Дымковская игрушка лепка поэтапно – (, , ). . ,

Мастер класс лепки Дымковский конь

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств города г. Ялуторовска»

Мастер класс

по лепке:

«Дымковский конь»

преподаватель изобразительного искусства:

Ведерников Александр Андреевич

г. Ялуторовск,

Тюменская область 2016

Описание: мастер класс рассчитан на разновозрастных участников

Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.

Цели:

  1. Формирование представлений о народной игрушке, приемах ее лепки;

  2. Развитие фантазии, воображения, укрепление мелких мышц руки, развитие навыков лепки по частям и из цельного куска, развитие чувства пропорции, ритма, пространственного мышления, фантазии, чувства меры;

  3. Воспитание интереса к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев, воспитание культуры труда.

Задачи:

  1. Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой «дымковский конь»;

  2. Обучение лепке фигурки игрушки из целого куска пластилина, передавая особенности формы, пропорций и деталей;

  3. Закрепление умений использовать приемы лепки (вытягивание, защипывание, кручение, примазывание) для создания выразительного образа игрушки «дымковский конь»;

  4. Развитие навыка самостоятельности анализа действий;

  5. Привитие умения вести работу аккуратно и самостоятельно, воспитание чувства уважения и сопереживания к работе участников. Доставить удовольствие себе и окружающим

Оборудование:

наглядный ряд: постановка из дымковских игрушек на столике; набор открыток; таблицы с крупным изображением игрушек, инструкционная карта «Последовательность лепки дымковского коня»;

Инструменты и материалы: скульптурный пластилин koh-i-nor; пластиковые стеки; деревянные ножички, пилочки; тряпочки для уборки рабочих мест; пластиковые подставки или фанерки.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

– Сегодня у нас необыкновенный мастер-класс, мы будем создавать небольшую скульптуру маленького чудо-коня. Работать будем внимательно и аккуратно, чтобы он получился действительно сказочным.

— Посмотрите: какие инструменты нам подходят для работы?

(Столы поставлены по кругу; в центре на отдельном столике наглядность – образцы игрушек; на стенде инструкционная карта «Последовательность лепки дымковского коня».)

-А сейчас, когда мы уже готовы к лепке, я расскажу историю о том, откуда взялся и откуда прискакал к нам вот этот конек.

— Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, рассказать вам одну удивительную историю.

Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки в виде фигурок, близких к природе: кони, птицы, козлы, бараны, а также в виде сказочного существа – полкана. Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормильцев» («кормилок»), «водоносок», «птичниц».

Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Кирова (бывшая Вятка).

Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины местные мастерицы, игрушки распродавалась на празднике проводов зимы – Масленице. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля игрушками, выпечкой, шум, свист, гармонь и пение.

Игрушки у дымковских мастеров умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.

— Все это символизировало приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему веселью взрослых людей.

Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное.  Посмотрите на игрушечного конька; он изящен, ножки упругие, тело подобранное, стройное, головка гордо сидит на шейке, хвостик колечками поднят ближе к спине. А сказочность ему придают яркие плоскости; круги с рюшками; ленты, вплетенные в гриву.

Сегодня мы будем лепить одну из дымковских игрушек. Дымковский конь.

  1. Практическая часть

Приступаем к работе в нашей скульптурной мастерской.

Краткое описание:

— Вместо глины мы используем пластилин. Давайте его согреем.

— Берем палочку пластилина и сгибаем его, делаем яичко. Мнем двумя руками, катаем на дощечке.

— Вот яичко готово.

— Отделяем деревянным ножичком или стекой третью часть яичка – это для головы и груди. Из остальной части делаем полоску с двух сторон колбаску.

— Затем разрезаем стекой колбаску с двух сторон на 1/3 длины и загибаем вниз получившиеся две ножки передних и две ножки задних.

— Округляем ножки, утончаем копытца.

— Сзади прилепляем крученый из двух коротких тонких колбасок хвостик. Туловище готово.

— Теперь голова с шеей и грудкой.

— Раскатываем колбаску и с одного края утончаем и изгибаем – это голова.

— К ней приделываем уши.

— С утолщенного края слегка приплющиваем конец и подводим между передними ножками, приглаживаем, придаем гордую посадку голове. Конь гордый, богатырский, он помощник человека и в труде, и в бою. Он должен быть гордым и красивым, как и люди, которым он служит, которые навеки запечатлели его красоту в игрушке и донесли её до нас.

— Теперь между ушек, по шее и к началу спины прикрепим гриву; её сделаем их двух жгутиков, скрученных между собой.

Вот и готов наш конь!

Последовательность лепки дымковского коня по частям из пластилина.

Уникальный человеческий инструмент – рука. Пальцы кисти, плоскость ладони и даже ногти помогут вам в изготовлении высокохудожественных изделий. Поэтому в основе пластики лежат простейшие фигуры, которые можно слепить руками. Главная часть любого изобразительного искусства – композиция. Так и при репке из глины нужно разобрать представленную мысленно будущую фигурку в виде совокупности композиционно совмещенных простейших геометрических фигур: шара, цилиндра, параллелепипеда и прочих.

Будущий конь может быть представлен в виде овального туловища и головы, цилиндрической шеи и ног. В ладонях несложно скатать такие фигуры, не забывая соблюдать примерные пропорции. Конечно, в декорировании часто применяются различные несоразмерности, но и они в пределах разумного.

Итак, мы имеем несколько деталей от коня. Это похоже на конструктор, только соединяются детали примазыванием. Соедините последовательно туловище, шею, голову и ноги. Старайтесь примазывать качественно, чтобы не наблюдалось трещин. Следите за чистотой рук – кожа должна чувствовать материал и не оставлять грубой шероховатости. Для этого намочите тряпочку в воде и вытирайте пальцы время от времени.

Уже на этом этапе получился грубый полуфабрикат, напоминающий какого-то животного. Следующим шагом будет более качественное заглаживание и придание более конкретной конечной формы – задание поворота головы, наклона шеи, постановки ног. К голове нужно приделать небольшие ушки. Сделать это можно защипыванием глины головы или примазыванием конических деталей, заготовленных заранее.

Когда заглаживание выполнено, нужно детализировать игрушку. Для начала выполним седло – необходимый для всадника атрибут. Седло изготовим из деформированного шарика, который сначала расплющили в лепешку или таблетку, а затем изогнули, как нам надо. Примазать седло не представляется возможным без его деформации, которая может испортить вид. Воспользуемся нехитрым способом – клеем. Нет, не ПВА. В качестве клея у нас будет вап — жидкая глина. По консистенции как сметана, вап способен приклеивать небольшие детали. Для этого нанесите его небольшое количество на деталь и прижмите к основной фигуре. После высыхания седло прочно приклеится к коню.

Все же конь недостаточно характерно проявился даже с седлом и выглядит лысовато. Для коня гордость – грива, кто-то может со мной не согласится, но мое мнение, что именно развивающаяся грива прекрасно характеризует это статное животное. Гриву выполним в виде перевивающихся тонких жгутиков. Получается веревочка. Приклеить ее тоже нужно на вап.

Коню не хватает еще хвоста. Выполняется он, как и грива и пускается для надежности по одной из ног. Как и гриву, я вывел хвост на правый бок коня, имитируя движение, вызванное дуновением ветерка.

Теперь нужно еще раз просмотреть фигурку со всех сторон, чтобы исправить последние недостатки и дефекты. У меня, например, слегка изогнулось одно копытце в неестественной форме.

Сушить изделие, если делаем его из глины, нужно равномерно, не допуская попадания прямых солнечных лучей и влияния отопительных прибором. При неравномерной сушке возможно коробление и образование трещин.

  1. Подведение итогов:

— Давайте посмотрим, что получилось у наших мастеров!

Проводится выставка работ участников.

Источники информации:

  1. http://img.labirint.ru

  2. http://delopodushe.ru

  3. http://spleteno.ru

Рекомендуемая литература:

  1. Богуславская И. Я. «Дымковская игрушка», 1988 г.;

  2. Величкина Г., Шпикалова Т. «Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства», 2006г.;

  3. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством», 2003 г.

Ведерников А.А. преподаватель изобразительного искусства

МАОУДОД «Детская школа искусств г. Ялуторовска»

03.11.2016г.

Работы участников:

infourok.ru

План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа): Лепка «Дымковская игрушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района

 Конспект  открытого педагогического мероприятия

 по образовательной области

 «Художественно-эстетическое развитие»»

в подготовительной группе по теме:

« Дымковская игрушка»

 Разработчик:

Начин Айслана Андреевна

Воспитатель

 

                                                    Модель НОД

 Образовательная область: « Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: Подготовительная группа

 НОД: Лепка

Тема: Дымковская игрушка

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных.

Образовательные задачи: Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого;

Развивающие задачи: Развивать  мелкую моторику рук и творческие способности детей;

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей интерес к дымковской игрушке.

Словарная работа:  Дымково, дымковская.

           Наглядный материал: дымковская игрушка: конь; презентация «Дымковская  

            игрушка», ноутбук, проектор, картинки « Дымковская игрушка», музыка

Раздаточный материал: пластилин двух цветов, стеки, печатки-колпачки от фломастеров, чашки с водой и губкой для заглаживания поверхности лепных изделий, дощечки.

Предварительная работа:  чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок.

Ожидаемый результат: Проявлять у детей творческие способности, уметь внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы, уметь выполнять работу по заданному алгоритму.

Содержание организованной образовательной деятельности:

I . Мотивационно-побудительный этап.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята. Какой сегодня хороший день.Давайте все поприветствуем друг друга. Вот у меня в руках мяч. Я вам по секрету скажу, мяч этот не простой, он волшебный. Тот кто его держит становится ласковым. Я передаю его дальше по кругу. Вы передаете дальше и приветствуете ласково друга, которому передали.  

Воспитатель: Молодцы, садитесь за стол. Сегодня у нас занятие по лепке. Мы отправимся в деревню  Дымково. Зимой, когда топятся печь, летом, когда сильный туман, все село будто в дыму, дымке. Поэтому село назвали Дымково.  ( показ слайда)

 Воспитатель: И там делают красивые игрушки. Их называют дымковскими игрушками.  (Показ слайда)       

II. Организационно-поисковый этап.

Воспитатель: Игрушки они делали из глины в мастерских. А давайте представим что мы работаем в мастерской, где делают игрушки.  А лепить мы будем не из глины, как это делают мастера, а из материала, очень похожего на глину – из пластилина.

          Воспитатель. А какое животное будем лепить, вы узнаете когда отгадаете    загадку:  Очень стройный  красивый,

                С челкой и пушистой гривой.

                Может плавать и скакать,

                Ест овес, умеет ржать

                Прыгнет в воду и в огонь

              Верный человеку …….конь

          Воспитатель: Каждое животное отличается от других своими характерными признаками. У козлика это…(загнутые рога, бородка, носочки и короткий хвостик), у коня…(на шее грива, стоячие острые уши, пышный хвост.), а у коровы… (длинные рога и хвост с кисточкой). Этими признаками одно животное отличается от другого.

         Воспитатель: В чем же их сходство? Что у них одинаковое? (Форма головы, шеи, туловища и ног.) Значит, лепить дымковских животных надо начинать одинаково. С чего нужно начать лепку? .

        Воспитатель: А чтобы вам было легче соблюдать последовательность лепки, предлагаю воспользоваться подсказками мнемотаблицы. ( показ слайда)

Показ воспитателя

       Воспитатель: Мы будем лепить из целого куска. А сейчас я вам покажу как лепить коня. Сначала намочите руки губкой. Затем берет пластилин и делим их на 2 неравные части. Маленький кусок откладываем. Берем большой и разогреем его немножко в ладонях, чтоб он стал мягкий. Раскатываем прямыми движениями между ладонями, расплющиваем чуть-чуть и сгибаем в форме дуги. Берем стек и разрезаем с двух сторон, и у нас получатся ноги. Берем кусочек поменьше и делим пополам, одну убираем, а второе  раскатываем прямыми движениями между ладонями, и сгибаем сверху. Это у нас получилась голова. Соединяем их с туловищем, и приглаживаем. Берем 2 маленьких куска, прищипываем и делаем ушки. Берем пластилин, раскатываем в форме колбаски и скручиваем. Это у нас грива. Берем остаток пластилина, прищипываем и делаем хвост. 

     Воспитатель. Чтобы игрушки у вас получились выразительными, нужно размять ваши пальчики перед началом лепки.

Пальчиковая гимнастика:

Поёт рожок, поёт рожок. (Игра на дудочке)

Мы гоним стадо на лужок. («Человечки» обеими руками)

Пасем коров мы целый день, (постукивание кулачками друг об друга)

Лишь станет жарко – гоним в тень, (вытирать пот со лба)

К студеной речке водим пить, («зачерпывание» ладошками)

А к вечеру спешим доить. («Доить» обеими руками поочередно).

Практическая часть.

    Воспитатель: Давайте ребята слепите очень красивую дымковскую игрушку.

Звучит спокойная музыка

Физкультминутка:

Конь копытом застучал,

Головою покачал.

Низко голову склонил,

И воды в реке попил.

Снова голову поднял,

И по полю поскакал.

    Воспитатель: Готовые лошадки украшаем. Берем колпачки и придавливаем, чтоб остался узор. Посмотрите на их ноги, шею, голову и сравните со своей вылепленной фигуркой, подправьте её, если нужно, чтобы и ваши игрушки получились такими же. Мастерская по изготовлению дымковских игрушек на сегодня заканчивает свою работу. Наши мастера потрудились на славу: все игрушки получились нарядными и выразительными.

Выставка работ

 III. Рефлексивно –корригирующий этап.

   Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?  Делали дымковскую игрушку.

Воспитатель: В каком селе делают дымковскую игрушку? (Дымково)

Воспитатель: Все молодцы. Всем спасибо.

 Список литературы:

  1. Г.С. Швайко  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, 2001
  2. И.А.Лыкова Художественный труд в детском саду, 2011
  3. Т.С. Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду, 2014

nsportal.ru

План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему: Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки»

Аксинья Попова 
Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки»

Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка по мотивам дымковской игрушки «Нарядные лошадки».

Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек; уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России.

Задачи: учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадкускульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска; учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.

Материал: дымковские игрушки, лошадка-образец, альбом для детского творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка», схема с показом способа лепки; пластилин, дощечки, стеки, салфетки.

План.

1. Рассказ воспитателя о дымковской игрушке. Наглядный показ.

2. Чтение стихотворения К. Д. Ушинского «Лошадка».

3. Показ лошадки-образца и схемы способа лепки.

4. Работа детей.

5. Физкультминутка.

6. Декоративное оформление вылепленных лошадок.

7. Составление коллективной композиции «Веселая карусель».

Ход занятия

Воспитатель: С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»…

Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.

Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – лошадку, как настоящие мастера. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»:

«Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей—челка, на ногах—щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку— лошадку—и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.

Воспитатель:Сначала нужно создать исходную форму—цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой-ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова.

Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.

Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.

А теперь немного отдохнем.

Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.

Раз—сюда, два—туда, повернись вокруг себя.

Раз—присели, два—привстали. Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка.

«Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем». Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву; копытца и мордочку фигурки слепить из черного пластилина; скатать разноцветные шарики, сплющить и украсить ими лошадку.

Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся и объединить в коллективную композицию «Веселая карусель».

nsportal.ru

Методическая разработка «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»

Традиции русского искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, идеалы и верования определенного народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров такие, как керамика, ткани и ковры, а также изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т.д., призваны прежде всего внести красоту и радость в обыденную жизнь человека.

Народные промыслы — это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду:

«Удивительное чудо!»

Вот уже более четырёхсот лет одному из самых старинных художественных промыслов Вятской земли — дымковской игрушке. Народный промысел возник в слободе Дымково, на правом берегу реки Вятки, возле города Хлынова. Возникновение дымковской игрушки связывают с традицией проведения ярмарки на весеннем празднике «Свистунья-свистопляска», некогда проходившем на горе Раздерихе близ Вятки.

 

 

Изготовление глиняных игрушек в слободе, давшей название народному промыслу, было ремеслом семейным. В этой местности издавна находились богатые залежи качественной красной глины и песка, которые местные мастера использовали для изготовления игрушки. В тёплое время года копали и месили глину, смешивали с мелким речным песком. Зимой, когда на полях работы не было, занимались лепкой, сушкой и обжигом изделий. По мере приближения праздничного гуляния с озорным и весёлым названием готовые игрушки белили мелом. Свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек расписывали яичными красками и иногда украшали ромбиками сусального золота. Самобытный красочный товар на лодках привозили на праздник в город Вятку, где в течение трёх дней длилось веселье, сопровождаемое свистом в глиняные свистульки и дудочки, катанием глиняных шаров.

   В XIX веке «Свистунья» стала всенародным праздничным гуляньем с торгами и многолюдными шумными ярмарками, на которых главным товаром была дымковская игрушка. Позднее праздник потерял своё значение, но обычай лепить  и   расписывать  игрушку  сохранился, а промысел получил дальнейшее развитие. Налаженное производство игрушек стало наиболее обширным в XIX веке: в 1880-е годы общее число создаваемых игрушек доходило до ста тысяч. Однако к концу XIX века изготовление глиняных игрушек стремительно сокращалось, самобытный народный промысел вытесняли более дешёвые гипсовые отливки, подражавшие фарфоровым изделиям. Лёгким способом производства, большим количеством и технологической дешевизной гипсовые литые статуэтки составили серьёзную конкуренцию лепной рукотворной дымковской игрушке. Перед народным ремеслом возникла угроза полного исчезновения: к 1917 году единственной мастерицей, лепившей игрушку, оставалась Анна Афанасьевна Мезрина.

   Потомственные мастерицы А. А. Мезрина, Е. И. Пенкина, Е. А. Кошкина стоят у истоков возрождения народного промысла. Уроженец Вятки, живописец, первый исследователь промысла А. И. Деньшин много сделал для сохранения и популяризации дымковской игрушки: способствовал организации артели «Вятская игрушка», литографическим способом выпустил три рукотворных альбома, изданные небольшим тиражом.

   Выдающийся художник и знаток старинного быта А. М. Васнецов сравнивал дымковскую игрушку с античной скульптурой: «Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стороне, в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далёким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожжённые из глины статуэтки окрашивали водяными красками, так и здесь. Разница только в образах, вложенных в глину…».

   За четыре века развития в народном промысле сложились свои традиции, выразительные средства, любимые герои: краснощёкие дамы и румяные кавалеры, добродушные няньки и водоноски, весёлые коньки-горбунки, сказочные уточки и индюки. Первоначально сюжетными типами игрушки являлись древние  языческие образы: мифологические персонажи, тотемные и сказочные животные. Позднее появились статные барыни с удалыми военными в кокардах, лихие всадники, няньки и кормилицы, простые позы и одежда которых сохраняют условность, но очень точно передают типаж.     

   Творческий процесс изготовления дымковской игрушки от лепки и до росписи  — процесс уникальный. Сегодня, как и несколько веков назад, создание игрушки от куска глины до готовой скульптуры — исключительно авторская ручная работа, единственное и неповторимое произведение одной мастерицы. Процесс изготовления дымковской игрушки и в наши дни сохраняет всю технологическую последовательность прошлого: лепка из красной глины, сушка, обжиг, беление, роспись темперными красками, украшение сусальным золотом.

   В отличие от других глиняных игрушек, дымковская выполняется не из одного, а из нескольких небольших кусочков глины. Глину разделяют и раскатывают в шарики, из которых лепят отдельные детали игрушки. В  первую очередь делают все основные элементы игрушки, а места их соединений разглаживают водой. Затем игрушку украшают различными более мелкими деталями и сушат при комнатной температуре.

   После полной просушки игрушку обжигают. В прежние времена обжиг проводили в русских печах, сегодня — в электрических муфельных при температуре 900 градусов. Обжиг высокой температурой придает глине ещё большую прочность. По традиции обожжённую заготовку красновато-коричневого тона белят. В старину игрушку окунали в раствор мела, разведённого на снятом коровьем молоке. Скисая на поверхности изделия, молоко образовывало прочную плёнку казеинового клея. В наши дни грунтовку производят с помощью водоэмульсионной краски, которую наносят кистью.

   По традиции игрушку расписывают темперными красками, сдержанная цветовая гамма которых в далёком прошлом состояла из основных тонов. Современные мастера звучание богатой палитры темперных красок дополняют применением гуаши и акриловых красок. Различные сочетания простых геометрических форм создают впечатление многообразия узоров. Роспись выполняется в свободной кистевой манере по принципу цветового контраста и взаимного дополнения, а присутствие белого тона усиливает звучание всего колористического богатства радужной палитры. Разноцветный выразительный орнамент подчеркивает яркость, веселье, задор народной игрушки. Ослепительное очарование придаёт блеск ромбиков сусального золота, наносимых в последнюю очередь.

   Неповторимость поэтичных образов уникального русского народного искусства является гордостью нашей страны. В 1970-е годы всенародной любимице Дымковской барыне воздвигнут памятник в Москве. В Кирове в 2010-м и 2015-м годах установлены скульптурные композиции «Семья» и «Место встречи», выполненные в стилистической традиции народной игрушки. Крупнейшими коллекциями дымковской игрушки обладают Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых и Кировский областной краеведческий музей. В 2011 году в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность». В музее, расположенном в здании промысла, можно познакомиться с интересной экспозицией и послушать увлекательную экскурсию, встретиться с мастерицей вятской игрушки, посмотреть фильмы об этапах развития промысла.

   Дымковское чудо прославило Вятский край на весь мир, стало одним из символов нашей Родины, подтверждающим самобытность и неиссякаемый талант народных мастеров России.

 

Технология изготовления дымковской игрушки «Индюк»

Раздел: Изготовление игрушек и сувениров

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Для её производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.

В данной статье представлен пошаговый порядок изготовления дымковской игрушки в домашних условиях.

Подготовка глины

1. Заготовить нужной величины глиняные шарики для деталей игрушки. Накрыть шарики полиэтиленом.

Лепка туловища

1. Раскатать шарик, расплющить его в ладонях – получится круглая пластина толщиной 3-4 мм.
2. Свернуть пластину в пустотелый конус, постучав по ней ребром ладони.
3. Состыковать края пластины, загладить и выровнять шов.
4. В широкой части конуса собрать глину и замазать отверстие.
5. Стороны туловища выровнять, похлопывая по ним лопаткой.

Лепка лап и подставки

1. Раскатать 2 короткие морковки и сместить их.
2. Приставить их к широкой части туловища так, чтобы игрушка не касалась животом стола.
3. Примазать лапы.

Лепка головы с шеей

1. Раскатать длинную морковку, от её широкого основания оттянуть глину.
2. Приставить морковку к туловищу так, чтобы грудка выступала вперед.
3. Примазать её.
4. Подогнуть верхушку морковки к шее и примазать её.
5. Сформировать голову, вытянуть клюв.

Лепка хвоста

1. Раскатать длинную морковку.
2. Подогнать верхушку у морковки и примазать её к основанию.
3. Сплющить пальцами заготовку хвоста, оставляя её толщину 5 мм.
4. У основания хвоста оттянуть глину.
5. Приставить хвост к узкой части туловища в вертикальном положении.
6. Примазать хвост.
7. Выправить хвост.

Лепка крыльев

1. Раскатать 2 шарика, расплющить их в пластины овальной формы, толщиной 3-4 мм.
2. Приложить крылья к туловищу по бокам на одинаковом расстоянии.
3. Примазать крылья.

Лепка оборок

1. Раскатать одну короткую, 2 средние, одну длинную колбаски диаметром 5-6 мм.
2. Обернуть влажной тряпочкой.
3. Расплющить их ребром ладони.
4. Разгладить их указательным пальцем, получатся пластины.
5. Сложить пластины в гармошки.
6. Приложить длинную оборку вокруг хвоста и примазать.
7. Приложить средние оборки к крыльям на одинаковом расстоянии и примазать.
8. Расправить оборки.

Лепка короны и бородки

1. Раскатать маленький шарик.
2. Приставить его к макушке головы и закрепить винтовыми движениями.
3. Приложить короткую оборку вокруг короны и примазать.
4. Раскатать 8-11 маленьких морковок.
5. Приложить их к шее под клювом начиная от её нижней части к верхней.
6. Закрепить их, придавливая пальцем, примазать к шее только узкие их концы.

Лепка птиц (петух, уточка, гусь, индюк) по мотивам дымковской игрушки.

 
Лепим птичку основу скульптурным способом — из одного куска глины, не разделяя его на части, или же конструктивным способом — из нескольких отдельных кусочков.


Из такой птички основы может получится кто угодно — гусь или петух, курочка или индюк.


Разные птички отличаются друг от друга деталями. Лепим их отдельно и прикрепляем к основе.


Крылышки, хвосты и гребешки удобно  вылепить в виде ленты и слегка изогнуть, чтобы придать волнистость.


Для утки и гуся можно слепить модную кепку.


Для индюка сделаем крепкие лапки. А для остальных птичек слепим простые и удобные подставки виде столбиков или конусов.


Роскошный хвост индюка украсим круглыми лепешками, которые потом превратятся в цветные пятнышки. Сделаем волнистую полоску.


Крылышки индюка дополним рюшами. А бородку и гребешок попробуем сделать из отдельных деталей капелек.


Соединим все детали, примажем, разгладим и рассмотрим игрушку со всех сторон. Красота! Оставляем сохнуть.

Лепка животных (лошадка, олень, баран и козел) по дымковски.


Из этой фигурки-основы можно вылепить и лошадку, и барана, и оленя, и козлика.


Чем отличается лошадка и баран? Для лошадки слепим гриву, ушка-листочки и хвост калачиком.


Для барана сделаем крутые рожки и челку-веночек.


Для оленя слепим ветвистые рога, а для козлика рога-месяцы и бородку клинышком.

Лепим барышню-крестьянку.


Из такой фигурки могут получится самые разные куколки.


Придумаем для каждой куклы красивую прическу из отдельных шариков, валиков или жгутиков. Уложим их на голове в косы, веночки или башни.


Барыни, няни и доярки отличаются друг от друга не только прической, но и одеждой. Различаются головные уборы и отделка на платьях.

Еще две схемы для лепки:
для увеличения кликнете по рисунку


infourok.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *