Как делают елочные игрушки из стекла – Как делают стеклянные новогодние игрушки | Блогер Belochkina на сайте SPLETNIK.RU 23 декабря 2014

Как делают стеклянные новогодние игрушки | Блогер Belochkina на сайте SPLETNIK.RU 23 декабря 2014

К сожалению, сейчас на рынке ёлочных игрушек — сплошная китайская штамповка из пластика. Но ведь в России есть отличные фабрики настоящих стеклянных ёлочных игрушек! Да, другая ценовая категория, но такая красота стОит того…

Фабрики елочных игрушек ручной работы действуют в Сокольниках, Карачеве Брянской области, Красноярске, п. Селижарово Тверской области, дер. Данилово Павлово-Посадского р-она, наверное есть и другие…. Обо всех фабриках просто нереально рассказать в одном посте, поэтому рассказ о двух фабриках, для представления процесса.

Фабрика елочных украшений «Ариель» (г. Нижний Новгород) занимается производством уже 20 лет. Здесь круглый год – и весной, и летом, и осенью, и зимой – делают елочные шарики и забавные стеклянные фигурки, которые потом украшают елки в разных странах мира.

Какая красота!

Можно сделать спецзаказ и на шары нанесут изображения по вашему заказу. Например серия по заказу метрополитена: 

А еще в коллекции нижегородских мастеров имеются шары с изображением Барака Обамы. Мастера рассказывают, что специальный заказ на их изготовление им сделала администрация президента США в 2009 году. Согласование шло долго и не просто: сначала художники нарисовали на шаре изображение Обамы с широкой улыбкой, потому что знали, что эта обаятельная улыбка – его визитная карточка. Но американцы сказали, что президент на изображении «слишком веселый», и попросили изобразить его построже. В итоге, за основу был принят вариант со сдержанной улыбкой. А широко улыбающийся Обама остался нижегородцам на память!

На производстве работают только женщины, мужчина у них единственный – директор. Ему же принадлежит идея сделать стропила под крышу в виде ёлочки: 

Здесь же можно и купить их игрушки.

Каждый день фабрика принимает по 16 экскурсионных групп! Около 300 ребятишек самого разного возраста – от учеников младших классов до выпускников школ и студентов техникумов – приезжают на фабрику, чтобы познакомиться с процессом создания елочной игрушки.

Итак, сам процесс…

Главный художник фабрики разрабатывает эскизы и придумывает сюжеты, которые потом будут наносить на украшения.

На производство поступают вот такие длинные стеклянные заготовки:

Палку нагревают и делят на несколько небольших заготовок. 

Нагрели, потянули: 

Разделили:

Далее заготовку нагревают и выдувают изделие необходимой формы (имеются специальные формы): 

Этот цех занимает один небольшой кабинет и работает здесь всего 4 человека.

Далее игрушки попадают к художникам. 

Художников в 3 раза больше, чем стеклодувов: 

Каждый художник наносит определенный сюжет. Все это делается вручную, но рисунки на шарах практически не отличить друг от друга: 

Рисунок наносится в несколько этапов: берётся игрушка и наносится один слой краски, пока на нем краска подсыхает, художник наносит основной цвет на вторую игрушку и т.д. Затем художник возвращается к первой и рисует часть сюжета и опять подвешивает игрушку и т.д. 

А далее игрушки пакуются и отправляются в магазин.

Производство относительно небольшое. Находится фабрика в этом симпатичном домике: 

Фабрика «Елочка» (г. Клин) уже более 50-ти лет занимается изготовлением елочных украшений. 

Первые мастерские по производству елочных игрушек открылись на территории Клинского уезда в середине XIX века. Случилось это после того, как в 1848 году князь Александр Меншиков построил здесь небольшой стеклодувный заводик. Местные крестьяне, поработав на производстве, оборудовали домашние мастерские, откуда и вышли первые российские елочные игрушки из стекла.

За полтора века процесс изготовления игрушек почти не претерпел изменений. Разве что работников, раздувавших огонь при помощь кожаных мехов, сменили работающие на сжатом газе горелки…

Работа со стеклом требует предельной концентрации и опыта. Дрон (стеклянная заготовка) сначала разогревается до нужной температуры, а после из него выдувается шар или фигурная игрушка. Для мастера главное — поймать нужный момент, когда дрон уже достаточно пластичный, но еще не слишком мягкий. Упустил секунду — и ничего не получится.

Из-за своей формы «Лебедь» считается одной из самых сложных в производстве елочных игрушек.

В стеклодувном цехе стоит очень сильный шум. Некоторые работники пользуются наушниками, однако большинство давно к нему привыкли.

Работают на производстве, в основном, женщины — мужчинам для этого ремесла не хватает терпения. Обычно в стеклодувном цехе трудится 17-20 человек. Большинство пришли сюда сразу после окончания школы.

Следующий этап производства — металлизация. В специальных вакуумных камерах игрушки покрывают тонким слоем алюминия, что делает их поверхность зеркальной.

После металлизации игрушки красят. Разумеется, тоже вручную.

Шар просто окунают в емкость с краской, а затем оставляют сохнуть на несколько часов.

В отличие от шаров, игрушки сложной формы невозможно равномерно прокрасить без использования пульверизатора.

Декабрь — пиковый сезон на предприятии. В преддверии Нового года «Елочка» работает в усиленном режиме.

После окраски игрушки отправляются в цех росписи, где на них по заранее подготовленным образцам наносятся рисунки.

Сверяясь с китайским календарем, на предприятии ежегодно выпускают игрушки с изображением символа наступающего года.

Помимо интересной работы, многих на «Елочке» удерживает хорошая, по местным меркам, зарплата.

Периодически на предприятие поступают и корпоративные заказы. Обычно просят изобразить на игрушках логотип компании или какой-то предмет, связанный с ее деятельностью.

После росписи у игрушек отпиливают «хвостики» — они больше не пригодятся.

Отпиливание — один из немногих процессов на производстве, который автоматизирован.

Часть игрушек лишается «хвостиков» вручную. В образовавшиеся отверстия вставляют держатель. 

Готовые игрушки упаковывают в коробки и отправляют на прилавки магазинов, к нам с вами.

Елочные игрушки ручной работы напоминают наши игрушки из детства. Глядя на них, понимаешь, что именно такие елочные игрушки, или очень на них похожие, вешали на елку наши родители. А до них – их родители. Перебирая в картонной коробке подобные елочные игрушки, испытываешь непередаваемую ностальгию и единство с прошлым и будущим. Это не объяснить словами. Надо просто начать украшать елку игрушками с ручной росписью!

www.spletnik.ru

Фабрика счастья: как делают елочные игрушки.: alexcheban — LiveJournal

Вот вы уже выросли, но наверняка помните тот детский восторг, когда родители доставали коробку с елочными игрушками, как вы разматывали запутавшиеся провода новогодней гирлянды, как искали перегоревшую лампочку в ней… А запах свежей ели или сосны, ведь елка обязательно должна быть настоящей, никаких искусственных поделок! Это маленькое детское чудо, быть причастным к созданию праздника — украшению новогодней елки! В Советском Союзе было всего несколько фабрик елочных игрушек, одна из них — в поселке Клавдиево Киевской области.

Но самое интересное, что спустя двадцать лет после распада СССР процесс производства елочных игрушек остается все таким же ручным и винтажным! Вручную разогревают стекло, выдувают шары, раскрашивают их. Абсолютно удивительный флешбек — на других предприятиях компьютеры-конвееры-стерильная чистота, а здесь очень уютный совок. В позитивном понимании этого термина! У меня сегодня отличное продолжение серии праздничных новогодних репортажей! 🙂

1.


Фабрика основана в 1949 году, пережила кризис 90х, но все же восстановила свое функционирование и работает до сих пор, постепенно наращивая объемы производства, стремясь достичь советских показателей.

2.

На самой территории, несмотря на довольно ветхое состояние, все очень ярко и живо, ведь ежедневно сюда приезжают огромное количество детей:

3.

4.

Печки работают на настоящих дровах?! Винтаж и естественность даже в этом 🙂

5.

Перейдем к самому производству, первый этап — это стеклодувный цех:

6.

7.

8.

Исходный материал — это 50см стеклянные трубки, которые производятся в Беларуси.

9.

Трубку разогревают при температуре выше 1000 градусов, из одной трубки получается до 20 шариков или 5-10 «сосулек» или верхушек на елку.

10.

А затем вручную выдувают шары раздичного диаметра, максимальный размер — 150мм. Легкие работников этого цеха выдувают строго дозированный объем воздуха, погрешность не более 5% при кол-ве шаров за смену — 150-200! На выходе получаем прозрачный стеклянный шарик, которому нужно еще 5 минут, чтобы остыть.

11.

Фишай 15мм дает очень прикольный эффект 🙂

Сергей aquatek_filips

12.

Ира siv2203

13.

Следующий этап — серебрение. Вот это как раз самый зрелищный и интересный момент. Все очень просто с точки зрения химии, но очень эффектно воочию. Дети в восторге, экскурсионные группы сменяются каждые 5-7 минут, людей оооочень много!

14.

Вначале в каждую заготовку шарика впрыскивают раствор, состоящий из оксида серебра, аммиака и дистиллированной воды:

15.

Затем окунают в горячую воду (50 градусов) на несколько секунд и встряхивают раствор внутри шарика, внутри шарика происходит т.н. «реакция серебрянного зеркала», когда серебро осаждается на стенках.

Вот здесь еще шарик прозрачный:

16.

А спустя секунду уже серебряный:

17.

18.

Затем шары красят в один фоновый цвет и сушат:

19.

Как же не сделать свой silver-look?! 🙂

20.

21.

22.

На последнем этапе происходит художественно оформление игрушек. Здесь почему-то нельзя снимать, но на деле это никто не контролирует:

23.

24.

25.

Высокие технологии производства здесь не используются, поэтому «голубого экрана смерти» вполне достаточно:

26.

27.

28.

Вот такая «золотая» крошка наносится на игрушку, предварительно обработанную клеем.

29.

Шарик может выдуть каждый, а вы попробуйте выдуть паровозик?! Для этого у работников фабрики есть 3D-принтеры 3D-легкие — 100500 поддувов под определенным углом и интенсивностью потока и паровозик готов!

30.

31.

Каждый работник цеха по художественному оформлению за одну смену делает от 3-4 до 50 игрушек в зависимости от сложности.

32.

Вот таких вот шариков за смену производится 4-6:

33.

34.

35.

36.

37.

38.

Популярное развлечение больших компаний — это игрушки с нанесением логотипа:

39.

40.

Что мне очень понравилось — каждый уголок цеха, который выглядит не очень репрезентативно, закрыт каким-то баннером или растяжкой. Визуально — все скромно, но уютно:

41.

Ну и последний зал, где срезают «шейки» и одевают застежки, а затем и упаковывают шарики. Станок, который производит обрезку, оборудован алмазным кругом:

42.

43.

44.

Для школьников тут проводят мастер-классы и праздники, но людей очень много.

45.

Сколько это стоит?
Стоимость шариков в магазине — от 15гр (2$) c термопечатью до 15-30$ за шарики ручной работы:

46.

47.

Еще есть небольшое помещение — музей, где экспонируются елочные игрушки разных эпох и стран. Но это стоит показать в отдельном репортаже, который я сделаю в ближайшие дни.

Оф. сайт фабрики елочных игрушек: http://www.klavdievo.com
Завод работает обычно начиная с весны и до января в зависимости от заказов, здесь всегла рады гостям. Если у вас дети школьного возраста — очень рекомендую! А вот с малышами делать особо нечего, слишком много людей и это при том, что я был в будний день, в выходной наверное вообще не пройти.

48.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Другие мои репортажи из серии «Как это делается»



Оставайтесь на связи! | Добавить в ЖЖ | Facebook | Twitter | ВКонтакте | Google+ | RSS-лента | Instagram |

© Alexandr Cheban | alexcheban.livejournal.com — «Ярко о путешествиях!» — бюджетно и необычно по всему миру!

alexcheban.livejournal.com

Как делают игрушки на старейшей фабрике ёлочных украшений в россии

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе — это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая — 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла, так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении — монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Похожим образом изготавливают зеркала.

letidor.ru

Как делают елочные игрушки | Блогер Snezhinka_S на сайте SPLETNIK.RU 25 декабря 2009

Опубликовано пользователем сайта

Круто! Snezhinka_S

Процесс изготовления новогодних шаров состоит из нескольких основных этапов: выдувание из стекла стеклянных шаров, серебрение шаров, покраска игрушек и художественное нанесение рисунка. (Не знаю как они правильно называются, так как не смогла ничего найти о них в интернете. Поэтому буду называть их по-своему.) Первый этап. Это самый захватывающий процесс, во время которого стекло превращается в шар. Из обычных стеклянных трубок делаются заготовки для двух шаров. Чтоб разломать их пополам, то заготовку ударяют об острый камень(смотрите фото), который лежит слева. Затем подносят ее к газовой горелки и начинают нагревать до тех пор пока стекло не станет вязким. Заготовка плавится и в ней убирается лишний верхний край. В итоге выходит вот такое: После нагревание до определенного состояния, женщина начинает дуть через трубочку. И получается стеклянный шар. Справа у стола прибиты два металических кольца, с помощью которых определяется размер шара. Второй этап. Серебрение. Шары делают блестящими не снаружи, а внутри. С помощью специального аппарата во внутрь заливают раствор с серебром. Затем шар взбалтывают, и опускают его ненадолго (3-5 минут) в ванночку с теплой водой (45-50 градусов тепла). Если вода будет сильно горячей, то процесс пройдет быстрее, но блестящий слой может отойти. После того как шар окрасится, то его переворачивают и просушивают. В этот момент на всех шарах показывается одно и тоже. Если помахать ему, то все шары ответят тем же. Третий этап. Процесс окрашивание шаров и их сушка. Сушилка длинная и проходит через всю комнату. С одной стороны сидит женщина и опускает стеклянные шары в краску. Потом ставит их в сушку. Шар неспеша двигается через сушилку и когда он доходит до конца, то уже полностью сухой. (Это мне напомнило выпекание хл:) на хлебзаводе. Там такого же типа сушилка, но намного больше.) Самый последний этап. Художественное нанесение рисунка на шар. В комнате сидят художники, которые разрисовывают шары. Каждый рисунок занимает очень много времени. Они рисуют картинку, а потом наносят на них клей и обсыпают различными блесками. Каждый художник на вашей игрушке может сделать любую надпись. Так как все наносится вручную, то каждый шар неповторим и красив по-своему. Ведь это не машинная штамповка, которую мы привыкли видеть. Шары, которые делают на этой фабрике в основном продают за рубеж и они редко бывают в магазинах. Вот так и рождается сказка!!

Оставьте свой голос:

www.spletnik.ru

Стеклодувный промысел. Как и кто делает новогодние игрушки | Люди | Общество

Стекольное производство в Клину

Фабрика «Ёлочка» первой в России стала изготавливать украшения для новогодней ёлки. Её игрушки красовались как на главной кремлёвской красавице, так и в домах советских граждан. Сейчас у компании миллионный оборот продукции в год и поставки товара в Эстонию, Киргизию, Узбекистан, Белоруссию, Казахстан. Которые, в свою очередь, экспортируют игрушки в Германию, Америку, Израиль и Австралию.

Стекольное производство в избе. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Клинский стеклодувный промысел зародился ещё в 1848 году. Тогда Александр Меншиков построил первый стекольный завод по изготовлению колб для керосиновых ламп, аптечных пузырьков, посуды и игрушек. На нём трудилось всего 80 крестьян из соседних деревень. После смерти князя работники растащили всё стекло по избам и занялись уже своим кустарным производством. В домах целыми семьями трудились над созданием украшений из стекла. Бусы, которые они делали, носили название «камушные», потому что имели очень толстые стенки и неровные края и больше напоминали камни, нежели украшения. 

Стеклянные аптечные пузырьки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Стеклодувный цех

В XIX веке стеклодувами работали одни лишь мужчины. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Самую вредную и важную работу на предприятии народных и художественных промыслов «Ёлочка» выполняют женщины. Именно они являются мастерами-стеклодувами. Весёлые, спокойные, с обычными лёгкими и большим профессионализмом. Брака по их вине практически не бывает, хотя всё они делают на глаз. Трудятся в тёмном помещении, где в несколько рядов стоят столы, на которых лежат стеклодроты (стеклянные трубки, из которых потом делают новогодние игрушки — прим. ред.). Главное рабочее место отведено горелкам на газу. Над ними нависают массивные вытяжки. А рядышком на стульях сидят сотрудницы. От гула, который заполоняет цех, их спасают наушники. Под любимую музыку управляются со стеклом. Заносят его над пламенем горелки, хорошо разогревают и вытягивают. Потом либо помещают в определённую форму, чтобы получить, например, Алладина, либо просто выдувают шар через «усик» — отверстие. Затем кладут на стол остужаться. Всё это делается во мраке, чтобы видеть стекло и следить за качеством продукции. За день каждая мастерица может произвести около 300 шариков или 100 «верхушек», 100-150 изделий по форме (шишки, герои мультфильмов, колокольчики). 

Стеклодув за работой. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

«В цехе нас 25 мастеров. Работают женщины от 20 до 70 лет. Вообще, конечно, профессия очень тяжёлая, потому что имеем дело со стеклом и огнём. Вначале это пугает, здесь же идёт работа с газом, и горелки находятся под высоким давлением, не сравнить с домашней плитой. Поэтому новичкам часто страшно. Многие не выдерживают и уходят. У нас на производстве остаются лишь профессионалы со спокойным, свободным дыханием и уверенными руками», — рассказала стеклодув Екатерина Коркина.

Стеклодувный цех. Рабочие места. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Цех металлизации 

После выдувания готовые прозрачные игрушки, которые ещё называют «гольё», попадают в цех металлизации. Там их делают блестящими за счёт алюминия. Для этого изделия надевают на специальные кассеты: металлический каркас, напоминающий навесную сушилку для кружек. Потом работник протирает все игрушки и отвозит их в вакуумную машину. Она похожа на бочку с насосами по бокам, в которой находятся испаритель и вольфрамовая проволока, на ней развешаны кусочки обычной кулинарной фольги. Когда изделия оказываются в машине, работник её запускает. После старта откачивается весь воздух, а по проволоке бежит электрический ток, превращая кусочки фольги в блестящее облако. Оно оседает на игрушках и придаёт им новый облик. 

В этом цехе тоже стоит гул, а рабочий день делится на 6 циклов, за время которых работницы успевают развесить по кассетам и протереть от 180 до 600 игрушек.

«В нашем цехе работают 5 машин, их обслуживают 5 операторов. И тоже все женщины. Эта работа не для мужчин, потому что им нужна конкретика. А здесь необходимо терпение, чтобы протереть каждую игрушечку. Такое качество есть только у представительниц слабого пола», — поделилась начальник ОТК цеха металлизации Валентина Афанасьева.

Игрушки в вакуумной машине. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Окрашивание и разрисовка

Когда игрушка прошла металлизацию, её отправляют на покраску. На этом этапе украшение за хвостик опускают в краску, затем достают и дают обсохнуть. Следом за дело принимается художник. С помощью акриловых, лаковых красок и присыпки он выводит узоры на изделии. Затем у игрушки обрезают кончик, через который её выдували. И только после всех этих процедур отправляют на продажу.

Ручная роспись игрушек. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Опасное производство

Работа стеклодува не зря считается очень тяжёлой. Мастерам приходится иметь дело с газом, поэтому их труд считается опасным. На пенсию работники уходят уже в 45 лет. 

«Продолжительность рабочего дня у нас 8 часов. Все работники имеют полный социальный пакет и положенный отпуск. Средняя зарплата на предприятии — 25 тысяч, что очень неплохо, если учесть, что в Клину она от 19 до 22 тысяч. А высококлассные специалисты, которые справляются с нормой, получают и до 60 тысяч», — объяснил исполнительный директор ОАО «Ёлочка» Владимир Симанович.

Мода на ёлочные игрушки в России

В XIX веке ёлки украшали стеклянными бусами, которые достигали до 4 метров в длину. Они состояли не только из бусин, но и маленьких палочек — стекляруса. 

Затем появились картонажные игрушки. Чтобы их изготовить, брали большой лист картона, обклеивали его золотой и серебряной фольгой, потом делали оттиск нужной фигуры и склеивали половинки изделия. Получались яркие птички, морские коньки и другая живность.

Картонажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В конце 30-х годов на ёлках стали появляться герои детских сказок: Иван Царевич, Красная Шапочка, Кот в сапогах.

В годы великой Отечественной войны игрушки делали из подручных материалов. Героями украшений были Дед Мороз с автоматом, Снегурочка в шлеме, самолёты-истребители, дирижабли, пушки и звёзды.

Военные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

После войны стали мастерить монтажные игрушки. Это были объёмные фигуры, которые собирались из стекляруса и бусинок. Их производством занимались в основном военные инвалиды. Делали самолёты, велосипеды, лампочки и многое другое.

Монтажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов В 1949 году, на юбилей Александра Пушкина, пришла мода на игрушки, олицетворяющие героев его сказок. Белочку, которая орешки грызёт, Шамаханскую царицу, Золотую рыбку.

В 50-х годах, когда большая часть населения страны проживала в коммунальных квартирах, стали выпускать игрушки-малютки для небольших ёлочек.

Во время правления Хрущёва на ёлках страны появились початки кукурузы, всевозможные фрукты и овощи.

Первый полёт человека в космос ознаменовал новый этап в ёлочной моде. Праздничные деревья украшали игрушками в виде космонавтов и ракет. 

Космическая тема в игрушках. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В 80-е годы стали выпускать игрушки с олимпийской символикой: Олимпийского Мишку и огонь.

Игрушка «Олимпийский Мишка». Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В 90-е пришла мода на ёлочные шары с изображением символов года по восточному календарю. Вот и в наступающем 2017 году петух будет красоваться на многих новогодних шарах. Но не только они пользуются популярностью среди россиян. Сейчас возрос спрос на ретро-игрушки, которые производились ещё в 40-х—60 -х годах прошлого века. Хозяйки хотят, чтобы их ёлочки были самыми красивыми, поэтому на их украшение не жалеют ни фантазии, ни денег, ни сил.

aif.ru

Как делают новогодние стеклянные игрушки — Виртуальный Кореновск

Вы знаете, как делают настоящие новогодние стеклянные шарики?

 


 Представьте себе огромный завод, где пыхтят большие машины, выплевывающие одинаковые блестящие шары, конвейер, по которому едут потом шарики, которые супер-современные пульверизаторы поливают краской, шарики едут дальше, проезжают в специальную камеру, где со всех сторон на них пшикают специальные струйки краски, наносящие сложный узор. Потом шарики, дальше по конвейеру, обдуваются ветерком и быстро сохнут. И наконец, на самом конце конвейера ровными рядками падают в коробки, запечатываемые роботом — чудом современной техники.Это в наше время так, а раньше было вот так, читаем и смотрим.

 

Процесс изготовления елочных украшений начинается с выдувания. Для этого используется медицинское стекло:

 

 

Из каждой такой стеклянной трубы получается 2-3 заготовки:

 

 

Сначала она нагревается посередине, чтобы разделить на две части:

 

 

Получив нужный кусочек, каждую трубу прогревают изнутри, чтобы мастера смогли приступить к выдуванию:

 

 

Выдувается елочное украшение за один выдох. Поэтому, когда вы видите огромный шар, знайте, что он сделан другой техникой. С помощью двух усиков мастер придает форму:

 

 

В зависимости от того, какое украшение должно получиться, выбирается формочка. В данном случае стеклодув изготавливает

«домик»:

 

 

Один усик закручивается в маленькую петельку (преимущественно для западного рынка), либо оставляют для дальнейшего отрезания, а второй удаляется, оставляя на донышке шара уникальный след:

 

 

Для изготовления украшения, похожего на сову используется специальный инструмент, которым продавливается стекло шара. Таким способом получаются характерные ей глаза:

 

 

За 6 часов стеклодувы выдувают по 250-300 шаров. Обучиться этому негде, поэтому все стеклодувы, как в старине, передают свои знания напрямую следующему поколению:

 

 

Рабочее место одного из стеклодувов

 

 

После выдувки заготовки попадают в покрасочную. Здесь наносят слой лака, но тогда украшение будет немного прозрачным (для подсвечника, например), либо перед этим наносится еще слой алюминия. Алюминий полностью убирает прозрачность и добавляет больше блеска:

 

 

Тут же отрезается второй усик:

 

 

За покрасочными работами следует художественная, самая сложная, на мой взгляд:

 

 

Заказы у фабрики бывают разные: от президентских подарков до шаров со станциями метро. Почти все рисунки выполняются в несколько этапов (минимум 3-4). К концу работ на этих шарах появится Московский кремль:

 

 

Для рисования используют кисточки, перья, губки и баночки от сметаны

 

 

Мастеров-художников примерно в 4 раза больше, чем стеклодувов. Те, кто дольше работает на фабрике, выполняют более сложную работу, а новенькие полегче.

 

 

Наглядная демонстрация поэтапности. Должен получиться снегирь:

 

 

Финальные декоративные штрихи:

 

 

Большую часть времени украшения сохнут:

 

 

 

Игрушка из последней коллекции:

 

 

Так выглядит рабочее место закончившего мастера-художника:

 

Я бы и сама хотела побывать на такой фабрике и с большим желанием сделала бы игрушку, хоть и рисовать не умею)))

 



Похожие записи:

mykor.ru

Как делают ёлочные игрушки: alexey_donskoy — LiveJournal

Как в детство (даже бабушкино) путешествовал — настоящие стеклянные ёлочные игрушки до сих пор изготавливаются вручную!

А вот такие игрушки помните? Это уже из моего детства:

Ну что ж, музей и фабрика ёлочных игрушек под катом!

Ближайшая к нам фабрика — «Ариель» в Нижнем Новгороде.
Кроме посещения музея и покупки украшений по цене производителя, сюда можно прийти с детьми на экскурсию и даже самостоятельно расписать большой стеклянный шар (или пасхальное яйцо, или подсвечник, и т.п. в зависимости от сезона)!
Чем мы сейчас и займёмся.

Небольшая такая фабрика. В этом домике как раз музей располагается, с него и начнём:

Даже потолок выполнен с элементами, напоминающими ёлку:

Самой фабрике около двадцати лет, но в музее много исторического.
Наверняка такие ёлочные игрушки есть у многих:

Сравните с куда более старыми произведениями:

Издавна значительных высот достигли технологии изготовления фигур из проклеенной бумаги (папье-маше), ткани и ваты.
Сейчас на смену таким материалам пришёл пенопласт.
Но старые куклы куда приятнее, да и гораздо тщательнее сделаны — из бумаги и ваты можно куда как более тонкие детали сделать, чем из пенопласта:

На полке там точно такой же классический Дед Мороз довоенных лет стоит, какого вам уже показывал:


подробнее из истории про Деда Мороза

Ещё историческое:

Когда появилась кукурузная тема, наверное, догадываетесь?
Ну а тем более — космическая:

И современная продукция:

Коллекция, посвящённая метрополитену:

И даже вот такое тематическое:

То, что делается сегодня (ну то есть речь про 2014 год, когда мы там были 🙂 ):

А ещё тут можно немного поиграть в снежки:

И, конечно, посетить магазин.
Хотя цены и от производителя, я как-то не решился даже:

Впрочем, всё относительно. И такое тоже кто-то покупает (в обычном торговом центре Москвы, ага):

А нам более интересно вот что:

Посмотрим на производство.
Все стеклянные игрушки делаются из стеклянных трубок:

Нагретое стекло пластично, трубка растягивается, утончаясь.
Получаются заготовки нужного размера:

Затем докрасна разогревается середина, кладётся в матрицу и выдувается по её форме:

Сформованная таким образом заготовка извлекается из матрицы, снова разогревается, добавляются необходимые мелкие детали (ручки у чашечек и самоваров и т.п.), убираются остатки вытянутой трубки, за которую держали заготовку в процессе работы:

Кстати, лет сто назад производство было не таким массовым, и деталям уделяли больше внимания.
Вот, например, самовар с ручками и краником:

Сейчас такое тоже делают, но редко и дорого…

Вообще я тут видео снимал, где показан весь процесс изготовления стеклянного изделия.
Но, как можете заметить, больше года не мог этот пост написать — ждал, когда появится возможность это видео обработать как следует. Так и не дождался.
Поэтому вот, наконец, пост с фотографиями, а видео как-нибудь позже. К следующему Новому Году, например 🙂
Да и то сказать, оно всяко будет отдельной записи заслуживать. Завораживающе действует!

А затем изделие попадает на стол художникам, где расписывается вручную.
Поэтому абсолютно одинаковых игрушек нет!

А новые образцы и рисунки на них рождаются в мастерской главного художника:

Наконец, наступает самая интересная часть экскурсии.
Посетителям дают самим побыть в роли художника:

Есть и образец, и набор красок соответствующий.

Но я по образцу рисовать не умею, увы.
Поэтому буду самодеятельностью заниматься!
Рисую ёлочки:

Солнце, снег — жёлтый на свету и голубой в тени:

Вот и готов праздник своими руками!
Кому понравится — можно заниматься творчеством и дома. Главное — начать!

С Новым Годом! 🙂

alexey-donskoy.livejournal.com

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *