Число классов не объединенных в классы комплекты – «Класс-комплект» — повод для конфликта или для развития? / Newtonew: новости сетевого образования

«Класс-комплект» — повод для конфликта или для развития? / Newtonew: новости сетевого образования

Класс-комплект — слишком «чиновничий» термин для образования. Обычно он идёт под руку со словом «оптимизация» и не вдохновляет на человеческий разговор. Так обозначают класс, в котором дети разных годов обучения занимаются с одним учителем в течение одного урока.

Многие федеральные СМИ отметили 1 сентября 2015 года новостью о том, что родители школьников посёлка Ламбасручей в Карелии бойкотировали праздничную линейку в знак протеста против оптимизации малокомплектных школ. При этом вскрылся целый ворох проблем, с которыми сталкиваются учителя не только посёлка Ламбасручей, но и других малонаселённых пунктов республики: недостаточное материальное обеспечение школ, плохие дороги, по которым ходит школьный автобус, неготовность районной администрации вести открытый диалог об образовании и многое другое.

Но с точки зрения образовательных технологий интересен другой момент. В связи с этой новостью часто приводится фраза родителей о том, что обучение в одном классе детей разных возрастов (то, к чему должна в данном случае привести оптимизация школы) — это препятствие для качественного образования. Это утверждение (или опасение?) возникает почти всегда, когда речь заходит о малокомплектных школах.

В наши представления о школе до сих пор успешно вписываются перо, чернила и строгое расписание классно-урочной системы.

Источник: pixabay.com

Родители бьют тревогу, узнав о создании классов-комплектов. Юристы дают советы, как этого не допустить. Можно найти немало профессиональных форумов, где и учителя делятся своими бедами при работе с классами-комплектами. Кроме проблем с начислением заработной платы, они говорят о том, что невозможно следовать ФГОСу и давать детям достаточный уровень знаний, когда у тебя рядом сидят, например, пятиклассники и восьмиклассники: за один урок сложно объяснить две темы и уделить всем должное внимание.

Тем временем, лидеры современного образования считают систему деления на классы по возрастам и годам обучения искусственной и далеко неидеальной. И это не открытие.

Разновозрастное обучение — это естественно

Классно-урочная система с дифференциацией детей по возрасту и году обучения — ответ на необходимость организовать массовое общее образование. Практически сразу после повсеместного распространения этот ответ стал подвергаться критике, а в середине XX века ряд педагогов высказали утверждение, подкреплённое различными исследованиями, что дети усваивают материал с разной скоростью, а значит, это вообще противоестественно — «тащить» группу детей по ступеням образования в одинаковом темпе.

Другая претензия к такой системе — изолированные друг от друга дети разных возрастов лишаются уникального социального и психологического опыта. В разновозрастных детских группах проще развивать ответственность, коммуникативные навыки, толерантность и другие полезные качества. Кроме того, в них легче решаются вопросы иерархии и распределения обязанностей.

Салман Хан, основатель всемирно известных онлайн-курсов «Академия Хана», представил в своей книге такую «Школу Будущего»: в её классах занимаются дети, каждый из которых находится на своём этапе учебной программы, поодиночке или группами они решают проектные задания или работают с новым материалом. Нет отстающих и «второгодников», потому что у каждого свой образовательный маршрут. Старшие и младшие учатся вместе, потому что каждому возрасту есть чем поделиться с другим возрастом. И это всё становится возможным ещё и благодаря современным технологиям — электронным учебникам, смартфонам и другим устройствам, которые позволяют освободить учителя от обязанности читать лекции. Освобождённый учитель становится наставником и помогает справиться с практическими заданиями.

Если посмотреть на историю педагогики, «Школы Будущего» в том или ином виде давно существуют. Дальтон-план, Виннетка-план, Монтессори-педагогика — все эти системы стараются по максимуму использовать потенциал разновозрастного обучения. Его элементы вводят в свою практику современные «классические» школы, и не только из-за малочисленности классов.

Например, The Guardian опубликовал в 2013 году статью, посвящённую практике так называемого «вертикального обучения» в школах Великобритании. Суть этого обучения заключается в создании разновозрастных групп, в которых используется принцип «старшие учат младших». Английские колледжи используют такую модель для объединения учеников на занятиях по непрофильным предметам, которые не пользуются большой популярностью «на выбор»: музыке, изобразительному искусству и т.д.. Преподаватели отмечают, что старшие школьники после года совместного обучения становятся более ответственными, а младшие, переходя на следующий год, не так боятся контрольных и экзаменов, потому что им есть, с кем обсудить подготовку. Проблем с дисциплиной на занятиях становится меньше: старшие дети берут на себя функции учителя по части наведения порядка.

Российский опыт

В России с разновозрастными учебными коллективами целенаправленно работает «Общественно-педагогическое движение по созданию коллективных способов обучения» в Красноярском крае. «КСОшники», как называют себя участники этого движения, начали с того, что создали экспериментальную разновозрастную группу на базе обыкновенной средней школы Красноярска в начале 1990-х. Так они решили разобраться с проблемой низкой успеваемости ребят из неблагополучных семей, которые традиционной школе доставляли немало трудностей.

Разновозрастная группа была определена как сложная самообеспечивающаяся творческая группа, где обучаются дети разного возраста по принципу «каждый работает с каждым, все друг другу помогают». Вместо классов были сформированы сводные отряды по предметам, во время занятий использовались индивидуальная, парная и групповая форма работы. Интересно, что, движимый лишь энтузиазмом учителей, которые были заняты ещё и в основной школе, эксперимент просуществовал недолго. Но в результате остались методические рекомендации, основанные на личном опыте, которыми «КСОшники» готовы делиться с другими.

Сейчас на сайте этого движения можно найти многочисленные работы учителей-практиков и методистов о том, как организовать работу в разновозрастном классе без ущерба качеству образования.

В сельских школах работа с возрастными группами всегда была актуальной

Источник: wikimedia.org

Некоторые учителя сельских школ, изначально вынужденные работать с классами-комплектами в силу обстоятельств, самостоятельно открыли для себя потенциал такого обучения. Они отмечают, что оно способствует социализации учеников и развитию коммуникативных навыков, а ведь именно такого опыта детям в небольших посёлках и деревнях крайне не хватает, если учесть, что местное немногочисленное население в большинстве своём пожилое.

Такие учителя размещают в Интернете статьи о своих успехах и неудачах, сотрудничают с региональными педвузами для разработки адекватных методик, объединяются для того, чтобы учиться друг у друга работать эффективно в любых условиях. Главная сложность работы в объединённых классах, которую отмечают все — это сложность перехода от классно-урочной системы к новой парадигме. Нужно строить процесс на основе общения детей друг с другом, давать им больше самостоятельности, по-другому посмотреть на учебный материал.

Опыт работы показывает, что если каждый день, из урока в урок, давать ученикам возможность разбираться в новом материале самостоятельно, то, рано или поздно, большинство учеников научатся это делать. Не предоставляя ученику такой возможности и пытаясь ему всё объяснить, мы сами, с самыми благими намерениями, лишаем его возможности научиться самостоятельно мыслить.

— Жаргалма Аюшеевна Муханаева,директор Сосновоозёрской школы №1, республика Бурятия

 

Сосновоозёрская школа №1, между прочим, является авторской стажировочной площадкой для учителей сельских школ Бурятии, на которой Жаргалма Аюшеевна и коллеги на практике передают опыт работы с разновозрастными группами.

Всё время прихожу к выводу, что необходимы изменения в структуре учебников, необходима своя, как мне кажется, «семейная» система обучения и воспитания в таких школах, где учатся одновременно дети разных возрастов в одном помещении (классе). Мне кажется, эта организация детей – оптимальная для деревни.

— Валерия Игоревна Кудряшовадиректор школы в деревне Журавлёво, Ленинградская область

 

Валерия Игоревна Кудряшова — директор и единственный учитель в своей школе. Кроме неё в образовательном учреждении работают только «печник да тётя Тамара, которая готовит школьникам завтрак».  

В школе посёлка Кенг-Кюель, Якутия, учителя реализуют программу с внушающим названием «Организация разновозрастного обучения на основе повторяющегося блочно-модульного построения образовательного процесса в сокращенные сроки в условиях малокомплектной сельской школы».  

Ученики неполной сельской школы в селе Большая Брембола встречают сотый учебный год своей школы.

Источник: wikimedia.org

Такие примеры можно найти в Воронежской, Костромской, Московской области, на Урале — география малонаселённых пунктов широка. Но учителя в одной части России могут даже не представлять, какой ценный опыт уже накоплен коллегами в другой части, за тысячи километров. И получается, что потенциально эффективная форма обучения «разбивается» о неготовность всех участников процесса, от чиновников до учителей и родителей, посмотреть по-другому на то, как можно учить.

Но новый взгляд на устоявшиеся вещи бывает необходим, ведь это естественно, что образовательная система подстраивается под изменения реальности. То, что эффективно работает в одних условиях, может оказаться бесполезным в других. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Какие нормативные акты регламентируют объединение классов?

Часто встречается норма наполняемости классов-комплектов не более 14 человек. На какой документ можно ссылаться при объединении классов при получении начального и среднего общего образования?

Возможность объединения в классы-комплекты допускается только в малокомплектных сельских школах (из обучающихся начального общего образования). Формирование классов-комплектов для более старшего возраста детей (на уровнях основного и среднего общего образования) не предусмотрено

Обоснование

В настоящее время на федеральном уровне СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» , утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 предусмотрена только возможность объединения в классы-комплекты обучающихся начальной школы (п.10.15).

Согласно п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10 в малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся начального общего образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования.

При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.

Наполняемость классов-комплектов








Классы, объединяемые в класс-комплект Количество обучающихся в классе-комплекте
1 + 3 8 — 10
1 + 2 8 — 10
1 + 4 8 — 10
2 + 3 10 — 12
2 + 4 10 — 15
3 + 4 10 — 15

Формирование классов-комплектов для более старшего возраста детей (на уровнях основного и среднего общего образования) не предусмотрено.

Актуально сейчас:
  Как перед ГИА подвести итоги работы с учениками, у которых разная мотивация к обучению
  Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

Вам доступна скидка 50% на комплект журналов для всего педколлектива.
Получить скидку>

www.menobr.ru

Допускается создавать классы-комплекты в начальной школе (2 класса в кабинете)?

Обучающихся на ступени начального общего образования объединили в классы-комплекты (2 класса в одном кабинете, обучаются по разной программе), т.к. нет денег на дополнительных педагогов. Не противоречит ли это закону? Как правильно организовать методику обучения в классах-комплектах в начальной школе?

В малокомплектных сельских организациях допускается создание классов-комплектов в начальной школе с учетом соблюдения норм их наполняемости.

Обоснование

В соответствии с п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. Постановлением главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189, в малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на ступени начального общего образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования.


При объединении обучающихся на ступени начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов в начальной школе должна соответствовать таблице 4.


Методику обучения образовательная организация определяет самостоятельно, указаний на законодательном уровне нет (ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ). Педагогу необходимо организовать работу так, чтобы выполнялась реализация образовательных программ в полном объеме для каждого класса в классе-комплекте начальной школы.

Актуально сейчас:
  Как перед ГИА подвести итоги работы с учениками, у которых разная мотивация к обучению
  Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

Вам доступна скидка 50% на комплект журналов для всего педколлектива.
Получить скидку>

www.menobr.ru

Консультация юриста

— Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты». Именно третьим разделом определяется диапазон разрядов оплаты труда по конкретной должности и предусматривается соответствующий уровень образования, стаж работы, квалификационные категории.

В соответствии с требованиями к квалификации по разрядам оплаты по должности учителя оплата труда осуществляется в диапазоне 7-14-го разряда ЕТС. Так, например, учителю, имеющему первую квалификационную категорию, устанавливается 13-й разряд ЕТС.

Требования к квалификации по разрядам оплаты по должности лаборанта предусматривают оплату труда по 4-5-му разряду ЕТС. Других разрядов по этой должности просто не предусмотрено. Необходимо высшее или среднее специальное образование, требования к стажу работы не предъявляются. При этом 4-й разряд ЕТС устанавливается при выполнении должностных обязанностей лаборанта, 5-й разряд — старшего лаборанта.

Таким образом, за работу в должности лаборанта оплата вашего труда должна производиться по 4-му разряду ЕТС. К сожалению, ваши многочисленные заслуги в данной ситуации на повышение разряда повлиять не могут.

— Наполняемость в начальных классах нашей школы следующая: 1-й класс — 3 ученика, 2-й класс — 5 учеников, 3-й класс — 3 ученика, 4-й класс — 2 ученика. Сколько учителей должно работать с этими классами? Имеет ли сельская школа право не создавать классы-комплекты при малом количестве учеников?

— В соответствии с пунктом 25 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196) количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения (пункт 27 Типового положения).

Класс-комплект — это учащиеся одного или нескольких (до 4) классов, занимающихся с одним учителем в малокомплектной школе.

Организация работы классов-комплектов в малокомплектных школах производится на основании правил, установленных СанПиНами 2.4.2.1178-02, которыми, в частности, установлено, что в малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс-комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3-х классов (1 + 3), 2 и 3-х классов

(2 + 3), 2 и 4-х классов (2 + 4).

При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4-х классов применяется скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников). Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов — не более 15 детей.

www.ug.ru

Может ли малокомплектный коррекционный класс состоять из учащихся разного уровня?

Может ли малокомплектный коррекционный класс состоять из учащихся разного уровня?

Нет, не может. Совместное обучение детей разного возраста (не уровней) допускается только в малокомплектных сельских школах в виде формирование классов-комплектов из обучающихся уровня начального общего образования. Создание классов-комплектов из обучающихся разных уровней, а также на уровнях основного и среднего общего образования не предусмотрено.

Обоснование

В настоящее время на федеральном уровне СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 предусмотрена только возможность объединения в классы-комплекты обучающихся начальной школы (п.10.15).

Согласно п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10 в малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся начального общего образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования.

При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.

Наполняемость классов-комплектов








Классы, объединяемые в класс-комплект Количество обучающихся в классе-комплекте
1 + 3 8 — 10
1 + 2 8 — 10
1 + 4 8 — 10
2 + 3 10 — 12
2 + 4 10 — 15
3 + 4 10 — 15

Формирование классов-комплектов для более старшего возраста детей (на уровнях основного и среднего общего образования) не предусмотрено.

Актуально сейчас:
  Как перед ГИА подвести итоги работы с учениками, у которых разная мотивация к обучению
  Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

Вам доступна скидка 50% на комплект журналов для всего педколлектива.
Получить скидку>

www.menobr.ru

Класс-комплект. Мысли вслух сельской учительницы

 Как нам не разъясняли на курсах, что при работе в классе-комплекте бывают и положительные моменты, но уже 10 лет работаю в таких условиях, не могу я их найти, этих «положительных моментов»

    2004 год! Впервые начала «учиться» работать в классе-комплекте. Нет, теорию я знала, практики не было. Комплект состоял из 1 и 3 классов. В первый класс пришли два очаровательных мальчугана, а вот в 3 классе обучалось 11 человек (9 мальчиков и 2 девочки). Как учить? На подготовку к урокам уходило больше времени, чем на сами уроки. Провела несколько занятий  и поняла — не получается…. Решила первоклассников учить во вторую смену, они приходили к третьему уроку —  технологию, изо и т.д. вела в комплекте, а там…. О материальной стороне говорить не буду, думаю, что сами догадаетесь. К концу учебного года привыкла работать в классе-комплекте, но всё равно не понимала КАК МОЖНО НАУЧИТЬ?
   Позднее пришлось работать в старших классах,  и там были комплекты, но дети уже старшие, читать-писать умеют, проще было.
   И вот улыбнулось счастье вновь работать учителем начальных классов. 2010-2011 учебный год. Введение стандартов второго поколения. Курсы при КОИРО. То, что с коллегой испытали шок, познакомившись с новыми требованиями — это ничего не сказать. Первые мысли: куда я попала? Зачем мне этот ФГОС нужен? На наш вопрос с коллегой, как провести урок в соответствии с требованиями ФГОС в классе-комплекте, конкретики не услышали. Общие фразы теории, которую мы и так знали. Предложили искать и объединять общие темы в классах. Чтобы «старшие» ребята «учили» младших!
    Итак, 1 сентября 2010 г. У меня вновь 1 и 3 класс. Как учить? Чему учить? Методической литературы не найти, в Интернете практически нет материала на данную тему. В педагогических социальных сетях, все задают подобные вопросы: КАК? ЧЕМУ?
   Но работать надо. Вновь на подготовку к урокам уходила уйма времени, как построить урок, чтобы была и проблемная ситуация, и работа в парах, и работа в группах? Что дать первоклассникам делать самостоятельно (они не писать, не читать ещё не умеют), чтобы в это время объяснить новый материал 3 классу? Вы знаете выход нашла! Снова «наказала» себя! Работаю уже четвёртый год в полторы смены. Хотя бы по 2-3 урока математики и русского языка  удаётся провести в раздельном классе. Один из классов ходит ко второму уроку. Расписание составила так, чтобы, когда 3 класс уходит на английский язык, могла заниматься с 4 классом, аналогичная ситуация и с физкультурой. Вновь о материальной стороне вопроса уточнять не буду, догадывайтесь)
   Появилась в классе интерактивная доска, документ-камера. Первое время работать было не возможно, один класс работает, второй смотрит «мультики», так пчёлки говорили. Это сейчас они у меня все привыкли, все знают, что можно и что нельзя. Может строго? Но необходимо. Сейчас осваиваю систему опроса. Сложно, но думаю научимся) До всего доходим своим умом: ИД устанавливали вместе с директором и девятиклассником, настраивала сама. Ну, нет у нас на селе специалистов, а нанимать — дорого!
  Любой учитель скажет, что его дети знаю на 100%, а в чём будут проблемы. Скажу прямо! У моих проблема с техникой чтения, с развитием устной речи и  недостаточно сформирован устный счёт. Технику чтения вырабатывать в классе-комплекте сложно, один класс знакомится с произведение,  а у другого я проверяю домашнее задание или работаем по содержанию прочитанного. Но читает ли у меня в это время первый класс, одному Богу известно. Более ответственные ребята, конечно, выполняют все рекомендации учителя, но бывают же и …. «халтурщики». Впрочем, как и в жизни. Устный счёт тоже некогда отрабатывать, надо успеть объяснить новый материал в обоих классах и успеть его закрепить. Ну, а устную речь сами понимаете… Много приходится работать после уроков, с некоторыми ребятами отрабатывать материал на переменах. А что делать? Если честно, мои пчёлки в первом классе плакали, когда я оставляла кого-нибудь после уроков, чтобы позаниматься. Говорили, что они всё знают, что всё поняли, спрашивали: «Почему, я всех не оставила?» Сейчас даже сами подходят и говорят»Я  это плохо понял, а у меня это не получается. Позанимаетесь со мной?»
   Может быть читатель подумает, что я жалуюсь. Нет! Не привыкла я жаловаться. Просто убивает несправедливость. Почему нашим сельским ребятишкам приходится получать образование в таких условиях? Чем они хуже других? Иногда, вышестоящему начальству хочется сказать, придите ко мне на урок и посмотрите, как учатся ребята в классе-комплекте, а потом придумывайте свои приказы и новшества в системе образования.
   Ребятишки у меня молодцы! Мы участвуем в конкурсах, олимпиадах, побеждаем, получаем призовые места.
   Как-то раз на одном районном МО, я посетовала на трудности сельской школы, на что моя коллега из другой подобной школы сказала: «Вам ещё, Ольга Александровна, повезло, Вы по два класса учите, а я все четыре» Вот здесь мне сделалось до боли обидно за наших сельских ребятишек.

poa2308poa.blogspot.com

Законно ли объединение классов школ и групп детсада?

Отмена предельной наполняемости в группах детских садов общеразвивающей направленности (а таких детских садов большинство) привела к тому, что, к примеру, в детских садах старой постройки, где игровые комнаты достаточно просторные, появилась возможность набирать группы по 35–40 человек. Это вызвало повторную волну негодования среди родителей: снова посыпались жалобы в Роспотребнадзор, местные органы образования и т.д. Родителей можно понять, они руководствуются интересами ребенка: хотят, чтобы дети могли чувствовать себя комфортно, а воспитатели могли уделить внимание каждому малышу, что весьма проблематично при большой численности группы.

Объединение классов в школе В том, что касается объединения классов в школе, действуют несколько иные правила. Наполняемость классов: требования закона В соответствии с п.26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, установлена наполняемость классов в количестве 25 обучающихся. В соответствии с п. 4.9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) количество обучающихся определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели. Возможно ли объединение классов? Да, но при определенных условиях.
Во-первых, объединение классов допускается только в малокомплектных сельских школах. Во-вторых, п. 10.15. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, напрямую говорит лишь о возможности формирования классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования.

Поясним, что в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об образовании» общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

• начальное общее (I ступень – с 1 по 4 класс),
• основное общее (II ступень – с 5 по 9 класс),
• среднее (полное) общее образование (III ступень – с 10 по 11 класс).

Причем одновременно в п.10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10 указывается, что при объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физической культуры). Кроме того, есть свои особенности в отношении объединения классов компенсирующего обучения, в которых количество обучающихся не должно превышать 20 человек.

В том же, что касается возможности объединения классов II и III ступеней общего образования, действующие СанПиН не содержат ни запретов, ни разрешений в отношении таких мероприятий. В то же время, ст. 32 ФЗ «Об образовании» относит к компетенции образовательного учреждения разработку и утверждение образовательных программ и учебных планов, самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.

Соответственно, при наличии соответствующих организационно-педагогических условий (материальной базы, обученных образовательным технологиям учителей и пр.) объединение классов на II и III ступенях общего образования допускается. Однако здесь важно, чтобы при этом отсутствовало неблагоприятное влияние на функциональное состояние и здоровье обучающихся (п. 10.14. СанПиН 2.4.2.2821-10).

В случае, если родители не согласны с действиями администрации школы, считают, что объединение неблагоприятно может повлиять на их детей, они могут обратиться с письменной жалобой в районный отдел образования или прокуратуру. По закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня ее регистрации.

letidor.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о