Основные направления современного образования – —

Основные направления развития современной образовательной системы

Гуманизация образования

В основном для общества постоянное обучение является особой областью государственной политики по предоставлению благоприятных, а в идеале идеальных условий основного и профессионального формирования личности каждого человека. Гуманистическая нацеленность данной политики базируется на положении о человеке как цели общественного развития и о человеческом факторе как его значительной силе. В нем находит реализацию понятие марксизма о том, что «вольное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Гуманизм постоянного образования определяется его направлением к человеку как субъекту образовательного процесса, основой предельно благоприятных возможностей для формирования его творческой индивидуальности. Важность и стандарты культуры, искусство, нравственность, все преимущества сферы духовной жизни преобразовываются из предмета изучения в органический компонент учебно-воспитательной и учебно-познавательной работы, в ту основу, которая предопределяет не только содержимое образования, но и формы взаимосвязи между теми, кто учится, и теми, кто учит. Гуманитаризация образования составляет содержательную основу этого процесса и является важным средством преодоления технократического отношения к реальности.

Демократизация образования

Демократизм образования предопределяется его общедоступностью, обеспечением каждому человеку шанс получить и развить свои знания. Его неотделимая сторона – демократизация всего образа жизни образовательных учреждений, их деятельность на основе самоуправления, вовлечение самих обучающихся и увлеченность групп населения к решению всех задач, охватывая и вопросы субсидирования образования. Демократизм образования предполагает создание условий для удовлетворенности запросов представителей различных общественных, общенациональных, возрастных, региональных и других социальных групп, предоставление потенциала для свободного стремления и самовыражения каждого человека.

Демократизация школы

Демократизация школы – это отречение от понятия «винтика» ради концепции человека как наивысшей ценности социалистического общества. Это – поворот к нуждам и требованиям общества и личности. Это освобождение педагогических взаимоотношений, преобразование самой их сущности, освобождение от системы подчинения или противостояния в систему совместной работы. Это – публичность школы, вовлечение общественного фактора в ее развитие.

Это – самый безопасный механизм образования, один из определяющих факторов демократизации общества.

Первый шаг к демократизации образования сегодня — это отказ от стереотипа, который контролирует государственные школы, стереотипа понимание ее как государственного учреждения.

Нужно преодолеть отчужденность общества от школы и школы от общества, оторванность школы от процессов, осуществляющихся в общественной жизни.

Гуманизация школы

Главный порок современной школы – ее обезличенность. Командный, административно-бюрократический дух и строй школы, ее технократизация ведут к тому, что фактически на каждом уроке педагогического процесса было утеряно основное, — то, что описывает любую форму человеческой деятельности – сам человек. Забыли про то, что «человек ость мера всех вещей».

Перебороть отчужденность преподавателя и ученика от учебной работы и друг от друга можно лишь на пути гуманизации школы.

Гуманизация – это поворот школы к ребенку, внимание к его личности, заслугам, вера в него, утверждение его личностных стремлений, запросов и интересов. Это – образование максимально благополучных условий для выявления и формирования его способностей, для его самоопределения. Это – нацеленность школы не только на подготовленность ребенка к будущей жизни, но и на предоставление полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов – в детстве, отрочестве, юности.

Гуманизация – главный элемент нового педагогического понимания.

Она в корне изменяет саму суть и природу этого процесса, устанавливая ребенка в центре. Главным содержанием педагогического процесса является воспитание ученика.

Гуманизация осуществляется, в частности, путем поэтапной индивидуализации всего педагогического процесса (принимается во внимание личностная специфика обучающегося) и его «персонализация» (внимание к индивидуальным особенностям личности педагогов).

Главную роль в гуманизации школы, воспитания играет искусство. Оно является средством развития и формирования творческих особенностей, выразительного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности.

Значение демократизации содержимого, форм и методов образования – в предоставление всем и каждому возможностей к высшим этажам культуры, в предельно возможном раскрытии талантов детей, в ликвидации любых препятствий на пути их формирования.

Информатизация образования

Информатизация образования – это часть процесса информатизации общества, совокупность социально-педагогических изменений, зависящих от введения вычислительной техники и информационных технологий образовательных организациях и в образовательный процесс. Информатизация образования широко распространилась во всем мире именно в последнее десятилетие – это связанно с доступностью для системы образования и относительной легкостью употреблением различных видов современной видео-, аудио-техники и компьютеров.

spravochnick.ru

Тенденции в развитии системы образования

Система образования двадцать первого века претерпевает массу изменений это связано с расширением доступного информационного поля, прогрессом, стремительным экономическим развитием, которое требует квалифированные кадры. В связи с этим наблюдаются новые тенденции в развитии образования:

Схема, представляющая вектор направленности развития современного образования представлена на рисунке 1.

Рассмотрим эти тенденции подробнее.

Гуманитаризация образования помогает личности обрести духовность, широту мышления, сформировать целостную картину окружающего мира. На основе усвоенной общечеловеческой культуры успешно развиваются все стороны личности с учетом ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с уровнем материального и кадрового потенциала образования.

Неотделимость образования от национальной основы государственности определяет национальную направленность образования. Вектор развития обязан быть направлен вперед, но при этом основываться на истории, народных традициях. Образование должно помогать сохранять и обогащать национальные ценности.

В современном обществе образовательная система должна быть открытой. Цели образования должны формироваться не только государственным заказом, но и расширяться потребностями учеников, их родителей и педагогов. Образовательные программы подчиняются принципу открытости. Они должны содержать базовое ядро знаний и легко дополняться, учитывая культурные, региональные, этнические и другие особенности.

Новое время требует переноса внимания педагога с учебной деятельности на более продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность учащегося. Культура способна реализовать свою функцию личностного развития только тогда, когда она побуждает человека к продуктивной деятельности. Чем разнообразней является значимая для человека деятельность, тем эффективнее он овладевает культурой. Деятельностный подход к образованию позволяет наделить теоретические педагогические задачи личностным смыслом деятельности человека.

Ранее в образовании использовались в основном информативные формы обучение. Сегодня этот подход не работает. Обучение должно проходить с использованием элементов определения и разрешения проблем, научного поиска, самостоятельной работы, взаимодействия учащихся. Сегодня должен быть осуществлен переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использованию полученных знаний в реальной жизни.

Согласно потребностям сегодняшней действительности в образовании важно создать условия и дать ученикам возможность для самоутверждения, самореализации и самоопределения. Это помогает развитию самоорганизации.

Настало время, когда позиции обучающего и обучаемого переходят в форму сотрудничества. Преобразование форм взаимодействия связано с изменением ролей и функций всех участников образовательного процесса.

Современный педагог старается активизировать, стимулировать стремление, формировать мотивы, побуждающие к саморазвитию, изучает активность ученика, создает условия для самостоятельного движения вперед. При этом следует придерживаться определенной последовательности: от максимальной помощи педагога в решении учебных задач на начальной стадии образования, до полной саморегуляции в обучении и возникновения отношений партнерства между учеником и учителем. Очень важно в процессе перехода от наставничества к сотрудничеству сохранить уважение к педагогу со стороны учащегося.

В современном образовании ярко проявляется творческая направленность. Обращение к творческому процессу, открытие творческой стороны образования помогает ученику пережить ощущение собственного роста и развития, удовлетворение от достижения поставленных целей. Творческая составляющая помогает ученику находить удовольствие в самом образовательном процессе.

Строгая регламентация образовательного процесса уходит в прошлое. Сегодня педагог свободен от строгих правил и регламентов. Это сложнее для преподавателя, но эффективнее с точки зрения достижения результата. Такой подход делает образование индивидуально направленным.

Результат любой деятельности должен подлежать оценке. Это помогает понять степень эффективности образования. Оценка результата образовательной деятельности определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы и специфики обучения.

О непрерывности образования говорят достаточно давно. Но на сегодняшний день это особенно важная тенденция в развитии образования. Непрерывность открывает возможность для постоянного углубления знаний, помогает достичь целостности и преемственности в обучении и воспитании; помогает преобразовывать полученные знания на протяжении всей жизни человека.

Обучение и воспитание должны быть нераздельно связаны между собой. К сожалению, воспитательная составляющая ушла из многих образовательных учреждений. Но только в симбиозе этих двух педагогических категорий возможно формирование целостной и гармонично развитой личности.

Технический прогресс не стоит на месте. Это важно учитывать и применять в образовательном процессе. Новые методики должны сопровождаться внедрением современных технологий. Необходимо научить пользоваться огромным информационным массивом, в котором мы живем. Не потеряться в нем, а взять все полезное из информационного поля и применять в реальной жизни.

spravochnick.ru

Современные тенденции развития образования в мире

Современные тенденции развития образования в мире

Иокша Елена Александровна

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2018
  1.  Введение ………………………………………  3
2. Основные тенденции развития образования…. 5
3. Фундаментализация образования ……………….6
4. Технологизация образования……………………9
5. Демократизация образования …………………..11
6. Информатизация и компьютеризация образования.………13
7. Глобализация образования .………14
8. Заключение……………………………………………………19
9. Список литературы……………………………………………19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение:
В последнее время всю прогрессивную общественность волнуют вопросы организации образования, его модернизации, формирования новых жизненных установок личности. Процесс обучения должен обеспечить возможность получения надежных, необходимых и прочных знаний, являющихся фундаментом компетентной личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющие выбирать способы сотрудничества. Они отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за свою судьбу, судьбу страны.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
 Первая тенденция — гуманизация, заключающийся в утверждении человека как высшей социальной ценности. Тенденция утверждает создания нового образца образования, который предусматривает приоритет образования, ориентированной на личность ученика (ориентированной) над образованием, ориентированной на «знания по предмету»; наиболее полное раскрытие способностей ученика, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, воспитание чувства собственного достоинства, свободы, гармонии отношений с окружающим миром.
 
 Вторая тенденция — гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира. От уровня усвоения базовой гуманитарной культуры зависит развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой. На основе общечеловеческой культуры возможно развитие всех сторон личности, учета ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре является стержневой линией гуманитаризации содержания образования.
. Третья тенденция — национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости образования от национальной основы, в органическом сочетании образования с историей и народными традициями, сохранении и обогащении национальных ценностей украинского народа и других народов и наци.
. Четвертая тенденция — открытость системы образования. Это означает, что определение целей образования не ограничивается государственному заказу, а расширяется потребностями в образовании, которые привносят ученики, их родители, учителя, программы задают баз зовы, т.е. необходим, ориентир-минимум, общее ядро знаний, которое открыто для дополнений, которые зависят от культурных, региональных, этнических и других условий образования.
. Пятая тенденция — перенос акцента с учебной деятельности педагога на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, когда она активизирует, побуждает человека к продуктивной деятельности. Чем разнообразней и продуктивной является значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение культурой. Действие личности как раз и является тем механизмом, который позволяет превратить совокупность внешних воздействий в новообразования личности как продукт развития. Деятельностный подход позволяет «превратить» педагогические задачи в»личностный смысл» деятельности личности
. Шестая тенденция — переход от преимущественно информативных форм к методам, форм и технологий обучения с использованием элементов проблемности, научного поиска, резервов самостоятельной работы, взаимодействия учащихся и. Другими словами: переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использования в жизнедеятельности
 Седьмая тенденция — создание условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности, что является результатом ее самоорганизации.
Восьмая тенденция — преобразования позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции людей-сотрудников. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремление, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. При этом необходимо придерживаться определенной последовательности, динамики: от максимальной помощи педагога ученику в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активизацию до полной саморегуляции в обучении и возникновения отношений партнерства между ними.
. Девятая тенденция — творческая направленность образовательного процесса. Бона предусматривает непосредственное мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность ученику пережить радости от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей; создает условия для самореализации личности, выявления и развития его творческих возможностей.
. Десятая тенденция — переход от строго регламентированных контролируемых способов организации педагогического процесса к развивающих, активизирующих, что предусматривает стимулирование, организацию творческой, самостоятельной деятельности уч ские.
Одиннадцатая тенденция — оценка результата деятельности системы образования по выходу (outcome edukation), который определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы обучения
. Двенадцатая тенденция — непрерывность образования, что открывает возможность для постоянного углубления общеобразовательной подготовки, достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании; преобразования получения образования в о оцес, длящийся на протяжении всей жизни человек.
. Тринадцатая тенденция — нераздельность обучения и воспитания, заключающийся в их органическом сочетании, подчинении содержания обучения и воспитания формированию целостной и гармонично развитой личности.
Образование должно быть переориентировано с интересов общества и производства на интересы и возможности личности обучающихся и означает создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Основными характерными чертами такого обучения являются:
•приоритет развития над обучением;
•субъект-субъектные отношения;
•знания, умения и навыки как средство развития личности;
• использование активных методов обучения ;
• включение в процесс обучения рефлексии, самоанализа и самооценки.
Гуманистическое образование должно способствовать воспитанию следующих компонентов базовой структуры личности:
•культуры жизненного и профессионального самоопределения;
•интеллектуальной культуры;
•нравственной культуры;
•технологической культуры;
•информационной культуры;
•гражданской культуры;
•экологической культуры.
Гуманизация современной школы способствует усилению и усложнению уровневой и профильной дифференциации образования сообразно склонностям, интересам, возможностям и способностям учащихся.
Фундаментализация образования.
Фундаментализация образования – это тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объёма общих и обязательных дисциплин за счёт более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения основных инвариант.
Необходимость фундаментализации образования обусловлена лавинообразным нарастанием объёма информации. Научных, технологических, исторических, социологических и иных фактов становится всё больше и больше, и преподать их все за небеспредельный период обучения невозможно. Да и запомнить все факты, которые имеют существенное значение, невозможно. Но можно и нужно научить работать с информацией: научить её поиску, систематизации, анализу. Иными словами, выход только один: нужно переходить от фактологической формы обучения к методологической. Фундаментализация образования эффективно способствует формированию творческого мышления, ясного представления о месте своей профессии в системе общечеловеческих знаний и практики.
         В условиях рыночной экономики образование становится основным личным капиталом. Чтобы выгодно распоряжаться им, необходимо, чтобы он был «конвертируемым», то есть находил применение на рынке труда. Отсюда возникает необходимость фундаментализации.
Условиями обеспечения фундаментализации образования являются:
1 Сокращение ядра содержания образования.
2 Обучение учащихся и студентов базисным квалификация
3 Усиление общеобразовательных компонентов в профессиональных образовательных программах.
4 Усиление научного потенциала учебных заведений .
Зарубежные образовательные системы к этому достаточно приспособлены, так как они традиционно многоуровневые и более разнообразные в плане образовательных программ, приближённых к реальным потребностям в профессионалах соответствующего уровня подготовки.
В России же образовательная система остаётся унифицированной, какою она  была в СССР. Поэтому она лишена гибкости, оторвана от жизненых реалий, перегружена хотя и важной в плане общего уровня развития информацией, но поглощающей ресурс времени. И хотя система реформируется, она всё ещё остаётся в плену устаревших стандартов. Но это ни что иное, как консервативные мыслительно — поведенческие стереотипы «управленцев в науке и образовании», грудью защищающих «всё лучшее» под красивым флагом сохранения традиций русской научной школы и образовательной системы, благодаря которым выпускники нашей высшей школы по уровню образования «на голову выше всех».
Да, это так, и высокой образованностью можно гордиться. Но в жизни,  когда новоиспечённый сверхобразованный специалист приходит на производство или в какую-то фирму, ему говорят: «А теперь забудь всё, чему тебя учили, и постигай то, что ты должен делать». Но при этом ни  на производстве, ни в фирме, нет внутренней системы «переучивания» молодого специалиста, и он начинает это делать путём проб и ошибок. Как говориться, начинает «набивать шишки на лбу».
Тут возникает другой вопрос: «Тогда почему наших сверхобразованных специалистов, если они так далеки от деловых потребностей, переманивают на запад? Почему продолжается «утечка мозгов»?
Потому и продолжается, что за рубежом выгоднее для повседевных нужд производства и бизнеса готовить по своей системе (поменьше общей эрудиции — побольше конкретных знаний и опыта), а для развития производства и бизнеса, да и науки в целом, выгоднее почти даром заполучить наших «талантливых и продвинутых эрудитов», создать им в соответствии с тем, чего от них ждут, условия для работы на перспективу.
Таким образом получается, что мы готовим перспективные для научного творчества кадры для запада, а у себя используем такие же кадры неэффективно и затратно, так как их в нашей системе надо сначала усердно учиться, а потом столь же усердно переучиваться.
Ситуация абсолютно абсурдная, а по существу это причинение ущерба нашей стране. Если неумышленное, то ещё простительно. Но неужели нашим «генералам образования и науки» это не понятно? Не пора ли задать им некоторые вопросы по существу результатов их «реформаторской деятельности»?
Проблематика фундаментализации образования не сводится только лишь к «уплотнению» обучающих программ путём сокращения фактологической информации. Это не так уж сложно. И такое «уплотнение» осуществлялось всегда. Например, если мы обратимся к стихам А.С. Пушкина, то встретим в них множество упоминаний об античных богах. О чём это говорит? А о том, что в те времена практически все образованные люди знали этих богов, знали, кто из них за что «отвечает», и легко улавливали ход мысли поэта и смысл его поэтических строк. Теперь же нам требуются соответствующие комментарии, потому что кроме имён этих богов, да и то не всех, мы уже ничего не знаем. То же можно сказать и о глубоком знании мифологии и античной литературы в те времена, и поверхностном знании — в наше время. А иностранные языки? Я уж не говорю про латынь и греческий…
Да, устаревающая фактология и ранее уплотнялась и заменялась новой фактологией. Но мало менялась методология. Вот в чём главная проблема! И связана она прежде всего с тем, что новейшая фактология не просто «накатывает» и «подминает» нас — она «обрушивается» на нас лавиной, и её приходится постоянно «разгребать»! Но как и чем?
Уж простите за сравнение, но, поскольку мы, как принято теперь говорить, во многом «совки», то и «разгребаем мы «совковой лопатой»… А уже давно пора это делать «ковшом экскаватора»! Но где он? Его нет. Его надо делать!
Что для этого нужно? Нужно понять принцип работы «экскаватора». Переходя от образа к педагогике как таковой, прежде всего нужно иметь современное  представление о педагогике. Для этого нужно знать основные моменты истории педагогики. Нужно знать историю появления и развития университетов. Нужно постигать опыт зарубежного университетского образования. Нужно понимать разницу между академической и университетской наукой. Нужно понимать, как должны сочетаться процессы преподавания и научных исследований, глядя на это как на основу выбора пути учёного в науке и практике. Надо знать традиционные и современные, актуальные, новаторские методы обучения. Надо, наконец, обратить внимание на тьюторство, осознать его эффективность, основанную на индивидуальном подходе к обучаемому, на стремлении к тому, чтобы учитель и ученик имели равноправные отношения, на стремлении заменить  привычную для российского менталитета назидательность  на авторитет учителя. Только в связке «учитель — ученик» возможна продуктивная преемственность.  Надо понимать, что переход от фактологии к методологии возможен лишь на основе глубоких современных знаний механизмов мышления, насущных психологических и социальных проблем.
 
Технологизация образования. Становление и развитие информационно-технологической цивилизации обусловило осуществление технологизации образования. Технологическая подготовка рассматривается в качестве составного элемента общего образования и выступает основным составным элементом профессионального образования.
Технологизация обучения — это направление педагогической науки, исследующее и открывающее закономерности и принципы, оптимальные способы и средства эффективного достижения образовательных целей на основе технологического подхода к процессу обучения и развития обучающихся. Педагогическую технологию определяют как область знаний о проектировочной деятельности, позволяющую, используя язык технологических процедур проектирования, переводить педагогическую позицию, педагогический замысел, педагогические представления о том или ином педагогическом объекте в форму проекта, который может быть реализован в образовательной практике.
В более широком смысле образовательная технология состоит из: —        проектирования и представления планируемых результатов обучения; —        создания и использования средств диагностики учебных достижений обучающихся в предметных областях и сформированности компетенций:
—  набора моделей обучения, средств и методов активизации познавательной деятельности;
—  критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий обучения; —  широкого использования компьютерной и аудиовизуальной техники, активных форм обучения, современной организации образовательного процесса и самостоятельной работы. Объектами технологизации в образовательной деятельности должны быть: цели; содержание; организационные способы восприятия, переработки и представления информации; формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития. Продуктами технологизации образовательного процесса могут выступать личностные социально и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения обучающихся, результатом чего становится успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных организаций. Признаками технологичности образовательного процесса являются:
— детальное описание образовательных целей;
— поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов;
 — системное применение психолого-педагогических и технических средств передачи, представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;
— системное использование обратной связи в целях корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;
— гарантированность достигаемых результатов;
— воспроизводимость процесса обучения вне зависимости от мастерства педагога;
— оптимальность соотношения затрачиваемых ресурсов и усилий.
Технологичность образовательного процесса рассматривается и как один из показателей качества и оценки деятельности образовательной организации и образования в целом, обеспечивающих его экономическую эффективность и гуманистическую направленность. В этом контексте она выступает и как норма проектирования образовательного процесса, и как специальным образом сконструированные под заданную цель наборы методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательных отношений, которые должны гарантировать достижение поставленных образовательных целей и свободу их осознанного выбора. 

Демократизация образования.
Демократизация – это одно из ведущих направлений развития современного образования. Демократизация образования строится на следующих принципах:
•самоорганизация учебной деятельности учащихся и студентов;
•сотрудничество педагогов и обучаемых;
•открытость образовательных учреждений;
•многообразие образовательных систем;
•регионализация образования;
•равные возможности в получении образования;
•общественно-государственноеуправление.
Демократизация должна способствовать реализации права каждого человека на образование, независимо от его социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. Интеграция образования. В мире всё большее распространение получает интегрированное обучение.
Основной задачей интегрированного обучения является ознакомление учащихся с основными явлениями, фактами соответствующих наук, формированием навыков, классификации и измерения изучаемых явлений, развитие научной интуиции.
Кроме внутренней, осуществляется и внешняя интеграция, направленная на сближение систем образования различных стран и формирование единого мирового образовательного пространства. Интеграцию обучения сегодня внедряют прежде всего на его первой ступени – в начальной школе. И начинают этот процесс с содержания начального образования, сущность которого заключается в том, что интеграция даёт возможность ребёнку воспринимать предметы и явления разносторонне и системно в целостном виде.
По существу, интеграция обучения позволяет уже в начальной школе заложить основы целостного восприятия природы и общества и сформировать собственное отношение к законам их развития Стандартизация образования. Важным условием для достижения определённого качества образования являются образовательные стандарты. Стандартизация образования всегда осуществлялась в различных странах посредством разработки учебных планов и программ, установления определённого уровня образования.
ФЗ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти формируются образовательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.
С переходом человечества к новому типу высокотехнологичной цивилизации, в эпоху глобализации и информатизации общества, уровень образованности и культуры всего населения, приобретает решающее значение. Особенно значимую положительную роль в повышении качества образования и управления учебными заведениями, играют такие мероприятия в русле процессов глобализации: усиление демократизации управления учебными заведениями, в первую очередь посредством распространения децентрализации; содействие развитию творчества и инициативы педагогических коллективов; подготовка компетентных управленцев учреждениями образования и учреждений сферы образования; создание и развитие открытых университетов и др.
Все эти меры уже эффективно реализуются, подчеркивая потребность в продолжении и усилении соответствующих тенденций. В частности к демократизации образовательной деятельности следует отнести разработку новой законодательной базы отрасли, внедрения непрерывного многоуровневого образования, обновление содержания и форм образования.
«Тенденция демократизации проявляет себя в нескольких направлениях: децентрализация управления учебными заведениями; развитие университетского самоуправления; повышение общественного статуса профессорско-преподавательского состава; расширение студенческого самоуправления; усиление влияния общественности на высшую школу». Децентрализация управления учебными заведениями является одним из направлений демократизации в сфере образования. Это отражается в распространении прав ВУЗов и углублении университетской автономии. Эта проблема является особенно актуальной для стран с высоким уровнем централизации (Франция, Швеция, Япония и т.д.). Однако в таких странах вводится и эффективно функционирует процесс стандартизации образования, который одновременно выступает и способом преодоления чрезмерной децентрализации и вариативности.
Развитие вузовского самоуправления (расширение права университетов определять все стороны научной, учебной и коммерческой деятельности, формировать новые структурные подразделения, и т.д.) является неотъемлемым сопутствующим фактором демократизации образования. Канадские университеты уже определились с границей внутренней демократии, тогда как французские и шведские университеты делают первые шаги в этом направлении.
Так, во Франции внутреннее самоуправление имеют только классические университеты и Сорбонна с ее особым статусом. В нашей стране управление ВУЗа, в соответствии с действующим законодательством, осуществляется на основе принципов автономии и самоуправления, которые предусматривают самостоятельное определение формы обучения и организации учебного процесса, собственную разработку и внедрение научной, научно-исследовательской, инновационной деятельности, создания согласно законодательству страны структурных подразделений и др.
 
Информатизация и компьютеризация образования.
Становление информационно-технологической цивилизации обусловило процесс информатизации и компьютеризации образования. В образовательных учреждениях внедряются новые информационные технологии, Изменяется и само понятие обучения, так как продуктивное усвоение знаний сейчас невозможно без умения пользоваться информацией. Умение получать информацию является одним из компонентов функциональной грамотности современного человека.
Компьютерные технологии развивают интеллектуальные способности обучающихся, способствуют более глубокому пониманию материала, повышают мотивацию обучения.
Глобализация образования. Начало XXI века характеризуется усилением процессов глобализации всех сфер жизни мирового сообщества и нашей страны. В Большой Российской энциклопедии представлено следующее определение глобализации: «Глобализация
– современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающийся особой интенсивностью. Наиболее очевидные проявления глобализации – консолидация единого мирового рынка, активное развитие межгосударственных, финансовых, торговых производственных связей, расширение денежных, товарных и людских потоков, ускоренная адаптация социальных структур к динамичным экономическим процессам, культурная универсализация, становление всеобщего информационного пространства на базе новейших компьютерных технологий».
На сегодня существует большое количество разнообразных мнений по основным проблемам глобализации, но в основном преобладают два подхода к этому процессу. Некоторые ученые рассматривают глобализацию как процесс, который является гарантом целостности мира и его развития, другие видят в глобализации процесс «вестернизации», то есть распространение ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.
Процессы глобализации затрагивают практически все стороны жизни нашего общества, включая образование.
В результате крупнейшего в мировой истории исследования процессов глобализации, проведенного компанией Environics International по заказу Всемирного экономического форума, было выяснено, что шестеро из каждых десяти человек в мире считают глобализацию позитивным процессом .Трактовка и понимание термина «глобализация» еще не успели оформиться в строгое определение, и в таком случае любые исследования на этот счет требуют дополнительных разъяснений. Роль России и системы российского образования как стратегического ресурса повышения конкурентоспособности нашей страны в формирующихся процессах глобализации оказывается очень заметной и важной.
Роль образования, которую оно продемонстрировало в прошлом, позволяет надеяться, что в новом глобальном мире оно сумеет сохранить за собой роль ведущего центра. Роль университета как гаранта академического порядка и стабильности может стать даже более важной.
Уже сегодня он должен взаимодействовать с образовательными и другими учреждениями, все более увеличивая открытость образовательной системы. Ее смысл состоит в том, что образование, прежде всего, не только процесс передачи накопленных знаний, но и воспитание творческого подхода, нравственных качеств, внутренней культуры, способности воспринимать и активно участвовать в постоянных изменениях, потребности к самосовершенствованию.
Проблемы образования активно разрабатываются известными организациями. К научным исследованиям привлекаются коллективы ученых из разных стран мира, создаются рабочие группы и комиссии для выработки рекомендаций по развитию сотрудничества в области образования.
Наиболее крупными проектами, определяющими вероятные пути развития международного сотрудничества в области образования, являются:
1.       В составе ЮНЕСКО: МБП (Международное бюро просвещения), МИПО (Международный институт планирования образования), СЕПЕС (Европейский центр по высшему образованию), КРЕСАЛК (Региональный центр высшего образования в Латинской Америке). Основные направления деятельности в сфере образования: «Содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости законности и прав человека…». Нормативная деятельность по вопросам национальной политики в тесной координации между образованием, подготовкой кадров и занятостью. Укрепление инфраструктур на национальном уровне. Обмен информацией путем распространения специализированных справочников и перечней, бюллетеней исследований, отражающих самые последние тенденции в области образования. Наряду с этим осуществляется деятельность по конкретным проектам: политика, планирование, администрация образования (27,9% проектов), подготовка кадров (14,1%), научное, техническое и профессиональное образование (13,5%), программа УНИТВИН, призванная навести мосты между местными и национальными партнерами, а также между странами, проекты ТОКТЕН и ТАЛВЕН, призванные препятствовать «утечке умов» из развивающихся стран в плане повышения заинтересованности специалистов оставаться в своих странах или поощрения к возврату путем формирования международного сотрудничества Север — Юг и др.
2.       В рамках Совета Европы (Совет по культурному сотрудничеству Council for cultural cooperation — CCC) и в составе Совета: Центр документации по образованию в Европе (Documetation centre for education in Europe). Основные направления деятельности в сфере образования: решение проблем, связанных с взаимным признанием документов об образовании для стран Европейского континента в связи с разнообразием образовательных систем в Европе (англо-американской, германской, испанской и французской). Изучение проблем среднего школьного образования, подготовки молодежи к высшему образованию и получению профессий, к миру труда и мобильности. Поощрение школьных связей и обменов, создание сетей обмена информацией и партнерских связей между странами, исследования и практические рекомендации для учителей и для тех, кто принимает решения. Сбор и обработка информации о состоянии и развитии образования в Европе, международных нормативных актов по образованию. Ответы на информационные запросы министерств и других учреждений государств — членов СЕ, а в пределах возможностей на индивидуальные запросы. Среди конкретных проектов можно обозначить следующие: «Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, открывающих доступ к университетским учебным заведениям» (1959), «Европейская конвенция об эквивалентности университетских периодов обучения» (1956), «Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций» (1959). Темы проектов 1995-1997 гг.: Европа и среднее образование, образование взрослых и демократическая гражданственность, сотрудничество университетов Европы, программа реформы законодательства о высшем образовании, изучение языков и европейское гражданство и др. Проекты 1998-2000 гг.: пять крупных проектов по школьному образованию, четыре по организации высшего образования и педагогических исследований. «Построение университета завтрашнего дня: политика и практика высшего образования в Европе», «Высшее образование для демократического общества» и др. Международные программы в области высшего образования: ERASMUS (обмен студентами различных стран), FORCE (продолженное обучение), PETRA (базовое обучение), COMMET (сотрудничество меду университетом и бизнесом), EUROTECHNET (содействие профессиям, связанным с технологическими инновациями), PHARE (развитие дистанционного образования), LINGUA (языковая подготовка).
3.       Лиссабонская декларация (конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО 1992 г.). Направления деятельности: переход от общих деклараций о намерениях к конкретным определениям, правилам и четкому разграничению обязательств сторон и участников (например, категории: «доступ», «прием», «оценка», «высшее образование», «период обучения» и др.) Определены различия между терминами «доступ» и «прием», квалификации высшего образования и квалификации, дающие доступ к высшему образованию, термин «признание» определен как вид оценки индивидуальных квалификаций, где под признанием подразумевается транснациональное признание, а не внутри конкретной страны и др.
4.       Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации (совместная декларация Франции, Германии, Италии и Великобритании открыта для присоединения других стран). Подписаны с целью политического подтверждения необходимости глобализации высшего образования и скорейшей «гармонизации» европейского высшего образования с общей структурой образовательных уровней. Создание общего «европейского пространства высшего образования». Установление европейской зоны высшего образования, активизация европейской системы образования в мировом масштабе. К конкретным пректам относятся: содействие трудоустройству европейских граждан на основе более удобной системы уровней обучения. Повышение конкурентоспособности европейского образования в мире. Создание системы зачетных единиц. Устранение препятствий в доступе студентов ко всем образовательным и имеющим к ним отношение услугам. Развитие критериев и методологии оценки качества преподавания и др.
Особый упор в реформировании образования делается на новые формы образования, которые смогли возникнуть только с помощью новых информационных технологий и технологий связи. Применение новых информационных технологий для развития новых форм дистанционного обучения на базе Интернета приводит к новому пониманию «реального значения» международного уровня в образовании. В то время как реальная мобильность продолжает иметь большое значение, она начинает рассматриваться как один из элементов интернационализации. Растущее значение приобретает такое международное измерение в образовательной практике, при котором мобильность осуществляется в виртуальном пространстве или когда целью является создание международных условий для обмена идеями. Поиск новых, усовершенствованных, более рентабельных средств предоставления образования и обучения растет во всем мире. Многие стараются преуменьшить основные трудности развития обучения в системе «он-лайн». Для большей части планеты подключение к системе современного дистанционного образования возможно только после привлечения огромных инвестиций в инфраструктуру современных средств связи. Интернет обладает несоизмеримым потенциалом и огромной силой, однако нельзя позволить, чтобы он стал новым источником мирового неравенства.
По прогнозам растущий мировой спрос на образование будет увеличиваться. Венчурный капитал способствовал развитию дистанционного образования, которое стало большим бизнесом (огромные суммы тратятся на организацию «слияния» образования и Интернета, наряду с электронной коммерцией). Распространение инноваций «подталкивает» рынок, частично из-за того количества средств, которые вложены в информационные технологии. Ритм изменений становится все более быстрым.
Однако специалисты по маркетингу систем о


ext.spb.ru

10. Современные тенденции развития образования

Кратко охарактеризуем современные тенденции развития образования:

  1. Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

  2. Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.

Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» ученика. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.

Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).

Выделение каждого из рассмотренных компонентов личностно-деятельностного подхода (личностного и деятельностного) условно, так как они неразрывно связаны между собой в силу того, что личность всегда выступает субъектом деятельности, а деятельность определяет развитие ее как субъекта.

  1. Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организаторских проблем.

  1. Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие), образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных.

Она проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – вуз и др.). Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

  1. Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того , что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад-школа, школа-вуз и др.) Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

  2. Психологизация современного образовательного процесса интеграции, тем не менее правомерно выделить ее в самостоятельное направление. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач.

Кроме задачи формирования у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача развития мыслительных способностей, которые позволят ребенку получать их. Если формирование поля ЗУН- это педагогическая задача, то формирование мыслительных свойств -это психолого-педагогическая задача. Однако уровень психологической подготовки наших педагогов не позволяет сегодня успешно решать эту задачу.

Для решения этой задачи необходимо проведение специальных исследований, результаты которых помогли бы более качественно реализовать существующую сегодня тенденцию к практической интеграции педагогики и психологии.

  1. Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся, он подразумевает отказ от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности.

Сегодня достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи, Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимо личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Формирование такого качества требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

  1. Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.

  2. Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения.

Функциональное назначение компьютера в обучении различно по отношению к учащимся и преподавателям. Для преподавателя компьютерная техника является орудием его труда, для учащихся и студентов — средством их развития. С одной стороны, компьютеры облегчают процесс обучения в смысле повышения оперативности передачи учебной информации, контроля ее усвоения, коррекции разного рода отклонений в обучении. С другой- чрезмерное увлечение компьютерами, неумелое их применение может стать источником потери познавательных интересов, лености мышления и других нежелательных последствий у обучающихся.

studfile.net

Основные направления развития и признаки современной образовательной системы

Признаки современной образовательной системы

Определение 1

Система образования – социальный институт, целенаправленно созданный обществом, имеющий организованную систему связей и социальных норм, которые соответствуют потребностям конкретного социума к подготовке подрастающего поколения.

Система образования представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов, каждый из которых направлен на формирование и развитие личности человека.

Образовательная система России представлена системой образовательных учреждений, каждое из которых относится к определенной ступени образования, имеющей конкретную цель по обучению и воспитанию детей. Кроме того, каждая ступень образовательной системы направлена на создание эффективных условий обучения, в соответствии с возрастными, психологическими и физическими особенностями учащихся.

Замечание 1

Таким образом, система образования – это систематизированный комплекс учебно-воспитательных учреждений, существующий в рамках конкретного государства.

В систему образования входят:

  • Дошкольная система образования – детские сады, детские ясли, частные дошкольные учреждения (клубы, комплексы и т.д.).
  • Школьная система образования – начальные, общеобразовательные, специализированные и профессиональные школы.
  • Система профессионального образования – колледжи, техникумы, ВУЗы и т.д.
  • Система дополнительного образования – внешкольные организации, клубы, культобразовательные учреждения и т.д.

Основными признаками современной образовательной системы в России являются:

  1. Соответствие системы образования уровню развития общества и государства. То есть, образовательные учреждения, входящие с систему образования, полностью удовлетворяют требования общества и государства по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Соответственно в странах с более высоким уровнем развития и требования к обучению значительно выше, что естественно сказывается и на количестве учебных заведений.
  2. Государственная политика оказывает влияние на всю образовательную систему страны, ее функциональное и системное развитие.
  3. В системе образования находят свое отражение этнические и национальные особенности, исторический опыт народа. Они оказывают и влияние на ее дальнейшее развитие.
  4. Учет педагогических факторов, среди которых наиболее актуальными являются ранее воспитание и обучение детей, подготовка молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Замечание 2

Современная Российская образовательная система является одной из лучших в мире и входит в первую десятку мировых образовательных систем. В настоящее время в образовательную систему России входят не только государственные учреждения, но и частные, что значительно расширяет её образовательные возможности.

Основные направления развития современной образовательной системы

Основными тенденциями развития современной образовательной системы являются:

  1. Гуманизация образования – личность учащегося признается высшей ценностью общества. Образование должно быть направлено в первую очередь на формирование и развитие полноценной, развитой личности, обладающей высокоморальными, интеллектуальными и физическими качествами.
  2. Индивидуализация образования – направлено на организацию педагогического процесса, с учетом возрастных, психологических и физических особенностей ребенка. Организованный образовательный процесс должен отвечать индивидуальным возможностям и потребностям учащихся, удовлетворять их потребности в получении знаний и умений. Данная тенденция является усилением одного из основных традиционных принципов обучения и реализуется через личностно-ориентированный подход обучения, основанный на ЗУН учащегося.
  3. Демократизация образования – направлена на организацию педагогического процесса, в котором все его участники имеют равные права и принимают равное активное участие в учебном процессе. Общение и взаимодействие между педагогом и учащимися основано на взаимном уважении. При демократизации образования, такие стили взаимодействия как авторитарный (присущий советской школе) и либеральный просто не допустимы. Демократичное общение в процессе обучения способствует формированию свободной личности, умеющей отстаивать свою точку зрения и обладающей чувством собственного достоинства.
  4. Диверсификация и вариативность образования – предусматривает разностороннее разнообразное развитие учащихся, посредством организации различных образовательных учреждений, имеющих разные виды и типы направленности обучения. В настоящее время открывается все больше колледжей, лицеев, гимназий и т.д., каждый из которых имеет определенную направленность в обучении и углубленное изучение отдельных учебных дисциплин.
  5. Интегративность образования – направлено на осуществление преемственности между всеми ступенями образования, начиная с детского сада. Все чаще возникают такие комплексные образовательные учреждения как «детский сад – школа» или «школа – институт». Данные учреждения сотрудничают между собой, путем реализация преемственности, усиления межпредмтеных связей, создания разнообразных интегративных курсов и т.д.
  6. Психологизация образования – процесс обучения направлен не только на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, но и на развитие мышления. Современное общество требует от подрастающего поколения умения мыслить в различных ситуациях, принимать решения быстро, решать проблемные ситуации качественно и не стандартно. Все это достигается путем развития у детей различных видов мышления, при проведении в рамках образовательного процесса психологических исследований и интеграции практической психологии и педагогики в образовательный процесс.
  7. Переход от информативных методов обучения к активным – включение в процесс обучения элементов проблемности, научного поиска, исследовательской и проектной деятельности. Все это способствует тому, что учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем поиска новой информации и ее последующего усвоения. Такого рода обучение способствует не только более качественному усвоению учебных знаний, но и стимулирует развитие творческой и креативной личности.

spravochnick.ru

Основные тенденции развития образования в России :: SYL.ru

В настоящее время в нашей стране происходят серьезные изменения в разных общественных сферах. Происходит переоценка ценностей, модернизируется общественное сознание.

Основные тенденции развития образования тесно связаны с подобными явлениями и процессами.

Цели модернизации

Так как практически треть россиян учится, систематически повышает свою квалификацию, учит кого-то, сложно переоценить важность реформирования образования.

Основные тенденции развития современного образования предполагают:

  • создание требуемых условий для формирования гармонически развитой личности;
  • запуск механизмов, которые способствуют саморазвитию подрастающего поколения;
  • преемственность в образовании;
  • придание учебной деятельности социальной значимости.

Основой современной политики изменения образовательной структуры является построение образовательной деятельности на личностно-ориентированном методе.

Основные принципы изменения содержания образования

Рассмотрим основные тенденции развития образования в России. Они базируются на нескольких принципах.

Так, демократизация отечественной образовательной системы предполагает активное участие местной и государственной власти в управлении ОУ. Учителя получили право на творчество, демонстрацию собственного педагогического опыта.

Благодаря альтернативности и вариативности отечественного образования можно уходить от классической образовательной системы к разнообразным инновационным методикам, обеспечивающим альтернативные способы получения образования.

Наблюдаются и такие тенденции развития системы образования, которые способствуют его открытости, доступности. Именно благодаря открытости в настоящее время наблюдается раскрепощение, освобождение образования от внутренних догм, его гармоничное объединение с культурой, политикой, обществом.

Гуманизация образования

Она заключается в преодолении главного порока классической школы – обезличенности. Современные тенденции развития образования направлены на уважительное отношение к индивидуальности ребенка, взаимодействие с ним на доверительных условиях, учет его интересов и запросов.

Гуманизация предполагает серьезный пересмотр педагогикой и обществом отношения к подрастающему поколению, имеющему определенные отклонения в физическом и психическом развитии.

Основные тенденции развития образования направлены на раннее выявление одаренных и талантливых детей, выстраивание для них индивидуальных образовательных траекторий развития. Педагог выполняет функцию наставника, помогает ученикам преодолевать появляющиеся трудности, корректировать путь саморазвития и самосовершенствования.

Дифференциация образовательного процесса

Современные тенденции развития образования предполагают выделение двух фундаментальных задач:

  • обеспечение прав детей на выбор базового либо профильного образования;
  • индивидуализация образовательного процесса на основе природосообразности и личностно-ориентированного подхода.

Среди тех особенностей, которые необходимо отметить в российском образовании, выделим его непрерывность.

Подобные тенденции развития образования способствуют многомерному движению отдельной личности в образовательной деятельности.

Пути и направления развития образования в РФ

В отечественной системе образования проявляются противоречивые и сложные процессы. При глубоком реформировании и развитии содержания прослеживается существенное отставание по финансово-экономическому, материально-техническому, кадровому обеспечению.

Среди важнейших направлений отмечаются:

  1. Сохранение и укрепление гармоничности образовательной системы с учетом региональных, экономических, национальных интересов народов и регионов.
  2. Реформирование отечественного образования.
  3. Переподготовка квалифицированных кадров.
  4. Правовое и нормативное обеспечение развития и функционирования образовательной системы.

Пути решения

Для обновления отечественного образования необходимо проведение единой целевой системы планирования учебных программ, развития и функционирования методических центров. На основе базисного федерального плана осуществляется создание региональных планирований.

Также среди тенденций современности необходимо отметить структурную перестройку содержания образования по полной вертикали, начиная с детских дошкольных учреждений, заканчивая послевузовским образованием.

Отдельное внимание уделяется специальному образованию. В связи с увеличением количества больных детей осуществляется работа с ребятами, имеющими серьезные ограничения в физическом здоровье.

Министерством образования РФ разработан национальный проект, согласно которому осуществляется дистанционное обучение школьников, имеющих ограничения по состоянию физического здоровья. В рамках данного проекта ребенок и педагог обеспечиваются компьютеризированным рабочим местом, обучение осуществляется через «Скайп».

Высшая школа

Основные тенденции развития высшего образования связаны с развитием научного потенциала, укреплением значимости вузовской науки, решением задач подготовки квалифицированных кадров для осуществления инновационной работы.

Высшее профессиональное образование осуществляется на основе профессионального среднего либо полного (среднего) образования по специальным программам. В РФ существует следующая структура высшего образования:

  • образовательные государственные стандарты;
  • программы;
  • проектные, научные, культурно-просветительные организации;
  • научные центры, обеспечивающие существование и совершенствование высшего образования;
  • университет, институты, академии.

Согласно ФЗ, в качестве видов высших учебных заведений РФ установлены следующие: академия, университет, институт.

После присоединения нашей страны к Болонской декларации в высшей школе наблюдаются существенные реформы. Помимо изменения парадигмы образовательной системы, активизировалось управление качеством и эффективностью образования, на практике реализуется идея непрерывного образования.

Подведем итоги

Главные направления изменения отечественной образовательной системы отмечены в Законе «Об образовании РФ». Существенное значение в модернизации содержания образования внесли федеральные образовательные стандарты нового поколения.

Они не только характеризуют базовый уровень содержания российского образования, но и являются базой оценки уровня подготовленности подрастающего поколения.

При переходе от предметного центризма к отдельным образовательным областям в полной мере осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В ближайшее время, к примеру, в начальном образовании предусмотрены существенные изменения основных приоритетов.

Центральное место занимает развивающее обучение, проектная и исследовательская деятельность младших школьников.

В ОУ на начальной ступени появился курс «Окружающий мир», который способствует социализации школьников, направлен на формирование позитивного отношения к живому миру, среде. В настоящее время разрабатывается шестилетняя программа начальной школы.

В естественнонаучных дисциплинах происходит отход от абстракций, переход на прикладную направленность.

www.syl.ru

Статья на тему: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Соколова Н.В., зам.дир. по ВР,

учитель физики ГБОУ СОШ № 5

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности школьников, овладение ими универсальными учебными действиями, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования. Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ».

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения его введения.

При практической реализации ОУ ФГОС общего образования необходимо уделить особое внимание части собственной компетенции и ответственности учителей, определенной в ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в т. ч.:

  • использованию и совершенствованию методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
  • разработке и утверждению образовательных программ;
  • приему на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределению должностных обязанностей, созданию условий и организации дополнительного профессионального образования работников; \
  • определению списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников;
  • материально-техническому обеспечению образовательной деятельности, оборудованию помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Таким образом, представляет интерес анализ основных направлений модернизации образования на современном этапе развития.

Процесс модернизации системы образования как результат вхождения России в Болонскую систему характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике общеобразовательной средней школы. Обновление научно-методической базы, содержания школьного образования требует переосмысления опыта прошлого в целях его использования в условиях реформирования школьного образования.

Ведущими тенденциями становления и развития школьного образования России в ХХ ‒ начале ХХI века явились государственная политика в области образования, развитие печати, развитие научно-методической основы школьного образования, введение профильных классов, подготовка педагогических кадров.

Современный этап развития школьного образования характеризуется многочисленными реформами в образовании. Опыт реформирования российской системы образования позволяет констатировать, что современная школа пока еще не готова противостоять таким негативным тенденциям, как снижение интереса у учащихся к учебе. Отмечается резкое падение духовной и речевой культуры в современном обществе среди подростков и молодежи, недостаточное владение нормами литературного языка, отсутствие этикетных правил поведения, агрессивный стиль общения, неразборчивость в выборе полезной информации в современном информационном потоке, отсутствие интереса к классической художественной литературе, известной во всем мире, что ведет к духовному обеднению и утрате ценностных ориентиров молодежи.

Одной из проблем обновления содержания образования является решение общеметодологических принципов его модернизации, к которым относят:

  • гражданскую и гуманистическую направленность содержания,
  • общеобразовательный характер учебного материала;
  • связь учебного материала с практикой перемен в нашей жизни;
  • основообразующий и системообразующий образ учебного материала;
  • интегративность изучаемых курсов;
  • развивающий характер учебного материала;
  • гуманитарно-этическую тенденцию содержания образования;
  • взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;
  • эстетические аспекты содержания образования.

Таким образом, в становлении и развитии школьного образования на современном этапе намечены следующие тенденции:

  • государственная политика в области образования,
  • развитие печати,
  • развитие научно-методической основы школьного образования,
  • введение профильных классов,
  • подготовка педагогических кадров для школьного образования.

Все это привело к созданию и внедрению программ и учебников нового поколения, новых форм организации учебного процесса, которые вызывают определенные трудности организационного и методического характера, поэтому правомочным является использование историко-педагогического опыта в современном реформировании школьного образования.

Кроме традиционных, на нынешнем этапе в задачу школы, где учеба, естественно, организуется в группах, входит задача привить учащимся навыки овладения материалом в коллективе, выработать у них положительное отношение к сотрудничеству как форме обучения. Осваиваемые учителями современные образовательные технологии, основанные на коммуникативной компетенции, требуют времени и для усвоения, и для внедрения, вживания в стиль преподавания. Они помогают преподавателю качественно и осмысленно отбирать обучающий материал, а также принципиально меняют стиль взаимоотношений учителя и ученика, учат преподавателя видеть в ребенке самостоятельную личность, имеющую «право на ошибку».

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016)
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644)
  3. Загоровская О.В.Основные направления обновления содержания школьного образования в области родного русского языка в современной России // Русский язык в условиях интеграции культур: XXVI Распоповские чтения: материалы Международной конференции (Воронеж, 26-27 февраля 2008 г.): в 2.ч. – Воронеж ВГПУ, 2008.
  4. Дронов В.П. Новый стандарт общего образования — идеологический фундамент российской школы /В.П.Дронов, А.М.Кондаков // Педагогика. – 2009. — №4.
  5. Гайнуллина Ф.Б. О модернизации школьного филологического образования в России // Научное мнение. ‒ Санкт- Петербург, 2013. – №1.
  6. Лихачева Т.Л. Модернизация российского образования: аналитические подходы к исследованию процессов социализации // МИР. – 2010. — № 3.

nsportal.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о