Как окончить школу экстерном – Что такое экстернат, как перейти, онлайн экстернат и ЕГЭ, ОГЭ в экстернате Фоксфорд

Что такое экстернат, как перейти, онлайн экстернат и ЕГЭ, ОГЭ в экстернате Фоксфорд

Экстернат стал популярным в советское время, так как позволял получить аттестат без отрыва от производства. Рабочей молодёжи некогда было «прохлаждаться» в классах. Многие заканчивали «восьмилетку» экстерном, приходя в школу только за заданиями и на экзамены.

 

Вторя советской традиции, в законе об образовании, действовавшем с 1992 по 2012 год, экстернат выделялся как отдельная форма получения образования. Хотя, по сути, это был просто способ самостоятельного обучения. По негласному правилу, в 1990-е и 2000-е младшие школьники, желающие быстрее пройти программу, зачислялись на семейное обучение, а старшеклассники — на экстернат. Отсюда и пошло выражение «Окончить школу экстерном».

В новом законе «Об образовании» формы получения образования и формы обучения систематизированы и упорядочены.

Экстернат по закону 2012 года

Сейчас существует четыре ступени общего образования:

  • дошкольное — это ясли и детский сад для детей до 7 лет;
  • начальное — обучение детей до 11–12 лет;
  • основное общее — это средняя школа, где дети находятся до 14–15 лет;
  • среднее общее — это старшая школа, которую заканчивают в 17–18 лет.

Получать образование можно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций. Это называется формами получения образования.

Внутри каждой из них выделяются формы обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании»).

Формы обучения в образовательной организации:

  • очное;
  • очно-заочное;
  • заочное.

Формы обучения вне образовательной организации:

  • семейное образование;
  • самообразование.

‍«Где же экстернат?» — спросите вы? В современном законодательстве он трансформировался из формы обучения в форму аттестации.

Экстернат — это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. Когда самостоятельно осваиваешь программу и экстерном сдаёшь промежуточные и итоговые аттестации.

Чем отличается экстерн от обычного школьника

Экстерн находится на семейном образовании (самообразовании) и зачисляется в школу только для написания переводных контрольных и сдачи экзаменов.

Обычно экстернами являются:

  • Ребята, которым некомфортно в школе. Когда программа даётся легко и на уроках скучно или, напротив, учёба в тягость из-за плохих отношений с одноклассниками и учителями.
  • Ребята с серьёзными увлечениями. Когда спорт или творчество занимают так много места в жизни, что на школу не остаётся времени.
  • Ребята, которые постоянно переезжают или живут за границей. Когда нет возможности ходить в школу на родине, а родителям хочется, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
  • Ребята с проблемами здоровья. Когда ребёнок в школе постоянно болеет или слишком устаёт от идущих один за одним уроков.

Если говорить о личностных характеристиках, то экстерны, как правило, более самостоятельные и мотивированные, они очень дорожат временем. Почти у всех них есть жизненная цель, подогревающая тягу к знаниям.

Переход на экстернат

Чтобы учиться экстерном, необходимо изменить форму получения образования и выбрать школу для сдачи аттестаций. Подробнее об этой процедуре читайте в разделе «Вопросов и ответов», здесь же поговорим только об особенностях экстерната.

Когда можно уйти на экстернат

Учиться экстерном можно с первого класса.

С 1 по 9 классы экстернат имеет форму семейного образования — решение о переходе принимают родители. В 10–11 классах экстернат воплощается в форме самообразования (решение может принять сам старшеклассник).

Экстернат позволяет сократить срок обучения в школе: за год можно проходить программу сразу нескольких классов. Например, в январе закрыть 10-й, а уже в мае-июне сдать ЕГЭ и выпуститься из школы.

Но это необязательно — в экстернате можно учиться, последовательно переходя из класса в класс.

Где учатся на экстернате

Поскольку экстернат — это форма аттестации, а не обучения, зачислиться можно в любую государственную или частную школу. Главное, чтобы у неё была аккредитация, а уставом предусматривалось семейное обучение.

Специализированных школ, где обучают только экстернов, не существует.

Везде свои правила приёма. Где-то для перехода на экстернат достаточно пройти собеседование, а где-то смотрят на оценки и проводят тестирования.

Как учиться на экстернате

Экстернат предполагает освоение программы своими силами. В школу приходят только на консультации перед контрольными и экзаменами и непосредственно для аттестации.

Ошибочно думать, что экстернат позволяет изучать только то, что нравится. Аттестацию придётся сдавать по всем предметам государственного стандарта. В противном случае ребёнка не переведут в следующий класс, а

externat.foxford.ru

Как закончить школу экстерном 🚩 как писать заявление экстерном 🚩 Школы

Автор КакПросто!

Экстерн – возможность получить документ об образовании, не ограничивая себя рамками школьного расписания, да и вообще практически не появляясь в школе. Не забывайте только, что документ об образовании можно получить только в обмен на демонстрацию хороших, прочных и глубоких знаний, которые придется добывать самостоятельно.

Статьи по теме:

Инструкция

Самая простая форма – это бесплатный экстернат, который обязана предоставить любая обычная государственная школа. Для этого необходимо заявление на имя директора, написанное родителями учащегося или его законными представителями. При этом такой экстерн сохраняет право на пользования школьной библиотекой, на участие в конкурсах, олимпиадах и в тестировании. Количество консультаций перед экзаменами, возможность воспользоваться лабораторией и другими услугами школы регулируется местным законодательством. Такая форма экстерната не предполагает сокращения сроков обучения. Вся ответственность за получение знаний переходит на самого ученика и его родителей. Переведенный на бесплатный экстернат сам отвечает за свое обучение и в школу приходит только для сдачи экзаменов.

Школы с лицензией на оказание платных образовательных услуг предлагают более интересный вариант, позволяющий изучить программу 10 и 11 классов за один год. Это — интенсив, услуга, оказывающаяся на платной основе. Обучение проходит по специальному расписанию. Несколько раз в неделю надо посещать занятия в школе. Заниматься можно индивидуально или в небольшой группе, также возможно получение заданий через интернет. Обязательно нужно выполнять домашние задания и тесты. Обучение на интенсиве сильно отличается от того, как учатся в обычной школе. Материал изучается модулями, т.е. экстерну выдается основная теория по одному предмету, практические задания. Через некоторое время проводится тест. После того, как тест успешно сдан, начинается изучение следующего модуля (предмета).

Видео по теме

Обратите внимание

Согласно современному законодательству, не требуется никаких особенных причин, чтобы претендовать на право закончить школу экстерном. Это право закреплено в законе «Об образовании» и в Положении «О получении общего образования в форме экстерната».

Полезный совет

Стоимость индивидуальных консультаций в школе примерно такая же, как у надомных репетиторов. Групповые занятий обойдутся намного дешевле. Принимая решение об экстернате в частой школе, обязательно нужно проверить наличие письменной договоренности о сдаче экзаменов в государственной школе, иначе невозможно получить действительный документ о получении образования.

Совет полезен?

Статьи по теме:

Не получили ответ на свой вопрос?
Спросите нашего эксперта:

www.kakprosto.ru

Как закончить школу экстерном?

Всё больше школьников интересуются возможностью обучения на экстернате. Это позволяет учиться без ежедневного посещения школы. Родителям из-за отсутствия информации бывает непросто решиться перевести чадо на такую форму обучения. Потому стоит разобраться, как учиться и сдавать экзамены экстерном в школе, какие нюансы надо учесть.

Виды экстерната

В России разделяют 2 вида экстерната:

  1. Бесплатный. Предполагает учебу дома, но при этом нет возможности сократить срок обучения. Нужно знать, что ребенок имеет право рассчитывать на:
  • получение необходимой литературы в школьной библиотеке;
  • возможность посещения практических занятий;
  • на 2 часа консультаций перед экзаменами;
  • возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах.
  • Платный интенсив. Обучение проводится лишь в определенных заведениях. По составленному заранее расписанию проходят занятия в небольших группах или же индивидуально. Часть заданий ребята получают через интернет. Интенсив подойдет тем, кто интересуется, как закончить школу экстерном раньше срока. Программа предусматривает изучение курса 10-11 класса за 1 год.
  • В Украине не предусмотрено платного интенсива. Согласно законодательству, школьник вправе рассчитывать на бесплатное обучение любой формы, ему должны содействовать в желании ускорить учебу.

    Как перейти на экстернат?

    Для перехода на такую форму обучения необходимо заранее обсудить ситуацию с директором и написать заявление. Если ученику будет отказано по причине отсутствия мест, то тогда придется обращаться в другое учебное заведение.

    Ребенок должен получить план обучения, разработанный именно для него. Там должны быть указаны сроки аттестации, когда и как ее сдавать экстерном в школе.

    Что нужно учесть при переходе на экстернат?

    Родители должны оценить свои возможности:

    • смогут ли они помочь организовать режим и четкий график учебы;
    • хватит ли им времени и терпения для контроля;
    • смогут ли они в случае необходимости подсказать ребенку, объяснить материал, то есть достаточный ли багаж по школьным предметам у родителей.

    Также важно учитывать особенности ребенка, его способности к самоорганизации.

     

    womanadvice.ru

    Окончить школу экстерном можно, но стоит ли?

    Каждый школьник, переступивший рубеж девятого класса и сдавший первые в своей жизни серьёзные экзамены, уже должен иметь ориентиры на будущее. Многие ребята к этому времени уже решили, куда поступать, и знают, кем хотят стать. Порой это важное решение помогают сделать родители, также некоторое влияние оказывает круг общения. Некоторым хочется быстрее распрощаться со школьной жизнью и почувствовать себя в роли студента. На помощь таким ребятам приходит экстернат.

    Приказ об утверждении «Положения о получении общего образования в форме экстерната» вышел в 2000 году. Это форма получения образования имеет ряд преимуществ, которых нет у обычных школьников. Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно.

    Программу 10 и 11 классов можно пройти за один год со сдачей промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций. Главное преимущество в том, что освобождается время для подготовки в вуз. В этой форме обучения позволяется свободное посещение учебного заведения, но в обязательном порядке нужно проходить аттестации.

    Есть возможность для совмещения учёбы с работой либо с занятиями в другом учебном заведении. Существуют две вариации экстерната. В первом случае ребёнок находится полностью на самостоятельном обучении дома, посещая только экзамены в школе. В таком случае обучение будет бесплатным.

    Минус такой формы получения образования состоит в том, что если ваш ребёнок недостаточно ответственен, вряд ли вы сможете заставить его выучить учебник от корки до корки.

    Существует и другая форма экстерната. Это так называемый интенсив. Группа экстернов занимается три раза в неделю как в обычной школе. В этом случае учитель даёт основные темы для изучения и помогает ученикам подготовиться к аттестациям. Обучение в интенсивной группе находится на контрактной основе.

    Главный принцип экстерната — освободить учащихся от ежедневных многочасовых занятий в школе, таким образом сэкономив время, но при этом дать полноценное образование в меньшие сроки. Система экстерната подразумевает в себе подачу максимального количества информации в минимальный период времени.

    В прошлом году 12 тысяч российских школьников сдали экзамены и получили аттестат полного среднего образования экстерном, с каждым годом эта цифра растёт. Причём нужно заметить, что аттестат ничем не отличается, он точно такой же, как и у других школьников, которые посещали школу ежедневно, в нём нет пометок о форме получения образования экстерном.

    Мнения об экстернате среди педагогов существуют совершенно разные. С одной стороны они считают, что нельзя дать всей информации школьной программы двух классов за один учебный год. С другой стороны учителям нравится заниматься с детьми — экстернами.

    Ведь эти дети не задают вопросов: «Да зачем мне это нужно?» Не говорят: «Мне это неинтересно». Они знают, чего хотят добиться, ведь пришли в экстернат, имея чёткие установки на будущее.

    Ученики — экстерны довольны такой формой получения образования, так как это уникальная возможность не посещать школу ежедневно, и здесь не следят за прогулами, потому что это личное дело каждого.

    Татьяна Майданюк, оканчивающая школу экстерном в этом году, говорит: «Я считаю, что экстернат — это хорошая идея. Выбрав будущую профессию, есть возможность углублённо изучать те предметы, которые нужны для поступления в вуз, а те, которые не нужны, можно сдать досрочно, и не забивать ими голову попусту».

    Однако есть и другая точка зрения. Дмитрий Литвинов предпочёл продолжить образование в школе после 9 класса в стандартной форме. «Мне кажется, что обучение экстерном нужно для тех, кто хорошо учится, им будет легче делать всё дома и просто ходить в школу, чтобы сдавать экзамены. Мои знания находятся на достойном уровне, но для меня было бы сложно пройти за год сразу два и самостоятельно заниматься каждый день», — говорит Дима.

    Ещё одну важную оценку ставят экстернату родители. Их мнения также разделились.  Первые считают, что это очень хорошо, что у детей есть возможность показать свою самостоятельность и ответственность. Вторые думают, что знания, которые дают в интенсивных группах экстернов, поверхностные. В любом случае каждая семья сама решает, каким образом их ребёнок будет заканчивать два завершающих класса школы.

    www.pravda.ru

    Личный опыт: экстернат — Абитуриент.про

    Я закончила экстернат номер 1 в прошлом году. Учебное заведение привязано к гимназии 710, но имеет отдельное здание на Кутузовском проспекте. На выбор есть две  программы обучения: 10-11 классы за один год и 11 класс за полгода. Я заканчивала всю старшую школу за год.

    Это здание, в котором мы учились. У нас был всего один этаж, восемь наших аудиторий, столовая небольшая, два туалета, раздевалки и три кабинета для преподавателей, учебной части, директора и завуча.

    Я совершенно не жалею, что пошла в экстернат: учиться там гораздо интереснее, чем в школе. В экстернате помогают правильно расставлять приоритеты, понимать, куда следует тратить время, и готовят к университетской системе обучения.

    В прошлом учебном году нас всех делили на группы по 15 человек. На часть предметов мы ходили только своей группой, а другие, в основном — те, что проходили в формате лекций, — посещали несколькими группами.

    У нас были пары, а не уроки, и в неделю было меньше учебных часов, чем в школе. Например, в первом полугодии мы учились по такому расписанию:

     

    Ни у кого не было больше четырёх пар в день, и все они были разными. Учились мы по три дня в неделю. Это очень удобно, потому что много времени уходит у кого-то на тренировки, у кого-то — на подготовку к ЕГЭ, и тому подобное.

    Мы проходили всю программу в сокращённом виде, но, тем не менее, преподавали нам очень содержательно и работали мы продуктивно. Каких-то вещей не хватало, но нам давали необходимую базу, а остальное мы должны были проходить самостоятельно. Это хорошо, потому что от нас не требовали лишнего и мы могли учить важные нам вещи.

    Учебники были написаны учителями экстерната. Они сами отбирали материал из разных источников, составляли тесты, работы, прописывали параграфы с самой важной информацией.

    Вот, например, литература:

    география:    

     

    физика:

    Для более подробного изучения  нам советовали дополнительную  литературу. Например, учительница истории говорила про учебники Орлова, разные книги по истории и связанные с историей (классическая литература), которые можно почитать в свободное время.

    Пары по гуманитарным предметам, за исключением русского, проходили в основном в формате лекций. Когда заканчивался тот или иной блок, мы писали тесты или работы с краткими ответами по пройденному материалу.

    Алгебра и геометрия

    По алгебре и геометрии мы решали типовые задания из ЕГЭ: как из первой, так и несколько заданий из второй части. Мы быстро прошлись по всем темам, нам давали всю теорию, просто гораздо меньше времени уходило на практику. Также устраивались контрольные работы и тесты для проверки знаний.  Мне эта система кажется хорошей. Так лучше получается фокусироваться на том, что от вас требуется на экзамене: я сдала экзамен по профильной математике на 72 балла, хотя не готовилась к нему нигде, кроме экстерната.

    Русский язык

    По русскому мы каждое занятие разбирали один из номеров ЕГЭ и сочинения. Тесты и контрольные работы были в формате ЕГЭ. В них большое внимание уделялось написанию сочинения: нас прогоняли по всей структуре текста, мы писали его по частям в качестве домашнего задания.

    Чего не хватало

    Меня расстроило, что вообще не было информатики и ОБЖ. Точнее, у нас провели по одной лекции по каждому предмету в конце учебного года, а потом, основываясь на информации с этих лекций, мы писали тесты. Также вообще не было физкультуры. Мы только сдавали зачет в конце года.

    Курсы физики, географии, химии и биологии длились по полгода, материал давался в сокращении, но я не могу сказать, что мне чего-то не хватило.

    Система оценивания, дополнительные возможности и дисциплина

    Система оценивания

    Оценки, которые мы получали в течение года, не учитывались при аттестации за 10-11 класс. В аттестат шла средняя оценка по двум, выставленным за сессии — зимнюю и весеннюю. На сессиях были работы, основанные на пройденных за год материалах.

    Дополнительные курсы

    Экстернат предоставлял возможность дополнительной подготовки к ЕГЭ, то есть курсы или индивидуальные занятия с преподавателями. Я сама не записывалась на эти курсы, но от тех, кто их посещал, я слышала только положительные отзывы.

    Также была возможность посещать лекции по психологии в МГУ. Некоторые ребята из гимназии, к которой привязан экстернат, учились в классе с химико-биологическим уклоном, и эти лекции для них были обязательными. Я и еще несколько девочек ходили просто ради интереса. Нам рассказывали довольно много всего. Например, были лекции про строение нервной системы у животных и людей, про органы чувств, реакции организма на различные факторы, про психотипы личности, про то, где какие гормоны содержатся и как они влияют на организм. Занятия длились по 80 минут. Нас не заставляли ничего записывать или учить и не давали никаких тестов. К концу года каждый готовил презентацию на выбранную тему и рассказывал перед остальными.

    Нужно поспевать за всеми

    Один из минусов сокращенной программы — то, что некоторых знаний по предмету может не хватать, какие-то вещи пропускают или дают очень сжато. Если вы чего-то не понимаете, вы сами должны это изучить, потому что мало времени уходит на разбор конкретных вещей, и никто не будет тебе индивидуально ничего объяснять. У нас некоторым ребятам было сложно, потому что они приходили из слабых школ, но большинство из них занимались дополнительно, и это их спасало, а остальные просто не хотели ничего делать, поэтому не могли нормально ничего сдавать. Если вы не хотите учиться и не умеете себя дисциплинировать, вас никто не будет заставлять. Многие учителя открыто говорили, что не держат нас на парах, что мы можем идти, если не хотим получать знания.

    Самоорганизация

    Также стоит добавить, что в экстернате вы сами отвечаете за свой уровень образования, участие в олимпиадах, сдачу ГТО. Когда я ездила на всероссийскую олимпиаду по литературе, я чуть не пропустила школьный тур: я вовремя опомнилась и успела написать его до того, как он закончился. Если в обычной школе все пишут его одновременно, для этого выделяют специальное время, то в экстернате вы сами берёте задание, находите время и приносите его в учебную часть.

    За прогул пар нас не ругали. Учителя понимали, что мы взрослые и сами можем расставить свои приоритеты. Я периодически не ходила на литературу, потому что изучала её дополнительно, пропускала русский, потому что могла и сама решать тесты, и не посещала английский, потому что знала то, что проходили на парах, и разбирала задания с репетитором. Однако пропусками увлекаться не стоит. Сильных проблем за собой прогулы не ведут, но могут повлиять на отношение к вам.

    Дисциплина

    Нам запрещали доставать телефоны на большей части предметов. На математике, литературе и химии мы сдавали их учителю. Вайфая в здании не было, и связь была не очень хорошей, поэтому мобильный интернет тоже слабо работал.

    Если вы не даёте учителю нормально вести пару — можете идти. Бывало такое, что с литературы учеников выгоняли прямо в середине пары. Не разрешали доставать еду, шуметь, в общем, каким-либо образом мешать остальным. Один раз девочку попросили убрать кофе на паре, потому что учительнице мешал его запах.

    Язык

    Еще один из минусов — это довольно слабый английский (по крайней мере, для меня: я всегда занималась с репетитором, поэтому у меня с ним не было проблем). Многие приходили из школ со слабым английским, и учителя ориентировались больше на тех, кто знает язык хуже. Но тем, у кого уровень языка был выше, на уроках давали дополнительные задания или тесты.

    Второй язык мы не изучали, и никаких дополнительных курсов тоже не было. Если учить, то только вне экстерната.

    Пробные ЕГЭ

    Пробники нам тоже проводили, но мало (русский, математика профильная, математика базовая, английский). Вот это то, чего действительно не хватает. Но их и в школе проводят в небольшом количестве.

    Пробное декабрьское сочинение мы тоже писали всего один или два раза. Лично для меня это не было проблемой, но кому-то этого недостаточно. На русском мы почти не акцентировали на нём внимание, поэтому учить аргументы и повторять структуру приходилось по большей части самим.

    www.abitura.pro

    Образование в форме экстерната. Экстернат

    Не так давно одной из наиболее популярных форм обучения среди старшеклассников был экстернат. С его помощью одаренные дети получали возможность не только учиться дома, но и закончить обучение на год или даже два раньше. Но что это такое? Каковы преимущества и недостатки данного вида обучения, а главное, где и как можно получить образование в форме экстерната?

    Экстернат как одна из форм обучения

    Для начала давайте разберемся с тем, что такое экстернат и как называют лиц, получающих образование при помощи данной формы обучения.

    Экстернат — это одна из альтернативных форм индивидуального обучения, при которой учащийся самостоятельно изучает содержание учебной программы согласно учебному плану, а затем, по итогам промежуточных аттестаций, допускается к экзаменам или итоговым аттестациям. Обучающихся посредством данной формы обучения называют экстернами.

    По итогам сдачи ГИА учащийся может получить документ об образовании, а в случае, если программа не была усвоена в установленном учебной программой объеме – получить справку установленного законом образца.

    Форма экстерната действует во всех учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию. Какие-либо возрастные ограничения для желающих получить образование экстернатом отсутствуют. Экстерном может обучаться как первоклассник, так и ученик университета.

    Особенности обучения

    Как и любая другая форма обучения, экстернат имеет свои особенности.

    1. Экстернам не требуется посещать уроки или лекции. Но это не значит, что учащийся вообще не посещает учебное заведение. Он обязан явиться на консультации с преподавателем, промежуточные и итоговые аттестации.

    2. Для учеников данной формы обучения составляется график индивидуальных консультаций, на который они обязаны прийти. Во время консультации экстерн не только получает рекомендации по изучению той или иной дисциплины, но и задает преподавателю интересующие его вопросы.

    3. Для экстерна также составляется индивидуальный график сдачи итоговой аттестации, по итогам которой выдается документ установленного образца.

    4. Одаренные учащиеся за год могут пройти программу нескольких классов или курсов.

    На кого рассчитан экстернат?

    Несмотря на отсутствие каких-либо ограничений, получать образование с помощью экстерната могут далеко не все. В первую очередь это связано со спецификой. Кроме того, далеко не все родители согласятся на то, чтобы их ребенок практически все время проводил дома и не посещал учебное заведение. Но в некоторых случаях экстернат может стать единственным правильным решением.

    Итак, вот наиболее веские причины для вступления в экстернат:

    1. Одаренность ребенка. Если ребенок усваивает школьную программу значительно быстрее своих одноклассников, то, вполне возможно, что ему стоит перейти на экстернат.

    2. Занятие в спортивных или творческих коллективах. Зачастую профессиональным спортсменам и артистам приходится много времени уделять своему «хобби» — посещать тренировки и репетиции, принимать участие в соревнованиях и смотрах, часто уезжать. При таком раскладе у ребенка не получается систематически посещать занятия в школе, а следовательно, лучшим выходом будет форма экстерната.

    3. Частые командировки родителей также могут привести к тому, что ребенок будет редко посещать школу и заниматься самообразованием.

    4. Состояние здоровья. К сожалению, не все дети здоровы. Некоторые из них имеют такие болезни, которые приводят к инвалидности и ограничивают свободу передвижения. Конечно, для таких детей предусмотрено домашнее обучение, но ничто не мешает заменить его на экстернат.

    5. Работа. Данный пункт применим к студентам. Зачастую им приходится все свое свободное время уделять работе, чтобы оплатить не только учебу, но и жизнь в другом городе. Иногда работа занимает слишком много времени, студенту приходится пропускать занятия, что в итоге приводит к отчислению за прогулы или же не сданную вовремя сессию.

    Преимущества экстерната

    Как и любое обучение, экстернат имеет свои достоинства и недостатки. Для начала поговорим об основных достоинствах.

    1. Наличие дополнительного свободного времени. Так как учащемуся не требуется ежедневно посещать учебное заведение, у него появляется немного больше свободных часов. Так, освобождается время, которое уходит на дорогу, перемены, обеденный перерыв (если такой имеется в учебном заведении). Кроме того, это снижает и расходы учащегося.
    2. Обучение по индивидуально составленной программе. Учащийся заранее видит весь объем работы, может быстрее изучить простые и понятные ему темы, а более сложные оставить на потом. Кроме того, он может уделить больше времени действительно важным для него предметам, углубить свои знания в выбранной им области.
    3. Возможность коррекции распорядка дня. Слышали ли вы о биоритмах человека? Одни лучше работают утром, другие более энергичны в вечернее, а то и в ночное время. Обычно все занятия проходят утром, что подходит далеко не всем. Экстерны же сами вправе выбирать, в какое время, где и как им обучаться.
    4. Получение документа об образовании раньше срока. Учась экстерном, можно пройти за год учебный материал, рассчитанный на несколько лет.

    Недостатки экстерната

    К основным недостаткам экстерната относятся следующие:

    1. Снижение качества обучения. Отметим сразу, что данное утверждение считается спорным. С одной стороны, экстерн не имеет жесткого контроля со стороны преподавателя, качество его знаний проверяется лишь во время промежуточной и итоговой аттестации.

    С другой стороны, контроль все же присутствует, при этом проверяется знание всех тем, предусмотренных учебной программой.

    2. Трудности в самостоятельном освоении дисциплин. Как ни крути, человек не может одинаково хорошо усваивать все дисциплины. К примеру, далеко не все понимают химию и могут разобраться в ней с помощью учителя. А что же тогда говорить о ее самостоятельном освоении? Ведь экстернат – образование, полученное самостоятельно. Экстерны не могут получить полноценную помощь педагога, поэтому им придется либо же пытаться разобраться с той или иной темой самостоятельно, либо же искать помощи у знакомых или и вовсе нанимать репетиторов.

    3. Несовершенные познания в той или иной области знаний. В ходе самостоятельного обучения экстерн может недополучить необходимые практические навыки, пропустить тут или иную часть материала, что в итоге приводит к пробелам в знаниях. Такие ошибки могут дорого обойтись в будущем.

    Права экстернов

    Отметим основные права экстернов, которые зафиксировал закон об экстернате.

    1. Экстерн имеет право на консультации по каждому предмету. Длительность консультации может составлять от 15 минут до 2 часов в год.

    2. Экстерн имеет право посещать практические и лабораторные занятия для получения практических навыков.

    3. Учащемуся обязаны предоставить справочную и учебную литературу как в школьной или университетской библиотеке, так и на кафедрах.

    4. Экстерн имеет право принимать участие в олимпиадах и конкурсах.

    Поступление в экстернат

    Поступление в экстернат включает в себя ряд следующих шагов:

    1. В первую очередь необходимо ознакомиться со списком, в котором перечислены экстернаты Москвы или другого города по выбору.

    2. Обсудить с директором школы или деканом возможность обучения экстерном.

    3. Написать заявление по определенной форме.

    4. Предоставить необходимые документы.

    5. Составить и утвердить индивидуальный график обучения.

    6. Получить учебники и учебно-методические пособия, материалы.

    В каких случаях не стоит идти в экстернат?

    Несмотря на свою привлекательность, экстернат – это довольно сложная форма обучения. Поэтому, прежде чем вы решитесь переходить на экстернат или переводить на него своих детей, подумайте, сможете ли вы делать следующие вещи:

    1. Организовать четкий режим и график занятий.
    2. Создать условия для полноценного систематического обучения.
    3. Разъяснить своему ребенку материал из той или иной сферы знаний.
    4. Самостоятельно разобрать любую, даже самую сложную тему.
    5. Можете организовать себя.
    6. Умеете работать со справочной литературой и книгами.

    Если вы не можете выполнять хотя бы один пункт из данного списка, то есть большая вероятность, что вы не сможете получить образование при помощи экстерната.

    Советы экстернам

    Вы решили выбрать экстернат? Это значит, что вам придется немало поработать. Поэтому мы решили дать вам несколько ценных советов, которые помогут облегчить обучение.

    1. Обязательно посещайте все консультации. На них вы сможете не только получить учебный план по предмету, познакомиться с преподавателем, узнать его требования, форму сдачи экзамена, примерные задания.

    2. Задавайте интересующее вас вопросы как можно раньше.

    3. Выполняйте все задания, предусмотренные учебной программой.

    4. Не отклоняйтесь от учебного плана. Если вам необходимо выучить 7 тем, выучите их, не выбрасывайте те, которые кажутся вам скучными, неинтересными и абсолютно бесполезными.

    5. Проработайте свой учебный план и распорядок дня. Не забывайте о том, что не стоит сваливать все предметы в одну кучу. Уделяйте одному предмету час-полтора в день, старайтесь за день разбирать не более пяти.

    6. Узнайте требования к оформлению работ.

    7. Составьте свой план изучения предмета. Для этого посчитайте количество тем и упражнений в них и постарайтесь равномерно разбить их по неделям.

    Московские школы-экстернаты

    До принятия нового закона «Об образовании» в 2012 году работали следующие экстернаты Москвы:

    1. Школа для экстернов при московской гимназии № 710. Открыт экстернат для учеников 10 -11 классов. Примерный срок обучения — 10-11 класс за 8 месяцев, 11 — за 5 мес.

    2. Школа № 88 предлагала экстернат для учеников 8 — 11 классов. Прохождение программы 8 -9 класса возможно за год; 10-11 за год; 11 класс — за полгода.

    3. Школа № 90 открыла экстернат для учеников 8-11 классов. Обучение для 8-9 и 10-11 класса за год, окончить 9 и 11 классы можно за полгода.

    4. Школа 2104 открыла экстернат для учеников 10-11 классов. Окончить 10-11 классы можно как за год, так и за полтора. Освоить программу 11 класса – за 3 месяца.

    5 Школа 1287 предлагает окончить 10-11 класс за год

    Нормативные документы

    Изначально экстернат был предусмотрен законом РФ «Об образовании» от 23.06. 2000 г. К нему также прилагался дополнительный документ – «Положение о получении общего образования в форме экстерната», в котором детально описывались особенности данной формы обучения, права и обязанности экстернов.

    В новом же законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года данная форма обучения не предусмотрена. Таким образом, новый закон «Об образовании» экстернат как форму обучения ликвидирует.

    Тем не менее остается возможность получения семейного образования или самообразования. При этом возможна сдача промежуточных и итоговых аттестаций по форме экстерната.

    Выводы

    Экстернат – это одна из форм обучения, при которой учащийся самостоятельно осваивает учебную программу. она обучения имеет как свои преимущества, так и недостатки и подходит далеко не всем. На сегодняшний день закон не предусматривает получения образования с помощью данной формы обучения.

    fb.ru

    Школу можно окончить на год-два раньше, чем одноклассники — Экстернаты Москвы

    Крылатую фразу Геккельбери Финна «Я не позволю, чтобы хождение в школу мешало моему образованию» могут повторить как минимум 22 000 московских школьников – именно столько старшеклассников перешло в этом году на обучение экстерном.

    В самом деле, чем ближе к вы¬пускным экзаменам, тем больше мешает необходимость каждый день ходить в школу. Уроки по предметам, которые в будущем не понадобятся, домашние задания, классные часы… Все это кажется лишним. Во всяком случае, если уже решил, куда будешь поступать.

    Предположим, вуз технический, надо сдавать профильные экзамены — математику и физику. Тогда зачем писать рефераты по истории, готовить доклады по литературе, сдавать зачеты по биологии? Если это и нужно, то лишь для общего развития. А с практической точки зрения — пустая трата времени, которого и так катастрофически не хватает: два раза в неделю репетитор, два — подготовительные курсы, в выходные — лекции для поступающих. В результате старшеклассник становится бледным и задерганным, хронически недосыпает и, подходя по утрам к родной школе, мечтает, чтобы она сгорела.

    Человек со стороны

    Экстерн (от латинского externus — внешний, посторонний) — человек, который сдает экзамены за курс учебного заведения, в котором не обучался, вольноприходящий ученик, внешний слушатель. Соответственно, экстернат — система, позволяющая ребенку заниматься самостоятельно дома, а в школу приходить, только чтобы его проверили и поставили оценку. По окончании учебного заведения экстерн получает такой же аттестат, что и выпускник обычной школы, не содержащий никаких пометок о форме обучения.

    История вопроса

    В российских дворянских семьях домашнее образование было обычной практикой. Нередко репетиторы так готовили своих питомцев к гимназии, что те выдерживали экзамен сразу во второй, а то и в третий класс. Немало и обратных примеров. Молодые люди, выгнанные из шестого-седьмого класса за неуспеваемость и плохое поведение, к 20 годам брались за ум, самостоятельно штудировали учебники, сдавали экзамены сразу за весь гимназический курс и поступали в университет.

    Экстернами по разным причинам были философ Питирим Сорокин, основоположник космонавтики Константин Циолковский, кибернетик, создатель первой советской ЭВМ Сергей Лебедев. Вольнослушателем (то есть ему даже отметок не ставили, переводя из класса в класс без экзаменов) посещал гимназию будущий премьер-министр России Сергей Витте. Большую часть школьной программы освоил самостоятельно нобелевский лауреат академик Виталий Гинзбург.

    Самым знаменитым студентом-эктерном до сих пор остается Владимир Ульянов — его выгнали за неблагонадежность из Казанского университета, а через четыре года он, сдав 14 экзаменов по 18 предметам на высшую по тем временам оценку «весьма удовлетворительно», получил диплом первой степени Петербургского университета.

    Из того же Казанского университета вышел, недоучившись, начинающий писатель Лев Толстой. Через два года, подготовившись, он сдал экзамены экстерном. Так же окончил консерваторию в Петрограде пианист Генрих Нейгауз.

    В СССР экстернат был введен для того, чтобы аттестат могли получить часто болеющие ребята, дети-инвалиды, а также молодые люди, у которых не было возможности окончить школу вовремя.

    Знай наших

    Сегодня, чтобы перейти на экстернат, никаких уважительных причин не нужно. Это может сделать каждый, кому не хочется, некогда или нельзя каждый день сидеть за партой.

    Большая часть экстернов — десятиклассники, у которых в школе нет особых проблем, они уже выбрали вуз и хотят высвободить время и силы для подготовки.

    На такую систему переходят подростки, которые, по сути, уже работают: профессионально занимаются спортом или музыкой, снимаются в кино или рекламе, выступают на подиуме.

    Еще одна группа — юноши из тех, кто хочет окончить школу раньше, чтобы иметь запасной год перед армией, или, наоборот, уже вернулся из армии, но среднего образования получить не успел.

    Кроме того, нередко экстернами становятся ребятишки, в том числе самые маленькие (7-10 лет), чьим родителям не нравится происходящее в сегодняшней школе.

    Относительно новое явление — в Москве в экстернат идут дети приезжих, не успевшие получить хорошее образование на родине. Единичные случаи — ребята, у которых возник конфликт в классе или испортились отношения с учителями.

    Ну и, наконец, это шанс для хронических троечников, а также для тех, кто забил на учебу. Экстернат, как бег на короткую дистанцию, мобилизует, заставляет собраться, не требует возвращения к пройденному и повторения материала. В этих условиях получение хорошего аттестата вполне реально даже для не слишком одаренных и усидчивых учеников.

    Сам — бесплатно, с помощью — за деньги

    В Москве есть несколько вариантов окончить школу экстерном: бесплатно — для тех, кто занимается самостоятельно, и за деньги, если вы ходите в школу на специально организованные интенсив-занятия.

    Полная самостоятельность

    Согласно закону об образовании (ст. 10) и приказу Минобразования России «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» сдавать предметы экстерном можно в любой школе. Родители пишут заявление, образовательное учреждение выдает учебники, назначает сроки экзаменов — и вперед. В обязанности школы входит также организация лабораторных работ и две консультации по каждому предмету перед экзаменом.

    Все это совершенно бесплатно, однако никакой ответственности за ребенка школа в данном случае не несет: если экзамен не сдан, тебя возвращают в обычный класс — учись вместе со всеми.

    Интенсив

    Постигать школьную премудрость в одиночку можно, но трудно, а главное, неизвестно, получится ли. В смысле — сдашь ли экзамен? Поэтому сегодня в Москве все большее распространение получает так называемая очная форма экстерната — интенсив.

    Ученик посещает школу два-три раза в неделю, изучает предметы блоками, сдает их и переходит к следующим.

    Занятия идут либо в первой, либо во второй половине дня и на обычные уроки не похожи. Вместо привычных ответов у доски, нового материала, закрепления — лекции и семинары по три пары в день. Плюс домашние задания (хоть их на следующий день никто не проверяет) и тестирование по результатам усвоения основных тем.

    Обучение ведется по модульной системе. Сначала в течение двух — четырех недель, предположим, география и физика, потом экзамен по ним — и новый цикл: история и биология за 10 и 11-й классы, химия и физика, геометрия и астрономия. Выучил — сдал. Получить при такой системе плохую оценку не трудно, а очень трудно. К тому же любой предмет можно пересдать, причем не один раз, а несколько. Ну а тем, кто активно работает на занятиях и выполняет домашние задания, пятерку или четверку ставят автоматом. Иной раз преподаватели заранее интересуются, в какой вуз собирается школьник: если учащийся выбирает экономический факультет, придираться по химии к нему вряд ли будут. Русский, математика, а иногда и английский идут параллельно целый год — чтобы не забыть. В результате на май-июнь остается лишь ЕГЭ: два обязательных (русский и математика) и один по выбору.

    До победного конца

    Как уместить материал целого года в два месяца? Темы сгруппированы в блоки, дают только основу, объем информации максимально сжат. Например, курс химии за 11-й класс уложен в 20 часов вместо обычных 70. Кроме того, в интенсиве нет второстепенных предметов вроде экологии, мировой художественной культуры, экономики, москвоведения, ОБЖ, как, впрочем, и отнюдь не второстепенной физкультуры. Отказались в интенсиве и от классных часов, дежурств по школе и общественной работы.

    Одни школы распределяют программу по классам: до Нового года — 10-й, после — 11-й. Другие — по предметам: в первом полугодии вся физика, химия, литература и другие необходимые дисциплины сразу за оба выпускных класса, во втором — что осталось. В апреле по всем предметам, которые идут в аттестат, оценки уже проставлены, май уходит на интенсивную подготовку к ЕГЭ по русскому и математике — их экстерны будут сдавать вместе со всеми выпускниками этого года.

    Экзаменационные билеты раздают школьникам в начале занятий, вывешивают на сайт учебного заведения, обсуждают на занятиях. Всего с учетом промежуточной аттестации молодой человек должен сдать за год 12 экзаменов.

    В частном порядке

    Есть экстернат и в частных школах, и в негосударственных образовательных центрах, но здесь он похож скорее на индивидуальный учебный план. Когда детей в группе мало и учитель может работать с каждым по индивидуальному плану, несложно организовать экстернат не по общей схеме, а с учетом особенностей и интересов конкретного ученика.

    Бывает, школьник пребывает с родителями за границей, а нужно получить российский аттестат. Тогда вероятно обучение по Интернету с консультациями и проверкой заданий по электронной почте. Если ребенок болен или ему трудно общаться, можно посещать школу два-три раза в месяц, сдавать зачеты, писать контрольные, брать новые задания. В одной школе вспоминают случай, когда десятиклассница (тогда учились десять лет) приезжала в школу всего раз в неделю, причем вечером: она поступила в училище при московской консерватории и оканчивала выпускной класс, будучи второкурсницей.

    Противопоказания

    Переводить ребенка на экстернат имеет смысл в том случае, если он все схватывает на лету, в интеллектуальном плане на голову выше сверстников, если ему скучно в классе, потому что он все уже знает. Умеет ли он записывать лекции? Самостоятельно работать? Распределять свое время? Составлять план и контролировать его выполнение? Если нет, с экстернатом лучше не связываться.

    Некоторые школы экстерна, заботясь о конечном результате, не берут учеников с тройками. Официально, если среднее учебное заведение обычное, без углубленного изучения предметов, такая практика запрещена. Но к этим ограничениям стоит прислушаться.

    Дневников в экстернате нет, посещаемость не контролируется, родителям никто не звонит и в школу не вызывает. Так что данная форма обучения вряд ли подойдет ребятам с тройками, проблемным детям, трудным подросткам. Они забудут и то, что получили при систематическом обучении, выбьются из колеи, а нового ничего усвоить не смогут. Если же ученик способный, действительно не стоит тратить время, ведь экзамены можно сдавать сразу за целую ступень: во втором классе за четвертый, в шестом или седьмом — за девятый. Но ребенка никто не должен заставлять учиться с опережением, он должен захотеть этого сам.

    Марина МАКЕЕВА, «Обучение и карьера» №11 (135)

    extern-mos.ru

    Разное

    Оставить комментарий

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о