Детская архитектура – Архитектура — детям: лучшее :: Статьи

Архитектура — детям: лучшее :: Статьи

Почти половина всех детей мира сегодня проживает в мегаполисах, но насколько наши города приспособлены для подрастающего поколения? Достаточно ли построить много детских садов, школ и игровых площадок для того, чтобы город приобрел статус «children friendly»? И какие именно архитектурные и конструктивные решения способны сделать эти объекты подлинными центрами притяжения социальной активности и драйверами образовательного процесса?

Два раздела экспозиции представляют российский и европейский опыт реализации объектов «детской» типологии. Причем объекты, хотя и разделены по географическому признаку, не противопоставлены друг другу — скорее, это разные грани одного «бриллианта» под названием «современный город».

МОСКОВСКИЙ ОПЫТ

Российские законы и нормативы не запрещают строить школы по индивидуальным проектам. Однако случаи, когда возможность создать по-настоящему яркое и креативное пространство для детей действительно используется, можно пересчитать по пальцам. Дорого, сложно, по большому счету — никому не нужно: вот наиболее часто высказываемые мнения.

Исключение составляет Москва: одним из приоритетов новой градостроительной политики столицы является качество архитектуры объектов для детей. И если еще несколько лет назад сами понятия «школа» и «детский сад» воспринимались в российской столице как синонимы чего-то однообразно-унылого, то сегодня московские объекты, наоборот, иногда подвергаются критике за излишнюю яркость. Впрочем, активное использование цвета вряд ли может считаться преступлением против архитектуры для детей — в нашей экспозиции мы собрали шесть примеров успешно работающих московских «детских новостроек», которые и в архитектурном отношении украсили свои районы, и в социальном стали очень востребованными.

Детская игровая площадка в Саду им. Баумана. Бюро WOWHAUS, 2012

Детская площадка в Саду Баумана одновременно напоминает американские горки, пиратский корабль и тренировочный комплекс для космонавтов. Она спроектирована с учетом потребностей детей разного возраста и рассчитана, в том числе, на посетителей с ограниченными возможностями.

Ее территория разделена на участки для детей разного возраста: одна для самых маленьких, две других — для детей от 7 до 10-ти и от 10 до 14 лет. Зона для малышей закрыта и защищена, а для тех, кто постарше, наоборот, сделано более открытое пространство, стимулирующее к активным играм и тренировкам ловкости. Конструкции для лазанья позаимствованы у канатных парков, а по внешнему периметру площадка ограждена разноуровневым пандусом. На одном из участков под опорами пандуса также построена стена с тоннелями, которая стала излюбленным местом для игр в прятки.

К сожалению, не все задуманное архитекторами удалось осуществить: в частности, предполагалось, что частью пандуса станет амфитеатр, возле которого должна была появиться стена для фотографирования по мотивам картин Казимира Малевича «Атлеты» и «Женщина с граблями».

Детский сад № 2677 на 2-й Парковой улице. АМ «АТРИУМ», 2008

Заказ на проектирование этого детского сада архитекторы Вера Бутко и Антон Надточий получили уже практически на стадии котлована. Иными словами, садик начали строить по проекту, разработанному другим бюро и уже утвержденному, но так и не доведенному «до ума». От «Атриума» требовалось «дорисовать» фасады и интерьеры — но архитекторы не стали подходить к делу формально и проработали все разделы проекта, включая технологическую схему, и сделав комплекс для дошкольников максимально удобным и при этом ярким.

Здание общей площадью 2330 кв.м получило выразительную композицию, построенную на чередовании смещенных друг относительно друга блоков ярких цветов. Каждый из блоков имеет индивидуальное колористическое решение, которое напрямую зависит от функции. Бирюзовые и красные с круглыми окнами-иллюминаторами — это лестницы. Салатово-зеленые и оранжевые с прорезанными зигзагообразными вертикалями окон скрывают за собой актовый и спортивный залы, а также большой бассейн на первом этаже. За белыми стенами находятся детские спальни и игровые комнаты — впрочем, и их окна украшены яркими квадратными рамами.

Интересно, что изначально архитекторы собирались сделать все фасады здания не только разноцветными, но и разнофактурными. Позже от этой идеи пришлось отказаться, однако и за счет сочетания цветов, и благодаря нестандартной конфигурации окон детский сад приобрел яркий индивидуальный облик, сделавший его достопримечательностью всего района.

Школа в Загорье. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2014

Школа, рассчитанная на 825 учеников, функционально разделена на две части: блок классов и зальный корпус. Помимо основных учебных кабинетов, в ней предусмотрены специализированные комнаты для факультативов, большая библиотека с секцией для индивидуальных занятий, два спортзала, актовый зал и даже камерный кинотеатр. Для самой младшей группы учащихся созданы классы в другой части здания с рекреационными зонами, игровыми комнатами и спальнями для дневного сна.

Пожалуй, главной особенностью этой школы является то, что учебная часть здесь отделена от общественной — концертные, спортивные и танцевальные залы, а также бассейн и библиотека доступны для всех жителей, делая учебное заведение важным культурно-общественным центром всего района.

Детский сад в Куркино, мкр. 2В. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Трехэтажный садик в Куркино — одна из первых построек архитектора Ольги Бумагиной, чье бюро успело стать ключевым проектировщиком московских детских учреждений нового поколения. Проект этого трехэтажного детского сада разработан специально для условий плотной городской застройки — за счет предельно рациональной прямоугольной формы его площадь минимизирована до 1253 кв.м, на которой, тем не менее, нашлось место и для спортивного зала, и для бассейна, и для собственно групповых помещений.

Конструктивная схема здания (каркасно-стеновая, с поперечными и продольными несущими стенами) позволяет использовать принцип свободной планировки. Колористическое решение фасадов построено на контрасте темно-серого фона и ярких прямоугольных и квадратных вставок, окружающих оконные проемы и витражи. Кажущаяся случайность в чередовании цветов и размерах пятен придают зданию современный динамичный характер.

ДОУ на Нижегородской улице. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Детский сад общей площадью 4000 кв. м представляет собой достаточно компактное, прямоугольное в плане здание высотой 3 этажа. Центром его внутренней планировки стала входная группа главного входа и центральная двухмаршевая лестница.

Три этажа здания поделены между группами таким образом, что на более верхних этажах занимаются более старшие воспитанники. Спортивно-общественные зоны также расположены на первом этаже детского сада.

В наружной отделке здания применены «вентилируемые» фасады с облицовкой фиброцементными плитами, а его сдержанное светлое колористическое решение продиктовано окружающей жилой застройкой.

Общеобразовательная школа на Нарвской улице, «ТЕРРА АУРИ», 2013

Проект реализован в рамках Адресной инвестиционной программы г. Москвы и рассчитан на 450 учеников. Протяженный корпус школы визуально и функционально разделен на две части — учебную и общественно-спортивную, между которыми в качестве связующего звена расположена вместительная рекреация.

Учебные помещения, в свою очередь, тоже сгруппированы в две секции — для средних (5-9) и для старших (10-11) классов, а общественно-спортивное звено сформировано спортивным и актовым залами, столовой и библиотекой-медиацентром.

Особое внимание в проекте уделено дизайну фасадов. С учетом планировочной структуры здания разработана двухчастная вертикальная композиция фасадов, с асимметричным расположением цветовых пятен открытых, желтых, салатовых и оранжевых оттенков, а также с дополнительными акцентами на центральной входной зоне и в угловых торцах здания.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

Подрастающее поколение сегодня как никогда раньше находится в центре внимания архитекторов и градостроителей, что, в общем, неудивительно для эпохи, когда инвестиции в человеческий потенциал признаны самыми перспективными. Своего максимального разнообразия сегодня достигла, прежде всего, сама типология архитектуры для детей — за развитие таких бесценных навыков, как любознательность, креативность и умение коммуницировать, теперь отвечают не только привычные детские сады и школы, но также всевозможные спортивно-досуговые центры, музеи, библиотеки, специально организованные общественные пространства и игровые зоны. В разделе «Европейский опыт» мы собрали наиболее яркие, на наш взгляд, примеры, реализованные в различных странах Европы за последние годы.

Детская библиотека Niños Conarte в Монтеррее, Мексика. ANAGRAMA, 2013

Это один из ключевых объектов нового городского парка Монтеррея, созданного на месте бывшего металлургического завода. Вытянутый ангар разделен на несколько функциональных зон: помимо собственно библиотеки, здесь есть «Комната искусств и ремесел», театральная студия, выставочное пространство и образовательный центр для взрослых.

Привычный читальный зал заменила ступенчатая платформа, отсылающая к горному ландшафту Монтеррея. «Возвышенности» служат дополнительными полками для книг и одновременно сиденьями для маленьких читателей. Ярко-желтые вставки — «внутренности» систем хранения и края платформы — расцвечивают серые «горы» и бурые кирпичные стены, подхватывая неоновое буйство под крышей. В этой непринужденной, интригующей цветом и динамичными формами обстановке общение с книгами — а собрание библиотеки насчитывает 5000 томов — становится частью игры, покорением новых вершин и в прямом, и в переносном смысле.

Чтобы снизить воздействие сооружения на окружающую среду, в здании была установлена система пассивной вентиляции. Воздуховоды, а также открытые конструкции кровли раскрашены в дерзкие цвета — ультрамарин и фуксию — и выступили самыми заметными элементами декора лофтового пространства. Чувствительная, но грамотно дозированная инъекция цвета стала в этом проекте одним из главных способов трансформации сурового цехового здания в дружелюбное и привлекательное для детей.

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILÉAS, 2013

Образовательный комплекс включает в себя детский сад, школу и студенческое общежитие. Архитекторы стремились максимально наполнить дневным светом все пространства, а близость парка использовали для того, чтобы сделать архитектуру школы не только абсолютно экологичной, но и визуально интегрированной в новый зеленый городской ландшафт.

Комплекс действительно максимально раскрыт на парк: архитекторы дробят жилой массив на несколько обособленных объемов, чтобы они не перекрывали визуальные связи с парком и создавали наилучшие условия по инсоляции. Чтобы усилить миметическое перетекание школы в парк, ее стены отделаны панелями зеленого цвета и местами украшены вертикальным озеленением. Жилые же башни «оплетены» более узкими рейками «под дерево».

От фасада жилых помещений школу отделяет широкий козырек-навес. Его нижняя поверхность представляет собой перфорированное зеркало из нержавеющей стали, что создает на школьной площадке для игр особую атмосферу. В озеленении этой площадки растения искусно подобраны по цветам, а плавный переход от площадки к парку трактован как огород. Так возникает впечатление островка спокойствия и природы среди плотной городской застройки.

Школа открылась в сентябре 2013 года и получила французские сертификаты HQE (высокое качество окружающей среды) и BBC (низкие энергозатраты). Что до энергопотребления, то оно действительно соответствует самым экономным нормативам: 36 киловатт в час на 1 кв. м для школы, 42 киловатта в час на 1 кв. м для жилья.

Игровая площадка Interlace в Сингапуре. CARVE, 2013

Архитектурное бюро Carve — один из лидеров Нидерландов в области ландшафтно-средового дизайна и, в частности, ярких нестандартных уличных игровых зон для детей самого разного возраста. В основу проекта этой игровой площадки положен принцип подражания. Архитекторы исходили из того, что если ребенок приобретает свои первые навыки, подражая взрослым, то почему бы и детской площадке не стать образом и подобием архитектуры жилого массива, для которого она предназначена?

В роли «родительской» архитектуры здесь выступает комплекс, спроектированный бюро OMA в виде множества шестиэтажных жилых блоков, которые сложены друг на друга в свободном порядке. Сама площадка также представляет собой динамичную конструкцию из нескольких параллелепипедов, выкрашенных в ярко-синий цвет. Каждый из них заключает в себе целую систему спортивных снарядов.

Многочисленные отверстия на разных уровнях превращают площадку в сложный лабиринт, а перфорация стен этих «контейнеров» позволяет создать внутри каждого из них комфортный микроклимат.

Школьный и досуговый центр в Париже, Франция. MIKOU DESIGN STUDIO, 2012

В состав центра входят детский сад, начальная школа, досуговый комплекс и библиотека. С географией, правда, ему повезло куда меньше, чем с функциональной программой: участок со всех сторон окружен автомобильными магистралями, что, собственно, и вынудило архитекторов решить здание общей площадью 5000 кв. м в виде неправильного треугольника, внутри которого «вырезан» школьный двор.

«Обнимающие» двор крылья получили разную высоту: с северной стороны у школы три этажа, с южной — два. Это сделано для того, чтобы в помещения, где учатся дети младших классов, через огромные витражные окна попадало как можно больше солнечного света.

Образованные за счет такой композиции террасы озеленены, а фасады облицованы расположенными в мозаичном порядке панелями из массива древесины различных оттенков, что сделало новый образовательный центр заметным ориентиром в панораме района. Крыша здания также превращена в газон, и школа смотрится настоящим зеленым оазисом посреди индустриального города.

Детский сад Forfatterhuset в Копенгагене, Дания. COBE, 2014

Этот сад решен как мини-город на отдельно взятом участке. Он расположен в довольно старом районе Копенгагена, застроенном невысокими домами из кирпича. Чтобы постройка гармонировала с соседними зданиями, авторы в качестве основного материала тоже выбрали кирпич, но, стремясь подчеркнуть его современное происхождение, нарезали его на тонкие вертикальные «ламели», внешне больше напоминающие деревянные рейки.

Именно из них и набраны как фасады всех пяти корпусов детского «городка», так и забор, ограждающий принадлежащую садику уличную игровую зону. Причем архитекторы постоянно экспериментируют с шириной зазора между планками: где-то они образуют совершенно глухую поверхность, а где-то превращаются просто в жалюзи (например, на оконных проемах) или почти условную ширму (ограждение со стороны улицы и на эксплуатируемых кровлях). Столь изобретательная отделка помогла сгладить и все острые углы постройки, придав ей нарочито плавные очертания.

Игровое пространство для детей в отеле David Citadel в Иерусалиме, Израиль. SARIT SHANI HAY, 2010

Пространство для маленьких постояльцев отеля David Citadel занимает площадь 100 кв. м, которые распределены между несколькими перетекающими друг в друга игровым зонами для малышей и компьютерным залом для подростков. Пространство постоянно меняет свою тематику и масштаб, предлагая детям как открытые зоны, наполненные всевозможными игрушками и аттракционами, так и более обособленные уголки, дающие чувство уюта и защищенности.

В состав игрового центра также включены объекты, напоминающие знаковые достопримечательности Иерусалима, —знаменитые туннели у Стены плача, Ветряная мельница Монтефиоре, рынок Механе Йегуда.

Детский сад в Софии, Болгария. CONVEYER, 2013

Комплекс детского сада расположен на участке с сильным перепадом рельефа и состоит из трех объемов, каждый из которых получил архетипичную форму «домика». К дороге садик обращен «экранирующим» объемом, обшитым темным металлом, из которого затем по склону «прорастают» два дома побольше — красный (предназначен для младшей группы из 15 человек) и желтый (вмещает 25 детей постарше).

Спальни и игровые в обеих группах расположены не рядом, а друг над другом и связаны между собой лестницами, трактованными как пространственный аттракцион и важное с точки зрения коммуникации пространство.

Двор детского сада, за счет перепада рельефа, также разделен на несколько уровней, каждый из которых обозначен собственным цветом.

Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010

Учтя расположение на холме, существующие ограничения по высоте и необходимость сделать помещения максимально светлыми, а само здание — по возможности запоминающимся, архитектор предложил динамичную, горизонтально ориентированную композицию из четырех спаянных объемов, вместе образующих что-то вроде ленты Мебиуса.

К жилому району детский сад обращен выразительной консолью, которой на уровне земли вторят глубокие ниши, вырезанные в теле основного объема. Подобная «пещера» есть у каждой группы: они используются для хранения колясок, инвентаря и просто прогулок в ненастную погоду.

В облицовке фасадов применено дерево, медленно и благородно темнеющее под частыми дождями этого края. А вот в интерьерах оно, наоборот, совершенно не тронуто патиной времени: натуральную палитру светло-медовых поверхностей оттеняют вкрапления ярких цветов — в виде мебели, ковровых покрытий и винтовых лестниц.

Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013

Эта школа изначально задумывалась не только как учебное заведение, но и как общественный центр коммуны, для которой построена. Архитекторы разделили ее на собственно классы и публичные пространства, разработав сценарии, как последние можно использовать после уроков.

Ради более гибкой планировки авторы отказались от коридорной системы, а сама «пористая» структура здания и обилие в интерьерах стекла объясняется их желанием максимально усилить визуальные связи между разными частями и этажами комплекса. Это позволяет детям разных возрастов больше общаться друг с другом.

Впрочем, школа есть школа, и здесь необходимо еще и учиться. Поэтому сами классы выгорожены частично непрозрачными стенами — примерно до высоты 1,3 м они матовые. Внутренний и внешний дворы также отделены от помещений школы прозрачными раздвижными дверями, что позволяет внешнему и внутреннему пространству органично сосуществовать.

«Работу над каждым своим проектом мы начинаем с тщательного анализа бизнес-плана, — рассказывает Мария Алессандра Сегантини, основатель и партнер бюро C+S Architects. — И если честно, всегда в первую очередь думаем о том, на чем можем сэкономить без ущерба для качества проекта. Если можно не использовать утеплитель, мы его не используем, если можно не закрывать его, мы тоже этого не делаем. Конечно, мы всегда особое внимание уделяем местам и материалам, с которым дети непосредственно контактируют, но в отделке просто „для красоты“ ни смысла, ни выгоды нет. Cекрет проектирования объектов для детей в том, чтобы находить баланс между возможным и необходимым, всегда оставляя пространства для дальнейшего развития».

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

Центр рассчитан на посетителей в возрасте от 0 до 18 лет. Его необычная форма продиктована близостью к жилым домам: чтобы не затенять окна последних, архитекторы сильно занизили высоту центральной угловой части секции нового здания.

Фасады и кровля детского дома культуры облицованы одинаковыми стальными панелями, за счет чего создается иллюзия отсутствия у здания «начала» и «конца»: кажется, что это фрагмент ленты Мебиуса, случайно попавший в традиционную застройку квартала. Единообразие поверхностей подчеркнуто и с помощью одинаково оформленных окон: квадратные проемы в широких деревянных рамах обращены как к обеим улицам, так и к небу.

Интерьер «Амар» тоже совершенно не похож на традиционные учреждения подобного типа: здесь нет ни привычных кабинетов, ни изолированных игровых комнат. Все помещения так или иначе связаны между собой, а в роли центральной коммуникационной зоны выступают лестница и скалодром. Появление последнего, по мнению архитекторов, более чем закономерно: в соответствии со своей формой, два крыла центра трактованы как горные склоны, покорить которые под силу даже самым маленьким посетителям.

