таким образом, данные позволяют предположить, что фантазеры могут вырасти в креативных взрослых, чьи показатели развитого воображения будут выше, чем у остальных.

Сверхвозбудимость 

Некоторые психологи пока еще сомневаются в обязательном наличии взаимосвязи между появлением воображаемых приятелей у ребенка и его отличными интеллектуальными показателями. В то же время уже существует теория, поддерживающая идею, что богатое воображение бывает у детей с хорошими когнитивными способностями.

Теория позитивной дезинтеграции Казимежа Домбровского включает важный момент, касающийся концепции сверхвозбудимости, то есть повышенной психической возбудимости у одаренных детей. Описание этого явления во многом совпадает с особенностями тех, у которых есть придуманные друзья.

Вот список характеристик сверхвозбудимости воображения у детей, описанной у Домбровского:

  • Частое обращение к образам и метафорам
  • Возможность придумывать и фантазировать
  • Способность к детализированной визуализации, восприятию поэзии и драматического искусства, склонность к одушевлению окружающего мира и готовность к волшебству
  • Умение жить в мире фантазии
  • Пристрастие к волшебным книгам и сказкам
  • Сценические способности
  • Спонтанное создание визуальных образов для выражения эмоционального напряжения
  • Анимистическое воображение, смешение реальности и выдумки, способность продуцировать сны и иллюзии
  • Непереносимость скуки

Это интересное поле для исследований, которое, как надеется Джессика Келер, вскоре будет тщательно изучено, чтобы доказать связь между сверхвозбудимостью детей и созданием ими воображаемых друзей.

Открытость к новому опыту 

Еще одна область для научных изысканий связана с известной теорией «Большой пятерки» черт личности. Благодаря исследованиям открылась возможная связь между склонностью придумывать друзей и открытостью опыту. А это, в свою очередь, снова отсылает к концепции сверхвозбудимости и одаренности.

Место встречи — фантазия 

В 1999 году психолог Марджори Тейлор, исследующая вопросы воображения и творчества, в книге «Воображаемые друзья и дети, создающие их» описала создание вымышленных компаньонов как «магический круг». По мнению Джессики Келер, это идеальная аналогия.

У детей есть свой зачарованный мир, который они не всегда хотят открывать. И если родителей допустили туда, то стоит с благодарностью принять такой опыт. Это прекрасная возможность установить контакт с ребенком и узнать о его чувствах с помощью вопросов и бережного исследования фантазийного мира.

К придуманному другу следует отнестись с осторожностью и ни в коем случае не брать над ним верх, потому что ребенку хочется контролировать ситуацию. На протяжении этого удивительного путешествия родителей ждет радость от общения с ребенком, а в перспективе они могут способствовать развитию креативной личности. «Возможно, именно в вашей семье растет новая Агата Кристи», — заключает Джессика Келер.

Читайте также

www.psychologies.ru

3 причины появления воображаемых друзей и как от них избавиться

Современные родители наверняка читали в детстве истории Астрид Линдгрен про мужчину в самом расцвете сил, который живет на крыше. Но читать или смотреть мультфильм про Карлсона — одно дело, а жить с малышом, у которого появился воображаемый друг — иное. Спокойствие, только спокойствие! Разберёмся в вопросе вместе с детским психологом, Светланой Пятницкой.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

В возрасте от трёх до пяти лет у детей особенно активно развивается воображение. Они играют в режиссерские игры, придумывая своих героев и разыгрывая сюжеты по собственному замыслу.

В 5−7 лет происходит расцвет сюжетно-ролевых игр со сверстниками, когда распределяются роли, придумывается яркий фантазийный сюжет. А что делать, если товарища по игре нет или он не хочет играть в те игры, что отвечают интересам и удовлетворяют потребности вашего малыша?

Причины появления воображаемых друзей

Во-первых, это может говорить об одиночестве ребенка. Экстраверту нужна компания, повышенное внимание, массовка для разыгрывания придуманных сюжетов. Если такой малыш сидит с няней или бабушкой, он испытывает недостаток зрителей своих активностей, что может поспособствовать появлению вымышленного друга.
Напротив, если в вашей семье есть старшие дети, наличие выдуманного друга может говорить о том, что ребенок испытывает желание быть в чем-то старше, опытнее, успешнее. Когда в семье им руководят взрослые, старшие братья или сестры, он может «учить» своего младшего друга тому, чему научился от своего окружения, использовать в речи фразы, услышанные от старших.

Во-вторых, причиной может быть страх. Возможно, вы были свидетелем, когда взрослый человек стесняется напрямую рассказать о своей проблеме и говорит: «Вот у моего друга такая ситуация… Что можете ему посоветовать?» Так и ребенку порой боязно начинать какой-то процесс, поэтому он говорит от лица своего иллюзорного друга. Переезд на новую квартиру, развод родителей, тяжелая болезнь, рождение или смерть члена семьи может стать спусковым крючком для возникновения воображаемого друга.

В-третьих, ребенок может бояться последствия своих поступков, родительского неодобрения, наказания за непослушание, поэтому ему проще «переводить стрелки» на друга. Помните стихотворение «Невидимка» Зинаиды Александровой, в котором озорник обижал котенка, съел все конфеты, рисовал на стене, а потом с ним произошли чудесные изменения?

Напомните о том, что порядок в комнате и своих вещах поддерживает их хозяин, даже если его невидимый друг настаивает на другом положении дел. Важно постепенно передавать ребенку ответственность за чистоту и аккуратность одежды, опрятность своего внешнего вида. Может ли быть настоящим другом невидимый грязнуля, если огорчает маму и подводит друга своим озорством?

Как поступить? Делать вид, что ничего не происходит и друга не существует в природе или активно включиться в игру с невидимкой?

  • С одной стороны, наше упрямое отрицание, высмеивание и намеки на то, что друга не существует, могут стать причиной сомнений ребенка в своей «нормальности», с другой стороны, не стоит быть инициатором упоминания о нем, пока ребенок сам не напомнит вам об этом.

  • Если малыш просит вас поддержать игру, вы можете в нее включаться, как участник. Можете расспросить о вкусах и предпочтениях невидимого героя. Что он любит есть, где предпочитает спать, чем увлекается?

  • Расширяйте компанию ребенка. Если в вашем местном дворе он давно всех знает или знакомая детвора разъехалась на лето, в центральном парке города всегда можно найти компанию для дружного активного досуга.

  • Найдите единомышленников в увлечении вашего чада. В парке всегда есть места, в которых кто-то катается на самокатах и велосипедах, кто-то кормит уток в пруду, кто-то запускает модели самолетов, кто-то лазает по канатам и веревочным лестницам. Познакомьтесь с ними, предложите игры вместе.

  • Если ребенку нравится конструировать, плавать или кататься на роликах, вы можете записать его в кружок или найти для него мастер-класс по интересам. В детских библиотеках проходят регулярные обсуждения прочитанных литературных произведений, заведите себе читательский билет.

  • Если малыш любит рисовать и читать, вы можете сочинить совместную историю про воображаемого друга, нарисовать к ней иллюстрации, оформить в книгу, читать и показать домочадцам и друзьям.

Наличие воображаемого друга у ребенка от двух до восьми лет свидетельствует о норме развития. Нередко такой приятель помогает малышу овладеть социальными навыками и справиться со стрессовыми ситуациями. А ещё он позволяет нам узнать больше о своём ребенке. Воспользуйтесь дополнительной возможностью фантазировать, воображать и воплощать ваши совместные замыслы в жизнь!

Другие статьи Светланы Пятницкой:

Кто виноват и что делать: почему дети ругаются матом

10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку

Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях

Фото: Yuganov Konstantin, VGstockstudio, Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *