Пишущий ученик – Пишущий ученик просклонять по падежам

Фотографии тетрадей по чистописанию советских школьников.: picturehistory — LiveJournal

В советской школе чистописанию уделялось очень большое внимание. Считалось, что правильный почерк воспитывает усидчивость и приучает к аккуратности, а ещё помогает упорядочить мысли. сегодня глядя на эти тетради сложно представить, что это писали дети начальной школы.


1. Тетрадь первоклассника


Тетрадь по чистописанию 1965 года.

До середины 1970-х годов в большинстве советских школ преподавали чистописание. До 68 года школьников учили писать пером, а после перо заменила чернильная ручка. В 1969 году чистописание в качестве отдельной дисциплины было упразднено из практики преподавания в школах, сохранив о себе так называемые «минуты чистописания», которые отводились для обучения каллиграфическому письму в начальных классах школы.

2. Каллиграфический почерк


Чистописание — обязательный учебный предмет отечественной школы.

Для обучения чистописанию использовались прописи — печатные образцы рукописных букв, которые ученики должны были многократно переписывать от руки. В советской школе прописи букв, дополнялись прописями предложений и разного рода поучительных сентенций.

3. Тетрадь ученика


Старые прописи в СССР.

С конца XIX века и до конца 1950-х годов ученики пользовались чернильницами-непроливайками — стеклянными цилиндрическими стаканчиками, верхняя часть которых представляла опрокинутый конус с небольшим отверстием для ручки. В школе использовались, как правило, фиолетовые чернила, которые изготовлялись на водной основе и поэтому требовали достаточно долгого времени для высыхания.

4. Советские прописи


Почерк советского школьника.

Вплоть до конца 1960-х годов в начальных классах советской школы писали, как и до революции, простыми ручками, которые представляли собою деревянные палочки с металлическим наконечником, куда вставлялось перо.

5. Тетрадь ученика


До середины 70-х годов в советских школах преподавали чистописание.

Требования к отсутствию помарок на уроках чистописания были неизменно строги: наличие клякс обязывало ученика к переписыванию уже написанного, отравляя ему и без того нелегкую школьную жизнь. Кляксы — это беда и враг советского школьника вплоть до эпохи усовершенствованных поршневых и шариковых ручек.

6. Каллиграфия и чистописание

В изданном в 1861 году на русском языке руководстве известного немецкого педагога Адольфа Дистервега «Начатки детского школьного образования» преподавателю младших классов рекомендовалось при самом начале обучения проводить разъяснительные беседы о вещах, с которыми дети будут иметь дело в процессе учебы; в частности — о чернилах и писчих принадлежностях.

7. Из истории клякс


Чистописание — дисциплина, которая была неизменна вплоть до реформы начальной школы конца 1960-х годов.

На фоне современной компьютерной эпохи педагогические условности, которыми было обставлено овладение нормативным для советского школьника образованием, выделяются нацеленностью на физическую «гигиенизацию» письма. Умение писать от руки подразумевает заботу о чистоте письма, которая распространяется, условно говоря, и на чистоту тела.

8. Советские прописи для 2 класса


Чистописание пришло в СССР из дореволюционных школ, где оно называлось каллиграфией.

Успехи в чистописании оказываются, таким образом, условием самовоспитания, обнадеживающего также и успехами в учебе. Эффективность педагогических наставлений выражалась, впрочем, не только в старательности учеников, но и в их готовности к самокритике.

9. Прописи

В аккуратности и прилежности школьники советской поры, как и их дореволюционные сверстники, призваны руководствоваться не разрешениями, а запретами. Ключевое слово в этих случаях: нельзя.

10. Каллиграфия начальной школы


Страницы тетрадей по чистописанию.


См.также:

Советские школьные тетрадки

Какими были школьные принадлежности в Советском Союзе

О девчонкиных анкетах, песенниках и гадалках из советского детства

США обязана своим образованием советскому школьнику Алексею Куцкову.

Дети, школьники и студенты СССР 50-60х Фотограф С. Фридлянд

picturehistory.livejournal.com

Чистописание в советской школе, тетради учеников » Перуница

Отличница
«Отличница»
Сергей Митрофанович Годына (1921 — 2012)
Почтовая открытка; изд. Министерства связи СССР, 1956

До середины 70-х годов в советских школах преподавали чистописание. До 68 года школьников учили писать пером, а после перо заменила шариковая ручка. Хоть и сам предмет ещё оставался в программе, но это было уже не то. Красивый почерк зависит не только от ученика, но и от ручки, которой он пишет. Писать красиво шариковыми ручками очень трудно, они быстро скользят. Хуже всего гелевые ручки, более того, гелевые ручки сильно портят почерк. Пером трудно писать быстро, но проще писать красиво — оно даёт время вывести букву.

Тетрадь первоклассника 1964 года
Ещё в те годы была отдельная оценка за «за прилежание», это стимулировало заодно аккуратность, усидчивость и терпение. Писать такой ручкой и чернилами не так-то просто, приходилось стараться.Тетрадь первоклассника 1964 года
Тетрадь первоклассника 1964 года
Тетради тоже были не простые. Фабричные, в частую косую линейку. Для более старших классов «разметка» была пореже, а класса с четвертого применялись тетрадки в «линейку». Вот они-то, родимые, тетрадки в частую косую линейку и приучали нас к аккуратному красивому почерку. Кто-то писал лучше, кто-то хуже, но буквы были ровные с одинаковым наклоном. Ведь это каким надо было быть дебилом, чтобы по такой линовке не написать хотя бы ровно.

А сейчас? У первоклассников в тетрадях косая от косой за километр стоит, они ее в упор не видят. Вот и пишут кое-как. Тетради в мелкую косую найти можно, не поленитесь, купите, и сами своих будущих первоклассников писать учите. Время еще есть. А на школу не надейтесь, там не научат, не успеют попросту. Сейчас совсем иная система обучения. Чистописанию не учат, каллиграфии и тем более! Абсолютно. Учат писать буквы и все. В конце первого класса подсовывают тетрадь в широкую линию.

Тетрадь первоклассника с промокашкой 1964 года
Тетрадь первоклассника с промокашкой 1964 года

На самом деле, как сравнительно недавно было доказано учёными, «чистописание» — развивает т.н. «мелкую моторику», что в свою очередь — неплохо развивает извилины в целом.

В общем, «злой сталинизм» со своим волевым «тоталитаризьмом» — настойчиво старались, с самого раннего возраста — сделать людей лучше.

Зато последующие десталинизаторы — подарили «свободу» тупеть и деградировать.

Чернила! Только так можно научить ребенка каллиграфическому почерку.


Казалось бы, зачем сейчас, в эпоху компьютеров и смартфонов нужно учиться писать, и писать красиво, медленно, неудобным пером? Многое из школьной программы не пригодится в жизни, но это необходимо пропускать через себя для развития. Чем больше прокачаешь мозг в детстве и юности, тем лучше и дольше он прослужит в будущем. Поэтому были и чистописание, и пение, и рисование. То, что прежде получали лишь дети аристократов. А простым людям только примитивный счет и письмо перепадало. Этого достаточно, чтобы с утра до ночи в поле батрачить, уметь сосчитать свою задолжность перед ростовщиком и подписаться.

В элитных учебных заведениях сегодня каллиграфию никто не отменил, как и уроки музыки, рисования, пения. Или выпускники этих школ будут жить не в современном мире?

Каллиграфия не зря у многих народов является искусством. И технологии тут ни при чём. Получается, что если освоен новый технологический виток — думать тоже не надо будет?

При развитии у ученика новых навыков, концентрации внимания, выработки терпения мелкая моторика очень важна. При хороших и обширных базовых навыках человек приобретает больше возможности для творческой деятельности. Что и видно — ученики, освоившие чистописание в детстве, строили заводы, на которых неучи сейчас зарабатывают возможность жить.

И да, чем неуч дремучее, тем чванливее.

Гундобин Евгений Николаевич (Россия, 1910-1975) «С праздником 1 мая» 1950-е
И напоследок, вот тут есть много советских учебников и прописи. На нашем сайте также можно скачать прописи и распечатать их на листе А4.

www.perunica.ru

УЧАЩИЙСЯ — это… Что такое УЧАЩИЙСЯ?

  • учащийся — См …   Словарь синонимов

  • УЧАЩИЙСЯ — УЧАЩИЙСЯ, учащаяся, учащееся. 1. прич. наст. вр. от учиться. 2. в знач. сущ. учащийся, учащегося, муж., учащаяся, учащейся, жен. Тот, кто учится: ученик, ученица, студент, студентка. Спектакль для учащихся. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… …   Толковый словарь Ушакова

  • учащийся —     УЧАЩИЙСЯ, воспитанник, ученик, школьник, устар. школяр     УЧАЩАЯСЯ, воспитанница, ученица, школьница     УЧЕНИЧЕСКИЙ, школьнический, устар. школярский …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • учащийся — ▲ действующее лицо ↑ который, обучение, (быть) в, учебное заведение учащийся человек, который учится в учебном заведении. школьник учащийся школы. первоклассник. второклассник… старшеклассник. гимназист. семинарист. лицеист. кадет. гардемарин.… …   Идеографический словарь русского языка

  • Учащийся — Учитель и ученики Ученик Учащийся в школе. Лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой либо области знаний. Последователь, сторонник учения или практической деятельности кого либо (см. адепт) Понятие ученик иногда выстпует в… …   Википедия

  • учащийся — moksleivis statusas T sritis švietimas apibrėžtis Asmuo, lankantis bendrojo lavinimo mokyklą. atitikmenys: angl. schoolboy; schoolgirl vok. Schulbesucher rus. учащийся ryšiai: palygink – mokinys …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • учащийся — 1. учащийся, прич. 2. учащийся, учащегося и учащаяся, учащейся; мн. учащиеся, учащихся, сущ …   Русское словесное ударение

  • Учащийся — I м. Тот, кто учится где либо. II прил. из прич. по гл. учиться 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Учащийся — I м. Тот, кто учится где либо. II прил. из прич. по гл. учиться 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • учащийся

    — 1. учащийся, учащаяся, учащееся, учащиеся, учащегося, учащейся, учащегося, учащихся, учащемуся, учащейся, учащемуся, учащимся, учащийся, учащуюся, учащееся, учащиеся, учащегося, учащуюся, учащееся, учащихся, учащимся, учащейся, учащеюся, учащимся …   Формы слов

  • dic.academic.ru

    ученица — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. учени́ца учени́цы
    Р. учени́цы учени́ц
    Д. учени́це учени́цам
    В. учени́цу учени́ц
    Тв. учени́цей
    учени́цею
    учени́цами
    Пр. учени́це учени́цах

    у·че-ни́-ца

    Существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 5a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -уч-; интерфикс: -е-; суффикс: -ниц; окончание: [Тихонов, 1996].

    Произношение

    • МФА: [ʊt͡ɕɪˈnʲit͡sə]

    Семантические свойства

    Значение
    1. учащаяся начального или среднего учебного заведения ◆ Света Матвейчева, ученица 9-го класса: «Я первый раз здесь побывала. А. Гальперина, «Эти рвы уравняли всех», 2015 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. лицо женского пола, обучающееся чему-то у кого-либо ◆ Ахматова, истинная ученица Анненского, так и делала. Александр Кушнер, «Почему они не любили Чехова?» // «Звезда», 2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Г. Ершова — ученица Ю. Кнорозова, расшифровавшего письмена майя. Эдуард Вирапян, «Дарующая возвращение» // «Знание — сила», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    3. последовательница кого-то или чего-то ◆ Ученица Шопена, Эмилия будет выступать в благотворительных концертах вместе с Листом, общаться с Вагнером, Робертом Шуманом и Кларой Вик. Жанна Дозорцева, «Звучащие полотна Карла Брюллова» // «Наука и жизнь», 2008 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    Синонимы
    Антонимы
    1. конверсивы: учитель, учительница
    Гиперонимы
    1. женщина
    Гипонимы
    1. школьница, первоклассница

    Родственные слова

    Этимология

    Происходит от гл. учить, из праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. ѹчити, ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. учить, укр. учи́ти, белор. вучыць, наву́ка, болг. у́ча «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. učit, словацк. učiť, польск. uczyć, uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś. Праслав. *učiti связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. usanim «учусь, приучаюсь», готск. biūhts «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Библиография

    ru.wiktionary.org

    Писать пером в век компьютеров: в России поставили уникальный эксперимент

    «Все происходит гармонично, появляется внутреннее спокойствие»

    Образцовая тетрадь ученика первого класса 1964 года вызвала шквал отзывов в Интернете. Пользователи разделились на два лагеря.

    Одни сожалели, что каллиграфия незаслуженно забыта, что вместе с ней из школ ушла культура письма.  

    «Недавно на почте заполняла бланк на посылку, приемщица заметила: «Какой четкий, красивый почерк. Сейчас редко кто так пишет». А я из той, еще советской школы, где под чистописание отводили большое количество часов, — делится Людмила Васильевна. — Это то хорошее, что досталось нам в наследство от царской России. Прописи были нашей настольной книгой. Заставляя по сотне раз выводить пером одни и те же крючки и петельки, у нас вырабатывали усидчивость и концентрацию внимания. Мне 74 года, а я, как бы ни торопилась, всегда пишу четко и ровно. По-другому не могу, так научили».

    «Перечитал вчера письма деда, адресованные бабушке, и записки отца, которые он писал маме в роддом. В эпоху чернильных ручек, похоже, у всех был отличный почерк. В рукописных текстах лучше чувствуются эмоции, которые переживали близкие», — рассказывает Иван.

    Многие в ленте сходились во мнении, что каллиграфия — это еще и приобщение к красоте. «Сейчас эта «буржуазная дисциплина» исчезла из школьной программы. Что в результате? У меня дочь — учитель русского языка и литературы. Проверяя дома тетради, иной раз показывает мне сочинения учеников. Мы вдвоем не можем разобрать почерк детей. Я считаю, что косое, неразборчивое письмо — это в чем-то неуважение к учителю. Каллиграфия в свою время «дисциплинировала» руку и учеников в целом», — делится Нина Георгиевна.

    Собеседники в ленте сетовали, что каллиграфию сейчас можно встретить только на логотипах, отпечатанных открытках и в надписях на памятниках на кладбище…

    «В паспорте на штампе о регистрации брака работник ЗАГСа вписала фамилию жены небрежным почерком, к тому же шариковой ручкой, — возмущается Евгений. — Стал перебирать документы. Вот в свидетельстве о рождении все сведения написаны красивым каллиграфическим почерком. Чувствуется, что это — документ. Его приятно взять в руки».  

    Среди пользователей было немало тех, кто по собственной инициативе начал изучать каллиграфию.

    «Свой почерк у меня неважный, а когда беру в руки перо, пишу очень красиво, — признается Анна. — Пока вывожу букву за буквой, полностью успокаиваюсь. Для меня занятие каллиграфией — это и творчество, и профилактика стресса».

    Но у любителей красивого, изящного письма нашлось немало противников.

    «К чему в наш цифровой век эта экзотика? Писать сейчас стальным пером — все равно что варить обед в русской печи…» — высказывался Геннадий.

    «Меня в детстве учили писать перьевой ручкой. До четвертого класса у нас шариковые ручки были запрещены. Впечатления — самые ужасные, врагу не пожелаешь. Говорили, что потом почерк будет хорошим. Ничего не вышло. Пишу плохо», — откровенничает Сергей.

    Пользователи сожалели, что столько сил и энергии, достойной лучшего применения, уходило на то, чтобы овладеть технической стороной этого письма…

    Вот и коллега напомнил, что Наполеон настолько неразборчиво писал, что его письма расшифровывал специально обученный секретарь. А рукописи Льва Толстого могла разобрать только его жена. Она и переписывала их начисто. И это не помешало полководцу и писателю стать великими.

    Оппоненты спрашивали: «Зачем ныне умение красиво писать?» «Зачем сейчас вообще нужна ручка, когда есть «клава» (клавиатура на компьютере. — Авт.), электронная почта и принтер? В Америке, например, в некоторых штатах чистописание вообще переведено в разряд необязательных предметов».

    Зато в Германии письмо перьевой ручкой в начальной школе закреплено федеральным законом. Считается, что чернила в ней подаются в пишущий узел плавно, дети меньше устают, пишут более осознанно и концентрированно.

    Чтобы понять, что еще очень важное закладывается в раннем возрасте вместе с умением красиво писать, я отправилась в земскую гимназию, в подмосковную Балашиху.

    фото: Светлана Самоделова

    «Обучение в движении»      

    Школа это муниципальная, но очень необычная. Идею земской школы, которые ранее действовали в сельской местности в земских губерниях, подсказал организаторам писатель и общественный деятель Александр Солженицын. 

    — Обучение у нас осуществляется с соблюдением таких принципов, как народность и духовность, — говорит директор Галина Викторовна Кравченко. — Во главу угла мы ставим воспитание и здоровьесбережение учеников.  

    Школяры осваивают знания по особым технологиям, разработанным педагогом-новатором, доктором медицинских наук Владимиром Базарным. В итоге ученики в процессе учебы не только сохраняют, но и укрепляют свое здоровье.

    В этой гимназии никто не скажет ученикам на уроке: «Не вертись!», «Сиди смирно!». Система Базарного построена на раскрепощении.

    — В обычной школе детей заставляют часами сидеть в одной позе, склонившись над партой. Но уже доказано, что при обездвиживании геном не работает, — говорит автор метода, академик Российской академии творческой педагогики, руководитель научно-внедренческой лаборатории Владимир Базарный. — При многочасовом сидении ионы кальция выпадают в соли кальция, а это путь к атеросклерозу. Поэтому у нас уроки проходят в движении.

    Половина урока часть учеников сидит за партами, другая часть — стоит за конторками, которые напоминают трибуны для выступлений со сцены. Обувь дети при этом снимают. Стоят в носках на специальных массажных ковриках, сплетенных из мелких деревянных шариков.

    Через 20 минут звучит звонок — фрагмент из классического произведения, — и ученики встают на зарядку. Она особенная. Идет разминка не только мышечно-телесная, но и выполняются упражнения для глаз.

    Потолки в кабинетах гимназии все разлинованы. Штрихпунктирными линиями нанесены овалы красного и зеленого цветов, квадраты желтого и восьмерки синего. По ним ученики и следят — водят на разминке глазами. 

    Зарядку проводят сами школьники. Когда мы заглянули на урок немецкого языка, ученик, выполняя упражнения на зрительную координацию, подавал команды одноклассникам на немецком. Такой вот офтальмологический тренажер.  

    После зарядки те, кто сидел за партами и стоял за конторками, меняются местами.

    — У нас происходит обучение в движении, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Марина Анатольевна Боярчук. — Есть те, кто говорит: «Можно я не буду садиться?» А есть дети медлительные, им хотелось бы, конечно, подольше посидеть. Но необходимость требует для всех сесть-встать. Около конторки можно поменять позу, походить рядом с ней, присесть, помассировать ноги. При таком методе у учеников не нарушается осанка и не замедляется рост.

    При этом вся школьная мебель регулируется под рост ребенка.

    — Заметили на двери при входе в кабинеты цветные наклейки? — спрашивает Галина Викторовна Кравченко. — Это ростовые ленты. Ребята встают рядом, измеряют свой рост и выбирают ту парту и конторку, которые помечены тем же цветом.

    фото: Светлана Самоделова

    «Шарики за ролики»

    Второй важный момент — все ученики гимназии пишут перьевыми ручками. В чернильницы перья, конечно, не макают. В арсенале у школяров современные ручки с металлическим пером и сменными чернильными картриджами.

    Учителя говорят, что перо требуется держать под определенным углом, в нужной позиции, иначе ручка просто не будет писать. И таким образом кисть ребенка приручается к правильному положению руки.

    — Перьевые ручки очень важны, — говорит в свою очередь академик Владимир Базарный. — Наша внутренняя жизнь устроена по ритмическому строю. Это и импульс мозга, и частота дыхания, и биение сердца… И этим ритмам как раз отвечает утонченное, каллиграфическое импульсно-нажимное письмо.

    По мнению ученого, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий — нажимов и расслаблений — отрывов.

    — Наш мозг — это итог совершенствования функциональных способностей руки и речевых мышц. Наши пальцы сотни тысяч лет, как спицы, вяжут ажурную вязь. Только вязь эта — наша нейродинамика мозга.

    Владимир Базарный предлагает использовать перьевую ручку не все школьные годы. По мнению ученого, главное — выработать ритмику, пластику усилий и расслаблений. Потом этот ритм сохраняется при использовании любой ручки.

    Но шариковую ручку, массовое производство которой в Советском Союзе началось осенью 1965 года на швейцарском оборудовании, Базарный считает для младших школьников абсолютным злом.

    — Сегодня во главу угла поставили скоропись и скорочтение. Ребенка за уши потянули за скоростной информатизацией без учета его потенциала и развития. Что такое шариковая ручка с ее безотрывным письмом? Зайдите сегодня в школу, посмотрите, как дети ими пишут. Сидят все скрюченные, напряженные. Потрогайте их мышцы живота и спины. Они же окаменелые! При безотрывном письме, при постоянной мышечной напряженности угнетается и разрушается ритмическая основа в организации непроизвольной моторики. Отсюда у современных детей боли в спине и куча болезней. Как только ввели шариковые ручки, многие психологи и психиатры стали бить в набат. У детей упали учебно-познавательные способности, изменились психика, интеллект. Такая вот трагедия на кончике пера.

    Учителя гимназии всецело поддерживают Базарного.

    — Перьевыми ручками ученики пишут более осознанно и грамотно, темп замедляется, есть время на обдумывание, — говорит преподаватель истории и обществознания Ирина Николаевна Павлова. — Частота нажатий на перо совпадает с биением сердца. Все происходит гармонично, появляется внутреннее спокойствие.

    Мне приходилось наблюдать, как дети настолько давят на шариковую ручку, что след от нее отпечатывается аж на трех-четырех страницах.

    — Перьевая ручка же не предполагает таких усилий, она сама скользит по бумаге очень плавно. При этом снимается нагрузка с руки, — говорит преподаватель Павел Николаевич Лозбенев.

    Я сама в школьном музее попробовала писать перьевой ручкой, окуная ее в чернильницу. Сначала буквально скребла металлом по бумаге. Потом интуитивно нашла нужный наклон и определила то количество чернил, которое требовалось, чтобы не посадить кляксу. Скользящее по бумаге перо само подсказывало, где нужно было надавить, чтобы получилась более толстая линия, а где ослабить нажим. В результате вывела: «В ворота гостиницы губернского города въехала рессорная бричка…» Рука на самом деле не напрягалась, за каждым нажимом следовала легкая, волосная линия, во время которой рука отдыхала. Оторваться от завораживающего письма было сложно, но меня ждали ученики.

    фото: Светлана Самоделова

    «Мальчики предлагают сюжет, а девочки — описание»

    Еще одна особенность гимназии — раздельные классы для мальчиков и девочек.

    По мнению Базарного, девочки в начале обучения на 2–3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Их нельзя смешивать в классах по календарному возрасту.

    — Согласно исследованиям, если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчишек формируются женские черты характера: прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок. У других мальчиков складывается комплекс невротического неудачника, — считает академик Владимир Базарный. — Самое саморазрушительное переживание для мальчиков — быть слабее девочек.

    Поэтому для них лучше учиться раздельно.

    — По этой программе мы работаем уже 15 лет, — говорит директор гимназии Галина Викторовна Кравченко. — Содержание образования одинаковое, а требования разные. Что касается мальчиков, мы учитываем, что они следуют инструкции, не любят повторений, долгих объяснений. Им импонирует смена событий, всевозможные соревнования, они любят самостоятельно искать новые пути, быть первооткрывателями. У девочек все по-другому. Им нужно подробно объяснять тему, приводить примеры и только потом предложить решить задачку. Или, например, по литературе мальчики предлагают, как правило, сюжет, а девочки — описание.

    Раздельно-параллельное обучение с большим воодушевлением поддержала побывавшая в гимназии княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова (вдова Тихона Куликовского-Романова — родного племянника Николая II).

    Учителя считают, что в раздельных классах дети лучше развиваются. Особенно это касается мальчиков, которые принимают мужскую модель поведения. 

    — Девочки в младших классах развиваются быстрее, но мальчишки зато потом «выстреливают», — считает преподаватель Павел Николаевич Лозбенев.

    — Я веду уроки в классах мальчиков и девочек. Они действительно по-разному взрослеют, и уроки мы строим по-разному, — поддерживает коллегу преподаватель истории Татьяна Алексеевна Назмиева.

    Заместитель директора по воспитательной работе Марина Анатольевна Боярчук признается, что любит больше работать в классе мальчиков

    — Парни, как мне кажется, более искренние, жалостливые, активные, открытые. Они очень надежные, принципиальные, самостоятельные, правдивые, — говорит Марина Анатольевна. — У девочек среднего и старшего возраста чаще бывает, что думают они одно, говорят другое, а поступают совершенно другим образом.

    Учителя говорят, что даже литературу для внеклассного чтения они стараются подбирать с учетом гендерных особенностей детей. 

    — Для мальчиков рекомендуем произведения, где есть примеры чести, совести, благородства, силы духа, мужества, — говорит Марина Анатольевна. — Для девочек подбираем книги, где есть примеры чистоты, девичьей скромности, трудолюбия, женской верности. Когда у нас проходят совместные мероприятия, а это праздники, вечера, спектакли, поездки, мы это все разумно сочетаем.

    — А я больше люблю классы девочек, — говорит преподаватель Елена Андреевна Харламова. — Девочки — это непостижимый мир женской логики и интуиции. Мне очень интересно наблюдать, как они взрослеют и хорошеют, как у них меняются акценты.

    Своими наблюдениями также делится преподаватель истории и обществознания Ирина Николаевна Павлова:

    — Мальчишки быстрее схватывают мысль, умеют хорошо анализировать и сравнивать. Дисциплину в классе мальчиков всегда наладить проще. У девочек урок проходит более размеренно, с ними приходится отвлекаться. Могут обидеться, и мне приходится их успокаивать. Мальчишки же пошутили друг над другом, посмеялись, тут же забыли, начали дальше работать.

    Дискуссию продолжает преподаватель английского языка Мария Евгеньевна Журавлева:

    — Мальчики на самом деле здорово конкурируют между собой. Они все хотят быть лидерами, в отличие от девочек. С девочками работать труднее. Например, если одна из них не знает ответ на какой-то вопрос, молчат все. Девочки боятся ошибиться, они очень эмоционально и остро реагируют на неудачу. 

    Кстати, особую роль в жизни гимназии играет Совет отцов. И собрания в классах здесь проводят сами родители. Как и утверждают меню в столовой, которую в гимназии называют трапезной. У детей есть возможность заранее выбрать себе блюдо по вкусу.

    За здоровьем гимназистов скрупулезно следят. Ученики регулярно проходят экспресс-диагностику. Гимназию курирует НИИ гигиены детей и подростков.

    — У нас дети в четыре раза реже болеют, — говорит Владимир Базарный. — Они быстрее растут. К выпускному классу средний рост парней составляет 182 сантиметра. У них нет сколиоза, сохраняется и даже улучшается зрение.

    По «Базарному» в России и ближнем зарубежье работают свыше тысячи школ и детских садов, в одной только Республике Коми — 490 образовательных учреждений. Сейчас метод активно внедряется в школы Азербайджана. В то время как в Москве по здоровьесберегающим технологиям Базарного работает только одна-единственная школа №760 имени Маресьева.

    www.mk.ru

    «Папа роет фашистам яму». Что писали ученики подпольной школы Бухенвальда | История | Общество

    «Есть понятие «настоящий человек». В нашем музее такому человеку, Николаю Кюнгу, отведено особое место. ведь Он совершил невероятный подвиг: учил истории и географии маленьких узников в Бухенвальде», — рассказала «АиФ» Юлиана Кильдишева,специалист экспозиционно-выставочного отдела Красногорского филиала Музея Победы.

    Русский швейцарец

    Знал ли Фридрих Кюнг, производитель швейцарских сыров, когда гнал 200 своих коров на двор помещицы Ивановой, о том, что останется в России навсегда?

     — Эта удивительная история началась в селе Софьино Смоленской губернии, — рассказывает Юлиана Кильдишева. — Швейцарец, приехавший к нам на заработки, влюбился в русскую крестьянку Ефросинью. Отказался от своей лютеранской веры, стал православным по имени Фёдор, женился на любимой и начал налаживать в деревне работу сыроварни. В семье родилось 8 детей. Младший, Коленька Кюнг, появился на свет 9 августа 1917 г. Дети с малолетства были привычны к труду, родители научили их грамоте и письму. Особое рвение к знаниям проявлял маленький Коленька. В 9 лет он уже преподавал грамоту крестьянам, собиравшимся к нему на занятия со всех окрестных деревень. В те времена дети часто учили читать и писать взрослых женщин и мужчин: был курс на всеобщую грамотность, а ребятишки в силу возраста быстрее схватывали знания. Кюнг решил, что профессия учителя — это его призвание. Он поступил в Вяземский педагогический техникум, а потом с отличием окончил исторический факультет Ленинградского университета. Устроился на работу учителем истории, женился, стал отцом двоих детей… 

    Всё в жизни швейцарца Николая Кюнга шло точно, как часы. Но вмешался рок — пришла война. Николай одним из первых ушёл на фронт, принял страшный бой в Бресте. По его воспоминаниям, солдаты были явно не готовы к войне: в арсенале — только холостые патроны и взрывпакеты. Отбивались тем, что было под рукой. Многие погибли, многие попали в плен, но Кюнгу удалось вывести часть людей из окружения и добраться до своих. 

    — Это была невероятная удача, но второй раз Николаю Кюнгу так не повезло. На Украине в ноябре 1941 г. его ранило в ногу, он пытался уйти от фашистов, но, к сожалению, всё-таки попал в плен. Его отправили сначала в Дрезден. Немцы постоянно спрашивали: «Есть здесь кто из Европы?» Дело в том, что европейцев они освобождали и отправляли на родину. Товарищи по несчастью советовали Николаю признаться, что он наполовину швейцарец. В этом случае он мог спокойно отправиться в Швейцарию, которая держала нейтралитет. Но Кюнг посчитал это трусостью и смолчал. В середине 1942 г. учитель оказался в Бельгии, работал в каменноугольной шахте. А летом 1943‑го его отправили в Бухенвальд.

    Школьникам Красногорска рассказали о подпольной школе Бухенвальда Лекция «Николай Кюнг и подпольная школа Бухенвальда», приуроченная ко Дню учителя, прошла в Красногорском филиале Музея Победы. Занятие провела научный сотрудник филиала Юлианна Кильдишева, сообщает информационный центр ФГБУК «Музей Победы». К лекции присоединились учащиеся образовательных учреждений Красногорска: гимназии № 2 и средней школы № 8. Слушатели узнали о Николае Кюнге – организаторе подпольной школы для детей-узников в Бухенвальде, просуществовавшей около восьми месяцев (с сентября 1944 года до освобождения лагеря). «Уроки проходили тайно. Старшие товарищи просматривали улицу, чтобы в любую минуту предупредить об опасности. Если идет эсэсовец, то учитель прекращал урок, и тут же переключался на детскую игру. Не каждый узник даже знал о существовании школы. Дети занимались вечером после работы и в воскресные дни. Уроки строились, как в обычной школе», – рассказал лектор. После лекции школьники осмотрели экспозицию Красногорского филиала Музея Победы. Здесь представлен комплекс документов и фотографий, лично переданных Николаем Кюнгом, заключается в материале. #МузейПобеды #Красногорскийфилиалмузеяпобеды #округКрасногорск #культураКрасногорья #НиколайКюнг #школыКрасногорска #КВ_новости #КрасногорскоеИА

    Публикация от Красногорские вести (@krasnogorskie_vesty)

    Надежда и гимнастика

    В этом лагере дейст­вовал один из сильнейших подпольных центров. Его руководители, видя, сколько детей содержится в Бухенвальде, решили пойти на риск: начали организовывать для них подпольную школу. 

    — Занятия шли в одном из блоков лагеря. Пленные взрослые — русские, немцы, поляки, французы, рискуя жизнью, приносили необходимую канцелярию, листы из блокнотов, тетрадей, какие-то старые карандаши, мелки и даже лакомства и тёплые вещи. Кто-то смастерил учительскую доску, один из умельцев из подручных материалов сделал счёты. Где-то в немецких подсобках нашлись даже учебники на русском языке. 

    Конечно, приходилось шифроваться, чтобы о школе не прознали эсэсовцы. Занятия шли по специально разработанным учителями планам. Дети собирались в «школу» по вечерам после работы и в воскресные дни. Уроки проходили как в обычной школе: вопросы — ответы, задания «на дом». Николай Фёдорович преподавал историю и географию. 

    Николай Кюнг, 1940 г. Фото: Public Domain

    Дети очень любили Кюнга, ведь он давал им не только знания, он давал им самое главное — надежду на то, что когда-нибудь мы победим фашистов и маленькие узники выйдут на свободу. Вот как вспоминал о тех днях сам Николай Фёдорович в своих мемуарах: «Весь смысл наших занятий был в том, чтобы попытаться отвлечь детей от страха, в котором они жили, помочь им поверить, что не вечно будет длиться каторга. Я обещал: придёт наша победа».

    Первые строчки, которые учились писать маленькие заключённые, были не «Мама моет раму», а «Папа бьёт фашистов», «Папа роет фашистам яму». Для многих ребят «папа» становился собирательным образом. Ведь у большинства из них родители либо погибли в перестрелках и бомбёжках, либо были расстреляны. Например, 9-летний Валя Нестеров пытался выбраться из города Николаева вместе со своей мамой, но немцы начали бомбить колонну беженцев, в начавшейся панике мама пропала. Мальчик рассказывал учителю, как ему пришлось жить в воронке от снаряда и есть то, что находил на дорогах. В одну из таких вылазок за едой его и поймали немцы. 12-летний Володя Мациенко вступил в партизанский отряд, но быстро был пойман немецкими солдатами. Паша Каюн, 14 лет, прятался в лесу, чтобы его не угнали на немецкие шахты. Но его поймали и отправили в Бухенвальд.

    Николай Кюнг, Учитель

    За два года до начала войны молодой учитель истории Николай Кюнг был призван в армию и стал пограничником, служил в Брестской крепости. Он и его товарищи первыми приняли вероломный удар фашистской Германии, первыми встретили огнем гитлеровские войска. Но… pic.twitter.com/c2d1ZaOgwn

    — ZemlyaK (@ZemlyakNews) 3 октября 2018 г.

    Скудное питание, тяжелейшие условия жизни подрывали здоровье детей. Чтобы хоть как-то поддержать их дух, каждое утро для учеников школы проводили гимнастику. Ребята с радостью шли на занятие даже с колодками на ногах, в рваных штанах и рубашках. Их не смущал холод на  улице — гимнастика была глотком свежего воздуха, ведь она сильно отличалась от тех издевательских упражнений, которые придумывали для них эсэсовцы. А издевательства фашистов над детьми были страшными. Например, они запрягали малолетних узников в телегу, хлестали кнутом, требуя бежать и петь песни. Кричали им: «Вперёд, поющие лошади!» За провинность могли спустить на ребёнка овчарку в наморднике. Огромная псина валила подростка, катала по земле, заходясь от лая — охранников Бухенвальда это веселило. 

    Школа в Бухенвальде просуществовала более полугода. Всё это время фашисты и не догадывались, что под их носом несчастные пленные дети постигали азы науки, самая главная из которых была — как остаться человеком в нечеловеческих условиях.

    — О подпольной организации никто ничего не знал. За спинами фашистов узники смогли ещё и изготовить гранаты, пистолеты, винтовки — из труб и деталей, которые выносили с заводов, куда их выгоняли на работу. 11 апреля 1945 г. пленники устроили бунт. Одним из организаторов восстания был учитель Николай Кюнг. В мае 1944 г. Николай Фёдорович получил задание: обеспечивать безопасность советской подпольной организации, находить места для хранения оружия, помогать спасать антифашистов, приговорённых к смерти. Многие дети из подпольной школы тоже входили в состав боевой группы. После восстания и освобождения Николай сначала был направлен на службу в военный округ, затем смог вернуться домой к семье, устроился на работу в школу. Правда, злоключения на этом не закончились. В марте 1949 г. Кюнга пытались обвинить в том, что он сам сдался противнику и стал немецким шпионом. Расследование длилось почти год, всё это время Николай просидел в одиночке. Нашлись люди, которые вступились за Кюнга. В итоге его оправдали. 

    «Двадцать пять ударов». Рисунок узника Бухенвальда К. Конечны, 1944 г. Фото: Public Domain

    Когда Николай Фёдорович приезжал к нам в музей, на эту тему он говорить очень не хотел. Но, как я поняла, он ни на кого не затаил злобы за такую «благодарность». Снова стал работать учителем, а затем директором школы № 4 в Щербинке. Дожил до 92 лет, но считал, что стариком не стал, ведь, по его словам, судьба подарила ему счастье работать и общаться с детьми — людьми, полными надежд и верящими в прекрасное светлое будущее. 

    aif.ru

    Разное

    Оставить комментарий

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о