Как мальчики и девочки – Как воспитывать мальчиков и девочек

Как воспитывать мальчиков и девочек

Правильное воспитание: Одинаковые или разные?

Софья Нартова-Бочавер, профессор, доктор психологических наук

В психологии известно такое явление, как асинхронность развития: различные психические функции созревают у детей разного пола в разное время. Например, девочки говорить начинают раньше и более полными фразами. Исследования показывают, что мальчики созревают позже и в начальной школе примерно на год отстают от девочек по своему психологическому возрасту. Эта разница проявляется, прежде всего, в созревании механизмов саморегуляции, самоконтроля, в интеллекте. Успеваемость в начальной школе обычно выше у девочек. Но дальше, в средней и старшей школе, мальчики начинают догонять и даже перегонять девочек. Возможно, это связано не только с созреванием, но и с тем, что в начальной школе в большей степени требуется прилежность, больше дается заданий по образцу, с которыми легче справляются девочки, в старшей же школе увеличивается количество задач, где требуется нестандартное мышление. Конечно, нельзя сказать, кто умнее, а кто глупее. Например, по тестам на скорость мышления мальчики показывают более высокие баллы. Но скорость мышления — это далеко не все способности, а большинство тестов сконструированы мужчинами, в соответствии с их типом мышления.

Эмоциональная сторона речи лучше осваивается девочками, а логическая — мальчиками.

Девочки (как и женщины) лучше адаптируются в стабильной среде, более исполнительны, мальчики же лучше приспосабливаются к изменениям. Девочки более послушны, склонны подчиняться общему мнению, мальчики хуже подстраиваются под среду, под учителя, больше склонны к бунту, отсюда чаще и замечания. Девочки легче принимают «формальные» требования, осваивают рутинную, стереотипную деятельность. Девочки более инертны — они дольше «разбегаются», входят в деятельность, дольше не теряют внимания. Типичные психологические проблемы у девочек в начальной школе связаны с эмоциями (страхами, застенчивостью). Часто они остаются незамеченными, поскольку меньше «мешают» взрослым. Для мальчиков типичны поведенческие нарушения, которые трудно не заметить, и это мешает адаптации в школе.

Равные условия

На словах многие родители уверены, что сыну и дочке дают одинаковый старт и равные условия для развития. Исследования же показывают: среди детей дошкольного возраста с мальчиками, например, понятие числа обсуждаются в 2 раза чаще, и компьютером дома пользуются чаще мальчики, а не девочки. Но именно ранний опыт может повлиять на последующий интерес к точным наукам и успешность в них — три четверти девочек сегодня и правда любят математику. Игра в шахматы развивает навыки памяти, концентрации, логики и решения задач. Однако шахматы более популярны среди дошкольников мальчиков, чем девочек. Компьютеры: видеоигры (которыми чаще увлекаются мальчики) действительно могут помочь и девочкам: это один из способов развития координации рук и глаз, решения визуально-пространственных задач. Спорт: занятия спортом помогают развивать навыки, необходимые для успехов в обычной жизни — способность концентрироваться, работать в команде, дисциплинированность и умение справляться с неудачами. Как помочь? Поощряйте пробовать новые занятия, даже если там не будет подруг (или она будет единственной девочкой в группе). Договоритесь, что она попробует хорошо провести время.

Следите за игрушками

Есть научные или строительные наборы, специально предназначенные для девочек (например, в розовой упаковке), но точно ли они нужны? Игрушки для девочек могут быть чрезмерно предписывающими, побуждающими следовать инструкциям или действовать по определенным сюжетным линиям. Лучшие выбирать игрушки, которые поощряют эксперименты. Разговаривайте дома о математических и научных концепциях, помогайте детям использовать математику в повседневной жизни — отмерять нужное количество продуктов, подсчитать скидку при покупке.

Девочки другие?

Важно, как эти и другие особенности преломляются через воспитание, через наше, взрослое, отношение к детям. Например, есть данные, которые показывают, что у мальчиков начальный уровень способностей в целом выше, но обучаемость ниже. Однако ведь может быть и такое — мы просто не умеем обучать мальчиков! Тем более, что совсем уж не секрет, что учат и воспитывают в подавляющем большинстве женщины. Очень часто воспитательницы, учительницы и мамы транслируют мальчишкам определенную установку — «главная ценность — послушание». Однако от подросшего мужчины уже ждут совсем другого! Но откуда же возьмутся целеустремленность, сила, инициативность, если все это подавляют? Важно понимать, где действуют наши стереотипы, чаще вредящие, чем помогающие детскому развитию, и преодолевать их.

Важно помнить, что абсолютно всем нужны любовь, ласка, объятия, поддержка. С другой стороны, выстраивая взаимодействие с ребенком определенного пола, нужно и можно ориентироваться на гендерные (половые) особенности.

Пол — это основа индивидуальности, с ним связано многое в человеческой личности — поведение, общение, способности. Ждем ли мы от детей разного пола одного и того же или все-таки считаем сами и транслируем детям, что мальчики должны чувствовать и действовать так, а девочки — иначе? В итоге их страхи, фантазии, эмоции, реализация в жизни — все это последствия наших стереотипов или собственный выбор детей?

Елена Трушина, клинический психолог

У ученых до сих пор нет способа отличить женский мозг от мужского без анализа на генетическом уровне, так что можно говорить только о некоторых усредненных закономерностях. Например, были выявлены отличия в способах общения с близкими, которые заметны уже в возрасте 6 месяцев: мальчики в среднем более ярко выражают эмоции, более активны, девочки больше склонны к наблюдению, успешнее успокаивать себя, справляться с эмоциями.

Однако, несмотря на то, что некоторые генетически обусловленные различия существуют, развитие ребенка в гораздо большей степени зависит от трех наиболее важных параметров: индивидуальных особенностей; семейного воспитания; стереотипов и ожиданий, принятых в обществе по отношению к детям. Практически невозможно предсказать способности конкретного ребенка на основе данных только о его поле.

Одно несомненно — и мальчикам, и девочкам нужно развивающее обучение.

Его общий принцип — одновременно бережно и аккуратно развивать «отстающие» способности ребенка и опираться на наиболее сильные, развитые способности». И, пожалуй, главное — невозможно вписать мальчика в рамку «рыцаря», а девочку — в «принцессы». Только понимание и принятие значимыми взрослыми разных граней психики ребенка, его индивидуальных, половых, возрастных проявлений помогут подрастающему человеку раскрыться и понять, кто он.

Людмила Петрановская, психолог

Как растить дочку сегодня? Сохранится ли гендерно-различное воспитание? Прогноз сегодня такой, что мужские профессии исчезают, риск замены роботами в разы выше в течение ближайших 10−15 лет, чем традиционно женских — няни, соцработника, воспитательницы. Так что вполне возможна такая ситуация, что мужчине нужно будет оставаться дома с детьми, работы у него не будет, а женщина будет продолжать работать. Одно дело — когда это происходит по семейным и личным обстоятельствам, другое — когда по массовым экономическим. Значит ли это, что девочек сегодня нужно воспитывать иначе? В первую очередь из гендерного воспитания нужно убрать любые ограничения в правах. Вот два основных: женщинам запрещено быть сильными и агрессивными, мужчинам — слабыми и уязвимыми, мальчики не плачут, девочки не дерутся.

Женщина имеет право быть сильной. Это не обязательно агрессия: это сказать «нет, я не хочу» или «я хочу», вызваться что-то сделать.

Мужчина может быть уязвим, и проявлять чувства, и плакать. Если мы хотя бы с этим, главным, немного разберемся, все точно станут счастливее. Уже сейчас разнообразие между людьми в целом выше, чем разнообразие между среднестатистическими женщиной и мужчиной, в способностях, ценностях, установках. Этого будет все больше. Такая мощная характеристика, как пол, будет все менее значимой в общей идентичности личности — хотя никуда не денется, конечно. Как растить ребенка? Больше помогать осознавать себя уникальной личностью. Слушать, когда говорит. Не давать ограничивающих установок — не лезь на дерево, ты девочка. Принимать самые разные проявления. Не отрицать, конечно, пол и гендер — это важная часть личности, но она снижается.

Какое-то время назад в патриархальном обществе это было настолько важной характеристикой человека — важнее, чем все остальное. Сегодня мы одновременно пытаемся сидеть на двух стульях. Есть условно патриархальная культура: сильная гендерная разница, мужчина отвечает за благосостояние семьи и при этом имеет сильную авторитарную власть.

Женщина должна слушаться, но она гарантированно не должна выживать в мире сама: и экономически, и с точки зрения безопасности она получает защиту от внешних угроз. Но при этом она не защищена от семейного насилия, потому что авторитарная власть — у мужчины. А есть модели большего гендерного равенства, когда пара более-менее равна, оба зарабатывают, каждый отвечает за себя. И та и другая модели существуют. У нас оба пола пытаются совместить для себя плюсы обеих моделей, не избавляясь от связанными с этим ответственности и издержек.

Девушка может желать, чтобы ее взяли замуж, содержали, обеспечивали, при этом она, конечно, не собирается слушаться никакого мужа.

Мужчина желает, чтобы женщина была мягкой, доброй, уступчивой, но при этом, конечно, вовсе не собирается полностью взять на себя ответственность за ее обеспечение и безопасность. Не может он тянуть все на себе, а если в какой-то период тянет, считает себя довольно несчастным.

Естественно, в ситуации, когда обе стороны предъявляют друг другу прямо противоречащие, противоположные требования, все недовольны друг другом, испытывают разочарования, предъявляют претензии — и получается не слишком счастливая жизнь. Мне кажется, это какая-то переходная история, когда все пытаются немного сжульничать в этой ситуации, получить плюсы, не имея соответствующих издержек. Но реальность такова, что это невозможно, и постепенно все в этом убеждаются, понимают, что или мы договариваемся и знаем, что любые возможности и привилегии подразумевают ответственность двоих, либо мы не вступаем в постоянные отношения.

Потому что это иллюзии, и они разбиваются об реальность. Так что постепенно люди научаются жить в реальности. В паре может возникать очень много таких противоречивых установок. Это ожидания (полученные в том числе и из СМИ), что женщина должна: с одной стороны, быть милой, доброй, ласковой; с другой — быть лидером, профессионалом; с третьей — сексуальной, ухаживать за собой, выглядеть хорошо; с четвертой — проводить время с ребенком, отвечать на его потребности.

Мужчина тоже должен: быть успешным, быть мачо, жестким. Но, когда девушка сталкивается с этими проявлениями, она не всегда понимает обратную сторону этого «мачо», что он никого не слышит, никого не слушает, а если что — и в морду даст.

А «не-мачо» не понравился — был недостаточно крутой. Всему есть своя цена. Если в отношениях допустимо «почему ты не такой, как мне нужно» — значит, там есть насилие. А где есть насилие — будет и эскалация этого насилия. Поэтому сегодня она рассказывает, как она похудела, чтобы нравиться мужу, а завтра она синяк замазывает.

Так что мы должны двигаться в сторону реальности, понимания, что ничего нельзя получить бесплатно, что у любой медали есть две стороны. Да, маме сложно справляться с противоречивыми требованиями, но дочка видит, что мама с этим что-то делает. Например, расставляет приоритеты, про какие-то требования говорит «эта сторона меня не интересует». Или рвет жилы, чтобы все везде успеть. Или решает, что, раз я везде не успела, я неудачница и жизнь не удалась. И мама должна понимать, что этим она дает дочке пример, как с этим всем обходиться. Но мы все в этом живем — в мире противоречивых требований, которым всем соответствовать невозможно, и нужно как-то с этим обходиться

Нюансы воспитания: Чему важно научить девочку

Сколько бы психологи ни говорили, что главное — воспитывать не мальчика или девочку, а личность (и желательно счастливую), родители все равно хотят советов: чему все же учить дочку? Конкретика ниже. Оговоримся сразу: этому хорошо бы учить и мальчиков. Дети смотрят и запоминают, как вы ведете себя. Насколько вы добры и терпеливы, например, как справляетесь с ежедневным стрессом (и какие слова используете за рулем), как вы взаимодействуете с другими людьми. Объясняйте дочке (да и сыну тоже), каких ценностей в жизни вы придерживаетесь и почему выбрали именно их. Например, «у нас в семье принято заботиться друг о друге, мы — команда, это в целом повышает качество нашей общей жизни». Или что большинство ситуаций можно решить с помощью компромисса, а честность лучше в долгосрочной перспективе. Обращайте внимание девочки на женщин, достойных подражания. Их много: писатели, спортсмены, артисты, общественные деятели — и они меняют мир к лучшему. И не забывайте, что научить ценить это важно и мальчиков.

Чему еще научить дочку (да и сына тоже)

  • Поощряйте настойчивость. Научите дочь выражать свои потребности, отстаивать свою точку зрения перед сверстниками и взрослыми, а при необходимости сказать: «Мне не нравится, как вы разговариваете со мной».

  • Хвалите. Вы можете говорить дочери, что она умная, но эффективнее использовать конкретные примеры: «У тебя действительно хорошая память». И обязательно отмечайте прогресс!

  • Помогите ей найти свои сильные стороны. Отмечайте, что не все дается ей легко, и это нормально, но в некоторых областях она чувствует себя увереннее.

  • Поощряйте самостоятельность. Не спешите на помощь, если вам кажется, что она где-то «забуксовала», пусть попробует сама, дождитесь просьбы.

  • Говорите о здоровом образе тела. Когда вы делаете комплименты дочкиной внешности, постарайтесь говорить не только о красоте или нарядах, а о связанных с этим действиях: «Сегодня на гимнастике ты двигалась классно» — или: «Когда ты выступала, твои глаза так сияли!»

www.goodhouse.ru

Мальчик может родиться с женскими гениталиями, а девочка стать мальчиком. И всё это из-за биологии

Интерсексы — люди, пол которых нельзя разделить на общепринятые «мужской» и «женский». Это могут быть люди с женским телом, но мужскими органами. Или с неопределёнными половыми признаками. Как мальчик может родиться девочкой, рассказывает Антон Захаров, физиолог и спикер научно-популярного фестиваля Science Bar Hopping, который пройдёт в Москве 27 апреля.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Ситуация, при которой есть только мальчики и девочки отдельно — это не единственная возможная вариация в природе. В природе есть животные-гермафродиты, те, у которых женские и мужские половые железы, а ещё мужские и женские гениталии. Самое близкое к людям — это дождевые черви и виноградные улитки: они одновременно и мальчики, и девочки.

Существуют животные, которые в течение жизни могут менять пол. Например, рыбки-клоуны, как в мультфильме «В поисках Немо». Пока молодые, они мальчики, когда взрослеют, становятся девочками, меняя половые железы. Кстати, в мультфильме была ошибка: у Немо не могло быть папы, у него могла быть только мама. Сам он во второй части, когда повзрослел, должен был превратиться в девочку.

В природе подобные ситуации — не редкость. Половые железы похожи друг на друга и часто могут изменяться.

Как формируется пол и почему девочка из-за биологии может стать мальчиком

У человека биологический пол определяется в момент зачатия за счёт половых хромосом. Так устроено, что мамы производят только одинаковые половые хромосомы XX, а папы — разные XY. Получается, что от папы и случая зависит пол ребёнка. Соответственно, если при зачатии эти хромосомы одинаковые, то получается девочка, если разные — мальчик. Для того, чтобы плод стал мужчиной или женщиной, должно пройти несколько этапов, на каждом из которых может что-то «сломаться» и получиться промежуточный вариант.

Первый этап — это когда на половых хромосомах должны включиться специальные гены, которые должны заставить будущие половые клетки превратиться в клетки, производящие гормоны. Соответственно, если есть Y хромосома, она включает целый набор разных генов, которые превращают определённые клетки в семеняки; если она не включается, то развиваются женские яичники.

На этом этапе бывает, что на Х-хромосому попадает кусочек Y-хромосомы, и человек с генетическим полом женщины превращается в мужчину, то есть у него начинают развиваться семенники. Например, мужчина может узнать, что у него женский генотип, только когда у него, например, не получится завести детей.

Поторопитесь! Мест на фестиваль Science Bar Hopping осталось немного, но вы ещё успеете зарегистрироваться. Если хотите узнать больше про интерсексуальность, как психостимуляторы действуют на мозг и можно ли вырастить картошку на Марсе — обязательно приходите 27 апреля на «Красный Октябрь».

Второй этап — это когда половые железы сформировались и начинают выделять половые гормоны. Если они сформировались, но половые гормоны работают слишком слабо, то при мужских семенниках у мальчика могут вырасти женские гениталии.

Так, может родиться мальчик с женскими гениталиями: он будет выглядеть как девочка, все будут его таким считать. Во время полового созревания у него на месте женских половых органов начнут расти мужские, сформируется не очень большой пенис, могут опуститься яички. В некоторых случаях он даже может завести детей. Бывает и противоположная ситуация: когда у биологической девочки мужских гормонов вырабатывается больше, и она рождается с гениталиями, которые напоминают мужские.


Что такое интерсексуальность и из-за чего она может проявиться

Всё это — вариации половых признаков, которые не вписываются в бинарные представления о биологическом поле. То есть интерсексуальность. Случаи проявления интерсексуальности были всегда. Один из них, например, описан в романе «Эркюлин Барбен: воспоминания гермафродита» Мишеля Фуко начала XIX века. В ней рассказывается о мужчине-интерсексе, который прожил первую часть своей жизни как женщина. По сюжету у него тяжёлая жизнь и в конце концов он кончает жизнь самоубийством.

Пока у человека формируется пол, одновременно происходит развитие мозга, на который действуют гормоны, влияющие на поведенческие установки. Есть косвенные доказательства, которые говорят, что интерсексуальность может лишь отчасти в процессе формирования мозга в утробе повлиять на ориентацию, самоопределение и остальное. Доказательств этому нет. В зависимости от того, на каком именно этапе произошло расхождение с типическим развитием плода, будет зависеть, когда это станет явно. Это можно заметить и при половом созревании, и при формировании вторичных половых признаков, и во взрослой жизни (например, пытаясь завести ребёнка), и даже в старости.

Некоторые половые признаки могут быть связаны с наследственностью, а могут и со случайностью. То есть как в тех случаях, когда половые хромосомы меняются без явных причин. До конца эта тема не изучена, её, к сожалению, не финансируют, есть много противников её изучения. Возможно, интерсексуальность зависит от чего-то, что мы ещё не нашли. У животных, например, интерсекс-вариации проявлялись при нарушении уровня половых гормонов из-за болезней.


Входит ли интерсексуальность в понятие нормы и нужно ли её лечить

Тут есть несколько мненией.

1. С точки зрения статистики интерсексуальность — это не норма, а редкое явление. Но статистикой определять норму нельзя.

2. С точки зрения психологов, которые этим занимаются, — это норма. Интерсексуальность нельзя называть синдромом, болезнью или нарушением. Принято называть «вариантом» или «вариацией нормы».

3. С точки зрения врачей, особенно в странах с плохой медициной, это считается не нормой, так как отклоняется от бинарного распределения половых хромосом.

В некоторых странах интерсексуальность пробуют лечить, причём разными способами: и лекарствами, и хирургией. В других странах выступают за то, чтобы не проводить никакие операции до того, как ребёнок не достигнет совершеннолетия и не сможет высказать свою позицию самостоятельно.

Во взрослой жизни кто-то из интерсексов может иметь детей, а кто-то бесплоден. При этом интерсексуальность — основная причина мужского бесплодия: до 2% всех мужчин на Земле обладают женским генотипом. Есть сложная связь интерсексуальности и гендерных и сексуальных предпочтений. Но вообще интерсекс, конечно, может считать себя и мужчиной, и женщиной, и кем-то ещё. Ему могут нравиться люди того же пола или противоположного. Никакой однозначной связи здесь просто нет.

Иллюстрации: Shutterstock (KanKhem)

mel.fm

Как воспитывать мальчиков и девочек: в чём различия?

Елена Романова:

«Родителям мальчиков. Мальчики подвижнее, им нужно больше пространства. Они активно его осваивают, как только начинают ползать, а потом и ходить. Причем осваивать не только в горизонтали, но и во всех плоскостях. В связи с этим родителям стоит позаботиться о пространстве, в котором растет малыш-дошкольник, важно, чтобы у него была возможность безопасно его исследовать и проворачивать свои подвижные авантюры. Шумные активные игры — игры-лазалки, прятки, догонялки, игры-путешествия — все это важно и нужно для мальчишек. Мальчики постарше в своих активных играх часто зарабатывают шишки, и это тоже нормально. Спокойная реакция родителей на новый синяк — залог того, что и мальчик будет воспринимать эту ситуацию как нормальную.

Инициатива, экспериментирование — приписываемые мальчикам черты. И если вы хотите видеть их в своем сыне, то поощрять их стоит с дошкольного периода. Мальчики бывают нетерпеливы, им нужно чаще менять виды деятельности, и важный этап — научить доводить дело до конца и продолжать пробовать, если с первого раза что-то не получилось. Не построилась пирамидка? На площадке другой ребенок отобрал машинку? Можно и нужно утешать, если сын расстроен, когда ему больно и обидно, однако не стоит решать сразу за него, что нужно сделать, и срочно идти исправлять ситуацию. Дайте мальчишке возможность самому предпринять усилия, и тем самым помочь ему, а не сделать за него. И чем старше ваш сын, тем важнее придерживаться такой позиции.

Мальчики мыслят широко, крупно. Они часто не замечают того, что рядом, зато видят что-то, что в более далекой от них зоне пространства. Аккуратность не является, как правило, сильной мальчишеской чертой. В малышковом возрасте это выражается в играх, связанных с бросанием и киданием предметов, в подростковом возрасте — в пробах и экспериментах на грани своих возможностей и способностей. Но тенденция одна и та же. Ключевое — приучить взрослеющего человека к тому, что безусловный принцип, который ни в коем случае нельзя нарушать, — это принцип безопасности. В подростковом возрасте, когда эксперименты становятся более серьезными, стоит еще раз проговаривать про безопасность, уже несколько в другом контексте.

Чем старше сын становится, тем больше специализируются для него роли родителей. Мама становится не только родителем, транслирующим безусловную любовь, принятие, заботу. Через отношение мамы к отцу, ее собственное поведение как женщины подросток формирует некий образец женского поведения, с которым сравниваются другие представительницы противоположного пола как с точкой отсчета. Отец же становится образцом для подражания, носителем безусловных правил и регламента, а также стимулом для развития. Учитывая свойственную подросткам критичность, ответственность родителей за сигналы, которые они транслируют своим поведением, сложно переоценить.

Родителям девочек. Девочки более восприимчивы, нежели мальчики. Свет, цветовое восприятие, запахи, звуки — все играет роль. Малышки очень реагируют на диссонансы в окружении как зрительные, так и аудиальные. В цвете игрушек, одежды, интерьера выбирайте сочетающиеся тона; спокойные, мелодичные, ритмические музыкальные композиции девочками воспринимаются более благосклонно и могут влиять на позитивное настроение малышек. Равно как и резкие громкие звуки более вероятно вызовут испуг и раздражение у девочек, нежели у мальчишек.

Кроме того, у девочек сильно развита тактильная сторона восприятия. Прикосновения, объятия, поцелуи, массаж, близкая дистанция и возможность держаться рядом — важные составляющие взаимодействия с дочерью. При этом чем старше девочка, тем важнее становится, в том числе и на тактильно-физическом уровне, личное пространство. Для дошкольницы важно, чтобы у нее был свой уголок для игр, где она может хранить свои сокровища, любимые вещи и игрушки, расставлять и переставлять все на свое усмотрение. В школьном возрасте часто появляются «секретики», тайные общества, которые девочки организуют, и это еще одно выражение приверженности к наличию чего-то личного, только своего. А девушки-подростки активно отстаивают свое право на то, чтобы у них были свои тайны от родителей, свое пространство на физическом уровне, куда они могут допускать только избранных. Зная такую особенность, подчеркивайте, что вы уважаете это право на личное и при этом в любой момент готовы принять, выслушать и поддержать.

Девочки склонны делать все по образцу, по правилам. И очень важно, чтобы образец, на который они ориентируются, был правильным: это касается и занятий, и увлечений, и поведения. Правила общения, как делать что-то, успеваемость — все это для девочек играет большую роль, и важно регулярно давать пояснения, убеждаться, что ваша дочь поняла, что сейчас происходит, каким правилам стоит следовать в данной ситуации. Девочки чаще рассчитывают на помощь взрослых, для них это не только помощь в достижении хорошего результата, но и возможность получить важное для них внимание. Ситуация неопределенности может вызывать тревогу и беспокойство у девочек намного чаще, нежели у мальчишек. Особенно это обостряется в подростковом возрасте: девочки чаще начинают подвергать сомнению даже простые правила, особенно чувствительны к противоречивости требований взрослых, усиливается нестабильность самооценки, и здесь очень важно своевременно оказывать эмоциональную поддержку.

Мама и папа также по мере взросления начинают играть разные роли, каждая из которых значима и важна. Уже с малых лет дочке важно говорить, что она красивая, замечательная, добрая. И особенно важно, когда это транслирует отец: его действия должны быть направлены на создание ощущения защищенности у дочки, именно его суждения в большей степени формируют самооценку дочери, его одобрение более значимо в подростковом возрасте, нежели материнское».

littleone.com

Девочки как мальчики: почему они так одеваются

Шайло, средняя дочка Анджелины Джоли и Брэда Питта, обратила на себя внимание поклонников звездного семейства уже давно: с раннего возраста она предпочитала штаны и майки, уже в четыре года попросила родителей стричь ее коротко, и больше любит играть в компании братьев, а не сестер. Сейчас Шайло 11 лет, и два года назад она всерьез задумалась о смене пола (и придумала новое имя — Джон). Родители проконсультировались с психологом, он предложил ждать, наблюдать, предоставить девочке больше возможностей для общения со сверстницами и продолжать относиться к ее потребностям с пониманием. Ну, с этим-то у родителей Шайло проблем точно нет.


Шарлиз с сыном Пятилетний сын Шарлиз Терон носит косы, одевается в розовое (и лосины тоже, да), а недавно вышел в свет с накрашенными губами. «Девочковую» одежду носят и другие звездные сыновья: четырехлетний сын Меган Фокс периодически выходит на публику в пышных платьях, сын Гвен Стефани отмечал свой день рождения, одетый в розовую пачку, а 17-летний модник Джейдан, сын Улилла Смита, любит юбки. Большинство комментариев к этим историям звучат примерно так: «Совсем обалдели», «Зачем детям все позволять, это ненормально», «И что теперь из них вырастет?»
А знаете, почему? Потому что это зависть: с нами в детстве такого быть в принципе не могло, а с нашими детьми такого не будет, потому что нам важно, что люди скажут. Это страх — смотреть на то, как кто-то сильно не похож на других и чувствует себя при этом прекрасно, а мы боимся какого-то мифического возмездия. А еще мы, конечно же, примеряем на себя: вот сейчас наш Петя скажет, что пойдет в школу в розовой пачке. Это же все, это мы как родители провалились с треском.


Меган Фокс с сыновьями (Splash News) Нам кажется, что то, что происходит с ребенком сейчас — оно навсегда. Вот он сидит, перемазанный кабачком и творогом — и нам всю жизнь придется кормить его с ложки. Вот валяется на полу в супермаркете и орет — тоже навсегда, все пропало, как он будет жить в обществе. Не может написать ровно строчку в прописях — навсегда. Не доносит носки до корзины грязного белья — навседа. Хамит и запирается в комнате, прогуливает, прячет вейпер.

В какой-то момент пытливый родитель все-таки замечает, что ребенок меняется — не всегда с той скоростью, с какой нам хотелось бы, но меняется, хотя осознать это невероятно трудно. Сегодня хочет косы и платье — завтра захочет мотоцикл и татуировку. Сегодня он человек-паук, завтра трансформер. Сегодня играет в то, что он собачка — но вы же не думаете, что он твердо решил пришить себе хвост, быть укушенным ядовитой тварью или заменить ногу на электронную? Подождите, ваш ребенок еще не вырос, у него сто раз еще все изменится, и если юная Шайло и правда решит стать мальчиком — это все равно будет уже после совершеннолетия (и волноваться про это будут ее родители).


сын Гвен Стефани Нам кажется, что давать ребенку выбор не нужно — ну что он там выберет, куда уж ему, мы-то знаем, как лучше. Но давать выбор — это про уважение. Сначала он выбирает, какую майку наденет — красную или синюю, и какую кашу хочет на завтрак, потом сможет на самом деле прислушиваться к своим чувствам и и понимать, чего он хочет — он, а не родители. Да, это бывает ужасно неудобно, когда ребенок хочет чего-то не того, к чему вы готовы. Но он и не обязан быть удобным, а вот счастливым — совершенно точно да.


сын Уила Смита Нам кажется, что поддерживать ребенка надо тогда, когда он что-то сделал хорошо или правильно. Но гораздо спокойнее ребенку живется со знанием, что родители на его стороне. Это не про вседозволенность, конечно: положа руку на сердце, платья и короткие стрижки не несут никакого вреда ни ребенку, ни окружающим. Конечно, подросткам нужна зона протеста — так они развиваются. Но мы же про эти звездные семьи ничего не знаем, может у них строжайше запрещено есть в постели или регламентировано время пользования смартфоном.

И, кстати, вряд ли Шарлиз Терон бегает за пятилетним Джексоном, предлагая ему все-таки накрасить губы ее помадой. Просто она не видит в этом ничего ужасного или постыдного, а видит желание ребенка сообщить что-то миру или просто попробовать вот так. И как покрашенные волосы не говорят ни о чем, кроме желания покрасить волосы — так и выбор одежды говорит о том, что сейчас ребенок хочет выглядеть именно так. И почему нет?

www.goodhouse.ru

Мальчики как девочки, девочки как мальчики. | Блогер Karoline на сайте SPLETNIK.RU 11 июля 2010

Jarrod Branch, Irina Lazareanu
В советское время строгие отцы называли своих сыновей «бабами», имея в виду, конечно, не отсутствие первичных половых признаков. Недостаток «взрослости» и несоответствие неким стандартам «настоящего мужчины» (например, длинные волосы, обтягивающие штаны) казались почти смертными грехами. Сейчас все наоборот. Можно быть тридцатилетним мужчиной гетеросексуальной ориентации и при этом выглядеть, как собственная сестренка-первокурсница. Улицы городов заполнили люди без ясных признаков пола. Люди эпохи унисекса.
Raquel Zimmermann

Зарождение стиля унисекс обычно связывают с 60-70-ми годами, когда абсолютно новая и необычная панккультура остановила привычный ход истории моды, внеся хаос в отношения между одеждой для мужчин и одеждой для женщин. Модельеры просто сумели отразить главную тенденцию «уличной моды» — наконец-то и прекрасный пол завоевал право носить штаны.
В 70-е годы олицетворением женственности стала Твигги — девочка-тростиночка. В моде очень худенькие, дистрофичные создания без груди, бедер с ломкими руками, короткой стрижкой «гарсон».


Затем гей-культура и феминистки развили тему, добившись того, что мужчины отступили с главенствующих позиций в семье. Понятие «партнеры» пришло на смену приевшемуся «муж» и «жена». Идеал деятельной женщины 80-х — стиль деловой женщины. Она отбирает у мужчины привычные детали «офисного стиля» — деловые костюмы. Во многом это связано с изменениями в психологии современной женщины: актуальны новые качества — деловитость, работоспособность, активность, стрессоустойчивость, лидерство.


Расцвет «унисекса» пришелся на 90-е годы двадцатого века. Пионером в этой области стал Кельвин Кляйн, выпустивший новую одежду, рассчитанную на стройных тинейджеров обоих полов. Для рекламы он отыскал совершенно «никакую» Кейт Мосс, которой с ее 167-ю сантиметрами роста большое будущее в модельном бизнесе не пророчили. Она и еще несколько андрогинов из разряда тех, что «героин не принимают, но выглядят плохо», и стали первыми героями нового стиля.
Kate Moss&Mark Wahlberg
Kristen Mcmenamy

Так как же выглядит люди с внешностью андрогинов? Если девушка, то высокая, с короткой стрижкой, а возможно и без нее, или она свои волосы превратила в подобие мочалки: африканские косички или дреды. Эта красавица худа до безобразия, аж кости выпирают: впалые щечки, маленький бюст, тоненькие ручки. Из одежды: мужская рубашка, галстук, брюки, пиджак, шляпа, ботинки на низком каблуке; потертые джинсы, мятая футболка, большой свитер со швами наружу или балахон, огромные солдатские ботинки; тёмные сдержанные цвета. В ее гардеробе можно встретить кожаные штаны, и даже кожаную майку, она предпочитает косметику темных тонов, например, черную помаду. Украшения нашей героине больше всего нравятся кожаные, деревянные, из любого «помойного» материала, только не драгоценного. Девушка не боится проколывать пупок или, скажем, нос, а может и татуировку набить. Смелость — девиз нашей минималистки.
Omahyra Mota
Katherine Moennig
Grace Jones
Tilda Swinton
La Roux
Szandra Szilvassy
Nina Porter
Ilse de Boer
Carla Gebhart

Мужчины: жабо, всевозможные воланы, обтягивающие фигуру футболки и брюки, декольте, длинные волосы; яркие и пастельные цвета. Слава Богу, мужчины пока еще не надели лифчики, платья и юбки (хотя их уже вводят в мужские коллекции).
Roger Garth
Daeg Faerch
Tait Hughes Geijer
Andrej Pejic
Fernando Schnerocke
Miyavi
Данила Поляков
Christian Brylle
Edward Furlong
Bartek Borowiec
Lee Williams

Но для того чтобы жить в стиле «унисекс», недостаточно просто носить удобные вещи, модную стрижку, пользоваться нейтральным парфюмом. Все дело в мироощущении, ради которого и были созданы все элементы этого стиля.
Человек, предпочитающий его, сознательно отказывается от внешних признаков, указывающих на его половую принадлежность, он вступает в ряды представителей «объединенного пола». Именно в отсутствие визуальных отличий человек получает возможность полнее проявить свою личность, выделиться из толпы не по своему облику, а по поведению и образу мыслей.

А что вы думаете об этом, дорогие сплетницы? Почему люди такими становятся?
Может это очередное звено в эволюции и развитии человеческой цивилизации.
А может это просто возвращение к первобытным инстинктам, когда половой диморфизм не был выражен ярко.






www.spletnik.ru

что стоит за популярным феноменом наших дней и что об этом думают профессионалы и звездные родители

В 21 веке гендерные стереотипы ломаются как надоевшие игрушки. Взамен привычных сильного мужского и слабого женского собираются новые образы — как будто из деталей Lego. В результате бывает весьма непросто отличить стильных юношей от стильных девушек, но по крайней мере они сами решают, что носить и как выглядеть. Малыши же такой свободой выбора обладают далеко не всегда, но сегодня мальчики часто похожи на девочек и наоборот. Опасно ли это для детей? Нужно ли считать переодевания в одежду другого пола, мальчиковые игры с куклами и прочие детские шалости бомбой замедленного действия, которая рванет в юности? Woman.ru пытается разобраться.

  • Шайло Джоли-Питт, 9 летШайло Джоли-Питт — пожалуй, самый известный «неформатный» звездный ребенок. С самых юных лет ангельски красивая дочка Анджелины Джоли и Брэда Питта ведет себя как мальчик: требует коротко стричь ей волосы, носит исключительно мальчишеские вещи и просит называть себя Джоном

Многие из нас стремятся быть похожими на знаменитостей. Повторить стильный look, сделать эффектную прическу, приобрести похожие вещи, сесть на ту же диету — вариантов реализации этого желания множество. Но всегда ли нужно брать с селебов пример, если речь идет об оригинальных методах воспитания подрастающего поколения?

Порой, глядя на фото, на которых изображены наследники известных семей, не так уж легко с первого раза догадаться, кто позирует в кадре — мальчик или девочка. При этом сами родители секрета из, скажем так, не самых стандартных предпочтений своего ребенка, как правило, не делают. Или, что бывает ничуть не реже, сами становятся инициаторами отращивания шевелюры у сыновей или игр дочерей с оружием (в этом случае невольно закрадывается вопрос, о ребенке какого пола мечтали папы или мамы).

Мы же рассматриваем наряд принцессы Эльзы из «Холодного сердца», в котором приемный сын Шарлиз Терон щеголял на Хэллоуин, читаем признания Рода Стюарта, чей пятилетний сын «обожает одеваться как леди», наблюдаем за тем, как на наших глазах Шайло Джоли-Питт превращается в настоящую красавицу, хотя по-прежнему носит исключительно мальчиковые вещи. И пытаемся понять, что опаснее — гендерные стереотипы и общественные предрассудки или же потакание детским желаниям примерить на себя роль (или хотя бы одежду) ребенка другого пола. Как ни странно, наши эксперты — семейный психолог Светлана Бояринова и сексолог Евгений Кульгавчук — не сошлись во мнениях, отвечая на этот непростой вопрос.

Большая разница

«Что отличает мужчину от женщины? По замыслу природы — только половые органы. То, как должны мужчины и женщины себя проявлять, вести в обществе, как должны одеваться и так далее — это гендерные стереотипы, сформированные обществом, претерпевающие изменения во времени (вспомните хотя бы о том, что первыми каблуки и парики стали носить именно мужчины)», — уверена семейный психолог Светлана Бояринова. Так что мальчик с длинными волосами, или мальчик, примерявший девичьи платьица, все равно не пожелает стать девочкой. Да и коротко стриженные девочки в мальчишечьей одежде не захотят превратиться в мальчиков. Это правило работает при отсутствии врожденной гомосексуальности либо транссексуальности (нарушения половой идентичности). «Если они имеются, то обязательно проявятся — независимо от того, как стригли, одевали и во что играли с ребенком», — считает наш эксперт-психолог.

3-6 % мальчиков и 10-12 % девочек школьного возраста часто ведут себя как дети противоположного пола, но только менее 2 % мальчиков (и 2-4 % девочек) действительно хотели бы стать девочкой (мальчиком).

А вот сексолог, психиатр Евгений Кульгавчук придерживается другой точки зрения: «Половое воспитание подразумевает и социальную реализацию и адаптацию. В норме до трех, максимум пяти лет, у ребенка происходит завершение первого этапа психосексуального развития — полового самосознания. Затем, примерно до десяти лет, наступает этап полоролевого поведения, когда ребенок копирует поведение представителя своего пола. Для успешной идентификации и сексуального здоровья детей важна оценка родителей, соответствующая полу ребенка, а также его правильное половое воспитание. В нынешнюю эпоху сексуальной революции происходит подмена понятий. Половое воспитание и традиции стали называть гендерными стереотипами и предрассудками. Это весьма опасная тенденция, чреватая размыванием границ между полами, то есть трансформацией полоролевого поведения, ростом сексуальных расстройств как у женщин, так и мужчин, снижением рождаемости, развитием психических расстройств», — считает психиатр.

Поиграли и хватит

Процесс половой идентификации ребенка начинается в нежном возрасте — в 18 месяцев — и длится несколько лет.

«Желание переодеваться, вести себя, выглядеть не в соответствии со своим полом возникает уже в более осознанном возрасте, в 5-6 лет, иногда чуть раньше. И как правило, это просто этап развития, понимания себя, все тот же процесс половой идентификации и самоопределения. Большинство детей это перерастают», — поясняет семейный психолог.

Родителей, что вполне понятно, может беспокоить половое несоответствие в игровом поведении детей, желание мальчиков походить на девочек и наоборот, но все-таки мамы и папы должны понимать, что запреты, высмеивание, окрики и наказания неуместны.

«Дети в игре, в своих «необычных» проявлениях, реализуют то, что не могут реализовать в обычной жизни, они пробуют, узнают себя. Поэтому нужно дать им такую возможность и, параллельно с этим, предоставить пространство для проявления себя в соответствии со своим полом, пространство, где ребенок сможет упражняться в типичном для его пола поведении», — рекомендует Бояринова.

Если ребенок продолжает в тайне от родителей, несмотря на их неодобрение, переодеваться, «сопротивляться» проявлениям своего пола, то тут уже нужно поднимать вопрос о возможных нарушениях половой идентификации и половой роли. Но это тоже не повод, чтобы ругать ребенка: он таким родился!

Секреты в шкафу

За желанием переодеваться могут стоять разные причины — либо (в редких случаях) непринятие своего пола, желание быть другим, либо, что бывает чаще, удовольствие от процесса. Во втором случае мы имеем дело с так называемым трансвестизмом у детей.

Трансвестизм — это переодевание в одежду, которую общественные нормы предписывают противоположному полу. Любопытно, что чаще всего переодевание девочек в мужскую одежду воспринимается как норма, а вот переодевание мальчиков в женскую — как отклонение.

Иногда и сами родители поощряют ребенка переодеваться в одежду другого пола. Мамы и папы могут воспринимать детей как кукол, в которые им нравится играть. Такие «переодевашки» кажутся забавными, а порой и достойными того, чтобы быть запечатленными на видео. Впрочем, старшая сестра с подружками тоже может играть в братика, переодевая его в девочку, а папа и мама не препятствуют…

www.woman.ru

Девочки & мальчики. Воспитывать одинаково или по-разному?

Мальчиком быть сложнее!

Конечно, в воспитании мальчиков и девочек есть свои особенности. Но в чем суть воспитания в целом, как вообще ребенок растет, развивается, как в нем начинают проявляться важные для его будущего качества? При помощи подражания родителям и другим важным взрослым! Дети вбирают, впитывают наше поведение, копируют его. Для малыша (не важно, мальчик это или девочка) важна мама, близость с ней. И мало того, в возрасте до пяти лет каждый мальчик должен быть настоящим маменькиным сынком! Сможете использовать это время правильно, напитать его любовью и лаской, утвердить его «я» — сильно облегчите мальчику жизнь.

Дочкам проще, они так или иначе будут копировать мамино поведение, если растут рядом с мамой (как правило, так и происходит). А вот мальчиком быть сложнее: в 5−6 лет мальчик начинает проявлять особое внимание к отцу, и папа должен стать для него примером, а мама с ее заботой и любовью — отодвинуться на второй план. А если отца рядом нет, у мамы появляется невероятно важная задача: обеспечить сыну наличие мужчины рядом. Хорошего, качественного мужчины, который бы мальчика понимал, был бы ему близок, был ему настоящим примером. Пусть это будет дедушка, дядя, друг, тренер — тот, кому мальчик будет подражать и правильно развиваться. Помогут спорт, секции, хороший тренер.

Пусть мужчина был частью жизни ребенка. Будет он мудрым, вежливым, добрым, смелым — мальчик тоже таким вырастет.

Кому можно драться?

Принято считать, что мальчик должен уметь защищать себя, что надо в нем это поощрять. А девочка что, не должна? Должна, конечно. Так разрешать ли девочкам проявлять агрессию? Давайте представим ситуацию: подрались разнополые близнецы. Как правильно реагировать? В первую очередь, нужно утвердить в семье такую ценность: агрессия запрещена. Родители должны с самого раннего детства внедрить это в сознание детей — у нас в семье не дерутся.

Запрещать агрессию как чувство нельзя, да и невозможно. А надо вот так: обучить ребенка правильно выражать свой гнев и правильно отстаивать свои интересы.

Есть же разные формы взаимодействия в конфликте: можно сразу по башке дать, а можно уже в два года научить ребенка делиться, меняться, договариваться. Но необходимо детям в этом помогать. Так что если дерутся и мальчики, и девочки — первым делом мы останавливаем драку, а затем устраиваем диалог: так и говорим: «Давай послушаем, что хочет сказать твой брат», «Давай услышим, что хотела сделать твоя сестра». И говорим по очереди, и выслушиваем друг друга — по очереди! Но, если вы только призываете ребенка к разуму, а подходящего объекта для подражания у него нет — не сработает.

Девочки умеют, мальчиков научим

Вот, например, ваш ребенок хочет подружиться с кем-то в классе или познакомиться на детской площадке. Обратите внимание: девочки, как правило, более контактные, у них это получается легко! А многим мальчикам придется подсказать, как преодолеть робость — подойти к другому ребенку, посмотреть в глаза, улыбнуться, задать вопрос. Часто бывает, что мальчику этого просто никто не показал.

Вот у меня такой пример: мой старший сын нравится девочке в школе, она для него написала сообщение в мой мессенджер: «Чем занимаешься, а я читаю интересную книжку». Вижу, Ваня ответил: «Ок». Я говорю: «Ну ты представь себя на ее месте, она с тобой общается, а ты ей — ну все, пока». Ваня понял, начал нормально общаться.

Потому что нужен кто-то, кто расскажет мальчикам про девочек! Если папа умеет это делать тактично, все получится. Но природой устроено так, что с вопросами или за помощью ребенок пойдет к родителю своего пола.

Или вот у девочек часто в 8−9 лет начинаются какие-то разборки в классе: кто с кем дружит, кто против кого дружит. У мальчиков-то такого нет, они по‑другому устроены, они или враги и дерутся — или друзья не разлей вода (или вчера враги, а сегодня друзья). И мальчику тоже стоит объяснить про то, что у девочек дружба немного подругому формируется.

Кто лучше чувствует?

Снова возвращаемся к идее, что мальчики — сильные, а девочки — дипломаты. Нет, мальчику тоже очень важно учиться договариваться! И с таким стереотипом, что мальчику можно все решать кулаками и силой, надо бороться. Роль папы состоит в том, чтобы показать: настоящий мужчина — не мужик накачанный, который, чуть что, готов подраться, а смелый и добрый человек, умеющий конфликты разрешать словами.

А вот если в семье так уж сложилось, что папа именно такой «настоящий мужчина», как в первом варианте, он и не научит полезному, и навредит ребенку сильно. Потому что такого папу в детстве не научили уметь обращаться со своими чувствами! Было принято считать, что чувства — это для девчонок, а мужик — он ух!

Сейчас, к счастью, принято с раннего возраста учить ребенка понимать, что с ним происходит, какие чувства он испытывает, что с ними можно делать, как выражать.

Любому человеку надо уметь понимать себя, быть эмоционально развитым, понимать свои чувства, опознавать их, знать, как они называются.

До сих пор многие думают, что мальчику это все не надо, ласка им не нужна, особенно большим. И папы есть такие, боятся иногда, что если они сына приласкают, вырастет «тряпка». Но такой жесткий стиль воспитания и стремление «вырастить мужика» только навредит. А девочек, похоже, родителям просто легче обнимать.

Чему научит мама

Мамина задача — эмоциональный контакт с ребенком. Но девочки у нас и так более эмоционально развиты от природы, а мальчиков приходится специально учить некоторым вещам: как познакомиться с кем-то? Как завязать разговор, как понравиться другому человеку? Может показаться, что мальчики — более ценные личности, столько для них нужно делать. Нет, они не более ценные, но мальчикам в целом угроз от общества перепадает гораздо больше. Общество почему-то до сих пор считает, что мальчикам вся эта дребедень про эмоции и чувства не нужна.

Наше будущее

Мальчик любит готовить? Прекрасно! Лучшие повара — это мужчины, так что хочет бабушка научить внука печь пирожки — пусть научит. Только обратите внимание, что девочку всегда за это будут хвалить, а к мальчику могут возникнуть вопросы: чего это он? Потому что культура, которая формировалась веками, влияет на наше сознание. Это часть жизни, объективная реальность, так что стоит ребенка об этом предупредить. Так и скажите: нравится тебе это делать — делай, но будь готов к тому, что у кого-то может возникнуть вот такая реакция.

Есть такое мнение, что в учебу и развитие мальчиков родители вкладываются больше, потому что девочка даже после отличного вуза может передумать, выйти замуж, родить троих детей… Но любые рекомендации ребенку на тему того, каким ему быть, или активное влияние на это — опасная штука. И мальчики, и девочки должны сами выбирать будущее. Родители только показывают весь спектр возможностей и дают образование, а дальше ребенок решает сам.

Но важно помнить: девушке придется жить в реальной культуре, которая во многом остается патриархальной. Образованной девушке, между прочим, очень сложно найти равного партнера! Многие мужчины, сами не очень образованные, не хотят «париться» с умной женой. Нет, не надо говорить ей: «Будь дурой и будь красивой — и все будет хорошо». Но учитывать это придется.

И так уж сложилось, что для мужчин создание семьи не является задачей такой важности, как для девочки, которую с рождения уже буквально готовят к выбору фасона свадебного платья. Неправильно это! Учите девочку не принца искать, а видеть реального человека, искать близкого по духу, хорошего собеседника — это гораздо важнее. А то бывает, что девочек готовят к тому, что она — принцесса, ее возьмут на руки и будут аккуратно держать всю жизнь. И мальчика обязательно ориентируйте на создание семьи!

Любому нужен теплый дом и друг рядом.

www.goodhouse.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о