Освоение космоса человеком: Ой! Страница не найдена :(

История освоения космоса | Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур.

Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.

4 октября 1957 года – начало космической эры – был запущен первый искусственный спутник Земли (ПС-1).

3 ноября 1957 года – запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни.

15 мая 1958 года – запущен третий спутник.

Запуск спутников позволил начать изучение космического пространства.

2 января 1959 года был запущен искусственный спутник «Луна-1», он прошел около Луны и стал первым искусственным спутником Луны.

12 сентября 1959 года «Луна-2», автоматическая станция, достигла поверхности Луны, впервые была проложена трасса Земля – Луна.

4 октября 1959 года «Луна-3», автоматическая межпланетная станция, сфотографировала обратную сторону Луны.

20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту – собаки Стрелка и Белка.

12 февраля 1961 года – «Венера-1», космический аппарат, а затем и «Марс».

12 апреля 1961 года – день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. День 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.

По решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. В России мы отмечаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. В этот день, 12 апреля, в 1961 году гражданин СССР майор Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года.

Освоение космоса — доклад сообщение

Освоение космоса — исследование и использование космического пространства человеком в производственных, практических, научных, образовательных целях.

Свой взор на космос человечество обратило ещё в глубокой древности. Сначала люди просто наблюдали за небом, подмечая закономерности в движении звёзд и небесных светил. Потом появились первые простейшие оптические приборы — в 1608 году (400 лет назад). Они позволили увидеть не видимые невооружённым глазом небесные тела. Так, например Галилео Галилей открыл 4 спутника Юпитера. С течением времени учёными изобретались всё более мощные телескопы, которые позволяли видеть всё больше.

Не стояли на месте и теоретические исследования — они помогали астрономам понять, как и почему движутся наблюдаемые ими планеты, из чего они состоят, как они возникли. Дальнейший научный прогресс дал людям сверхсложные средства исследования космоса — радиотелескопы, космические аппараты, электронно-вычислительные машины, выполняющие сложные расчёты. Открытие эры космических началось с полёта советского «Спутника» в 1957 году и первым полётом человека в 1961 году открыл новые, невероятные возможности в освоении космоса.

Вскоре после этого были созданы долговременные космические станции, на которых люди могут находиться год и больше. На них ведётся научная и производственная деятельность. В космосе производят сверхчистые металлы, лекарства, композитные материалы. На Земле для создания космических аппаратов работает космическая промышленность. Она состоит из заводов, на которых производятся ракеты-носители, скафандры, космические корабли и оборудование для них. Разработкой этих средств освоения космоса занимаются научно-исследовательские институты. В специальных центрах подготовки обучаются космонавты. Космическое освоение широко представлено в культуре: книгах, фильмах, музыке, компьютерных играх. Оно заставляет людей мечтать о покорении космического пространства, о полётах к далёким звёздам, встречах с инопланетянами.

К настоящему времени научные зонды посетили все планеты Солнечной системы, а некоторые вышли и за её пределы. Это «Вояджер-1» и «Вояджер-2», запущенные США в 1977 году. А в 1969 году люди впервые ступили на поверхность Луны. Искусственные спутники нашли широкое применение как спутники навигации и связи. Спутники-космические телескопы позволили заглянуть в дальние уголки Вселенной. Освоение космоса бурно развивается, и скоро принесёт новые, невиданные ранее открытия и возможности.

Вариант 2

Многие годы люди пытались понять тайны небесных светил и планет, строение вселенной и космического пространства в небе над головой. Но только в прошлом веке, с начала развития космической отросли, человечество смогло сделать пока еще не большие, робкие шаги в процессе знакомства с космосом.

Исследование и попытки обустройства жизненных процессов в космосе используя пилотируемые и автоматические космические аппараты, использование в промышленных и исследовательских целях космического простора, планет и спутников – вот основные направления освоения космоса.

В 1957 году СССР стал первой  страной в мире, запустившей в космос  искусственный спутник, вращающийся вокруг Земного шара и положившей начало целой эры освоения космоса.

Трудно перечислить все вехи продвижения этого нелегкого и опасного дела. Нельзя забывать всех героически погибших космонавтов, отдавших свои жизни в этом неизведанном и благородном деле.  Но их жизненный подвиг не остался напрасным, учтя все ошибки трагических полетов, Советская космическая отрасль науки стала очень быстро развиваться.

Первый полет человека  в космос 12 апреля 1961 года на корабле Восток-1 выполнил советский летчик-космонавт Юрий Гагарин. Этот скромный и добрый человек, с обаятельной улыбкой, навсегда стал кумиром миллионов  людей по всему свету.

Уже в 1962 году на космическую орбиту выходят одновременно два космических корабля, совершая уникальное сближение на 6 километров.

Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова в 1963 показала героический пример возможности полетов не только мужчин.

В 1964 году на орбиту Земли впервые выведен корабль Восход  сразу с тремя космонавтами на борту.

А уже в 1965 году совершен рискованный и опасный выход человека в открытый космос. Героем этого события стал космонавт Алексей Леонов, навсегда оставивший след в истории развития космонавтики и ставший национальным героем.

Искусственные спутники, автоматические исследовательские станции на поверхностях планет, космические зонды для изучения грунта и состава почвы небесных тел, марсоходы, лунные и орбитальные станции, вот только некоторые современные методы и устройства для изучения межгалактического пространства.

Но еще больше открытий и чудес ждет человечество впереди, и каждый человек при желании может внести важный вклад в освоение космических просторов.

4, 5, 10 класс. По физике

Освоение космоса

Интересные ответы

• Антарктида — страна льдов (сообщение доклад)

На юге Земного шара есть континент, противоположный Арктике под названием Антарктида, омываемый водами Тихого, Атлантического и Индийского океанов. На этом континенте самая низкая влажность на Земле

• Сообщение о морском животном (Морской еж, Калифорнийская морская свинья)

Морского ежа можно встретить на глубине до 10 тысяч метров, в водорослях, на камнях, грунте, рифах. Размеры животного колеблются от 2 сантиметров до 21 сантиметров

• Теофраст и его вклад в биологию доклад сообщение

Среди известных ученых Древней Греции IV столетия на века закрепилось имя философа, естествоиспытателя, родившегося в городе Эреза – Теофраста. По некоторым источникам, дошедшим до нас, наставниками Теофраста были Платон

• Лошадь — сообщение доклад

Лошади признаны одними из наиболее необходимых домашних животных. С древних времен люди использовали лошадей для хозяйственных работ. Незаменимы были в военные годы.

• Жизнь и творчество Леонида Андреева

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919 гг.) относится к представителям русской литературы периода Серебряного века, а также считается основателем творческого стиля, называемого экспрессионизмом.

Покорители космоса. Они были первыми (к 60-летию полета Ю.А. Гагарина) Журнал Министерства обороны Российской Федерации

ТЕМА ПО ВПП №15 ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ И ПРИЗЫВУ

В. ЛАТАНОВ, профессор кафедры

Военно-космической академии имени

А.Ф. Можайского, кандидат исторических наук, доцент, полковник в отставке

Прорыв человека в космос — закономерный результат развития мировой цивилизации. И мы вправе гордиться тем, что дорогу к звездам человечеству открыла наша Родина с космодрома Байконур — первого космодрома планеты. Первым человеком, отправившимся в космический полет под руководством выдающегося ученого и легендарного конструктора Сергея Павловича Королева, стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

Наша страна первой осуществила запуски искусственных спутников Земли, Солнца и Луны, автоматических станций к Луне, Венере, Марсу, пилотируемых космических кораблей. Первым из корабля в открытый космос вышел советский летчик-космонавт Алексей Леонов, а первой в мире женщиной-космонавтом оказалась Валентина Терешкова.

Прорыв в космос стал плодом самоотверженного труда отечественных ученых, конструкторов, инженеров, специалистов, всего нашего народа. Путь в космическое пространство прокладывали великие русские ученые К.Э. Циолковский,
Н.И. Кибальчич, Н.А. Рынин, Н.И. Тихомиров, М.К. Тихонравов, Ю.В. Кондратюк, Ф.А. Цандер, В.П. Глушко и др.

Огромный вклад в успех этого дела был сделан военнослужащими Вооруженных Сил СССР, героями Великой Отечественной войны. 60-летие космического полета Ю.А. Гагарина неразрывно связано с 75-летним юбилеем Великой Победы и 65-летием космодрома Байконур, которые мы отмечали в 2020 году.

Становление идеи космического полета.
Научные теории К.Э. Циолковского

Идея космического полета человека и в целом идея освоения космоса зародилась в древние времена, прежде всего в ходе духовного постижения космоса человеком. Вначале она находила свое воплощение в художественных и религиозных образах, затем формировалась на уровне философско-теоретического сознания и, наконец, приняла конкретные научно-технические очертания.

В истории нашей цивилизации известно множество легенд и мифов о полете человека подобно птице, о пущенных им «огненных стрелах», сказаний о ковре-самолете, преданий и сказок о крылатых конях и других мифических существах, переносящих человека на небо, Солнце, Луну и звезды.

Например, в ассиро-вавилонской литературе и мифологии широко отражено предание о полете благочестивого Этана на орле к небу к богу Ану за травой плодородия. В легенде поражает то, что ее герой, поднявшись над Землей, видит не нечто на трех китах, или двенадцати цепях, или на слонах, а круглое тело, диск Земли. Уже из этой легенды можно сделать вывод, что в древние времена человечество имело представление о сферичности планеты и о возможности полета на небо.

В иерусалимском Талмуде есть сказание о полете, совершенном Александром Македонским (356–323 годы до н.э.) к Солнцу и Луне на «царском троне», запряженном четырьмя грифами. На большой высоте Александр увидел громадную, свернувшуюся в кольцо змею, а в центре кольца — маленький помост. Оказалось, что змея есть море, а помост — земля, окруженная морем.

Широко известен миф о скульпторе Дедале и его сыне Икаре, сделавшем себе крылья из орлиных перьев и воска. Перед полетом осторожный Дедал посоветовал сыну держаться строго определенной высоты над Землей, но, опьяненный радостью полета, пылкий Икар забыл об этом напутствии, поднялся слишком высоко. Солнце растопило воск, и Икар погиб.

Первым из известных в истории авторов «описаний» космических путешествий называют греческого философа-софиста Лукиана Самосатского (120–180 гг. н.э.). Он в своих «Истинных историях» рассказал о жизни на других планетах, а в повествовании «Икароменипп» запустил своего героя в космос с горы Олимп. В этом произведении в художественной форме зарождается идея космического полета человека.

Само понятие «космос» появилось в Древней Греции на рубеже VI–V вв. до нашей эры и употреблялось древними греками как в значении «порядок», «строй», «красота», так и в значении «Вселенная», «мир». Тогда же сформировалось космоцентрическое представление о мире, согласно которому мир воспринимался как космос, разнообразный и гармоничный. Рассматривалась связь микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (Вселенной), что создавало предпосылки для появления идей о космическом полете человека.

В эпоху Средневековья господствовала геоцентрическая картина мира Аристотеля — Птолемея, согласно которой центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. В рамках этой модели человеку не было нужды даже мысленно выбираться из «центра мироздания», и идея космического полета не получила своего развития.

Для этого требовалась коренная ломка привычных схем и понятий. Нужна была революция в астрономии, которую и произвел в XVI веке Николай Коперник. Система Птолемея была поставлена под сомнение. Наступила эпоха возрождения космической идеи. В своем сочинении «Об обращениях небесных сфер» Коперник нарисовал гелиоцентрическую картину мира, где Земля из центра Вселенной была переведена в ранг рядовой планеты Солнечной системы.

Труды многих ученых Нового и Новейшего времени легли в основу современной космонавтики. Среди них: Джордано Бруно, выдвинувший идею множественности обитаемых миров; Галилео Галилей, один из первых бросивших взгляд на Луну в телескоп; Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет; Исаак Ньютон, открывший закон всемирного тяготения — основу небесной механики; наш соотечественник Михаил Ломоносов, обнаруживший атмосферу на Венере и открывший первую страницу новой науки — физики планет и др.

В мировой литературе начал появляться целый ряд произведений писателей-фантастов, отражающих идею космического полета. Одним из первых «отправился» на Луну в своем романе французский писатель Сирано де Бержерак.

Замечательный писатель-фантаст Жюль Верн в своих произведениях «Робур-Завоеватель» и «Властелин мира» рассматривал космонавтику как неотъемлемую часть земной жизни, выступал как настоящий ученый-исследователь.

В 1832 году было опубликовано первое оригинальное произведение русской литературы, в основу которого положен космический сюжет, — «Путешествие в Солнце и на планету Меркурий и все видимые и невидимые миры» Д. Сигова. Его автор задался целью опровергнуть слухи о возможном столкновении в том году кометы с Землей. В 1844 году вышла книга С. Дьячкова «Путешествие на Луну в чудной машине, с описанием тамошних стран, обычаев и разных редкостей».

В 1897 году газета «Северная пчела» поведала о том, что крестьянин села Ключи в Рязанской губернии Матвей Селиванов «измастерил из холстины крылья» и 12 апреля 1897 года прыгнул с колокольни, «махая оными». А перед этим он «смущал народ речами о том, что полетит к звездам и посмотрит Господа Бога». За вольнодумные речи Матвей Селиванов был выслан на поселение в Туркестанский край.

Постепенно становилось понятным, что для полетов в космическое пространство необходимо изучить и использовать на практике принцип реактивного движения, научиться делать ракеты, разработать теоретические и практические основы освоения космоса. Нужен был принципиально новый космический летательный аппарат с реактивным двигателем.

В первой половине XIX века в России опытные работы по боевым ракетам проводили русские изобретатели — военные инженеры А.Д. Засядко, К.А. Шильдер, К.И. Константинов. Последний обобщил предшествующий опыт научно-исследовательской и производственной деятельности по изготовлению ракет в России и был ревностным пропагандистом идей ракетной техники.

С середины XIX века русские изобретатели и конструкторы исследовали перспективы применения реактивного принципа движения для решения проблемы космического полета человека. В 1849 году военный инженер И.И. Третеский разработал проекты летательных аппаратов, движение которых было основано на действии реактивной струи газа или пара.

В 1866 году герой обороны Севастополя, теоретик воздухоплавания, контр-адмирал Н.М. Соковнин в работе «Воздушный корабль» предложил проект реактивного аэростата, сила тяги которого в горизонтальном полете должна была создаваться при истечении сжатого воздуха. В 1867 году изобретателю Н.А. Телешову был выдан патент на ракетоплан, в котором использовался принцип отдачи газов, образующихся при взрыве смеси в полом цилиндре, служившем камерой сгорания.

В конце XIX века заслуживают внимания разработки пионера авиации контр-адмирала А.Ф. Можайского, испытавшего в 1883 году созданный им самолет, который стал прообразом современных воздушных лайнеров. Однако недостаточная мощность двигателей не позволила аэроплану совершить устойчивый полет.

Особое место среди большого количества проектов реактивных летательных аппаратов занимает проект изобретателя Н.И. Кибальчича. Интересно, что его «Проект воздухоплавательного прибора» был разработан в 1881 году в тюрьме, куда он был заключен за участие в покушении на императора Александра II. Изобретатель утверждал, что атмосфера для полета реактивного аппарата только вредна, так как создает дополнительное сопротивление движению. Н.И. Кибальчич стал автором первого в мире проекта реактивного аппарата для полета человека в безвоздушном пространстве.

Подлинно научная теория реактивного движения ракет была разработана выдающимся русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским. Он первый назвал ракету средством осуществления межпланетных полетов. В 1883 году в рукописи «Свободное пространство» ученый пришел к выводу, что ракетодинамический принцип движения является единственно возможным для осуществления полетов в космическом пространстве и что только ракета может служить аппаратом для космических полетов.

Наш великий соотечественник К.Э. Циолковский был глубоким мыслителем, теоретиком, оригинальным конструктором и инженером, основоположником космонавтики. Его блистательные идеи до сих пор используются в практической работе в области ракетно-космической техники. Он написал много трудов. Среди них «Грезы о Земле и небе», «Исследование мировых пространств реактивными приборами», «Вне Земли», «Космический корабль», «Космические ракетные поезда», «Наибольшая скорость ракеты», а также знаменитый «План Циолковского», где ученый нарисовал перспективы развития реактивных летательных аппаратов.

В конце XIX и начале XX века идеи космических полетов занимали умы ученых других стран, среди которых можно отметить пионеров ракетной техники: немецких инженеров Германа Гансвиндта и Германа Оберта, австрийского инженера Франца фон Гефта, французского исследователя Робера Эсно-Пельтри, американского ученого Роберта Годдарда. В это время начинают свою деятельность известные отечественные ученые и инженеры Ф.А. Цандер и Ю.В. Кондратюк, внесшие большой вклад в развитие ракетной техники.

Под влиянием трудов К.Э. Циолковского энтузиасты космических полетов начали объединяться в группы и сообщества. В начале 1921 года под руководством Н.И. Тихомирова в Москве была создана первая в нашей стране государственная лаборатория, реорганизованная в 1928 году в Ленинградскую газодинамическую лабораторию (ГДЛ). В лаборатории проводились экспериментальные исследования пороховых, жидкостных и электрических ракетных двигателей. Разработкой жидкостных и электрических двигателей в ГДЛ руководил талантливый инженер-конструктор В.П. Глушко, будущий главный конструктор космических систем, генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран», академик Академии наук СССР, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

В 1931 году при Осоавиахиме (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) были организованы Московская и Ленинградская группы по изучению реактивного движения (ГИРД), которые занимались разработкой экспериментальных ракет. В июне 1932 года было принято решение о создании в Москве на базе ГИРДа научно-экспериментальной организации с производственной базой для разработки ракет и реактивных двигателей. Руководить этой организацией стал Сергей Королев, в будущем академик, прославленный конструктор ракетно-космических систем, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, создатель отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности, основоположник практической космонавтики.

При ГИРДах Москвы и Ленинграда в начале 1932 года были открыты курсы по реактивному движению. Занятия проводили такие известные ученые, как профессор В.П. Ветчинкин, профессор Н.А. Рынин, профессор Б.С. Стечкин, инженеры Д.Н. Журавленко, Б.Н. Юрьев и другие. Большим уважением пользовался профессор Н.А. Рынин. Он подготовил серию книг «Межпланетные сообщения», что стало своеобразной энциклопедией космонавтики того времени. В 1941 году профессор Н.А. Рынин руководил кафедрой Ленинградской Военно-воздушной академии (с 1955 года — академия им. А.Ф. Можайского).

В конце 1933 года в Москве произошло объединение ГДЛ и ГИРДа в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), из стен которого вышло много выдающихся отечественных ученых и конструкторов. К началу Великой Отечественной войны в РНИИ было завершено создание знаменитой ракетной установки БМ-13, которую фронтовики ласково прозвали «катюшей».

Впоследствии научные и экспериментальные работы в области ракетно-космической техники проводились в условиях войны, послевоенное время и были обусловлены прежде всего необходимостью укрепления обороноспособности страны. В этой области к началу 1950-х годов в нашей стране работала большая группа выдающихся ученых, конструкторов, специалистов, военнослужащих, была создана мощная промышленно-производственная база, что позволило Советскому Союзу вплотную подойти к созданию межконтинентальных баллистических ракет и подготовке космического полета человека.

Прорыв человека в космос. Байконур.
 С.П. Королев, Ю.А. Гагарин

В годы холодной войны, развернувшейся после окончания Второй мировой войны, главной угрозой для безопасности СССР стала ракетно-ядерная программа США. В ее рамках активно проводились работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас» с последующим развертыванием и постановкой на боевое дежурство таких ракет. Принятая в США доктрина «массированного возмездия» предполагала использовать ядерное оружие в качестве средства политического и военного давления на все антиамериканские силы, и прежде всего на СССР.

Учитывая ракетно-ядерную программу США, в интересах укрепления обороноспособности страны 20 мая 1954 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о разработке межконтинентальной баллистической ракеты с дальностью полета 8000–10 000 км. Ракета должна была обеспечить доставку термоядерной головной части массой до 5,5 тонн в любую точку планеты и поразить стратегические цели на заданном континенте. Головным разработчиком было определено ОКБ-1 С.П. Королева. Создаваемая ракета получила наименование «межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7».

Для испытаний новой ракеты требовался новый полигон. Ранее испытания советских ракет проводились на Государственном центральном полигоне Министерства обороны СССР Капустин Яр в Астраханской области, созданном в 1946 году. Однако условия расположения и испытательная база этого полигона не могли обеспечить летные испытания МБР Р-7 и ракет-носителей космических аппаратов. Исходные данные для поиска нового места запуска ракеты были выданы С.П. Королевым.

Предстояло решить сложнейшую задачу по выбору района расположения нового полигона с учетом целого ряда требований. Важнейшими среди них были: наибольшая близость к экватору — для использования скорости вращения Земли, обеспечение секретности испытаний ракет и безопасности для гражданского населения, благоприятные условия местности и метеорологические условия.

4 февраля 1955 года под руководством заместителя Министра обороны СССР (Героя Советского Союза маршала артиллерии Митрофана Неделина, в последующем первого главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения) были подготовлены предложения по решению этой задачи.

Окончательно местоположение нового полигона определилось на заседании Политбюро ЦК КПСС, где выступил блестящий полководец Великой Отечественной войны, трижды Герой Советского Союза (на тот момент) Маршал Советского Союза Георгий Жуков.

Маршал Г.К. Жуков и маршал артиллерии М.И. Неделин хорошо понимали огромную важность создания нового полигона для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты. Они считали, что современные средства доставки ядерного оружия лишат неуязвимости вероятного противника, а военные базы США, окружающие СССР, потеряют свое военно-стратегическое значение. Предложения по размещению нового полигона в Казахстане к востоку от Аральского моря были утверждены. Это была полупустыня, безлюдная степь, вблизи не имелось населенных пунктов. Однако здесь протекала одна из крупнейших рек Средней Азии Сырдарья и проходила железная дорога, соединяющая Москву со столицей Узбекистана Ташкентом.

12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 292-181 о создании Научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны СССР.

Началом истории строительства полигона можно считать 12 января 1955 года, когда на железнодорожную станцию Тюратам прибыли первые военные строители. Руководить сооружением первого в мире космодрома был назначен известный строитель — ветеран Великой Отечественной войны генерал-майор Георгий Шубников. Среди реализованных им проектов — величественный мемориал воину-освободителю на кладбище советских воинов в Трептов-парке в Берлине. Под его руководством были организованы работы по строительству основной испытательной базы полигона.

Наземный стартовый комплекс создавался конструкторским бюро общего машиностроения (КБОМ) под руководством Владимира Бармина, одного из основоположников космонавтики, академика Академии наук СССР, Героя Социалистического Труда.

Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».

Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями (летом температура выше 40, а зимой — ниже 30 градусов Цельсия) и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов. Работы велись круглосуточно. Военным строителям и первым испытателям приходилось жить в землянках, палатках, старых железнодорожных вагонах, сборно-щитовых бараках.

5 мая 1955 года началось строительство первого в мире жилого поселка для испытателей и строителей 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (5-го НИИП) МО СССР, носившего в разное время следующие названия: «Ташкент-90», «поселок Заря», «поселок Звездоград», «поселок Ленинский», «город Ленинск» и, наконец, с декабря 1995 года — «город Байконур».

Несмотря на суровые климатические и крайне тяжелые бытовые условия, работы по строительству основных объектов полигона были выполнены в кратчайшие сроки — за полтора года. Объекты полигона располагались на огромной территории от реки Сырдарья до Камчатского мыса Озерный.

2 июня 1955 года директивой Генерального штаба Министерства обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона. Численность его штата составляла 1900 военнослужащих и 664 вольнонаемных работников.

В ознаменование начала формирования полигона день 2 июня приказом Министра обороны СССР от 3 августа 1960 года был объявлен днем годового праздника 5-го НИИП МО СССР, а также входящих в него воинских частей на день издания приказа. Впоследствии этот день был официально признан днем образования города и космодрома Байконур.

Первым начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко, командовавший во время Великой Отечественной войны соединениями гвардейских минометных частей, орденоносец, лауреат Сталинской премии. Под его руководством были сформированы первые боевые расчеты полигона, проведены первые полигонные испытания МБР Р-7 и успешные запуски первых искусственных спутников Земли.

В составе военных испытателей на полигоне более половины были участниками Великой Отечественной войны, около 48 % участников испытаний имели возраст до 25 лет. Большинство военных испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, производящих ракетно-космическую технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне Капустин Яр.

15 мая 1957 года Государственная комиссия подписала акт о сдаче в эксплуатацию первого стартового комплекса на площадке № 1. В этот же день боевой расчет полигона совершил первый запуск ракеты Р-7, однако он оказался неудачным из-за негерметичности в магистралях горючего ракеты. По техническим причинам неудачными стали попытки запуска 9 июня и 12 июля. После принятых мер по повышению надежности и тщательной подготовительной работы боевого расчета полигона 21 августа состоялся успешный запуск ракеты Р-7. 27 августа 1957 года в газетах было опубликовано специальное сообщение ТАСС: «На днях осуществлен запуск сверхдальней межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты. Испытания ракеты прошли успешно.».

Из соображений секретности в сообщении ТАСС местом старта ракеты был объявлен Байконур — ближайший к станции Тюратам населенный пункт, расположенный по трассе полета ракеты.

Это был достойный ответ США. Страна получила средство доставки ядерного боезаряда до территории вероятного противника, который уже мог наносить удары по Советскому Союзу с военных баз, созданных вокруг СССР. Вооруженные Силы СССР получили грозное оружие стратегического назначения — МБР с ядерной головной частью.

В 1957 году американские специалисты после изучения местоположения нового советского полигона обозначили его как Tyuratam Missile and Space Complex (TTMTR). Аббревиатура TTMTR стала широко известна в мировой космонавтике как условное обозначение космодрома Байконур.

Учитывая положительные результаты испытаний изделия Р-7, С.П. Королев на заседании Государственной комиссии предложил ускорить подготовку запуска ракеты с целью выведения на орбиту искусственного спутника Земли (ИСЗ). Члены государственной комиссии учитывали, что в США готовились к запуску своего ИСЗ.

4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени боевым расчетом 5-го НИИП МО СССР со стартовой площадки № 1 ракетой-носителем Р-7 был выведен на околоземную орбиту первый в мире ИСЗ. МБР Р-7 стала первой космической ракетой, прототипом ракет-носителей для осуществления программы пилотируемых космических полетов. На базе МБР Р-7 в дальнейшем было создано целое семейство советских ракет-носителей, получившего прозвище «семерка».

Так запуском первого ИСЗ боевым расчетом 5-го НИИП начался отсчет космической эры.

Первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен 1 февраля 1958 года и весил 8,3 кг. Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его «апельсин».

3 ноября 1957 года боевой расчет полигона провел успешный запуск в космос второго ИСЗ, в герметичной кабине которого находилась собака Лайка, вес спутника составил 508,3 кг.

14 сентября 1959 года созданный людьми космический аппарат — станция «Луна-2» — впервые достиг поверхности Луны. На спутник Земли были доставлены шаровой и ленточный вымпелы с изображением герба Советского Союза с надписью «СССР. Сентябрь 1959». Дубликаты вымпелов ныне хранятся в Музее космодрома Байконур.

4 октября 1959 года для фотосъемки обратной стороны Луны с 5-го НИИП был произведен запуск очередной автоматической станции «Луна-3». На основании фотографий, переданных станцией «Луна-3», в 1960 году были составлены первые атласы и карта обратной стороны Луны.

15 мая 1960 года боевые расчеты полигона начали запуски первых беспилотных космических кораблей «Восток». 9 и 25 марта 1961 года были успешно проведены последние летные испытания космического корабля «Восток» с антропологическими манекенами и животными на борту. По результатам испытаний Государственная комиссия приняла решение осуществить запуск корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года.

8 апреля утром на заседании Государственной комиссии в узком составе был решен вопрос о назначении пилота-командира корабля и его дублера. Выбор пал на Ю.А. Гагарина. Г.С. Титов был назначен его дублером. В составе первого отряда космонавтов к этому времени насчитывалось 20 офицеров — военных летчиков, в том числе 9 летчиков ВВС, 6 летчиков ПВО и 5 летчиков авиации ВМФ. Основу отряда составляли военные летчики-истребители Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский, В. Комаров, П. Беляев, А. Леонов, Б. Волынов, Е. Хрунов, Г. Шонин, В. Горбатко.

11 апреля прошла встреча Ю.А. Гагарина с личным составом боевого расчета. В ней приняли участие главный конструктор С.П. Королев, заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке — Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Н.П. Каманин. Представлял космонавтов первый начальник Центра подготовки космонавтов, видный специалист в области авиационной медицины полковник Е.А. Карпов. Встреча показала искреннее стремление и готовность офицеров, специалистов боевого расчета и космонавтов успешно выполнить поставленную задачу.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени боевой расчет 5-го НИИП успешно произвел запуск космического корабля «Восток-1» с человеком на борту. Роль первого космонавта планеты досталась гражданину Советского Союза летчику-космонавту майору Юрию Алексеевичу Гагарину, который полностью выполнил программу полета. «Восток-1» совершил один оборот вокруг Земли за 1 час 48 минут и приземлился в Саратовской области.

В комментариях газета «Правда» 12 апреля 1961 года подчеркивала историческое значение этого события: «Победу в освоении космоса мы считаем не только достижением нашего народа, но и всего человечества… Наши достижения и открытия мы ставим не на службу войне, а на службу миру и безопасности народов».

Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен праздник День космонавтики — 12 апреля. С 1968 года по решению Международной авиационной федерации этот день ежегодно отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики.

В России День космонавтики был установлен в качестве памятной даты статьей 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

На 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 7 апреля 2011 года по инициативе России было принято решение о провозглашении 12 апреля Международным днем полета человека в космос.

В США первый пилотируемый баллистический полет длительностью 15 минут состоялся 5 мая 1961 года.

С 1957 по 1960 годы с площадки № 1 советского космодрома были осуществлены 54 запуска. После полета Гагарина эта стартовая площадка получила всемирно известное название «Гагаринский старт». Впервые в документах о запуске 12 апреля 1961 года 5-й НИИП был назван космодромом Байконур.

6 августа 1962 года боевой расчет космодрома запустил космический корабль «Восток-2» с 25-летним военным летчиком-космонавтом Г.С. Титовым на борту, самым молодым космонавтом в мире (17 витков вокруг Земли, 25 часов полета). Им впервые был совершен длительный орбитальный космический полет. В 1963 году на орбиту был запущен корабль «Восток-6» с Валентиной Терешковой — первой в мире женщиной-космонавтом.

В США первый орбитальный пилотируемый полет состоялся 28 февраля 1962 года (3 витка, 5 часов).

18–19 марта 1965 года летчики-космонавты подполковник Алексей Леонов и полковник Павел Беляев совершили полет на космическом корабле «Восход-2». В ходе полета второй пилот корабля А. Леонов впервые в истории мировой космонавтики вышел в открытый космос.

Таким образом, с космодрома Байконур впервые в мировой истории человек прорвался в космос, благодаря ему были сделаны первые шаги по освоению космического пространства, первый в мире космодром стал символом нового космического века. Космический полет Ю.А. Гагарина стал величайшим достижением отечественной науки и техники, гордостью нашего народа. Он показал перспективы развития нашей Родины и мировой цивилизации. Советские ученые, конструкторы, специалисты, космонавты, испытатели, военные строители первыми проложили путь к освоению космического пространства.

Всего на Байконуре за 65 лет его истории было совершено более 5000 пусков ракет, запущено более 1500 космических аппаратов различного назначения и более 150 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций.

Успехи военных испытателей и строителей Байконура отмечены высокими государственными наградами. 12 апреля 1961 года после успешного запуска боевым расчетом полигона летчика-космонавта СССР Ю.А. Гагарина 5-му НИИП МО было вручено Боевое знамя. За успешное проведение летной отработки специальных изделий указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1960 года и приказом главнокомандующего РВСН № 0079 от 6 августа 1960 года 5-й НИИП МО был награжден орденом Красной Звезды. В 1965 году за большие успехи в деле отработки и испытания ракетно-космических средств 5-й НИИП МО в дни празднования 10-й годовщины со дня своего основания 2 июня 1965 года был награжден орденом Ленина.

Вместе с тем прорыв в космос, освоение космического пространства, начатое на Байконуре, к сожалению, не обошлось без человеческих жертв, информация о которых долгое время была засекречена.

Так, 24 октября 1960 года произошла катастрофа при испытании новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 конструкции М.К. Янгеля. В результате возникшего пожара и отравления парами ядовитых компонентов топлива (гептил) погибло 74 военнослужащих и представителей промышленности. В числе погибших оказались главнокомандующий РВСН главный маршал артиллерии М.И. Неделин, руководители испытаний от полигона полковники А.И. Носов и Е.И. Осташев. Их имена носят улицы г. Байконура. 24 октября 1963 года на полигоне вновь произошла катастрофа МБР Р-9А с человеческими жертвами. С тех пор этот день стал Днем памяти погибших испытателей космодрома Байконур, пуски ракет в этот день больше не проводятся.

Сегодня Байконур, находящийся на территории Республики Казахстан, стал международным космическим портом и открыт для мирового сотрудничества в освоении космического пространства.

После развала Советского Союза отечественная космонавтика пережила трудное время. В ней накопилось немало проблем. В августе 2015 года для проведения комплексной реформы ракетно-космической отрасли России была создана Государственная корпорация «Роскосмос». В марте 2016 года постановлением Правительства России утверждена Федеральная космическая программа России на 2016–2025 годы. Цель программы — обеспечение государственной политики в области космической деятельности в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, реализация пилотируемой программы, создание научно-технического задела для перспективных космических комплексов и систем.

В 2001 году для обеспечения безопасности России в космической сфере были созданы Космические войска — в настоящее время род войск в составе Воздушно-космических сил России (ВКС России).

На территории России успешно действуют два космодрома. Космодром Плесецк (1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны России) свою историю ведет с 11 января 1957 года, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании военного объекта с условным наименованием «Ангара». Объект создавался как первое в СССР войсковое ракетное соединение, оснащенное межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7 и Р-7А. Космодром обеспечивает выполнение российских космических программ, связанных с оборонными, а также прикладными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов.

На космодроме эксплуатируются ракеты-носители легкого класса «Ангара-1.2», «Союз-2.1в», «Рокот», среднего класса «Союз-2.1а», «Союз-2.1б», тяжелого класса «Ангара-А5».

6 ноября 2007 года Президент России Владимир Путин подписал указ о строительстве космодрома Восточный в Амурской области. В настоящее время на Восточном функционирует площадка для пусков ракет-носителей «Союз-2», активно строится вторая площадка — под новую ракету «Ангара».

Восточный — первый гражданский космодром России. Он будет представлять собой современный космический комплекс, откуда будут проводиться запуски пилотируемых и грузовых кораблей, спутников различного назначения и автоматических межпланетных станций в ближний и дальний космос.

Особое место в развитии отечественной космонавтики занимает Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, входящая в состав Воздушно-космических сил России. Академия — это системообразующий политехнический вуз Минобороны России, ведущий учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности, инфотелекоммуникационных технологий и технологий сбора и обработки специальной информации. В 1961 году академию посетил главный конструктор отечественной ракетной техники С.П. Королев, который дал высокую оценку работам, которые проводились в вузе.

Академия обладает значительным научным потенциалом. Сегодня в ней научно-исследовательскую работу проводят около 1000 докторов и кандидатов наук, заслуженных деятелей науки, заслуженных изобретателей, почетных работников науки, членов академий наук Российской Федерации. Активное участие в учебно-методической работе в академии принимают свыше 500 профессоров и доцентов, заслуженных и почетных работников высшей школы РФ и высшего профессионального образования.

Методические рекомендации

1. Руководителю занятия необходимо исходить из его главной цели: на конкретных примерах убедительно показать достижения нашей Родины как первооткрывателя и первопроходца в освоении космоса и на этой основе формировать у военнослужащих чувство патриотизма и гордости за державу, высокие гражданские качества.

2. При рассмотрении первого вопроса нужно особое внимание уделить историческим аспектам становления идеи космического полета, показать роль русских ученых, изобретателей, инженеров в разработке принципа реактивного движения и различных аспектов освоения космического пространства.

3. При обсуждении второго вопроса важно донести до аудитории, что прорыв в космос, исторические запуски первого ИСЗ, космического корабля с Ю.А. Гагариным на борту, совершенные с первого в мире космодрома Байконур, стали результатом самоотверженного труда огромного коллектива ученых, конструкторов, инженеров, испытателей.

Выдающийся вклад в создание космодрома и успешное выполнение космических программ принадлежат героям Великой Отечественной войны, военнослужащим Вооруженных Сил СССР, военным строителям.

4. Занятие рекомендуется провести в форме рассказа-беседы с использованием подготовленного видеоряда: фото- и видеоматериалов, рассказывающих о личностях ученых, изобретателей, первых космонавтов, первых руководителей строительства и космодрома Байконур.

5. В заключение руководителю занятия следует обратить внимание военнослужащих на основные направления и перспективы развития отечественной космонавтики, изложенные в Федеральной космической программе России на 2016–2025 годы, напомнить им о последних успешных запусках с космодромов Плесецк и Восточный, подвести итоги занятия.

1. Герасимов М.И. Иванов А.Г. Звездный путь. — М.: Политиздат, 1986. — 354 с.

2. Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос». [Электронный ресурс]. URL: https://www.roscosmos.ru (дата обращения: 23.01.2021).

3. Губарев В.С. Утро космоса: Королев и Гагарин. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 191 с.

4. История создания и развития Военно-космических сил Российской Федерации. Учебное пособие. Под ред. Кузьмина В.Н. — СПб.: 1998. — 93 с.

5. Коваль А.Д. Космос далекий и близкий. — Лениздат, 1977. — 382 с.

6. Латанов В.М., Курбатов О.А. О вкладе участников Великой Отечественной войны, военнослужащих ВС СССР в создание и становление космодрома Байконур в начале космической эры // Всеобщая история. — Москва: Изд-во «Научтехлитиздат», 2020. — № 1. — С. 30–40.

7. Мелуа А.И. Ракетная техника, космонавтика и артиллерия: биографии ученых и специалистов: [энциклопедия]. Изд. 2-е, доп. — Москва; Санкт-Петербург: Гуманистика, 2005. — 1125 с.

8. Летные испытания ракетно-космической техники. Время. Космодромы. Люди. Под общей редакцией Б.И. Посысаева. — М.: Индивидуум, 2020. — 559 с.

9. Романов А.П., Борисенко И.Г. Отсюда дороги к планетам легли. — 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1986. — 240 с.: ил.

10. Фаворский В.В., Мещеряков И.В. Военно-космические Силы. Космонавтика и Вооруженные Силы. Книга I. — М.: 1997. — 285 с.

Освоение космического пространства как глобальная задача человечества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Освоение космического пространства

как глобальная задача человечества

Александр Железняков

специально для журнала «Инновации»

По мнению автора статьи — известного писателя, члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского — ни одна из проблем, стоящих перед человечеством, не может быть решена «полностью и окончательно» без освоения космического пространства. В статье

дается анализ причин, по которым человечеству необходимо изучать и осваивать космическое пространство, а также рассматриваются проблемы, которые в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

Ключевые слова: человеческая цивилизация, план Циолковского, звездные миры, космические проекты.

Зачем человеку осваивать космическое пространство? Зачем стремиться к другим мирам, когда сама Земля еще недостаточно изучена? Зачем расходовать ресурсы на покорение Вселенной, когда их не хватает для удовлетворения насущных нужд самих землян?

Эти и многие другие подобные вопросы волнуют человечество уже давно. Их начали задавать еще до начала космической эры. Сначала в контексте философских рассуждений о месте и роли человека в природе в настоящем и будущем. Позже проблема приобрела ярко выраженный материальный оттенок.

С одной стороны, ответы на эти вопросы лежат на поверхности. Стремление человека познать новое, расширить ареал своего обитания — это естественное желание. Не будь его, мы бы до сих пор жили в пещерах. А мы, к счастью, уже покинули ту «колыбель», о которой говорил «отец теоретической космонавтики» К. Э. Циолковский: «Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». И нет никакого смысла в нее возвращаться.

Однако, с другой стороны, не так все и просто. На освоение космоса тратятся огромные средства. Бюджеты космических агентств ведущих стран мира сравнимы с бюджетами многих развивающихся стран, в которых царят голод и нищета. В такой ситуации разговоры о «преждевременности и ненужности освоения космического пространства» не кажутся такими уж никчемными.

Попытаемся разобраться в справедливости той и другой точек зрения в контексте глобальных проблем, которые сегодня стоят перед людьми. Они касаются всего человечества, затрагивают интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев, приводят к значительным экономическим и социальным потерям,

а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

Вот перечень основных проблем, ждущих своего скорейшего решения:

1. Проблема мира и разоружения.

2. Экологическая проблема.

3. Демографическая проблема.

4. Энергетическая проблема.

5. Сырьевая проблема.

6. Продовольственная проблема.

7. Проблема использования ресурсов Мирового океана.

8. Преодоление отсталости развивающихся стран.

В полной мере эти проблемы проявились уже в

последней четверти минувшего века, а в наступившем веке стали лишь острее, заставляя лучшие умы уже сегодня заниматься поиском путей их решения, не перекладывая эту «неблагодарную» работу на плечи следующих поколений.

Появление этих проблем было вызвано целым комплексом причин.

Во-первых, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в два с лишним раза при жизни одного поколения — 3 млрд человек в 1960 г. и 6,8 млрд человек в 2010 г. По оценкам, к 2050 г. на Земле будут жить 10-11 млрд человек. Причем 94% прироста дадут развивающиеся страны и только 6% — промышленно развитые. Кроме того, мы учимся управлять процессами старения, и продолжительность жизни человека неуклонно возрастает. Все это приведет к резкому увеличению численности населения, и в связи с этим — к новым проблемам.

Во-вторых, никогда прежде для обеспечения жизнедеятельности людей не требовалось такого количества ресурсов (продовольствие, товары, сырье) и не

возвращалось в окружающую среду такого количества «отходов». Можно даже утверждать, что в конце ХХ века мы преодолели некий Рубикон, когда природа уже не в состоянии безболезненно для себя «переварить» эти «отходы». Чем это грозит человечеству, представить не сложно — в таком мире человеку просто не будет места.

В-третьих, никогда прежде не происходили столь радикальные и столь стремительные изменения на политической арене. Причем, происходит все это не в результате мировых вооруженных конфликтов, а в относительно «мирный» период развития человеческой цивилизации.

В-четвертых, никогда прежде человечество не переживало столь бурного развития науки и техники. Правда, плоды нового этапа НТР «пожинают», в первую очередь, развитые страны, все более и более увеличивая свой «отрыв» от развивающихся стран.

Планетарный характер вышеназванных проблем, да и причин, их породивших, требует поиска столь же масштабных путей их решения. Одним из таких решений (а, может быть, и единственным) является планомерное освоение космического пространства. Причем, все возрастающими темпами. Иначе «овчинка выделки не стоит».

Итак, какие же проблемы и как могут быть решены с помощью космонавтики.

Проблема мира и разоружения. К настоящему времени в мире уже сложилось устойчивое всеобщее понимание того, что межгосударственные споры не всегда можно и нужно решать путем вооруженного противостояния. Именно поэтому в последние 20 лет, со времен окончания «холодной войны», ни одна из стран не рискует ввязываться в крупномасштабные конфликты. Правда, тут наблюдается другая крайность — значительно увеличилось число «горячих точек».

Но все это касается «земных просторов». Ситуация может кардинально измениться, если противостояние переместится на беспредельные космические просторы. Там есть, где «развернуться». А это соблазн повоевать. Не зря некоторые футурологи предрекают первую «звездную войну» уже в середине XXI века.

Единственной альтернативой не допустить это является недопущение милитаризации космического пространства, запрет на вывод в космос оружия массового уничтожения. Пока еще есть время, необходимо разработать соответствующие международные соглашения, предусматривающие использование космоса исключительно в мирных целях. Не пустив оружие в космос, мы, тем самым, сможем погасить и земные войны. В крайнем случае, сделать их не столь опасными и непредсказуемыми.

Энергетическая и сырьевая проблема. В настоящее время мы активно используем земные ресурсы, не задумываясь над тем, что их запасы будут исчерпаны уже в обозримом будущем. После этого нас ждет кризис, который по своим масштабам и по своим последствиям будет губителен для человечества.

Чтобы этого избежать, необходимо уже сегодня активно заниматься поисками альтернативных источ-

ников энергии и продумывать концепцию использования сырьевых ресурсов Луны, планет и астероидов. До начала использования потенциала других планет еще далеко, но готовится к этому необходимо уже сейчас. По крайней мере, нелишне представлять себе, как это можно будет сделать. Тогда и переход на инопланетные сырьевые ресурсы может произойти без «излишних потрясений».

Энергетическая проблема частично может быть решена с помощью огромных орбитальных электростанций, которые будут «брать» энергию от Солнца и переправлять ее на Землю. Такие проекты существуют.

Но не им принадлежит будущее. Вероятнее всего, ведущую роль будут играть атомные электростанции. На других планетах, для снабжения энергией поселений, когда до этого дойдет дело, им не будет альтернативы.

Отдельно от других стоит продовольственная проблема. Если другие земные ресурсы могут быть заменены ресурсами с других небесных тел, то представить себе продукты питания, поставляемые на Землю из, например, «марсианских колоний», довольно сложно. Но, возможно, у меня просто не хватает на это воображения.

Демографическая проблема. Если удастся решить проблему мира и разоружения, то именно рост численности населения Земли станет тем доминирующим фактором, который будет определять всю дальнейшую жизнь человечества. Чем быстрее мы достигнем предела, который может «выдержать» старушка Земля, тем быстрее мы будем задумываться о переселении на другие планеты.

По разным оценкам Земля может «прокормить» от 12 до 30 млрд человек. Следовательно, по пессимистическим оценкам о создании внеземных колоний нам придется думать уже в XXI веке, по оптимистическим оценкам — в XXII веке. В любом случае, это обозримое будущее.

И в заключение еще об одной глобальной проблеме человечества. Я сознательно не упомянул ее при перечислении других проблем, чтобы оставить на «десерт». Она касается самого существования нашей цивилизации и лишний раз доказывает, что космическая деятельность необходима как воздух. Это астероидная опасность.

Земля — лишь песчинка на бескрайних просторах Вселенной. Одна из многих, несущихся сквозь пустоту. Как планета, Земля может и «не заметить» столкновение с другим небесным телом. Она продолжит свой бесконечный путь по просторам космоса. Но для человечества это может стать последним днем.

Возможно, такое случалось уже не раз. По крайней мере, следы падения крупных метеоритов, астероидов и комет можно найти на всех континентах. Полагают, что и динозавры в свое время вымерли именно по этой причине.

Но люди не звери, и наша цивилизация достаточно технически развита, чтобы не ждать смиренно «гостей из космоса», а готовиться к такому свиданию и противостоять его губительным последствиям. Эта проблема становится с каждым годом все актуальнее

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

и актуальнее. В последние годы стали задумываться о создании своеобразного «космического щита» от такой опасности. Хотя, как оказалось, дело это весьма не простое в техническом плане. Не говоря уж о финансовой стороне вопроса. Впрочем, когда речь идет о сохранении человеческих жизней, деньги считать не приходиться.

Как видим, ни одна из проблем, стоящих перед человечеством, не может быть решена «полностью и окончательно» без освоения космического пространства. И необходимо, чтобы большинство землян осознали этот факт, отбросили свои сиюминутные желания ради сохранения жизни на Земле.

Если помните, в самом начале я привел слова Циолковского о том, что «Земля — это колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». Может показаться, что одной этой мысли вполне достаточно, чтобы доказать необходимость совершения космических полетов. Однако, сам Циолковский так не считал, поэтому и сформулировал свой знаменитый перспективный план космической деятельности человечества.

Я хотел бы напомнить основные положения этого плана. Он интересен не только с исторической точки зрения, но и как вполне реальный путь, по которому земляне уже идут и будут идти в будущем, пока все пункты не будут выполнены. Может быть, выполнены полностью. Может быть, выполнены с некоторыми оговорками. Это уже детали. Но план Циолковского — вполне реальный план решения глобальных проблем человечества. Тем он ценнее. Несмотря на некоторую наивность суждений ученого, которую мы видим сейчас, но которую невозможно было увидеть в начале ХХ века.

Первые пункты этого плана были посвящены прогнозам относительно реактивной авиации и полетов заатмосферных реактивных аппаратов. В своем большинстве эти работы уже проведены, поэтому я не буду о них даже упоминать. А вот о пунктах, посвященных космической деятельности, поговорю подробнее.

Циолковский считал, что «космос необходимо осваивать и преобразовывать … в интересах человека, дальнейшего научно-технического и социального прогресса». С этой целью необходимо реализовать следующие мероприятия:

«.10. Вокруг Земли устраиваются обширные поселения.

11. Используют солнечную энергию не только для питания и удобств жизни (комфорта), но и для перемещения по всей солнечной системе.

12. Основывают колонии в поясе астероидов и других местах Солнечной системы, где только находят небольшие небесные тела.

13. Развивается промышленность и размножаются невообразимо колонии.

14. Достигается индивидуальное (личности, отдельного человека) и общественное (социалистическое) совершенство.

15. Население Солнечной системы делается в сто тысяч миллионов раз больше теперешнего земного1. Достигается предел, после которого неизбежно расселение по всему Млечному Пути.

16. Начинается угасание Солнца. Оставшееся население Солнечной системы удаляется от нее к другим солнцам, к ранее улетевшим братьям». Циолковского можно принимать, можно критиковать, но в одном он прав безоговорочно — если человечество намерено выжить, оно не должно замыкаться в пределах одной планеты и расширять ареал своего обитания сначала на другие планеты, а потом и на другие звездные миры.

Освоение космоса как глобальная проблема распадается, таким образом, на три весьма длительных этапа. Первый — освоение околоземного космического пространства, включая посещение человеком Луны, — сейчас находится в стадии воплощения в жизнь. Второй — освоение Солнечной системы — пока реализуются лишь с помощью автоматических межпланетных станций. Но уже обсуждаются проекты полетов к Марсу или астероидам. Даже сроки называются — ближайшие 25-30 лет. Правда, у этой идеи есть как сторонники, так и противники.

Третий этап — отправка экспедиций за пределы Солнечной системы и освоение иных звездных миров — пока удел футурологов и фантастов. В пользу того, что мы еще не скоро вырвемся на межзвездные просторы, говорят и открытия, сделанные американскими межпланетными станциями «Пионер-10», «Пионер-11», «Вояджер-1» и «Вояджер-2». Проникнув на окраины Солнечной системы, они, для начала, выяснили, что наша система имеет большие размеры, чем считалось ранее. А это означает, что и осваивать ее нам придется гораздо дольше, чем планировали.

Несмотря на ряд недостатков, план Циолковского поражает своей стройностью и с некоторыми поправками вполне может претендовать на программу развития человечества на тысячи лет вперед. Но вот панацеей от всех наших бед дня сегодняшнего он стать не может. Как и не поможет решить глобальные проблемы нашей цивилизации даже в масштабах Земли.

Почему? Да потому, что мы еще не приступили к реализации даже десятого пункта плана. Не говоря уж об одиннадцатом, двенадцатом и прочих пунктах.

Не стоит также надеяться, что реализация плана Циолковского начнется в ближайшее время. Причины этого следующие.

Во-первых, идея тотальной смены естественной среды обитания человека на искусственную («эфирные поселения» по терминологии Циолковского) давно утратила былую привлекательность. Она сохраняет сейчас лишь небольшое число сторонников, по мнению которых, все большее отклонение от состояния равновесия с окружающей средой характеризует не только прошлое человеческой цивилизации, но и ее будущее. Большинство же людей рассматривают освоение космоса не как жесткую неумолимую реальность, а

1 Когда К. Э. Циолковский составлял свой знаменитый план, население Земли составляло 1,6 млрд человек. Нетрудно подсчитать, что в п. 15 речь идет о населении Солнечной системы в 160 квинтиллионов (1,6 • 1020) человек. Трудно поверить, что такое большое количество людей может жить на просторах Солнечной системы. Современные данные говорят о том, что кроме Земли и, возможно, Марса, да и то лишь после его «тщательной подготовки» для этого, на других небесных телах жизнь невозможна. Поэтому предел численности Солнечной системы будет достигнут гораздо раньше, чем представлял себе Циолковский.

лишь как один из вариантов разрешения глобальных проблем человечества. Причем вариант и не самый дешевый, и не самый вероятный.

Во-вторых, при сложившейся ситуации человечество не успеет создать необходимое число космических колоний, прежде чем глобальный кризис захлестнет нас окончательно. Это сделало бы осуществление второго и третьего этапов плана Циолковского просто излишним.

В-третьих, все известные масштабные космические проекты, в первую очередь, проекты космических поселений, которые могут быть осуществлены при современном уровне развития техники, рождают большое количество экологических, социальных, политических и психологических проблем. Наладить замкнутые производственные циклы в их рамках не удается, а социально-политическое устройство этих поселений не ясны. Как неизвестно и то, как будут вести себя большое количество людей в малых объемах. Проще говоря, решая одну глобальную проблему, мы порождаем несколько других.

В-четвертых, сейчас наиболее громко звучат голоса людей, считающих, что космос не создан для комфортной жизни человека. Например, по мнению летчика-космонавта В. В. Лебедева, тезис Циолковского о завоевании всего околосолнечного пространства превратили в догму. Поспешное проникновение человека на другие планеты может усилить социально-политический раскол на Земле, стимулировать желание одних доминировать над другими. И вообще, человеческая природа — не для других планет. Если мы попытаемся ее изменить, она обернется против нас и погубит. Если мы все же не удержимся от заселения новых планет, возникнет раса противостоящих нам существ, которая может стать угрозой для человечества.

Впрочем, очень трудно сказать, что является поспешным, а что медленным. Может быть, действительно наше стремление в космос «со стороны» кажется суетливым. Но человечество можно понять — оно стремится «не опоздать». Отсюда и мельтешение в космосе на фоне земных проблем.

Но, хотим мы того или нет, идея космического будущего человечества прочно вписалась в нашу культуру. Она будет оказывать влияние на человеческую цивилизацию. Это — залог нашего непрерывного развития на пути прогресса и процветания, о котором мечтали и которое создают те, кто работал и работает сегодня в области космонавтики и других отраслях народного хозяйства.

Космическое пространство надо изучать, осваивать, покорять. И не только, чтобы решить стоящие перед человечеством глобальные проблемы. Сегодняшние наши затраты в космонавтику — это наши инвестиции в будущее, в будущее наших потомков. Именно им суждено увидеть плоды наших сегодняшних трудов.

Space Exploration as Global as global problem of humanity

Aleksander Zheleznyakov

Special for «The Innovations»

The author of the article, which is the famous writer, corresponding member of Russian Academy of Cosmonautics by K. E. Tsiolkovsky, considers that we can’t solve any problems, which humanity faces, without space exploration. In this article the author analyses the reasons of space exploration. He also indicated the problems, which in the case of its worsening, can be considered as threat of human civilization existence.

Keywords: human civilization, Tsiolkovsky plan, stellar worlds, cosmic projects.

20 октября 2011 г. — 21 октября 2011 г., срок заявок: 15 октября 2011 г.

Международная научно-практическая конференция «Инновационный менеджмент в образовательном учреждении», Россия, Пенза

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в международной научно-практической конференции «Инновационный менеджмент в образовательном учреждении». Конференция состоится 20-21 октября 2011 г. Форма проведения конференции — заочная.

Руководители конференции: Репин Сергей Арсеньевич, доктор педагогических наук, профессор, директор Института психологии и педагогики Челябинского государственного университета; Берберян Ася Суреновна, доктор психологических наук, доцент, декан факультета психологии Российско-Армянского (Славянского) государственного университета; Сидоров Сергей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент Шадринского государственного педагогического института.

Основные тематические направления:

• Влияние социокультурных условий и государственной политики на инновационное развитие образовательных учреждений.

• Современные научные подходы к инновационному менеджменту в образовательном учреждении.

• Нормативно-правовая база инновационной деятельности в образовательных учреждениях разного типа.

• Экономические аспекты инновационного развития образовательных учреждений.

• Зарубежный опыт инноваций в образовании.

• Взаимодействие нескольких образовательных учреждений в инновационной деятельности (том числе, взаимодействие ДОУ — общеобразовательная школа, школа — колледж — вуз и т. п.).

• Проблемы участия педагогов в инновационном процессе.

• Включение обучающихся в управление образовательным учреждением.

• Взаимодействие руководителя и подчинённых в управлении инновационно-педагогической деятельностью.

• Информационно-коммуникационные технологии в управлении инновационным развитием образовательного учреждения.

• Социальные и педагогические технологии в управлении инновационным развитием образовательного учреждения.

• Управление инновационным развитием образовательного учреждения в условиях дефицита ресурсов.

• Мотивационное управление инновационно-педагогической деятельностью.

• Обеспечение целостного долгосрочного развития образовательного учреждения на основе инноваций.

• Профилактика и разрешение конфликтов в инновационно-педагогической деятельности.

• Формирование и развитие инновационной среды в образовательном учреждении.

• Здоровьесбережение обучающихся и педагогов инновационном процессе.

• Инновационные проекты в учебно-воспитательном процессе.

• Научные исследования инновационных процессов в образовательных учреждениях разного типа.

• Varia (принимаются материалы по другим направлениям, соответствующим теме конференции).

Официальные языки конференции: русский, английский, армянский. Последний день подачи заявки: 15 октября 2011 г.

Организаторы: Научно-издательский центр «Социосфера», Челябинский государственный университет, Российско-Армянский (Славянский) государственный университет, Шадринский государственный педагогический институт.

Контактная информация: тел.: (8412) 68-68-45 — генеральный директор НИЦ «Социосфера» Дорошина Илона Геннадьевна, главный редактор — Дорошин Борис Анатольевич. E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

Освоение космоса — космос, спутники, колонизация, внеземная жизнь, планеты, ракеты, полеты, человечество

Любовь Соковикова

В «космической гонке» 1950-х и 60-х годов участвовали два основных игрока – Соединенные Штаты и Советский Союз. Но были и другие, второстепенные игроки. Возьмем, к примеру, Замбийскую космическую программу, основанную и управляемую всего одним человеком. В статье журнала «Тайм», опубликованной в ноябре 1964 года, когда Республике Замбия исполнилась всего неделя, Эдвард Макука Нколосо описывался как «учитель естественных наук в начальной школе и директор Национальной академии наук, космических исследований и философии Замбии». У Нколосо был план, который заключался в том, чтобы «опередить США и Советский Союз на Луне» и он начал обучать двенадцать замбийских «афронавтов», в том числе 17-летнюю девушку, вращая их вокруг дерева в масляной бочке и заставляя ходить на руках. Это, по мнению Нколосо, был «единственный способ, с помощью которого люди могут ходить на Луне». Из этой статьи вы узнаете, как появилась африканская космическая программа и что с ней происходит сегодня.

Рамис Ганиев

Залежи нефти и других полезных ископаемых иногда располагаются на дне морей и океанов. Для их добычи в первой половине XX века были изобретены нефтяные платформы, которые позволяют бурить скважины под водой. Недавно стало известно, что одна из дочерних компаний SpaceX купила две такие установки, чтобы использовать в собственных целях. На данный момент инженеры компании занимаются изменением их конструкции, потому что SpaceX интересует не их способность бурить скважины, а нечто совершенно другое. Купленные буровые платформы могут плавать, поэтому их можно увезти подальше от берега и использовать в качестве портативных космодромов для запуска огромного космического корабля Starship. Возникает вопрос — чем компании не угодил собственный космодром в штате Техас? Причина заключается в заботе о людях.

Рамис Ганиев

По мнению австралийских ученых, люди начали интересоваться космосом примерно 100 тысяч лет назад. Интерес к звездному небу возник задолго до того, как первые представители вида Homo sapiens покинули территорию Африки и распространились по всему остальному миру. Исследователи пришли к такому выводу потому, что во многих древних писаниях рассказывается одна и та же легенда о звездном скоплении Плеяды. Оно находится относительно близко к Земле, поэтому шесть звезд из этого скопления можно разглядеть невооруженным глазом даже в городских условиях. Только вот в легендах это скопление называется «Семь сестер». Возникает вопрос — почему семь, тогда как на небе видно только шесть объектов? Это очень интересная история, поэтому давайте рассмотрим ее подробнее.

Любовь Соковикова

Одна из лун Юпитера светится в темноте. На первый взгляд это, пожалуй, неудивительно, ведь наша собственная Луна светится в темноте, отражая свет Солнца. Юпитер находится далеко отсюда, но наша звезда несмотря на расстояние, освещает планету и ее многочисленные спутники, включая Европу. Европа, как, вероятно знает читатель, отличается от остальных 78 лун газового гиганта. Так, согласно результатам последних исследований, Европа может светиться даже на своей ночной стороне, мерцая без всякой помощи Солнца. Так как магнитное поле Юпитера является самым большим из всех других планет Солнечной системы, излучение в его границах во много миллионов раз интенсивнее, чем излучение вблизи Земли. Высокоэнергетические частицы постоянно бомбардируют Европу – мир с тонкой атмосферой, который немногим меньше Луны. И когда эти частицы ударяются о покрытую льдом поверхность спутника Юпитера, причуда химии может заставить спутник светиться в темноте.

Рамис Ганиев

На территории нашей Солнечной системы летают сотни тысяч различных астероидов. Так называются относительно небольшие небесные тела неправильной формы, которые движутся по орбите вокруг Солнца. В фильмах-катастрофах нам любят показывать то, что может случиться, если один из астероидов упадет на Землю. Но на самом деле из них можно извлечь пользу. В основном они состоят из железа или каменистых пород, но в их составе также есть редкоземельные элементы. Их очень трудно добывать на нашей планете, а ведь они очень нужны для изготовления электроники. Недавно члены экипажа Международной космической станции доказали, что добывать полезные ресурсы из астероидов можно при помощи бактерий. Но как это работает и неужели мы будем садиться на астероиды и искать там полезные ископаемые?

Рамис Ганиев

Международная космическая станция была запущена на орбиту нашей планеты в 1998 году. Изначально планировалось, что она проработает 20 лет, но впоследствии срок ее использования был продлен. По мнению главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, станция просуществует еще около 7-10 лет. После его вывода из эксплуатации, российским космонавтам надо будет где-то проводить научные исследования. Скорее всего, для этого будет создана российская станция, которая на данный момент носит название «Российская орбитальная служебная станция» (РОСС). Ее разработкой займется Ракетно-космическая корпорация «Энергия» и недавно ее представители поделились подробностями о проекте. Новая станция будет похожа на затопленную станцию «Мир» и включит в свой состав 5 модулей.

Рамис Ганиев

Начало августа для компании SpaceX выдалось напряженным, но очень даже успешным. Сначала, 2 августа, ей удалось безо всяких проблем вернуть астронавтов из Международной космической станции на Землю внутри космического корабля Crew Dragon. Теперь же стало известно, что 5 августа компания успешно провела испытания прототипа космического корабля Starship SN5. Напомним, что этот космический аппарат планируется использовать для отправки в космос особо тяжелых грузов и осуществления полетов на Луну, Марс и другие далекие места. Испытания прототипа проводились и раньше, но последние четыре попытки завершились полным провалом. А все потому, что аппарат либо разрушался еще до полета, либо взрывался после отрыва от стартовой площадки. На этот раз все прошло как по маслу — прототип, на данный момент похожий на консервную банку, поднялся на высоту около 150 метров и аккуратно опустился на место.

Александр Богданов

Многие уже привыкли, что когда речь заходит о космических миссиях, в основном речь идет о Роскосмосе (Россия) или NASA, а также Space X (США). Несколько лет назад в эту гонку вступил Китай, который сообщил об амбициозных планах построить собственную космическую станцию (из-за напряженных отношений с США эта страна не может отправлять астронавтов на МКС). Однако 20 июля 2020 года (красивая дата), похоже, появился еще один космический «игрок» с Земли — ОАЭ. Неожиданно для многих Объединенные Арабские Эмираты впервые запустили летательный аппарат на другую планету. Причем не куда-то, а на Марс!

Рамис Ганиев

Первый полет человека в космос был совершен 12 апреля 1961 года — героем стал наш соотечественник Юрий Гагарин. С тех времен люди бывали в космосе много раз, где им было необходимо решать самые разнообразные задачи. При этом космонавты и астронавты следили за своей гигиеной и справляли естественные потребности в специально созданных туалетах. Унитазы, которые сегодня используются в космических кораблях и Международной космической станции, уже проверены временем и не особо нуждаются в улучшении. Но в 2024 году космическое агентство NASA хочет запустить мужчину и женщину не просто в космос, а прямо на поверхность Луны. Исследователям необходимо придумать совершенно новый космический туалет, и в этом деле им могут помочь обычные люди.

Любовь Соковикова

Как вы думаете, смогут ли люди когда-нибудь покинуть Землю? И если у нас получится, то сумеем ли мы найти свое место в бескрайнем космическом океане? Окружающая среда там, за пределами нашей родной планеты, очень отличается от той, в которой мы эволюционировали на протяжении миллионов лет. По этой причине не исключено, что наш вид станет совершенно иным. По крайней мере, так было в произведениях многих научных фантастов, например у Роберта Хайнлана в «Луне – суровой хозяйке», когда в условиях отсутствия гравитации люди эволюционировали в неестественно высоких существ с хрупкими костями. В то время как конкретные результаты и пути довольно сильно различаются в научной фантастике, сама концепция – метаморфозы человека вдали от Земли – не так уж неправдоподобна. Да, может показаться, что это не так, но люди все еще эволюционируют. Так по мнению Скотта Соломона, биолога-эволюциониста из Университета Райса, переселение с Земли неизбежно изменит нас. Но с какой скоростью это будет происходить и как будущая эпоха космических путешествий изменит человечество?

история, достижения, наука, первые полёты

Освоение космоса человеком кратко описать практически невозможно. За каждым небольшим достижением стоит огромное количество научной и конструкторской работы. Вспомним стихотворение Бродского «Освоение космоса». Оно во многом отражает значимость и масштабность всех проектов:

« … донес, что в космос взвился человек.

А я лежал, не поднимая век,

и размышлял о мире многоликом.

Я рассуждал: зевай иль примечай,

но все равно о малом и великом

мы, если узнаем, то невзначай»

Космос и СССР

Освоение космоса СССР развивалось стремительными темпами. Считается, то правопреемником большинства технологий стала современная Россия. Как мы знаем, масштабные программы постоянно развиваются, они не стоят на месте. По этой причине, каждый новый полёт полон научных прорывов. Освоение космоса Россией немного замедлено. Но, определенно, мы должны гордиться, что наша страна способна заниматься такими развитыми проектами. Мы являемся одним из немногих государств, где мечта мальчиков и девочек стать космонавтом вполне реальна. Освоение космоса человеком только начинается, но этому следовала краткая и яркая предыстория. Рассмотрим всё в хронологическом порядке и интересных фактах.

Космос раскрывает свои тайны

Тезисы по теме освоения космического пространства сильно расходятся, в зависимости от характера подаваемой информации. Безусловно, происходит этот процесс постепенно. На самом деле, каждый этап, просто звучащий на словах, подразумевает годы кропотливой работы. Более того, это десятки миллиардов вложенных средств. С этой целью, в ход идёт всё, начиная от новейших материалов, заканчивая теориями и догадками. Пожалуй, профессия космонавтов является одной из наиболее рискованных в мире.

Несомненно, освоение космоса на фото восхищает и впечатляет. Но это делают лишь наиболее отважные люди, обладающие мощным запасом здоровья, способностью принимать сложные решения в экстренных ситуациях. К тому же, благодаря орбитальным телескопам, МКС и множеству других проектов, было получено множество систематизированных данных. Именно они составляют базу знаний человечества об этом неизведанном месте. В конце концов, даже у солидных ученых больше вопросов, чем ответов. Несмотря на то, что они занимаются раскрытием тайн. А освоение космоса, как глобальная проблема, рассматривается многими странами. Между тем, они не имеют даже собственных космодромов.

Зачем нужно покорение космоса человеком

В данный момент эксперты выделяют большое количество причин для этого. Не только тяга к знаниям движет проекты освоения человеком космического пространства:

• Выживание. В определенной ситуации человечество может оказаться на грани исчезновения. Предполагается, что спасти остатки цивилизации поможет только эвакуация на другую планету.
  • Добыча полезных ископаемых. Считается, наиболее ценными залежами обладают астероиды. Соответственно, поэтому освоение человеком космического пространства играет экономическую роль. Редкоземельные металлы не настолько редки в других звездных системах. Таким образом, это позволит решить множество проблем.
  • Возможность противостоять глобальным угрозам. Сейчас в данный ранг возведены кометы и астероиды. Ранее эти теории лишь пугали зрителей с экранов телевизора, но упавший в 2013 году Чебаркульский метеорит под Челябинском показал всю мощь космических тел.

Этапы освоения космического пространства

В данный момент люди смогли покорить лишь околоземные орбиты. А более дальние пространства открылись лишь необитаемым аппаратам. Завораживающие картинки освоения космоса лишь передаваемые радиотелескопами кодированные изображения. Процент изучения ничтожно мал, но уже это является весомым вкладом. Стоит отметить, что освоение космоса и мирового океана схоже. Ведь перед человечеством стоят действительно безграничные задачи.

Результаты и цели

В данный момент успехи были достигнуты лишь в исследованиях астероидов и комет, Солнца, а также близлежащих планет. Всё остальное строится на теориях, подтверждения которых придётся ждать ещё очень долго.

Следующий этап – это дальние планеты Солнечной системы. Затем выход из неё и переход в другие галактики. Но ни одна из современных земных технологий не в состоянии создать что-то пригодное для подобных путешествий. Следовательно, необходим революционный прорыв.

Выделять этапы строго нельзя. Потому что всё находится в стадии формирования, систематика дисциплин постоянно меняется. К тому же, довольно часто отдельные фрагменты предыдущих наработок полностью перечёркиваются новыми открытиями.

Наука и космос

Наука об освоении космического пространства называется космонавтикой. Пожалуй, это наиболее сложная дисциплина, требующая множество научно-исследовательской работы, больших вложений средств и высшего уровня подготовки учёных.

Первый искусственный спутник

Как известно, первым аппаратом на орбите Земли стал так называемый Спутник-1. Он был настолько популярен, что в Советском союзе в его форме делали даже ёлочные игрушки и значки. Освоение космического пространства СССР поставило точку на стараниях американцев 4 октября 1957 года. Потому как именно тогда первый шарообразный спутник вышел на орбиту, передав обратно сигнал об успешном старте. Единственной целью его запуска была проверка теорий. В конце концов, освоение космоса в 50-60 годы перестало казаться призрачной задачей. Также это спровоцировало всплеск огромного количества научной фантастики, наводнившей страницы книг и экраны телевизоров.

Устройство представляло собой две сваренные полусферы из магниевого сплава и четыре стабилизатора, параллельно играющие роль передающих антенн. Общая масса устройства не превышала 88.5 кг.

Первый запуск космического аппарата

Это гордое имя смог получить только проект Спутник-5. Действительно, ведь именно в нём летели специально обученные собаки Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись на землю 19 августа 1960 года. На самом деле, это было генеральной репетицией освоения космоса Гагариным. Потому как эти животные теплокровны, что позволило переложить воздействие на их организмы применимо к людям. Разумеется, исследования на них после возвращения проводили очень аккуратно, а обе собаки благополучно дожили до глубокой старости.

Человек в космосе

12 апреля 1961 года корабль Восток-1 успешно вывел на орбиту Земли первого в мире человека. Им стал гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Этому событию предшествовала атмосфера строжайшей секретности, и конечно тщательная подготовка. Несмотря на проигрыш в космической гонке, все государства встречали его, как героя. После успешной посадки началось настоящее мировое турне, награждение различными медалями, чествование, как героя.

Далее история освоения космоса не закончилась, а корабли Восток имели множественное продолжение. Данное имя до сих пор используется Россией для кодировки в своих программах. Как известно, 12 апреля было объявлено как международный день авиации и космонавтики.

Первая высадка на Луну

Освоение космоса американцами всегда шло по пятам за СССР. Уставшие отставать, они в 1969 году запустили миссию Апполон-11, совершившую высадку на Луну. Первым человеком, ступившим на поверхность спутника, стал Нил Армстронг. В дальнейшем получивший всемирную известность. Пребывание в этих условиях длилось 2.5 часа, после чего был осуществлён возврат на Землю.

Скептики до сих пор ставят эту миссию под сомнение, но для этого есть реальные основания. Для того чтобы стартовать с нашей планеты, нужно строить космодром и иметь огромные запасы топлива. Как это сделали США около 50 лет назад, до сих пор остаётся загадкой. И почему никто до сих пор не повторил это? Отметим, что доказательством считался пакет лунного грунта, привезенного обратно.

Орбитальные станции «Салют»

В феврале 1971 года, сразу после лунной миссии американцами, история освоения космического пространства ознаменовалась новым событием. В это время СССР запустил первую станцию на орбиту нашей планеты. Экипаж состоял из трёх космонавтов, а всего проект просуществовал 175 дней. Так что, это было более выгодно, чем делать краткосрочные запуски. Впоследствии, данная история освоения космического пространства в журналах часто приукрашалась. Естественно, что в условиях холодной войны и железного занавеса все считали, что всё это преследует только военные цели. Но атаки с большой высоты не последовало. В результате пройдут годы, а всё человечество будет пользоваться этими наработками для новых исследований.

Первая международная космическая станция

Освоение космического пространства приобрело совершенно другой смысл, когда люди стали подолгу проживать на орбите. Последний проект оказался настолько дорогим, что коллектив стран, во главе с США, принял Россию в 1990-м году. В настоящее время в космическом пространстве работает единственная станция, хотя у СССР был самостоятельный опыт подобных проектов ранее. В 1993 году Альберт Гор и Виктор Черномырдин подписали все документы, необходимые для сборки.

Изучение и разработки

Подлинное количество модулей неизвестно, но строительство продолжается. Прежде всего, здесь постоянно проводятся исследовании плюсов и минусов освоения космоса. А также разрабатываются инновационные материалы, способные выдерживать специфические условия. Изучаются радиационные условия работы электроники в космическом пространстве, функционирование человеческого организма и связанные с этим проблемы. Помимо этого, не обделены вниманием рост растений, поведение и размножение животных, колоний бактерий.

Несколько фактов о МКС

Перечислим наиболее интересные сведения, часто не входящие в многочисленные новости и космические отчёты:

— Космонавт – это учёный. У них есть специальная программа, требуемая к выполнению ежедневно. К тому же, отчёты регулярно отправляются в земные лаборатории. Научные исследования касаются, в основном, новых материалов.

— Корабль имеет множество продуманных до мелочей систем жизнеобеспечения. По этой причине они занимают львиную долю полезного пространства. В конце концов, кажущиеся здесь простые вещи на орбите обеспечить крайне сложно.

— Орбитальная станция является наиболее дорогим и долгосрочным международным проектом. На самом деле, по разным оценкам, в неё уже вложено 150-200 миллиардов долларов, не считая затрат на разработку и работу поддерживающих центров на Земле.

Уже в космосе

— После запуска всем участникам экспедиций предписаны физические тренировки. Доказано, что один месяц пользования невесомостью, когда отсутствует ходьба и прочие нагрузки, уже приведёт к атрофии мышц шеи, а голова просто перестанет держаться. Поэтому на борту действует специфичный тренажерный зал.

— Проблема стирки грязного белья решена интересным способом. Оно просто сбрасывается на нашу планету, а затем сгорает над океанами в атмосфере. Более того, этот же контейнер доставляет экипажу чистые вещи. Очевидно, что слишком дорого возить на орбиту воду, порошок и выводить стиральные машины.

Первая межконтинентальная баллистическая ракета

Интересно, что первенство в создании суборбитальных космических реактивных летательных аппаратах по праву принадлежит Германии. Известный конструктор Вернер Фон Браун успел в январе 1945 года провести опытные испытания, так называемого проекта А9 «Америка». Конечной целью данного гиганта весом в 100 тонн были индустриальные центры США, находящиеся на восточном побережье. Большую часть массы составляли две ступени и твердое топливо, а использование могло иметь, скорее всего, психологический эффект. Заявленная дальность полёта составляла 5000 км, а практический потолок не более 60 км. Но траектория была достаточна для выхода на орбиту при наличии первой космической скорости.

Влияние изучения космоса на политику

Неосторожно оброненные Черчиллем фразы на международных конференциях сделали из СССР международную угрозу, в результате весь мир стал на грань конфликта. Впоследствии началась гонка вооружений, где первенство взяли советские учёные. Они создали ракету Р7, дальностью почти 9000 км. Конечно, США последовали через год. На самом деле, в совокупности с ядерным оружием это полностью изменило военные докторины. Косвенно можно считать, эти разработки одним из толчков к освоению ближайшего космического пространства.

Так что, в современном мире стать первым в данной сфере можно двумя способами. Первый предусматривает полёты над уровнем земли, когда ракета сливается для радаров с рельефом. А второй, конечно, заключается в выходе на орбиту для нанесения удара строго сверху по заданной цели.

Космонавтика сегодня завтра и всегда

С уверенностью можно сказать, что в освоении ближайшего космического пространства реальной задачей для текущих 10-20 лет считается колонизация Марса. К тому же, учёные демонстрируют красивые ролики с трёхмерной анимацией, запускают беспилотные летательные аппараты. Кроме того, они высаживают исследовательские самоходные роботизированные машины, собирающие данные.

Несколько простых истин
  • Здоровье астронавтов. Мы являемся сложной биологической структурой. Которая, в конце концов, привыкла миллионы лет функционировать в определенных условиях. К тому же, постоянный уровень магнитного поля и гравитации, этого достаточно. Если осанка человека нарушается, то в результате неправильно работают все внутренние органы. Однако, на красной планете искаженное притяжение заставит все системы работать в другом ключе. Другими словами, последствия этого не изучены. Также пагубно будут влиять магнитные поля, разность давлений. Скафандр и поселения в капсулах не являются панацеей. Получается, что Сатурн и Юпитер освоить не получится, ведь там на человека будет действовать чудовищное притяжение.
  • Успешная посадка возможна, но что делать с обратным стартом? Пока на Земле человечество строит сложнейшие космодромы для запуска. Однако на Марсе сделать это физически невозможно. Получается, что любая миссия будет иметь билет в один конец.
  • Энергия и материалы, еда и гигиена окажутся большой проблемой. Вероятно, можно топить марсианский лёд. Но нет гарантии, что полученная вода не убьёт первого человека, ступившего на эту планету.

Достижения в освоении космоса

В итоге можно сделать один вывод из всего сказанного выше. Достижения в освоении космического пространства необходимо постепенно накапливать, параллельно с развитием технологий. Здравый взгляд на проблематику позволяет сказать, что для безопасных путешествий по Солнечной системе нам понадобится не менее 100 лет. Текущим поколениям нужно лишь приумножать опыт и развивать космонавтику.

Пора осваивать Вселенную, как постоянное место жительства

А не только гордиться подвигом Гагарина и праздновать день первого полета

В перспективе – пилотируемая экспедиция на Марс и его колонизация; создание условий для репродукции – рождения и постоянной жизни людей вне Земли. Иллюстрация NASA

Проблема освоения космоса человеком – часть общей проблемы освоения космоса обществом, государством, мировым сообществом, нашей цивилизацией в целях познания, выживания, безопасности и развития человека и человечества на Земле и вне Земли. Сверхзадачей, приоритетом, вектором процесса освоения космоса человеком в русле идей Константина Циолковского является экспансия человека с Земли в космос.

Отношение научного сообщества и всего общества в России и мире к проблеме освоения космоса человеком было противоречивым в XIX–XX веках и остается таким же в XXI веке. Оно охватывает весь спектр между двумя крайностями – «космофилией» и «космофобией»: от абсолютной поддержки идеи освоения космоса человеком и стремления к ее полной и ускоренной реализации до ее полного отрицания и противодействия ей.

Полет Гагарина как начало экспансии

«Он всех нас позвал в космос» – так кратко и емко написал о полете и миссии Гагарина астронавт Нил Армстронг в июне 1970-го в книге памяти в Звездном городке, менее чем через год после того, как стал первым человеком на Луне в июле 1969-го и вернулся на Землю.

А 10 лет назад, в июне 2011-го, выступая на первом Фестивале науки Starmus в честь 50-летия первого полета человека в космос, Армстронг подчеркнул: «Важнейшей задачей для нас является улучшение человеческого вида… Возможно, что в будущем произойдет миграция людей с Земли как к природным планетам, так и к искусственным обиталищам… Но если мы хотим не просто выживать, а преодолеть все трудности, мы должны продолжать совершенствоваться. Мы должны подняться над нашими различиями и стать истинной семьей народов. Мы гордимся своим наследием и своими принципами, и справедливо – они усиливают нас, но они же и приземляют нас. Судя по нашей практике здесь, на Земле, мы еще не годимся к тому, чтобы заселить большую, чем сейчас, часть Вселенной и управлять ей. У нас может хватить, а может и не хватить времени на то, чтобы вырасти как вид, чтобы полностью управлять своей судьбой. Но все же есть серьезное основание для надежды. И другого выбора у нас нет. Наши инстинкты, несомненно, будут подталкивать нас к действию».

Для такого видения и понимания человеку Земли было необходимо и стоило слетать на Луну, походить по ней и посмотреть с нее – из дальнего космоса – на нашу планету!

Но сравним, как здесь и сейчас, в 2021-м, трактует роль первого полета госкорпорация «Роскосмос» (на официальном сайте): «60 лет назад Юрий Алексеевич триумфально открыл новую эру – эру пилотируемой космонавтики. Сегодня человечество прочно освоило орбиту Земли, создало крупнейшую станцию и готовится к покорению планет…» То есть картина мира и будущего видится госкорпорацией в отраслевой парадигме как эра пилотируемой космонавтики и подготовки к «покорению» (вспомним о «покорении» природы Земли и последствиях!). Но почему не в парадигме освоения космоса для экспансии в целях выживания и развития человека и человечества на Земле и в космосе в балансе с окружающей средой? Видимо, необходимо подумать, скорректировать термины, дискурс целей, приоритетов, задач.

В моем понимании сущность полета Гагарина – начало экспансии людей в космос для постоянной жизни вне Земли. Именно это символизирует известный памятник в Москве: прямо с Ленинского проспекта возносится в космос первый космический человек и герой. Но думающих так в наше время мало, даже среди космонавтов и астронавтов: они должны (и предпочитают) летать и возвращаться. В том числе и потому, что их отбирают (причем на открытых и массовых конкурсах) и готовят пока только для этого. Экспансия как цель для пилотируемой космонавтики и всей сферы космической деятельности в России и мире пока не поставлена.

Парадоксы новой реальности

Вместе с тем большинству наших сограждан и других землян вполне достаточно только гордиться и праздновать Международный день первого полета человека в космос 12 апреля, провозглашенный ООН в 2011-м. И при этом считать, что пилотируемая космонавтика, жизнь людей вне Земли – это очень крутая, элитарная, но слишком рискованная, дорогая, убыточная и избыточная сфера, оторванная от земных реалий и перспектив.

Новая и парадоксальная реальность XXI века: в России в целом, и даже в космической отрасли, немало противников развития пилотируемой космонавтики, затраты на которую составляют почти половину космического бюджета. По убеждениям множества людей, эффекта от нее якобы нет, а в стране существует большое количество реальных и приоритетных земных социальных и других проблем, на решение которых не хватает средств. Например, еще в 2011 году появились крайне критические и, по сути, антикосмические призывы: «50 лет человек в космосе. Не пора ли обратно?» (Владимир Сурдин).

Фактически нам предлагают признать, что полеты людей в космос – это просто «фальстарт» человечества, которое еще не готово и вряд ли когда-то будет готово для экспансии – освоения космоса по-настоящему, для жизни вне Земли всерьез и навсегда.

Но как оценить полную социально-политическую цену и вклад полетов людей в космос, в том числе в категориях общественного блага, человеческого капитала и потенциала, в историю развития страны, в ее настоящее и будущее? Каков общий эффект от полета Гагарина для страны и человечества? Каковы научно-технологические, социально-политические, экономические, социокультурные и другие потери и последствия, если Россия откажется от полетов своих граждан в космос? По сути, это отказ от лидерства в космосе и экспансии. Именно первый полет и образ Гагарина поддерживают в постсоветский период пилотируемую космонавтику в России и всю нашу страну, не дают их остановить и «обнулить».

60 лет назад, 23 марта 1961 года, трагически погиб при подготовке к полету Валентин Бондаренко – самый молодой (ему было 24) из 20 космонавтов первого отряда. Первая безвозвратная потеря среди космонавтов страны и мира произошла на земле, за 20 дней до полета Гагарина в космос… Первым в космическом полете при возвращении на землю в 1967-м погиб Владимир Комаров… И еще более 30 космонавтов и астронавтов погибли при подготовке и выполнении полетов. Они своими жизнями проложили нам дорогу в космос. Неужели все труды, достижения и жертвы были напрасны? Мы не можем их забыть и предать!

История, гордость за нее, независимость и стойкость – это необходимые, но недостаточные условия для достойного космического будущего России. В пилотируемых полетах и достижениях мы не имеем права делать ни шага назад и должны идти вперед. Необходимы новые цели, проекты, технологии, результаты. В том числе пора мечтать, думать и о будущих достижениях и символах, наградах, знаках отличия: «За полет на Луну (Марс и т.д.)», «За освоение Луны (Марса)», «За рождение ребенка в космосе», «За сохранение окружающей среды космоса», «за 5 (10… 50…) лет жизни вне Земли», «Родившийся в космосе», «Космический человек» и т.п.

Мощное позитивное воздействие первого полета человека в космос на развитие нашей страны и человечества продолжается. Однако появился «обратный эффект», и он нарастает: «почиваем на (космических) лаврах», зациклились на достигнутом, но все более отстаем, теряем темпы и шансы стать по-настоящему космическим видом и социумом, способным освоить космос и постоянно жить вне Земли.

После первого витка Гагарина по околоземной орбите на высоте 200 км через восемь с небольшим лет Армстронг шагал по Луне в 400 тыс. км от Земли. Но через три года, в 1972-м, люди в космосе «сдали» и покинули «лунную» высоту. С тех пор «зависли» и «висят» на околоземной орбите высотой 300–500 км, из них последние 20 лет – на Международной космической станции (МКС).

В общественном мнении в России и мире выполнение полета в космос является высшим профессиональным и личным достижением человека. Нынешние «рутинные» околоземные полеты на МКС престижны, интересны, красивы. Однако в них много однообразной, тяжелой и опасной повседневной работы в условиях, далеких от благоприятных и идеальных, высоки риски для здоровья и жизни людей. Но без этих полетов, труда и рисков нельзя приобрести опыт, создать и освоить новые технологии, без чего невозможно космическое будущее человека и человечества вне Земли.

Главным актором процесса освоения космоса был, является и будет человек. Достижения, потенциал, ограничения и перспективы человека в космических полетах, опыт организации безопасной и достойной постоянной жизни вне Земли должны быть приоритетом новых исследований, технологий, образования и практики.

Реализуются новые проекты и программы, в том числе «Артемида» (США), для «второго пришествия» людей на Луну (по планам – в 2024-м), создания на ней постоянных баз и т.д. Началась новая лунная гонка с участием США, КНР, ЕС, Индии, Японии. Все активнее исследуется Марс.

Вместе с тем по сравнению с периодом освоения космоса человеком в 60–70-х годах XX века в XXI веке в России и мире существуют и развиваются две противоречивые тенденции:

1) произошло значительное снижение уровня поддержки обществом идеи и «ставок» на потенциал и перспективы освоения космоса, космической экспансии из-за нарастания проблем на земле, сложностей в освоении космоса человеком, а также из-за отсутствия необходимости массового отселения людей в космос из-за резкого снижения темпов роста населения на Земле и других причин;

2) быстро формируются и развиваются новые космические сообщества, корпорации, даже космические государства, заинтересованные в практическом освоении космоса, экспансии за пределы Земли с применением принципиально новых технологий, охватывающие сотни тысяч и миллионы активных людей, особенно молодежь.

Космос для Земли или Земля для космоса?

Новыми лидерами процесса освоения космоса человеком с 2016 года в мире стали предприниматели, общественные деятели, новые корпорации и космические сообщества, которые конкурируют со «старыми» космическими сообществами, государствами и корпорациями. Среди них выделяются Илон Маск, глава частной космической корпорации SpaceX (США), провозгласивший стратегию многопланетности, экспансии на Марс, создающий новые космические технологии, и ученый и предприниматель Игорь Ашурбейли (Россия), создавший космическое сообщество – первое цифровое космическое государство Asgardia (в нем участвует около миллиона человек из примерно 200 стран).

В этом проявляются ростки космического будущего, нового космического человечества, его новые технологические и социальные структуры (хотя и «сырые», и противоречивые). Но смогут ли они пробиться сквозь «асфальт» и «бетон» традиционных представлений, национальных и глобальных проблем на земле, в агрессивной политической, социальной и экономической среде современного социума?

Новая стратегия освоения космоса человеком и человечеством до сих пор не определена. Ее нет ни у ведущих космических государств, ни у мирового сообщества. Человечеству предстоит создать Всемирный космический союз, новые правила игры и стратегию освоения космоса.

В повестке дня – сложные экзистенциальные и практические вопросы. Необходимо ли человеку переселяться на постоянное место жительства (ПМЖ) в космос или предстоит продолжать ограниченно осваивать космос – только разовыми полетами и экспедициями «вахтовым» методом? Не следует ли ввести мораторий или даже полный запрет на экспансию, репродукцию человека в космосе вне Земли как сверхопасные и расточительные? Или все-таки пора поставить и начать решать в максимальном темпе сложнейшую и рискованную задачу: создать «ядро» и форпост «резервного» человечества вне Земли в XXI веке? Какова цена вопроса, кто и сколько за это заплатит?

Английский физик-теоретик, космолог Стивен Хокинг в выступлениях и публикациях 2006–2010 годов говорил и писал о том, что окончательное выживание человечества зависит от колонизации Солнечной системы и пространства за ее пределами. Жизнь на Земле, отмечал Хокинг, находится под все возрастающей угрозой быть уничтоженной в результате стихийного бедствия, внезапной глобальной ядерной войны, появления генетически модифицированного вируса… Человечеству не нужно «складывать все яйца в одну корзину», а единственный шанс выжить в долгосрочной перспективе – подчинить себе космос.

Если не пытаться стать космическим человеком, многопланетным видом (по Илону Маску), многопланетной цивилизацией, то все «яйца» остаются в родной, привычной, удобной, но одной-единственной земной «корзине». Причем и для самой «корзины», и для нас, людей в ней, возникает все больше внутренних и внешних проблем и рисков. Пандемия коронавируса показала who is who.

Плавать (ходить) в море и летать в небе, а тем более в космосе, очень рискованно, особенно если ты первопроходец, исследователь, испытатель, переселенец на/в новые земли и пространства. Но всегда были и будут те, кто хочет и может двигаться за пределы. Речь именно о них, их миссии и перспективах.

Да, зная идеи и сценарии Константина Циолковского, Аркадия и Бориса Стругацких, других мыслителей и визионеров, эволюционировать в «кибернетического бессмертного человека», «лучистого» человека и т.д. не очень хочется и даже очень не хочется. Многие мои друзья и коллеги считают, что лучше уж погибнуть вместе с нашей планетой. Российский эколог Николай Реймерс в своем «Экологическом манифесте» (1992) написал предельно резко: «Уход в космос – горячечный бред технократа. Счастье на Земле не заменят космические странствия. Землеотступников ждет неминуемая гибель: Земля во Вселенной одна, и лишь на ней может жить человек. Мечта о завоевании космоса сродни мечте о мировом господстве. Разумный принцип: космос для Земли, а не Земля для космоса».

Но вспоминая любимый кинофильм отряда космонавтов «Белое солнце пустыни», думаю, «лучше, конечно, помучиться»: не ИЛИ, а И+И. Необходимо и сохранить Землю, и освоить космос. Кто не хочет и/или не может – пусть остаются на Земле, остальные – добро пожаловать в космос на ПМЖ. Предстоит организовать сложнейший процесс экспансии человека в космос, для начала которого необходима «критическая масса» идей, технологий, людей, ресурсов. Нужны «космические добровольцы». При этом каждому «переселенцу» предстоит стать «космическим», но остаться человеком. Как это сделать и получится ли?

Выход за пределы

Полет Юрия Гагарина, позвавшего нас в космос – летать и жить вне Земли, символизирует вектор развития человека и человечества, наше идеальное земное и космическое будущее: сбережение Земли и движение в космос с сохранением ведущей роли, статуса и свойств человека.

В мире в 10–20‑е годы XXI века началась и поднимается новая волна освоения космоса с применением новых технологий и техники, включая роботов как помощников людей. Идет процесс индустриализации космической деятельности в целях решения проблем на Земле, добычи и использования внеземных ресурсов, освоения Луны и Марса. На повестке дня возвращение человека на Луну, постоянная база и начало колонизации Луны как «седьмого континента Земли». В перспективе – искусственная гравитация и защита от радиации для людей в космосе; пилотируемая экспедиция на Марс и его колонизация; создание условий для репродукции – рождения и постоянной жизни людей вне Земли; создание космического человека и человечества, многопланетной человеческой цивилизации.

Человечеству пора выбраться из земной колыбели и двигаться дальше – в космос. Пришло время не только летать с Земли в космос и обратно. Пора сделать попытку стать космическим человеком и космическим человечеством – многопланетным видом и многопланетной цивилизацией, начиная с пространства «Земля + околоземное космическое пространство + Луна + Марс». Моментом истины станет реализация репродукции и развития человека вне Земли, полного жизненного цикла человека в космосе, постоянной жизни людей сначала в околоземном пространстве и на Луне.

Сможем ли мы взять эту космическую высоту, закрепиться на ней и организовать безопасную и достойную постоянную жизнь людей в новой окружающей среде? От этого зависит наше будущее на Земле и в космосе.

Речь идет об исполнении экзистенциальной космической мечты и программы, космического предназначения человека и человечества. Перед нами стоит вечный вопрос бытия, но в новой «космической» интерпретации: «Быть или не быть земному человеку и человечеству космическим человеком и человечеством, космической цивилизацией, чтобы выживать, устойчиво развиваться, достичь бессмертия во Вселенной?»

Все эти вопросы в повестке дня XXI века, они имеют «бесконечную цену» и не решаются в экономической парадигме: их необходимо ставить и решать в новой парадигме, основанной на приоритете сохранения вида Homo sapiens на Земле и в космосе.

Все это требует качественно нового продолжения процесса освоения космоса: выхода за ограничения и достигнутые пределы полетов и жизни людей в космосе, учета и парирования новых рисков, организации международного сотрудничества в новой парадигме «единого человечества».

Сможет ли человек постоянно жить, выжить и «успешно» эволюционировать вне Земли? Какие технологии – социальные и технические – необходимы и достаточны для этого? Ответы можно найти – получить, только переселившись в космос. И нам, людям, предстоит попытаться это сделать в XXI веке.

освоение космоса | История, определение и факты

Мотивы для космической деятельности

Хотя возможность исследования космоса давно волновала людей во многих сферах жизни, на протяжении большей части конца 20-го века и в начале 21-го века только национальные правительства могли себе это позволить. очень высокие затраты на запуск людей и машин в космос. Эта реальность означала, что освоение космоса должно было служить очень широким интересам, и это действительно делалось разными способами.Правительственные космические программы способствовали расширению знаний, служили показателями национального престижа и могущества, укрепляли национальную безопасность и военную мощь и приносили значительную пользу широкой публике. В тех областях, где частный сектор мог бы получать прибыль от деятельности в космосе, особенно от использования спутников в качестве телекоммуникационных ретрансляторов, коммерческая космическая деятельность процветала без государственного финансирования. В начале 21 века предприниматели считали, что в космосе есть несколько других областей коммерческого потенциала, в первую очередь космические путешествия, финансируемые из частных источников.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Узнайте о космическом корабле на орбите вокруг Марса и марсоходах Opportunity и Curiosity на поверхности Марса.

Узнайте о различных научных усилиях по изучению планеты Марс, включая марсоход Curiosity.

Encyclopædia Britannica, Inc. Посмотреть все видеоролики к этой статье

В годы после Второй мировой войны правительства взяли на себя ведущую роль в поддержке исследований, которые расширили фундаментальные знания о природе, роль, которую ранее играли университеты, частные фонды и другие неправительственные организации.Это изменение произошло по двум причинам. Во-первых, необходимость в сложном оборудовании для проведения многих научных экспериментов и в использовании этого оборудования большими группами исследователей привела к расходам, которые могли себе позволить только правительства. Во-вторых, правительства были готовы взять на себя эту ответственность из-за веры в то, что фундаментальные исследования дадут новые знания, необходимые для здоровья, безопасности и качества жизни их граждан. Таким образом, когда ученые обратились за государственной поддержкой для ранних космических экспериментов, это было сделано.С самого начала космических усилий в Соединенных Штатах, Советском Союзе и Европе национальные правительства уделяли первоочередное внимание поддержке науки, осуществляемой в космосе и из космоса. Изначально космическая наука расширилась при поддержке правительства, включив многомиллиардные исследовательские миссии в Солнечной системе. Примеры таких усилий включают разработку марсохода Curiosity, миссию Кассини-Гюйгенс к Сатурну и его спутникам, а также создание крупных космических астрономических обсерваторий, таких как космический телескоп Хаббла.

Советский лидер Никита Хрущев в 1957 году использовал тот факт, что его страна первой запустила спутник, как доказательство технологической мощи Советского Союза и превосходства коммунизма. Он повторил эти утверждения после орбитального полета Юрия Гагарина в 1961 году. Дуайт Д. Эйзенхауэр решил не бороться за престиж с Советским Союзом в космической гонке, его преемник, Джон Ф. Кеннеди, придерживался другой точки зрения. 20 апреля 1961 года, после полета Гагарина, он попросил своих советников определить «космическую программу, обещающую драматические результаты, в которых мы могли бы победить.Ответ пришел в меморандуме от 8 мая 1961 года, в котором США рекомендовалось отправить людей на Луну, потому что «драматические достижения в космосе … символизируют технологическую мощь и организаторские способности нации» и потому что последующий престиж будет снижаться. «Часть битвы на подвижном фронте холодной войны». С 1961 года до распада Советского Союза в 1991 году конкуренция между Соединенными Штатами и Советским Союзом сильно влияла на темпы и содержание их космических программ.Другие страны также считали успешную космическую программу важным показателем национальной мощи.

Еще до того, как был запущен первый спутник, лидеры США признали, что возможность наблюдать за военной деятельностью по всему миру из космоса станет преимуществом для национальной безопасности. После успеха своих фоторазведочных спутников, которые начали работать в 1960 году, Соединенные Штаты строили все более сложные спутники наблюдения и радиоэлектронной разведки.Советский Союз также быстро разработал ряд разведывательных спутников, а позже несколько других стран учредили свои собственные программы спутникового наблюдения. Спутники для сбора разведданных использовались, среди прочего, для проверки соглашений о контроле над вооружениями, предупреждения о военных угрозах и определения целей во время военных операций.

Разведывательные спутниковые снимки Corona

Два американских разведывательных спутниковых снимка Corona, сделанные с разницей в год — в середине 1961 года (вверху) и середине 1962 года (внизу), — показывают постройку нового советского межконтинентального SS-7 Saddler (R-16). баллистическая ракета.Расположенный в Юрье, Россия, это место было первым советским комплексом межконтинентальных баллистических ракет, идентифицированным на снимках Corona.

Национальное бюро разведки

Помимо обеспечения безопасности, спутники предоставили вооруженным силам возможность улучшить связь, наблюдение за погодой, навигацию, время и определение местоположения. Это привело к значительному государственному финансированию военно-космических программ в США и Советском Союзе. Хотя преимущества и недостатки размещения оружия доставки в космосе обсуждались, по состоянию на начало 21 века такое оружие не было развернуто, равно как и космические противоспутниковые системы, то есть системы, которые могут атаковать или мешать движению по орбите. спутники.Размещение оружия массового поражения на орбите или небесных телах запрещено международным правом.

Правительства рано осознали, что возможность наблюдать Землю из космоса может принести значительные выгоды широкой публике, помимо безопасности и использования в военных целях. Первым приложением, которое было решено, была разработка спутников для помощи в прогнозировании погоды. Второе приложение включало дистанционное наблюдение за поверхностью суши и моря для сбора изображений и других данных, важных для прогнозирования урожая, управления ресурсами, мониторинга окружающей среды и других приложений.США, Советский Союз, Европа и Китай также разработали свои собственные спутниковые системы глобального позиционирования, первоначально для военных целей, которые могли определять точное местоположение пользователя, помогать в навигации из одной точки в другую и обеспечивать очень точные сигналы времени. . Эти спутники быстро нашли множество гражданских применений в таких областях, как персональная навигация, геодезия и картография, геология, управление воздушным движением и эксплуатация сетей передачи информации. Они иллюстрируют реальность, которая оставалась неизменной на протяжении полувека: по мере развития космического потенциала они часто могут использоваться как в военных, так и в гражданских целях.

TIROS 7

TIROS 7 (спутник для телевизионных и инфракрасных наблюдений 7), запущенный 19 июня 1963 года. Первая серия космических аппаратов TIROS США, выведенных на околоземную орбиту в 1960–65, проложила путь для разработки спутниковых систем для проводить плановый ежедневный мониторинг погоды и атмосферы.

NASA

Еще одно космическое приложение, которое началось при государственной поддержке, но быстро перешло в частный сектор, — это ретрансляция голоса, видео и данных через орбитальные спутники.Спутниковая связь превратилась в многомиллиардный бизнес и является одной из явно успешных областей коммерческой космической деятельности. Смежный, но экономически гораздо меньший коммерческий космический бизнес — это обеспечение запусков частных и государственных спутников. В 2004 году частное предприятие отправило пилотируемый космический корабль SpaceShipOne к нижнему краю космоса для трех коротких суборбитальных полетов. Хотя технически это было гораздо менее сложным достижением, чем вывод людей на орбиту, его успех рассматривался как важный шаг на пути к открытию космоса для коммерческих путешествий и, в конечном итоге, для туризма.Спустя более 15 лет после выхода SpaceShipOne в космос несколько фирм были готовы выполнять такие суборбитальные полеты. Возникли компании, которые также используют спутниковые снимки для предоставления бизнесу данных об экономических тенденциях. Были высказаны предположения, что в будущем другие области космической деятельности, в том числе использование ресурсов, обнаруженных на Луне и околоземных астероидах, и захват солнечной энергии для производства электроэнергии на Земле, могут стать успешными предприятиями.

Большая часть космической деятельности преследовалась, потому что она служит некоторой утилитарной цели, будь то расширение знаний, усиление национальной мощи или получение прибыли.Тем не менее, остается сильное основополагающее чувство, что для людей важно исследовать космос ради самого себя, «чтобы увидеть, что там есть». Хотя единственные путешествия, которые люди совершили вдали от ближайших окрестностей Земли — полеты Аполлона на Луну — были мотивированы соревнованием времен холодной войны, люди неоднократно призывали вернуться на Луну, отправиться на Марс и посетить другие места. места в солнечной системе и за ее пределами. Пока люди не возобновят такие исследования, роботизированные космические корабли будут продолжать служить вместо них, чтобы исследовать Солнечную систему и исследовать тайны Вселенной.

Краткая история освоения космоса

Люди всегда смотрели в ночное небо и мечтали о космосе.

Во второй половине 20-го века были разработаны ракеты, которые были достаточно мощными, чтобы преодолеть силу тяжести и достичь орбитальных скоростей, проложив путь для того, чтобы исследования космоса стали реальностью.

В 1930-х и 1940-х годах нацистская Германия увидела возможности использования дальнобойных ракет в качестве оружия. В конце Второй мировой войны Лондон был атакован ракетами Фау-2 дальностью 200 миль, которые пролетели 60 миль над Ла-Маншем со скоростью более 3500 миль в час.После Второй мировой войны Соединенные Штаты и Советский Союз создали свои собственные ракетные программы.

4 октября 1957 года Советы запустили в космос первый искусственный спутник — Спутник-1. Четыре года спустя, 12 апреля 1961 года, российский лейтенант Юрий Гагарин стал первым человеком, вышедшим на орбиту Земли в Востоке 1. Его полет длился 108 минут, а Гагарин достиг высоты 327 километров (около 202 миль).

Первый спутник США, Explorer 1, вышел на орбиту 31 января 1958 года. В 1961 году Алан Шепард стал первым американцем, который полетел в космос.20 февраля 1962 года в результате исторического полета Джона Гленна он стал первым американцем, побывавшим на орбите Земли.

Посадка на Луну

Посадка на Луну: «Аполлон-12» стартует для второй посадки на Луну 14 ноября 1969 года.

«Высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю в течение десятилетия» было национальной целью, поставленной президентом Джоном Ф. Кеннеди в 1961 году. 20 июля 1969 года астронавт Нил Армстронг совершил «гигантский скачок для человечества», ступив на Луну. В период с 1969 по 1972 год для исследования Луны было совершено шесть миссий Аполлона.

В 1960-х годах беспилотный космический корабль сфотографировал и исследовал Луну еще до того, как астронавты приземлились. К началу 1970-х годов орбитальные спутники связи и навигации были в повседневном использовании, а космический корабль Mariner находился на орбите и картографировал поверхность Марса. К концу десятилетия космический корабль «Вояджер» отправил обратно подробные изображения Юпитера и Сатурна, их колец и их спутников.

Skylab, первая американская космическая станция, была кульминацией пилотируемых космических полетов 1970-х годов, как и испытательный проект «Союз Аполлон», первая в мире космическая миссия с международным экипажем (американским и российским).

В 1980-х годах спутниковая связь расширилась и стала транслировать телевизионные программы, и люди могли принимать спутниковые сигналы на своих домашних тарелочных антеннах. Спутники обнаружили озоновую дыру над Антарктидой, выявили лесные пожары и предоставили нам фотографии аварии на атомной электростанции в Чернобыле в 1986 году. Астрономические спутники обнаружили новые звезды и дали нам новый взгляд на центр нашей галактики.

Шаттл

В апреле 1981 года запуск космического корабля «Колумбия» положил начало периоду использования многоразового космического корабля для большинства гражданских и военных космических миссий.Двадцать четыре успешных запуска шаттла отвечали многим научным и военным требованиям до 28 января 1986 года, когда всего через 73 секунды после старта космический шаттл Challenger взорвался. Экипаж из семи человек был убит, в том числе Криста МакОлифф, учительница из Нью-Гэмпшира, которая была бы первым гражданским лицом в космосе.

Space Shuttle был первым космическим кораблем многоразового использования, который доставил людей на орбиту; запускать, восстанавливать и ремонтировать спутники; проводить передовые исследования; и помочь построить Международную космическую станцию.

Катастрофа Колумбии была второй трагедией шаттла. 1 февраля 2003 года шаттл развалился при повторном входе в атмосферу Земли, в результате чего погибли все семь членов экипажа. Катастрофа произошла над Техасом, и всего за несколько минут до запланированной посадки в Космическом центре Кеннеди. Расследование показало, что катастрофа была вызвана куском пенопласта, который отколол топливный бак шаттла и повредил край левого крыла шаттла. Это была вторая потеря шаттла за 113 полетов шаттлов.После каждой катастрофы полеты космических челноков приостанавливались более чем на два года.

Discovery был первым из трех выведенных на пенсию активных космических кораблей, завершивший свою последнюю миссию 9 марта 2011 года; «Индевор» сделал это 1 июня. Последняя миссия шаттла завершилась посадкой «Атлантиды» 21 июля 2011 года, завершив 30-летнюю программу космических шаттлов.

Война в Персидском заливе доказала ценность спутников в современных конфликтах. Во время этой войны союзные силы смогли использовать свой контроль над «высотами» космоса для достижения решающего преимущества.Спутники использовались для предоставления информации о формировании и перемещении войск противника, раннего предупреждения о ракетных атаках противника и точной навигации по безликой пустынной местности. Преимущества спутников позволили силам коалиции быстро довести войну до конца, спасая множество жизней.

Космические системы продолжают становиться все более и более неотъемлемой частью обороны страны, наблюдения за погодой, связи, навигации, получения изображений и дистанционного зондирования химических веществ, пожаров и других бедствий.

Международная космическая станция

Международная космическая станция.

Международная космическая станция — исследовательская лаборатория на низкой околоземной орбите. Эта высоко летающая лаборатория, в которой участвовало множество различных партнеров, стала символом сотрудничества в освоении космоса, а бывшие конкуренты теперь работают вместе.

Станция была постоянно занята с момента прибытия первой экспедиции в ноябре 2000 года. Станция обслуживается различными космическими кораблями посещения: российскими «Союзом» и «Прогресс»; американский Дракон и Лебедь; японская транспортная машина H-II; и ранее космический шаттл и европейский автоматизированный транспортный корабль.Его посетили космонавты, космонавты и космические туристы из 17 разных стран.

Системы космического запуска

были разработаны для снижения затрат и повышения надежности, безопасности и надежности. Большинство американских военных и научных спутников запускаются на орбиту семейством одноразовых ракет-носителей, предназначенных для различных миссий. У других стран есть свои собственные системы запуска, и на рынке коммерческих запусков существует сильная конкуренция за разработку систем запуска следующего поколения.

Будущее освоения космоса

Во время исследовательской миссии-1 Орион отправится на тысячи миль за пределы Луны в течение примерно трехнедельной миссии. (Изображение: НАСА)

Современные исследования космоса достигают областей, о которых раньше можно было только мечтать. Марс является центром современного освоения космоса, а пилотируемое исследование Марса — долгосрочная цель программы

США. НАСА отправляется на Марс с целью отправить людей на Красную планету в 2030-х годах.

НАСА и его партнеры отправили орбитальные аппараты, спускаемые аппараты и вездеходы, увеличивая наши знания о планете.Марсоход Curiosity собрал данные о радиации для защиты астронавтов, а марсоход MARS 2020 будет изучать доступность кислорода и других марсианских ресурсов.

Space: как далеко мы ушли и куда идем? | Космос

Кто побывал в космосе?

Космические полеты — теперь почитаемая отрасль. Первый космический исследователь человечества, советский космонавт Юрий Гагарин, облетел вокруг земного шара 12 апреля 1961 года, более полувека назад, когда Великобритания оставалась колониальной державой, а люди все еще тратили полпенни на покупку рыбы с жареным картофелем.

С тех пор более 550 человек взорвались в глубокой черной бездне, хотя не все согласны с тем, как далеко вам нужно подняться, пока вы не попадете в космос, поэтому международно признанной цифры нет. Лишь десятая часть из них составляли женщины, во многом из-за сексистской политики НАСА и российского космического агентства Роскосмос.

Где мы были в космосе?

Советский Союз продвинулся вперед с первыми выходами в открытый космос, но заявление президента США Джона Ф. Кеннеди о том, что Америка отправит человека на Луну к концу 1960-х годов, сфокусировало космическую гонку прямо на этой цели.«Аполлон-11» приземлился на нашего пыльно-серого соседа 20 июля 1969 года.

Всего за следующие несколько лет по Луне побывало 12 человек, все американцы, но с 1972 года там никто не был. покинул окраины Земли с тех пор.

Мы представляем себе астронавтов, плавающих в открытом космосе или подпрыгивающих в кратерах Луны, но большинство из тех, кому повезло, вместо этого вращались на низкой околоземной орбите — между 99 и несколькими сотнями миль в высоту. Именно здесь находится множество спутников связи и навигации, разгоняющихся до тысячи миль в час, чтобы не упасть обратно на Землю.

Что нам там делать?

Несмотря на то, что мы не возвращались в глубокий космос, люди начали жить и работать за пределами атмосферы Земли, часто проводя эксперименты над собой, чтобы определить влияние невесомости или микрогравитации на человеческое тело.

К 1986 году Советский Союз запустил космическую станцию ​​»Мир». Когда он в конце концов упал на Землю (к счастью, незанятый) и сгорел, был запущен наш нынешний космический форпост, Международная космическая станция (МКС).С 2000 года люди постоянно живут в космосе. Сейчас там трое, они облетают земной шар каждые 90 минут.

Что происходит с телом в космосе?

Очень много, и пока мы должным образом не поймем, как невесомость влияет на людей, мы не сможем отправить пионеров этой эпохи дальше в такие места, как Марс или блуждающие астероиды. Скотт Келли, бывший американский пилот-истребитель и давний астронавт НАСА, провел год, прыгая по тесным капсулам МКС, пытаясь понять долгосрочные последствия космического полета.Он не является рекордсменом по самому продолжительному вторжению в пустоту — об этом заявляет Геннадий Падалка, который провел там два с половиной года своей жизни в нескольких миссиях — но эксперимент Келли имел естественное преимущество перед другими: он есть близнец.

Сравнивая их тела повсюду, ученые смогли оценить, как кости, мышцы и другие части тела разрушаются в космосе. На МКС есть даже тренажерный зал, где космонавты могут уберечь свои мышцы — больше не нужные для их поддержки — от медленного истощения.Но они должны носить ремни безопасности, чтобы не упасть с беговой дорожки. Одна большая проблема заключается в том, что развиваются проблемы с глазами, но Келли обнаружил, что его тело быстро восстановилось по возвращении. Он и его близнец казались в похожей форме — хорошая новость для будущих миссий в дальний космос.

Какие страны имеют пилотируемые космические программы?

Только три страны, Китай, Россия и США, имеют программы человека в космосе, поскольку они остаются непомерно дорогими. Тем не менее, они предоставили лифты для космических путешественников из 40 стран, включая члена королевской семьи Саудовской Аравии и даже платежеспособных клиентов, таких как южноафриканский миллионер Марк Шаттлворт, которому всего 28 лет.

Сколько стоит их пересылка?

Астрономический. ISS — самая дорогая машина из когда-либо построенных, ее стоимость составляет около 150 миллиардов долларов (115 миллиардов фунтов стерлингов). Программа космических шаттлов НАСА, которая стартовала в начале 1970-х годов с обещания безопасного и доступного доступа в космос, рассчитывала обойтись всего в несколько десятков миллионов долларов за запуск. Но поскольку шаттл был брошен на свалку в 2011 году, агентство оценило общую стоимость в 209 миллиардов долларов — почти 1,6 миллиарда долларов за рейс.

После большой битвы за шаттл, которая выглядела фантастически, но в то же время ограничивала космические приключения на орбите Земли и стоила целого состояния, США заняли побочное место в запусках. Большинство космонавтов сейчас отправляется российским космическим агентством, которое продает поездки на космическом корабле «Союз» в оба конца по цене от 21 до 82 миллионов долларов.

Стоит ли человеческий космический полет своих затрат?

Любой, кто занимается космическими путешествиями, посмеется над этим, но это хороший вопрос, и космические агентства часто недостаточно сообщают о своих достижениях.Практически каждый сектор человеческого прогресса выиграл от отправки людей в космос. Сама попытка совершить подвиг заставила ученых изобрести новые системы. Компьютер наведения Apollo был предшественником микрокомпьютера, который теперь можно найти во всех смартфонах. Одежда более огнестойкая из-за исследований космических пожаров. Удаленный мониторинг здоровья космонавтов привел к революционным системам помощи пациентам на Земле. В условиях микрогравитации болезни ведут себя и развиваются по-разному, что помогает ученым находить лекарства.

Другие говорят, что оплата полетов человека в космос приносит деньги в экономику, утверждая, что компании, связанные с космическими исследованиями и растущей коммерческой космической индустрией, обходятся в 7–14 раз дороже миссий. И НАСА, самый значительный глобальный игрок, тратит не так много, как раньше. Около 19 миллиардов долларов расходуется правительством США на свой бюджет, что составляет примерно половину всех федеральных расходов. Во время ранней программы Apollo это было от 4% до 5%.

Насколько сильно космическое сотрудничество между странами?

Первая космическая гонка была частью «холодной войны», но с тех пор освоение космоса человеком было больше связано с совместной работой стран, чем друг против друга.МКС — это результат масштабного сотрудничества пяти космических агентств (НАСА, Роскосмос, японская Jaxa, панъевропейское агентство ЕКА и Канадское космическое агентство). МКС собиралась в течение 13 лет, начиная с 1998 года, постепенно добавляя капсулы, такие как Lego.

Большим исключением из этого правила является Китай, который пошел в одиночку со своими космическими амбициями, никогда не отправляя космонавта на МКС. Сообщается, что в 2006 году Пекин испытал лазеры против американских спутников, получающих изображения, что выглядело как попытка ослепить или повредить их, а американские законодатели позже запретили сотрудничество между НАСА и государственным агентством Китая.

Однако будущее любого эффективного полета человека в космос, безусловно, будет скорее совместным, чем антагонистическим. С 2011 года национальные космические агентства в 14 странах пытались объединить свои мечты в единое видение. В самом последнем плане, опубликованном в январе этого года, говорилось, что они согласились «расширить присутствие человека в Солнечной системе, с общей целью — поверхность Марса».

Можем ли мы все переехать на Марс? Профессор Мартин Рис об исследовании космоса — видео

Мы едем на красную планету? Ура!

Пока не начинайте обратный отсчет.Большинство людей в сообществе людей, занимающихся космическими полетами, считают, что для того, чтобы попасть на Марс, нам нужно сначала вернуться на Луну. «Это единственный логичный шаг», — говорит Ян Кроуфорд, профессор планетологии и астробиологии в Биркбеке, Лондонский университет. «Я полностью поддерживаю отправку людей на Марс, но технологии, компетентность, опыт — я думаю, что это все еще недосягаемо».

У Луны есть несколько преимуществ. До него всего три дня, а не несколько месяцев туда и обратно к Марсу, и его рекламировали как место для исследовательской станции, аналогичной той, что находится в Антарктиде.В своей небесной лаборатории ученые могли изучать влияние радиационного облучения и состояния, близкого к невесомости, на тело на более близком расстоянии от Земли, но все еще в глубоком космосе, при этом готовясь к поездкам дальше.

Итак, что касается луны ?

Хорошо. Не совсем так. В Глобальной дорожной карте исследований предлагается сначала построить космическую станцию ​​в качестве орбитальной базы, с которой можно будет отправлять астронавтов туда и обратно на Луну. Это будет похоже на МКС, за исключением того, что вместо того, чтобы летать вокруг Земли, он будет вращаться вокруг Луны.

Сможем ли мы когда-нибудь добраться до Марса?

Это гигантский подвиг, и было бы разумно ожидать серьезных задержек. «Куда мы пойдем в космосе, определяется сочетанием того, что люди хотели бы делать, и реальностью времени и бюджета», — говорит Генри Херцфельд, директор Института космической политики Университета Джорджа Вашингтона, округ Колумбия, и бывший политический аналитик в НАСА. «Идея отправить людей на Марс существует давно. Если вы читаете политику, то ясно, что это долгосрочное видение без даты.Но нам, вероятно, все еще не хватает технологий, чтобы удерживать людей в течение длительного времени в глубоком космосе »

Кто новые претенденты на полет человека в космос?

США и Россия уступают место новым игрокам. В 2003 году Китай стал третьей страной, которая вывела человека на орбиту, и Индия планирует последовать этому примеру в 2022 году. Но влияние изменения сектора, несомненно, исходит от частного пространства.

В рамках так называемой «космической гонки миллиардеров» Илон Маск, основатель электромобилей Telsa, генеральный директор Amazon Джефф Безос и босс Virgin Ричард Брэнсон — все они хотят отправить частных лиц в космос.Их компании SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic намерены удешевить космические путешествия человека.

Они присоединились к горстке коммерческих космических компаний, которые уже работают подрядчиками с национальными космическими агентствами. Титаны аэрокосмической промышленности Boeing и Lockheed Martin отправляют в космос тяжелые пусковые установки, но это стоит не менее 350 миллионов долларов за запуск — в несколько раз дороже, чем новая система Falcon Heavy от SpaceX за 90 миллионов долларов.

SpaceX уже забронировал запуски на сумму около 10 миллиардов долларов и позволяет сэкономить за счет многоразовых космических кораблей, где даже ракетные ускорители приземляются обратно на землю и могут быть удалены пылью для повторного использования.

И хотя вероятность прекращения финансирования МКС в следующем десятилетии возрастает, несколько частных предприятий рассматривают вопрос о приобретении или восстановлении собственных космических станций.

Что дальше?

По мере того как правительственные агентства уделяют приоритетное внимание Луне, другие смотрят прямо на Марс. Маск сказал, что его жизненная цель — создать процветающую колонию на Марсе как надежное место для человечества в случае катастрофического события на Земле, такого как ядерная война или переворот искусственного интеллекта в стиле Терминатора.Для этого SpaceX разрабатывает ракету Big Falcon Rocket (BFR), которая, как он утверждает, может отправить пилотируемые полеты на красную планету к середине 2020 года.

Маск говорит, что BFR частично вдохновлен ракетой Тинтина и будет самой большой из когда-либо созданных, высотой около 40 этажей и способной перевозить до 100 пассажиров за поездку, в зависимости от того, сколько багажа они хотят поместить в багажник.

Помимо здорового бизнеса по запуску спутников, SpaceX зарабатывает деньги, продавая билеты на BFR для поездки, некоторые сказали бы, весело, вокруг Луны.Юсаку Маэдзава, японский модный миллиардер и коллекционер произведений искусства, финансирует такую ​​миссию, намеченную на 2023 год, и говорит, что собирается пригласить художников с собой в недельную поездку, чтобы вновь вовлечь публику в чудо нашей вселенной.

Дополнительная литература

Путеводитель космонавта по жизни на Земле, Крис Хэдфилд

В космос и обратно, Салли Райд

The Right Stuff, Том Вулф

Марсианин, Энди Вейр

Выносливость: год в космосе , жизнь открытий, Скотт Келли

Действительно ли нам нужно отправлять людей в космос?

Какое будущее ждет людей в космосе? В прошлом году в связи с 50-летием первой высадки на Луну было реализовано множество частных и государственных проектов, направленных на отправку астронавтов далеко за пределы околоземных орбит, которые с 1972 года ограничивали освоение космоса человеком.Китай, который в 2019 году высадил первый космический корабль на обратной стороне Луны, планирует отправить астронавтов на Луну. Индия, потерпевшая крушение спускаемого аппарата на Луне в 2019 году , мечтает поступить так же. Россия, у которой, похоже, не так уж много текущей программы космонавтов, по-прежнему предоставляет ракеты и пусковые установки, которые обеспечивают астронавтам доступ к Международной космической станции. Администрация Трампа предлагает создать лунную базу в качестве ключевого шага в отправке астронавтов на Марс.Илон Маск и Джефф Безос потратили большие суммы на будущие пилотируемые космические миссии. Действительно, Маск уже создал процветающий ракетный бизнес, который НАСА использует для пополнения запасов космической станции, расположенной в 250 милях над поверхностью Земли.

Какие выгоды принесут эти попытки отправить людей намного дальше в космос? Мы, дети 1950-х годов, были взволнованы и вдохновлены спутниками, которые начали вращаться вокруг Земли в 1957 году, первыми астронавтами, которые следовали аналогичным путем в 1960-х годах и совершили первый выход в открытый космос в 1965 году, и то, что оказалось кульминацией полет человека в космос: шесть астронавтов НАСА, исследовавших поверхность Луны с 1969 по 1972 год.Помимо каких-либо научных результатов, эти усилия подняли человеческий дух, достигнув пика 20 июля 1969 года, когда Нил Армстронг оставил первые следы человечества на Луне. В шестидесятые годы мы стали астрономами, страстно увлеченными исследованием космоса.

Но последние пять десятилетий преподали ясный урок о том, как лучше всего исследовать космос. Люди, отправляющиеся в космос, уязвимы: им требуется постоянный приток кислорода, воды, еды и укрытия. Они должны выдерживать длительные перерывы в невесомости.Их физические возможности остаются неизменными из поколения в поколение. И их потеря, когда она случается, омрачает нашу потенциальную радость отождествления с их исследованиями. Напротив, для автоматизированных космических аппаратов требуется только источник питания. Они стоят намного дешевле, чем люди, и мы знаем, как их улучшать каждый год. А если они потерпят неудачу, мы потеряем только доллары и научные результаты.

С момента первой высадки на Луну мы разослали несколько сотен зондов по всей Солнечной системе, от внутреннего Меркурия до Аррокота (ранее прозванного «Ультима Туле»), планетезималь, движущегося на орбите далеко за Плутоном.Космические аппараты приземлились на Меркурии, Венере и Марсе, провели годы на орбите Юпитера и Сатурна и обследовали Уран и Нептун. А японский космический корабль Hayabusa2 скоро пройдет мимо Земли, чтобы выпустить капсулу с материалом астероида Рюгу, одного из старейших членов Солнечной системы. Многочисленные лунные миссии нанесли на карту обратную сторону Луны, обнаружили гравитационные аномалии, заставляющие «человека на Луне» всегда смотреть на Землю, и обнаружили огромное количество воды, застывшей в почве на полюсах Луны.

Ограничившись низкими околоземными орбитами, астронавты в основном проводили обширные эксперименты по изучению опасностей и требований жизни в космических средах обитания. Безусловно, лучшим достижением людей в космосе стали пять миссий по обслуживанию, которые позволили астронавтам отремонтировать инструменты на космическом телескопе Хаббла, который вращается вокруг Земли на максимальной высоте, на которую мог доставить его ныне несуществующий космический шаттл. Астрономы, которые приветствовали эти усилия больше, чем кто-либо, по-прежнему глубоко осознавали иронический факт: Хаббл страдает от непосредственной близости к нашей планете, отраженное и испускаемое излучение которой сильно ограничивает способность телескопа ясно и глубоко вглядываться в космос.Космический телескоп Джеймса Уэбба, который должен заменить теперь скрипучий Хаббл в следующем году, будет направлен к гораздо более астрономически предпочтительной «точке L2» (второй точке Лагранжа), в миллионе миль от Земли. Космический корабль в L2 может легко поддерживать стабильную орбиту, избегая медленного дрейфа, который гравитационные буксиры от Солнца и Луны вызывают в других местах. Астрономы уже обслуживают космические корабли в L2 для наблюдения за космосом в инфракрасном, ультрафиолетовом и рентгеновском излучении, не подверженном влиянию помех от нашей собственной планеты.

Почему же тогда нам не ожидать, что будущие астронавты, если их потребуют, отремонтируют один из многочисленных космических приборов, которые будут отправлены в L2? Экспедиция астронавтов по ремонту одной из этих великих обсерваторий в L2 потребует, по крайней мере, такой же сложности, как посадка на Луну, и, возможно, больших затрат, чем создание и запуск новой улучшенной наблюдательной платформы. Фактически, миссии по ремонту телескопа Хаббл стоят значительно дороже, чем замена его более новой и лучшей версией.Но эти миссии подняли нам настроение, в то время как списание телескопа было бы глубоким угнетением — напоминанием о том, что общественное мнение, которое презирало бы последнее действие, отмечая первое, по понятным причинам играет решающую роль в определении того, что наше правительство решит делать. .

Контраст между космонавтами и автоматизированными космическими миссиями будет становиться все сильнее по мере того, как мы улучшаем наши возможности миниатюризации, виртуальной реальности и искусственного интеллекта. Сегодня обученный геолог на Луне может работать не хуже робота-исследователя, но будущее геологических исследований других миров лежит за улучшенными версиями наших марсоходов.Эти исследователи будут использовать многочисленные инструменты для исследования горных пород и минералов, используя память, равную — а вскоре и превосходящую — любую человеческую. Они будут пересекать лунную или марсианскую поверхность в течение десятилетий, непрерывно изучая топографию, сейсмографическую активность и распределение геологических слоев в целом и в деталях. Концептуально аналогичные роботы в конечном итоге смогут ремонтировать космические корабли в точке L2, в то время как другие смогут строить сложные конструкции в космосе, в том числе массив радиотелескопов на радиотеплоидной обратной стороне Луны.

Фундаментальный вопрос отправки людей в космос заключается не в том, насколько легко астронавты могут ремонтировать инструменты в глубоком космосе, как быстро они могут приземлиться на Луну и построить там базу, или почему они должны отправиться на Марс и попытаться создать там среду обитания. . Вместо этого он спрашивает, зачем нам это делать? В качестве ответов на этот вопрос особого внимания заслуживают четыре основных мотивации.

Возвышение человеческого духа . Отправка людей в космос добавляет славы нашей жизни.Преодоление разнообразных проблем, связанных с долгосрочными космическими полетами, вдохновляет и радует нас. Почти каждый естественно реагирует на героические достижения, и многие из нас сочли бы высадку человека на Марсе главным достижением нашего вида. Но для многих ученых и некоторых представителей общественности такая мощная реакция не оправдывает затрат и опасностей этих миссий.

Следует отметить, что за толчком к экспедициям астронавтов к нашим небесным соседям стоит несколько других мотивов.К ним относятся желание превзойти наших соперников, вера в то, что космос предлагает возможное убежище от ослабленной Земли, и стремление использовать сырье в ближайшей солнечной системе. По нашему мнению, каждый из этих аргументов свидетельствует в пользу экспедиций не с людьми, а с нашими постоянно совершенствующимися космическими кораблями и роботами-исследователями — по крайней мере, до тех пор, пока не будут готовы места обитания для убежища избранной популяции.

Национальная гордость . Аргумент времен холодной войны о том, что русские могут «захватить высоту», создав лунную базу, никогда не имел смысла, потому что любая нация, стремящаяся использовать космос для запуска оружия, попыталась бы сделать это так близко к Земле, а не на расстоянии четверти миллиона миль. .Остается гордость, которую нация может испытывать, отправляя первых людей в другие миры, как, например, когда президент Дональд Трамп возвеличивает будущее, «когда американские астронавты посадят наши прекрасные звезды и полосы на поверхности Марса», добавив гордости собственности к острые ощущения от человеческих достижений.

Выживание человека . Незадолго до своей смерти в 2018 году Стивен Хокинг заявил, что «распространение может быть единственным, что спасает нас от самих себя. Я убежден, что людям нужно покинуть Землю.«Совсем недавно Безос сказал, что людям нужны космические путешествия, потому что« мы находимся в процессе уничтожения этой планеты ». Среди других результатов он предполагает создание гигантских космических колоний, каждая из которых позволит миллионам людей жить в космосе.

Для своих энтузиастов гигантские космические колонии и места обитания людей на Марсе предлагают не только места для развития лучшего общества, но и места, где мы можем модифицировать самих людей, частично для адаптации к более низкой гравитации на Марсе или, во многих сценариях, к искусственному гравитационная сила, создаваемая огромным вращающимся колесом «постчеловеческой среды» с миллионным населением, где генная инженерия могла бы попытаться уменьшить болезни и продлить человеческую жизнь.

Такие планы на будущее нравятся тем, кто считает будущее Земли крайне неопределенным или даже безнадежным. Однако мгновенное размышление показывает, что (а) представление о том, что мы можем извлечь уроки из наших ошибок на Земле, чтобы выжить в космосе, включает в себя безумный оптимизм и (б) миллиарды людей, которые должны остаться. позади заслуживают большего внимания. Если мы не сможем решить проблему человечества на нашей родной планете, маловероятно, что мы сможем сделать это, обосновавшись в космосе.

Сырье .Несмотря на то, что в остальном мире его реже упоминают, отличный стимул для достижения ближайших объектов солнечной системы проистекает из старомодного, твердого желания: поиски сырья для получения прибыли. Одно из заявленных оправданий отправки людей обратно на Луну фокусируется на их способности собирать гелий-3, редкий изотоп гелия. В отличие от ядер гелия-4, гораздо более распространенного стабильного изотопа элемента, ядра гелия-3 будут легко сливаться при достижении достаточно высокой температуры. Поскольку при этом синтезе выделяется большое количество энергии, но отсутствуют побочные радиоактивные продукты, ядра гелия-3 могут обеспечить почти идеальное ядерное топливо.На Земле ядра гелия-3 составляют лишь одну миллионную от и без того дефицитных ядер гелия, но их относительное содержание в лунной почве возрастает в 100 раз. Провидцы предлагают будущее общество, которое будет работать на ядрах гелия-3 с Луны, которые содержат достаточно этих ядер, чтобы обеспечить текущее потребление энергии в мире на протяжении многих столетий.

Астероиды также предлагают дорогу к богатству. Хотя большинство астероидов имеют состав, напоминающий земной, некоторые из них состоят в основном из металлов, таких как железо, никель и кобальт, вместе с гораздо меньшим количеством серебра, золота и платины.Богатый металлами астероид размером всего с дом будет содержать миллион фунтов металла, включая 100 фунтов платины, золота и других редких металлов. Мы можем представить себе будущие космические миссии, в которых для строительства горнодобывающих колоний будут использоваться наиболее распространенные полезные ископаемые, но основная часть прибыли будет получена за счет возвращения на Землю наиболее ценных металлов.

Решают ли эти вопросы какие-либо существующие международные соглашения? В 1967 году несколько стран ратифицировали Договор Организации Объединенных Наций по космосу, полное официальное название которого включает «Луна и другие небесные тела.«Более 100 стран, ратифицировавших этот договор, включают всех, кто, вероятно, будет заниматься исследованием космоса в ближайшие десятилетия (за возможным исключением Ирана, который подписал договор, но не ратифицировал его).

Ключевые положения договора запрещают размещение оружия массового уничтожения на Луне, орбите или где-либо еще в космическом пространстве. Они также заявляют, что небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях и «не подлежат национальному присвоению» никакими средствами и что все стороны будут следовать международному праву в своей деятельности, связанной с исследованием и использованием космического пространства.Легко увидеть, что космические юристы, у которых впереди растущее будущее, могут оспаривать термин «национальное присвоение», который, кажется, вряд ли исключает операции частных лиц, которые напрямую не увеличивают благосостояние нации. Кроме того, нынешний геополитический климат предполагает, что условия договора не могут полностью регулировать действия какого-либо государства или частного лица.

Давайте рассмотрим аргументы в пользу отправки людей в космос в обратном порядке, в котором мы их сформулировали.

Сырье и преобразование планетарных поверхностей . В 2015 году Конгресс США принял закон, неофициально известный как Закон о космосе, который отрицает какое-либо утверждение власти над космическими объектами, но продвигает право граждан США (к которым, естественно, относятся и корпорации) участвовать в «коммерческом восстановлении космических ресурсов, свободных от вредных воздействий». вмешательство … при условии разрешения и постоянного надзора со стороны Федерального правительства ». Чудесное слово «восстановление», распространенное в кругах, занимающихся добычей полезных ископаемых, обычно скрывает очевидные последствия такой деятельности.С моральной точки зрения, обладаем ли мы, люди, граждане США, частные лица или корпорации, правом изменять или даже разрушать ландшафт других небесных объектов? Для некоторых ответ очевиден: конечно, знаем. И ресурсы этих миров принадлежат тем, кто первым сможет их использовать.

Противоположный моральный аргумент начинается с мысли, что людям не следует легкомысленно приступать к этой деятельности, потому что все, что мы делаем, может быть невозможно исправить. Для ученых самая серьезная угроза от «восстановления» ресурсов других миров заключается в возможности того, что деятельность человека может навсегда омрачить наши знания о происхождении и распространении жизни в Солнечной системе.Куда бы мы ни приземлились, мы неизбежно оставляем после себя следы наших собственных форм жизни. НАСА беспокоилось об этой проблеме с момента первых лунных зондов и прилагало усилия, которые, как известно агентству, никогда не могут быть полностью успешными, чтобы избежать биологического заражения других миров. Однако широкомасштабные усилия по добыче никогда не могли бы продолжаться без этого загрязнения. Даже Луна или астероиды, хотя они и враждебны жизни сейчас, могут содержать следы прошлой биологической активности.

Для колоний на Марсе — даже «безобидных», целью которых является чисто исследование, — проблема резко возрастает: большинство экспертов сходятся во мнении, что жизнь, вероятно, существовала на Марсе, когда вода свободно текла по его поверхности, и, возможно, она еще может выжить в подземных бассейнах.Открытие жизни в соседнем мире должно выявить путем сравнения ее ДНК или эквивалентного материала, возникла ли жизнь в солнечной системе отдельно или перенеслась из мира в мир на борту метеороидов или астероидов. Если мы найдем земноподобные организмы на Марсе, наша способность различать будет потеряна, если мы не сможем сказать, произошел ли этот перенос в последние годы или эоны назад.

Сторонники эксплуатации других миров часто указывают на прекрасное будущее на Марсе после того, как инженеры «терраформировали» планету, чтобы создать условия, более похожие на земные.Высвобождая достаточно большое количество углекислого газа, который в настоящее время находится в горных породах и в скромных полярных шапках Марса, наряду с другими газами, которые лучше удерживают тепло, мы могли бы вызвать «парниковый эффект», который повысил бы температуру поверхности планеты и повысил бы ее атмосферное давление. до такой степени, что жидкая вода снова может течь по поверхности Марса. Те, кто выступает против переделки всей планеты, начинают с пристального взгляда на то, что люди сделали для «терраформирования» Земли.

Выживание человека .Помимо огромных трудностей, связанных с созданием устойчивых миллионных колоний (необходимых для достаточной долгосрочной генетической изменчивости), любые лунные или планетарные колонисты принесут те же человеческие качества, которые вызвали проблемы на Земле. Кроме того, планы оставить восемь миллиардов своих собратьев на умирающей планете могут вызвать волнения, достаточные для того, чтобы сорвать проект.

Национальная гордость . Не нужно быть сторонником одного мира, чтобы признать, что национальная конкуренция за исследование близлежащих объектов — и, тем более, за использование космических ресурсов — не может обеспечить устойчивую основу для рациональных исследований.Экспортируя нашу земную конкуренцию в космос, мы увеличиваем вероятность конфликта в обоих местах.

Возвышение человеческого духа . Споры о целесообразности отправки людей в космос неизбежно возвращаются к огромному стимулу, который человечество получит от слежения за астронавтами, исследующими другие миры. Хотя эти эмоции неоспоримы, они вряд ли решают проблему. Что остается, так это ключевой вопрос: превосходит ли этот духовный подъем до сих пор какие-либо новости, которые могут быть отправлены космическими кораблями, о том, что люди в космосе должны стоить затрат и опасности заражения других миров, наряду с поощрением использования этих миров для экономической выгоды. .

Примерно 3 процента космонавтов, отправившихся в космическое путешествие, не выжили ». Хотя наше более глубокое понимание того, как безопасно запускать и возвращать космические корабли, может снизить этот процент, «космический туризм» — фраза, предполагающая, что обычные люди могут получать удовольствие от путешествия вокруг Земли или даже дальше, — скрывает реальные риски. Космические путешественники будут больше походить на каскадерского мотоциклиста Эвела Книвела, чем на вымышленного авантюриста Жюля Верна Филеаса Фогга.

Те, кто считает, что наши автоматизированные исследователи планет никогда не смогут приблизиться к человеческому опыту в поднятии нашего духа, могут найти скромное опровержение в наших роботах-исследователях на Марсе, которые за годы на красной планете привлекли всеобщее внимание и даже отождествили себя с людьми. . К примеру, марсоход НАСА «Оппортьюнити» провел на Марсе более 15 лет и прошел более двух десятков миль по сложной топографии по цене, которая почти наверняка составляет менее 1 процента от стоимости сопоставимой человеческой экспедиции сегодня.Кроме того, мы можем разумно ожидать, что популярная культура расширит нашу идентификацию с нашими чудесными космическими машинами.

Частные экспедиции . Это обсуждение предполагало существование форума для обсуждения плюсов и минусов человека в космосе и достижения (более или менее) логического вывода. Что можно сказать о сверхбогатых, которые действуют без таких ограничений? Эксплуатация сырья в космосе предлагает широкий спектр строительства, разрушения и конфронтации между частными сторонами и корпорациями.Если эти партии решат действовать, кто их остановит? Стоит ли попробовать? Человеческая история показывает, что не будет недостатка в добровольцах, в том числе в тех, кто с радостью прославился бы, будучи одним из первых, кто приземлится, например, на Марс, без какой-либо перспективы обратного пути.

Что же тогда делать? Следует ли представителям общественности противостоять этим аргументам и пытаться влиять на решения правительства? Хотим ли мы регулировать космические приключения — и если да, то как? Или мы предпочитаем позволить «космическому рубежу» уладиться? Частные лица, хотя и осведомлены о затронутых нами соображениях, в своих космических усилиях не нуждаются ни перед кем, кроме самих себя.Заявления Маска и Безоса свидетельствуют о глубокой вере в деятельность человека в космосе, которая, по их мнению, даже не требует оправдания. Маск настолько глубоко проникся убеждением, что только люди в космосе могут удовлетворить человеческое желание исследовать другие миры, что он написал в Твиттере «ядерная бомба на Марсе!» чтобы выразить свой план использования ядерного оружия, чтобы высвободить углекислый газ, хранящийся в марсианской почве и полярных шапках, чтобы создать парниковый эффект, чтобы согреть планету.

Будут ли подвиги, предложенные Маском и Безосом, вдохновить нас на более активные усилия на Земле — или заставят нас вообразить, что мы можем забыть о проблемах на нашей планете — остается открытым вопросом.Поскольку существует небольшая надежда на ограничение этих усилий, мы можем преуспеть, позволив им продвигаться, как того пожелают хозяева космоса, полагая, как мы всегда должны, что люди скоро увидят самый мудрый путь для продолжения.

Ни одно из наших обсуждений и предложений не выходит за рамки следующих нескольких десятилетий, достаточно длительного периода времени, чтобы остерегаться точности наших предсказательных способностей. Если человеческая цивилизация успешно преодолеет свои текущие проблемы и достигнет долгосрочной стабильности, мы непременно отправим людей в другие миры нашей солнечной системы.Если мы откроем гораздо более быстрые средства приведения в движение или найдем способ продлить человеческую жизнь, или изобрести средства, вызывающие безграничное прекращение жизни во время многовекового путешествия, мы сможем отправить людей к ближайшим звездам и их планетным системам. Если мы создадим человеческие колонии в космосе, их обитатели могут претерпеть эволюционные изменения, которые сделают их более пригодными для космических путешествий. Если, что, скорее всего, произойдет в ближайшее время, мы сможем манипулировать человеческим геномом по своему усмотрению, мы сможем создать новый набор существ, предназначенных для космических путешествий.

Ни одно из этих «если» ничего не говорит нам о том, что мы должны сделать в ближайшие несколько лет. Они также не исключают, что машины превосходят всех людей, которых мы можем изобрести. Сейчас существуют конструкции для космических аппаратов, которые включают в себя оборудование для фотосъемки и радиосвязи, но весят всего одну тридцатую унции. Их можно ускорить с помощью лазеров до 20 процентов скорости света и достичь ближайших звезд за пару десятилетий. Эта концепция приводит к загадочному, хотя и едва ли невозможному, представлению о том, что в конечном итоге мы можем послать человеческое сознание, загруженное от людей или созданное искусственным интеллектом, наноисследователям, которые будут исследовать бескрайние просторы космоса во имя человечества.Возможно, они могут встречаться и взаимодействовать с аналогичными зондами из множества других цивилизаций.

А пока нам стоит поразмышлять над текущими преимуществами, которые наши автоматизированные исследователи царств, близких к Земле, сохраняют над своими человеческими аналогами.

12 величайших вызовов для освоения космоса

Человечество зародилось в Африке. Но не мы остались там, не все из нас — на протяжении тысячелетий наши предки ходили по всему континенту, а затем покинули его. И когда они вышли к морю, они построили лодки и проплыли на огромные расстояния к островам, о которых они не могли знать, находясь там.Почему?

Вероятно, по той же причине мы смотрим на Луну и звезды и говорим: «Что там наверху? Можем ли мы пойти туда? Может быть, мы могли бы пойти туда ». Потому что это то, чем занимаются люди.

Фотография Дэна Винтерса; Nebula от Ash Thorp

Космос, конечно же, бесконечно более враждебен человеческой жизни, чем поверхность моря; Спасение от земной гравитации влечет за собой гораздо больше работы и затрат, чем отталкивание от берега. Но эти лодки были передовыми технологиями своего времени.Путешественники тщательно планировали свои дорогостоящие и опасные путешествия, и многие из них погибли, пытаясь выяснить, что находится за горизонтом. Так зачем продолжать это делать?

Я мог бы рассказать вам о побочных технологиях, от небольших удобных продуктов до открытий, которые могут накормить миллионы или предотвратить смертельные аварии или спасти жизни больных и раненых.

Я могу сказать вам, что мы не должны хранить все яйца в этой все более хрупкой корзине — один хороший удар метеорита, и мы все присоединимся к нептичьим динозаврам.А погоду в последнее время замечали?

Я мог бы сказать вам, что для нас было бы хорошо объединиться для реализации проекта, который не предполагает убийства друг друга, который предполагает понимание нашей родной планеты и того, как мы выживаем на ней, и что имеет решающее значение для нашего продолжения выжить на нем.

Я мог бы сказать вам, что продвижение дальше в солнечную систему могло бы быть хорошим планом, если человечество достаточно удачлив, чтобы пережить следующие 5,5 миллиардов лет, и Солнце расширится достаточно, чтобы поджарить Землю.

Я мог бы рассказать вам все эти вещи: все причины, по которым мы должны найти способ жить вдали от этой планеты, строить космические станции, лунные базы, города на Марсе и места обитания на лунах Юпитера. Все причины, по которым мы должны, если нам это удастся, посмотреть на звезды за пределами нашего Солнца и сказать: «Можно ли нам пойти туда? Может быть, мы могли бы пойти туда ».

Это огромный, опасный, возможно, невозможный проект. Но это никогда не останавливало людей от кровавых попыток.

Человечество родилось на Земле.Мы останемся здесь? Подозреваю — надеюсь — ответ отрицательный. — Энн Леки

Энн Леки — отмеченный наградами Хьюго и Небула автор книги Вспомогательное правосудие.

подпись

проблема: взлет

Gravity’s a Drag

Отлет с Земли немного похож на развод: вы хотите сделать это быстро и с минимальным багажом. Но против вас сговорились могущественные силы, в частности гравитация. Если объект на поверхности Земли хочет свободно летать, он должен взлетать и вылетать со скоростью, превышающей 25 000 миль в час.

Это требует серьезного умения — читайте: доллары. Только запуск марсохода Mars Curiosity обошелся почти в 200 миллионов долларов, что составляет примерно десятую часть бюджета миссии, и любая миссия с экипажем будет обременена материалами, необходимыми для поддержания жизни. Композиционные материалы, такие как сплавы экзотических металлов и волокнистые листы, могут снизить вес; объедините это с более эффективными и мощными топливными смесями, и вы получите больший эффект от своего бустера.

Но наибольшей экономией денег будет возможность многократного использования.«По мере увеличения количества полетов появляется эффект масштаба», — говорит Лес Джонсон, технический помощник Управления перспективных концепций НАСА. «Это ключ к резкому снижению затрат». Например, Falcon 9 компании SpaceX был разработан для того, чтобы запускать снова и снова. Чем больше вы летите в космос, тем дешевле это становится. —Ник Стоктон

проблема: движение

Наши корабли слишком медленные

Пробираться сквозь космос легко. В конце концов, это вакуум; ничто не может вас замедлить.Но с чего начать? Это медведь. Чем больше масса объекта, тем больше силы требуется для его перемещения, а ракеты довольно массивны. Химическое топливо отлично подходит для начального толчка, но ваш драгоценный керосин сгорит за считанные минуты. После этого ожидайте достичь спутников Юпитера за пять-семь лет. Чертовски много фильмов в полете. Движение требует радикально нового метода. Вот что есть у ракетологов сейчас, над чем они работают, или что они хотели бы иметь. —Ник Стоктон

История освоения космоса

Мы, люди, отправляемся в космос с 4 октября 1957 года, когда Союз Советских Социалистических Республик (У.С.С.Р.) запустил Спутник, первый искусственный спутник на орбите Земли. Это произошло в период политической вражды между Советским Союзом и США, известный как «холодная война». В течение нескольких лет две сверхдержавы конкурировали за разработку ракет, называемых межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР), для перевозки ядерного оружия между континентами. В СССР конструктор ракет Сергей Королев разработал первую межконтинентальную баллистическую ракету, ракету под названием R7, с которой начнется космическая гонка.

Кульминацией этого соревнования стал запуск спутника . Спутник, установленный на ракете R7, мог издавать звуковые сигналы от радиопередатчика. Достигнув космоса, спутник совершал оборот вокруг Земли каждые 96 минут. Звуковые сигналы радио можно было обнаружить на земле, когда спутник проходил над головой, поэтому люди во всем мире знали, что он действительно находится на орбите. Понимая, что СССР обладает возможностями, превосходящими американские технологии, которые могут поставить под угрозу американцев, Соединенные Штаты забеспокоились.Затем, месяц спустя, 3 ноября 1957 года, Советы совершили еще более впечатляющее космическое предприятие. Это был Спутник II, спутник, на котором находилось живое существо, собака по кличке Лайка.

До запуска спутника Соединенные Штаты работали над собственной возможностью запуска спутника. Соединенные Штаты предприняли две неудачные попытки запустить спутник в космос, прежде чем 31 января 1958 года удалась ракета, на борту которой был спутник под названием Explorer. Команда, выполнившая этот первый U.Спутниковый запуск S. состоял в основном из немецких ракетных инженеров, которые когда-то разрабатывали баллистические ракеты для нацистской Германии. Работая на армию США в Redstone Arsenal в Хантсвилле, штат Алабама, немецкие ракетные инженеры под руководством Вернера фон Брауна разработали немецкую ракету V2 в более мощную ракету, названную Jupiter C или Juno. Explorer перенес в космос несколько инструментов для проведения научных экспериментов. Одним из инструментов был счетчик Гейгера для обнаружения космических лучей.Это было сделано для эксперимента, проведенного исследователем Джеймсом Ван Алленом, который вместе с измерениями с более поздних спутников доказал существование того, что сейчас называется радиационными поясами Ван Аллена вокруг Земли.

В 1958 году деятельность по исследованию космоса в Соединенных Штатах была объединена в новое государственное агентство — Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Когда оно начало работу в октябре 1958 года, НАСА поглотило то, что называлось Национальным консультативным комитетом по аэронавтике (NACA), и несколько других исследовательских и военных объектов, включая Армейское агентство по баллистическим ракетам (арсенал Редстоун) в Хантсвилле.

Первым человеком в космосе стал советский космонавт Юрий Гагарин, совершивший один виток вокруг Земли 12 апреля 1961 года в течение 108 минут. Чуть более трех недель спустя НАСА запустило в космос астронавта Алана Шепарда не по орбитальной орбите, а по суборбитальной траектории — полет, который идет в космос, но не совершает полный оборот вокруг Земли. Суборбитальный полет Шепард длился чуть более 15 минут. Три недели спустя, 25 мая, президент Джон Ф. Кеннеди поставил перед Соединенными Штатами амбициозную цель, заявив: «Я считаю, что эта страна должна взять на себя обязательство достичь цели, прежде чем истечет десятилетие, — высадить человека на берег. Луна и благополучно вернула его на Землю.»

Помимо запуска первого искусственного спутника Земли, первой собаки в космосе и первого человека в космосе, Советский Союз достиг других космических вех, опередив Соединенные Штаты. Эти вехи включали в себя» Луна-2 «, которая стала первым человеком. сделал объект, чтобы ударить Луну в 1959. Вскоре после этого СССР запустил Луну-3 . Менее чем через четыре месяца после полета Гагарина в 1961 году вторая советская человеческая миссия облетела космонавта вокруг Земли на целый день.С.С.Р. также совершила первый выход в открытый космос и запустила миссию «Восток-6», сделав Валентину Терешкову первой женщиной, побывавшей в космосе.

В 1960-х годах НАСА добилось прогресса в достижении цели президента Кеннеди по высадке человека на Луну с помощью программы под названием Project Gemini, в которой астронавты тестировали технологии, необходимые для будущих полетов на Луну, и проверяли свою способность выдерживать многие дни в космосе. космический полет. За проектом Gemini последовал проект Apollo, который выводил астронавтов на орбиту вокруг Луны и на поверхность Луны в период с 1968 по 1972 год.В 1969 году на Аполлон 11 Соединенные Штаты отправили первых астронавтов на Луну, и Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на ее поверхность. Во время приземляющихся миссий астронавты собрали образцы горных пород и лунной пыли, которые ученые все еще изучают, чтобы узнать о Луне. В течение 1960-х и 1970-х годов НАСА также запустило серию космических зондов под названием Mariner, которые исследовали Венеру, Марс и Меркурий.

Космические станции ознаменовали следующий этап освоения космоса. Первой космической станцией на околоземной орбите стала советская станция Салют-1, запущенная в 1971 году.За этим последовала космическая станция НАСА Skylab, первая орбитальная лаборатория, в которой астронавты и ученые изучали Землю и влияние космического полета на человеческий организм. В 1970-х годах НАСА также реализовало проект «Викинг», в котором два зонда приземлились на Марсе, сделали множество фотографий, исследовали химический состав марсианской поверхности и проверили марсианскую грязь (называемую реголитом) на наличие микроорганизмов.

С тех пор, как в 1972 году завершилась лунная программа Аполлона, освоение космоса человеком было ограничено низкой околоземной орбитой, где многие страны участвуют и проводят исследования на Международной космической станции.Однако беспилотные зонды путешествовали по нашей Солнечной системе. В последние годы зонды сделали ряд открытий, в том числе то, что на спутнике Юпитера, называемом Европой, и на спутнике Сатурна, называемом Энцелад, есть океаны под их поверхностным льдом, которые, по мнению ученых, могут содержать жизнь. Тем временем космические инструменты, такие как космический телескоп Кеплера, и наземные инструменты обнаружили тысячи экзопланет, планет, вращающихся вокруг других звезд. Эта эра открытия экзопланет началась в 1995 году, и современные технологии позволяют космическим приборам определять характеристики атмосферы некоторых из этих экзопланет.

Почему исследование космоса человеком имеет значение

Единство оказывается неуловимым, но американцы, которые, похоже, не могут согласиться ни с чем другим — от консерваторов Трампа и традиционалистов справа, до определенных либертарианцев, либералов и сторонников прогрессивной социальной справедливости, — похоже, согласны по крайней мере в одной важной политической вещи: космосе не имеет большого значения, а другие вещи имеют гораздо большее значение, чем пространство. Укажите на знакомые разногласия по поводу того, что это за «другие вещи». Но первая часть, несомненно, стоит.Вообще говоря, руководители, руководящие нашей политикой сегодня — и, казалось бы, средний журналист и комментатор текущих событий в Твиттере — не могли меньше заботиться о том, добьются ли люди прогресса в космосе или же мы, как вид, когда-нибудь разработаем технологии, необходимые для позволяют людям населять другие планеты и небесные тела в любом масштабе. (Временный энтузиазм по поводу недавнего приземления «Настойчивости», на мой взгляд, не отменяет этого суждения.) Голосующие массы, в общем и целом, похоже, разделяют отсутствие у их лидеров реальной и неотложной озабоченности в этом отношении.Другие кризисы поглотили нас, и космос кажется — как на самом деле — далеким от наших забот.

В результате в нашем дискурсе мало внимания уделяется желательности, не говоря уже о возможной необходимости, развития возможностей человека по исследованию космоса.

Я рассматриваю это как досадную коллективную оплошность.

В то время как отдача от освоения космоса и развития космических технологий в ближайшем будущем может показаться минимальной, смещение нашей точки зрения на долгосрочную перспективу делает положение человека в отношении освоения космоса предельно ясным: если люди хотят выжить вечно, нам нужно обосноваться на других планетах помимо Земли.Это так просто. И все же мы не слишком много делаем для этого.

Для ясности, я тоже давно на Земле и надеюсь, что технологические усовершенствования позволят нашему виду получать «больше из меньшего» прямо здесь, на третьем камне от Солнца, что позволит нам продолжать заселять планету, которая видел, как мы эволюционировали в сознание. Мне нравится представлять, что далекое будущее на Земле может быть чрезвычайно приятным, поскольку достижения в нашем научном понимании и биотехнической практике, надеюсь, позволят нашим потомкам очистить любой из оставшихся беспорядков, которые оставят позади предыдущие поколения. (е.g., ядерные и промышленные отходы, большое количество атмосферного углерода, другие застарелые неприятности) и общества со стабильным свободным государством, мы надеемся, позволят всем людям (или почти всем людям) жить свободной и значимой жизнью в продуктивном сообществе и обмениваться со своими товарищами . Как подчеркивается в предыдущей квалификации, самые сложные проблемы здесь, на Земле, распространяющиеся на то место, где люди окажутся в космической эре, по-прежнему будут социальными и политическими, и их успешное решение будет больше зависеть от будущего состояния наших управляющих искусств, чем от наших точных наук.

Но что касается негативных событий, которые вполне могут произойти с Землей, я думаю, что мы все должны быть одинаково ясны: жизнь может не выжить здесь. Нет никакой гарантии, что это произойдет, и в очень долгосрочной перспективе, с расширением и последующей смертью нашего Солнца, мы почти наверняка знаем, что этого не произойдет. Рассмотрим лишь несколько возможных событий уровня вымирания, которые могли случиться даже раньше: большие метеоры, супервулканические извержения, резкое климатическое нарушение разновидности «Земля-снежок».Как недавно заметил основатель SpaceX и генеральный директор Tesla Илон Маск в подкасте Joe Rogan Experience: «Вид, который не становится многопланетным, просто ждет, пока не произойдет какое-то событие вымирания, вызванное им самим или внешнее».

Это утверждение применительно к человеческому роду очевидно верно на первый взгляд. По мере того, как идут события Судного дня, гигантский астероид может быть более шокирующим, поскольку мы (люди, живущие сегодня) никогда не сталкивались с ним раньше, хотя обеспокоенные атомщики все время предупреждают нас о ядерной бомбе, но вероятность того, что мы взорвем себя, все еще существует.Тонкий, но есть. Более правдоподобно, что тяжелая ядерная война и ядерная зима, которую она, вероятно, вызовет, приведут к значительному сокращению населения, а не к его полному вымиранию, но тогда возникает вопрос: почему мы хотели бы пойти на такой риск? Бомба здесь, чтобы остаться, но нет никаких причин, по которым 100% известной жизни во Вселенной должны оставаться здесь, на Земле, чтобы составить ей компанию, ожидая появления чего-то еще более разрушительного.

Раз уж мы затронули эту радостную тему: есть ли у вас какие-нибудь интуиции относительно наших коллективных шансов против враждебных, или просто высокомерных или властных, технологически продвинутых внеземных форм жизни, если и / или когда они решат нанести нам визит в наш дом? дерн?

Достаточно этих страшных зарисовок ситуаций.По сути, основная причина, по которой я верю в необходимость сделать жизнь — а не только человеческую жизнь — многопланетной, — это та же основная причина, по которой я никогда бы не посоветовал другу хранить все свои деньги и ценности в одном месте: диверсификация — это хорошо. Мудрость и опыт подсказывают, что мы храним драгоценные ресурсы в нескольких безопасных местах. Диверсификация ограничивает нашу подверженность риску и повышает нашу устойчивость, когда случаются плохие вещи. Один резерв попадает под удар, двое или трое других выживают, и вы, вероятно, чувствуете, что усилия по разложению вещей того стоили.

В том, что я здесь говорю, есть сильная подоплека здравого смысла, однако наш подход к самому человеческому населению — универсальному хранилищу и источнику «человеческого капитала» — в настоящее время не ставит во главу угла диверсификацию в той степени, в которой позволяют наши технологические возможности. Распределение населения и почти всех человеческих знаний и работ в подавляющем большинстве случаев носит локальный характер. (Давайте отложим в сторону возможность того, что инопланетяне где-то хранят архив захваченной информации о людях.Создание аванпостов, по крайней мере, таких же больших, как те, которые мы поддерживаем в Антарктиде на Луне и Марсе, или других более подходящих мест к концу этого столетия было бы большим первым шагом к подлинной диверсификации физического расположения наиболее ценных ресурсов, известных как нас: человеческое сознание и творчество, человеческая любовь и человеческая душа, великие произведения, в которых все это проявляется. Добавьте также к этому списку хранилища научных знаний и ноу-хау, запасы семян и определенные материалы, необходимые для возобновления производства фундаментальных технологий.Распространение этих благ в нескольких дополнительных местах в Солнечной системе было бы крупным достижением на уровне видов и цивилизаций, которым все живущие в то время могли бы почувствовать удовлетворение и даже немного гордиться этим. быть на пороге возможности сделать, учитывая наши недавние и быстрые технологические достижения в области ракетостроения, компьютеров, материаловедения и инженерии, среди других важных областей исследования космоса и поселений. Быстро однопланетарная человеческая ситуация становится, если это еще не так, ситуацией чистого выбора.

Кто же тогда выведет нас за пределы «исключительно земного» этапа нашей цивилизации? Многим предстоит сыграть свою роль, поскольку пространство не только для ботаников. Гуманисты и экономисты (две аудитории, среди которых популярен этот сайт) должны хотеть, чтобы люди значительно улучшили свои космические полеты и возможности проживания за пределами мира, а не только технофилы и типы STEM. Не должно быть столкновения видений между киберфутуристами, которые принесут на Марс самодостаточные города, и классиками, которые скорее увидят, как мы вымерли на Земле, чем покоримся постчеловеческому, антиутопическому будущему среди звезд.Согласование взглядов является ключевым моментом. Гуманистический вклад на раннем этапе разработки планов космических поселений позволит разработать лучшие, более ориентированные на пользователя (в самом широком смысле этого слова) системы и процессы для заселения космических колоний. То, какое космическое будущее будет у людей — и я относительно уверен, что оно когда-нибудь будет надежным — отчасти зависит от того, какой выбор мы делаем сегодня в отношении планов и структуры нашего участия в других мирах. Все виды экспертов, художников и практиков — от физиков до экономистов и поэтов — должны иметь право голоса в этих решениях.

Безусловно, гуманисты и экономисты могли бы оказать положительное влияние на наше космическое будущее, опираясь, а не противодействуя, освоению космоса человеком, и проявляя конструктивно-критический интерес к планам и идеям тех, кто уже сегодня делает успехи в освоении космоса. . Вместо того, чтобы полностью отдавать поле деятельности тем, кто будет строить ракеты и возводить поселения за пределами мира, защитники социальных и гуманитарных наук должны инвестировать в различные проблемы, которые могут возникнуть при освоении космоса и которые могут помочь решить их дисциплинарные перспективы.Например, перед гуманистами и экономистами стоит одна космическая задача: какие культурные обычаи и социальные институты потребуются, чтобы позволить маленьким, только что зарождающимся космическим колониям расти и процветать с минимумом конфликтов, при этом ненадежно находясь где-то там, где-то поблизости бесплодный край безжалостно равнодушного космоса.

Есть и другие вопросы: насколько хорошо будут функционировать рынки — и какие рынки будут функционировать — в отдаленных районах среди небольших групп космических поселенцев? Существуют ли требования к минимальной плотности населения для адекватного разделения труда за пределами мира, учитывая не только базовые производственные потребности, но и потребность человечества в потреблении и участии в культуре, основанной на досуге? Как показывают эти сложные, междисциплинарные запросы, успешное освоение космоса и поселение за пределами мира потребуют гораздо большего, чем ряд инженерных достижений.Гуманисты, экономисты, историки и все, кто изучает человеческую культуру, сохранят свое место в экономике вещей, даже когда эта экономика рассредоточена среди звезд.

На ум приходят аналогии с нашим космосом из других эпох человеческих приключений, исследований и открытий. Некоторые критики освоения космоса имеют обыкновение указывать на жадность, которая часто сопровождает первые колониальные усилия человека, такие как попытки европейских держав в «Новом Свете» — эре Америки.Однако я указываю в ответ, что такие сравнения вряд ли уместны при обсуждении заселения бесплодных планет, полностью лишенных (разумной) жизни. Как минимум опасения по поводу эксплуатации других миров потребуют наличия в этих мирах агентов, которые можно эксплуатировать, чтобы быть оправданными. На самом деле у нас мало оснований полагать, что на наших первых остановках за пределами Земли можно будет многое найти, кроме (потенциально очень ценных) минералов, камней, пыли и льда. Обнаружение жидкой воды, микроскопической жизни или даже намеков на вымершую прежнюю жизнь — все равно что найти Эльдорадо.Но, в отличие от конкистадоров, у нас есть веские основанные на доказательствах причины верить в существование того, что мы ищем, и мы почти можем гарантировать, что в процессе наших поисков не будет пролита кровь.

(меня больше беспокоит вероятность того, что конкуренция между другими людьми, поселенцами из космоса или старателями, иногда перерастет в насилие в отсутствие значимого присутствия правоохранительных органов где-нибудь на границе космоса, чем возможность того, что мы можем обнаружить, а затем тиранически доминировать, родная планета инопланетян.И в последнем случае у нас нет никаких оснований полагать, что мы автоматически будем теми, кто будет доминировать.)

Космос огромен, и идея исследовать его людьми эпична. Но мы не осознаем этого грандиозного видения, если главным наследием тех, кто живет сегодня, в конечном итоге станет цифровое участие в дисфункциональной политике, снижение внимания к образованию, инновациям и производительности, а также сознательная жертва культуры ради «культурных войн». Продолжение этого пути в течение десятилетий означало бы смерть для оптимистичного межзвездного воображения.Если мы решим продолжать борьбу между собой, мы просто будем «ждать» именно в том смысле, в котором говорит Маск, и при этом будем притуплять себя. Но если вместо этого мы выберем — в бюджетных и инвестиционных решениях, а также нашими словами и аргументами об относительной важности освоения космоса человеком в мире ограниченных ресурсов — мы будем сотрудничать вокруг более обнадеживающего, гуманного плана будущей преемственности нашего вида, намного лучший мир, мир миров , становится возможным для наших потомков.В этом мире человеческое будущее значительно безопаснее, чем сейчас, и условия для тех, кто будет его населять, намного лучше. Разве не в этом мире мы все предпочли бы работать?

Шенон Фицджеральд — помощник редактора веб-сайтов в Liberty Fund. Его можно найти в Twitter @shanonspeaks.