Ульмасбаева елена – Начальный Женский Начальный 1-2 — Портал YOGA.RU

Начальный Женский Начальный 1-2 — Портал YOGA.RU

Чем Вы занимались, прежде чем стали преподавать йогу? Совмещаете ли преподавание йоги с какой-либо деятельностью?

Всем понемногу и ничем. Искала свою дорогу. Было очень трудно. Преподавание совмещаю с организаторской деятельностью.


Чем привлек метод Айенгара? Вспомните Ваши первые занятия йогой, первого учителя.

В детстве попались самиздатовские книги. Первые занятия проходили в андерграунде, еще до 1989г. Это были занятия разными практиками, так или иначе связанными с йогой. И первым человеком, познакомившим меня с йогой был Евгений Борисович Голембо. Осенью 1989 года в Москву приезжал Шри БКС Айенгар. Его метод привлек дисциплиной и тем, что работа идет через тело. Еще до приезда Гуруджи, слушая рассказы о его школе, я знала и чувствовала – это то, что мне нужно. И все произошло. Первый учитель йоги Айенгара Фаек Бириа, приехавший первый раз в Москву вместе с БКС Айенгаром в 1989г.

Вспомните Ваше первое проведенное занятие

Весной 1990 года приезжала Индра Деви. И меня попросили провести занятие для людей, приехавших к ней на лекцию. У меня получилось. Помню, я скопировала занятие Фаека Бирии, который приезжал накануне. Признаюсь.

С какими трудностями приходится сталкиваться в преподавании?

Люди очень тяжело меняются, а развития без этого не происходит.

Расскажите об одной из Ваших любимых асан.

Я люблю Уттхита Триконасану. Это очень сложная поза. Если ее понять, тело действительно меняется. Мне это удалось лет через 10 практики.

Чем Вы интересуетесь кроме йоги? Как проводите свободное время?

Меня интересуют вопросы мироздания. Читаю, слушаю музыку, этно и классическую. Свободное время провожу с семьей.

Что бы Вы посоветовали новичку?

Заниматься не только в классе, но и дома. Каждый день хотя бы 15-20 минут. Это бесценный опыт. А в классы ходить для коррекции практики.

Опишите, каким, по вашему мнению, должен быть преподаватель йоги.

Нужно быть в рамках какой-либо школы, традиции. Должен уметь научить выстраивать практику для развития, разрешения конкретных проблем. И, прежде всего, оставаться хорошим учеником, по крайней мере первые 10-15 лет.

www.yoga.ru

Елена Ульмасбаева: «Следую советам Аюрведы и собственной интуиции»



Елена Ульмасбаева, основательница сети Yoga Practika, поделилась с нами, каких правил в питании она сейчас придерживается,  рассказала, какими видит счастливые отношения в семье, и что думает о современных направлениях йоги.

Как вы могли бы объяснить преобладание вегетарианцев среди людей, практикующих йогу?


Популярность вегетарианства среди практикующих йогу на Западе очень понятна,  ведь древние тексты йоги говорят о вегетарианстве как о естественном типе питания для тех, кто идет этим путем. Надо сказать, что традиционно йоге обучались представители браминских каст, которые были и остаются вегетарианцами. Для кшатриев вегетарианство предписывалось в период ученичества. В наши дни обучение йоги открыто для всех, независимо от типа питания.


Каких принципов питания вы придерживаетесь, как это влияет на самочувствие?


В своем питании я следую советам Аюрведы и собственной интуиции. Я ем три раза в день – завтракаю, обедаю и ужинаю. Утром пью воду, теплую или даже горячую, в зависимости от сезона, 0,5 литра или больше (тоже в зависимости от сезона). Согласно Аюрведе, лучше пить кипяченую воду, особенно если у вас слабое пищеварение или вы хотите снизить вес. На ужин, как правило, я ем только овощной суп. Готовлю всегда сама.


Поделитесь любимым рецептом?


Конечно!


Упма.



Половина пиалы манки, одна небольшая луковица, пол чайной ложки семян горчицы, острый перец чили (небольшая часть, 2 см), соль, 2 ст.л. гхи.



Предварительно тонко нарезать лук и чили. На сковороде обжарить манку до кремового цвета (можно без масла) и отложить. Помыть сковороду, разогреть на ней гхи и кинуть семена горчицы. Через 1 мин. добавить тонко нарезанный лук и перец чили. Пассеровать минут 5 все время помешивая. Посолить. Влить горячую воду и сразу всыпать манку. Воды должно быть раз в 5 больше, чем манки. Держать на среднем огне 3-5 минут и все время мешать. Выключить и закрыть крышкой. Через 5 мин есть. Это очень питательный завтрак.


Многие замечают, что от практики йоги люди становятся менее эмоциональными. Что на самом деле происходит с эмоциональной сферой человека, практикующего йогу?


Мне кажется, что люди, практикующие йогу, становятся более спокойными. Человек может быть эмоциональным, но его эмоции гармоничны, и он выражает их ровно и адекватно. Все как будто становится на свои места. Не стоит подавлять свои эмоции. Практикующий йогу учится наблюдать за собой, за своим телом, за чувствами. Наблюдение позволяет увидеть причинно-следственные связи, понять,  почему вы чувствуете боль или гнев в той или иной ситуации. Порой этого достаточно, чтобы изменилась ваша реакция. И еще, практика йоги снимает общее напряжение и усталость нервной системы.


Существует мнение, что йога – практика для мужчин, а женщинам больше подходят танцы. Как вы считаете, что на самом деле дает практика йоги женщинам? В чем особенность женской практики йоги?


Словом «йога» называют самые разные вещи – например, одни люди сидят, скрестив ноги и закрыв глаза, а другие прыгают до седьмого пота, но почему-то про тех и про других говорят, что они занимаются йогой. Очень много направлений, некоторые придумали буквально вчера. Традиционно йога была занятием для мужчин. Женщины занимались йогой до замужества (но женщина могла отказаться от замужества и посвятить себя йоге). Особенности практики для женщин были всегда, так как женщины и мужчины различны по своей физической природе. Женщина должна учитывать физиологический ритм своего организма, выстраивать практику в зависимости от цикла. Есть особенности женской практики в период менструации, во время беременности, в период после родов, во время лактации, в период менопаузы. А танцы – очень хорошо, но ведь они тоже бывают разные…


Поделитесь, пожалуйста, своим взглядом на современную семью. В каком виде возможны осознанные счастливые отношения между мужчиной и женщиной?


Мне так и не удалось это понять, хотя порой я очень старалась.  У меня восточные корни и для меня семья – это не только муж, жена и дети, но и дедушки, бабушки, дяди, тети и т.д. Это большая семья, много родственников. В современной семье отношения мужчина-женщина излишне актуализированы, поэтому она так непрочна. На протяжении тысячелетий семья была необходимым условием физического выживания, семья служила интересам сообщества, а не интересам отдельной личности. Сейчас все изменилось, общество очень индивидуализировано. Уже никто не хочет быть зависимым, ущемленным, все хотят быть счастливыми и реализованными. Необходим диалог между мужчиной и женщиной, чтобы, по крайней мере, попытаться понять, кто что хочет, в чем идея того, что эти люди решают жить вместе. 


Тогда можете ли вы предположить, как выстроить гармоничный диалог между мужчиной и женщиной? Есть ли основные правила «разговора»?


Правила зависят от общей культуры мужчины и женщины, чем выше уровень культуры, тем больше шансов договориться. А гармония будет только в том случае, если люди подходят друг другу. В индийской культуре выбор жениха и невесты начинается с анализа их гороскопов. Смотрят, насколько благоприятным будет союз, будут ли дети, достаток, мир в семье и т д. Как это ни странно, но в джьотише все это видно. Есть люди с благоприятными показателями для брака, а есть с такими, что в брак лучше не вступать или крайне тщательно выбирать партнера, вступать в брак по расчету. Конечно, это очень трудно признать, но не все люди могут быть счастливы в браке, так же, как и не все могут быть успешны и богаты. У каждого свои задачи и возможности в этой жизни, главное понять, что тебе дано, а что нет. И чем раньше это произойдет, тем лучше.


Как прийти к состоянию контакта с телом, когда тело само сможет решать, что и когда съесть и какую асану выполнить? Сколько времени на это уходит?


Нужно развивать интуицию. Есть счастливцы, которые всегда знают, что им на самом деле нужно, но их не так много. Обычно люди хотят, чтобы им точно сказали, что есть, какой комплекс асан выполнять, чем что лечить и т.д. Сложность в том, что для каждого рекомендации должны быть индивидуальны, каждому надо что-то свое. Но начать можно с общей дороги, например, прийти заниматься в общий класс и следовать программе, которую преподаватель дал для всех. В еде придерживаться общих принципов здорового питания. Постепенно, по мере продвижения в практике, по мере того, как будет меняться ваше мировоззрение – понимание и чутье будут развиваться.


Йога – оздоровительная практика, практикуя много лет, пользуетесь ли вы услугами современной медицины, медикаментами?


Если есть необходимость, я обращаюсь к помощи Аюрведы или гомеопатии. Медикаментами не пользуюсь.


Есть ли у вас какой-то универсальный способ повысить жизненную энергию, если чувствуете упадок сил?


У меня их несколько. Можно сделать восстанавливающие позы и глубокую шавасану, желательно с бандажом на голове. Можно принять солевую ванну минут на 40. Можно сделать «масляную ванну» – Абъянгу, тоже минут на 40, только это лучше в первой половине дня. И главное – пораньше лечь спать! Чтобы проснуться рано-рано утром, и тогда все хорошо!


Какие книги вы читаете, что могли бы порекомендовать?


Иногда я с удовольствием перечитываю русскую классику – Тургенева, Достоевского, Лескова. А порекомендовать хочу книги Роберта Свободы «Пракрити» и «Жизнь, здоровье, долголетие». Очень полезные книги для тех, кто хочет улучшить качество своей жизни. 


Елена традиционно примет участие в фестивале Free Spirit 2016, который пройдет с 15 по 17 июля 2016 года, где любой участник сможет посетить ее мастер-класс.


http://free-spirit.ru/tickets


Беседовала Ольга Татаркина

vegetarian.ru

Елена ульмасбаева: йога может разделять, когда нет взаимопонимания

Йога и отношения – одна из тем, которая волнует и тех, кто практикует йогу, и тех, чьи мужья или жены вдруг поддались всеобщей моде на здоровый образ жизни и отправились на коврик. Случаи, когда йога влияет на отношения в семье самым непредсказуемым образом, то и дело мелькают в медиа. Истории, когда «муж ушел к учительнице по йоге», передаются из уст в уста, как пионерские страшилки Успенского в детском лагере, по пути обрастая интересными подробностями.

Что же все-таки происходит, когда в жизни появляется йога, и как данная практика находит отражение в семейных отношениях, «Летидор» узнал у директора Московского Центра Йоги Б.К.С. Айенгара, руководителя самой крупной в России сети Yoga Practika Елены Ульмасбаевой.

— Существует мнение, что у людей, серьезно занимающихся йогой, часто возникают трудности с выстраиванием отношений. Насколько такая точка зрения справедлива?

  • Это действительно так. Человек, живущий социальной жизнью, имеющий контакты, родственные связи, запрограммированный на обычную жизнь, скорее всего, не будет погружаться в йогу. Буквально 8-10 лет назад, вероятно, такой человек вообще не стал бы заниматься. А сейчас эти люди приходят в классы просто потому, что воспринимают йогу как упражнения, восполняющие недостаток физической активности.

Но если кто-то вдруг решает посвятить свою жизнь йоге – стать преподавателем, все бросить и заниматься только йогой – скорее всего, это попытка уйти от тех жизненных задач, которые не хочется решать. Не исключено, что у человека есть проблема контактов, неспособность встроиться в социум – за 20 лет преподавательской практики я видела множество таких людей. И сама была такой.

Нельзя сказать, что это всегда плохо. Возможно, одна из жизненных задач этого человека — как раз не встраиваться в социум, а делать что-то свое.

Лично мне занятия йогой помогли найти себя и постепенно вывели меня из состояния зацикленности на себе, помогли увидеть мир вокруг, создать какие-то контакты, связи, жить социальной жизнью в том числе.

Многим это не удается. Они словно зашли в комнату, где все оборудовано для занятий – коврик разложен, благовония зажжены, портрет учителя на стене – и там остались. Они ходят в зал, ездят куда-то, но внутренне они остаются в этой комнате, и их взгляд на мир довольно узкий.

— Получается, что не практика делает людей закрытыми, а люди такого склада приходят в йогу?

  • Да. Любые социальные отношения не позволяют человеку быть полностью сосредоточенным на себе. Редко так бывает, что мужчине все равно, чем женщина занята. Он все-таки ожидает, что она утром хотя бы сделала вид, что на стол накрыла, заинтересованно посмотрела. Если же она удаляется в комнату и занимается йогой, а он сам себе готовит завтрак, через какое-то время у него возникает вопрос: а чем моя утренняя жизнь отличается от жизни мужчины, у которого нет женщины?

Или, например, вечером мужчина приходит домой, ожидая, что жена его накормит, они посидят-поговорят. А женщины нет, потому что она где-то ведет занятия, приходит поздно, когда все уже собираются спать. И возникает вопрос: а в чем смысл совместного проживания?

— Но такая картина может сложиться, если женщина не йогой занимается, а, скажем, бизнесом, карьерой?

  • Конечно. Сейчас это и происходит. Огромное количество женщин занимаются бизнесом, строит карьеру, а потом удивляются, что у них не складывается личная жизнь. В итоге рядом с ними либо оказывается человек, который откровенно живет за их счет, либо эти женщины вообще одиноки. Если рядом появляется мужчина с нормальной мужской программой, ему неважно, чем она занимается – йогой, бизнесом, в балете танцует – ему хочется, чтобы рядом с ним она была женщиной. В принципе, это нормально.

— Практика йоги может эту ситуацию скорректировать?

  • Многие люди полагают, что практика йоги или какие-то другие практики способны что-то «развить». Это так. Но я считаю – это мое личное мнение, многие с ним не согласны – что для того, чтобы что-то развить, нужно изначально что-то иметь.

А у многих людей этого так скудно, что в какие позы не становись, развить трудно – не вложено в человеке что-то, из чего что-то может прорасти. Поскупилась природа. Может быть, дала в силе что-то, но информационно вложила мало, потенциал маленький.

В соответствии с ведическим взглядом на мир, сейчас эра Кали-юги. В Кали-югу происходит смешение всего и разрушение всего. В частности, смешение каст, варн. Когда-то, в более благословенные времена, люди с большим энергетическим потенциалом воплощались в прекрасных телах, в высших кастах. А сейчас очень часто бывает, что человек рождается с убогим телом, тяжелой судьбой, в неблагополучной семье, но с очень большим потенциалом, и это помогает ему преобразовать тело, развиться, компенсировать недостающее. Или другая ситуация: в прекрасном теле, в хорошей семье, у хороших любящих родителей воплощается неразвитая, ненаполненная, с маленьким потенциалом душа – «думалка» слабая, сердце закрыто.

— Но если у человека есть потенциал, каким образом йога может помочь?

  • Если говорить о практике йоги Айенгара, мне кажется, первое, с чем она может помочь – осознание. Это очень важно – осознание тела. Понятно, что человек – это не только физическое тело, но и более тонкие структуры. Но, скажем, когда мы берем телефон, вначале мы видим, что это металлическая коробочка, такого или сякого цвета, с кнопочками. Если мы его откроем, то увидим, что там есть аккумулятор, какие-то штучки. А кто-то из нас, возможно, знает, как это устроено и почему это работает. Но большинство людей этим не интересуется – они просто жмут на кнопки и пользуются.

Другой пример: у меня дома есть кошка. Вот она мягкая такая, прыгает, приятная, живая. И в основном всех это устраивает. Но есть люди, которые заинтересуются: а что это за животное? Кто ее сородичи, какова история, как она появилась рядом с людьми, может, какие-то культы кошек были, какие у нее повадки, на что она способна. То есть, они видят за этим пушистым значительно больше, их ассоциативный ряд значительно шире.

Так вот, почему нужно начинать с физического тела? Потому что, когда мы смотрим на человека, мы воспринимаем его визуально, оцениваем его внешность. Есть люди, которые помимо внешности в большей степени чувствуют состояние человека. Например, вроде красивый человек, хорошо одет, улыбается, но люди чувствуют в нем напряжение и не хотят оставаться рядом. А кто-то может не так привлекательно выглядит, но располагает к себе, и к нему люди тянутся. То есть мы оцениваем что-то еще. А есть люди, которые чувствуют еще больше – не только состояние человека, но и его прошлые состояния, его потенциал. Есть люди, которые видят историю этого человека, а кто-то видит его прошлые жизни. В общем, это видение может быть очень разным. Но начинается все с физического тела.

Человек про себя тоже может знать очень много, но ему нужно начать с чем-то соприкасаться. Это что-то – физическое тело. Потому что, если он не в ладу с телом, он не может осознать свои состояния, эмоции, глубинные причины своих поступков. Он как бы находится в спящем состоянии, не видит. Многие не знают, какие движения они часто повторяют, как у них лицо дергается, голова или еще что-то. Им просто в голову не приходит, что у них это есть. Начиная осознавать тело, человек учится осознавать и другое, например, причины своего гнева.

Часто люди даже не замечают, что вдруг, ни с того, ни с сего начинают орать. Человеку говоришь: «Почему ты все время кричишь?», а он отвечает: «Я кричу?! Да я в жизни голоса не повысил!». Люди не замечают своих реакций, поступков, которые всех травмируют. Чтобы научиться все это осознавать, очень хорошо начать с тела.

Знакомство с телом приводит к осознанию – и это очень важно. Ведь тело – это своего рода индикатор того, что внутри у человека. Например, внутреннее напряжение отражается на теле – его видно в походке, в осанке. Если человек негативно мыслит, у него начинают болеть определенные органы: гнев – причина болезни печени, желчевыводящих путей, страх порождает проблемы с почками. Это известная вещь. Чтобы отследить свое состояние, нужно осознание.

Мне один умный человек сказал, что в мире есть два принципа: «подобное притягивает подобное» и «все есть любовь». С житейской точки зрения очень важно, как человек пришел в мир: в каком состоянии были его родители, когда его зачали, ждала ли мама, любили ли его, пока он был в утробе, хотели ли его. Дали ли любви в детстве. У всех по-разному, всем, может быть, немножко не додали. Но многие люди просто не осознают, чего им не хватает.

Недостаток любви, как черная дыра – она все в себя засасывает. Люди алчут любви от окружающего мира, но не способны ее давать. Осознав, что источник должен быть в них самих, они могут постепенно наполнять этот бездонный колодец. Когда ты начинаешь давать любовь, тогда и к тебе она приходит, потому что подобное притягивает подобное.

Состояние алчности, ревности, нужды – порождает нужду. Чем больше ты нуждаешься, тем больше ты в этой нужде. Это очень хорошо работает в отношении денег: до тех пор, пока человек сетует, что у него мало денег, что он бедный и мало зарабатывает, зациклен на этом, он действительно в этом положении находится. Как только он говорит: «Мне хватит, сколько есть, я на эти деньги живу и мне достаточно», когда он культивирует состояние удовлетворенности, то и денег приходит больше. То же самое с любовью. Мало тебя любили? Не любит тебя никто? Хорошо, не надо – люби сам кого-то. Начинаешь любить, и к тебе это возвращается. В отношениях этот принцип тоже действует.

Как этому йога может помочь? Да не знаю. Я видела огромное количество людей, которым не помогло. Для этого нужно иметь направление ума. Просто делая Уттхита Триконасану, этого невозможно добиться. Эти вещи нужно понять, они должны быть разъяснены кем-то. Это правда работает. Человек получает то, что соответствует его внутреннему состоянию. Если он видит вокруг себя только негатив, он и живет в таком мире. А люди, в которых есть любовь, видят мир прекрасным.

Когда у меня родился ребенок, мне было настолько хорошо в этом состоянии материнства, что все вокруг было прекрасно. Жизнь была удивительна, и то, что я была полной и не влезала ни в одну шмотку, меня совершенно не волновало, потому что я была абсолютно счастлива, когда ребенок на руках у груди. Потом это состояние немного прошло, я изменилась, появился интерес к чему-то другому, когда ребенок подрос…

— Но это состояние во многом обусловлено гормонами.

  • Совершенно верно. Это инстинкт, и очень хорошо, что он есть, потому что женщина вообще ближе к природе. Она не должна эту природу забивать. Женщине это дано пережить. Вот у меня кошка недавно родила котят. Она была абсолютно счастлива, когда лежала с котятами, и напомнила мне меня, когда я только родила ребенка. Прошло какое-то время, котята подросли, и у нее начался период, когда она стала гнать их от себя. Но в то же время, в ней боролись два чувства: то она на них рычит и бьет их, то они опять ее облепят, сиську сосут. А спустя время она окончательно перестала их подпускать – все, пошли вон, уже выросли. Видно, что это одни гормоны, инстинкты.

Человек — биологическое существо, и у женщин тоже это есть. Но женщине это состояние показывает: вот она, безусловная любовь. Многим кажется – и я тоже такой была – что любовь это когда тебе что-то всё время дают. Когда мужчина тебе дает и то, и се, и пятое, и десятое. А ребенок – он тебе ничего не даёт, он просто есть, но из-за этого ты в состоянии безусловной любви и счастья.

Лично для меня это было уроком. Я задумалась о том – уже в зрелом возрасте родив ребенка – что, наверное, к мужчине тоже может быть такое чувство, просто счастье оттого, что он рядом.

Я поняла, что подобную безусловную любовь можно и нужно испытывать к мужчине. У меня этого никогда не было, и мне бы хотелось научиться этому. Мне кажется, что у меня пробуждается эта способность.

— Слышала недавно такую историю: старший товарищ настоятельно советовал более молодому бросить женщину, с которой тот встречался, и уж по крайней мере, ни в коем случае не жениться на ней, поскольку у нее имелся ребенок от первого брака. Оказывается, существует теория, что став матерью, женщина не способна по-настоящему полюбить мужчину, потому что вся ее любовь направлена на ребенка. Что можно ответить на это?

  • Сейчас есть масса людей, которые не получили нормальной материнской любви. И огромное количество людей, находясь в этом состоянии, создали какую-то теорию. Это ревность.

Когда появляется ребенок, и женщина оказывается полностью сфокусированной на нем, психологически зрелый мужчина понимает, что это нужно. То есть, была женщина, которая для него, а сейчас у этой женщины ребенок. И с точки зрения сохранения популяции, продолжения рода, нужно оставить эту женщину в покое, чтобы она максимально, пока этот ребенок маленький, была направлена на него. Потому что ребенка надо выкормить и дать ему заряд любви и тепла, который заложит основу всей будущей жизни.

А эгоистичный мужчина часто начинает ревновать: «Почему она лежит, грудью его кормит, а как же я? Почему она рядом со мной не лежит, почему она меня не хочет? Вот она уже 3 месяца как родила, пора вернуться к нормальному состоянию, а она все с ребенком сидит, а не со мной, не слушает то, что я рассказываю. Не спит со мной».

А на самом деле, если посмотреть, как жили в первобытных культурах, в цивилизациях, которые существовали в единении с природой, там действовали определенные ограничения. Скажем, пока женщина кормит до двух лет, ее вообще не трогали. Это естественно. У животных так же – когда у самки детеныши, она не подпускает к себе самцов. Во-первых, они могут детеныша сожрать, во-вторых, у нее гормональный фон такой, что ей не нужно новое спаривание. Как только она перестает их кормить, она готова к новому.

Это инстинкты, и можно конечно их свести на нет, и всем, может быть, будет хорошо: женщина сохранит мужа, муж будет доволен, но дети-то не получат необходимой любви – ребенку же не объяснишь, что папа хочет внимания. Он родился – у него биологическое ожидание, что он будет лежать на маме, у груди, чувствовать ее тепло. Он хочет быть на руках, потому что он детеныш. А его положили в отдельную кроватку, соску сунули.

Даже кошка, когда рожает котят, все время лежит с ними рядом. И только когда они засыпают, уходит поесть и потусоваться по дому. Но как только она слышит, что они пищат, сразу прибегает. Нормальная кошка. И нормальная женщина тоже, когда слышит, что ее ребенок плачет, не сидит и не ублажает мужа, а бежит к ребенку, берет его на руки, и дает ему грудь. В этот период нормальной женщине все равно, что думает муж, потому что у нее работает инстинкт. А нормальный мужчина понимает, что у него теперь не только жена – у него еще и ребенок.

— Да, но в данном случае речь, все-таки, о ребенке от первого брака, и том, что женщина, родив, не способна полюбить вновь.

  • Это фигня. Любовь это такая субстанция – чем больше, тем лучше. Если действительно есть любовь, то появляется еще один объект любви, еще один ребенок, кошка, собака – и все вместе они любят друг друга. Это эффект резонанса, любви становится больше, и всем лучше от этого. А женщина, у которой есть ребенок, понимает что такое любовь, у нее есть определенная ценность. Мало того – в мужчине она тоже видит чьего-то сына. Она смотрит на мужчину и понимает, какой он был мальчик. Мужчины, они все по большому счету немного дети. Иногда взрослый мужчина делает что-то очень серьезное, что-то очень серьезное из себя изображает, и вдруг женщина в нем видит мальчика, сына, и испытывает к нему материнскую нежность. И многое прощает и принимает.

— Йога помогает решать проблемы в сексуальной жизни?

  • Сексуальные отношения предполагают взаимодействие с телом – своим и партнера. Если человек плохо чувствует свое тело, не понимает, где у него что, не понимает своих реакций, не может расслабиться, отпустить, не может себе позволить быть таким, какой он есть, безусловно это накладывает отпечаток на его сексуальные отношения. Некоторые люди просто слабые, мало подвижные, плохо осознают какие-то части тела, и из-за этого у них не происходит того, что могло бы происходить. И в этом смысле йога помогает.

В нашей практике многие женщины отмечают, что благодаря занятиям они начинают лучше понимать, как устроен таз, внутренние органы, где у них что расположено, они делают асаны и чувствуют вытяжение в разных зонах, чувствительность становится другой – и говорят о том, что их сексуальная жизнь приобрела новые краски, улучшилась.

Многие мужчины отмечают, что практика йоги способствует увеличению времени полового акта. Раньше они не могли заниматься сексом достаточно долго, так, чтобы их партнерше было хорошо, а теперь делают это без труда.
Но это касается исключительно физической стороны сексуальных отношений, что для многих людей немаловажно, и – это не перестает меня удивлять – для многих является единственной стороной сексуальных отношений. В то же время, практика йоги может сделать человека в принципе свободнее и восприимчивее. Способность воспринимать чувства и настроения партнера становится более тонкой. Это создает возможность тонкой взаимосвязи, при которой не так важно, происходит физическое соединение тел или нет.

— Если один из партнеров сильно увлечен йогой, а второй нет, по вашему опыту, это может портить отношения?

  • Может, если придавать этому слишком большое значение. Кроме йоги существует же огромное количество всего другого. Увлечение чем угодно иногда может сказаться не очень положительно на семейной или партнерской жизни. Потому что, когда люди вместе, они ожидают, что будут интересны друг другу. Людям, когда они живут семьей или парой, должно быть интересно. Про детей понятно: если ребенок не видит в глазах родителей заинтересованности, или точнее, не чувствует, что им интересуются, он замыкается и начинает жить своей параллельной жизнью.

Если мужчина не чувствует заботы со стороны женщины, не видит интереса в глазах, он тоже теряет интерес. Поэтому, например, если женщина увлечена йогой, и вместо того, чтобы вечером сесть послушать, что ее мужчина говорит, идет заниматься, через какое-то время мужчине становится непонятно, что он вообще делает рядом с этой женщиной. И я уверена, что найдутся другие, которые ее с удовольствием заменят. Так и в жизни детей – появятся подружки-друзья, которые будут большим авторитетом, чем родители. Заинтересованность друг в друге должна быть. Вот если йога – или что угодно другое – замещает это, то всё.

— А если один начинает обращать другого?

  • Как правило, такие попытки встречают сопротивление. Нормальный человек не соглашается, когда на него давят.
    Йога может разделять, когда нет взаимопонимания. Если йога становится образом жизни, человек стал, к примеру, вегетарианцем, и это влияет на привычный ритм жизни, то это может разделять людей.

Женщина должна быть мудрее. Она должна уметь приспосабливаться. В этом ее функция. Именно поэтому я считаю, что женщина способна сделать почти все. Все, что касается бытового устройства жизни, в том числе и зарабатывания денег, и устройства быта. Ей это просто дано, потому что она ближе к земле, и она более практична.

А в мужчине должна быть духовность. Если ее нет, и женщина чувствует себя выше него – не просто больше знает или больше зарабатывает, а ощущает себя в целом более масштабной личностью, чем он – это трудно. Потому что они должны быть парой, дополнять друг друга. Женщина всегда должна чувствовать, что мужчина больше, чем она.

Читайте также: 
Семейные традиции: создаем сами
Гиперопека: вторая жизнь за ребенка
Семейное наследие: как нас программируют наши предки
Гражина Будинайте: «В российских семьях поздно взрослеют»

letidor.ru

Елена Ульмасбаева: первые шаги начинающих йогов — Йога и здоровье — В мире йоги

Генеральный директор YOGA PRACTIKA Елена Ульмасбаева рассказала нашему порталу о том, какие первые шаги делают люди, начинающие заниматься йогой.

— Елена, с какой целью люди начинают заниматься йогой? Какие ожидания от занятий у новичков?

— Могут быть самые разные причины, почему люди хотят начать заниматься. Ожидания бывают оправданными и неоправданными: от похудеть и исправить осанку до стать более привлекательной и выйти замуж. Но в большинстве случаев это стремление к общему оживлению, движению, это борьба с малоподвижным образом жизни. Люди слышали, что йога – это такие экзотические позы, которые развивают тело и делают человека более спокойным, они хотят гармоничной физической активности, спортивный зал или бег трусцой могут им не подходить по каким-то причинам, может тяжело или скучно. С помощью занятий можно сделать жизнь более качественной, поменять восприятие своей жизни, сделать его более позитивным. Даже при хронических заболеваниях, которые нельзя вылечить совсем, занятия йогой помогают улучшить общее состояние, когда обострения случаются все реже и реже. Ожидания бывают самыми разными, мы всем можем что-то предложить и большинство ожиданий оправданы.

— Когда у новичка возникла идея приобщиться к йоге, с чего Вы рекомендуете начинать?

— Конечно, лучше начинать знакомство с йогой под руководством опытного преподавателя. Выбирайте его не по харизме и красоте речи, а по квалификации, педагогическим навыкам, владению методикой, умению общаться с людьми. Ищите того, кто поймёт ваше состояние, от кого вы будете получать помощь и заряд энергии. Если вы женщина за 50, то лучше пойти к преподавателю — взрослой женщине, которая поймет, что вы чувствуете на занятиях.

Прежде чем искать преподавателя, надо определиться, какое направление йоги вам подойдёт и найти рядом с домом центр, в котором ведут классы йоги для начинающих. Не все наши читатели живут в городах, где есть специализированные центры йоги или фитнес-клубы с профессиональными инструкторами. Тогда на помощь приходят DVD, онлайн-программы, книги. Такие занятия могут быть качественными, если вы занимаетесь регулярно и наблюдаете за собой. Я уверена, что хорошая книга лучше плохого инструктора.

— Как самостоятельно выбрать книгу или онлайн-программу?

— Прежде всего, узнайте информацию об авторе, его опыте, где и у кого он учился, насколько подготовлен с методической точки зрения. Главное не покупаться на красоту книг и видео. Когда все смотрится стильно и дорого, задумайтесь, выглядит ли это так, что вы сможете чему-то научиться? Вам понятны объяснения автора? Есть ли указания к выполнению поз? Если это видео, то оно похоже на урок? Недостаток этих вариантов в том, что преподаватель не видит ученика и новичок не получает индивидуальных инструкций.

— Существует более 30 направлений йоги. Как самому выбрать именно свою йогу?

— Человек должен понять себя, какая у него мотивация, что он хочет получить в итоге от этих занятий. Все направления можно условно поделить на два типа. Одни ориентированы на телесную практику, другие — на духовную.

Я 30 лет практикую йогу по методу Айенгара и рекомендую её как самую физиологичную. Это йога трансформации, которая меняет тело и подойдет всем, особенно начинающим.

— Начинающий ученик определился с направлением, центром, преподавателем. Какие шаги он делает дальше?

— Он приходит в начальный класс, в котором занятия проходят по программе, ориентированной на начинающих и, что немаловажно, ученики примерно одного уровня подготовки. Это могут быть люди разного возраста, но все они в начале своей практики. Со временем, они распределяются по классам разного уровня, что вполне естественно. Кто-то идет дальше быстрее, кто-то остается на этом этапе. В серьезном центре всегда есть градация классов на уровни.

— А классы учитывают особенности начинающих учеников?

— Да, учитывают. Есть занятия для беременных, людей старшего возраста, класс для тех, у кого проблемы со спиной, женский класс, который учитывает женскую физиологию и практику во время менструации. Если человек делает первые шаги в йоге после 60 лет, то идет в класс для людей старшего возраста.

Интересно, что женщины часто начинают практиковать йогу, будучи беременными. Если это первые шаги в йоге, то будущая мама идет сразу в класс для беременных. Только опытная йогиня еще какое-то время занимается в привычном для нее классе.

Но в любом классе любого уровня ученик должен предупредить преподавателя о своих проблемах со здоровьем до начала занятия. От менструации и насморка до давления и недавно перенесенных операций. Есть ряд заболеваний, при которых нельзя заниматься в общем классе. В таких случаях ученик занимается в терапевтическом классе или по индивидуальной программе, разработанной специально для него.

— Для практики йоги выбор одежды и обуви имеет значение?

— Йогу Айенгара практикуют босиком и в одежде, которая не стесняет движений, не скрывает очертания тела, но в то же время достаточно его прикрывает. Если непривычно быть босиком, то можно начать в носках. Довольно быстро станет неудобно, потому что носки мешают работать стопами. Важно чтобы у начинающих учеников хорошо просматривались ноги и руки, колени и локти. Преподавателю легко читать информацию о теле ученика, он видит, как оно двигается и может дать правильные рекомендации. На каждое занятие следует надевать чистую одежду.

Также не рекомендую излишне пользоваться парфюмерией.

— Обязательно приносить свой коврик?

— Не обязательно. Все наши центры ЙП оборудованы полным комплектом материалов, они проходят антисептическую обработку. Но если вы хотите заниматься на своём коврике, то конечно можно взять его с собой или купить у нас, например в интернет-магазине.

— Когда человек практикует йогу, он может заниматься другими видами спорта?

— Конечно. Для кого-то танцы, для кого-то плавание будут прекрасным сочетанием с регулярной практикой. Все зависит от возможностей и желаний каждого ученика.

— От йоги худеют – это миф или реальность?

— От йоги, как и от других видов физической активности, похудеть можно, только если вы измените режим питания. Нужен комплексный подход. Сама по себе йога повышает телесную радость, на фоне которой снижается аппетит (больше нет стресса, который надо постоянно заедать) и усиливает метаболизм.

— Почему люди прекращают практику йоги?

— По разным причинам. Меняются люди, меняются обстоятельства. Например, женщина вышла замуж, у неё стало меньше времени для себя. Согласно ведическому знанию для женщины лучшая йога – это уход за мужем и детьми. Или человек достиг тех улучшений, которых хотел и на этом остановился. Перестали болеть колени, выпрямилась спина – результат достигнут. Возможно, занятия были этапом для дальнейшего развития. И это тоже результат йоги. Бывает, что просто что-то изменилось и заниматься йогой больше не хочется.

— То есть бывают разочарования?

— Мне кажется, что разочарования бывают, если есть некорректный подход или необоснованные ожидания. Например, если выполнять прогибы назад с нагрузкой на поясницу, через какое-то время поясница болит, начинающий ученик решает что это от йоги. Он видит отрицательный результат занятий и разочаровывается. Но причина – неправильное выполнение. Иногда разочаровывает преподаватель, но с моей точки зрения это не причина бросать занятия, лучше пойти к другому преподавателю.

— В начале беседы Вы сказали, что многие люди хотят улучшить свое качество жизни. По вашему мнению, какое качество жизни у человека, регулярно практикующего йогу?

— Я думаю, что для здорового человека в норме быть счастливым, деятельным и любящим. Просыпаться с хорошим настроением, легко засыпать, чувствовать удовлетворенность и радость жизни. Это и есть хорошее качество жизни. Начинающие вправе ожидать, что практика йоги поможет им двигаться в этом направлении. Это оправданное ожидание.

www.yoga.ru

Елена Ульмасбаева: Йога не противоречит христианству

Елена Ульмасбаева — преподаватель и директор Московского Центра Йоги Айенгара, одной из популярных школ классической хатха-йоги. Елена занимается йогой 19 лет, из них 14 лет — в школе Айенгара. Преподает, в частности, йогу для беременных. Недавно у нее самой родился ребенок. Перед Новым годом Елена ответила на вопросы еварушниц — о йоге и о себе.

АленА: Елена, почему именно йога? Ведь она не была слишком популярна в нашей стране, тем более 19 лет назад. Как приходят к этому занятию: для поправки здоровья или это как озарение?

Мотивация бывает разная. Часто люди начинают заниматься, если у них есть какие-то проблемы со здоровьем. Или они хотят обрести психо-эмоциональную стабильность через занятия.

У меня просто был интерес к Востоку, к различным системам, которые работают с телом. Честно говоря, не могу обосновать, почему мне хотелось заниматься именно йогой. Знаете, это как любовь — чувствуешь приязнь к какому-то человеку. Можно говорить, что это потому, что он — добрый. Или потому, что он — злой. Но это только следствие того, что человек нравится.

Я сейчас могу говорить, что у меня восточная кровь (отец узбек), что хотелось работать с телом… Но прежде всего, меня влекло. Хотя тогда не было возможности выезжать. Да и вообще заниматься йогой было странно. А те, кто занимались, были гораздо старше. Им было 40 и больше, а мне было 20. Но постепенно это принимало более конкретные формы, и жизнь выстраивалась вместе с занятиями.

Я осознано искала контактов, информации. Мне хотелось, чтобы это была именно индийская традиция. А впервые я узнала, что йога существует, когда мне было 5 лет. Мне показали картинки, я узнала, что это есть.

Деятельница: Кто был ваш истинный учитель? Сталкивались ли вы с настоящим йогой из Индии?

Истинный учитель для меня — Айенгар. Я занимаюсь йогой по его системе и надеюсь, что хоть в какой-то степени понимаю его учение.

Сейчас ему 86 лет. Когда он приехал к нам в страну, это был 1989 год. Тогда его пригласили на правительственном уровне. Я тогда уже занималась с людьми, которые учились по его книгам. Когда появилась возможность заниматься с ним, это выглядело совсем по-другому. Я занималась йогой и до 89 года, но после этой встречи — это только йогой Айенгара..

Если говорить о самой встрече — я была готова. Понимала, чем я занимаюсь. Что это — моя жизнь. Потом мы уже сами ездили к нему, и продолжаем ездить.

Редакция: Есть несколько вопросов о том, накладывает ли йога Айенгара какие-то запреты на образ жизни. Говорят, например, что йоги в большинстве своем — вегетарианцы. А вы ели мясо во время беременности? Сейчас, когда кормите грудью?

Действительно, до беременности долго не ела. Когда ждала ребенка — начала есть. Мясо необходимо ребенку, тем более, в нашем климате. Я видела, какие у индусов мышцы! Пусть сын, когда вырастет — сам решит.

Бабка Йожка: Елена, а почему вы выбрали именно ХАТХА йогу… И вообще, откуда в мире столько течений йоги? Не разные ли это грани какого-то единого учения?

Айенгар йога — это западное название. Так же, как и западное разграничение на Хатха и Раджа-йогу. На самом деле такого жесткого разграничения нет. Говорят, что йога едина. Учителей в Индии много. Они все йогой занимаются. Название Айнгар йога распространилось на Западе, чтобы отличить от каких-то других.

Откуда много течений? А почему много языков? Почему танцы есть классические, народные, ритуальные? Безусловно, это все грани одного. Для кого-то больше подходит работа с телом, кто-то идет к внутренней гармонии по-другому. Кому-то подходит петь мантры, кому-то — путь самоограничения, или ментальные упражнения. Мы все разные.

Почему метод Айенгара подходит мне? Это — суровый, жесткий метод, который заставляет что-то в себе менять, серьезно работать. Я была инертной, молодой, не знающей, как себя применить. Мне казалось, что такая дисциплина и подвижничество — то, что нужно. Что это придаст жизни смысл и поможет свою природу как-то преобразовать. Обрести цельность. Я чувствовала потребность в каком-то пути.

Больше всего понравилось, что здесь есть труд. Люди стремятся не просто кайф получить, а как-то себя поменять. В том виде, в котором я себя ощущала — я себя не устраивала. Я имею в виду не внешность, а внутреннее состояние. Мне не нравилось, в каких я взаимоотношениях с миром. Мне казалось, что через практику я смогу эту связь выправить. Найти себя, самореализоваться.

И действительно оказалось, что метод структурирует. Потом, по мере того, как я встречала все больше практикующих, и когда начала учить — почувствовала, что если этим методом владеть, то он очень сильно меняет человека.

Скажем, человек сутулый. Или у него сколиоз. Или, что чаще всего волнует, у него полные ноги. Это меняется, выправляется, проблема уходит. Тело становится как конструктор. Конечно, рост 150 не превратится в 180. Но кое-что изменить можно. К оптимальному состоянию прийти можно. Соответственно все это влияет и на здоровье. От положения тела в пространстве зависит работа внутренних органов. Ведь у человека все связано.

Через 7-10 лет практики я стала чувствовать глубокие изменения и в состоянии ума.

Редакция: Глубокие изменения — только через 7-10 лет?

Да. Речь идет не о подтянувшихся мышцах, выпрямленной спине, эмоциональной стабильности. Я говорю о структурных изменениях, когда меняется личность, происходит глубокая коррекция.

Когда я стала понимать, что такое ровность ума, стабильность, как какие асаны воздействуют на состояние ума, когда я почувствовала это на себе — необходимость в учителе исчезла. Но для этого должно пройти много времени. Как и в любом деле — для того, чтобы обрести профессионализм, 5 лет института плюс 5 лет практики — тоже лет 10.

Редакция: Получается, что у тех, кто ходит в центр и еще занимается основной работой и семьей, не так много шансов эти глубинные изменения ощутить.

Это зависит от образа жизни. В любом случае, если они занимаются, я уверена, что они чувствуют положительное влияние практики.

Но есть разница между теми, кто просто посещает занятия, и теми, для кого это -жизнь. Профессия. Они занимаются несколько часов в день, они учат. Они думают почему, когда я говорю то-то и то-то, у этого человека тело выстраивается правильно, а у этого — нет? Может, ему не подходят эти пункты, может ему это по-другому все преподносить?

Еще все зависит от возраста, от способности к обучению. Бывает, что люди более старшего возраста хорошо занимаются, но как только начинают учить и чувствуют, что люди к ним ходят, и это нравится — перестают учиться сами. Ведь в 40-50 лет человек больше склонен быть учителем. И развитие останавливается — человек впадает в грех гордыни.

Но даже если человек не делает это своей профессией, а просто вдумчиво занимается и способен меняться — у него много шансов понять, что это такое.

Lexa: Как к вашему увлечению йогой относятся в вашей семье? Ваши родители, ваш муж? Часто ли вы встречаетесь с непониманием окружающих?

Я с молодых лет сама решала, что мне делать, и отношение окружающих меня не сильно волновало. То есть такой вопрос вообще не стоял.

Мужа у меня нет. В традиционном понимании этого слова «муж» мне просто не нужен. У меня есть отец моего ребенка в виде друга. Он так и называется — отец ребенка. И еще у меня есть мой приятель — друг, с которым я до этого какое-то время была вместе и сейчас, видимо, буду опять.

Когда я начала заниматься йогой, родители уже не определяли мою жизнь, потому что я была от них независима. А с тех пор, как начала учить — меня окружали только люди, которые занимаются йогой.

Anonymous: На самом деле, йога — это совсем не по-христиански и отнюдь не безобидное занятие! Если вы православный человек, то вы не должны ходить на эти занятия! Дело в том, что йоги — это забесовленные люди, нормальный человек не может перенести все эти гвозди и т.п., у него не отключено сознание. Бес же, который в йогах, помогает им отключать чувственную сферу. Задумайтесь — если вас не будет в вашем теле, то кто будет там? Я знаю множество примеров, когда люди, всерьез решившись заняться йогой, приходили к противоположности православного мировоззрения и это было ужасно.

Для меня здесь нет никакой проблемы. Я тоже считаю себя православной. Йога, на мой взгляд, не противоречит христианству. Йога — не религия. Шахматы — тоже индийская игра, но никто не говорит, что здесь есть противоречия с христианством.

Из тела я не выхожу. Та йога, которой занимаюсь я — это и есть работа с телом. Это возможность через работу с телом настроить в целом организм человека так, чтобы он гармонично звучал. Ведь ненастроенный инструмент не звучит, нет гармонии. И достаточно только коснуться настроенного инструмента — услышишь музыку. Так же и человек, организм которого гармоничен, способен к христианской любви, спокоен, не совершает зла.

Мы не стоим на гвоздях, не глотаем огонь. Кстати, такие же смешные вопросы задают и по поводу России за рубежом. Когда мы приезжаем в Индию, люди не могут понять, как мы вообще выходим на улицу. Они спрашивают, правда ли бывает -20 и -30? «А как же вы выходите на улицу?» Я им рассказываю, что в помещениях отопление, что на улице мы надеваем одежду, варежки, шапку… «А лицо, неужели не мерзнет лицо?» Они не могут понять, почему не мерзнет лицо! С их точки зрения, так жить невозможно.

А многие из нас точно так же не знают их культуры, не знают, что такое йога. Ведь йога — настолько же гвозди и поедание огня, насколько Россия — медведи и балалайки на Красной площади.

И ребенка, кстати, я тоже крестила. Когда он вырастит — сможет сам выбирать религию, крещение никак этому не мешает.

Редакция: А есть ли среди ваших знакомых те, кто занимались йогой и «подвинулись умом»?

Йога Айенгара, наоборот, приводит в порядок ум — как математика, по выражению Ломоносова.

Есть масса практик, которые помогают ум рассеить, отпустить, поплыть по волнам, отдаваться своим состояниям. Таких людей я встречала — они пели мантры, занимались медитативными техниками. Это влияет по-разному.

Но когда человек все время обращается к своему внутреннему «я» через тело, как бы связывает свою плотную структуру и более тонкое — он становится цельным, собирает себя воедино. Поэтому среди тех, кто занимались вместе со мной, я не видела тех, у кого «сносило башню».

Честно говоря, люди, которые склонны к «плаваниям», не будут заниматься у нас. Им тяжело. Требуется концентрация, способность работать, регулярность занятий. А они лучше будут лежать, расслабляться, представлять какие-то картины…

Ната Г: Знакомы ли вы со школой йога Гуру Ар Сантема и методиками этой школы? Каково ваше отношение?

Не знакома. Я нашла «свой университет» — то, как учит Айнгар. Мне интересны и другие методы, другие учителя. Я слышала об этой школе, безусловно. Но пока мне хотелось бы понять, кто это. Что за этим стоит. По той информации, что есть, у меня осталось странное впечатление. Не могу сказать ничего конкретного. Непонятно, что они делают.

Танима: Занималась йогой в вашем центре, потом дома во время беременности. Сейчас малышу восьмой месяц — не высыпаюсь + работаю дома. Можно ли возобновить занятия дома? Как организовать практику, учитывая усталость?

Делайте восстанавливающие позы. Позы стоя. Сложных поз делать не стоит, основываться на базовой программе.

Танима: Недалеко от дома есть спортивный центр, рядом с метро Кунцевская. Будет ли интересно центру, отдельным инструкторам организовать там занятия?

Да, нам интересно расширение. Но не такое, когда просто используются наши ресурсы. Мы арендуем помещения, платим преподавателям зарплату, на которую они живут. И соответственно, есть статьи расхода.

Нас многие зовут учить. Но когда речь заходит о том, чтобы преподавателю заплатить лишние 5 долларов, нам вдруг напоминают, что «деньги — это не главное». Да, для нас это тоже не главное, но это важно. Мы готовы к любому взаимовыгодному сотрудничеству.

Просто Солныфко: Нужно ли беременным посещать ознакомительные занятия или можно сразу заниматься в классе для беременных?

Беременным можно заниматься исключительно в классах для беременных, независимо от уровня подготовки.

Просто Солныфко: От инструкторов по «йоге» поступают противоречивые мнения о пользе или вреде различных асан в период беременности. Интересуют: все перевернутые позы, а также те, в которых напрягается или растягивается пресс.

Наша программа для беременных идет от Гиты Айенгар, дочери Айенгара, которой скоро будет 60 лет, и она с 11 лет занимается йогой. Она всю свою жизнь посвятила тому, чтобы заниматься йогой с женщинами. Мы стараемся максимально точно следовать ее рекомендациям. Учитываем уровень практики до беременности и используем приспособления для того, чтобы поза выполнялась физиологически правильно.

Перевернутые позы делать можно, если вы их делали раньше. Но мы смотрим, чтобы они выполнялись правильно. Речь идет не о том, делать позы или нет, а о том, КАК делать. Все зависит от человека. Для кого-то лучше не делать. Кому-то можно с приспособлениями.

«Собака мордой вверх» и «поза крокодила» — категорически нельзя, как и многие другие. Все позы, которые хоть как-то сжимают абдоменальную область, создают напряжение — делать нельзя.

Johny_kz69: Не могли бы вы подсказать, какие есть в йоге методики для улучшения зрения?

В нашей школе нет комплекса асан, направленных непосредственно на улучшение зрения. Но в целом занятия с использованием бандажа на глаза особенно благотворно влияют на зрение. Есть упражнения из йоги, которые давно используются, так что все уже забыли, что они из йоги. «Вверх-вниз», «близко- далеко». Это тоже очень помогает. К нам можно ходить для того, чтобы в целом организм улучшался, потому что зрение — это проблема не только глаз.

Moulin: Подскажите, пожалуйста, есть какие-нибудь упражнения или занятия для тех, у кого бесплодие — и для женщин, и для мужчин.

Тоже комплексная проблема. Причины могут быть разные. Правильная практика йоги, безусловно, хорошо воздействует на репродуктивную функцию. И если есть такой диагноз, как бесплодие, заниматься очень полезно. Но параллельно нужно разбираться в причинах бесплодия — посмотреть на человека, на его тело. Если есть гормональные изменения — мы вряд ли поможем. Ну а когда приходит 26 лет молодая женщина — скорее всего, у нее еще будет возможность родить ребенка, если нет каких-то органических проблем.

Ольга_bars: Елена, подскажите, пожалуйста, могу ли я заниматься йогой дома? По Интернету, например? И не могли бы Вы порекомендовать хорошие сайты по йоге?

Можно. Но лучше этого не делать. Представьте ситуацию: человек хочет научиться плавать. Он может по книжкам, и по сайтам учиться. Может сколько угодно отрабатывать движения на полу руками, задерживать дыхание. Но все равно однажды он должен оказаться в водной стихии.

Так и с йогой. Можно сколько угодно читать книги, сайты. Но только когда человек придет в класс, когда его поправит преподаватель и объяснит ему, как вытягивать руку — это будет равносильно погружению в стихию человека, который учился плавать по книжкам.

Начать знакомство по книгам можно. Но прежде всего йога — это практическая система. Заниматься без учителя — адский труд. Я знаю много людей, которые у себя в городах занимались долго без учителя. Они выполняли позы, но у них продолжала болеть спина, они наносили себе жуткие травмы. Сейчас этого можно легко избежать, потому что есть преподаватели.

Люди не могут сразу знать, как вытягивать стопу, пальцы рук. Откуда это узнал АйенгаеменностБjр? Он занимался по 8-12 часов в день и заново прорабатывал то, чему научился у своего учителя. И только потом, зная принципы работы тела, он постепенно начал выстраивать систему так, чтобы это подходило всем людям. Даже тем, у кого нет рук и ног. Даже для них.

Mary Jane: Как вы считаете, не опасны ли занятия гимнастикой йога для совсем маленьких детей?

Наша практика основана на осознании тела. Ребенок непосредственен, у него другое сознание. Он не может тянуть руку и думать о том, как он тянет руку. Он должен просто быть свободным, просто двигаться. Самая большая ошибка — втискивать детей в те рамки, к которым они психологически не готовы.

Мы в детских классах занимаемся с детьми с 6-7 лет — это просто развивающая гимнастика. Там нет пунктов — только игра. Главное, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции.

Редакция: Вашему сыну сейчас год — вы делали с ним зарядку, массаж?

Никакого вмешательства в естественный ход вещей. Если ребенку нравится совершать какие-то движения с вашей помощью, если он смеется, когда вы поднимаете ножки или ручки — все это хорошо, пока не выходит за рамки игры и не превращается в обязательный, запрограммированный ритуал.

Массаж мы делали в 5 месяцев, приглашали специалиста. Ходунки тоже не используем. Да и стул для кормления нам дедушка совсем недавно купил.

С Еленой Ульмасбаевой беседовала Ева Фридман

eva.ru

Интервью с Еленой Ульмасбаевой | Секреты йоги для красоты и здоровья!

28 Июнь 2014 Автор: Оксана Подус

Знакомьтесь — Елена Ульмасбаева —  дирекор Московского центра йоги Айенгара, основатель сети «Йога Практика», стаж занятий йогой 26 лет, из них 22 года — йога Айенгара. 

Елена, когда и почему вы стали заниматься йогой? Что подтолкнуло к этому? Кто был вашим учителем? 

Я с детских лет интересовалась йогой, в 10-11 лет я узнала про йогу от знакомых моей тети, это было в Алма-Ате. Тогда впервые у меня появилась перефотографированная маленькая книжка с изображением асан и их описанием. Мне трудно объяснить свой детский, но очень горячий интерес не только к йоге, но и всему, что связано с Индией. Индийская культура, история, литература, музыка, танцы — это всегда увлекало меня. А в последнее время меня очень интересует современная жизнь Индии. И конечно же, я большая поклонница индийского кинематографа, особенно современного.
Но вернемся к йоге. Моим первым учителем был Борис Голембо, это было в СССР, занятия проходили на квартирах у кого-нибудь из заинтересованных лиц и включали не только практическую часть, но и довольно много лекций и бесед о йоге и многом другом, о чем сейчас можно прочитать в книгах и интернете. А тогда людям негде было взять информацию о чакрах, астрологии, биоэнергетике, акупунктуре и пр.
Борис Голембо хорошо владел английским языком и многое узнал из книг, изданных за границей. Он так же обучался у сына Анатолия Зубкова, который следовал методу Дирендра Брахмачарьи, который был широко известным в то время учителем йоги в Индии.
В 1989 году в нашу страну был приглашен Шри Б.К.С.Айенгар — великий йог современности, я тогда работала в организации, которая занималась его приемом. С тех пор я — его преданная ученица и популяризатор его метода.

Что для вас значит йога? Что она дает вам? Как воздействует на организм? Как меняет вашу жизнь? 

В самом начале йога для меня была почти единственным смыслом и целью в жизни, но позже, по мере продвижения в практике, я стала открывать для себя мир вокруг и находить интерес и радость в простых вещах вокруг. Ведь практика иоги меняет человека, не только трансформируя его тело, но и пробуждая осознанность, когда практикующий начинает по другому, более реально видеть мир и, прежде всего, себя и свое место, предназначение в этом мире. На мой организм, на мое здоровье практика йоги повлияла очень хорошо, я чувствую себя сейчас несравнимо лучше, чем 20 лет назад. Но главное — приходит чувство удовлетворенности и единения с миром. Возможно, это и есть — счастье.

 Подробно расскажите о данном направлении йоги. Кто его основатель? В чем особенности? В чем отличия от других направлений? 

Шри Б.К.С. Айенгару всемирно известный мастер йоги . Его путь в йоге начался в 14 лет. За эти долгие годы он преобразовал традиционный подход к обучению йоге и сформировал свой метод практики и преподавания, основанный на детальной проработке асан и максимальной концентрации во время их выполнения. Причем, для разных людей, акценты при выполнении одинаковых асан будут разными, в зависимости от особенностей строения их тела и свойственных им двигательных стереотипов. В силу разных причин у человека одни мышцы, одни части тела работают лучше, другие хуже. Связь ума с различными частями тела не одинакова. Развивая осознанность во время выполнения асан, практикующий развивает осознанность вообще, как свойство, присущее человеку. Эта осознанность распространяется не только на тело и движение, но и то, что человек чувствует, его мысли и эмоции, мотивация его поступков — все осознается лучше, видится в истинном свете. Это очень важно с точки зрения развития, ведь для того, чтобы что-то развить, трансформировать, нужно видеть истинную природу объекта. Например, чтобы выпрямить спину, нужно увидеть, что она сутулая. Чтобы воспитать в себе смирение и принятие, нужно увидеть, осознать причины гордости и отчуждения.
Йогу Айенгара называют самой физиологичной йогой, потому что очевиден оздоравливающий эффект столь глубокой проработки тела при выполнении асан, но тело тут — лишь инструмент для воздействия на более тонкие структуры человеческого существа, посредством практики происходит гармонизация всей системы под названием «Человек».
Часто говорят, что йога Айенгара доступна всем, что нет ограничений по возрасту и физическим возможностям, что каждому можно подобрать специальную программу, предложить выполнить более сложные позы с помощью вспомогательных средств (кирпичей, ремней, валиков, одеял, специальных лавок и т.д.), применение которых хорошо разработано и поможет раскрыть даже самое слабое или жесткое тело. Это действительно так. Мне кажется, что йога Айенгара не слишком подходит тем, кто стремиться жить в иллюзии, кто не способен или не хочет видеть истинную природу вещей.

 На что нужно обратить внимание новичку, который решит практиковать данное направление? Как часто нужно заниматься? 

В первую очередь нужно постараться заниматься регулярно, каждый день. Не обязательно каждый день приходить на занятия в класс, можно заниматься дома хотя бы по 30 минут. Важно найти подходящего преподавателя, нужно узнать, где преподаватель обучался, продолжает ли он развиваться, кто его учитель, к кому он ходит или ездит для продвижения в своей практике? Ищите преподавателя, который остается учеником.

 Как и где вы пополняете свои знания о йоге?

Прежде всего я каждый год езжу в Индию в г. Пуна, где живет мой учитель и его семья. Туда приезжают его ученики со всего мира, последнее время все больше приезжает наших соотечественников. Так же в Москву регулярно приезжают известные во всем мире преподаватели йоги Айенгара, такие как Стефани Квирк, Лоис Штайнберг, Габриэла Джубиляро, Фаек Бириа, Манусо Манос и некоторые другие.

 Есть ли у вас какие-то любимые или особо значимые высказывания известных личностей о йоге? Процитируйте их. 

Мне нравиться высказывание Айенгара «Тело — мой храм, асаны — мои молитвы».

Каковы противопоказания к занятиям данным направлением йоги? 

Как таковых нет противопоказаний, ведь каждому можно подобрать программу и способ выполнения асан. Но есть заболевания, с которыми не следует заниматься в общей группе. Например, не следует заниматься вместе со всеми при психических заболеваниях, при онкологии, рассеянном склерозе и многих других. Так же по специальной программе нужно заниматься во время менструации и во время беременности.

 Как, на ваш взгляд, заниматься лучше всего – самостоятельно или в группе? Почему? 

Как я уже говорила, самостоятельная практика очень важна, но нужно где-то учиться, поэтому лучше выбрать преподавателя и ходить в класс раз или два в неделю, а в остальные дни заниматься дома. Если достойного преподавателя нет рядом, то можно посещать семинары время от времени. Хорошая книга или ДВД для начинающих тоже может руководством, если невозможно найти грамотного преподавателя.

 Как выглядит ваш обычный день? В какое время вы обычно тренируетесь? Сколько тратите на практику? 

Я встаю около 6 утра, у меня есть семья, сын, который ходит в 1-й класс и, находясь дома, я делаю домашние дела, готовлю, общаюсь с семьей и это на первом месте. Раньше, когда я жила одна, мой день всегда начинался с практики, теперь я занимаюсь, когда все еще спят или никого нет дома и не всегда удается делать это в одно и тоже время. Но такая «свобода» в режиме появилась только с рождением сына, до этого лет 15 моя практика была для меня на первом месте и я занималась 2-3 часа ежедневно или даже больше. Теперь, если мне удается уделить занятиям 2 часа в день -считаю это большой удачей. Ведь в Москве много времени уходит на переезды, тем более, что я живу за городом. Я провожу время только в зале для занятий и дома в домашних делах или за компьютером, не хожу на тусовки, не встречаюсь с друзьями, и все равно, у меня практически ни на что не остается времени. Правда, когда я езжу учить в другие города и страны, я могу больше уделить время практике, так как моя семья остается дома.

 Как в йоге трактуется понятие «счастье»? Как определяете его вы?

В древних текстах написано, что целью йоги является состояние самадхи, высшее состояние сознания. В Индии считают счастьем возможность следовать своей дхарме — пути. Для меня счастье это согласие с самим собой, способность радоваться простым вещам, которые происходят каждый день, ощущение, что ты на своем месте и делаешь свое дело.

Что такое саттвическое питание? Придерживаетесь ли вы его правилам? Расскажите подробно о своем питании. Есть ли у вас рецепт какого-то особенного «йоговского» блюда? 

Саттвическое питание это когда в пищу употребляются саттвические продукты, такие как злаки, спелые фрукты, зелень и овощи, растущие над землей, молоко, полученное от коровы, которую хорошо содержат и некоторые другие. И еще только умеренное питание может быть сатвическим.
Я стараюсь покупать свежие натуральные продукты, насколько это возможно, и готовлю дома. Сама делаю гхи (топленое масло), творог. Много покупаю в эко-маркете. Когда готовлю, использую довольно много специй. Лучшим блюдом считаю кичири, блюдо из риса и дала.

 Подробно распишите, что вы едите на завтрак, обед и ужин. Во сколько это происходит? И в каком объеме? 

Натощак стакан или два чистой теплой воды
До завтрака несколько пиал качественного бодрящего горячего чая (зеленого)
Завтрак — гречневая или другая каша с гхи и сиропом топинамбура или пара тостов из бездрожжевого хлеба (цельнозернового) или немного творога
Обед — овощной суп или овощи со злаками или кичири
Ужин — что-нибудь легкое, может салат из свежих овощей (летом) или несколько яблок с орехами.
Я люблю сладкое и хлеб, но позволяю себе это только в первой половине дня. У меня дома всегда есть мед, сухофрукты, хороший шоколад и в умеренном количестве я это ем. Иногда пью кофе с кардамоном. В течении дня пью хороший чай и воду.

Интервью с сайта www.yoga.ru

 




Понравилась статья, поделитесь ее с друзьями!
Рубрика: ИНТЕРВЬЮ.

Навигация по записям

Предыдущий пост:     ← Женская йога: правда или вымысел? Часть III
Следующий пост:     Курмасана →

protsvetaem-vmeste.ru

Елена Ульмасбаева о преподавателях и йоге в Екатеринбурге — The Village


Директор Московского центра йоги Айенгара и основатель сети «Йога Практика» Елена Ульмасбаева занимается йогой с 1985 года, а преподает с 1989. Говорят, что именно она привезла в Россию йогу по методу Айенгара. The Village поговорил с Еленой о том, как правильно выбрать своего учителя, полезна ли йога в гамаках и какое место занимает Екатеринбург на карте йоги в России.


Йога Айенгара — это разновидность хатха-йоги, где основное внимание уделяется правильному положению тела. Шри Б.К.С. Айенгар изменил традиционный подход к обучению йоге и создал свой метод преподавания, основанный на максимальной концентрации и детальной проработке асан. Айенгару называют самой физиологичной йогой, а большинство асан в ней выполняются с опорами.


Текст


Лилия Низамова


Я занимаюсь йогой Айенгара больше 30 лет. Раньше йога не была так популярна, она была для людей, скорее, «странных», но последние 12-15 лет я вижу, что йога прочно входит в жизнь как совершено нормальное явление. И преподаватель йоги сегодня — профессия, а не что-то маргинальное.


Спрос рождает предложение, и предложение не всегда качественное. Понятно, что хорошие преподаватели не могут появиться откуда ни возьмись. Им на смену приходят другие, обученные быстро, не за три года, а за три месяца, а то и меньше. В нашей культуре сложилось отношение к йоге как к чему-то таинственному: общество принимает за продвинутость в йоге загадочные татуировки, бусы на руках, побритую голову и взгляд в себя. На самом деле это не так.


Клиенты, которые приходят в классы, не знают, как правильно выбрать преподавателя, но я могу дать несколько советов. Когда вы отдаете ребенка в школу танцев — наверняка будете узнавать, где учился преподаватель, какой у него опыт и личные достижения. И когда вам говорят: «Я постигал йогу в предгорьях Гималаев в тайном обществе», или же «Мой учитель передавал мне знания от сердца к сердцу», — это должно настораживать. Я не отрицаю, что, возможно, есть люди, получавшие знания телепатическим способом, но их не может быть так много.


Надо узнать, какое образование у человека, кем он был до йоги. Мне кажется, это очень важный вопрос. Я не против, если человек работал слесарем: может быть, у него есть среднее медицинское образование, и он пять лет практиковался, а не стал учителем после трехмесячных курсов.


Сейчас много юных преподавателей. Но молодость не считается недостатком. Есть вопрос опыта. Допустим, пришла к девушке на практику женщина 30 лет, которая недавно родила, или дама за 40. Знает ли 22-летний учитель хотя бы теоретически, какое состояние организма у женщины после родов, во время беременности и в период гормональной перестройки? Йога —это телесная практика, и мы используем тело как инструмент. Здесь требуется наблюдение за своим телом. И если преподаватель молод, хочется, чтобы он набирался опыта у старших учителей — они обязательно должны быть. Нужно спросить: кто ваш учитель, к кому вы обращаетесь, когда не знаете, как поступать с учеником?


Например, вы ходите на балет, чтобы насладиться зрелищем, и однажды решаете научиться танцевать. От того, что вы сидите и просматриваете, как танцуют солисты, вы не научитесь танцевать. Нужно, чтобы преподаватель не просто показывал, как танцевать, а сделал так, чтобы и ученик в итоге что-то станцевал. Когда преподаватель выходит перед аудиторией и говорит: «Повторяйте за мной» — это вообще не преподаватель. Хотя многие считают, что если учитель умеет вставать на голову, закидывать ногу за голову, значит, и у них получится. Но это неправда. Может быть, преподаватель делает это в силу своей гибкости и молодости, может, он бывший гимнаст, а ученик в последний раз был на физкультуре 25 лет назад. Важен методический подход, чтобы тело постепенно раскрывалось и менялось.


Главное в йоге — выбрать правильного преподавателя. Нужно посоветоваться со знакомыми, узнать, куда они ходят. Полезно взглянуть на знакомых: вот человек занялся йогой, прошло полгода или больше, и что произошло в жизни этого человека? Может быть, девушка стала нервной, категоричной в суждениях, или у нее начались конфликты в семье, потому что она стала вегетарианкой. Посмотрите, позитивны ли изменения. Вы готовы измениться в ту же сторону?


Когда есть понятие школы, где люди учатся не первый год, а набираются опыта, это всегда производит хорошее впечатление. Люди, которые занимаются преподаванием, владеют не только предметом, но и навыками передачи. Выбирая школу для детей, мы интересуемся: кто учителя, директор, есть ли традиции в этой школе. Красивое здание или икра на обед не имеют никакого отношения к учебному процессу. Поэтому личная преданность каких-то людей своим преподавателям не означает, что преподавание качественное. Нужно смотреть, что важно именно вам, как меняется жизнь людей, которые начали заниматься йогой, подходят ли эти изменения вам.


Последние пять-семь лет люди ставят простые цели — приходят за хорошим самочувствием и внешними признаками этого самочувствия. Большинство людей готовы тратить время и деньги именно на это. И школа Айенгара, которую я представляю, это реально дает. В нашей стране она работает более 30 лет. Это большое мировое сообщество, у нас есть система квалификации, которая позволяет поддерживать качество. Айенгара — гарантия того, что люди не придумали это сами, прочитав какие-то книги или посмотрев видеоролики, а учились у более старших и по возрасту, и по опыту людей. Они всегда могут обратиться к старшим, что очень важно. Когда я получаю какой-то вопрос от своего ученика, я всегда могу что-то посоветовать, а если не до конца понимаю — спрашиваю у людей, которые старше меня.


Я не знаю, в тренде йога Айенгара или нет, потому что я много лет в этом. Есть разные стили йоги. Название хатха предполагает занятие с телом: это может быть выполнение асан, пранаям, крий. На Западе, в том числе, и в России, хатха-йогой называют непонятно что. Люди делают какие-то асаны и называют их хатхой.


Когда речь заходит о хот-йоге, создается ощущение, что люди много работают, чтобы изощренно поесть в дорогом ресторане, а потом готовы отдать любые деньги, чтобы похудеть. И идут на то, чтобы в жарких залах, обливаясь своим и чужим потом, выполнять какие-то упражнения. Хотя всем уже давно известно — чтобы снизить вес, нужно просто изменить питание.


Йога в гамаках — вещь хорошая, но к йоге она имеет отдаленное отношение. Наши дети сейчас растут в неестественных условиях. Ребенок в определенном возрасте может делать максимум движений: лазать по деревьям, забираться по лесенкам, качаться на веревках. Чем больше движений он совершает, тем лучше для него. В нашей стране в меньшей степени, а на Западе — в большей есть ограниченность пространства, в котором мы живем. Это приводит к тому, что многие дети мало двигаются. Постепенно эффект накапливается. И когда появляется что-то такое, где можно будто бы поиграть, сделать то, что мы не делали в детстве, это воспринимается на ура. Но, с моей точки зрения, йоге в гамаках не хватает хорошо разработанной техники безопасности, чтобы люди не повыворачивали себе запястья и лодыжки.


Кажется, что противостояния между разными стилями йоги нет. У одних агрессивная рекламная позиция, у вторых — более спокойная, а у третьих — вообще никакой, хотя она насчитывает большую историю. В Екатеринбурге сообщество Айенгара ведет себя довольно вяло, оно могло бы больше заявлять о себе. Мне кажется, что это ошибка.


В России йогой традиционно больше занимаются в ее европейской части и крупных городах. Исторически лидируют три города — Москва, Екатеринбург и Санкт-Петербург.


Чем мне нравится Екатеринбург? — Это очень бодрый город. Еще не Сибирь, но уже и не средняя полоса России. Я много езжу по стране, и, по моим наблюдениям, сибирским городам свойственна некоторая инертность. Люди, живущие на Урале, поживее. Я бы сказала, что в Екатеринбурге присутствуют некоторые черты, которые в основном свойственны столицам, но не хочу обижать другие города.


Хочется, чтобы здесь йога Айенгара не потеряла своих позиций. Я всегда говорю, что с таким энтузиазмом, как на Урале, люди мало где занимаются йогой. Они готовы пахать и относятся к этому очень серьезно. Такая черта присуща Екатеринбургу. В Москве и Санкт-Петербурге люди в этом смысле поспокойней. Это зависит от того, кто стоял у истоков йоги в каждом отдельно взятом городе. Мне кажется, что Егор Ротов хорошо раскачал его в самом начале. От его запала, импульса, эмоционального и энергетического вложения зависело очень многое.


Я знаю многих преподавателей из Екатеринбурга. Постоянно принимаю экзамены, они приезжают Москву, с кем-то мы встречаемся в Индии. Следуя определенной иерархии, могу перечислить трех самых старших преподавателей после Егора Ротова: это Елена Зубакина, Ольга Бухнер, Юлия Бахарева. Есть и другие, очень хорошие учителя.


Благодарим кафе осознанного питания «Мы есть» за помощь в организации интервью.


читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:



обложка: YOGA PRACTIKA

www.the-village.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о