Уважение к учителю – Профессия педагог должна вызывать уважение

Профессия педагог должна вызывать уважение

Уважение к профессии педагога… Существует ли оно в природе? Почему ряд учителей жалуются, что их не уважают ученики? Что под этим словом понимают дети, а что учителя?

Считается, что если человек выбрал профессию педагог, то он автоматически должен быть уважаемым учениками, их родителями, вообще всеми окружающими людьми. Да, когда дети приходят в школу в первый класс или появляется новый учитель-предметник, к преподавателю они относятся с уважением, правда еще пока ничем не подкрепленным с его стороны. Этакий приятный бонус, даваемый не конкретному человеку, с которым еще не знакомы, а тому учителю, которого они ожидают: умному, обладающему широким кругозором, тактичному, требовательному, но справедливому. И преподавателю нужно еще суметь доказать, что они не ошиблись: он именно такой.

Что такое уважение? Отношение к другому человеку, в основе которого лежит признание его достоинств. Важно его не утратить, а укрепить.

Трудно однозначно ответить на вопрос, уважают ли сейчас учителей. Да, относятся с уважением и любовью к профессионалам, справедливым, требовательным, внимательным.

Почему-то когда говорят о потере уважения к учителю, последние оправдываются низкой зарплатой. Разве уважение зависит от зарплаты? И уважаемому учителю, и неуважаемому расчет зарплаты происходит по одинаковой схеме. Уважение вызывает знающий, справедливый, добрый, отзывчивый и в то же время строгий учитель, а не тот, кто больше получает в силу каких-то преимуществ (стаж, квалификация и т.д.). Человек, предоставляющий образовательные услуги, «урокодатель» никогда не вызовет чувство преклонения, почтительность; его уроков не ждут, их просто просиживают.

«Добренькие» учителя, ставящие незаслуженные высокие оценки, никогда не вызывают уважение. Их презирают, смеются над ними. Нельзя идти на поводу у своих учеников. Им требуется уверенность в адекватном, реальном оценивании, чтобы они могли понимать рост своих знаний, умений, навыков.

Обычно в таких случаях теряется и дистанция между взрослыми и детьми, что недопустимо, так как бразды правления в этом случае оказываются у учеников и уроки превращаются в балаган, развлечения.

Школьники ценят учителей, для которых они не объекты обучения, а интересные личности. Если учитель знает о них больше, чем фамилию и в каком классе ребенок учится, а например, что один еще успешно занимается борьбой, другой учится в художественной школе и т.д.

Учителя, идущие в ногу со временем, знающие больше своих учеников, естественно, вызывают уважение.

Что изменилось в восприятии школы, учителей в наше время? Раньше учителя были безусловно почитаемыми людьми. К ним приходили поговорить, посоветоваться и дети, и взрослые. Педагоги были заинтересованы во всестороннем развитии воспитанников, изо всех сил пытались донести до них премудрости своего предмета, чтобы полученные знания, умения и навыки помогли выпускникам занять достойное место в жизни.

Как сейчас обстоят дела? В чем заключаются обязанности педагога? Для некоторых из них — отчитать определенный объем материала на уроке. Далее — проблемы учеников и родителей. Не понял? Чаще всего рекомендуют платные дополнительные занятия, которые ведут те же учителя — нередко там они объясняют почему-то намного доступнее. Родители расценивают это как вынуждение посещать такие занятия, чтобы педагог получил дополнительный доход. Так это или нет, но мнение такое существует.

Сейчас учителя должны всеми доступными способами постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе новых открытий, обладать знаниями, умениями и навыками, соответствующими нынешнему уровню прогресса. И не только по своему предмету. Причем стаж, квалификация не являются причиной почить на лаврах и отстать от времени. Для учеников и их родителей эти заслуги пустой звук, самое главное — может ли преподаватель научить и воспитать.

Сложность работы учителя в наше время и в том, что детей постоянно знакомят с их правами, но обязанности остаются при этом в тени, о них часто просто вскользь упоминают. И педагогу приходится находить методы, приемы обучения вот таких переполненных правами учеников, воспринимающих его иногда как обслуживающий персонал.

Свою лепту в неуважение к учителям вносят и родители, нелестно отзывающиеся о них в присутствии ребенка. Естественно, в его глазах значимость учителя, которого обсуждают в таком тоне близкие люди, резко падает.

Так уважают сейчас учителей, вообще профессию педагога или нет? Эрудированных, добрых, требовательных, искренних, заинтересованных, старающихся идти в ногу со временем профессионалов — да. Именно таких педагогов ищут родители первоклассников, именно к ним хотят попасть учиться и в старших классах.

 

Likes(3)Dislikes(2)

prouchebu.com

Уважение к учителю

Много времени проходит до того момента пока начинаешь понимать, какое счастье иметь в жизни духовного Учителя и Наставника. Но, слава Богу, что это понимание все-таки приходит. 
Учитель – врач души, целитель мышления. А если так, то и отношение к нему должно основываться на правилах уважения и достоинства.


Возвращаясь в прошлое и обдумывая настоящие поступки, я начинаю понимать, как эгоистично и неуважительно я отношусь к своему Учителю, а в его лице и к Богу. Эгоизм часто заключается в стремлении только взять. Но это было бы еще пол беды. Во-первых, не просто взять, но взять и не отдать. То есть не поделиться знанием с окружающими и не продлить живительную цепь Божественной Науки, а замкнуть ее на себе. Это в высокой степени проявление эгоизма. Но есть степень еще выше. Это случаи, когда я, слушая наставления и советы своего Духовника не принимаю их даже для себя. Действую по методу «Спасибо, я Вас услышал». Задумываясь над глубоким смыслом таких действий на ум приходит слово «невежество». Ведь, для того, чтобы передать мне знание, живую Истину от Творца, учитель обязательно испытывает ее на себе. И не просто проходит определенный путь, получая нужный опыт, а нередко делает это с огромным усилием и даже страданиями, которые Он не показывает и даже не упоминает о них. Во-вторых, достойной всяческого порицания является практика взять избранное. То есть из сказанного, переданного цельного семени знания, мы зачастую берем то, что нам больше всего нравится, то чего нам по нашему разумению не хватает. Но вот проблема – разумение-то наше. Подобно здоровому завтраку, прошедшему сложнейший процесс приготовления и состоящему из первого, второго и компота, духовный Врач готовит целительную пищу полезную в своем разнообразии. Не всегда вкусную, однако полезную, а иногда и спасительную для души. И выбирая только «сладкое» из сказанного, мы не получаем нужного эффекта для оздоровления души, а зачастую и даже вред. Этим доставляя боль и разочарование для Духовника.
Крайне неуважительное отношение к личности Учителя я проявлял и в формальности наших бесед. Словно их частота и количество в таком виде приносят существенную пользу. Да, общение с мудрым Наставником всегда несет пользу, однако она может быть несравненно выше, если прилагать усилия к пониманию сказанного, применять это в повседневной жизни, готовить вопросы и быть живым участником дискуссий, а не вольным слушателем. Такие беседы напоминают мне как медработнику формальный медосмотр, который не имеет смысла для сохранения жизни и здоровья. Только ряд печатей и штампов «здоров», что приносят больше вреда чем пользы и отнимают время у обоих сторон. А сколько можно было бы выявить заболеваний, спасти жизней и излечить людей если бы медосмотры проводились более тщательно. Без формализма и с целесообразностью. 
Так мы и живем… Формальное «здоров», формальное «понял», формальное «уважаю». Но счастья, ведь, мы хотим не формального, а самого что не на есть истинного, глубокого и долгого. Откуда же ему взяться, если вся наша жизнь поверхностная, поступки неискренние, усилия вялые?
Еще одна пагубная практика, которую я за собой заметил называется «несвоевременность». Врачи отлично знают цену промедлению для больного человека, однако, как и другие люди, как показывает опыт, допускают эту ошибку в духовной работе. Хотя в этой области счет зачастую идет не на месяцы и недели, а на минуты с секунды. Отец Небесный милостив и дает нам знать, когда мы сходим с нужного Пути, когда пропускаем в себя гордыню, когда она порождает душевную болезнь. Таких подсказок достаточно, хотелось бы их только замечать. В эти моменты, важно своевременно обратиться к Целителю за помощью и не дать болезни разрастись. Мы же часто обращаемся только тогда, когда вред нанесен и мало что можно изменить. Но требование к Врачу отрастить давно потерянную «ногу» остается. И остается только гадать, что Он в такие моменты испытывает.
 

Post Views:
85

www.neierusalim.ru

Этика отношения к учёным и учителям

Неуважение учителей, учёных и вообще взрослых людей — болезнь сегодняшнего времени и, соответственно, очень актуальная тема. Из-за недостаточной воспитанности нынешняя молодёжь относится очень халатно к вопросам  уважения, хотя очень многое зависит именно от этого.

Уважение играет большую роль в достижении знаний и благодати  в Исламе. Великие учёные, такие как Абу Ханифа, аш-Шафии, Малик, Ахмад ибн Ханбаль, Саид-афанди аль-Чиркави, Хасан хильми аль-Кахий и другие (да будет доволен ими Аллаха) говорили:

«Не возвысилась степень человека иначе, чем соблюдением уважения и не  упал уровень человека иначе как оставлением уважения»,  будь это духовная степень (макам)  или степень физическая (явные знания).

Сам Всевышний повелевает проявлять уважение  Его Посланнику, обращаясь к уверовавшим,  а случаи из жизни Пророка (мир ему и благословение)  являются руководством для нас. В Коране сказано:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيِ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ  يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَرْفَعُوا أَصْوَاتَكُمْ فَوْقَ صَوْتِ النَّبِيِّ وَلَا تَجْهَرُوا لَهُ بِالْقَوْلِ كَجَهْرِ بَعْضِكُمْ لِبَعْضٍ أَنْ تَحْبَطَ أَعْمَالُكُمْ وَأَنْتُمْ لَا تَشْعُرُونَ  إِنَّ الَّذِينَ يَغُضُّونَ أَصْوَاتَهُمْ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ أُولَئِكَ الَّذِينَ امْتَحَنَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ لِلتَّقْوَى لَهُمْ مَغْفِرَةٌ وَأَجْرٌ عَظِيم

Смысл: «О вы, которые уверовали! Не решайте что-либо относительно вопросов религии или жизни, прежде чем Аллах и Его посланник не повелят вам это сделать, и избегайте наказания Аллаха, придерживаясь Его шариата. Поистине, Аллах слышит всё, о чём вы говорите, и Он объемлет Своим знанием всё сущее.

 О вы, которые уверовали! Не поднимайте свои голоса выше голоса пророка, если вы беседуете с ним, и не говорите с ним громко, как вы говорите друг с другом, чтобы ваши дела не стали тщетными, а вы об этом и не думаете.

Поистине, те, которые понижают свой голос в присутствии посланника Аллаха, уважая его, — это только те, сердца которых Аллах очистил для богобоязненности и в них не осталось места для чего- либо другого. Им — великое прощение их грехов и большая награда»  (сура аль-Худжурат, аяты 1-3).

Потому как учёные — наследники Пророка (мир ему  и благословение), значит, уважение тоже должно соответствовать  их статусу.

В этой статье вы рассмотрим этику отношения  ученика к учителю-учёному, и это следующие пункты, которые установили  учёные, руководствуясь Кораном и сунной:

1)  Начинать первым приветствие, в знак уважения и почитания и самому подойти к  учителю.

2) Не вести лишние разговоры  перед учителем

3) Не говорить и не рассказывать о том, о чём не спросил учитель.

4) Не спрашивать учителя (о чем- либо) без разрешения, то есть спросить разрешение  сначала  задать вопрос.

5) Не говорить учителю в знак возражения (его ответу или рассказу о чем — либо): «Кто-то… кто-то  наоборот  сказал»  и т.д., то есть не перечить учителю.

6) Не нужно указывать, что учитель ошибся, показывая свое знание в данном вопросе.

7) Не принято, чтобы  ученик  переговаривался   с рядом сидящим в присутствии учителя, как у нас это часто бывает.

8) Уважительный ученик не будет смотреть по сторонам, а будет сидеть спокойно и покорно перед учителем, опустив голову.

9) Не  будет много вопросов задавать, если учитель не в духе, также докучать уточнениями.

10) Не будет задавать вопросы на ходу, то есть при ходьбе.

11) Не станет  резкие делать выводы  и плохо думать об учителе, видя деяния учителя, если, по мнению ученика, это противоречит Исламу, ибо мудрость того или иного поступка знает сам учитель.   В такой момент пусть вспомнит историю пророка Хизри и Мусы (мир им и благословение), как Муса (мир ему и благословение) считал, что Хизры был не прав, смотря на его дела, а оказалось, что Хизри (мир ему и благословение) был прав.

12) Если учитель встал, то пусть ученик тоже встанет.

13) Ученик не должен  повышать голос  в присутствии  учителя.

14) Желательно не называть учителя по имени, а  обратиться к нему «Муаллим» или просто «Учитель».

Это основные пункты, которые нужно соблюдать, если человек на пути изучения знаний, если стремящийся хочет получить благодать знаний и тот нур (свет), который идёт от самого  Пророка (мир ему и благословение).

Такие же правила следует соблюдать и в общении с духовными наставниками, учитывая наличие и некоторых  особых их видов в этике отношения к ним, об этом пишут и  очень многие учёные Ислама.

Иногда  бывает и  так, что и тот, кто не соблюдает  правила уважения   учителя, так же получает знания, а как же это?

Да, человек может читать книги перед учителем, изучать и узнавать что-то или какую-нибудь науку, однако такого вида  знание, достигнутое без уважения к своему преподавателю, является  всего лишь информацией и никого бараката (благодати) нет в них.

Вспомним исторически  достоверный случай, который произошёл с одним учёным, которого звали Азазиль, а ныне он – Иблис, проклятый сатана. Был он знающим, даже проповедовал ангелам на небесах, однако эти знания разве помогли ему спастись от заблуждения? Нет, потому что он не проявил уважение и покорность по отношению к  Аллаху, не подчинившись повелению Всевышнего, проявив гордость, за что и был проклят Аллахом.

Последствия и наказание за ослушание иблис знал лучше любого, однако просто его  знаний не хватило, в итоге и получилось то, что получилось.

С учётом  вышеизложенного становится ясно, откуда появляются заблудшие учёные, которые  вводят затем  в заблуждение людей, сеют смуту и разногласия в обществе: это те  горе-учёные, которые не соблюдали этику в отношении своих учителей и других  учёных, соответственно, и не руководствовались своими знаниями.

Да убережет Аллах нас от таких ошибок!

islam.ru

Этика ученика по отношению к учителю

Наши праведные предшественники отдавали знанию предпочтение перед всем прочим. К примеру, имам Ахмад женился только в возрасте сорока лет, занимаясь до этой поры приобретением знаний.

Ученику следует подчиняться учителю, подобно тому как больной подчиняется врачу, проявлять смирение по отношению к нему и, по возможности, стараться быть полезным ему, быть услужливым.

Если же ученик проявляет высокомерие, желая учиться лишь у тех, кто уже пользуется известностью, это свидетельствует о его невежестве, поскольку предметом поисков верующего является мудрость, и он должен приобретать её, где бы он её ни обнаружил.

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдает должное тем, кто обладает знаниями».

Также он сказал: «Изучайте науку, приобретайте знания и уясните, что для знания и для науки нужно терпение с теми, у кого вы приобретаете знания».

В хадисе также сказано, что один час, потраченный на приобретение полезных знаний, дороже и ценнее, чем поклонение (ибада) в течение семидесяти лет.

Сообщается, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал относительно правил поведения ученика следующее: «Поистине, знающий (учитель) имеет право на то, чтобы сначала ты поприветствовал всех присутствующих, а потом обратился с приветствием к нему лично и сел перед ним. Не делай руками знаков в его присутствии, и не подмигивай, и не задавай ему много вопросов, и не пытайся помогать ему давать ответы, и не настаивай, если им овладевает лень, и не обращайся к нему снова, если в силу каких-либо причин он будет противиться этому, и не хватай его за одежду, если он встанет. Никогда не выдавай его тайны, и не порочь никого в его присутствии, и не выискивай его ошибки, а если он ошибётся, то принимай его оправдания и ни в коем случае не говори ему: «Я слышал, как такой-то говорит то-то», и не говори: «Такой-то утверждает совсем не то, что говорите вы».

Он имеет право на то, чтобы ты не характеризовал никого из знающих (учёных, учителей) в его присутствии, и не покидал его сам по причине долгого общения, и не считал для себя унизительным служить ему, а если ему что-то понадобится, тебе следует сделать это для него прежде, чем это сделают другие. И следует помнить, что знающий подобен пальме, а ты должен дожидаться, пока не достанется тебе что-нибудь упавшее с неё».

В этом прекрасном изречении халифа Али (да будет доволен им Аллах) перечислены все адабы, которые ученик должен соблюдать по отношению к своему учителю, ведь именно благодаря уважению к своему наставнику ученик сможет достичь знаний и мудрости.

Ученик обязан знать свои обязанности по отношению к учителю и не забывать свой долг перед ним. Он должен делать дуа учителю в продолжении его жизни, заботиться о его семье и детях, уважать их. После смерти учителя ученику нужно читать Коран, поминая и радуя душу учителя, посещать его могилу, просить у Аллаха прощения для него, давать милостыню за него. Ученик должен подражать ему и в религии, и в знаниях, заимствовать его хорошие качества и привычки, считать его примером для подражания.

Ученик не должен обращаться к учителю на «ты», следует обращаться к нему со словами «уважаемый учитель». И даже в его отсутствие следует упоминать его словами уважения, как, например: «Уважаемый учитель сказал…»

Ученик обязан оказывать учителю уважение, почести, быть послушным ему, видеть в нём совершенство во всём. Этим он приобретает больше всего пользы от него.

Имам аш-Шафии пишет: «Я пролистывал книгу перед имамом Маликом так тихо и нежно, чтобы он не услышал её шелеста».

Ученик должен уважать своеобразие характера, нрава учителя, его строгость, суровость. Предки говорили: «Кто не терпит трудности при учёбе, остаётся всю жизнь слепым в темноте, невежественным. А кто терпит трудности, получит знания в этом и в том мире».

Ученик должен войти в класс, в дом или специальное помещение, только спросив при этом разрешения учителя, будь учитель один или в обществе других. Если учитель не разрешил, следует уйти. Придя к учителю, надо три раза тихо постучать пальцами или позвонить. Посещать учителя необходимо в чистом наряде, с приятным запахом.

Ученику следует брать лучшее от каждой вещи. Поскольку его жизни не хватит для постижения всех видов знаний, ему необходимо расходовать свои силы на приобретение наиболее достойных из них, а именно знаний, имеющих отношение к миру Вечному.

Каждому из нас следует помнить о том, что «Никто не возвысился, кроме как соблюдением адаба, и никто не унизился, кроме как оставлением адаба». Это выражение лежит в основе всей исламской педагогики и регулирует отношения не только между педагогом и учеником, но и отношение ученика ко всему окружающему, включая даже и инвентарь.

ISLAMDAG.RU

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Смотрите также:

Школа — источник счастья?

Качества, которыми должен обладать учитель

Учиться легче, нежели преподавать

Каким должен быть учитель

Учёными становятся из-за уважения к учителям

islamdag.ru

Статья по теме: Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО −ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ  

ИМЕНИ. САВВЫ МОРОЗОВА»

Д  О  К  Л  А  Д

к Педагогическому Совету ОЗПЭК им.С.Морозова 15.02.2010 г.

Тема:

Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников

                                                               Подготовила:

                                                                  Пархоменко А.Ю.

Г. Орехово-Зуево, 2010 г.

        Педагогические условия процесса  формирования персональных ценностей учащихся мало изучены, также как и авторитет педагога вместе с уважением к нему нельзя подвести к какой-либо теоретической основе. Тем не менее. Уважение, согласно толковому словарю русского языка, — это «почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств»,  а также «уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей». Если качества личности, заслуги человека, его опыт по достоинству оценивается окружающими, то уважение личности становится итогом оценки  и общества. В свою очередь «авторитет», также согласно толковому словарю русского языка, понимается как «общепризнанное значение, влияние».    

     Педагог, пользующийся  авторитетом и уважением своих учеников обладает так называемым «кредитом доверия», основанным на оценке самостоятельности, поступков, личностных качеств, жизненной позиции, профессионализма и опыта.

Фактически, личностные качества педагога воспринимаются учащимися и соотносятся со своими представлениями о ценностях и идеалах. Мы, порой, являемся примером для подражания, становимся образцом, с которым они сравнивают свои поступки, правила поведения, жизненную позицию, отношение к труду, к окружающим…

         Таким образом, мы с вами должны быть некими «собирателями» ценностей и идеалов, являться их усилителями в сознании учащихся. Педагог, пользующийся авторитетом и уважением у воспитанников способен заинтересовать их своим предметом и увлекательной совместной деятельностью, справедлив к студентам, требователен к себе, а также не совершает непозволительных поступков. Например, наказание имеет свое педагогическое воздействие лишь в том случае, если преподаватель, его применяющий, пользуется авторитетом и уважением в группе, иначе оно может вызвать у них обиду и явиться причиной конфликта. Поощрение же, исходящее от педагога, не обладающего авторитетным статусом в группе, может восприниматься ими с усмешкой, расцениваться как акт заискивания перед учащимися. Преподаватель, неуверенно владеющий учебным материалом, вызывает недоверие, у ребят появляются сомнения в правильности выбора учебного заведения,  профессии… Нередко на вопрос студенту: «Почему тебе нравится предмет?» — можно услышать ответ: «Хороший преподаватель, интересно ведет занятие, считается с мнением, дает его высказать»…

       Конечно, мы все в душе мечтаем и стремимся воспитать талантливого студента, чтобы реализовать древнейшую педагогическую заповедь: «Преподаватель! Подготовь ученика, у которого можешь учиться сам!»  Иногда эта мечта  сбывается, когда, приходят выпускники и рассказывают о своих успехах, о том, что им пригодилось из полученных знаний или данных советов. Поверьте дорогого стоит то, что, студенты, которых больше всего критикуешь из-за их недобросовестности и безответственности, приходят навестить и выражают глубокую благодарность за те уроки жизни, которые приходилось преподносить.

Главное, что вызывает авторитет и уважение к личности преподавателя – это без сомнения,  эрудиция, интеллект, профессиональное мастерство, но и умение слушать, а также ответное уважение к личности учащегося.   От того, как мы с вами общаемся между собой и со студентами как раз и зависит уважение к нам как личности и педагогу. Судят о нас с вами и по нашим умениям себя адекватно вести.

         Таким образом, качествами, которыми должны обладать мы, для   формирования персональных ценностей воспитанников являются авторитет и уважение через развитие в нас с вами следующих важных критериев этого:

1.Культура педагогического мышления, когда любя свой предмет показываем это студентам, умело сочетая теорию и практику в процессе преподавания.

2. Умение строить стабильные, гуманные взаимоотношения с учащимися.

3. Соблюдать принципы педагогической деятельности – это целостные отношения, комплиментарность, эволюционная этика, креативное мышление и постоянная психологическая поддержка учащегося.

4. Испытывать потребность в повышении своего интеллектуального и профессионального уровня, вера в свои идеалы и убеждения, умение критически мыслить, иметь четкую гражданскую позицию.

5. В совершенстве владеть своей речью – главным «орудием» своего труда, чему приходится учится самостоятельно.

6. Способность строить обучение на основе главных психологических потребностей ученика, учитывая индивидуальность, возрастные особенности студентов, дифференцированно подходить к учебно-воспитательному процессу.

7. Обладать волевыми качествами, находчивостью как во время занятия (задают, порой каверзные вопросы) так  и во внеурочной работе.

8. Уметь быть сдержанными и тактичными в оценке деятельности студента, его поведения, внешнего вида, отношения к окружающим.

         Залогом успеха для завоевания уважения и авторитета обязательна созидательная направленность личности педагога и его социальная значимость, что определяется только нами самими как выражение нашей собственной позиции – преподаватель, воспитатель или учитель жизни, духовный наставник.

        При подготовке к сегодняшнему выступлению я провела анонимный тест в банковских группах. В тестировании приняли участие 75 учащихся из 21, 31 и 41 группы. Всего в этих группах обучается  87 студентов. Тест состоял из 7 вопросов.   Итоги таковы:

Ответ

по

тесту

С о д е р ж а н и е        т е с т а

Количество

студентов

Процентное соотноше

ние

(%)

1. По-моему, хуже всего, когда педагог:

75

100

А

Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними

49

65,4

Б

Вызывает дух соперничества в коллективе

13

17,3

В

Недостаточно знает свой предмет

13

17,3

2. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

75

100

А

Проявляет интерес к учащимся и каждому имеет индивидуальный подход

29

38,7

Б

Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют знание в этом предмете

22

29,3

В

Создаёт в коллективе такую атмосферу, при котором никто не боится высказать своё мнение.

24

32

3. Оказывает ли внешний вид педагога влияние на твоё отношение к нему:

75

100

А

Да

39

52

Б

Нет

26

34,7

В

Все равно

10

13,3

4. Обращаюсь за советом к преподавателю:

75

100

А

Часто

24

32

Б

Иногда

39

52

В

Никогда

12

16

5. У вас случилась неприятность. Кому вы расскажите:

75

100

А

Друзьям

41

54,7

Б

Преподаватель

5

6,7

В

Родителям

29

38,6

6. Кто может вам указать на ваши недостатки, кого вы больше послушаете:

75

100

А

Друзей

18

24

Б

Преподаватель

17

22,7

В

Родителей

40

53,3

7. Кто может быть для вас примером в жизни:

75

100

А

Преподаватель

26

34,7

Б

Друг (подруга)

27

36

В

Литературный герой

22

29,3

           Преподаватель                                         А.Ю.Пархоменко

nsportal.ru

Как уважать учителя, который уважения не заслуживает? | Материнство

Не секрет, что в школе подчас встречаются далекие от идеала учителя. Нам всем бы хотелось, чтобы ребенка учили только педагоги «от Бога», настоящие энтузиасты, прекрасно знающие предмет и умеющие подать его захватывающе интересно, да к тому же тонкие психологи, сразу находящие подход к любому ученику. Но увы, в жизни далеко не всегда происходит именно так. Как и в любой другой профессии, попадаются специалисты посредственные, не владеющие ораторским искусством, или уже уставшие и «выгоревшие» в силу возраста, жизненных обстоятельств.

Кроме того, даже самый замечательный учитель может не нравиться кому-то из учеников или родителей. Все люди разные, и требования к педагогам предъявляют не одинаковые.

Если первоклашки обычно воспринимают учителя как непреложный авторитет, то по мере взросления школьники начинают присматриваться и анализировать происходящее вокруг. Любой родитель знает, что дети часто обсуждают недостатки, просчеты, а то и откровенную непоследовательность и несправедливость учителей.

Это явление возникло не в современной школе. И в советские времена, и в дореволюционные годы встречались как талантливые учителя, так и те, которые уважения отнюдь не заслуживали. Таких примеров масса в литературе и кинофильмах.

Если ваш ребенок делится с вами школьными историями, то вы оказываетесь в весьма щекотливой ситуации. Как поступать родителю, когда сын или дочь жалуется на учителя, а то и высмеивает его? Возможны несколько вариантов.

Самый легкий вариант – молча выслушать, не давая оценки услышанному. Если это обычная история, то простого кивка или поддакивания будет достаточно. Но если история затронула ребенка несколько глубже, обидела, то равнодушие родителя может быть воспринято подростком как нежелание вникать в его проблемы. В следующий раз, скорее всего, он ничего вам не расскажет.

Другой вариант — встать на сторону ребенка. Осудить учителя, тем самым окончательно уронив авторитет педагога в глазах ученика. Некоторые гиперзаботливые мамы бросаются в бой за свое чадо, даже когда в этом нет никакой необходимости. Но как это скажется в дальнейшем на учебном процессе? Будет ли подросток старательно готовиться к уроку педагога, которого не уважает он сам и даже его родители?

Третий способ — встать на сторону учителя. Объяснить ребенку, что требования педагога совершенно справедливы, и ему самому стоило лучше готовиться к уроку. Так поступают строгие мамы, требующие от ребенка бесперебойных успехов по всем предметам. Но надо иметь в виду, что в этом случае вы рискуете потерять доверие своего чада и больше никаких откровенных рассказов о школе не услышать.

Как видим, каждый способ реагирования имеет свои недостатки. Мудрому родителю нужно суметь выслушать ребенка, показать ему, что вы понимаете его чувства, а уже потом, несколько успокоив эмоции, предложить ему самому придумать выход из создавшейся ситуации. Такое решение всегда будет эффективнее, чем предложение родительского рецепта. Подростки стремятся к самостоятельности и надо пользоваться случаем им ее предоставить.

Но при этом никогда не следует при ребенке обсуждать недостатки учителя. Если у вас накопились претензии к педагогу, обсудите ситуацию с мужем, с мамами одноклассников, наконец, с завучем. А прежде чем идти к завучу, не поленитесь подойти к учителю и спросить его об инциденте. Зачастую вы будете удивлены, узнав ситуацию с противоположной стороны.

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 19.05.2014



Автор статьи: Татьяна Пономарева

materinstvo.ru

Учёными становятся из-за уважения к учителям

Сказано: «Не унизился человек, кроме как оставив уважение, и не возвеличился, кроме как проявляя уважение».

Эта цитата из книги «Таълим аль-Мутааллим» побудила меня перечислить некоторые из адабов (проявлений уважения) по отношению к учёному или учителю. Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я буду рабом тому, кто обучил меня хоть букве из знаний: если хочет – пусть продаст меня, если хочет – освободит, а хочет – пусть держит в рабстве» (книга «Таълим аль-Мутааллим»). Это слова величайшего из сподвижников, того, которому был обещан Рай при жизни.

Кто-то скажет: «Учитель тоже должен быть соответствующим!» Но это будет всего лишь попыткой оправдания своему неуважительному поведению по отношению к учителю и собственному невежеству. Ведь Али (да будет доволен им Аллах) не говорит о видах учителей. Он сказал: «…тому, кто обучит…».

Имам аш-Шафии, великий учёный, авторитет всей общины сегодняшних дней, вставал при появлении пастуха. Когда его спросили, почему он так поступает, он ответил: «Этот пастух научил меня определять, когда собака становится половозрелой». Казалось бы, что такое узнать о чём-то, что даже не касается религии! Однако великий имам признавал, что пастух – учитель, и как к учителю проявлял к нему должное уважение.

Во времена имама аш-Шафии белые листы бумаги были дефицитом. И когда однажды имам нашёл на дороге белый листок, поднял его и сделал дуа: «О Аллах! Не дай знания тому, кто не уважает учителя и не уважает белый лист бумаги!»

Уважение – это то, что исходит от сердца человека. Уважение не изучают в школах и не преподают, ведь сколько бы ни говорили об уважении, но если у человека нет любви к учителю, навряд ли оно будет проявляться к нему.

Есть очень много проявлений уважения к учителю или просто к учёному, но мы приведём основные из возможных.

Не секрет, что самым большим и сильным учителем для всей общины был наш Пророк (мир ему и благословение), а сподвижники оставили нам пример поведения и отношения в присутствии учителя (Пророка, мир ему и благословение). Сподвижники не поднимали головы и голоса перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение).

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Если ты являешься учеником (мутаалимом), то ты должен соблюдать следующие пункты уважения перед учителем:

1) Первым приветствовать учителя и спрашивать разрешения войти к нему.

2) Не быть многословным перед учителем.

3) Не начинать речь без разрешения учителя.

4) Не задавать вопрос, не спросив разрешения.

5) Не возражать словам учителя, говоря: «Кто-то же сказал по-другому, чем вы!»

6) Не противоречить мнению учителя (на виду у людей), для того чтобы люди подумали, что ученик знает больше учителя.

7) Не советоваться с кем-то в присутствии учителя, то есть не переговариваться с кем-то в его присутствии.

8) Не оборачиваться по сторонам, быть смиренным и с опущенной головой, как в молитве, и не смеяться (чрезмерно и бесконтрольно), когда учитель обращается.

9) Не задавать вопросы на ходу или когда учитель занят чем-то. Так же и по дороге домой.

10) Когда учитель встал, то пусть ученик тоже встанет.

11) Пусть ученик не испортит своё мнение об учителе из-за деяний, внешне противоречащих довольству Аллаха на первый взгляд. То есть нельзя быть строгим в отношении учителя, просто нужно воздерживатся от плохого мнения, ведь учитель более сведущ в тайнах. Пусть ученик вспомнит историю пророков Хизри и Мусы (мир им), когда Хизри (мир ему) по воле Аллаха знал то, что не знал Пророк Муса (мир ему).

Сегодня Аллах открыл нам знания, вся хвала Ему, и можно найти достойных учителей. Но при этом человек начал пренебрегать учёными, учителями, а так поступать нельзя.

Пусть каждый знает, что учёные стали учёными только лишь из-за уважения к учителям. В истории жизни великих учёных нет случая, что они проявили халатность и неуважение к учителю. Каждый человек думает, что, прочитав несколько книг, он уже «учёный», и, конечно, ошибается в этом.

Да поможет нам Аллах соблюдать уважение к наставникам и учителям!

islamdag.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о