Уважение к учителю – Уважение к учителю

3 простых шага к дисциплине на уроках. И уважению учеников

«Дети должны уважать учителя». Эту истину вбивают в голову примерно всем школьникам не одного поколения. А вот вопросы «за что уважать», «почему» как-то стараются обходить. Уважать надо по факту. Потому что взрослый и учитель. Но правда в том, что и учитель должен что-то сделать, чтобы дисциплина основывалась на уважении.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Вокруг очень много информации про случаи вопиющего поведения несовершеннолетних и агрессии школьников по отношению к учителям. И в то же время с подобными проблемами сталкиваются не все педагоги. У меня, например, есть коллега, которому из года в год мы поручаем (потому что слово «сплавляем» мне показалось грубым, хотя суть именно в этом) самые сложные в поведенческом плане классы. А он, такое чувство, этого не понимает. И они у него каким-то волшебным образом превращаются в воспитанных и благополучных учеников. Да и сама я, не буду кокетничать, достаточно успешно организую спокойную рабочую обстановку на своих уроках. Никаких секретов, как водится, в таких вопросах не существует. Но есть некоторые умозаключения.

1. Не делать борьбу за дисциплину главной проблемой

Если учитель идёт на урок бороться с нарушителями дисциплины, он их обязательно найдёт. И непременно потратит немало сил на противостояние с ними, на поиск зачинщиков и виновных. Потому что мы все, в конечном итоге, видим то, что хотим видеть. Одна моя коллега, учитель математики, однажды мне сказала: «Нет классов с плохой дисциплиной, есть неправильно подобранные к уроку задачи».

Мне эта фраза, услышанная в самом начале профессионального пути, очень крепко засела в голову. На её основе я определила свой собственный принцип: «Я иду на урок не бороться за дисциплину, а проводить интересное занятие». И я стараюсь не высматривать нарушителей, а вовлекать всех неохваченных и занимать всех незанятых. При таком подходе фокус проблемы смещается с поиска виновных на усовершенствование педагогических подходов и технологий.


2. Не пытаться бороться с ребёнком на равных (если конфликт уже есть)

Да, меня тоже раздражают блаженные проповедники вселенского добра, которые отказываются видеть реальность из-за своей разной степени розовости очков. Но в то же время я считаю твёрдое внутреннее стремление видеть в окружающих в первую очередь положительные стороны и качества одним из качеств первичной профпригодности школьного учителя. И даже при таком подходе встречаются на пути школьного учителя сложные и острые конфликтные ситуации. У меня было несколько таких случаев. Например, один из учеников в знак несогласия с выставленной оценкой за четверть кидал в меня стул. И исключительно из-за недостаточной физической подготовки не докинул. В другой ситуации ученик упорно отказывался выполнять любые работы по предмету. Он вслух планировал, что в конце учебного года его дедушка-академик вступит во взаимодействие с администрацией школы и обеспечит ему выставление «нормальных оценок». Было и ещё несколько занимательных ситуаций. В таких обстоятельствах речь идёт не о соблюдении элементарных норм и правил поведения в школе. Если ситуация острая, и учитель оказывается участником конфликта, уместно и никак не приведёт к снижению авторитета обратиться за помощью. Реальную поддержку, содействие в разрешении напряжённого конфликта могут оказать классный руководитель, родители ребёнка, школьный психолог или администрация.

Конечно, такие ситуации всегда становятся испытанием для учителя. И главная опасность в таких случаях — это соблазн озлобиться погрузиться в конфликт с ребёнком на равных, желая победить и наказать виновного любой ценой. Я думаю, что если учитель однажды встаёт на этот путь — противостояния с учеником без оглядки на то, что он заведомо сильнее, взрослее, авторитетнее и на его стороне выступает система, он обречён. Вся его профессиональная жизнь будет отравлена этой борьбой. Борьба за дисциплину, вычисление зачинщиков, наказание виновных, требования извинений перед всем классом и металлическое «повтори, что ты только что сказал» станут обязательной, неотъемлемой отставляющей его педагогических будней. И, конечно, ощущение собственной беспомощности в борьбе с подростковым бунтом.

Совсем недавно в сложную конфликтную ситуацию попала одна моя молодая коллега. Не просто коллега, а моя выпускница. Она училась в классе, где я первый раз была классным руководителем. К тому же перед самым выпуском именно с ней и её мамой у меня был конфликт, затянувшийся на несколько дней. После него мы, конечно, помирились и пришли к согласию. И вот теперь она оказалась в похожей ситуации. Хотя, нет, в гораздо худшей, обидной и несправедливой к ней ситуации. И она справилась! Не озлобилась на ребёнка, не стала затягивать и обострять ссору, не воспользовалась возможностью осложнить жизнь ученику и его семье. И авторитет её как учителя только вырос среди её учеников и родителей этого класса.


3. Уважать учеников, а не требовать уважения от них

Я не верю, что уважение можно завоевать. Да и не обязанность это для учителя — бороться за уважение. Наоборот, педагог должен уважение демонстрировать. Хочешь, чтобы школьники уважали твоё время и приходили вовремя на уроки — уважай их время. Начни сам приходить в класс вовремя и завершать урок со звонком, и зеркальным отражением возникнет детская пунктуальность. Для того, чтобы все работы сдавались вовремя и никто не выпрашивал немотивированных отсрочек и не прикидывался неосведомлённым об установленных сроках, нужно учителю самому соблюдать подобные требования. Мы, учителя, должны сначала сами научиться вовремя записывать домашние задания, проверять собранные работы и выставлять в журнал отметки. И многое другое. Вежливое обращение по имени, готовность выслушать и ответить на вопрос, корректные формулировки замечаний обеспечат нам ответную вежливость. А за ней, может быть, придёт и уважение, перед которым все дисциплинарные проблемы беспомощно падут ниц. Ну или хотя бы станут редкими.

Фото: Shutterstock (Malykalexa)

mel.fm

Адаб (этика) по отношению к учителям и людям знания

Уважение к учителям

Уважение к учителям

Мы уже как-то говорили о том, что наша религия всячески побуждает человека к приобретению благого нрава и хороших манер (см. Почитая таких людей, вы возвеличивайте Аллаха). Истинно верующий человек должен быть таковым не только в душе, но и во всех своих поступках. Для него должно быть естественным благодарить за услугу, извиняться, если он совершил ошибку, уступать место старшим, оказывать помощь и заступаться за младших, не грубить, не сквернословить, не проявлять дерзости и нахальства.

Но сейчас хотелось бы поговорить о другом проявлении исламской этики (адаба), а именно – о той этике, которая должна быть присуща тем молодым людям, которые занимаются получением знания. Речь идет не только о религиозных науках, но и об учебе вообще – поскольку любое знание почетно, ведь оно помогает человеку избавиться от невежества, узнать что-то полезное об окружающем мире и быть полезным другим людям.

Есть известное выражение: «Те, кто преуспел — преуспели по причине адаба, а те, кто потерпел неудачу – [потерпели неудачу] из-за их отсутствия адаба»

Современным молодым людям кажется, что получение знаний зависит только от их усердия и хорошей памяти, — достаточно собрать определенное количество информации, прочитать нужные книги и учебники, а затем сдать экзамены и получить диплом специалиста.

Но люди древности, в том числе, великие ученые ислама, всегда знали, — для того, чтобы стать истинным ученым, необходимо проявлять уважение к своим учителям, которые помогают тебе в деле получения знаний, и к книгам, из которых ты эти знания получаешь. В противном случае, — если человек проявляет пренебрежение к своим учителям, истинный свет знания так и останется для него закрытым, и никакой пользы из полученных знаний он не извлечет. Он будет подобен ослу, нагруженному книгами – если даже он везет на спине редкие и ценные книги, какой ему от этого прок?

Уважение к учителям

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдает должное тем, кто обладает знаниями».

Получение знаний невозможно без учителей, людей, которые сохраняют эти знания и передают их другим людям. Поэтому личность учителя во все времена была уважаема – особенно, в древности, когда людей образованных и даже просто грамотных было мало.

Известно высказывание праведного халифа Али (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я буду рабом тому, кто обучил меня хоть букве из знаний: если хочет – пусть продаст меня, если хочет – освободит, а хочет – пусть держит в рабстве» (книга «Та’лим аль-Мутааллим»).

Тем более, такое уважение должно относиться к тем людям, которые передают другим знания по религии. Они не просто избавляют людей от невежества в каких-то мирских вещах, но дают им знания по самых важным вопросам для человека, — вопросам, от которых зависит его вечная жизнь в другом мире. Но из этого не следует, что учителя, которые обучают школьников и студентов светским наукам в школах и других учебных заведениях, не заслуживают уважения. Человек, благодаря которому увеличивается ваше знание об окружающем мире, в одинаковой мере достоин его.

Передается, что имам Шафии, великий имам одного из четырех мазхабов фикха, вставал при появлении пастуха. Когда его спросили, почему он так поступает, он ответил: «Этот пастух научил меня определять, когда собака становится половозрелой». Казалось бы, к чему это, ведь речь шла не о религиозных знаниях – но великий имам признавал, что пастух – учитель, и как к учителю проявлял к нему должное уважение.

Другой великий ученый, имам Абу Ханифа, как-то сказал:

«Я ни разу не вытягивал ноги в сторону дома моего учителя, Хаммада ибну Аби Сулаймана, хотя [расстояние] между моим домом и его домом было семь кварталов».

От имама Шафии также передаются такие слова о том, какое уважение он испытывал к имаму Малику, своему учителю:

«По пришествии в Медину, я увидел почтение и трепет, которое внушал имам Малик, да смилуется над ним Аллах. Это увеличило моё уважение к нему до такой степени, что время от времени, [находясь] в его присутствии, я перелистывал страницы книг как можно тише, боясь, что я могу потревожить его».

А вот как уважали самого имама Шафии его ученики. Один из его студентов, большой ученый Раби’ ибн Сулейман, говорит:

«Я так сильно уважал имама Шафии, что у меня не хватало смелости выпить воду в его присутствии».

Еще один великий ученый нашей общины, имам Газали, перечисляет, какие, по его мнению, адабы – правила этикета должен соблюдать ученик по отношению к учителю – многие из них актуальны для нас до сих пор:

1. Первым приветствовать учителя и спрашивать разрешения войти к нему на урок.

2. Не говорить лишнего в его присутствии – не болтать, не быть многословным, общаясь с ним.

3. Не начинать речь без разрешения учителя.

4. Если хотите задать вопрос, прежде спросите у учителя разрешения.

5. Неучтиво будет спорить с учителем – особенно в присутствии других учеников, говоря ему: «Такой-то говорит по этому вопросу иначе, чем вы!». Если вам кажется что-то в словах учителя неправильным, скажите ему об этом наедине и очень вежливо.

6. Находясь на уроке, не переговариваться в присутствии учителя с другими учениками, не шуметь, не отвлекаться.

7. Когда учитель говорит, следует соблюдать тишину, сидеть смирно, не смеяться и не вести себя дерзко. Когда учитель обращается к вам, отвечать вежливо и почтительно.

8. Если вас интересует какой-то вопрос, задавать его в подходящий момент – не тогда, когда учитель чем-то занят, не отвлекать его для разговора по дороге домой.

9) Когда учитель входит в класс, ученики встают, приветствуя его. Когда он собирается уходить с урока и встает с места, ученики также встают, выражая уважение к нему.

10. Ученик должен иметь хорошее мнение об учителе. Если что-то в его поведении вам кажется неправильным, не нужно торопиться осуждать его и, тем более, не следует злословить о нем за его спиной с другими учениками.

К сожалению, среди молодых людей, которые только-только встали на путь получения религиозных знаний, считается чуть ли не нормой критиковать в очень грубой форме высказывания и мнения религиозных деятелей, ученых, имамов. Особенно грешат этим пользователи социальных сетей – где страницы многих, так называемых, «талибуль-ильм» (студентов медресе и религиозных вузов) так и пестрят злословием, грубыми насмешками, издевательствами в адрес тех ученых и имамов, которые чем-то вызвали их недовольство.

Хотя поступающие таким образом совершают, по крайней мере, несколько больших грехов – злословят в адрес человека за его спиной (совершая гыйбат), осуждают человека, который старше них и имеет больше знаний, судят поверхностно и поспешно о тех вопросах, о которых, зачастую, имеют самое слабое представление. Ведь обычно эта критика вызвана не действительной ошибкой какого-то богослова, а неправильным пониманием его слов, плохой осведомленностью самого осуждающего в том, о чем он так самоуверенно судит.

Уважение к Корану и религиозной литературе

Думаю, всем мусульманам ясно, что Коран – как Священное Писание и Книга Аллаха – заслуживает всяческого уважения и почтительного отношения. Имеется в виду, конечно, оригинальный текст, прежде всего, но и к переводам смыслов Корана нужно проявлять уважение. Однако, далеко не все мусульмане – особенно молодые – проявляют должную сознательность в этом вопросе.

В частности, известно, что читать Коран следует непременно в состоянии ритуальной чистоты, во время чтения нужно закрыть аурат и мужчинам, и женщинам, Коран нужно положить на специальную подставку, не класть его на пол, под ноги. Во время чтения не отвлекаться на посторонние разговоры, делать это в соответствии со специальными правилами таджвида – правильно произнося арабские буквы, не искажая смысл читаемого.

Хранить Коран следует в чистом месте, не класть поверх него другие книги. Но, к сожалению, приходится замечать, как молодые люди начинают читать Коран, чуть ли не лежа на спине или развалившись на полу в мечети, переговариваясь в это время с приятелями, окончив чтение, они кладут Коран куда попало, не ставя обратно на полку. Такое совершенно недопустимо.

Равно как недопустимо проявлять неуважение к другой религиозной литературе – где также приводятся аяты Корана и хадисы, слова больших ученых. Ее нужно брать чистыми руками, не бросать на пол или на стулья, не рвать и не пачкать, окончив занятия, аккуратно ставить обратно на полки.

Свои конспекты и записи уроков – если там упоминаются аяты и хадисы, написано имя Всевышнего, также следует класть в чистое место, сумку с тетрадками не бросать на пол, такие записи не следует выбрасывать.

Передается, что во времена первых мусульман даже простая писчая бумага была редкостью и стоила дорого. Так что однажды имам Шафии, когда нашел на дороге листок обычной бумаги, он поднял его и сделал дуа с осуждением в адрес человека, который проявил неуважение к этой бумаге: «О, Аллах! Не дай знания тому, кто не уважает учителя и не уважает белый лист бумаги!». Ведь ее можно было использовать для записи чего-то полезного, а не бросать без толку на дорогу.

Как мы сказали, чтобы мусульманину стать образованным человеком в своей религии, недостаточно просто обладать хорошей памятью и прочесть много книг. Следует проявлять адаб (уважение) к своим учителям и к книгам, из которых мы эти знания получаем. Порицать ученых людей, говорить в их адрес – особенно за их спиной – злые, дурные вещи, высмеивать их и унижать будет совершенно недопустимо. Такой человек никогда не станет настоящим ученым, и ему не будет пользы от полученных знаний.

Анна (Муслима) Кобулова

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Этика ученика по отношению к учителю

Наши праведные предшественники отдавали знанию предпочтение перед всем прочим. К примеру, имам Ахмад женился только в возрасте сорока лет, занимаясь до этой поры приобретением знаний.

Ученику следует подчиняться учителю, подобно тому как больной подчиняется врачу, проявлять смирение по отношению к нему и, по возможности, стараться быть полезным ему, быть услужливым.

Если же ученик проявляет высокомерие, желая учиться лишь у тех, кто уже пользуется известностью, это свидетельствует о его невежестве, поскольку предметом поисков верующего является мудрость, и он должен приобретать её, где бы он её ни обнаружил.

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдает должное тем, кто обладает знаниями».

Также он сказал: «Изучайте науку, приобретайте знания и уясните, что для знания и для науки нужно терпение с теми, у кого вы приобретаете знания».

В хадисе также сказано, что один час, потраченный на приобретение полезных знаний, дороже и ценнее, чем поклонение (ибада) в течение семидесяти лет.

Сообщается, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал относительно правил поведения ученика следующее: «Поистине, знающий (учитель) имеет право на то, чтобы сначала ты поприветствовал всех присутствующих, а потом обратился с приветствием к нему лично и сел перед ним. Не делай руками знаков в его присутствии, и не подмигивай, и не задавай ему много вопросов, и не пытайся помогать ему давать ответы, и не настаивай, если им овладевает лень, и не обращайся к нему снова, если в силу каких-либо причин он будет противиться этому, и не хватай его за одежду, если он встанет. Никогда не выдавай его тайны, и не порочь никого в его присутствии, и не выискивай его ошибки, а если он ошибётся, то принимай его оправдания и ни в коем случае не говори ему: «Я слышал, как такой-то говорит то-то», и не говори: «Такой-то утверждает совсем не то, что говорите вы».

Он имеет право на то, чтобы ты не характеризовал никого из знающих (учёных, учителей) в его присутствии, и не покидал его сам по причине долгого общения, и не считал для себя унизительным служить ему, а если ему что-то понадобится, тебе следует сделать это для него прежде, чем это сделают другие. И следует помнить, что знающий подобен пальме, а ты должен дожидаться, пока не достанется тебе что-нибудь упавшее с неё».

В этом прекрасном изречении халифа Али (да будет доволен им Аллах) перечислены все адабы, которые ученик должен соблюдать по отношению к своему учителю, ведь именно благодаря уважению к своему наставнику ученик сможет достичь знаний и мудрости.

Ученик обязан знать свои обязанности по отношению к учителю и не забывать свой долг перед ним. Он должен делать дуа учителю в продолжении его жизни, заботиться о его семье и детях, уважать их. После смерти учителя ученику нужно читать Коран, поминая и радуя душу учителя, посещать его могилу, просить у Аллаха прощения для него, давать милостыню за него. Ученик должен подражать ему и в религии, и в знаниях, заимствовать его хорошие качества и привычки, считать его примером для подражания.

Ученик не должен обращаться к учителю на «ты», следует обращаться к нему со словами «уважаемый учитель». И даже в его отсутствие следует упоминать его словами уважения, как, например: «Уважаемый учитель сказал…»

Ученик обязан оказывать учителю уважение, почести, быть послушным ему, видеть в нём совершенство во всём. Этим он приобретает больше всего пользы от него.

Имам аш-Шафии пишет: «Я пролистывал книгу перед имамом Маликом так тихо и нежно, чтобы он не услышал её шелеста».

Ученик должен уважать своеобразие характера, нрава учителя, его строгость, суровость. Предки говорили: «Кто не терпит трудности при учёбе, остаётся всю жизнь слепым в темноте, невежественным. А кто терпит трудности, получит знания в этом и в том мире».

Ученик должен войти в класс, в дом или специальное помещение, только спросив при этом разрешения учителя, будь учитель один или в обществе других. Если учитель не разрешил, следует уйти. Придя к учителю, надо три раза тихо постучать пальцами или позвонить. Посещать учителя необходимо в чистом наряде, с приятным запахом.

Ученику следует брать лучшее от каждой вещи. Поскольку его жизни не хватит для постижения всех видов знаний, ему необходимо расходовать свои силы на приобретение наиболее достойных из них, а именно знаний, имеющих отношение к миру Вечному.

Каждому из нас следует помнить о том, что «Никто не возвысился, кроме как соблюдением адаба, и никто не унизился, кроме как оставлением адаба». Это выражение лежит в основе всей исламской педагогики и регулирует отношения не только между педагогом и учеником, но и отношение ученика ко всему окружающему, включая даже и инвентарь.

ISLAMDAG.RU

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Смотрите также:

Школа — источник счастья?

Качества, которыми должен обладать учитель

Учиться легче, нежели преподавать

Каким должен быть учитель

Учёными становятся из-за уважения к учителям

islamdag.ru

Профессия педагог должна вызывать уважение

Профессия педагог Уважение к профессии педагога… Существует ли оно в природе? Почему ряд учителей жалуются, что их не уважают ученики? Что под этим словом понимают дети, а что учителя?

Считается, что если человек выбрал профессию педагог, то он автоматически должен быть уважаемым учениками, их родителями, вообще всеми окружающими людьми. Да, когда дети приходят в школу в первый класс или появляется новый учитель-предметник, к преподавателю они относятся с уважением, правда еще пока ничем не подкрепленным с его стороны. Этакий приятный бонус, даваемый не конкретному человеку, с которым еще не знакомы, а тому учителю, которого они ожидают: умному, обладающему широким кругозором, тактичному, требовательному, но справедливому. И преподавателю нужно еще суметь доказать, что они не ошиблись: он именно такой.

Что такое уважение? Отношение к другому человеку, в основе которого лежит признание его достоинств. Важно его не утратить, а укрепить.

Трудно однозначно ответить на вопрос, уважают ли сейчас учителей. Да, относятся с уважением и любовью к профессионалам, справедливым, требовательным, внимательным.

Почему-то когда говорят о потере уважения к учителю, последние оправдываются низкой зарплатой. Разве уважение зависит от зарплаты? И уважаемому учителю, и неуважаемому расчет зарплаты происходит по одинаковой схеме. Уважение вызывает знающий, справедливый, добрый, отзывчивый и в то же время строгий учитель, а не тот, кто больше получает в силу каких-то преимуществ (стаж, квалификация и т.д.). Человек, предоставляющий образовательные услуги, «урокодатель» никогда не вызовет чувство преклонения, почтительность; его уроков не ждут, их просто просиживают.

«Добренькие» учителя, ставящие незаслуженные высокие оценки, никогда не вызывают уважение. Их презирают, смеются над ними. Нельзя идти на поводу у своих учеников. Им требуется уверенность в адекватном, реальном оценивании, чтобы они могли понимать рост своих знаний, умений, навыков.

Обычно в таких случаях теряется и дистанция между взрослыми и детьми, что недопустимо, так как бразды правления в этом случае оказываются у учеников и уроки превращаются в балаган, развлечения.

Школьники ценят учителей, для которых они не объекты обучения, а интересные личности. Если учитель знает о них больше, чем фамилию и в каком классе ребенок учится, а например, что один еще успешно занимается борьбой, другой учится в художественной школе и т.д.

Учителя, идущие в ногу со временем, знающие больше своих учеников, естественно, вызывают уважение.

Что изменилось в восприятии школы, учителей в наше время? Раньше учителя были безусловно почитаемыми людьми. К ним приходили поговорить, посоветоваться и дети, и взрослые. Педагоги были заинтересованы во всестороннем развитии воспитанников, изо всех сил пытались донести до них премудрости своего предмета, чтобы полученные знания, умения и навыки помогли выпускникам занять достойное место в жизни.

Как сейчас обстоят дела? В чем заключаются обязанности педагога? Для некоторых из них — отчитать определенный объем материала на уроке. Далее — проблемы учеников и родителей. Не понял? Чаще всего рекомендуют платные дополнительные занятия, которые ведут те же учителя — нередко там они объясняют почему-то намного доступнее. Родители расценивают это как вынуждение посещать такие занятия, чтобы педагог получил дополнительный доход. Так это или нет, но мнение такое существует.

Сейчас учителя должны всеми доступными способами постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе новых открытий, обладать знаниями, умениями и навыками, соответствующими нынешнему уровню прогресса. И не только по своему предмету. Причем стаж, квалификация не являются причиной почить на лаврах и отстать от времени. Для учеников и их родителей эти заслуги пустой звук, самое главное — может ли преподаватель научить и воспитать.

Сложность работы учителя в наше время и в том, что детей постоянно знакомят с их правами, но обязанности остаются при этом в тени, о них часто просто вскользь упоминают. И педагогу приходится находить методы, приемы обучения вот таких переполненных правами учеников, воспринимающих его иногда как обслуживающий персонал.

Свою лепту в неуважение к учителям вносят и родители, нелестно отзывающиеся о них в присутствии ребенка. Естественно, в его глазах значимость учителя, которого обсуждают в таком тоне близкие люди, резко падает.

Так уважают сейчас учителей, вообще профессию педагога или нет? Эрудированных, добрых, требовательных, искренних, заинтересованных, старающихся идти в ногу со временем профессионалов — да. Именно таких педагогов ищут родители первоклассников, именно к ним хотят попасть учиться и в старших классах.

 

LikesПрофессия педагог (4)DislikesПрофессия педагог (2)

prouchebu.com

Учитель… слово-то какое! Как привить ребенку уважение к учителю

Самоутверждение и неуважение 

В подростковом возрасте нередко ребята проявляют неуважение к учителю, стремясь заработать таким образом авторитет сверстников или просто самоутвердиться. Часто они даже не понимают, что совершают какой-то дурной поступок, так как слишком увлечены собой и переживанием сложного периода. Для того, чтобы помочь подростку избежать грубости и неуважения в адрес учителя, необходимо беседовать с ним еще до наступления кризиса. Рассказывайте ребенку о своих учителях, о том, как вы им благодарны за те знания и умения, которые они вам дали. Вспоминайте интересные и веселые истории из школьной жизни, связанные с педагогами. Рассказывать о том, как вы подшучивали над Марь Иванной – не стоит, это воспримется как руководство к действию. 

Чтобы поддерживать уважительное отношение, достаточно лишь не транслировать собственное негативное отношение к педагогам и избегать конфликтов с ними на глазах у ребенка. 

Тем не менее, бывают и другие ситуации. Любой ребенок копирует поведение своих родителей. Если мама и папа дома обсуждают педагогический состав школы в нелицеприятных выражениях, то и школьник будет транслировать к педагогам такое же отношение. Конечно, родителям сложно бывает скрывать от своего чада истинное отношение к кому-то из учителей, но если позволять себе неуважительные высказывания в адрес педагогов, то будьте готовы к тому, что ребенок поступит точно так же. Взрослым важно соблюдать границы и демонстрировать ребенку уважительное и вежливое отношение к людям.

Уважительное отношение к педагогам должно основываться на действиях и поступках самих учителей, а задача родителя в этой ситуации – помочь ребенку увидеть те самые поступки, вызывающие уважение. Рассказывайте детям, сколько времени, сил и энергии учителя тратят на подготовку к уроку, проверку тетрадей, дополнительные занятия. Детям часто кажется, что учитель только ведет уроки, они же не видят закулисья педагогической работы, а ведь учителя не перестают работать и дома, проверяя домашние задания и составляя план урока на следующий день, исходя из особенностей конкретного класса. 

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал педагогов, найдите и ненавязчиво покажите ему мультики или фильмы, в которых профессия учителя раскрывается с лучшей стороны и вызывает только положительные эмоции. Особенно хорошо этот способ действует на подростков. 

Екатерина Головина 

Фото с сайта tass.ru

Зависит ли ваш ребенок от чужого мнения? И если да, то сильна ли эта зависимость? Наш психолог Анастасия Вялых составила тест, который поможет вам найти ответ на эти вопросы и получить полезные рекомендации.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

Вернуть уважение к учителю: миссия невыполнима?

После публикации статьи «Денег нет, но вы держитесь: почему выпускники педвузов не идут в школы» читатели в социальных сетях высказывали разные соображения: некоторые утверждали, что уважение определяется в первую очередь величиной дохода, а другие, вспоминая советский период, напоминали: учитель был уважаемым человеком, несмотря на невысокую зарплату. Все ли измеряется деньгами и можно ли вернуть уважение – давайте размышлять. 

Учитель в «Доживем до понедельника»

Источник фото

Один из моих любимых художественных фильмов о школе – кинолента 1968 года «Доживем до понедельника». Раньше я полагал, что сценарист Георгий Полонский и режиссер Станислав Ростоцкий, сняв фильм о трех днях из жизни девятиклассников и их любимого учителя Ильи Семеновича Мельникова, просто поделились со зрителями собственными представлениями о том, каким может быть педагог: умным и обаятельным, принципиальным и требовательным, неравнодушным и ранимым, справедливым и сомневающимся. Позже я понял, что авторам удалось нечто большее.

Английский писатель, поэт и философ Оскар Уайльд, мастер афоризмов и парадоксов, считал, что «художники воплощают в своих произведениях не современное им общество, а то, которое живет после них». Это означает, что произведения искусства оказывают влияние на действительную жизнь общества. И с этим сложно спорить! Литературные и кинематографические герои часто становятся объектами для подражания, а цитаты из любимых произведений прочно входят в повседневную жизнь.

Именно это случилось с фильмом «Доживем до понедельника» и его героями. Достаточно назвать краткую, но емкую формулу счастья, сформулированную Геной Шестопалом: «Счастье – это когда тебя понимают», и вспомнить лица школьников после слов Ильи Семеновича: «А теперь мы должны проститься…»

Знаю людей, для которых образ учителя истории Мельникова в блистательном исполнении Вячеслава Тихонова предопределил выбор профессии педагога. 

Герои наших дней

Источник фото

Разумеется, говоря о произведениях, в которых ярко раскрывается образ учителя, можно вспомнить не только кинофильм «Доживем до понедельника», но и замечательный рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», и роман Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», и еще много других художественных произведений. Портал ActivityEdu не раз публиковал материалы с подборками фильмов и книг о педагогах, которые вдохновляют.

При подготовке статьи я поинтересовался у молодых коллег, выходили ли в последние годы фильмы или сериалы, в которых создан яркий образ учителя. Такие, увы и ах, в голову не пришли. Вспомнили сериал Валерии Гай Германики «Школа», в котором педагоги показаны так, что директор московской школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский назвал сериал «чернухой про учителей». Завоевавший несколько кинематографических премий фильм «Географ глобус пропил», снятый по одноименному роману Алексея Иванова, – отличное кино, но возьмется ли кто-нибудь утверждать, что в книге и киноленте создан светлый образ учителя, который будет способствовать росту конкурса в педагогические вузы?

Материальное – первично

В наш прагматичный век самым значимым все же является материальный фактор: можно, конечно, огорчаться, что в современном обществе размер зарплаты является непременным условием престижа профессии, но нельзя этот факт игнорировать. К счастью, размер дохода пока не стал синонимом уважения, и необходимое условие не превратилось в достаточное. Скажем, к олигархам большого уважения в обществе не наблюдается, хотя с материальным достатком у этой категории граждан все в полном порядке.

Растиражированный соцсетями и СМИ совет Дмитрия Медведева, предложившего учителям идти за нормальной зарплатой в бизнес, превратился в популярный, но горький мем, обсуждался всей страной, в том числе непосредственными участниками образовательных отношений – родителями, детьми и педагогами, и позволил обществу понять, что ожидать изменений материального положения педагогических работников в ближайшее время не стоит.

Наивно полагать, что публично сформулированное мнение одного из руководителей страны, равно как и уклончивые ответы министра просвещения Ольги Васильевой о перспективах роста зарплат, не отразятся на уважении родителей и детей к низкооплачиваемой профессии педагога.

Как было в СССР

Многие наши читатели вспоминают, что в Советском Союзе к учителю относились с уважением, хотя едва ли можно утверждать, что в школах были высокие зарплаты. Могу подтвердить: на рабочей окраине Калуги в 70-х годах прошлого века учителей уважали. Любили не всех, но учителя в те далекие годы были в почете как среди родителей, так и среди школьников.

Впрочем, некоторые читатели утверждают, что и материальное положение учителей в период развитого социализма было достойным, если сравнивать, например, с материальным положением технической интеллигенции. Возможно, есть смысл подумать о сопоставлении зарплат учителей советского периода с нынешними доходами с учетом индекса изменения потребительских цен, но даже без анализа ясно, что многое выглядело иначе. К примеру, не было колоссального разрыва между регионами.

Сфера обслуживания

Не лучшим образом на престиже профессии педагога отразилось стремительно ворвавшееся в нашу жизнь понятие «образовательные услуги», фигурирующее в Федеральном законе № 273 «Об образовании в РФ». В этой статье я не предполагаю обсуждать корректность применения слова «услуга» к многостороннему процессу образования. Замечу лишь, что переход от понимания образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения к образованию как потребительской услуге заметно понизил в обществе уважение к учителю. Ученики и их родители превратились в потребителей образовательных услуг. Многие «яжематери» и «онижедетки» стали смотреть на учителя примерно так же, как на продавца, причем не дорогого бутика, а дешевого вещевого рынка.

Государство, активно используя слова и словосочетания «эффективность», «платные услуги», «рейтинг», способствует закреплению в общественном сознании школы как места получения образовательных услуг и формирует потребительское отношение к ней со стороны учеников и их родителей.

Не только зарплата

Думаю, все прекрасно понимают, что увеличение зарплаты и появление нескольких книг и фильмов, главными героями которых будут талантливые и благородные педагоги, не обеспечат автоматически рост уважения к учителю.

В школьном образовании, на мой взгляд, существует замкнутый круг. Это выражается в нежелании сильных выпускников школ выбирать педагогические университеты, а также нежелании выпускников педвузов работать в школах, что приводит к дефициту в образовательных организациях ярких и талантливых учителей, способных стать примером и заразить учеников желанием стать педагогом.

Реальная задача или утопия?

