Права подростков в россии – Права и обязанности несовершеннолетних | Управление Минюста Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания
Права, обязанности, ответственность возникающих у подростков в России
С самого рождения человек в России обладает широким спектром прав. К их числу относят право на жизнь, имя и фамилию, а также на защиту собственных интересов. С 6 лет человек получает возможность заключать, так называемые, мелкие бытовые сделки, в дальнейшим его обязанности и правовые возможности только расширяются. Так, права ребенка в 14 лет в России определяются уже не только Гражданским кодексом, но и Уголовным. С 16 лет в для подростков начинает действовать Трудовой кодекс, а в 18 они перестают быть частично дееспособными.
Права несовершеннолетних в России
Новорожденному россиянину для того, чтобы получить права в России, недостаточно только родиться. Согласно приказу Минздравсоцразвития № 1687, критерием рождения являются:
- срок беременности более 22 недель;
- вес ребенка более 0,5 кг;
- рост более 25 см.
Если ни один из критериев не соблюден, то права за новорожденным признают только в случае, если он проживет 7 суток.
От рождения до 6 лет
С рождения люди обладают правом на:
- имя;
- фамилию;
- отчество;
- гражданство;
- семейное воспитание.
От 6 до 14 лет
Права и обязанности детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет указаны в Гражданском кодексе. После 6 лет ребенок получает ограниченную дееспособность, поэтому он уже может самостоятельно заключать некоторые виды сделок:
- Мелкие бытовые. В ГК нет четкого критерия для определения того, какая сделка является мелкой бытовой, а какая нет. Но под этим понятием обычно подразумевают такой договор, цель которого заключена в удовлетворении повседневных потребностей несовершеннолетнего. Например, под этот критерий попадает покупка мороженного, кондитерских изделий, завтраков в школе и тому подобное.
- Сделки, заключение которых выгодно несовершеннолетнему. Однако для того, чтобы их совершить нужно соблюсти несколько условий. Во-первых, для ребенка они должны быть безвозмездные, а во-вторых, такие договоры не должны требовать обращение к нотариусу. К ним, например, относится, получение вещей в подарок.
В 6,5 лет несовершеннолетний получает право ходить в среднеобразовательное учреждение. По достижении 10 лет права и обязанности детей заметно расширяются. Например, для смены его имени или фамилии нужно его разрешение, которое до этого не требовалось. Также без его согласия не удастся завершить процедуру усыновления, либо восстановления прав родителей. При разводе родителей мнение несовершеннолетнего, достигнувшего 10-летнего возраста, о том, с кем ему предпочтительнее остаться, учитывает судом. Кроме того, ребенок получает право вступать в детские общественные объединения и организации.
От 14 лет
С 14 лет подросток может заключать любые сделки, если его родители дадут согласие. До этого возраста малолетние не могут распоряжаться своими имущественными правами или вещами. За них это делают родители, либо другие представители. Например, если отец или мать против воли своего чада решили продать принадлежащую тому квартиру, то они могут это сделать даже не спрашивая его мнения. Но после 14 лет такую сделку осуществить без согласия подростка не получится.
Закон также позволяет тинэйджерам с 14 лет тратить без согласия родителей свой заработок, стипендию и иные доходы. Что имеется в виду под иными доходами Гражданский кодекс не поясняет. Однако на практике под этой категорией понимают такой вид дохода, который по своим характеристикам похож на стипендию либо зарплату. То есть он должен быть регулярным и небольшим, потому что заработок подростка, либо его стипендия обычно не отличаются существенным размером.
С 14-летнего возраста подростки также могут осуществлять права автора. Но при этом они начинают отвечать своим имуществом по подписанным ими договорам. А также несут гражданскую ответственность, от которой они были освобождены в период малолетства.
Кроме того, с 14 лет люди могут:
- выбирать место где жить;
- требовать отмены удочерения/усыновления;
- ездить по дорогам на велосипеде;
- становиться членами молодежных организаций;
- жениться/выходить замуж (разрешено в некоторых регионах России при наличии уважительных причин).
К обязанности подростков с 14 лет можно отнести получение паспорта гражданина России.
Права, возникающие в 16 лет
В 16 лет у подростка появляется возможность заключения трудового договора без разрешения родителей. Также ребенок получает право стать дееспособным до 18 лет через эмансипацию. Для этого ему нужно иметь и вести бизнес, либо работать и подать заявление. Эмансипироваться можно также, если родители дадут на это согласие. Еще подросток вправе самостоятельно обратиться в соответствующие органы за получением водительских прав на управление мототранспортом. Семейным кодексом установлено, что в России подростки с 16 лет имеют право жениться/выходить замуж в случае наличия ребенка, либо беременности. После свадьбы подросток автоматически приобретает дееспособность. Развод до достижения 18 лет дееспособности несовершеннолетних не отменяет.
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних
Детей до 14 лет нельзя привлечь и осудить за совершенные преступления. По достижении этого возраста подросток будет отвечать за такие преступления, как:
- убийство;
- причинение вреда здоровью, но только тяжкого, либо среднее;
- изнасилование;
- кража, грабеж, разбой;
- теракт, вандализм;
- похищение человека, захват заложника.
За совершение любого преступления после 16 лет подросток будет подлежать уголовной ответственности. До 16 лет в отношении детей и подростков не действуют карательные нормы административного права России.
Защита прав ребенка
Согласно Семейному кодексу РФ, право на защиту своих прав и законных интересов люди получают с рождения. Осуществлять ее должны либо родители, либо представители. Если несовершеннолетний прошел процедуру эмансипации, то он уже самостоятельно может пользоваться данным правом. Если родители обижают своего сына или дочь, то их защиту прав и интересов должны обеспечивать органы опеки, либо суд.
Общественные организации по защите прав детей
К числу организаций, который занимаются защитой прав несовершеннолетних относят:
- Уполномоченных по правам ребенка;
- Органы опеки и попечительства;
- Отделы по защите права детства в рамках аппарата по правам человека.
Законодательное регулирование
Права детей регулируются не только нормативно-правовыми актами России, но и международным правом, которые определяют основные гарантии прав несовершеннолетних по всему миру. К числу таких документов относят:
- Декларацию прав ребенка, провозглашенной Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959
- Конвенцию о права ребенка от 20.11.1989
- Конституцию РФ
- Гражданский кодекс РФ
- Семейный кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Административный кодекс РФ
- Закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Проект пообществознанию»»Права подростка в современном обществе
«Паспорт» проекта
Права подростка в современном обществеНомер и/или название школы
МКОУ «СОШ №7» г.Киров Калужская область
Учебный предмет , в рамках которого выполнен проект
обществознание
Тип проекта
исследовательский
Оформление результатов проекта
Журнал
Веб-сайт
Видеоклип
Презентация
Информационный бюллетень Макет
Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?
6-8 часов в течении 2-х недель (3-4 часа — факультативные занятия, консультации, уроки; 3-4 часа самостоятельная работа)
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта
Техническое оснащение(отметьте нужные пункты)
Веб-камера
CD-проигрыватель
Видеокамера
Компьютер
Принтер
Видеомагнитофон
Цифровая камера
Сканер
Проекционная система
DVD-проигрыватель
Телевизор
Другое:
Доступ к Интернету
Видео-, конференц-оборудование
Пояснительная записка
Цель проектаповышение правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности подростков в школе
Задачи проекта
1. познакомиться c понятием « правовой статус подростка»;
2.изучить документы ,отражающие права подростка;
3.провести анкетирование по проблеме «Формирование правового сознания и поведения современных школьников;
4.подготовить рекомендации и выработать кодекс класса .
Проблемный вопрос
Какие права имеет подросток в нашей стране?
Краткое описание хода выполнения работы и полученных результатов
1.Формулирование проблемы
2.Выявление гипотез решения выявленной проблемы
3.Этап изучения права подростков в современном обществе,
сбор информации
4.Работа с полученной информацией ( анализ данных полученных в результате исследования, формулировка выводов.)
5.Защита проекта ( презентация)
Список используемых источников
1.. Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка» Государство и право. 2006. №6.
2.Абрамов В.И. Правовой статус ребенка Современное право. 2005. №9.
3. Всеобщая декларация прав человека
4Декларация прав ребенка
5. Конвенция о правах ребенка
6. Конституция РФ
7. Лебедев О.Е., О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. 2011
8. Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в Poccии 2004 г
9.Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2
10.Д.Н. Ушаков Словарь современного русского языка 2013
11. Федеральный закон «Об образовании»
Краткий отзыв руководителя
Инициативность и самостоятельностьКомолых И. во время написания проекта проявлял довольно высокую долю самостоятельности в поиске необходимой информации по данной проблеме. Не просто соглашался с мнением учителя, но и вносил свои предложения в структуру работы, в организацию практической части исследования
Ответственность(включая динамику отношения к выполняемой работе)
Комолых И. проявил себя как человек ответственный и заинтересованный в написании проекта.
Исполнительская дисциплина
Комолых И. своевременно сдавал и обрабатывал материал, посещал все часы, отведенные на подготовку проекта под руководством учителя
Новизна подхода или полученных решений
заключается в применении современных методов поиска информации :сравнительно-аналитический, описательно-практический и поисковый.
Актуальность проекта
В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях.
В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро.
Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях
Практическая значимость полученных результатов
Материалы данной проекта могут использоваться в качестве пособия на классных часах при обсуждении данной темы, на уроках обществознания.
Базовый
Повышенный
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.
не более 1 балла
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.
От 1 до 3 баллов
Знание предмета
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки
не более 1 балла
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.
От 1 до 3 баллов
Регулятивные действия
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.
не более 1 балла
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.
От 1 до 3 баллов.
Коммуникация
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.
не более 1 балла
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.
От 1 до 3 баллов
ИТОГ —
4 балла – оценка «3»
7-9 баллов – оценка «4»
10-12 баллов – оценка «5»
Актуальность исследования.
В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.
Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием. Каждый человек, в какой бы стране он не жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.
И у детей, и у взрослых есть человеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей.
О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить дети. Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?
Мы – дети своих мам и пап, в школе мы – ученики; на улице мы – пешеходы; в театре – зрители; а еще все мы имеем права.
Мы живём в правовой стране. Право — это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.
В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в специальные интернаты, 348 тыс. семей состоят на учете в ОДН.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.
В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях. В масштабах страны всё это приводит к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации.
Цель проекта: повышение правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности подростков в школе
Задачи:
познакомиться c понятием « правовой статус подростка»;
изучить документы ,отражающие права подростка;
провести анкетирование по проблеме «Формирование правового сознания и поведения современных школьников;
подготовить рекомендации и выработать кодекс класса .
Предмет исследования: права подростков в современном обществе
Методы исследования: анализ литературы и нормативно- правовых документов, обобщение и систематизация материала по данной теме;
Глава I Теоретические аспекты прав и обязанностей подростков
1.1Право и правовой статус подростка
По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Право — это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством»[]. Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства. Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.
Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак отметил: «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать — закон». Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий.
Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.
Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.
Рассмотрим несколько определений «прав человека»:
С. Сироткин в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях»
«Право – внешняя свобода, представленная и ограниченная нормой».
Данные определения отражают главную суть: права человека – инструмент, который позволяет противостоять давлению, насилию и это механизм, который не позволяет государству «проглотить» каждого отдельного человека.
Мы можем сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства и для отдельной личности.
1.2 Документы, отражающие права подростка
Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.
Основными международными документами по защите прав ребенка являются:
— Всеобщая декларация прав человека;
— Декларация прав ребёнка;
-Конвенция ООН о правах ребёнка;
-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:
— Конституция РФ;
— Гражданский кодекс;
— Семейный кодекс РФ
— Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
— Закон РФ «Об образовании»;
В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.
В соответствии с этими принципами:
1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действ
Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.
Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих родителей, опекунов или попечителей.
1.3 Права ребенка в сфере образования
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.
Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.
Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.
Глава II
Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов
2.1.Проведение анкетирования обучающихся
Цель опроса- выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди обучающихся 7 и 8 классов ; проверить знание ребятами документов , отражающих их права и обязанности,; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении.(см. приложение)
2.2.Итоги анкетирования
Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)
С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».
75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно.90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».
84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос
По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.
Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».
Заключение
Участники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данный проект дал возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.
Реализация проекта «Права подростка в современном обществе» позволила: расширить у подростков область правовых знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях; приобрести практический опыт применения своих прав ; помочь в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.
Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагаем выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:
1. Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
2. Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
3. В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками .
4. В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
5. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
6.Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
7. Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
8. Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее.
9. Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
10. Следить за порядком и чистотой не только на своей парте, а в классе и школе.
Работа над проектом протекала интересно и увлекательно.
Тема эта достаточно актуальна и не нова, однако, я надеюсь, что своим проектом я помогу тем, кто только начинает углубляться в эту тему. Эта работа призвана помочь подросткам в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка
Приложение 1
АНКЕТА: «Твои права и обязанности»
Дорогой друг! Ты наверняка слышал поговорку «Сколько людей столько и мнений». У каждого из нас есть свои желания и возможности, очень часто наши желания и интересы соприкасаются с интересами других людей. Чтобы не возникало в этом случае споров и конфликтных ситуаций, нужно знать свои права и обязанности. Мы приглашаем тебя принять участие в опросе, который позволит составить представление о том, знаешь ли ты свои права и обязанности.
1. Перечисли, пожалуйста, права, которыми ты обладаешь: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечисли, пожалуйста, свои обязанности: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?
а) исполнять свои обязанности
б) требовать соблюдения своих прав
в) и то и другое одинаково важно
г) другое_________________________________________________
4. Как ты думаешь, кто придумал обязанности?
а) взрослые
б) государство
в) возникли сами по себе
г) затрудняюсь ответить
5. От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях?
а) от родителей
б) от учителей
в) от друзей
г) другое__________________________________________________
6. Как ты считаешь, на что имеет право каждый ребёнок? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, какие основные обязанности у детей и подростков?_____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В семье, в школе, во дворе тебе часто напоминают о твоих правах и обязанностях?
а) часто
б) редко
в) совсем не напоминают
9. Знаешь ли ты какие-либо законы, в которых упоминаются твои права и обязанности?
а) да, знаю
б) нет, не знаю
10. Если да, то назови, пожалуйста, несколько таких законов: _________________________________________________________________________
11. Граждане нашей страны имеют права и свободы, предоставленные им главным Законом. Как называется этот важный документ, где они записаны? _________________________________________________________________________
12. Как называется международный документ, защищающий твои права? _________________________________________________________________________
13. Знаешь ли ты, чем занимается Уполномоченный по правам ребёнка?
а) да, знаю
б) нет, не знаю
14. Хотел бы ты получить более подробную информацию о своих правах и обязанностях?
а) да
б) нет
15. Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Если бы ты встретился с юристом, о чем бы ты его спросил? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. С какого возраста, по твоему мнению, ребёнок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые?
а) 7 лет
б) 10 лет
в) 14 лет
г) 18 лет
д) другое____________________________________________________
18. Уважают ли твои права как ребенка и человека дома, в семье?
а) да
б) нет
19. Запрещают ли тебе родители общаться, дружить, встречаться с кем-либо из ребят?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
20. Признают ли родители, что бывают неправы в спорах с тобой?
а) да, всегда
б) только иногда
в) нет, никогда
21. Есть ли взрослые, которые стараются раскрыть твои тайны и поэтому читают твои записки, подслушивают твои разговоры и делают что-то похожее?
а) да, есть такие
б) нет, в моём окружении нет таких людей
в) затрудняюсь ответить
22. Знаешь ли ты права и обязанности школьника?
а) да
б) нет
в) не уверен, что знаю все
23. Напиши, какие права и обязанности школьника ты знаешь ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
24. Как ты считаешь, исполняют ли школьники свои обязанности?
а) исполняют всегда или почти всегда
б) не исполняют никогда или почти никогда
в) затрудняюсь ответить
25. Почему школьники не выполняют свои обязанности?
а) не знают своих обязанностей
б) не боятся наказания
в) в школе отсутствует система наказаний за невыполнение обязанностей
г) затрудняюсь ответить
26. Соблюдаются ли твои права в твоей школе?
а) соблюдаются всегда или почти всегда
б) не соблюдаются никогда или почти никогда
в) затрудняюсь ответить
27. Есть ли у тебя в школе учебный предмет, где говорят о твоих правах и обязанностях?
а) да, есть – это обществознание
б) специального предмета нет – мы проходим это на классном часе
в) в школе не говорят о моих правах и обязанностях
28. Какое право ты хотел бы иметь? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
infourok.ru
Права детей в зависимости от возраста
Государство уважает и обеспечивает все права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка, за каждым ребенком, находящимся в пределах его юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств (ст.2 Конвенции ООН о правах ребенка).
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (ст. 54 Семейного Кодекса РФ).
Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности (правоспособность)
Правоспособность гражданина — способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).
Однако реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка.
Дееспособность гражданина — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст.21 Гражданского Кодекса РФ).
С каждым годом дееспособность увеличивается и становится полной к 18 годам. Каждый человек, в том числе и Ты становишься совершеннолетним.
Возраст: от 0 месяцев до 6 лет
Тебя называют: ребенок
Ты являешься недееспособным, это объясняется тем, что ребенок в силу своих малых лет, не может понимать и отвечать за свои поступки.
Имеешь неотъемлемое право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч. 1 ст. 20 Конституции РФ).
Ты приобретаешь право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).
Обладаешь правоспособностью по гражданскому праву (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).
Имеешь право на имя, отчество и фамилию (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).
Имеешь право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного Кодекса РФ).
Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).
На твое имя может быть открыт счет в банке.
Имеешь право на посещение дошкольных учреждений (ст. 18 Федерального закона «Об образовании»).
Все сделки в твоих интересах совершают родители, либо законные представители (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).
Возраст: от 6 лет до 14 лет
Тебя называют: ребенок или малолетний.
Твоя дееспособность: у тебя частичная дееспособность, то есть ты можешь совершать не все сделки, а только те, которые необходимы тебе каждый день, то есть мелкие бытовые сделки. Это означает, что ты можешь покупать в магазине любые продукты, канцелярские товары, иные вещи и предметы. Также, ты можешь совершать сделки, направленные на получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации. В случае, если ты не можешь заключить сделку от твоего имени могут выступить родители, усыновители или опекуны.
Имущественную ответственность по твоим сделкам, в том числе по сделкам, совершенным тобой самостоятельно, несут родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.
Тебе 6 лет.
С 6 лет 6 месяцев ты вправе посещать школу (по заявлению родителей, усыновителей или опекунов и с разрешения учредителя образовательного учреждения ты можешь начать обучение в более раннем возрасте) (ст. 43 Конституции РФ).
Ты вправе самостоятельно заключать:
— мелкие бытовые сделки;
— сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
— сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).
Тебе 8 лет.
Можешь вступать в детские общественные объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).
С этого возраста наступает ответственность в виде в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (ст. 15 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетним»)
Тебе 10 лет
С этого возраста ты:
-даешь согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 134 Семейного Кодекса РФ);
-даешь согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей (ст. 132 Семейного Кодекса РФ).
Выражаешь свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, ты хотел бы проживать после развода (ст. 57 Семейного Кодекса РФ).
Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы (ст. 132 Семейного Кодекса РФ).
Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 Семейного Кодекса РФ).
С 11 лет
Наступает ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Федерального закона «Об образовании, ст. 15 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетним»).
Возраст: от 14 лет до 18 лет
Тебя называют: ребенок или несовершеннолетний.
Твоя дееспособность: ты набрал уже некоторый жизненный опыт, можешь осознавать и отвечать за свои поступки. Поэтому закон дает тебе право самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, совершать мелкие бытовые и некоторые другие сделки. Ты можешь вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться и осуществлять авторские права. Также ты можешь осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности. Остальные же сделки ты можешь осуществлять с письменного согласия родителей, усыновителей, опекунов.
Тебе 14 лет
С этого возраста ты обязан иметь паспорт гражданина Российской Федерации (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).
С этого возраста ты даешь письменное согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).
Можешь выбирать себе место жительства (с согласия родителей).
Можешь самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав и интересов (ст. 56 Семейного Кодекса РФ).
С письменного согласия родителей (усыновителей или опекунов) вправе совершать любые сделки (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).
Вправе распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).
Можешь осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).
Имеешь право на изменение своего имени, фамилии(ст. 58 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).
Имеешь право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).
Допускается поступление на работу для выполнение в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вред здоровью, при соблюдении следующих условий:
-
являешься учащимся;
-
работа выполняется лишь в свободное от учебы время и не нарушает процесс обучения;
-
получено согласие родителя (законного представителя) и органа опеки и попечительства (ст. 92, 94 Трудового Кодекса РФ).
Имеешь право требовать отмены усыновления (ст. 142 Семейного Кодекса РФ).
Имеешь право управлять велосипедом при движении по дорогам.
Можешь вступать в молодежные общественные объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).
Помни, что:
С этого возраста ты самостоятельно несешь имущественную ответственность по совершенным тобой сделкам (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).
Подлежишь уголовной ответственности за некоторые преступления:
-
убийство;
-
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
-
умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;
-
похищение человека, изнасилование;
-
насильственные действия сексуального характера;
-
кража;
-
грабеж;
-
разбой;
-
вымогательство;
-
неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения;
-
умышленно уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;
-
террористический акт;
-
захват заложника;
-
заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
-
хулиганство при отягчающих обстоятельствах;
-
вандализм;
-
хищение либо вымогательство оружия боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств;
-
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
-
приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 20 Уголовного Кодекса РФ).
Тебе 15 лет.
Имеешь право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
Имеешь право заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью, если:
-
получил общее образование;
-
продолжаешь освоение программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения;
-
оставил общеобразовательное учреждение до получения общего образования с согласия родителя (законного представителя), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием (ст. 63 Трудового Кодекса РФ).
Тебе 16 лет.
Ты можешь быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работаешь по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимаешься предпринимательской деятельностью (ст. 27 Гражданского Кодекса РФ).
Можешь быть членом кооператива (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).
Имеешь право на управление мотоциклом, мотороллером и другими мототранспортными средствами.
Имеешь право на заключение трудового договора (можешь работать не более 36 часов в неделю) (ст. 92 Трудового Кодекса РФ).
Можешь вступить в брак, но при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка) и с разрешение органов местного самоуправления (ст. 13 Семейного Кодекса РФ).
Помни, что:
с этого момента ты подлежишь административной ответственности; несешь уголовную ответственность за любые преступления (ст. 2 Кодекса об Административных правонарушениях РФ).
Возникает обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
Тебе 17 лет
Обязанность юношей встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство) (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
Тебе исполнилось 18 лет!
Поздравляем! Ты теперь совершеннолетний, а это значит, что ты становишься полностью дееспособным и можешь своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
rtdety.tatarstan.ru
8 прав подростка, которые родители напрасно отказываются признавать
Страхи родителей за то, что подросток попадёт в дурную компанию, иногда бывают оправданными, но когда родитель ставит жёсткие условия, он добивается только того, что ему начинают врать. Инна Прибора призывает родителей не к установлению анархии, а к лёгкой оттепели в отношениях с детьми-подростками. Консультацией ей помогает психолог и педагог Ирина Беляева.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
В отношениях между родителями и подростком неизбежно случаются критические периоды. Например, предкам не нравится, что ребёнок пишет пронзительные песни, посвящённые клатчу Селены Гомес, вместо того чтобы готовиться к поступлению на инженерный факультет. Или сын застал родителей за непристойным: они что-то искали в его ящике стола. Или дочь отказывается в мороз от папиной лыжной шапочки «Олимпийские резервы». Баталии ведутся из-за одежды, музыки, друзей, хобби или уборки в чьей-то авгиевой конюшне. Это, конечно, несущественные пустяки, которые служат только поводом для ссоры. Причины разногласий, как правило, залегают глубже.
Мы часто согласны на некие абстрактные права подростков: реализацию, ошибки, пробы, возможность выбора… Но когда дело доходит до выбора пальто и роковой проблемы: надевать ли парню шапочку — там ветер! — родители становятся невыносимыми существами с диктаторскими замашками. Вот набор священных и неотчуждаемых прав, необходимых каждому подростку.
1. Быть хозяином в своей комнате

Допустим, вы рискнули войти в обитель зла и наступили ногой в яичницу, которая куда-то исчезла на прошлой неделе. Это замечательный повод поговорить о том, кто в комнате хозяин. Если вам дерзят, обсуждайте, кто должен устанавливать в ней правила, почему и где эти правила заканчиваются. Скажем, за квартиру-то отвечаете вы, и когда различные насекомые облюбуют себе детскую, высоки шансы, что они заглянут и на кухню. Обоснуйте, почему вы не приветствуете костры и пирамиды из коробок со старой пиццей. Вот, пожалуй, и вся родительская компетенция. Родитель не должен рыться в чужих вещах и входить без спроса в комнату с табличкой: «Ненавижу бледнолицых».
2. Право на своё мнение и право быть услышанным

Подростку жизненно необходимо доказательство, что его мысли и желания чего-то стоят. В этом возрасте дети часто ощущают томительное одиночество и тоску. Слушайте ребёнка и не говорите, что рисовать граффити в виде серы из ушей — это ерунда какая-то. Вдруг для него это важно. «Папа, я заметил, что у друзей, в отличие от меня, на телефонах цветной дисплей и есть кириллица!» — волнуется ребёнок. Не кричите, что он пока на это не заработал. Будьте честны: «Да, тебе хочется новый смартфон, мне очень жаль, но пока что я не могу его купить». Если у вас есть домашние правила, чёткие принципы, какие-то личные ограничения, объясняйте и доказывайте, уважая реакцию оппонента. Аргументация в виде ударов кулаком по столу ранит ребёнка и унижает. Поговорите с ним искренне о его мотивации, попробуйте договориться, избегая обращения «Щенок».
3. Право хранить секреты

Секрет — это то, что ребёнок не горит желанием вам показывать. Родительские попытки выведать, с кем это она переписывается в соцсетях и не курит ли он, подрывают доверие, на котором вообще-то отношения и стоят. Чем больше уважения вы проявите, отправляя в стирку одежду подростка («Проверь, пожалуйста, не осталось ли чего в карманах»), тем скорее он захочет сам делиться сокровенным. «Мам, смотри, мне на день всех влюблённых записка пришла: «Привет, очкарик!».
4. Самому выбирать друзей

У ребёнка подозрительные друзья: один сливается с обоями, потому что весь в наколках, другая использует в речи одно слово «Йоу». Ужас! Грамотные психологи скажут, что, если мы хотим выбирать друзей ребёнку в подростковом возрасте, мы опоздали лет эдак на десять. А если мы начинаем сражаться с неподходящими друзьями теперь, то всегда проигрываем. Когда родитель ставит жёсткие условия по поводу неподходящей компании, он добивается лишь того, что ему будут врать.
Что делать, если вам не нравится компания ребёнка
Если вам не нравится детский круг общения, стратегия может быть только одна: разобраться, почему подросток с ними общается, что он находит среди этих ребят. Объяснить ребёнку свою позицию, рассказать о своём беспокойстве, выслушать и признать право ребёнка на альтернативную позицию.
5. Пробовать себя в разных сферах

Можно понять опасения семьи, когда человек, который учится в физико-математической школе и играет на скрипке, вдруг говорит, что армрестлинг — дело его жизни. Подростки мучительно ищут себя настоящего, и просто глупо лишать их этого опыта. Пусть попробует кружок предсказателей апокалипсиса, секцию езды на одноколёсном велосипеде, школу кошачьих парикмахеров. В конце концов подростковые глупости сами как-то отваливаются и большинство людей впоследствии вспоминает их с улыбкой. Кроме, конечно, рестлеров-парикмахеров на одноколёсном велосипеде.
6. Слушать невыносимую музыку и носить… что за… салатовые шорты с рукавами

Одежда, язык, музыка и вот эти фенечки с голыми женщинами и черепами — это ещё один способ поиска себя, а также способ отождествления себя с группой. Канадский психолог-девелопменталист Ньюфелд в книге «Не упускайте своих детей» объяснил, что так работает привязанность. Один из её уровней — привязанность через подражание, когда ты хочешь быть похожим на людей, которые важны для тебя. Всё, что тут можно сделать, — это просто быть рядом с ребёнком, хоть и в общественных местах вам всё время хочется сделать вид, что вы не вместе.
7. Выбирать вуз

Обидно узнать о том, что выпускник передумал поступать на нефтедобывающий факультет в тот день, когда вы уже дали приёмной комиссии взятку. Но выбор вуза и будущей профессии — это личный выбор, хорошо бы его сделать не по направлению родительского указующего перста.
Почему родители отказываются признавать, что их ребёнок уже вырос
К тому возрасту, когда человек соберётся в университет, между вами уже должны были сформироваться любовь, понимание, принятие и доверие. Если родитель доверяет подростку, не осуждает его, есть все шансы, что к этому родителю в трудную минуту придут за советом и помощью, и можно будет что-то исправить. Например, помочь перевестись мальчику из малярного техникума в танцевально-геологический.
8. Право выбирать, надеть ли шапку

Сколько бы вы ни ложились грудью в прихожей и ни скандалили, всегда стоит иметь в виду, что в лифте подросток сумеет развязать завязочки под подбородком и пойти в мир без головного убора.
На чём можно настаивать
- На правилах поведения в семье. Ваш дом — общественная территория. Здесь можно и нужно устанавливать правила уборки за собой, правила поведения. Например, на кухне у вас не принято курить, хвалить приготовленную еду матом и плясать ботинками на столе. Зато все должны подвязываться салфетками и убирать локти со стола.
- На правилах прихода в дом и ухода из дома. Папа не должен стесняться спрашивать, во сколько закончится вечеринка с покемонами. Объясните младшим, что здесь на вас лежит конституционная ответственность за сохранность ребёнка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Делать уроки с детьми — прижизненное воздаяние за грехи
10 правил, которые помогут стать авторитетом для подростка
Что делать, если ваш ребёнок влюбился
mel.fm
Права и обязанности подростка
В современном информационном обществе очень важно знать свои права. Особенно это актуально для наименее защищенных слоев социума – детей-подростков. Ведь, очень часто права подросших детей нарушаются, особенно в вопросах трудоустройства.
В то же время, стремительное взросление часто порождает у них ощущение полного равенства с взрослыми. Вследствие чего, со стороны подростка, дома начинается воинственное отстаивание своих прав и игнорирование обязанностей.
Не следует забывать о том, что несмотря на кажущуюся взрослость, подростки еще нравственно и социально незрелы. И следует помочь им разобраться в непростых юридических и нравственных вопросах.
Какие права имеет подросток?
Согласно Конвенции ООН, каждый ребенок имеет безусловное право на жизнь, развитие и защиту своих прав. Также у детей есть право на активную жизнь в социуме.
Права подростка в школе – это возможность получения бесплатного образования, которое должно соответствовать современным стандартам. Кроме того, ребенок может самостоятельно выбирать учебное заведение и при необходимости менять его. Подросток имеет право на психологическую и педагогическую помощь, свободу выражения своих убеждений.
Определенными правами подросток обладает и в семье.
Так, начиная с 14 лет дети уже могут самостоятельно распоряжаться своими деньгами, и при необходимости вкладывать их на счета в банке.
С 14 лет они получают право быть принятыми на работу. Но для подростков 14 – 16 лет рабочий день не должен составлять больше 5 часов, а для 16 – 18 лет – не более 7 часов.
Кроме прав, подросток имеет и ряд обязанностей.
Обязанности подростка в обществе
Каждый ребенок должен быть законопослушным гражданином своего общества, т.е. соблюдать права и свободу других людей и не совершать правонарушений или преступлений. Также обязательным есть получение основного общего образования.
Обязанности подростка в семье
Прежде всего, это уважительное отношение к членам своей семьи. Если нет объективных причин для отказа, то каждый ребенок может и должен помогать членам своей семьи.
Домашние обязанности подростка – наводить за собой порядок и беречь имущество семьи.
На сегодняшний день работает множество организаций и учреждений, которые занимаются защитой прав детей и подростков. И все же, каждому подрастающему члену общества, важно объяснить в дружеской беседе, что кроме прав, подросток должен выполнять и определенные обязанности.
womanadvice.ru
Подросток в 14 лет: что может и что должен?
14 лет — особенный возраст в жизни каждого человека. Это один из ключевых этапов становления человека, как личности, так и гражданина. Согласно Российскому законодательству, подросток в 14 лет получает паспорт и делает важный шаг во взрослую жизнь. Вместе с новыми правами появляются и новые обязанности, а также возрастает степень ответственности. Что именно меняется в жизни подростка, отметившего свое 14-летие? Сегодня в нашей постоянной рубрике «Знать, чтобы жить» в этом вопросе постарается разобраться педагог-психолог ГУ ЯО «ЯОМИЦ» Людмила Акулова.
Права подростка
Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека. Гражданские и политические права, права в семье и в области социального обеспечения закреплены в таких документах как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка.
Конвенцией ООН гарантируются следующие права: право на жизнь и доступные медицинские услуги, право на развитие (образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни), право на защиту себя и своих интересов, на активное участие в жизни общества.
Права подростка в школе не ограничиваются правом получения бесплатного образования. Подросток также имеет право на выбор образовательного учреждения и программы образования; перевод в другое образовательное учреждение; педагогическую и психологическую помощь; обучение в условиях, которые гарантируют его безопасность, а также соответствуют современным требованиям и стандартам обучения и т.д.
Имущественные права
После достижения 14 лет расширяются имущественные права подростка. В возрасте от 14 до 18 лет подросток получает право распоряжения своим имуществом: может совершать сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.
Подросток 14 лет может осуществлять ряд прав самостоятельно: свободно распоряжаться своими заработками, стипендией, осуществлять права автора произведений искусства, науки, литературы и т.д., вносить вклады в кредитные организации, самостоятельно нести ответственность за свои действия.
Однако, при наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и попечительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достигший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, ст. 26).
Трудовое право
Подросток 14 лет может устраиваться на временную работу и зарабатывать.
Подросткам нередко хочется иметь деньги на карманные расходы и на покупку желаемого. Если до сих пор деньги давали родители, то с 14 лет подросток может сам начать подрабатывать.
Согласно Трудовому кодексу РФ, с 14 лет допускается трудовая деятельность подростков на временных работах в свободное от учебы время. Занятость подростков 14-16 лет не должна превышать 2,5 часа в день и препятствовать обучению. Продолжительность рабочего времени в каникулярный период не может превышать 4 часов в день для 14-летних, 5 часов в день для 15-летних и 7 часов в день для 16-17-летних подростков. Вид работ должен быть легким и не оказывать негативного влияния на здоровье. Окончание рабочего дня должно быть не позднее 21:00. При оформлении на работу необходимо обязательно пройти медицинский осмотр. При приеме на работу подростков 14-15-ти лет необходимо согласие родителей на их трудовую деятельность. Испытательный срок для несовершеннолетних работников не устанавливается (часть 4 ст. 70 ТК РФ).
Чтобы трудоустроиться и выбрать рабочее место в Ярославле — необходимо обратиться в Ярославский городской молодежный центр. Здесь предложат выбрать вакансию и помогут грамотно подобрать рабочее место, сформируют и объяснят, как правильно заполнить документы для трудоустройства, а также расскажут, где можно получить необходимые справки. С каждым подростком заключается трудовой договор, оформляется трудовая книжка, выдается банковская карта, на которую в дальнейшем будет перечислена заработная плата.
Подросткам предлагается работа в различных организациях города Ярославля. В основном работа заключается в благоустройстве территории, уборке помещений, работе с документами, курьерской деятельности. Трудоустройство носит срочный характер, договор заключается на 1 месяц.
Если появится желание устроиться на работу в период летних каникул, то за полтора месяца до предполагаемой даты устройства на работу необходимо обратиться за консультацией в Ярославский городской молодежный центр и зарегистрироваться в электронной очереди на сайте Управления по молодежной политике мэрии города Ярославля.
МУ СОПиМ «Ярославский городской молодежный центр» находится по адресу г. Ярославль, ул. Чкалова, д.13а. Телефон/факс: 8(4852) 73-87-21
Защита прав подростков
Мы часто слышим о несоблюдении прав подростков, но почему-то об их защите начинают вспоминать только после очередного громкого дела, когда эти права нарушаются.
Кто защищает права детей и подростков?
Во-первых, органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Во-вторых, родители и лица их заменяющие (опекуны). В-третьих, общественные организации.
Кроме того, помощь подростку могут оказать педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание.
Применительно к городу Ярославлю и Ярославской области необходимую информацию и контакты Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских округов и районов в городских округах Ярославской области можно найти на интернет-портале для несовершеннолетних «Подросток и закон» (прямая ссылка http://podrostok.edu.yar.ru/map/list.html?id=2)
Анонимную бесплатную срочную психологическую помощь подросток может получить, позвонив по единому общероссийскому номеру детского телефона доверия 8-800-2000-122
Правовая ответственность и обязанности
Нельзя забывать о том, что кроме прав к подросткам 14 лет общество и государство предъявляет также и требования.
В 14 лет подросток уже несет уголовную ответственность за свои действия. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений, в том числе за грабежи, разбои, хулиганство, угон автотранспортных средств, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вымогательство, вандализм и др. Соблюдение закона становится необходимым условием полноценной жизни в обществе. Незнание закона, как известно, от ответственности не освобождает.
И конечно, 14 летний подросток должен помнить, что основным содержанием его деятельности остается учеба. Согласно Федеральному закону №194 от 21.07.2007 каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняется за ним до достижения 18 лет.
Есть еще много аспектов, которые касаются изменений в жизни подростка 14 лет: они затрагивают сферу нравственного и личностного развития.
Материал подготовила педагог-психолог ГУ ЯО «ЯОМИЦ» Людмила Акулова
Были использованы материалы:
http://www.nirsi.ru/107
http://womanadvice.ru/prava-podrostka#ixzz3xn5Syj4n
molportal.ru
Права и обязанности несовершеннолетних подростков от 14 до 18 лет в России
Права и обязанности подростка, как и взрослого, регулируются нормативными актами, в частности, отдельными нормами гражданского, семейного и трудового законодательства. Любой подросток, являясь, по сути, ребенком, не может в полной мере реализовывать свои возможности либо делать это при определенных условиях.
Важно!
Возраст человека имеет значение. Например, не все подростки могут работать, а при совершении отдельных сделок с имуществом потребуется согласие родителей либо лиц, которые их заменяют.
Правовой статус подростка
Он мало чем отличается от взрослого. Безусловно, что отдельные ограничения все же имеют место. Например, это связано с продолжительностью рабочего времени и возможности работать вообще. Также подростки не всегда могут единолично совершать сделки с имуществом. Иногда им требуется согласие родителей, попечителей или опекунов. Более подробно права подростков отражены в главе 11 Семейного кодекса, статье 26 Гражданского и главе 42 Трудового.

Кроме прав, подростки должны исполнять ещё и ряд обязанностей. В случае их нарушения может возникнуть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.
Виды прав
По сути, права любого человека — это ряд возможностей, которыми он может воспользоваться по личному усмотрению, с целью реализации своих интересов. Для этого не требуется согласовывать свои действия с другими лицами. Однако в отношении тех, кому не исполнилось восемнадцати лет, установлены некоторые ограничения в правах. Например, такие лица не могут принимать участие в выборах. Права в этом случае могут быть гражданскими, трудовыми и семейными. То есть возможности подросток может реализовывать практически в каждой сфере.
Гражданские
Гражданские права указанной категории лиц сводятся к возможности распоряжаться имуществом, которое находится в их собственности. То есть человек, младше восемнадцати может совершать любые сделки в целях реализации собственных интересов. Однако в таких случаях предусмотрены некоторые ограничения. Например, подросток может открыть банковский вклад, пользоваться авторским правом или личными доходами, а вот для продажи жилья потребуется получить согласие родителей или заменяющих их лиц.
Трудовые
С некоторыми ограничениями подросток может воспользоваться и своим правом на труд. По общим правилам, установленным ТК РФ, рабочее соглашение может быть заключено с тем, кому исполнилось шестнадцать лет.
Дополнительная информация
Действующим законодательством предусмотрены случаи, когда в трудовые отношения могут вступать лица, младше шестнадцати.
С теми, кому уже есть пятнадцать лет, также может быть заключено рабочее соглашение. Обязательным условием здесь является наличие общего образования. В случае его отсутствия трудовая деятельность не должна быть препятствием для его получения. Для указанной возрастной категории может предоставляться только легкая работа, которая исключает причинение вреда здоровью.
Права ребенка с 14 лет также позволяют ему рассчитывать на осуществление трудовой деятельности. Условиями для этого является наличие согласия одного из родителей и органа опеки. Работа должна быть легкой, не причиняющей вреда здоровью, и выполняться в свободное от учебы в школе время. Более младшей категории лиц можно трудиться в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании или представлении произведений. При этом потребуется разрешение органа опеки, в котором указывается продолжительность времени повседневного труда. Договор в таком случае подписывает один из родителей подростка.
Указанным лицам нельзя трудиться в отраслях с вредными или опасными условиями, под землей, а также игорных и ночных клубах, в сфере производства алкоголя, табачных изделий, наркотических и токсических препаратов. Продолжительность отпуска составляет тридцать один календарный день. Он предоставляется в любое удобное время. Продолжительность трудового времени в неделю для лиц младше шестнадцати лет не может превышать двадцати четырех часов, от шестнадцати до восемнадцати – тридцати пяти.

Обратите внимание!
В случае с реализацией трудовых прав роль играет возраст человека.
Семейные
В плане семьи каждый подросток имеет право проживать со своими родителями. Также он наделен возможностью свободно общаться с другими родственниками. При рождении человеку должны быть даны фамилия, имя и отчество. При изменении указанных данных необходимо наличие ходатайства от обоих родителей и согласие органов опеки. Если отец или мать не дают положительного ответа, то вопрос можно решить в судебном порядке.
В любом случае изменение фамилии или имени должно осуществляться только в интересах подростка. К семейным правам также можно отнести способы устройства человека. Если ему исполнилось десять лет, то потребуется его личное согласие на усыновление, установление опеки или попечительства.
Права на имущество
Лица, младше восемнадцати лет наделены и определенными имущественными правами. Это касается алиментных выплат, личных финансов и собственности. Все указанные категории средств идут на содержание подростка либо на получение дохода в пользу последнего.
Алименты
Одним из источников финансового обеспечения таких лиц являются алиментные выплаты. Они имеют место в случае, когда один из родителей самоустраняется от содержания ребенка. Как правило, они назначаются одновременно с аннулированием брачно-семейного союза или лишением прав в отношении малыша.
Их размер зависит от количества детей. Например, на одного ребенка родитель выплачивает ежемесячно двадцать пять процентов от своего дохода. Хотя судом может быть установлена и фиксированная сумма. В некоторых случаях алименты могут взыскиваться не принудительно. Человек вправе выплачивать их добровольно. Для этого родителям нужно заключить соглашение и заверить документ у нотариуса. В любом случае алименты должны тратиться исключительно на содержание подростка.
Личные финансы
Личными финансами признается, прежде всего, заработок или стипендия подростка. Такими средствами последний может распоряжаться самостоятельно. При этом закон не устанавливает ограничений в случае. То есть потратить зарплату или стипендию человек может самостоятельно, без согласования с другими лицами.
Собственность
Правом собственности наделены все без исключения люди, в том числе и те, кому не исполнилось восемнадцати лет. То есть каждый может распоряжаться своим имуществом, по личному усмотрению. Однако возраст владельца имеет значение. Совершить сделку с собственностью те, кто младше четырнадцати лет, не могут лично, а только лишь через своих законных представителей. Последние должны получить согласие органов опеки. В отношении лиц, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, все несколько иначе. Они вправе совершать сделки самостоятельно при наличии согласия родителей или попечителей.

Обязанности
Помимо прав, на каждого человека возлагаются ещё и обязанности. Это касается и несовершеннолетних.
Обязанностями подростка являются:
- Выполнение просьб и распоряжений родителей либо лиц, которые их заменяют. Исключение — случаи эксплуатации подростка, а также жестокого, грубого отношения и нарушения его прав.
- Бережное отношение к имуществу семьи.
- Соблюдение правил поведения в быту, общественных местах и учреждениях образования.
- Получение общего основного образования. Таковым является окончание девяти классов.
- Соблюдение правил внутреннего распорядка и устава учреждения образования, и воспитания.
- Исполнение должностных обязанностей. Это актуально в случаях, если человек работает.
- Постановка на воинский учет, прохождение призывной комиссии и получение приписного свидетельства.
Обратите внимание!
За нарушение указанных обязанностей подросток несет ответственность. При этом в некоторых случаях она затронет и его родителей.
Ответственность
Ответственность подростка наступает в случаях, когда он своими действиями нарушает возложенные на него обязанности или самоустраняется от их исполнения. Меры воздействия определяются в зависимости от вида проступка и тяжести наступивших последствий. Законом определена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Санкции отражены в соответствующих кодексах.
Уголовная
По общим правилам к уголовной ответственности могут быть привлечены только те, кому исполнилось шестнадцать лет. За отдельные виды преступлений она наступает с четырнадцати лет. К ним отнесены тяжкие преступления против личности, имущества, особо опасные государственные. Более подробный перечень указан в статье 20 Уголовного кодекса РФ. При этом ответственность наступает, если указанного возраста человек достиг на момент совершения преступления. К более младшей категории применяются не уголовные наказания, а принудительные меры воздействия воспитательного характера, со стороны полиции и правоохранительных органов.
Последние могут выражаться в:
- Предупреждении.
- Передаче под надзор родителей.
- Помещении в специализированное учреждение.
- Обязанности устранить причиненный вред.
- Ограничении отдыха.
- Установлении требований к поведению.
К тем, кто старше четырнадцати лет, могут быть применены более строгие меры: штраф, исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Законодательством не определен отдельный перечень преступлений, за совершение которых подростка привлекают к уголовной ответственности. То есть это может быть любое правонарушение. Возраст играет роль при назначении наказания, поскольку несовершеннолетие учитывается судом, как смягчающее обстоятельство.

Административная
Меры административного воздействия могут быть применены к тем, кому исполнилось шестнадцать лет. В случае с более младшей категорией ответственность несут их родители, опекуны или попечители. Как и в случае с уголовной, законом не установлен отдельный перечень административных правонарушений, за которые подростка привлекают к ответственности. Возраст в этом случае имеет значение при выборе меры воздействия. Так, к подросту нельзя применить административный арест, а штраф налагается, если он имеет собственный доход. То есть в большинстве случаев все расходы лягут на родителей или лиц, их заменяющих.
Гражданско-правовая
Гражданско-правовая ответственность связана в основном с причинением вреда имуществу других людей. Она наступает при отсутствии в действиях виновного признаков правонарушения или преступления. В этом случае определяющим фактором также является фактический возраст нарушителя. За проступок лица, младше четырнадцати лет, отвечают его родители, попечители, опекуны либо учреждение, в которое подросток был помещен. Это может быть медицинская инстанция, образовательная или воспитательная организация. Если представители виновного ушли из жизни либо не имеют достаточных средств для возмещения вреда, будет использована его собственность, при наличии таковой. При этом указанные средства могут быть израсходованы как частично, так и полностью.
Несколько иначе ситуация обстоит с лицами в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Такая категория несет самостоятельную ответственность за причиненный ущерб. При отсутствии у виновного имущества или доходов, необходимых для возмещения нанесенного вреда, средства будут взяты у его родителей, усыновителей, попечителей либо у организации, под надзор которой он помещен. Обязанность законных представителей по возмещению причиненного ущерба прекращается с момента достижения возраста восемнадцати лет либо появления у него собственности или дохода, за счет которого вред можно устранить.
mojurist.ru