Вопросы по тризу – Примеры, задачи и загадки по ТРИЗ с ответами

Примеры, задачи и загадки по ТРИЗ с ответами

Говоря о разработанном Г. С. Альтшуллером алгоритме, мы отмечаем не только стройность научной теории, но и её способность без перебора многочисленных вариантов приводить к сильному решению. В этом несомненное преимущество ТРИЗ, ведь она располагает большим количеством практических инструментов для решения творческих задач и производственных кейсов любой сложности.

Чтобы наглядно это продемонстрировать, мы собрали задачи и упражнения и объяснили их решение, применяя методику ТРИЗ. Несмотря на то, что теория предназначена для работы с техническими задачами, примеры подобраны так, что даже человек без специального образования сможет по достоинству оценить её эффективность.

На этой странице приведены некоторые задачи и упражнения, которые Г. Альтов (псевдоним, под которым Г. С. Альтшуллер писал научную фантастику) публиковал в газете «Пионерская правда» для юных изобретателей. И, как часто бывает в таких случаях, не каждый взрослый мог справиться с этими задачами, в чём вы сможете убедиться самостоятельно. Подобраны и кейсы – описания реальных ситуаций, когда возникшие противоречия были решены при помощи ТРИЗ. Они более сложные для решения, но позволяют завершить представление о теории, как практическом инструменте.

Содержание

  1. Марсоход
  2. Вода в трубе
  3. Безопасный бассейн
  4. Лекарства для космонавтов
  5. Одуванчики
  6. Корм для рыбок
  7. Лёд на проводах
  8. Отзывы и комментарии

1

Марсоход

Условие. Во время научной экспедиции на Марс, космический корабль произвёл посадку в долине. Астронавты снарядили марсоход для лучшего изучения планеты, но как только покинули корабль, столкнулись с проблемой. Дело в том, что по поверхности было сложно передвигаться – этому мешали многочисленные холмы, ямы, большие камни. На первом же склоне колёсный вездеход с надувными шинами перевернулся на бок. С этой проблемой астронавты справились – они прицепили снизу груз, что усилило устойчивость машины, но стало причиной новой проблемы – груз задевал неровности, что усложняло движение. Итак, что нужно сделать, чтобы повысить проходимость марсохода? При этом у космонавтов нет возможности изменять его конструкцию.

Предполагаемое решение

Решение. Техническое противоречие сформулировано в условии задачи. Идеальный конечный результат – достичь абсолютной проходимости. При этом космонавты действуют в условиях Марса, у них нет возможности изменять конструкцию марсохода. Исходя из этого, ресурсом выступает груз. Не стоит также забывать и о законах развития технических систем, и следить за тем, чтобы изменение одной части не влияло на функционирование других элементов. Памятуя об этом, становится очевидным, что поднять груз в кабину или на крышу невозможно, так как произойдёт смещение центра тяжести и проблему решить не удастся. Спустить воздух из шин также нельзя – устойчивость немного повысится, но пострадает проходимость, усилится тряска.

Чтобы понять, как поступить с грузом, и получить сильное решение, нужно вспомнить, как мы обычно поступаем в условиях нехватки места? Стараемся разместить всё максимально компактно: объединить, сложить одно в другое. В ТРИЗ такой приём получил название «матрёшка». С её помощью задача про марсоход легко решаема: груз (металлические шарики, тяжёлая жидкость) нужно поместить внутрь шин. Этот способ имеет применение на практике, его предложил использовать японский изобретатель П. Шохо, для повышения устойчивости и проходимости кранов и погрузчиков.

2

Вода в трубе

Условие. Достаточно простая и известная задача. Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя.

Предполагаемое решение

Решение. Эта задача решается очень просто. ТРИЗ предусматривает не только строгий алгоритм решения, но и чёткую проработку условий задания. Г. С. Альтшуллер всегда советовал перед началом работы попробовать сформулировать условия задачи другими словами. В нашем случае есть труба и вода, которая по ней движется. Воздействовать на трубу нельзя, значит нужно воздействовать на воду. Отсюда самое простое решение – нагреть трубу в одном месте, и по тому в какую сторону будет течь подогретая жидкость, нагревая и трубу, определить направление.

3

Безопасный бассейн

Условие. Это скорее не задача, а упражнение на способность находить эффективные творческие решения. Цель – предложить максимально безопасный бассейн для людей, которые не умеют плавать.

Предполагаемое решение

Решение. Используя метод системного анализа, можно найти ряд приемлемых решений, поскольку условия задачи не ограничивают нас в выборе средств. Так, можно построить бассейн уникальной конструкции (с небольшой глубиной, верёвочными ограждениями для каждой дорожки, выталкивающими фонтанами). Также можно снабжать пловцов вспомогательными плавсредствами, к примеру, спасательными жилетами. С точки зрения идеальности наиболее удачным вариантом можно считать предложение наполнить бассейн раствором концентрированной поваренной соли. В нём тело будет выталкиваться на поверхность без дополнительных усилий. Кстати, на эту тему существует загадка: «В каком море невозможно утонуть?». Поскольку физическую составляющую необходимого условия вы уже знаете, в качестве дополнения к упражнению подумайте над географической.

4

Лекарства для космонавтов

Условие. Не многим известно, что «морской болезнью» страдают не только моряки и путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства от данного недуга существуют, но есть оговорки по его применению в условиях космоса. Так, малые дозы нужно принимать часто, что неудобно, а большие – вредно. Как решить эту проблему?

Предполагаемое решение

Решение. Противоречие заключается в необходимости подачи в организм нужного количества лекарства без постоянного отвлечения на этот процесс космонавта. Для его решения был применён метод маленьких человечков. Лекарство представили как толпу людей, желающих попасть в нужное место. Очевидно, что для совершенствования этого процесса нужна определённая организация – очередь, постепенное продвижение. Эту идею реализовали в препарате, придя к выводу, что он должен усваиваться по частям, а не сразу. По этому принципу и были изобретены таблетки со скополамином, помогающие космонавтам справиться с «морской болезнью». Они имеют форму плоского диска, который, как пластырь, крепится за ухом. При этом активное вещество вследствие диффузии нормировано попадает в организм.

5

Одуванчики

Условие. Одуванчики имеют набор хромосом очень качественно близкий к человеческому. Как это можно использовать при контроле работы атомной электростанции?

Предполагаемое решение

Решение. Здесь, как видим, не совсем традиционная задача. Тем не менее, решается она достаточно просто, всё что нужно – применить один из законов развития ТС – закон согласования ритмики частей системы. И одуванчик, и человек – системы, а тот факт, что их хромосомы похожи, даёт возможность судить о достоверности результатов экспериментов на растениях и в случае с людьми. Но ритмика у одуванчика чаще (смена поколений раз в год), что за достаточно короткий период времени позволяет проследить генетические изменения экземпляров, растущих рядом с АЭС, и сделать соответствующие выводы и о влиянии на человека.

6

Корм для рыбок

Условие. У вас есть аквариум с рыбками, которые питаются циклопами. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Запустить много циклопов за один раз нельзя – рыбки их съедят, и всё равно будут голодать. Как поступить в этом случае?

Предполагаемое решение

Решение. Бытовая ситуация, с которой (с возможными вариациями – кошки, попугаи и т.д. вместо рыбок) сталкивался каждый. По аналогии с предыдущей задачей становится очевидным, что приток корма в аквариум должен быть постоянным. Другими словами, в данном случае ИКР – независимое статическое поступление корма. Как это сделать? Знакомые с физикой, и в частности, с термодинамикой, должны найти решение достаточно быстро, используя описание мыслительного эксперимента Дж. Максвелла, известного как «Демон Максвелла». В переносе на наш случай решением может служить перегородка аквариума стенкой из органического стекла с небольшими отверстиями – достаточными для движения циклопов сквозь них и, в то же время, ограничивающие движения рыбок на «сторону циклопов».

7

Лёд на проводах

Условие. Напоследок сложная задача, с которой справляются очень немногие. В наших климатических условиях зимой существует опасность нарастания льда на проводах линии электропередач. Со временем образовавшаяся глыба может оборвать своей тяжестью провода, да ещё и повредить то, что находится на земле под ними. Какими методами бороться с обледенением?

Предполагаемое решение

Решение. Как и было анонсировано, решение данного кейса потребовало от изобретателей значительных усилий. Сначала высказывались предложения очищать провода внешними способами, например, с помощью человека. Но такие методы были откинуты в силу своей нецелесообразности. Появилась идея нагревать провода, пуская по них ток под сильным напряжением. Но это рождало новое противоречие, ведь в такое время пользователи не смогли бы пользоваться энергией. В данном случае сам ресурс (ток) был выбран правильно и учёные начали развивать идею нагрева проводов его посредством. Вскоре решение нашли – по всей линии на расстоянии в 5-6 м на провода надели специальные кольца из материала, обладающего магнитными свойствами – феррита. Под воздействием переменного тока магнит нагревался, что исключало обледенение.

Но и это решение не оказалось оптимальным. Дело в том, что провода продолжали греться и в тёплую пору, что было ненужным. Изобретение было усовершенствовано – кольца начали делать из магнита с точкой Кюри (П. Кюри первым заметил, что разные магниты сохраняют свои свойства до разных температур) равной нулю градусов. Такие магниты не грелись, когда температура воздуха поднималась выше 0°.

Больше интересных задач и кейсов по ТРИЗ ищите на официальном сайте фонда Г. С. Альтшуллера, на сайте «Креативный мир», в книге Н. и А. Нарбут «Учебник и сборник задач по ТРИЗ». Желаем вам успехов в практике решения изобретательских задач!

А также предлагаем сыграть в нашу игру на развитие нестандартного подхода в решении задач.

Сергей КрутькоДмитрий Гераськин

4brain.ru

Теория решения изобретательских задач на пальцах / Habr

Представьте, перед вами встала проблема, как улучшить какую-то вещь, или как что-то заставить работать. Как придумать что-то новое? Для этого и была придумана Теория решения изобретательских задач. В данном топике я на пальцах попробую рассказать, о чем это

Для разминки

Жизненная ситуация: в хорошую погоду окна в квартире должны быть открыты, но если на улице пойдет дождь, то появится необходимость их закрыть. У нас нет желания следить за этим и закрывать их самостоятельно. Какое решение приходит в голову?
Интересный факт: нам всегда приходят на ум вещи, которые мы когда-то уже видели, или просто какие-то готовые решения.

Правильная постановка задачи

Одна из первых проблем с которой сталкивались все – это не понимание условия. По заданной проблеме нужно выстроить альтернативные вопросы, которые так же решают проблему.

Например: найти недорогой экспресс-метод обнаружения мест утечки воздуха в автомобильной шине (это проблема как дана ПКД).

Альтернативные вопросы (это проблема как понятна (ПКП)):

  • Как найти утечку в шине
  • Как предсказать возможное место появления утечки в шине
  • Как найти способ самоустранения утечки в шине

Первый вариант понятнее, чем исходный, так как он более конкретен. Чем конкретнее выделена проблема, тем легче её решить.

Метод активации перебора решений

Есть множество способов активировать вариативный подход к решению изобретательских задач (на случай, если нужно придумать конкретно новое, а не новый способ применения уже имеющегося). Приведу основные:

  1. Морфологический метод

    Создаём таблицу, где оси — важные нам параметры, характеристики. По каждой оси расписываем возможные достижения данной характеристики. Таким образом, выбирая по одному способу с каждой оси, можно подобрать наиболее верный и оптимальный вариант решения всей технической системы.
  2. Переосмысление задачи

    Одну и ту же задачу можно решить по-разному в зависимости от цели. К примеру: нужно, чтобы таран при столкновении с дверью не ломался.

    Можно изменить материал тарана; попробовать сделать так, чтобы таран становился прочнее от удара о дверь (как бараны и их рога при столкновении).
  3. Метод аналогий

    Прямая аналогия: любая аналогичная ситуация или проблема, решённая в другой сфере деятельности, науки или природы.

    Личная аналогия: попытка взглянуть на задачу, отождествляя себя с объектом, попытка войти в его образ, найти личные аналогии в опыте человека.

Пример

Рассмотрим обычную чашку. Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Но ведь мы хотим ей воспользоваться!
Сформулируем задачу (противоречие. Ведь именно противоречие вынуждает решать задачу): Нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.

С чем работаем?

Один из способов сохранить температуру налитой жидкости, не допуская нагрева чашки, — это сделать ее из более толстого материала. Это не приведет к существенным изменениям в производстве кроме дополнительных затрат на материал. Аналогичным решением будет считаться изменение материала, из которого делают чашку.

А если ли другие варианты? Можно сделать так, чтобы у чашки было не нагревающееся место. Эта мысль и привела к созданию ручки у чашек.

Чашка осталась чашкой и почти не приобрела в весе. Дополнительные затраты минимальны, так как ручка состоит из того же материала.

А почему не сделать иначе?

Безусловно, это не единственные способы решения задачи. Кроме одного НО. Чем проще решение, тем проще его применить.

Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется

Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.

Решения других областей

Порой некоторые задачи, которые были большой проблемой долгое время в одной области, уже были решены в другой.

Небольшой пример

Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Если мы не можем видеть, то кто может? (про себя сразу формируем противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться).

Тут можно вспомнить животных, которые хорошо ощущают себя в темноте. На эту роль больше всего претендуют кошки и летучие мыши. В первом варианте нужен хотя бы слабый источник света (прямого или отраженного). А в случае с летучей мышью свет и вовсе не нужен, они перемещаются при помощи отраженного звука.

На примере летучих мышей были сделаны эхолокаторы, а вот в основу очков ночного видения легла способность кошек ориентироваться при малом свете.

Другой занимательный пример

И ещё пример из мира животных: как избавиться от шнуровки в одежде? Одно из хороших решений — повязывать одежду дополнительным лоскутом этой самой одежды, что и легло в основу большинства халатов.

Второе достаточно распространенное решение состоит в том, чтобы вместо креплений использовать закрепки, вариантом которых являются липучки (их прототипом в свое время служили плоды репейника).

В итоге

Краткую схему применения ТРИЗ в общем виде можно представить в виде:

1. Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна)

2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации)

3. Выделить ресурсы, которыми обладаем

4. Применить уже имеющиеся приемы решений (в пространстве, временной экран, решение из других областей и так далее)

5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить

Надеюсь, что несмотря на краткость, смог объяснить в общих чертах, что из себя представляет ТРИЗ (или хотя бы побудил самих узнать подробнее).

habr.com

Список вопросов для самоконтроля по ТРИЗ-педагогике и основам ТРИЗ для педагогов

(ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА «ТРИЗ-ПЕДАГОГ. ПРАКТИК». ПОЛОЖЕНИЕ О СЕРТИФИКАЦИИ)

1. Принципы ТРИЗ-педагогики.

• Формулировка каждого принципа
• Смысл каждого принципа

2. Открытые задачи.

a. Отличия ОЗ от закрытой задачи
b. В чём дидактические ценности ОЗ
c. Как используются ОЗ на уроках?
d. Приведите примеры ОЗ, которые вы решали с вашими учениками. Расскажите о результатах. Какие выводы для себя сделали из этого опыта?
e. Приведите пример задачи в изобретательской и исследовательской постановке, продемонстрируйте приём обращения
f. Приведите пример оценочной задачи. В чём дидактическая ценность оценочных задач?
g. Что значат слова «степень открытости ОЗ»? Приведите примеры задач с разной степенью открытости.
h. Что такое «контрольный ответ»? Всегда ли имеет смысл раскрывать учащимся контрольный ответ?
i. Синтез ОЗ

o Каковы критерии хорошего условия для ОЗ?
o Можете ли вы проанализировать условие написанной задачи, найти недостатки?
o Приведите пример сочинённой вами задачи.

j. Оценивание решения ОЗ.

o По каким критериям оценивается решение ОЗ?
o По условию задачи и готовому решению проведите оценивание решения.

3. Правила проведения Креатив-боя.

a. Расскажите правила проведения креатив-боя. Чем креатив-бой отличается от интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» и других подобных игр?
b. Сколько групп вы считаете целесообразным включать в один креатив-бой и почему?
c. Для каких возрастов используется игра креатив-бой?
d. Как выставляется интегральная оценка группе за решение задачи?
e. В чём ценность креатив-боя?

4. Учебный мозговой штурм.

a. В чём смысл и главные принципы мозгового штурма? Правила проведения учебного мозгового штурма?
b. Каковы дидактические ценности учебного мозгового штурма?

5. Фасилитация.

a. Основные правила фасилитации
b. Типовые ошибки фасилитатора

6. Урок-интервью (ранее название — «урок-конференция»).

a. Основное отличие урока-интервью от обычного урока в школе
b. Сделайте план урока-интервью по своему предмету

7. Типология вопросов.

a. Приведите примеры повторяющего, уточняющего и исследовательского вопроса в рамках одной из тем, которые вы преподаёте.
b. Как вы используете «технологию использования вопросов детей» в преподавательской деятельности?

8. Конструктор урока.

a. Какой метод поиска новых идей положен в основу «конструктора уроков»?
b. Сделайте план занятия по «конструктору уроков» и будьте готовы его защитить.

9. О курсе РТВ.

a. С какой целью разработан курс РТВ в ТРИЗ?
b. Приведите пример упражнений из курса РТВ.

Список вопросов для самоконтроля по основам ТРИЗ для педагогов

(ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА «ТРИЗ-ПЕДАГОГ. ПРАКТИК». ПОЛОЖЕНИЕ О СЕРТИФИКАЦИИ)

1. Краткая история ТРИЗ.

• В какое время и где появилась ТРИЗ?
• Чем ТРИЗ принципиально отличается от таких методов поиска новых идей, как мозговой штурм или метод фокальных объектов?
• Кто основоположник ТРИЗ? Что вы о нём знаете?
• Источники теории (на что опирались разработки по ТРИЗ)?
• Что было первым инструментом ТРИЗ?
• Что вы знаете о ТРИЗ в современном мире?
• Международная Ассоциация ТРИЗ
• Сертификация по ТРИЗ
• Преподавание ТРИЗ и консультации на основе ТРИЗ в мире

2. Идеальность, Идеальный конечный результат (ИКР).

• Что такое «идеальная машина» в рамках ТРИЗ?
• Каковы границы применения понятия идеальности? Обоснуйте смысл этих границ.
• Что такое «локальная идеальность?». Приведите свой пример локальной идеальности.
• Как формулируется ИКР? Умеете ли вы формулировать ИКР в различных ситуациях?

3. Ресурсы.

• Что в ТРИЗ понимают под ресурсами?
• Какие ресурсы предпочтительнее использовать при решении задачи и почему?
• Какие виды ресурсов различают в ТРИЗ?

4. Противоречие.

• Виды формулировок противоречий в ТРИЗ.
• Умеете ли сформулировать ситуационное противоречие1 и/или противоречие свойств2 в заданной ситуации?
• Зачем в ТРИЗ формулируют задачи в форме противоречий?
• Приведите примеры (очень желательно иметь свои примеры) разрешения противоречий во времени, в пространстве, в отношениях, в системе (системных уровнях).
• О приёмах устранения противоречий. Какие приёмы вы знаете (рекомендуется знать хотя бы 5-10 приёмов)

5. Системный подход.

• В чём суть системного подхода?
• Зачем нужен системный подход?

6. Причинно-следственные связи.

• Какие упражнения на отработку понимания причинно-следственных связей вы знаете/применяете.


1. В классической ТРИЗ – техническое противоречие.

2. В классической ТРИЗ – физическое противоречие.

trizway.com

Урок 1. Введение в ТРИЗ

Первый урок данного раздела является введением в основы классической Теории решения изобретательских задач. В нем даются ответы на такие главные вопросы: как и когда возникла ТРИЗ, каковы ее цели и какие проблемы она решает, в каких областях применяется?

Система методик ТРИЗ, как и другие теории творчества и креативности, имеет свою базу и функции, и для того, чтобы понять ее и научиться применять, нужно, в первую очередь, детально изучить методы и принципы решения изобретательских задач, предлагаемые данной теорией. Об этом и будет рассказано ниже.
 

Содержание

  1. Краткая история
  2. Задачи и функции
  3. Принципы
  4. Место ТРИЗ среди творческих теорий
  5. Применение
  6. Проверочный тест

Краткая история ТРИЗ

«Надо учить творчество» – был уверен Генрих Саулович Альтшуллер. Эту идею он сделал основоположной в системе своих научных приоритетов. Сегодня его учение вызывает интерес не только обобщением многолетнего разнопланового опыта изобретательства, но и практикой самого автора, который, будучи, помимо ученого, инженером, уже в 17 лет получил первый патент, а к 25 годам имел их 10.

Именно заинтересованность Г. Альтшуллера всеми аспектами изобретательства, а не деталями конкретных разработок, стала причиной поиска алгоритма, который давал бы практическое руководство к тому, как сделать изобретение более легким. Автор будущей теории вместе со своим другом Рафаилом Шапиро в 1946 г. решили, что должна существовать некая методика изобретательства и постарались ее найти. Но анализ научной литературы того времени показал, что проблемами творчества интересовалась в основном психология, причем большинство работ имели предметом метод проб и ошибок. Изучив сам метод, друзья убедились в его неэффективности и приступили к выработке собственной «методики изобретательства». В 1947 г. Г. Альтшуллер и Р. Шапиро принялись анализировать историю развития техники с целью выявления закономерностей открытий. В отличие от психологов, которые изучали познавательную деятельность человека как основу изобретения, они сосредоточили внимание на технических системах созданных самим человеком. После рассмотрения десятков тысяч авторских свидетельств и патентов, в 1948 г. родилась первоначальная теория решения изобретательских задач.

О разработанной методике Г. Альтшуллер написал в письме на имя Сталина с предложением начать преподавание. Но в некоторой мере резкие оценки ситуации с изобретательством в СССР высшему руководству страны не понравились. В результате – обвинение, следствие, 25 лет заключения  в лагеря ГУЛАГа. В 1954 г., после реабилитации, отмены срока и освобождения, Альтшуллер снова начал полноценно работать над ТРИЗ. Как итог, в 1956 г. в журнале «Вопросы психологии» была опубликована его первая статья о теории решения изобретательских задач. В 1970-е гг. произошло признание технологии Альтшуллера, появились первые школы. Вышли из печати такие труды как «40 приемов устранения противоречий (принципы изобретательства)», «Таблица основных приемов для устранения типовых технических противоречий», «Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)» и другие.

Сегодня снова наблюдается возрастание интереса к теории и практике ТРИЗ не только в России и странах СНГ, но и в США, Канаде, странах Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Во всем мире создаются компании, которые внедряют практику ТРИЗ в различные сферы деятельности. Особенно это касается промышленности, где методика Альтшуллера используется для получения перспективных решений производственных проблем. Теорию решения изобретательских задач изучают студенты многих специальностей и школьники всех возрастов, существуют обучающие ТРИЗ курсы подготовки для педагогов. В 1989 г. в Петрозаводске Г. Альтшуллер создал и возглавил Ассоциацию ТРИЗ, которая в 1997 г. стала международной.

Подробнее о ТРИЗ, в частности, про историю развития теории, вы можете прочитать в книге «Основы ТРИЗ».

Цели, задачи и функции

Основная цель ТРИЗ (или даже миссия) – выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. ТРИЗ призван организовать творческий потенциал личности так, чтобы способствовать саморазвитию и поиску решений творческих задач в различных областях. Главная задача ТРИЗ – предложение алгоритма, позволяющего без перебора бесконечных вариантов решений проблемы найти наиболее подходящий вариант, отбросив менее качественные. Или, говоря более простыми словами, ТРИЗ позволяет решить изобретательскую задачу так, чтоб на выходе получить наиболее высокий КПД.

В книге «Основы ТРИЗ» В. Петров, президент Ассоциации ТРИЗ Израиля, член глобальной группы Европейской ассоциации ТРИЗ (ETRIA), выделяет основные и вспомогательные функции теории решения исследовательских задач.

Основные функции ТРИЗ:

  • Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
  • Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
  • пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления), а также совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).

Дополнительные функции ТРИЗ:

  • Решение научных и исследовательских задач.
  • Выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии.
  • Выявление причин брака и аварийных ситуаций.
  • Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.
  • Объективная оценка решений.
  • Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.
  • Развитие творческого воображения и мышления.
  • Развитие творческих коллективов.

Принципы теории

Как говорилось выше, Г. С. Альтшуллер одной из главных проблем такой теории изобретательства, как метод проб и ошибок, считал многочисленный перебор вариантов решения. Поэтому в ТРИЗ ключевая роль отводится пониманию того, как избежать подобного и сразу находить сильные решения. Для этого предложены следующие принципы теории:

Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Таким образом, сильные решения – это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам. Любая система развивается заранее определенным способом.

Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия. Соответственно, сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия. Дихотомию нужно усилить максимально. В системе нужно искать противоречие.

Принцип идеальности – при решении задачи следует стремиться к идеальному результату (решению), когда достигается максимальный результат при минимальных усилиях (затратах). Таким образом, сильные решения – это решения, использующие внутренние ресурсы, уже имеющиеся в системе, – близкие к идеальному решению. Методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов приложения этих общих положений к решению конкретной проблемы.

Принцип конкретности. Каждая решаемая задача конкретна (конкретные ресурсы, конкретные решения). Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними – теми, на которых строится система, и внешними – той средой и ситуацией, в которой находится система. Сильные решения – это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а также индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему.

Место ТРИЗ среди других теорий творчества

ТРИЗ занимает особое место среди других теорий творчества. И дело здесь не только в разнице методов (и в том, что ТРИЗ – это скорее не метод, а целая система). Теория Г. Альтшуллера родилась как альтернатива методу проб и ошибок и бесконечно долгому перебору возможных вариантов решения задач. Задача ТРИЗ – находить сильное решение практически сразу. Это ее первая особенность.

Еще одной является то, что ТРИЗ изначально была основана на изучении технического опыта, опыта точных наук. Точность передалась и самой теории, которая предполагает четкую пошаговую схему действий, которая направлена на достижение идеального (конечно, в зависимости от условий) конечного результата. Этим обусловлено то, что в основе методики лежит применение специального алгоритма – АРИЗ. Другие приемы поиска творческого решения, такие, как мозговой штурм, синектика, латеральное мышление, содержат элемент неопределенности, более того, только латеральное мышление указывает на необходимость точной фокусировки на проблеме. ТРИЗ же, в свою очередь, конкретная и строгая.

Важным отличием ТРИЗ от других теорий является место, отводимое человеческому фактору. В системе Г. Альтшуллера воздействие на техническую систему личности человека сведено к минимуму. Этим отчасти объясняется еще одна особенность – ТРИЗ не способствует активизации творческого потенциала, она, скорей, организовывает его. Поэтому данная методика подходит в значительно большей мере для решения существующих проблем, а не создания чего-то принципиально нового.

Применение

Изначально ТРИЗ имела дело только с технологическими проблемами, попросту говоря, с вещами материальными, и была разработана для решения проблем в технических системах. Основу методики составляли выявленные Альтшуллером закономерности, поэтому можно сказать, что в отдельных проявлениях ТРИЗ, как объективный ответ на требование к развитию технических систем, существовал до его научного описания. Один из центральных принципов теории – принцип противоречия – является необходимым условием поступательности и изобретательства в целом. Так, в начале ХХ в. было выявлено противоречие между классической механикой, основанной на постулатах Галилея об относительности и классической электродинамикой, которая отвергала этот принцип. Это стимулировало работу А. Энштейна, который в качестве решения предложил свою теорию относительности.

Теория решения изобретательских задач поспособствовала появлению ряда технических инноваций еще в советское время, особенно в области радиоэлектроники и вычислительных машин. В частности, это разработки удаленных и обычных дисплеев, систем индикации, блоков питания и др.

Оказала влияние ТРИЗ и на сферу создания программного обеспечения. Принцип противоречия можно рассматривать как основу для написания таких программных инструментов как оптимизаторы и средства рефакторинга, призванные анализировать технические противоречия на уровне программного кода с использованием приемов разрешения противоречий. Эта отрасль довольно активно развивается.

Методика продолжает совершенствоваться, и, поскольку, она не является строгой научной теорией и представляет собой обобщенный опыт закономерностей развития не только техники, но и науки в целом, применение ТРИЗ возможно и в других сферах.

Педагогика. ТРИЗ-педагогика – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ Г.С. Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором он описывает принципы педагогики будущего:

  1. Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые все знают и умеют делать всё.
  2. Обучение начинается в раннем возрасте (5 лет) и заканчивается в 13, 15, 16 лет.
  3. Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студент делает сам.
  4. Обучение производится с максимальной скоростью (принцип форсажа).
  5. Программа подготовки должна постоянно обновляться и дополняться.
  6. Учебные группы должны быть малыми (четверки) для учета индивидуальных особенностей ребенка.
  7. ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью.

Детальнее читайте в Википедии.

Новейший взгляд предлагает Анатолий Гин, специалист в области ТРИЗ, который разработал 5 принципов современной ТРИЗ-педагогики:

  • Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора.
  • Принцип открытости. Не только давать знания, но еще и показывать их границы. Использовать в обучении открытые задачи – задачи, стимулирующие самостоятельное генерирование идей.
  • Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности.
  • Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
  • Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Бизнес и маркетинг. Так или иначе, нашла свое применение ТРИЗ и в этих областях. Все промышленные предприятия в своей деятельности вынуждены обращаться к информационному фонду ТРИЗ. В нем собраны указатели применения физических, химических и геометрических эффектов, банк типовых приемов устранения технических и физических противоречий, который постоянно пополняется.

Многие компании обращаются к услугам ТРИЗ-консультантов с целью развития навыков поиска решений своими сотрудниками, повышения их эффективности и продуктивности. В этом призван помочь особый раздел ТРИЗ, посвященный развитию творческого потенциала человека.

Теория решения изобретательских задач будет полезна и многим управленцам – в 90-е гг. разработчики ТРИЗ пришли к выводу, что законы развития технических систем схожим образом проявляют себя и в развитии других организованных систем, в том числе социальных. Прогрессивным в планировании деятельности также является использование инструментов ТРИЗ в SWOT-анализе. В маркетинговых исследованиях всегда применяется принцип характерный для ТРИЗ – дробление целевой аудитории на категории по социальным, демографическим и другим характеристикам. Он же лежит в основе диаграммы Кано, которая отображает, как предпочтения клиента распределяются в зависимости от категорий качества.

Теория находит свое применение и в других областях, таких как юриспруденция, искусство, литература и другие. Чтобы подробнее познакомиться со спектром задач, решаемых при помощи ТРИЗ, вы можете перейти на страницу с заданиями и примерами ТРИЗ (скоро).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Сергей КрутькоЕвгений Буянов

4brain.ru

ТРИЗ задачи: творческое мышление на практике

Всем здравствуйте! Мы с вами уже знаем, что теория решения изобретательских задач широко применяется на всех уровнях дошкольного и школьного образования. С этой целью разработан целый комплекс методических приемов, призванных развивать у детей умение мыслить креативно, нестандартно и эффективно. Предлагаю посмотреть, что представляют собой ТРИЗ-задачи. Какие они бывают, на что делают акцент, каким образом стимулируют детей к «думанью»?

 

Творческие задания для детей

Главное, в чем состоит ценность данного подхода — это максимальное внимание на педагогическом поиске. Воспитатель в садике или школьный учитель, действующий в рамках ТРИЗ, не дает (или, по крайней мере, старается не давать) готовых ответов своим подопечным. Ведь их цель — научить ребят на полную катушку использовать свой интеллектуально-творческий потенциал. Если ребенку вдруг что-то оказывается не слишком понятным, то педагог задает наводящие вопросы, приглашая ученика к рассуждению.

Причем самое интересное заключается в том, что далеко не всегда можно и нужно говорить про готовые задачи ТРИЗ с решениями, которых нужно придерживаться. Ведь, как уже много раз подчеркивалось, мы работаем в режиме творчества. А значит, и поставленные в ТРИЗ вопросы часто имеют несколько потенциально верных ответов. Давайте посмотрим примеры таких заданий.

Пример 1

Катя замесила тесто и собирается испечь печенье. Но она совсем забыла, что скалки в доме нет. Вечером к Кате придут друзья, поэтому очень важно, чтобы печенье к их приходу было готово. Как Кате сделать печенье, если нет скалки, чтобы раскатать тесто?

Варианты ответов:

Взять вместо скалки бутылку.

  • Распределить тесто по доске руками.
  • Отрывать от теста кусочки и руками формировать из них печеньки.
  • Поспрашивать готовую скалку у соседей.
  • Если магазин близко, то можно сходить за скалкой.

 Пример 2

Мама купила себе новые зимние ботинки, но подошва в них оказалась очень скользкой. Что сделать, чтобы мама смогла спокойно передвигаться и по чистым улицам, и по гололеду?

Варианты ответов:

  •  Нужно что-то сделать с самой подошвой. Чтобы она не была такой скользкой. Например, пройтись по ней наждачкой.
  • Нужно приклеить к подошве что-то, что поможет ногам не скользит. Допустим, пластырь.
  • Чтобы не бояться упасть в гололед на подошву нужно приладить какую-то конструкцию, которая даст устойчивость. Готовые «снегоступы» или их самодельные аналоги.

 Пример 3

Денис готовил завтрак. Оставил на плите вариться кашу и забыл про нее. Каша сгорела. Денис очень расстроился. Можно ли найти какие-то плюсы в случившемся, чтобы Денис не так сильно огорчался?

Варианты ответов:

  •  Можно не есть кашу, ура!
  • Теперь Денис будет знать, как варить кашу так, чтобы она не сгорела.
  • Теперь точно понятно, что подарить маме на День рождения (новую кастрюлю).

 Пример 4

Кирилла пригласила на День рождения Катя. Бабушка предложила внуку срезать в подарок для Кати розы в ее палисаднике. Взявшись за дело, мальчик понял, что розы очень сильно колются, и срезать их не повредив руки сложно. Посоветуйте Кириллу, как срезать цветы и при этом не пораниться.

  • Можно надеть садовые перчатки.
  • Нужно взять секатор на длинных ручках.
  • Можно попробовать чем-то подцепить стебель цветка, чтобы было удобнее его срезать. Например, сделать крючок из проволоки. Также можно захватить стебель прищепкой.

Такие задачки очень просты, но при этом они позволяют ребенку подключать смекалку и искать различные пути для выхода из сложных ситуаций. Вопросы подобного типа — более легкие или, наоборот, посложнее — могут свободно использоваться и для детей из ДОУ, и для начальной школы, и для школьников среднего и старшего возраста.

Задачи ТРИЗ с ответами

Безусловно, в рамках ТРИЗ могут применяться и значительно более сложные задания. В том числе, имеющие привязку к точным наукам. В этом случае потребуются изобретательские задачи с ответами, на которые смогли бы ориентироваться сами педагоги.

Такие задачки обычно содержатся в специализированных учебных сборниках по ТРИЗ, предназначенных уже не для дошкольников, а для учеников старших классов и студентов. Приведем несколько примеров заданий.

Пример 1

Известно, что набор хромосом у одуванчиков по своим качественным характеристикам близок к набору хромосом в организме человека. Каким образом можно использовать данное сходство для контроля работы АЭС?

Ответ:

За основу решения мы должны взять закон согласования ритмики частей системы. Поскольку и одуванчик, и человек являются системами, то сходство наборов хромосом дает основание предполагать, что последствия того или иного воздействия на генетику этих систем будут идентичны. При этом мы знаем, что ритмика одуванчиков более активна, нежели у человека — смена поколений происходит один раз в год.

Соответственно, делаем вывод, что за счет сходства систем и высокой частоты ритмики у одуванчиков мы можем использовать данные цветы для быстрой оценки характера воздействия АЭС на генетику опытных экземпляров. Полученные данные будут верны и в отношении человека.

Пример 2

Космонавты склонны страдать от морской болезни. При этом лекарство, которое бы в условиях Земли могло применяться в достаточной для максимального эффекта дозировке, в условиях космоса требуется разделять на небольшие дозы, рассчитанные на регулярные приемы. Но здесь возникает трудность, т.к. постоянно отвлекаться на прием препарата у космонавтов возможности нет.

Фактически мы имеем в данном случае яркий пример ТРИЗ-задания для групповой работы с мозговым штурмом. Итак, как же нам помочь космонавтам?

Ответ:

Мы имеем противоречие — принимать лекарство нужно часто, но принимать его часто возможности нет. Призываем на помощь метод маленьких человечков, про который я вам уже рассказывал. Для этого представляем препарат в виде группы человечков, которые стремятся попасть в организм человека.

Мы понимаем, что для организации движения этой группы необходим некий посредник, который бы смог сформировать очередность и непрерывность потока человечков. Тогда бы они попадали в организм неспешно (то есть малыми группами), но с заданной регулярностью.

В итоге, появился нужный образ препарата, который бы доставлялся в организм порциями. Осталось придумать сам механизм… Правильный ответ выглядит следующим образом — активное лекарственное вещество внедряется в специальную медицинскую «нашлепку», крепящуюся по принципу пластыря на тело человека. Под воздействием диффузии лекарство небольшими дозами поступает в организм космонавта, не требуя его особенного участия в этом процессе. Вуаля!

Как видите, задачки по ТРИЗ могут быть совершенно разными. А в качестве примера грамотного учебно-развлекательного пособия для детей могу порекомендовать серию книг «Новейшие приключения колобка» от Зои и Михаила Шустерманов. С ней ребят ждут совершенно невероятные волшебные истории и море увлекательного практикума по ТРИЗ.

Больше об обучении этой полезной технологии читайте в этой статье.

На этом разрешите откланяться. До новых публикаций! Если есть вопросы — жду их в комментариях к материалу. Всего наилучшего, ваш Юрий Окунев.

my-day.pro

ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач

Когда-то созданная в СССР Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) почти потеряла свою известность в 90-е годы прошлого века. Но сейчас технологии ТРИЗ снова набирают популярность в науке, промышленности и даже в гуманитарных дисциплинах. Сегодня «советскую теорию изобретательства» Генриха Альтшуллера изучают в университетах разных стран мира, и постепенно она снова возвращается в отечественную научную и образовательную деятельность.

Пройдя предложенные в данном тренинге занятия по ТРИЗ, вы сможете получить базовые знания решения изобретательских задач. Вы узнаете о составляющих элементах, методах, приёмах, программах теории Альтшуллера, познакомитесь с примерами использования ТРИЗ. И самое главное, наши уроки научат вас применять навыки эффективного изобретательства в вашей деятельности.

Содержание

  1. Что такое ТРИЗ?
  2. Применение ТРИЗ
  3. Как этому научиться?
  4. Уроки по ТРИЗ
  5. Режим занятий

Что такое ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является набором алгоритмов и методов, созданных советским изобретателем Генрихом Альтшуллером и его последователями, для совершенствования творческого процесса ученых.

ТРИЗ – не является только теорией о творчестве, хотя она и содержит рекомендации по совершенствованию творческого процесса. Теория Альтшуллера направлена на решение так называемых изобретательских задач. Изобретательская задача – сложная задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречия, лежащие в глубине задачи, т.е. выявить первопричину (корень проблемы) и устранить эту причину. Для этого нужны специальные умения и технологии, которые и будут рассмотрены в уроках нашего online-курса.

Применение ТРИЗ

Главной задачей ТРИЗ, по мнению автора этой теории, является помощь ученым-изобретателям быстро находить решение творческих задач из различных областей знаний. ТРИЗ позволяет решать многие творческие задачи. В соответствии с мнением людей, которые изучили теорию Альтшуллера, знание ТРИЗ даёт следующие преимущества (по информации книги «Основы ТРИЗ»):

  • Умение выявить суть задачи;
  • Умение правильно определить основные направления поиска, не упуская многие моменты, мимо которых обычно проходишь;
  • Знание, как систематизировать поиск информации по выбору задач и поиску направлений решений.
  • Научиться находить пути отхода от традиционных решений;
  • Умение мыслить логически, алогически и системно;
  • Значительно повысить эффективность творческого труда;
  • Сократить время на решение;
  • Смотреть на вещи и явления по-новому;
  • ТРИЗ даёт толчок к изобретательской деятельности;
  • ТРИЗ расширяет кругозор.

Некоторые люди утверждают, что Теория решения изобретательских задач может быть полезна только в точных науках. Отчасти это правда: теория создавалась и была заточена именно под техническое применение. Но знание ТРИЗ, несомненно, поможет применение в гуманитарных науках и в бизнесе, в силу того, что основа методики ТРИЗ универсальна для любых творческих задач.

Как этому научиться

Если вы пытались разобраться в ТРИЗ самостоятельно, то наверняка столкнулись с рядом проблем.

  • Во-первых, учебные материалы ТРИЗ нужно адаптировать под сегодняшние задачи, в том числе не только технические, но и гуманитарные.
  • Во-вторых, методики ТРИЗ, изложенные во множестве учебников, слабо структурированы для процесса изучения этой теории.

Данный тренинг, состоящий из нескольких уроков-конспектов, направлен на изложение основ ТРИЗ и возможностей применения этой теории для решения любой творческой задачи.

Цель данного курса — структурировать материал, разложить все элементы ТРИЗ по полочкам, объединить все в единую систему. Главная идея занятий и уроков данного раздела сайта 4brain – сделать ТРИЗ доступным для всех. Обучение Теории решения изобретательских задач должно быть понятным и увлекательным. Ключевая задача наших занятий — дать базу знаний, а также ссылки на необходимые материалы для углубления в различные области ТРИЗ.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки ТРИЗ

Теория изобретательства, созданная Генрихом Альтшуллером, а позже дополненная его учениками и последователями сформировала свою достаточно строгую структуру. Классическая структура ТРИЗ, которая приводится на большинстве специализированных сайтах и книгах, выглядит следующим образом:

  • Законы развития технических систем.
  • Алгоритмы решения изобретательских задач: алгоритмы, приемы и методики.
  • Методы анализа ТРИЗ: вепольный анализ, ФСА, диверсионный анализ, системный анализ и другие.
  • Методы творческого развития личности и коллективов.
  • Информационный фонд состоящий из многочисленных таблиц, приложений, списков, помогающих в техническом творчестве.

Занятия данного онлайн-курса направлены на освоение именно этих базовых частей «теории изобретательства». Каждый урок соответствует определенной составляющей ТРИЗ. План занятий выглядит следующим образом:

Урок 1. Введение в ТРИЗ. Первый урок данного раздела является введением в основы классической Теории решения изобретательских задач, и главные вопросы: как и когда возникла ТРИЗ, каковы ее цели и какие проблемы она решает, в каких областях применяется. Система методик ТРИЗ имеет свои исторические и технические предпосылки, которые и будут описаны в данном уроке.

Урок 2. Законы развития систем. Одной из предпосылок ТРИЗ является то, что существуют объективные законы развития и функционирования систем, опираясь на которые можно строить изобретательские решения. Другими словами многие технические, производственные, экономические и другие системы развиваются по одним и тем же правилам и принципам, которые будут рассмотрены в данном занятии.

Урок 3. Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ). Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ) являются, пожалуй, самым популярным и действенным элементом теории Альтшуллера. Алгоритмы ТРИЗ представляют собой подробное и достаточно трудоемкое описание последовательности изобретательского процесса, которое может взять на вооружение человек, занятый творческой деятельностью. Сразу стоит отметить, что важно не только знание, но и понимание алгоритмов, а также практика работы с ними. Главный вопрос этого урока: какие алгоритмы используются в ТРИЗ для поиска наиболее подходящих решений и как с ними эффективно работать.

Урок 4. Методики анализа ТРИЗ. Важным элементом ТРИЗ является набор методов анализа объекта изобретательской деятельности и его внешней среды. Многие из этих методов появились в результате переосмысления уже существующих теорий, и были переложены на процесс изобретательства. В данном уроке будут коротко описаны методики анализа, необходимые в процессе изобретательской деятельности, и их применение в рамках Теории решения изобретательских задач.

Урок 5. Методы творческого развития. Развитие творческого потенциала личности и креативных способностей коллектива является отдельным направлением, которое исследуется представителями Теории изобретательских задач. В данном уроке приводится описание только ТРИЗ-технологий развития творческого потенциала личности, групп, детей, учащихся и учителей.

Урок 6. Информационный фонд ТРИЗ. И наконец, важнейшей составляющей ТРИЗ является целый Фонд накопленных знаний об изобретательстве. Этот фонд собирался десятилетиями и содержит: статьи и конспекты уроков, книги и учебники, видео-лекции, игры, задачи и упражнения, приемы и стандарты, а также различные интернет- и программные ресурсы. Поместить всю эту информацию на нашем сайте будет сложно, да и, пожалуй, бессмысленно. Но структурировать систему знаний фонда ТРИЗ все-таки можно, и именно этому посвящен данный урок.

Авторы уроков: Евгений Буянов+ и Сергей Крутько+.

Сколько времени займет обучение?

В целом в ТРИЗ нет специальных развивающих упражнений, которые нужно использовать для развития навыка успешного решения изобретательских задач. Хотя в ТРИЗ и есть отдельное направление по развитию креативного воображения и изобретательству в творческих коллективах, на нашем сайте данному направлению посвящен отдельный раздел «Творческое мышление».

Поэтому обучение ТРИЗ связано с изучением и запоминанием алгоритмов и методик, а также их совершенствованием и практическим применением. ТРИЗ можно обучаться всю жизнь, постоянно шлифуя свои собственные алгоритмы. А вот ознакомиться с базовыми методами можно за 1-2 недели интенсивного или за 1 месяц умеренного изучения.

И как написано в книге «Основы ТРИЗ»:

…хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ – и мгновенно повысится эффективность Вашей работы. Все не так просто. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий. Но надеюсь, вас это предостережение не остановит.

Желаем вам успехов в освоении ТРИЗ!

Перейти к первому уроку =>

Сергей КрутькоЕвгений Буянов

4brain.ru

Онлайн-практикум ТРИЗ. — BMTriz

Онлайн-практикум ТРИЗ.

 «ТРИЗ — это новая технология творчества, при которой процесс мышления не хаотичен, а организован и четко управляем«Доктор Георг Киннеманн, Siemens Postautomation.

Приглашаем вас пройти курс практической ТРИЗ в формате ON-LINE!

С каждым участником онлайн-практикума я нахожусь в личной переписке в системе teachbase.ru, а также в переписке с группой в специально созданном чате. Это очень захватывающий процесс совместного творчества, в результате которого рождается новый продукт!

 

 

Если вы хотите пройти полный курс ТРИЗ, но не имеете возможности обучаться очно в Челябинске и Екатеринбурге, то можете пройти обучение в формате онлайнЗдесь вы можете подать заявку на участие в Онлайн-практикуме по изучению ТРИЗ.

Данный формат предполагает:

  • просмотр видеолекций; 
  • ответы на вопросы и разбор домашних заданий в формате вебинаров; 
  • применение инструментов ТРИЗ к своему собственному проекту;
  • в конце обучения предусмотрена on-line защита выпускного проекта — управленческой либо технической задачи.

 

Для чего нужна ТРИЗ?

Сегодня выживают лучшие, а растут — единицы. И лучшими могут стать лишь те предприятия и компании, которые избрали для себя путь инноваций. Инновации в создании продуктов, технических решений, управления и маркетинга должны стать основой стратегии развития.

Активизация инновационной деятельности внутри предприятия не обязательно требует значительных финансовых вложений, а напрямую связана с перестройкой и систематизацией мышления руководителей и собственников компаний. Инструментом для решения данных задач служит ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

Цель ТРИЗ: выявление и использование закономерностей и тенденций развития систем и применение их для поиска эффективных решений в самых различных областях деятельности: техника и технологии, бизнес, наука, политика и др. Если практиковать ТРИЗ некоторое время и не заниматься теорией, а решать практические задачи, то формируется особый тип ресурсного мышления — “ресурсы в достатке, надо только умело ими воспользоваться”.

 

Какие навыки приобретает участник?

  • Перевод любых возникших проблем в ряд задач с понятными условиями и механизмами решения.
  • Умение использовать сильный инструмент генерации идей.
  • Умение совершенствовать существующие или разрабатывать новые товары и услуги.
  • Формирование стиля мышления, направленного на самостоятельную генерацию знаний.
  •  Умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности.
  • Умение выделять закономерности развития систем.
  • Воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.
  • Навык выявления противоречий в системе.
  • Навык решения противоречий с помощью приёмов ТРИЗ.

 

Как будем работать?

  • 3 месяца тренировок под руководством эксперта.
  • 12 онлайн-занятий.
  • После каждого из занятий участники выполняют обязательные домашние задания применяя инструменты ТРИЗ к своей практической деятельности.
  • 12 вебинаров с участниками.
  • Разбор выполненных домашних заданий с выдачей рекомендаций и комментариев.
  • По завершении занятий проводится защита проектов участников с выдачей сертификатов о прохождении онлайн-практикума. Обязательным условием является получение зачета по каждому заданию.

 

 

Здесь вы можете записаться на On-line практикум ТРИЗ. 

 

Программа on-line практикума триз.

Урок 1. Введение

  • Задачи современного мира. Возможности, угрозы, вызовы.

  • Что такое технологизация мышления управленца и проектировщика?

  • Что такое творчество? Что такое творческие задачи откуда они возникают? Нужны ли методы решения творческих задач в менеджменте?

  • Классификация методов решения креативных задач.

  • Краткая история ТРИЗ.

  • Определение кейсов.

 

Урок 2. Методы интуитивного поиска

  • Выборочное обсуждение исходных кейсов.

  • Стратегии поиска. Примеры.

  • Мозговой штурм. Метод контрольных вопросов, SCAMPER.

  • Классификация найденных идей и их последующий анализ.

  • Метод фокальных объектов.

  • “Цветок лотоса”, метод SIL и другие методы интуитивного ненаправленного поиска.

  • Домашнее задание

 

Урок 3. Методы системного поиска

  • Выборочное обсуждение домашнего задания — сильные стороны и ошибки.

  • Методы системного поиска.

  • Морфологический анализ.

  • Метод тотального синтеза.

  • Метод Да Винчи.

  • Метод Коллера.

  • Домашнее задание.

 

Урок 4. Фундаментальные понятия  ТРИЗ

  • Выборочное обсуждение домашнего задания — сильные стороны и ошибки

  • Функции.

  • Главная  полезная функция.

  • Рабочий орган, трансмиссия, двигатель и орган управления.

  • Инструмент и изделие.

  • Технические противоречия.

  • Домашнее задание.

 

Урок 5. Фундаментальные понятия  ТРИЗ

  • Выборочное обсуждение домашнего задания — сильные стороны и ошибки.

  • Понятие эффективности и идеальности.

  • Идеальный конечный результат  (оператор ИКР).

  • Ресурсы — понятие и классификация.

  • Оперативная зона.

  • Формулировка ИКР 1, ИКР 2 и ИКР3

  • Домашнее задание.

 

Урок 6. Инструменты первичной обработки задачи

  • Выборочное обсуждение домашнего задания — сильные стороны и ошибки

  • Причинно-следственный  анализ.

  • Причинно-следственные цепочки (ПСЦ) изнутри-наружу  и  снаружи-вовнутрь.

  • ПСЦ в ТРИЗ и ПСЦ а ТОС (теории ограничения систем).

  • ПСЦ от целевых нежелательных эффектов (НЭ) и ПСЦ по предварительно выявленным НЭ.

  • Целевые, промежуточные и ключевые задачи.

  • Анализ по S-образной кривой.

  • Диалектическое развитие по спирали с позиции концепции S-образной кривой.

  • Домашнее задание.

 

Урок 7. Приемы устранения технических противоречий и инструменты первичной обработки задачи

  • Выборочное обсуждение домашнего задания — сильные стороны и ошибки

  • Бенч-маркинг в версии ТРИЗ.

  • Перенос свойств.

  • Совместное применение бенч-маркинга и S-образной кривой.

  • Информационный фонд ТРИЗ.

  • Матрица Альтшуллера.

  • Приемы разрешения технических противоречий.

  • Домашнее задание.

 

Урок 8. Инструменты первичной обработки задачи

  • Выборочное обсуждение домашнего задания — сильные стороны и ошибки.

  • Анализ потоков.

  • Типовые НЭ потоков.

  • Приемы повышения эффективности полезных потоков и снижения негативного влияния вредных потоков.

  • Оператор РВС.

  • Домашнее задание.

 

Урок 9. Инструменты первичной обработки задачи. Синектика

  • Выборочное обсуждение домашнего задания — сильные стороны и ошибки.

  • Физические противоречия.

  • Физическое противоречие на микроуровне.

  • Методы разрешения физических противоречий — общие правила.

  • Методика разрешения физических противоречий Г.И. Иванова и метод Н.Н. Хоменко.

  • Синектика.

  • Анализ мыслительных образов.

  • Метод маленьких человечков (ММЧ).

  • Шаг назад от ИКР.

  • Домашнее задание.

 

Урок 10. Функциональный  анализ

  • Выборочное обсуждение домашнего задания — сильные стороны и ошибки.

  • Функциональный анализ и его  компоненты.

  • Совместное применение функционального и причинно-следственного анализа.

  • Функционально-идеальное моделирование.

  • Функционально-идеальное свертывание

  • Правила свертывания.

  • Тримминг — применение Бостонской матрицы и формулы тримминга.

  • Расчет тримминг-фактора.

  • Домашнее задание

 

Урок 11. Алгоритмы решения изобретательских задач

  • Выборочное обсуждение домашнего задания — сильные стороны и ошибки

  • Метод пересекающихся трендов.

  • Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗы).

  • Ранние алгоритмы: АРИЗ-56 и АРИЗ-71

  • АРИЗ-85В — основные положения.

  • Домашнее задание.

 

Урок 12. Законы и линии развития систем

  • Выборочное обсуждение домашнего задания — сильные стороны и ошибки.

  • Законы развития систем.

  • Применение законов развития систем в проектах.

  • Линии развития систем.

  • Деревья эволюции и прогнозирование по линиям развития систем.

  • Идеальное и реальное дерево эволюции.

  • Домашнее задание.

 

Это лишь немногие компании, активно применяющие триз в своей практике:

 

 

Спросите, какие книги стоит прочесть для ознакомления с ТРИЗ? Нет проблем, мы подготовили список рекомендованной литературы. Для удобства книги классифицированы по программе обучения ТРИЗ, для закрепления материала каждого урока мы рекомендуем ознакомиться с определенными источниками.

Итак, помимо минимально необходимой теории, слушатели «схватывают» инструменты ТРИЗ в процессе применения методики к своим реальным проектам. В конце курса предусмотрена защита итогового проекта участниками.

Посмотрите презентацию о ТРИЗ и наших подходах к обучению ТРИЗ (формат pdf).

Здесь вы можете подробнее прочитать том, как постепенно формируются знания и первоначальные навыки применения инструментов ТРИЗ у участников курса ТРИЗ.

 

Интеллект-карту инструментов ТРИЗ, применяемых Бизнес-ассоциацией ТРИЗ можете скачать здесь в формате pdf

 

отзывы участников:

 

 Если вы заинтересовались обучением ТРИЗ, но у вас остались вопросы, то посмотрите этот раздел.

 

Записаться на On-line практикум ТРИЗ.

 

Посмотрите запись вебинара о том, что такое ТРИЗ:

 

Посмотрите запись вебинара о методе фокальных объектов и причинно-следственном анализе:

 

Посмотрите запись вебинара о применении упрощенной версии АРИЗ:

bmtriz.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о