Основные направления современного образования – 1.Основные направления современного образования

10. Современные тенденции развития образования

Кратко охарактеризуем
современные
тенденции развития образования
:

  1. Гуманизация
    образования

    – рассмотрение личности учащегося как
    высшей ценности общества, акцент на
    формирование гражданина с высокими
    интеллектуальными, моральными и
    физическими качествами. И хотя принцип
    гуманизации является одним их традиционных
    общедидактических принципов, на
    современном этапе развития образования
    его реализация обеспечивается другими
    условиями, в первую очередь, комплексностью
    традиционных и новых тенденций
    функционирования образовательной
    системы.

  2. Индивидуализация
    как усилие еще одного традиционного
    дидактического принципа необходимости
    индивидуального подхода.

Реализация этого
принципа проявляется, в первую очередь,
в организации личностно-деятельностного
подхода в образовании. Появление такого
комплексного, системного подхода к
воспитанию и обучению детей обусловлено
не только естественным развитием
педагогической науки, которой, как любой
области человеческой деятельности,
присуще постоянное стремление к
прогрессу, но и назревшим кризисом
существующей системы образования.
Особенностью такого подхода является
рассмотрение процесса обучения как
специфической формы субъектно-субъектных
отношений между педагогом и учеником.
В самом названии данного подхода
подчеркивается взаимосвязь двух его
основных компонентов: личностного и
деятельностного.

Личностный (или
личностно ориентированный) подход
предполагает, что в центре обучения
находится обучающийся с его
индивидуально-психологическими,
возрастными, половыми и национальными
особенностями. В рамках этого подхода
обучение должно строиться с учетом
индивидуальных особенностей и «зоны
ближайшего развития» ученика. Этот учет
проявляется в содержании учебных
программ, формах организации учебного
процесса и характере общения.

Суть деятельностного
компонента в том, что образование
способствует развитию личности только
в том случае, если оно побуждает ее к
деятельности. Значимость деятельности
и ее результата влияет на эффективность
овладения человеком общечеловеческой
культурой. При планировании учебной
деятельности необходимо учитывать не
только общие характеристики деятельности
(предметность, субъектность,
мотивированность, целенаправленность,
осознанность), но и ее структуру (действия,
операции) и компоненты (предмет, средства,
способы, продукт, результат).

Выделение каждого
из рассмотренных компонентов
личностно-деятельностного подхода
(личностного и деятельностного) условно,
так как они неразрывно связаны между
собой в силу того, что личность всегда
выступает субъектом деятельности, а
деятельность определяет развитие ее
как субъекта.

  1. Демократизация
    – создание предпосылок для развития
    активности, инициативы и творчества
    участников образовательного процесса
    (учащихся и педагогов), широкое привлечение
    общественности к управлению образованием.

Одна из отличительных
особенностей современной системы
образования – переход от государственного
к государственно-общественному управлению
образованием, основная идея которого
состоит в том, чтобы объединить усилия
государства и общества в решении проблем
образования, предоставить учителям,
учащимся, родителям больше прав и свобод
в выборе содержания, форм и методов
организации учебного процесса, различных
типов образовательных учреждений. Выбор
прав и свобод делает человека не только
объектом образования, но и его активным
субъектом, самостоятельно определяющим
свой выбор из широкого спектра
образовательных программ, учебных
заведений, типов отношений.

Для современного
состояния системы управления образованием
наиболее характерен процесс децентрализации,
т.е. передача ряда функций и полномочий
от высших органов управления низшим,
при которой федеральные органы
разрабатывают наиболее общие стратегические
направления, а региональные и местные
органы сосредоточивают усилия на решении
конкретных финансовых, кадровых,
материальных, организаторских проблем.

  1. Вариативность,
    или диверсификация (в переводе с лат.
    – разнообразие, разностороннее
    развитие), образовательных учреждений
    предполагает одновременное развитие
    различных типов учебных заведений:
    гимназий, лицеев, колледжей, школ с
    углубленным изучением отдельных
    предметов, как государственных, так и
    негосударственных.

Она проявляется
в структурных изменениях образовательной
системы. Осознание того, что качественное
обучение и воспитание возможно лишь в
условиях реальной преемственности всех
звеньев образовательной системы,
приводит к возникновению комплексных
образовательных учреждений (детский
сад – школа, школа – вуз и др.). Тенденция
к интеграции заметна и сегодня в
содержании образования: происходит
усиление межпредметных связей, создаются
и внедряются интегративные курсы в
разных типах учебных заведений и т.д.

  1. Интегративность
    проявляется
    в структурных изменениях образовательной
    системы. Осознание того , что качественное
    обучение и воспитание возможно лишь в
    условиях реальной преемственности
    всех звеньев образовательной системы,
    приводит к возникновению комплексных
    образовательных учреждений (детский
    сад-школа, школа-вуз и др.) Тенденция к
    интеграции заметна и сегодня в содержании
    образования: происходит усиление
    межпредметных связей, создаются и
    внедряются интегративные курсы в разных
    типах учебных заведений и т.д.

  2. Психологизация
    современного
    образовательного процесса интеграции,
    тем не менее правомерно выделить ее в
    самостоятельное направление. Это не
    только отражает повышенный социальный
    интерес к психологии (что характерно
    в периоды социальных кризисов и, как
    следствие, фрустрации и невротизации
    общества), но и говорит о том, что сегодня
    меняется сама формулировка педагогических
    задач.

Кроме задачи
формирования у учащихся знаний, умений
и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит
задача развития мыслительных способностей,
которые позволят ребенку получать их.
Если формирование поля ЗУН- это
педагогическая задача, то формирование
мыслительных свойств -это
психолого-педагогическая задача. Однако
уровень психологической подготовки
наших педагогов не позволяет сегодня
успешно решать эту задачу.

Для решения
этой задачи необходимо проведение
специальных исследований, результаты
которых помогли бы более качественно
реализовать существующую сегодня
тенденцию к практической интеграции
педагогики и психологии.

  1. Переход от
    информативных к активным методам
    обучения
    включает
    элементы проблемности, научного поиска,
    широкое использование резервов
    самостоятельной работы учащихся, он
    подразумевает отказ от жестко
    регламентированных контролирующих,
    алгоритмизированных способов организации
    учебно-воспитательного процесса в
    пользу развивающих, стимулирующих
    творчество личности.

Сегодня достаточно
четко выражена потребность в специалистах,
обладающих высоким потенциалом, умением
системно ставить и решать различные
задачи, Творчество как важнейший механизм
приспособления в более широком плане
можно рассматривать не только как
профессиональную характеристику, но и
как необходимо личностное качество,
позволяющее человеку адаптироваться
в быстро меняющихся социальных условиях
и ориентироваться во все более
расширяющемся информационном поле.
Формирование такого качества требует
системного подхода и может успешно
реализовываться на всех ступенях
образования с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей личности.

  1. Стандартизация
    содержания образования характерна для
    современной международной практики
    образования и вызвана необходимостью
    создания единого уровня общего
    образования независимо от типа
    образовательного учреждения. Она
    понимается как система основных
    параметров, принятых в качестве
    государственной нормы образованности,
    отражающей общественный идеал и
    учитывающей возможности личности
    достижения этого идеала.

  2. Индустриализация
    обучения, т.е. его компьютеризация и
    сопровождающая ее технологизация, что
    позволяет создавать и использовать
    новые модели обучения и проверки
    результативности усвоения его содержания
    (например, программированное обучение).
    Кроме того, компьютеризация образовательного
    процесса во многом расширяет возможности
    заочного обучения, особенно для лиц,
    которые по состоянию здоровья не
    способны посещать образовательные
    учреждения.

Функциональное
назначение
компьютера в обучении различно по
отношению к учащимся и преподавателям.
Для преподавателя компьютерная техника
является орудием его труда, для учащихся
и студентов — средством их развития. С
одной стороны, компьютеры облегчают
процесс обучения в смысле повышения
оперативности передачи учебной
информации, контроля ее усвоения,
коррекции разного рода отклонений в
обучении. С другой- чрезмерное увлечение
компьютерами, неумелое их применение
может стать источником потери
познавательных интересов, лености
мышления и других нежелательных
последствий у обучающихся.

studfiles.net

Основные тенденции в развитии системы образования в 21 веке

Система образования 21 столетия часто меняется, на что влияют такие факторы:

  • Увеличение доступного информационного поля.
  • Прогресс.
  • Развитие экономики, которое нуждается в квалифицированных кадрах.

Новое образование 21 столетия

Выделяют такие тенденции в развитии современного образования:

  • Гуманизация.
  • Гуманитаризация.
  • Национализация.
  • Открытость.
  • Правильный подход.
  • Анализ и осмысление.
  • Переход к самореализации и самообучению.
  • Сотрудничество.
  • Творческая сфера.
  • Применение мотивации и методик для развития.
  • Результат и его оценка.
  • Непрерывность.
  • Взаимодействие образования и воспитания.

На рисунке представлены направления современных тенденций в образовании.

Основные тенденции современного образования

Определение 1

Гуманизация образования – это признание человека главной социальной ценностью. Современное обучение учитывает приоритеты обучения, которое ориентируется на индивидуальные способности ученика в образовании, направленного на получение знаний по отдельным дисциплинам. Благодаря такому обучению легко понять способности ученика, удовлетворить его потребности в сфере образования и воспитать чувство собственного достоинства.

Гуманитаризация помогает человеку понять духовность, расширить мышление, сформировать целостную картину об окружающем свете и систему ценностей. На основе общечеловеческой культуры смогут развиваться разные человеческие стороны, учитывая субъективные потребности и объективные условия личности, которые напрямую зависят от уровня материального и кадрового потенциала обучения.

Такая тенденция в образовании, как национализация, определяет национальную направленность образования. Образование требует постоянного развития, но основывается на исторических особенностях и народных традициях. Обучение способствует сохранению и пополнению национальных ценностей.

Современная образовательная система должна быть открытой. Цели обучения должны определяться не только государством, но и учитывать мнения учеников, родителей и педагогов. Открытость – ещё одна тенденция образования, которой подчиняются программы обучения. Обра

zaochnik.com

Основные направления развития современной образовательной системы

Гуманизация образования

В основном для общества постоянное обучение является особой областью государственной политики по предоставлению благоприятных, а в идеале идеальных условий основного и профессионального формирования личности каждого человека. Гуманистическая нацеленность данной политики базируется на положении о человеке как цели общественного развития и о человеческом факторе как его значительной силе. В нем находит реализацию понятие марксизма о том, что «вольное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Гуманизм постоянного образования определяется его направлением к человеку как субъекту образовательного процесса, основой предельно благоприятных возможностей для формирования его творческой индивидуальности. Важность и стандарты культуры, искусство, нравственность, все преимущества сферы духовной жизни преобразовываются из предмета изучения в органический компонент учебно-воспитательной и учебно-познавательной работы, в ту основу, которая предопределяет не только содержимое образования, но и формы взаимосвязи между теми, кто учится, и теми, кто учит. Гуманитаризация образования составляет содержательную основу этого процесса и является важным средством преодоления технократического отношения к реальности.

Демократизация образования

Демократизм образования предопределяется его общедоступностью, обеспечением каждому человеку шанс получить и развить свои знания. Его неотделимая сторона – демократизация всего образа жизни образовательных учреждений, их деятельность на основе самоуправления, вовлечение самих обучающихся и увлеченность групп населения к решению всех задач, охватывая и вопросы субсидирования образования. Демократизм образования предполагает создание условий для удовлетворенности запросов представителей различных общественных, общенациональных, возрастных, региональных и других социальных групп, предоставление потенциала для свободного стремления и самовыражения каждого человека.

Демократизация школы

Демократизация школы – это отречение от понятия «винтика» ради концепции человека как наивысшей ценности социалистического общества. Это – поворот к нуждам и требованиям общества и личности. Это освобождение педагогических взаимоотношений, преобразование самой их сущности, освобождение от системы подчинения или противостояния в систему совместной работы. Это – публичность школы, вовлечение общественного фактора в ее развитие.

Это – самый безопасный механизм образования, один из определяющих факторов демократизации общества.

Первый шаг к демократизации образования сегодня — это отказ от стереотипа, который контролирует государственные школы, стереотипа понимание ее как государственного учреждения.

Нужно преодолеть отчужденность общества от школы и школы от общества, оторванность школы от процессов, осуществляющихся в общественной жизни.

Гуманизация школы

Главный порок современной школы – ее обезличенность. Командный, административно-бюрократический дух и строй школы, ее технократизация ведут к тому, что фактически на каждом уроке педагогического процесса было утеряно основное, — то, что описывает любую форму человеческой деятельности – сам человек. Забыли про то, что «человек ость мера всех вещей».

Перебороть отчужденность преподавателя и ученика от учебной работы и друг от друга можно лишь на пути гуманизации школы.

Гуманизация – это поворот школы к ребенку, внимание к его личности, заслугам, вера в него, утверждение его личностных стремлений, запросов и интересов. Это – образование максимально благополучных условий для выявления и формирования его способностей, для его самоопределения. Это – нацеленность школы не только на подготовленность ребенка к будущей жизни, но и на предоставление полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов – в детстве, отрочестве, юности.

Гуманизация – главный элемент нового педагогического понимания.

Она в корне изменяет саму суть и природу этого процесса, устанавливая ребенка в центре. Главным содержанием педагогического процесса является воспитание ученика.

Гуманизация осуществляется, в частности, путем поэтапной индивидуализации всего педагогического процесса (принимается во внимание личностная специфика обучающегося) и его «персонализация» (внимание к индивидуальным особенностям личности педагогов).

Главную роль в гуманизации школы, воспитания играет искусство. Оно является средством развития и формирования творческих особенностей, выразительного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности.

Значение демократизации содержимого, форм и методов образования – в предоставление всем и каждому возможностей к высшим этажам культуры, в предельно возможном раскрытии талантов детей, в ликвидации любых препятствий на пути их формирования.

Информатизация образования

Информатизация образования – это часть процесса информатизации общества, совокупность социально-педагогических изменений, зависящих от введения вычислительной техники и информационных технологий образовательных организациях и в образовательный процесс. Информатизация образования широко распространилась во всем мире именно в последнее десятилетие – это связанно с доступностью для системы образования и относительной легкостью употреблением различных видов современной видео-, аудио-техники и компьютеров.

spravochnick.ru

Тенденции в развитии системы образования

Система образования двадцать первого века претерпевает массу изменений это связано с расширением доступного информационного поля, прогрессом, стремительным экономическим развитием, которое требует квалифированные кадры. В связи с этим наблюдаются новые тенденции в развитии образования:

Схема, представляющая вектор направленности развития современного образования представлена на рисунке 1.

Рассмотрим эти тенденции подробнее.

Гуманитаризация образования помогает личности обрести духовность, широту мышления, сформировать целостную картину окружающего мира. На основе усвоенной общечеловеческой культуры успешно развиваются все стороны личности с учетом ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с уровнем материального и кадрового потенциала образования.

Неотделимость образования от национальной основы государственности определяет национальную направленность образования. Вектор развития обязан быть направлен вперед, но при этом основываться на истории, народных традициях. Образование должно помогать сохранять и обогащать национальные ценности.

В современном обществе образовательная система должна быть открытой. Цели образования должны формироваться не только государственным заказом, но и расширяться потребностями учеников, их родителей и педагогов. Образовательные программы подчиняются принципу открытости. Они должны содержать базовое ядро знаний и легко дополняться, учитывая культурные, региональные, этнические и другие особенности.

Новое время требует переноса внимания педагога с учебной деятельности на более продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность учащегося. Культура способна реализовать свою функцию личностного развития только тогда, когда она побуждает человека к продуктивной деятельности. Чем разнообразней является значимая для человека деятельность, тем эффективнее он овладевает культурой. Деятельностный подход к образованию позволяет наделить теоретические педагогические задачи личностным смыслом деятельности человека.

Ранее в образовании использовались в основном информативные формы обучение. Сегодня этот подход не работает. Обучение должно проходить с использованием элементов определения и разрешения проблем, научного поиска, самостоятельной работы, взаимодействия учащихся. Сегодня должен быть осуществлен переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использованию полученных знаний в реальной жизни.

Согласно потребностям сегодняшней действительности в образовании важно создать условия и дать ученикам возможность для самоутверждения, самореализации и самоопределения. Это помогает развитию самоорганизации.

Настало время, когда позиции обучающего и обучаемого переходят в форму сотрудничества. Преобразование форм взаимодействия связано с изменением ролей и функций всех участников образовательного процесса.

Современный педагог старается активизировать, стимулировать стремление, формировать мотивы, побуждающие к саморазвитию, изучает активность ученика, создает условия для самостоятельного движения вперед. При этом следует придерживаться определенной последовательности: от максимальной помощи педагога в решении учебных задач на начальной стадии образования, до полной саморегуляции в обучении и возникновения отношений партнерства между учеником и учителем. Очень важно в процессе перехода от наставничества к сотрудничеству сохранить уважение к педагогу со стороны учащегося.

В современном образовании ярко проявляется творческая направленность. Обращение к творческому процессу, открытие творческой стороны образования помогает ученику пережить ощущение собственного роста и развития, удовлетворение от достижения поставленных целей. Творческая составляющая помогает ученику находить удовольствие в самом образовательном процессе.

Строгая регламентация образовательного процесса уходит в прошлое. Сегодня педагог свободен от строгих правил и регламентов. Это сложнее для преподавателя, но эффективнее с точки зрения достижения результата. Такой подход делает образование индивидуально направленным.

Результат любой деятельности должен подлежать оценке. Это помогает понять степень эффективности образования. Оценка результата образовательной деятельности определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы и специфики обучения.

О непрерывности образования говорят достаточно давно. Но на сегодняшний день это особенно важная тенденция в развитии образования. Непрерывность открывает возможность для постоянного углубления знаний, помогает достичь целостности и преемственности в обучении и воспитании; помогает преобразовывать полученные знания на протяжении всей жизни человека.

Обучение и воспитание должны быть нераздельно связаны между собой. К сожалению, воспитательная составляющая ушла из многих образовательных учреждений. Но только в симбиозе этих двух педагогических категорий возможно формирование целостной и гармонично развитой личности.

Технический прогресс не стоит на месте. Это важно учитывать и применять в образовательном процессе. Новые методики должны сопровождаться внедрением современных технологий. Необходимо научить пользоваться огромным информационным массивом, в котором мы живем. Не потеряться в нем, а взять все полезное из информационного поля и применять в реальной жизни.

spravochnick.ru

3.5. Основные тенденции современного образования

Один из
ведущих исследователей проблем психологии
высшего образования А.А. Вербицкий
выделил следующие тенденции в современном
образовании.

Первая
тенденция

— осознание каждого уровня образования
как органической составной части системы
непрерывного народного образования.
Эта тенденция предполагает решение
проблемы преемственности не только
между школой и вузом, но и, учитывая
задачу повышения профессиональной
подготовки студентов, — между вузом и
будущей производственной деятельностью
студентов. Это, в свою очередь, ставит
задачу моделирования в учебной
деятельности студентов производственных
ситуаций, что легло в основу формирования
нового типа обучения — знаково-контекстного
(по А.А. Вербицкому).

Вторая
тенденция

— индустриализация обучения, т.е. его
компьютеризация и сопровождающая ее
технологизация, что позволяет действенно
усилить интеллектуальную деятельность
современного общества.

Третья
тенденция

— переход от преимущественно информационных
форм к активным методам и формам обучения
с включением элементов проблемности,
научного поиска, широким использованием
резервов самостоятельной работы
обучающихся или, по выражению А.А.
Вербицкого, тенденция перехода от «школы
воспроизведения» к «школе понимания»
и «школе мышления».

Четвертая
тенденция

соотносится, по А.А. Вербицкому, с поиском
психолого-дидактических условий перехода
от жестко регламентированных
контролирующих, алгоритмизированных
способов организации учебного процесса
и управления этим процессом к развивающим,
активизирующим, интенсифицирующим,
игровым. Это предполагает стимуляцию,
развитие, организацию творческой,
самостоятельной деятельности обучающихся.

Пятая и
шестая тенденции

относятся к организации взаимодействия
обучающегося и преподавателя и фиксируют
необходимость организации обучения
как коллективной, совместной деятельности
обучающихся, где акцент переносится с
обучающей деятельности преподавателя
на познающую деятельность студента.

Тенденции
изменения общей ситуации образования
совпадают с общими принципами его
реформирования в мире и в России:

— интеграция
всех воспитывающих сил общества,
органическое единство школы и других
специальных институтов с целью воспитания
подрастающих поколений;

— гуманизация
— усиление внимания к личности каждого
ребенка как высшей социальной ценности
общества, установка на формирование
гражданина с высокими интеллектуальными,
моральными и физическими качествами;

— дифференциация
и индивидуализация, создание условий
для полного проявления и развития
способностей каждого школьника;


демократизация, создание предпосылок
для развития активности, инициативы и
творчества учащихся и педагогов, за
интересованное взаимодействие учителей
и учащихся, широкое участие общественности
в управлении образованием.

Реализация
этих принципов предполагает изменение
самого облика образовательной системы,
ее содержания и организационных форм,
что нашло наиболее полное отражение в
проекте развития национальной школы.

studfiles.net

Современное образование и наука: основные направления и концепции развития в контексте европейского опыта


 


Актуальность темы исследования предопределена тем, что образованию и науке в современном обществе уделяется особое внимание, ведь они являются важнейшими факторами формирования новых человеческих качеств, от которых зависит степень развития страны.Современное образование и наука — это, в первую очередь, воспитание интеллектуальных и производительных сил общества, развитие духовной культуры. Качественное образование дает возможность выпускникам высших учебных заведений формировать свою профессиональную карьеру на принципах социальной справедливости, соответствовать общечеловеческим ценностям и быть конкурентоспособными на рынке труда. Повышение уровня образования и науки позволит значительно расширить возможности создания общеобразовательного и научного пространства, которое будет способствовать адаптации современной системы образования к европейским нормам и стандартам.


Новое тысячелетие выдвигает не только новые требования к образованию, но и предоставляет новые возможности для образовательной деятельности. Без надлежащего образования ни само государство, ни его народ и культура, не имеют будущего. Теперь современное образование должно стать именно тем импульсом, который способен пробуждать творчество, направлять человека к действию, воспитывать правильный образ жизни. Образование должно способствовать духовному обновлению общества, утверждению национального сознания, стимулировать социокультурные реформации в условиях глобализационных преобразований. Как отмечают современные ученые Л. Губерский и В. Андрущенко «мы должны так наладить учебный процесс, чтобы он разворачивался на лезвии самых полных приобретений современной науки, культуры и национальной практики, имел опережающий характер, формировал самостоятельное творческое мышление, волевые способности личности» [1, с. 136].


Переходя к рассмотрению данного вопроса, следует отметить, что проблемы образования всегда были и остаются одними из определяющих в контексте становления общества, а потому образовательные процессы продвигаясь быстрыми темпами реформирования, происходят не только содержательно, но и за формой. Чтобы полученные знания обеспечивали рост прогресса, необходимо их передачу не ограничивать только информацией, они должны обучать тем методам, которые способствовали бы объединению тех пределов, которые традиционная организация знания изолировала один от другого. Такие методы очень полезны потому, что продолжают идеи которые заставляют думать, а это главное достижение образованного человека. Потому, как отмечает К. Ясперс, образование — это приобретение, а образованным человек становится тогда, когда сформируется относительно к определенным историческим идеалам. «Не образование, а лишь момент образования является тем, что называют профессиональным образованием, обучением навыкам определенной профессии, требующей особого знания и мастерства (в противоположность всеобщему образованию)» [3, с. 59]. Однако, считает ученый, без постоянного развития разума науками невозможно избежать ограниченности и закостенелости. Поэтому, образование — это, прежде всего, формирование позиции, которую необходимо испытывать разумом, который даст возможность человеку открывать самые дальние горизонты [3, с. 58–61].


Впрочем, проблемы с которыми сталкивается наука и образование невозможно преодолеть без роста самой науки. Поэтому, неслучайно, в своё время, К. Поппер указывал не необходимость роста науки и ее прогресса. Ученый отмечал, что когда наука перестает расти, она теряет рациональный и эмпирический характер, именно способ роста делает науку рациональной и эмпирической [2, с. 325]. Но не существует ли опасность того, что развитие науки закончится тогда, когда она полностью выполнит свое назначение. Это не может произойти, убежден К. Поппер, ведь наше незнание является бесконечным. «Наука представляет собой один из немногих видов человеческой деятельности — возможно, единственный, — в котором ошибки подвергаются систематической критике и со временем довольно часто исправляются. Это дает нам основание говорить, что в науке мы часто учимся на своих ошибках и что прогресс в данной области возможен» [2, с. 327]. Впрочем, К. Поппер отмечал, что недостаточно только заменить одни теории другими, еще лучшими и пытаться создать новые, которые превосходили бы предыдущие, потому что главная цель ученых заключается в «открытии истины относительно наших проблем, и наши теории мы должны рассматривать как серьезные попытки найти истину» [2, с. 370–371].


Продолжая изложение данного исследования следует обратиться к вопросу относительно европейской интеграции украинского общества в области образования. Со времени официального подписания декларации на Бергенской конференции 19 мая 2005 года Украина присоединилась к Болонскому процессу. В десятилетний промежуток времени прослеживается адаптация отечественного высшего образования к общеевропейскому образовательному, научному и культурному пространству, при этом происходит сохранение достижений и приоритетов национальной системы образования.


Известно, что Болонский процесс был принят для улучшения образования и науки в Европе. С начала своего образования он был направлен на усиление конкурентоспособности и привлекательности европейского высшего образования, содействию мобильности студентов, их трудоустройству путем внедрения системы основанной на преддипломной (бакалаврат) и последипломной (магистратура, докторантура), утверждение программ обучения и унифицировании ученых степеней (бакалавр, магистр, доктор философии). Повышение качества высшего образования через мобильность учебного процесса; обучение на протяжении всей жизни; международная открытость и мобильность; научные исследования и инновации; расширение автономии университетов — всё это главные критерии в Болонском процессе.


Какие же задачи стоят сейчас перед современным образованием и наукой, кого необходимо готовить, и как нужно выстроить план подготовки будущего специалиста в определенной отрасли, чтобы он соответствовал современным требованиям. Учитывая опыт других стран участниц Болонского процесса и исследуя свой собственный, Украина получает возможность подвести собственное образовательное пространство к европейским стандартам, чем сможет обеспечить конкурентоспособность выпускников украинских высших учебных заведений.


В последние годы, неслучайно основное внимание уделяется важности вузовского сектора науки. В связи с этим развитие высшего образования, повышение его качества и роли, полагается на высшие учебные заведения перед которыми стоит задача необходимости перехода от научной компетентности прошлого к современному типу образования. Поэтому, неслучайно главная образовательная функция ложится на университеты, которые призваны стать ведущими и определяющими в перспективе развития человечества. Краеугольным камнем в университетском образовании должно быть научное исследование, которое необходимо рассматривать, как творческий поиск истины. Сосредотачивая основное внимание на научных исследованиях, которые осуществляются университетскими учеными, нельзя обойти стороной еще одну из важнейших миссий университетов — подготовки будущих специалистов и ученых. В своё время К. Ясперс отмечал, что задание университета это — исследование, обучение, образование и воспитание. Следовательно, высшим и неотъемлемым принципом университета, считает ученый, является «связь исследования и обучения… потому, что в соответствии с идеей лучший исследователь одновременно и единственно хороший преподаватель» [3, с. 70]. То профессиональное обучение, которое может предоставить университет человеку, который нуждается в образовании, непременно приводит его не только к специализированному профессиональному образованию, но и к позиции исследователя и исследовательским методам. Для этих особенных профессий, отмечает К. Ясперс, «лучшим образованием является не изучение изолированного знания, а обучение и развитие органов научного мышления. В течении жизни возможно продолжение духовно-научного образования. Для профессионального образования университет может дать только основу, само образование находится в практике» [3, с. 70].


Исследовательская деятельность и учебный процесс — это главные задачи университета. Бесспорно, перед каждым высшим учебным заведением стоит вопрос, как обучать и чему обучать. Студент, который выходит из стен университета, не должен давать стареть своим знаниям. И если студент освоил, как и чему нужно учиться, то он будет продолжать обучение всю жизнь. Научить студентов масштабно и перспективно мыслить — это одно из главных заданий. В условиях глобализации нашего общества в большом количестве информации можно потеряться, потому необходимо научить студентов найти ту информацию, которая необходима именно ему. Каким же образом можно научить масштабно мыслить? Прежде всего преподавателям необходимо проводить разные научные конференции, способствовать участию студентов в международных грантах. В университетах разрабатываются научные исследования, разнообразные проекты и программы, принимая в них участие студент, таким образом, приобщается к научному процессу и получает практическую подготовку. Это его делает не только ученым, но и практиком. Сочетание исследовательской деятельности и учебного процесса является главной задачей исследовательского университета.



Впрочем, в такой непростой ситуации, которая наблюдается в современном обществе, перед исследователями стоит неотложная потребность — сосредоточение науки и образования на проблемах человека. Поэтому идет интенсивный поиск оптимальных способов влияния на формирование человека, как в интеллектуальном, так и в социальном аспектах. Следовательно, путь решения этих задач заключается в объединении усилий не только естественных и гуманитарных наук, но и современной науки и образования. Как отмечает К. Ясперс, «образовательная ценность естественных наук и наук гуманитарных существенно разнится по своему характеру». Ведь в гуманитарных науках человек постигает дух, происходит содержательное наполнение человеческого прошлого, «участии, в его передаче, знании о широте человеческих возможностей» [3, с. 61]. Осваивая гуманитарную профессию, отмечает К. Ясперс, человек в соответствии со своим способом мыслей выступает исследователем по отношению к разным вещам. Также исследователем является и тот, кто находится в процессе познания и ориентируется согласно идеи целого. «Поэтому единственно истинным воспитанием в науках, связанных с практикой, является то, которое сохраняет исследовательскую позицию» [3, с. 72].


Чтобы высшее учебное заведение стало более привлекательным для студентов, необходимо учитывать комплексную компоненту, которая включает перспективу для будущей карьеры выпускника. Для этого необходимо, чтобы университет предоставлял качественное образование, которое соответствовало бы европейским просветительским стандартам, но самым главным остается вопрос о возможности трудоустройства. Это является основным вопросом высших учебных заведений не только Европы, но и Украины. Поэтому неслучайно в Болонской декларации идет речь об «обучении на протяжении всей жизни».


В данном аспекте значительная роль отводится развитию международного межвузовского сотрудничества, которое позволит организовать общие исследовательские проекты, программы обмена студентов и преподавателей. Однако самой распространенной формой интернационализации высшего образования остается мобильность студентов. Поэтому перед исследовательскими университетами стоит задача в совмещении образования и исследования, используя при этом модели других университетов Европейского союза; создании научных парков и выделении исследователей, которые смогут воплощать новые проекты при поддержке иностранных инвесторов; объединении в научном парке разных разработок, приобретении научно-исследовательской и высокотехнологической продукции; проведении конкурсов инновационных проектов, создании новых программ ориентированных на картину будущего.


Сегодня высшее образование за рубежом считается достаточно востребованным на мировом рынке труда. Лучшие университеты мира задают тон в области высоких технологий, искусства, культуры, а дипломы, полученные после их окончания, дают возможность работать во многих областях наук. Так обучение в университетах Великобритании, Англии, Германии, США, Канаде гарантирует выпускникам в перспективе, получить престижную и высокооплачиваемую работу. Поэтому, перед украинскими вузами стоит задача так наладить обучение, чтобы отечественное высшее образование отвечало европейским стандартам, а дипломы выпускников украинских университетов были признаны во всем мире, давали возможность трудоустройства в любой стране, предоставляли знание и практические навыки для последующего успешного карьерного роста и приобретения межкультурного опыта.


В последние десятилетия молодежь интересуется получением европейского высшего образования. Следует отметить, что высшее образование в Европе и второе высшее образование за рубежом стало доступным и для украинских студентов. Они могут пройти переквалификацию на основе диплома отечественного университета. Также широко используется и дистанционная форма обучения. Дистанционное образование — это образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологических средств. В каждом зарубежном вузе рядом с обязательными дисциплинами студенту предоставляется возможность выбора предметов самостоятельно. Именно в этом проявляется гибкость европейского образования, — это когда студент сам формирует учебный план. Поучительным является опыт Испании, в котором специфика преподавания предусматривает, что учебный процесс протекает в виртуальном классе университета, который работает круглосуточно. Студентам предоставлена возможность устанавливать прямую связь с преподавателем через форумы, или дополнительные онлайны. Проверка студентов происходит онлайн в виде тестов, экзаменов, виртуальных практикумов и тому подобное. Поэтому в последние годы большое внимание уделяется именно электронному образованию. Также в европейском образовании достаточно распространен принцип «академической свободы». Так высшее образование в Германии направлено на свободу, которая предоставляется не только высшим учебным заведениям в вопросах управления, но и каждому студенту. Также в Германии не существует жесткой системы обучения, в привычном для нас, общеобязательном порядке. Все зависит от самостоятельности, ответственности и самодисциплины студента. Немецкий студент высшего учебного заведения самостоятельно составляет свой учебный план и организует собственное время так, чтобы соответствовать общим требованиям по данной специальности, которые являются достаточно высокими.


К примеру, высшее образование в США сконцентрировано на выявление индивидуальных особенностей и интересов студента, способствует построению успешной карьеры. Проходя обучение в Америке студенты не только получают теоретический багаж знаний, они еще и учатся применять их на практике. Своеобразной является современная система образования во Франции, которая формировалась в течении последних двух веков и остаётся одной из самых передовых в мире. Основная её особенность — преимущество государственных учебных заведений. Французские университеты являются высшими учебными заведениями, автономными в плане административного управления, научных программ, форм обучения и педагогической работы.


Следовательно, реформирование системы образования необходимо подстраивать к потребностям современного общества. Прежде всего это касается подготовки высококвалифицированных специалистов, которые отвечали бы запросам современного рынка труда, имели бы не только теоретические, но и практические знания, владели профессиональной мобильностью. Подготовка таких специалистов является причиной внесения соответствующих корректив во всё высшее образование. Ведь реформирование образовательной сферы ведет к качественной системе знаний, которые отвечают существующим требованиям и способны к изменениям не только имеющихся ценностей, но и к изменениям в самом содержании. Поэтому, начиная образовательные реформы, необходимо учитывать и то, что реформационные проекты — это длительный процесс и какой будет результат зависит непосредственно от нас. Однако, изменить ключевые знания и существующие ценности будет недостаточно, необходимо также изменить сами механизмы и средства реформирования, только тогда можно будет увидеть качественные преобразования не только в обществе, но и во всей системе образования. Поэтому, стратегическая роль высшего образования заключается в получении и улучшении знаний, в глобальном обмене знаниями через многонациональные исследования и образовательные проекты, программы обмена студентами и преподавателями с целью стимулирования инноваций и креативности.


Следовательно, современное образование и наука является неотъемлемыми составляющими развития современного общества, они играют главную роль в общественном прогрессе и являются универсальными средствами решения многих проблем. Следуя примеру разных университетов, участников Болонского процесса, можно констатировать, что именно в академическом сообществе сосредоточена культурная интеграция высшего образования. Поэтому учитывая европейский и украинский интеллектуальный опыт, необходимо все совместные усилия направить на преодоление существующих трудностей, что позволит отечественному образованию и науке занять достойное место на мировом образовательном рынке и стать конкурентоспособными.


 


Литература:


 


  1.                Губерський Л. В., Андрущенко В. П. Філософія як теорія та методологія розвитку освіти. — К.: «МП Леся». — 2008. — 516 с.

  2.                Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы: [пер. с англ. Л. В. Блинников, В. Н. Брюшинкин, Э. Л. Наппельбаум, А. Л. Никифоров]. — М.: Прогресс, 1983. — 605 с.

  3.                Ясперс Карл. Идея университета; [пер. с нем. Т. В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага; под общ. ред. М. А. Гусаковского]. — Минск: БГУ, 2006. — 159 с.

moluch.ru

11.Основные тенденции и принципы современного образования.

Один из ведущих
исследователей проблем психологии
высшего образования Вербицкий
выделил следующие тенденции
образования:

1.осознание
каждого уровня образования как
органической составной части системы
непрерывного народного
образования;2.индустриализация
обучения, т.е. его компьютеризация и
сопровождающая его технологизация, что
позволяет действенно усилить
интеллектуальную деятельность
современного общества;3.переход
от преимущественно информационных форм
к активным методам и формам обучения с
включением элементов проблемности,
научного поиска, широким использованием
резервов самостоятельной работы
обучающихся;4.соотносится
с поиском психолого-дидактических
условий перехода от жестко регламентированных
способов организации учебно-воспитательного
процесса, к развивающим, активизирующим,
игровым; это предполагает стимуляцию,
развитие, организацию творческой
самостоятельной деятельности учащихся;5-6.
относятся к организации взаимодействия
обучающихся и преподавателя, и фиксируют
необходимость организации обучения
как коллективной совместной деятельности,
где акцент переносится с обучающей
деятельности преподавателя на познающую
деятельность студента.

Основные принципы
современного
образования:

1.интеграция всех
воспитательных сил общества, органическое
единство школы и других специальных
институтов с целью воспитания подрастающего
поколения;

2.гуманизация –
усиление внимания к личности каждого
ребенка как высшей социальной ценности
общества, установка на формирование
гражданина с высокими интеллектуальными,
моральными и физическими качествами;

3.дифференциация
и индивидуализация обучения – создание
условий для полного проявления и развития
способностей каждого школьника;

4.демократизация
– создание предпосылок для развития
активности, инициативы и творчества
учащихся и педагогов, заинтересованного
взаимодействия учителей и учащихся, и
широкое участие общественности в
управлении образованием.

12.Образовательный процесс как единство обучения и учения.

Образовательный
процесс реализуется в единстве двух
деятельностей: учебной и педагогической.
Поэтому можно рассматривать с двух
позиций. Каждая из позиций является
неповторимой уникальной личностью и
одновременно субъектом собственной
деятельности, т.е. планирует,организует
и осуществляет эту деятельность и
одновременно формируется в ней как
личность.

Личностно-деятельностный
подход подразумевает учет этих
особенностей, как учителя, так и
обучаемого. Личностный
компонент

предполагает, что в центр процесса
обучения ставится как сам обучающийся,
так и его личностные особенности, т.е.
мотивы, цели, психологический склад.
Учитель определяет учебную цель каждого
занятия и направляет весь образовательный
процесс на развитие личности ученика,
исходя именно из интересов, знаний,
умений обучающихся. Деятельностный
компонент

подразумевает, что педагог и ученик
являются субъектами пед и учебной
деятельности. Это означает, что каждый
из них сам осуществляет свою деятельность
и одновременно развивается в ней.

С позиции учителя
личностно-деятельностный подход означает
организацию и управление целенаправленной
учебной деятельностью в общем контексте
его жизнедеятельности – направленности
интересов, жизненных планов, ценностных
ориентаций, понимания им смысла обучения.
В такой позиции учитель становится для
ученика человеком, вызывающим подлинный
интерес к учению, учебному предмету.
Общение с учеником рассматривается как
сотрудничество в решении учебных задач
и, как следствие, учитель и класс образуют
единый коллективный субъект образовательной
деятельности.

С позиции ученика
личностно-деятельностный подход
предполагает свободу выбора обучающимся
метода своего учения. Для ученика
психологическими проявлениями реализации
личностно-деятельностного подхода
учителем становится обеспечение
безопасности личностных проявлений,
создание условий для самоактуализации
и личностного роста.

Таким образом,
личностно-деятельностный подход в
образовании означает, что прежде всего
в образовательном процессе ставится и
решается основная
задача образования

– создание условий развития гармоничной,
нравственно совершенной, социально
активной, профессионально компетентной
и саморазвивающейся личности. Личность
находится в центре образования и оно
соответственно становится антропоцентричным
по цели, содержанию, формам организации.

studfiles.net

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о