Метод эстивиля с какого возраста можно применять – Метод Эстивиля — метод Эстивиля или как научить ребенка спать, описание

Метод Эстивиля — метод Эстивиля или как научить ребенка спать, описание

   Когда уложить ребенка спать становится тяжело, когда почти каждое укладывание сопровождается капризами, когда ночью ребенок пробуждается около 10 раз, мама устает, теряет всякую надежду и думает, как изменить ситуацию. Как научить спать малыша лучше, как обучить его самостоятельному засыпанию? Ведь ребенок растет, становиться тяжелее его укачивать и сложнее удержать на месте. И тогда родители ищут в интернете всевозможные способы укладывания ребенка спать с минимальным участием взрослого.

   В этой статье речь пойдет об одном из методов обучения сну детей – о методе доктора Эстивиля или методе контролируемого плача.

 

 Кто такой Эстивиль?

   Эдуардо Эстивиль – это испанский доктор, профессор барселонского центра исследований и лечения нарушений сна, который доработал метод Фербера и выпустил свою книгу по детскому сну «Спите спокойно» (1996 г.). Мы попробуем рассказать объективно про суть данного метода, про его плюсы и минусы.

 

 Исследования эффективности

   Был проведен ряд исследований, в рамках которых изучалось использование поведенческих методик для лечения первичной детской инсомнии (бессонницы/ нарушения сна). «Метод исключения плача» («дать проораться»/ «cry it out») признали неэффективным, т.к. он вызывает стресс как у родителей, так и у ребенка.

   Одной из тем изучения эффективности обучения ребенка самостоятельному засыпанию был и «метод контролируемого плача». Методика была впервые предложена Амосом Ролидером и Роном Ван-Хоутеном как более подходящая родителям альтернатива «методу CIO».  «Cry it out» был немного изменен и популяризирован Ричардом Фербером в его книге для родителей (1985 г.) и Дугласом (1989 г.).

   Чуть позже подход Фербера был немного доработан доктором Эстивилем. Различные варианты «метода контролируемого плача» оценивались в 14 исследованиях на 748 детях. Результаты изучения действия метода показали снижение проблем при укладывании ребенка или сокращении частоты ночных пробуждений. Также 5 исследований были посвящены подобному принципу (игнорирование ребенка и выход из комнаты), но без четкой процедуры проверки ребенка. И все-таки исследователи пришли к выводу, что «метод контролируемого плача» не уступает по эффективности «методу исключения плача».

 

 Описание метода Эстивиля

   Доктор Э. Эстивиль заявляет, что с 6 месяцев ребенок может спать один в отдельной комнате, когда вокруг абсолютная темнота, и не пробуждаться до утра. По мнению автора 6-7 месячные здоровые дети должны уметь:

  • идти в кроватку без плача и с радостью
  • засыпать одни в комнате без посторонней помощи
  • спать в своей кроватке в темноте без ночников-светильников
  • спать ночью около 10-12 часов без пробуждений.

 

 Схема применения

   Автор уделяет много внимания ритуалам и последовательным действиям перед сном, к которым малыш постепенно привыкает. Говорит, что можно оставить игрушку и соску – они могут помочь малышу справиться с отсутствием поддержки взрослого. И далее предлагает укладывать малыша спать примерно в одно и то же время вечером, указывая на то, что именно в это время ребенок заснет легче.

   Согласно подходу Эстивиля, мама должна положить ребенка в кроватку без укачиваний и лишней помощи. Справедливо, что ребенок, почувствовав уход мамы, будет стремиться удержать ее: может начать капризничать, вставать в кровати, тянуть ручки к маме.

   При этом предлагается не бежать к малышу, чтобы вновь укладывать ребенка спать, а присесть к нему и успокоить голосом, объяснить, что «мама будет учить тебя спать». И после этого мама должна выйти, набраться терпения и выждать время, пока малыш находится один.

   По предложенному методу мама начинает выход с 1 минуты, и в этот же день последующие выходы должна быть по 3-5 минут. После возвращения к ребенку в комнату рекомендуется ни в коем случае не брать его на руки, а просто показаться «вот она я, я никуда не делась, я возвращаюсь». И далее опять выйти. Так с каждым заходом в комнату время за дверью увеличивается на 2-4 минуты в день по предложенной автором схеме – до 7, 10, 12 минут и так далее. При пробуждении ночью предлагается делать все также, как вечером при засыпании.

 

 Плюсы и минусы метода Эстивиля

   Плюсы:

  • Применение с 6 месяцев
  • Учитывается состояние здоровья ребенка
  • Уделяется внимание ритуалам для засыпания
  • Срочная помощь для семей, где мама уже теряет контроль над эмоциями и боится навредить ребенку.

   Минусы:

  • Резкая смена условий
  • Почти нет помощи взрослых
  • Методика не подходит для детей, у которых повышенная возбудимость и которые не склонны к самоуспокоению
  • Сон в отдельной комнате, что до 1 года небезопасно
  • Часто вызывает стресс у родителя, который не может долго игнорировать плач ребенка
  • Плохо влияет на формирование привязанности между мамой/ папой и ребенком.

 

 Сравнение методик Эстивиля и Ким Вест

   Представьте, что малыш привык засыпать с укачиванием, а тут мама резко меняет план действий. Она просто кладет малыша в кроватку. Но он не готов еще к такому, он ждет привычных условий укладывания. Поэтому, если вы использовали укачивания всегда, то для начала необходимо их сократить.

   Допустим мама уделила внимание сокращению укачиваний в течение определенного периода времени. И уже укладывает малыша в кровать и решает выходить, не дождавшись, пока он уснет. Что происходит с малышом в этот момент? Ему страшно, непонятно, почему мама его «бросила», почему ушла и не возвращается. В такие стрессовые моменты подрывается, мягко сажем, доверие к миру. Ребенок учится делать сам что-то, чтобы справиться со своими эмоциями… Но какой ценой? Ведь новая ситуация или условия воспринимаются как стресс. В таких случаях ребенок больше всего нуждается в маме: ее внимании, взгляде, успокоении, голосе. Это то, что знакомо, привычно, а потому стабильно и безопасно. Важно даже не то, что ребенок плачет. А что его никто не утешает, не поддерживает в такую «трагическую» для него минуту.

   Психологи считают, что для формирования здоровой и безопасной привязанности очень важно находится с малышом во время стресса и помочь ему справиться со своими эмоциями. Мама является тем, кто перерабатывает эмоции, отзеркаливает, понимает, сочувствует и помогает малышу с ними справится, находясь рядом.

   А мама выходит из комнаты и на плач, истерики, капризы малыша не возвращается и никак не реагирует. Как будто приучает его к тому, что время ее отсутствия будет увеличиваться. Поэтому кричи-не кричи, а ты должен будешь уснуть когда-то. Но что происходит, когда близкий значимый взрослый не реагирует на потребности ребенка и при этом выходит, то возникает вполне логический вопрос: а как же будет формироваться привязанность (эмоционально близкие отношения) между мамой и малышом? Если ребенок зовет, а мама уходит. И тут не про то, что нужно скакать вокруг малыша или сразу же мчаться и брать его на руки. Но хотя бы участие, сопереживание, утешить голосом, пожалеть…Это действительно важные элементы в детско-родительском взаимодействии.

   По методу мягкого отдаления, который представляет команда Спи, Малыш в России — мама находится рядом и постепенно помогает малышу учиться засыпать с минимальной ее помощью, и только потом увеличивает дистанцию.

   Испанский ученый уделяет отдельное внимание психоэмоциональному состоянию мамы в момент укладывания. И это, действительно, важно. Ведь малыш в таком раннем возрасте очень чувствителен к эмоциям мамы: он их отслеживает, чувствует и заряжается ими. С этим мы тоже согласны. Потому так важно уделять больше внимания своему отдыху и стараться контролировать свои переживания в момент укладывания.

   Что касается возраста обучения самостоятельному засыпанию. Действительно, детские специалисты не рекомендуют обучать самостоятельному сну детей до 6 месяцев, так как ребенок еще физически к этому не готов – ему еще нужна помощь мамы, чтобы успокоиться и уснуть. К тому же нервная система еще не настолько развита, чтобы самостоятельно справляться с успокоением. Мы также рекомендуем начинать обучением самостоятельному засыпанию после 6 месяцев и после предварительной подготовки.

   Эстивиль пишет о том, что по его методу малыш может с 6 месяцев спать в своей комнате, отдельно от взрослых. Мы считаем, что это небезопасно в таком возрасте. И мы рекомендуем: все-таки до 1 года лучше спите в одной комнате с малышом. Во-вторых, сон в отдельной комнате с 6 месяцев встречается в некоторых культурах и это нормально, но нашим мамам это не подходит. Потому как есть культурные различия и особенности воспитания. На западе ребенок быстрее становится самостоятельнее, у наших мам более теплые отношения с детьми и более опекающие. Потому для наших мам резкое дистанцирование от ребенка ведет к внутренним противоречиям и часто к отсутствию результата. Потому команда «Спи, малыш» адаптировала американскую методику медленного отдаления для славянских мам. Мы уделяем много внимания психологической готовности мамы и малыша.

   Эстивиль утверждает, что дети могут спать без пробуждения всю ночь. Да, действительно, могут. Но с небольшой оговоркой. Автор упорно исключает психологические причины трудностей со сном. Но все-таки сон – это комплексное состояние, оно зависит от многих факторов и причин, которые важно учитывать. Дети в периоды стресса (уход от ГВ, выход мамы на работу, переезд, начало посещения детских занятий или детского сада), скачка роста/ регресса, во время обострения страха разлуки с мамой (в периоды психологической сепарации), в периоды болезни или плохого самочувствия могут просыпаться ночью и нуждаться во внимании мамы или показывать так называемые «периодические проверки» по поводу «рядом ли мама». И это нормально!

 

 Как выбрать метод для своей семьи?

   Важно понимать, что волшебства в обучении самостоятельному засыпанию нет. Тут важны подготовительные шаги, терпение и последовательность действий взрослого. НО обучить спать малыша с минимальной помощью взрослого возможно, если подойти к этому вопросу основательно. И для начала важно пройти все подготовительные шаги перед тем, как Вы решитесь на применение метода мягкого отдаления с консультантами Спи, Малыш или самостоятельно (например, прочитав наши статьи на эту тему и посмотрев наши вебинары). Для начала нужно:

  • Наладить условия сна и создать приятную атмосферу для засыпания: темнота, тишина, проветривание и т.д.
  • Уделить должное внимание подготовке ко сну и ритуалам для засыпания.
  • Выстроить режим (утренний подъем, укладывание на ночной сон, дневные сны), подобрать для своего малыша комфортное время бодрствования, учитывая его признаки усталости.
  • Уйти от стойких ассоциаций на сон: сократить укачивания, уйти от сна на руках или в коляске, снизить ассоциацию «еда=сон».
  • Обучить спать в своей кроватке. Уйти от сна в движении (машине, коляске). Пробовать малыша укладывать в его кроватку не только спящим, но иногда и сонным.
  • И только последний шаг перед обучением самостоятельному засыпанию (по методика мягкого отдаления) – постепенное сокращение помощи взрослого при засыпании. Уже тут ребенок может стать спать лучше.

   После подготовки можно переходит к этапу обучения самостоятельному засыпанию и стартовать методику мягкого отдаления. Это постепенное обучение малыша успокаиваться с минимальной помощью взрослого. Да, тут тоже могут быть слезы. Но они не про то, что малышу больно, а про его протест новым непривычным условиям. При этом самое главное – мама на момент обучения находится рядом и своим присутствием, голосом и дозированными прикосновениями помогает малышу привыкнуть к тому, что уже он будет засыпать в своей кроватке с минимальной ее помощью.

   В любом случае, выбор метода всегда за мамой. Но помните, что детства не вернуть. И пока мы можем помочь нашим деткам справляться с эмоциями, постепенно они научатся в таких безопасных условия – рядом с мамой – справляться со стрессом. А это также важный навык для детского развития.

   

spimalysh.ru

Метод доктора Эстивиля «Спите спокойно»

Метод испанского доктора Эстивиля, описанный в книге «СПИТЕ СПОКОЙНО»,Часть первая.Пересказ Полины Гельфрейх

Что делать, если ваш малыш начинает заливаться слезами, как только вы говорите, что пора в кроватку? Что делать, если ваш малыш просыпается по 5-10 раз за ночь? Что делать, если вам кажется, что ребенок спит слишком много или слишком мало?

Ответы на все эти вопросы дает в своей книге испанский доктор Эстивиль, специалист по нарушениям сна. Все примеры этой книги взяты из жизни. Автор книги – известный профессор барселонского центра исследований и лечения нарушений сна.

ГЛАВА 1

Ребенок не спит, соответственно, не спим и мы. Что происходит с теми, кто недостаточноспит?

Ребенок – это не машина, и при выписке из роддома вам не дают к нему инструкций как, например, при покупке стиральной машины. Потом все начинают давать родителям советы (родственники, друзья, соседи и т.д.) Особенно, если слышат, как малыш плачет. Многие говорят: «Надо переждать первые месяцы, потом будет спать как все дети, куда денется». Многие придумывают причины: сначала не спит, потому что слишком маленький, потом из-за животика, потом из-за зубов и т.д. Некоторые дают советы: «Оставьте плакать, в конце концов сам успокоится и заснет». Родители придумывают всякие индивидуальные методы: возить в машине, оставлять спать под телевизор и т.д.

Надо наконец-то признать: сон – это серьезная вещь, и к нему надо относиться с профессиональной точки зрения, так как не все дети научаются спать сами без посторонней помощи.

Последствия проблем со сном в детстве для маленького ребенка

– часто плачет

– часто в плохом настроении

– чувствует себя недостаточно любимым

– чрезмерно зависит от родителей / бабушек

– возможны также задержки в росте

Для школьника

– пониженная успеваемость по сравнению со способностями

– неуверенность как черта характера

– робость

– проблемы характера

Для родителей такого ребенка

– неуверенность в себе (а правильно ли мы делаем?)

– чувство вины (бедняжка, может не спит, потому что страдает от чего-либо, а мы не можем помочь и потом еще сердимся)

– взаимные обвинения родителей в том, что другой балует ребенка

– чувство растерянности перед проблемой

– чувство, что ничего нельзя поделать

– глубокая физическая и моральная усталость

То есть последствия плохого сна проявляются в поведении и характере ребенка.

Ребенок плохо спит – плохо отдыхает – чувствует беспокойство, маленькие дети от чрезмерной усталости не успокаиваются, а наоборот, возбуждаются. Уставший ребенок, который хочет спать, почти никогда не просится сам в кровать, а наоборот, может демонстрировать повышенную активность и возбудимость – часто и без причины плачет, легко приходит в плохое настроение и хочет больше внимания от родителей – начинает слишком зависеть от того, кто за ним ухаживает. В будущем это может привести к формированию неуверенного и робкого характера, к проблемам в общении с другими, к пониженной успеваемости и т.д.

Влияние плохого сна на здоровье пока еще не совсем изучено, но точно выяснено, что иногда плохой сон может привести и к задержке роста, так как гормоны роста вырабатываются во сне (в течение первых часов сна)

ГЛАВА 2

Критический возраст 5 лет.

Если до 5 лет ребенок не научился хорошо спать, во взрослом возрасте у него большие шансы иметь бессоницу, 5 лет – это граница. В этом возрасте ребенок уже хорошо понимает, что хотят родители. Многие дети в этом возрасте идут в кровать, не плачут, не зовут родителей, но проблема не разрешается, так как они продолжают засыпать с трудом и часто просыпаться, только теперь держат это в себе. В худших случаях у ребенка начинаются ночные кошмары и другие ночные проблемы, он плачет, что не хочет ложиться спать. С подросткового возраста бессоница остается на всю жизнь.

Иногда родители даже не понимают серьезности данной проблемы, им кажется, с возрастом все пройдет. В действительности проблемами со сном до 5 лет мучается 35% детей. Но данные эти преуменьшены, так как многие родители считают, что это нормально, если ребенок от 6 месяцев до 2-3 лет (а иногда и дальше) не хочет идти спать, просыпается ночью 3-5 раз, объясняя это голодом, желанием пить, писать и т.д. Поэтому опросы часто не дают правильных результатов. 35% – статистика нашего центра лечения проблем сна.

С 6-7 месяцев ребенок в состоянии спать один в своей комнате, в абсолютной темноте и 10-12 часов не просыпаясь и не требуя присутствия взрослых.

Если ваш ребенок не спит, как описано выше, естественно, что вы себя спрашиваете: что происходит, что не в порядке? Почему тогда наш ребенок не спит?

Забудьте те отговорки, которыми пользовались прежде: газы (проходят к 4-5 месяцам), зубы, голод, жажда, слишком много энергии, пошел в садик и т.д. Причина в 98% одна:Ваш ребенок еще не научился спать! Как это? -спросите вы. – Что это значит?

Вы это откроете для себя в последующих главах. Если вы буквально исполните все наши указания, то меньше чем за одну неделю ваш ребенок превратиться в ночную соню.

Перед тем, как приступить к чтению других глав, вы должны себя убедить в следующих вещах:

– ваш ребенок не болен (если он плохо спит – это не болезнь и она не лечится лекарствами: валерьянкой, отварами пустырника и т.д.)

– у вашего ребенка нет никаких психологических проблем (отговорки типа: просыпается, так как чувствует расставание с родителями и т.д.)

-ваш ребенок не избалован (даже если все пытаются убедить вас в обратном). Если он плохо спит – это ни в коем случае не последствия избалованности, даже если это выражается в том, что он постоянно требует внимания родителей, хочет, чтобы убаюкивали, качали, носили на руках, читали ему и т.д.

-если ваш ребенок плохо спит, это не ваша вина.

Наша книга поможет вам научить вашего ребенка сну.

3-4-х часовой цикл младенца состоит из следующих элементов; еда-сон-гигиена (поменять памперсы и т.д.) Порядок может меняться (гигена-сон-еда). Иногда встречаются новорожденные-анархисты. Они не следуют даже этой простой схеме, то есть засыпают и просыпаются без всякой логики.

Около 3-4 месяцев (иногда даже чуть раньше) малыши начинают обычно перестраиваться на цикл 24 (25) часа, так называемый солнечный цикл. Поэтому он начинает больше спать ночью. Сначала малыш в состоянии проспать ночью только 3-4 часа, не просыпаясь, потом 5-6, потом 7-8 и, наконец, 10-12 часов. ВНИМАНИЕ: здесь нет четких правил соотношения длительности сна с возрастом, все зависит от индивидуальных особенностей вашего малыша. Это привыкание ко взрослому циклу связано с развитием определенной зоны мозга, условно называемой «внутренние часы».

Для правильной настройки этих внутренних биологических часов необходимы определенные внешние стимулы (свет-тьма, шум-тишина, расписание в еде, определенные привычные действия и т.д.) Поэтому лучше для новорожденного днем спать при легком свете и небольшом шуме, а ночью в тишине и полной темноте. Так ребенок начинает привыкать к разнице между ночью и днем.

Таким образом, ребенок должен быть окружен определенными внешними стимулами для правильной ориентировки. Вкратце это сводится к двум аспектам:

Поведение родителей

-чувство уверенности

-спокойствие

-терпение и желание научить ребенка спать

-повторяемость в проведении вечерних процедур

Внешние элементы

-кроватка

-соска

-игрушка (мишка, собачка, кукла и т.д., с которыми можно спать)

Поведение родителей

Ребенок очень чувствителен к внутреннему психологическому состоянию родителей. Он прекрасно понимает, если мама нервничает или чем-то обеспокоена. Поэтому, когда вы кладете малыша в кроватку, постарайтесь на эти полчаса быть максимально спокойными и демонстрировать всем вашим поведением, что иначе и быть не может, что это естественно и прекрасно идти спать. Нельзя менять способ, каким вы кладете его в кроватку. Все всегда должно быть практически одинаковым (в разумных пределах). То есть, в определенный час все должно повторяться: вы его купаете, потом кормите, потом переодеваете памперс на ночь, кладете в кроватку, выключаете свет, желаете ему спокойной ночи и выходите. Порядок ваших действий может быть и иным, главное, что он должен повторяться каждый вечер.

Повторяемость дает ребенку уверенность. Он знает, что случится через 5-10 минут, затем через полчаса, и чувствует себя в безопасности. Малыш не настораживается, не ожидает непредвиденных сюрпризов, и поэтому успокаивается. Если в разные дни ребенок укладывается в кроватку разными лицами (мамой, бабушкой и т.д.), взрослые должны договориться между собой не менять порядок процедур и стараться делать все максимально одинаково.

Внешние элементы

Ребенок должен ассоциировать определенные вещи со сном. Если вы усыпляете ребенка, качая его на руках, он понимает, что качание – это сон. Соответственно, как только вы перестаете его качать, он просыпается и для того, чтобы снова заснуть, нуждается в укачивании. Если малыш засыпает у груди, он привыкает, что еда – это сон. И будет засыпать только у сиси или с бутылочкой во рту. Соответственно, как только он почувствует, что во рту ничего нет, он проснется. Ночью все, взрослые и дети просыпаются на несколько секунд. Обычно, человек потом засыпает и утром даже не помнит об этом. У людей пожилого возраста эти просыпания могут длиться дольше 30 секунд и достигать 3-4 минут. В нормальной ситуации человек помнит о том, что проснулся, только при исключительных обстоятельствах. Нормальный ребенок просыпается ночью (на несколько секунд) 5-8 раз, а ребенок с проблемным сном и больше. Если ребенок, когда открывает на миг глаза, находит все таким же, как было, когда он заснул, он автоматически засыпает и спит дальше. Если же он привык, что спать – это ехать в коляске вокруг дома, то будет рассчитывать быть в коляске и ехать вокруг дома. Если он заснул у маминой груди, будет искать грудь. Если заснул у папы на руках, будет искать папу и т.д. Если, открыв глаза ночью, малыш не находит в точности ту же ситуацию в которой он заснул, он пугается и плачет, чтобы позвать родителей. В худшем случае не сможет заснуть без повторения любимой ситуации.

Пример для вас:вы заснули у себя в кровати. Ночью открываете на секунду глаза – и видите, что вы на диване в гостиной. Вы подскочите на диване: что случилось??!!! Почему я здесь??? То же происходит и с ребенком. Как вы поняли, ребенок нуждается во внешних элементах, и тут – внимание – ошибка большинства родителей в том, что они выбирают элементы, требующие их присутствия. Ребенок не может сам приготовить себе бутылочку, не может сам гулять вокруг дома в коляске и т.д. Поэтому это неправильно выбранные элементы.

Поэтому надо выбрать такие элементы, которые могут оставаться с ребенком всю ночь и которые не требуют нашего вмешательства. Это может быть плюшевый мишка, соска, его подушка, одеяло. Ребенок всегда должен засыпать только в своей кровати и т.д.

Далее поговорим об этом подробнее.

Чего никогда не надо делать, пытаясь усыпить малыша(старше 6 месяцев)

-петь

-укачивать в кроватке

-качать на руках

-укачивать в коляске

-возить на машине

-трогать его, давать ему руку, позволять ему трогать нас

-ласкать, гладить по головке

-класть в кровать родителей

-позволять ему скакать по кровати/комнате до изнеможения в надежде, что потом заснет быстрее

-давать есть и пить

Вывод: никогда активно не помогайте уснуть вашему ребенку. Он должен научиться засыпать сам.

ГЛАВА 3

Тише едешь – дальше будешь, или как учить ребенка правильному сну с самого рождения.

Новорожденный спит не так, как ребенок 4 месяцев, а тот не так, как ребенок 2 лет. Манера спать развивается во времени с возрастом. В этой главе мы объясним вам, чего ожидать от вашего малыша в определенном возрасте. Если вы с самого рождения уделите сну и засыпанию должное внимание, у вас не будет проблем в будущем.

Как учить новорожденного.Главное, что надо знать – это то, что новорожденный спит сколько ему надо – ни меньше, ни больше. Он может заснуть в любом месте и при любом шуме. Как уже было сказано выше, его цикл обычно 3-4 часа. Поел, поспал, покакал, переодели и т.д. Если ваш новорожденный не следует никакой схеме, не беспокойтесь – это абсолютно нормально. На этой стадии еда и сон тесно связаны, поэтому малыш просыпается, потому что хочет кушать и засыпает, потому что сыт. Однако тут надо быть внимательными: если ребенок плачет, это не обязательно значит, что он хочет есть (многие матери сразу же дают грудь, так как это самый легкий способ успокоить малыша, но это неправильно). Сначала (если ребенок недавно поел – интервал должен быть 3-4 часа) попробуйте найти другие причины: ему жарко? холодно? он мокрый? хочет на ручки? устал от шумного общества? болит животик? Только после этого давайте ему грудь. Если вы будете давать ему грудь каждый раз, когда он плачет, то ребенок привыкнет связывать грудь со сном и успокоением. Он привыкнет, что для того, чтобы успокоиться, надо поесть. Уже в несколько недель малыши способны есть больше, чем им надо. Если вы ему даете свое молоко, с медицинской точки зрения проблем нет, но это все равно приводит к неправильным привычкам, так как чувство сна и голода контролируются одним и тем же отделом головного мозга. Кроме того, из таких детей вырастают взрослые, которые когда нервничают, начинают есть все подряд, чтобы успокоиться. Если вы кормите его искуственным молоком, то слишком частое кормление может привести к ожирению в раннем детстве или во взрослом возрасте.

Еще не время жесткого введения расписаний. Однако мы советуем показать ребенку разницу между сном и бодрствованием. Если он не спит, возьмите его на ручки, поиграйте с ним, поговорите. Если он не спит, старайтесь не держать его в кроватке. Это поможет понять ему, что кроватка – это место для сна (см. о внешних элементах предыдущую главу).

Днем кладите его спать при легком свете, а ночью не оставляйте включенным ночник. Так ребенок научится понимать разницу между ночью и днем.

Днем не ходите на цыпочках, даже если малыш заснул, ночью же старайтесь не шуметь за стенкой или в той же комнате. Днем можете пылесосить, играть на пианино и т.д. Вечером, когда ребенок уже в кроватке, убавьте звук у телевизора и т.д.

Перед сном выкупайте его.Некоторые родители предпочитают купать малыша утром, но если вам удобнее делать это вечером, у малыша появится еще один внешний элемент, связанный со сном. Он быстро привыкнет, что после ванночки идет спать.

Обеспечьте ему максимальный комфорт для сна. Если он только что поел, подержите его вертикально, чтобы он выпустил воздух из желудка. Переоденьте его, проверьте, что кроватка не слишком холодная, что в комнате около 20 градусов.

Уже с самого рождения малыш должен привыкать спать сам. Старайтесь не укачивать его на руках. Старайтесь не связывать слишком еду со сном. Однако если в этом возрасте еще не получается – не огорчайтесь. Ваш малыш еще слишком маленький. Руководствуйтесь здравым смыслом. В любом случае бесполезно оставлять малыша плакать часами.

Многие дети начинают спать 5-7 часов ночью и раньше, но уже к 3-4 месяцам это должны делать все дети. В этом возрасте меняется биологический ритм. Если изначально вы не соблюдали никаких правил (укачивали ребенка, давали ему грудь, чтобы усыпить его), то теперь настал момент постепенно менять эти привычки.

Помните:

-вы должны быть спокойны в момент укладывания малыша

-помогите ему связать некоторые внешние элементы с часом отхода ко сну, надо каждый вечер перед сном выполнять одни и те же действия.Помните, что для ребенка повторяемость – значит чувство безопасности.

Это возраст, когда уже надо решить, в котором часу малыш должен идти в кроватку. С биологической точки зрения, сон у детей легче всего наступает летом в период с 20.30 до 21.00, а зимой – с 20.00 до 20.30 Выберите ежедневные процедуры, которые затем будете повторять каждый вечер: купание, смена памперса, 10 минут спокойных игр с папой и т.д. Обратите внимание на то, как ваш малыш реагирует на купание – если ему не нравится водичка или он слишком возбуждается, проводите только короткие купания перед сном, или перенесите их вообще на утро. Лучше не давать есть малышу рядом с кроваткой для разделения еды-сна. Проведите несколько минут с малышом в другой комнате (где он не спит), поговорите с ним, поиграйте в спокойные игры и т.д. Потом кладите его в кроватку с его вещами – можете выбрать что хотите; плюшевый мишка, кукла, соска (лучше несколько, тогда ночью будет нетрудно найти, например привязать 4 соски к краям большого носового платка) Главное, чтобы то, что вы ему даете могло оставаться с ним всю ночь и не требовало вашего повторного вмешательства. Поцелуйте малыша, пожелайте ему спокойной ночи. Затем выходите из комнаты, пока ребенок еще не спит.

Если вы все делаете правильно, малышу будет нравится время перед сном, он будет его узнавать и будет ложиться в кроватку без особых проблем. Однако, если ваш малыш несмотря на ваши старания не поддается «воспитанию», не беспокойтесь: до 6-7 месяцев рано говорить о детской бессонице. Просто ваш малыш нуждается в большем времени для перехода на взрослый цикл.

Если он часто просыпается ночью, проверьте:

– не заболел ли?

– слишком укутан или ему холодно?

– пописал или покакал?

– перед отходом ко сну не наедается? (если он голоден, он не должен есть ночью, но последняя еда должна быть большего объема)

– у малыша были газы (колики)? Если да, то он привык просыпаться из-за боли в животе.

Помогите ему. Можете покачать, поласкать его и снова положить в кроватку. Однако помните, что ваша цель – научить его засыпать самому.

Внимание:в первые недели жизни ребенок никогда не плачет без причины. Поэтому надо сразу же постараться понять, в чем дело и помочь ему. Однако, скоро вы заметите, что у малыша есть различные типы плача: он протестует, он голоден, он мокрый, он сердится, ему скучно и т.д. Как только научитесь отзличать плач по серьезным причинам от простого хныканья, не бегите каждый раз к малышу из-за ерунды. Подождите несколько минут – может, он сам сможет заснуть еще раз.

С 6 месяцев любой ребенок должен спать меньше днем (обычно два раза: после завтрака 1 -2 часа и после обеда 2-3 часа) и больше ночью. В 7 месяцев у ребенка должно уже установиться расписание еды-сна (еда 4-5 раз в день, сон 10-12 часов ночью не просыпаясь).

Если вашему малышу 6-7 месяцев, а он еще не привык к такому режиму -начинайте«воспитание».

Для малыша 6-7 месяцев нормально

– установившееся регулярное расписание еды-сна

– ест 4-5 раз в день

– спит 10-12 часов ночью

– идет в кроватку охотно и без проблем

Если ваш ребенок полностью соответствует такому описанию, не расслабляйтесь слишком, так как всякие мелкие детали легко могут разрушить хорошую привычку ко сну у маленького ребенка. Старайтесь поддерживать регулярность еды-сна и повторяемость действий перед отходом ко сну.

С возраста 7-9 месяцев малыш уже не заснет, если слишком устал. В этом возрасте дети умеют не засыпать, даже если очень устали. Иногда потому, что хотят остаться подольше с родителями, иногда потому что слишком устали или возбуждены и т.д. Не давайте себя уломать. Укладывайте ребенка спать в одно и то же время, повторяя одни и те же действия. Старайтесь не растягивать ваши действия по укладыванию ребенка на час (мечта малыша). Дети, которые уже умеют говорить, быстро научаются подкупать родителей: еще один поцелуйчик, прочитай еще одну сказочку, только одну и т.д., хочу пить, хочу писать… Если ребенок очень настаивает на еще одной сказочке, прочитайте ему мотонным голосом известную сказку. Не читайте ему на ночь ничего интересного и возбуждающего! Это мешает ему заснуть!

После года малыш постепенно переходит с двух дневных снов на один. Это трудное время, так как есть период, когда один сон – это мало, а два – много, но проблема исчезает за 1-2 месяца. После обеда ребенок должен спать до 4 лет, а лучше до 5-6. Многие родители и воспитатели разрешают не спать ребенку уже в 3 года. Это слишком рано. Ребенок в три года способен не спать днем, но в этом случае он слишком устает вечером, у него слишком глубокий сон, что в свою очередь может привести к различным проблемам ( ночные кошмары и т.д.).

Когда мы понимаем, что ребенок научился спать. Ребенок может прекрасно спать и в 10 месяцев, без видимых проблем. Однако, по крайней мере до 5 лет надо быть внимательными, так как какое-нибудь событие (переезд, появление братика и т.д.) может разрушить хорошие привычки. Как только вы заметили появление проблем, применяйте метод, описанный в главе 4. Так что наш совет: даже если ваш ребенок уже умеет спать, будьте внимательны, соблюдайте вечерние процедуры и расписание.

Последнее замечание: будьте реалистами!!!

Многие родители не умеют быть реалистами и хотят от детей невозможного. Если ваш ребенок в первый месяц жизни спал меньше нормы для его возраста, то и в три года после применения нашего метода, он будет спать меньше. Если он научился спать, он будет ложиться в кровать без проблем, не будет просыпаться ночью, будет спать 10 часов. Но он не станет соней, если он не соня от природы!

Многие родители радуются когда дети много спят днем (наконец-то можно заняться своими делами!). Ребенок не может спать 4-5 часов после обеда и 12 часов ночью! Даже если вам это очень приятно, что ребенок спит, разбудите его после 2-3 часов сна. Ребенок никогда не должен спать днем не просыпаясь больше 3 часов!

Другие родители укладывают малыша в кровать в 8 вечера и хотят, чтобы он проснулся в 10 утра. Ребенок – не заводной робот! У него свои биологические ритмы, их надо уважать, а не разрушать!

Идеальная пижама– это такая, в которой ребенку не жарко и в которой он может спать без одеяла. Маленькие дети всегда раскрываются ночью.

ГЛАВА 4

Начнем с начала, или как исправить привычку ребенка ко сну. Что является нормальным для малыша и что нет? Когда мы можем говорить о детской бессоннице?

Многие родители считают нормальным вставать ночью 2-3, а то и 4-5 раз к полуторагодовалому ребенку, чтобы дать ему бутылочку. Но это НЕ НОРМА, точно так же, как и случай, когда 8-месячный малыш не спит до полуночи без всяких признаков усталости, или когда годовалый малыш начинает громко кричать, как только мама, положив его в кроватку, хочет выйти из комнаты.

С 6-7 месячного возраста все дети должны уметь:

– идти в кроватку без плача и с радостью

– засыпать сами без посторонней помощи одни в комнате

– спать 10-12 часов без перерыва

– спать в своей кроватке (а не в кровати родителей), в темноте без включенного ночника

Это описание применимо ко всем здоровым детям если у них нет колик (которые обычно проходят к 4-5 месяцам), непереносимости молока, ОРЗ, бронхита и т.д. Если вашему малышу уже 6 месяцев, и он не болен, но пока не научился спать всю ночь, в будущем у него могут возникнуть проблемы с детской бессонницей.

Детская бессонница объясняется:

– в 98% случаев неправильной привычкой ко сну

– в 2% психологическими проблемами (см. конец главы)

Детская бессоница, вызванная неправильными привычками, имеет следующие характеристики:

– ребенку не удается заснуть самому без посторонней помощи

– просыпается ночью (от 3 до 15 раз) и не может сам заснуть снова и требует помощи родителей (укачивание, бутылочка и т.д.)

– поверхностный сон – малейший шум может разбудить его

– спит меньшее количество часов, чем указано в таблице для его возраста

В подобных случаях родители прибегают к вспомогательным методам: покачать малыша, погладить по головке, дать поесть, попить и т.д. Малыш в конце концов засыпает, но проблема в том, что когда он опять проснется, надо все начинать сначала.

Если вы решились изменить данную ситуацию вы должны следовать следующему правилу: надо строго следовать нашим указаниям, следуйте им буквально, малейшее отклонение или изменение может привести к неудаче!

Что надо для выработки правильной привычки ко сну? Повторим общие правила:

– родители должны быть спокойными и уверенными в том, что делают, а также всегда следовать одной и той же схеме в поведении при укладывании малыша, создать ритуал.

– ребенок должен ассоциировать сон с внешними элементами, которые могут оставаться с ним всю ночь: кроватка, мишка, соска, любимое одеяло и т.д.

Итак, забудем прошлое и представим, что наш малыш родился сегодня.

Начнем с выбора внешних элементов. Помним, что они должны оставаться с малышом всю ночь (то есть не должны быть опасными, слишком мелкими, чтобы он мог их проглотить, твердыми, чтобы он во сне не ударился и т.д) и что они не должны требовать нашего присутствия (например, бутылочка с чаем не подходит, так как кто-то ночью ее должен наполнять). С ребенком 2-5 лет можно подготовить рисунок чтобы повесить над кроваткой. После ужина папа (мама) говорит малышу: «Идем в комнату, нарисуем красивую картинку». Малыш может сам нарисовать солнышко или облачко над домом, а папа добавить птичку или деревце и т.д. Мама может приготовить карусель чтобы повесить над кроваткой ( достаточно вырезать из бумаги куколку, самолетик, сделать шарик из блестящей бумаги и при помощи веревки или резинки повесить над кроваткой). Вы не должны создавать шедевры, можете просто купить что-нибудь подходящее. Главное, чтобы у ребенка появилось что-то принципиально новое, чего раньше не было и что ему нравится.

Если раньше каждый вечер вы укладывали его спать по-разному, теперь надо создать ритуал. Решите сами, что вам удобнее: купание, ужин, полчаса игры и в кровать. То, что вы сейчас решите, вы должны будете проделывать каждый вечер одинаково.

Позволим дать вам несколько советов. В соответствии с естественными биологическими ритмами лучше всего давать ребенку есть по следующему расписанию: завтрак около 8 ч., обед около 12, полдник около 16 и ужин около 20. Старайтесь сильно не отклонятся от этого расписания, так как это биологические ритмы детей. В любом случае, если вы по каким-либо причинам не можете придерживаться всего этого расписания, помните: ребенок легче всего засыпает зимой в 20.00.-20.30, а летом в 20.30 – 21.00. Это связано с особенностями работы головного мозга малышей.

Первый день перевоспитания. Итак, у вас все готово, расписание и вечерний ритуал выбран. После ужина папа (мама, бабушка) играют с малышом в спокойные игры минут 10-15, потом вместе вешают рисунок над кроваткой. Объясняют, что это – плакат, и что он будет всю ночь спать вместе с малышом. Если малыш спит еще с соской, купите ему несколько, разложите их по кроватке, чтобы малышу в темноте было легко найти хотя бы одну. Если вы не продумаете этот момент, малыш вас разбудит ночью, чтобы вы помогли ему найти соску и тогда – прощай, перевоспитание!

Второй шаг: мама или папа выбирают игрушку из тех, что уже есть у малыша и дают ему имя. После этого говорят малышу: Это твой друг Мишка (Петя и др.). Он будет спать с тобой всю ночь. Не давайте выбирать малышу: помните, мы знаем как нужно спать и учим его, а не он нас, теперь решаете вы. Даже если вашему ребенку 4 года, в данной ситуации мы должны обращаться с ним, как с новорожденным, который еще ничего не знает и не умеет.

Если вы должны лишить чего-то своего малыша, что он имел раньше (бутылочка и т.д.), объясните ему, что новые его ночные друзья заменяют старые и что они остануться с ним на всю ночь и утром, когда он проснется будут еще с ним.

Помните

-запросы и требования малыша в момент укладывания могут повлиять на правильную привычку ко сну

-ребенок не должен указывать родителям, как он должен спать и что для этого ему нужно, в данной ситуации родители – учителя, а дети учатся спать, а вовсе не наоборот. Спокойный, уверенный тон родителей должен показать это детям.

Итак, настал момент положить вашу крошку в кроватку. Ведите себя так, как будто вы это делаете каждый день. Спокойного переоденьте малыша, положите его в кроватку и укройте. Не надейтесь, что крошка закроет глазки, повернется на бочок и захрапит. Во-первых, малыш еще «не перевоспитан», во-вторых, он уже понял, что вы ему подготовили какой-то сюрприз. Скорее всего, он сразу же вскочит на ноги и начнет кричать диким голосом, как только поймет, что мама хочет выйти из комнаты. Не старайтесь уложить его сразу же опять. Сядьте рядом с кроваткой или возьмите его на колени и скажите ему: «Котик, мама и папа хотят научить тебя спать. Посмотри, ты остаешься не один: с тобой твой мишка, рисунок и т.д. Они все с тобой будут спать всю ночь». Эта речь займет от 0,5 до 2 минут. Зависит от того, что вы включите в список (занавески, велосипед рядом с кроваткой и т.д.). Главное, не раздражаться и говорить спокойно. Совсем не имеет значения, хорошо ли ребенок понимает, что вы ему говорите. Скорее всего, во время всей ваши речи ребенок будет кричать как резанный в надежде, что ему удасться вернуть былые времена. Не обращайте внимания на плач, продолжайте говорить. Это моменты, которые требуют от вас силы воли и мужества. Ваш малыш будет готов на все, чтобы не потерять свои «привилегии». Приведем только короткий список, на что были способны дети в нашей практике, чтобы разжалобить родителей и вернуть «свое счастливое прошлое»: дети рыдали, делали грустные лица, просили пить, писать и есть, устраивали истерики с икотой, вызывали у себя рвоту, какали и т.д.

Несмотря на весь этот спектакль, который ваш малыш вам устроит, вы должны не терять спокойствия и помнить: вы учите его спать, а не он вас. Вы делаете это для его будущего, для его здоровья и для вашей нервной системы.

После вашей короткой речи, приведенной выше, положите снова малыша в кровать.

Внимание:после этого момента его нельзя трогать до следующего утра. Если он снова встает, не обращайте внимания. Скажите: «Спокойной ночи, рыбка (киска и т.д.)», выключайте свет и выходите из комнаты. Дверь оставьте почти полностью закрытой (маленькая щелка чтобы слышать, что происходит).

Внимание:нет никакой разницы, какой у малыша возраст: 6 месяцев или 5 лет. Разница только в том, как он сможет с вами бороться. Шестимесячный малыш может только плакать, а 4-5ти-летний может говорить, кричать, просить, вылезать из кроватки и т.д. На этот случай мы советуем организовать какую-либо преграду для выхода из комнаты.

Не запирайте дверь на ключи т.д. Это может терроризировать вашего ребенка! Не бойтесь, если он уснет на полу и т.д. Во-первых, дети это делают редко, так как любят удобства, а во-вторых даже в этом случае цель достигнута – малыш заснул сам. Вам потом надо только переложить его в кроватку.

… продолжение в комментариях

www.baby.ru

Спите спокойно. Как научить ребенка засыпать самостоятельно, Эдуард Эствиль — «31.07.15 г. Обновление.Таки да, мы научились засыпать самостоятельно и даже плавно закончили ГВ. НО! Невероятный Эстивиль: шаг назад! + цитаты и ссылка на книгу + опровержение метода от Эстивиля. Обновила: опыт с 10 месяцев до трех лет»

Сон – очень важная часть жизни малыша и всей его семьи. Как говорится, во сне детки растут. А очень многие дети засыпают тяжело, часто просыпаются по ночам (это наш случай), иногда не спят по несколько часов.

 

Доктор Эстивиль, испанский доктор, специалист по нарушениям сна – автор книги «Спите спокойно». Кстати сказать, книга впервые вышла в свет давно, аж 1996 году.

 

Суть книги – научить ребенка спать самостоятельно. Каким образом? Методом ингорирования детского плача. Метод не нов, о нем писал доктор Спок (уж он-то лучше всех знал как воспитывать детей). Подобный метод используется во всех домах малютки, там деток никто не пестует, им приходится спать.

 

Не буду приводить всю книгу (читать здесь), остановлюсь на некоторых моментах:

 

К детям какого возраста применим метод?

 

Лично для меня – это нечто нереальное, чтобы деть спал всю ночь.

 

Если прочитать книгу и применить методику, что получится из этого?


 

Как должны спать и засыпать малыши?


 

Что нельзя делать?


 

Как научить малыша засыпать?

 

Данная мысль – создать СВОЙ ритуал – мне кажется очень правильной, ведь малыши любят рутины, их не радуют неожиданности.

 

Далее укладываем ребенка спать и выходим из комнаты. А заходим через промежутки времени, указанные в следующей таблице:

 

Данный способ укладывания нужно применять и днем и ночью, доктор Эстивиль обещает, что ребенок научится засыпать и спать за 3-4 дня.

________________________________________________________________________________________

 

КАК МЫ СПАЛИ.

В первые два месяца, сыночка можно было покормить и положить в кроватку, немножко похлопав глазками, он засыпал. Ближе к двум месяцам мог побуянить вечерами, но ночами спал. Правда, просыпался каждые два-три часа, мы были на ГВ по требованию. Я ребенка кормила, затем перекладывала в кроватку, так проходила наша ночь, длинною 12-13 часов. Ночных «концертов» у нас не было.

 

В четыре месяца наша система дала сбой. Мы тогда сделали первую АКДС. Да здравствуют бессонные ночи! Ходили, носили, качали, пели песенки. Лежать и рыдать в кровати ребенку не дали, полагая, что если бы ему было хорошо, то он и дальше спокойно спал. Врачи только руками разводили. Тяжелые были ночи.

 

К шести месяцам опять научились спать и засыпать, только засыпали на груди. Спали ночью по 3-4 часа, сосали и опять спали (ночь 12-13 часов). Так сын стал спать с нами на диване. Днем тоже спали на диване, ГВ=СОН, я потихоньку уходила делать домашние дела.

 

Так продолжалось до десяти месяцев. Парень мой был ленивый, и сам понял как нужно садиться только в десять месяцев (и сразу стал вставать). К этому времени стало уже страшно его оставлять одного на диване, а каждый раз лежать с ним – это не для меня, не сплю днем. Пришлось развести понятия ГВ и СОН.

 

Я кормила ребенка и перекладывала его в кроватку. Далее уходила, собрав свою волю в кулак, потому что мое сидение рядом, сына на сон не вдохновляло. Он быстренько вскакивал на ножки и протягивал ко мне руки. Далее было по Эстевилю, но с нашими поправками: заходила в комнату, укладывала плачущего ребенка, потому что он стоял, объясняла, что надо спать, снова выходила. Выдерживала интервалы не более пяти минут, не только в первый, но и в последующие дни. Дней за пять сын привык засыпать в кроватке сам. Далее и рыданий не было, поболтает, поиграет и спит. Так у нас было только на два дневных сна.

Z-z-z… Он наигрался и спит. Рыданий не было. Год и месяц

Ночью по Эстивилю не спали. Все также спал со мной, после того как я ложилась спать, просыпаясь каждые 3-4 часа, чтобы подкрепиться.

 

К году году активно стали резаться зубки (в 11 месяцев было всего два зуба), бывало ночью по несколько часов не спали, или спали на нурофене, иначе никак. По Эстивилю, ребенок должен сжать свои режущиеся зубки и спать, не плакать.

 

Как только зубки порезались, сыночек стал сразу спать спокойнее и длительнее и днем и ночью. Мы все также были на ГВ пот требованию ночью (обычно 3 раза), а днем и вечером засыпали без проблем. Спасибо Эстивилю.

 

К полутора годам сын стал спать дольше по ночам, просыпался на ГВ 1-2 раза. Но в год и восемь, наша система засыпания дала сбой (зубы снова), на ночь стала укладывать на груди, иначе вообще никак было. В год и десять прорезались наши зубки, ребь успокоился. Решила укладывать на ночь без ГВ, да и вообще уже хотелось закончить ГВ плавненько, потому что сын уже был готов.

 

Сказала сыночку что Сися ВАВА, болит, кушать нельзя (намазала зеленкой), ребенок посокрушался, но не плакал. Я его по вечерам по своей схеме Эстивиля укладывала, никаких особых рыданий не было, похныкивал, да грудь все проверял. Ночью думала, если уж совсем никак, то покормлю (он ночью даже не просыпается, когда сосет). На удивление спал спокойно, проснулся раз, воду попили и дальше спать. Две ночи совсем не просыпались (он понял, что молока не будет и не проснулся!).

 

Прошла всего неделя (закончили ГВ 12 мая).

 

Днем я его кладу в кровать – у него тут же глазки закрываются и спит (у нас с года так). Вечером укладываемся тяжелее, по полчаса, встает, я захожу, обнимаю, целую (Эстивиль не рекомендует), кладу, никаких криков нет, так похныкивает. Днем спит по два с половиной — три часа, ночью по 11-12 часов.

 

Еще до второго нашего раза применения метода Эстивиля, мне попалась эта статья:

 

В ней Эстивиль извиняется за свой метод, и говорит, что к младецам метод не применим. При помощи гугл-переводчика, смысл улавливается хорошо.

 

Несмотря на это опровержение, метод применила, потому что у меня получилась очень мягкая вариация метода. К тому же мы мягко закончили ГВ (ребенок перестал сосать грудь, просто зажимал ее зубами, понятно, что это мега-больно) тоже в какой-то степени благодаря методу Эстивиля (пишу, а сама плачу, потому что уже больше никогда сынок не будет так сладко сопеть мне носиком в грудь).

 

ОБНОВЛЕНИЕ:

1. Отпуск. Год и одиннадцать — два и два. Моя система укладывания дала сбой, так как уложить ребенка по Эстевилю не представлялось возможным. Я ложилась с ним на диван, спиной к сыну, чтобы не веселился. Так мы укладывались почти три месяца на дневной и ночной сон. Иногда днем полежав вставали, ребенок не засыпал.

2. Приехали домой. Ребенок не среагировал на бабушек, зато обрадовался своим игрушкам. Из этого сделала вывод, что он и кровать вспомнит. Прилетели утром. В обед уложила спать в кровать по своему ритуалу. Лег спокойно. Уснул.

Далее был период когда спал и не спал, кушали и играли среди ночи, так как мы сменили восемь часовых поясов. Когда малыш адаптировался все вошло в норму.

3. Два с половиной года. Для нас это возраст взросления. Сын стал иногда не засыпать днем. Но это не мешает мне все также его укладывать днем спать. Наш ритуал ребенок воспринимает спокойно, ложится в кровать с желанием. Может полежать, поиграть (иногда часа полтора).

Только мы все так же спим в кровати с «забором», если бы сменили ее на более взрослую кровать, думаю, что сын не стал бы днем лежать.

4. Сыну два и восемь. На ночь укладывается спокойно. Днем, когда засыпает, то тоже все тихо, быстро, спокойно. Когда не спит, то не хнычет. Полежит, поиграет. у нас несколько небольших игрушек в кровати. Днем спит с разной периодичностью: день спит, три — нет; два дня спит, два не спит.

5. Два года и одиннадцать месяцев — по настоящее время. Сын совсем перестал засыпать днем. Довольно хорошо обходимся теперь без дневного сна. Вечером ложимся по своему ритуалу без истерик, капризов. Книжки на ночь по часу не читаю, колыбельные не пою. Засыпает сам за 10 — 25 минут. Периодически зовет, поцеловать, укрыть одеялом, попить. Прихожу сразу. Отпускает спокойно.

 

Метод рекомендую, но только очень аккуратно, чтобы у малыша не было психологической травмы.

Мамочкам желаю терпения. Малышам только сладких снов.

irecommend.ru

Метод Эстивиля — Письма — Доктор Комаровский

Письмо-предупреждение родителям

Я бы хотела поделиться нашим опытом приучения ко сну методом испанского доктора Эстивиля и заодно предостеречь. Сразу надо отметить, что метод РАБОТАЕТ!
Метод довольно жесткий, и чтобы начать приучать ко сну этим методом, надо дойти, как говорится, до ручки. Наш малыш вначале довел меня до хронического недосыпа: стал просыпаться каждые два часа, а то и чаще — через полчаса, через 15 минут. Плотный ужин был, потеря энергии была, прохладная ванна была, проветрено было, увлажнено, ни бутылочка, ни соска, ни грудь — ничего не помогало в продлении сна сына. В поисках «как наладить сон ребенка» наткнулась на метод Эстивиля (приучение через плач). Я давно бы этот метод применила, но наш папа, наша бабушка, которая живет с нами, далеко не сторонники, «чтоб ребенок поплакал». Мне было неудобно, стыдно, когда ребенок только начинал хныкать, делала все, лишь бы он не заплакал, потому что не хотелось выглядеть в глазах близких мегерой, злой матерью, которая не хочет или не может успокоить ребенка. И оказалась в заложниках у такой ситуации! Я так поняла, от метода «не давать ребенку плакать» страдала больше всех я …
В итоге, на 10-й месяц недосыпа и мучений совести желание поспать возобладало и я начала наступление по всем фронтам, дабы убедить, что сына надо приучать спать именно этим методом.
Но наш папа пожалел ребенка и, согласившись на этот метод, решил его модернизировать. Ему казалось слишком жестоким положить ребенка и уйти. Он клал сына и сидел рядом с кроваткой, гладил его, разговаривал, уговаривал уснуть, давал бутылочку с водой… В конце концов, через неделю сын не начал спать всю ночь без пробуждений, не начал засыпать без слез и криков, как это обещают в книге. Папа своими «помоганиями» только увеличил интервалы засыпания, а малыш, видя, что во внимании ему не отказывают, плакал, плакал и плакал, требовал и требовал. Муж осознал, что метод эффективен все-таки только тогда, когда следуешь строго методике, описанной в книге. Начали делать всё по книге…
И, о чудо, наш ребенок уже через 3 дня, САМ попросился в кроватку, лег и уснул! А мы наконец-то выспались!!! Мы и теперь высыпаемся. И это счастье — выспавшаяся мама, которая теперь не ворчит постоянно, и выспавшийся папа, который не уснет за рулем по дороге на работу и не попадет в аварию!
Спросите, а в чем же, собственно, недостатки? Расскажу на примере одной из наших ночей.
Был обычный день, обычный ужин, обычное засыпание сына в кроватке. В час ночи сын проснулся, кряхтел, я оставила ночные кормления и поэтому решила покормить, раз проснулся, заодно поменять подгузник. Сын от груди отказался (такое было в первый раз!), а когда меняла подгузник, он лежал и не сопротивлялся, и даже не хныкал (пожалуй, такое тоже было в первый раз). Я подумала, что он, наверное, сильно устал и очень хочет спать.
Через час я проснулась от того, что он как-то странно покашлял. Думаю, ну если сейчас расплачется, то подойду. По методу надо подходить к ребенку, если он прям плачет, кричит, истерит. Но ничего не последовало.
А еще через час я проснулась не от плача, не от того, что ребенок встал в кроватке и бренчит бутылочкой, а от того, что его (как бы выразиться-то?…) пробрал понос со страшной силой! Конечно же я подскочила, взяла ребенка на руки, и, прижав к себе, чувствую, что лицо у него мокрое, а сам он прижался ко мне и повис, как тряпочка. Включаем свет, и тут понимаем, что час назад он не кашлял как-то странно, а это, оказывается, его вырвало.
Даже сейчас, когда после того случая уже прошло больше месяца, я пишу, а мне стыдно, страшно за моего ребенка! В ту ночь я сильно испугалась. Нет, не за то, что я не смогу помочь ребенку при рвоте и поносе (благодаря Вам, Евгений Олегович, я четко знала, ЧТО надо делать), а за то, что я, слепо следуя методу, не подошла и не проверила ребенка, а он мог и захлебнуться своей рвотой! За то, что я ничего не заподозрила после его первого странного просыпания, когда он не взял грудь, не оказывал сопротивления… Корю себя за невнимательность, за отсутствие чуткости к поведению ребенка. Оправдывает меня только то, что днем и вечером ничего не предвещало беды, и предугадать такое развитие событий никто не мог.
Мы потом еще до утра не спали, проводили регидратацию, старались не паниковать, чтоб ребенок меньше нервничал, и все обошлось! Строгая диета и прогулки в коляске на свежем воздухе помогли окончательно выздороветь.
Выводы. Метод действительно помогает наладить сон ребенка, но надо внимательно следить за ребенком, за малейшими изменениями его поведения. Любое нестандартное поведение должно послужить сигналом для пристального наблюдения за ребенком. Применяя этот метод и помня о нашем случае, возможно, будет разумнее воздержаться от переселения ребенка в отдельную комнату, пока он не научится словами объяснять свое состояние. Может, я сгущаю краски, но мне страшно представить, что было бы, если бы ребенок спал в отдельной комнате, я бы просто не услышала ни «странного кашля», ни поноса… А что я увидела бы утром в кроватке?? А вот если ребенок умел бы говорить, то при первом пробуждении он, скорее всего, мне бы сказал, что его тошнит (ну может, не прям таким словом, но как-нибудь бы сообщил).
P.S: а во всем виновата помидорка, съеденная за ужином! Сын уже ел помидоры, поэтому мы не предполагали такого развития событий. Видимо, эта помидорка была особенно «химической» или вирус какой на ней был.

Puumala

опубликовано 21/01/2014 14:45
обновлено 31/10/2017
— Интересные письма

letters.komarovskiy.net

«Теория Эстивиля фашистская и применять ее на детях негуманно и бесчеловечно!»



фото: designhermomma

В Италии продолжается бурная дискуссия, в центре которой — нашумевшая методика испанского врача Эдуарда Эстивиля.


Доктор возглавляет клинику лечения нарушенияй сна. Его книга «Спите спокойно» впервые вышла в Барселоне в 1996 году, а затем была переведена на итальянский язык (Eduardo Estivill “Fate la nanna”). В последнее время она набирает популярность по всему миру.

Методика состоит в том, что в зависимости от возраста ребенка применяются разные методы по укладыванию его в кровать. До определенного возраста (6-7 месяцев) малышу свойственно не спать всю ночь, он может часто просыпаться. Далее, по мнению Эстивиля, ему необходима помощь родителей, чтобы научиться спать правильно. С 6 месяцев до 5 лет, по Эстивилю, формируется привычка отхода ко сну. Ребенок в таком возрасте уже в состоянии проспать около 10-12 часов, не просыпаясь. Нужно либо помочь ему в освоении умения спать одному в течение всей ночи, либо перевоспитать его, если он уже приучен к неправильному сну.

Перевоспитание заключается в том, что ребенка укладывают спать в соответствии с неким ритуалом — читают ему на ночь сказку, делают массаж, разговаривают. Сам ритуал не так уж важен, считает Эстивиль, главное, чтобы он происходил каждый вечер в одно и то же время. Далее ребенка кладут в постель в его комнате, желают спокойной ночи и говорят, что теперь он должен научиться засыпать сам. После этого ребенка оставляют одного. Родители не должны обращать внимания на то, что ребенок может начать тревожиться и плакать. Они подходят к его кроватке через определенные промежутки времени и спокойным уверенным тоном говорят малышу, что он способен спать сам. При этом не допускается брать ребенка на руки. Через какое-то время ребенок успокаивается и засыпает.

Собственно, идею Эстивиля нельзя назвать революционной, так как ранее подобная техника укладывания ребенка в кровать была сформулирована Ричардом Фербером в 1980-х гг.

Итальянские родители разделились на два лагеря: многие утверждают, что им эта книга действительно помогла и после долгих бессонных ночей они наконец смогли отдохнуть и выспаться.

Все, кто воспользовался методикой, отмечают ее эффективность. После трех ночей, в течение которых ребенок плакал иногда по 30-50 минут, наступало блаженное спокойствие. Ребенок начинал засыпать в положенное время сам, без капризов, и спал на протяжении всей ночи.

Некоторые прямо признаются, что для применения методики нужно проявить себя не с самой лучшей стороны:

«Внутри тебя прячется нацист. Может быть, ты не знаешь об этом, но он затаился где-то в глубине твоей души. Настало время разбудить его, чтобы встретиться с маленьким чертёнком», — пишет Клаудиа Де Лилло.

«Никто еще не умирал от плача. Поэтому если ребенок, как одержимый, издает ужасные вопли из своей кровати, то он не страдает, а воплощает в жизнь дьявольскую стратегию по вашему порабощению», — обращается Де Лилло к неопытным родителям. Она является страстной поклонницей метода Эстивиля, потому что после 3-4 ночей «зверь укрощён» и можно спать спокойно.


фото: joannagoddard

Другие родители считают, что теория Эстивиля фашистская и применять ее на детях негуманно и бесчеловечно.

Основные аргументы против:

  • Во-первых, биологические ритмы ребенка сильно отличаются от периодов сна и бодрствования у взрослых, дети просто физически не могут спать всю ночь в возрасте 6 месяцев.

  • Во-вторых, многие критикуют механистический подход, лежащий в основе методики Эстивиля. Все дети разные, и родители могут сами понять, что лучше для их ребенка.

  • В-третьих, плач малыша обычно можно отличить от капризов. Он в любом случае говорит о какой-либо базовой потребности, которую надо удовлетворить, будь то  голод, жажда, холод, недомогание, усталость, страх и т. д.

  • И, наконец, множество родителей содрогаются только при мысли о том, что им придется оставить своего ребенка рыдать, заперев его в отдельной комнате.

Впрочем, некоторые родители предлагают использовать метод Эстивиля с особой осторожностью, согласовывая его со своими внутренними убеждениями и не перегибая палку. Рациональное зерно в теории есть, признают они — разумно создать ритуал отхода ко сну (рассказать сказку, спеть песню, обнять игрушку и т. п.), который следует выполнять ежедневно в определенное время.


фото: joannagoddard

Есть и еще один аспект, редко привлекающий внимание.

Журналистка Джорджа Коцца указывает родителям на попытки лингвистических манипуляций со стороны автора. Для описания младенца используются следующие слова: «сопляк», «бандит», «хитрец», «чертёнок». Отдельные черты его личности намеренно нивелируются, чтобы они не смогли стать помехой на пути реализации метода. Журналистка уверена: Эстивиль прибегает к словосочетаниям с негативной окраской, чтобы заставить родителей поверить — ребенок, мешающий им уснуть, — их враг.

Детям приписываются коварные намерения и дурные наклонности:

  • «Он отлично знает, что такое поведение помешает его родителям…»

  • «Ребенок будет плакать и делать самое грустное личико из всего арсенала его мордашек. Это его смертельное оружие и он знает об этом»,


  • «К каким еще уловкам он прибегнет?»


  • Отношения между родителями и детьми изображаются как военные действия между людьми по разные стороны баррикад: «Будьте бдительны… вы можете попасться в его коварные ловушки».

Чтобы родители не могли отклониться от четких предписаний и следовать своей интуиции, Эстивиль заранее предупреждает их: достичь результата можно только при буквальном следовании его указаниям. Таким образом, он занимается перевоспитанием не только детей, но и самих родителей. 

И это ему зачастую удается: после «лингвистической атаки» Эстивиля родители могут взять на вооружение предлагаемый метод. Действительно, если мы не высыпаемся из-за маленьких, но злобных детей, использующих все возможные способы, чтобы довести нас до изнеможения, манипулировать нами, может быть, дать им поплакать несколько ночей подряд не так уж страшно? Это же на их благо, думают родители, прочитавшие книгу. Так дети избавятся от нарушений сна.


фото: markandlola

Стоит добавить, что Ассоциация культуры педиатров Италии выступила против этого метода.

«Мы еще раз выражаем наше несогласие с методом «обучения маленьких детей сну», который основывается на постепенном прекращении плача. Помимо обычного здравого смысла и научные исследования подтверждают, что физиология ребенка предполагает получение максимальной заботы со стороны взрослых, которые за ним ухаживают. Требование, чтобы маленький ребенок засыпал сам и спал в течение всей ночи без какого-либо контакта со взрослым, не соответствует физиологии ребенка и нереалистично. Этот метод может вызвать замешательство у родителей и огромный стресс у детей. Применение этого метода может в самом раннем детстве подорвать доверие к взрослым и самому себе и помешать наладить правильные отношения между родителями и ребенком. Кроме того, его применение может навредить грудному вскармливанию, если ребенок маленький», — говорится в обращении педиатров к уполномоченному по правам детей и подростков Италии Винченцо Спадафора.

 

По материалам: nonsolomamma.com, bambinonaturale.it, genitoricrescono.com, spazio-psicologia.com, pianetamamma.it


www.domrebenok.ru

Как уложить ребенка спать. Метод Эстивиля

Ваш малыш постоянно вас радует. Именно он является главным смыслом жизни. Но у молодой мамы часто бывает так, что она очень устает от ухода за малышом. Особенно выматывает каждодневное укачивание на дневной, вечерний и ночной сон. Когда малыш еще совсем маленький, уложить его спать не составляет труда. Но когда он подрастает и набирает в весе, укачивать его уже сложно женщине физически. И она начинает задумываться о том, как научить ребенка засыпать самостоятельно. В этом стремлении ей может помочь метод доктора Эстивиля. В этой статье мы постараемся рассказать о нем.

Испанский врач Эстивиль пришел к выводу, что у ребенка до 5 лет обязательно должен быть нормализован ночной сон, он непременно должен научиться засыпать без помощи родителей. Тогда в будущем у него не будет бессонниц и других проблем. Если же до 5 лет чадо не может укладываться в кровать без маминой помощи, то во взрослой жизни человек будет страдать от проблем со сном. Как гласит метод Эстивиля, ребенок от полугода уже может спать сам в своей комнате, в темноте и всю ночь не просыпаться. Нужно только лишь научить его этому. И не пробуйте искать отговорки: кишечные колики, зубы, болезни, просто займитесь приучением малыша к здоровому сну.

Итак, первое, что вы должны сделать, это отказаться от укачивания. Теперь вы не будете помогать ребенку засыпать. Вы должны быть спокойными, уверенными в своих силах. Возле вас должны находиться игрушка малыша, пустышка и кроватка, в которой ребенок спит. Делая каждый день одно и то же, ваш малыш постепенно привыкнет к вечернему ритуалу отхода ко сну. Метод Эстивиля подразумевает укладывание детей зимой в 20:00-20:30 и летом в 20:30-21:00. Именно в это время легче всего уснуть.

Метод Эстивиля, помогающий ребенку заснуть:

  1. Положите ребенка в кроватку. Ведите себя, как обычно, естественно. Укройте его одеялом. Почуяв неладное, ваш малыш, скорее всего, сразу же встанет или начнет плакать, увидев, что мама хочет уйти из комнаты. Не нужно сразу же пробовать уложить его снова. Присядьте рядом с кроваткой, скажите ребенку ласковым голосом, что «мама хочет научить тебя спать, погляди, возле тебя есть мишка, ты не один».
  2. После этого положите малыша обратно, пожелайте ему спокойной ночи и выйдите из комнаты. Будьте готовы к тому, что ребенок сделает все возможное, чтобы вы вернулись. Он будет устраивать истерики, громко плакать, стоять у кроватки, нервничать. Советуем вам набраться терпения и мужества, ведь борьба только началась. Ни в коем случае не сдавайтесь и не берите малыша на руки укачивать. Он поймет, что может добиться своего, и метод Эстивиля не будет действовать.
  3. После того как вы вышли из комнаты, каждые 3-5 минут заходите обратно. Но не с целью успокоить или помочь уснуть, а показать, что мама рядом и никуда не делась. Вернувшись, скажите, что нужно спать и пожелайте спокойной ночи. Постепенно время можно увеличить до 5-10 минут и больше.
  4. Наберитесь сил, выдержите самые проблемные первые дни. Стоит помучиться один раз, зато потом ваш ребенок сможет научиться засыпать самостоятельно! Обычно малыши плачут около часа или двух, после чего засыпают.

Многие не признают метод Эстивиля, отзывы о нем оставляют плохие, считают, что так можно испортить ребенку психику. Но другие мамы отмечают то, что это очень помогает избавиться от укачивания. При этом ребенок остается психологически здоровым. Брать на вооружение метод Эстивиля или нет, каждая мама решает сама.

fb.ru

Методика Эстивиля или как научить малыша засыпать самостоятельно.

Я против этого метода, считаю его жестоким и вот наткнулась в инете на статью из журнала «Домашний ребенок».

В Италии продолжается бурная дискуссия, в центре которой — нашумевшая методика испанского врача Эдуарда Эстивиля.

Доктор возглавляет клинику лечения нарушенияй сна. Его книга «Спите спокойно» впервые вышла в Барселоне в 1996 году, а затем была переведена на итальянский язык (http://www.amazon.it/semplice-insegna-risolvere-linsonnia-bambino/dp/8885957307”). В последнее время она набирает популярность по всему миру.

Методика состоит в том, что в зависимости от возраста ребенка применяются разные методы по укладыванию его в кровать. До определенного возраста (6-7 месяцев) малышу свойственно не спать всю ночь, он может часто просыпаться. Далее, по мнению Эстивиля, ему необходима помощь родителей, чтобы научиться спать правильно. С 6 месяцев до 5 лет, по Эстивилю, формируется привычка отхода ко сну. Ребенок в таком возрасте уже в состоянии проспать около 10-12 часов, не просыпаясь. Нужно либо помочь ему в освоении умения спать одному в течение всей ночи, либо перевоспитать его, если он уже приучен к неправильному сну.

Перевоспитание заключается в том, что ребенка укладывают спать в соответствии с неким ритуалом — читают ему на ночь сказку, делают массаж, разговаривают. Сам ритуал не так уж важен, считает Эстивиль, главное, чтобы он происходил каждый вечер в одно и то же время. Далее ребенка кладут в постель в его комнате, желают спокойной ночи и говорят, что теперь он должен научиться засыпать сам. После этого ребенка оставляют одного. Родители не должны обращать внимания на то, что ребенок может начать тревожиться и плакать. Они подходят к его кроватке через определенные промежутки времени и спокойным уверенным тоном говорят малышу, что он способен спать сам. При этом не допускается брать ребенка на руки. Через какое-то время ребенок успокаивается и засыпает.

Собственно, идею Эстивиля нельзя назвать революционной, так как ранее подобная техника укладывания ребенка в кровать была сформулирована http://en.wikipedia.org/wiki/Richard_Ferber в 1980-х гг.

Итальянские родители разделились на два лагеря: многие утверждают, что им эта книга действительно помогла и после долгих бессонных ночей они наконец смогли отдохнуть и выспаться.

Все, кто воспользовался методикой, отмечают ее эффективность. После трех ночей, в течение которых ребенок плакал иногда по 30-50 минут, наступало блаженное спокойствие. Ребенок начинал засыпать в положенное время сам, без капризов, и спал на протяжении всей ночи.

Некоторые прямо признаются, что для применения методики нужно проявить себя не с самой лучшей стороны:

«Внутри тебя прячется нацист. Может быть, ты не знаешь об этом, но он затаился где-то в глубине твоей души. Настало время разбудить его, чтобы встретиться с маленьким чертёнком», — пишет Клаудиа Де Лилло.

«Никто еще не умирал от плача. Поэтому если ребенок, как одержимый, издает ужасные вопли из своей кровати, то он не страдает, а воплощает в жизнь дьявольскую стратегию по вашему порабощению»,— обращается Де Лилло к неопытным родителям. Она является страстной поклонницей метода Эстивиля, потому что после 3-4 ночей «зверь укрощён» и можно спать спокойно.

фото: joannagoddard

Другие родители считают, что теория Эстивиля фашистская и применять ее на детях негуманно и бесчеловечно.

Основные аргументы против:

  • Во-первых, биологические ритмы ребенка сильно отличаются от периодов сна и бодрствования у взрослых, дети просто физически не могут спать всю ночь в возрасте 6 месяцев.
  • Во-вторых, многие критикуют механистический подход, лежащий в основе методики Эстивиля. Все дети разные, и родители могут сами понять, что лучше для их ребенка.
  • В-третьих, плач малыша обычно можно отличить от капризов. Он в любом случае говорит о какой-либо базовой потребности, которую надо удовлетворить, будь то голод, жажда, холод, недомогание, усталость, страх и т. д.
  • И, наконец, множество родителей содрогаются только при мысли о том, что им придется оставить своего ребенка рыдать, заперев его в отдельной комнате.

Впрочем, некоторые родители предлагают использовать метод Эстивиля с особой осторожностью, согласовывая его со своими внутренними убеждениями и не перегибая палку. Рациональное зерно в теории есть, признают они — разумно создать ритуал отхода ко сну (рассказать сказку, спеть песню, обнять игрушку и т. п.), который следует выполнять ежедневно в определенное время.


фото: joannagoddard

Есть и еще один аспект, редко привлекающий внимание.

Журналистка Джорджа Коцца указывает родителям на попытки лингвистических манипуляций со стороны автора. Для описания младенца используются следующие слова: «сопляк», «бандит», «хитрец», «чертёнок». Отдельные черты его личности намеренно нивелируются, чтобы они не смогли стать помехой на пути реализации метода. Журналистка уверена: Эстивиль прибегает к словосочетаниям с негативной окраской, чтобы заставить родителей поверить — ребенок, мешающий им уснуть, — их враг.

Детям приписываются коварные намерения и дурные наклонности:

  • «Он отлично знает, что такое поведение помешает его родителям…»
  • «Ребенок будет плакать и делать самое грустное личико из всего арсенала его мордашек. Это его смертельное оружие и он знает об этом»,
  • «К каким еще уловкам он прибегнет?»
  • Отношения между родителями и детьми изображаются как военные действия между людьми по разные стороны баррикад: «Будьте бдительны… вы можете попасться в его коварные ловушки».

Чтобы родители не могли отклониться от четких предписаний и следовать своей интуиции, Эстивиль заранее предупреждает их: достичь результата можно только при буквальном следовании его указаниям. Таким образом, он занимается перевоспитанием не только детей, но и самих родителей.

И это ему зачастую удается: после «лингвистической атаки» Эстивиля родители могут взять на вооружение предлагаемый метод. Действительно, если мы не высыпаемся из-за маленьких, но злобных детей, использующих все возможные способы, чтобы довести нас до изнеможения, манипулировать нами, может быть, дать им поплакать несколько ночей подряд не так уж страшно? Это же на их благо, думают родители, прочитавшие книгу. Так дети избавятся от нарушений сна.


фото: markandlola

Стоит добавить, что Ассоциация культуры педиатров Италии выступила против этого метода.

«Мы еще раз выражаем наше несогласие с методом «обучения маленьких детей сну», который основывается на постепенном прекращении плача. Помимо обычного здравого смысла и научные исследования подтверждают, что физиология ребенка предполагает получение максимальной заботы со стороны взрослых, которые за ним ухаживают. Требование, чтобы маленький ребенок засыпал сам и спал в течение всей ночи без какого-либо контакта со взрослым, не соответствует физиологии ребенка и нереалистично. Этот метод может вызвать замешательство у родителей и огромный стресс у детей. Применение этого метода может в самом раннем детстве подорвать доверие к взрослым и самому себе и помешать наладить правильные отношения между родителями и ребенком. Кроме того, его применение может навредить грудному вскармливанию, если ребенок маленький», — говорится в обращении педиатров к уполномоченному по правам детей и подростков Италии Винченцо Спадафора.
Советуем почитать:

www.baby.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о