Развитие 3 года – Ребенок в 3 года / Календарь развития ребенка

Развитие ребенка в возрасте 3 лет

Малыш

Физическое развитие. Вес девочки или мальчика в 3 года более чем в 4 раза превышает массу тела здорового новорожденного. Мнение о том, какой конкретно вес ребёнка в 3 года – норма может различаться. Так, на вопрос, сколько должен весить мальчик в 3 года, отечественные педиатры отвечают — от 13 до 17,4 килограммов. В свою очередь, когда речь идёт о том, сколько должна весить девочка трёх лет, диапазон несколько снижается – 12,5-17 килограммов.

К трём годам у детей уже формируется полный комплект молочных зубов из 20 штук.

По различным причинам формирование молочных зубных рядов на верхней и нижней челюстях может отставать. Эта задержка нормальна и может объясняться различными факторами, включая генетические (особенно влияет генетика матери).

Размер ноги в 3 года у мальчика составляет около 16 сантиметров.

В свою очередь размер ноги в 3 года у девочки может и должен быть аналогичен.

Режим дня. Распорядок дня трёхлетнего малыша способствует его развитию, воспитанию, крепкому здоровью. Ведь это:

  1. Заставляет внутренние органы детского организма работать правильно.
  2. Повышает иммунитет, укрепляет нервную систему, защищая её от стрессов.
  3. Упрощает и ускоряет адаптацию в детском саду.
  4. Организует ребёнка.

Если ваш ребенок спит, когда хочет и ест лишь когда голодный, пора это менять. И вот каким образом:

  1. Вводите режим постепенно. Не торопитесь, не требуйте выполнения правил, если у сына или дочери плохое настроение.
  2. Следите, чтобы все ключевые мероприятия выполнялись ежедневно, в одно и то же время (подъём, приём пищи, купание, ночной отдых).
  3. Исключите ночные приёмы пищи. Трёхлетнему ребёнку достаточно ужина, чтобы не испытывать чувство голода до утра.

Навыки и умения

Вот что уже умеет трёхлетний ребенок:

  • Ходит на цыпочках, бегает по неровной поверхности, может стоять или подпрыгивать на одной ноге.
  • Умеет чередовать ноги при подъёме на лестницу или спуске с нее. Может воспользоваться и подъездной лестницей.
  • Перепрыгивает через препятствия, подползает под ними.
  • Бросает и ловит предметы.
  • Рисовать. Трёхлетка может изобразить на бумаге или картоне предмет из круга, палочек и линий. Он знает, что рисует и может объяснить это родителям.
  • Лепить. Ваш малыш уверенно пользуется пластилином, тестом или глиной для лепки, отрывает отдельные кусочки, делает шары или «лепёшки», катает колбаски, склеивает и соединяет детали.
  • Составлять аппликации. Из вырезанных геометрических фигур, вместе с вами ребёнок сможет «сложить» дом, дерево, человека. Он умеет распределять элементы по фону и приклеивать их.
  • Петь, танцевать, читать стихи. Детям трёхлетнего возраста нравится музыка. Они двигаются под ритм, легко запоминают мелодии, учат первые простые стихотворения.

Ваш малыш знает минимум 4 главных цвета палитры, сможет найти их на рисунке, среди цветных карандашей или акварельных красок. Ребёнок-трёхлетка различает размеры и формы, умеет чувствовать их и управлять этими характеристиками. Так, ваши дети хорошо знают, как собрать пирамидку в необходимой последовательности и несложный конструктор с большими блоками.

Из тех 1200-1500 слов, что должен знать ребёнок в три года, пользуется малыш не более, чем половиной. Зато, пользуясь этим запасом, он может составлять сложные развернутые предложения. Дети этого возраста знают, как правильно выстраивать предложения и фразы, используя все простые части речи. Хотя порядок слов в этих предложениях может нарушаться. Часто в рассказах прослеживается логическая цепочка, связка причина-следствие. Трёхлетка знает предлоги и правильно использует их в разговоре.

Речь ребёнка в 3 года в норме должна быть достаточно развитой для ведения диалога, самостоятельных монологов, сюжетно-ролевых игр. В этом возрасте ваш малыш сможет:

  • Рассказать о себе. Назвать имя, пол и ответит, сколько ему лет ( сказать словами и показать на пальцах).
  • Составить правильные предложения из 3-5 слов минимум. Они будут с местоимением, глаголом, существительным и прилагательным (наличие грамматических ошибок – естественное явление).
  • «Уменьшить» слово с помощью суффикса (собака – собачка), сделать существительное прилагательным и изменить форму в целом.
  • Использовать приставки (приехать, уехать, заехать), синонимы.
  • Применять в разговоре обобщающие слова (собака+кошка=звери, куртка+брюки=одежда).
  • Правильно выговорить практически все звуки за исключением сложных («ж — ш», «з — с», «ч — щ», «р», «л»).

В этом возрасте ребёнок любознателен. Он много спрашивает, интересуется, пытается разобраться в сути. Получив ответ на свои вопросы, малыш быстро и легко запоминает новую информацию. Получая вопросы в ответ, он готов думать и рассуждать. У детей развивается ассоциативное и логическое мышление. Он знает, как найти пару предмету по определенному признаку, может придумать антоним.

Если у ребёнка в 3 года правильное развитие, он знает некоторые буквы и цифры, считает до трех. Он может показывать соответствующее названной цифре количество пальцев и свой возраст. Ваш малыш уже знает, как называются животные, деревья, машины, фрукты и овощи. Дети в возрасте трёх лет знакомы с частями тела, временами года, природными явлениями.

Мама

Вашему ребёнку уже три года и, скорее всего, малыш пойдёт в детский сад. Не думайте, что у вас сразу появится много свободного времени. Период адаптации – самый непростой. Редко, когда дети идут в сад сразу и удовольствием. Чаще всего период адаптации очень слезливый и нервный. Подготовьтесь к нему заранее. Настраивайтесь сами и настраивайте ребенка. А еще вам не помещают отвары трав с успокоительным эффектом: мелисса, мята, пустырник.

Если вы решили выйти на работу после декретного отпуска, будьте готовы к тому, первое время посещение ребенком детского сада отразится на вашей трудоспособности – возможны частые больничные. Если есть бабушка, которая поможет в этом случае – не отказывайтесь от ее помощи.

И, конечно же, не забывайте о собственном здоровье. Профилактические посещения гинеколога – это очень важно.

В каком состоянии ваши волосы и зубы? Может, пора пройти витаминный курс?

Совместные будни

О кризисе трех лет

. Родители трехлетних детей волнуются по поводу очередного возрастного кризиса. Что такое кризис трёх лет? Это время, когда у детей впервые начинает просыпаться самостоятельность, и они испытывают новые ощущения, желания и потребности. Частые истерики у ребёнка трёх лет связаны с тем, что он противопоставляет себя родителям и хочет сделать что-нибудь им назло, проявить свой характер и показать, что он тоже взрослая личность.

По мнению психологов, данный период времени нужно просто перетерпеть, так как спустя несколько месяцев постоянные истерики у 3-х летнего ребёнка проходят. 


От родителей потребуется помощь и внимание к малышу, а также соблюдение несложных правил поведения:

  1. Относитесь адекватно к тому, что трёхлетний ребёнок устраивает истерики. Не обижайтесь и не злитесь на малыша, ни в коем случае не проявляйте агрессию. Необходимо искреннее стремление помочь ему преодолеть этот сложный для него период.
  2. Соблюдайте спокойствие. Если ваш трёхлетний ребёнок закатывает истерики, не реагируйте аналогичным образом. Не нужно ломать упрямство малыша. Если он не хочет – ну и не надо. Если ему нравится плакать – пусть плачет. Большинство детей, не видя ответной реакции от родителей, попросту успокаиваются.
  3. Позвольте ребёнку проявлять самостоятельность, будьте более гибкими. Пусть он пробует принимать собственные решения. Но ни в коем случае не потакайте малышу в каждой мелочи.

Об адаптации к детскому саду. Не все дети идут в ясли. Чаще всего малыши начинают ходить в детский сад с трехлетнего возраста. Чтобы период адаптации был максимально ровным, родителям рекомендуется уже с лета рассказывать, как в саду хорошо и интересно. Показывать детей, которые там играют. Готовить еду, которой малыша будут кормить в саду. Приблизить режим ребенка к тому, каким он будет в детском саду.

Чему надо научить ребенка. Показывайте малышу, как надо одеваться и раздеваться. Пусть он уже учиться пользоваться носовым платком, снимать и надевать обувь с клейкой застежкой или короткими шнурками.

Учите ребенка правилам безопасности: не разговаривать с чужими, не убегать от родителей, не прятаться от воспитателей в детском саду, не брать ничего у незнакомых люде.

Обратите внимание на речь ребёнка. Если ваш малыш говорит быстрее, чем необходимо, повторяет отдельные звуки и слоги целого слова, долго тянет их («мммммама», «кукукукушать») – это указывает на заикание. Запишитесь на консультацию к логопеду и невропатологу. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой, развивайте речевое дыхание.

Обязательно примите меры, заметив, что ваш ребёнок:

  • Не запоминает простой текст, не понимает текст при чтении вслух, не может связать слова для его пересказа.
  • Не слышит негромкие звуки, не распознаёт их направление и источник.
  • Включает большую громкость на телевизоре.
  • При наличии таких симптомов причины задержки речи у ребёнка 3-х лет могут быть связаны с нарушениями слуха. Посетите педиатра-терапевта, психиатра и психолога, невропатолога и логопеда.

Что делать, если ребенок ленится разговаривать. Если физиологических и психологических причин для отставания в речевом развитии нет, создавайте ситуации, в которых малыш не сможет молчать. Спросите, какое из двух блюд он хочет на обед, пойдет ли с папой в магазин, будет рисовать или лепить. Кивки, звуки и односложные слова лучше, чем молчание.

Давайте ребёнку трубку при звонке знакомых ему людей. Ваш малыш с желанием поговорит с бабушкой по телефону, даже если привык отмалчиваться при живом общении.

Постоянно обсуждайте всё, что видите вокруг. По дороге домой говорите с ребёнком о деревьях, прохожих, машинах. Пусть не сразу, но со временем он вовлечётся в разговор.

Развивайте подвижность языка, как мышцы, выполняйте упражнения для развития дыхания, работайте с постановкой интонации, громкости речи, правильных ударений.

Полезные советы

К трём годам дети становятся довольно самостоятельными, они хотят узнать всё и побывать везде. Это возраст «исследователей», они не могут оставаться одни надолго. Как можно развлечь трёхлетнего малыша находящегося дома? Главное, что вам необходимо – дать идею ребёнку.

  • Вы можете попросить малыша принести вам зелёный мячик, две куклы, предмет из пластмассы, три чашечки. Поиск всего этого займёт какое-то время, при этом ребёнок будет тренировать память и внимание. Заодно повторит цифры, цвета и формы.
  • Вашему малышу могут понравиться ролевые игры. Предложите ему полечить зайчика, отремонтировать машину, уложить спать любимую игрушку или сварить ей кашу. 
  • Попросите ребёнка помочь вам и принять участие во «взрослых» делах. Он может разложить что-то по местам или выполнить любую несложную домашнюю работу.
  • Если вы готовите на кухне, отвлечь малыша можно кусочком текста, которое он с удовольствием будет лепить. Можно насыпать на поднос соль, он пальцем будет рисовать на ней забавные картинки. Пригодится также горох, семечки, рис, гречка, их можно засыпать в маленькую баночку слоями или просто пересыпать, трогать, рассматривать. Всё это развивает мелкую моторику.   
  • У вас может быть «мешочек с сокровищами». В него можно положить пуговицы, бусы, коробочки, крышечки и другие мелочи. Главное не забывайте о безопасности, выбирая предметы в мешочек. Получив его, ребёнок будет изучать все предметы 20 минут, как минимум.
  • Если ваш ребёнок ещё не умеет пользоваться ножницами, вы можете дать ему бумагу, а он будет её рвать на мелкие кусочки. Эти кусочки можно смять в комочки и поиграть в снежки. Если же он владеет ножницами, тогда он может вырезать что-либо из журналов.
  • Если вы купили новую игрушку, и она очень понравилась ребёнку, не ждите, пока она надоест ему. Можно убрать её и достать тогда, когда это будет необходимо.
  • Детям с 3 лет можно давать ножницы. Главное – купить безопасные ножницы с закруглёнными концами и показать, как правильно ими резать.

Список дел

  • Начните моральную подготовку ребенка к посещению детского сада. Родителям необходимо самим спокойнее к этому относиться и не показывать ребенку свое волнение. После получения путевки в детский сад купите все необходимое: комплекты одежды, наклейки с именем и фамилией ребенка (чтобы вещи не терялись), обувь для игровой и занятий спортом.
  • Перед посещением детского сада предстоит «квест» — медицинская комиссия. Занятие утомительное, так как специалистов немало (перечень узнаете в поликлинике). Чтобы ребенок не устал, «разбейте» прохождение медкомиссии на 2-3 дня.
  • Обновляйте детские игрушки. В этом возрасте малыши очень любят забавы на логику.
  • Самое время начать посещать различные секции (спортивные, развивающие).

Прививки

Трёхлетним детям прививки, согласно Национальному календарю вакцинации, не делают. Исключение – если вы в силу разных обстоятельств пропустили ранее необходимые.

И раз в год делается проба Манту. Помните, что три дня после пробы место укола нельзя мочить и растирать.

detstrana.ru

Дети от 3 до 4 лет

Развитие Детей от 3 лет до 4 лет. Вы находитесь в разделе «Дети от 3 до 4 лет».

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет.
    Что должен знать и уметь 3 летний ребенок.

    Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

   В данном разделе «Дети от 3 до 4 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться  к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.
Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один — много, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Пособия для занятий:
1. Развивающие карточки для игр с детьми
2. Разноцветные Домики для игр
3. Карточки Учим ребенка счету
4. Соедини цифры и раскрась рисунок
5. Игра изучаем геометрические формы
6. Видео-Учимся считать
7. Карточки Цифры для мальчиков
8. Знакомим ребенка с Геометрическими формами
9. Карточки с цифрами от 0 до 10
10. Как в игровой форме научить ребенка счету
11. Игра для изучения Геометрических фигур
12. Карточки Цифры для девочек
13. Пазлы-двойные геометрические фигуры
14. Пазлы-двойные Цифры и Счет
15. Геометрические фигуры. Развиваем мелкую моторику
16. Изучаем Геометрические фигуры
17. Учусь Считать.Рабочая тетрадь
18. Учимся писать Цифры от 1-9
19. Пазл Счет от 1 до 10
20. Дидактические игры по математике
21. Пазл Счет от 1 до 10
22. Математика с Игральными Костями для Детей

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.
5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.
6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Пособия для занятий:
1. Карточки из серии найди пару
2. Найди тень у картинки
3. Развиваем Логическое мышление
4. Карточки для занятий
5. Пазлы
6. Подбери заплатку
7. Добавь недостающий предмет
8. Занимательные занятия с ребенком
9. Игра в противоположности
10. Ориентируемся в пространстве. Направо и Налево
11. Игра — «Что есть Что?»
12. Игра Поймай рыбку
13. Игра Ассоциации: Найди пару
14. Игра на Развитие Памяти и Внимания
15. Угадай Чья Тень

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета.
5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных  (лежит, сидит, бежит и т.д.)
6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию.
8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.
Пособия для занятий:
1. Буквы Алфавита-Пазлы
2. Изучаем букву А. На что похожа бука А.
3. Изучаем гласные буквы
4. Первый Алфавит для детей
5. Азбука в виде карточек
6. Цветные Буквы Алфавита
7. Лото изучаем Буквы
8. Карточки с Буквами  и Картинкой
9. Чистоговорки
10. Музыкальная игра для развития речи
11. Карточки — На какую Букву Начинается Слово

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать  домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
6. Ребенок должен знать части суток — утро, день, вечер, ночь.
7. Ребенок должен уметь называть явления природы — дождь, снег, ветер.
Пособия для занятий:
1. Карточки Части тела человека
2. Карточки с изображением Транспорта
3. Карточки с Фруктами
4. Карточки с Овощами
5. Карточки изучаем Цвета
6. Карточки Мебель
7. Карточки «животные и что они едят»
8. Карточки «Одежда и Обувь»
9. Карточки Животные и Птицы
10.Фрукты и ягоды. Изучаем и раскрашиваем
11. Овощи. Изучаем и раскрашиваем
12. Фрукты и Ягоды (карточки-раскраски)
13. Овощи (карточки — раскраски)
14. Уникальные книги — Времена года
15. Карточки Насекомые
16. Посуда и Столовые приборы
17. Карточки Игра «Что для Чего»
18. Карточки Насекомые 2.
19. Развивающие Игры с Прищепками

Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. Ребенок должен уметь разрезать ножницами бумагу.
3. Ребенок должен уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки.
5. Ребенок должен знать основные правила гигиены.
Пособия для занятий:
1. Трафареты для рисования
2. Фрукты из бумаги
3. Игрушки из бумаги
4. Аппликация ёлочка
5. Поделки из коробок от сока
6. Аппликация Цветы
7. Чудо ладошки, делаем аппликации
8. Космическая машина своими руками
9. Машинки с глазами
10. Книга Мой дом
11. Автобус для маленьких Пони
12. Рамка Ладошки — для малышей
13. Пластилин и бусинки
14. Аппликации из Пуговиц
15. Ёлочка из Шишки своими руками
16. Весёлый Чупа-Чупс

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

Календарь развития ребенка до 1 года (по месяцам)
Ребенок от 1 лет до 2 лет
Ребенок от 2 лет до 3 лет
Ребенок от 4 лет до 5 лет
Ребенок от 5 лет до 7 лет


Наши Партнеры — ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ!

www.razvitierebenka.com

Развитие ребенка в 3 года. Что должен уметь ребенок

Время прошло незаметно и вашей крохе уже исполнилось три года. Это время активного познания окружающего мира, овладения новыми навыками и усовершенствования уже приобретенных умений.

Физическое развитие ребенка

  • В три года пропорции тела малыша значительно меняются: голова уже не кажется такой большой по отношению к туловищу, так как становятся больше другие части тела.
  • Удлиняется шея, шире становятся плечи, животик, как и раньше, остается выпуклым. Конечности крохи вытягиваются, что способствует пропорциональности фигуры.
  • Одной из самых важных особенностей трехлетнего малыша становится формирование изгибов позвоночника.

Что касается роста, то средние показатели у мальчиков составляют 92-100 см, а у девочек – 90-98 см. Отдельно стоит сказать о весе: жировой ткани становится меньше, так как ее замещает мышечная. Средний вес трехлетних детей – 15 кг.

Двигательные и бытовые навыки в 3 года развития ребенка

В этом возрасте малыш бегает и прыгает достаточно уверенно, легко преодолевает разнообразные препятствия, осваивает трехколесный велосипед, ловит мяч и без труда поднимается по ступенькам. Естественно, энергия ребенка бьет ключом, потому в три года лучшим решением должно стать определение малыша в какую-нибудь секцию.

Универсальным вариантом для мальчиков и девочек является плавание. Бассейн не только помогает справиться с эмоциональным напряжением, но и укрепляет мышцы, улучшает координацию движений.

Среди бытовых навыков особое внимание следует уделить таким способностям крохи:

  1. уверенно владеет ложкой, чашкой и другими столовыми приборами
  2. развитая моторика позволяет расстегивать пуговицы, липучки, разворачивать обертки конфет, держать карандаш при помощи большого и указательного пальцев
  3. самостоятельная чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, моет руки перед едой и вытирает рот салфеткой
  4. ребенок знает, где его вещи и как правильно ими пользоваться. Он убирает за собой игрушки и складывает вещи

Интеллектуальное развитие ребенка в 3 года

На становление малыша как личности в большей части влияет воспитание и образование. Именно трехлетний малыш наиболее восприимчив к новой информации. Среди особенностей умственного развития ребенка в три года:

  • активизация мыслительных процессов;
  • появление логических суждений;
  • повышение концентрации внимания;
  • совершенствование мозговой деятельности;
  • повышение любознательности;
  • попытки установить причину и следствие;
  • развитие фантазии и образного мышления;
  • ролевые игры с несколькими персонажами;
  • формирование математических навыков, которые проявляется в сортировке предметов по цвету и форме и запоминании простых чисел;
  • формирование мультизадачности;
  • фиксация внимания на мелких деталях;
  • изучение и запоминание стишков и песенок;
  • знание названий частей тела у людей и животных.

Естественно, интерес к окружающему миру у детей проявляется по-разному, соответственно, и их интеллектуальные способности отличаются. Многое зависит от желания родителей заниматься со своим малышом и отвечать на его бесконечные вопросы. Чем обширнее ответ на вопрос малыша, тем больше будет его словарный запас.

Речевое развитие ребенка в 3 года

В три года ребенок имеет достаточно внушительный словарный запас и владеет уже тысячей слов. Более того, дети в этом возрасте уже строят предложения, используют глаголы, прилагательные и предлоги, ставят слова в правильных падежах, различают времена.

Ребенок отчетливо дает ответ на вопрос о том, как его зовут, многие детки знают, сколько им лет. Помимо этого, трехлетние малыши знают имена своих близких и называют их. Речь отличается четкостью, а ошибки во время общения случаются все реже.

В этот период дети становятся усидчивыми, потому самое время начинать развивающие занятия. Это время, когда формируется долгосрочная память, что дает возможность вспомнить события за определенный промежуток времени. Благодаря развитию памяти, дети трех лет начинают неплохо ориентироваться на местности, запоминают небольшие отрезки пути, к примеру, от дома к магазину или в детский сад.

Как развивать трехлетнего ребенка

Мы уже сказали о том, что в три года дети умеют достаточно много и большинство их действий и навыков выполняется уверенно. В тоже время не стоит прекращать работать над развитием ребенка. Преимущества раннего развития:

  • улучшение коммуникационных навыков;
  • получение новых знаний;
  • формирование самостоятельности;
  • развитие талантов и художественного вкуса;
  • улучшение физической формы.

Вы можете самостоятельно заниматься развитием малыша, можете доверить это профессионалам, а можете сочетать домашние занятия с занятиями в развивающих центрах.Развивающие занятия должны быть регулярными, но достаточно краткими по временным отрезкам, чтобы не утомлять и не перегружать ребенка.

Домашние занятия с ребенком в 3 года

  1. Подвижные игры. Этот вид развивающих занятий должен быть простым и понятным для ребенка, потому следует выбирать максимально лаконичный сюжет, к примеру, перевоплощение в животных или героев любимых сказок. Подвижные игры способствуют не только улучшению физической подготовки, но и положительно влияют на мыслительные процессы, а также развивают аналитические способности. Во время подвижных игр ребенок учится взаимодействию с остальными участниками, что способствует открытости, общительности. Игры можно проводить как в помещении, так и на улице.
  2. Развивающие игрушки. Улучшение памяти, стимулирование воображения, развитие логики и творческих способностей не возможно без специальных игрушек. К ним относятся: пазлы, кубики, конструкторы, мозаика, матрешки, лото. При помощи этих игрушек малыш учится распознавать цвета, различать предметы по форме, проводить их классификацию. Детям, которым исполнилось три года, интересны все виды игрушек, начиная от мягких и заканчивая посудой для игры в песочнице. Особенное удовольствие дети получают от игрушек, которые производят звуки, вращаются, говорят.
    Также ребенку придутся по вкусу развивающие занятия с применением пластилина, глины, красок и карандашей.
  3. Сюжетно-ролевые игры. Адаптировать ребенка к реальности, сделать социальные роли понятными помогут сюжетно-ролевые игры. Именно они знакомят малыша с окружающим миром и учат принимать его таким, каким он есть. Среди наиболее популярных ролевых игр можно назвать «Дочки-матери», «Школа», «Магазин», «Лечение у доктора» и т.д. Это спонтанные игры, инициатором которых чаще всего выступает малыш.

Для развития ребенка в трехлетнем возрасте специалисты используют другие методики, но в домашних условиях перечисленных занятий будет более чем достаточно.

Читайте также: Развивающая доска бизиборд своими руками для детей: 20 идей для Вас

Кризис трехлетнего возраста у ребенка

Одной из особенностей развития малыша, которому исполнилось три года, является кризисный период. Этот аспект развития ребенка характеризуется тем, что чадо требует независимости и пытается вести себя как самостоятельная личность.

Симптоматика наступления кризисного периода достаточно проста: ребенок интересуется своим отражением в зеркале, остро реагирует на собственные неудачи, не принимает помощь от окружающих и хочет сделать все без посторонней помощи, отказывается выполнять те или иные действия, ведет себя капризно и даже агрессивно. Здесь очень важна позиция родителей, так как многие просто не знают, как правильно себя вести с внезапно изменившимся малышом. Психологи на этот счет имеют несколько ключевых рекомендаций:

  • принимайте сложившуюся ситуацию как нормальное явление, которое происходит в жизни всех детей;
  • держите себя в руках и не срывайтесь на ребенке;
  • успокоить и уравновесить ребенка помогут методики творческого самовыражения: игры с песком и водой, лепка, рисование;
  • если, по вашему мнению, ситуация зашла в тупик, посетите психолога;
  • облегчить течение кризисного периода помогут домашние питомцы: заведите кошку, собаку или хомяка, чтобы вместе с малышом заботиться о животном и тем самым улучшить атмосферу в доме и обрести взаимопонимание.

Мы рассмотрели основные моменты развития малыша в три года. Этот период очень важен в жизни ребенка, так как он является переходным, а значит, сложности неизбежны. Очень многое зависит от вас, дорогие родители, от вашей мудрости и терпения. Помните, что воспитание ребенка – это проявление любви, заботы, понимания и колоссальная работа над собой.

Что происходит с ребенком в 3 года — Видео:

Читайте также, если планируете родить во второй раз:

Как проходят вторые роды

babyrebenok.ru

Как развивать ребенка в 3 года: что действительно важно?

Доброго дня вам, дорогие читатели! Сегодня моей дочери исполнилось 3,5 года. Мы также не ходим в детский сад, поэтому я сама занимаюсь с детьми дома. И здесь я поделюсь своим опытом: как развивать ребенка в 3 года? На что обратить внимание в этом возрасте?

Я не смогу дать четкого рецепта — чем именно и сколько нужно заниматься с вашим малышом. К сожалению, таких рецептов не существует. Родители должны пробовать разные варианты, наблюдать за своим чадом, изучать его склонности и находить то, что подходит именно ему.

Один из минусов обыкновенного детского сада — в отсутствии индивидуального подхода к ребенку. Это просто невозможно в группе из 15-20 человек. Но если малыш занимается со своей мамой, он может извлечь из этих занятий максимальную пользу.

С чего у нас все начиналось

Когда моей дочери исполнилось 3 года, я подумала: «Нужно обязательно найти для нее подходящие кружки и секции». В этом возрасте большинство детей начинают ходить в детский сад, и в моем сознании был некий штамп, что я должна чем-то компенсировать отсутствие садика у нашей дочки.

К счастью, мы живем в Москве, и в нашем распоряжении очень-очень много разнообразных занятий. На любой вкус и кошелек.

Мы перепробовали несколько вариантов. Дочке все нравилось. Новые впечатления, новая обстановка, общество ровесников… Но через некоторое время я начала замечать, что моему ребенку идет это только во вред. Что 40 минут занятия для нее — очень большая нагрузка.

Чем бы в группе ни занимались, ей было тяжело держать внимание на преподавателе столько времени. Хоть рукоделие, хоть танцы… Все требует концентрации, нельзя расслабиться, просто побегать или сменить обстановку. И в конце у нас регулярно случались истерики.

Более того, посетив множество занятий, я задумалась, имеет ли все это смысл в 3 года? Да, если ребенок хорошо переносит такие кружки, то почему бы и нет? Но действительно ли карапуз нуждается в развивашках и спортивных секциях?

Нередко у меня складывалось ощущение, что занятия необходимы родителям (чтоб успокоиться насчет развития ребенка) и преподавателям (чтоб заработать себе на хлеб). Для детей же это в лучшем случае — веселое развлечение. И с таким же успехом они бы сходили в детскую комнату торгового центра.

Однако, все дети разные. И здесь вы должны ориентироваться только на своего ребенка. Возможно, ваш малыш действительно нуждается в групповом уроке рисования или в регулярных хороводах. Прошу только об одном: отбросьте идею «ребенка надо активно развивать, иначе вырастит неразвитым» и трезво взгляните на свое чадо.

Есть очень общительные дети. Которым необходима вот такая групповая работа (или, может, нужно просто организовать им больше общения с ровесниками?). Возможно, есть дети, которые уже в 3 года так хотят обучаться танцам (именно обучаться, а не просто скакать!), что их обязательно надо отдать в соответствующую секцию… Что нужно именно вашему малышу?

Занятия дома

Примерно в 3,3 года мы отказались от своих кружков. Сейчас нервная система дочки стала значительно крепче, я уверена, она бы выдержала любое занятие без перевозбуждения. Но мы пока не торопимся никуда возвращаться.
Большинство педагогов, которым я доверяю, говорят, что имеет смысл ходить на спортивные секции и другие занятия не раньше 5 лет. Или даже 7. А в 3-4 года это — пустая трата денег.

Каждая мама сама решит для себя этот вопрос, мы же решили подождать как минимум до 4 лет.

В связи с этим возникает вопрос: чем заниматься с ребенком дома? Изучая эту тему, я пришла к следующим выводам:

  1. Главное, что должно развиваться в 3-4 года — речь. Однако, у здорового ребенка, живущего в обществе, речь развивается сама, без каких-либо усилий с вашей стороны. Как правило, трехлетнее чудо не замолкает ни на минуту.
  2. До 5-7 летнего возраста карапуз развивается в игре. И все, что ему нужно — как можно больше играть. И если вам хочется провести время с ребенком — лучше просто поиграйте.
  3. Если малыш в 5-7 лет не знает ни буквы, ни цифры, ни названия деревьев и не прошел ни одну «развивающую книжку» — не беда. Он прекрасно все это выучит в 5-7 лет. Более того, выучит гораздо быстрее, чем в четырехлетнем возрасте.
  4. До 5 лет ребенок очень нуждается в мамином внимании. А также — в принятии, любви и одобрении. Его еще рано заставлять учиться. Рано требовать каких-то знаний и навыков.
  5. Основа развивающих занятий для дошкольников — обоюдный интерес и удовольствие. То есть, если маме и ребенку нравится изучать буквы — изучайте наздоровье! Но только до тех пор, пока все от этого получают удовольствие.
  6. Ребенка до 5 лет нельзя испортить вниманием и отсутствием трудностей. Поверьте, он еще научится преодолевать препятствия. Работать над собой. Быть терпеливым и ответственным. Но всему свое время. До 5-7 лет большинство детей не готовы к этому.

Что мы делаем?

Я занимаюсь с дочкой каждый день в дневной сон младшего сына. Как правило, мы сидим вместе и читаем книги. Иногда — рисуем или лепим. Иногда — по просьбе дочки изучаем цифры и буквы (без ориентации на результат).

С недавних пор стали заниматься по программе «Школы трехлетки». Но повторюсь, в этом нет большой необходимости! Лично мне очень нравится эта программа — она исследовательская, необычная, безумно интересная и разнообразная. Возможно, однажды напишу отзыв по ней.

Программа хороша тем, что в ней много идей, интересных трехлетке. Это подается в форме игры, затрагивает все сферы — и речь, и творчество, и ритмы, и исследование мира… Моя дочка с восторгом изучала тени с фонариком в темной комнате, осваивала рисование тушью, проводила эксперименты с театром теней и т.д.

Вы можете попробовать пройти открытое бесплатное занятие школы. Возможно, вам тоже понравится. Возможно — нет. Тут все очень индивидуально, важно найти свой подход.

Но в любом случае, про развитие детей в 3 года важно помнить только одно: малыш нуждается в игре и в общении с мамой. Остальное — второстепенно.

Видео о развитии речи:

Я желаю вам счастья! Поделитесь этой статьей в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. До связи!

pozdnyakova.org

Развитие ребенка в 3 года 3 месяца: некоторые особенности этого возраста

В этой статье:

В три года и три месяца развитие ребенка позволяет ему освоить езду на трехколесном велосипеде без помощи взрослых. Кроме того, в этом возрасте дети самостоятельно умеют кататься на качелях, скатываться на развитие ребенка в 3 года 3 месяцасанках с небольших горок. Они проявляют огромный интерес к сверстникам, с удовольствием меняются игрушками, играют в совместные игры.

Малышам в три года и три месяца все еще сложно выполнять несколько действий одновременно. При этом детей отличает смелость и даже отчаянность: практически все трехлетки не боятся воды, высоты, с удовольствием идут на риск, если чувствуют поддержку взрослого. Трехлетние малыши очень энергичны, они много бегают, танцуют, прыгают, с удовольствием играют с мячом.

Особенности познавательного развития трехлетки

В три года и три месяца малыш знает несколько основных цветов, а также пытается определить некоторые из оттенков. Если попросить кроху найти на картинке тот или иной цвет, он это с энтузиазмом сделает.

Малыши в три года и три месяца демонстрируют активное познавательное развитие. Они играют с игрушками-вкладышами, вкладывая меньшие в большие,развитие ребенка в 3 года 3 месяца забавляются с пирамидкой, собирая ее в нужном порядке — по цветам колец или по размеру.

В этом возрасте развитие ребенка можно ускорить, подбирая для него игры на основе плоских геометрических фигур, например трапеции, круга, квадрата, треугольника. Дети в три года и три месяца уже умеют отличать их друг от друга, более того, они смогут сориентироваться и в конфигурации объемных фигур, подбирая, например, подходящие для них отверстия.

Как еще выражается познавательное развитие ребенка после трех лет? Вот основные его навыки в этой сфере:

  • ребенок умеет, играя, на ощупь определять геометрические фигуры и называть их;
  • собирает пирамидку из более чем 10 колец;
  • складывает мозаику по рисунку или схеме;
  • умеет называть большие, маленькие предметы, давая название тому, что между ними — «средний»;
  • складывает простые пазлы из нескольких частей;
  • запоминает место, где стояла спрятанная взрослыми игрушка, и указывает на нее;
  • имитирует письмо и чтение взрослых;
  • дорисовывает недостающие детали на рисунках;
  • рисует геометрические фигуры;
  • рисует авторские картинки, объясняя, что на них изображено;
  • лепит простые фигуры;
  • делает несложные аппликации по шаблонам.

После трех лет дети проявляют живой интерес к ролевым играм, с удовольствием играя роли взрослых, например мамы, папы или воспитателя. В процессе игры малыши фантазируют, придумывают правила, активно задействуют предметы и игрушки-заместители.

Особенности социально-эмоционального развития малыша

В три года и три месяца социально-эмоциональное развитие ребенка переходит на новый уровень. Для малыша в этот период очень важно ощутить поддержку и одобрение взрослых. Дети стараются быть более самостоятельными и независимыми, не боятся проявлять инициативу, развитие ребенка в 3 года 3 месяцаискренне расстраиваются, если что-то получается не так, как было задумано, и гордятся, когда все идет по плану.

Особенно ярко в этом возрасте проявляется чувство доминирования над сверстниками. Малышам после трех лет очень важно доказать себе и взрослым, что они лучше всех, независимо от того, будет это соперничество в беге наперегонки с такими же малышами или лазанье по гимнастической лестнице.

Трехлетний малыш любопытен и проявляет интерес ко всему, что его окружает. Интересно, что долговременная память крохи основывается на пережитых впечатлениях, срок хранения которых может превышать год или полтора.

Одно из достижений ребенка четвертого года жизни — это контроль эмоций. В людных местах ребенок уже умеет сдерживать крики и истерики, старается соблюдать правила поведения, слушает просьбы взрослых и пытается их выполнять.

Непослушание кроха проявляет в случае намеренного ограничения его желаний, а также непонимания взрослыми того, что он хочет до них донести. Ребенок настаивает на своем и искренне расстраивается, если его наказывают или ругают.

Поступая, по его мнению, плохо, ребенок мучается от стыда и угрызений совести. Он знает, что сделал что-то не так, и уже предвидит отрицательную реакцию взрослых на свой поступок. Также малыши умеют оценивать поступки и поведение других детей, осуждая их или ободряя.

В этом возрасте нормальным для малышей является проявление самых разных эмоций, начиная от ревности и заканчивая гневом или радостью. Малыш уже умеет применять на деле развитие ребенка в 3 года 3 месяцане речевые способы общения, использует мимику, жесты, позы и выразительные движения.

Примечательно также и то, что в три года и три месяца кроха отлично понимает юмор, с удовольствием слушает сказки, песенки, рассказы, переживает эмоции главных героев, проявляя желание обсудить их поступки со взрослыми.

В три года и три месяца малыши особенно эмоционально отзывчивы, позитивно реагируют на пение и музыку, пробуют танцевать, соблюдая ритм, хлопают в такт музыке в ладоши и притоптывают. Предпочтение дети отдают веселой музыке, ярким картинкам. Малыши проявляют интерес к рисованию и лепке, просто обожают подвижные игры.

Как развивается речь у ребенка?

В три года и три месяца малыши уже достаточно уверенно говорят, в их активном словаре много новых слов, которые они используют при общении, а также для выражения чувств, желаний, впечатлений.

В речи трехлетнего ребенка преобладают простые, грамматически верно составленные предложения. В некоторых случаях развитие ребенка в 3 года 3 месяцав ней начинают появляться придаточные предложения. Очень часто ребенок комментирует собственные действия.

В три года и три месяца речевое развитие ребенка сопровождается совершенствованием его устной грамотности. Кроха уже изменяет слова по падежам и числам, знает вопросительные слова, пополняет запас прилагательных и наречий, использует предлоги. Ребенок слушает взрослых, запоминает и повторяет целые фразы из песен, сказок и стихов, старается произносить звуки и слова максимально правильно.

В этом же возрасте у детей появляется желание рифмовать. Они с удовольствием придумывают рифмы, изобретают собственные детские слова, непонятные взрослым, и следят за реакцией на них окружающих. Малыши охотно вступают в диалог как со взрослыми, так и с детьми, называют животных, насекомых, предметы и явления на картинках, дают им простые описания.

Полезные советы родителям трехлеток

Очень часто именно в три года родители принимают решение отдавать малышей в детские сады, считая, что они достаточно окрепли и их психоэмоциональное развитие позволяет им общаться со сверстниками и воспитателями без присутствия родителей. Тем не менее не все дети даже в три года и три месяца готовы к поступлению в детский сад.  Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому, прежде чем принимать такое решение, не помешает проконсультироваться с детским врачом.

После трех лет продолжается активное физическое развитие ребенка, что выражается в изменении пропорций его тела, улучшении физических качеств. Кроха вытягивается в росте, становится более координированным, быстрым и выносливым. У него многое получается, а главное, он практически не устает, пытаясь быть постоянно в движении.

Чтобы развитие крохи протекало правильно, родители должны позаботиться об организации для него правильного режима дня, желательно с дневным сном или хотя бы отдыхом.

Если планируется оформление ребенка в детский сад, то нужно постараться максимально приблизить домашний режим дня к садовскому . Кроху нужно будет будить не позднее восьми утра, кормить завтраком не позднее девяти, ходить с ним на прогулки два раза в день, обязательно приучать к самостоятельности в отношении соблюдения правил гигиены, если до сих пор за это отвечали взрослые.

Нелишним будет погулять с крохой вблизи того садика, куда он будет оформлен, познакомиться с воспитателем, детками. Такие простые действия помогут ребенку подготовиться к поступлению в детский сад, и его последующая адаптация будет быстрой и безболезненной.

rebenkoved.ru

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и умения

Развитие детей в дошкольном детстве отличается большей интенсивностью, чем в любой другой период. Не только каждый год, но и каждый месяц приносит свои достижения. Достаточны ли они? Большинство родителей соотносит продвижение своего малыша с определенными нормами. Актуален вопрос, что должен уметь ребенок в 3 года, поскольку этот возраст является переходным от младенчества к дошкольному. 

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Трехлетний возраст заявляет о себе тем, что малыш открывает собственную самостоятельность. С этого знаменательного момента начинает звучать «Я сам!» как в подходящих ситуациях, так и не к месту.

Что умеет ребенок в 3 года

Психологи называют данный период становлением системы самосознания и определяют как кризис 3-х лет.

Ребенок после 3 лет понимает, когда активные действия исходят от него, а когда к ним подталкивает взрослый. И если игнорируется его самостоятельность, бурно реагирует упрямством, строптивостью, протестами. При внимательном отношении родителей к потребности детской самореализации проблема негативизма и строптивости сглаживается.

Продвижение в познавательном развитии

Дети к трем годам накапливают опыт действий с предметами и усваивают сенсорные эталоны — цвет, форму, величину.

Восприятие продолжает выполнять главную познавательную функцию, к тому же появляется его осмысленность. Малыш уже не станет проталкивать в отверстие несоразмерный по величине предмет. Он сначала визуально приценится к размерам, а потом справится с задачей с первой попытки.

Повышается устойчивость внимания. Ребенок 3-х лет может заниматься одной и той игрой или проявлять интерес к игрушке на протяжении получаса. Это существенное достижение по сравнению с более ранним возрастом.

Что касается развития памяти, то в с 3 до 4 лет запоминание работает хаотично. Яркие и красочные внешне, а так же другие впечатляющие образы прочно запоминаются, даже если они второстепенные. Чтобы запомнились существенные детали, на них специально нужно обратить внимание ребенка. Также на помощь приходит речь. Называя предмет или его характеристику, младший дошкольник больше сосредотачивается, что помогает информации найти свое место в детской памяти.

Наглядно-действенное мышление

Активно развивается наглядно-действенное мышление. Занимаясь предметной деятельностью – составляя пирамидки, складывая кубики, причесывая куклу, катая машинку и пр. – ребенок открывает все больше свойств предметов и осмысливает связи между ними.

Развитие практических действий и мыслительного процесса тесно переплетено. Метод проб помогает малышу сравнивать, анализировать и делать определенные выводы.

Важнейший познавательный процесс воображение, который будет развивать творческие способности дошкольника на протяжении нескольких лет, в 3 года еще только начинает формироваться. Для такого малыша существует единая реальность. По этой причине дети могут испугаться Деда Мороза, испытывают страх темноты или боятся отрицательных сказочных персонажей.

Развитие речи детей 3-4 лет

Речевой аппарат в 3 года также находится на стадии формирования. Поэтому дети говорят на своем особенном языке, сильно смягчая звучание, не выговаривая многих звуков и пропуская слоги.

Ребенок в 3 года знает около 1500 слов, в его высказываниях встречаются все части речи. Ко многим словам приставляются уменьшительные суффиксы. Может употреблять обобщающие слова (чашки, игрушки), подразумевая знакомые ему предметы, а не класс.

Речь от 3 до 4 лет исключительно ситуативна. Дети проговаривают короткими предложениями то, что связано с определенной ситуацией. При этом активно используют указательные наречия «там», «туда» и пр.

Двигательное развитие

Важно не только умственное, но и двигательное развитие детей. В младшем дошкольном возрасте интенсивно формируется произвольность движений. Дети уже способны не только к подражательным действиям, но и самостоятельным.

3 года

Самостоятельные можно разделить на два типа – исполнение того, на что направляют взрослые, и проявление собственной инициативы.

Ребенок осваивает движения в два приема: сначала подражает, потом пробует самостоятельно. Увидев, как мама завязывает себе шарфик, девочка кое-как наматывает подобный аксессуар на себя. Потом начинаются эксперименты с куклами, мишками, которых непременно нужно приукрасить шарфиками.

Подобным образом дети обучаются физическим и танцевальным упражнениям. 3-х летний малыш воспроизводит последовательность до пяти движений.

Что должны уметь дети в 3 года

Выше представлена краткая характеристика развития познавательной и двигательной сферы в трехлетнем возрасте. Теперь выясним, что должен уметь ребенок 3-4 лет.

Познавательные умения

  1. Называет свое имя, фамилию. Верно отвечает на вопросы, сколько лет, как зовут маму, папу.
  2. Собирает пирамидки, учитывая размер деталей. Правильно оперирует с вкладываемыми наборами предметов (формочки, матрешки).
  3. Самостоятельно строит вертикальные башни, используя до десяти кубиков. Складывает из кубиков паровозик.
  4. Усвоены главные геометрические формы: круг, треугольник, квадрат. Разложите перед ребенком набор этих геометрических фигур и предложите собрать все кружочки и т.д.
  5. Понимает связь между изображением на картинке и реальным предметом.
  6. Называет предметы и выделяет их основные части.
  7. Различает количество «один» и «много». Попросите подать один карандаш, много карандашей; одно яблоко, много яблочек.

Как оценить достижения в развитии внимания и памяти

Подготовьте два одинаковых набора по 25-30 карточек, на которых изображены знакомые ребенку предметы (наборы пригодятся неоднократно). Один набор разложите на столе или в ином удобном месте. Из другого набора возьмите одну карточку, спросите у ребенка, что на ней изображено. Потом предложите найти такую же картинку среди разложенных. Если первый раз малыш ошибся, поищите соответствующую карточку вместе. В дальнейшем, какой бы результат ни был, отложите эту пару, и переходите к следующему изображению.

Используйте для такой познавательной игры не более 10 подходов за один раз. Нормой развития внимания можно считать, если ребенок правильно находит соответствующую пару 5-6 раз.

Объем зрительной памяти в этом возрасте еще мал, но его полезно тренировать. Выложив в ряд несколько предметов, меняйте их местами и побуждайте малыша вернуть предметы в исходную позицию.

Можно проверить и оперативную слуховую память 3-летнего ребенка. Для этого научите его играть в «повторюшки». Вы говорите простое предложение из 5-6 слов («Птичка сидит на ветке березки», «Матвей и Даша едут в автобусе» и пр.), а малыш должен повторить. При составлении предложений придерживайтесь отвлеченного содержания.

Если ребенок не справляется с таким количеством слов, начните с четырех. Ориентируйтесь на норматив – 6-7 слов в предложении. Трехлетки могут справляться с такой задачей.

Речевой уровень

Дети могут не выговаривать многих звуков, но это не мешает им становиться все осведомленнее. Малыши к 3 годам знают понятия из следующих групп:

Развитие трехлеток

  • посуда
  • мебель
  • одежда
  • многие животные (как домашние, так и дикие)
  • виды транспорта
  • фрукты и овощи
  • продукты питания

Этот список можно продолжить многими другими. Чаще спрашивайте у ребенка «Что это?», будь то реальный объект или изображенный на картинке, и его лексический запас будет стремительно расширяться.

Пришло время освоить понятия пространственной ориентации: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, над, под. Играйте вместе, раскладывая игрушки или небольшие предметы, пока ребенок не усвоит, где лево-право и др. Для проверки предлагайте конкретную задачу. Например, «Поставь чашку слева, за ней – тарелку», «Посади зайчика справа, а ежика слева».

Уровень развития моторики

Интересует продвижение в формировании как мелкой, так и крупной моторики. При благополучном развитии в 3 года дети умеют прыгать на двух ножках, стоять несколько секунд на одной ноге. Успешно обучаются ездить на трехколесном велосипеде.

В этом возрасте малыши уверенно пользуются карандашами, рисуя хаотичные линии и петли. Достижением является умение рисовать человечка, состоящего из головы и ног. Развитию мелкой моторики способствует использование пальчиковых игр. Они занятны и доступны для 3-летнего ребенка.

Также дети этого возраста умеют продевать пуговицы в петли, самостоятельно застегивать одежду, накручивать шайбу на болт в крупных деталях конструктора.

Развитие каждого малыша имеет индивидуальные особенности. То, что освоил один к трем годам, другой может наверстать только в четыре. Причины могут быть различными: физиологические особенности, генетическая предрасположенность, болезнь ребенка, эмоциональные стрессы. Поэтому ко всем нормативам следует подходить как к ориентировочным, а не строго установленным.

alldoshkol.ru

3,5 года: навык общения — Дети Mail.ru

Навык общения

Начиная с 3,5 лет для гармоничного развития ребенку просто необходимы контакты не только со взрослыми, но и со сверстниками. Именно во взаимодействии с другими детьми малыш приобретает важнейшие коммуникативные навыки.

Как происходит общение ребенка и взрослого? Как правило, взрослый учит ребенка определенным умениям, передает знания об окружающем мире, транслирует культурные нормы поведения. Ребенок больше слушает, нежели говорит сам.

В контактах со сверстниками детям важнее проявить свою инициативу, высказаться самому. Детям необходимо договариваться о совместной игре, отстаивать свои игрушки, озвучивать пожелания или выражать недовольство. Все это требует умения связно, понятно и четко проговаривать свои намерения и мысли.

Со сверстниками ребенок общается более эмоционально, чем со взрослыми. Крики негодования, смех, обиды, восторг, кривляния – все это неизменно присутствует в детских разговорах и отражает особую свободу, характерную для их общения друг с другом.

Жесткие рамки «как надо» во взаимодействии между сверстниками отсутствуют, дети не чувствуют себя скованными, не стесняются, а потому могут пробовать разные «сценарии» поведения и получать разные ответные реакции. В связи с этим достаточно часто возникают конфликтные ситуации, однако для ребенка 3-4 лет — это ценнейший коммуникативный опыт.

Интеллектуальное развитие

Самое лучшее, что можно сделать для развития мышления, речи и воображения ребенка младшего дошкольного возраста, – это не мешать ему играть. Именно в игре формируется символическая функция сознания и происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному.

Что касается специально организованных развивающих занятий с ребенком, то они должны преподноситься опять же исключительно в игровой форме и основываться на интересах ребенка.

Занятия-уроки за партой, проводимые против желания малыша, но в угоду моде на «раннее развитие», могут не только не дать результата, но и плохо сказаться на учебной мотивации в будущем.

Достаточно распространено заблуждение, что занятия с ребенком сводятся к обучению навыкам чтения и счета. Конечно, можно познакомить его с буквами и цифрами. Однако, ребенку 3-4 лет гораздо важнее овладеть следующими интеллектуальными операциями:

♦ сравнивать картинки или предметы, находить сходства и отличия;

♦ подбирать один предмет к другому по заданному признаку;

♦ различать и называть до 10 цветов, основные геометрические фигуры;

♦ владеть понятиями «один – много», «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «узкий – широкий» и др.;

♦ разделять предметы по группам: мебель, игрушки, одежда и т.д.;

♦ выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.

Кроме того, следует сделать акцент на расширении кругозора малыша, чтобы он знал названия и отличительные признаки домашних и диких животных, овощей, фруктов и ягод, птиц, рыб и насекомых, деревьев, цветов и грибов, времен года, частей суток и явлений природы.

Как развивать мелкую и крупную моторику

Лучшим средством развития крупной моторики у младших дошкольников являются подвижные игры – как в помещении, так и на свежем воздухе.

Это могут быть игры с простым сюжетом («Кот и воробушки», например), с перевоплощением в животных (ходить на носочках, как мышки, переваливаться с ноги на ногу, как мишки), хороводы и игры со спортинвентарём (мячи, обручи, скакалки). Соревновательные и командные игры в этом возрасте неактуальны.

Не менее важным фактором укрепления мышечного аппарата, повышения физической выносливости и улучшения координации движений является ежедневная зарядка. На этом этапе зарядка выполняется совместно с родителями (или другими взрослыми) в игровой форме, исключающей любое принуждение.

Если есть возможность, дома можно оборудовать спортивный уголок, включающий шведскую стенку, подвесной канат, кольца и другие приспособления. Упражнения на комплексе отлично развивают гибкость, выносливость и скорость реакции.

Что касается развития мелкой моторики, то здесь на помощь придут различные игрушки и пособия: мозаика, шнуровки, конструкторы, пазлы, магнитная рыбалка. Такие игры отлично тренируют тонкие движения кистей и пальцев.

Кроме того, ребенку можно предложить поиграть с предметами быта (прищепки, пипетки, сито, веревочки, бутылки и банки), крупами, природными материалами (шишки, веточки, камушки). При этом очень важно помнить о безопасности и строго контролировать игру с мелкими предметами.

Дети 3-4 лет обычно хорошо реагируют на пальчиковые игры в стихах и сказках, например, «Мальчик-с-пальчик» или «Белка на тележке». Сначала они просто наблюдают за движениями рук взрослого и слушают текст. Затем, подражая взрослому, уже сами совершают движения и соотносят их со словами. Подобные пальчиковые представления стимулируют развитие не только мелкой моторики, но и памяти, воображения, речи.

Мелкая моторика совершенствуется в занятиях лепкой. Ребенку 3-4-х лет можно показывать самые разные приемы лепки: скатывание шариков, раскатывание столбиков, сплющивание между пальцами или ладонями, размазывание по картону и многое другое. Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины, воска и пр.

Стоит всячески поощрять и рисование. Даже бессмысленные каракули крайне полезны с точки зрения подготовки руки к письму в будущем. Пусть бумага и карандаши будут у ребенка в свободном доступе.

Советы родителям

3-4 года – крайне благоприятный период для того, чтобы приучать ребенка ухаживать за собой: причёсываться, умываться, одеваться. Дети в этом возрасте обычно сами требуют самостоятельности в этих вопросах. Взрослым нужно лишь перестать относиться к ребенку как к несмышленому малышу и по инерции делать за него буквально всё. Однако будьте готовы, что на повседневные дела у вас будет уходить гораздо больше времени.

Можно и даже нужно привлекать ребенка к выполнению домашних обязанностей. Пусть его помощь в итоге окажется несущественной или даже «вредной» (хотел помыть посуду – разбил тарелку) – не беда. Результат не так важен, главное – готовность помочь близким. Доверяя ребенку «взрослые» занятия, мы укрепляем его самооценку и поощряем стремление быть полезным. Исключение – опасная работа, например, связанная с электричеством или газовой плитой.

У ребенка 3-4 лет должна быть насыщенная жизнь вне дома. Большинство детей к этому времени посещают детский сад, где они получают необходимый опыт социального взаимодействия.

Если ребенок по тем или иным причинам в детский сад не ходит, родителям необходимо позаботиться о том, чтобы он мог регулярно общаться со сверстниками в других местах. Это могут быть группы кратковременного пребывания, кружки, игровые комнаты в гипермаркетах или хотя бы обычные детские площадки.

Ребенок 3,5 лет гораздо более осознанно, чем раньше, относится к походам в театры, музеи и парки. Познавательные экскурсии, различные интерактивные программы, выставки и представления – все это поможет не только организовать семейный досуг, но и ответить на многочисленные детские «почему».

А вот чего не должно быть в жизни ребенка 3-4 лет – так это компьютерных игр, бесконтрольного просмотра телевизора и многочисленных приложений на мобильных устройствах. Эти программы могут сколько угодно называться «развивающими», однако по факту они не дают ребенку возможности самому придумывать и фантазировать, навязывая вместо этого готовые образы и сюжеты. Кроме того, чрезмерное увлечение гаджетами наносит вред здоровью – ухудшает зрение и осанку, возбуждает нервную систему ребенка и нарушает сон.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

deti.mail.ru

Развитие

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о