«В детских объектах мы постоянно ищем баланс — между инновационностью и нормами, между безопасностью и креативностью, — рассказала в интервью нашему журналу Дорте Мандруп. — Очень важной я также считаю тему оптимального соотношения мест, где дети взаимодействуют друг с другом, и мест, где они остаются наедине с собой и учатся быть в одиночестве. Знаете, учителя ведь помешаны на том, чтобы все помещения просматривались и контролировались, — но насколько это гуманно по отношению к ребенку? Насколько это способствует его гармоничному развитию? Это вопрос, который нас как архитекторов постоянно занимает. Мы уверены в том, что в каждом образовательном центре, будь то детский сад или школа, обязательно должны быть места, в которых дети бы не чувствовали себя как в учреждении».

Фото © Илья Иванов, ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», «Терра Аури», Anagrama, Sergio Grazia, Tucky’s Photography, Florian Kleinfenn, Adam Mørk, Amit Geron, Conveyer, Thomas Bjørnflaten, Alessandra Bello, Jens Lindhe

Авторы экспозиции: Анна Мартовицкая (куратор), Ирина Кузнецова (продюсер), Агния Стерлигова (дизайн экпозиции), Игорь Сон (верстка)

Время и место работы: 27–31 мая 2015 года, Центральный дом художника, 17 зал

Благодарим за помощь в организации партнеров мероприятия: AGC (генеральный партнер экспозиции, предоставил рисовальные доски из цветного безопасного стекла), nora systems GmbH (каучуковое напольное покрытие специально для детских учреждений), Barcelona Design (игровой домик SmartHouse и пуфы).

archspeech.com

Хорошая архитектура для детей – Варламов.ру – ЖЖ

Проектировать пространства для детей очень непросто. В этом деле дизайнеры и архитекторы часто руководствуются своими взрослыми представлениями и совсем не учитывают, что было бы интересно и удобно детям. Сегодня я хочу показать вам подборку примеров хорошей архитектуры для детей со всего мира. Эти здания и площадки не только являются хорошей средой для игры, но еще и развивают у детей хороший архитектурный вкус.

Кстати, обратите внимание, чтобы сделать круто, не обязательно использовать все цвета радуги! У нас почему-то думают, что детская площадка должна быть максимально пестрой.

ДВОР ДЕТСКОГО ЦЕНТРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Место: Иерусалим, Израиль
Архитекторы: Ифат Финкельман и Дебора Варшавски

Этот детский центр художественного образования расположен на территории Израильского музея. В его дворе собирается большое количество детей и взрослых. Поэтому тут было решено построить игровую площадку. Главным объектом площадки стала большая сосна. Вокруг нее построен аккуратный дом на металлических опорах. В ночное время дом красиво подсвечивается изнутри, и создается ощущение, как будто он парит в воздухе.

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА В КОРОЛЕВСКОМ ИНСТИТУТЕ БРИТАНСКИХ АРХИТЕКТОРОВ
Место: Мэрилебон, Великобритания
Архитекторы: бюро ASSEMBLE и художник Саймон Террилл

Эта детская площадка была сооружена в качестве архитектурной инсталляции. Архитекторы вдохновлялись абстрактными бетонными детскими площадками, которые было принято строить в середине прошлого века в британских жилых районах в стиле брутализма. Такие детские площадки в какой-то момент были признаны небезопасными, поэтому во дворах современных домов их уже не встретить.

ДЕТСКИЙ САД НА БЕРЕГУ МОРЯ
Место: Нагасаки, Япония
Архитекторы: бюро HIBINOSEKKEI и дизайнер Ёдзи но Широ

Этот детский сад расположен у подножия горы прямо на берегу моря. В нем оборудовано большое количество зон для разных занятий. Там есть небольшая импровизированная пещера, библиотека с досками для рисования, чердак, на который можно забраться с помощью веревок, и игровая площадка на крыше с видом на море. Из столовой тоже открывается панорамный вид на побережье.

ДЕТСКАЯ ЗОНА В КВАРТИРЕ
Место: Гаосюн, Тайвань
Архитектор: бюро HAO Design

Одна семья решила спроектировать свое жилье так, чтобы оно было максимально приспособлено для детей. Поэтому все комнаты в этой квартире имеют игровые зоны и рабочие места, где дети могут учиться и заниматься творчеством. В квартире есть горка, по которой из детской можно спуститься в гостиную, а рядом с ней висят качели. Вся мебель сделана из экологически чистых материалов.

ДЕТСКАЯ ЗОНА BE-MINE НА СКЛОНЕ ГОРЫ
Место: Беринген, Бельгия
Архиректоры: бюро Carve и OMGEVING

Эта площадка находится в бывшей промышленной зоне, которую переделали в культурный центр с большим парком. Проектируя детскую зону, архитекторы решили использовать индустриальную тему и сделали ее главной особенностью проекта. Чтобы забраться на вершину горы, детям нужно преодолевать разные препятствия: пробираться через веревочную паутину, карабкаться по склону с помощью канатов, пробираться по туннелям. Вниз можно спуститься тем же путем или по огромной горке.

ДЕТСКИЙ ПАРК DASPERS
Место: Лондон, Великобритания
Архитектор: Kinnear Landscape Architects

Детский парк был построен в процессе адаптации бывших олимпийских объектов к повседневной городской жизни. На этом поле раньше находился олимпийский сервисный центр. А сейчас тут игровые зоны для детей, трамплины и рампы для катания на велосипедах и два футбольных поля с разными покрытиями. Через парк пролегает ведущая к школе пешеходная и велосипедная дорога.

ДЕТСКИЙ ПАРК BICENTENARIO
Место: Сантьяго, Чили
Архитектор: бюро ELEMENTAL

Этот парк был построен в столице Чили во времена экономического роста, когда власти осознали, что в городе нет ни одного места для прогулок с детьми. Инфраструктура парка сильно связана с ландшафтными особенностями местности. Он тоже находится на склоне горы, поэтому тут решили установить множество лестниц и горок. У подножия склона есть несколько спортивных и игровых площадок.

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДЬ В ТЭБИ
Место: Тэби, Швеция
Архитектор: бюро Polyform

Эта площадь расположена в жилом районе в пригороде Стокгольма, который отстроили в рамках программы по созданию доступного жилья. Во время реализации программы власти осознали, что новые пригородные районы совсем не включаются в общегородскую жизнь, поэтому в них активно начали достраивать культурные центры и пространства. Площадь состоит из нескольких зон, в числе которых есть рыночная, концертная и детская зоны. Она хорошо освещается по вечерам и служит местом для игр детей из близлежащих домов.

ДВОР МЕЧТЫ В ПАРАГВАЕ
Место: Ремансито, Парагвай
Архитектор: Лукас Фустер

Для проектирования этой площадки был созван большой совет из взрослых, подростков и детей. Они все вместе решали, каким должно быть новое общественное пространство. Участники совета рисовали свои эскизы и делали макеты, и на их основе архитектор Лукас Фустер подготовил окончательный проект. Получилась прекрасная игровая зона с надземными мостами, зонами для пикников, гамаками, беседками и спортивными площадками. Практически все это было построено из строительного мусора и старых покрышек.

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА FIVE FIELDS
Место: Лексингтон, США
Архитекторы: бюро Matter Design + FR|SCH

Эта игровая конструкция находится на склоне горы в пространстве между жилыми домами. Архитекторы построили здесь дом сложной формы, часть которого расположена на земле, а часть висит над склоном. В дом можно забраться по веревочной лестнице, в нем есть несколько комнат, каждая со своими особенностями. Все вместе они создают немного сюрреалистичное пространство с обрывающимися в воздухе лестницами и никуда не ведущими дверьми.

ДЕТСКИЙ САД FREDERIKSVEJ
Место: Фредеригсберг, Дания
Архитектор: COBE

Вместо традиционного детского сада архитекторы решили построить что-то вроде минидеревни для детей. Здание разбито на 11 небольших домиков, у каждого из которых — свое предназначение. Их силуэты напоминают примитивные детские рисунки домов. Домики смещены относительно друг друга, и благодаря этому территория детского сада разбивается на небольшие игровые зоны.

ДЕТСКИЙ САД CLOVER HOUSE
Место: Окадзаки, Япония
Архитектор: бюро MAD Architects

Это первый проект MAD Architects в Японии. Детский сад расположен в маленьком городке, из него открываются виды на горы и рисовые поля. Раньше это был обычный жилой дом, и архитекторы постарались по максимуму сохранить уютную и домашнюю атмосферу. Поэтому в здании была сохранена старая конструкция и планировка, но зато внешняя форма дома получила новое необычное воплощение. Архитекторы делились с журналистами, что они стремились создать такой детский сад, который дети запомнят на всю жизнь.

ДЕТСКИЙ САД — ФЕРМА
Место: Бьенхоа, Вьетнам
Архитектор: бюро Vo Trong Nghia Architects

Вьетнам сейчас бурно развивается и застраивается, именно поэтому в стране остро встал вопрос сохранения зеленых зон и заботы об экологии. В ответ на эти проблемы в городе Бьенхоа был построен детский сад — ферма. В нем воспитываются дети сотрудников находящегося неподалеку завода. Тут их учат основам сельского хозяйства. Выращенные на ферме продукты собирают и отправляют на кухни детского сада, то есть учреждение частично находится на самообеспечении.

ЦЕНТР УХОДА ЗА ДЕТЬМИ GIRAFFE
Место: Париж, Франция
Архитектор: бюро Hondelatte Laporte Architectes

Главной особенностью этого детского центра является большая скульптура жирафа. Кроме жирафа тут есть заглядывающий на крышу медведь и несколько божьих коровок, ползущих по стене во внутренний двор. Фасад здания обшит простыми металлическими листами. Благодаря этому здание хорошо вписывается в городскую застройку и не выглядит слишком необычным.

ДЕТСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР AMA’R
Место: Копенгаген, Дания
Архитектор: бюро Dorte Mandrup Arkitekter

У здания детского центра скошенная крыша, благодаря которой солнечный свет легко проникает во внутренний двор. Крыша и фасады при этом выглядят одинаково: они обшиты одним и тем же материалом и на них хаотично расположены окна. Наряду с обычными лестницами внутри здания есть наклонные альпинистские стенки, по которым дети могут забираться на разные этажи.

ДЕРЕВНЯ В ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ
Место: Торуп, Дания
Архитектор: бюро MUTOPIA

Эту площадку создали для двух целей: предоставить детям место для игр на свежем воздухе и создать небольшой центр притяжения для живущего в деревне Торуп населения. Площадку строили на деньги из благотворительных фондов и добровольные пожертвования, в том числе самих детей. Раньше на этом месте находилась парковка.

ЗОНА ДЛЯ СНА И ИГР
Место: Москва, Россия
Архитектор: бюро Ruetemple

Это зона представляет собой две спальни в мансарде летнего дома. Внизу расположена спальня родителей. а прямо над ней надстроена небольшая детская, в которую можно взобраться по узкой лестнице. Вся конструкция сделана из светлого светлых состовых досок.

varlamov.ru

Архитектура для детей дошкольного и школьного возраста: описание, виды, фото

Научитесь думать, как ребенок. Это имеет смысл. Если вам нужно создать что-то новое, например построить детскую площадку, кто, как не дети, которые будут ее использовать, могут в этом помочь? Все чаще архитекторы и ландшафтные дизайнеры привлекают молодых людей к процессу проектирования. Архитектура для детей — это очень важное направление развития, так как именно растущее поколение может привнести необходимую энергию и разрушить любые творческие барьеры.

Креативный подход

Дизайн часто ассоциируется с тем, что называется «возможностью мышления», что требует открытости и способности анализировать возможные сценарии. По словам одного архитектора, который много работал с детьми, проектировавшими школы, эти навыки близки к тому, что делают дети в свои творческие «моменты». Он сказал: «Я думаю, что все творческие процессы в некотором роде являются детским процессом, который позволяет вам заниматься чем-то более непосредственным образом».

Непосредственность и любопытство

Дошкольники обладают тем раскованным любопытством к жизни, которое способно привнести свежие перспективы и привести к изучению альтернативных сценариев. Дети менее склонны к самоцензуре своих идей и решений, они честные и спонтанные. Архитектура для детей — это один из интереснейших инструментов для выражения их многогранной личности.

Теряя контроль

Дети могут использовать практически все в процессе проектирования многофункционального открытого пространства. Иногда последствия могут быть разрушительными и непредсказуемыми. Архитектура для детей — это междисциплинарный инструмент, который поощряет доверие детей к развитию и передаче идей, использующих науку, технологии, искусство, архитектуру и математику как способ обучения.

Развитие творческого мышления

Хотя дети могут многократно повторять процесс проектирования, чистый лист бумаги или типовые строительные материалы становятся палитрой для их самовыражения, которая со временем становится все более сложной для более высокого уровня визуальной коммуникации по мере взросления ученика. Постепенно разбираются организационные принципы дизайна, грамматика и язык дизайна, как рисовать и создавать модели, изучать инженерные разработки, ландшафтный дизайн, историю архитектуры. Для детей создаются проекты, предназначенные для того, чтобы предлагать творческие процессы решения проблем.

«Маленький архитектор» в Лондоне

«Маленький архитектор» — программа в Ассоциации архитектуры в Лондоне. Созданная в 2013 году, она ориентирована на преподавание архитектуры для детей младшего школьного возраста. Уже получены потрясающие результаты у более чем 2400 детей из разных стран, получающих архитектурные уроки. Они особенно ориентированы на выполнение своей программы в районах с низким доходом и в государственных школах Лондона. «Наша ответственность как архитекторов заключается не только в разработке, но и в освещении городских проблем и современной архитектуры», — говорит Долорес Виктория Руиз Гарридо, автор и директор программы.

«Маленький архитектор» — это образовательная программа, с помощью которой происходит ознакомление детей с архитектурой и городской средой. Учат школьников в возрасте от 4 до 11 лет, как наблюдать, понимать и наслаждаться архитектурой. Школьные семинары проводятся в партнерстве с классными учителями и включены в национальную учебную программу Великобритании. Команда преподавателей помогает детям достичь своих целей обучения с помощью архитектуры и искусства, в то время как программа предоставляет детям возможность думать и рассказывать о зданиях и городах посредством рисунков. Эти чертежи используются в качестве инструмента связи.

«Мы призываем детей создавать новую, футуристическую городскую среду и обращать внимание на удивительный мир вокруг них», — говорит Руиз Гарридо. «Мы хотим вызвать новые отношения с современной архитектурой и ее местным окружением, побуждая детей заботиться, а также адекватно критиковать города, в которых мы все живем. То, как мы проектируем наши города, меняется к лучшему. Широко востребована модель участия, голос сообщества и гибкий диалог между гражданами и политиками. Сегодня более необходимо, чем когда-либо, получать образование с юного возраста в архитектуре и устойчивой жизни. Если мы хотим лучшие города, нам нужны преданные, уполномоченные и информированные граждане, действующие вместе для общего будущего».

Поощрение молодого голоса

Каждому человеку приятно, когда он может спокойно говорить о своих собственных взглядах, и ему всегда приятно услышать, что его мнение имеет значение. Это относится и к детям. Как происходит ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой? В первую очередь обучение происходит через игровую деятельность. Одна из их главных целей — способствовать творчеству.

Архитектура для детей старшего школьного возраста — идеальный инструмент для интеграции в любую школьную тему и создания прочных связей с историей, наукой, географией и другими. Основная идея заключается в том, чтобы дать возможность маленьким детям почувствовать ответственность за свой будущий город. Занятия архитектурой для детей могут оказать положительное влияние на окружающую среду и на счастье людей.

Школа архитектурного мышления для детей в Беларуси

Практика преподавания архитектуры с детского возраста является достаточно распространенным явлением в европейских странах. В Финляндии, например, она внесена в школьную общеобразовательную программу. Есть даже специальные школы архитектуры для детей. И это неудивительно. Здания в городах — это те места, в которых люди проводят большую часть жизни. Важно с дошкольного возраста не только обучаться архитектуре, но и узнавать, как можно изменить мир к лучшему.

Профессия архитектора связана с множеством дисциплин: историей, философией, изобразительным искусством, математикой, эргономикой, физикой. Список можно продолжать. Среди навыков — умение исследовать, анализировать, общаться и находить общий язык с заказчиками и властями, проектировать, презентовать продукты труда и строить. Архитектурное мышление — это система комплексного понимания сложного и быстро меняющегося мира.

В белорусской Школе архитектурного мышления разработана уникальная методика, цель которой — умный ребенок, уверенный, смелый и успешный. Ведущей деятельностью в детском возрасте является игра. Для ознакомления детей старшего дошкольного с архитектурой, за счет главных игровых принципов и методов архитектурного мышления, в заведении создается определенная атмосфера, где ученик раскрепощается, предлагает свои уникальные идеи с помощью языка разных видов искусства и раскрывает свой творческий потенциал. Дети учатся работать в команде, осваивать навыки общения, учатся договариваться и отстаивать собственную точку зрения.

Что входит в программу Школы архитектурного мышления?

В школе есть определенное деление, на выбор предлагается 16 основных студий:

  1. Графический дизайн.
  2. Архитектура.
  3. Журналистика.
  4. Фотография.
  5. Мода.
  6. Ремесло.
  7. Психология.
  8. Предметный дизайн.
  9. Скульптура.
  10. Книга.
  11. Звук.
  12. Стрит-арт.
  13. Менеджмент.
  14. Современное искусство.
  15. Танец.
  16. Видео.

Помимо основных, изучаются экстрадисциплины: экономика, генетика, история, театральное искусство и другие. Существуют определенные возрастные рамки: первая группа — возраст 6-7 лет, вторая — 8-10 лет.

Архитектура для детей дошкольного возраста и не только

Различными архитектурными студиями предлагаются программы, которые помогают детям и подросткам от 2,5 до 17 лет развивать их творческий потенциал. Будущих архитекторов учат своими руками создавать первые макеты зданий и других городских конструкций, а также способствуют приобретению тех знаний, умений и навыков, которые могут быть необходимы для поступления в профильные вузы.

Обучение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, вплоть до 12 лет, имеет своей главной целью формирование пространственного мышления, умения рисовать и конструировать. Дети осваивают «чувство» окружающего пространства, учатся различать пропорции, цвета и объемы. Ребята знакомятся с теорией: историей архитектуры и работами известных мастеров. На практических занятиях придумываются и создаются различные объемные проекты и конструкции.

Задачи обучения и необходимые условия

Главными задачами архитектурного воспитания и развития являются следующие:

  • формирование умения распознавать стили в архитектуре;
  • формирование умения трансляции архитектурных образов посредством художественного творчества;
  • патриотизм, привитие любви к родному городу, стране;
  • развитие чувства прекрасного;
  • развитие памяти, мышления и воображения.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой происходит комплексно и поэтапно. Для начала необходимо сформировать у детей первичные знания об архитектуре как особом виде искусства. Далее стоит установить связь восприятия искусства с продуктивным детским творчеством.

Искусство архитектуры и широкие возможности в воспитании и развитии личности

Приобщение детей к архитектуре имеет множество положительных последствий:

  • формирование познавательных интересов;
  • знакомство с большим разнообразием окружающих предметов и явлений;
  • отзывчивость и любовь к красоте;
  • развитие чувства прекрасного;
  • воспитание бережного отношения к культурному наследию;
  • уважение к результатам чужого труда;
  • художественное созидание;
  • выражение своих идей в различных видах художественной деятельности;
  • толчок к самостоятельной творческой деятельности.

В процессе обучения детям нужно предоставить возможность использовать полученную информацию в различных видах художественно-творческой деятельности, а также использовать разнообразные формы и методы ознакомления с архитектурой. Это могут быть беседы, рисование, экскурсии, прогулки, просмотр иллюстраций и фотографий, мультфильмов, различные дидактические игры и многое другое.

Маленькие люди — великие идеи

Целостное образование использует системный подход, в котором отдельные части — научное образование, математическое образование и другие — объединяются для создания более сильной и более интегрированной учебной программы, в которой учащимся и преподавателям предлагается наладить связи и выявить корреляции между различными дисциплинами.

Научное образование включает аспекты языка, грамотности, математики и даже музыки. Языковое искусство включает в себя исследования концепций и идей из истории, науки, искусства и так далее. С определенной долей творчества художественное образование может быть легко интегрировано в любой план урока. Представление концепций через визуальные и музыкальные формы может усилить и расширить обучение по всем предметам. Главная задача взрослых — создать пространство, где дети могут расти, развиваться и процветать.

fb.ru

«ШАР» (shar), «СТАРТ», папы Карло, отзывы


Если ваш ребёнок обожает рисовать на обоях и мебели, самозабвенно лепит из пластилина замки, и строит башни из того, что полагается есть, — возможно, он просто готовится к карьере архитектора. 


ARCHiPEOPLE собрал для вас 5 лучших центров довузовского архитектурного образования и студий творческого развития для детей. 

06.12.2013, 17:05 | Автор: Дарья Вяльцева




Позволим себе начать с очень важного высказывания практикующего архитектора и молодой мамы Катерины Блиновской, которая посвящает часть своего рабочего и личного времени просветительской работе с детьми. Она уверена, что это необходимо для развития ребёнка в любом возрасте: «Мне этот вид деятельности кажется очень важным, и я думаю, что любое архитектурное бюро может найти возможность устроить детский архитектурный праздник, рассказать о своей работе, и дать возможность детям самим попробовать себя в роли архитекторов. Лично я за то, чтобы такие мероприятия были легко доступны и бесплатны. Такие занятия способствуют расширению кругозора, умению видеть и понимать архитектуру, появлению общих представлений о нашей профессии, дают радость творчества и общения уже сейчас, независимо от того, захочет ли ребёнок заниматься архитектурой в будущем».



Дом-слон, 2008, Анастасия Головина (http://www.noarov.ru/golovina/)


 


1


Школа архитектурного развития — ШАР


По рейтингу ФОРБС это учебное заведение вошло в десятку самых интересных художественных студий города Москвы. Несмотря на то, что оно подходит и для взрослых, и для детей, большинство подопечных ШАРа составляют, конечно же, школьники. Каждый из них выбирает интересный именно ему учебный курс: интеграция, арт-графика, скульптура, пространственная колористика, академический рисунок, архитектурное черчение, история архитектуры, пространственное моделирование и многие другие.


Есть в Школе и «экстерн-группы» для взрослых, которые также занимаются по тому или иному направлению: архитектурный рисунок, живопись, цифровая фотография, проектирование интерьерных пространств.


Занятия в ШАРе проводятся преподавателями МАРХИ. Главная цель – развитие творческих способностей и потенциала, знакомство учащихся с непосредственным процессом творчества, а также архитектурной и дизайнерской средой. Девиз «Шаровцев»: «Творчество – социальная сущность человека».


Как ни странно, отзывы ШАР получает как положительные, так и отрицательные. Однако вторые чаще связаны не с самим учебным процессом – им большинство как раз довольны –, а с «бытовыми» условиями; на Интернет-форумах многие жалуются, например, на то, что студенческие аудитории, в которых проходят занятия, сейчас находятся в плачевном состоянии. В остальном же творческой атмосфере, которая царит в Школе архитектурного развития, ничего не мешает.



Один из дней в ШАРе (http://www.shar-shar.ru/)


 


2


Детская Школа Искусств «СТАРТ»


Школа предназначена для детей в возрасте от 5 до 17 лет. Здесь ребята могут впервые погрузиться в тайны архитектуры и дизайна, начать изучать архитектурно-художественное проектирование, макетирование, компьютерную графику и прочее. СТАРТ  гуманизирует школьное образование, создавая интегрированный курс АХТ (архитектурно-художественного творчества), основанный на объединении школьных дисциплин посредством архитектуры.


В основном эта Школа собирает только положительные отклики самих детей СТАРТа и их родителей. Особенно заманчиво то, что компания имеет множество зарубежных коллег: работы учащихся Школы постоянно выставляются в США, Финляндии, Индии, Норвегии и других странах. Привлекательно и то, что классы у ребят ведут именитые преподаватели, семь из которых получили звание лауреатов Государственной премии РФ. Они же готовят своих старших воспитанников (ребят с девятого по одиннадцатый класс) к поступлению в вузы творческой направленности.



«Стратосфера — воздушный город будущего — Москва вчера и завтра»


Компьютерный коллаж из дипломных работ учеников школы СТАРТ — «Корабль архитектуры», преподаватель Абаева И.М.


(http://startartschool.ru)


 


3


Архитектурная школа имени папы Карло


Этот проект интересен тем, что он направлен на работу с самыми маленькими архитекторами  возрасте от 4 до 7 лет. В кружке малыши в форме игры осваивают азы моделирования, проектирования и строительства, используя для этого самый обычный детский конструктор из кубиков и пирамидок.


Школа имени папы Карло, предназначенная для юных архитекторов, была открыта кандидатом психологических наук Верой Владимировной Брофман. Её методика, как утверждают родители ребят, занимающихся в кружке, уникальна. Брофман – замечательный педагог, ей удаётся найти подход к каждому ребенку, научить его думать и выдумывать. Программа Веры Владимировны, получившая признание во всем мире, направлена на то, чтобы развить пространственное мышление, познавательные способности и воображение ребёнка.


В Мастерской, названной именем героя известной сказки, всегда царит атмосфера радости и творчества: ребята придумывают свои собственные замки, затем с помощью специальных шаблонов создают чертежи, а после – возводят его на практике.


Полный годичный курс в Архитектурной Школе состоит из 36 занятий.  Несмотря на то, что он рассчитан на детей, программа на занятиях совсем как у взрослых: сначала дети занимаются по классу плоскостного рисунка объёмных геометрических тел, затем – отдельно постройкой чертежей и архитектурой. По окончании обучения каждому ученику папы Карло необходимо сдать настоящий дипломный проект.


Для родителей, которые не уверены, стоит ли отдавать своё чадо в эту архитектурную школу, проводятся специальные мастер-классы, куда взрослые приглашаются строго вместе с детьми.


Один из важнейших аспектов обучения в этой Архитектурной Школе – это, конечно же, игра, такая, как, например, «Угадай-ка». В ней детям предлагаются чертежи деталей в трёх проекциях. Ведущий выбирает деталь, участники подбирают к ней чертёж и объясняют, почему он подходит. Кто угадал большее число раз, тот и выиграл. В другой игре – «Путанице» – перемешиваются детали и их чертежи; здесь дети должны вернуть каждую из деталей на правильное место.


Как показывает опыт, после посещения этих занятий малыши лучше оперируют разными видами графических моделей, с лёгкостью переводят одно схематическое изображение в другое, удерживают схематизированный образ предмета в представлении. 


 



Занятие в школе Папы Карло (http://polygon-pro.ru/training/papakar)


 


4


Архитектурные занятия для детей от Анастасии Головиной


Обучением детей основам мастерства архитектора и дизайнера также занимается Анастасия Головина – архитектор, реставратор, художник и по совместительству преподаватель. Процесс обучения у Анастасии немного отличается от того, который мы привыкли видеть: с тонкостями архитектуры девушка знакомит ребят играючи, а именно с помощью создания различных домиков: спроектированных, нарисованных на бумаге, вылепленных из глины, пластилина или гипса, созданных из кожи, дерева и других материалов. Почти все её курсы, такие, как «Геометрические формы в Архитектуре», «Как рисовать красивые дома», «Раскраски» и прочие, действительно сопровождаются придумыванием и исполнение самых различных, реальных и фантастических, моделей домов.


Особой популярностью и интересом у юных архитекторов пользуется курс «Геометрические формы в архитектуре», недавно разработанный Анастасией. Посещая его, можно узнать о сооружениях самых разных форм, понять, в чём плюсы и минусы той ли иной конструкции, а также разобраться в многообразии использования одной и той же формы. Уже на первом занятии ребёнок получает непростое для новичка задание – нарисовать архитектурную форму и построить её же макет из какого-либо материала. Данный курс рассчитан на тех ребят, которые перед этим успели пройти первую ступень – курс «Как нарисовать красивый дом».


Как сообщает сама Анастасия в своем блоге, для того, чтобы попасть на занятия, необходимо пройти так называемый отбор – выполнить задание, сфотографировать его и выложить в одной из социальных сетей со ссылкой на Анастасию Головину. Получив оповещение о появлении новой работы, архитектор просматривает её и сразу же дает развернутый комментарий – «анализ работы, её сильные стороны, а также то, что необходимо учесть, чтобы следующая работа была выполнена юными архитекторами на более высоком уровне. А ещё – пару восхищенных отзывов знакомых, что будет приятно любой маме».



Окраина Мировеецка, 2009, Анастасия Головина (http://www.noarov.ru/golovina/)


5


Детская школа искусств на базе ARTPLAY


Данный проект, расположенный в центре дизайна ARTPLAY имеет наименьшее отношение к архитектуре. Эта Школа специализируется на обучении детей (от 9 до 12 лет) искусству дизайна, анимации и съёмке кино, а основной упор здесь сделан на фотографию.


Интересно, что, по утверждению организаторов Школы, большинство их воспитанников не собираются в дальнейшем становится профессиональными фотографами. Каждый из них просто интересуется этим на «любительском уровне»: через творчество ребята стремятся найти способ выразить себя, понять, кем же они являются на самом деле.


Занятия в Школе бывают двух типов – семинары и мастерские. Семинары проходят по определённому сценарию. Он строится таким образом, чтобы глубоко и со всех сторон раскрыть заданную тему. Мастерские же представляют из себя творческие занятия, на которые ребёнок может ходить по выбору: каждый выбирает себе того преподавателя, подход к фотографии которого максимально совпадает с его собственным.


Важно то, что в Школе большое внимание уделяется тому, чтобы ребёнку было комфортно: можно изменить расписание, поменять формат занятий, поменять преподавателя и просто перевестись в другую группу.


Акцент в обучении организаторы делают на развитие творческих способностей детей, обучение их визуальному языку, с помощью которого юные фотографы, дизайнеры и архитекторы смогут не только понять окружающий мир, но и научиться формировать его самостоятельно.


Еще по теме:
Образование

Просмотров: 50714

Оставить комментарий

www.archipeople.ru

Детям об искусстве. Архитектура: taberko — LiveJournal

Сегодня есть огромное количество книг об искусстве для детей. А помимо книг есть музеи и картинные галереи, выставки и перфомансы, студии и кружки для занятий. Но вот с архитектурой все обстоит несколько иначе. Как говорить с детьми об искусстве архитектуры, которое окружает нас каждый день и является, пожалуй, самым прикладным из всех видов творчества? Как помочь заметить многообразие идей для постройки зданий, мировое буйство красок, форм и материалов? На этот вопрос крайне редко встречается ответ в детской познавательной литературе. При том, что у меня дома полки ломятся от «взрослых» книг для архитекторов, я знаю только два достойных издания книг по архитектуре для детей: Марко Буссальи «Понимать архитектуру» для среднего и старшего школьного возраста (но его не так-то просто найти в продаже) и две новых книги чудесной серии «Детям об искусстве» — «Архитектура»  издательства “Искусство — XXI век”. Причем уникальность первого тома в том, что он рассчитан на самых маленьких, от трех-четырех лет до средней школы, а второй — для детей постарше — младшего и среднего школьного возраста.

Первая книга абсолютно чудесная, в ней радует все — легкий слог Ольгой Синициной, простые объяснения, интересный, живой и не скучный текст, свободная игровая форма подачи материала, задания на внимательность, замечательные вопросы по ходу всего повествования, позволяющие активно включать маленького «искусствоведа» в чтение, множество ярких красочных иллюстраций и очень хорошая подборка примеров различных зданий.
Из книги можно узнать, что такое дом и какие они бывают, из чего его можно построить и как украсить, о первых жилищах древнего человека, египетских и греческих храмах, гробницах и триумфальных арках, рыцарских замках и царских дворцах, материалах для современных зданий, основных понятиях и «китах» архитектуры. Здесь на одной странице можно встретить мечеть, пагоду и церковь, попасть в лабиринт и поиграть в прятки, узнать, зачем во дворце зеркала, а в замке — подземный ход, и даже прочесть о том, как построить мечту.
Это отличный помощник на пути к пониманию искусства зодчества. Не могу сказать, что я бы хотела видеть Главного Читателя архитектором, но я бы точно хотела, чтобы он замечал и понимал красоту архитектуры. Думаю, именно с таких книг начинается любовь к архитектуре и внимательное отношение к прелести окружающего нас рукотворного мира. И именно благодаря таким книгам, становится ясно, почему “архитектура — это застывшая музыка”, и почему так здорово и полезно фантазировать.

Вторая книга рассказывает о великих архитекторах прошлого и настоящего и их творениях, о новых приемах, технологиях и материалах, которые позволяют современным зодчим осуществлять свои архитектурные фантазии. Здесь есть необычные дома — дом в клетке, дом-цилиндр, умный дом из кубиков и дом-пузырь, мосты, здания музеев и вокзалов и даже хрустальный дворец…Читать так же увлекательно , как и первую, но немного удивляет подборка объектов. С одной стороны понятно, что нельзя объять необъятное — и дом с животом, и мигающая башня одинаково достойны внимания, с другой — хотелось бы, чтобы прослеживалась структура выбора (эпохи, стили, направления, материалы и т.п.), позволяющая дать представление обо всем многообразии архитектурных решений в мире. Но за фразу «Архитектор — одна из самых интересных, важных и ответственных профессий на земле» в самом начале книги, я могу простить и это 🙂 Иллюстраций такое же несметное количество, как и в первой книге, в конце даны ответы на вопросы.

И, напоследок, хочу посоветовать всем детям и родителям, интересующимся архитектурой, сообщество arch_children


Качество издания превосходное: огромный формат (А4 по высоте, но приближен к квадратному), твердая глянцевая обложка (надо отметить, довольно стильная), очень плотная белоснежная мелованная бумага, не бликует, крупный четкий шрифт, с выделениями «жирным» и очень уместным игровым написанием отдельных фраз волной и по-косой, отличное качество печати, за исключением нескольких полностраничных разворотов, прошитый переплет. Даже не будь я архитектором, все равно бы купила.

в «Лабиринте Книга 1»
в «Лабиринте Книга 2»
Также в серии:

taberko.livejournal.com

15 детских книг об архитектуре и урбанистике — Strelka Mag

Культуролог Маша Гончарова, автор инстаблога «Книгобразие», собрала пятнадцать книг, изданных на русском языке, которые помогут воспитать у ребёнка осознанное отношение к городу и любопытство к архитектуре и устройству окружающих нас зданий.

 

Невероятно стильно иллюстрированная ода профессии

Гектор с младенчества придумывает и возводит сооружения, причём делает это из всех подручных средств. Башня из памперсов — пожалуйста, фруктовые храмы — запросто, арка из блинов папе на день рождения — нет ничего проще! Родители увлечение сына не то чтобы поддерживают, но никак ему не препятствуют. А вот школьная учительница не приемлет архитектуру в любых проявлениях (спойлер: всё дело в детской травме), и рвения своего ученика не одобряет. Но, конечно же, события разворачиваются так, что уникальный талант Гектора становится единственным решением, казалось бы, безвыходной ситуации (во время похода класс застревает на острове, из-за того что обрушился мост). И вот так ребёнку удаётся делом отстоять своё увлечение и продемонстрировать важность веры в себя, в воображение и фантазию.

3+

Андреа Бети, Дэвид Робертс. Карьера-пресс, 2017

 

«Городок» (серия из пяти книг)

Книжка-картинка для самых маленьких с миллионом мелочей про идеальный город для жизни

Здесь всё работает на благо людей, особенно публичные пространства. Главную площадь заполняют не военные парады, а фестивали, ярмарки, праздники, веселье и простое добрососедское общение. Жители из пригорода спешат в центр, вместе с ними мы пересекаем город от края до края. И видим, что функция каждого места чётко продумана. Благоустройство здесь происходит по запросу и отвечает человеческим, а не чиновничьим потребностям. В городке правят добродушие и толерантность, взаимовыручка и осознанность. Вот, например, на крыше будущего детского сада устанавливают солнечные батареи. Получается утопический пример места, где удобно жить представителям всех групп населения. В Городке одинаково комфортно и инвалидам, и пожилым, и мамам с младенцами, и людям с кожей другого цвета, детям, кошкам, велосипедистам.

0+

Ротраут Сузанна Бернер. Самокат, 2017

 

Жизнь в большом городе, препарированная в мельчайших подробностях и всех аспектах

Тут в разрезе показано и устройство водопровода, и трансформация дерева в книгу, работа пожарников и строительство автомобильной дороги. Это мироустройство, описанное простым и понятным даже малышам языком: подробное объяснение этапов производства электроэнергии, одежды и булочек. В каждой истории обязательно присутствует какой-то забавный момент: то пекари слишком много дрожжей использовали, и хлеб получился таким гигантским, что в нём можно утонуть, то рулоны готовой ткани рабочие додумались на голове нести на фабрику — идеальное попадание в детское чувство юмора! Это и первый рассказ об экономике, где для понимания так важна логичная закольцованность действий: вот козлик продал овощи с фермы — купил новый костюм, накопил денег — купил трактор — вырастил ещё больше овощей.

Внутри несколько отдельных сюжетов. Например, как строится дом — от инженерной конструкции, материалов и коммуникаций до включения в процесс всех специалистов и объяснения его функций. Разумеется, в Городе Добрых Дел царит атмосфера идеального добрососедства, поэтому в финале все собираются веселиться на настоящей backyard party с хот-догами и лимонадом! Но, читая, держите в голове, что Скарри придумывал свой Busy Town в шестидесятые (по домам ходят коммивояжёры, банк здесь — самое безопасное место хранения денег, а мамина работа — быть домохозяйкой), а с тех пор кое-что изменилось.

Если эту книгу отлично читать с четырёх- и пятилетками, то тем, кто помладше, можно начать с «С утра до вечера в городе добрых дел»: и сюжеты не такие многоуровневые, и иллюстрации крупнее.

4+ 

«Город добрых дел», Ричард Скарри. Карьера-пресс, 2017

2+ 

«С утра до вечера в городе добрых дел», Ричард Скарри. Карьера-пресс, 2014

 

Манифест осознанному потреблению и лишнее подтверждение тому, что концепция антропоцентризма не просто давно устарела, но и крайне губительна для нашего мира

Внутри не только длинный перечень из всех возможных экологических катастроф и страшной статистики (которую кто-то наверняка захочет окрестить алармистской), но и воодушевляющие истории, а также очень конкретные рекомендации, руководствуясь которыми, можно начать исправлять грустную ситуацию прямо сейчас.

«Мы многое принимаем как данность и не знаем, откуда берутся вещи, которые нас окружают ежедневно». Вещи — это не просто вещи (привет Деяну Суджичу), так можно упрощённо и коротко сформулировать посыл автора. Файфи с педантичной методичностью разбирает, откуда берутся у нас и куда, став ненужными, отправляются устаревший телефон, надоевшая футболка и недоеденный бутерброд. Гармонично здесь вводятся простейшие принципы осознанного потребления, например правило трёх П (перерабатывать, повторно использовать и сокращать потребление) или концепция «седьмого поколения» (как решения, которые мы принимаем сегодня, отразятся на наших потомках). Здорово, что призыв к действию здесь подан не через запреты, а через способные заразить ребёнка альтернативы. Ведь уже сейчас ничто не мешает выбирать детские книги из переработанной бумаги, выключать воду на время чистки зубов, выбирать местные продукты и не покупать лишнюю одежду.

8+ 

Эрика Файфи. Пешком в историю, 2017

 

Современная сказка про теорию малых дел в действии

В унылых зимних пейзажах монохромного города девочка Аннабель находит сундучок пряжи. Связав из неё свитер себе, а потом ещё три, девочка обнаруживает, что шерсть так и не закончилась: волшебная же. И Аннабель снабжает свитерами не только горожан, но и всех животных в городе. Наряжает в яркую одежду все здания и предметы. Доселе мрачный и ничем не примечательный город становится особенным и уютным. Идиллия нарушается иноземным герцогом-модником, который желает во что бы то ни стало купить волшебный сундучок. Аннабель не соглашается, вожделенный сундучок украден герцогом, но в его нечестных руках, конечно же, отказывается выдавать пряжу. Отличная метафора того, что малые дела работают, только когда совершаются искренне и бескорыстно на благо сообщества. И совершенно не жизнеспособны, когда апроприируются корпорациями для своей выгоды.

4+

Мак Барнетт. Карьера-пресс, 2017

 

Заражающая на подвиги история, вдохновлённая самым успешным городским переформатированием последних лет

Мальчик Лиам живёт в обыкновенном мегаполисе без зелени, сером и унылом. Лиам — единственный, кто вообще здесь выбирается на прогулки. И вот однажды он натыкается на заброшенную железную дорогу, а там среди обломанных рельсов обнаруживает погибающие цветы. Со спасения нескольких жалких стебельков начинается грандиозное озеленение железной дороги. Постепенно сад разрастается за её пределы, а возделывать его принимаются всё больше горожан. Лучший пример городской инициативы, понятной и детям, и взрослым, придумать сложно.

Парк «Хай-Лайн», раскинувшийся на заброшенной железной дороге в нью-йоркском Манхэттене, часто приводят в качестве примера конверсии, успешного перепридумывания пространства. На месте заброшенной железной дороги уже почти десять лет существует успешный public place, ежегодно привлекающий миллионы посетителей. На создание книги про удивительный сад и мальчика Лиама автора, Питера Брауна, вдохновил как раз кейс парка «Хай-Лайн». Он задался вопросом: как изменится город, если все его жители начнут помогать природе?

4+

Питер Браун, Поляндрия, 2012 (тираж книги раскуплен, но её можно найти в библиотеках)

 

Не просто красивейший альбом для наслаждения эстетов, но и увлекательное дополнение к привычным городским прогулкам

Книга предлагает ещё одну опцию взаимодействия с городом. Отправившись фланировать с блокнотом и фломастерами, обращаешь внимание на то, что часто остаётся незаметным. Именно так поступает автор, австралийский иллюстратор Марк Мартин. Он выделяет какие-то характерные для места вещи (скажем, сладкая выпечка в Париже или полицейские в Москве) и не просто фиксирует данность, но и объясняет причинно-следственные связи. Из таких мелочей и кусочков формируется городской облик, они же влияют на впечатление туриста от города.

«Много» спровоцирует не одно детское «почему?». Так что готовьтесь отвечать, почему в Токио так много торговых автоматов и ассортимент их максимально разнообразен, как так вышло, что рикши — самый популярный способ передвижения по Нью-Дели, а Нью-Йорк ломится от фургонов с едой, в Рио горожане любят посидеть за бокальчиком прохладного напитка в ботеко, а в Каире предпочитают курить кальян, причём не только в специальных местах, но и на ходу.

2+

Марк Мартин. Самокат, 2017

 

Американская классика из прошлого века, на которой выросло не одно поколение

Она попала в список лучших книг ХХ столетия и получила почётную медаль Калдекотта Американской библиотечной ассоциации в 1943 году — высшую награду в области детской литературы.

Домик — максимально простая и понятная детям метафора. В истории Ле Бёртон он одушевлён, радуется, задумывается, грустит, наслаждается видом. Маленький Домик давным-давно построили в пригороде. Место для него выбрали на холме в окружении яблоневых садов и полей. Одно время года сменяет другое, и эта размеренная жизнь, кажется, будет длиться вечно. В таком стабильном и предсказуемом мире все счастливы. Но безмятежное состояние нарушается набирающими обороты процессами урбанизации. Постепенно Домик оказывается зажат между безликими и громадными строениями мегаполиса. В какой-то момент он улавливает дыхание той самой блазированности, о которой писал Зиммель в эссе про большие города. У всех этих вечно спешащих, усталых и пресыщенных жителей мегаполисов восприятие притуплено, никто не замечает ни друг друга, ни тем более затерявшийся среди небоскрёбов Маленький Домик. И если раньше ему было любопытно, каково это — жить в городе, то сейчас он мечтает вернуться в окружение бескрайних и безмятежных полей. Как и любая сказка, эта кончается хорошо: домик всё же замечает праправнучка построившего его человека и перевозит в привычную для него среду обитания.

3+

Вирджиния Ле Бёртон. Карьера-Пресс, 2014

 

Притча о том, что вмешательство в природную гармонию не всегда заканчивается хорошо

Её придумал немецкий иллюстратор Торбен Кульманн. Сам он объясняет выбор метафоры так: «Кроты — животные, которые, без сомнения, изменяют окружающую среду. Они обозначают своё присутствие растущим числом кротовых холмиков на зелёном лугу. И вы легко можете вообразить, что случилось бы, если бы в их распоряжении оказались современные строительные технологии. Какое прекрасное иносказание для описания нашего мира, нашего общества и того, как мы обращаемся с окружающей средой. И кроты, как шахтёры, работающие под землёй, — это почти клише. Поэтому я поддался искушению довести этот образ до крайности». В итоге — антиутопия, совсем мрачной окрестить которую не позволяет открытый финал.

2+

Торбен Кульманн. Карьера-Пресс, 2017

 

Привет из авангардного советского прошлого, где город запечатлён бурлящим и кипящим жизнью

Здесь царит городское предпринимательство всех мастей: внимание прохожих скачет от чистильщика обуви к продавцам папирос и шоколада, от мороженщика к газетчику. Люди уже живут в привычном нам ритме мегаполиса, хотя только что вышли из деревни. Они с удовольствием пользуются публичными пространствами и городскими сервисами вроде кареты скорой помощи. Хотя повозки, запряжённые лошадьми, пока явно преобладают количественно над остальным транспортом, но тенденция предсказуема. Дальше будет только многолюднее, быстрее и насыщеннее. Вот он, большой город! 

Репринты авангардных детских книжек всегда интересно листать. Во-первых, в «Детгизе» работали лучшие художники времени (Вера Ермолаева, Владимир Лебедев и Алиса Порет), во-вторых, чем не повод изучать иллюстрации и обсуждать произошедшие за столетие изменения.

2+

Лев Зилов. Арт-Волхонка, 2017

 

Серьёзный экскурс в историю строительства сложнейших инженерных конструкций

Книга точно удовлетворит самых дотошных читателей (её можно начинать предлагать уже младшим школьникам). Автор, Дэвид Маколи, сперва снял серию фильмов Building Big, которые стали основой для книги. Маколи признаётся, что в приоритете у него всегда «болты и гайки» — техническая сторона вопроса здесь и впрямь раскрыта до мелочей. Будь то первый туннель под Темзой или купол Айя-Софии в Стамбуле, конструкция ВТО и устройство гидроэлектростанции «Ита» — подробно описаны, проиллюстрированы чертежами и видом в разрезе все этапы постройки. История создания, выбор места и материалов, сложности строительства, успешные и неудачные попытки первой эксплуатации. Большое значение здесь придаётся роли каждого участника процесса: архитектор, проектировщик, строитель и инженер — каждый из них незаменим.

8+

Дэвид Маколи. Манн, Иванов, Фербер, 2017

 

основы проектной работы для самых маленьких

Ира и Серёжа любят смотреть в окно, а интереснее всего им наблюдать за тем, как по соседству возводится типичная многоэтажная панелька. Брат с сестрой заходят за неприглядный высокий забор и благодаря знакомому начальнику участка узнают, как здание перестаёт быть строительным объектом и становится жилым домом. Им просто объясняют такие узкоспециальные понятия, как работа нулевого цикла и парусность груза, опалубка, стяжка и штраба, преимущества модульного строительства и устойчивость стометровых подъёмных кранов. Параллельно дети слушают лекцию-экскурс про историю жилой архитектуры. Ну и то, что уж точно обычно остаётся вне оптики детских книг: рассказ о согласованиях всевозможных норм и бюрократических процедур. Здесь встроена и аргументированная история про важность проектной работы, решающей комплекс проблем. Оказывается, если запланирована стройка дома, то в обязанности архитекторов входит и продумывание окружающей инфраструктуры: гаражи и проезд для машин, пешеходные тротуары и детские площадки.

8+

Анастасия Корзоватых. Поляндрия, 2017

 

Повесть про то, как строить дачу, — привычное для России, но не очень понятное явление для остального мира.

Маленький Буравчик становится свидетелем того, как возводится загородный дом учительницы музыки Нинель Петровны. Попутно выясняется, что его дедушка — архитектор. Он-то и помогает с проектом будущей дачи. Через самый обыкновенный дачный домик вскрываются всевозможные архитектурные и градостроительные пласты. Доводы о важности расположения комнат относительно сторон света здесь чередуются с историей о том, как в прошлом веке на улице Горького срезали дома с фундамента и на рельсах перевозили в другое место. А ещё много экспериментов: как сделать ступеньки лестницы оптимальной ширины, рассчитав средний шаг, или соорудить мост из бумаги между спинками стульев, зная, что сложенный гармошкой бумажный лист выдерживает больше нагрузок. В процессе наблюдения за стройкой дачи у Буравчика возникает много вопросов про плохие дороги, городское планирование и комнаты древних греков. Их он адресует знакомому писателю. Каждое письмо-ответ — небольшое эссе в духе Григория Ревзина.

8+

Борис Богомолов. Бослен, 2015

 

Азбука из коротких заметок о том, из чего состоит окружающий нас город

На каждом развороте — акварельные иллюстрации с изображением зданий или схем, есть фотографии значимых архитектурных памятников. Внутри не какой-то конкретный город, а выдуманный, тот, что взял понемногу от всех в разные эпохи. Авторам отлично удалось рассказать о том, что месту со временем свойственно менять первоначальную функцию на, казалось бы, совершенно противоположную. Вокзал в первое время был не только точкой отправления поезда, но и развлекал публику: здесь устраивали концерты. А бульвар — изначально не место для расслабленных прогулок фланёра, а оборонительное сооружение. Здесь и про то, что с изменением городской среды исчезают профессии. Например, фонарщик, вручную зажигавший и гасивший свет, или старьёвщик, собиравший всякий хлам и сортировавший его для последующего использования.

6+

Варвара Мухина. Арт-Волхонка, 2013

strelkamag.com

Архитектура детских садов и школ

Детские сады и школы в типовой архитектуре

Строительство школ и детских садов в XX веке, как правило сводилось к всеобщей парадигме шаблонного проектирования. Каждый с детства помнит безрадостные городские пейзажи, выражающиеся в панельных зданиях, поликлиниках и школах, в плане имеющих вид буквы «П».

Этот подход к архитектурному проектированию приводит человека к отчуждению от городской среды. Огромное количество типовых зданий кажется казенным и чужим, при этом частное пространство, которое вполне может быть красивым, к которому реализован творческий подход, резко отделяется от общественного. За дверью личной квартиры начинается общая территория.

Замечание 1

Доказано, что ежедневное окружение формирует личность человека. Поэтому для детских учреждений особенно важны эстетика, продуманность и комфорт.

Выдающиеся сооружения

На сегодняшний день в мире построено достаточно много детских образовательных учреждений, которые по праву можно отнести к произведениям искусства. Место, где человек проводит треть своей жизни обязано быть красивым и комфортным. Важно, чтобы в детских садах и школах были запроектированы необходимые помещения для досуга и учебы. В XXI веке положительные архитектурные тенденции в области строительства детских образовательных учреждений прогрессируют всё больше. В большей мере влияют на это современные подходы к образованию: для каждого проекта учреждения берется за основу какой-либо современный тренд.

Школа Воген, Норвегия. Здание запроектировано архитектурным бюро LINK Arkitektur и рассчитано на посещение 800 учеников. Примечательно это здание своим атриумом в виде «улья», обшитого деревянными панелями. Фасад здания под ульем развернут к улице, торец здания с большим панорамным остеклением выходит на берег реки. Школа Воген ориентирована на уклон в области графического дизайна и изящных искусств. Упор при обучении делается на изучение творческих направлений и физического развития учеников. В школе есть актовый зал-амфитеатр, который предусматривает одновременное нахождение 380 человек со всем необходимым оборудованием.

Рисунок 1. Школа Воген. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Детский сад на берегу моря, Нагасаки, Япония. Запроектировало этот детский сад архитектурное бюро Hibinosekkei под руководством дизайнера Ёдзи но Широ. Здание располагается у подножия горы на берегу моря. Внутри предусмотрено множество зон для различной досуговой и учебной деятельности детей, например:

  • импровизированная небольшая пещера,
  • библиотека с досками для рисования,
  • чердак, на который можно забраться при помощи веревок.

Из столовой открывается превосходный вид на побережье.

Международный лицей Нельсона Манделы, Франция. Это здание расположено недалеко от устья реки Луары. Архитектурное бюро François Leclercq et Associés предусмотрело индустриальную архитектурную концепцию здания, однако лицей не выглядит мрачным сооружением, благодаря естественному освещению, проникающему через стеклянный потолок атриума. Здесь архитектура сочетается с локальными традициями, которые закреплены в общей концепции и строительных материалах, оставаясь при этом безжизненными. Благодаря планировке здание лицея напоминает промышленное здание. В данном лицее обучаются дети, для которых французский язык не является родным. Также предусмотрено проживание учеников в торце здания в отдельных светлых комнатах.

Начальная школа Оливье де Серра, Франция. Это учебное заведение предназначено для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. В архитектуре этого здания оптимально применена схема экологического оформления, его фасад покрыт плиткой из акации. Кроме того, здание окружено растениями и фруктовыми деревьями, стены обвивает плющ. Примечательно, что в здании школы функционирует теплица, на территории – огород.

Рисунок 2. Школа Оливье де Серра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Гимназия Гаммель-Хелеруп, Дания. Гимназия получила известность благодаря современным практичным архитектурным решениям. Одним из таких можно назвать спортивный зал с эксплуатируемой кровлей. Деревянный дворик над спортивным залом имеет органичную подсветку в темное время суток. Класс изобразительного искусства гимназии, запроектированный архитектурным бюро BIG, имеет остекленный фасад, а его кровлю покрывает дёрн. Один из входов в корпус имеет форму круга и по подземным коридорам приводит в здание основной школы.

Детский сад Фредеригсберга, Дания. Детский сад представляет собой комплекс сооружений, представляющих собой 11 небольших домиков, каждый из которых имеет собственное предназначение. Отличительной особенностью этой архитектурной концепции является то, что силуэты зданий напоминают примитивные детские рисунки домов. Домики смещены друг относительно друга, благодаря этому архитекторам удалось разбить территорию детского сада на небольшие игровые зоны.

Школа в Мамонтовке, Россия. Это учебное заведение находится в городе Пушкино. Запроектированное архитектурным бюро ADM здание имеет светлый и нарядный вид. Внутренние интерьеры выдержанны в той же стилистике, что и фасад: за основу росписи взято хаотичное сочетание разных цветов. Примечательно, что в здании школы есть библиотека, которой могут пользоваться не только ученики, но и жители района. Эта часть здания для разведения потоков оснащена отдельным входом. В данном случае оптимально решена проблема участия образовательного учреждения в жизни города.

Рисунок 3. Школа в Мамонтовке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

У современных архитекторов очень хорошо получилось развенчать стереотип о скучности образовательных учреждений. Такие здания вполне могут быть интересными и красивыми.

В то же время оригинальность вышеупомянутых проектов направлена в первую очередь на то, чтобы пространство, окружающее обучающихся детей, отвечало естественным потребностям личности.

spravochnick.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о