Подводя итог размышлениям, отвечу на вопрос: «Возможно ли вернуть уважение к учителю?» На мой взгляд, возможно. Причем я точно знаю, с чего следует начинать: с обеспечения достойного материального вознаграждения при разумной учебной нагрузке. У педагогов, работающих за весьма скромное вознаграждение на две ставки и не имеющих в связи с этим ни желания, ни времени оттачивать мастерство, мало шансов повысить престиж профессии.

И наоборот: умелый, грамотный, имеющий материальный и временной ресурс для интеллектуального и духовного развития педагог вполне может стать если не кумиром молодежи, то уважаемым человеком, а художественные произведения – кинофильмы, телесериалы, книги – вполне могут этому способствовать.

Не нужно быть пророком, чтобы утверждать: нельзя вернуть уважение быстро – процесс восстановления утраченного в обществе уважительного отношения к учителю может растянуться на десятилетия.

Сложнее всего, по моему мнению, изменить сложившиеся взаимоотношения в паре «учитель – ученик», которые выглядят следующим образом: единственное право педагога – учить, а положение ученика при этом, слегка утрируя, можно охарактеризовать словом «вседозволенность».

Редакция ActivityEdu рассчитывает на интеллектуальный потенциал педагогического сообщества: давайте вместе сформулируем, что можно предпринять для изменения ситуации.

activityedu.ru

Как уважать учителя, который уважения не заслуживает? | Материнство

Не секрет, что в школе подчас встречаются далекие от идеала учителя. Нам всем бы хотелось, чтобы ребенка учили только педагоги «от Бога», настоящие энтузиасты, прекрасно знающие предмет и умеющие подать его захватывающе интересно, да к тому же тонкие психологи, сразу находящие подход к любому ученику. Но увы, в жизни далеко не всегда происходит именно так. Как и в любой другой профессии, попадаются специалисты посредственные, не владеющие ораторским искусством, или уже уставшие и «выгоревшие» в силу возраста, жизненных обстоятельств.

Кроме того, даже самый замечательный учитель может не нравиться кому-то из учеников или родителей. Все люди разные, и требования к педагогам предъявляют не одинаковые.

Если первоклашки обычно воспринимают учителя как непреложный авторитет, то по мере взросления школьники начинают присматриваться и анализировать происходящее вокруг. Любой родитель знает, что дети часто обсуждают недостатки, просчеты, а то и откровенную непоследовательность и несправедливость учителей.

Злая учительница кричит на детей

Это явление возникло не в современной школе. И в советские времена, и в дореволюционные годы встречались как талантливые учителя, так и те, которые уважения отнюдь не заслуживали. Таких примеров масса в литературе и кинофильмах.

Если ваш ребенок делится с вами школьными историями, то вы оказываетесь в весьма щекотливой ситуации. Как поступать родителю, когда сын или дочь жалуется на учителя, а то и высмеивает его? Возможны несколько вариантов.

Самый легкий вариант – молча выслушать, не давая оценки услышанному. Если это обычная история, то простого кивка или поддакивания будет достаточно. Но если история затронула ребенка несколько глубже, обидела, то равнодушие родителя может быть воспринято подростком как нежелание вникать в его проблемы. В следующий раз, скорее всего, он ничего вам не расскажет.

Другой вариант — встать на сторону ребенка. Осудить учителя, тем самым окончательно уронив авторитет педагога в глазах ученика. Некоторые гиперзаботливые мамы бросаются в бой за свое чадо, даже когда в этом нет никакой необходимости. Но как это скажется в дальнейшем на учебном процессе? Будет ли подросток старательно готовиться к уроку педагога, которого не уважает он сам и даже его родители?

Третий способ — встать на сторону учителя. Объяснить ребенку, что требования педагога совершенно справедливы, и ему самому стоило лучше готовиться к уроку. Так поступают строгие мамы, требующие от ребенка бесперебойных успехов по всем предметам. Но надо иметь в виду, что в этом случае вы рискуете потерять доверие своего чада и больше никаких откровенных рассказов о школе не услышать.

Как видим, каждый способ реагирования имеет свои недостатки. Мудрому родителю нужно суметь выслушать ребенка, показать ему, что вы понимаете его чувства, а уже потом, несколько успокоив эмоции, предложить ему самому придумать выход из создавшейся ситуации. Такое решение всегда будет эффективнее, чем предложение родительского рецепта. Подростки стремятся к самостоятельности и надо пользоваться случаем им ее предоставить.

Но при этом никогда не следует при ребенке обсуждать недостатки учителя. Если у вас накопились претензии к педагогу, обсудите ситуацию с мужем, с мамами одноклассников, наконец, с завучем. А прежде чем идти к завучу, не поленитесь подойти к учителю и спросить его об инциденте. Зачастую вы будете удивлены, узнав ситуацию с противоположной стороны.

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 19.05.2014
Автор статьи: Татьяна Пономарева

materinstvo.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *