Как приучить подростка к самостоятельности – Как научить самостоятельности ребёнка и воспитать ответственность у подростка

Как научить самостоятельности ребёнка и воспитать ответственность у подростка

Как научить ребёнка принимать решения самостоятельно, но обеспечить его безопасность и уберечь от необдуманных поступков? Психолог Данил Парникель рассказывает, как связаны между собой самостоятельность и ответственность и чем они различаются.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Самостоятельность — это «мама, я сам». То есть способность ребёнка выполнять действие без вмешательства и помощи родителя. Ответственность — это «мама, я сделаю». То есть готовность ребёнка соблюдать договоренности и действовать по принципу «сказал, что сделаю — сделал».

Почистить зубы без помощи родителя — самостоятельность. Вспомнить об этом без напоминаний и честно почистить (а не имитировать чистку) — ответственность. Важно понимать, что одно с другим не приходит одновременно. Не зря иногда можно услышать про ребёнка: может, но не хочет.

Самостоятельность развивается раньше, а ответственность формируется на её основе. Уже дошкольник может проявлять самостоятельность: сам одеваться, убирать игрушки. Формирование ответственности — одно из центральных приобретений подросткового возраста.

Также важно помнить, что самостоятельность развивать проще, чем ответственность. Она опирается на набор навыков, которые приобретает и развивает ребёнок. Ответственность — более сложная материя. Готовность и способность принимать решения, выполнять обещания, прогнозировать последствия, анализировать опыт и не повторять ошибок — сложные задачи, с которыми далеко не каждый взрослый справляется успешно.

На принятие ответственности влияет много факторов: «сталкивался ли я с этой ситуацией раньше», «понимаю ли я, что происходит», «понимаю ли я пределы своих возможностей в этой ситуации», «чем я рискую, принимая решение».

Почему важно разделять самостоятельность и ответственность и не путать их 

То, что ребёнок умеет делать уборку, знает, как ухаживать за животным, может приготовить себе еду, сделать уроки, дойти до школы, работать на компьютере, ещё не значит, что он сделает уроки вовремя, будет убираться каждое воскресенье, гулять с животным, приготовит себе завтрак сам. Может — не значит должен.

  • Без шишек не обойтись. Прежде чем возмущаться по поводу очередной неуспешной попытки ребёнка сделать что-то самостоятельно, вспомните себя, вспомните, сколько раз вы сами ошибались, становясь самостоятельными. Не придуман до сих пор такой волшебный способ научиться чему-то без непосредственной практики. А где практика, там и первые ошибки — опыт, который служит фундаментом для будущих умений.
  • Опыт родителя не конвертируется в опыт ребёнка. «Поверь мне, я через это проходил» — одна из классических фраз, которой родитель пытается защитить ребёнка, рассказывая о своих ошибках. Но родитель сам пришёл к этому, совершая ошибки, и у него были свои родители, но ничего не поменялось. Дети могут прислушиваться к мнению родителей, учитывать их опыт, но никогда не смогут, просто выслушав «правильные» мысли и идеи, сделать их своими.
  • Необходимо определиться с приоритетами: собрать портфель самому или успеть в школу, сделать уроки самостоятельно или лечь спать вовремя. Если вы искренне удивлены катастрофической несамостоятельностью ребёнка, вспомните, как проходит его практика. Классический пример: запрос родителя на развитие самостоятельности ребёнка сопровождается иллюстрацией: «Он всегда собирается ну ооочень долго, в итоге я сам закидываю вещи в портфель и мы бежим в школу».

Если вы решили сделать ребёнка чуточку самостоятельнее, будьте готовы выделить некоторое время на наработку этого. Хотя это может привнести дискомфорт — уроки не сделаны, в школу опоздал, комната не убрана.

Правила для воспитания ответственности
1. Ответственность должна быть по силам ребёнка

Начинать надо с малого. Если вам кажется, что ребёнку пора научиться делать уроки без напоминаний, ведь это его зона ответственности, недостаточно сказать «Так! С сегодняшнего дня я тебе не напоминаю про уроки, следи за этим сам». Лучше начать с малого: предложите следить за временем, когда ему следует приступать к домашнему заданию, обсуждайте трудности, помогайте находить решения.

2. Поддержка, а не критика

Если ребёнку трудно справиться с какой-то ответственностью. С ответственностью нельзя «справляться», ответственность берут, несут, принимают, ребёнок тоже это ощущает. Радости это ему доставляет мало, а порция критики ему вряд ли поможет.

3. Личный пример

Чтобы научить ребёнка выполнять договоренности, держать слово, отвечать за свои поступки, любому взрослому нужно соответствовать требованиям, предъявляемым сыну или дочери. В противном случае дети видят двойные стандарты, когда мама регулярно опаздывает к окончанию занятий, но ребёнка за задержку строго отчитывает.

Одна из самых непростых задач, которая неизбежно ложится на плечи родителей, — способность меняться вместе с ребёнком. Он растёт, говорит и думает по-другому каждый год, он меняется. И родитель тоже. И в этой постоянной динамике важно успеть уловить тот момент, когда ребёнок хочет и может начать что-то делать сам, способен принять на себя ответственность.

Фото: iStockphoto (jossdim)

mel.fm

Как приучить подростка к самостоятельности

Все мамы и папы хотят, чтобы их чадо выросло умненьким, красивеньким и успешным. Это естественное желание любого родителя, который бесконечно любит собственного ребенка. Но обычно такая любовь затмевает все остальные потребности дитя в обучении его «основам» взрослой жизни, к которой он обязательно придет. Многим мамочкам очень нравится баловать своих маленьких человечков. Они уверены, что у них еще много времени для того, чтобы успеть вырастить «молодца», но на самом деле начинать учить этому нужно уже с раннего детства., поэтому так важно вовремя выбрать правильные методы воспитания. Но поскольку немногие родители умеют вовремя спохватиться, большинство может растеряться, осознав, что их чадо уже давно подросло и теперь нуждается не просто в поддержке, а в «старте» на их пути к взрослой жизни. Итак, в этой статье мы узнаем, как приучить подростка к самостоятельности
.

Подростковый период самый сложный. Именно в эту пору организм тинэйджера терпит в себе кардинальные изменения, которые хоть и отражаются на всех детях по-разному, но это одинаково трудно для них. Часто раздражительные и растерянные они бродят среди бесконечного потока глобальных вопросов, на которые никто не может дать ответ. Их психика уже достаточно окрепла для того, чтобы суметь постигнуть мир самостоятельно, но отсутствие опыта часто оканчивается ошибкой или неудачей, из-за которых подростки еще больше расстраиваются. Часто родители, давно позабыв, каково им самим приходилось в эту пору, или, довольствуясь своими воспоминаниями тех времен, когда детство многих было заполнено исключительно оказанием помощи в хозяйственных делах своим предкам, совершенно не понимают своих дитяток. Многие пытаются сделать шаг на встречу, штудируя специальную литературу, а другие все сваливают на «трудный возраст» и ждут, пока он закончится. В любом случае, чтобы приучить подростка к самостоятельности, обязательно нужно, чтобы ребенок сам этого хотел.

Для начала нужно подготовить «серьезный» разговор со своим чадом, чтобы объяснить ему, как важно думать о будущем уже в настоящем, чтобы у них была возможность предугадать плохой или хороший результат своих трудов. Запомните, что говорить с тинэйджером необходимо уважительно, уже как со зрелым человеком. Тогда, почувствовав ваше доверие к нему, он воспримет этот разговор достаточно серьезно и внимательно вас выслушает. Не нужно говорить банальные вещи. Подросток уже отлично понимает, что дорогу нужно перебегать осторожно и только на зеленый свет, а в магазине обязательно считать сдачу. Вы беспокойтесь и это понятно, но чадо, скорее всего, воспримет это, как ваше неверие в его способности и ответит раздражением и даже агрессией.

Следующий этап завязан на вашей исключительной поддержке чада во «взрослых» ситуациях. Позволяйте ему выбирать место для вашего времяпровождения на выходных, самому выбирать и оплачивать покупки в магазине, распределите между вами ваши домашние обязательства. Но не наседайте на подростка со всем и сразу. Вносите новые обязанности в график тинэйджера постепенно, чтобы он успел привыкнуть к ним.

Приучить подростка к самостоятельности можно лишь в том случае, если он относится к вашим поручениям, как к особой миссии, а не как к тяжелой ноше. Поэтому важно поощрять тинэйджера за труды и успехи. Например, можно купить ему новые вещи или приготовить что-нибудь вкусненькое, но лучше всего совместить этот опыт с практическим знакомством с денежным оборотом. Умение обращаться с денежками, конечно, пригодится! Назначьте сумму и день выплат карманных денег с правом выбора ребенка, на что тратить или как копить. Вы можете их увеличивать, как бонус за добрые и успешные дела, так и уменьшать за провинность.

Почему дети так хотят быстрее стать взрослыми?

Каждое чадо стремится стать «большим». Маленькие принцессы втихомолку красят губы красной-красной помадой, примеряют мамины платья и «шлепают» в обуви на каблуках, пара которых ей сильно велика. Мальчишки с удивлением рассматривают ловко завязанный галстук или бабочку, а при возможности стремятся положить свои маленькие ручки на руль заглушенного автомобиля, чтобы представить себя водителем. Почему дети хотят стать взрослыми? Откуда берется это стремление? Ведь мы-то знаем, как важно ценить каждую минуту детства.

Кумирами всех малышей без исключения являются их любимые мамы и папы, на которых они хотят ровняться. Каждый из дитяток уверен, что жизнь его любимых опекунов полна красок и веселья, ведь никто их не укладывает спать ровно в девять вечера, не дав досмотреть любимый мультик, и никто не запрещает им гулять допоздна с друзьями. Можно купить большую собаку, шоколад и даже торт! Приобретение независимости – вот почему дети хотят стать взрослыми!

Будучи подростками, они уже хотят быть не просто свободными, у них появляется желание самостоятельно строить свою жизнь, создавать ее график. Особенно сильно потребность в этом проявляется у творческих людей, которые хотят всему придать исключительный стиль. Они думают, что это может быть увлекательно и интригующе. Теперь для них важно не просто ровняться на родителей, а быть лучше. Такова эволюция.

Все дети хотят стать взрослыми – это естественно и правильно.

Пройдите тест

Есть ли СДВГ у ребенка?

1/10

Кто вас обычно будит по утрам?

klumbariy.ru

Помогаем подростку стать самостоятельнее – Развитие ребенка

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *